Как видели 2000-е художники 19 века. Футуристические иллюстрации 100-летней давности. Картины футуризм


Лидер футуризма в живописи, художник Умберто Боччони: картины, биография

Художник-футурист Умберто Боччони

Умберто Боччони (итал. Umberto Boccioni; 19 октября 1882, Реджо-ди-Калабрия — 16 августа 1916, Верона) — итальянский живоптсец, скульптор и теоретик футуризма.

С 1910 года Умберто Боччони — глава и теоретик футуризма в итальянском изобразительном искусстве. В своих исполненных крайнего субъективизма произведениях Умберто Боччони пытался воплотить абстрактное ощущение динамизма индустриальной эпохи, изображая вихреобразное движение взаимопересекающихся форм и плоскостей.

 

Особое влияние на Умберто Боччони оказал Филиппо Маринетти — основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе, автор «Манифеста футуризма» (1909). Умберто Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи».

Биография Умберто Боччони

В 10-х годах нашего века в Италии возникло новое художественное направление — футуризм. В своих манифестах футуристы провозглашали нигилистическую «ненависть к прошлому» и «любовь к будущему» (отсюда название течения), воспевали красоту машин и ритмы новой, индустриальной и урбанистической эпохи. Их искусство, действительно, как бы вобрало в себя весь динамизм XX века и одновременно — те предчувствия грядущих трагических катаклизмов, которыми была охвачена предвоенная Европа. Центральной фигурой итальянского футуризма был Умберто Боччони. Умберт Боччони родился на юге Италии, в Калабрии. Первые зрелые его произведения — в основном пейзажи и портреты — относятся к началу 900-х годов и написаны в манере позднего импрессионизма. В них точно воспроизводится видимый мир, но материя, из которой он создан, как бы чисто живописная. Мазки ярких несмешанных красок образуют на холсте сложное и насквозь пронизанное светом живописное целое, и хотя сами предметы по большей части неподвижны, их цветовая субстанция находится в непрерывном движении. Характерно, что уже в этот период художник увлечен не только красотой человека и природы, но также технической цивилизацией — одно из лучших его полотен «Завод в окрестностях Рима» (1908). Одновременно Умберт  Боччони работает в характерном для начала века символистском стиле «модерн» (его отзвуки ощущаются и в последующем творчестве художника). В этом стиле написана картина «Паоло и Франческа» (1908—1909), в которой золотистые тела влюбленных несутся в облаке алого огня над хлябями Ада. Динамизм и лирический порыв, присущие всему искусству Боччони, здесь переданы уже не с помощью цветовых «микрочастиц», а большими массами цвета, пластичными формами и текучими линиями. В 1909 году итальянский поэт Ф. Т. Маринетти опубликовал в Париже знаменитый «Манифест футуристического искусства». Увлеченный идеями Маринетти, Боччони становится вождем и теоретиком живописного футуризма. В 1910 году он вместе со своими единомышленниками, художниками Северини, Карра, Руссоло и Балла, пишет футуристические манифесты, а в 1912 году публикует книгу «Футуристическая живопись-скульптура». Надо сказать, однако, что, в отличие от многих других авторов зажигательных деклараций XX века, Боччони был в первую очередь художником, теория была лишь следствием его живописной практики. Среди типичных работ футуристического периода в его искусстве можно назвать «Облаву» (1910). Но программным полотном было «Создание города» (1910— 1911). На заднем плане картины видны силуэты строящегося города, весь передний заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков. Реальные кони превращены в сказочные мифологические существа, уподоблены рассыпающемуся огненными искрами вихрю. Художник изображает теперь не только движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного. В отличие от Маринетти, Боччони далек от безоглядного воспевания урбанистической цивилизации. Его кони в своем полете несут гибель погонщикам... В 10-х годах Боччони сливает в своем искусстве футуризм с кубизмом. Предметы на его полотнах строятся теперь из устойчивых первоэлементов, геометризованных «планов», что придает им черты монументальной обобщенности, — но планы эти не замыкают предмет, а устремляются в пространство. С помощью этого приема Боччони стремится передать динамизм и пластическое единство мира (одна из самых известных его работ называется «Эластичность»). Его картины, в отличие от кубистических, насыщены не только движением, но и эмоциями, более сюжетны и больше связаны с живой действительностью. Характерный пример творчества Боччони этого периода — картина «Шум улиц проникает в дома» (1911). На полотне изображен городской двор, окруженный домами, и на балконах домов — женщины, привлеченные шумом стройки, но все предметы сдвинуты со своих мест, врезаются друг в друга. Боччони стремится передать в одном образе сумму зрительных и эмоциональных ощущений человека, находящегося как бы в центре происходящего и потрясенного шумом и зрелищем современного города. Боччони создает также целый ряд скульптурных произведений. Дальнейшие поиски Боччони были оборваны преждевременной гибелью. Художник как бы повторил участь героев своей картины: он погиб, упав с лошади во время военных учений.

 

На основе статьи из книги "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.

