Итальянский футуризм. Картины футуристы


Футуризм в живописи. Картины марка ротко

Футуризм в живописи

Футуризм, слово, вызывающее ассоциации с чем-то фантастическим, возможно, абстрактным и совершенно иррациональным.

Такие характеристики идеально подходят под описание одного из необычных стилей в искусстве, в том числе распространенного и в живописи. Современному человеку слово футуризм будет понятным без перевода, ведь оно похоже на английское слово «future», означающее «будущее», однако название стиля произошло из латинского языка и переводится также – «будущее».

ловушки войны

Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Наибольшее распространение получил в стране родоначальнице и России, в других странах стиль также имел своих последователей, но их было достаточно мало. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Но построить это будущее футуристы собирались только после того, как будут разрушены все стереотипы и напоминания о прошлом. Среди людей искусства, футуристы стали своеобразными революционерами, которые пытались заставить людей позабыть прошлое, отстраниться от прежних идеалов и правил, а вместо этого с чистого листа создавать будущее. С такими принципами, отвергающими все наследие мира искусства, наработанного веками, художественное направление находило последователей только среди молодых художников, желающих стать настоящими мастерами и поэтому быстро впитывающих любые неординарные идеи.

футуризм в живописи

Футуристы хотели быть во всем новаторами, поэтому общались между собой только новыми словами, иногда, выдуманными ими же и понятными только им. Кроме того они могли использовать слова из жаргона художников и не брезговали не нормативной лексикой. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Все новое, все научно-технические и социалистические идеи, их восхищали и находили отклик в творчестве. Они отказывались от всего привычного, романтичного и возвышенного, взамен выбирая урбанистичность, новаторство и современность. Все картины футуристов проникнуты скоростью, пластичным движением и энергией, что достигалось использованием простых приемов и форм. Самыми любимыми формами футуристов и потому наиболее часто используемыми были спираль и зигзаг. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др.

Стиль искусства будущего по своему исполнению имеет сходство с экспрессионизмом, ведущий представителем которого являлся  американский художник Марк Ротко, один из дин из создателей живописи «цветового поля». Узнать подробнее об этом уникальном художнике и увидеть его картины можно по ссылке — марк ротко картины .

Красная Студия - картина Марка Ро́тко

А футуризм преследует совершенно другие цели. Футуристы всеми способами пытаются перенести зрителя в центр картины, дать прочувствовать движение и пространство изображения. Именно поэтому для футуристических картин характерны многогранные геометрические фигуры, которые создавали иллюзию калейдоскопа.

Еще одной отличительной чертой футуристических картин является многообразие цветовой гаммы, используемой художниками. Футуристы не придерживались каких-то определенных цветов, и у них не было правил по использованию определенных оттенков в том или ином случае. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. Художники обычно не вкладывали смысл в картины, вместо этого они пытались вызвать ассоциации и эмоции, визуализировать различные физические явления, показать энергию и скорость. Поэтому каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Кто-то выбирал только яркие чистые цвета, без смешивания, другой художник творил только в темных цветах. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль.

футуризм

Русский футуризм отличался от итальянского, несмотря на близость суждений и приветствие новаторских идей этого стиля в живописи. Самое главное отличие – это не воспевание техники, технического прогресса в целом и его превосходства над человеком, а одиночество человека среди этого прогресса. В попытках добавить футуризму человечности и душевности, русские художники отходят от главного принципа стиля и время от времени возвращаются к традиционным методам искусства.

Новая планета

Футуризм достаточно провокационный стиль в живописи, призывающий забыть прошлое, в том числе, всю историю искусства. Движение и форма превозносились выше содержания и смысла. Именно поэтому он не просуществовал долго, практически сразу исчерпав себя, но сумел перерасти в другие течения.

oblacco_logo

Загрузка...

Просмотров: 2 761

oblacco.com

Итальянский футуризм | 365mag.ru

«Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости!».Филиппо Таммазо Маринетти об искусстве будущего.

История футуризма началась с манифеста, опубликованного 20 февраля 1909 года во французском «Фигаро». Художественные принципы течения в документе изложил итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти; он стремился создать «формулу, которая отражала бы новый век». В поэзии этой формулой стал vers libre – свободный стих, позволяющий выражать ощущения свободно и динамично. А в живописи – совершенно новый стиль, воспевавший анархизм, машины, отвагу, шум и города, отрицание традиций прошлого и презрение к женщине.

