Вернисаж. О творчестве П.М. Гречишкина. Картины гречишкина


Павел Гречишкин – золотая кисть Ставрополья

Павел Моисеевич Гречишкин (1922 – 2009) – ставропольский художник, известный как мастер пейзажа. Своеобразие живописи П.М. Гречишкина заключается не только в географии изображаемых мест, но и в местном колорите. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. У художника имеются пейзажи Урала, Средней полосы России, Русского Севера, Байкала, и в них он остаётся самим собой, непохожим ни на кого другого. Жанр П.М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника – умение открывать новое в известном.

Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в многодетной крестьянской семье в с. Татарка (близ г. Ставрополя). На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов. С 6 лет увлёкся рисованием. А так как цветные карандаши, кисти и краски достать тогда было почти невозможно, то рисовал углём на любом клочке бумаги. После окончания семилетки переехал в Ставрополь, чтобы заняться живописью.

П.М. Гречишкин

В период с 1939 по 1941 год совместно с посещениями студии рисовал с натуры, писал пейзажи. В 1939 году он впервые участвует в краевой художественной выставке, организованной краеведческим музеем.

10 июня 1941 года П.М. Гречишкина призывают в армию. Великую Отечественную он встретил под Николаевом. Всю войну прошёл в звании рядового 31-го отдельного автомобильного полка. П.М. Гречишкин видел все ужасы и тяготы военных будней на фронте и в тылу. С этой памятью не мог он расстаться до конца жизни и лишь изредка скупо делился с окружающими: «Я рисовал портреты солдат и командиров, любимую природу, страдающую от пожаров и бомбёжки». Сохранились карандашные рисунки, на которых художник запечатлел своих боевых товарищей. П.М. Гречишкин был награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

После демобилизации художник полностью посвящает себя живописи. Он много работает, участвует в городских, краевых, зональных и республиканских выставках. Своё мастерство совершенствует в Домах творчества Союза художников: «Сенеж», «Академическая дача», «Горячий ключ». Природное дарование художника, подкреплённое упорной работой, творческой учёбой у больших мастеров в конце 60-х годов, дало свои положительные результаты.

Пейзажи Ставрополья

Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути – Ставрополье. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними – степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах.

Небольшая по размерам работа «Приманычская степь», написанная крупными, пастозными мазками в жёлто-охристых, бурых и коричневых тонах, передаёт запылённость воздуха, усохшую от жары траву. В ней мало деталей, и, быть может, кому-либо она покажется скучной. Но такова природа, увиденная и прочувствованная художником, природа неприукрашенная, прекрасная и неповторимая.

Не всегда степи бывают столь однообразными. Весной на них горят тысячи красных, жёлтых, белых, сиреневых огоньков – полевыхтюльпанов. Такие мгновения отразились в ряде этюдов: «Тюльпаны на Маныче», «Тюльпаны в степи».

В Ставропольском крае нет моря, но зато есть огромное озеро Маныч, своеобразное по происхождению и географическому положению. В своё время оно привлекло внимание художника, и П.М. Гречишкин написал о нём много этюдов. Картина «Озеро Маныч» изображает водную поверхность, на которой кое-где разбросаны узкие косы островков. Полотно написано в светлых, серебристых тонах. В нём царит покой, простор и уравновешенность в природе. В картинах, посвящённых родному краю, пейзажи полны света и солнца. Так бы и прилёг на землю, вдохнул горьковатый запах душицы и во внезапно открывшейся тишине услышал песнь жаворонка.

П.М. Гречишкин «Гроза в степи», 1963 

Хочется привести очень точное описание одной из значительных картин художника «Гроза в степи» известного в крае учёного В. Скрипчинского: «Степь показана в один из драматических моментов её жизни, когда ливень из надвигающейся с запада грозовой тучи уже закрыл часть горизонта... Но в эти мгновения предшествующий ливню сильный порыв ветра ринулся на степь, и побежали от него вдаль волны колышущихся султанов ковыля, напоминающие своим движением волны беспокойного моря. Картина интересна и своим колоритом, построенным на контрасте голубого неба, огромного ярко-белого облака, переходящего в тёмную грозовую тучу, из которой уже льётся сплошная завеса дождя, и зеленоватого фона степи, перекрытого дымчато-белыми гривами ковыльных султанов...».

П.М. Гречишкин «Хутор Стрижамент», 1962  

Ставропольская возвышенность представляет собой интереснейший район края. Её платообразная гора Стрижамент с крутыми склонами, изрезанными балками и оврагами, – обильный материал для творчества художника. С неё открывается огромная панорама просторов: от вершин Главного Кавказского хребта до долины Кубани. Многое из того, чем богат и славен Стрижамент, нашло отражение в творчестве художника: и реликтовый буковый лес, и цветущая луговая степь, есть и ностальгическая тема. «Хутор Стрижамент» остался сегодня лишь на картине да в воспоминаниях художника.

П.М. Гречишкин «На Стрижаменте», 2001

Словно пролетевшие годы – малиновый закат уходящего дня в картине «Вечер на Стрижаменте». Дорога уходит в небо, а оно почти вещественно осязаемое.

П.М. Гречишкин «Ставропольский лес», 1957

Более широко представлено разнообразие природы, непосредственно окрестности Ставрополя. И характерна в этом отношении одна из его первых его больших картин – «Ставропольский лес». По южному тёплая осень, жёлто-коричневая гамма красок, маленький ручеёк, мокрые серые камни и кусочек голубого неба представляют композицию данного пейзажа. В этом и заключается сила искусства – среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, пережил и сумел создать образ леса, присущий Ставрополью.

П.М. Гречишкин «Сенгилеевское озеро», 2001

Сенгилеевское озеро также много раз попадало в поле внимания художника и его изображению посвящена целая серия этюдов и картин. Оно написано и как панорама – «Сенгилеевское озеро», и как камерный этюд – «Утро на озере», что служит доказательством разнообразных моментов его жизни.