Галерея картин Умберто Боччони

Boccioni_10

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Картины в стиле Футуризм!!!

 

 

 

 

футуризм в живописи 

Футуризм - (от лат. futurum - будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х - начала 20-х годов в некоторых европейских странах прежде всего Италии и России

Футуризм. Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах России в период 1909-15 гг. Главные теоретики: В.Хлебников, А.Крученых. Тенденции в живописи наиболее полно реализовали М.Ларионов и Н.Гончарова и К.Малевич. В литературе (Крученых, Хлебников, Маяковский, Каменский) бунтарски вводят новые принципы организации текста, основанные на смысловых парадоксах, композиционных "сдвигах", специфической тонике, алогичных конструкциях, графической семантике текста, использовании бытовой и фольклорной. архаической лексики и т.п. 

Футуризм

Футуризм - Направление в литературе и изобразительном искусстве , появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма , заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма , у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы Футуризма - скорость, движение, энергия, которые некоторые Художники футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности.

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк - основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро - наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном рассвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

 

футуризм: футуризм русский направление футуризма футуризм в русской литературе литературный футуризм футуризм символизм футуризм акмеизм презентация футуризм футуризм как литературное направление символизм акмеизм футуризм Картины футуризм в искусстве представители футуризма футуризм определение футуризм в литературе 20 века маяковский и футуризм футуризм серебряного века манифест футуризма футуризм стиль особенности футуризма футуризм в россии футуризм в живописи черты футуризма футуризм в литературе определение футуризм в архитектуре футуризм в поэзии представители русского футуризма футуризм конспект принципы футуризма футуризм в литературе презентация футуризм презентация футуризм блок история русского футуризма футуризм картиныфутуризм кратко презентация футуризм итальянский футуризм маринетти футуризм характеристика футуризма эстетика футуризма футуризм конспект урока характерные черты футуризма футуризм картинки пастернак футуризм современный футуризм возникновение футуризма понятие футуризм эго футуризм презентация на тему футуризм основные принципы футуризма маринетти манифест футуризма признаки футуризма русский футуризм примеры футуризма футуризм в одежде футуризм в истории футуризм художники каменский футуризм футуризм анализ стихотворения основные черты футуризма писатели футуризма особенности футуризма в литературе крайний футуризм футуризм в изобразительном искусстве футуризм в дизайне футуризм в культуре футуризм бурлюк цель футуризма ретро футуризм картиныцентрифуга футуризм история русского футуризма первый манифест футуризма футуризм в русской живописи теория футуризма сообщение на тему футуризмфутуризм фото картинфутуризм в интерьере значение футуризма футуризм серебрянного века картинымаринетти первый манифест футуризма советский футуризм русский футуризм начала 20 века виды футуризма футуризм в литературе в россии представники футуризму футуризм в моде одно из направлений русского футуризма причины возникновения футуризма русский футуризм картиныкто был родоначальником русского футуризма футуризм в творчестве хлебникова основные положения футуризма футуризм в русском искусстве футуризм как направление в литературе футуризм боччони представители футуризма в россии эстетические принципы футуризма футуризм отношение к реальности футуризм в русской культуре футуризм отношение к миру презентация футуризм и маяковский предстовители футуризма определение слова футуризм, какова цель футуризма футуризм отношение к словузначение футуризма в литературе и искуствеэстетическая программа футуризма значение слова футуризм и сновные признаки футуризма

 

Футуризм одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших.

К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко.

В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм - направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др 

 

www.picture-russia.ru

Футуризм в живописи | aquarells.ru

 

 

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв, который произошел между искусством и историей во второй половине XIX века.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Эрнест Мейссонье «Осада Парижа» 1870 г.

 

И творчество Мейссонье – прекрасная иллюстрация этого разрыва. Двигаясь назад, к самым истокам мифа, Мейссонье пытался наделить Вторую империю тем величием, которого ей недоставало. В результате он стал богатым и знаменитым и потерял право на достойное место в истории искусства. Все, что он делал, оказалось лишь подробной и рабской карикатурой на наполеоновский эпос. Если бы это оставалось его единственным достижением, он бы заслуживал забвения. К счастью, немногочисленные «вылазки» на поле текущих событий в 1848 и 1870 годах дали ему возможность продемонстрировать, что он способен и на более либеральный подход к исторической реальности.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Эрнест Мейссонье «Французская кампания, 1814» 1864 г.

 

Но поскольку эта реальность становилась при таком подходе очевидной, обнаженной, то чудовищная природа истории оказывалась разоблаченной, лишенной каких бы то ни было масок. И для того, чтобы продолжать существовать, искусство должно было освободиться от истории.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Джино Северини «Пушка в действии» 1915 г.

 

В 1909 году родился итальянский футуризм, в частности, футуризм в живописи. Он стал высшей точкой в развитии этого процесса, наиболее крайним выражением отказа от истории и от каких-либо апелляций к прошлому. Поэт Маринетти опубликовал в Париже первый футуристический манифест, в 1910 году он был дополнен манифестом футуристических художников, подписанным Балла, Боччони, Руссоло, Карра и Северини.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Джино Северини «Пригородный поезд прибывает в Париж» 1915 г.

