Художник Павел Филонов: картины, биография. Картины филонова


Павел Филонов, картины художника Филонова Павла Николаевича

С постулатом «художник должен быть голодным» в любые времена соглашались отнюдь не все. Самый загадочный представитель русского авангардизма, основатель аналитического искусства Павел Филонов — соглашался. Он принципиально не брал денег с учеников, не продавал свои картины, его называли «помешанным врагом рабочего класса», а сам он считал себя коммунистом. Цель свою Филонов видел в том, «чтобы человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне». Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог.

Университеты Филонова

Для Страны Советов лучшего происхождения, чем у Павла Филонова, и придумать нельзя. Всего за три года до рождения сына отец Филонова был бесфамильным крестьянином. Филоновым он стал, перебравшись в Москву, где служил кучером. Мать работала прачкой. В семье было шестеро детей. Родители рано умерли, и заботу обо всех взяла на себя старшая сестра с мужем, московским купцом. В детстве Павел занимался хореографией, причем делал успехи. Но родные заметили, что мальчик отлично рисует, это и определило его дальнейшую судьбу. В 15 лет юношу отправили в Петербург учиться в живописно-малярных мастерских. И с юных лет он довольно неплохо зарабатывал — малярные и декоративные работы Филонову удавались на славу. Параллельно он посещал Общество поощрения художеств, а после — частную школу графика Дмитриева-Кавказского.

Какой же начинающий художник не стремился в питерскую Академию художеств? Филонова эта участь не минула, он трижды поступал в прославленное заведение, пока его наконец взяли вольнослушающим. Там он провел два года, после чего они с Академией расстались, взаимно недовольные друг другом. Его не устраивала ограниченная строгими рамками манера преподавания, а Академию — он сам. Однажды Филонов написал натурщика так, что были видны вены и мышцы, ощутим ток крови. «Да он содрал шкуру с натурщика!», — возмутился преподаватель.

Исследователь творчества Филонова Людмила Правоверова уверена, что под конец последнего года обучения, 1910-го, с Филоновым произошло нечто, навсегда определившее его путь, но идентифицировать это событие биографам не удалось. В пользу такой версии говорит и существенное изменение содержания его работ. Еще в 1907 году — это лирические этюды. В 1910 уже заметны отголоски поисков, которые приведут к аналитическому искусству, а в 1911 году отчетливо виден филоновский стиль.

Современники вспоминали, что и характер Филонова внезапно изменился — из общительного и старательного юноши он превратился в человека замкнутого, углубленного в свои мысли.

Справедливо полагая, что через окна хоть какой мастерской мир не узнаешь, Филонов путешествовал паромом по Волге, побывал в Иерусалиме, а также посетил Францию и Италию. Некоторые его ученики после рассказывали, что он чуть ли не из Петербурга в Рим «прошел пешком», что действительности не соответствует. Иное дело, что на всё путешествие денег у него не было, и он по пути время от времени подрабатывал — то как маляр, то как художник, а то и вышивкой или рубкой дров. По возвращении в Петербург Филонов засядет и будет писать «спиной к окну», как сам говорил. Всё, что ему надо было увидеть, он уже увидел.

Аналитическое искусство Павла Филонова

Официальной датой рождения аналитического, «сделанного искусства» можно считать выход в 1914 году манифеста «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“». В нем Филонов излагает основные положения своего направления. Это, в первую очередь, движение от частного к общему, а также многомерность. Однажды, объясняя, что такое аналитическое искусство, Филонов привел пример: нарисовал угол дома, возле него лошадь с телегой. И пояснил, что за рамками холста — дверь в магазин, из которого выходит женщина с покупками и видит лошадь — на этих словах художник прямо на хвосте первого варианта лошади нарисовал лошадиную голову. Эту же лошадь видят люди из окна дома, воробей, муха, извозчик. Да и сама лошадь что-то видит. Всё это должно быть перенесено на холст!

Филонов Павел Николаевич оказался в стороне и от академистов, и от авангардистов, считая, что и те, и другие заняты работой с «мертвой натурой», а изображать нужно внутренние метаморфозы, происходящие с объектом.

«Помешанный враг народа»

Художник Филонов был однозначно на стороне большевиков и даже едва не сделал карьеру революционного деятеля, но игра во власть ему быстро надоела. Он принял участие в первой постреволюционной свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце, на которой представил 23 картины из цикла «Ввод в мировой расцвет». В 1919 году, благодаря протекции художника Павла Мансурова, который был комендантом Дома литераторов, Филонов получил жилье — комнату, в которой было два окна, кровать, стол, стулья и книжные полки.

