Неповторимый Ге: самое интересное из жизни художника. Картины ге


Николай Николаевич Ге (художник): биография и произведения

Общепризнанным мастером портрета, а также создания полотен на исторические и евангельские сюжеты стал выдающийся российский живописец Николай Николаевич Ге. Художник необычайного дарования, он занял прочное место в истории отечественного искусства как представитель нового тогда реалистического направления.

Ге художник

Детство и юность

Николай Николаевич Ге, художник, портрет которого представлен в начале статьи, родился 27 февраля 1831 года на хуторе Ивановском Черниговской губернии, в помещичьей семье. Непривычной для русского слуха фамилией он обязан своему деду, иммигрировавшему из Франции в конце XVIII века. В оригинале она пишется – Gay. Рождение ребёнка совпало со страшной эпидемией холеры, свирепствовавшей во многих российских губерниях и унесшей жизнь его матери, когда Николай только появился на свет. С этого времени все заботы о нём были возложены на одну из крепостных женщин отца.

Согласно традициям той эпохи, своё начальное образование мальчик получил дома, а позже был привезён в Киев, где поступил в гимназию. Есть свидетельства того, что уже в тот период преподаватели отмечали у него незаурядный талант к рисованию, однако у отца были на его счёт иные планы. По окончании гимназии он настоятельно рекомендует сыну поступать в Киевский университет на математический факультет.

Из университета в Академию художеств

Противиться воле отца Николай не решился, но местом своей учёбы избрал не Киевский, а Санкт-Петербургский университет, где и был зачислен на математический факультет. Однако не об этом мечтал Николай Ге. Художник, а не математик жил в его душе и всё ясней заявлял о себе. Всё свободное от занятий время он проводил в Эрмитаже, копируя полотна признанных мастеров.

Художник Николай Ге

Итог был вполне предсказуем – в 1850 году Николай покидает университет и становится студентом Петербургской академии художеств. Здесь он попадает в класс превосходного педагога, и весьма известного в те годы петербургского художника П. Басина. В стенах академии он провёл шесть лет, постигая секреты мастерства и пытаясь подражать живописцам, чьи работы произвели на него особенно сильное впечатление.

Его главным кумиром тех лет был Карл Брюллов, и, по мнению многих искусствоведов, художник Николай Ге явно находился под влиянием его творчества. Получив в 1857 году за успешное написание дипломной работы право на поездку в Европу за счёт академии, он покидает Россию. За время своего путешествия он посещает Швейцарию, Германию, Францию и Италию.

Успех и признание

В Риме происходит встреча с другим его кумиром тех лет – А. Ивановым, работавшим над эскизами на библейские сюжеты, которыми искренне восхищался Николай Ге. За границей, как и ранее, он уделяет много времени написанию портретов. Одним из наиболее удачных его произведений того периода является созданный в 1858 году портретный этюд жены. Но основной его темой остаются библейские и классические сюжеты.

В 1861 году, вернувшись из-за границы, Николай Ге показывает на очередной выставке в Академии художеств свою новую картину «Тайная вечеря», которая явилась своего рода сенсацией. Несмотря на восторженный приём публики, цензура отнеслась к ней крайне враждебно, обвинив автора в пропаганде материализма и нигилизма. Было даже запрещено делать с неё копии.

Художник Ге Николай Николаевич

Всё изменилось, когда полотно для своего собрания купил лично император Александр II, что сразу сделало художника всенародно известным. В свою очередь, Академия художеств, признавая высокие достоинства полотна и выражая солидарность с мнением государя, поспешила поощрить Николая Ге. Художник был удостоен профессорского звания.

Снова в Италии

Окрылённый успехом и уже официально признанный, художник Ге Николай Николаевич в 1864 возвращается в Италию, где создаёт много эскизов на сюжеты из Нового Завета. Одним из наиболее ярких событий того итальянского периода становится его встреча с Герценом и работа над его портретом.

Нельзя не признать всю рискованность этой затеи, ведь Герцен официально числился государственным преступником, скрывающимся за границей от правосудия, и создание его портрета могло быть расценено как политический жест. Однако именно это полотно, выполненное в рекордно короткий срок – всего за пять сеансов, - признано лучшим из написанных им портретов. К великому огорчению Николая Николаевича, его картина «Вестники Воскресения», завершённая и отосланная на родину, не имела успеха у публики. В 1869 году художник возвращается в Россию.

Русский художник Ге

Последний петербургский период

Оказавшись в самой гуще столичной жизни, Ге вступает в союз будущих художников-передвижников и активно участвует в подготовке их первой выставки, открывшейся в 1871 году. На ней он показывает публике свой наиболее известный в наши дни шедевр «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина, получившая заслуженное признание у посетителей выставки, ещё в мастерской художника была куплена П. Третьяковым – известнейшим российским коллекционером и меценатом.

За последующие четыре года, проведённые в Санкт-Петербурге, художник создаёт галерею портретов наиболее ярких представителей российской интеллигенции. Среди них И. Тургенев, Н. Некрасов и ряд других. В этот же период увидел свет созданный им скульптурный портрет В. Белинского.