 

Футуризм был радикальной программой, основанной на идее разрыва с прошлым. Он не довольствовался требованием полной автономии искусства (теория искусства для искусства была развита уже символистами), но бросал вызов всему корпусу художественного наследия. Поэтому не только история как некая определенная целостность, но и история искусства также отбрасывалась вся, целиком и полностью. Поскольку историческая перспектива, исторический взгляд основываются на размышлении, то почти логично, что футуризм ценил действие выше рефлексии, движение – выше постоянства и форму – выше содержания.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Джакомо Балла «Скорость мотоцикла» 1913 г.

 

Футуризм, который первоначально был анархическим мятежом против гнета традиционализма среднего класса, повернул к чистой эстетике движения. Апология скорости, апология машины, осуждение гуманизма, равно как и прославление войны, которая понималась как механизм очищения – все это имело следствием тот факт, что после Первой мировой войны футуризм стал наиболее подходящей эстетикой для нарождающегося фашизма Муссолини.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Анри Руссо (Таможенник Руссо) «Война» 1894 г.

 

«Итак, это не ошибка? Мы стреляем друг в друга, даже не видя при этом противника – и это не запрещено! …Мы зажгли искру войны, и теперь война полыхает! Как ток между двумя угольными электродами в электрической дуге. И уголь скоро весь выгорит дотла!» (Селин. «Путешествие на край ночи»).

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Джино Северини «Поезд Красного креста, проходящий через деревню» 1915 г.

 

Северини со своей стороны отошел от движения, повернув в двадцатые годы к классицизму («От кубизма к классицизму», 1921 г.), но его «возвращение к порядку» само было также, в свою очередь, принято фашизмом начиная с 1924 года, поскольку оно приняло узко националистическую форму в контексте движения Новеченто (прославление «чисто итальянского искусства, черпающего вдохновение в незамутненных источниках и свободного от заимствованных тенденций»).

Все эти казусы, происходившие с итальянским авангардом, имели, по крайней мере, то достоинство, что они проясняли очень сложную природу связей между искусством и историей, которые в данном случае точнее было бы назвать связями между искусством и политической властью. Это поднимает проблему содержания в произведении – футуристы доказали от противного, что невозможно безнаказанно опустошать содержательный аспект творчества.

Похожее

aquarells.ru

Футуризм / Статьи / Живопись мира

Динамичный и эпатажный, устремленный в будущую техническую эпоху арт-стиль «футуризм» наиболее ярко и полно воплотили в своем творчестве итальянские и российские поэты и художники начала ХХ века.

Футуризм – художественное направление певцов новой индустриальной эры. Увлеченные грядущим расцветом техники и науки они так и назвали свое направление futurum - будущее. Правда, в своей чрезмерно оптимистичной вере в машины и техническую цивилизацию, адепты футуризма призывали «скинуть с парохода современности» все достижения искусства прошлого, но что же они предлагали взамен?

В «Манифесте футуристической живописи», опубликованном в апреле 1910 года, художники Дж. Северини, К.Карра, У.Боччони, Л.Руссоло и Балла сформулировали свои творческие идеи. «Прежде всего - заявили художники-футуристы – нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты». Но формулировать творческие идеи – это одно, а суметь их воплотить их в своей живописи – несколько иное. У многих футуристов сюжеты, вопреки требованиям их идеолога, поэта Маринетти, были вполне традиционными. Любимыми темами у Дж. Северини были живописные парки, танцовщицы, кафе, рестораны, кстати, импрессионисты тоже предпочитали такие же темы. Но у футуристов была своя композиционная трактовка и свои изобразительные формы. Основной целью для них была передача пластическими средствами ритма, темпа и стремительности движения. Именно оно было для футуристов главным признаком современности и столь долгожданного для них технотронного будущего.

Что может быть традиционнее, чем изображение дамы, ведущей собачку? Или бегущей девушки? Футуристы давали этим сюжетам динамическую трактовку, например, как писали они в своем манифесте: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать четыре и движения их треугольны». Этому тезису буквально следует Балла: он изображает многоногую бегущую девушку, собаку с множеством хвостов, многорукого музыканта или многокрылую бабочку. Художник разлагает процесс движения на большое количество составляющих его моментов. Балла фиксирует каждый нюанс движения как постоянную и самостоятельную величину. Получается движение, с тщательным старанием разложенное на составные части, но непосредственного ощущения движения, которого так добивались футуристы, все равно не возникает. Такой прием называется принципом симультанности и широко используется в анимации. Композиционной основой картин футуристов была так называемая «линия силы» по которой предметы словно бы проникают друг в друга.