Основы футуризма популяризировали Маринетти и его сподвижники в Италии. С помощью искусства поэт призывал к выражению «лихорадочной бессонницы» и «удара кулака», то есть это художественное движение обречено было стать резким. В мире больших скоростей, где оно зародилось, в единую композицию сливались все образы: толпа, фабрики, конные экипажи, первых машины…

Умберто Боччони Симультанные образы 1911

Умберто Боччони «Симультанные образы», 1911

Первыми соратниками «проповедника» футуризма были поэты. Они выпустили более пятидесяти манифестов, относящихся к различным областям жизни: танец, литература, музыка, скульптура, политика и даже кухня. Позднее к ним присоединились художники, опубликовавшие 8 марта 1910 года свой «Манифест футуристической живописи», в котором они отвергали прошлое и ратовали за творческое обновление. К 1915 году на свет появились манифесты, касающиеся скульптуры, шумов, колористики и, в конечном счете, «перестройки вселенной». Футуризм, стремившийся поспевать за будущим, стал всепроникающим движением. Ни одна творческая область не была обделена его вниманием.

В круг футуристов входили художники Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра, Джованни Папини, Фортунато Деперо, Арденго Соффичи  и Луиджи Руссоло. Основным принципом их живописи было стремление запечатлеть динамичную форму. Какими средствами? Художники, не боясь, использовали контрастные цвета, решительные мазки и «линии-силы» ‒ своеобразные направления цвета и формы. Некоторые живописцы так стремились показать все многообразие и динамику материи.

Маринетти и художники-футуристы путешествовали по Европе с выставками и публичными лекциями, тем самым привлекая на сторону художественного движения новых сторонников. Важное значение философия футуризма придавала культу силы, насилия и войны, поэтому многие художники после вступления Италии в первую мировую войну ушли на фронт. Вероятно, участие в военных действиях они расценивали как творческий порыв, а на войну, в целом, смотрели, как на музу.

Несмотря на то, что война так «удачно подвернулась» именно в тот момент, когда сторонникам движения необходимо было претворить в жизнь все свои чаяния и принципы, реальность разбила иллюзии – кто-то вернулся с фронта инвалидом, а кто-то не вернулся вовсе. Широкий шаг футуризма сбавил темп: многие художники обратили свои творческие поиски в другую сторону. После войны футуристические произведения начинают «вырождаться», вбирая в себя черты иных стилей. В 1922 новый политический режим начнет давить на это художественное течение, а в 1944 году футуризм погибнет.

В истории живописи футуризм –  яркая вспышка. Художественное наследие смелых приверженцев этого течения сейчас можно увидеть на выставке «Итальянский футуризм, 1909-1944: реконструируя Вселенную», которая проходит в нью-йоркском Гуггенхайме до 1 сентября 2014 года. Как видно, музей представляет течение в полном объеме: от начала существования и до конца. В экспозиции представлено около 375 работ выдающихся художников футуризма.

Джакомо Балла "Изучение уличного света"

Джакомо Балла «Изучение уличного света»

На этой выставке вас удивят работы Умберто Боччони. В некоторых из них очень ярко раскрывается главный образ футуризма – «клубящаяся» толпа. Его картины преисполнены энергии, иногда хаоса. Рассматривая их, можно заметить, как успешно работают решительные мазки кисти, передающие тотальное движение. Композиции часто представлены в беспорядке, они щедро заполнены светом – так художник стремился умышленно «затуманить» четкость образов.  Девиз Боччони: «Абсолютное движение».Очаруют картины Джино Северини. Этот художник сделал парижскую жизнь неисчерпаемым источником тем. Особенное внимание он уделял изображению танца. Северини раскладывал реальность на составляющие и смело играл с цветами, оттого его полотна кажутся яркой и динамичной мозаикой. Он разбирает на составляющие каждое действующее лицо и заново складывает разноцветные кусочки, передает быстроту ритма и различные движения в одном моменте. Его главный принцип: «Контрасты форм и цветов».Вас загипнотизируют картины Джакомо Балла. Он стремился писать «картину-сюрприз». Надо сказать, ему удавалось. Балла волшебно изображает свет – многогранно и очень дотошно. Более того, он стремиться запечатлеть не только свет, но и время! В этом художнику помогает фрагментарная композиция. Выглядят полотна, как стилизованные раскадровки.Картины Карло Карра шокируют зрителя и увлекут. Этот художник известен своей пластичной манерой письма. Изображение динамично, как у всех живописцев-приверженцев футуризма, но на полотнах Карра, все кажется текучим, мягким, плавным и одновременно очень сильным. Причудливые плоскости проникают друг в друга, вызывают необычные ассоциации и воспоминания. Карра был очарован «вибрацией форм света, которые ассоциируются со звуками, шумами запахами…» и

Помимо картин, на выставке представлены эскизы, скульптуры и литература футуризма. Посмотреть действительно есть на что, поэтому, планируя путешествие в Нью-Йорк, обязательно загляните в музей Гуггенхайма.

