Мозаики Антонио Гауди, выдающегося испанского архитектора (1852-1926). Картины гауди


Мозаики Антонио Гауди, выдающегося испанского архитектора (1852-1926)

Архитектурные и дизайнерские работы Гауди потрясают новизной подхода. Я восхищаюсь его талантом, его гениальностью. Свободный полёт фантазии, превращённый в реальные шедевры. Слом вековых канонов архитектуры и строительства, смелая эклектика, совмещение, казалось бы, несовместимого, которое оказывается гармоничным и прекрасным. Глядя на его работы понимаешь, как убого многое из того, что мы обычно видим вокруг себя на улицах, в квартирах, каким великолепным, необычным, красочным мог бы быть наш мир! Но увы, гении штучны.

В этой статье показаны примеры только мозаичных работ архитектора, которые, конечно, только одна из граней его супертворческой натуры.

гауди

антонио гауди

мозаика

архитектура

дизайн

Шедевры Гауди будят фантазию, побуждают к творчеству, заставляют по-новому посмотреть вокруг, наслаждают зрение.

керамическая плитка

керамика

стиль

ренессанс

готика

Гауди говорил, что прямую линию придумал человек, а круг – Бог. Поэтому в его творениях так много неправильных геометрических форм, пластичности, округлости, овальности, текучести. Наряду с облицовкой знаний мозаикой из колотой керамической плитки это стало его узнаваемым стилем.

венецианская

В творчестве Гауди переплетаются и ренессанс, и готика, и венецианская архитектура с мавританским стилем, всё это объединяется великолепными чертами эпохи модерна. Но нельзя сказать, что стиль Гауди это эклектика, потому что его талант ярок, необычен, впечатляющ и сразу узнаваем. Вдохновлялся Гауди природой – причудливой формой облаков, крон деревьев, корней, животных, а также литературными сказаниями и народным испанским зодчеством.

модерн

эклектика

Архитектор очень органично сочетал многообразие форм и контраст красок, например, грубый необработанный кирпич и блестящую керамическую плитку. Он был не только архитектором, знал и столярное дело, и ковку металла, и работу со стеклом. Поэтому так необычны и впечатляющи его эксклюзивные работы с мебелью, великолепные кованые решётки эркеров, ворот, балконов, блики и отражения во вставках толстого волнистого стекла.

ковка металла

работа со стеклом

эксклюзивные работы

дом бальо

парк гуэля

При облицовке своих зданий он часто применял мозаику, керамическую плитку, эскизы для которой он рисовал сам. Например, дом Бальо в Барселоне как бы одет в керамическую чешую, которая меняет свой цвет в зависимости от освещения.

тренкадис

испания

В парке Гуэля в Барселоне строения и беконечно струящаяся на несколько сот метров скамейка украшены керамической мозаикой в стиле тренкадис – кусочки неправильной формы фарфора, цветного стекла, битой керамики складываются в причудливые картинки калейдоскопа. Такая мозаика стала фирменным, сразу узнаваемым стилем Гауди. Многие дизайнеры подражают ему и сегодня.

Статья авторская. Фото взяты из свободного доступа в интернете с последующей обработкой.

www.livemaster.ru

Антонио Гауди. Величие Гения и трагедия человека. Часть 3. Архитектурно

Продолжение.

Начало http://www.livemaster.ru/topic/543851-antonio-gaudi-velichie-geniya-i-tragediya-cheloveka-chast-1-rodom-iz-detstva?vr=1&inside=1

Эусебио Гуэль настолько значимая фигура в жизни Гауди, что хотелось бы остановиться на его жизни подробнее.

Гуэль сын разбогатевшего крестьянина, сколотившего свое состояние на Кубе. Эусебио получил прекрасное экономическое и юридическое образование, продолжил учебу во Франции и Англии, владел тремя языками. В доме Гуэля бывал весь интеллектуальный цвет Барселоны. Здесь постоянно звучали стихи. Гуэль был старше Гауди всего на шесть лет и неудивительно, что они быстро подружились. Побывав впервые в доме Гуэля и встретив там радушный прием, Гауди пришел еще раз, потом еще. И — стал самым желанным гостем в доме своего покровителя и мецената. Гуэль с большим интересом просматривал наброски Антонио, которые тот приносил ему во время каждого визита. Выделил один, самый масштабный — проект кооператива Матаро. И сказал, что если его доработать, то вполне можно участвовать с ним на Всемирной выставке в Париже.

Гауди с вдохновением взялся за доработку. Гуэль был членом городского совета Барселоны,  депутатом и сенатором законодательного собрания  Каталонии. За свои заслуги король Альфонс присвоил ему дворянское звание. Именно Гуэль похлопотал перед комиссией, чтобы проект никому не известного Гауди попал на Всемирную выставку в Париже. Учитывая то, что выставку посетили три миллиона человек и проект Гауди был действительно очень интересным, Антонио Гауди в одночасье стал известным архитектором.

Гуэль рекомендовал Гауди Висенсу  Монтанера, крупному фабриканту керамической плитки, и Гауди получил свой первый крупный заказ.

Дом Висенса 1888.

гауди, архитектор антонио гаудиГауди был счастлив! У него стало получаться, жизнь налаживалась!

Милая Жозефина, Эусебио Гуэль, семья, первые заказы, все это до краев наполняло его жизнь. Теперь в гости к Гуэлю он приходил с Жозефиной, которой нравилось, что ее принимают в высших слоях общества. Частенько Гауди приглашал Жозефину на прогулки вдоль моря, во время которых рассказывал о своих идеях, которые он мечтал воплотить в архитектуре. Речь шла о гиперболических параболоидах и их сечениях, гиперболоидах и геликоидах.  В переводе на человеческий язык, параболоиды  это пространственные фигуры, которые имеют форму седла,

Или форму перевернутой рюмки

антонио гауди, испания

Гауди мог рассчитывать такие пространственные формы в уме, не делая вычислений и чертежей на бумаге, в этом тоже было проявление его гения. Имея математическое образование Жозефина иногда спорила с Антонио, Гауди был в восторге, потому что она действительно понимала о чем идет речь. Им было хорошо вместе, Жозефина ждала предложения руки и сердца. Но Антонио не спешил жениться. Он хотел быть уверенным в своем материальном положении.

Эусебио Гуэль очень хорошо умел считать деньги. Но при этом не стремился получить выгоду мгновенно. Он отлично понимал, что самым надежным вложением капитала является недвижимость. И не просто дома, а уникальные архитектурные сооружения, несущие в себе уникальный стиль создавшего их человека. Рожденный и воспитанный в Барселоне, Гуэль знал толк в хорошей архитектуре. Вскоре Гуэль поручил Гауди строительство усадьбы.

Усадьба Гуэля 1884 год.

гауди барселона

В то время Гауди еще работал чертежником в архитектурном бюро у своего бывшего преподавателя Высшей Архитектурной школы Вильяра. И это тоже сыграло интересную роль в дальнейшей жизни Гауди. Строительство Собора Сограда Фамилия шло уже несколько лет. Стал вопрос о замене архитектора. Вильяр посоветовал кандидатуру Гауди. И, как ни странно, Церковный Совет ее принял. Так Гауди возглавил строительство Великого Собора Святого Семейства.

По совету Гуэля Гауди оставил работу у Вильяра, основал свое архитектурное бюро, набрал штат помощников и с головой окунулся в работу.

дом гауди

Часто упоминают о фантастических способностях Гауди строить дома без чертежей, пользуясь только набросками в импрессионистском духе или создаваемыми по ходу работ моделями так, что незаконченные архитектором здания не мог закончить больше никто. Например, макет будущего Храма Святого Семейства, составленный из подвешенных мешочков с песком, смогли "прочитать" только современные компьютеры. Соединив точки-мешки исследователи получили пространственную модель собора. А чтобы не "резать" помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчёты. Это программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полётов.

Макет Собора Сограда Фамилия.

гауди архитектор

Дворец Гуэля 1886 год

испания гауди

Гауди не вылезает со строительных площадок. Он носится с объекта на объект, и с горящими глазами отдает распоряжения.

Новый удар для Антонио. Умирает его младшая сестра Роза.

Да и племянница не радует, частенько Антонио вытаскивает ее, пьяную, из близлежащих заведений.  Болеет отец, ему тоже нужно уделять внимание.

Возможно, Антонио пропустил момент, когда отношения с Жозефиной стали прохладными. Он не мог уделить ей должного внимания, и она стала отдаляться. Когда Гауди это понял, то решился сделать ей предложение. Но было уже слишком поздно. Жозефина отказала ему. Уже немного зная характер нашего героя, неудивительно, что услышав отказ, Антонио покинул дом Жозефины Морей, чтобы никогда уже туда не возвращаться. Он не предпринял ни одной попытки, чтобы вернуть любимую.