П.М. Гречишкин «Утро на озере», 1967

Горный Кавказ

По картинам П.М. Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор – всё это художник передаёт на своих полотнах с удивительной фантазией.

А впервые встреча с горами произошла у него ещё в 1933 году, когда он жил в ауле Коста Хетагурова близ Карачаевска. В 1942 – 1948 годах бывал на Кавказе, по многу раз проезжал по Военно-Грузинской дороге, делал зарисовки гор.

П.М. Гречишкин «Река в Архызе», 1994 

В 1958 году по приглашению дирекции Тебердинского государственного заповедника написал серию пейзажей для музея природы. Работая в заповеднике в течение года, старался постигнуть не столько особенности мест, сколько суть влияния, которое оказывает природа на человека. Его картины Кавказа конкретны, и эта конкретность настроений. Каждое полотно как бы излучает свет, запахи, краски жизни.

П.М. Гречишкин «Домбайская поляна», 1997

Насколько велика гамма человеческих чувств, настроений, настолько неисчерпаема тема настроений в природе. Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруджинские, Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Четчей, Домбайская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал. Вот далеко не полный перечень мест, которые были связаны у художника с тяжёлыми походами, ночёвками в любое время года, и они же послужили мотивами для его картин.

П.М. Гречишкин «Тебердинское ущелье. Утро», 1989

Картина «Утро в Теберде» – праздник наступающего дня. Пейзаж торжественный, ясный. Горы уже зарделись зарёй, ещё прохладно. Однако чем ниже спускается взгляд зрителя, тем теплее тона.

П.М. Гречишкин «У Софийского ледника», 1995

«Софийское озеро» – с потрясающим сине-изумрудным оттенком воды. Много сил стоило художнику только добраться туда, на высоту более чем в тысячу метров, но какой фантастический пейзаж он открыл.

Кажется, пронизана чистотой, светом «Солнечная долина», написанная в верховьях реки Архыз. Удивительны цветовые переливы гор – целая гамма переходов.

П.М. Гречишкин «Три сосны», 1989

Картину «Три сосны» отличает ясный день осени, в природе покой. На горизонте показываются облака, цвет их серовато-зелёный. Это вестник скорого ненастья. Кажется, всё в природе пронизано движением, ожиданием близких перемен.

П.М. Гречишкин «Домбай-Ульген», 1977 

Облака – предмет особого интереса художника. В картине «Домбай-Ульген» видишь и тучи, и обрывки тумана. Они преображают природу, знаменуя переход от тепла к стуже, ото дня к ночи.

П.М. Гречишкин «Домбайская фантазия», 1990

Завораживает величавый ледяной силуэт вершины Зуб Суфруджу в картине «Домбайская фантазия». Пик царственно вознёсся надо всем живым. Онемел в волшебной узорчатой красоте лес внизу, кустарник.

П.М. Гречишкин «Зуб Суфруджу», 1975 

Пейзажи России

П.М. Гречишкин не только певец природы Ставрополья и гор Северного Кавказа. Особое место в его творчестве занимают пейзажи России. Ещё в далёком 1934 году семья Гречишкиных оказалась в Подмосковье, в селе Осташово на реке Рузе. Река, среди полей и леса с часовенкой, сменяющиеся времена года, как сказочные явления, остались в детской памяти.

П.М. Гречишкин «Берёзка», 1973

В 1954 году художнику пришлось побывать в этих местах снова. В Доме творчества на озере Сенеж молодой художник работал над этюдами в разное время года. К теме России Павел Моисеевич обращается и в 70-е, 80-е и в 90-е годы. Для этого он совершает поездки по Волге, в Суздаль, на остров Валаам, в Кижи, Набережные Челны, по реке Каме, на Уральскую Вишеру, в деревню Заговорливую, село Верхне-Никульское Ярославской области, Соловецкие острова.

П.М. Гречишкин «Тихая пристань», 1987
Небольшие по размерам этюды «Берёзка», «Село Верхне-Никульское», «Русское поле» служат образцами живописной панорамы природы просторов России.
П.М. Гречишкин «Лунный вечер на Волге», 1986

Поэтичны и по-своему лиричны волжские пейзажи П.М. Гречишкина. В них сдержанный в цветовом решении колорит раскрывает состояние великой русской реки. Это можно почувствовать в картинах «Лунный вечер на Волге», «Над Волгой», «Тихая пристань».

