Художник Jean-Baptiste Greuze (1725 – 1805). Картины грез


Художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze)

Рубрика: картины и живопись Опубликовано 17.08.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 3 мин   ·   Просмотры:

157

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 01

Благотворительница

 

Художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) родился во Франции в Турню, 21 августа 1725 года. Его карьера началась с обучения у знаменитого лионского живописца Грандона. С 1750 года художник начал учиться в парижской Академии художеств у Натуара.

 

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 02

Автопортрет

 

С 1769 года, став академиком, художник Жан-Батист Грёз, решил заняться исторической живописью и отправился в Рим, для изучения работ итальянских живописцев, которые писали исторические полотна.

Вернувшись в Париж Jean-Baptiste Greuze представил публике некоторые из своих работ на историческую тему, но публика встретила эти полотна достаточно прохладно. И художник снова начал писать жанровые картины, и очень скоро завоевал себе славу одного из лучших живописцев Франции.

Во времена Французской революции художник жил уединённо, в политическую борьбу не вмешивался, продолжал писать и постепенно сколотил достаточно приличное состояние, но занялся инвестициями и очень скоро стал нищим. Он умер бедным и забытым своими соотечественниками в марте 1805 года, в Лувре.

Сегодня Жана-Батиста Грёза называют одним из величайших художников в мире.

 

Картины художника Жана-Батиста Грёза (Jean-Baptiste Greuze)

 

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 03

Неблагодарный сын (Отцовское проклятие)

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 04

Посещение священника

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 05

Наказание сыновей

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 06

Паралитик

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 07

Деревенская помолвка

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 08

Невинность, увлекаемая любовью

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 09

Посещение Эгины Юпитером (Зевсом)

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 10

Жест неаполитанца

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 11

Разбитые яйца

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 12

Большое семейство

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 13

Девушка лежащая в постели

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 14

Балованное дитя

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 15

Разбитый кувшин

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 16

Девушка в сиреневой тунике

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 17

Балованное дитя

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 18

Девочка с куклой

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 19

Голова девушки в чепце

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 20

Портрет графини Шуваловой

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 21

Разбитое зеркало

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 22

Портрет мужчины

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 23

Девушка

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 24

Бедность (Балованная итальянка)

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 25

Гитарист

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 26

Девушка в белой накидке

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 27

Сладострастие

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 28

Сюжет 2

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 29

Сладострастие 2

художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) картины - 30

Мечтательница

svistanet.com

Грёз Жан Батист Картины биография Greuze Jean-Baptiste

Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии. Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов.

В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дени Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).

Хотя на портрете Грёза философ Дени Дидро представлен вдохновенным и эмоциональным, действительной его характерной чертой была вдумчивость и серьезность. В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал сентиментальные нравоучения Жана Батиста Грёза нравственной раскованности Буше. "Не слишком ли долго французские художники ставили свою кисть на службу пороку и разврату?" — вопрошал философ Дидро.

Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года — последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность.

"Изобразительное искусство, — писал Дидро, — нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в "Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. Его изначальные установки были похвальны, но он все больше разменивал себя на мелочи, становился расчетливым, скатываясь в неизбежную чудаковатость. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.

Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист". Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере. Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже.Творчество Жана Батиста Грёза →

smallbay.ru

Жан-Батист Грёз (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец.

Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии. 

Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию». Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.

Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро.

Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость. особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок. 

Хотя на портрете Грёза философ Дени Дидро представлен вдохновенным и эмоциональным, действительной его характерной чертой была вдумчивость и серьезность. В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал сентиментальные нравоучения Жана Батиста Грёза нравственной раскованности Буше. „Не слишком ли долго французские художники ставили свою кисть на службу пороку и разврату?" — вопрошал философ Дидро. 

Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист" 1757.Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти.

