В Днепре открылась выставка картин Николая Глущенко (ФОТО). Картины глущенко


Штрихи к портрету художника. Выставка Николая Глущенко в Киеве

— Эдуард Александрович, с именем Николая Глущенко связано множество мифов и легенд. Сегодня уже не тайна, что с середины 1920-х художник работал на советскую разведку под псевдонимом «Ярема». Но мало кто знает, что открытие архивов и официальное подтверждение этого факта произошло благодаря вам. Как это произошло?

— О том, что Глущенко был разведчиком, ходили настойчивые слухи, и, естественно, меня этот вопрос очень интересовал. В 1981—1982 годы я писал дипломную работу о Глущенко и, встречаясь с Марьей Давыдовной, вдовой художника, спрашивал, был ли Глущенко разведчиком? Марья Давыдовна с улыбкой Моны Лизы отвечала: «Нет». Через несколько лет волей случая я познакомился с генералом Николаем Михайловичем Голушко (председателем КГБ Украины в 1987—1991 годах) и узнал, что в архивах КГБ есть материалы о Глущенко. Мне разрешили с ними ознакомиться. За несколько встреч с Николаем Михайловичем мы изучили шесть томов материалов. Архив содержал так называемые «живые страницы» — секретные материалы, доступ к которым был закрыт, поэтому генерал, не выпуская из рук папки, показывал и зачитывал те материалы, которые, на его взгляд, могли быть обнародованы. Фотографировать и брать в руки документы мне не разрешали, я мог лишь делать заметки ручкой и записывать на диктофон.

Когда работа с архивом Глущенко была практически завершена и был подготовлен материал, меня ждал сюрприз. В газете «Вечерний Киев» вышла статья «Ярема сообщает: Гитлер готов к войне», рассказывающая о разведывательной деятельности Глущенко. Публикация была подготовлена заведующим архивом КГБ Украины. Мне разрешили узнать эту информацию первым, но официальное уведомление сделала служба государственной безопасности.

Историю открытия архива я описал в послесловии к книге Станислава Стеценко «Войны художников». Этот роман, изданный в 2016 году, посвящен подготовке Германии к нападению на СССР, и рассказывает о поездке Глущенко в Берлин в 1940 году.

artchive.ru

Живопись Николая Глущенко хранят в бронированном сейфе.

  В свое время Ф. Достоевский утверждал, что красота спасет мир, однако бывает и так, что всем миром нужно спасать красоту. Как ни печально, но в последние годы кражи картин из отечественных музеев приобрели масштаб эпидемии. Пользуясь плохой охраной и неважным учетом произведений искусства, злоумышленники, а нередко и сами музейные работники, без особого труда расхищают национальное достояние Украины. Яркий пример тому — история, о которой не могут спокойно вспоминать жители Новомосковска. Недавно интеллигенция этого города выступила с открытым письмом, пытаясь привлечь внимание к краже картин известного украинского художника Николая Глущенко. Несмотря на то, что преступление было раскрыто по горячим следам, пропавшие полотна так и не вернулись в местный историко-краеведческий музей. Единственный сохранившийся портрет кисти своего земляка новомосковцы теперь держат в бронированном сейфе — выставлять его на всеобщее обозрение они просто боятся.

Знатокам отечественной живописи представлять творчество Н. Глущенко особо не надо. Непревзойденный колорист и пейзажист, изысканный эстет, автор тысяч полотен, а также... советский разведчик, проработавший много лет за рубежом. Незаурядная судьба этого человека могла бы стать основой сценария для фильма с захватывающим сюжетом.