stavropollibblind.blogspot.com

Гречишкин Павел биография

Заслуженный художник Российской Федерации.Гречишкин Павел Моисеевич - один из самых известных художников-пейзажистов Юга России, родился в 1922 году в селе Татарке Ставропольского края. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Ставрополья. Гречишкин определился как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества.Впервые его небольшие по размерам пейзажи были приняты на краевую выставку произведений художников Ставрополья в 1939 году. Пройдя огненные дороги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Гречишкин вернулся в родной край и с полной отдачей сил взялся за самообразование, осваивая многотрудное художественное творчество. Произведения П.М.Гречишкина экспонировались на многих художественных выставках как в нашей стране, так и за ее пределами. Естественно и закономерно пришли к художнику широкое признание и популярность. Многокрасочная палитра живописца удивительно точно передает самые разнообразные состояния природы. Неиссякаемый жизненный оптимизм, искренность, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства. География творчества мастера очень велика: Северный Кавказ, Байкал, Волга, Валаам, Кижи, Индия, Египет, Мексика, Франция. Как часть Российского искусства, его художественные произведения были представлены в 1987 году в Индии на выставке «Индия глазами советских художников», в 1988 году на персональной выставке «Пейзажи России» и 32 международном салоне изобразительного искусства во Франции. Картины Гречишкина хранятся в музеях и частных коллекциях сорока стран мира. Мастерски исполненные пейзажи степных просторов Ставрополья, горных районов Карачаево-Черкесии с характерной подписью «П. Гречишкин» выставлены в Кисловодском художественном музее выдающегося русского художника Н.А.Ярошенко, в Пятигорском музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова, в Ставропольском, Пятигорском и Черкесском краеведческих музеях, в Краснодарском художественном музее имени А.В.Луначарского, Ставропольском музее изобразительных искусств, Казанском и Соликамском музеях краеведения. Основную часть экспозиции музея природы Тебердинского государственного заповедника составляют живописные пейзажи П.М.Гречишкина, который по праву может считать себя одним из основателей этого уникального музея высокогорной кавказской природы. Величие природы, ее вечная красота и неповторимость - вот тот источник, который является генератором творчества художника. П.М.Гречишкин - один из самых плодотворных пейзажистов Ставропольского края. На его счету сотни произведений, многие из которых были переданы художником в дар городу Ставрополю. В знак признания его творчества открыта картинная галерея, которая в своей экспозиции насчитывает 430 живописных произведений автора. В 2000 году в г. Пятигорске Павел Моисеевич представил новые работы на персональной выставке, посвященной 220-летию города. В 2002 году в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств была открыта юбилейная персональная выставка П.М.Гречишкина, посвященная 80-летию со дня его рождения. В 2004 году Павел Моисеевич принял участие в художественной выставке Южного федерального округа «Зеленый шум», которая проводилась Министерством культуры Российской Федерации в городах Плесе, Краснодаре, Ставрополе. Прекрасные человеческие качества Павла Моисеевича, стремление передать частицу своего таланта и опыта новым поколениям проявляются на пленэрных занятиях с группами художников, творческих встречах и мастер-классах с преподавателями, выпускниками и студентами художественного училища. П.М.Гречишкин являлся руководителем пленэрной практики в Ставропольском краевом художественном училище на отделении «Живопись», участвовал в работе итоговой аттестационной комиссии Ставропольского краевого художественного училища. Вся деятельность П.М.Гречишкина является примером преданного служения Отечеству и искусству. Его заслуги были справедливо отмечены высокими государственными наградами: медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденами «Знак Почета» и Октябрьской Революции, ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». П.М.Гречишкин умер в 2009 году, похоронен в городе Ставрополе.

www.art-katalog.com

Гречишкин П.М. "Весна"

Картина "Весна", автор Гречишкин П.М. 1961год, холст/масло, размеры по подрамнику 111*75, работа на подрамнике без рамы.

Павел Моисеевич Гречишкин (16 января 1922, село Татарка, Ставропольский край — 26 июня 2009, Ставрополь) — советский и российский художник-пейзажист. Заслуженный художник России.

Работал в разных уголках мира: от степей и предгорий Ставропольского края, Кавказа, Русского Севера, берегов Волги и Байкала, до Индии, Италии,Греции, Непала, Турции, Мексики, Японии, Египта.

Участник Великой Отечественной войны.

В 1987 году в Ставрополе на открытии персональной выставки пейзажей П. М. Гречишкин передал в дар городу 167 своих произведений живописи. Выставка стала отделом «Картинная галерея» Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Экспозиция работ П. М. Гречишкина развернута в здании бывшей мечети, являющимся отделом краеведческого музея. Сегодня эта картинная галерея насчитывает около 500 живописных произведений художника.

Картины Гречишкина хранятся в музеях и частных коллекциях 40 стран мира.

Пейзажи Гречишкина обладают редким качеством – захватывающей, неотразимой притягательностью. Мимо его произведений нельзя равнодушно пройти – они властно влекут к себе, захватывают внимание, возбуждают лучшие чувства человека. В картинах художника подкупает непосредственность его впечатлений, острая наблюдательность, умение сосредоточиться на самом главном, самом существенном, характерном. Многокрасочная палитра художника удивительно тонко передает самые разнообразные состояния природы. В пейзажах П.М. Гречишкина привлекает удачно взятый цвет, мелодичное, поразительно чистое звучание тонов и полутонов, тонкие, нежные цветовые отношения, смелые, решительные цветовые и световые контрасты. И это относится ко всем его работам в целом, независимо от избранных им ландшафтных мотивов. Художник вглядывается в природу влюбленными глазами, он видит в ней совершенство, несравненную гармонию, источник радости, вдохновения и самопознания. Ему свойствен возвышенно-мажорный, торжественно- приподнятый, радостно-ликующий общий тон картины, ему веришь сразу, и он захватывает зрителя чарующей природной гармонией. Неиссякаемый жизненный оптимизм, чистая как родник искренность, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.

newauction.ru

Гречишкин Павел Моисеевич / Знаменитые люди / СКФО

Художник / 96 лет

Павел Моисеевич-ставропольский художник, известный в крае как мастер пейзажа. Своеобразие живописи Гречишкина заключается не только в географии изображаемых мест, но и в местном колорите. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. У художника имеются пейзажи Урала, Средней полосы России, Русского Севера, Байкала, и в них он остаётся самим собой, непохожим ни на кого другого, творческой личностью. Притягательность его полотен порой необъяснима. Жанр П. М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника — умение открывать новое в известном.

Павел Моисеевич Гречишкин родился на Ставрополье. На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов. В период с 1939 по 1941 год совместно с посещениями студии рисовал с натуры, писал пейзажи. В годы Великой Отечественной войны П. М. Гречишкин находился в действующей армии. После демобилизации полностью посвящает себя живописи. Он много работает, участвует в городских, краевых, зональных и республиканских выставках.

Свое мастерство совершенствует в Домах творчества Союза художников: «Сенеж», «Академическая дача», «Горячий ключ». Природное дарование художника, подкреплённое упорной работой, творческой учёбой у больших мастеров в конце 60-х годов, дало свои положительные результаты.

Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути — Ставрополье, родина. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними — степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах. Небольшая по размерам работа «Приманычская степь», написанная крупными, пастозными мазками в жёлто-охристых, бурых и коричневых тонах, передает запылённость воздуха, усохшую от жары траву. В ней мало деталей, и, быть может, кому-либо она покажется скучной. Но такова природа, увиденная и прочувствованная художником, природа неприукрашенная, прекрасная и неповторимая. Не всегда степи бывают столь однообразными. Весной на них горят тысячи красных, жёлтых, белых, сиреневых огоньков — полевых тюльпанов. Такие мгновения отразились в ряде этюдов: «Тюльпаны на Маныче», «Тюльпаны в степи». У нас в крае нет моря, но зато есть огромное озеро Маныч, своеобразное по происхождению и географическому положению. В своё время оно привлекло внимание художника, и П. М. Гречишкин написал о нем много этюдов. Картина «Озеро Маныч» изображает водную поверхность, на которой кое-где разбросаны узкие косы островков. Полотно написано в светлых, серебристых тонах. В нём царит покой, простор и уравновешенность в природе. В картинах, посвящённых родному краю, пейзажи полны света и солнца. Так бы и прилёг на землю, вдохнул горьковатый запах душицы и во внезапно открывшейся тишине услышал песнь жаворонка. Хочется привести очень точное описание одной из значительных картин художника «Гроза в степи» известного в крае ученого В. Скрипчинского: «Степь показана в один из драматических моментов ее жизни, когда ливень из надвигающейся с запада грозовой тучи уже закрыл часть горизонта... Но в эти мгновения предшествующий ливню сильный порыв ветра ринулся на степь, и побежали от него вдаль волны колышущихся султанов ковыля, напоминающие своим движением волны беспокойного моря. Картина интересна и своим колоритом, построенным на контрасте голубого неба, огромного ярко-белого облака, переходящего в тёмную грозовую тучу, из которой уже льётся сплошная завеса дождя, и зеленоватого фона степи, перекрытого дымчато-белыми гривами ковыльных султанов...». Ставропольская возвышенность представляет собой интереснейший район края. Её платообразная гора Стрижамент с крутыми склонами, изрезанными балками и оврагами, — обильный материал для творчества художника. С неё открывается огромная панорама просторов: от вершин Главного Кавказского хребта до долины Кубани. Многое из того, чем богат и славен Стрижамент, нашло отражение в творчестве художника: и реликтовый буковый лес, и цветущая луговая степь, есть и ностальгическая тема. «Хутор Стрижамент» остался сегодня лишь на картине да в воспоминаниях художника. Словно пролетевшие годы — малиновый закат уходящего дня в картине «Вечер на Стрижаменте». Дорога уходит в небо, а оно почти вещественно осязаемое. Более широко представлено разнообразие природы, непосредственно окрестности Ставрополя. И характерна в этом отношении одна из его первых его больших картин — «Ставропольский лес». По южному тёплая осень, жёлто-коричневая гамма красок, маленький ручеёк, мокрые серые камни и кусочек голубого неба представляют композицию данного пейзажа. В этом и заключается сила искусства — среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, пережил и сумел создать образ леса, присущий Ставрополью. Сенгилеевское озеро также много раз попадало в поле внимания художника и его изображению посвящена целая серия этюдов и картин. Оно написано и как панорама — «Сенгилеевское озеро», и как камерный этюд — «Утро на озере», что служит доказательством разнообразных моментов его жизни.

Бытует мнение, что по картинам Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор — всё это художник передаёт на своих полотнах с удивительной фантазией. А впервые встреча с горами произошла у него ещё в 1933 году, когда он жил в ауле Коста Хетагурова близ Карачаевска. В 1942 — 1948 годах бывал на Кавказе, по многу раз проезжал по Военно-Грузинской дороге, делал зарисовки гор. В 1958 году по приглашению дирекции Тебердинского государственного заповедника написал серию пейзажей для музея природы. Эти пейзажи экспонируются до настоящего времени. Работая в заповеднике в течение года, старался постигнуть не столько особенности мест, сколько суть влияния, которое оказывает природа на человека. Его картины Кавказа конкретны, и эта конкретность настроений. Каждое полотно как бы излучает свет, запахи, краски жизни. Насколько велика гамма человеческих чувств, настроений, настолько неисчерпаема тема настроений в природе. Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруд-жинские, Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Четчей, Дом-байская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал. Вот далеко не полный перечень мест, которые были связаны у художника с тяжёлыми походами, ночёвками в любое время года, и они же послужили мотивами для его картин.

Картина «Утро в Теберде» — праздник наступающего дня. Пейзаж торжественный, ясный. Горы уже зарделись зарёй, ещё прохладно. Однако чем ниже спускается взгляд зрителя, тем теплее тона. «Софийское озеро» — с потрясающим сине-изумрудным оттенком воды. Много сил стоило художнику только добраться туда, на высоту более чем в тысячу метров, но какой фантастический пейзаж он открыл. Кажется, пронизана чистотой, светом «Солнечная долина», написанная в верховьях реки Архыз. Удивительны цветовые переливы гор — целая гамма переходов. Картину «Три сосны» отличает ясный день осени, в природе покой. На горизонте показываются облака, цвет их серовато-зелёный. Это вестник скорого ненастья. Кажется, всё в природе пронизано движением, ожиданием близких перемен.

Облака — предмет особого интереса художника. В картине «Домбай-Ульген» видишь и тучи, и обрывки тумана. Они преображают природу, знаменуя переход от тепла к стуже, ото дня к ночи.

Завораживает величавый ледяной силуэт вершины Зуб Суфруджу в картине «Домбайская фантазия». Пик царственно вознёсся надо всем живым. Онемел в волшебной узорчатой красоте лес внизу, кустарник.