Нервный и физический срыв сильно выбивают Антонио из колеи. Он покидает Барселону на два месяца, живет у монахов, постится, горячо молится и возвращается в Барселону другим человеком. Со своей склонностью к фатализму он решает, что разрыв с Жозефиной - это Знак Божий и отныне у него только две Любви - это Религия и Архитектура.

Он с головой уходит в работу. Но не забывает общаться с отцом, чтобы быть с ним больше времени он перетаскивает свой рабочий стол, в комнату, где лежит отец.

В это время он принимает участие во Всемирной Ярмарке в Барселоне. Он представляет экспозицию Испании.

Фото из удостоверения участника  Всемирной Ярмарки.

гауди биография

Гауди все меньше и меньше думает о себе. Одевается как попало, становится жестким вегетарианцем. Питается орехами, фруктами, молоком и хлебом. Это и понятно, Гауди одинок, а трапеза подразумевает общение близких да столом. Любящая женщина должна была встретить его, усталого, дома, улыбнуться и велеть быстро мыть руки и садиться к столу, потому что она сегодня приготовила его любимую паэлью. Гауди-младший должен был бы забраться ему на колени и спросить, заглядывая в глаза, о том, как там строятся его кривые домики, а он должен был, улыбаясь, объяснять, что кривое это красиво. потому что в природе нет прямых линий.

В это время он проектирует дом Кальвет.

работы гауди

Он посвящал чертежам каждый час бодрствования, вечно искал совершенства, никогда не колебался делая выбор и не оглядывался назад, если выбор был сделан. Часто исправляя проекты, он упорно начинал заново, обнаруживая новую возможность, погружался в нее целиком. Иногда он врывался на стройплощадку и распоряжался  рушить только что возведенную стену, потому, что ему ночью пришла в голову новая идея. Он становился совершенно нетерпим,  ссорился с заказчиками, заявляя, что если они хотят, чтобы на них работал сам Гауди, они должны всецело ему доверять.

Гуэль заказывает Гауди парк. В 1900 году Эусебио Гуэль решил воплотить в жизнь грандиозный план, рассчитывая на талант и трудолюбие своего лучшего друга Антонио Гауди… Гуэль, который в то время увлекался утопическими идеями «идеального поселения", вознамерился превратить унылую гору в зеленую загородную зону. Здесь, по его задумке, должны были появиться сорок домов — с садами, удобными дорожками, полянами для игр и отдыха.

Выбор места с точки зрения Гуэля был идеальный семейный дом Гуэлей. К слову, Гауди переезжает жить в один из домов, с отцом и племянницей.

natalyrykova

Собор Святого Семейства строился на пожертвования Граждан, и когда не было средств на строительство, стройка останавливалась. В это время Гауди брал светские заказы. Так был построен дом Батло.

Заказчик, крупный промышленник дон Хосе Батло Касанавас. Мастер оставил нам совершенно фантастический дом Батло, с волнистой чешуйчатой крышей наподобие гигантского змея и башней в виде копья, вонзающегося в драконье тело  с балконами, похожими на карнавальные маски, и плиточной облицовкой богатейшей цветовой гаммы, от бело-голубой до насыщенно-синей.

Дом Батло 1904-1906

наталия рыкова

Последний светский проект Гауди, это  Дом Мила, Каса-Мила, жилой дом, построенный в 1906-1910 Гауди для семьи Мила. Он интересен нам, поскольку раскрывает его  отношение к деньгам.  Строительство Собора Святого Семейства опять остановилось, а он чувствовал себя все хуже.

Гауди нужны были деньги для строительства Собора Святого Семейства. Он строил его почти сорок лет, отдавая на строительство свои гонорары, зарплату и милостыню, которую просил на улицах. Дом Мила он построил за три года, так торопился. Пока все это сооружалось, богатый Пере Мила стал бедным, поскольку уже заплатил 100 тысяч песет за нарушения Гауди норм строительства.  Поэтому ближе к завершению сказал вдруг: платить не буду. А Гауди сказал:" Ну, сам и достраивай." И они разошлись, похлопывая по пустым карманам, понося друг друга и передав дело в суд. Тяжба началась. Гауди включил в сумму иска все штрафы, 1916 году из суда сообщают, что Пере Мила проиграл и оставшийся без гонорара архитектор может получить свои кровные 105 тысяч песет. Шла Мировая война, у Пере Мила богатства не росли, и, чтобы отдать сумасшедшему Гауди сполна, он заложил свой доходный Каса Мила, оставшись полностью разорен. И жестокий Гауди не пожалел бедняка. Недрогнувшей рукою он взял деньги и понес их... в кассу Храма....

Дом Мила 1910 год

антонио гауди биография

Через некоторое время Гауди сильно заболел. Подхватил бруцеллез, или мальтийскую лихорадку, диагностировать которую трудно и сегодня. Медики считают, что «бруцеллез отличают резкие смены настроения, приводящие к суицидальной депрессии. Перемежаясь со вспышками гнева и периодами рассеянности, это подавленное настроение сопровождается физическим истощением, мучительными головными болями и болезненным артритом» Лекарств против этой болезни не было.

Может быть этим и можно объяснить, почему Гауди так сильно изменился в худшую сторону, пока еще были живы племянница с отцом, что-то его еще держало в этой жизни, но когда он остался совсем один, он перестал замечать себя.

Он разгуливал в каких-то обвисших, в пятнах плесени, пиджаках, брюки болтались вокруг ног, которые он от холода обматывал бинтами. И никакого нижнего белья, да и верхнюю одежду не менял, пока не превращалась в лохмотья. Ел то, что сунут в руку, обычно кусок хлеба, шел и ел на ходу. Если ничего не совали, ничего не ел. Пил воду. Когда очень долго ничего не ел, ложился и начинал умирать. Но приходил кто-нибудь из учеников, менял на нем одежду, (новая вскоре опять превращалась в нечто непотребное), кормил, и он поднимался.

Он не проповедовал, ни к кому не приставал с гениальными идеями, не пророчил и не оглашал улицы и площади проклятиями. Он протягивал руку и смотрел на встречного совершенно не испанскими, выцветшими синими глазами. Глазами стрелка. Без пощады. Рафолс, его помощник, утверждал, что у него были «неотразимые глаза пророка», нет, самым жутким для встречных было другое: «казалось, он способен глазами передвигать предметы и людей».

Он никого и никогда не хвалил. Однажды замучил всех, заставляя раз двадцать переделывать винтовую лестницу, и когда озверевшие рабочие наконец позвали его: «Сеньор Гауди, мы сделали все, как вы хотели!» — и он пришел, все поняли, что, тьфу-тьфу-тьфу, удалось. Ему явно нравилось. Но, взглянув на их довольные физиономии одним глазом, как курица, он буркнул злобно: сломайте все! Нет-нет, был случай, когда одному каменщику он сказал: «Хосе, ты хороший работник!» И этот Хосе заплакал...

И вот стоит перед вами такое создание. Безумно смотрит и протягивает руку. Ему нужны деньги на строительство Храма. Поэтому встречные, завидев его, сразу переходили на другую сторону улицы или прятались, так он и шел по пустеющим впереди улицам, протягивая руку каждому. Так шел он и  в тот июньский день 1926 года, никого не видя и ничего не замечая, не заметил он  и трамвай, который пустили в тот день в Барселоне. Водитель потом рассказывал, что этот бродяга сам кинулся ему под колеса. А три дня спустя Антонио Гауди,  Великого Зодчего, хоронила вся Барселона.

Мне очень грустно писать об этом, за время подготовки публикации я привыкла к своему герою. Целый месяц я просыпалась и засыпала с мыслями о нем. Я посмотрела несколько документальных фильмов, прочитала несколько книг, несчетное количество публикаций, ессе,  работ, исследований специалистов. И все это время у меня было желание обнять его, согреть душевным теплом. Его девизом было высказывание,  "чтобы не разочаровываться, не надо питать иллюзий". Я хотела бы ему сказать, что нельзя замыкаться, нельзя загонять свою душевную боль вглубь, потому что от этого никому лучше не станет.

Гению тесно в рамках времени, стиля и традиций. В творчестве им движет внутренняя сила, потребность души, не зависящая от внешних обстоятельств. Как бы к Гауди не относились, он делал свое дело, потому что именно для этого он и родился на этот Свет.

___________________________________________________________________________________

Буду рада вашим комментариям и оценке моей публикации.