Интересна была даже сама методика построения композиции у итальянских художников-футуристов: сначала делался вполне реалистический набросок будущей картины, затем этот рисунок изменяли, часто используя технику дивизионизма или пуантилизма. Целью этого этапа работы над картиной было создание ощущения впечатления, схваченного мгновения стремительно мчащейся жизни. И только затем, в соответствии с принципом «динамизма» изображение разлагалось на составляющие его части. Начинали с реализма, а заканчивали абстракционизмом.

Интересно отметить, что поэтизация машин, урбанизации и технической цивилизации художниками и поэтами – футуристами происходила в странах, во-первых, отнюдь не самых промышленных, во-вторых – с глубочайшими корнями своей древней и самобытной культуры. Какой контраст с экспрессионизмом, в котором даже название группы «Мост» обозначало связь современного искусства с традициями прошлого. Футуристы агрессивно отрицали ценность своего культурного наследия.

Идеолог итальянского футуризма – поэт Филиппо Маринетти утверждал, что не может быть шедевров без агрессивности. С одной стороны Маринетти и его сторонники воспевали образ человека-робота, человека-винтика огромной индустриальной машины, с другой – ницшеанский идеал сильной личности. Правда, себя этот вождь итальянского футуризма винтиком отнюдь не считал, он хотел оставаться личностью, причем личностью особенной, незаурядной. Стоит ли удивляться, что певец войн и революций, омолаживающей силы социальных взрывов, обновления «дряхлеющей цивилизации» Маринетти стал сторонником итальянских фашистов.

Не миновало увлечение механическим искусством и художников Северини, Балла, Боччони. В их картинах тоже были некие механические существа, которые были так похожи на роботов. Правда, само слово «робот» возникло гораздо позже. А в 1913 году даже был создан «Манифест механического искусства».

Можно сомневаться в идеалах футуристов, но создатели этого направления – люди, бесспорно, незаурядные и талантливые. В России – создатели объединения «Гилея» братья Бурлюки, художники Александра Экстер, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Наталья Гончарова отдали дань увлечению этим стилем. Футуризм дал нам замечательных поэтов: Велимира Хлебникова, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского.

Умберто Боччони "Улица входит в дом. 1911"Джакомо Балла "Скорость мотоцикла.1913"Джино Северини "Абстрактная скорость и шум. 1913-1914 года"Джино Северини "Танец пан-пан в Монако. 1911 год"Давид Бурлюк "Головы"

09.12.2011

Просмотреть все материалы

в Москве. ::: наш

www.zhivopismira.ru

Футуризм в живописи - это... Футуризм в живописи 20 века: представители. Футуризм в русской живописи

Искусство и развлечения 1 июля 2015

Наверняка каждому из нас приходилось слышать такое понятие, как «футуризм». Сразу возникает некий абстрактный образ чего‒то фантастического, нового, иррационального. Чтобы не строить догадки, давайте перейдем непосредственно к рассмотрению данного художественного стиля.

Что же такое «футуризм»?

В целом футуризм ‒ это общее название литературно ‒ художественного стиля в начале 20 века, возникшее первоначально в Италии, а после и в России. Футуристы возводили некий прообраз будущего, при этом первоосновой которого являлось разрушение культурных стереотипов. Можно сказать, что они были подобием революционеров в искусстве, так как целью стало всеобщее обновление идеологии и этическое воззрение всех предшественников в творческой деятельности. Эта радикальная программа бросала вызов всему художественному наследию, при этом совершенно не довольствуясь требованиями в абсолютной автономии искусства. Они не просто выдвигали новую модель мироустройства, они воссоздавали новый прообраз техники и урбанизма.футуризм в живописи это

Футуризм в живописи 20 века

Можно сказать, что футуризм в живописи ‒ это легкая принебрежительность академизму, способствующая проявлению нестатичности и уникальности. Первоначальными лидерами в живописи являлись такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. Метод выполнения весьма подобен кубизму и экспрессионизму, но отличительностью стала визуализация общественно‒политического движения. Художники-футуристы стремились воссоздать такую картину, которая смогла бы зрителя перенести на ту сторону измерения, перенести в центр изображения, чтобы пространственность стала ощутимой, а движение острее. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Создавалась некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого была необычайно универсальна.

Видео по теме

Необычайность цветового спектра в произведениях футуристических художников

Футуризм в живописи ‒ это не только композиции фигур. Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. Кто‒то использовал яркие цвета, принебрегая смешиванием красок, кто‒то предпочитал относительно однообразные тона. Таким образом, художники отображали абстрактное искусство, целью которого стало создание динамических композиций посредством визуализации таких физических явлений, как энергия, скорость и даже звук. Особенность данных композиций в отсутствии конкретного содержания, художник прежде всего стремился вызвать у зрителя свободные ассоциации, влекущие разные мысли и эмоции.

футуризм в живописи 20 века

Футуризм в русской живописи

Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920‒х годов. Русские художники в период данного времени оказались весьма созвучны с собственным исканиям, так как они часто пребывали в Европе. Творческие деятели нашли личностный оклик в манифестах футуристов итальянского происхождения, но при этом отличались своей идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи ‒ это средство самовыражения, самоутверждения.футуризм в русской живописи

Представители футуризма в живописи

В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки. представители футуризма в русской живописиИм удается изображать невероятно яркие образы. Оказывается, браться не только творили все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп среди художников, которые популяризировали новое течение. После круг наследовалей стал стремительно рости. Нам известны такие популярные художники‒футуристы, как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К. Малевич. В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему.