Отъезд на Украину

В 1875 году Николай Николаевич навсегда покидает Санкт-Петербург и, переселившись на Украину, приобретает дом в Черниговской губернии. Причиной его отъезда исследователи считают творческую неудовлетворённость и материальные проблемы, обострившиеся к тому времени. Оказавшись вдали от столичного шума, Ге почти полностью прекращает занятия живописью и всецело посвящает себя вопросам религии и морали. Только крайняя нужда заставляет его браться за кисть и писать на заказ портреты местных богачей.

Ге художник портрет

Творческий подъём в конце жизни художника

В 1882 году Ге едет в Москву. Это стало началом нового творческого подъёма, ознаменовавшегося созданием таких полотен, как «Выход с тайной вечери», «Иуда», «Что есть истина» и других работ на евангельские темы. Одной из последних его картин стол автопортрет художника, написанный им за год до смерти. Художник Ге, биография которого неразрывно связана с его творчеством, скончался 13 июня 1894 года. По мнению исследователей, главной его заслугой можно назвать создание реалистического направления в картинах на евангельские сюжеты. Этим русский художник Ге внёс вклад в мировую живопись.

fb.ru

Биография художника Ге.Н.Н картины художника

Николай Ге родился в 1831 году в Воронеже. Его предки – французские дворяне, бежавшие от революции в Россию в конце XVIII века. Ранее детство Ге прошло в деревне. Гимназическое образование он получил в Киеве, там же поступил на физико-математический факультет университета. Но в точных науках быстро разочаровался и продолжил обучение уже в Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1857 году работа «Саул у Аэндорской волшебницы» принесла ему большую золотую медаль и командировку в Италию.

На берегах средиземного моря Николай Ге оставался много лет. Там он путешествовал, изучал искусство и продолжал писать. Среди работ этого периода – «Смерть Виргинии», «Любовь Весталки» и «Разрушение Иерусалимского храма». Однако, работа не приносила художнику удовлетворения. Его стали посещать чувство бесцельности и бессилия собственного искусства. Ге вспоминал: «Я хотел поехать в Россию и сказать, что потому ничего не привез, что убедился в отсутствии у себя таланта художественного». Однако это настроение исчезло после посещения Сикстинской капеллы. Там он познакомился с фресками Микеланджело. Особенное впечатление произвел на него «Страшный суд» великого итальянца.

Именно эта работа разбудила в Николае Ге интерес к Евангелию, не оставлявший художника до конца жизни. Сюжеты на библейские темы стали основой его творчества и подарили художнику, как заслуженную славу, так и ярую критику. В 1861 году Ге начинает работу над картиной «Тайная вечеря», а в 1863 выставляет ее в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Картина вызвала одобрение и ажиотаж в столице. Полотно приобрел император Александр II, что только увеличило славу Ге. Но были и холодные отзывы поборников крайнего православия.

Спустя год Ге возвращается во Флоренцию. Там он пишет множество эскизов и портретов. Среди них портрет Герцена, с которым художник сблизился за границей. Но главной темой творчества остаются евангельские сюжеты. Две большие работы «Вестники Воскресения» и «Христос в Гефсиманском саду» он последовательно отправляет в Санкт-Петербург. Обе картины оказываются под запретом церковной цензуры и вызывают равнодушие публики. А фигуру Марии Магдалины в «Вестниках Воскресения» критика сравнивает с летучей мышью.

Николай Николаевич Ге (1831—1894) поступил в Академию художеств (АХ) в 1850 году, предварительно проучившись на физико-математическом факультете — год в Киевском университете и год в Петербургском. АХ он закончил в 1857 году и за картину «Саул у Аэндорской волшебницы», образцовое произведение академической живописи, получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство. За шесть лет пенсионерства Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья. В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Она вызвала горячий интерес: евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников. Художник явно порывал с канонами академизма, но успех его был настолько общепризнан (сам Александр II приобрел картину), что АХ пошла на компромисс, присвоив ему звание профессора исторической и портретной живописи.

На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. В частности, написал «Портрет А. И. Герцена» (1867) — эту работу, возвращаясь в Петербург в 1870 году, Ге провез с собою тайно (имя Герцена было еще под запретом). По приезде он сразу включился в художественную, общественную и духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей созданного в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех: ее сюжетом опять был реальный конфликт реальных людей, у каждого из которых своя правда. Менее удачными оказались другие работы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в селе Михайловском» (1875). Ге тяжело переживал свои неудачи. Размышляя об их причинах, он разуверился и в собственных творческих силах, и в смысле художественной деятельности вообще. В 1876 году он приобрел хутор в Черниговской губернии, переселился туда, занялся сельским хозяйством, освоил ремесло печника. Некоторое время спустя он близко познакомился с Л. Н. Толстым и сделался приверженцем его учения, которое воспринял с присущим ему максимализмом. Живопись он забросил, лишь изредка писал портреты для заработка.

Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену — с тем чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников — Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884).

Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества Зла. Неприглядностью этого торжества он старался поразить зрителя, не боясь преступить границы художественности, минуя всяческие нормы и условности. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма — течения, которое возникло позже, да и не в России.

Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина же «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура. Картина «"Что есть истина?". Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд синедриона. «Повинен смерти!»» (1892) на академическую выставку не допустил президент АХ. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант «Распятия» (1892) он уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире. В марте того же года художник умер на своем хуторе.