365mag.ru

Футуризм стиль в живописи. Описание стилей живописи.

Футуризм — (от лат. futurum — будущее) — литературно-художественное направление начала XX в., зародившееся в Италии.Основоположником, вождем и теоретиком этого движения считается итальянский поэт Филиппе Томмазо Маринетти, опубликовавший в 1909 г. «Манифест футуризма». Через год вокруг него сложилась художественная группировка, в которую вошли Боччони, Лега, Балла, Северини, Карло Карра. Идейно-эстетическая программа объединения излагалась в целом ряде манифестов: «Манифест художников-футуристов» (1910), «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др.

Отвергая прошлое, традиционную культуру во всех ее проявлениях («Италия — страна-музей»), футуристы обращали свой взор в будущее, воспевая наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и ритмов жизни.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Главные принципы художественного кредо — скорость, движение, энергия, которые футуристы пытались передать достаточно простыми приемами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение — т. наз. принцип симультанности (одновременности). В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес.

Пропагандируя свои идеи, футуристы прибегали к эксцентрическим выступлениям и провоцирующим жестам. Их нигилизм и тактика скандала легли в основу эстетики дадаизма. После Первой Мировой войны футуризм угас, однако в 1920-х гг. возродился в движении, получившем название «второй футуризм».

Мастера футуризма: Умберто Боччони, Карло Карра, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Константин Бранкузи, Энрико Прамполини, Фортунато Деперо.

Источник: http://art-noosfera.narod.ru/art_faq_73.html

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Футуризм

Направление в искусстве, возникшее в начале 20 века и развивающееся преимущественно в живописи и поэзии. История футуризма берет свое начало в Италии с творчества поэта Филиппо Маринетти. Позднее в Париже Маринетти вместе с художником Дж. Балла опубликует первый манифест нового направления – «Манифест футуризма». Уже в этот период будут сформулированы основные идеи и принципы футуризма.

Течение было направлено на создание и развитие нового искусства, искусства будущего. При этом надлежало избавиться от всего, что было в прошлом. Футуристы проповедовали полный отказ от культурного наследия прошлого. Одной из основных идей футуризма стало отражение стремительности современной жизни с помощью пластического выражения движения. На русской почве футуризм стал частью кубофутуризма, соединившего эстетические установки европейского футуризма с принципами кубизма.

Художники-футуристы, в числе которых были Дж. Северини, Л. Руссоло, Дж. Балла, К. Кара, У Боччьони, в своих произведениях стремились выразить все те впечатления, которые человек получает в современных городах.

В соответствии с идеологией футуризма индустриализация и ускорение темпа жизни являются характерными приметами нового времени. Новое течение стремится к созданию нового современного искусства. С этим стремлением связан и выбор термина «футуризм», который происходит от латинского слова «futurum», что означает «будущее».

Первая выставка художников-футуристов состоялась в 1912 году в Париже. Футуристы в своем стремлении передать восхищение достижениями современной техники отказались в живописи от любых сложных приемов, используя предельно примитивную технику. Они представляли композиции из пересекающихся воронок, конусов, спиралей, кругов, острых углов и плоскостей. Эти произведения должны были стать символом движения.

В России идеологами и приверженцами нового течения стали поэты (В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский). В 1915 году прошла выставка под названием «Трамвай В», на которой были представлены футуристические работы А.А. Экстер, Н.А. Удальцовой, В.Е. Татлина, О.В. Розановой, И.А. Пуни, Л.С. Поповой, К.С. Малевича, И.В. Клюна, К.Л. Богуславской. На выставке в декабре 1915 года эти же художники сообщили, что в этот период неизбежен переход от кубофутуризма к супрематизму.