С Уважением Наталия Рыкова

Большая часть информации найдена на сайте gaudi-barselona

Использовались книги

Мария Антониетта Криппа  "ГАУДИ"

Хворостухина С.А. "Барселона и шедевры Гауди"

Джордано К. Пальмисано Н. "Парк Гуэль - Антони Гауди"

С.Л. Лебедев "Антонио Гауди!

www.livemaster.ru

Архитектор Гауди: биография и работы

Архитектор Гауди появился на свет в 1852 году, 25 июня. Умер он в 1926-м, 10 июня. Родился Антонио Гауди в городе Реусе, в крестьянской семье. Город этот находится в 150 км от Барселоны. Ребенка крестили в Реусе, в Соборе Святого Петра, на следующий же день. В честь Антонии, своей матери, был назван будущий архитектор Гауди. Работы его и краткие биографические сведения будут представлены в этой статье.

архитектор гауди

Антонио сильнее смерти

Родители боялись, что ребенок не выживет. Тяжелой была беременность его матери, роды - трудными. Незадолго до рождения Антонио родители его уже оплакали двух малышей. Почему-то в этой семье все дети умирали очень рано. Мальчик подслушал однажды в детстве разговор с врачом своих родителей. Тот предрекал Антонио скорую неизбежную смерть. Однако Антонио Гауди решил выжить. И это ему удалось, хотя всю жизнь его изводили болезни. Он выглядел в 30 лет вдвое старше своих ровесников, дряхлым стариком - в пятьдесят. Антонио знал, что не просто так остался в живых.

Детство Антонио Гауди

Отец мальчика и дед были кузнецами. Один дед его матери являлся бондарем, второй - моряком. Этим Антонио объяснял свое умение чувствовать и мыслить в трех измерениях. Он часами мог в детстве наблюдать за тем, как течет вода, как плывут облака. Антонио интересовало, как образуют крону листья, как устроен цветок, как обтачивает камень вода, почему под порывами ветра дерево не падает. Затем его привлекла мастерская отца. В ней чудеса совершались каждый день: блестящие сосуды получались из плоских медных листов. Антонио с 1863 по 1868 год учился в школе, которая была преобразована из католического колледжа. Хорошим учеником он не был. Геометрия - единственное, в чем он был отмечен. Любимым занятием Антонио являлось рисование. Он любил вместе с приятелями исследовать полуразрушенные окрестные монастыри.

Гауди в молодые годы

В 1878 году Гауди окончил в Барселоне Провинциальную школу архитектуры.

В молодые годы Антонио был денди и щеголем, любителем шелковых черных цилиндров и лайковых перчаток. У него были рыжие волосы и голубые глаза. Многие дамы влюблялись в Гауди, однако он остался одинок. Он ухаживал долгое время за Пепетой Мореу, учительницей, однако она ответила на предложение руки и сердца отказом, потому что уже была помолвлена. Затем Гауди непродолжительное время встречался с американкой, но та вернулась на родину, и пути их разошлись. Антонио увидел в этом знамение судьбы: он должен быть один. Это жертва ради высокой цели.

Следы Гауди в Реусе

Бесполезно сегодня искать в Реусе следы Гауди. Вы найдете лишь однотипные таблички, прибитые на офисные здания, говорящие о том, что в этом месте стоял когда-то дом... Разве что атмосфера этого старинного города заслуживает внимания: пышные барочные особняки, готический Сант-Пере с его 40-метровой колокольней. Мастеру удалось почти точно воспроизвести винтовую лестницу колокольни в Соборе Саграда Фамилиа. На фото ниже представлен дом, в котором жила семья Гауди в Реусе.

архитектор антонио гауди

Творения Гауди

Автором восемнадцати сооружений является архитектор Гауди. Все они выполнены на территории Испании: 14 - в родной Каталонии, из них 12 - в Барселоне. Шлейф легенд и мифов тянется за каждым из этих творений. Его дома представляют собой ребусы. Кажется, что невозможно разгадать их скрытый смысл.

Многие архитектурные объекты города Барселоны создал Гауди. В мире найдется не много зодчих, оказавших столь значительное влияние на облик того или иного города или создавших для своей культуры нечто столь же знаковое. Гауди является самым известным в Испании архитектором. Его творчество ознаменовало расцвет модерна в этой стране. Характерная особенность стиля Гауди состоит в том, что природные, органические формы (животных, скал, деревьев, облаков) стали источниками архитектурных фантазий этого автора. Антонио не любил геометрически правильные и замкнутые пространства. Он считал, что прямая линия является порождением человека. А вот круг - это порождение бога. Антонио Гауди объявил войну прямой линии, сформировав свой собственный стиль, который без труда узнается даже людьми, далекими от архитектуры.

Гауди и муниципальные власти

Со скандала началась карьера Антонио. 26-летний архитектор Гауди потребовал гонорар, который был, по мнению властей Барселоны, слишком большим. И сегодня Королевскую площадь украшают крылатые шлемы Меркурия и монументальные фонари, спроектированные начинающим зодчим. Первый выполненный Гауди муниципальный заказ оказался последним. Больше никогда власти Барселоны не предлагали никакой работы этому мастеру.

Каса Кальвет

Только через 20 лет архитектор Гауди получил единственную официальную награду в своей биографии - городской приз за фасад особняка, который он выполнил для семейства Кальвет, текстильных магнатов. Не без изюминки была сделана работа, однако Каса Кальвет, довольно сдержанный, является самым непритязательным проектом Антонио Гауди.

Каса Висенс

Мастеру доверяли частные клиенты. Гауди (архитектор) и его дома заслужили признание современников. Дон Монтанер, фабрикант, в 1883 году заказал ему летний дом. Архитектор Антонио Гауди, осматривая впервые место будущей стройки, в то время еще пригород, обнаружил окруженную желтыми цветами огромную пальму. Он сохранил и растительность, и дерево. Пальмовые листья составили узор решетки, а цветы виднеются на облицовочной плитке. Говорят, что, оплачивая фантазии Антонио Гауди, заказчик едва не разорился. Сегодня Каса Висенс представляет собой маленький дворец, как будто из восточной сказки. Он тесно прижат соседними домами. Взгляд цепляет с ближайшей улицы лишь башенка. Опущены плотные жалюзи, внутрь заходить нельзя, ведь это частное владение.

архитектор антонио гауди и его творения

Сильнейшее впечатление на барселонцев произвел экстравагантный дебют. У Гауди, что важнее всего, появился покровитель, которого звали дон Эусебио Гуэль. Этот человек имел безупречный вкус. Ему нравились рискованные эксперименты. Своего мнения Гуэль не навязывал, подписывал сметы не глядя. Архитектор Антонио Гауди постепенно стал семейным зодчим и другом Гуэлей.

Дворец Гуэля

Давно мечтал Эусебио о практичном красивом доме. С этой задачей виртуозно справился Гауди. Архитектор втиснул в узкое пространство (всего лишь 18 на 22 метра) красивый особняк, одновременно напоминающий венецианское палаццо и мечеть. Роскошные интерьеры скрывались за серым мраморным фасадом этого здания. Денег на отделку не жалели: палисандр, черное дерево, слоновая кость, черепаховый панцирь. Одна из комнат облицована буком, другая - эвкалиптом. Из серебра и золота выполнены резные потолки с листьями. Гауди именно здесь превратил впервые кровлю с вентиляционными трубами и дымоходами в сад стоящих камней.

Парк Гуэля

Гауди и Гуэль мечтали превратить в сад Лысую гору. Они хотели, чтобы частные виллы, расположенные здесь, утопали в зелени. Вокруг усадеб по периметру располагались акведуки, гроты, фонтаны, беседки, дорожки, аллеи. Проект коммерчески провалился. Лишь 2 участка из 60 было продано. Не захотели состоятельные люди жить так далеко от городской черты. Сегодняшние барселонцы, конечно, одобрили бы выбор места.

Сжатую пружину напоминает планировка парка. Серпантином к вершине от подножия поднимаются крутые лестницы и извилистые тропинки. Парк Гуэля теперь - не только радость для глаз и души, но и удовольствие для легких: он оказался выше уровня смога. Чистый воздух и пальмовые рощи сегодня так необходимы для городских жителей! Бассейн с драконом и змеей - любимое развлечение ребят. А тот, кто решит добраться до вершины, в награду получит великолепный вид на море и Барселону.

Любимым ритуалом стало сидение на скамье-змее. По воспоминаниям подрядчика, Гауди приказал рабочим снять всю одежду и как можно удобнее усесться на свежий слой раствора для того, чтобы получить совершенную форму сиденья. Лишь поначалу бегущий узор из разноцветной блестящей керамики кажется случайным. Ряд чисел, составные картинки, загадочные рисунки, зашифрованные послания, таинственные знаки, магические формулы разбросаны по всей длине скамьи. Существует множество историй о том, как сидевшие на ней люди начинали вдруг различать проступающие даты, имена, слова молитв, надписи...