Источник: http://vtbrussia.ru/culture/gtg/ge/biography   http://www.c-cafe.ru/days/bio/1/035.php

Биография художника

Картины и этюды.  

Описание картин.

Ахиллес оплакивает Патрокла.Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).Голгофа.Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы.Лейла и Хаджи Абрек.Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.Пушкин в селе Михайловском.Распятие.Совесть. Иуда.Суд царя Соломона.Тайная вечеря.Христос в Гефсиманском саду.Христос с учениками входит в Гефсиманский сад.«Что есть истина?» Христос и Пилат.

Похожие записи

design-kmv.ru

самое интересное из жизни художника

Неповторимый Ге: самое интересное из жизни художника

27 февраля 1831 года, ровно 185 лет назад, в семье крупных помещиков родился сын — Николай Николаевич Ге, которому суждено будет стать выдающимся русским художником. О самых интересных фактах из жизни живописца рассказывает Diletant. media.

Происхождение

Трудно обойти стороной такую необычную фамилию, носители которой прославились, кстати, не только в живописи, но и на театральном поприще, как, например, младший брат Николая Ге — Иван. Происхождение фамилии объясняется довольно тривиально: ещё дедушка Николая Ге, носивший фамилию Gay, эмигрировал в Россию из Франции в конце XVIII века. Предки Ге, благодаря своему высокому происхождению, практически сразу же получили звание потомственных дворян Российской Империи.

Трудное детство

Николай Ге родился в Воронеже в 1831, во время, когда в центральных губерниях Российской Империи свирепствовала холера. Тяжелая болезнь не обошла стороной и дом потомственных дворян: мать Николая Ге скончалась, когда мальчику было всего три месяца. С того момента и до самого поступления Ге в Первую киевскую гимназию, то есть на протяжении десяти лет, воспитанием Николая занималась нянька из крепостных, выбранная отцом будущего художника.

Задатки художника

Способности молодого Николая к рисования проявились уже во время его обучения в Киеве, однако отец уже принял решение за своего сына: после окончания гимназии Николай поступил физико-математический факультет Киевского университета.

Изображение 1.jpg

Императорская Академия художеств

Природная тяга к искусству буквально вынудила Николая переехать к брату в столицу, в Петербург, где он, правда, и дальше был вынужден учиться на математическом факультете, но уже Петербургского университета. Жизнь в Петербурге подарила Николаю возможность чуть ли не каждый день ходить в Эрмитаж и изучать лучшие образцы живописи тех лет. После двух лет таких походов Николай не выдержал — бросил университет и поступил в Императорскую Академию художеств.

Награда за смелость

В Академии художеств Николай Ге стал одним из самых прилежных учеников: день за днем он рисовал, пытаясь скопировать стили разных художников, в особенности Карла Брюллова. Через семь лет старания Ге были оценены по достоинству: в 1857 году Николай получил за работу «Саул у Аэндорсокй волшебницы» Большую золотую медаль, которая давала право отправиться за границу за счёт Академии. Николай не преминул воспользоваться этим шансом и в скором времени уже колесил по Германии, Франции и Италии. Таких путешественников от Академии называли тогда «пенсионерами», потому что в течение шести лет, пока художники или скульпторы совершенствовали своё ремесло, Академия выплачивала им пенсион, или пособие.

Изображение 2.jpg

«Саул у Аэндорсокй волшебницы», 1856 год

«Торжество материализма и нигилизма»

Именно такой характеристики среди российских критиков удостоилась картина, над которой Ге долгое время работал во Флоренции. С «Тайной вечерей» произошла очень странная ситуация: цензура официально запретила воспроизводить эту картину в копиях (из-за неубедительности образа Христа), но сам оригинал был приобретен Александром II в личную коллекцию. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика.

Изображение 3.jpg

«Тайная вечеря», 1863 год

Сельская жизнь

Коренной перелом в жизненной философии Николая Ге произошёл в 1875 году: тогда художник вдруг решил, что искусство не может служить средством жизни, но этим средством может быть только сельский труд. В течение четырех лет художник практически не работал над картинами, пользуясь кистью только из-за крайней нужды и рисуя портреты местных богачей из Черниговской губернии. В 1880 году Ге решил-таки написать ещё кое-что: в своей картине «Милосердие» художник нарушил все существующие тогда каноны изображения Христа (он изобразил Иисуса в образе нищего), за что, собственно, и получил негативные отзывы экспертов.

Изображение 4.jpg

«Что есть истина?», 1890 год

До недавних пор никто не знал о дальнейшей судьбе картины, однако специалисты Третьяковской галереи с помощью рентгенограммы обнаружили под одной из наиболее известных картин Ге — «Что есть истина?» — как раз неудавшуюся работу «Милосердие».

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Картины художника Н.Н. Ге » Выдающиеся художники

Н. Ярошенко «Портрет художника Н. Н. Ге» (1890)

Объективная оценка творчества любого художника складывается из множества субъективных оценок. Выскажем и мы наше субъективное мнение о творчестве Николая Николаевича Ге.

Картины этого художника кажутся нам очень трогательными. Независимо от сюжета. Вот как бывают трогательными лица людей. Или какое-то литературное произведение, иногда очень незамысловатое, но затронувшее какие-то самые лучшие, но потаённые струны нашей души.