В целом футуризм как художественное течение уже в двадцатые годы 20 столетия исчерпал себя. 

www.avangardism.ru

Футуризм. Часть 1 - Футуризм в Италии. - Стили и направления в искусстве - Справочники - All-Art.do.am

С началом Первой мировой войны (1914), которую футуристы называли «гигиеной мира», движение постепенно угасло.

    Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Его призыв подхватили итальянские художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло и др.

Джакомо Балла. "Динамизм собачки на поводке". 1912 г.

Балла в своей картине "Динамизм собачки на поводке", созданной в 1912 году, – передаёт ощущение скорости, нетерпеливости. Это произведение в полном соответствии со всеми канонами футуризма прославляет энергию современной жизни. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. В ней почти покадрово передаётся нам повесть о том, как одна женщина выводила собачку гулять на бульвар. На этой картине мы воочию можем наблюдать теоретический принцип одновременности, изобретённый футуристами, то есть демонстрацию движущегося объекта одновременно во множестве точек времени. Если кубисты придумали изображать объект одновременно со многих точек пространства, футуристы предпочти смотреть на мир со  многих точек времени. И у Джакомо Баллы взгляд с этой точки зрения был намётан, как у немногих, о чём свидетельствуют спектральное разложение света вокруг движущегося силуэта и само движение границы контура, которая вычислена совершенно точно, поэтому естественно смотрится. На Западе "Динамизм собачки на поводке" очень популярен, поэтому подвергается бесчисленным обыгрываниям со стороны художников и фотографов.

Боччони Умберто. «Под перголой в Неаполе»

Боччони Умберто. «Восставший город»

Карло Карра.  Покидая театр, 1909

    Италия представлялась им «громадным рынком древностей», и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». 

Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора.»). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. (Через несколько лет русский поэт-футурист В.Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю „ nihil"».)

Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры – вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апреля того же года – Технический манифест футуристической живописи, подписанный У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени – наиболее крупными художниками-футуристами. Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого.

Манифест футуризма

   1909 г., Италия, Филиппо Маринетти Из Италии мы провозглашаем всему миру этот наш яростный, разрушительный, зажигающий манифест. Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее.    Музеи – кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу. Музеи – общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи – абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!    Раз в год паломничество в музей, подобно посещению кладбища в День поминовения усопших, – с этим можно согласиться. Положить раз в год букет цветов у портрета Джоконды – с этим я согласен… Но я против того, чтобы наши печали, наше хрупкое мужество, наша болезненная неугомонность ежедневно выводились на экскурсию по музеям. Зачем травить себя? Зачем гнить?Да и что можно увидеть в старой картине, кроме вымученных потуг художника, бросающегося на барьеры, которые не позволяют ему до конца выразить свои фантазии? Млеть перед старой картиной – то же самое, что выливать эмоции в погребальную урну вместо того, чтобы дать выпустить их на простор в бешеном порыве действия и созидания.    Неужели вы хотите растратить все свои лучшие силы на это вечное и пустое почитание прошлого, из которого выходишь фатально обессиленным, приниженным, побитым? Уверяю вас, что каждодневные посещения музеев, библиотек и учебных заведений (кладбищ пустых усилий, голгоф распятых мечтаний, реестров неудавшихся начинаний!) для людей искусства так же вредны, как затянувшийся надзор со стороны родителей над некоторыми молодыми людьми, опьяненными талантом и честолюбивыми желаниями. Когда будущее для них закрыто, замечательное прошлое может стать утешением для умирающего больного, слабого, пленника… Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы!    Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города! Самому старшему из нас 30 лет, так что у нас есть еще по крайней мере 10 лет, чтобы завершить свое дело. Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину – мы хотим, чтобы так оно и было!    Они, наши преемники, выступят против нас, они придут издалека, отовсюду, пританцовывая под крылатый ритм своих первых песен, поигрывая мышцами кривых хищных лап, принюхиваясь у дверей учебных заведений, как собаки, к едкому запаху наших разлагающихся мозгов, обреченных на вечное небытие в литературных катакомбах. Но нас там не будет… Наконец они найдут нас, однажды зимней ночью, в открытом поле, под печальной крышей, по которой стучит монотонный дождь. Они увидят нас, съежившихся возле своих трясущихся аэропланов, согревающих руки у жалких маленьких костров, сложенных из наших сегодняшних книг, когда те загорятся от взлета наших фантазий.    Они будут бесноваться вокруг нас, задыхаясь от презрения и тоски, а затем они все, взбешенные нашим гордым бесстрашием, набросятся, чтобы убить нас; их ненависть будет тем сильнее, чем более их сердца будут опьянены любовью к нам и восхищением. Несправедливость, сильная и здоровая, загорится в их глазах. Искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью.    Самому старшему из нас 30 лет. Но мы уже разбросали сокровища, тысячу сокровищ силы, любви, мужества, прозорливости и необузданной силы воли; выбросили их без сожаления, яростно, беспечно, без колебаний, не переводя дыхания и не останавливаясь… Посмотрите на нас! Мы еще полны сил! Наши сердца не знают усталости, потому что они наполнены огнем, ненавистью и скоростью!.. Вы удивлены? Это и понятно, поскольку вы даже не можете вспомнить, что когда-либо жили! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам! У вас есть возражения?.. Полно, мы знаем их… Мы все поняли!.. Наш тонкий коварный ум подсказывает нам, что мы – перевоплощение и продолжение наших предков. Может быть!.. Если бы это было так! Но не все ли равно? Мы не хотим понимать!.. Горе тому, кто еще хоть раз скажет нам эти постыдные слова!Поднимите голову! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

