Русские в Париже, или как Дягилев стал первым русским продюсером. Картины дягилев


Отражение «Русских сезонов» Дягилева в картинах – Ярмарка Мастеров

«И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? — спросил однажды Сергея Дягилева король Испании Альфонсо во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов». — Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».

«Русские сезоны» — таким именем нарекли ежегодные гастроли русских артистов за рубежом в таких городах, как Париж, Лондон, Берлин, Рим, Монте-Карло, с 1907 по 1929 г., организованные талантливым русским антрепренером Сергеем Павловичем Дягилевым.

Предвестником «Русских сезонов» стала выставка русских художников в Париже, в знаменитом Осеннем салоне, организованная трудами Дягилева в 1906 году. Это стало первым шагом к восхождению русского искусства на европейские сцены.

В 1909 Дягилев готовит к открытию новый «Русский сезон», где ключевым моментом станет русский балет, в то время как, в предшествующих сезонах главную роль отдавали музыкальному искусству. Участвовали в подготовке нового сезона такие художники, как А. Бенуа и Л. Бакст. Балетную труппу составили ведущие танцоры Большого и Мариинского театров. Здесь мы можем встретить такие великие имена, как Анна Павлова, Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Матильда Кшесинская и другие.

балет, анна павлова, живопись маслом

русские сезоны, балерина, танцы

Впервые парижскому зрителю были представлены в 1909 году пять балетов, это «Половецкие пляски», «Пир», «Павильон Артемиды», «Сильфида» и знаменитая «Клеопатра». Успех был предрешен. Зрители рукоплескали изысканным костюмам по эскизам Бакста, Бенуа и Рериха, вдохновлялись музыкой Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова и, конечно же, восхищались блестящими танцорами - Т. Карсавиной, А. Павловой, и В. Нижинскому.

Уже в 1911 «Русские сезоны» готовятся взойти на сцены в Монте-Карло. Зрители увидели пять премьер поставленных под руководством балетмейстера Фокина. В этом же году Дягилев ставит в Лондоне балет «Лебединое озеро». Все премьеры имели головокружительный успех. Это был настоящий триумф.

париж, балерины

Для дягилевского балета характерно гармоничное сочетание музыки, пения, танца в единое целое, подчиненное единому образу. Цельность и гармония частей и общего нашли отклик в душах миллионов зрителей и триумфальное шествие «Русских сезонов» по Европе продолжалось. Но, экспериментируя с пластикой, декорациями, музыкальным оформлением, Дягилев не раз «удостаивался» модного тогда звания «декадент», а его постановки сопровождались то бурей аплодисментов, то шквалом критики.

дягилев, живопись

В 1914 году для оформления декораций балета «Золотой петушок» приглашена русская художница-авангардистка Наталья Гончарова. Благодаря ее декорациям, «Золотой петушок» становится самым известным балетом сезона, а художница становится частью труппы «Русских сезонов» и участвует в оформлении и других постановок.

история балета, картины

Яркая звезда «Русских сезонов» закатилась после смерти их идейного предводителя Сергея Дягилева в августе 1929 года. Труппа распадается. Однако остаются последователи великого Дягилева: Леонид Мясин создает «Русский балет в Монте-Карло», а Серж Лифарь остается во Франции, солирует в Гранд-опера, сохраняя и развивая наследие Дягилева.

За 20 с лишним лет существования «Русских сезонов» над их реализацией работают такие художники, как Пикассо, Анри Матисс, Макс Эрнст, композиторы Жан Кокто, Кдод Дебюсси, Игорь Стравинский (открытый Дягилевым), танцоры Серж Лифарь, Анна Павлова и Ольга Спесивцева. И даже Коко Шанель изобретала эскизы костюмов для балета «Аполлон Мусагет».

истории, картина маслом

За 20 лет существования «Русских сезонов», благодаря чуткой работе Дягилева в корне изменилось представление общества о современном театре и танце. Русское искусство стало популярно в Европе и на Западе, оказав влияние на развитие всей истории мирового искусства ХХ века.

история искусства, картина

www.livemaster.ru

биография, фото, личная жизнь, интересные факты

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - знаменитый театральный и художественный деятель России. Являлся критиком и создателем журнала "Мир искусства". Занимался организацией "Русских сезонов" во Франции, а именно в Париже. Сергей Павлович Дягилев открыл для искусства многих известных хореографов. Практически всю жизнь посвятил пропаганде русского балета в Западной Европе.

сергей павлович дягилев

Биография

Сергей Павлович Дягилев родился в дворянской семье 31 марта (по юлианскому календарю 19 марта) 1872 года. Отец - Павел Павлович Дягилев - офицер. Местом рождения является Новгородская губерния, а именно местечко Селище. Дягилев Сергей Павлович, личная жизнь которого всегда привлекала внимание, рос без матери. Во время родов мать Дягилева скончалась.

Детство и семья

Расти Сергею Павловичу пришлось с мачехой. Однако она относилась к нему с такой же любовью, как и к собственным детям. Подобное отношение привело к тому, что смерть брата для Дягилева стала трагедией. Это стало причиной того, что Сергей Павлович не стремился возвратиться в родные места.

Отец деятеля являлся потомственным дворянином. Занимал должность кавалергарда. Однако многочисленные долги вынудили его бросить армию и переехать жить в Пермь. В то время данный город считался глубинкой страны. Дом семьи стал центральным в жизни Перми. Не было отбоя от людей, желающих посетить дом Дягилевых. Часто семья проводила вечера, на которых пели песни для гостей. Молодой Сергей Павлович Дягилев также брал уроки музыки. Вообще, он сумел получить отличное и очень разностороннее образование. После того как юноша вернулся назад в Санкт-Петербург, он ни в чем не уступал жившим там интеллигентам. Сергей Павлович Дягилев был очень начитан, чем удивлял многих своих сверстников.

Молодость

дягилев сергей павлович личная жизнь

Возвратиться в культурную столицу России Дягилев смог в 1890 году. Сергей Павлович имел весьма обманчивую внешность. Выглядел он как обычный провинциал, имел телосложения здоровяка. Несмотря на это, был очень образован, начитан, а также без труда общался на нескольких языках. Все это позволило ему с легкостью вписаться в жизнь университета, в котором он начал обучение. Учился он в Петербурге на юридическом факультете.

Осваивая азы права и юриспруденции, студент начал интересоваться театральной и музыкальной деятельностью. Сергей Павлович Дягилев, биография которого очень насыщена, начал брать уроки игры на фортепиано, а также посещать класс в консерватории. Также юноша начал писать музыку и занимался изучением истории художественных стилей.

Первое путешествие по Европе Дягилев Сергей Павлович совершил во время каникул. Молодой человек хотел найти свое призвание и сферу деятельности. В тот момент он начал заводить дружбу со многими известными людьми.

Окончание университета

Так как Дягилев был очень одарен от природы, то сумел за четыре года пройти шестилетний курс обучения. В эти годы он начал понимать, что обязательно должен добиться чего-нибудь в жизни. Несмотря на успешное окончание университета, Дягилев Сергей Павлович, личная жизнь которого достаточно интересна, осознал тот факт, что его не влечет быть юристом. Все больше и больше он начинает погружаться в искусство. Вскоре он делает выбор, который оставил след во всей русской культуре. Он начинает пропагандировать искусство.

Деятельность

сергей павлович дягилев 1872 1929

Сергей Павлович Дягилев, интересные факты из жизни которого могут увлечь многих, стал заниматься общественной деятельностью. Вообще, ее можно было разделить на несколько частей. Первый этап его жизни связан с образованием организации "Мир искусства". Появилась она в 1898 году, и была связана с рядом других деятелей. В 1899 - 1904 годах выступал в роли редактора совместно с Бенуа в одноименном журнале.

Финансирование он получал от крупных меценатов, а некоторый период спонсировал его сам Николай II.

Дягилев Сергей Павлович, краткая биография о котором не даст полной информации о его жизни, также являлся инициатором проведения ряда выставок. Каждая из них была организована на высшем уровне.

