Родные уголки русской природы, художник Вячеслав Хабиров. Картины хабирова


Красота русской природы Вячеслава Хабирова

Лес в нежной туманной дымке, вьется узкая тропинка мимо берега реки, к далекому сосновому бору.

Такие пейзажи пишет художник Вячеслав Хабиров. Узнаваемые уголки русской природы.

Вячеслав родился в городе Усть-Каменогорске (Казахстан) в 1967 году. С детства хотел быть художником и учился в художественной школе. После окончания общеобразовательной школы поступил в Архитектурный институт (пошёл по стопам отца), проучился четыре года и наконец-то понял, что хочет заниматься только живописью.

Получил ли он высшее специальное образование – не известно. В биографии написано, что много читал и изучал работы художников. Так что есть основания говорить о ещё одном художнике-самоучке. Другой информации у меня нет. Да и разве дело в образовании?

Его картины хочется смотреть. И этим, мне кажется, всё сказано.

С 1994 года Вячеслав живет и работает в Москве, член Творческого союза художников России, его работы знают любители живописи по всему миру.

Давайте смотреть некоторые из них.

Пейзажи Вячеслава Хабирова

источник

s30696534344.mirtesen.ru

Современные художники Башкирии - Живопись Рашита Хабирова. - Художники Республики Башкортостан

29.09.2010 09:18

Автор: Эвелина Фенина

Р. Хабиров. Башкир-охотник. 2007.Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души.

Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи»

Современное искусство в массе своей уже почти отучило зрителей, посетителей выставок от бесхитростных изображений реально существующих людей и событий. А если кто-то из художников вдруг пока­жет что-то или кого-то «как в жизни», его тут же с легкой руки журналистов (они ведь пишут обо всем - и о картине худож­ника, и о капусте на грядке, и о футболе) обзовут «натуралистом», а то и похуже.

Правда, в последние 3-4 года появля­ется все больше авторов, представляющих на выставках «новое» «старое» искусство - реалистическое направление никто не отменял, и мыслить в русле эстетики реа­лизма никому не запрещается.

Я знаю художников в нашем коллек­тиве, замечательно работающих именно в правилах этой эстетики, - Анвара Кашаева, автора поэтических и несравненных по красоте пейзажей, Виктора Суздальцева, влюбленного в природу Южного Урала, Павла Салмасова, художника солнечной палитры, автора многих замечательных полотен о природных красотах и жизни республики.

Среди этих художников и Рашит Хабиров. Не всегда он участвует в выставках, работ у него не много. Но каждая, пожалуй, заслуживает внимания как особо ценный объект того или иного показа.

Рашит Султанович Хабиров в 1977 году окончил Московский художественный ин­ститут им. В. И. Сурикова (мастерская В. Г. Цыплакова), принимал участие в разных выставках, от республиканских до зарубежных, и ни разу не изменил своему творче­скому кредо: он достойный продолжатель традиций реалистической живописи.

В основном Рашит работает в двух жанрах - портрете и натюрморте, хотя есть у него и многофигурные композиции, и своеобразные серии различных сюжетов. Но цельно как автор Хабиров интересен именно работой в двух жанрах, портрет­ном и натюрморте.

Лучшие художники Запада и России писали портреты, и парадные, и интимные. Мировая история искусства полна приме­ров развития, спада и подъема интереса художников к отдельной личности. Пор­трет всегда был актуален как выражение престижа и роли личности в историческом разрезе времени. Как правило, именно - и особенно – через портрет мастер опреде­ляет свое видение мира, понимание со­временных ему проблем.

Р. Хабиров. У бабы Зины. 1999.

Рашит Хабиров. У бабы Зины. 1999.

В 1982 году Рашит Хабиров написал одну из первых своих работ в портрет­ном жанре - портрет матери. Для всех портретов Хабирова характерно высокое качество «исполнительского мастерства». Но зрителю прежде всего запоминаются черты характера, проступающие знаки личности. Перед нами жесткий, твердый человек, женщина с нелегкой судьбой, пережившая трудные 30-е, войну и по­слевоенные годы, правильно воспитав­шая детей. Почти графическая четкость в «описании» лица, несколько темный колорит всего холста придают портрету значительность как знаку времени.

Наиболее интересны с точки зрения «наполненности» образов работы Хабирова последних 10-12 лет. Его портретная живопись с годами делается богаче. Ушла жесткая графичность, подчеркивание черт лица, ушла мрачноватая насыщенность контрастирующих цветов. На холстах ста­ла привлекать прежде всего значитель­ность лица, подобно тому как это случа­лось у старых нидерландских мастеров.