Родился Н. Глущенко в 1901 году в Новомосковске Екатеринославской губернии (сейчас Днепропетровская область). После смерти отца вместе с матерью он переехал на Донбасс. В 1918 году молодого человека, собиравшегося поступать в университет, мобилизовали в армию. Впоследствии он оказался за границей — сначала в Польше, а затем в Германии. В Берлине Н. Глущенко окончил Высшую школу изобразительного искусства. Известно, что талантливого художника в период учебы материально поддерживали известные деятели украинской эмиграции — гетман П. Скоропадский, бывший представитель УНР в Берлине, профессор Р. Смаль-Стоцкий, писатель В. Винниченко, который сам увлекался живописью. Тогда же завязалась дружба Н. Глущенко с украинским писателем и кинорежиссером Александром Довженко, который работал в советском консульстве в Берлине. Считается, что именно А. Довженко помог получить ему паспорт гражданина СССР и... предложил Н. Глущенко сотрудничество с советской разведкой. Переехав в Париж, «агент Ярема» собирал информацию об эмиграции и добывал научно-технические секреты. В то же время он вел богемную жизнь и дружил с выдающимися людьми своего времени — Пабло Пикассо и Анри Матиссом, Иваном Буниным и Луи Арагоном. Писал портреты Ромена Роллана, Мишеля Кашена, Анри Барбюса. В 1936 году художник вернулся в СССР, однако и после этого выполнял важные задания за границей. Так, в 1940 году по заданию советской разведки Н. Глущенко помог организовать две выставки — немецкого искусства в Москве и советского искусства в Берлине. За что получил поощрение от руководства рейха...— почетную грамоту и альбом рисунков Гитлера. Война положила конец карьере разведчика Н. Глущенко — в 1944 году он вернулся в Украину и остаток жизни посвятил исключительно искусству. Больше всего художник любил природу.

Его колоритные пейзажи у большинства ценителей живописи всегда вызывали восхищение. «Ветер был так выписан, — писал Михайло Стельмах, — что казалось, его можно обнять!». Творчество талантливого пейзажиста получило признание еще при жизни — он был народным художником СССР и лауреатом Государственной премии имени Т.Г. Шевченко. Сегодня Н. Глущенко является одним из самых известных и дорогих художников советского периода, в том числе и за рубежом. Особенно ценятся его ранние полотна. Картины пейзажиста хранятся в частных коллекциях и экспонируются во многих музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады и других стран. После его смерти — в 1977 году — часть картин была передана в провинциальные музеи. По одной из версий, именно так они оказались и на его родине — в Новомосковске. Впрочем, в советские времена полотнам Н. Глущенко цены не знали — большую их часть районные чиновники раздали по сельским клубам и школам. Три из них, как оказалось, долгие годы хранились в подвале Новомосковского историко-краеведческого музея им. П. Калнышевского. На свет Божий эти картины вновь появились всего лишь несколько лет назад.

Как рассказывает бывший сотрудник музея Надежда Явир, однажды она решила навести порядок в подвальных помещениях. Однако, перебирая музейный скарб, неожиданно обнаружила два замечательных пейзажа и небольшой портрет неизвестного мужчины. Подписи на них свидетельствовали о том, что принадлежат они кисти Н. Глущенко. Картины подняли наверх, они заняли достойное место в экспозиции — для небольшого городского музея они стали предметом особой гордости, поскольку написаны известным земляком. «Через некоторое время, — вспоминает Н. Явир, — я ушла на другую работу, а когда вернулась в музей, пейзажи Н. Глущенко «Баржи» и «Лес», висевшие на прежнем месте, показались мне какими-то странными. Если раньше рука мастера была видна невооруженным глазом, то теперь в картинах что-то изменилось. При внимательном их осмотре обнаружилось, что это подделки. Молчать об этом, разумеется, было нельзя. С этого и началась детективная история». Уже вскоре правоохранительные органы установили, что к пропаже картин оказалась причастной бывшая директор музея Надежда Тубальцева, которая к тому времени покинула Новомосковск.

«Я познакомился с Надеждой Павловной, — рассказывает начальник отдела культуры Новомосковского горсовета Виктор Шалыкин, — в 2004 году, когда она приехала из Днепропетровска вместе с руководителем телетеатра, с которым мы собирались осуществить один проект. На меня она произвела положительное впечатление — писатель, человек, увлеченный интересными идеями. Мне показалось, что Н. Тубальцева будет неплохим директором историко-краеведческого музея, работу которого мы хотели оживить. Поначалу так и было: она проводила конференции и выставки, привлекала новых людей. Одним из них был днепропетровский коллекционер, который давно собирает по области старинные иконы, картины, изделия народных промыслов и, судя по всему, ими приторговывает. Насколько я понимаю, именно так из нашего музея исчезли картины Н. Глущенко, хотя их подмену и пропажу обнаружили позже.

