Художник Николай Иванович Фешин. Часть 1. Картины фешина


Николай Фешин картины

Картины Николая Фешина

Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года.

В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе.

В картинах Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Эти картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), «Обливание» (1911), находящиеся в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани.

С 1910 года Николай Фешин регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918).

В 1923 году Николай Фешин получил предложение преподавать в Нью-Йорке и уехал в США. Сначала художник жил в Нью-Йорке. Там у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года Николай Фешин поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В конце 1930-х стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.

Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года.

 

Скачать архив работ Николая Фешина (14.6 MB) можно здесь

Биография Фешина

Казанская художественная школа в 1910-х годах была одним из самых интересных провинциальных учебных заведений. Многие ныне известные советские художники вышли из ее стен, навсегда сохранив благодарные воспоминания о Николае Ивановиче Фешине, учившем их живописи. Фешин сам окончил Казанскую художественную школу, а затем Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Он был учеником И. Е. Репина, который впоследствии внимательно следил за развитием своего одаренного ученика и высоко ценил его живопись. Дипломная работа Фешина — «Капустница» — имела большой успех. Но широкая известность пришла к художнику вслед за появлением на выставках созданного им в 1908 году портрета «Дама в лиловом» (золотая медаль на международной выставке в Мюнхене). Щедрый дар живописца проявился в картине Фешина «Свадьба у черемисов», за которую ему была присуждена премия им. Куинджи. Влекомый поначалу этнографическим интересом к своеобразному обычаю увоза невесты, художник был захвачен красочным зрелищем праздника, но народные костюмы не заслонили от него разнообразия человеческих характеров. Среди картин художника можно отметить «Бойню», «Обливание», но при всех живописных достоинствах этих полотен предпочтение хочется отдать его портретным работам. Они отличались большим сходством с моделями, умением показать человека в привычной для него среде и обстановке, характеризованы очень подробно и обстоятельно. Большие по размеру полотна содержали в себе многогранный рассказ об изображенном человеке, воссоздавали его личность в той мере образной полноты, которая позволяет относить эти произведения Фешина к жанру портрета-картины. Таковы портреты Вари Адоратской (1914), С. Н. Адоратской (1911), художника П. А. Радимова (1911), Н. М. Сапожниковой, художника В. Г. Тихого, Е. Н. Кануриной (все 1916), портрет дочери Ии (1917), портрет отца (1918). Живописные достоинства этих полотен Фешина отмечались повсеместно. Многие портреты участвовали не только в экспозиции отечественных выставок, но и за рубежом. В частности, портрет Сапожниковой очень понравился американским зрителям, увидевшим его в 1910 году среди произведений других европейских художников. В творчестве Фешина можно отметить и социально заостренные гражданские мотивы. В эпоху первой русской революции 1905 года в одном ряду с другими молодыми художниками, прошедшими репинскую мастерскую в Академии художеств, Фешин обращается к журнальной графике. Рисунок Фешина «Перед господином стражником», напечатанный в журнале «Леший», представляет собой взволнованный протест против страданий народа. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Фешин встретил в Казани. Принимая участие в строительстве молодой советской культуры, художник исполнил большой портрет Карла Маркса (1918). Маркс изображен во весь рост в обстановке своего рабочего кабинета. Ныне этот портрет включен в экспозицию Музея Маркса и Энгельса в Москве. Художник подошел к своей задаче с сознанием большой ответственности, портрет Маркса отличается обычным для произведений Фешина высоким живописным мастерством и тонким психологизмом.В 1920 году художник приехал в Москву, чтобы писать портрет В. И. Ленина с натуры, но тяжелое заболевание надолго выбило его из строя. Позже Фешин написал ленинский портрет по фотографии. В 1920-х годах Фешин исполнил по заказу двадцать портретов композиторов для музыкального училища в Казани. В этот же период он создал несколько автопортретов. Это большие композиционные вещи, очень красивые по живописи. В 1922 году Фешин, тяжелобольной туберкулезом, уезжает по приглашению поклонников его искусства лечиться в Америку. Обратно в Россию художник не вернулся. Однако он навсегда сохранил любовь к своей Родине. Известны следующие горькие строки размышлений художника о своей судьбе: «...я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать своей страны. ...Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он только существует физически, находясь в постоянном одиночестве...» Заказные портреты, которые Фешин писал, живя в Америке, по силе образов не поднимаются до уровня созданных в родной художнику среде. Пожалуй, только портрет Д. Бурлюка американского периода, блистательный по характеристике, может быть отнесен к числу лучших произведений художника. Николай Иванович Фешин умер от туберкулеза в Лос-Анжелосе (Калифорния).