Именно так воспринимается пор­трет «Девушка в башкирском костюме» (1997 г.). В портрете есть все, что сказало бы о национальной принадлежности, - и лицо узнаваемо, и аксессуары. Очень красиво и подробно написаны костюм, головной убор, чаша - ижау, все это под­черкивает как бы «деревенскость» пор­третируемой. Фигура, голова, особенно лицо, развернутые влево от зрителя, соз­дают образ несколько отстраненный, как будто модель существует сама по себе, «внутри себя». Кроме того, на мой взгляд, в этом портрете есть очень интересный момент: несмотря на конкретную адрес­ность изображения натуры, воспринима­ется портрет не только в стиле «местного колорита»; это образ молодой девушки вообще. Художник искусно уходит от чи­сто национальной темы, утверждая тем самым приоритет общеэстетического в искусстве.

Проблемы современности, новые творческие идеи, новые замыслы от­ражаются в творчестве каждого худож­ника, своя содержательная программа есть у каждого портретиста. В портре­те «Девушка в башкирском костюме» программа заключается в стремлении автора сблизить национальное и обще­человеческое, показать совершенство человеческого лица на одном конкрет­ном примере.

А вот парадные портреты видных дея­телей искусства более конкретны и адресны по отношению к родному Башкортостану. Назову два из них, написанных поч­ти одновременно в 1989 году, - портреты композитора 3. Исмагилова и народной артистки СССР 3. Бикбулатовой.

Р. Хабиров. Сон. 2006.

Рашит Хабиров. Сон. 2006.

Загир Гарипович Исмагилов (1917— 2009) - герой одного из двух портретов - известный нам всем композитор на­циональных опер, симфонии, песен, а также организатор и ректор Уфимского института искусств (ныне академия), профессор. В портрете отражены все эти качества. Поведение, имидж, как сейчас говорят, конкретного лица вполне видимы в данном художественном обра­зе: вальяжная поза, крупное значитель­ное лицо, буквально господствующее в пространстве холста, определили образ именно парадным назначением. Много пространства, много воздуха, ощуще­ния свободы в расположении фигуры на плоскости. Строгая академическая живопись подчеркивает официальность и значительность модели.

В таком же плане выполнен худож­ником и портрет Зайтуны Бикбулато­вой. Зайтуна Исмагиловна Бикбулатова (1908-1992 гг.) на время написания пор­трета была чуть ли не единственной на­родной артисткой СССР в Башкортоста­не. За многие годы ею были сыграны поч­ти все главные роли в постановках Баш­кирского академического театра драмы им. М. Гафури. Она была замечательной актрисой классической реалистической школы; в преклонные годы исполняла не­легкие обязанности председателя Союза театральных деятелей Башкирии.

Художник показал актрису при всем «параде»: сидящая в кресле немолодая женщина чуть напряжена (она как бы чув­ствует себя «в роли»), голова приподнята, вся композиция почти статична. Тор­жественность момента, величие образа нарочито подчеркиваются автором. Этот портрет не для домашнего интерьера, он для всех, для представления о том, какие актеры есть в республике. Такой портрет не нуждается в фоне, дополнительных ак­сессуарах. «Узнавание» идет по другому пути, это узнавание лица, ассоциации и воспоминания об этих людях.

Но в работах Хабирова есть и другие решения. Например, портрет Рудольфа Нуреева (2004 г.), где принцип подхода к решению темы иной. Безусловно, это тоже парадный портрет. Но здесь все другое - он теплее, душевнее. Создается ощущение, что написан близкий и до­рогой автору собеседник, друг. Здесь подходит понятие «композиционный портрет», подразумевающее перепле­тение жанров, взаимное обогащение, - портрет, пейзаж, интерьер и, возможно, что-то еще, все это соединяется, и созда­ется единый сильный эстетический объ­ект. Такой портрет можно назвать уже основой своеобразного типа крупной жанровой картины.

Р. Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.

Рашит Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.