В 20-е годы он пытался ужиться с новой властью, считал себя до мозга костей коммунистом и был уверен, что его искусство необходимо народу. Он даже возглавил Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры и организовал Мастерскую аналитического искусства. Характер у Филонова весьма крут, компромиссы он считает неуместными, а к дискуссиям отнюдь не расположен. Просьбу Луначарского о серии реалистических полотен, воспевающих счастье социалистического труда, Филонов проигнорировал. А даже если и писал соцреалистические картины, они не соответствовали ожиданиям. Впрочем, другие заказы он тоже не принимал, писал исключительно то, что считал нужным, за обучение со студентов денег не брал. Изредка Филонов получал пенсию как «научный работник 3-го разряда».

К концу десятилетия тучи ощутимо сгустились. «Изосволочь», как Филонов окрестил придворных живописцев, активизировалась. В 1929 году должна состояться персональная выставка Павла Филонова в Русском музее. Уже подготовлена экспозиция, напечатаны буклеты — и выставку запрещают, а Ленинградский союз художников начинает кампанию по «истреблению филоновщины».

Его называют помешанным и гипнотизером. Взгляд у Филонова действительно был пронизывающим, а глаза — невозможного вишневого цвета.

«У меня к вам столько нежности, как к доченьке своей…»

«Я умнее тебя, нашел хорошую жену. Твой муж в подметки не годится моей жене!», — писал Павел Филонов своей единственной. Любовь всей жизни он встретил в возрасте 38 лет. Его избраннице было 59. Екатерина Серебрякова (в девичестве Тетельман) попросила Филонова написать посмертный портрет ее мужа, Эспера Серебрякова, сотрудника Историко-революционного архива.

Жену свою Филонов боготворил, письма к ней пронизаны неподдельным обожанием. Он говорил: «…у меня столько нежности к вам, как к доченьке своей». Дочкой он свою любимую и называл, а себя — Панькой. Екатерина Серебрякова получала хорошую пенсию за мужа и спецпаек, Филонов же нищенствовал. О том, чтобы жить за ее счет, он и слышать не желал. А если изредка таки брал деньги у «дочки», то исключительно в долг и скрупулезно всё возвращал.

В 1929 году учиться у Филонова приехала американская художница Хелена Хантингтон-Хукер. Ей на тот момент было 23 года. Шесть недель дважды в день они занимались. Катерина очень ревновала и страдала, хотя Панька смеялся: «Я так же могу тебе изменить, как Ленин демократии». Но «дочка» была уверена, что отношения Филонова и ученицы перешли в личные. Не выдержав, она уехала в санаторий, откуда написала Филонову письмо с предложением расстаться. Он примчался на следующий же день. «Так ты меня оставить хотела!?», — возмущался.

Очень страдая от того, что не может баловать «дочку» подарками, Филонов сделал для своей любимой значительно больше — подарил ей три года жизни. В 1939 году у Екатерины Серебряковой случился инсульт, она упала прямо на улице, откуда скорая увезла ее в больницу. На следующий день Филонов отнес ее домой на руках, где сам лечил и выхаживал. Он спал сидя, не отходил от «дочки» ни на минуту.

Он настолько не представлял себе жизни без жены, что ушел раньше нее. Филонов стал одной из первых жертв блокады — в его всю жизнь не евшем досыта организме не было запасов, чтобы продержаться. Выходив Екатерину, он теперь стерег картины — проводил все ночи на чердаке, опасаясь, как бы случайный снаряд не повредил его работы. «Дочка» пережила своего Паньку на несколько месяцев. Сестра Филонова позже передала на хранение в Русский музей около четырехсот работ, которые там долгое время ютились в подвалах. Так и получилось, что в столь немилосердном к Филонову отечестве оказалась практически полная коллекция его «сделанных картин».

Виртуальная галерея картин в Артхиве предлагает ознакомиться с биографией и творчеством мастера.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова | Персона | Культура

Его называли гением и шарлатаном, бунтарём и пророком, гипнотизёром и сумасшедшим. Он всю жизнь жил в нищете и умер от голода, зная, что его картины стоят огромных денег. Его творчество повлияло на развитие отечественного и мирового искусства и долгие годы было сокрыто.

Сын кучера и прачки

Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее. О родителях художника известно очень мало: отец, Николай Иванов, крестьянин села Реневка в Тульской губернии, до августа 1880 года был «бесфамильным», а фамилию Филонов он получил по приезде в столицу, где работал кучером. О матери художник позже вспоминал только то, что она брала стирать на дом чужое бельё за гроши. 