Что же касается работы директора, то ее деятельность со временем начала перемещаться в политику и на последних выборах она решила баллотироваться на пост городского головы. Разумеется, серьезных шансов на успех у нее не было, зато это дало возможность покинуть свой пост с поднятой головой». Своевременно установить подмену картин в известной степени помешало то, что небольшой штат работников музея постоянно менялся. Как бы там ни было, но грубые подделки заметили и расследованием дела занялись местные правоохранительные органы. Проходило оно, по словам В. Шалыкина, довольно странно, но еще больше вопросов вызвал суд. Некоторых музейных работников, прежде всего тех, кто нашел картины, не опрашивали, да и на самих заседаниях их не было. Обстоятельства, при которых пропали картины, и сегодня остаются тайной за семью печатями. Однако больше всего новомосковцев удивило то, что бывшая директор музея, которую обвиняли в злоупотреблении служебным положением, летом 2007 года попала под амнистию. Юристы горсовета пытались ходатайствовать о переквалификации деяний экс-директора по статье, предусматривающей более суровую ответственность «за присвоение, растрату имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». Но новомосковская Фемида не согласилась с их доводами. В мэрии считают, что реальная стоимость картин, а стало быть, и ущерб государству от их пропажи, была очень занижена. Так, в материалах дела значится цифра в 17 675 гривен, в то время как многие полотна Н. Глущенко продаются на аукционах за десятки и даже сотни тысяч долларов. «После исчезновения картин, — говорит В. Шалыкин, — до нас дошли сведения, что в 2006 году они появлялись на одном из аукционов в Киеве. Лично я пытался навести об этом справки, но не получил достоверной информации. Не исключено, что полотна нашего земляка оказались в одной из частных коллекций. Так или иначе, но правоохранительные органы разводят руками, а лица, причастные к пропаже картин, похоже, ушли от ответственности». В Новомосковске грешат на коррупцию, однако доказать что-либо весьма сложно. Не смог получить из судебного архива упомянутое уголовное дело и корреспондент «Дня». Появление журналиста насторожило и даже, как показалось, рассердило работников правосудия. Все попытки встретиться с председателем Новомосковского горрайонного суда также оказались тщетными.  

 ФОТО С САЙТА ALEXBREY.COM.UA ЭТА РАБОТА НИКОЛАЯ ГЛУЩЕНКО БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА КИЕВСКОМ АУКЦИОНЕ ВЕСНОЙ 2008 г. «КРЫМ. СОСНА», 1959 г. (КАРТОН, МАСЛО, 25Х34,5) 

Между тем, как рассказывают краеведы, скупка произведений искусства в провинциальной глубинке приобретает все больший размах. Украинская живопись и иконы, предметы народных промыслов, ранее неизвестные миру, теперь обретают своих ценителей. Экспонаты столичных музеев давно известны и поставлены на учет, а в сельских музеях, клубах и даже школах можно найти забытые картины известных мастеров, переданные в советские времена, когда искусство «несли» в народ и приближали его к «широким массам». По данным новомосковского краеведа Анатолия Джусова, 22 картины Н. Глущенко, отправленные на родину художника, в 80-е годы ХХ века оказались в музее села Спасское. «Я побывал в этом музее в 2002 году, — вспоминает он, — в надежде увидеть полотна. Какое же меня охватило отчаяние, когда я узнал, что большинство этих картин из музея исчезли...». А. Джусов считает, что в настоящий момент неизвестной остается судьба около полутора десятка полотен, находившихся в Новомосковском районе. В то же время местонахождение многих картин хорошо известно предприимчивым людям, промышляющим собирательством и торговлей произведениями искусства. Сейчас их «экспансия» достигла самой отдаленной сельской глубинки. Ловкие дельцы пользуются тем, что украинское государство смотрит на происходящее сквозь пальцы. Надежда Явир, обнаружившая в свое время полотна Н. Глущенко, считает, что было бы нелишним провести в отечественных музеях всеобщую инвентаризацию экспонатов и произведений искусства. Не исключено, что результаты такой проверки могли бы принести по-настоящему сенсационные результаты. Новомосковская история с исчезновением картин — лишнее тому доказательство. Рассказывают, что власти города обратились в областную организацию Национального союза писателей Украины с просьбой дать моральную оценку действиям бывшего директора музея, которая теперь трудится на писательской ниве. Примечательно, что в 2007 году вышла в свет ее очередная книга «Самарская сага ХХ века». Полистав это издание, можно найти лирическую новеллу об известном художнике, которая называется «Николай Глущенко. Ночь на Самаре». Нетрудно предположить, что автора вдохновили на ее написание воспоминания о двухлетней работе на посту директора историко-краеведческого музея. В самом Новомосковске «сагу» о пропаже картин также не забыли и считают, что точку в ней ставить пока еще рано.«День», Днепропетровск

