Польза пленэрной практики. Картины этюды


Этюд в живописи - это... Понятие, определение, история возникновения, знаменитые картины и приемы в живописи

Такой термин, как «этюд» используется для обозначения произведений в различных видах искусств, распространенных в западной культуре. Например, можно выделить изобразительные и музыкальные этюды, этюд как вид шахматной композиции, театральный этюд, используемый в педагогике, кроме того так назывался один из самых простых среднеформатных фотоаппаратов Советского Союза.

Еще с древних времен людьми предпринимались попытки запечатлеть различные сюжеты, возникающие в их жизни. Сначала это были изображения, нарисованные по памяти, но потом, спустя какое-то время, в искусство прочно вошли картины, рисованные с натуры. Именно рисунки с натуры и этюды фигур в современной живописи занимают особое место.

Что представляет собой этюд?

Этюд в живописи - это художественное произведение, которое выполняет вспомогательную роль и полностью рисуется с натуры. В современном изобразительном искусстве, кроме вспомогательные, роли этюд может выполнять и основную - быть полноценным произведением.

Изначально этюд в живописи - это первые наброски, которые будут составлять общую картину. В нем должны быть охвачены общие ощущения, которые позднее будут сохранены в процессе детальной прорисовкой картины.

Процесс создания этюда в живописи предусматривает проработку света, цвета, формы перспективы и композиции.

В искусстве живописи этюд - это, как правило, часть картины. Часто этот фрагмент является произведением, которое имеет самостоятельную ценность в общей художественной композиции.

В живописных этюдах, в отличие от музыкальных, среди всей массы подготовленных этюдов отбираются те, которые наиболее соответствуют замыслу автора и поддерживают суть произведения. После отбора художник их полностью перерабатывает и создает уже большое полотно.

По истории возникновения этюды относятся к временам эпохи Возрождения. Ренессанс дал новый толчок в культурном развитии изобразительного искусства.

Ниже представлен пример этюда в живописи.

этюд городской удицы

Назначение краткосрочных этюдов в изобразительном искусстве

В зависимости от того, как создается этюд, он может быть краткосрочным или длительным.

Краткосрочный этюд в живописи - это изображение, которое выполняется быстро и отражает лишь общие черты, характеризующие внешний вид натуры.

Назначением такого этюда-наброска является запечатление конкретного сиюминутного состояния натуры. События и явления, которые являются быстротечными и неповторимыми возможно запечатлеть только в виде беглого наброска. К таким событиям относятся, например, процессы, связанные с трудом, соревнования спортсменов и пейзажи, состояние которых постоянно меняется с изменением освещения, передвижением людей, а также животных. Для того чтобы успеть запечатлеть эти моменты, у художника есть в распоряжении всего считанные минуты или даже секунды, при этом он не может подробно рассмотреть натуру и увидеть все ее детали. Главным достоинством краткосрочного этюда в живописи является не его проработанность и законченность, а, в первую очередь, эмоциональность, свежесть и острота, восприятие увиденной ситуации. Именно с помощью этюда-наброска художнику удается выразительно передать происходящее вокруг.

художник за работой

Часто этюды к картинам в живописи выполняются именно краткосрочным способом.

«Функции» длительного этюда

Длительный этюд в живописи - это произведение, на выполнение которого уходит несколько сеансов, продолжительность каждого из них составляет от двух до четырех часов.

Главной задачей длительного этюда является глубина и всесторонность изучения натуры. Особое внимание уделяется характеру ее форм, движению, пропорциям, конструктивному строению, колористическим особенностям, освещению и др. В процессе создания такого этюда происходит более подробное отражение внешнего вида натуры. После внимательного исследования рисуемого объекта художник для полного отражения присущих натуре качеств живописно-пластического характера имеет возможность подобрать тон, цвет и линии. Длительный этюд отличается от наброска тем, что в нем активно перерабатываются впечатления от натуры, и есть возможность найти выразительные средства для их воплощения.

рисование с натуры

Этапы создания краткосрочных этюдов

Этапы работы над учебным этюдом в живописи зависят от вида самого этюда.