«Гражданин мира» Рудольф Нуреев(1938—1995) написан на фоне архитектурного пейзажа, города мечты - Флоренции. Необычен ракурс в изобра­жении пейзажа, город смотрится как бы с высоты то ли крыши дома, то ли галереи купола и соединен с портретом, находя­щимся как будто рядом с нами, на уровне наших глаз. Строгое узнаваемое лицо, жесткий внимательный взгляд серых глаз, весь немного нервный облик, лег­кий разворот фигуры создают ощущение движения, перемещения в пространстве города. Вкус к цвету, фактуре и другим чисто живописным сторонам картинного полотна прочувствован здесь в полном объеме. Вообще в картине есть ощущение тревожной паузы, напряжения, идущее, наверное, от самой натуры, художник очень точно передал характер и нелегкую судьбу танцовщика. Неуспокоенность души гнала Нуреева в разные города, заставляла много и тяжело работать и танцовщиком, и балетмейстером, и даже дирижером. Все эти перипетии жизни нашли свое отражение в портрете.

В авторском багаже художника Рашита Хабирова портреты занимают большое место. Портреты разные - и портреты парадные, и такие, в которых художник словно исследует возможно­сти этнографических мотивов, и просто портреты знакомых и близких людей. Профессионально выверенные, они де­монстрируют хорошую школу, вкус и такт автора.

Но это хоть и значительная, но все же часть творчества Рашита. А еще есть натюрморт и пейзаж, постоянные наблю­дения за движущимися, танцующими мо­делями серии «Балет».

Есть у Рашита Хабирова несколько произведений, которые не являются ни «чистым» натюрмортом, ни «чистым» пейзажем. В них теплота и радость жизни, и любовь к природе, и любование предмет­ным миром. Таковы и «Башкирский мед» (1998 г.), и «Терраса» (2008 г.), и «Девуш­ка, читающая книгу на террасе» (1999 г.). Жанры, которые по неписаной традиции считают камерными и декоративными, получаются у художника средоточием се­рьезных размышлений. Пышное цветение живого мира, сверкающая красота жи­вописи, чувственная энергия насыщают каждую деталь натюрморта «Башкирский мед». Обычный зритель иногда не улавли­вает философические нюансы, но хорошо понимает настроение картины.

В «Террасе» все предметы, пейзаж расставлены со строгой композиционной четкостью, их формы кристальны, сдер­жанный зеленоватый цвет подчеркнут прохладным, ровным освещением из не­видимого источника. Благородство, какое- то спокойное достоинство предметного зрелища здесь ценны сами по себе.

Иногда художник не только груп­пирует и перечисляет составляющие его духовный мир предметы, но и передает ощущение напряженной работы разума и чувства, как, например, в триптихе «Мой день» («Завтрак», «Автопортрет», «Рас­крытая книга») (1984 г.) или в «Девушке, читающей книгу на террасе».

Взамен французского «натюрморта» («мертвая природа») голландцы придума­ли другой термин - «стиллевен» («тихая жизнь»). Вот картины Хабирова очень подходят для такого определения, для тех молчаливых собеседований, которые ведут между собой изображенные предме­ты. включая в свой круг и зрителя. Автор доказывает, что высшее назначение на­тюрморта - увидеть человеческое начало в предметном мире, наделить его живой душой и поэтическим смыслом. Обраща­ясь, например, к теме террасы, художник показывает часть нашей жизни, вырывая «фрагмент» бытия, чтобы мы восхити­лись, прониклись тихой красотой, мину­той созерцания мира.

Ясная программа отношения к жиз­ни у Рашита Султановича проглядывает в новом для него жанре: это небольшая пока серия «Балет». Отнести эти карти­ны к какому-то определенному жанру довольно сложно. Вспоминая классику с незабываемыми «Голубыми танцов­щицами» Дега, можно сказать, что обна­женная натура, прекрасное юное нагое тело, энергия движения и миг усталости - тоже жизнь и объект эстетической радости.

Достаточно полно представляют ху­дожника персональные выставки, но и они бывают тематическими. Не так давно Рашит представил новую экспозицию, состоящую из пейзажей и небольших на­тюрмортов. Выставка доказала, что на­тюрморт всегда прекрасен, если за работу взялся высокообразованный и тонко чув­ствующий мастер.

Как сказал один старинный философ- искусствовед, «искусство - это сентименталистская естественность чувств, и в то же время задушевность эта осложнена иллюзиями, являющими не натуру, но вереницу отражений».

Эти слова можно отнести и к твор­честву художника. Возродить искусство образа, то есть вернуть искусство к его первооснове, к его живым непосредственным источникам, - такова задача и призвание живописца Рашита Хабирова.