Филонов неохотно рассказывал о детстве. После смерти отца маленький Паша как мог помогал матери зарабатывать на хлеб: вышивал скатерти и полотенца крестиком, продавал их на Сухаревской площади. В 1897 году мать художника умерла от туберкулёза. В тот же год Филонов переезжает в Петербург, где поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу», учится на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

Три раза он пытался поступить в академию художеств, но приняли его в конце концов только в качестве вольного слушателя «за прекрасное знание анатомии». В академии Филонов вёл себя странно. Он садился у самых ног модели и, стараясь не смотреть на неё, начинал зарисовку со ступней. Удивительно, но, когда рисунок был закончен, все пропорции модели оказывались идеально соблюдены.

Однако окончить полный курс ему так и не удалось. На одном из занятий преподаватель поставил натурщика в позу Аполлона Бельведерского и воскликнул: «Посмотрите, какой цвет кожи! Ему позавидовала бы любая женщина!». Через несколько занятий Филонов покрыл холст зеленью и прописал по нарисованному телу сетку синих вен. «Да он сдирает кожу с натурщика! — вскричал профессор. — Вы с ума сошли, что вы делаете?» Филонов, не повышая голоса, сказал, глядя профессору в глаза: «Дурак». Потом взял холст и покинул класс.

Павел Филонов. Пир королей. 1913 Павел Филонов. Пир королей. 1913. Фото: Public Domain

Каждый атом

Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался, изучая европейское и античное искусство. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. «Нужно идти не от общего к частному, а от частного — к общему», — провозглашает он. Он говорит о том, что всё в мире строится именно по этому правилу — начиная с кристаллов льда и заканчивая деревьями, животными и людьми. Он считал, что картины нужно «делать», и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».

Павел Филонов. Крестьянская семья (Святое семейство). 1914 Павел Филонов. Крестьянская семья (Святое семейство). 1914. Фото: Public Domain

В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. Своему другу, поэту Велимиру Хлебникову, он говорил: «Я воюю не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. У него был шанс сделать карьеру: он обладал прекрасными деловыми качествами, талантом, его многие уважали, а его происхождение было идеальным для того времени. Но он отказался. Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства».

После долгих скитаний в 1919 году ему удаётся получить небольшую комнату в доме литераторов, на задворках Ленинграда, в которой из мебели был только стол, кровать да пара стульев. По воспоминаниям современников, большую часть пространства комнатки занимали картины: они висели на стенах, стояли по углам. Здесь Филонов прожил до самой смерти.

Первая и последняя выставка

В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. После того как картины были развешаны, был напечатан буклет с комплиментарной статьёй, разъясняющей аналитический метод, перед самым открытием на дверях зала с экспозицией появился замок. Тираж буклета был уничтожен, и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Было устроено несколько закрытых просмотров, на один из которых пригласили представителей рабочих организаций.

Павел Филонов. Германская война. 1915 Павел Филонов. Германская война. 1915. Фото: Public Domain

Предполагалось, что простые, малообразованные люди, ничего не поняв в искусстве Филонова, выскажутся категорически против открытия выставки. Однако происходит обратное. Все рабочие высказываются за открытие экспозиции. Они говорят: «К картинам Филонова надо подойти и постараться понять. Кто был на германской войне, тот поймёт картину „Германская война“».

Тем не менее выставка открыта так и не была, и Филонов до конца своих дней оставался в «подполье». Он был известен только в узком кругу профессионально занимавшихся искусством людей, а широкой публике его творчество было представлено только во времена перестройки.

Дочка

Однажды в дверь Филонова постучали. У женщины в соседней комнате скончался муж, и она просила написать его посмертный портрет. Он согласился, не взяв за работу денег. Спустя три года Екатерина Серебрякова стала его женой. На момент свадьбы ей исполнилось 58 лет. Филонов был на 20 лет моложе.

Павел Филонов с женой Павел Филонов с женой. Фото: Кадр youtube.com

Покойный муж Серебряковой был известным революционером, и она получала довольно большую по тем временам пенсию, пыталась помочь Филонову, который постоянно голодал. Однако он отказывался от её денег, а если и брал в долг, то обязательно отдавал, записывая каждую копейку в своём дневнике.

Он называл свою жену «дочкой» и писал ей пронзительные письма, страдал от того, что не мог дарить дорогие вещи. Как-то Филонов целый месяц расписывал для неё шарф, получившийся удивительно красивым и ярким. Соседки говорили, что носить такой шарф — преступление, ведь он один такой в мире, а она с гордостью надевала его.

Несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он был одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег. На предложения продать хотя бы одну из своих многочисленных картин за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».

После начала блокады Ленинграда Филонов дежурил на чердаке, сбрасывая с крыши зажигательные бомбы: он очень боялся, что картины погибнут в огне — это было всё, что он создал за всю свою жизнь. По воспоминаниям очевидцев, Филонов, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и всматривался в летящий в квадрате окна снег. Он говорил: «Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. Но я не трачу время даром. У меня столько замыслов в голове».

Смерть

Филонов умер от истощения в самом начале блокады. Это была одна из первых смертей в осаждённом городе, что, в общем-то, не удивительно: он недоедал и до начала войны, и поэтому голод забрал его первым.

Павел Филонов. Портрет Сталина. 1936 Павел Филонов. Портрет Сталина. 1936. Фото: Public Domain

Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «…он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова. Мне трудно объяснить, почему, но эта правая рука с зажатой в ней варежкой так поразила меня, что я и сейчас, более чем через тридцать лет, вижу её. <…> Рука немного откинута в сторону и вверх, эта варежка казалась не варежкой… Нет, это непередаваемо. Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась. Дыхания его не было слышно. Плакали мы или нет — не помню, кажется, так и остались сидеть в каком-то оцепенении, не в силах осознать, что произошло, что его нет! Что всё, созданное им, осталось — стоит его мольберт, лежит палитра, краски, висят на стенах его картины, висят его часы-ходики, а его нет».

Долгое время в осаждённом городе не удавалось достать доски для гроба. Несколько дней тело Филонова лежало в его комнате, накрытое картиной «Пир королей». Ещё труднее было договориться о том, чтобы вырыли могилу: были суровые морозы, и земля промёрзла. «Придя на Серафимовское кладбище, я нашла человека, который за хлеб и какую-то сумму денег согласился приготовить место, — вспоминала сестра художника. — Какой это был нечеловеческий труд! Стояли сильные морозы, земля была как камень. <…>. И, как я помню, и забыть это невозможно, он больше рубил корни топором, чем работал лопатой. Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться! Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу, и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь!» И на его вопрос: «А кто он такой?» — рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня».

Павел Филонов. Лица. 1940 Павел Филонов. Лица. 1940. Фото: Public Domain

Женский подвиг

Все картины Филонова, которые сегодня стоят миллионы долларов, оставались в его комнате, под присмотром вдовы. Через пять месяцев блокады она поняла, что может вскоре умереть, и перебралась вместе с ними к сёстрам художника. Филонова вспоминала: «Голод всё больше давал о себе знать. Уехать из Ленинграда мы не могли, имея у себя все картины, все рукописи брата и не имея сил отдать их на хранение. <…> Неожиданно с фронта приехал Виктор Васильевич — муж нашей племянницы. Семья его была уже эвакуирована, и он зашёл узнать, живы ли мы. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде?» Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Когда же из дальнейшего разговора он узнал, что у нас нет сил донести картины до музея и нет никого, кто бы помог нам, и в этом весь вопрос, он сказал, что может помочь нам. Он приехал с фронта в командировку, и сделать это надо тотчас же. Работы упакованы были так: один пакет с 379-ю работами и рукописями и второй — вал, на нём накатано 21 полотно. Когда мы поняли, что это может быть отнесено в музей и сейчас же, счастью нашему, радости не было границ. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ! Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними.

…До сих пор я не могу представить себя той поры, несущую эту тяжесть… Что же произошло? Неужели радость, что всё сделанное будет спасено, будет в музее, и мы можем наконец эвакуироваться, так как сестре становилось всё хуже, дала мне силы, но отняла память?..»

Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.

www.aif.ru

Картины Павла Филонова - Художественная галерея

Миры фентези [91]

Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.

Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]

Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.

Мистические явления [277]

Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.

Нелепые факты [280]

Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности

Мрачная готика [31]

Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.

История Франции [79]

Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.

Города Франции [126]

Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.

Дворцы и замки Франции [84]

История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.

Короли и императоры Франции [64]

История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.

Легенды Франции [70]

Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.

Музеи Франции [19]

Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.

Храмы и соборы Франции [66]

Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.

История Великобритании [83]

Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.

Исторические личности Великобритании [64]

Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.

Достопримечательности Великобритании [80]

Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.

Легенды и мифы Великобритании [104]

Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.

Мифы и легенды народов мира [56]

Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.

История и культура Японии [123]

История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.