Работа над созданием краткосрочного этюда не имеет особых этапов, так как происходит очень быстро и бегло. Поскольку делается своего рода набросок, четко определенной последовательности действий просто нет.

Последовательность в создании длительного этюда

Создание длительного этюда происходит в два этапа.

Первый этап (подготовительный):

  • происходит внешнее изучение и анализ рисуемой натуры;
  • художнику необходимо найти композиционное решение, то есть выбрать место (точку зрения), с которого будет происходить выполнение этюда;
  • после происходит создание наброска и эскиза для того, чтобы выявить композиционное решение;
  • определяется форма и размер произведения, происходит его компоновка;
  • устанавливается цветовое решение;
  • производятся кратковременные зарисовки для того, чтобы углубленно изучить отдельные наиболее важные и сложные стороны натуры;
  • в подготовительный этап также можно включить и создание рисунка под живопись (он делается на другом, отдельном бумажном листе).

Второй этап (основной):

  • заранее подготовленный рисунок под живопись переводится на чистую основу;
  • выполняется подмалевок, прописка и лессировка;
  • создание длительного этюда заканчивается приведением его к целостности.

Этюды маслом

Использование масляных красок при создании художественного произведения характерно для длительных этюдов.

масляные краски

Масляная краска в изобразительном искусстве начала пользоваться популярностью у европейских художников еще в XV веке. Начиная с того времени, пользуясь масляными красками, художники создавали самые известные произведения всех времен.

Поскольку масляные краски являются очень капризным материалом для рисования, на практике художниками был разработан ряд правил, которые облегчали их использование:

  • перед началом работы холст необходимо обязательно грунтовать;
  • прежде, чем наносить очередной слой краски предыдущий, необходимо его тщательно просушить. Это правило очень важно, особенно если при рисовании используются краски, тертые на одном масле, которое очень медленно сохнет (орех, мак, подсолнечник).
  • необходимо избегать нанесения слишком толстого слоя масляной краски.

Несмотря не сложность в работе, этюды маслом в живописи рисовались ранее и рисуются сейчас довольно часто.

Знаменитые художники, использующие масло

Многие русские художники при создании своих этюдов использовали масляные краски. Среди них такие известные личности:

  • Исаак Ильич Левитан. Чаще всего рисовал длительные этюды в виде пейзажей. Однако среди его картин есть и портреты - его автопортрет, Николая Петровича Панафидина и Софьи Петровны Кувшинниковой.
  • Сергей Маршенников. Современный русский художник, произведениям которого характерен чувственный реализм. Из-под его кисти выходят также длительные этюды. На его картинах чаще всего изображены полуобнаженные женщины, иногда даже его собственная жена Наталья.
  • Дмитрий Левин. Признанный современниками мастер русского пейзажа, который зарекомендовал себя талантливым представителям русской школы реализма. Самым важным источником своего искусства он считает привязанность к природе. Именно поэтому чаще всего на его картинах изображается русская деревня путем создания длительного этюда.
картина Дмитрия Левина

Этюды акварелью

В живописи этюды акварелью очень распространены.

Мастера, которые пользуются акварелью, утверждают, что рисовать этими красками нужно только уверенными движениями. По их словам, чем смелее и резче мазки, тем эффектнее будет конечный результат, а огрехи, разводы и пятна придают этюдам стиль.

акварельные краски

Прежде, чем рисовать акварелью, бумагу необходимо тщательно покрыть водой - так краска лучше ляжет. Немного подсохшую бумагу следует снова смочить в тех местах, где предположительно будут разводы (например, вода и небо). Начинать рисовать акварелью следует с затемненных участков. По правилам рисования акварелью каждый следующий план, уходящий в “глубину” рисунка, должен быть все холоднее и холоднее. Мастера, использующие акварель, никогда не берут чистые цвета - они пользуются палитрой.