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

художник двух континентов – Ярмарка Мастеров

Хочу представить вашему вниманию работы выдающегося русского художника Николая Ивановича Фешина.Мое знакомство с этим замечательным художником произошло в городском музее. Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. Перед одним холстом я невольно остановилась, и застыла, завороженная той жизнью, экспрессией, происходившей на нем. Это была работа Николая Ивановича Фешина. В училище в библиотеке нашлась маленькая захудалая книжка о нем. О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали.

Николай Фешин (1881 - 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам.В четырнадцать лет  поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Вот, что пишет сам Фешин в своей автобиографии: "В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями"Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы.Но все же главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».

Николай Иванович Фешин писал в ограниченной палитре, иногда состоящей всего лишь из шести красок. Огромное внимание уделял рукам моделей, тщательно прописывая их.

фешин

живопись

рисунок

портрет

пейзаж

композиция

колористика

художник

русский художник

масло

холст

.

www.livemaster.ru

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ФЕШИН. Графика: ziggyibruni

Автопортрет. 1933-1955

Автопортрет. 1933-1955

Сидящая натурщица. 1913

Женский портрет (Сидорченко). 1915

Натурщица (обнаженная). 1917

Лежащая натурщица. 1919

Этюд обнаженной натуры. 1919

Салаватулла. 1921 (?)

Женская голова. Руки. (Набросок к неосуществленной композиции "Голод"). 1922

Александра Фешина. 1923-1927

Миссис Фешина. 1923-1927

Портрет пожилой женщины. 1926

Александра. 1927—1933

Индеец. 1927—1933

Рисунок для портрета Джеронимо. 1927-1933

Элла Янг. Ок. 1930

Портрет М.И.Коненковой. 1934

Портрет С.Т.Коненкова. 1934

Женщина с брошью. 1930-1940-е

Ия. Середина 1930-х

Мексиканская девушка. 1930-1940-е

Молодая женщина. 1930-1940-е

Мужской портрет. 1930-1940-е

Портрет мальчика. 1930-1940-е

Портрет миссис Монтгомери. 1930-1940-е

Портрет молодого человека. После 1936

Мексиканская бабушка. После 1936

Мексиканский ковбой в шляпе. После 1936

Девочка с серьгой с острова Бали. После 1938

Девушка с острова Бали. После 1938

Женщина с острова Бали. После 1938

Житель острова Бали. После 1938

Мальчик с повязкой с острова Бали. После 1938

Мануэлита. После 1938

Старик с острова Бали. 1938

Портрет девушки. 1940-е - начало 1950-х

Смеющийся мужчина с усами. 1940-е

ziggyibruni.livejournal.com

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ФЕШИН (1881-1955): ziggyibruni