П. М. Гречишкин не только певец природы Ставрополья и гор Северного Кавказа. Особое место в его творчестве занимают пейзажи России. Ещё в далёком 1934 году семья Гречишкиных оказалась в Подмосковье, в селе Осташово на реке Рузе. Река, среди полей и леса с часовенкой, сменяющиеся времена года, как сказочные явления, остались в детской памяти. В 1954 году художнику пришлось побывать в этих местах снова. В Доме творчества на озере Сенеж молодой художник работал над этюдами в разное время года. К теме России Павел Моисеевич обращается и в ,70-е,80-е и в 90-е годы. Для этого он совершает поездки по Волге, в Суздаль, на остров Валаам, в Кижи, Набережные Челны, по реке Каме, на Уральскую Вишеру в деревню Заговорливую, село Верхненикульское Ярославской области, Соловецкие острова. Небольшие по размерам этюды «Берёзка», «Село Верхне-Никульское», «Русское поле» служат образцами живописной панорамы природы просторов России. Поэтичны и по-своему лиричны волжские пейзажи Гречишкина. В них сдержанный в цветовом решении колорит раскрывает состояние великой русской реки. Это можно почувствовать в картинах «Лунный вечер на Волге», «Над Волгой», «Тихая пристань». Северный пейзаж привлёк внимание живописца своей уравновешенностью и конкретностью общего состояния природы. Непривычен для южного человека климат этих мест, а потому особо привлекателен и интересен для художника-южанина. И как пример, картины «Северная ночь», «Соловки», «Река Вишера».

П. Гречишкин впервые увидел Байкал в 90-м году и с той поры, очарованный удивительным озером, совершил десять поездок в эти края. Маршрут его путешествий начинался с южных берегов от мыса Шаманского до северных берегов бухты Аяя и Северобайкальска. Эти места послужили богатейшим материалом, с которого художник писал свои этюды. В пейзажах Байкала мастер передаёт покой и величие, загадочность и воздушные пространства воды и неба, окаймлённых живописными берегами. Автор подмечает различные состояния жизни великого озера. П. М. Гречишкин в своих полотнах избегает бурь и штормов. Эти явления природы у него вызывают чувство тревоги и неуюта. В живописи для этого нужен иной подход и характер самого художника человека. За десятилетний творческий труд по байкальской теме художником написаны десятки пейзажей. Среди них — «Священный Байкал», «Мыс Хобой», «У мыса Калтыгей», «Голубой Байкал», «Байкал в тумане», «Чивыркуйский залив», пейзажи острова Ольхон.

В его коллекции картин значительное место занимают зарубежные работы. Поездки за границу достаточно обширны: Италия, Индия, Мексика, Япония, Египет, Непал, Франция. Эти поездки открыли новые грани дарования Гречишкина. Серия картин, созданных об Индии, самая объёмная среди зарубежного цикла. Она создавалась в результате непродолжительных путешествий по этой удивительной стране, совершенных художником в 1978, 1980 — 1984 гг.

Непреодолимое любопытство к жизни, культуре, традициям этой страны и желание художника передать в живописи её очарование заставило автора познакомиться с городами: Дели, Бомбей, Джайпур, Аурангабад, Амбер, Мадрас, Махабалипурами, Калькутта. Ему удалось побывать на острове Элефанта, осмотреть скальные храмы долины Эллоры и Аджанты. Впоследствии все эти впечатления и легли в основу будущих картин об Индии. Своими индийскими пейзажами П. М. Гречишкин принимал участие на выставке «Советские художники об Индии», которая проходила в августе-сентябре 1981 года в Центральном Доме художника в Москве. В 1982 году в Москве в Доме Дружбы, была открыта персональная выставка пейзажей об Индии с расширенной экспозицией. Она позволила зрителям получить более полное представление о творчестве ставропольского художника. Две работы, экспонирующиеся на этой выставке, были преподнесены в дар. Одна — «В Агре» — посольству Индии в Москве, вторая — «Вечерний Джайпур» — премьер-министру Индии Индире Ганди.

Пять картин, написанных об Индии, экспонировались на выставке в рамках фестиваля «Советские художники об Индии». Их смогли увидеть жители городов Дели, Бхунешваре, Калькутты.

5 ноября 1987 года в Ставрополе состоялось открытие персональной выставки пейзажей П. М. Гречишкина. На ней экспонировалось 167 произведений живописи, которые были переданы художником в дар городу Ставрополю.

За 17 лет её работы фонды значительно увеличились, а статус расширился. Выставка стала отделом «Картинная галерея» Ставропольского государственного краеведческого музея.

Картинная галерея постоянно пополняется новыми работами художника и уже насчитывает 430 живописных произведений. За это время проведено огромное количество экскурсий, музыкальных салонов, встреч с поэтами, писателями, художниками. Здесь звучат различные музыкальные инструменты, живые голоса певцов. Рядом с работами мастера рисуют свои картины дети, студенты художественного училища. Галерея гордится прекрасным собранием произведений этого замечательного мастера, участника Великой Отечественной войны рядового 31-го отдельного автомобильного полка, ветерана войны и труда, удостоенного боевых наград медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», в мирное время награжден орденами «Знак Почёта» и Октябрьской Революции. В 1980 году П. М. Гречишкину присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1998 году — звание «Почётный гражданин г. Ставрополя».