Футуризм в живописи. Картины

Многие художники просто‒напросто заимствовали идею у кубистов, вследствие чего появились немалое количество работ таких авторов, как Натан Альтман («Анна Ахматова», 1914), Роберт Фальк («Крымский дворик», 1915), Казимир Малевич («Уборка ржи», 1912). Одноими из нетипичных кубофутуристических творений стали яркие портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского «Танго с коровами» (1914).

В это время литература гармонично прилегала к изобразительному искусству. Поэты футуристического направления прибегали к визуализации художников, вследствие чего появлялись общие работы.

Пример одной из работ Малевича - «Авиатор» (1914)

Давайте рассмотрим одну из работ. Характерность этой картины по сути подобна: геометризация изображаемой картины аналогична и для художников‒кубистов. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда. В картине Малевича мы видим геометризованную, закованную в некие металлические латы фигуру мужчины. В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила, игральная карта и вывеска. Весь этот образ как будто витает, плавает. Каждая работа несет в себе символ, и это творение не исключение. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Само пространство как будто состоит только из разноцветных плоскостей и объемов в виде цилиндра.

футуризм в живописи

После военного периода каждый «уцелевший» художник‒футурист двигался в своем направлении. Можно сказать, что как художественное течение футуризм стал постепенно терять свою актуальность, да и в целом исчерпал свое формальное осуществление и идеи. Но футуризм в живописи ‒ это целая эпоха в истории искусств. Именно посредством творчества деятели стремились поменять мир, перевести мировоззрение людей под иной ракурс путем самовыражения и глубины символов. Казусы социальных вопросов просто‒напросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видео‒арт, и, разумеется, театральное искусство.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Авангардизм в живописи 20 века: представители, примерыИскусство и развлечения Авангардизм в живописи 20 века: представители, примеры

Начало двадцатого века ознаменовалось множеством масштабных событий: изменялись экономика и политическая карта мира, наука и многое другое. Не осталось в стороне и искусство: авангардизм в живописи, кино и литературе ...

Значение слов в русском языке. Остов - это....Домашний уют Значение слов в русском языке. Остов - это....

Русский язык считается одним из самых сложных и непонятных в мире. Зачастую иностранцев приводит в ступор обилие схожих по смыслу, но разных по звучанию слов. Такое количество синонимов вызывает затруднение с понимани...

Образ дома в русской литературе 19 и 20 веков (сочинение)Искусство и развлечения Образ дома в русской литературе 19 и 20 веков (сочинение)

Русская литература 19 и 20 веков - источник сильных драматичных сюжетов, ярких персонажей, богатых красочных символов. Образ дома в русской литературе - один из сильных, эталонных, привлекающих внимание и заставляющий...

Имажинизм в литературе: определение и особенности. Представители имажинизма в русской литературе 20 векаИскусство и развлечения Имажинизм в литературе: определение и особенности. Представители имажинизма в русской литературе 20 века

Имажинизм как литературное течение в России формировался в 1910-е годы. Он был связан с неспособностью культурной системы того времени ответить на новые вызовы, появившиеся в переходный период с его стремительно возро...

Истории Египта В Начале 20 ВекаИскусство и развлечения Истории Египта В Начале 20 Века

В результате совместных выступлений армии и парламента власть в стране перешла к патриотическим элементам офицерства и интеллигенции. Новое правительство приступило к осуществлению своих планов. Был опубликован Органи...

Английские сокращения в русском языке: бтв, афк, офк - это...Новости и общество Английские сокращения в русском языке: бтв, афк, офк - это...

Американцы известны своей тягой к сокращению слов. Обусловлено это, как правило, тем, что у них порой не бывает времени на долгие нудные разговоры, и для более быстрого обмена информацией некоторые слова сокращаются. ...

Экономическое развитие России в начале 20 века: таблица. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века. Особенности экономического развития России на рубеже 19-20 вековНовости и общество Экономическое развитие России в начале 20 века: таблица. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века. Особенности экономического развития России на рубеже 19-20 веков

Экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось формированием капитализма. Это было выражено в росте предпринимательства, совершенствовании производств, увеличении объема наемного труда, технологическом ...

Первая индустриальная страна. Индустриальные страны мира в начале 20 века. Список новых индустриальных странНовости и общество Первая индустриальная страна. Индустриальные страны мира в начале 20 века. Список новых индустриальных стран

Индустриальные страны оказали на мировую экономику более чем ощутимое влияние. Они двигали прогресс и меняли статус конкретных регионов. Поэтому история и особенности этих государств заслуживают внимания.Что с...