Даже глядя на самое знаменитое полотно Н. Ге – «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» – суровое по сюжету, видишь в нём психологически точно переданную проблему взаимоотношений отца и сына, которая не может не тронуть любого, знакомого с ситуацией противостояния между родителями и детьми. Недаром же проблему «отцов и детей» называют «вечной».

Путь к творчеству

Сначала о фамилии. Этот вопрос почему-то всегда волнует: откуда такая странная фамилия у русского художника?

Фамилия французская (Gay) – дед художника эмигрировал из Франции в конце XVIII в. Но Н. Ге уже вполне русский человек, родился он в 1831 г. в Воронеже, в семье помещика Николая Ге. Раннее детство провёл в деревне под присмотром крепостной няни, т.к. мать его спустя три месяца после рождения сына умерла от холеры.

В 1841 г. мальчика привезли в Киев, где он учился в гимназии и уже тогда мечтал о профессии художника. Но против воли отца идти не решился и после окончания гимназии поступил в Киевский университет на физико-математический факультет.

Но мечты о художественном творчестве не оставлял: перевёлся на математический факультет Петербургского университета, чтобы быть поближе к Академии художеств. Часто посещал Эрмитаж и учился там рисованию. Наконец бросил университет и в 1850 г. поступил в Академию художеств – 7 лет учёбы в Академии и Большая золотая медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии.

Европа

Николай Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Именно за границей, в Риме, он познакомился с художником А. Ивановым, творчество которого оказало большое влияние на Н. Ге.

В этот период художник писал портреты, исторические картины. Но своим творчеством он не очень доволен, поэтому решает совершенствоваться -  уезжает в Неаполь, а затем во Флоренцию и пишет с натуры.

Первый успех

В 1863 г. Н. Ге привёз в Петербург свою новую работу «Тайная вечеря» и выставил на осенней выставке в Академии художеств. Эта картина произвела на всех сильное впечатление. Её приобрёл император Александр II для музея Академии художеств. Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика. Ге был избран Действительным членом Императорской Академии художеств. Ни одна картина после «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова не собирала такого количества публики и столь много отзывов в прессе, но мнения о картине резко разделились: одни отвергали эту картину, а другие восхваляли.

Рассмотрим эту картину.

Н. Ге «Тайная вечеря»

Н. Ге «Тайная вечеря» (1863). Холст, масло. 283 х 382 см. Государственный русский музей (Петербург)

Сюжет картины: последняя трапеза (тайная вечеря) Иисуса Христа с его 12 учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них – Иуда Искариот – предаст его. Любимым Евангелием Ге было Евангелие от Иоанна, и в нём события тайной вечери были описаны так: «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь».

Следует сказать, что до Ге многие знаменитые художники обращались к этой теме: Леонардо да Винчи, Тинторетто и др. И критики отмечают, что Ге в своей картине отходит от классической интерпретации этого события. Почему? Потому что каждый художник ищет свой путь в понимании и изображении определённого события.

Советский и российский искусствовед Татьяна Карпова считает, что «в измене Иуды художник увидел не низкий поступок изменника, а протест против учения Христа». И с такой трактовкой картины мы полностью согласны.

А вот как сам художник описывает свой замысел: «Я увидел там горе́ Спасителя, теряющего навсегда ученика – человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот тот, в слове которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина!».

Уходящий силуэт Иуды мы видим в правой части картины. Он виден только со спины и не освещён – в свете остались те, кто стремится к Свету, Свет учения Христа их объединяет. Для Иуды же этот Свет невыносим.

Обратите внимание на изображение Христа: ведь Он всё знал заранее! Он знал о предательстве Иуды! Но какая скорбь в Его лице! Он печален и покорен – Он осознаёт Свою жертву («Для того Я и пришёл в мир»).

Существует несколько уменьшенных авторских повторений этого полотна. Одно (1864) находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. Другое уменьшенное повторение (1866) – в Государственной Третьяковской галерее.

Как мы уже отмечали, картина вызвала неоднозначные оценки, мы не будем их перечислять. Но приведём лишь слова Павла Михайловича Третьякова, коллекционера, мецената и знатока живописи: «Из всего выставленного в Академии ярко выделяется и царит (помимо этюдов Иванова) картина Ге. Жаль, что она в Академии – не там бы ей место! Чудесная картина!». Лев Толстой считал «Тайную вечерю» «самой замечательной» картиной художника.

Последующие картины художника, написанные на религиозный сюжет, не имели успеха. Н. Ге снова обращается к портретной живописи. В начале 1864 г. он возвращается во Флоренцию, там знакомится и сближается с Александром Герценом и пишет в 1867 г. его портрет, самый лучший из всех им написанных, хотя это было рискованно: Александр Герцен был объявлен «государственным преступником» и политическим эмигрантом. Художник пишет также много других портретов и много работает с натуры.

Н. Ге «Портрет А. Герцена»

Н. Ге «Портрет Герцена» (1867). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Герцен изображен на тёмно-коричневом фоне. Его лицо выхвачено светом. Художник подчёркивает духовную мощь и интеллект писателя. Огромный высокий лоб; умные, немного грустные глаза; сосредоточенный, пристальный взгляд; седоватая борода; твердая линия рта. Внимание зрителя концентрируется только на лице и больше ни на каких внешних деталях. И это лицо привлекает своей душевной красотой, богатством внутренней жизни.