Завершить обзор творчества П. М. Гречишкина хочется словами заслуженного художника В. В. Сек-люцкого, обращёнными к Павлу Моисеевичу: «Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных горных вершин, цветущих малиновым цветом альпийских лугов, манящих голубых далей, прощальных взглядов поздней осени и студёной зимы Ставрополья. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам русское спасибо».

www.skfo.ru

ПАВЕЛ ГРЕЧИШКИН: ХУДОЖНИК-ФРОНТОВИК | Ставропольские Ведомости

Он воспевал родную землю 80 летВ Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве на базе выставки «Равнение на боевое знамя», приуроченной к 70-летию Великой Победы, состоялась презентация памятного сборника «Штрихи к портрету», посвященного жизни и творчеству заслуженного художника России Павла Моисеевича Гречишкина. Мероприятие прошло в рамках ставропольского Межрегионального форума творческих союзов «Белая акация» и объявленного на Ставрополье Года исторической памяти.Презентация в Ставрополе книги о Гречишкине-воине стала торжественной завершающей страницей III открытого фестиваля пленэрной живописи «Гречишкинская весна», который десять дней проходил в окрестностях краевого центра, сел Татарка и Сенгилеевское, хуторов Верхнеегорлыкский и Рынки. Организаторами фестиваля выступили министерство культуры Ставропольского края, Южное региональное отделение Российской академии художеств, Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, администрация МО Татарского сельсовета и объединение художников Юга России «Колесо». На пленэр приехало 32 профессиональных и самодеятельных художника, которые потом представили на отчетных выставках в Историко-краеведческом музее села Татарка и в Ставропольской «Картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина» 200 своих работ.На фоне плакатов военного времени типа: «Смерть фашистской гадине!», «Вперед! Победа близка!», «Боец красной армии! Смело и стойко бейся с врагом за жизнь детей, за честь женщин, за родной дом, за Родину!» и витрин с документами и фотографиями ставропольцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной, особенно трогательно звучит популярная классическая музыка, так любимая Павлом Моисеевичем, в исполнении художественного руководителя ставропольского квартета «Классик», композитора и скрипача Богдана Милки. На большом экране идет демонстрация видеоролика о пребывании Гречишкина на просторах средней полосы России, на Байкале, в Архызе, фронтовые фотографии художника, затем - презентация сборника «Штрихи к портрету». Ведущая - искусствовед, заведующая отделом музея-заповедника «Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина», участник авторской группы Таисия Авдеева, все последние годы работавшая и тесно общавшаяся с Павлом Моисеевичем, поприветствовав присутствующих, начинает рассказ о нашем знаменитом земляке.Павел Моисеевич Гречишкин (1922 - 2009) - один из самых известных художников Юга России, родился в многодетной крестьянской семье в селе Татарка Ставропольского края. Родное Ставрополье - светлый исток его творчества. Именно эта земля открыла в нем страсть к живописи, неиссякаемую любовь к природе, желание сохранить и донести до людей ее совершенство и чистоту. Мастер, воспевая красоту мира, восемь десятилетий держал кисть в руке. Рисуя с шести лет, он за свою жизнь, по его собственным словам, «нарисовал семь километров картин». Его полотна излучают свет, запахи земли, звуки и краски Жизни. Исполин пейзажной живописи, Павел Моисеевич был очарованным странником. Путешествия художника на пленэр составили солидный маршрут: от степей Ставрополья, гор Кавказа, Урала, средней полосы России, Байкала до Индии, Египта, Непала, Франции, Японии. Мастер колорита и композиции, он был продолжателем лучших традиций русского реалистического пейзажа, основоположниками которого являлись А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин. Полотна мастера находятся в музеях и частных коллекциях сорока стран мира. Но самую лучшую и ценную часть своего творческого наследия, около 500 пейзажей, художник подарил родному Ставрополю. На основе этой коллекции в 1987 году была открыта его именная картинная галерея. За свой титанический труд он был удостоен высоких государственных и краевых наград. Ему присвоены звания «Почетный гражданин Ставропольского края», «Герой труда Ставрополья», «Почетный гражданин города Ставрополя».Презентация издания проходит в год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и это не случайно. Павел Моисеевич был участником войны, прошел ее от первого и до последнего дня, видел все ужасы и тяготы военных будней на фронте и в тылу. С этой памятью не мог он расстаться до конца жизни и лишь изредка скупо делился с окружающими: «Я рисовал портреты солдат и командиров, любимую природу, страдающую от пожаров и бомбежки». Павел Моисеевич был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». О том, как возникла идея создания сборника, какие трудности появились при сборе материала, как шла работа по подготовке издания и кто оказал помощь в его публикации, рассказали на презентации заведующая Историко-краеведческим музеем села Татарка Татьяна Андрющенко, завотделом музея-заповедника Вера Данилевич, дизайнер-оформитель Ольга Орлова. Много добрых слов было сказано в адрес спонсоров издания - ставропольского предпринимателя и мецената Аркадия Дранец и его супруги Надежды. Как раз Надежда Александровна и подала идею создания сборника в память о Гречишкине-воине к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. И все это после посещения супругами Ставропольской Галереи пейзажей художника и 27 интернет-публикаций о проекте «Гречландия» Историко-краеведческого музея села Татарка.Рассказала Таисия Авдеева и о недавно вышедшей в свет монографии доктора филологических наук, профессора СКФУ Клары Эрновны Штайн «Люди на все времена», в котором есть очерк о Павле Моисеевиче «Богатырь земли Ставропольской». И здесь дается, пожалуй, самый исчерпывающий материал о Гречишкине как о непосредственном участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Племянница живописца Марина Михайлова отметила на презентации сборника, что Гречишкин и война - вещи несовместимые, но он прошел войну от начала и до конца. Альбом же получился очень теплый, простой, домашний. Такой, как был сам Павел Моисеевич. «И мне кажется, - сказала Марина Николаевна, - что он так много писал и за себя, и за тех, кто не вернулся из боя»... Пришла поздравить музейщиков с выходом из печати уникального сборника «Штрихи к портрету» первый заместитель министра культуры Ставропольского края Галина Павлова. А потом было предоставлено слово самому известному ставропольскому музейщику, отметившему на днях свое 90-летие, заслуженному работнику культуры РФ, другу художника Вениамину Вениаминовичу Госданкеру. «Несколько поколений ставропольских музейщиков, - сказал он, - все сделали для того, чтобы Паша Гречишкин расправил крылья и стал знаменитым». Госданкер рассказал о создании постоянной выставки художника, на основе которой была открыта именная галерея художника. А затем поделился воспоминаниями, в которых Павел Моисеевич выступил не только как замечательных художник, но и как лирик по жизни. И символами его любви к родной природе стали две березы, посаженные у него во дворе. «Он обнимал одну березу, а я - другую». Очень любил Гречишкин классическую музыку, особенно Моцарта, прекрасно разбирался в исполнительских коллективах, ценил Английский Королевский оркестр. А любимым его музыкальным инструментом, как оказалось, была скрипка. Она-то и прозвучала в финале памятной встречи в руках Богдана Милки, который исполнил один из мировых музыкальных шедевров - «Аве, Мария» Шуберта.Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