"Гитарист" 1757, Национальный музей, Варшава

"Избалованное дитя" 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Обет верности Эроту" 1767, Собрание Уоллес, Лондон

"Белая шляпа" 1780, Художественный музей, Бостон

"Портрет Вольфганга Амадея Моцарта" 1763-64

 

Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года — последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность. „Изобразительное искусство, — писал Дидро, — нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в „Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше.  В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.

Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере. Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже.

Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид. Грёз также был масоном, и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».

"Septime Severe et Caracalla" 

"Gine visite par Jupiter" 

"Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, comte d’Angiviller" 

"Sophie Arnould"

"Benjamin Franklin"

"A Boy with a Lesson-book exhibited" 1757 

"A Young Child Holding A Spaniel" - "Друзья" 

. ."Ange-Laurent de Lalive de Jully"

"A Lady in Turkish Fancy Dress" 1790

"Амур" 

"L’innocence tenant deux pigeons"

"Portrait of Chevalier de Damery"

"Девочка с собакой"

"Portrait de Franois Babuti" 

"Портрет мальчика"

"Портрет девочки"

"The Dead Bird" 1800

"Луи-Франсуа Робин"

"Голова мальчика"

"Посещение священника " 1784

"The Broken Pitcher" 

"Дочь художника" 1750-е

"Разбитое зеркало" 1763

"La Simplicitе" 1759 

"Le petit paresseux"

"Ариадна "

"Психея"

Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез - с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). При сравнении Жана-Батиста Грёза с Шарденом особенно очевидны нарочитая искусственность первого и необыкновенная искренность и простота второго. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Изображая разнообразные жизненные коллизии, Грез рассказывал о них подробно и обстоятельно. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Современник эпохи Просвещения, разделявший идеи энциклопедистов, Жан-Батист Грёз создал на протяжении творческого пути целую серию произведений, посвященных проблемам воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Одна из самых знаменитых картин Греза - «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр.). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Пьера была приобретена Людовиком XVI. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (чет­кая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственники или друзья. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).

"L'Accordйe de Village" - "Деревенская помолвка" 1761 

"Голова девушки в чепце"

"Школьная учительница"

"Young Girl In A Lilac Tunic"

"Портрет графа Павла Строганова ребёнком"

"Портрет графини Е. П. Шуваловой"

"Портрет молодого человека в шляпе"

"Паралитик или Сыновнее благочестие" 1763 

"The Father's Curse - The Ungrateful Son" - «Отцовское проклятие»На картине изображена сцена семейной драмы, когда сын объявляет отцу о своём уходе в армию, а отец проклинает его. «Отцовское проклятие» составляет пару с другой картиной Грёза — «Наказанный сын».

"The Father's Curse - The Son Punished" - "Наказанный сын" 1778

"Portrait de Charles-Etienne de Bourgevin de Vialart"

"Portrait de Ren-Louis de Girardin-Chaalis"

"Claude Watelet " 1765

"Portrait of Joseph" Model at Art Academy

"Милосердие римлянки"

"Крещение"

" Автопортрет"

Могила Жана Батиста Грёза

    Источник

kolybanov.livejournal.com

Жан-Батист Грёз - Журнал обо всём

. Это цитата

Жан-Батист Грёз

Жан-Батист Грёз (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец.

Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии.

Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию». Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.

Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро.

Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость. особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок.

Хотя на портрете Грёза философ Дени Дидро представлен вдохновенным и эмоциональным, действительной его характерной чертой была вдумчивость и серьезность. В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал сентиментальные нравоучения Жана Батиста Грёза нравственной раскованности Буше. „Не слишком ли долго французские художники ставили свою кисть на службу пороку и разврату?" — вопрошал философ Дидро.

Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист" 1757.Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти.

"Гитарист" 1757, Национальный музей, Варшава"Избалованное дитя" 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Обет верности Эроту" 1767, Собрание Уоллес, Лондон

"Белая шляпа" 1780, Художественный музей, Бостон

"Портрет Вольфганга Амадея Моцарта" 1763-64

Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года — последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность. „Изобразительное искусство, — писал Дидро, — нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в „Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.

Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере. Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже.

Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид. Грёз также был масоном, и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».

"Septime Severe et Caracalla"

"Gine visite par Jupiter"

"Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, comte d’Angiviller"

"Sophie Arnould"

"Benjamin Franklin"

"A Boy with a Lesson-book exhibited" 1757

"A Young Child Holding A Spaniel" - "Друзья"

. ."Ange-Laurent de Lalive de Jully"

"A Lady in Turkish Fancy Dress" 1790

"Амур"

"L’innocence tenant deux pigeons"

"Portrait of Chevalier de Damery"

"Девочка с собакой"

"Portrait de Franois Babuti"

"Портрет мальчика"

"Портрет девочки"

"The Dead Bird" 1800

"Луи-Франсуа Робин"

"Голова мальчика"

"Посещение священника " 1784

"The Broken Pitcher"

"Дочь художника" 1750-е

"Разбитое зеркало" 1763

"La Simplicitе" 1759

"Le petit paresseux"

"Ариадна "

"Психея"

Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез - с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). При сравнении Жана-Батиста Грёза с Шарденом особенно очевидны нарочитая искусственность первого и необыкновенная искренность и простота второго. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Изображая разнообразные жизненные коллизии, Грез рассказывал о них подробно и обстоятельно. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Современник эпохи Просвещения, разделявший идеи энциклопедистов, Жан-Батист Грёз создал на протяжении творческого пути целую серию произведений, посвященных проблемам воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Одна из самых знаменитых картин Греза - «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр.). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Пьера была приобретена Людовиком XVI. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (чет­кая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственники или друзья. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).

"L'Accordйe de Village" - "Деревенская помолвка" 1761

"Голова девушки в чепце"

"Школьная учительница"

"Young Girl In A Lilac Tunic"

"Портрет графа Павла Строганова ребёнком"

"Портрет графини Е. П. Шуваловой"

"Портрет молодого человека в шляпе"

"Паралитик или Сыновнее благочестие" 1763

"The Father's Curse - The Ungrateful Son" - «Отцовское проклятие»На картине изображена сцена семейной драмы, когда сын объявляет отцу о своём уходе в армию, а отец проклинает его. «Отцовское проклятие» составляет пару с другой картиной Грёза — «Наказанный сын».

"The Father's Curse - The Son Punished" - "Наказанный сын" 1778

"Portrait de Charles-Etienne de Bourgevin de Vialart"

"Portrait de Ren-Louis de Girardin-Chaalis"

"Claude Watelet " 1765

"Portrait of Joseph" Model at Art Academy

"Милосердие римлянки"

"Крещение"

" Автопортрет"

Могила Жана Батиста Грёза

kolybanov.livejournal.com

Жан-Батист Грёз (1725 - 1805).

Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/felitsata/post385241802

Автопортрет

Девушка в белой накидке ">

Портрет женщины в шляпе

Портрет молодой красавицы

Портрет молодой женщины

Дочь художника

Девушка, заткнувшая уши от лая собаки

Мертвая птичка

Девочка с куклой

Мальчик, заснувший над Библией

Утренняя молитва

Голова ЖенщиныMadame Jean Baptiste NicoletРазбитый кувшин

Молочница

Разбитое зеркало

Пробуждение молодой дамы

Клод Анри Ватле

Невинность

Купидон

Психея, коронующая Амура

Невинность, увлекаемая Любовью

Посещение Эгины Юпитером Зевском

Обет верности Эроту

Септимий Север упрекает Каракаллу за предательство

Жест неаполитанца

Балованное дитя

Отцовское проклятие, или Неблагодарный сын

Неблагодарный сын

Вдова и ее Священник

Отшельник представляет товар

Гитарист

Рукодельница

Ученица за книгой

Мечтательница

Деревенская помолвкаБлаготворительница

Портрет молодой женщины

Девочка и голубь

Гитаристка

Молодая девушка с собачкой

Психея

Бедность. Балованная итальянка

Ариадна с голубем

Ариадна

Девушка с письмом

Портрет молодой девушки

Мальчик в красном жилете

Портрет девочки.

Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) - великий французский живописец второй половины XVIII века, представитель искусства эпохи Просвещения, мастер жанровых сцен. Родился во Франции, в Турню, Бургундия 21 августа 1725 года.Знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.

Высоко оценивал творчество Грёза Дени Дидро. «Вот поистине мой художник – это Грёз», – писал он.

Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие).

Жан-Батист Грёз считал, что живопись должна доставлять не только эстетическое удовольствие, но и заниматься воспитанием нравов. Его жанровые картины часто пропитаны неким морализаторством и тонкими намёками на недостатки общества. Для его работ характерны реалистичность и элементы романтизма, идеализация и даже намеренное преувеличение. Такие вещи придают картинам более глубокую символическую составляющую.

Для своих картин, которые носят нравоучительный смысл, и которые даже можно назвать живописными баснями, он использовал жизненные и бытовые ситуации представителей низшего сословия общества. Наряду с жанровыми картинами Грёз писал портреты, а также изображения миловидных девушек, порой живые и выразительные, но чаще идеализированные, манерно-сентиментальные. Именно подобные картины, так называемые «головки» Грёза, в свое время пользовались особой популярностью. Помимо этого, художник писал портреты известных и высокопоставленных людей. Будучи довольно известным во время расцвета своей живописной карьеры, к концу жизни он остался ни с чем, всеми забытый и прозябающий в нищете.

Во время французской революции Жан-Батист получил помещение в Лувре, где и умер 4 марта 1805 года.

В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Его картины находятся в крупнейших музеях мира. В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся 11 картин Жана-Батиста Грёза, которые считаются настоящим достоянием и входят в число интереснейших коллекций музея.

Балованное дитя

Бедность (Балованная итальянка)

Благотворительница

Большое семейство

Гитарист

Девочка с голубенком

Девушка в белой накидке

Деревенская помолвка

Жест неаполитанца

Неблагодарный

Невинность увлекаемая любовью

Отцовское проклятие

Посещение Эгины Юпитером (Зевсом)

Источник:http://art-assorty.ru/7255-jean-baptiste-greuze.html?_utl_t=lj Жан-Батист Грёз картины

to-priz.livejournal.com

ЖАН-БАТИСТ ГРЁЗ. ЗНАМЕНИТЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.

Портрет женщины в шляпеПортрет молодой красавицыПортрет молодой женщиныДочь художникаДевушка, заткнувшая уши от лая собакиМертвая птичкаДевочка с куклойМальчик, заснувший над БиблиейУтренняя молитваГолова ЖенщиныMadame Jean Baptiste NicoletРазбитый кувшинМолочницаРазбитое зеркалоПробуждение молодой дамыКлод Анри ВатлеНевинностьКупидонПсихея, коронующая АмураНевинность, увлекаемая ЛюбовьюПосещение Эгины Юпитером ЗевскомОбет верности ЭротуСептимий Север упрекает Каракаллу за предательствоЖест неаполитанцаБалованное дитяОтцовское проклятие, или Неблагодарный сынНеблагодарный сынВдова и ее СвященникОтшельник представляет товарГитаристРукодельницаУченица за книгойМечтательницаДеревенская помолвкаБлаготворительницаПортрет молодой женщиныДевочка и голубьГитаристкаМолодая девушка с собачкойПсихеяБедность. Балованная итальянкаАриадна с голубемАриаднаДевушка с письмомПортрет молодой девушкиМальчик в красном жилетеПортрет девочки.

Художник Жан-Батист Грёз родился во Франции в Турно 21 августа 1725 года. знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.

Высоко оценивал творчество Грёза Дени Дидро. «Вот поистине мой художник – это Грёз», – писал он.Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие).

