Что почитать? Философы о художниках. Картины философы


25 Современная научная и философская картины мира Картина мира

1. /моя философия/1.doc2. /моя философия/10.doc3. /моя философия/11.doc4. /моя философия/12.doc5. /моя философия/13 урезка.doc6. /моя философия/14.doc7. /моя философия/15.doc8. /моя философия/16.doc9. /моя философия/18.doc10. /моя философия/19,21.doc11. /моя философия/19.doc12. /моя философия/20.doc13. /моя философия/22.doc14. /моя философия/23.doc15. /моя философия/25.doc16. /моя философия/26.doc17. /моя философия/27.doc18. /моя философия/28.doc19. /моя философия/29.doc20. /моя философия/30( ДВИЖЕНИЕ и развитие.doc21. /моя философия/31.doc22. /моя философия/32.doc23. /моя философия/33.doc24. /моя философия/34.doc25. /моя философия/35.doc26. /моя философия/36.doc27. /моя философия/39.doc28. /моя философия/4.doc29. /моя философия/41.txt30. /моя философия/42.doc31. /моя философия/43.doc32. /моя философия/44(.doc33. /моя философия/45.doc34. /моя философия/46.doc35. /моя философия/47.doc36. /моя философия/48( понятия.doc37. /моя философия/49.doc38. /моя философия/4О.doc39. /моя философия/5( Функции философии.doc40. /моя философия/50.doc41. /моя философия/51.doc42. /моя философия/52.doc43. /моя философия/53.doc44. /моя философия/54.txt45. /моя философия/6.doc46. /моя философия/7.doc47. /моя философия/8( Сократ.doc48. /моя философия/9.docВопрос Объект и предмет философииВопрос 10. Средневековая философия: Патристика и схоластикаВопрос №54. Философия эпохи ВозрожденияМетафизических сверхопытных "гипотез"Иммануил Кант (1724 1804) титан философской мыслиВысшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля41 Философия Нового времени: эмпиризмФидеизму и иррационализмуФилософия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 начала 20 ввСлавянофильствоФилософская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философииКраткое вступлениеОснователем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857). Конт исходил из того, что человеческое познание проходит три стадии: религиозную, метафизическую (философскую) и научную (позитивную)Стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке, является отношение к классической философииСовременная западная философия : герменевтикаОсновные категории философской онтологии: бытие, природа, материя, пространство, время, развитие, эволюция25 Современная научная и философская картины мира Картина мираРеферат: Пространство и время как философские категории29 Материя и ее основные свойства Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем развитии. Первый этапЕсть любое изменение материальных и идеальных объектовПроблема сознания в философииПознаваемость мираЧто есть истина?Специфика научного познания и знанияДиалектика и ее Исторические ФормыДетерминизм детерминизм и индетерминизмВопрос №13. деятельность как способ существования общества; деятельность и общественные отношенияМатериальная основаПроблема общественного прогресса и его критериевСовременная цивилизация. Её особенности и противоречияВопрос смысл и направленность исторического процесса. Исторический процесс и проблемы выбора путей развитияКультура как проблема философииТакже пытался с помощью теории ценностей избежать10 философские аспекты глобальных проблем современностиЧеловек Центром обыденного мировоззрения является представление о я, самосознание индивида, и самый интересный вопрос мировоззрения это вопрос о том, кто я.8. Проблема сущности человека. Биологическое и социальное. Их взаимодействие. Биологическое и социальное в человеке4 общество как система. Основные сферы жизни обществаПредназначение философии, ее смысл и функцииФеномены человеческого бытияВопрос 24. Проблема смысла жизни человекаЛичность это человеческий индивид в аспекте его социальныхВопрос 53. Древнегреческая философия: Эллинистический периодОсновные понятияФилософия древней греции: досократический периодСократ – античный философ, гражданин Афин. Не имел денег, чтобы получить выдающееся образованиеАристотель (384-322 гг до Р. Х.)
скачать doc

№25 Современная научная и философская картины мира

Картина мира — это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного прин­ципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который оп­ределяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры.

Структура миропонимания:

□ философские основания

□ нравственно-мировоззренческая установка субъек­та, общества

□ основополагающий принцип систематизации зна­ний

□ метод или способ постижения мироздания, общест­ва, личности

Мифологическая картина мира — созерцательное, целостное постиже­ние мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором не­различимы в своем единстве воспри­ятие и воображение, представления и фантазия, субъект и объект; воспри­ятие природы осуществляется через одухотворенных существ (богов, ду­хов) и магические, фантастические свойства и явления.