st-vedomosti.ru

Вернисаж. О творчестве П.М. Гречишкина

b_150_100_16777215_00_images_stories_juornal_ver1.jpg

В этой рубрике мы хотим рассказать Вам о творчестве художников Старополья. Творчество любого мастера, будь он художником или поэтом, невольно отражает особенности времени и ,не всегда заметные, черты его скрытого внутреннего мира. Первый выпуск рубрики «Вернисаж» посвящен памяти художника Павла Гречишкина.

 

Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в живописной местности селе Татарке, близ города Ставрополя. Он был самоучкой, и первую картину под названием «Бабушка» художник написал еще до войны - это был портрет его бабушки. На протяжении всей жизни П.М. Гречишкин сохранял верность пейзажной тематике. Его кисти принадлежат более двух тысяч пейзажей, написанных в самых разных уголках планеты. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. Широко известны его пейзажи Урала, средней полосы России, Русского Севера и Байкала. Известность пришла к нему в 50-х годах прошлого века, его произведения хранятся не только в России, но и за рубежом, главным образом в Индии и Египте.

 

 

С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Ставрополья. С нею были связаны его детство и юность, с нею накрепко связана и вся его дальнейшая жизнь. Пейзажи Гречишкина обладают редким качеством: захватывающей, неотразимой притягательностью. Мимо его произведений нельзя равнодушно пройти – они властно влекут к себе, захватывают внимание, возбуждают лучшие чувства человека. В картинах художника подкупает непосредственность его впечатлений, острая наблюдательность, умение сосредоточиться на самом главном, самом существенном, характерном. Гречишкин стал истинным певцом России.  Павел Моисеевич стал целой эпохой для Ставрополья, его смерть - это огромная утрата не только для края, но и для России. Заслуженный художник России Павел Гречишкин скончался в июле этого года в Ставрополе. Павел Моисеевич Гречишкин представляет целую эпоху ставропольского изобразительного искусства. Его произведения многие годы являлись и будут являться визитной карточкой Ставрополья. Память о нем будет вечно жить в наших сердцах.

 

b_120_106_16777215_00_images_stories_juornal_1_ver8.jpg Мостик в лесу. 2001

 

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и наш Instagram , чтобы быть в курсе самых интересный новостей!

www.mamask.ru

ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ КРАСОТУ — Ставропольские губернские ведомости

Простые секреты гармонии Павла Гречишкина

казанчан портрет гречишкинаВступивший в свои права 2016 год для Ставропольского краевого музея изобразительных искусств особый – 55 лет со дня основания. В сотрудничестве с коллективом музея мы решили открыть рубрику «Галерея образов», в которой намерены рассказать читателям о наших земляках, мастерах-живописцах, которыми гордится край и страна. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей рассказ о художнике Павле Гречишкине. По его картинам люди узнают о нашей малой Родине. И при жизни, и после своего ухода в 2009 году Почетный гражданин города Ставрополя, член Союза художников России, заслуженный художник РФ П. Гречишкин, словно мифический богатырь, остается единственным в регионе пейзажистом эпического склада.

Рассказу о Павле Моисеевиче, с которым мне довелось не раз встречаться, о котором на Ставропольской студии телевидения был снят первый документальный фильм, хочу предпослать два документа.

Первый: «Настоящее удостоверение выдано ученику 6-го класса НСШ с. Татарка Гречишкину П. в том, что он за выдающиеся способности по рисованию премируется в третьей четверти 1938 года. 25.IV.1938. Директор Добринская».

Второй: «Уважаемый Павел Моисеевич!

5 марта с. г. я был принят премьер-министром Индии Индирой Ганди. Я рассказал ей, что в день 32‑й годовщины Республики Индии, который широко отмечается в нашей стране, было проведено торжественное собрание в Москве, в Доме дружбы, с участием видных государственных и общественных деятелей и что к знаменательной дате была организована выставка произведений заслуженного художника РСФСР П. М. Гречишкина, где выставлено более 50 его картин. Одну из этих картин, «Вечер в Джайпуре», я преподнес от Вашего имени и от имени Общества советско-индийской дружбы Индире Ганди. Она просила поблагодарить Вас и передать Вам наилучшие пожелания и успехов в Вашем творчестве.

Президент Общества советско – индийской дружбы министр СССР В. Голдин».

Две бумаги, дорогие сердцу Павла Моисеевича. А между ними – целая жизнь.

Родился художник в селе Татарка. От дома, что некогда тонул в садах, открывался вид на гору Недреманную. Затаившись в укромном уголке, Павел любил наблюдать за чудом: в солнечную погоду на горизонте появлялся пик Эльбруса. Словно мираж, он быстро растворялся в знойном мареве. Но очарование «пришествия» еще долго не оставляло мальчишку. В пять лет Павлу подарили масляные краски, отец смастерил кисточку из кабаньей щетины, и мальчик стал рисовать.