Высказывания о Репине и работа в "Ежегоднике императорских театров"

В определенный период жизни Дягилев принял решение создать монографии об известных художниках. Вскоре им была написана работа о Репине, который, по его мнению, был ближе к "Миру искусства", нежели к передвижникам. В ту пору мало кто сомневался, что у Репина отсутствовал дар изображения реалистичных картин. Однако большинство не заметило, что художник начал постепенно изображать личность, применяя модернистские приемы. Его талант был изумительно предугадан Дягилевым, что было доказано самим временем.

сергей павлович дягилев интересные факты

Власти видели, что Сергей Павлович Дягилев, фото которого представлены в статье, буквально переполнен энергией. Благодаря этому в период с 1899 по 1901 год он получил должность редактора в журнале "Ежегодник императорских театров". Однако, как многим известно, Дягилев имел своеобразный характер, постоянно отстаивал свою точку зрения, нередко провоцировал скандалы. После одного из горячих конфликтов Сергей Павлович был уволен и потерял возможность трудиться в государственных учреждениях. Вступился за Дягилева Николай II, который просил секретаря Танеева взять его к себе на службу.

Новые проекты

Проекты, которыми Дягилев занимался последние десять лет, перестают его интересовать. Следующий период времени он проводит в разъездах по городам России, в которых изучает и собирает предметы искусства. Их он решает представить русскому читателю. Вскоре он начинает выступать со статьями перед заинтересованными людьми, а также пишет обзор о творчестве Левицкого. В то время художник был мало кому известен. Именно Дягилев открыл общественности талант Левицкого. За это он был представлен к награде Уварова.

Далее он решил заняться организацией выставки, на которой будут представлены работы художников с 1705 по 1905 год. Для того чтобы собрать коллекцию картин ему пришлось объехать многие города России. Собрать ему удалось шесть тысяч работ. Также Сергей Павлович хотел написать историю живописи с XVIII века. Но выполнить данный замысел у него не получилось. Собирая картины, Дягилев смог глубоко зучить живопись той поры.

К сожалению, надолго выставка не сохранилась. После ее завершения для картин не было выделено специальных комнат, и им было суждено отправиться назад к своим авторам. Большинство из этих работ были уничтожены в ходе революции.

дягилев сергей павлович

Покорение Европы

Дягилев вскоре начал понимать, что в России он сделал все, что мог. Здесь он организовал первый художественный журнал, однако не смог продолжать его выпуск. Тем не менее, не получилось у Сергея Павловича создать на родине национальный музей, а также не были реализованы интересные идеи о русском балете и опере.

В 1906 году он отправляется покорять Европу, организовал в Париже показ "Русское искусство". Вслед за ними прошли выставки русских художников в Венеции, Берлине, а также Монте-Карло.

Данные демонстрации стали открытием "Русского сезона". Нередко Дягилев упоминал, что в его жилах течет кровь самого Петра I. Дела, которые совершал Дягилев Сергей Павлович, были по-настоящему масштабные и новаторские. Например, в показах балета он сумел совместить живопись, музыку, а также исполнение. Именно Дягилев приучил жителей Франции к русскому балету. Благодаря ему лучшими балетными школами считаются именно российские. Кроме этого, Дягилев привнес в мировое искусство целый ряд новых имен. Он открыл для балета новых гениальных танцоров - Вацлава Нижинского, Леонида Мясина и других. Именно он стал основоположником мужского балетного танца. Чем руководствовался Дягилев Сергей Павлович? Ориентация его стала той созидательной силой, которая сподвигла деятеля на воплощение смелых идей. Дягилев был гомосексуалистом. Он любил мужчин, восхищался ими, занимался карьерой своих любовников.

Восхождение

Появление и деятельность Дягилева в европейской культуре происходило поэтапно. Первым шагом стали выставки картин русских художников, а также икон. Со временем у него начали появляться связи, благодаря которым он смог организовать масштабный концерт русской музыки.

Впоследствии он начал привлекать к выступлениям самых известных русских танцовщиков, а через полтора года приходит к решению создания собственной труппы.

Списки выступлений, которые составлялись Дягилевым, поражают. В 1907 году организованы пять симфонических выступлений, которые проводились с участием таких знаменитых музыкантов, как Шаляпин, Рахманинов. Следующий год был посвящен показам русских опер. Поставлен известный "Борис Годунов", а в 1909 году Франция увидела "Псковитянку". Французская публика была восхищена выступлениями, почти все зрители плакали и кричали.

После балетных постановок 1910 года многие женщины начали себе делать прически, похожие на те, которые были у артистов во время выступлений.

сергей павлович дягилев биография

Показы балета

Огромную популярность в Европе имели балеты, которые организовывал Дягилев. В течение двадцати лет было показано шестьдесят восемь балетов. Некоторые из них вошли в мировую классику, например, "Жар-птица". Сергей Павлович смог открыть миру нескольких талантливых режиссеров.

Еще в 1911 году деятель сумел собрать у себя в труппе самых известных танцовщиков Москвы и Санкт-Петербурга. В определенный момент времени он отправился с выступлениями в Соединенные Штаты Америки. Вскоре началась Первая мировая война, а вскоре и революция 1917 года. Все эти перемены помешали группе вернуться на родину, но расставаться они не собирались.

Все мероприятия, которые проводил Дягилев, были нацелены на успех. Происходило это во многом благодаря его энергичности. Он без труда мог уговорить, убедить, зарядить соратников своим энтузиазмом.

Последние годы

На последних этапах жизни Дягилев все меньше интересовался балетом. Новым его занятием стало коллекционирование. Достаточно долгий период Сергей Павлович не имел постоянного пристанища. Однако в определенный момент он остановился в Монако. Здесь он начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства, а также редкие автографы, книги, рукописи и так далее. У Сергея Павловича начались серьезные проблемы с финансами, а также в отношениях с очередным любовником Нижинским.

дягилев сергей павлович краткая биография

Он пытался сохранить отношения, а также удержаться в общественной жизни двадцатых годов.

В 1921 году Дягилев узнал, что у него сахарный диабет. Однако предписания врача и диету он не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стали инфекции, резкое повышение температуры. К тому моменту еще не был открыт пенициллин, поэтому болезнь была очень опасна. 7 августа 1929 года у него произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели, а ночью 19 августа его температура поднялась до сорока одного градуса. Дягилев потерял сознание и умер на рассвете. Похоронен Сергей Павлович в Венеции.

Жизнь и судьба Дягилева весьма необычны. Все время он метался между выбором, в какой культуре ему оставаться - русской или европейской. Делал смелые эксперименты, которые практически все стали успешными, принесли немало прибыли Дягилеву, а также признание и любовь публики. Его деятельностиь несомненно очень повлияла не только на русскую, но и на всю мировую культуру.

fb.ru

Сергей Дягилев – биография, фото, личная жизнь, русские сезоны

Сергей Дягилев: биография

Сергей Дягилев – человек, сумевший выйти за рамки академического консерватизма сценического искусства, написав историю танца с нуля. Благодаря инновациям талантливого импресарио люди и по сей день могут не только видеть, но и чувствовать балет.

Будущий новатор мира искусства появился на свет в Новгородской губернии 19 марта 1872 года по старому стилю. Позже с семьей он переехал в Санкт-Петербурге, а затем в Пермь, где служил его отец.

Сергей ДягилевСергей Дягилев

Глава семейства Павел Павлович Дягилев был офицером в кавалергардском полке. Родной матери Сергей не знал, так как она по истечении нескольких месяцев после родов умерла. Воспитанием мальчика занималась новая супруга отца – Елена. Мачеха души не чаяла в пасынке и отдавала ему всю себя.

Сергей Дягилев в детствеСергей Дягилев в гимназии

После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно юноша учился музыке в консерватории у Н.А. Римского-Корсакова. Окончив в 1896 году университет юриспруденции, будущий именитый балетмейстер предпочел область изобразительного искусства.

Балет и меценатство

В конце 1890-х Дягилев вместе с друзьями создал художественное объединение «Мир искусства», отвергавшее академизм во всех его проявлениях. Парни уговорили известных меценатов С.И. Мамонтова и княгиню М.К. Тенишеву финансировать их журнал.