antikclub.ru

Живопись Николая Глущенко советского периода. Опыт комплексного исследования

В данной статье приводятся сведения о технико-технологических аспектах живописи Николая Петровича Глущенко (1901—1977) — выдающегося мастера XX ст., — полученные при реставрации работ художника и в результате изучения материалов живописи (определении состава грунтов и пигментов) различными физико-химическими методами анализа.

Исследовано 53 картины из собрания Национального художественного музея Украины, созданные художником за 40-летний период творчества (1937-1977).

Фонды Национального художественного музея Украины насчитывают свыше трехсот произведений Н.П. Глущенко.

Работы Н. Глущенко имели большой успех еще при жизни художника, мно­гократно экспонировались на персональных выставках, признаны не только в нашей стране, но далеко за ее пределами. Произведения Н. Глущенко хранятся во многих самых престижных собраниях мира.

С годами интерес к работам мастера растет. Каждый коллекционер, антиквар, любитель искусства считает престижным иметь в своем собрании произведение ху­дожника. Антикварный рынок поднимает интерес к личности художника. К сожале­нию, подлинных картин на всех желающих не хватает, поэтому на рынке появляются все «новые и новые» работы Н. Глущенко. Среди них есть грубые, легко узнаваемые подделки, но есть и такие, которые визуально распознать не под силу даже специа­листу, хорошо знакомому с творчеством художника. Идентифицировать подлинные работы мастера помогают технико-технологические исследования.

Возможность тщательного ознакомления с технологией создания произведе­ния живописи становится реальной во время реставрации картин художника. Во- первых, это необходимо для успешной реставрации, во-вторых, систематизируя полученные результаты исследований, можно собрать сравнительный материал, называемый «банком данных».

В отделе охраны памятников истории и культуры при подготовке к выставке 2009 г., посвященной 110-летию НХМ Украины, было отреставрировано 36 работ Н. Глущенко. В процессе реставрации выявлена сложная структура красочного слоя. Много произведений написано в несколько приемов «по-сухому». Толщина красочных слоев и структура отдельных мазков менялась во времени. Обогаща­лась новыми пигментами палитра мастера.

В процессе реставрации изучались и анализировались подписи художника разных периодов его творчества. Эта работа будет продолжена.

В отделе физико-химических исследований ННИРЦУ вот уже несколько лет проводится систематическое изучение живописи украинских художников - опре­деляются состав грунта, состав пигментов и их смесей, исследуется структура кра­сочных слоев. Очевидно, что надежность полученных результатов напрямую связана с числом изученных произведений одного мастера — чем больше, тем луч­ше. Сведения о составе материалов, которыми работал художник, а также о спо­собах их нанесения, важны прежде всего для понимания стиля мастера, его художественного почерка, а также могут быть использованы при экспертизе.

ОСНОВА ЖИВОПИСИ Н.П. ГЛУЩЕНКО

Основа живописи Н. Глущенко — холсты и картон. Холсты в качестве основы для живописи использовались художником чаще, чем картон, отношение холст/картон в изученных нами работах составляет примерно 3:1.

Одна из исследованных картин («Обнаженная», х., м., 71x90,5, 40-е годы) на­писана на проклеенном, негрунтованном холсте, остальные - на холстах с эмульси­онным грунтом (наполнитель грунта - цинковые белила). Большинство работ написано на рулонных фабричных грунтованных холстах. В таких картинах кром­ки холста загрунтованы. В ряде картин 40-х годов кромки холста чистые — грунто­валась только рабочая поверхность полотна, грунтовка производилась на подрамниках. Вначале мы предположили, что холсты на подрамнике грунтовал сам художник, но затем на двух картинах этого периода на обороте холста обнару­жили штамп — «Фабрика «Палитра», Москва, эмульсионный, 10\Ш-41».

По-видимому, наряду с изготовлением фабричных рулонных грунтованных холстов, в 40-е годы существовал и такой полукустарный способ грунтовки холс­тов для живописи.