Дальнейшая жизнь Гауди

Архитектор и в 50 лет не изменяет своему одиночеству, становится более религиозным. Антонио перебирается в Парк Гуэль из центра Барселоны, подальше от городской суеты. Люди побаиваются и уважают мастера. Он замкнут, эксцентричен, резок. Ничего не осталось от былого щегольства Гауди. Главное - удобство: бесформенный костюм, выполненные на заказ туфли из корней кабачка. Гауди соблюдает все посты. Еда его - сырые овощи, орехи, оливковое масло, хлеб с медом и родниковая вода.

Он заявил в разгаре карьеры, что будет работать отныне лишь над религиозными заказами. А если светский проект будет предложен, сначала он спросит разрешения на эту работу у Мадонны из Монсеррата.

Каса Батло

архитектор антонио гауди биография

Гауди осенью 1904 года взялся перестраивать особняк Касановаса, текстильного магната. Не зря квартал, в котором находился дом, прозван был "яблоком раздора". На одном пятачке вдоль улицы Грасия стоят, тесно прижавшись, здания наиболее известных архитекторов Каталонии - своеобразный парад амбиций и претензий. Сюда лучше всего прийти утром, когда солнечные лучи падают на фасад и он, покрытый "рыбьей чешуей", переливается всевозможными цветами. Здесь нет ни углов, ни граней, ни прямых линий. Изогнуты стены так, как будто неведомое морское чудовище играет под кожей-облицовкой своими мышцами. Домом костей прозвали горожане Каса Батло. В этом что-то есть: балконы-черепа и колонны-кости - остатки жертв огромного дракона. Однако они уже отомщены - башня с крестом поднимается над крышей. Это святой Георгий, являющийся покровителем Каталонии, вскинул победно свой меч. Хребтом поверженного дракона является зубчатый изогнутый гребень крыши.

Каса Мила

Десять минут ходьбы от этого здания - и вы попадете в Каса Мила. Вновь Гауди нарушил свой зарок: он начал проектировать многоквартирный большой дом со всеми удобствами: гаражи, горячая вода. Архитектор планировал даже сделать пандус для того, чтобы до дверей квартир жильцы доезжали прямо на авто. Эта суровая по сравнению с Каса Батло громада вырастает прямо из-под земли, подобно могучему старому баобабу, или истекающему лавой вулкану, или выветренным скалам, или остову погибшего корабля...

И это здание барселонцы наградили множеством прозвищ - "осиное гнездо", "питомник для змей", "жертва землетрясения", "железнодорожная катастрофа" и др. "Ла Педрера" (в переводе - каменоломня) закрепилось за ним. На крыше - арки, лесенки, спуски, подъемы. И сейчас можно снять квартиру в Ла Педрере. Апартаменты уютные и удобные, однако придется терпеть непрекращающиеся бесчисленные потоки туристов.

За полвека работы выполнил 75 заказов архитектор Гауди. Фото некоторых его работ представлены в этой статье. Как часто бывает в архитектуре, некоторые из них не продвинулись дальше наброска, однако это были наброски гения. Один из них - грандиозный проект отеля в Нью-Йорке - 300-метрового "гостиничного храма", который выполнил великий Гауди - архитектор.

Собор Святого Семейства

архитектор гауди собор святого семейства

Каса Мила - последний большой заказ, исполненный Гауди. Его единственной целью с 1910 года был Собор Святого Семейства, иначе - Саграда Фамилиа. Антонио был даже похоронен здесь, в маленькой подземной часовне.

Как и вся жизнь, которую прожил архитектор Антонио Гауди, Храм Святого Семейства полон явных и скрытых знаков. 12 башен посвящены апостолам. Символом жертвы Спасителя является центральная, с крестом. Внутреннее убранство - сад: колонны - это стволы платанов, смыкающиеся кроны которых образуют купол. Сквозь него ночью видны звезды. Здание проектировалось таким образом, чтобы в нем звучали колокола, подобно грандиозному органу, а ветер пел, проходя через отверстия в башнях, как настоящий хор. Здесь имеются скамьи для 30 тысяч молящихся.

Работы над созданием храма начались в 1882 году. Руководили ими сначала зодчие Де Вильар и Марторель. Архитектор Гауди Храм Святого Семейства начал проектировать и создавать в 1891 году. Он сохранил план предшественников, однако внес некоторые изменения.

Храм, по замыслу Гауди, должен был стать аллегорией Рождества Христова, которое представлено тремя фасадами. Рождеству посвящен восточный, южный - Воскресению, западный - Страстям Христовым.

Скульптура храма

Изобильной скульптурой оснащены башни и порталы храма. Реальные прототипы имеют все персонажи, изображенные на фасаде Рождества: внук рабочего - младенец Иисус, сторож-алкоголик - Иуда, толстый козопас - Понтий Пилат, красавец штукатур - царь Давид. Местный старьевщик одолжил ослика. Гауди посещал анатомический театр, снимал гипсовые отливки с мертворожденных детей для сцены избиения младенцев. Десятки раз поднимали и опускали каждую скульптуру, каждый камень, прежде чем установить их на положенное место.

Все время архитектор Гауди, биография которого вкратце описывается, что-то мучительно додумывал, переделывал, макетировал, рисовал. Поэтому неудивительно, что процесс настолько затянулся. Мастер в 1886 году заявил уверенно, что завершит собор через 10 лет, однако впоследствии все чаще свое детище сравнивал с храмами Средневековья, возводившимися веками.

Стиль храма напоминает отдаленно готику. Однако это в то же время что-то совершенно новое. Рассчитано здание на хор из 1500 певцов, а также детский хор (700 человек). Храм должен был превратиться в центр католичества. Папа Леон XIII с самого начала поддерживал строительство.

Работа, проделанная Гауди

архитектор гауди фото

Несмотря на то что на протяжении 35 лет велись работы над проектом, Гауди смог закончить лишь Рождественский фасад и 4 башни над ним. До сих пор не достроена западная часть апсиды, которая составляет большую часть здания. Строительство продолжается и сейчас, спустя 70 с лишнем лет после смерти Антонио Гауди. Возводятся постепенно шпили (при жизни Антонио закончен был лишь один), оформляются фасады с изображениями евангелистов и апостолов, сценами смерти и подвижнической жизни Спасителя. Планируется закончить работы примерно к 2030 году.

Смерть Антонио Гауди

В 1926 году, 7 июня, архитектор Антонио Гауди, биография которого вкратце была описана, вечером, в 17:30, покинул Саграда Фамилиа и пошел по обыкновению на вечернюю исповедь. В этот день в Барселоне был пущен первый трамвай. Под него попал Гауди. Водитель сбившего его трамвая впоследствии говорил, что сбил пьяного бродягу. Не было у Гауди документов, в его карманах нашли горсть орехов и Евангелие. Он скончался в приюте для бездомных через трое суток и должен был быть похоронен вместе с другими в общей могиле. Лишь случайно пожилая женщина узнала его. На фото ниже - похороны Гауди, состоявшиеся 12 июня.

гауди архитектор

Память

2002 год был объявлен годом Гауди. Архитектор Антонио Гауди и его творения вызывают сегодня живой интерес.

Уже более 10 лет продолжается кампания в поддержку причисления этого человека к лику святых. Папа Римский, как ожидается, подпишет в 2015 году документ о беатификации, который станет третьим из четырех этапов канонизации. Планируется, что Антонио станет святым - покровителем архитекторов. Несомненно, Антонио Гауди это заслужил. С него могли бы брать пример даже великие архитекторы. Гауди является образцом духовности и гения, объединенных в его личности.

fb.ru

Антонио Гауди: биография испанского архитектора и фото лучших работ

Дата: 26.06.2017 , Обновлено: 06.07.2017

25 июня исполнилось 165 лет со дня рождения великого испанского архитектора, перевернувшего представление об архитектуре начала XX века, создавшего каталонский модерн и определившего облик Барселоны, той, которую мы все любим и знаем. В честь этого рассказываем о творческом пути Гауди и показываем его главные проекты. А в московском музее ММОМА сейчас можно посетить выставку – ретроспективу творчества Гауди и взглянуть на макеты и образцы мебели. 

Архитектор Антонио Гауди (1852–1926).

Архитектор Антонио Гауди (1852–1926).

Антонио Гауди родился 25 июня 1865 года в маленьком каталонском городке Реусе и стал пятым ребенком в семье медника Франсеска Гауди-и-Серра. Точное место рождения архитектора остается загадкой, возможно, это был близлежащий городок Руидомс, где у его семьи был загородный дом. В 1868 году он переезжает в Барселону и оканчивает среднюю школу, а затем подготовительные курсы, чтобы в 1873 году поступить в Провинциальную школу архитектуры. Во время обучения он начинает работать чертежником у архитектора Жузепа Фонсере, а затем у Франсиско де Паула дель Вильяра – вместе они работают над проектом апсиды церкви монастыря Монсеррат. 