Сергей Дягилев в молодостиПортрет Сергея Дягилева. Художник Валентин Серов

Благодаря редкому организаторскому таланту и способности проникать в сущность творческого процесса Сергей организовал «мирискуснические» выставки. В 1905 году в Таврическом дворце Петербурга он устроил презентацию русского портрета, где собрал картины из столицы и провинций.

Постановки балета находились под мощным влиянием творчества художников-модернистов. Над декорациями и костюмами работали деятели тяготеющего к символизму объединения «Мир искусства»: авангардист Н. А Гончаров, испанский монументалист Х. Серт, итальянский футурист Д. Балла, кубист П. Пикассо, французский импрессионист А. Матисс, неоклассицист Л. Сюрваж и многие другие.

Портрет Сергея ДягилеваПортрет Сергея Дягилева. Художник Лев Бакст

В качестве декораторов и художников по костюмам в дягилевских постановках были задействованы такие личности, как К. Шанель и А. Лоран. Как известно, форма всегда влияет на содержание, что и наблюдала публика в «Русских сезонах».

Декорации, костюмы и занавес поражали художественной выразительностью: этажная игра линий приводила в восторг аудиторию спектакля. Музыка в постановках использовалась разноплановая: от мировых классиков Ф. Шопена и Р. Штрауса до русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова.

Сергей Дягилев и Игорь СтравинскийСергей Дягилев и Игорь Стравинский

Европейское сценическое искусство, переживавшее в начале 19 века кризис, было освежено непревзойденным синтезом различных видов искусства, из которого впоследствии и родился современный балет.

"Русские сезоны"

История «Русских сезонов» началась после проведенной 1906 году выставки в «Осеннем салоне». Мероприятие, имевшее оглушительный успех, вдохновило Дягилева. Мужчина не желал останавливаться и продолжал знакомить парижскую публику с русским искусством.

Труппа "Русские сезоны" Сергея ДягилеваТруппа "Русские сезоны" Сергея Дягилева

В 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входит 5 симфонических выступлений. Неповторимый бас Шаляпина, хор «Большого театра», дирижерское мастерство Артура Никиша и восхитительная фортепианная игра Гофмана в мгновение ока пленили изголодавшуюся по талантам аудиторию.

Весной 1908 года Дягилев познакомил Париж с оперой. Однако «Борис Годунов» собрал неполный зал, и вырученные деньги едва покрыли затраты на организацию мероприятия.

Участники русских исторических концертов в ПарижеУчастники русских исторических концертов в Париже

В 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез в будущую столицу моды 5 балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». Ядро балетной труппы составили танцовщики Москвы и Санкт-Петербурга – В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, И.Л. Рубинштейн, М.Ф. Кшесинская.

За 20 лет работы «Русских сезонов» традиционное отношение общества к танцу в корне изменилось, а русское искусство стало необычайно популярным в Европе.

Личная жизнь

Люди справедливо подмечали Дягилевское выпадение из «общего стиля». В нем бурлила иная, отличная от многих кровь. Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды.

Достоверно известно, что у Сергея Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не может оставаться в тени, его любовников «в лицо» знали все.

Сергей Дягилев и Дмитрий ФилософовСергей Дягилев и Дмитрий Философов

Первые амурные отношения у Сергея Дягилева были с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.

Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала «белая дьяволица» – Зинаида Гиппиус. Женщина не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся норм морали – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее было пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий МережковскийЗинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский

"Борьба" между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками.

После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу Мережковскому. Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.

В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета.

Сергей Дягилев и Вацлав НижинскийСергей Дягилев и Вацлав Нижинский

Подающий надежды русский танцор финского происхождения Вацлав Нижинский в то время находился на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа обаятельный юноша был игрушкой: он оплачивал его счета, обновлял гардероб и «одалживал» парня друзьям.

И если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго прозаик бы искал повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы «не подвернулся» Дягилев.

Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал «лицом» «Русских балетных сезонов».

Вацлав НижинскийВацлав Нижинский

В 1913 году танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусства немедленно уволил Нижинского.

Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла балетмейстеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился.

Сергей Дягилев и Леонид МясинСергей Дягилев и Леонид Мясин

После семи лет близкой дружбы в 1920 году Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним – Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев обрывает с ним все связи.

Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».

Смерть

На последних этапах жизни импресарио 19 века «нашел себя» в коллекционировании.

Долгое время Сергей Павлович, не имея постоянного пристанища, скитался по городам и странам Европы. Строптивый дух знаменитого мэтра культуры обрел покой в Монако. Здесь Сергей и начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства: картины, редкие автографы, книги и рукописи.

Могила Сергея ДягилеваМогила Сергея Дягилева

В 1921 году Сергей узнал, что у него сахарный диабет. Однако строгие предписания врача и диету уже немолодой мужчина не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стала инфекция и резкое повышение температуры. Антибиотики в то время еще не изобрели, поэтому болезнь была крайне опасна.

7 августа 1929 года у любимца мужской аудитории произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели.

Балетки на могиле Сергея ДягилеваБалетки на могиле Сергея Дягилева

Сергей Дягилев, биография которого неразрывно связана с историей русского балета, скончался 19 августа. Ночью его температура поднялась до сорока одного градуса, он потерял сознание и, не приходя в себя, умер на рассвете.

Остров-кладбище Сан-Микеле стало последним пристанищем именитого балетмейстера. Там погребено множество великих деятелей искусства, науки и спорта: поэт и нобелевский лауреат Иосиф Бродский, композитор Игорь Стравинский, психиатр Франко Базалья, футболист Эленио Эррера, писатель и журналист Петр Вайль. Кладбище и по сей день открыто для посещений.

Интересные факты

Жизнь Сергея Дягилева, как и многих видных деятелей, наполнена интересными фактами:

  • Дягилев имел нюх на таланты, был блистательным руководителем и чудесным организатором, но сам на сцене не выступал.
  • Ольга Хохлова, жена Пабло Пикассо, была танцовщицей в «Русском балете» Сергея Дягилева.
Ольга Хохлова и Пабло ПикассоОльга Хохлова и Пабло Пикассо
  • В 1897-ом году Дягилев повел художника Александра Бенуа и его жену в «Гранд-оперу». Там у друга Сергея лопнули фрачные штаны. Мужчина весь вечер сидел неподвижно и прикрывал прореху, образовавшуюся на самом предосудительном месте, складным цилиндром, а Дягилев, стоило ему перевести взгляд со сцены на Александра, начинал смеяться во весь голос. Тогда его громко звучный смех чуть не сорвал концерт.
  • Сергей Павлович не раз в шутку говорил, что является дальним потомком Петра Первого (через Румянцевых), и, если подтверждения этой информации не было, то родственные связи с Чайковским под сомнения не ставились. Великий русский композитор приходился меценату дядей.
Петр Ильич ЧайковскийПетр Ильич Чайковский - дядя Сергея Дягилева
  • Выставка российско-финских художников, организатором которой был Дягилев, прошла в атмосфере скандального непонимания. Тогда публике впервые представлены работы Константина Коровина, Михаила Врубеля, Михаила Нестерова и Филиппа Малявина. В глазах искушенных эстетов концептуально новая живопись выглядела крайне неприглядно в связи с чем, посетители требовали у кассирши вернуть им деньги, заплаченные за вход.
  • Весной 2011 года теплоход под названием «Новиков-Прибой» переименовали в «Сергея Дягилева».
Теплоход "Сергей Дягилев"Теплоход "Сергей Дягилев"
  • Если сравнить девушку, изображенную на афише «Русских сезонов» 1909 года, с фотографией Анны Павловой, станет ясно, что именно она была прототипом, с которого рисовалась балерина.
  • Дягилев не скрывал гомосексуальных предпочтений. Однако достоверно известно, что в его жизни был сексуальный контакт с женщиной. 18-летняя кузина балетмейстера на память об их связи подарила мужчине венерическую болезнь.

Фото

24smi.org

Стравинский, Нижинский, Гончарова и другие.