Возвращение в Россию

В 1870 г. Н. Ге возвращается в Петербург. На время он отходит от религиозных сюжетов и обращается к русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою новую картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871). Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

На картине изображена историческая и семейная драма царя-реформатора Петра I. Царевич Алексей, первенец Петра I, был человеком сложной судьбы. Во многом это объяснялось обстоятельствами его жизни, не зависевшими от воли молодого наследника. Он воспитывался в боярской среде, ненавидевшей Петра за его преобразования и за суровую борьбу с этими самыми боярами, а точнее – с их отсталыми и замшелыми взглядами. Мать царевича, Евдокия Лопухина – также из боярского рода.

Характер царевича Алексея был прямой противоположностью отцовскому. К тому же он чувствовал сильную обиду за свою мать, которую Петр насильно сослал в Суздальский монастырь. Так наследник стал не продолжателем отцовских дел, а их врагом, к тому же и заговорщиком. Он бежал из России, но был возвращён и объявлен преступником.

И вот в таком звании он предстаёт перед грозным отцом.

Кто может сейчас сказать, что чувствовали оба в момент, изображённый на картине? Об этом можно только догадываться. Одно ясно: изображена трагедия. Трагедия историческая, которая была характерна для всей России: тяжело было Петру I ломать старину и буквально на крови строить новое государство. И нужен был ему помощник, самый близкий человек – сын. Но, к сожалению, наследника-реформатора в лице сына он потерял. И здесь уже начинается личная трагедия: в таком случае он потерял сына навсегда, потому что сохранять только семейные отношения с идеологическим врагом для энергичного, с железной волей и ненасытной жаждой деятельности отца было невозможно.

На картине Н. Ге всё исторически достоверно, вплоть до композиции. Хотя можно только представить себе сомнения художника в том, как правильно изобразить сцену, на чём сделать акцент. Ведь многие тогда были уверены в вине «царя-сыноубийцы», и сам царевич объявлялся жертвой вероломного отца. Но в этом вопросе художнику помог историк Н.И. Костомаров, который считал, что царевич Алексей поступил по отношению к отцу неприглядно и что его казнь была закономерной расплатой.  Но сам художник сомневался в том, что общественные интересы могут быть выше отцовских чувств.

И вот появилась картина. Могучая фигура сидящего царя изображена с обращённым на сына пристальным взглядом. Рядом стоит сын – усталый, с безнадёжно опущенной головой. Бурное объяснение уже произошло, и Пётр как будто ждет от сына ответа. Он уже уверен в его вине, но кажется, что всё ещё не оставляет надежды на его раскаяние. Но царевич стоит словно скованный, в замешательстве потупив взор. Историк М.П. Погодин утверждает, что «в искренних, задушевных письмах к друзьям он является таким, каким в самом деле был, без прикрас и натяжек, – и должно сознаться, что все эти документы говорят больше в его пользу, чем в ущерб. Это был человек благочестивый, разумеется, по-своему любознательный, рассудительный, расчетливый и добрый, веселый, охотник покутить». Николай Ге, по его словам, сочувствовал несчастной судьбе царевича, когда писал свою картину.

Однако царевич Алексей не был бессильной жертвой: он был упрям и не желал подчиниться воле отца – в этом есть своё мужество, он равноправный противник Петра.

Эта картина будет актуальной всегда. Да, спор между героями полотна окончен, страсти улеглись, все слова сказаны, продолжение и исход дела также известны всем. Но эхо этого спора продолжает звучать и в наши дни – это спор об исторических путях страны и о цене, которую приходится платить правителю за свои действия.

Отъезд из столицы

В 1875 г. Н. Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор Ивановский в Черниговской губернии. Он на время отказался от творчества. Вопросы религии и морали волнуют его в данный момент больше всего. Из его записок мы узнаём, что для него сейчас важно жить сельским трудом, что искусством нельзя торговать. Эти идеи близки и Льву Толстому. В 1882 г. художник познакомился с Л.Н. Толстым, а в 1884 г. написал его портрет.

Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого» (1884)

Этот портрет отличается от других портретов великого писателя, созданных в XIX в. Образцовым считался портрет кисти И.Н. Крамского: пристальный «сверлящий» взгляд, величественная поза…

Н. Ге не следует традиции. Его Толстой не позирует, а увлечённо работает. Художник изобразил Толстого в его собственном кабинете в Хамовниках в Москве. Он пишет трактат «В чём моя вера».

Картина очень проста. Цвета сдержанны. Сюжет лаконичен: стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо писателя, его руки. Образ Толстого нестандартен, но велик. И новаторство Н. Ге – в простоте изображения великого.

Ге много работает в этот период. Он снова возвращается к религиозным сюжетам и пишет картины «Что есть истина?» (1890), «Иуда» («Совесть») (1891), «Синедрион» (1892) и др. В это же время он пишет портреты, делает рисунки к повести Л. Толстого «Чем люди живы», лепит бюст Л.Н. Толстого.

Н. Ге. Бюст Льва Толстого (1890)

Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894 г.