Автопортрет. 1920

Николай Иванович Фешин родился в Казани. Окончил Казанское художественное училище и Петербургскую академию художеств. Фешин – виртуозный живописец и мастер рисунка, скульптор, великолепный резчик по дереву и замечательный педагог – все превосходные степени не будут преувеличением для этого художника. Если определять одним словом суть его творчества, то это слово будет «маэстро». В жизни Н.Фешина были и взлеты, и драмы: нищета и благополучие, признание и забвение, потеря России и обретение Америки, большая любовь и трагедия разрыва, семья и одиночество, – но что бы ни происходило, всегда спасало искусство, которое было целью, смыслом, образом жизни – было для Фешина всем.В России Николая Фешина, ученика И. Е. Репина, можно поставить в один ряд с Филиппом Малявиным, Абрамом Архиповым, Сергеем Малютиным и другими мастерами Серебряного века. В масштабе европейского и американского искусства творчество русского мастера входило в направление, которое представляли Андерс Цорн, Георг Брейтнер, Джон Сарджент круг художников Мюнхенского Сецессиона и многие другие. Оказавшись в эмиграции, он не потерял свою творческую личность, более того, его имя органично вошло в контекст американской культуры. Фешина прочно связывают с региональной художественной школой Юго-Запада и Таосской художественной колонией. Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из самых плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке. В Таосе индивидуальность художника полноценно раскрылась во всех областях – в живописи, рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре. Вместе с тем ни в России, ни в США имя Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти и послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советской России явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине вплоть до хрущевской оттепели конца 1950-х–середины 1960-х годов, времени второго «открытия» художника. В США работы Фешина высоко ценились среди коллекционеров, но как приверженец реалистических традиций он не привлекал к себе внимания крупных исследователей, поскольку американское искусствознание весь двадцатый век ориентировалось в первую очередь на изучение авангарда и модернизма. Вместе с тем будет неправильным считать, что художник оставался совсем без внимания.Для того чтобы осознать истинное значение творчества художника, необходимо представить его художественное наследие и его высшие достижения в полной мере. Это не так просто, поскольку произведения, количество которых весьма внушительно и по некоторым оценкам американских арт-дилеров может доходить до 2000 произведений, не просто разделены между Россией и Америкой, но и рассредоточены по музеям и частным коллекциям, немало весьма значительных работ художника утрачено. В России его произведения хранятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, но, главным образом, в художественном музее Казани, хотя даже русский период художника коллекция музея отражает не в полной мере. Поскольку с 1910 по 1914 год, время исключительно плодотворное, Фешин отправлял произведения на выставки в Германию, Италию, Голландию и особенно активно в Америку. С выставок произведения приобретались и, соответственно, не возвращались. Американские коллекционеры покупали произведения Фешина и другим способом – отбирая их по фотографиям. Кроме того, большое количество работ художник забрал при отъезде из России. Созданное в Америке находится не только в коллекциях более чем 30 музеев, но и в многочисленных частных собраниях. Фешин – художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читаются и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции, но все трансформировано в единую систему, где основным является открытое соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени. В XIX веке художники стремились к отображению реальности, весь XX век будет стремиться к ее преображению и созданию новой реальности ради постижения сути вещей. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка. Для художников модерна необходима натура, но также необходимо ее преобразование ради выявления главного, а главное – это Красота.

Девочка. Этюд. 1900-е

Деревенский дом. 1900-е (?)

Осень. 1900-е

Оттепель. 1900-е

M-lle Сапожникова (в шали). 1908

Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд. 1908

Портрет художника К.М.Лепилова. 1909

Коралловые бусы (Портрет Александры Белькович). 1910

Натюрморт. 1910-е

Ню. 1911

Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской). 1912

Молодая женщина. 1912

Портрет архитектора Петра Абрамычева. 1912

Портрет Ульяны Китаевой. 1912

Весна в степи (Портрет А.Н.Фешиной). 1913

Купальщица. Не ранее 1913

Золотые волосы. 1914

Ню. Этюд. 1914

Портрет Вари Адоратской. 1914

Натурщица. Вторая половина 1910-х

Осенний пейзаж. 1910-е

Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915

Портрет В.С.Богатырева. 1916

Портрет Н.М.Сапожниковой у рояля. 1916

Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд). 1917

Зимний пейзаж с санями. Этюд. 1917

Салватулла. 1920-е

Миссис Фешина с дочерью. 1922

Миссис Крэг. 1923

Портрет художника Д.Д.Бурлюка (Д.Д.Бурлюк читает лекцию). 1923

Лето (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией). 1924

Портрет Веры Фокиной. 1923-1926

Русская певица (Портрет Е.И.Хатаевой). ок. 1924

Натюрморт с апельсинами. 1925

Обнаженная с раковиной. 1923-1926

Тори Пайнз. 1925

Портрет писателя (Н.Н.Евреинов). 1926

Таосский знахарь. 1926

Александра. 1930

Большой Иван (отец). 1927-1933

Джон Вудраф

Джой с барабаном. 1927-1933

Индеец с кукурузой. 1927-1933

Индейский мальчик. 1927-1933

Мальчик. 1927-1933

Пьетро. 1927-1933

Старый индеец. 1927-1933

Таосский вождь. 1927-1933

Бобровая плотина. 1927-1933

Пейзаж Нью-Мексико. 1927-1933

Пейзаж с ручьем. 1927-1933

Эвкалипты. 1927-1933

Эль Каргадор. После 1936

Девочка с острова Бали. После 1938

Голова индейского мальчика

Мадонна. 1934-1955

Мальвы. 1934-1955

Фуксии. 1934-1955 (?)