31 марта исполняется 144 года со дня рождения Сергея Дягилева — гениального антрепренера, который заставил Европу обожать русскую культуру. Он не писал картин, не сочинял балетов и опер и очень редко выступал как художественный критик. Но Дягилев обладал таким вдохновением, пламенностью и организаторским талантом, что без него история искусств ХХ века была бы совсем другой. Рассказывает Софья Багдасарова.

В юности, мечтая стать композитором, он показал свои сочинения Римскому-Корсакову, который не оценил их. Уходя, молодой Дягилев прокричал: «Будущее покажет, кого из нас история будет считать более великим!» Спустя годы именно благодаря Дягилеву Европа познакомилась с музыкой Римского-Корсакова и начала сходить с ума от восторга. Сходила мировая публика с ума и от других открытий этого величайшего продюсера ХХ века. Вот некоторые из них.

Музыка: Игорь Стравинский

Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Леон Бакст и неизвестная. Швейцария, 1915 год

В самом начале Русских сезонов, потрясших Париж, Дягилев делал ставку на волшебство русских сказок. Музыку для балета «Жар-птица» он заказал композитору Анатолию Лядову. Но когда стало ясно, что заказ в срок выполнен не будет, Дягилев обратился к молодому Стравинскому, премьеру ученических сочинений которого он слышал в консерватории. «Жар-птица» вместе с «Шехеразадой» Римского-Корсакова стали самыми популярными балетами сезона 1910 года. Стравинский еще не раз писал для Дягилева: так появились «Петрушка», «Весна священная»...

Танец: Нижинский, Лифарь и другие

Дягилев перевернул мировой балет: если честно, к 1910-м годам в Париже этот жанр считался пережитком, полным пыли, полумрака и меланхолии. Помогло в числе прочего то, что Дягилев был большим ценителем мужской красоты («…Каракалла какая-то, если не Иезавель нарумяненная и сенаторам римским главы отсекающая…» — описывал его сластолюбивую внешность Андрей Белый). Одним из новаторств Дягилева был перенос внимания с женских партий на мужские. Он открыл, вернее, создал таких танцовщиков и постановщиков, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Серж Лифарь. Некоторые из них уже имели карьеру в петербургском балете, других же лепил он сам. Лифарь в воспоминаниях пишет, как Дягилев водил его по музеям, заставлял читать книги. А потом экзамен устраивал. Другие, как сестра Нижинского Бронислава или Джордж Баланчин, прибивались к Русским балетам сами — потому что знали, что именно здесь их талант раскроется.

Живопись: Наталья Гончарова

Как и многие другие открытия Дягилева, в том числе художники Леон Бакст, Александр Бенуа, Константин Коровин и пр., на родине Гончарова была известным мастером. Но лишь театральные работы для Русских сезонов помогли ей обрести почву под ногами в Европе. В 1914 году по рекомендации своего давнего друга Бенуа он приглашает ее для оформления нового балета «Золотой петушок» Римского-Корсакова (прежние художники-оформители труппы, тот же Бенуа и Бакст, стали уже немного старомодными, публика требовала авангарда). После начала Первой мировой войны художница покидает Париж и возвращается в Россию, однако в июне 1915 года Дягилев снова приглашает ее — на сей раз на постоянную работу. Гончарова с супругом Михаилом Ларионовым покидают родину накануне грядущих потрясений и остаются в Париже до конца жизни.

Картины Натальи Гончаровой

Наталья Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914

Картины Натальи Гончаровой

Наталья Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914

Картины Натальи Гончаровой

Наталья Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914

История: Александр Рослен и другие

До того как обосноваться на Западе и обрушить на него русскую музыку, танец и сценографию, Дягилев сотрясал своей бурной энергией родные просторы. Одна из его величайших заслуг перед историей искусства — организация в 1905 году выставки русского портрета в Таврическом дворце. На ней были представлены произведения русской живописи за все время существования жанра. Чтобы собрать картины, Дягилев (заручившись поддержкой историка, великого князя Николая Михайловича) обшарил все императорские дворцы. А также лично объездил 102 дворянские усадьбы по всей стране, уговаривая помещиков отдать на выставку старинные портреты своих предков. И тогда историки искусства Серебряного века впервые увидели многих мастеров, которые сегодня считаются столпами жанра. Они с удивлением узнали, что «наши портретисты того же XVIII века — Левицкий, Боровиковский, Шубин, Щукин, Рокотов — и более позднего времени, как братья Брюлловы, Кипренский, Тропинин, Варнек, Соколов, стоят на уровне лучших европейских — их современников», — вспоминал художник Мстислав Добужинский. Особенно всех поразили работы Рослена.

Критика: Бенуа и Грабарь

А еще до этого ведь существовал журнал «Мир искусства», основателем которого и главным редактором был Дягилев. (Собственно, как и в других своих проектах, он старался быть его «диктатором», из-за чего журнал и сложившееся вокруг него общество «Мир искусства» в итоге и развалились.)

«Мир искусства» был новаторским и по форме, и по содержанию. Для его печати в закромах нашли старинный типографский шрифт времен Елизаветы Петровны, на него шла самая дорогая бумага, его оформляли лучшие художники. Тексты для него писали тоже лучшие авторы — только, пока Дягилев не заставлял их этого делать, они порой не знали, что такими являются. Так, художник Александр Бенуа стал известен как историк искусства именно благодаря текстам в этом журнале.

Художник Игорь Грабарь начинал как критик тоже здесь — и в итоге настолько вовлекся в историю искусства, что спас половину шедевров русской иконописи и основал реставрационные мастерские.

www.culture.ru

Сергей Павлович Дягилев и Третьяковская галерея

Сергей Павлович Дягилев, поставив задачу пропаганды русского искусства, имел перед собой пример подвижнической деятельности Павла Михайловича Третьякова, посвятившего жизнь собиранию художественных произведений русской школы.

С самого начала Дягилев относился к Третьякову с глубоким уважением. В 1901 году в статье «О русских музеях» Сергей Павлович писал: «Всматриваясь ближе в состав изумительной московской галереи, нетрудно заметить, что Третьяков, человек чуткий и влюбленный в свое детище, принадлежал все же к известной эпохе... Он чувствовал, что должен представить все русское искусство... Таким образом, его собрание есть поразительный по своей полноте дневник тридцати центральных лет его коллекционерской деятельности»[1]. Павел Михайлович не был чужд новых веяний в искусстве, за что критиковался более консервативно настроенными деятелями. Он сочувственно отнесся к идее молодежи круга Сергея Дягилева и Александра Бенуа издавать журнал и устраивать выставки. С организованной С.П. Дягилевым в январе 1898 года выставки русских и финских художников П.М. Третьяков купил картины «Прудок»[2] В.А. Серова, «Кладбище»[3] А.Н. Бенуа, «В сумерках»[4] К.А. Сомова, «Осень»[5] М.В. Якунчиковой и иллюстрации С.В. Малютина к сказке «Царь Салтан»[6], о чем Дягилев писал Павлу Михайловичу в марте того же года: «Картины, приобретенные Вами, давно уже отправлены в Москву»[7].

И все же сам Дягилев считал, что «к искусству последних лет Третьяков тоже относился без энтузиазма. Он этим искусством не увлекался. Врубель его удивлял, Коровин только отчасти нравился, Бенуа и Сомова он покупал скорее для "очистки совести"»[8]. Тем не менее Третьяков возлагал большие надежды на издание нового художественного журнала, задуманного Дягилевым и его друзьями. Просьбы Сергея Павловича о размещении в журнале изображений принадлежащих Третьякову вещей удовлетворялись (давались разрешения на выполнение фотосъемок и на воспроизведение). В отделе рукописей ГТГ сохранились письма Дягилева к Третьякову[9], в которых обсуждались вопросы опубликования на страницах журнала изображений конкретных произведений, при этом Сергею Павловичу приходилось получать еще и разрешения у авторов картин.