← Современные художники Башкирии - Ильдус Валитов. Акварель - это то, куда я ухожу весь... Современные художники Башкирии - Театр жизни Рифхата Арсланова →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

Художник Вячеслав Хабиров: karhu53

Хабиров Вячеслав родился в 1967 году в Казахстане, в городе Усть-Каменогорск. Любовь к живописи проявилась у Вячеслава в раннем детстве. В 13 лет он начал писать маслом, так как видел в нём наилучшее средство для создания своих живописных произведений. Обучаясь в художественной школе, принимал участие в республиканских выставках, проходивших в столице Казахстана Алма-Ате.

Художник Вячеслав Хабиров

После окончания школы Вячеслав поступил в архитектурный институт, чтобы продолжить дело отца, но на четвёртом курсе понял, что всё-таки его истинное призвание - живопись.

Творческий путь художника начался в Восточно-Казахстанском краеведческом музее. Занимаясь реставрацией, освоив искусство иконописи, с мастерством восстановил несколько плохо сохранившихся ценных старинных икон. В это же время выполнил ряд монументальных работ для города. Роспись Вячеслава украшает фасад областной библиотеки; для музейной экспозиции "Воины Восточного Казахстана в Великой Отечественной войне" создал диараму размером 2,5х12 метров; оформил многие культурные мероприятия в городе.

С 1994 года художник живёт в Москве, работая в различных жанрах, но основу творчества Вячеслава составляют пейзажи, которые отличаются чётким композиционным построением, определённостью живописных приёмов, сочетающих пастозную манеру с прозрачностью лессировок.

http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/utro-tumannoe-vyacheslav-xabirov.html

karhu53.livejournal.com

Родные уголки русской природы, художник Вячеслав Хабиров

Лес в нежной туманной дымке, вьется узкая тропинка мимо берега реки, к далекому сосновому бору.

Такие пейзажи пишет художник Вячеслав Хабиров. Узнаваемые уголки русской природы.

Вячеслав родился в городе Усть-Каменогорске (Казахстан) в 1967 году. С детства хотел быть художником и учился в художественной школе. После окончания общеобразовательной школы поступил в Архитектурный институт (пошёл по стопам отца), проучился четыре года и наконец-то понял, что хочет заниматься только живописью.

Получил ли он высшее специальное образование – не известно. В биографии написано, что много читал и изучал работы художников. Так что есть основания говорить о ещё одном художнике-самоучке. Другой информации у меня нет. Да и разве дело в образовании?

Его картины хочется смотреть. И этим, мне кажется, всё сказано.

С 1994 года Вячеслав живет и работает в Москве, член Творческого союза художников России, его работы знают любители живописи по всему миру.

Давайте смотреть некоторые из них.

ПЕЙЗАЖИ ВЯЧЕСЛАВА ХАБИРОВА

источник

s30696534344.mirtesen.ru

Пейзажи Вячеслава Хабирова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабиров Вячеслав родился в 1967 году в Казахстане, в городе Усть-Каменогорск. Любовь к живописи проявилась у Вячеслава в раннем детстве. В 13 лет он начал писать маслом, так как видел в нём наилучшее средство для создания своих живописных произведений. Обучаясь в художественной школе, принимал участие в республиканских выставках, проходивших в столице Казахстана Алма-Ате. Творческий путь художника начался в Восточно-Казахстанском краеведческом музее. Занимаясь реставрацией, освоив искусство иконописи, с мастерством восстановил несколько плохо сохранившихся ценных старинных икон.С 1994 года художник живёт в Москве, работая в различных жанрах, но основу творчества Вячеслава составляют пейзажи, которые отличаются чётким композиционным построением, определённостью живописных приёмов, сочетающих пастозную манеру с прозрачностью лессировок. С 2000 года Вячеслав является членом Творческого Союза художников России. Большинство работ находятся в частных коллекциях в России, Германии, Китае, Японии, ОАЭ, США, Франции. Вячеслав выполняет подбор работ к интерьеру.

источник www.art-helicon.ru

subscribe.ru

Галерея Мирас » Навстречу Солнцу. Рашит Хабиров

С 26 февраля по 27 марта в галерее Мирас пройдёт выставка живописи Рашита Хабирова « НАВТРЕЧУ СОЛНЦУ».

Рашит Хабиров – выпускник Московского государственного художественного института им. В. Сурикова следует реалистическим традициям академической живописи, считается непревзойденным мастером сюжетных портретов, натюрмортов, пейзажей.