Помогала чистая сила

grechishkin-kartinaНачало тридцатых годов запомнилось голодом и поголовным раскулачиванием. Нагрянула новая власть и в дом отца. Ругань, угрозы… Незваные гости шомполами «прощупывали» землю, искали хлеб. Той же ночью, собрав нехитрый скарб, Гречишкины покинули родные места. Устроились в селе Осташево Московской области. Павел любил уходить к часовенке на берегу реки. Глубоко внутри жила уверенность: где церковь, там защищенность. Много позже семья вернулась в дорогие сердцу места. Ни тихой Рузы, ни грустных ив, ни ветряной мельницы уже не было. Все затопило водохранилище. Только купол церквушки с упрямым непокорством торчал посередине.

Можно затопить лес, отравить поле и речку, но с воспоминаниями расправиться невозможно. Они, благодаря остроте зрения и уникальной памяти, с точностью воспроизводили картины осташевской природы – красоты, которой Гречишкин всю жизнь поклонялся и которой спасался. Когда в 1943 году его, рядового 31-го отдельного автомобильного полка, с тяжелой формой туберкулеза увезли в госпиталь, а потом комиссовали, спасли не пилюли. Вернувшись в Татарку, он надолго уходил в лес, в поле. Около 130 этюдов написал тогда мастер, и … выздоровел. Помню наш короткий диалог.

– Какая сила помогла, спрашиваете? Только чистая. Да вы посмотрите вокруг. Небо, видите, какое? А зелень, а запахи… Все основное для художника идет от неба. Это главный источник движения, настроения. Нигде нет такого неба, как в России. В нем тысяча оттенков. Вот, говорят, если художнику работа, которую он написал, не нравится, это хорошо. А я не понимаю, как можно не любить свое детище? Первый мазок сделал удачно – и потянул ниточку, и мазок уже «поет».

В дневниках Гречишкина тех лет то и дело встречаются записи: «Очень мирный и хороший день…», «Счастливый день…», «Погода меняется, и все прекрасно…», «Ходил по берегу, любовался перелесками и полянами. День был счастливый…» Читала их и думала, а ведь вспомнить страшно, сколько мной самой написано статей про борьбу человека с жизнью, с оппонентами. И подумалось, вечный бой – разве дал он хоть кому-то из нас счастье?.. И не получается ли так, что в запале конфронтации мы рискуем утратить способность радоваться и давать радость другим. Так, может, не деньги, которые с собой не заберешь, а чудо радости должны мы копить всю жизнь, чтобы передавать близким и далеким, как делал это художник?!

Картины, как стихи

Гречишкин 3В Ставрополе, где семья Гречишкиных провела большую часть жизни, Павел Моисеевич и при жизни считался личностью легендарной. Самый востребованный художник, казалось бы, был далек как от политики, так и от конъюнктуры. Тем не менее в советское время ему то и дело «ненавязчиво» советовали перейти к индустриальным (сельским) пейзажам, упрекали в фотографичности, а он будто не слышал, писал цветную степь, величественные горы и зеленые холмы. Как-то в восьмидесятых годах «осчастливили» предложением расписать стену в гостинице аэропорта для VIP-персон. Тот отказался. Тихое упрямство художника стоило ему выставки в Москве.

Однако пейзажи Гречишкина никогда не были нейтральными. Чиновники, чувствительные к любой крамоле, не могли не заметить, как упорно художник живописал храмы. Его Строгановская церковь, церковный комплекс в Кижах и на острове Валаам будто парят над металлической архитектурой городов. А в нищете густо заселенных двориков средней полосы не только любовь, но и боль за тихую Родину. И эти дворики, и пристани, и заброшенные дороги до боли узнаваемы.

В живописи, казалось бы, ясной и открытой, есть своя тайна. Картины, по которым можно изучать природные зоны Северного Кавказа, как мне кажется, похожи не на фотографии, а на стихи, когда из сочетаний простых слов вдруг рождается мощное по силе воздействия впечатление. Очень хорошо об этом сказал наш земляк, ныне уже ушедший, народный артист РСФСР В. Фоменко: «Он обожествил природу, обнажил красоту и одухотворенность. Его картины самодостаточны».

Гречишкин П.М. _ КорытаИ это при том, что Гречишкин практически не писал людей. В Доме творчества «Синеж», где он прошел главную школу мастерства, был момент – все писали колоритного бородатого деда.

– Старался. Вспотел. Измучился весь,  – не без юмора рассказывал мне Павел Моисеевич.  – Чувствую, подходит сзади очень уважаемый мною художник. Говорит, лучше всего борода получилась. Очень на куст похожа. С той поры жанровой и портретной живописью я не занимался.

Что такое счастье?

Именно потому, что так крепка была любовь Гречишкина к красотам Ставрополья, России в целом, задолго до своего ухода мастер принял решение большую часть полотен отдать в дар родному городу. Сейчас в картинной галерее его имени хранятся более полутысячи живописных полотен и графических работ, проходят экскурсии и музыкальные уроки для детей.

– Если не себя, то хотя бы наших детей мы должны вернуть природе,  – с волнением делился своими мыслями Павел Моисеевич.  – Говорят, жестокими стали дети. А кто в этом виноват? Живем в каменных мешках. Утром на работу – вечером назад. Ничего не видим, не слышим, и детей такими воспитываем. Бедные. Счастье – когда ты один в степи, и высокое солнце, и ковыль, и жаворонок поет…

И степь, и ковыль, и жаркое солнце дети и взрослые могут сегодня увидеть в галерее Павла Гречишкина или в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, где хранятся более сорока картин художника. Если, конечно, захотят научиться видеть.

Тамара ДРУЖИНИНА

заслуженный работник культуры РФ

www.stavgubernia.ru