Мастера акварели

Великие русские художники не пренебрегали акварельными красками. Среди мастеров акварели следующие художники:

  • Федор Петрович Толстой. Его кисти принадлежит множество известных картин, нарисованных как акварелью, так и маслом. Акварельные краски он чаще всего использовал для изображения натюрмортов. Одной из его известнейших акварельных работ является картина с изображением грозди винограда.
картина Ф. Толстого
  • Карл Павлович Брюллов. Тоже использовал для своих картин как масло, так и акварель. Акварельные краски чаще всего использовал для портретов - Марии Петровны Кикиной в детстве, Сильвестра Федосеевича Щедрина и др.
  • Михаил Александрович Врубель. Представитель символического направления модерна. Чаще всего рисовал произведения религиозной тематики, однако не пренебрегал и натюрмортами. Одним из самых известных акварельных этюдов Врубеля является “Роза в стакане”.

fb.ru

этюды, выбор сюжета, живописные приемы. / Doodle&Sketch

Ход работы над этюдом необходимо выстраивать по принципу «от общего к частному». То есть сперва решаются основные массы, работа ведется крупными пятнами, используются широкие кисти. И лишь в конце уделяется время более детальной проработке. Долгое время на пленэре у меня была такая проблема, как «копание в деталях» - не успев проложить общие массы, я старательно вырисовывала травинки, удивляясь, почему за три часа я не успела сделать этюд. Эта проблема решилась тем, что на первом этапе я стала брать только крупные кисти, постоянно напоминая себе о том, что первостепенно. Детали же оставляю напоследок, отдавая им роль акцентов, обогащающих картину. Не нужно путать этюд и длительную, многосеансовую работу в мастерской, стараясь проработать этюд до степени совершенства, или абсолютно не нужной фотографической точности. Выполнение этюдов имеет свои задачи и логику. Главное здесь – передача впечатления, цветовой гаммы, настроения, которое пронизывало окружающий мир в данный момент. Каким именно техническим приемом выполнять этюд может подсказать вам сама натура при внимательном её изучении. Зачастую она может диктовать способ наложения краски, характер мазков - будет это гладкая заливка или густые мазки, оставляющие фактуру кисти, вы поймете, уловив характер того, что перед глазами. Очень живым и интересным выглядит этюд, в котором скомбинированы разные приемы письма, поэтому я советую в рамках одной работы экспериментировать, делая красочный слой разнообразным по фактуре и технике наложения краски. Для исполнения этой задачи вам также помогут разнообразные по форме и ворсу кисти, каждая из которых будет оставлять свой характерный след. Не пренебрегайте такими инструментами как тряпочки и пальцы, они могут создавать потрясающие эффекты, если вы работаете маслом или пастелью. Все эти технические моменты должны быть для вас помощниками в создании художественного образа.

doodleandsketch.com

О этюдной живописи - Kiev Art School

Художественная школа Kiev Art School проподит пленэры в Киеве и за пределами города. Перейдите по ссылке для подробной информации.А также: уроки этюдной живописи для взрослых в группеуроки этюдной живописи для детей в группеиндивидуальные уроки этюдной живописи для детей и взрослых

Разовое занятие: мастер-класс маслом

Дама с зонтиком, повернувшаяся налево Клод Оскар Моне

В каждом этюде Нестерова различная манера нанесения масляных красок. То он кладет их пастозно, то очень жидко, сильно разбавив красочную пасту разбавителем (терпентинным скипидаром), иногда добавляя немного мастиксового лака. Несмотря на богатство живописно-технических приемов в этюдной масляной живописи Нестерова, все его произведения этого жанра имеют одну общую, основную черту: главное в них — стремление наиболее полно передать правдивые впечатления художника от натуры.

Свои этюды Нестеров всегда доводил сразу до полной завершенности, начиная писать с верхнего угла этюда и постепенно, кусок за куском заканчивая его. Каких-либо исправлений или поправок, переписываний уже завершенной живописи маслом он старался не делать. Благодаря этому методу работы этюды Нестерова уже более полувека превосходно сохраняются, они свежи, краски их звучны и правдивы.

Примером может служить один из его этюдов к картине «Видение отроку Варфоломею» — «Дуб», 1889 (собрание П. Д. Корина). В нем Нестеров мастерски использует своеобразную фактуру саржевого мелкозернистого плотного холста, включая ее в построение живописно-красочного слоя, особенно в живописи фона, а также частично ствола дуба, его листвы и травы на переднем плане. Благодаря этому приему художник имел возможность вести живописный процесс, ограничиваясь лишь тончайшими прописками фона и других частей, не перегружая их красочной массой, и живопись приобрела исключительную легкость, воздушность. Этюд выполнен в основном полукорпусно нанесенными тюбиковыми масляными красками, сильно разжиженными льняным  маслом со скипидаром.