Галерея фоторабот [391]

Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.

Художественная галерея [689]

Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов

Красивое оформление для сайтов и блогов [215]

Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.

Курсовые работы и не только они... [30]

Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.

Праздники,которые мы празднуем [51]

Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.

Самое удивительное в искусстве [10]

Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.

Мистика [12]

Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.

Фанфики по квестам [9]

Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.

Юмор [10]

Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики

Проза [17]

Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.

Фентези [17]

Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.

Миры кота Баяна [23]

Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.

vision7.ru

Художник Павел Филонов. Картины и биография.

Самый потаенный и загадочный художник-авангардист России Павел Филонов родился в Москве 8 (21) января 1883 года в многодетной семье. Его родителями, по его собственному выражению, были «кучер и прачка». С ранних лет имел способности к рисованию, у него отмечалась природная острота зрения, желание точной передачи деталей, наблюдательность. Самый ранний сохранившийся рисунок Филонова – «Московский дворик» (1894) – был выполнен как «открытка на память», и по нему можно легко представить истинный облик «родового гнезда».

В 1894 году мать Павла умерла от чахотки, а заботы о братьях и сестрах легли на плечи старшей сестры Шуры, которая уже жил в Петербурге, будучи замужем за видным предпринимателем. Филонов сам освоил вышивание крестиком, при поддержке родственника окончил живописно-малярные мастерские, а также частные курсы Дмитриева-Кавказского. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами.

Первый исследователь творчества Филонова В.Н. Аникиева указывала на явные его связи с Дюрером и Грюневальдом. Мог видеть оригиналы их картин во время путешествия в1912 г. по странам Западной Европы – Франции, Италии, Австрии и Германии.

Павел Филонов «Война с Германией» 1914-1915 г.Художник особенно заинтересовался современным ему примитивизмом во время пребывания в «Союзе Молодежи» в Петербурге в 1910-1914 гг., после знакомства с теориями Ларионова и Гончаровой.

В 1915 году художник опубликовал поэму «Пропевень о проросли мировой» на антивоенную тематику, к которой сделал собственные иллюстрации.

В 1916 году Филонова призвали в армию, к тому времени он был уже сложившимся художником. Он стал ощущать свою творческую силу и искал возможности расширить свои знания и свое мастерство. Встретил революцию 1917 года как долгожданное событие. Некоторое время руководил отделом в Гинхуке.

МАИ – Мастера Аналитического Искусства – общество учеников П. Филонова («школа Филонова») существовало в Ленинграде в 1925-1932 гг. Членами общества в разное время были Т. Глебова, Е. Кибрик, С. Закликовская и др. В своих работах они стремились воплотить принцип «сделанности» Филонова. В этой мастерской-студии, по воспоминаниям современников, «каждый начинал себя чувствовать художником ХХХ века, когда искусство и наука сольются».

Свой метод художник называл «аналитическим». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений, их реакций, эманаций, бытия, генезиса, известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг.).

Павел Филонов «Композиция (Налет)» 1931 г.В 1931 году «Красная газета» назвала Филонова «помешанным врагом рабочего класса». После обвинения в «формализме» в 1936 году новый термин «филоновщина» стал символом непролетарского, упадочного искусства. После 1937 года жизнь Филонова стала ухудшаться: был выслан сын его жены, сама она тяжело заболела. Но даже ленинградская блокада не заставила его покинуть пост хранителя собственного искусства.

Голодавший в военные годы, Филонов умер в первые месяцы ленинградской блокады (в декабре 1941 года). Смерть его кажется символично. Она застала его во время дежурства на крыше дома, который он защищал от немецких налетов.

Некрологом художнику стал рисунок одного из учеников, изображающий мертвого учителя на фоне его метафизических и вполне реальных убийц – на фоне «Пира королей». Другим некрологом можно считать стихотворение поэта-футуриста А. Крученых, друга Филонова:

А рядомНочьюВ глухом переулкеПерепилен поперек,ЧетвертованВулкан погибших сокровищ,Великий художник,Очевидец незримого,Смутьян холстаПавел Филонов.Был он первым творцом в Ленинграде.Но худобаС голодухи,Погиб во время блокады,Не имея в запасе ни жира, ни денег.Картин в его мастерскойБурлила тыща.Но провелиКроваво-бурыеЛихачиДорогу крутую,И теперь там толькоВетер посмертныйСвищет

Картины художника Павла Филонова: 

www.avangardism.ru

Семь малоизвестных работ Павла Филонова

Родился Павел Филонов

8 января 1883 года родился «смутьян холста», «художник-исследователь» Павел Николаевич Филонов, теоретик, практик и педагог аналитического искусства. В цитируемой ниже статье, опубликованной «Вечерней Москвой», приведена подборка из семи его малоизвестных работ...