Джино Северини, Souvenir de voyage.

     Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.

  На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму – почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, – это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий.

Джакомо Балла. "Текущие линии + динамические последовательности - полет ласточек".

В чём его главное содержание? Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего? Прежде всего движение. И конечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической цивилизации. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение...» — заявляли футуристы. Передача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».

Карло Карра. Похороны анархиста Галли. 1911.

Луиджи Руссоло. Восстание. 1911.

     Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. «Война – единственная гигиена мира», «Слово „свобода" должно подчиниться слову Италия», – провозглашал Марирнетти. Даже названия поэтических сборников Пистолетные выстрелы Лучини, Электрические стихи Говони, Штыки А.Д. (апостроф) Альбы, Аэропланы Буцци, Песнь моторов Л.Фольгоре, Поджигатель Палаццески – говорят сами за себя.

     Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе!» – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.. и поясняет: – это ядра. Бум, бум…тарарх – разрыв снаряда. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул». Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы.

     В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп-арта.

Умберто Боччони. Уникальные формы продолжительности в пространстве. 1913.

    Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства.

Умберто Боччони. Состояния души. 1911.

    Итальянские футуристы ввели (или, во всяком случае, попытались ввести) в свои полотна и скульптуры звук. («Наши холсты, – писал К.Карра, – будут выражать пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике, мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом».

    Для итальянских футуристов (так же, как впоследствии и русских) был очень важен непосредственный контакт с публикой. Художники присутствовали на своих выставках, эпатируя внешним видом и речами публику.

Альфредо Гауро Амбрози. Аэропортрет дуче. 1930.

    Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди были не только зрителями, но и участниками некого действия. «Мы бросим в будущее локомотивы нашего вдохновения», – провозглашал Маринетти, и публика начинала подражать свисткам отходящих паровозов. А.Мацца призывал разрушить музеи, библиотеки и всякого рода академии, придать анафеме всех профессоров. «Ага! Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления… – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Именно с футуризма начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства.

    Накануне Первой мировой войны Маринетти откровенно подчиняет художественные интересы политическим: создает футуристические кружки из националистически настроенной молодежи, ездит по Европе с пропагандистскими лекциями. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б.Муссолини. В 20-е многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии.

Джузеппе Терраньи. Монумент погибшим в Первой мировой войне. 1930-1933, Комо.

    Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. Художники показывали нам предметы, и люди размещались перед ними. Отныне мы поместим зрителя в центр картины». Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони - скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя.

У. Боччони. «Движение футболиста». 1913 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк

    Стилистика живописи футуристов складывалась под влиянием кубизма; однако если кубизм связан с художественным исследованием пространства, то футуризм - прежде всего с попыткой изобразить движение фигур и предметов во времени. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909 г. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости». Динамику современного им мира футуристы выражали в своих картинах зигзагообразными, воронкообразными, спиралевидными и т. п. формами, раздробленными на фрагменты фигурами, совмещая в одной композиции разные моменты движения: «…движущиеся объекты постоянно умножают себя; их форма изменяется, как быстрые вибрации, в их сумасшедшем быстром движении. Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать, и их движение трехстороннее…».