Большое значение в технике масляной живописи Нестерова играл мазок — его размер, форма, протяженность, характер наложения, фактура. Различные особенности наложения мазка, его формы и протяженности широко использовались художником в масляной живописи этюдов и картин. Они позволяли ему интересно строить и моделировать формы, придерживаясь в то же время тонкослойного метода нанесения красок, характерного для большинства его произведений. Мазок в этюде «Дуб» везде очень мелкий, в большинстве случаев слитный, но четкий, строго передающий форму. Исключительной тщательностью отличается живописная проработка деталей, характерная и для других этюдов — «Рябинка», 1887и «Рябинка», 1889 (собрание П. Д. Корина), в которых М. В. Нестеров также отлично использует фактуру мелкозернистого холста, включая её в живописное построение красочного слоя.

Этюдная масляная живопись занимала значительное место в творчестве B.К. Бялыницкого-Бируля. Написав за свою жизнь множество этюдов, художник считал, что этюд является совершенно необходимым звеном работы над картиной-пейзажем, и всегда помнил сказанное ему и C. Ю. Жуковскому И. И. Левитаном: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно прочувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразите правильное и полное впечатление виденного».

Вот что говорил Бялыницкий-Бируля об этюдах: «В них я всегда стремился отобразить свое верное и правдивое впечатление виденного на природе и передать при этом чувства, которые рождались при первом впечатлении от природы. Одновременно я стремился наиболее точно передать верное отношение земли, неба и воды» 

«Художнику-пейзажисту необходимо развивать в себе память на впечатления: то есть воспитывать способность сохранять первое впечатление во всей первоначальной свежести восприятия природы и суметь передать его. Начав этюд, надо его и закончить в тот же час. Это также важно, когда пишешь этюд в пасмурную погоду; казалось бы, в серенький день можно писать долго, но это неверно, так как условия освещения и в эту погоду быстро меняются, а следовательно, изменяются первоначально верно взятые вами отношения»

Для художника-пейзажиста в одинаковой степени важно писать и маленькие, и большие этюды: «Большие этюды, выполненные в течение нескольких сеансов, помогают выработать умение рисовать кистью, совершенствовать технику живописи и свои приемы. Не всякая натура может быть передана в этюде в один сеанс. Изображение лесной опушки с лесом разных пород требует многосеансного этюда, так как в односеансном нельзя с необходимой полнотой воссоздать своеобразие форм, различия цвета листвы, ствола, покровов разнообразных пород деревьев. Наряду с многосеансными сложными этюдами, необходимо писать быстро, в течение получаса, небольшие этюды, чтобы суметь верно схватить тон и правильно передать цвет окружающих предметов, так как в природе часто все очень быстро меняется»

В своих этюдах Бялыницкий-Бируля не только фиксировал наблюдения над природой. Создавая их, он проводил большую творческую работу по подготовке картин. Художник считал, что картину необходимо неустанно пополнять наблюдениями, поэтому однажды написанное нужно без конца проверять, корректировать все новыми и новыми этюдами. В то же время он не отрицал, что можно писать картину целиком с натуры, хотя сам почти всегда создавал свои картины на основе этюдов.

П. П. Кончаловский также постоянно работал над этюдами. Он часто писал получасовые маленькие этюдики маслом на тонких дощечках или фанере, а иногда и на грунтованном картоне; в них он вел поиски отношений неба, земли и воды, находил необходимые ему тональные отношения, а также работал над композицией, одновременно решая ту или иную колористическую задачу. Помимо этого, он писал с натуры и этюды большего размера, рассматривая их как подготовительный материал для своих картин.