Подсолнухи. 1934-1955

Маргаритки. 1934-1955

Г.П.Тулузакова. Николай Иванович Фешин. Спб., 2007

ziggyibruni.livejournal.com

Художник Николай Иванович Фешин. Часть 1: vakin

Николай Иванович Фешин (26 ноября (8 декабря по старому стилю) 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани) — русский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. Крупнейший представитель казанской школы живописи, в США считается национальным американским живописцем.

Автопортрет (1920)Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. В годы учения изучал жизнь и культуру местных народов, — чувашей и марийцев, — не раз бывал в г. Чебоксары у своих родственников Тепловых, писал их портреты. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года, окончившейся в Париже, в поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год.

В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе.

В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.

С 1910 года художник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.

Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.

С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В Нью-Йорке у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.

Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года во сне. Усилиями его единственной дочери Ии Николаевны Фешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани.

Источник - Википедия

Распутица (1900-е)

Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)

Оттелель (1900-е)

M-lle Сапожникова (в шали) (1908)

Черемисская свадьба (1908)

Капустница (1909)

Осенний пейзаж (1910-е)

Натюрморт (1910-е)

Русский дом (1910-е)

Деревенский дом (1910-е)

Натурщица (1910-е)

Ню (1911)

Катенька (1912)

Портрет архитектора Петра Абрамычева (1912)

Молодая женщина (1912)

Александра Белькович (А Н Ф ) (1912)

Дама в розовом (Портрет Н Подбельской (1912)

Весна в степи (Портрет А Н Фешиной) (1913)

Натурщица (1913)

Купальщица (Не ранее 1913)

Портрет Вари Адоратской Фрагмент (1914)

Обливание (1914)

Женщина с зеркалом (1915)

Женщина с сигаретой (1917)

Портрет дочери Ии (1917)

Елка (1917)

Зимний пейзаж с санями Этюд (1917)

Натюрморт (1920)

Березки (До 1923)

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Николай Фешин. Гений - Все интересное в искусстве и не только.

(Портрет m-lle Жирмонд) (1917)

Николай Фешин – художник двух континентов. Он прожил долгую жизнь, разделенную почти поровну на две половины – русскую и американскую. В России он известен, но только в среде художников, в Америке его картины ценятся очень высоко, и известен он там как “старый“ мастер и как “художник художников“.

Некоторые его сравнивают даже с Микельанжело по тому разнообразию областей, в которых проявился его талант: мастер живописи, рисунка, скульптуры, резки по дереву и керамики, архитектурной работе. То, что видели его глаза и чего касались его руки, превращалось в произведение искусства.

Цалий Кацнельсон.

6382932

1881 – Родился 9 декабря (26 декабря по старому стилю) в Казани ( по другой версии – в Арзамасе), крещен в Евдокиинской церкви в г. Казани. Родители – отец Иван Александрович, родом из Арзамаса, владелец позолотно-столярной иконостасной мастерской, мать – Прасковья Викторовна, урожденная Чистова, костромичка.

1600089674

1881 – Родился 9 декабря (26 декабря по старому стилю) в Казани ( по другой версии – в Арзамасе), крещен в Евдокиинской церкви в г. Казани. Родители – отец Иван Александрович, родом из Арзамаса, владелец позолотно-столярной иконостасной мастерской, мать – Прасковья Викторовна, урожденная Чистова, костромичка.

1930250320

Фешин находился под большим влиянием Репина, в класс которого он попал в первые годы своей учебы в Петербургской академии художеств.

С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе.

Бравый индеец (1927—1933)

30 октября 1909 г. Фешин Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Помимо этого он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.

Выход из катакомб после моления (1903)

Революция повлияла на смену тем. Он не был в оппозиции к советскому режиму, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию. Он участвовал в деятельности рожденных революцией 1905 года сатирических журналов.

Дитя Таоса (1927—1933)

Фешин покинул Россию в 1923 году. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Следующий период творчества Фешина связан с США

Зимний пейзаж (1900-е)

Зимний пейзаж с санями. Этюд (1917)

Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс. Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта.