«Картины основателя школы аналитического изобразительного искусства, одного из самых пролетарских и революционных художников, мало выставлялись при жизни, да и после смерти в блокадном Ленинграде в 1941 году не допускались в отечественное выставочное пространство до 1988 года.

В своих работах Филонов показывал одновременно историческое и космическое единство, проникая за "внешнюю оболочку" модели и отображая внутренний мир не психологически, а физиологически.

От кубизма он отказался, так же, как и от психологизма, его искусство было органическим. Главной своей целью художник ставил изображение природных процессов и их обобщение живописной формулой. Странный нищий художник брался обучить своему методу абсолютно любого человека.

И никогда не просил денег за занятия. Свой метод письма он называл аналитическим: "Я хочу, чтобы художник смотрел оком знающим, а не оком видящим", - говорил он. Над своими картинами мастер работал по 18 часов в сутки.

В настоящее время конечное число полотен Филонова остаётся загадкой - свои многочисленные работы он никогда не подписывал. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку малоизвестных картин основателя и теоретика аналитического искусства.

"Тракторный цех" (1931-1932)

Перед нами нетипичный пример работы Филонова. И не только потому, что трактор или машина — редкость на его картинах. "Тракторный цех" - чуть ли не единственный пример коммерчески успешной работы мастера.

Время от времени Филонов пытался заработать на ниве писания плакатов. Однако почти всякий раз тепел фиаско. Ведь его плакаты получались слишком натуралистичными и "контрреволюционными". И лишь на "Тракторном цехе" он смог немного заработать: картина была напечатана в виде открытки.

"Крестьянская семья" (1914)

На полотнах молодой Филонов радостно объединяет растения, птиц, людей и человеколиких животных. Художника интересует рождение, как всесильный природный процесс. И он идет в своем исследовании дальше — к рождению мысли, создавая серию картин "Головы"."Живая голова" (1923)

Перед нами вскрытый череп, но при этом голова живая и зритель может видеть, как бурлит в ней рождающаяся мысль. "Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи в каждый атом цвет. Чтобы цвет въедался в атом, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом", - говорил художник ученикам."Формула весны" (1927-1929)

На своих странных полотнах художник пытался найти живописную формулу природных процессов. Формула живого, органического мира, возможность изображения биологической универсальности рождения приводит Филонова к нефигуративной живописи. В "Формуле весны" изображены не конкретные объекты, а делящиеся клетки, ток древесных соков, запахи цветов и пение птиц."ГОЭЛРО" (1931)

Филонов был уверен в том, что он творит революцию в искусстве, анализируя и синтезируя происходящее вокруг. На этом полотне мы видим Владимира Ленина, создающего ГОЭРЛО (Государственную комиссию по электрификации России — прим. "ВМ"). Вождь объединяет в себе прошлое в цилиндрах, настоящее (вздымающий руки пролетариат) и бледные, только проявляющиеся лики будущего."Композиция" (1938)

Филонову не хватало денег на холст и он был вынужден писать "Композицию" маслом на бумаге. Картина состоит из множества людей - мысль о человеческой тесноте приходит сама собой. Здесь и рождение, и юность, и зрелость, и старость и смерть — всё связано в единое целое. Здесь настолько тесно, что никому больше не остается места. Кроме того, полотно можно рассматривать, перевернув его вверх тормашками или под любым углом."Лики" (1940)

Всю жизнь Филонов писал головы. Эти последние работы, созданные незадолго до смерти, выглядят особенно современно. Кажется, что они написаны после изучения последних современных данных об устройстве человеческого мозга. Возникает впечатление, что природа, концентрируюсь и постоянно обновляясь в памяти человека, высвечивает эти лики из своего единства.

"Смутьян холста", - как назвал Филонова поэт Алексей Кручёных, никогда не продавал своих картин. Он был уверен в том, что его метод имеет революционное, всемирное значение и берег работы для будущего музея аналитического изобразительного искусства.

