Борис Владимирович Иогансон (1893–1973). Картины иогансон


Борис Иогансон: картины.

 Творчество Бориса Иогансона

Борис Владимирович Иогансон

 Борис Владимирович Иогансон получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. В. Малютина, К. А. Коровина. Последний оказал на него особенно сильное влияние. В 1922 году Иогансон вступает в АХРР и вскоре создает ряд картин, которые ставят его в первые ряды мастеров молодого советского изобразительного искусства. Одно из ранних полотен Иогансона - "Рабфак идет" ("Вузовцы", 1928). Показав в этой картине типическое новое, образы советской молодежи, рвущейся к знаниям, художник раскрыл затем это новое в столкновении со старым ("Советский суд", 1928). Но основной интерес Иогансона сосредоточивался на историко-революционной теме. В том же 1928 году он выступает с монументальным полотном "Узловая железнодорожная станция в 1919 году". В этом полотне, изображающем жизнь народа в тяжелую пору гражданской войны, художник нашел себя как автор многофигурных композиций, много внимания уделяющий разработке психологической характеристики персонажей. В полную меру талант Иогансона выявился в картинах "Допрос коммунистов" (1933) и "Па старом уральском заводе" (1937). Их создание было подготовлено всеми предшествующими исканиями художника.

Картина "Допрос коммунистов" утверждала мысль о неизбежности победы тех сил, на стороне которых будущее. Лица, позы, жесты персонажей, композиция, цветовое решение картины были продуманы до мельчайших подробностей.

Другая картина "На старом уральском заводе" была посвящена времени пробуждения протеста у русских рабочих. Вот как рассказывает сам Иогансон о возникновении замысла этого произведения: "В одну из многочисленных поездок по Уралу я набрел на старинный завод петровского времени, который представлял собой музейную редкость, и реконструкция еще не успела в начале тридцатых годов коснуться его своей мощной рукой. Это была скорее старинная крепость с невероятно толстыми кирпичными сводами, куда слабо проникал дневной свет. Я прочел до моего путешествия по Уралу достаточное количество литературы о Демидове Сан-Донато, обо всех его зверствах, о рабском каторжном труде. Прочел "Приваловские миллионы". Совершенно естественно, что, когда я попал в такую обстановку, воображение начало работать и воскресило образы прошлого. Это начало я старался воплотить в фигуре рабочего; эту фигуру я считаю наибольшей удачей во всем своем творчестве".

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Б. В. Иогансон в течение ряда лет был вице-президентом, а затем президентом Академии художеств СССР, первым секретарем правления Союза художников СССР.

Картины Бориса Иогансона

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Картина Бориса Иогансона

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Картина "Допрос коммунистов". Б. Иогансон

Давно ушли в историю годы гражданской войны. Но искусство воскрешает героические страницы нашего прошлого. Мы рассматриваем картины, созданные несколько десятилетий назад. Вот они, люди, защищавшие молодую страну Советов в тяжелые дни гражданской войны.

Б. В. Иогансон: картина «Допрос коммунистов» (описание)

2016-04-15_133254

Картина крупнейшего советского художника Б. В. Иогансона «Допрос коммунистов» (1933 г.) переносит нас в штаб белых. Идет допрос. Перед озверевшими от ненависти белогвардейскими офицерами стоят молодые мужчина и женщина. Позади стража. За окном равнодушная синева ночи. Кажется, выхода нет. И вместе с тем мы видим торжество победы этих людей, борющихся за освобождение и счастье своего народа. Они стоят спокойно, даже величественно перед лицом врага. Молодость, уверенность, сила правоты делают их победителями, несмотря на то, что ждет их смерть. В лице мужчины — возможно, он комиссар отряда моряков — легкая презрительная усмешка. Женщина, так напоминающая нам Анку-пулеметчицу из книги Фурманова «Чапаев», не дрогнув, внимательно смотрит на белогвардейцев. Может быть, только сомкнутые кисти рук говорят о сильном душевном напряжении. Внешнему спокойствию и большому внутреннему достоинству молодых коммунистов противостоит смятенность лагеря врагов. Их позы нервны, беспокойны, угловаты. И в нашей душе поднимается волна удовлетворения — мы вместе с художником ощущаем близкий конец, обреченность белогвардейской ставки. Те, кто сейчас приговорены к смерти, оказываются сильнее тех, кто выносит им приговор.

Художник показал в картине момент остро драматический, когда столкновение представителей двух разных социальных систем привело к выявлению сущности человека —звериной жестокости с одной стороны и героизма с другой. Это момент высшего испытания человеческой личности. И нет большего подвига, нежели подвиг людей, жертвующих своей жизнью во имя правды и справедливости на земле.