На выставке художник представит работы в жанре пейзажа, портрета и натюрморта. А также новую серию «Акбузат», над которой художник работал 4 года. Серия посвящена конному спорту, в которой автор раскрывает всю красоту и грациозность спортивных скакунов и их наездников. Новые произведения Рашита Хабирова познакомят зрителя с интересным миром уфимского ипподрома. Все работы написаны с искренней любовью к родине, к её людям – истинный подарок зрителю.

 

 

Навстречу солнцу от Северных амуров к наездникам Акбузата 

Быстрого коня не надо подгонять , а умелому человеку не надо помогать

Башкирская пословица

Творчество Рашита Хабирова ,признанного мастера живописи ,интересно и близко самому широкому кругу зрителей .Любители задушевных картин природы и психологического портрета, знатоки этнографии ,краеведения ,истории искусств, и вообще все те ,кто неравнодушен к жизни во всех ее проявлениях ,находят свои объекты симпатий на его полотнах . Происходит это потому, что самому художнику интересно и важно все – и природа и самые разные сферы деятельности человека .Начиная с 70-х ,он накопил богатейший творческий опыт в разнообразнейших областях и жанрах — это и портреты передовиков производства и колхозников, художников и балерин , это неповторимые родные пейзажи и роскошные натюрморты .Везде и всегда он оставался верен своим принципам. А именно – деликатности и беспристрастной строгости в отношении к деталям , (истина кроется в мелочах) , спокойствию и созерцательности ,а главное – оставаться «сыном своего края», как бы высокопарно это не звучало.

В стремлении как можно более полно воссоздать элементы национальной культуры – костюма ,быта , и с их помощью передать « внепредметный» ,духовный мир своего народа, художник не мог обойти стороной образ башкирского конника. Те более , что за долгое время работы в Национальном музее Башкирии и в сельских разъездах он приобрел ценный опыт , изучая весь сложный арсенал настоящих ,не лубочно-декоративных , а истинно народных атрибутов старины .Это восхождение к истокам дает нам редкую возможность почувствовать себя наследниками части огромного запаса человеческой культуры – ремесел ,искусств . Теперь галерея исторических портретов пополнилась новыми персонажами.                                                   «Кахым-туря» (2014) – герой Отечественной войны 1812 года , сотник одного из кавалерийских полков башкирских Северных амуров (так окрестили наших лучников французы),воспетый в легендах и песнях , а позднее и в одноименной опере З.Исмагилова. . «Он был уральским беркутом рожден ,Как беркут был он смел ,горяч как пламя» .Таким и увидел его Хабиров .Герой изображен на фоне традиционного ландшафта –на крутом берегу Агидели . Волевое ,умное лицо , в котором угадывается боевой ,крутой нрав ; суконный кафтан и амуниция выписаны с исторической точностью .Даже курай – старинный ,шероховатый, автор специально разыскал для портрета в Сибае. Как в опере ,с картины звучит мажорный ,светлый и и величавый мотив ,высокий строй мыслей и чувств. Продолжение темы – «Амантай» (2014) ,портрет уже совсем реального башкира во всем его «североамурском» великолепии ,лидера военно-исторического клуба «Любизар» ,в антураже домотканого   красного полотна с таким любимым автором башкирским орнаментом –недаром его соседкой и вдохновительницей была замечательная художница А. Ситдикова. Алгоритмы этих узоров так важны для художника потому, что заключают в себе   древний ,полный поэзии , рассказ . Как всегда ,автор любовно передает этот язык материалов, тканей – кожи ,серебра ,меди ,войлока , меха ,старого бархата – говорящий с нами из глубины веков .   В лице и руках Амантая — сдержанная веселая сила, словно воплощение национального характера.                                                                                                                                                            Но внезапно… куда делись степенное спокойствие и созерцательность ,мягкая медово-золотистая гамма прежних картин? Изъясняясь языком конников, можно констатировать , что художник ,для которого были характерны неторопливый ритм и каденция (постоянство) ,совершил крутой «вольт» (поворот).Из статичных композиций наружу вырывается неистовый дух новых ,безудержных всадников .Это дерзкий выброс в новое качество , вызов собственным традициям и логическое их продолжение.                                                           «Словно с неба летящей звездой Акбузат в мир сошел земной» .Главный в пантеоне полубожественных коней башкирского эпоса ,культовая фигура и любимый фольклорный персонаж ,этот конь волшебно трансформировался на беговой дорожке одноименного ипподрома .Стилистика картин этой серии -«Наездники Акбузата»- продиктована самой темой. Торжество стремительного движения ,резкие краски — голубые молнии на напряженных телах лошадей ,яркие костюмы наездников ,нестерпимое солнце – импульсы мускульной энергии и грация полета – создают атмосферу праздника .Таким образом наездники Акбузата подчеркивают связь времен, контраст и единство старого и нового. Избрав для себя «альтернативный маршрут»,(не могу не ввернуть опять конно-спортивный термин) ,художник провел около 4х лет в наблюдении и изучении новой темы ;по своему обыкновению ,он не мог работать иначе ,как не узнав досконально все детали — и анатомию лошади ,и экипировку и амуницию жокеев ,весь горячий и сосредоточенный дух скачек .Затем, «отшелушив все лишнее» ,представил нам эту замечательную феерию.                                                                                                                          Невзирая на лица ,эпохи и области , служившие элементами вдохновения ,на своем творческом пути , Рашит Хабиров неизменно движется «навстречу солнцу» , к художественному       совершенству .Через такие вещи и происходит наше приобщение к гармонии законов бытия — и самих себя .                                                                                     Эльвира Каримова ,16 .02.2015                                                                    