Архитектор Антонио Гауди (1852-1926).

Архитектор Антонио Гауди (1852-1926).

В год окончания архитектурной школы Гауди принимает заказ от городского совета Барселоны и проектирует первые газовые фонари, которые затем будут установлены на Королевской и Дворцовой площадях, а затем на Национальном бульваре. В 1870-е архитектор занимается подобными небольшими проектами – павильонами, витринами магазинов, элементами религиозных построек. Молодой архитектор был постоянным клиентом перчаточного магазина “Комелья”, центра мужской моды, и создал для него проект витрины. Витрина настолько понравилась владельцу, что он заказал Гауди проект стенда для показа своей продукции на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Этот маленький проект стал поворотным в судьбе Гауди, и вот почему: промышленник дон Эусеби Гуэль – главный заказчик и близкий друг каталонского архитектора – был поражен стендом Гауди на Парижской выставке и сразу же захотел познакомиться с его автором. 

Дом Бальо.

Дом Бальо.

В 1880-е годы Гауди создает свои первые знаковые проекты – дом Висенс, Эль-Каприччо, создает павильоны усадьбы Гуэль близ Барселоны (владения отца Эусеби Гуэля) и получает заказ на дворец Гуэль на Рамбле – главной улице Барселоны. Этот дворец определяет узнаваемый стиль Антонио Гауди, неповторимые конструктивные и декоративные решения, которые он затем применит в строительстве знаменитых домов в районе Эшампле. Эусеби Гуэль приводит Антонио Гауди в высший свет, знакомит с самыми важными людьми, которые вскоре будут мечтать о том, чтобы архитектор построил для них дома.

Мозаика тренкадис в парке Гуэль.

Мозаика тренкадис в парке Гуэль.

В 1890 году Антонио Гауди начинает работы над важным градостроительным проектом – парком Гуэль. Эусеби Гуэль хотел перенести в Барселону модель английского города-сада. Для этого Гауди придумал проект великолепного коттеджного поселка на шестьдесят домов, который так и не был закончен. Архитектор создал главный въезд, окруженный двумя павильонами, и большую смотровую площадку с видом на город, обрамленную извилистой скамьей с облицовкой керамикой тренкадис – в коронной технике Гауди. Из домов было построено только два, один из которых Гауди приобрел для себя в 1906 году. Городской совет Барселоны в 1922 году приобрел парк Гуэль, для того чтобы преобразовать его в новое общественное пространство – городской парк. 

Пост почитания Антонио Гауди

В период с 1898 по 1912 год Антонио Гауди построил три жилых здания в Эшампле, которые являются символами Барселоны по сей день, – дом Кальвет, дом Мила и дом Бальо. Главный проект в жизни Антонио Гауди – храм Святого Семейства – не закончен по сей день. Гауди возглавил его строительство в 1884 году, приняв проект епархиального архитектора Франсиско де Паула дель Вильяра, отказавшегося от работы из-за разногласий с заказчиком. Гауди изменил проект своего предшественника, завершил крипту собора и предложил заказчикам начать возведение фасада Рождества Христова вместо Страстного фасада. Его строительство началось в 1892 году, а Гауди застал завершение одной из четырех башен – башни Святого Варнавы. Фундамент фасада Страстей Христовых был заложен только в 1954 году, через двадцать восемь лет после смерти архитектора. 

Пост почитания Антонио Гауди

В 1925 году Гауди уезжает из своего дома в парке Гуэль и селится в мастерской на территории храма Святого Семейства. К этому времени он уже полностью погружен в работу над этим проектом. В 1926 году несчастный случай уносит жизнь Антонио Гауди: он был сбит трамваем во время своего привычного похода в церковь Сант-Фелип-Нери. Антонио Гауди своими работами провозгласил каталонский модерн – особый вид местного ар-нуво. Обтекаемые формы, растительные мотивы, которые Гауди увековечивает в камне и железе. Его дома стали памятниками архитектуры, музеями, в которые ежедневно стоят огромные очереди, а облик Барселоны немыслим без архитектуры Гауди. 

1. Дом Висенс (1883–1885) 

Первый жилой проект Гауди, построенный им в 1885 году по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса-и-Монтанера. Осенью дом откроется для публики после масштабной реставрации. Подробности читайте здесь. 

Пост почитания Антонио Гауди

2. Эль-Каприччо (1883–1885)

Эта вилла – одна из немногих построек архитектора за пределами Каталонии, в городе Комильяс провинции Кантабрия. Эль-Каприччо строился в одно время с домом Висенс, и архитектурные решения, примененные в этих постройках, перекликаются друг с другом. Более того, Эль-Каприччо, как и дом Висенс, определяет стиль раннего периода творчества Гауди: еще не тот, по которому мы все его знаем, а неоготический и ориентальный, вдохновленный мудехаром. 

Пост почитания Антонио Гауди

Например, башня Эль-Каприччо многим напоминает минарет мечети. Главный фасад выложен ориентальным узором – полосы охристого цвета перемежаются с зелеными, украшенными керамическими подсолнухами. Летнюю виллу Гауди заказал родственник Эусеби Гуэля Максимо Диас де Кихано. Архитектор учел вкусы и предпочтения заказчика, в том числе его страсть к музыке – вплоть до того, что окна в главном холле оборудованы музыкальными колокольчиками разных размеров, которые воспроизводили музыкальные ноты при открытии и закрытии окон. Дом был возведен партнером Антонио Гауди Кристобалем Касканте, который исполнил работы в точном соответствии с авторским проектом. 

Пост почитания Антонио Гауди

3. Дворец Гуэль (1886–1890)

Первая крупная работа Гауди, выполненная им для его покровителя – Эусеби Гуэля. В 1885 году он заказал молодому архитектору проект расширения семейной резиденции в самом центре Барселоны – на Рамбле. Архитектор организовал пространство дворца вокруг центрального зала, предназначенного для религиозных служб, музыкальных собраний и светских мероприятий. Центральный зал увенчан куполом с множеством отверстий, через которые в помещение попадает естественный свет.

Пост почитания Антонио Гауди

4. Парк Гуэль (1890–1914)

Парк Гуэль, задуманный Эусеби Гуэлем как идеальный зеленый коттеджный поселок, не был закончен: Гауди построил лишь два жилых дома и один из них купил сам в 1906 году. Тем не менее сегодня парк пользуется невероятной популярностью: люди приходят полюбоваться на величественную парадную лестницу парка Гуэль, “сказочные” входные павильоны, бесконечную извилистую скамейку, выложенную в технике тренкадис, и насладиться видами Барселоны – Гауди уделил особое внимание смотровой площадке парка. 

Пост почитания Антонио Гауди

Техника тренкадис – мозаика, составленная из частиц мрамора, стекла и битой глазурованной плитки неправильной формы, – в парке Гуэль была отточена Гауди до совершенства. Он украсил ей входные павильоны, извилистые перила парадной лестницы, волнообразную скамью, обрамляющую смотровую площадку, а также интерьер большого гипостильного зала (зала Ста колонн), который должен был стать рынком. Сейчас на территории парка расположен Дом-музей Гауди, где можно посмотреть на образцы его мебели из дома Бальо и дома Мила. 

Пост почитания Антонио Гауди Пост почитания Антонио Гауди

5. Дом Кальвет (1898–1899)

Дом Кальвет – первый проект Гауди в районе Эшампле. Здесь архитектор применяет свой коронный прием – организовывает пространство вокруг двух центральных двориков-патио. Кроме того, Гауди тщательно прорабатывает внутренний фасад вопреки городской традиции делать уличный фасад более помпезным, а внутренний оставлять “домашним”. Фасад дома Кальвет, выходящий на улицу, – это каменная кладка и резные балконы, в целом довольно классическая структура. 

Пост почитания Антонио Гауди

Зато внутри Гауди применяет хорошо знакомую нам объемную композицию, играет с линиями и намеренно создает асимметрию. Он также проектирует вестибюль дома, его лестницу, лифт и некоторые элементы интерьера. 

Пост почитания Антонио Гауди

6. Дом Бальо (1904–1906)

Заказчик дома Бальо даже не догадывался, что его дом станет шедевром каталонской архитектуры. Промышленник Жузеп Бальо в 1904 году заказал Гауди всего лишь объединение двух квартир главного этажа. В итоге архитектор частично перестроил все этажи, два фасада и кровлю, а также увеличил внутренний световой колодец, за счет которого в здание проникает естественный свет. 