Закончить наш разговор о художнике мы хотим известной каждому школьнику картиной «Пушкин в селе Михайловском», написанной в 1875 г.

Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском»

Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском» (1875). Холст, масло. 233 х 171 см. Харьковский художественный музей

На картине изображена встреча опального Пушкина с Иваном Пущиным, лицейским другом, 11 января 1825 г. в Михайловском. Литературовед Ю. Лотман пишет, что приезд Пущина «требовал мужества; А.И. Тургенев усиленно отговаривал его от этого опасного предприятия, а дядя поэта, Василий Львович, сначала пустился в предостережения, а потом кинулся обнимать со слезами, как героя. Но Пущин был не из пугливых: он давно уже член тайного общества, а 14 декабря покажет себя на площади как один из самых хладнокровных и деятельных руководителей восстания. Николай I приговорил его к 12 годам каторги.

Известна и доброта Пущина, которая ярко проявилась в ссылке.

Свидание друзей в Михайловском было недолгим, а разговор откровенным. Пущин открыл Пушкину свою причастность к тайному обществу. Вечером Пущин уехал. Позже он вспоминал: «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!» Через двенадцать лет, когда Пущин отбывал каторгу в Нерчинске, умирающий Пушкин назвал имя своего друга».

Оставленные воспоминания Е.И. Осиповой говорят о том, что Н. Ге недостоверно написал михайловский кабинет поэта, где происходила последняя встреча друзей, – это кабинет его сына, Григория Александровича, но какое значение это обстоятельство имеет для нас? Хотя, может быть, всё-таки имеет?  Поэт жил очень скромно – пожалуй, в этом и состоит важность её замечания. Вот что она пишет по этому поводу: «Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него [Пушкина] в имении и видела комнату, где он писал… Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего на все простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки». Дом поэта в Михайловском сгорел во время Отечественной войны, поэтому эта деталь важна в биографическом плане.

Для нас же важно увидеть и почувствовать ту атмосферу, которая царила в доме в связи с приездом Пущина, атмосфера эта была радостной, праздничной, наполненной той высокой нотой дружбы и взаимопонимания, которые царили между этими людьми, включая Арину Родионовну. Комната, озарённая светом, падающим из окна, наполнена счастьем встречи, радостью взаимопонимания и дружбы – такого ценного дара, который они пронесли через всю свою жизнь!

www.palitra.co

Николай Ге художник. Краткое описание творчества

Биография Николай Ге, художник родился в 1831 году в семье дворянина в городе Воронеже. Его дед эмигрировал из Франции в конце XVIII века во времена Великой французской революции. Свое раннее детство Николай провел в деревне, а в 1841 году он перебрался в Киев, где он получил образование в Первой киевской гимназии. Закончив гимназию,

В 1850 году Ге поступает в Киевский университет на физико-математический отделение, но разочаровавшись в точных науках, покидает это заведение и поступает на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он познает живописные истины, обучаясь не много не мало семь лет у П. Басина.

Наибольшее тяготение Николай Ге испытывал к творчеству живописца К.П. Брюллова, что соответственно отразилось в ранних полотнах Ге, а именно в работе Саул у Аэндорской волшебницы, которая в 1857 году принесла ему большую золотую медаль и командировку за границу. Драматический сюжет этой картины, мимика героев и другие особенности напоминают Брюловский акцент с его романтической почерком и манерой письма. В эти годы художник Ге развивал и другое направление творчества, проявившееся в портретах. В них присутствовал строгий подход к тематике, в 1850 году Портрет отца, к 1855 году дописывает полотно Портрет Меркулова и др.

В следующий творческом периоде жизни в 1857 Ге создает эскизы Смерть Виргинии в 1858 году заканчивает картины Любовь Весталки и Разрушение Иерусалимского Храма. После этих работ Николай покидает исторические темы и много пишет с натуры, совершая поезду в Неаполь, где пишет множество разных этюдов. В 1860 году он перебирается во Флоренцию, где пробует писать эскиз "Смерть Ламбертации", который он вскоре бросил.

В 1861 году Николай начал писать "Тайную вечерю, и в 1863 году привёз её в Петербург на выставку в Академии Художеств. Публика восхищалась

картиной. За "Тайную вечерю" Ге, перескочив звание академика, получает звание профессора. В начале 1864 года возвращается обратно во Флоренцию и пишет эскизы на евангельскую тематику ("Братья Спасителя","Христос и Мария, сестра Лазаря" и др.), а также начинает большую картину "Вестники Воскресения", которую он оканчивает в 1867 году и посылает в Академию Художеств на выставку, но картина не принимается. В этом же году он пишет портрет Герцена, с которым он познакомился во Флоренции. Эта картина считается лучшей из написанных им, Николай Ге продолжает работать с натуры. "Вестники Воскресения" не имеют никакого успеха даже после того, как друзья художника выставляют её в художественном клубе. Неудачей заканчивается и написание нового произведения, "Христос в Гефсиманском саду".

В 1869 году Ге возвращается в Россию и присоединяется к сообществу художников передвижников, где в 1871 году выставляет свои работы известную картину Допрос в Петергофе Петр Первого царевича Алексея, которая была соответственно замечена русским сообществом, работа понравилась Павлу Третьякову, высоко оценившим содержание исторического произведения и купившим ее.