К сожалению, первый номер журнала «Мир искусства» разочаровал Павла Михайловича, о чем он сообщил своему зятю С.С. Боткину 18 ноября 1898 года: «Ты, мой милый Сережа, разумеется, получил Дягилевский первый номер, а я хотя еще не получал, но видел его. Уж не знаю, кто хуже — Собко[10] или Дягилев... Вот уже, по народному выражению, оба в лужу стрельнули! Нечего сказать, одолжили! Там и ждать нечего было, а тут не ожидал! Очень жаль, очень жаль!»[11] Третьяков, отмечая положительные стороны журнала, критиковал сумбурность изложения и подачи материала, нелогичность его размещения. При жизни Павла Михайловича вышел лишь первый номер «Мира искусства».

Постепенно молодой издатель приобретал опыт — подбор статей и иллюстраций становился более естественным. Более того с 1903 года стал отдельно выходить «Мир искусства. Хроника», что позволило избавить сам журнал от сиюминутных заметок, которые (как и рекламные объявления) не нравились Третьякову, отмечавшему, что «конец-то номера, с различными объявлениями, гораздо хуже и безвкуснее»[12], чем у журнала «Искусство и художественная промышленность». Правда, реклама в журнале продолжала печататься все последующие годы, в том числе в 1904 году было опубликовано объявление о подписке на издание «Московская городская художественная галерея П. и С.М. Третьяковых» (редакция и пояснительная записка И.С. Остроухова и С. Глаголя)[13].

4 декабря 1898 года умер Павел Михайлович Третьяков. Дягилев глубоко переживал утрату. Ему сразу же пришла в голову мысль о необходимости увековечения памяти великого собирателя русского искусства на страницах журнала «Мир искусства», о чем Сергей Павлович уже 6 декабря писал Илье Семеновичу Остроухову: «У меня к Вам большая просьба, в которой Вы не можете, "не смеете" отказать, конечно, не ради меня, но ради того дела, о котором я Вас прошу: пожалуйста, сейчас же беритесь за перо и напишите нам заметку о П.М.Третьякове... Добрый друг, Вы не можете в этом отказать, это Ваша прямая обязанность перед Третьяковым.»[14] Остроухов откликнулся на этот призыв: написал статью[15] и прислал в редакцию журнала подлинные фотографии Павла Михайловича Третьякова, о получении которых с благодарностью сообщил Д.В. Философов: «Сегодня в редакции получено от Вашего имени два снимка с Павла Михайловича в кругу семьи Вашей. Дягилев еще не приехал из Парижа, а потому на мою долю выпало принести Вам от имени редакции глубокую благодарность за ваш подарок... Покуда существует редакция «Мира искусства», она всегда будет с гордостью и благодарностью вспоминать, что Вы, ближайший помощник Павла Михайловича, сочли ее достойной хранить в стенах своих портрет покойного»[16].

Со смертью Павла Михайловича Третьякова Дягилев не порвал отношений с Третьяковской галереей. Его не покидала мысль поместить развернутую статью о галерее, для которой надо было собрать материал, в том числе — иллюстративный. Решено было рассказать о расширении и перестройках галереи, поместить изображение нового фасада, выполненное В.М. Васнецовым. После смерти Павла Михайловича и его жены Веры Николаевны (умершей в марте 1899 года) их жилой дом пустовал, и решено было соединить его с основным зданием. Одновременно планировалось сделать новый фасад галереи, который объединил бы оба здания. Фасад поручили спроектировать В.М. Васнецову, 10 августа 1900 года художник предоставил проект фасада на рассмотрение Совета галереи, проект был одобрен и рекомендован Московской городской думе.

Желая поместить в журнале «Мир искусства» материалы по этому вопросу, Дягилев переписывался с Васнецовым и Остроуховым. Последнему Сергей Павлович писал в июле 1900 года: «Спасибо за сообщение интересных сведений о галерее. Тут же и просьба: не разрешите ли воспроизвести в "Мир[е] Иск[усства]" фасад Васнецова. Это было бы крайне важно и интересно. К тому же напоминаю Вам ваше обещание прислать заметку о перестройках в галерее. Хорошо если бы это помещено было вместе с фасадом»[17]. Виктор Михайлович Васнецов сочувственно отнесся к идее и согласился выслать свой рисунок[18]. А Остроухов долго собирался написать о Третьяковской галерее. Дягилев, которому не терпелось получить заметку, пригласил Илью Семеновича с материалами о галерее в редакцию: «Если найдете свободную минуту заехать к нам в редакцию часов около 5, то найдете там Философова и других членов редакции, которые, кроме того, что будут рады Вас видеть, крайне заинтригованы Вашей рукописью»[19].

Наконец в № 21—22 появилась заметка (без подписи) о перестройках здания. Особо отмечалось, что после перестройки появится комната («зала»), посвященная памяти П.М. Третьякова: «В последней будут расположены портреты и бюсты с покойного, а также различные предметы, имеющие то или иное отношение к его общественной деятельности. Зала эта будет соединена с той залой прежнего здания, в которой помещены в хронологическом порядке произведения старых русских художников. Таким образом, осмотр галереи, согласно идее покойного ее основателя, можно будет делать по строго проведенной системе»[20]. Все остальные материалы о деятельности галереи Остроухов в конце концов передал сотрудникам журнала «Мир искусства», о чем сам сообщал А.П. Боткиной в октябре 1904 года: «Философов забрал у меня весь материал и пишет очень большую статью о делах галереи...»[21]

Положение дел в Третьяковской галерее регулярно освещал в номерах «Мир искусства. Хроники»[22] Д.В. Философов, отстаивая точку зрения прогрессивной части Совета (И.С. Остроухов, А.П. Боткина, В.А. Серов). Однако на перевыборах Совета галереи, состоявшихся в июне 1903 года, И.С. Остроухов был забаллотирован, вместо него выбрали гласного Московской городской думы Н.П. Вишнякова. Дягилев выразил сочувствие Остроухову и свою озабоченность будущим галереи: «.до сих пор не мог написать Вам и высказать, в какую грусть меня повергло известие о Вашем поражении. Начался провал уже по всей линии. Чего желать? Как выйти из положения и спасти дело, которое без вас неминуемо погибнет. Ведь испортить галерею можно в один год, а потом и в десятки лет не исправишь. Все это несказанно грустно»[23].

В начале 1903 года Московская городская дума, ведавшая делами галереи, создала комиссию по проверке работы Совета галереи. Эта комиссия нашла необходимым внести изменения в Положение об управлении Городской художественной галереей П.М. и С.М. Третьяковых. В № 1 журнала «Мир искусства» за 1904 год была помещена небольшая заметка о программе организационной комиссии по преобразованию Третьяковской галереи, о принципах покупки картин[24]. В № 7 появилось краткое сообщение об утверждении нового проекта управления галереей: «Главные основания проекта — а именно выборный попечитель[25] и пятичленный состав Совета — Думой приняты»[26]. В № 8—9 «Мира искусства» за 1904 год были помещены материалы по реорганизации управления Третьяковской галереей: доклад организационной комиссии по пересмотру Положения об управлении Городской художественной галереей П.М. и С.М. Третьяковых, справочные материалы, само Положение об управлении (в действующей редакции и проект), выписка из стенографического отчета о собрании Московской городской думы 14 января 1903 года, копия открытого письма вдовы С.М. Третьякова Е.А. Третьяковой к гласным Московской городской думы, напечатанного в «Русских ведомостях» 15 апреля 1903 года, и другие документы[27].

Благодаря решению редакции «Мира искусства» поместить на страницах журнала материалы по реорганизации управления Третьяковской галереей с ними смогли ознакомиться все неравнодушные к судьбе галереи люди. В ноябре 1904   года К.Ф. Юон писал А.П. Боткиной о своем впечатлении от № 7 журнала: «В конце помещен "Доклад организационной] комиссии по пересмотру Устава в Третьяковской галерее" — довольно пространный; в деталях я его еще не просмотрел»[28]. Поскольку пространную статью о Третьяковской галерее журнал так и не успел поместить, редакция считала важным опубликовать эти материалы: «Даже ограничиваясь одними официальными, преданными гласности документами, можно получить довольно характерную культурно-бытовую картину. И вынести довольно пессимистическое заключение о роли искусства и его значении в России»[29].

