Донателло. Картины донателло


Итальянский скульптор Донателло - Эпоха Возрождения

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Донателло. Скульптура в УффициДонателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г.г. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в OperaПортретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Источник - Википедия

Equestrian Statue of Gattamelata

Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата

Bust of Niccolo da Uzzano

Miracle of the Ass (detail)

Funeral Monument to John XXIII (detail)

Agony in the Garden

Tomb of Giovanni Crivelli (detail)

Crucifix

Herod's Banquet

Madonna and Child between St Francis and St Anthony

Panel of the door with the Apostles

Cantoria

Miracle of the Ass

Miracle of the New-born Child (detail)

Musician Angels

Pulpit

Pulpit (on the left)

Annunciation

St Cosmas and St Damian

St John the Baptist

St Mark

St Mary Magdalen (detail

Judith and Holofernes (detail)

Resurrection of Druisana

St Cosmas and St Damian

St George (detail)

St George and the Dragon

St John the Evangelist

Old Sacristy

Полностью fotki.com

16-centure-ru.livejournal.com

Донателло - итальянский скульптор эпохи Возрождения

Донателло (Донатело ди Никколо ди Бетто Барди ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Обучение Донателло получил в мастерской Л. Гиберти. Огромное влияние на его творчество оказала проторенессансная школа А. Пизано.

Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелек с деньгами около двери своей мастерской, и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.

К ранним работам относятся статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен "Святой Георгий" - юноша-воин со щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум - цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.

В 1430 г. Донателло создал "Давида" - первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа,- один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.

Поездка в Рим вместе с Брунеллески расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти - нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв.

Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 г огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в. алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас трудно себе представить, как он выглядел первоначально.

Четыре дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление глубины пространства, как в живописных произведениях.

Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Это один из первых ренессансных конных монументов. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, выполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, - в барельефах двух кафедр церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло создал также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал сложную и выразительную группу "Юдифь и Олоферн"; статую "Мария Магдалина" в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре; трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже его учениками.

Донателло умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

File:Stmark.jpg

Святой Марк

File:Siena.Duomo.Donatello.JohnBaptist0.jpg

Св. Иоанн Креститель

File:Firenze.PalVecchio.Donatello.JPG

Юдифь и Олоферн

Святой Георгий. Мрамор

св. Иоанн Евангелист

 (236x590, 49Kb)

Пророк Аввакум

 (228x590, 50Kb)

Пророк Иеремия

Мария Магдалина. Фрагмент

Мария Магдалина. 1450-е гг.

Чудо св. Антония с ослом. Рельеф. 1446—50. Фрагмент

Конный памятник кондотьеру Гаттамелате

Мадонна Пацци

Пир Ирода. Рельеф купели баптистерия в Сиене

Надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII)

Благовещение (Алтарь Кавальканти

obiskusstve.com

Донателло - биография, фото и видео

Донателло — знаменитый итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Художественно осмыслив опыт античного искусства, одним из первых итальянских  Донателлоскульпторов подошел к созданию классических форм Ренессансной скульптуры. Родился Донато ди Никколо ди Бетто Барди в 1386 году во Флоренции в довольно зажиточной семье. Его отец был чесальщиком шерсти. Из-за ранней смерти отца пришлось зарабатывать своим трудом на жизнь. В 15-летнем возрасте он работал ювелиром в небольшом городке недалеко от Флоренции. В 1403 году он начал обучаться технике бронзового литья во Флоренции в мастерской Лоренцо Гиберти. Именно в этот период Гиберти получил очень важный заказ на изготовление северных врат из бронзы для баптистерия. В годы обучения в мастерской (1403—1407) Донателло познакомился с известным итальянским скульптором, архитектором и ученым Филиппо Брунеллески. Гиберти и Брунеллески стали самыми близкими друзьями Донателло на всю жизнь.

В 1408—1409 юный гений создает мраморную  Мраморная статуя Давида-победителястатую Давида, предназначенную для украшения собора. Статуя считается его первым достоверным произведением. Донателло представил Давида юным воином, победившим гиганта Голиафа. Несмотря на восторженные отзывы современников, скульптор чувствует свою неуверенность, ему не хватает опыта и знаний. Статуя считается отражением готических форм. Далее Донателло создает работы для украшения фасадов соборов и общественных сооружений Флоренции. В 1409—1411 годах мастер трудится над созданием статуи сидящего Иоанна Евангелиста. В 1411—1413 годах он создал статую стоящего евангелиста св. Марка. Пропорции статуи идеальны, она полна достоинства и спокойствия.

Исполнение статуи св. Георгия исследователиСтатуя св. Георгия относят к 1415—1416 годам. Статуя была установлена в нише здания на Ор Сан-Микеле. Тема святого Георгия поднималась в искусстве и раньше, где его изображали всадником с копьем, одетым в рыцарские доспехи. Этим копьем он поражает дракона. Донателло изобразил Георгия прекрасным стройным юношей, уверенно стоящим на земле, опираясь руками на щит. На нем лишь легкие латы и небрежно наброшенный на плечи плащ. Голова юноши непокрыта, лицо полно решимости и отваги. Статуя является ярчайшим изображением идеальной молодости.

В 1416 году скульптор приступает к новому заказу на создание статуй пророков для украшения кампанилы собора. Над созданием этих статуй Донателло трудился почти двадцать лет (1416—1435 годы). Донателло самостоятельно создал четыре статуи пророков и еще две — в соавторстве, он же проводил руководство всеми работами. В 1425—1427 г.г. Донателло совместно с Бартоломмео ди МикелоццоСкульптура святого Людовика Тулузского трудится над созданием монументального надгробия папы Иоанна XXIII в баптистерии во Флоренции. Выполненная Донателло лежащая фигура папы стала классическим образцом для следующих гробниц эпохи Возрождения.

В начале 20-х годов скульптор приступает к созданию статуй из бронзы. Так, в 1422 году им создана великолепная бронзовая скульптура святого Людовика Тулузского, в 1425 году — для купели сиенского баптистерия композиция «Пир Ирода». Созданные в 1427—1429 годах для этой же купели фигуры двух добродетелей «Веры», «Надежды» и фигурки трех музицирующих и танцующих ангелов положили начало возникновению итальянской мелкой бронзовой пластики. Вершиной его творчества в технике бронзы стала статуя обнаженного Давида, выполненная в 1430—1432 годах и полуобнаженная фигура улыбающегося ребенка с поднятыми вверх руками («Амур-Атис»).

С 1443 года Донателло пребывает в Падуе на должности главы крупнейшей мастерской. Конный памятник кондотьера ГаттамелатаЗдесь он прожил десять лет. В 1445 году Донателло начинает работу над конным памятником кондотьеру Гаттамелате. В 1447 году было выполнено литье памятника и начато сооружение постамента. В 1450 году была завершена чеканка памятника, правда, установили статую лишь в 1453 году. Этот памятник возвел Донателло в число величайших монументалистов планеты. В 1453 году Донателло вернулся во Флоренцию. Здесь он получил важный заказ на создание монументальной бронзовой композиции, на которой изображены фигуры Юдифь и Олоферна. В последние годы, несмотря на плохое здоровье, скульптор создает прекрасные серии рельефов. 13 декабря 1466 года один из величайших скульпторов всех времен и народов умер.

Похожие записи:

velikielyudi.ru


Смотрите также