Однако мечтам художника не суждено было сбыться. Музей так и не был создан, а первую его выставку зрители увидели лишь в 1988 году. "Надо признать, что до сих пор, несмотря на всю оригинальность и нестандартность художника, о нём не знают. Почти никто. И почти ничего", - признаёт ведущий сотрудник Русского музея Алексей Курбановский». - Вечерняя Москва

rupo.ru

Художник Павел Филонов: картины, биография

Самый потаенный и загадочный художник-авангардист России Павел Филонов родился в Москве 8 (21) января 1883 года в многодетной семье. Его родителями, по его собственному выражению, были «кучер и прачка». С ранних лет имел способности к рисованию, у него отмечалась природная острота зрения, желание точной передачи деталей, наблюдательность. Самый ранний сохранившийся рисунок Филонова – «Московский дворик» (1894) – был выполнен как «открытка на память», и по нему можно легко представить истинный облик «родового гнезда».

Художник Павел Филонов: картины, биография

В 1894 году мать Павла умерла от чахотки, а заботы о братьях и сестрах легли на плечи старшей сестры Шуры, которая уже жил в Петербурге, будучи замужем за видным предпринимателем. Филонов сам освоил вышивание крестиком, при поддержке родственника окончил живописно-малярные мастерские, а также частные курсы Дмитриева-Кавказского. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами.

f2

Композиция «Налет» 1931

Первый исследователь творчества Филонова В.Н. Аникиева указывала на явные его связи с Дюрером и Грюневальдом. Мог видеть оригиналы их картин во время путешествия в1912 г. по странам Западной Европы – Франции, Италии, Австрии и Германии.

filonov_2_20121211_1946288780

Симфония Шостаковича

Павел Филонов «Война с Германией» 1914-1915 г.Художник особенно заинтересовался современным ему примитивизмом во время пребывания в «Союзе Молодежи» в Петербурге в 1910-1914 гг., после знакомства с теориями Ларионова и Гончаровой.

filonov_3_20121211_1639811983

Те кому нечего терять

В 1915 году художник опубликовал поэму «Пропевень о проросли мировой» на антивоенную тематику, к которой сделал собственные иллюстрации.

filonov_4_20121211_1765072398

Святое семейство (Крестьянская семья)

В 1916 году Филонова призвали в армию, к тому времени он был уже сложившимся художником. Он стал ощущать свою творческую силу и искал возможности расширить свои знания и свое мастерство. Встретил революцию 1917 года как долгожданное событие. Некоторое время руководил отделом в Гинхуке.

filonov_5_20121211_1825804071После набега. 1938

МАИ – Мастера Аналитического Искусства – общество учеников П. Филонова («школа Филонова») существовало в Ленинграде в 1925-1932 гг. Членами общества в разное время были Т. Глебова, Е. Кибрик, С. Закликовская и др. В своих работах они стремились воплотить принцип «сделанности» Филонова. В этой мастерской-студии, по воспоминаниям современников, «каждый начинал себя чувствовать художником ХХХ века, когда искусство и наука сольются».

filonov_6_20121211_1149538651

Пир королей. 1913

Свой метод художник называл «аналитическим». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений, их реакций, эманаций, бытия, генезиса, известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг.).

filonov_7_20121211_1360090043

Мужчина и женщина. 1912-13

Павел Филонов «Композиция (Налет)» 1931 г.В 1931 году «Красная газета» назвала Филонова «помешанным врагом рабочего класса». После обвинения в «формализме» в 1936 году новый термин «филоновщина» стал символом непролетарского, упадочного искусства. После 1937 года жизнь Филонова стала ухудшаться: был выслан сын его жены, сама она тяжело заболела. Но даже ленинградская блокада не заставила его покинуть пост хранителя собственного искусства.

filonov_8_20121211_2059970699

Лица

Голодавший в военные годы, Филонов умер в первые месяцы ленинградской блокады (в декабре 1941 года). Смерть его кажется символично. Она застала его во время дежурства на крыше дома, который он защищал от немецких налетов.

filonov_12_20121211_1866821292

Формула весны

Некрологом художнику стал рисунок одного из учеников, изображающий мертвого учителя на фоне его метафизических и вполне реальных убийц – на фоне «Пира королей». Другим некрологом можно считать стихотворение поэта-футуриста А. Крученых, друга Филонова:

А рядомНочьюВ глухом переулкеПерепилен поперек,ЧетвертованВулкан погибших сокровищ,Великий художник,Очевидец незримого,Смутьян холстаПавел Филонов.Был он первым творцом в Ленинграде.Но худобаС голодухи,Погиб во время блокады,Не имея в запасе ни жира, ни денег.Картин в его мастерскойБурлила тыща.Но провелиКроваво-бурыеЛихачиДорогу крутую,И теперь там толькоВетер посмертныйСвищет

filonov_17_20121211_1104477317

filonov_10_20121211_1249312499

filonov_11_20121211_1877527234

dosoaftor.ru

Павел Филонов – Ярмарка Мастеров

Несколько лет назад я была в Питере и  смогла побывать на выставке работ Павла Филонова в Русском музее.