Одновременно Дягилев продолжал участвовать в деле пополнения музейной коллекции, о чем сохранилась переписка Сергея Павловича с членом Совета галереи, а затем с ее попечителем — Ильей Семеновичем Остроуховым, а также с дочерью П.М. Третьякова Александрой Павловной Боткиной, являвшейся также членом Совета. Совет галереи регулярно покупал картины с выставок «Мира искусства». Дягилев старался, чтобы самые лучшие произведения попадали в Третьяковскую галерею, нередко выменивая их. В марте 1902 года Сергей Павлович сообщал Остроухову: «Акварель Лансере "Барки"[30] я в Третьяковскую устроил, взамен этой вещи Серг[ей] Сергеевич] [31] согласился принять в дар от редакции три других рисунка Лансере "Виды Петербурга"»[32]. Из переписки видна заинтересованность Дягилева в комплектовании Третьяковской галереи как современными, так и старыми произведениями искусства. О пробелах в собрании галереи, имея в виду искусство XVIII века, Дягилев писал в статье «О русских музеях»: «Лучшим доказательством этого служит тот факт, что для всего русского искусства до 50-х годов нынешнего столетия, то есть для полуторавекового периода его процветания, Третьяков уделил лишь одну залу своей огромной галереи»[33]. Будучи неравнодушным по природе, Дягилев и в деле дальнейшего развития галереи был бескомпромиссен; годами пытаясь добыть для музея выдающиеся произведения, он нередко видел, что его усилия пропадали даром. Совет галереи, довольно разнородный по составу[34], часто отвергал выдающиеся произведения и покупал весьма средние. Сергей Павлович с горечью писал в 1901 году: «Я очень близко знаком с деятельностью этой комиссии и видел не раз, как смелые, убежденные люди делались слабыми и неуверенными, лишь только вопрос касался приобретения "на чужие деньги" картин в "общественный музей". За три года своего существования комиссия покупала не вещи, а вещицы, которые бы одновременно не очень обидели общество и вместе с тем были бы пополнением галереи»[35].

Серьезно занимаясь творчеством Левицкого, Сергей Павлович старался способствовать пополнению музея произведениями этого художника. Еще в 1901 году в журнале было помещено объявление: «Приступая к изданию произведений знаменитого русского художника Д.Г. Левицкого, "Мир Искусства" обращается ко всем собственникам работ названного художника с просьбой сообщить редакции (Петербург, Фонтанка, 11) сведения об имеющихся у них произведениях»[36]. Некоторые владельцы не только сообщили о своих картинах, но и изъявили готовность их продать. В мае 1902-го Дягилев писал Боткиной о возможности приобрести для галереи два прекрасных портрета работы этого художника[37]. В 1903 году Сергей Павлович предлагал Остроухову для приобретения в Третьяковскую галерею один портрет работы Левицкого и три портрета работы Рокотова[38]. В мае 1905-го Дягилев снова предложил Третьяковской галерее работы Левицкого: «У меня на квартире уже две недели стоят два Левицких... Оба портрета, безусловно, достоверные и подписные»[39]. В результате усилий Сергея Павловича Совет галереи приобрел работы Д.Г. Левицкого — «Портрет вице-канцлера кн. Александра Михайловича Голицына», «Портрет Анны Давиа-Бернуцци», «Портрет Петра Васильевича Бакунина-старшего» и «Портрет жены П.В. Бакунина».

Тесное сотрудничество Дягилева с Третьяковской галереей окончилось в 1905 году, фактически с прекращением существования «Мира искусства». Постепенно Сергей Павлович все больше увлекался пропагандой русского искусства за рубежом, устраивая выставки, концерты классической музыки, знаменитые балеты и оперные постановки. Невозможно преуменьшить роль Дягилева в изучении, собирании и прославлении русского искусства. Его неравнодушие к отечественной культуре проявилось и в отношении к Третьяковской галерее, к продолжению дела Павла Михайловича Третьякова по созданию музея русского искусства во всем его многообразии, в желании исследовать это искусство. Не случайно сам Дягилев писал, издавая первый том «Русской живописи в XVIII веке»[40] (фактически монографию о творчестве Левицкого): «Изысканиями в этой области я мог внести мою крохотную лепту в дело пополнения Третьяковской галереи»[41].

 

  1. Мир искусства. 1901. № 10. С.164-165.
  2. ОР ГТГ, ф. 1, ед. хр. 4447.
  3. Там же, ед. хр. 4446.
  4. Там же, ед. хр. 4445.
  5. Там же, ед. хр. 4444.
  6. Там же, ед. хр. 4442, 4443.
  7. Там же, ед. хр. 1383.
  8. Мир искусства. 1901. № 10. С. 165.
  9. ОР ГТГ, ф. 1, ед. хр. 1382, 1384.
  10. Известный историк искусства, критик, библиограф Николай Петрович Собко (1851-1906) в 1898 году стал редактором журнала «Искусство и художественная промышленность», издававшегося Императорским обществом поощрения художников в 1898-1902 годах.
  11. ОР ГТГ, ф. 48, ед. хр. 931.
  12. Там же.
  13. Мир искусства. Хроника. 1904. № 8-9. С. 201.
  14. ОР ГТГ, ф. 10, ед. хр. 2739.
  15. Мир искусства. 1899. № 6. С. 45-46.
  16. ОР ГТГ, ф. 10, ед. хр. 6526.
  17. ОР ГГГ, ф. 10, ед. хр. 2761.
  18. Там же, ф. 66, ед. хр. 61.
  19. Там же, ф. 10, ед. хр. 2795.
  20. Мир искусства. 1900. № 21-22. С. 212.
  21. ОР ГГГ, ф. 48, ед. хр. 350.
  22. Мир искусства. Хроника. 1903. № 1, с. 2-5; № 9, с. 86-87; № 15, с. 74-76 и т. д.
  23. ОР ГГГ, ф. 10, ед. хр. 2776.
  24. Мир искусства. Хроника. 1904. № 1. С. 24.
  25. Первым выборным попечителем стал И.С. Остроухов, избранный в марте 1905 года.
  26. Мир искусства. Хроника. 1904. № 7. С. 144.
  27. Мир искусства. Хроника. 1904. № 8-9. С. 171-192.
  28. ОР ГТГ, ф. 48, ед. хр. 881.
  29. Мир искусства. Хроника. 1904. № 7. С. 144.
  30. Е.Е. Лансере. Никольский рынок в Петербурге (Барки). 1901. Б. на карт., гуашь, уголь, цв. кар. 44 х 59. ГТГ.
  31. Сергей Сергеевич Боткин.
  32. ОР ГТГ, ф. 10, ед.хр. 2771.
  33. Мир искусства. 1901. № 10. C. 164-165.
  34. В состав Совета галереи после смерти П.М. Третьякова вошли городской голова князь В.М. Голицын, художник В.А. Серов, художник и коллекционер И.С. Остроухов, коллекционер И.Е.Цветков и дочь ПМ.Третьякова А.П. Боткина.
  35. Мир искусства. 1901. № 10. С. 165-166.
  36. Там же, № 4. С. 183.
  37. ОР ГТГ, ф. 48, ед. хр. 59.
  38. Там же, ф. 10, ед. хр. 2777.
  39. Там же, ед. хр. 2774.
  40. С.П. Дягилев. «Русская живопись в XVIII веке» (т. I, Левицкий, СПб., 1903).
  41. ОР ГТГ, ф. 10, ед. хр. 2777.