ПИГМЕНТЫ

БЕЛИЛА - в живописи Н. Глущенко идентифицированы в основном три типа белил: практически чистые цинковые белила (содержание: примесь свинцовых белил менее 1%), цинковые белила с примесью свинцовых (1-10 %) и свинцово- цинковые белила (более 10% свинцовых).

В одной из исследованных работ («Сидящая обнаженная», х., м., 73x54,5,1941 г.) обнаружены баритово-цинковые белила. Чистые свинцовые белила в картинах советского периода творчества художника (1937—1977 гг.) не выявлены. В белилах некоторых картин идентифицирована примесь титана, однако белила с сущест­венным содержанием титана, которые можно было бы отнести к титановым или смешанным (титаново-цинковым, титаново-баритово-цинковым и др.), в иссле­дованных картинах не обнаружены.

Из приведенных данных следует, что корреляция между типом исполь­зованных художником белил и временем создания произведения отсутствует. Чистые цинковые белила идентифицированы как в ранних работах исследован­ного периода, так и в поздних. То же относится к цинковым белилам, содержащим примесь свинцовых, и к свинцово-цинковым белилам.

КРАСНЫЕ ПИГМЕНТЫ - киноварь, красный кадмий, разного оттенка орга­нические светлые и темные красные пигменты. Киноварь обнаружена в небольших количествах в картинах, созданных в 40-е гг. XX века. Разных оттенков красный кадмий широко использовался художником на протяжении всего периода его творчества — в исследованной серии работ, начи­ная с конца 30-х гг. и до конца жизни. Также широко использовались художником органические красные пигменты (темные и светлые, люминесцирующие и не люминесцирующие) как в чистом виде, так и в смеси с красным кадмием.

ЗЕЛЕНЫЕ ПИГМЕНТЫ — изумрудная зеленая, зеленый кобальт, марганце­вая зеленая, ФЦ зеленая, фабричные составные зеленые — берлинская лазурь со свинцовым кроном, стронциановой желтой или желтым кадмиемНаиболее часто художник использовал изумрудную зеленую, несколько реже — зеленый кобальт. С середины 50-х гг. — начала 60-х гг. в употребление входят марганцевая зеленая и ФЦ зеленая. Последняя широко использовалась художни­ком в последнее десятилетие его творчества.

ЖЕЛТЫЕ И ОРАНЖЕВЫЕ ПИГМЕНТЫ - желтый кадмий, стронциановая желтая, свинцовый крон, неаполитанская желтая, оранжевый кадмий и оранже­вый хром. Желтый кадмий — доминирующий желтый пигмент в живописи Н.П. Глущен­ко на протяжении всего периода его творчества. Желтому кадмию «несколько ус­тупает» стронциановая желтая. Часто оба пигмента используются вместе, т.е. обнаруживаются в одной и той же картине. Значительно реже художник исполь­зовал свинцовый крон, а неаполитанская желтая идентифицирована как примесь в двух картинах 40-х гг.

СИНИЕ ПИГМЕНТЫ — синий кобальт, церулеум, ультрамарин, берлинская лазурь, марганцевая голубая, ФЦ голубая.

Синий кобальт, церулеум и ультрамарин идентифицированы в большинстве исследованных работ на протяжении всего периода творчества художника. Отно­сительно редко использовалась берлинcкая лазурь. С середины 50-х - начала 60-х гг. в употребление входят марганцевая и ФЦ го­лубые (как и аналогичные зеленые).

ФИОЛЕТОВЫЕ ПИГМЕНТЫ - кобальт фиолетовый и краплак. Оба пигмента использовались художником на протяжении всего исследован­ного периода творчества.

В картинах Н.П. Глущенко последних лет обнаружена смешанная техника - в масляной живописи отдельные мазки выполнены красками на полимерном свя­зующем.

Таким образом, палитра Н. Глущенко исключительно богата. Примерно с конца 50-х гг. художник «берет на вооружение» новые для его живописи пигменты: марганце­вые и фталоцианиновые синие и зеленые), которые частично вытесня­ют широко применявшиеся ранее изумрудную зеленую и синий кобальт. В 60—70-х гг. живопись Н. Глущенко становится ярче, выразительнее, причем не только за счет изменения стиля и художественной манеры, но и за счет использо­вания большего числа пигментов и их смесей.