Наряду с жанровыми картинами Грёз писал портреты, а также изображения миловидных девушек, порой живые и выразительные, но чаще идеализированные, манерно-сентиментальные. Именно подобные картины, так называемые «головки» Грёза, в свое время пользовались особой популярностью.

hist-etnol.livejournal.com

Жан-Батист Грёз

Перед тем, как продолжить серию репортажей о коллекции французской живописи XVIII века в музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, позвольте напомнить, что каждый четверг музей работает до 21 часа. Вечернее освещение музея делают его таинственным и особенным, похожим на экспонаты, которые в нём хранятся.

Рядом с картинами Франсуа Буше , о творчестве которого было рассказано в части 9, расположены две работы Жана-Батиста Грёза. Для этого мастера период творчества в стиле рококо оказался более продолжительным,чем для его современников. Особенностью манеры художника являются такие средства, совсем не характерны для живописи, более того, они её только уничтожают. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Живописец был одержим следующей идеей —  добиться звания исторического художника в Академии Живописи. Этого звания ему не давали. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда»,  пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции, историю французской цивилизации. Поэтому он сам себя считал историческим художником современной Франции.

В связи с этим Грёз задумал написать «роман в 40 картинах». Цикл этих картин он называл «романом» и уже это название говорит о многом. Но мастеру удалось написать только 16 из задуманных 40. Две картины этого цикла находятся у нас в стране. Одна — «Первая борозда» — в экспозиции ГМИИ. Другая, совершенно замечательная картина, «Плоды хорошего воспитания»  — в Эрмитаже. Интересно, что герои на обоих картинах узнаваемы, художник изобразил одних и тех же персонажей.

Вслед за Руссо Грёз вернулся к естеству человека, к тому, над чем любил иронизировать Вольтер. Он говорил, что идеал Руссо — это что бы люди встали на четвереньки и полезли на дерево. И Грёз тоже берёт естество людей — его герои — это крестьяне, живущие по законам природы, не испорченные законами цивилизации. И он на примере этого крестьянского семейства обыграл целую историю их нравов, быта, морали, обычаев.

«Праздник первой борозды».

Крестьянскому юноше в день его совершеннолетия поручается провести первую борозду. Совершеннолетие наступало в 16 лет и было своего рода посвящением во взрослую жизнь. Ещё вчера он был ребёнком и ему разрешались некоторые детские шалости. Сегодня же он уже вступает во взрослую жизнь и проводит первую в своей жизни полосу. Всё семейство торжествует, празднует этот момент. Старший брат наставляет наставляет юношу,

старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу.  Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». Лица героев картины похожи, у них  явные родственные связи и поэтому это своего рода нравоучение на тему большой и дружной семьи.

Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. А то, что с этим не связано становится не важным и второстепенным. Например, волы по отношению к всему действу. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Но на картине волы не могут никуда пойти. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. В этой части картины композиция совсем не проработана так, как она проработана на первом плане. И совершенно понятно, почему главные герои и главное действие в правой части картины, а левая часть — не важна.

Ведь Грёз не доверял публике самой разобраться и раскрыть все идеи, которые  хотел воплотить. Поэтому он сопровождал картины на выставках очень длинными подписями, где пояснял и подробно описывал, кто изображён, кто какую идею в себе несёт.

Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. Публика меняется — люди 3-го сословия  начинают ходить в салоны и, по своему, еще весьма примитивно,  оценивать художественные произведения. Эта публика, чей вкус ещё только-только  начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Художник был очень моден и популярен в своё время. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Таким художником стал Жак Луи Давид.

Ещё одна картина Грёза в экспозиции – «Сладострастие». Это портрет некоей условной дамочки с манерно закаченными глазками. Подобные портреты, впервые созданные Грёзом, называли… по имени автора, т.е. «грёзами». И во Франции, и в России такие женские головки очень любили, поэтому Грёз и пёк их как блины. Он создал множество таких картинок.

У наших коллекционеров их было достаточно, у Юсуповых 15, а у Шуваловых целых 30.

Продолжение обзора в записи «Живопись Франции XVIII века в ГМИИ».

kraeved1147.ru