Illustrations

П.М.Третьяков. 1890-е

П.М.Третьяков. 1890-еГТГ

Квитанция с выставки русских и финляндских художников, выданная П.М. Третьякову. 18 января 1898

Квитанция с выставки русских и финляндских художников, выданная П.М. Третьякову. 18 января 1898ГТГ

Конверт письма С.П. Дягилева П.М. Третьякову

Конверт письма С.П. Дягилева П.М. ТретьяковуГТГ

Список картин из коллекции П.М. Третьякова, отобранных С.П. Дягилевым для воспроизведения в журнале «Мир искусства»

Список картин из коллекции П.М. Третьякова, отобранных С.П. Дягилевым для воспроизведения в журнале «Мир искусства»ГТГ

Обложка журнала «Мир искусства». 1900. № 21–22

Обложка журнала «Мир искусства». 1900. № 21–22

Обложка журнала «Мир искусства». 1899. № 1

Обложка журнала «Мир искусства». 1899. № 1

Оглавление журнала «Мир искусства». 1900. № 21–22

Оглавление журнала «Мир искусства». 1900. № 21–22

Дом Третьяковых в Толмачах. 1890-e

Дом Третьяковых в Толмачах. 1890-eГТГ

Конверт письма С.П. Дягилева к В.М. Васнецову. 2 декабря 1898

Конверт письма С.П. Дягилева к В.М. Васнецову. 2 декабря 1898ГТГ

Л.С. БАКСТ. Портрет С.П.Дягилева с няней. 1906. Фрагмент

Л.С. БАКСТ. Портрет С.П.Дягилева с няней. 1906. ФрагментГРМ

В.А. СЕРОВ. Портрет И.С. Остроухова. 1902

В.А. СЕРОВ. Портрет И.С. Остроухова. 1902ГТГ

Фрагмент фасада Третьяковской галереи (рисунок В.М. Васнецова), воспроизведенный в журнале «Мир искусства». 1900. № 21–22

Фрагмент фасада Третьяковской галереи (рисунок В.М. Васнецова), воспроизведенный в журнале «Мир искусства». 1900. № 21–22

Картины художников XVIII века в зале № 2 Третьяковской галереи. 1898

Картины художников XVIII века в зале № 2 Третьяковской галереи. 1898ГТГ

И.С. Остроухов, А.П. Боткина и В.А. Серов. 1900-е

И.С. Остроухов, А.П. Боткина и В.А. Серов. 1900-еГТГ

С.П. Дягилев. 1920-е

С.П. Дягилев. 1920-еФото. ГТГ

Визитная карточка С.П. Дягилева с адресом редакции журнала «Мир искусства». Конец 1890-х – начало 1900-х

Визитная карточка С.П. Дягилева с адресом редакции журнала «Мир искусства». Конец 1890-х – начало 1900-хГТГ

С.П. Дягилев. Русская живопись в XVIII веке (т. 1, Спб., 1903). Обложка

С.П. Дягилев. Русская живопись в XVIII веке (т. 1, Спб., 1903). Обложка

www.tg-m.ru

ИЛЛЮСТРАЦИИ. Дягилев

Дед Сергея Дягилева Павел Дмитриевич. 1850-е гг.

Дом Дягилевых в Бикбарде. Современный вид

Евгения Николаевна и Павел Павлович Дягилевы. 1871 г.

Сережа Дягилев с отцом. 1874 г.

Сережа Дягилев с мачехой Еленой Валерьяновной. 1875 г.

Дом Дягилевых в Перми (ныне — Пермская гимназия № 1)

Тетка Дягилева А. В. Панаева-Карцева. К. Маковский. 1889 г.

Тетка Дягилева А. П. Философова

Гостиная в пермском доме Дягилевых. Современный вид

Сергей — гимназист. Середина 1880-х гг.

Пермская мужская классическая гимназия, где в 1883–1890 годах учился Дягилев. Конец XIX в.

Семья Дягилевых. Слева направо: Валентин, Павел Павлович, Юрий, Елена Валерьяновна, Сергей. 1880-е гг.

Столовая в пермском доме Дягилевых

Кузен Дягилева Дмитрий Философов. В. Серов. 1899

Сергей Дягилев — студент. Начало 1890-х гг.

В Санкт-Петербурге в доме 8 на Фонтанке Дягилев жил в 1900–1906 годах

Александр Бенуа. Л. Бакст. 1898 г.

«Дом Бенуа» на Екатерингофском проспекте (ныне — улица Глинки)

Сергей Дягилев. В. Серов. 1904 г.

С. Дягилев с кузенами П. Корибут-Кубитовичем и Д. Философовым. 1890-е гг.

Музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Петербурге

Директор Императорских театров князь С. М. Волконский в 1899 году принял Дягилева на работу

Его преемник В. А. Теляковский в 1901 году уволил Дягилева с «волчьим билетом»

Ежегодник Императорских театров за 1899–1900 годы был подготовлен к печати Дягилевым

Афиша выставки русских и финляндских художников. 1898 г.

Меценаты — княгиня М. К. Тенишева

и С. И. Мамонтов финансировали издание журнала «Мир искусства»

На карикатуре «Идиллия» в журнале «Шут» Л. Н. Бакст изображен в виде петуха, С. П. Дягилев доит корову — М. К. Тенишеву; рядом стоят: Д. В. Философов, М. В. Нестеров, И. Е. Репин; С. И. Мамонтов — мамонт. П. Щербов. 1899 г.

Константин Сомов. Автопортрет. 1909 г.

Лев Бакст. Автопортрет. 1893 г.

Обложка журнала «Мир искусства». К. Сомов. 1900 г.

Обложка журнала «Мир искусства». Л. Бакст. 1902 г.

Вальтер Нувель. Л. Бакст.1895.

Евгений Лансере. К. Сомов. 1907 г.

Вторая выставка «Мира искусства». 1900 г.

Сергей Дягилев с няней. Л. Бакст. 1906 г.

Сергей Дягилев с любимой балериной Тамарой Карсавиной. 1910-е гг.

Федор Шаляпин в заглавной роли в опере «Борис Годунов»

Фелия Литвин в заглавной роли в опере «Юдифь»

Русские сезоны в Париже начались на сцене Гранд-опера

Михаил Фокин и Тамара Карсавина в балете «Жар-птица»

Анна Павлова в балете «Павильон Армиды». 1909 г.

Труппа Дягилева многократно выступала в парижском театре «Шатле»

Вацлав Нижинский в балете «Послеполуденный отдых фавна». 1912 г.

Леонид Мясин в балете «Легенда об Иосифе». 1914 г.

Репетиция Русского балета. Второй слева — И. Стравинский, в центре стоит М. Фокин, крайняя справа — Т. Карсавина. 1910 г.

Ольга Спесивцева в балете «Кошечка». 1927 г.

Сергей Лифарь, Любовь Чернышева и Фелия Дубровская в балете «Аполлон Мусагет». 1928 г.

Педагог Энрико Чекетти и Леонид Мясин с артистками балета. 1915 г.

Сцена из балета И. Стравинского «Весна священная». 1913 г.

Сергей Дягилев и Игорь Стравинский. 1921 г.

Пабло Пикассо с женой, танцовщицей Русского балета Ольгой Хохловой

Занавес, созданный П. Пикассо к балету «Голубой экспресс». 1924 г.

Труппа Русского балета

Русский балет во главе с Дягилевым отправляется на гастроли

С. Дягилев с танцовщиками. Вверху — С. Лифарь

Серж Лифарь и Коко Шанель

Мизия Серт в платье от Шанель

После долгих скитаний Русский балет Дягилева нашел пристанище в Монте-Карло

Дягилев, возвращаясь из Америки на пароходе «Данте Алигьери», не расставался со спасательным кругом. 1916 г.

Л. Мясин и С. Дягилев в Испании. 1917 г.

«Цыганенок» С. Лифарь и С. Дягилев

Отель «Вилла д’Эсте» на озере Комо в Италии был одним из любимых мест отдыха Дягилева

Репетиция Русского балета в Лондоне. Крайние слева — Алиса Никитина и Антон Долин, в центре — Бронислава Нижинская. 1924 г.

Последняя встреча с Нижинским. На сцене Гранд-опера слева направо: Н. В. Кремнев, А. Н. Бенуа, Т. П. Карсавина, С. П. Дягилев, В. Ф. Нижинский, С. М. Лифарь. 1928 г.

Секретарь Дягилева и либреттист Борис Кохно

Юный композитор Игорь Маркевич — последняя привязанность Дягилева. К. Берар. 1929 г.

Посмертная маска Дягилева

Похороны Дягилева в Венеции. 1929 г.