Русская философия 19-20 века и место Серебряного века в культуре РоссииНовости и общество Русская философия 19-20 века и место Серебряного века в культуре России

Русская философия 19-20 века (вернее, самого его начала) - это очень значительное явление как в разрезе культуры, так и истории России. Недаром этот период назван «Серебряным веком». Интересно, что исключи...

Индустриальное общество в начале 20 века: история и понятиеОбразование Индустриальное общество в начале 20 века: история и понятие

Индустриальное общество в начале 20 века окончательно сформировалось. Какими признаками и особенностями оно характеризуется? Постараемся ответить на этот вопрос.Когда появилось понятие?Термин появился ...

monateka.com

Как видели 2000-е художники 19 века. Футуристические иллюстрации 100-летней давности

В 1899 году Жан-Марк Коте и другие художники приняли участие в проекте «En L’An 2000» («Год 2000»), где представили свои самые смелые футуристические фантазии. Они нарисовали иллюстрации, в которых отобразили, какой, по их мнению, станет жизнь в 2000 году.

Эти картинки впервые изготовили для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Затем они выходили в 1900, 1901 и в 1910 годах в виде бумажных карточек, которые вставляли в коробки с сигаретами и сигарами, а позже – в формате открыток.

Ныне известно, по крайней мере, о 87 таких картинках. Писатель-фантаст Айзек Азимов случайно наткнулся на них в 1986 году и решил опубликовать иллюстрации с комментариями в книге под названием «Дни будущего: видение 2000 года из 19 века» (Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000).

Кому интересно, 51 из 87 изображений можно найти на Wikimedia Commons.

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (2)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (3)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (4)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (5)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (6)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (7)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (8)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (9)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (10)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (11)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (12)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (13)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (14)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (15)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (16)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (17)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (18)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (19)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (20)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (21)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (22)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (23)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (24)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (25)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (26)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (27)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (28)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (29)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (30)

Футуристические иллюстрации 100-летней давности (31)

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Современное искусство по кусочку, Русский футуризм. | Блогер Bbridgitt на сайте SPLETNIK.RU 1 сентября 2016

Современное искусство по кусочку, Русский футуризм.

В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца "Непонятное искусство", цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж "Современное искусство в деталях", документальных фильмов BBC, и др. 

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ (1910 - 1917 примерно)

В предыдущем посте я рассказывала о европейском футуризме. Изобретение Маринетти ( идеолог футуризма, см.пред.пост) особенно живо было воспринято в творческой среде России. Однако, русский футуризм был не про политику, в отличие от итальянского, а больше про культуру. 

Вообще говоря, дать определение футуризму, как стилистическому направлению, довольно сложно, потому что это течение не обладало едиными стилистическими чертами. Скорее, это был образ жизни. Мне понравилось, как раскрыл этот термин искусствовед, специалист по русскому авангарду, Евгений Семенович Штейнер. Футуризм - это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие, иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов),  создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.

Сразу скажу, что в этом посте будет не так много картинок (позже станет понятно почему). Я не буду углубляться во все исторические тонкости появления и развития футуризма в России, а напишу о том, что показалось мне наиболее интересным. 

Во-первых, в России некоторые футуристы называли себя будетляне ( отличный образец словотворчества). Придумал термин поэт Велимир Хлебников, который любил старославянские слова, умело ими жонглировал и создавал новые. Задумка очевидна - переложение понятие футуризм на русский манер ( будущее- будет - будетляне) Правда словечко, в итоге,  не прижилось. 

Велимир Хлебников

Во-вторых, русские футуристы не ассоциировали себя с итальянскими коллегами, наоборот, во многом они демонстративно противопоставляли себя сторонникам Маринетти, считая, что футуризм в России совершено самобытен. Кстати, во многом это было действительно так. Кроме того, что в русском футуризме, как я уже упоминала, почти отсутствует политическая составляющая, в нем нет и милитаризма, как у итальянцев, которые войну считали "гигиеной мира". В-третьих, русский футуризм наиболее ярко расцвел в литературе. Он зародился в поэтических кругах ( первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее) Они создавали разные группы и объединения.

Гилея (1910е)- московская группа ( Хлебников, Крученых, братья Бурлюки, Каменский, Маяковский, Елена Гуро)                                                                      Мезонин поэзии (1913) - питерская группа, представители эго-футуризма ( во главе Вадим Шершневич)                                                                                           Центрифуга (1914) - опять Москва (Николай Асеев, Борис Пастернак и др.)

Дальше, я буду говорить про участников первой группы - Гилея, так как мне кажется их деятельность наиболее ярко характеризует понятие русский футуризм. 

Итак, в живописи одним из основоположников нового движения стал художник Давид Бурлюк.

Давид Бурлюк, Женщины будущего, 1911

Давид Бурлюк, Украинцы, 1912

Вообще говоря, у Давида Бурлюка были несомненные способности к эпатажу. Например, он любил делать рисунки на лице ( что, кстати, стало фишкой некоторых футуристов). А его красная деревянная ложка, вставленная в петлицу, была даже запечатлена некоторыми художниками и являлась визитной карточкой Бурлюка.