В 1870-е годы Ге художник переживает тяжелый творческий период и на протяжении трех лет не создал не одной работы. В 1876-1879 годы он селится на хуторе недалеко от Чернигова, где собственно и проживет многие годы. В его душе совершился серьёзный переворот: он тяготеет к религии и морали. В своих записях он пишет, что жить следует сельским трудом, заявляя что искусством нельзя торговать.

В 1882 году Ге в Москве знакомится со знаменитым писателем Толстым Львом Николаевичем, а в 1884 году он пишет его портрет. В 1880 по 1890 годы Философия,мораль и психологические оттенки жизни, выраженные в сюжетах Евангелия, становятся значимыми постулатами творчества Ге. Особенно это заметно в работах созданные в 1889 году Христос и Никодим.

Картина Николая Ге Что есть истина? - Христос и Пилат

В 1890 году картина Что есть истина?, в 1893 году написана Голгофа, произведение так и осталось не законченным. Продолжая работу на религиозные темы Ге пишет произведение Выход с Тайной вечери, картины Иуда и Распятие написаны художником в нескольких вариациях. В это же время он писал портреты Костычева, Лихачевой, Н.И. Петрункевича, автопортрет, делает иллюстрации к повести Л.Н. Толстого "Чем люди живы", а также лепит бюст писателя.

Во многих газетах разгорается обсуждение последних картин Ге. Картину "Что есть истина?" сняли с выставки, а последующая её перевозка в Европу и Америку успеха не принесла. Ту же участь принимает "Суд Синедриона", а в 1894 году - и "Распятие", её же сняли с выставки и демонстрировали в частной квартире, затем её перевезли в Лондон. Ге находил в своих картинах себя. Ге умер в своем хуторе 13 июня 1894 года. Главная особенность и заслуга Ге заключалась в том, что он первым понял и уловил новое реалистическое направление в композиции библейской тематики.

www.art-portrets.ru

Русский художник Ге Николай Николаевич. Биография. Картины

Ге Николай Николаевич

Творчество художника относится к портретной и пейзажной живописи, немало работ на религиозную тему. Учился в Академии художеств, позднее входил в состав Совета Академии. Один из соучредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Долгое время жил и работал в Италии. Просмотреть картины Ге

Биография и творческая деятельность

Русский художник Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Прадед будущего художника, Иосиф Ге, был родом из Франции, перебрался в Россию в конце XVIII столетия, спасаясь от ужасов Великой революции. Дед и отец Ге были офицерами. Отец, Николай Осипович, был женат дважды. Первой женой была дочь сосланного в Воронеж поляка Якова Садовского. От этого брака третьим ребенком в семье и родился Николай. Спустя 3 месяца мать умерла от холеры, и дети воспитывались бабушкой и крепостной няней Наташей.

Осенью 1841 года Николай Ге поступил в 1-ю киевскую гимназию. Любимыми предметами были история и рисование. После окончания гимназии в 1847 году Николай Ге без экзаменов зачислен на математический факультет Университета Святого Владимира. Проучившись там всего один год, Николай, перевелся в Петербургский университет. В 1850 году Ге, так и не найдя своего призвания, бросил университет и поступил в Академию художеств.

За время обучения в Академии художник выполнил три официальные программы. В 1853 году за живопись с натуры он был удостоен Малой серебряной медали; в 1856 году за «Ахиллеса, оплакивающего Патрокла» — Малой золотой медали, а в 1857 году за программу «Саул у аэндорской волшебницы» Большой золотой медали, вместе с которой Николай получил право на пенсионерскую поездку в Европу. Что касается личных устремлений художника, то более всего Ге привлекала портретная живопись. Из ранних произведений этого жанра можно отметить портреты отца (1855), Я.П. Меркулова, петербургского приятеля (1855), А. и Н. Мессйнг (1856), П.И. Забеллы, тестя художника (1857).

В 1856 году Ге венчается с Анной Петровной Забеллой. Весной 1857 года Николай с женой уезжает за границу. Он посещает картинные галереи Дрездена и Мюнхена, посмертную выставку произведений Поля Делароша в Париже. В августе 1857 года Ге поселяется в Риме и с большим энтузиазмом принимается за работу. Первые произведения итальянского периода творчества художника - «Смерть Виргинии» (1857), «Утро» (1857), «Похороны ребенка» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858), «Итальянский дворик» (1858).

30 сентября 1857 года у художника рождается сын Николай, 21 августа 1859 года — Петр. Разросшаяся семья и, в связи с этим увеличившиеся материальные трудности заставили Ге покинуть Рим. В 1860 году живописец переезжает во Флоренцию. Здесь Николай обращается к религии, усердно читает Евангелие, пытается интерпретировать его в живописи. В 1861 году художник начинает работу над полотном «Тайная вечеря», предварительно вылепив из глины всех персонажей и найдя нужный угол обзора. Картина была почти закончена в 1863 году, но неожиданно ночью Ге вошел в мастерскую, и ища какой-то предмет, поставил перед глиняной моделью лампу-лючерну. Ге был настолько поражен неожиданным эффектом освещения, что тотчас переписал картину заново. В 1863 году художник возвращается в Петербург. «Тайная вечеря» была показана на выставке в Академии художеств и была приобретена Александром II. Совет Академии присвоил Ге звание профессора, несмотря на то, что он не имел звания академика.