Пост почитания Антонио Гауди

Если в доме Кальвет Антонио Гауди еще немного скромничал, то здесь он воплотил все свои творческие фантазии. И главное – не использовал практически ни одной прямой линии в конструкции дома. Уличный и внутренний фасады отделаны “чешуей” дракона, а балкончики представляют собой “кости” жертв этого волшебного чудища – поэтому дом Бальо иногда называют “Домом костей”. Крыша дома – это разноцветный “хребет дракона”. Первые три этажа дома Бальо украшены стройными колоннами из камня горы Монтжуик – Гауди умело применял в своих постройках местные материалы. 

Пост почитания Антонио Гауди Пост почитания Антонио Гауди

7. Дом Мила (1906–1912)

В проекте дома Мила Гауди вновь становится инноватором: он предлагает создание свободной планировки квартир за счет отсутствия несущих и опорных стен – дом держится на железобетонной конструкции с несущими колоннами. Также Гауди, как и в других проектах, перерабатывает три внутренних дворика, объединяя их в одно большое пространство, освещающее и снабжающее свежим воздухом помещения. 

Пост почитания Антонио Гауди

Из-за волнистого каменного фасада барселонцы придумали дому кличку – Ла-Педрера, то есть “Каменоломня”. Еще один важный элемент дома Мила – терраса крыши, которая по очертаниям следует за ритмом главного фасада. Кроме того, архитектор объединяет дымоходы, вентиляционные башни и крыши и создает на крыше отдельный мир – искусственный ландшафт с причудливыми скульптурами. 

Пост почитания Антонио Гауди Пост почитания Антонио Гауди

8. Храм Святого Семейства (1894 – настоящее время)

Храм Святого Семейства, или Саграда Фамилия, – одна из величайших построек, создание которой длится уже второе столетие. Антонио Гауди завершил крипту, которую начал его предшественник, архитектор Франсиско дель Вильяр, и в 1892 году начал работу над фасадом Рождества. 

Пост почитания Антонио Гауди

Окончательный проект фасада Страстей появился в 1923 году, а его строительство началось уже после смерти архитектора. Работу над храмом продолжил коллега Гауди – Доменек Сугранес. Он достроил три оставшиеся колокольни фасада Рождества. Возведение фасада Страстей началось в 1954 году. 

Пост почитания Антонио Гауди

Храм пережил Гражданскую войну и пожар, во время которого в доме-мастерской Гауди сгорели многие макеты и чертежи. Некоторые из них удалось восстановить позднее. На данный момент ведется строительство третьего фасада (фасада Славы), оформление интерьеров храма. Глобальное строительство планируют закончить к 2030 году.

Пост почитания Антонио Гауди

Текст: Софья Карпенко

www.admagazine.ru

Гениальный архитектор Антонио Гауди. - По невозможному тоска.

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Когда в 1878 году Антонио Гауди получал диплом Высшей технической школы архитектуры, председатель комиссии на защите дипломного проекта сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший».

 

Все сооружения Антонио Гауди в 1984 году были объявлены ЮНЕСКО культурным достоянием человечества.

Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТОАнтонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус, что неподалеку от Таррагоны. Все мужчины в роду Гауди были либо каменщиками, либо котельщиками. Антонио с честью продолжил и развил семейную традицию - все его работы от самых ранних, до последней - величественного Храма Святого Семейства, это, в основном, работы из металла и камня.

 

В 1878 года Антонио получил диплом Высшей технической школы архитектуры. Председатель комиссии на защите дипломного проекта Гауди сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший».

 

Три основных составляющих жизни великого Гауди - архитектура, поклонение природе и вера в Бога, крепнущая с годами, тесно переплелись во всех его творениях. Гауди начинал строить, не планируя, не имея чертежей, порой, сам до конца не зная, какая из трех направляющих возобладает и сумеет-таки подчинить остальные, поэтому ни у кого не получалось достраивать его проекты.

 

Недалеко от улицы Рамбла располагается одно из замечательный творений архитектора – дворец Гуэль (Palau Guel, Nou de la Rambla, 3-5). Гауди построил этот дворец в 1886-1889гг.

В 1903 Гауди завершил создание единственного в своем роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретенного муниципалитетом Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа "города-парка" - неосуществленного замысла Гауди.

 

 

Парк Гуэль - самое жизнерадостное произведение Гауди.

Порой даже трудно понять, где элементы , придуманные Гауди, а где - живая природа.

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

 В парке представленны едва ли не все возможные сочетания каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса.

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Природа и сооружение здесь органично слиты в единое целое.

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Гениальный архитектор Антони Гауди и его шедевры. ФОТО

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Недаром его, объявив памятником Искусства, купил муниципалитет Барселоны, правительство Испании возвело в ранг Национального памятника, а ЮНЕСКО объявило Наследием Гуманизма.

Каса Батльо - самый живой, самый фантастический, самый красивый дом, построенный Антонио Гауди.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот дом шевелится, дышит, меняет свой цвет в разное время суток и года, гипнотизирует и завораживает, завлекая тебя внутрь - как живое, достаточно опасное и хищное, но какое же прекрасное существо.

Сальвадор Дали писал об этом доме: "Огромная, диковинная, многоцветная, сверкающая и переливающаяся мозаика с искрящейся игрой красок, откуда проступают водные стихии".

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Начало 20 века. Архитектору - пятьдесят. Гауди становится все более и более религиозен. Все больше он стремится к одиночеству. Он покидает центр города и селится на окраине Барселоны - в одном из двух домов, построенных в парке Гуэль по его же проекту (сейчас это дом-музей Гауди). И это - самый расцвет творчества великого Мастера.

В это время текстильный фабрикант Жозеп Батло-и-Касановас пожелал перестроить свой дом, неоклассический особняк постройки 1857 года.

Осенью 1904 года Гауди взялся за перестройку особняка. Реконструкция этого дома заняла у Гауди около трех лет - между 1904-1906 годами. Зато теперь, Каса Батльо является жемчужиной, украшающей "Мансана де дискордиа" ("Квартал раздора") и саму красавицу Барселону.

Можно часами рассматривать это диковинное строение и каждый раз видеть в нем что-то разное. То чудесно-радостное, то угрожающе-зловещее, но всегда неизменно-живое и беспрерывно-меняющееся.

Здание будто шевелится, подставляя солнцу и дождям свои бока и чешуйчатый хребет.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Горожане прозвали Каса Батльо «Домом костей». Действительно, можно увидеть в балконах - черепа жертв дракона, а в колоннах-перекрытиях - их кости.

 

Каса Мила - следующий шедевр Гауди - в народе называют Ла Педрера.

 

Если от драконоподобного живого Дома Батльо мы отправимся вверх по проспекту Пасео де Грасия, то минут через десять приятной прогулки по красивейшей улице мира мы доберемся до пересечения проспекта с улицей Провенса, где стоит ещё один дом Гауди - Каса Мила, строительство которого началось в 1905 г. и завершилось через 5 лет.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Шестиэтажное здание плавно "перетекает" с одной улицу на другую. Нет никаких таких привычных нам углов, волны балконов накатывают и отступают, создавая иллюзию бесконечного движения.

 Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

 Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Даже парадная дверь в дом напоминает заросли каких-то лиан.

В проекте Гауди были предусмотрены пандусы для лошадей и экипажей к каждой квартире, чтобы жильцы могли подъезжать прямо к дверям. Он впервые применил пандус в строительстве - этот принцип стал использоваться впоследствии в многоярусных паркингах.

Многие считают Каса Мила самым совершенным творением Гауди в гражданской архитектуре, называют его венцом модерна, утверждая, что если бы из всех модерновых зданий в мире в мире осталось бы только это одно, оно олицетворяло бы модерн в его совершенном виде.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Но самое фантастическое место Ла Педреры - крыша. Это - настоящее воплощение сюрреализма в архитектуре.

Этот парк - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Сюреалистическое воинство выстроилось на крыше. Расцветают каменные цветы и грибы фантастических форм. Эльфы и гномы сверху взирают на людей, суетящихся внизу на шумных улицах.

 

Люди, попавшие на эту крышу могут находиться здесь часами, переходя с места на место, любуясь невероятными творениями гения и окружающим видом.

 

Последнее, незаконченное, но самое грандиозное творение мастера - Искупительный храм Святого семейства (Саграда Фамилиа), который сам Гауди считал своим главным детищем.

Ему он отдал 43 лет своей жизни и умер, так и не завершив начатое. Это - одно из самых впечатляющих сооружений всей Испании, и уже давно - символ Барселоны. Сам Гауди желал, чтоб она стала главным католическим храмом не только страны, но и мира.

Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.