    Симультанность (одновременность разных моментов одного действия) выразилась в смещении пространственных планов, наплывах друг на друга различных предметов, удаленных в реальном пространстве («Улица входит в дом», «Симультанное зрение» У. Боччони). В центре внимания художников - красота движения, скорости («Скорости мотоцикла» Дж. Балла; «Что мне рассказал трамвай» К. Карра). Для футуристов характерен культ машин и моторов. Маринетти мечтал о создании «механического человека с заменяемыми частями».

Умберто Боччони — Улица входит в дом. 1911

Умберто Боччони. «Состояния души III. Те, кто остаются» (1911). Музей современного искусства, Нью-Йорк

Джакомо Балла. Скорость мотоцикла. 1913 г. Холст, масло

Карло Карра. То, что мне рассказал трамвай. 1910-1911

all-art.do.am

Футуризм в живописи - это... Футуризм в живописи 20 века: представители. Футуризм в русской живописи

Наверняка каждому из нас приходилось слышать такое понятие, как «футуризм». Сразу возникает некий абстрактный образ чего‒то фантастического, нового, иррационального. Чтобы не строить догадки, давайте перейдем непосредственно к рассмотрению данного художественного стиля.

Что же такое «футуризм»?

В целом футуризм ‒ это общее название литературно ‒ художественного стиля в начале 20 века, возникшее первоначально в Италии, а после и в России. Футуристы возводили некий прообраз будущего, при этом первоосновой которого являлось разрушение культурных стереотипов. Можно сказать, что они были подобием революционеров в искусстве, так как целью стало всеобщее обновление идеологии и этическое воззрение всех предшественников в творческой деятельности. Эта радикальная программа бросала вызов всему художественному наследию, при этом совершенно не довольствуясь требованиями в абсолютной автономии искусства. Они не просто выдвигали новую модель мироустройства, они воссоздавали новый прообраз техники и урбанизма.

Футуризм в живописи 20 века

Можно сказать, что футуризм в живописи ‒ это легкая принебрежительность академизму, способствующая проявлению нестатичности и уникальности. Первоначальными лидерами в живописи являлись такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. Метод выполнения весьма подобен кубизму и экспрессионизму, но отличительностью стала визуализация общественно‒политического движения. Художники-футуристы стремились воссоздать такую картину, которая смогла бы зрителя перенести на ту сторону измерения, перенести в центр изображения, чтобы пространственность стала ощутимой, а движение острее. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Создавалась некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого была необычайно универсальна.

Необычайность цветового спектра в произведениях футуристических художников

Футуризм в живописи ‒ это не только композиции фигур. Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. Кто‒то использовал яркие цвета, принебрегая смешиванием красок, кто‒то предпочитал относительно однообразные тона. Таким образом, художники отображали абстрактное искусство, целью которого стало создание динамических композиций посредством визуализации таких физических явлений, как энергия, скорость и даже звук. Особенность данных композиций в отсутствии конкретного содержания, художник прежде всего стремился вызвать у зрителя свободные ассоциации, влекущие разные мысли и эмоции.

Футуризм в русской живописи

Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920‒х годов. Русские художники в период данного времени оказались весьма созвучны с собственным исканиям, так как они часто пребывали в Европе. Творческие деятели нашли личностный оклик в манифестах футуристов итальянского происхождения, но при этом отличались своей идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи ‒ это средство самовыражения, самоутверждения.

Представители футуризма в живописи

В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки. Им удается изображать невероятно яркие образы. Оказывается, браться не только творили все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп среди художников, которые популяризировали новое течение. После круг наследовалей стал стремительно рости. Нам известны такие популярные художники‒футуристы, как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К. Малевич. В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему.

Футуризм в живописи. Картины

Многие художники просто‒напросто заимствовали идею у кубистов, вследствие чего появились немалое количество работ таких авторов, как Натан Альтман («Анна Ахматова», 1914), Роберт Фальк («Крымский дворик», 1915), Казимир Малевич («Уборка ржи», 1912). Одноими из нетипичных кубофутуристических творений стали яркие портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского «Танго с коровами» (1914).

В это время литература гармонично прилегала к изобразительному искусству. Поэты футуристического направления прибегали к визуализации художников, вследствие чего появлялись общие работы.