Религиозная картина мира — основанное на религиозной вере иррациональное постижение Бо­жественного порядка, отличаю­щегося иерархичностью взаимо­отношений двух целостностей — Бога и Его творения — человека.

Философская картина мира — упорядоченная целостность сис­тематизированных знаний в форме идей, учений, теорий и концепций, отражающих пре­дельно общие представления о мире и месте в нем человека.

Естественно-научная картина мира — упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной, и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и дости­жений, прежде всего естествознания (астрономии, физики, химии, биоло­гии и др.).

Научная картина мира

Вплоть до начала нынешнего столе­тия в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская парадигма — система мышле­ния, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта. По­следнему принадлежала идея принципиальной двойственно­сти реальности: материя и ум — различные, параллельные друг другу субстанции. Отсюда следовало, что материаль­ный мир можно описать объективно, не включая в опи­сание человека-наблюдателя с его специфической пози­цией, с его субъективностью. Можно сказать, что сама идея «строго объективной науки» вырастает из декартов­ских онтологических построений.

В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось механистической науке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятие

Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. И то и другое не являют­ся отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство спо­собно искривляться, а время — замедляться.

В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атом­ной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки «зоны средних измерений», углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы — не­вещественны.

Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все су­ществующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволю­цию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, жи­вой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия. Окружающий человека мир, безграничный в пространстве и времени, дает грандиозную картину мироздания, в которой все связано со всем. Жизнь Природы, Земли, Вселенной, физическая и духовная жизнь человека, жизнь и эволюция общества - все подчинено единым фундаментальным законам природы.

Современная научная картина мира динамична, проти­воречива. В ней больше вопросов, чем ответов.

Зарождение Вселенной

Примерно 15 млрд. лет отделяет нашу эпоху от начала про­цесса расширения Вселенной, когда вся наблюдаемая нами Все­ленная была сжата в комочек, в миллиарды раз меньший булавочной головки. Исходное состоя­ние было неустойчивым, породившим взрыв, скачкообразный переход к расширяющейся Вселенной. С началом стремительного расширения Вселенной возни­кает время и пространство. По разным оценкам период «раздувания» занимает невообразимо малый промежуток времени - до 10-33 с после «начала». Он называется инфляционным периодом. За это время Вселенная успевает раздуться до гигантского «пузыря», радиус которого на несколько по­рядков превышает радиус современной нам Вселенной, но там практически отсутствуют частицы вещества. Это еще не то расширение, о котором мы говорили, а предпосылка к нему. К концу фазы инфляции Вселенная была пустой и холодной. Но когда инфляция иссякла, Вселенная вдруг стала чрезвычайно горячей. Его энергия высвободилась в виде излучения, которое мгновенно нагрело Вселенную. Предполагается, что в расширяющейся Вселенной возни­кают и развиваются случайные уплотнения вещества. Образование разномасштабных структур во Вселенной от­крыло возможность для новых усложнений вещества. Появление во Вселенной всей гаммы химических элементов открыло новый этап в развитии вещества и в формировании его структур. Так, в местах нахождения разнообразных хими­ческих элементов протекают процессы их объединения в моле­кулы, сложность которых может нарастать до очень высоких уровней. Наличие тяжелых химических элементов, а также молекул и их соединений обеспечивает также возможность образования около некоторых звезд второго поколения планетных систем типа Солнечной. В таких системах становится возможным протекание геологической и химической эволюции.

Философская картина мира

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: мир — чело­век. Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек — мир. Собственно на этом различении строятся две веду­щие линии в философском знании, которые можно услов­но назвать объективистской и субъективистской.

Объективистские концепции, независимо от того, явля­ются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т. е. не зависит в своем существовании и ка­чествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов, демо­нов и любых разумных существ. Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем и должны находить общие позиции но воп­росу о качествах действительности и своем месте в ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции — просто заблуждается, впадает в иллюзию. Яркими примера­ми объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется на множество «мирков». Я — сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребываю в своих ситуациях и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира, становящегося тюрь­мой. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «я», потому, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я» и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким примером субъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который считает, что человек, не по своей воле «заброшенный в бытие» — полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый про­ходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что по­желает и отвечая только перед самим собой. Поддаться общим истинам и взглядам — значит предать самого себя.

Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Соб­ственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире — от нас, и что — от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Философы, желая понять мир, одновременно старают­ся разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно оно возможно? Можем ли мы получать истинные объективные знания или всякая наша обращенность к миру есть взгляд через искажающие очки потребностей и пристрастий?

В западной философии в наши дни доминируют и спо­рят между собой два основных подхода. Согласно перво­му никаких общих точек зрения на мир и судьбы челове­ка вообще быть не может. Каждый человек и каждый философ «варятся в собственном соку» и не имеют выхо­да к своим братьям по разуму.