Давид Бурлюк

Кроме прочего, у него было хорошее чутье на время и людей. Например, открытие Маяковского как поэта, во многом, заслуга Давида Бурлюка, так как изначально Маяковский учился в Строгановке и собирался заниматься художественной деятельностью. Владимир Владимирович успешно вписывается в канву нового течения и становится соавтором первого манифеста русских футуристов.

Пощечина общественному вкусу, 1913

Вот тут русские футуристы проявляли полную солидарность с итальянскими коллегами. В принципе, основной частью стратегии продвижения нового мировоззрения было то, чем так охотно и ловко пользовался Маринетти, а именно: шум, гам, скандал. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре ( аналог карнавалов в России - святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным.                              Каждое выступление футуристов сопровождалось какими-либо провокационными выходками, будь то одежда, жесты или громкие заявления. Последние декларировались в многочисленных манифестах, наиболее известный из которых назывался "Пощечина общественному вкусу".

" Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности"

"Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!"

Вот такими заявлениями обозначили свой приход в мир искусства  группа поэтов-футуристов.                                                                                                                    И хотя все старое и отжившие,по мнению футуристов ,должно было быть сметено и забыто, сами они не брезговали аналогиями с образами древнерусских икон. 

Давид Бурлюк, портрет Василия Каменского, 1917

Наталья Гончарова, Святой Андрей, 1914

Наталья Гончарова, которую я упоминала в предыдущем посте, также писала и в жанре кубофутуризма ( а позже и супрематизма). Художница очень интересная и разносторонняя. Она глубоко изучала и народную живопись ( лубок), и религиозную. Вот, например, две работы, глядя на которые, с трудом вериться, что их писал один и тот же человек. 

Наталья Гончарова, мотивы иконописи, 1912

Наталья Гончарова, Велосипедист, 1913

В жанре футуризма и кубофутуризма работали также Александра Экстер, Ольга Розанова, Николай Кульбин. 

Александра Экстер, Город ночью, 1917

Ольга Розанова, Писменный стол, 1914

Ольга Розанова, Червовый валет, 1915

Николай Кульбин, Портрет Давида Бурлюка, 1913

Однако, о наиболее известном художнике, активно участвовавшем в новом движении, стоит сказать отдельно. 

Казимир Малевич, Автопортрет, 1911

В 1913 году четверо товарищей-единомышленников: композитор Владимир Матюшин, поэты Алексей Крученных и Велимир Хлебников и художник Казимир Малевич, решаются на творческий эксперимент. Они ставят оперу, которая называется "Победа над солнцем".                                                              Конечно, в классическом понимании оперой это назвать нельзя. Собственно, от всей оперы в полном виде сохранился только текст. Именно этот текст, по мнению Евгения Штейнера, является самым важным документом русского футуризма. 

Победа над солнцем, афиша, 1913

Однако, идея создать оперу родилась не сразу. Сперва, они создали объединение "Союз молодежи". Вдохновение переменами, светлым будущим и новой эстетикой придало словам "юный/молодой" большой вес. Согласно логике футуризма, новый мир должен был стать делом рук молодых) правда понятие это оказалось весьма растяжимым. 

Слева направо: Павел Филонов, Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич, Иосиф Школьник, 1913 

И вот эти серьезные дяди при жилетках объявляют себя молодыми революционерами ( на секундочку, Матюшину уже под 50, он состоявшийся музыкант в придворном императорском оркестре), план минимум которых перевернуть все с ног на голову. И замахнулись они сразу на мировое светило.        " Победа над солнцем - есть победа над привычным понятием о солнце, как о красоте" - эти слова Матюшина, на мой взгляд, наиболее емко характеризуют весь смысл оперы. 

Победа над солнцем - похороны солнца, как символа всей предшествовавшей апполонической культуры, гуманистической культуры. Принципы, провозглашавшиеся футуризмом, не имели с ней ничего общего. Задача футуристов - разрушение всех существующих логических, причинно-следственных связей. В этой концепции солнце выступает,как та наиболее незыблемая истина, разрушив которую, мир погрузится в хаос, что и будет толчком к новой эстетике. 

Казимир Малевич, Эскиз костюма Неприятель, 1913

Эскизы костюмов и декорации писал Малевич. Все костюмы призваны максимально скрывать биологические формы человеческого тела. Вообще говоря, биологизм был не в чести у футуристов. Прекрасный мир машин должен был лишить человека тягот жизни, тем самым обеспечив ему наиболее комфортное существование.

Казимир Малевич, Эскиз костюма Будетлянский силач, 1913

Казимир Малевич, Эскиз костюма Внимательный рабочий, 1913

Существование оперы "Победа над солнцем" для многих будет открытием. Но, наверное, почти все знают произведение Малевича, изначально бывшее декорацией к этой опере. 