Глубоко религиозный человек, Гауди решил рассказать историю Святого семейства по-своему, сделать собор архитектурным воплощением Нового Завета. Замысел архитектора был грандиозным, можно сказать -- необъятным. Он намеревался возвести храм длиной 110 и высотой 45 метров. Каждый из трех фасадов, символизирующих три религиозных добродетели - Веру, Надежду и Милосердие и отражающий один из трех центральных сюжетов: "Рождество", "Страсти Христовы" и "Воскресение", должен быть увенчан четырьмя башнями - колокольнями, в честь двенадцати апостолов.

Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.

Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.

Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.

Огромных колоколен задумано было четыре -- по числу евангелистов. И еще два колоссальных шпиля в честь Богоматери и Иисуса Христа. Последнему предстояло подняться на 170 метров. Планировалось возвести три фасада, рассказывающих о различных эпизодах из жизни Христа.

Гауди успел создать лишь один со сценами из начала Нового завета посвященными Рождеству. Мы видим как Дева Мария и старец Иосиф склонились над колыбелью Иисуса, как пришли, принеся дары в Вифлиемскую пещеру, волхвы, как Бог - отец с небес благословляет это событие, а Ангелы играют в честь него на арфах.

Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.

Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.

7 июня (по другим источникам - 10-го) 1926 года Гауди вышел на свою обычную прогулку в церковь Сан Фелипе Нери. Он шел, погруженный в свои мысли, и не заметил приближающийся трамвай. Он был еще жив, когда его доставили в больницу Святого Креста.

Его похоронили в любимой им часовне - единственном месте в Храме, где сейчас совершаются богослужения.

 

Гауди мечтал сделать Барселону католической столицей Испании. Он хотел вернуть Каталонии былое величие. Он добился своего. Отныне Барселона не мыслится без Храма Святого Семейства Гауди, как Париж - без Эйфелевой башней и Нью-Йорк - без Статуи Свободы. Саграда Фамилиа, совершенная даже в своей незавершенности, стала символом Барселоны.

Ссылка (источник): По материалам: http://www.botinok.co.il/

eleonorar.livejournal.com

Испанский волшебник дизайна и декора. Antonio Gaudi – Ярмарка Мастеров

Творчество Антонио Гауди стало одной из вершин европейской архитектуры конца XIX — начала XX века, оказав на нее значительное влияние.

Гауди часто обращался к законам природы и геометрии, а также к оригинальным приемам и решениям, применяемым в ремесленных промыслах. Одновременно он использовал все, современные ему, технические инновации. Антонио Гауди понимал архитектуру, как искусство ансамбля, а потому уделял пристальное внимание каждой детали в своих работах: от балконной решетки до дверных ручек.

Поэтому в этой статье я хочу уделить внимание дизайнерским находкам великого гения, про которые часто незаслуженно забывают.

Итак, помимо разнообразных архитектурных работ, Гауди выполнял и декоративные. Например, он разработал эмблему текстильного кооператива и знамя для него, кроме того верхняя оконечность знамени была украшена металлической пчелой, работы Гауди, которая дошла до наших дней.

гауди

В числе первых работ мастера — монументальные фонари на Королевской площади в Барселоне, выполненные по заказу муниципалитета, они по праву считаются самыми красивыми в каталонской столице. Эти фонари являются органичной частью ансамбля и, вместе с тем, смотрятся современно. Гауди соединил в одном проекте камень, металл и стекло: кованые фонарные столбы изящной формы, поддерживающие стеклянные плафоны, опираются на устойчивое каменное основание с наклонными гранями.

дизайн

декор

Кованые ворота и ограды из металла работы Гауди не менее интересны, чем его здания!

Например, первое масштабное творение Гауди — дом Висенса — обнесен прекрасной кованой оградой с рисунком из пальмовых листьев, этот же мотив украшает вход в дом. Идея декора родилась спонтанно: когда архитектор впервые прибыл на участок для замеров, он обнаружил здесь раскидистую пальму в цвету. Всегда внимательный к природным формам и считающий их верхом совершенства, архитектор захотел воспроизвести реальную структуру пальмового листа в дизайне решетки, в итоге получилась удивительная кованая ограда, изготовленная кузнецом Жоаном Оньосом по эскизам Гауди.

мебель

Знаменитые главные ворота усадьбы Гуэля — ворота Дракона — поражают своим дизайном. Эту скульптуру из кованного металла выполнили в барселонских мастерских Вальет и Пике в 1885 году по эскизам Гауди. Верхнюю часть ворот занимает распластанная динамичная фигура дракона на цепи. Его разинутая пасть устрашающе обращена к посетителю, а неравномерная толщина чугунного хребта создает дополнительный эффект движения: кажется, что дракон, изгибаясь, пытается оборвать цепь и освободиться. Когтистые лапы покрыты острой чешуей из листового железа, тело усеяно шипами, а хвост опасно поднят. Живописную фигуру Гауди снабдил дополнительным инженерным устройством: передняя лапа дракона соединяется с цепью и имеет шарнирный механизм, так что при открытии ворот лапа приходит в движение.

дизайн интерьера

Лаконичную готическую форму дворца Гуэль, Гауди необычайно пышно декорировал композициями из металла. Это всевозможные решетки и ограды, флюгер, различные кованые светильники и капители.

декор интерьера

мебель из дерева

ковка

Во дворце находится подлинный шедевр художественной обработки металла — цилиндрический герб Каталонии. Герб венчает шлем, покрытый чешуйчатой кольчугой, на котором сидит птица Феникс — символ движения каталонского культурно-политического возрождения. Сложнейшими работами по изготовлению эмблемы Гауди руководил лично.

архитектура

Кроме кованных элементов во дворце Гуэля поражают богатством формы и цвета навершия каминных труб, выходящих на крышу. Они облицованы битой керамикой, а как удивляют и воодушевляют!

испания

Кроме кованых шедевров, Гауди создавал и деревянную мебель, предварительно разрабатывая для нее проекты.

Так, например, в 1878 году появился знаменитый стол Гауди. К сожалению, до наших дней он не сохранился, поскольку сгорел в 1936 году в пожаре, возникшем в храме Саграда Фамилиа, где он находился. Сегодня увидеть стол для работы, созданный Антонио Гауди, можно только на фотографии.

металл

Кроме того Антонио Гауди разработал дизайн мебели и литургических предметов для Храма Святого Семейства, большинство из них — для крипты. Архитектор также руководил и осуществлял надзор за работами по отделке девяти часовен крипты и их алтарей, а также дверей, ведущих в ризницу. Им были спроектированы и светильники для крипты.

дерево

Что же касается мебели, Гауди разработал дизайн скамеек и стульев, шкафов ризницы, исповедальни и портативного амвона, все они были выполнены плотником Хоаном Мюнне.

В доме Кальвет Гауди также принадлежит авторство и элементов декора внутренних помещений. Среди них можно назвать разработку рисунка полов, плоских потолков и обоев для отделки внутренних помещений здания, дизайн дверной фурнитуры. По проектам самого архитектора была сделана также и мебель, которая ныне хранится в музее зодчего в парке Гуэль. Краснодеревщики Казас и Бардес, с которыми обычно сотрудничал Гауди, изготавливали дубовую мебель без единого гвоздя. При внимательном рассмотрении мы видим удивительную вещь: ножки скамьи и стульев, а также их спинки в форме сердечка или листа на стебле вырастают из тела предмета мебели точно так же, как из ствола живого дерева вырастают его ветви. Гауди стремился к максимальной функциональности при минимальных затратах материала.

Дверной глазок в доме Калвет. Эту деталь органической формы, похожую на соты Гауди спроектировал, несколько раз опустив пальцы в глиняную массу.

В интерьере дома Батльо Антони Гауди не только осуществил функциональное распределение уже существовавших помещений здания, но и декоративно отделал все его уголки. Архитектор отбелил гипсом стены и потолки помещений, придав им органические формы. А оконные проемы и стены были украшены сочетанием дерева и стекла, придавая интерьеру невероятную пластичность.

В столовой архитектор лично разработал дизайн всей мебели, включая удивительный комплект эргономических дубовых стульев и скамеек. Поверхности этой мебели принимают форму тела. Дубовая мебель выглядит менее плотной и твердой, будто теряя свойства дерева.

Дверная фурнитура дома Батльо принимает форму ладони. Говорят, Гауди сжимал марлю, пропитанную гипсом, и получал форму для ручек. Причём форма подсказывает, что нужно делать с ручкой. Толкать, или крутить, или хвататься.

Внутренний интерьер дома Мила выполнен в традиционном для Гауди стиле. Округлые и эллиптические формы являются характерными элементами оформления. Активно использована настенная живопись на мифологические и религиозные темы. Вход в здание осуществляется через два внутренних дворика, структура которых способствует естественному освещению и проветриванию всех этажей здания. Входы оформлены интересными коваными металлическими решетками.