Это было потрясение! Как была организована выставка! Это было темное не освещенное помещение, а стенды были выполнены из черного бархата. На них висели картины Филонова, подсвеченные точечными светильниками. И создавалось впечатление, что эти картины просто парят в воздухе. А самое главное - просто чувствовалась пульсация и вибрация, идущая от работ гениального русского художника. Я долго не могла выйти - меня просто загипнотизировала его живопись.

Потом подумала: ну наверняка эту выставку привезут в Москву. Но увы, этого не произошло.

И мне захотелось рассказать о его творчестве...

живопись

Святое семейство

Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. После смерти отца семья бедствовала, и занятия танцами на сценах театров Корша и М. Лентовского приносили Павлу заработок с четырех лет. С 6 до 11 лет был танцором кордебалета московских театров, так же для заработка вышивал. Танцевальная выучка приучила Филонова с раннего возраста к самоограничению, требовательности к себе и высокой работоспособности, от природы он был наделен редкой остротой зрения и развитой интуицией.

В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские, получив свидетельство на звание моляра-уборщика.По окончании обучения Филонов до 20 лет работал маляром-декоратором интерьеров в составе бригады Н.Н.Рубцова, находящейся во введении конторы двора принцев Ольденбургских, членов Императорской семьи. Пребывание на росписях дома в имении Рамонь под Воронежем, в образцово устроенном поместье, благотворно повлияло на мировосприятие будущего художника, приоткрыло ему общинный уклад жизни крестьянства, приблизило к пониманию органической основы жизни. Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши, и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Ремесленный характер исполнительских работ не мог долго утолять проснувшуюся потребность Филонова в творчестве.

В 1903–1908 он занимался в частной студии академика-гравера Л.Е.Дмитриева-Кавказского для подготовки к экзаменам в Академию художеств.  За годы обучения он совершил путешествия на лодке по рекам Шексне и Волге, и проявил при этом сильный характер и недюжинную физическую силу, пройдя на веслах в одиночку часть пути от Рыбинска до Казани. Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку».

В 1907-1909 дважды совершил паломническую поездку в Палестину с заездом на Афон, изучал христианские древности, писал копии икон; побывал на Кавказе и посетил православный монастырь в Новом Афоне, делал этнографические этюды. В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Академическая школа рисования и особенно уроки Г.Я.Ционглинского, его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело – и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна, оказали определяющее значение в становлении Филонова. С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги.

В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии.  Проступок Филонова больше состоял в своеволии – в классе он позволил себе писать натурщиков не по академическим канонам, а как французский фовист – чистыми красками; так многие студенты экспериментировали лишь дома. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Однако уже следующей осенью учеба в Академии окончательно потеряла для него внутренний смысл, и он покинул ее стены.

Бегство в Египет

Его работы – это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого.

Для него всех этих категорий не существует, Вселенная – едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует. Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся.

Человек во вселенной

Композиция

Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы — то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика.

Для Филонова такой подход был научным; он изображал процессы, которые протекают, допустим, под кожей человека – ток крови, пульсацию вен, работу мозга. Для этой научности Филонов перечитал кучу литературы, от Линнея и Дарвина до Маркса и Циолковского.

Пир королей

История человечества для Филонова – это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, геохимических и всех прочих процессов. И, опять же как Бог, он одновременно есть везде – в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем.

Одинадцать голов

Лица

Живая голова

Естественно, все это слабо вписывалось в сталинский, не менее масштабный, проект.  Поэтому с начала 30-х гг., когда советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо.

Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году – уж очень он никуда не вписывался. А тут прекратились даже и редкие участия в сборниках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству – он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него деньги, и – отказывал им. Все, что он создал, должно было жить только в СССР.При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени – он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, нужно было лечить жену, он вспоминал свое первое образование – малярно-художественное, и брался за любую работу кистью. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества.

Рабочий в кепке

Колхозник

Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами. В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа — это я первый придумал и сделал. Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открыл объективные законы и описал неведомую реальность.

Вот там, на крыше он и простудился. А через несколько дней умер от пневмонии. Шел 1941 год. Блокада  шла вовсю.....

Симфония Шостаковича

Цветы мирового процветания

Формула вселенной

 

www.livemaster.ru


Смотрите также