Зимний пейзаж. Этюд (1917)

 Фешин Николай Иванович скончался во сне 5 октября 1955 г. за месяц до своего 75-типятилетнего юбилея. Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище.

Индейская девочка с кувшином (1927—1933)

Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. В США считается национальным американским живописцем.

Ия Фешина (Кон.1930-х)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)

Обнаженная со спины (Ок. 1915)

Первый снег (1927—1933)

Портрет дочери Ии (1917)

Эвкалипты (1927—1933)

Капустница (1909)

http://ny-kazan.nyrainbow.com/fechin/about.htm

tanjand.livejournal.com

Художник Николай Фешин

Александр Рожин

Рубрика: 

ВЫСТАВКИ

Номер журнала: 

#2 2012 (35)

Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881—1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. Это случилось с Константином Сомовым, Константином Коровиным, Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Марком Шагалом, Юрием Анненковым, Давидом Бурлюком и сотнями других мастеров отечественного искусства, музыкантов, литераторов, актеров, философов... Оказавшись в эмиграции, они не утратили связи с культурой России, ее традициями, пронеся через всю жизнь верность своим историческим корням.

О Николае Фешине написана фундаментальная изданная в этом году монография, автором которой является последовательный, одержимый творчеством блестящего живописца, графика, скульптора казанский искусствовед Галина Тулузакова, собравшая и обобщившая исчерпывающий материал о его многогранном наследии.

Конечно, талант, художественная ценность, духовная и эстетическая наполненность произведений большого мастера неисчерпаемы. Об этом свидетельствуют работы первого биографа Фешина, его близкого друга Петра Дульского, статьи и воспоминания современников и учеников, высказывания и оценки скульптора Сергея Коненкова, режиссера Алексея Попова, искусствоведа Петра Корнилова, живописцев Николая Никонова и Петра Котова. В этом ряду опубликованных работ о нем особо отметим и очерк Софьи Каплановой в сборнике документов, писем и воспоминаний о художнике, напечатанном в Ленинграде в 1973 году.

Фешин рано обрел известность и признание не только на родине, но и за рубежом, его справедливо сравнивали с крупнейшими мастерами европейского и русского искусства начала двадцатого века.

Выпускник Казанской художественной школы и Высшего художественного училища при Российской Императорской академии художеств, занимавшийся в мастерской Ильи Репина, он всегда привлекал внимание, по словам Н. Никонова, своей «сверхтехничностью в искусстве».

Каждая выставка произведений Николая Фешина становилась явлением, открытием, как и нынешняя экспозиция в Инженерном корпусе ГТГ. Так, наряду с известными отечественной публике работами мастера, здесь впервые представлены картины и этюды из частных собраний и музеев США. В роли одного из инициаторов их показа и организаторов выставки выступил московский коллекционер и меценат Андрей Филатов, ревностный ценитель творчества художника, которого Репин, как вспоминал Евгений Кацман, считал «лучшим современным живописцем».

Конечно, эта экспозиция — открытие новых сторон и особенностей уникального таланта Фешина, которого по привычке, следуя фактам творческой биографии мастера, называют учеником Репина, как это делали его современники. Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал. Однако, на наш взгляд, куда более заметным и сильным для него увлечением была живопись Василия Сурикова. Но ни тот, ни другой не оказали решающего воздействия на формирование и развитие представления молодого Фешина о собственной, во многом новаторской концепции создания живописного образа, связанной не только с сенсорной стороной, но и с техникой и технологией творческого процесса.

Его нередко сравнивали и с Абрамом Архиповым, и с Филиппом Малявиным, и с Валентином Серовым, реже упоминали о некоей близости в понимании живописных задач с Михаилом Врубелем, хотя и для этой версии можно найти достаточно убедительные аргументы. Действительно, первые самостоятельные работы Фешина несут на себе печать определенной близости живописно-пластическим, колористическим и композиционным приемам, присущим и Репину, и Сурикову, как, например, в ряде портретов отца, в том числе и в одном из представленных на московской выставке, угадывается суриковская мощь, сила и размах. Есть здесь и полотна, особенно детские образы, прежде всего портреты дочери художника Ии, воспринимаемые как парафразы ряду аналогичных блестящих произведений Валентина Серова. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. По эмоциональному состоянию, свето-теневой и колористической партитуре они созвучны лучшим детским образам, созданным Серовым.