miras.ru

Евразийский журнальный портал • Публикации • Живопись Рашита Хабирова

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Леонардо да Винчи «Трактат о живописи»

Современное искусство в массе своей уже почти отучило зрителей, посетителей выставок от бесхитростных изображений реально существующих людей и событий. А если кто-то из художников вдруг покажет что-то или кого-то «как в жизни», его тут же с легкой руки журналистов (они ведь пишут обо всем – и о картине художника, и о капусте на грядке, и о футболе) обзовут «натуралистом», а то и похуже.

Правда, в последние 3–4 года появляется все больше авторов, представляющих на выставках «новое» «старое» искусство – реалистическое направление никто не отменял, и мыслить в русле эстетики реализма никому не запрещается.

Я знаю художников в нашем коллективе, замечательно работающих именно в этой эстетике, – Анвара Кашаева, автора поэтических и несравненных по красоте пейзажей, Виктора Суздальцева, влюбленного в природу Южного Урала, Павла Салмасова, художника солнечной палитры, автора многих замечательных полотен о природных красотах и жизни республики.

Среди этих художников и Рашит Хабиров. Не всегда он участвует в выставках, работ у него не много. Но каждая, пожалуй, заслуживает внимания как особо ценный объект того или иного показа.

Рашит Султанович Хабиров в 1977 году окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская В. Г. Цыплакова), принимал участие в разных выставках, от республиканских до зарубежных, и ни разу не изменил своему творческому кредо: он достойный продолжатель традиций реалистической живописи.

В основном Рашит работает в двух жанрах – портрете и натюрморте, хотя есть у него и многофигурные композиции, и своеобразные серии различных сюжетов. Но цельно как автор Хабиров интересен именно работой в двух жанрах, портретном и натюрморте.

Лучшие художники Запада и России писали портреты, и парадные, и интимные. Мировая история искусства полна примеров развития спада и подъема интереса художников к отдельной личности. Портрет всегда был актуален как выражение престижа и роли личности в историческом разрезе времени. Как правило, именно – и особенно – через портрет мастер определяет свое видение мира, понимание современных ему проблем.

В 1982 году Рашит Хабиров написал одну из первых своих работ в портретном жанре – портрет матери. Для всех портретов Хабирова характерно высокое качество «исполнительского мастерства». Но зрителю прежде всего запоминаются черты характера, проступающие знаки личности. Перед нами жесткий, твердый человек, женщина с нелегкой судьбой, пережившая трудные 30-е, войну и послевоенные годы, правильно воспитавшая детей. Почти графическая четкость в «описании» лица, несколько темный колорит всего холста придают портрету значительность как знаку времени.

Наиболее интересны с точки зрения «наполненности» образов работы Хабирова последних 10–12 лет. Его портретная живопись с годами делается богаче. Ушла жесткая графичность, подчеркивание черт лица, ушла мрачноватая насыщенность контрастирующих цветов. На холстах стала привлекать прежде всего значительность лица, подобно тому как это случалось у старых нидерландских мастеров.