В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а значит, и формирование единых, обще­значимых представлений о том, что являют собой мир и человек. Как бы то ни было, философы всегда общаются между собой, с другими людьми и ищут общий язык, об­щие ракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных миров» действительно много, и они порой довольно далеко отстоят друг от друга.

Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь — это сплав субъектив­ного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас, и эта сложная диалектика каждый раз кон­кретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы об­суждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело — во всем сомневаться, все подвергать строгому критическому анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания. В этом философия противоположна рели­гии, стремящейся точно воспроизводить древний канон.

Философская картина мира — это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, матери­ального и духовного, минутного и вечного.

netnado.ru

Философия в картинках: yuh

…и картинки в философии.

Автор мне, к сожалению, не известен. Не помню уже где я это нашёл. Если кто подскажет автора — буду признателен.

UPD: Спасибо rip183 за подсказку. Автор: mi3ch. Надеюсь автор не против публикации его идей и работ без спроса.

Наверняка для многих эти работы — [:|||||:]

yuh.livejournal.com

Репродукция картины "Философы" Михаила Нестерова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Михаила Нестерова  на натуральном  холсте.

Михаил Васильевич Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его отец вел торговлю мануфактурными и галантерейными товарами, но был склонен к истории и литературе, чтению книг. Михаил всю жизнь был благодарен отцу за то, что тот старался всегда поощрять его художественный талант.

Михаил до 12 лет учился в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе, где и родился.

Осенью 1874 года пытался поступить в техническое училище в Москве. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1877 году по совету Воскресенского продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище выставках.

В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс Чистякова.

Разочаровавшись в системе преподавания Петербургской академии, Нестеров через год вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в класс к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет своего наставника.

В дальнейшем учился у Саврасова.

Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Мартыновской. Вернувшись в Москву, учился в классе Маковского.

С 1884 года начал писал жанровые картины на исторические темы.

В 1885 году за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» получил звание свободного художника. Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с Мартыновской.

После свадьбы художник работает над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при родах его жена умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.

Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.

Внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах, поразила и известного коллекционера Павла Третьякова. Он приобрел «Пустынника» еще до открытия выставки.

На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.

Во время этого путешествия была написана картина «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» Впоследствии эта картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и также была приобретена Третьяковым в галерею.

В 1890 году профессор Прахов, руководивший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный талантом автора картины «Видение отроку Варфоломею, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

Именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.

Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

Затем Нестеров выполнил работу в московской Марфо-Мариинской обители. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». На ней Нестеров изобразил обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению.

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах.

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.

В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.

В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.

В 1941 г. за портрет Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.

Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Михаила Нестерова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Что почитать? Философы о художниках

Автор: Анагата Жулитова

Сегодня популярно суждение, что современное искусство вышло из философии. При этом самих философов часто недолюбливают:  дескать, у них во многом спекуляция и демагогия. Однако, именно эти "спекулянты" способны, как минимум, дать оригинальную интерпретацию художественного произведения, а как максимум, перевернуть ваше восприятие искусства. Именно поэтому мы сделали подборку философских книг, где анализируется творчество современных художников.

Луи Альтюссер 

Кремонини, художник абстрактного

Кремонини — только экспрессионист? “Нет”, — утверждает неомарксист Альтюссер, споря с  историками искусства. Философ намерен в своем небольшом тексте вывести нас за словарь эстетического потребления, чтобы мы могли увидеть в Кремонини больше, чем жанр искусства.

Вальтер Беньямин 

О понятии истории

В последней книге “О понятии истории” Беньямин посвящает небольшой, но взволновавший многих искусствоведов, текст картине “Angelus Novus” П.Клее, с которой он, как говорят, не расставался до самой смерти. Следующим хозяином картины стал, как ни удивительно, другой философ — Т.Адорно.

Жиль Делёз 

Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения

Делёз — звезда философии постмодернизма. Именно он ввел в обиход “концепт”, “тело без органов”, “ризома” и другие словечки, полюбившиеся художникам и кураторам. В книге отсутствуют привычные рассуждения о биографии автора или о смыслах работ Бэкона. Вести читателей будет не эта уже надоевшая логика, а логика ощущения.

Мартин Хайдеггер 

Исток художественного творения

Пассаж Хайдеггера о картине Ван Гога “Башмаки” примечателен не только оригинальным прочтением художественного произведения, но и тем, что он вызвал критику со стороны видного искусствоведа М.Шапиро. Спор разразился вокруг того, кому же принадлежат эти башмаки: крестьянину или же самому художнику?

 

artuzel.com