Демидчук-Демчук И.Ф., Чамлай Н.С.Национальный художественный музей Украины

Лугина Л Л.Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украиныг. Киев, Украина

art-lab.com.ua

Глущенко Николай Петрович

(1901-1977)

Украинский, советский художник. Родился в 1901 году на Украине. Занимался в Школе-студии Ганса Балушека в Берлине. В 1920-24 гг. учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств. В 1925 г. переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: К. Моне, Э. Дега, А. Матисса, Ван Гога. Создал портреты Ромена Ролана и Анри Барбюса и др.; оформил советский павильон Лионской ярмарки. К началу 1930-х годов творческий облик Н. Глущенко окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным оригинальным лицом. Его живописи присуща импрессионистичность, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения. В 1934 году художник совершил творческую поездку в Испанию на Балерские острова и Майорку. В 1936 году возвратился в Москву, а в 1944 году переехал в Киев.

Н. Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.

Его труд был по достоинству оценен и признан. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, имел звание Народного художника Украины и Народного художника СССР, был лауреатом Гос. премии им. Т.Г. Шевченко. Картины мастера находятся во многих украинских и зарубежных музеях и частных коллекциях.

Март на Днепре

kupitkartinu.ru

Импрессионистические картины Глущенко в Чернигове – НОСІВКА СЬОГОДНІ

9 декабря в 15-00 в Черниговском областном художественном музее имени Григория Галагана по случаю 115-летия со дня рождения народного художника Украины, лауреата Государственной премии им.Т.Г.Шевченко Николая Глущенко состоялось открытие выставки “Николай Глущенко”. Метаморфозы живописи», пишет ЧЕРНІГІВ со ссылкой на Art news.

Выдающимся явлением в истории мирового изобразительного искусства последней трети ХІХ – начале ХХ века стал импрессионизм. Он завершил начатую Ренессансом реалистическую традицию и открыл эпоху модернизма с безудержными новациями, переосмыслением основ живописи и самих измерений художественного произведения.

Ярким представителем этого течения был Николай Глущенко (1901-1977), народный художник Украины и СССР, лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко. Он выбрал любимым жанром пейзаж, на чем акцентировали внимание исследователи современного искусства. Сам мастер кисти неоднократно отмечал, что постоянный контакт с природой помогал ему сохранить энергию творчества, искренне и непосредственно воспринимать вечно прекрасные, поэтические, вдохновляющие образы. Николай Петрович старался передать в пейзажных произведениях собственные чувства, настроение удовлетворить эстетические потребности. Однако излишне ограничивать, искусственно упрощать масштабность и значимость творчества художника, ведь в нем присутствуют и портреты, натюрморты, жанровые сцены.

Становление Николая Глущенко как творческой личности произошло в первой трети ХХ века за рубежом. В Германии, в частных студиях живописца и графика Ганса Балушека, затем – у профессора Артура Кампфа и Берлинской высшей школе изобразительных искусств в Шарлоттенбурге (мастерская Эриха Вольфсфельда) он получил профессиональное художественное образование. Увлекаясь живописью Рубенса и Менцеля, классическим рисунком мастеров европейского Ренессанса – Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Луки Кранаха, Николай Петрович искал собственную пластическую язык. А искусство известных экспрессионистов Георга Гросса и Отто Дикса значительно повлияло на графическую основу его работ.

Своеобразная образно-пластическая манера Николая Глущенко является итогом роста незаурядной одаренности на образцах европейского, прежде всего французского, живописи конца ХІХ – начала ХХ веков. Париж с его разнообразными художественными школами, течениями и направлениями сыграл большую роль в творческой жизни художника. Под влиянием импрессионистов Клода Моне, Анри Матисса, постимпрессионистов Поля Сезана и члена группы «Наби» Пьера Боннара постепенно сложился оригинальный «глущенківський» колорит.

Николай Петрович уделял должное внимание графике, рисунке, ілюструванню книг Николая Гоголя «Мертвые души» и Михаила Коцюбинского «Fata morgana». Французское издательство «Кузен Понс» выпустило альбом литографий художника под названием «12 ню», которым было учреждено серию о выдающихся художников «Избранное».Свидетельством таланта Николая Глущенко стали монографии Анри Пулея, Святослава Гординского и Павла Ковжуна, вышедшие в 1930-х годах, многочисленные газетные и журнальные статьи в мировой прессе. Ведущие художественные галереи Европы и США представили довоенное наследие художника.