Именно так воспринимается портрет «Девушка в башкирском костюме» (1997 г.). В портрете есть все, что сказало бы о национальной принадлежности, – и лицо узнаваемо, и аксессуары. Очень красиво и подробно написаны костюм, головной убор, чаша – ижау, все это подчеркивает как бы «деревенскость» портретируемой. Фигура, голова, особенно лицо, развернутые влево от зрителя, создают образ несколько отстраненный, как будто модель существует сама по себе, «внутри себя». Кроме того, на мой взгляд, в этом портрете есть очень интересный момент: несмотря на конкретную адресность изображения натуры, воспринимается портрет не только в стиле «местного колорита»; это образ молодой девушки вообще. Художник искусно уходит от чисто национальной темы, утверждая тем самым приоритет общеэстетического в искусстве.

Проблемы современности, новые творческие идеи, новые замыслы отражаются в творчестве каждого художника, своя содержательная программа есть у каждого портретиста. В портрете «Девушка в башкирском костюме» программа заключается в стремлении автора сблизить национальное и общечеловеческое, показать совершенство человеческого лица на одном конкретном примере.

А вот парадные портреты видных деятелей искусства более конкретны и адресны по отношению к родному Башкортостану. Назову два из них, написанных почти одновременно в 1989 году, – портреты композитора З. Исмагилова и народной артистки СССР З. Бикбулатовой.

Загир Гарипович Исмагилов – герой одного из двух портретов – известный нам всем композитор национальных опер, симфонии, песен, а также организатор и ректор Уфимского института искусств (ныне академия), профессор. В портрете отражены все эти качества. Поведение, имидж, как сейчас говорят, конкретного лица вполне видимы в данном художественном образе: вальяжная поза, крупное значительное лицо, буквально господствующее в пространстве холста, определили образ именно парадным назначением. Много пространства, много воздуха, ощущения свободы в расположении фигуры на плоскости. Строгая академическая живопись подчеркивает официальность и значительность модели.

В таком же плане выполнен художником и портрет Зайтуны Бикбулатовой. Зайтуна Исмагиловна Бикбулатова (1908–1992 гг.) на время написания портрета была чуть ли не единственной народной артисткой СССР в Башкортостане. За многие годы ею были сыграны почти все главные роли в постановках Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Она была замечательной актрисой классической реалистической школы; в преклонные годы исполняла нелегкие обязанности председателя Союза театральных деятелей Башкирии.

Художник показал актрису при всем «параде»: сидящая в кресле немолодая женщина чуть напряжена (она как бы чувствует себя «в роли»), голова приподнята, вся композиция почти статична. Торжественность момента, величие образа нарочито подчеркиваются автором. Этот портрет не для домашнего интерьера, он для всех, для представления о том, какие актеры есть в республике. Такой портрет не нуждается в фоне, дополнительных аксессуарах. «Узнавание» идет по другому пути, это узнавание лица, ассоциации и воспоминания об этих людях.

Но в работах Хабирова есть и другие решения. Например, портрет Рудольфа Нуреева (2004 г.), где принцип подхода к решению темы иной. Безусловно, это тоже парадный портрет. Но здесь все другое – он теплее, душевнее. Создается ощущение, что написан близкий и дорогой автору собеседник, друг. Здесь подходит понятие «композиционный портрет», подразумевающее переплетение жанров, взаимное обогащение, – портрет, пейзаж, интерьер и, возможно, что-то еще, все это соединяется, и создается единый сильный эстетический объект. Такой портрет можно назвать уже основой своеобразного типа крупной жанровой картины.

«Гражданин мира» Рудольф Нуреев написан на фоне архитектурного пейзажа, города мечты – Флоренции. Необычен ракурс в изображении пейзажа, город смотрится как бы с высоты то ли крыши дома, то ли галереи купола и соединен с портретом, находящемся как будто рядом с нами, на уровне наших глаз. Строгое узнаваемое лицо, жесткий внимательный взгляд серых глаз, весь немного нервный облик, легкий разворот фигуры создают ощущение движения, перемещения в пространстве города. Вкус к цвету, фактуре и другим чисто живописным сторонам картинного полотна прочувствован здесь в полном объеме. Вообще в картине есть ощущение тревожной паузы, напряжения, идущее, наверное, от самой натуры, художник очень точно передал характер и нелегкую судьбу танцовщика. Неуспокоенность души гнала Нуреева в разные города, заставляла много и тяжело работать и танцовщиком, и балетмейстером, и даже дирижером. Все эти перипетии жизни нашли свое отражение в портрете.

В авторском багаже художника Рашита Хабирова портреты занимают большое место. Портреты разные – и портреты парадные, и такие, в которых художник словно исследует возможности этнографических мотивов, и просто портреты знакомых и близких людей. Профессионально выверенные, они демонстрируют хорошую школу, вкус и такт автора.