Наблюдая и изучая природу, Кончаловский так характеризовал свои творческие поиски и работу над этюдами: «Природа часто заставляет возвращаться к тому, что сама дает в композиции. Отшвыривает неудачные наши композиционные потуги. Надо только все время постоянно и внимательно разбираться в том, что видишь. Все дело в самом художнике, в том, как он воспринимает природу, потому что ошибки в художественном восприятии уже ничем нельзя исправить, никакой искусной живописью: вещь все равно будет звучать фальшиво, и чуткий глаз зрителя всегда заметит фальшь. Кто только копирует натуру, творчески ее не воспринимает, не отбирает, тот в сущности ничего не видит».

«Вот взгляните теперь, как я компоную. Там, в глубине этюда непременно должна идти извилистая линия, темная такая волна. Ее надо выпятить, а ветви и стволы путаются, мешают ясно видеть эту волну. Значит, надо компоновать, вносить поправки. Вот эту ветку чуть повыше поднять, ту развернуть в другую сторону, отодвинуть слегка стволы. За каждым стволом — обрывистые или плавные, но всегда четкие взмахи кисти. И с каждым что-нибудь уничтожающим, отходящим от действительности взмахом кисти становится все жизненнее, подлиннее. Я постоянно наблюдаю, изучаю, отбираю, изменяю виденное, однако никогда не выдумываю своего произведения, ибо всегда нахожу его в природе в известной мере совершенно готовым, но требующим своего раскрытия. Работая над этюдом, картиной, надо не копировать природу, не подражать ей, а настойчиво искать в ней характерное, подчас даже не задумываясь перед некоторыми изменениями видимого, если этого требует художественный замысел, волевая эмоция — надо делать то, что делаешь, отдаваясь природе», — говорил Кончаловский.

Я. Д. Ромас придавал своей работе над этюдами большое значение: «Этюды в моей творческой деятельности играют очень существенную и важную роль. В каждом из них я стараюсь не копировать природу, а творчески изучать и познавать ее. Для меня этюд — правдивая запись состояния природы, эффектов ее освещения, особенностей колорита и в какой-то степени нахождение новых композиционных решений. Повседневная работа над этюдами — это мое вхождение в жизнь природы и окружающей действительности. Ведь в этюдах отражены сотни наблюдений, записанных в них и, кроме того, сохраненных в памяти. Постоянная работа над этюдами необходима и естественна для художника. Десятки написанных этюдов помогают войти в природу, углубленно ее изучить и понять, и только тогда она — в результате упорного творческого труда художника — начинает по-настоящему раскрываться перед ним во всем своем многообразии.

Работая над этюдами, я наблюдаю, изучаю и познаю природу; вглядываясь в природу, я «насыщаюсь» ею, только тогда у меня постепенно зарождается художественный замысел произведения — я начинаю отбирать типичное, характерное и устранять отвлекающее от главного. Таким образом, лишь в результате длительной и упорной работы над натурой, когда набирается достаточно впечатлений, я начинаю разрабатывать то конкретное, что частично было зафиксировано в этюдах, частично же сохранено памятью. При этом надо, чтобы глаз охватывал в природе, окружающей пас действительности то новое, что характерно для нашей эпохи. Но это новое надо хорошо знать и быть твердо уверенным, что это действительно ново и типично для нашей страны. Новаторство может быть успешным только при условии, если художник в своей работе, основываясь на лучших традициях в живописи прошлого, постоянно стремится к их дальнейшему развитию.

В работе я всегда стремлюсь сначала найти «общее», и если оно не найдено, то никакие детали не помогут создать произведение» 

  1.  — В. К. Бялыницкий-Бируля. Воспоминания о Левитане. Информационный сборник Академии художеств СССР. М., 1951, стр. 50.
  2.  — В. К. Бялыницкий-Бируля. О методе преподавания пейзажа. Опубликовано в книге: «Мастера советского искусства о пейзаже». М., издательство Академии художеств СССР, 1963, стр. 45.
  3. — Там же.
  4.  — В. К. Бялыницкий-Бируля. О методе преподавания пейзажа. Опубликовало в книге: «Мастера советского искусства о пейзаже». М., издательство Академии художеств СССР, 1963, стр. 45.
  5.  — А. В. Виннер. Как работают мастера живописи. М., издательство «Советская Россия», 1965, стр. 103—104.

www.kievartschool.com