Так же, как и в предыдущих своих домах, Гауди проектирует не только стены и перекрытия, но и все внутреннее пространство, включая ограждения, переплеты окон, мебель и даже дверную фурнитуру.

Отдельно стоит отметить типичный и излюбленный элемент Гауди — это террасу, состоящую из вентиляционных труб, лестниц, напоминающих каменные башни или сталактиты. Все каминные и вентиляционные трубы причудливых очертаний, каждая из которых имеет свой неповторимый дизайн. Детали террасы облицованы майоликой, керамической мозаикой, выполненной в традиционной каталонской манере. Кстати, в этой публикации не затронута еще одна обширная часть творчества Гауди — его удивительная мозаика, но она заслуживает отдельной большой статьи.

Характерной особенностью всех проектов Антонио Гауди остается гармония художественного замысла и функциональности. Все его творения ориентированы на человека и являются яркими образчиками «гуманной архитектуры». Это качество вполне проявлено во всех элементах дизайна: все предметы максимально удобны в использовании, и при всем эстетическом совершенстве в высшей мере эргономичны.

И в заключение, хочется вспомнить такие слова: «Гений, он во всем гений». Эти слова как ничто лучше характеризуют Антонио Гауди, ведь гений — он потому и гений, что в любом своем проявлении становится на новый, высочайший уровень мастерства. Любое его произведение заставляет нас восхищаться и задаваться вопросом, какова природа его одаренности, таланта и, в конце концов, гения.

www.livemaster.ru

Антонио Гауди. Величие Гения и трагедия человека. Часть 3

Антонио Гауди. Величие Гения и трагедия человека. Часть 1Антонио Гауди. Величие Гения и трагедия человека. Часть 2

Часто упоминают о фантастических способностях Антонио Гауди (Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet) строить дома без чертежей, пользуясь только набросками в импрессионистском духе или моделями, созданными прямо в ходе работы. Интересно, что незаконченные архитектором здания не мог достроить больше никто.

Макет будущего Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) в Барселоне, составленный из подвешенных мешочков с песком, смогли «прочитать» только современные компьютеры! Соединив точки-мешки, исследователи получили пространственную модель собора. Кроме того, чтобы не «резать» помещение на части, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные операции. Это была программа NASA, рассчитывающая траектории космических полётов…

 

Но вернёмся к интересной жизни культового архитектора. На пике своей карьеры Гауди не вылезает со строительных площадок, носится с объекта на объект и с горящими глазами отдаёт распоряжения. Но в этот момент его постигает новый удар ‒ умирает младшая сестра Роза. Да и племянница не радует: частенько Антонио вытаскивает ее из близлежащих заведений в нетрезвом виде. Кроме этого, болеет отец...

Возможно, Антонио пропустил момент, когда отношения с Жозефиной стали прохладными. Он не мог уделить ей должного внимания, и она стала отдаляться. Когда Гауди это понял, то решился сделать ей предложение, но было уже слишком поздно. Женщина отказала ему. Уже немного зная характер нашего героя, неудивительно, что, услышав отказ, он покинул дом Жозефины Морей, чтобы никогда уже туда не возвращаться. Он не предпринял ни одной попытки, чтобы вернуть любимую.

Нервный и физический срыв сильно выбивают Антонио из колеи. Он покидает Барселону на два месяца, живет у монахов, постится, горячо молится и возвращается домой другим человеком. Со своей склонностью к фатализму он решает, что разрыв с Жозефиной ‒ знак Божий, и отныне у него только две любви ‒ это религия и архитектура.

В это время Гауди проектирует дом Кальвет. Он посвящает чертежам каждый час бодрствования, вечно ищет совершенства, никогда не колеблется, делая выбор, и не оглядывается назад, если выбор уже сделан. Часто исправляя проекты, он упорно начинает заново, а обнаруживая новую возможность, погружается в нее целиком.

 

Иногда он врывается на стройплощадку и распоряжается рушить только что возведенную стену, потому что ему ночью пришла в голову новая идея. Он становится совершенно нетерпимым, ссорится с заказчиками, заявляя, что они должны всецело ему доверять.

В 1900 году Эусеби Гуэль-и-Басигалупи (Eusebi Güell i Bacigalupi) решает воплотить в жизнь грандиозный план, рассчитывая на талант и трудолюбие своего лучшего друга. Гуэль в то время увлекается утопическими идеями идеального поселения и хочет превратить унылую гору в зеленую загородную зону. Здесь, по его задумке, должны были появиться сорок домов с садами, удобными дорожками, полянами для игр и отдыха.

 

Собор Святого Семейства строился на пожертвования граждан, и когда не было средств, стройка останавливалась. В это время Гауди брал светские заказы, так, например, был построен дом Бальо́ (Casa Batlló) ‒ совершенно фантастический дом с волнистой чешуйчатой крышей, похожей на гигантского змея, и с башней в виде копья, вонзающегося в драконье тело с балконами. Также он известен как «Дом костей».

 

Последний светский проект Гауди ‒ это Дом Мила (Casa Milà), построенный в 1906 ‒ 1910 для семьи Мила. Он интересен нам, поскольку раскрывает отношение архитектора к деньгам. Дело в том, что строительство Собора Святого Семейства опять остановилось, нужны были деньги. Гауди работал над этим проектом почти сорок лет, отдавая на строительство свои гонорары, зарплату и даже милостыню, которую просил на улицах. Дом Мила же он построил всего за три года. Пока шла работа, богатый Пере Мила стал бедным, поскольку уже заплатил 100 тысяч песет за нарушение архитектором всех норм строительства. Поэтому ближе к завершению он не выдержал и сказал: «Платить не буду». Гауди ответил: «Ну, сам тогда и достраивай». После чего они разошлись, похлопывая по пустым карманам, понося друг друга и передавая дело в суд.

 

Тяжба началась. Гауди включил в сумму иска все штрафы. В 1916 году стало известно, что Пере Мила проиграл, и архитектор может получить свои кровные 105 тысяч песет. Шла Мировая война, у Пере Мила богатства не росли, и чтобы отдать сумасшедшему Гауди сполна, он заложил свой доходный Каса Мила, оставшись полностью разоренным. Гауди не пожалел бедняка. Недрогнувшей рукою он взял деньги и отнёс их в кассу Храма...

Через некоторое время Антонио сильно заболел. Подхватил бруцеллез или мальтийскую лихорадку, диагностировать которую трудно и сегодня. Медики считают, что «бруцеллез отличают резкие смены настроения, приводящие к суицидальной депрессии. Перемежаясь со вспышками гнева и периодами рассеянности, это подавленное настроение сопровождается физическим истощением, мучительными головными болями и болезненным артритом». Лекарства против этой болезни не было.

Может быть, этим и можно объяснить, почему Гауди так сильно изменился в худшую сторону. Он разгуливал в обвисших пиджаках, а брюки болтались вокруг ног, которые он от холода обматывал бинтами… И никакого нижнего белья! Впрочем, и верхнюю одежду он не менял, пока та не превращалась в лохмотья. Ел великий архитектор то, что сунут в руку на ходу ‒ кусок хлеба, например. Если ничего не совали, ничего и не ел. Когда очень долго ничего не ел, то ложился и начинал умирать. Но приходил кто-нибудь из учеников, менял на нем одежду, кормил…

Он не проповедовал, ни к кому не приставал с гениальными идеями, не пророчил и не оглашал улицы и площади проклятиями. Он протягивал руку и смотрел на встречного человека совершенно не испанскими, выцветшими синими глазами. Глазами стрелка. Без пощады. Рафолс, его помощник, утверждал, что у Гауди были «неотразимые глаза пророка».

Он никого и никогда не хвалил. Однажды замучил всех, заставляя двадцать раз переделывать винтовую лестницу. Когда работа была закончена, все поняли: мэтр остался доволен. Но тот, взглянув на их радостные физиономии одним глазом, злобно буркнул:

«Сломайте все!»

А однажды Антонио Гауди сказал одному каменщику: «Хосе, ты хороший работник!». И Хосе заплакал.

 

… Гауди безумно смотрит по сторонам и протягивает руку. Ему нужны деньги на строительство Храма. Встречные, завидев его, сразу переходят на другую сторону улицы или прячутся. Он идёт по пустеющим впереди дорогам, протягивая руку каждому встречному… В этот июньский день 1926 года в Барселоне пустили трамвай. Водитель потом будет рассказывать, что бродяга сам кинулся ему под колеса. А три дня спустя этого бродягу, великого архитектора по имени Антонио Гауди, хоронила вся Барселона.

artifex.ru


Смотрите также