Могила Дягилева на острове-кладбище Сан-Микеле в Венеции

Маэстро Дягилев. 1916 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Русские в Париже, или как Дягилев стал первым русским продюсером

В ХХ веке Россия находилась достаточно в неоднозначном состоянии: волнения внутри страны и шаткое положение на мировой арене сделали своё дело. Но несмотря на всю неоднозначность периода, именно русские артисты сделали огромный вклад в развитие европейской культуры, а именно благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева.

Сергей ДягилевСергей Дягилев, 1910 год.

Сергей Дягилев — крупный театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир искусства», в которую входил Бенуа, Билибин, Васнецов, Левитан, Серов и другие прославленные художники. Юридическое образование и несомненный талант увидеть в человеке перспективного артиста помогли ему «открыть» Европе настоящее русское искусство.

После увольнения из Мариинского театра Дягилев организовал в 1906 году выставку «Мир искусства», которая потом плавно перекочевала на парижский осенний салон. Именно это событие дало старт покорению Парижа русскими деятелями искусства.

В 1908 году в Париже была представлена опера «Борис Годунов». Сценографией занимался А. Бенуа и Е. Лансере, которые были уже достаточно известны по «Миру искусства». За костюмы отвечал И. Билибин. Но поразительное впечатление на взыскательных парижан произвел солист Фёдор Иванович Шаляпин. Французская публика оценила его талант еще в 1907 году, когда Дягилев привёз в Париж «Исторические русские концерты», которые тоже были восприняты наилучшим образом. Так Фёдор Шаляпин стал любимцем европейской аудитории, а в дальнейшем его слава дошла и до США, где его творчество пришлось многим по духу. Так в дальнейшем Федор Шаляпин высказывался о любви к искусству в автобиографии «Страницы из моей жизни»:

«Вспоминая это, не могу не сказать: трудна моя жизнь, но хороша! Минуты великого счастья переживал я благодаря искусству, страстно любимому мною. Любовь – это всегда счастье, что бы мы ни любили, но любовь к искусству – величайшее счастье нашей жизни!»

1909 год является знаковым для Дягилева и его «Русских сезонов». Именно в этот год было представлено пять балетных постановок: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». Постановкой занимался молодой, но уже подающий надежды хореограф Михаил Фокин. В труппу входили такие звезды московского и питерского балета, как Нижинский (Дягилев являлся его покровителем), Павлова, Рубинштейн, Кшесинская, Карсавина, которые благодаря русским сезонам получат старт в светлое и прекрасное будущее, наполненное мировой славой.

Необъяснимая слава русского балета, оказывается, имеет очень логичное обоснование — в балете прослеживался синтез всех видов искусства, начиная от музыкального, заканчивая изобразительным. Именно это прельстило эстетические вкусы зрителей.

На следующий год к репертуару были добавлены «Ориенталии», «Карнавал», «Жизель», «Шахерезада» и «Жар-птица». И, конечно, восторг и триумф были обеспечены.

«Русский балет Дягилева» был направлен на разрушение существующих устоев, и это было сделано с успехом только благодаря таланту Сергея Дягилева. Он не принимал участие в постановке балета, хотя, как мы знаем, он совершенно не был далёк от мира искусства (во всех смыслах этого слова). В данной ситуации проявился его талант выбирать подходящих и талантливых людей, который могут быть ещё никому неизвестны, но они уже делают серьезную заявку на будущее признание.

Революционной составляющей в балете стала роль мужчины. Можно догадаться, что это сделано из-за фаворита Дягилева — Вацлава Нижинского — ведущего танцовщика и балетмейстера труппы «Русский балет Дягилева». Раньше мужчина был на втором плане, а сейчас балерун и балерина уравнялись в позициях.

Вацлав НижинскийВацлав Нижинский

Однако, не все нововведения были восприняты положительно. Например, одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна», длительность которого всего 8 минут, в 1912-м году, на сцене парижского Театра Шатле провалился из-за отрицательных отзывов зрителей. Они сочли его вульгарным и недопустимым для большой сцены. На сцене Нижинский появился откровенно обнаженным: никаких кафтанов, камзолов или штанов. Трико дополняли лишь маленький хвостик, виноградная лоза, обхватывавшая талию, да плетеная шапочка золотистых волос с двумя золотыми рожками. Парижане освистали постановку, а в прессе разразился скандал.

Вацлав НижинскийЛ. С. Бакст. Эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету

Но стоит заметить, что в Лондоне та же самая постановка не вызвала шквала негодований.

Важные люди в жизни Сергея Дягилева

Что может заставить человека творить? Конечно любовь! Любовь к творчеству, искусству и прекрасному во всех проявлениях. Главное — встретить на своём жизненном пути вдохновляющих людей. У Дягилева было два фаворита, которых он сделал настоящими звёздами балета.

Вацлав Нижинский — танцовщик и хореограф, муза Дягилева и звезда первого этапа «Русских сезонов». Незаурядный талант, эффектная внешность произвели сильное впечатление на импресарио. Нижинский родился в семье балетных танцовщиков и с детства был связан с волшебным миром танца. В его жизни также присутствовал Мариинский театр, из которого ушёл со скандалом, как и сам Дягилев. Но замеченный своим будущим покровителем, он окунулся в совершенно иную жизнь — роскоши и славы.

Вацлав Нижинский с женойВацлав Нижинский с женой Ромолой в Вене 1945

Популярность в Париже вскружила голову молодому дарованию, да и сам Дягилев баловал своего любимого танцовщика. Можно было бы подумать, что у этого прекрасного союза не может быть черных полос: один любит, другой позволяет. Но, как и ожидалось, у них случился кризис, виной которому был сам Нижинский. Путешествуя по Южной Америке, он женился на своей поклоннице и аристократке Ромоле Пульской. Когда Дягилев узнал об этом, то воспринял это слишком близко к сердцу и порвал все связи с Нижинским.

После исключения из столь знаменитой труппы Нижинский находился в депрессии и ему было трудно справиться с реалиями жизни, ведь раньше он не ведал никаких забот, а просто жил и наслаждался жизнью. Все его счета оплачивались из кармана его покровителя.

Последние годы звезда русского балета страдал от шизофрении, но благодаря усиленному лечению, Вацлаву Нижинскому всё-таки стало лучше и последние его годы были проведены в спокойном семейном круге.

Леонид Мясин и Сергей ДягилевЛеонид Мясин и Сергей Дягилев

Вторым важным человеком в жизни великого импресарио стал Леонид Мясин, который учился в Императорской школе Большого театра. Молодой человек возглавил балетную труппу, и в 1917 году произошло грандиозное возвращение «Русских сезонов». Над декорациями к балетам «Парад» и «Треуголка» работает сам Пабло Пикассо. Мясина настигла слава благодаря фантасмагории «Парад», где он исполнил главную роль. Но уже в 1920 году конфликт образовался и здесь — хореографу пришлось покинуть труппу. Новым хореографом стала, как неудивительно, сестра Нижинского — Бронислава, которая тоже обладала талантом в балете.

Жизнь талантливого человека всегда на контрасте: без потерь и неудач не осознаются и великие победы. Именно так жил Сергей Дягилев, его отчаянная любовь к своему делу и профессионализм раскрыли десятки людей, чьи имена теперь знает каждый.

В 1929 году Сергей Дягилев ушёл из жизни, его похороны были оплачены Коко Шанель и Мисией Серт, которые питали самые нежные чувства к гению.

Его тело было перевезено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew) и эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений» — фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком) и другая театральная атрибутика. На том же кладбище рядом с могилой Дягилева находится могила его сотрудника, композитора Игоря Стравинского, а также поэта Иосифа Бродского, который назвал Дягилева «Гражданином Перми».
Могила ДягилеваМогила Дягилева на острове Сан-Микеле

Именно благодаря русскому антрепренёру Европа увидела новую Россию, которая впоследствии сформировала вкусы и предпочтения французского высшего общества. Именно благодаря Сергею Дягилеву 20 век в мировом искусстве стали называть Золотым веком русского балета!

Как и в любом деле, у «Русских сезонов» Сергея Дягилева были свои взлеты и падения, но только память, сохранившаяся через столетие и живущая в бессмертных постановках — настоящая награда для любого деятеля.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru


Смотрите также