Фешин работал в разных видах и жанрах искусства, он занимался книжной, журнальной и станковой графикой, пробовал свои силы в сценографии и скульптуре, являлся виртуозным рисовальщиком, но истинной его стихией и призванием была живопись. Он много времени уделял материалу, технологии разработки своей системы цветовидения и подготовки грунтов, сохраняющих живые, чистые краски, исключающие случайные блики. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». В его рисунках чувствуется конструктивность построения композиции, изображения головы и рук модели; он как бы создает незримый каркас, который обеспечивает определенную скульптурность передачи облика персонажа, позволяющую ему рисовать и писать натуру с обезоруживающей убедительностью.

Он находит необычные, сложные точки, с которых строит пространственные проекции зримого объекта, показывая его в неожиданных ракурсах, позволяющих словно обходить модель с разных сторон, как скульптуру. Эти открытия, которыми он обязан глубокому изучению рисунков старых мастеров, в том числе любимого им Гольбейна, художник органично вводит в живописную ткань своих холстов.

Несмотря на широту интересов и жанровый диапазон, Николай Фешин, безусловно, прежде всего неповторимый мастер портрета. Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта. Неслучайно среди ранних работ мастера, неоднократно экспонировавшихся на выставках Товарищества передвижных выставок в Петербурге и Москве, на выставках за рубежом, в Германии и Франции, именно портреты кисти Фешина всегда были в центре внимания зрителей и критики. Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. Поездки по Европе обогатили чувствительную натуру, расширили эстетический кругозор и дали мощный импульс новому видению художественных задач. И если в работах рубежа 1890—1900-х годов и отдельных произведениях более позднего времени мы находим еще определенную связь с традициями и живописной стилистикой Сурикова и Репина — он пишет еще плотно, с напором и внутренней силой, — то уже с начала 1910-х поверхность его картин и сама изобразительная трактовка образной драматургии обретает новые, неповторимые качества. Художник порой отказывается от использования такого традиционного инструмента, как кисть, пользуясь преимущественно мастихином, краска кладется на холст тонким, почти прозрачным слоем, что придает его картинам особую воздушность и музыкальность. Фешин работает мастихином, подобно тому, как скульптор — стеком или резцом, создавая объемную форму. Он унаследовал это удивительное чувство пластики, возможно, от отца — ремесленника, резчика по дереву. Неслучайно, покинув пределы России в 1923 году, уже будучи в США, в своем новом пристанище, в Таосе, он, испытывая некую ностальгию, украшает свое жилище резной деревянной мебелью собственного изготовления, которая напоминает ему о Родине, о детстве.

Однако, вернемся к портретным образам, представленным на московской выставке в Третьяковской галерее, прежде всего к абсолютным шедеврам этого жанра, и попробуем еще раз проследить трансформацию образного мышления, техники живописи. Фешин не мог не экспериментировать, поскольку всегда стремился не к оригинальности как таковой, не следовал капризной и изменчивой моде, а искал свой особый стиль, собственную систему координат. Его индивидуальность проявлялась буквально во всем, он был заметной, яркой и признанной личностью в искусстве. У него образовался свой круг заказчиков и поклонников. И все же художник изначально отдавал предпочтение в выборе моделей близкому кругу родных и друзей. Он неоднократно обращался к одним и тем же персонажам, благодаря чему достигал в портрете проникновенной глубины и редкой психологической выразительности. Фешин блестяще писал лица и руки своих моделей; выполненные им работы обладали как убедительным внешним сходством с портретируемыми, так и непревзойденными личностными характеристиками людей, к которым он испытывал особые чувства и привязанность. Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии. Одни из этих произведений были написаны до отъезда в Америку, другие — сразу же в первое время пребывания за океаном. Независимо от датировки создания и некоторой разницы живописных приемов, все они обладают особой фешинской интонацией и образной содержательностью.