В 1940-х – начале 1950-х годов он создавал портреты, сюжетно-тематические полотна и пейзажи, в которых перешел от этюда до картины, изменил любимый прием письма «за один сеанс». Николай Петрович подолгу работал над каждым произведением, тщательно прорабатывал детали, использовал мелкий мазок и сдержанную цветовую гамму. Именно такие черты присущи полотну «Морозный туман» (1947). Полна тишины, душевного умиротворения, скованная морозом природа, словно отражает внутреннее состояние мастера кисти. Большинство работ тех лет не соответствовали имиджу художника, который должен был считаться с требованиями господствующего на то время направления в искусстве – соцреализма.

Николай Петрович много путешествовал по украине. Он восхищался ее безграничными просторами, живописными пейзажами, пытался сохранить хотя бы в пейзажной живописи, который считал политически незаангажированным, свою независимость. Так, художник нашел в произведении «Днепровская даль» (1957) наиболее убедительные и выразительные формы для воплощением собственного замысла.

Писатель Савва Голованивский назвал «Путем к самому себе» период «хрущевской оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х годов), когда Николай Глущенко лишился идеологического давления, дал полную волю своему художественному темпераметру. Совершенствуя мастерство, художник снова стал использовать присущие ему с парижских времен контрастные краски, декоративные средства, новые цветовые сочетания. Образцом этого являются пейзажи «Возле Владимирской горки», «Черниговская даль» (ХХ века), «Старый осокорь» (1960), в которых передано чистыми красками, пастозными мазками разнообразие интонаций и нюансов природы.Средствами живописи мастер кисти решал не только проблемы пейзажного жанра, но и стремился раскрыть темы женской красоты, поэзии любви, человеческих чувств. Смело, легко, раскованно с применением широкого арсенала образно-пластических приемов был написан произведение «Девушка в гостиной» (ХХ века).

Оригинальным композиционным строем, сочной, мажорной цветовой гаммой, виртуозной широтой письма отмечается натюрморт «Осенние цветы» (1965). Его составные элементы образуют целостность содержания за счет тщательно подобранной светоносной и гармоничной колористики.

IMG_7045_resized

Значительную часть художественного наследия художника составляют его впечатления от путешествий по миру. Среди них произведение «Площадь Согласия (Фонтан ночью)» (ХХ века), что дает возможность погрузиться в таинственную приманку ночной жизни французского города. Николая Глущенко сравнивали с Константином Коровиным за любовь к Парижу и умение передать вместе с эмоциональным состоянием ощутимую материальность предметов.

Последнее десятилетие творчества Николая Петровича считается высшей ступенью расцвета его таланта. Непохожий ни на одного из советских художников, он чутко относился к различным воздействиям, имел собственный подход к заимствованиям. Так, под впечатлением от многих работ Пьера Боннара в жанре «ню» появилась картина «У зеркала» (1971). И хотя в определенных официальных кругах подобные произведения воспринимались как нечто неприличное, автор решался показывать их на выставках.

Экспонируемые на выставке ретроспективные произведения известного представителя европейского и украинского живописи является ценным достоянием фондового собрания Черниговского областного художественного музея имени Григория Галагана. Сквозь призму веков они побуждают пережить определенные эмоции от своеобразного авторского видения окружающего мира.

НОВИНИ РАЙОНІВ ЧЕРНІГІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ

новини Бахмацького району

новини Бобровицького району

новини Борзнянського району

новини Варвинського району

новини Городнянського району

новини Ічнянського району

новини Козелецького району

новини Коропського району

новини Корюківського району

новини Куликівського району

новини Менського району

новини Ніжинського району

новини Новгород-Сіверського району

новини Носівського району

новини Прилуцького району

новини Ріпкинського району

новини Семенівського району

новини Сновського району

новини Сосницького району

новини Срібнянського району

новини Талалаївського району

новини Чернігова

nosivka.daily-info.in.ua

В Днепре открылась выставка картин Николая Глущенко (ФОТО) |

%d0%b3%d0%bb%d1%83%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%beВ художественном музее открылась выставка произведений живописи нашего земляка — всемирно известного художника Николая Петровича Глущенко «Жить в цвете»

Приурочена она к 115-летию со дня рождения мастера. Несколько экспозиций разных периодов расположились одновременно в пяти залах. В основном это пейзажи и натюрморты. Особенность выставки в том, что на ней нет привычных аннотаций, рассказывающих о произведениях художника. Вместо них — высказывания самого автора.