В ноябре 1864 года Ге снова уехал в Италию, где продолжает развивать религиозную тему. Он пишет полотно «Вестники Воскресения», однако картина успеха не имеет, что становится сильным ударом для художника. Несмотря на это Ге продолжает выбранную тему, и в 1867 году заканчивает работу над картиной «Христос в Гефсиманском саду». Однако и это произведение успеха не имеет, хотя спустя 20 лет, в 1887 году ее приобретает П.М. Третьяков для своей коллекции.

В Италии Николай Николаевич Ге реализовал себя как выдающийся художник-портретист. В своих портретах художник раскрывает характер, настроение, темперамент человека. Среди его работ были портреты живописцев Г.Г. Мясоедова и А.А.Иванова, скульптора М.А. Чижова, архитектора Л.В. Даля, артиста В.В. Самойлова, публициста Е.И. Утина, декабриста А.И. Герцена.

Живя в Италии, Ге также написал немало пейзажей. Именно в этом жанре творчество художника наиболее соответствует академическим канонам. Примером тому служат произведения «Закат солнца на море», «Залив в Вико близ Неаполя», «Вико», «Вид на Везувий в Вико». В 1858-1859 годах, побывав в городке Фраскати, живописец создает полотна «Фраскати. Дубы и платаны» , «Фраскати. Горные дали», «Облака. Фраскати» . После посещения Сан-Теренцо в 1862 году Николай Николаевич пишет пейзажи «Ночь в Сан-Теренцо», «Залив Специя в Сан-Теренцо». В 1868 году художник переезжает в Каррару. Наиболее известное произведение этого периода картина «Перевозка мрамора в Карраре».

В 1869 году Ге возвращается в Россию. Позднее вместе с Мясоедовым и Крамским, Николай Николаевич становится одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок, участвует в комиссии по пересмотру устава Академии художеств. Ге был введен в состав академического совета и награжден орденом Святой Анны III степени.

В начале 70-х годов Ге с семьей поселяется в Петербурге на Васильевском острове. Самое известное произведение художника этого периода - «Петр I и царевич Алексей». Третьяков, увидев еще незаконченную картину, изъявил желание ее приобрести. Но на выставке картина приглянулась Александру II, который попросил оставить ее за собой. Никто из свиты не решился сказать, что картина уже продана. По этому поводу состоялся негласный спор между царем и Третьяковым, для кого из них картина должна быть повторена Ге, а кому достанется оригинал.

В 1872 году Ге пишет портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, который с большим успехом экспонировался на Второй передвижной выставке. В 1870-е годы Ге написал портреты многих представителей русской культуры, среди которых были композитор А.Н. Серов, скульптор М.М. Антокольский, филолог А.П. Пыпин, писатель А.А. Потехин.

В начале 1870-х годов Ге обращается к истории и пишет картины «Екатерина у гроба императрицы Елизаветы» и «Пушкин в селе Михайловском» (1875), однако эти произведения были встречены публикой сдержанно.

В 1875 году Ге, раздосадованный равнодушием зрителей и критики, уезжает в Черниговскую губернию. Николай Николаевич участвует в работе земских учреждений: на протяжении щести лет занимает выборные должности. Он увлекается вопросами религии и морали. В своих дневниках он пишет, что искусство не может служить средством зарабатывания на жизнь, что им нельзя торговать. Тем не менее, отказаться от своего призвания художник не мог: время от времени Ге пишет заказные портреты своих соседей-помещиков, тем самым немного поправляя материальное положение своей семьи.

С огромным творческим энтузиазмом Ге работает над картиной «Не Христос ли это?» («Милосердие»). Однако это произведение, показанное на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1880 году, не было принято публикой. Раздосадованный художник счистил написанное и использовал холст для другой картины.

В 1882 году Николай Николаевич знакомится с Л.Н. Толстым, а в 1884-м – пишет его портрет, который экспонировался на Двенадцатой передвижной выставке. Впоследствии Ге с великим русским писателем связывала крепкая дружба. В начале 1886 года Ге находится у Толстого в Москве и работает над серией иллюстраций к рассказу «Чем люди живы». Из 12 рисунков духовная цензура многие не пропустила. Лето этого же года Ге посвящает иллюстрированию Евангелия.

В начале 1886 года художник расходится со своей женой Анной Петровной. Имея обязательства перед семьей, Николай Николаевич отказывается от своего имущества в пользу жены и сыновей.

Начиная с 1888 года Ге работает над картинами евангельского цикла. Художник создает полотна «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» («Совесть») (1891), «Голгофа» (1892), «Суд Синедриона» (1892), «Распятие» в нескольких вариантах.

В1891 году за «Портрет Н.И. Петрункевич» художник получает первую премию по колориту на международной выставке в Мюнхене. В этом же году скончалась Анна Петровна. Несмотря на их разногласия, это был сильный удар для художника.

Художник Николай Николаевич Ге ушел из жизни 2 июня 1894 года. Его похоронили на хуторе 4 июня рядом с Анной Петровной. Кроме родных, на похороны никто не приехал. На 23-й выставке Товарищества передвижников в 1895 году была организована посмертная выставка.

Картины Ге  

art19.info


Смотрите также