Пример одной из работ Малевича - «Авиатор» (1914)

Давайте рассмотрим одну из работ. Характерность этой картины по сути подобна: геометризация изображаемой картины аналогична и для художников‒кубистов. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда. В картине Малевича мы видим геометризованную, закованную в некие металлические латы фигуру мужчины. В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила, игральная карта и вывеска. Весь этот образ как будто витает, плавает. Каждая работа несет в себе символ, и это творение не исключение. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Само пространство как будто состоит только из разноцветных плоскостей и объемов в виде цилиндра.

После военного периода каждый «уцелевший» художник‒футурист двигался в своем направлении. Можно сказать, что как художественное течение футуризм стал постепенно терять свою актуальность, да и в целом исчерпал свое формальное осуществление и идеи. Но футуризм в живописи ‒ это целая эпоха в истории искусств. Именно посредством творчества деятели стремились поменять мир, перевести мировоззрение людей под иной ракурс путем самовыражения и глубины символов. Казусы социальных вопросов просто‒напросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видео‒арт, и, разумеется, театральное искусство.

4u-pro.ru

Картины в стиле Футуризм!!!

 

 

 

 

футуризм в живописи 

Футуризм - (от лат. futurum - будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х - начала 20-х годов в некоторых европейских странах прежде всего Италии и России

Футуризм. Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах России в период 1909-15 гг. Главные теоретики: В.Хлебников, А.Крученых. Тенденции в живописи наиболее полно реализовали М.Ларионов и Н.Гончарова и К.Малевич. В литературе (Крученых, Хлебников, Маяковский, Каменский) бунтарски вводят новые принципы организации текста, основанные на смысловых парадоксах, композиционных "сдвигах", специфической тонике, алогичных конструкциях, графической семантике текста, использовании бытовой и фольклорной. архаической лексики и т.п. 

Футуризм

Футуризм - Направление в литературе и изобразительном искусстве , появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма , заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма , у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы Футуризма - скорость, движение, энергия, которые некоторые Художники футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности.

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк - основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро - наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном рассвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

 

футуризм: футуризм русский направление футуризма футуризм в русской литературе литературный футуризм футуризм символизм футуризм акмеизм презентация футуризм футуризм как литературное направление символизм акмеизм футуризм Картины футуризм в искусстве представители футуризма футуризм определение футуризм в литературе 20 века маяковский и футуризм футуризм серебряного века манифест футуризма футуризм стиль особенности футуризма футуризм в россии футуризм в живописи черты футуризма футуризм в литературе определение футуризм в архитектуре футуризм в поэзии представители русского футуризма футуризм конспект принципы футуризма футуризм в литературе презентация футуризм презентация футуризм блок история русского футуризма футуризм картиныфутуризм кратко презентация футуризм итальянский футуризм маринетти футуризм характеристика футуризма эстетика футуризма футуризм конспект урока характерные черты футуризма футуризм картинки пастернак футуризм современный футуризм возникновение футуризма понятие футуризм эго футуризм презентация на тему футуризм основные принципы футуризма маринетти манифест футуризма признаки футуризма русский футуризм примеры футуризма футуризм в одежде футуризм в истории футуризм художники каменский футуризм футуризм анализ стихотворения основные черты футуризма писатели футуризма особенности футуризма в литературе крайний футуризм футуризм в изобразительном искусстве футуризм в дизайне футуризм в культуре футуризм бурлюк цель футуризма ретро футуризм картиныцентрифуга футуризм история русского футуризма первый манифест футуризма футуризм в русской живописи теория футуризма сообщение на тему футуризмфутуризм фото картинфутуризм в интерьере значение футуризма футуризм серебрянного века картинымаринетти первый манифест футуризма советский футуризм русский футуризм начала 20 века виды футуризма футуризм в литературе в россии представники футуризму футуризм в моде одно из направлений русского футуризма причины возникновения футуризма русский футуризм картиныкто был родоначальником русского футуризма футуризм в творчестве хлебникова основные положения футуризма футуризм в русском искусстве футуризм как направление в литературе футуризм боччони представители футуризма в россии эстетические принципы футуризма футуризм отношение к реальности футуризм в русской культуре футуризм отношение к миру презентация футуризм и маяковский предстовители футуризма определение слова футуризм, какова цель футуризма футуризм отношение к словузначение футуризма в литературе и искуствеэстетическая программа футуризма значение слова футуризм и сновные признаки футуризма

 

Футуризм одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших.

К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко.

В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм - направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др 

 

www.picture-russia.com