Казимир Малевич, Черный квадрат, 1915

В качестве декорации черный квадрат не сохранился. Сам Малевич называл квадрат царственным младенцем. Младенцем нового искусства. Характерно, что на выставке представителей русского авангарда "0,10" 1915 года, он разместил ее в красном углу - так называли место, где в избах на Руси вешали иконы. 

Таким образом, черный квадрат можно назвать иконой русского авангарда. Про него есть тысячи статей и толкований, которые нет смысла все писать. Однако, в контексте "Победы над солнцем", мне кажется интересным такое объяснение ( опять же слова Евгения Штейнера - очень интересного искусствоведа).

Черный квадрат - новое солнце? Есть понятие в алхимии "сол нигер"- черное солнце. Это один из этапов на пути превращения тел в золото, к чему ( если очень упростить) стремились алхимики средневековья. Так вот это этап развоплощения тел, когда все превращается в темную массу, чтобы затем воплотиться в новом виде. 

Знал ли об этом Малевич? Вполне возможно, учитывая что в то время огромной популярностью пользовались работы Елены Блаватской, которая занималась исследованием философских и мистических вопросов. Вот несколько картин, где встречается прообраз черного квадрата.

Казимир Малевич, Эскиз Похоронщик, 1913

Казимир Малевич, Англичанин в Москве, 1914

Казимир Малевич, Частичное затмение с Моной Лизой, 1914

Кстати, здесь опять-таки не обходится без христианской символики, которую, как я уже говорила, весьма жаловали футуристы. Например, на картине "Англичанин в Москве": рыба- символ Христа, пила - символ Иосифа Плотника, лестница - духовное восхождение, свеча - символ истины. Кстати, есть версия, что это портрет Давида Бурлюка - красная ложка в верней части картины дает такую отсылку. Обе картины перекликаются и надписями: Затмение Частичное. 

Что за частичное затмение? Скорее всего, это рефлексии Малевича на "солнечную" тему. Кроме того, в 1912 году действительно произошло солнечное затмение, которое вызвало большое любопытство общества. В Петербурге строились даже специальные обсерватории для наблюдения затмения. 

Затмение 1912 года

Футуризм был ступенью для многих художников и поэтов в их дальнейших поисках. Малевич, как известно, благодаря футуристической школе, пришел к супрематизму ( об этом отдельно), а супрематизм, в свою очередь, захватил потом многих. Само направление себя изжило к 17-20 годам. При советской власти уцелевшие футуристы-авангардисты ушли в подполье, некоторые эмигрировали (Давид Бурлюк, Александра Экстер, Игорь Северянин), умерли или покончили с собой...

Давид Бурлюк, Революция, 1917

Сценарий событий начала XX века отчасти напоминал тот,  к которому стремились футуристы ( по крайней мере, на словах). Да, они действительно призывали к слому системы и социальным изменениям, какие, собственно, и последовали в 1917  году. 

Можно ли возложить на них ответственность за это? Скорее нет. Все-таки представители русского футуризма, это, в первую очередь, чуткие к социальным изменениям художники и поэты, которые больше уловили настроения, царившие в стране в то время.  По словам Штейнера, социальная революция в России - вторая ступень революционных преобразований. Первая - революция в искусстве. 

Но, все-таки, это не футуристы научили всему коммунистов-)

P.S. 

К сожалению моему огромному, опять не получилось выложить пост пораньше. Однако, как оказалось, это даже к лучшему, потому что его можно дополнить свежей информацией. На прошлой неделе мир искусства потрясла новость: под картиной Малевича "Черный квадрат", в ходе экспертизы, проведенной в Третьяковке, были обнаружены две другие супрематические композиции. Но это полбеды, о том, что под квадратом есть другие изображения уже было известно, да и практика рисунка поверх рисунка не нова. Но там была обнаружена и надпись автора, следующего содержания: "Битва негров в темной пещере".  Каламбур и бессмыслица? Стеб? Все оказалось интересней. В 19 веке во Франции был такой персонаж - Альфонс Алле - журналист, писатель, эксцентрик, любитель черного юмора и эпатажа. Так вот он пробует себя в роли художника и создает вот такое произведение в 1893. 

Альфонс Алле, Битва негров в темной пещере поздно ночью, 1893

Теперь, когда надпись под черным квадратом настолько явно отсылает нас к произведению Алле, встает вопрос: так что же сделал Малевич?  Искусствоведы ( из тех, чье мнение я читала), разделились условно на 2 лагеря: одни говорят - вот вам икона авангарда! Плагиат и сплошной прикол над всеми вами - ценителями современного искусства. Другие считают, что это лишь показывает несколько ступеней творческих исканий, которые завершились квадратом. По большому счету, ничего не изменилось, Малевич цели достиг, сведя всю живопись к нулю, к черной массе.  Я склоняюсь к тому, что Малевич действительно талантливый человек и художник, который своим квадратом просто перевернул мир искусства с ног на голову. В конце концов, это и была, как мне кажется, главная цель.  В связи с этим - маленький опрос) 

Продолжение следует)

Малевич и черный квадрат

Что по вашему сделал Малевич

www.spletnik.ru


Смотрите также