Родился Глущенко в Новомосковске в семье бухгалтера. С 1910 по 1948 год учился в Коммерческом училище в Донецке. Затем окончил Берлинскую высшую школу изобразительных искусств. В 1924 году в Германии состоялась его первая персональная выставка. За ней последовал ряд выставок на территории СССР, во Франции, Италии, Бельгии, Румынии, Чехии, Швеции, Польше, Канаде, Нидерландах, Югославии и Англии. Вскоре мастер переехал в Париж, где работал над рисунками для журнала “Le Monde”. В 1944 году стал членом Союза советских художников Украины. Был награжден медалью “За доблесный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. Далее последовало множество выставок и творческих работ в разных странах мира.

Как отмечают искусствоведы, у Николая Петровича не было ни одной “провальной” работы. Главный жанр, в котором он работал — пейзаж. Художник объездил всю Украину в поисках великолепных сюжетов для своих картин. В ярких красках изобразил природу Крыма, Западной и Центральной Украины.

В 40-х – 50-х годах мастер находился в состоянии «испытания» соцреализмом. Работы того периода отличаются «подробностью» изображенных деталей и особым настроением. Глущенко 60-х – 70-х годов – точный в ритме и более откровенный в цвете. Эти работы отличаются яркостью и теплотой красок. Даже те, которые изображают холодные времена года — осень и зиму. Недаром коллеги прозвали его певцом контрастов, последователем теории диалектической связи человека, истории, природы и нации.

Друзьям и коллегам Николай Петрович запомнился как очень щедрый, искренний и открытый человек. На всех выставках, встречах и творческих вечерах он обязательно всем что-нибудь дарил. То акварельные краски, то свои работы. В Украине нет ни одного музея, где бы не было хотя бы одной картины мастера.

Искусствовед Людмила Тверская была знакома с художником лично.

%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d0%bb%d0%b0-%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f— На выставке произведений Глущенко ты понимаешь: искусство приносит человеку радость, дарит позитивные эмоции, — говорит она. — Впервые я познакомилась с ним в 1974 году, когда он подарил свои работы музею к 60-летию. Его приезд стал довольно громким событием, поскольку художник уже был известен во всем мире… Мастер психологического настроя в своем творчестве был многолик. Его пейзажи — это классика украинского искусства. Помимо этого, он писал натюрморты и обнаженную женскую натуру. Тонко чувствовал пластику женской фигуры, искусно передавал характер и настроение натурщицы. Кроме того, художник работал и в жанре графика, и в технике монотипия.

С открытием выставки ее гостей поздравили председатель Днепропетровского областного совета Глеб Пригунов, глава Соборного районного совета Артем Тимарев и начальник управления культуры, национальностей и религий облгосадминистрации Наталья Першина. Артем Тимарев пообещал помочь в издании каталога экспозиции.

— Творчество Николая Петровича — настоящая жемчужина нашего города, — отметил Глеб Пригунов. — Очень приятно, что на Днепропетровщине мы ценим тех людей, которые сделали огромный вклад в развитие искусства Украины.

О своем творчестве Николай Глущенко писал следующее:

“Меня волнует природа. Не могу быть спокойным, когда вижу пейзаж. Больше всего люблю весну, голубой март, снег, который набрался влажности, отяжелел и словно дышит. А сквозь него пробивается жизнь… Убежден: пейзаж — это самый патриотический жанр. В природе кроется частичка истории народа, его моральность. Мы должны передавать следующим поколениям красоту, которой так щедро нас наградила земля”.

Марианна Стец, фото автора

nashemisto.dp.ua

Река Дон в пейзажной живописи донских художников

Глущенко А.А.

Глущенко А.А.1954 г.р. Живописец - пейзажист. член СХ РоссииСотоварищ административного руководителя группы.

"У Мишкинского моста"

"Туман"

"Протока"

"Февральское солнце"

"На буграх.Раздоры"

"Оттепель"

"Донские просторы"

"Ветренный день.ст. Раздорская"

"Дали"

"В пойме"

"Весной на канале"

"Аксай стынет"

"Дон у Мелиховской"

"Лето на Аксае"

"Чайки на отмели"

tihiy-don-river.narod.ru