Сравнивая вышеназванные портреты художника с произведениями его современников, мы находим несомненные общие черты, которые объединяют русских мастеров начала XX века в их отношении к внутреннему миру моделей, в психологической обрисовке их характеров и судеб. Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С.П. Дягилева с няней кисти Леона Бакста с портретом Давида Бурлюка с серьгой в ухе, написанным Фешиным, хотя первый изображен справа налево, а второй — слева направо. В фешинском портрете, как в зеркале, угадывается абрис и композиционное решение дягилевского образа, созданного Бакстом почти на двадцать лет раньше, в 1906 году. Близость трактовки этим не ограничивается, поскольку она диктовалась не столько формальными задачами, сколько отношением к личностям своих персонажей, к их артистическим натурам. В облике одного и другого есть особая демонстративность позирования, чувство подчеркнутого превосходства над окружающими, работы на публику. Но, как отмечалось ранее, Фешин придавал большое значение изображению рук своих персонажей, о чем свидетельствует и портрет Бурлюка, где жесты весьма красноречиво дают понять зрителю о самовлюбленности и самоуверенности персонажа, о значительности представленной личности. Конечно, перед нами разные характеры, но трактуемые как в одном, так и в другом случае под вполне определенным углом зрения.

И все же вернемся к параллелям между фешинскими и серовскими моделями, достаточно ясно прослеживаемым при сопоставлении женских и детских портретов двух мастеров. Вспомним портреты знати, представителей высшего света, русской аристократии, написанные с гениальной виртуозностью Валентином Серовым, ставшие еще при жизни выдающегося живописца классикой отечественного и мирового искусства. Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова. Несомненно, работая над образами своих персонажей, Николай Фешин вдохновлялся шедеврами Серова, при этом упорно стремясь оставаться самим собой, следовать собственному пониманию и отношению к решению живописно-пластических и образных задач. При явной близости композиционно-пространственных построений, использования эффектных поз и ракурсов, отдельных аксессуаров Фешин изображал иных по социальному происхождению персонажей. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. Однако присущий Серову аристократизм — драматургическая парадность, торжественные позы, подчеркнутое великолепие антуража — уступает в творчестве Фешина место своеобразной поэтико-музыкальной аранжировке, которая задает эмоциональную интонацию портретов-картин фешинской кисти и сильнее всего, пожалуй, отличает их от произведений Серова — одного из тех, кто мог бы по праву считаться его кумиром. Если Серов подчеркивал в деталях антуража и интерьера принадлежность своих героев к высшему свету, то Фешин, напротив, импрессионистически словно растворял среду обитания своих моделей, лишь перечисляя отдельные ее признаки, создавая таким образом атмосферу интимности, тихой поэзии вокруг них. Серовская статуарность в работах Фешина фактически отсутствует, да и упомянутые персонажи едва ли могли на это претендовать, но здесь есть удивительная подвижность темпераментного мазка, вибрация воздуха и света, придающие полотнам мастера удивительное очарование. И вновь напомним о руках моделей, столь остро характеризующих изображенных барышень и дам, подчеркивающих хрупкость и изменчивость женской натуры и эмоциональных состояний, запечатленных звонкими чистыми красками художника. Фешину свойственен особый психологизм в передаче настроений позирующих ему людей, что так остро ощущается, конечно, и в автопортретах мастера. Все ранее отмеченные особенности живописной палитры Фешина как бы аккумулировались в портрете гравера У. Уотта, впервые показанном московскому зрителю. Наверное, эта выставка была бы не вполне многогранным отражением таланта художника, не будь на ней блестяще написанных ню, обнаженных, при взгляде на которых у кого-то возникнут ассоциации с натурщицами Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Зинаиды Серебряковой...

Отдельного упоминания заслуживают немногочисленные натюрморты живописца, в которых также чувствуется подлинный блеск его таланта.

Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина. В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. В живописи он все больше вынужден ориентироваться на художников юго-западной американской школы, в которой превалировали историко-этнографические сюжеты и образы. Но все равно его палитра остается такой же самостоятельной и неповторимой, не зависящей от художественного рынка, воли и вкусов заказчиков и поклонников. Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии, из-за этого он, наверное, и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств. Он был и оставался до конца своих дней высокотехничным мастером, уровень профессиональной культуры которого являлся незыблемым показателем и критерием высокого искусства.

Николай Иванович Фешин был и ушел из жизни художником с русской душой, личностью, наделенной большим природным талантом, блестящим рисовальщиком и живописцем, творчество которого выдержало испытание временем, заняло достойное место в истории искусства двадцатого века.

Фото (репродукции картин): Черномашенцев Владимир, HalloART.ru

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru


Смотрите также