Но это хоть и значительная, но все же часть творчества Рашита. А еще есть натюрморт и пейзаж, постоянные наблюдения за движущимися, танцующими моделями серии «Балет».

Есть у Рашита Хабирова несколько произведений, которые не являются ни «чистым» натюрмортом, ни «чистым» пейзажем. В них теплота и радость жизни, и любовь к природе, и любование предметным миром. Таковы и «Башкирский мед» (1998 г.), и «Терраса» (2008 г.), и «Девушка, читающая книгу на террасе» (1999 г.). Жанры, которые по неписаной традиции считают камерными и декоративными, получаются у художника средоточием серьезных размышлений. Пышное цветение живого мира, сверкающая красота живописи, чувственная энергия насыщают каждую деталь натюрморта «Башкирский мед». Обычный зритель иногда не улавливает философические нюансы, но хорошо понимает настроение картины.

В «Террасе» все предметы, пейзаж расставлены со строгой композиционной четкостью, их формы кристальны, сдержанный зеленоватый цвет подчеркнут прохладным, ровным освещением из невидимого источника. Благородство, какое-то спокойное достоинство предметного зрелища ценны сами по себе.

Иногда художник не только группирует и перечисляет составляющие его духовный мир предметы, но и передает ощущение напряженной работы разума и чувства, как, например, в триптихе «Мой день» («Завтрак», «Автопортрет», «Раскрытая книга») (1984 г.) или в «Девушке, читающей книгу на террасе».

Взамен французского «натюрморта» («мертвая природа») голландцы придумали другой термин – «стиллевен» («тихая жизнь»). Вот картины Хабирова очень подходят для такого определения, для тех молчаливых собеседований, которые ведут между собой изображенные предметы, включая в свой круг и зрителя. Автор доказывает, что высшее назначение натюрморта – увидеть человеческое начало в предметном мире, наделить его живой душой и поэтическим смыслом. Обращаясь, например, к теме террасы, художник показывает часть нашей жизни, вырывая «фрагмент» бытия, чтобы мы восхитились, прониклись тихой красотой, минутой созерцания мира.

Ясная программа отношения к жизни у Рашита Султановича проглядывает в новом для него жанре: это небольшая пока серия «Балет». Отнести эти картины к какому-то определенному жанру довольно сложно. Вспоминая классику с незабываемыми «Голубыми танцовщицами» Дега, можно сказать, что обнаженная натура, прекрасное юное нагое тело, энергия движения и миг усталости – тоже жизнь и объект эстетической радости.

Достаточно полно представляют художника персональные выставки, но и они бывают тематическими. Не так давно Рашит представил новую экспозицию, состоящую из пейзажей и небольших натюрмортов. Выставка доказала, что натюрморт всегда прекрасен, если за работу взялся высокообразованный и тонко чувствующий мастер.

Как сказал один старинный философ-искусствовед, «искусство – это сентименталистская естественность чувств, и в то же время задушевность эта осложнена иллюзиями, являющими не натуру, но вереницу отражений».

Эти слова можно отнести и к творчеству художника. Возродить искусство образа, то есть вернуть искусство к его первооснове, к его живым непосредственным источникам, – такова задача и призвание живописца Рашита Хабирова.

Литература

Башкортостан, краткая энциклопедия. – Уфа: научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

Художники Башкортостана. XX век. Справочник / Авт.-сост. Э. Фенина. – Уфа: Демиург, 2002.

Каталоги выставок Союза художников Республики Башкортостан.

СПИСОК КАРТИН ДЛЯ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛА

«Портрет композитора З. Исмагилова», х., м., 1989

«Портрет актрисы З. Бикбулатовой», х., м., 1989

«Девушка в башкирском костюме», х., м., 1997

Серия работ «Балет»: «Ню», «Римма в синей пачке», «Лилия», «Римма поправляющаяся»

«Портрет Рудольфа Нуреева», х., м., 2004

«Красные пуанты», натюрморт, х., м.

«Башкирский мед», натюрморт, х., м.

«Терраса», х., м.

«Башкир-охотник», х., м.

«Айсылу – дочь Амира», х., м.

«Портрет матери», х., м., 1990

«Девушка, читающая книгу на террасе», х., м., 1999

«Рябина», х., м., 2000

«Мой день», триптих («Завтрак», «Автопортрет», «Раскрытая книга»), х., м., 1984

www.promegalit.ru