Напряженности происходящего соответствует и колорит картины.

2016-04-15_133336

Красный ковер, устилающий пол, словно отсвет пожарища, охватившего страну. Красное пятнышко на груди женщины — то ли шарф, то ли майка, — видимое из-под полушубка, загорается как кусочек алого знамени, которому верны коммунисты. Красноватые тона контрастируют с синевой ночи за окном. Голубовато-зеленоватый мундир на одном из белогвардейцев вырывается ярким пятном, как и позолота кресла. Смелое созвучие красок, контрасты освещения — от ослепительного до провалов черного, — темпераментная, свободная, сочная живопись соответствуют напряженности чувств героев, нарастающей кульминации действия.

Сам художник говорил об идее своего полотна «Допрос коммунистов»: «Красные наступают и должны раздавить белых».Красота человеческого подвига, совершенного во имя своего народа — в этом и большая правда и подлинная романтика этой замечательной картины Бориса Иогансона.

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Борис Владимирович Иогансон (1893–1973). Мастера исторической живописи

Борис Владимирович Иогансон

(1893–1973)

Иогансон всегда говорил, что Третьяковская галерея была местом его воспитания. Впервые он попал туда семилетним ребенком, и впечатление от увиденного оказалось необычайно сильным. С тех пор каждое воскресенье мальчик устремлялся в Третьяковку, где ему нравилось почти все. Но больше всего будущего художника поразил «Крах банка» В. Маковского. Изумление ребенка вызвало то, с каким величайшим мастерством художник изобразил стекло на часах.

Русский живописец Борис Владимирович Иогансон родился в Москве. Первые уроки живописи он получил в мастерской известного в те годы портретиста П. Келина, многому научившего своего воспитанника.

В 1913 году Иогансон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Наставниками его стали художники-реалисты Н. Касаткин, С. Малютин, Л. Пастернак, А. Архипов. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца оказал К. Коровин, в мастерской которого Борис с большим увлечением занимался. Именно от Коровина идет интерес Иогансона к цвету.

Значительное влияние на художника оказали мастера прошлого. Среди них такие известные реалисты, как В. Перов, П. Федотов, В. Суриков, И. Репин. В период пребывания в училище огромное впечатление на Иогансона произвело искусство Рембрандта.

В 1918 году живописец окончил училище. Началась Гражданская война, и Иогансон оставил Москву. Он побывал во многих уголках России, объездил почти всю страну — от Сибири до Украины. Впечатления, полученные художником во время этих поездок, позднее нашли отражение в его творчестве.

В 1922 году Иогансон стал членом Ассоциации художников революционной России. Его жанровые картины, созданные в этот период, отличаются ясностью и лаконичностью композиционного строя, звучностью красок, повествовательностью, конкретностью социальных характеристик. Таково полотно «Рабфак идет» («Вузовцы», 1928, Музей русского искусства, Киев).

В 1930-х годах живописец обратился к историко-революционной тематике. В этот период он написал картины «Допрос коммунистов» (1933, Третьяковская галерея, Москва) и «На старом уральском заводе» (1937, Третьяковская галерея, Москва). Обе композиции построены по принципу контрастного сопоставления персонажей. Выполненное в традициях русской исторической живописи полотно «Допрос коммунистов», отмеченное героическим пафосом, отразило мироощущение 1930-х годов.

Б. В. Иогансон. «Допрос коммунистов», 1933, Третьяковская галерея, Москва

В своем творчестве Иогансон следовал программной установке Ассоциации художников революционной России, декларация которой провозглашала: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве».

В 1937 году картина «Допрос коммунистов» принесла автору Гран-при Международной выставки в Париже. За полотно «На старом уральском заводе» художник получил в 1958 году золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе.

К важнейшему историческому событию Иогансон обратился, создавая свое полотно «Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве» (1947). Яркая, красочная композиция очень точно передает радостное, праздничное настроение людей, собравшихся на главной площади Москвы.

Среди живописных работ Иогансона — множество портретов его современников (актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947, Третьяковская галерея, Москва; В. И. Немировича-Данченко, 1948). В 1950 году в соавторстве с несколькими художниками мастер исполнил большую композицию «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола».

Иогансон был не только замечательным живописцем, но и талантливым педагогом. Он охотно делился своими знаниями и опытом с молодыми художниками. В 1932–1935 годах мастер преподавал в Московском полиграфическом институте, а позднее, в 1935–1939 годах, — в Московском институте изобразительных искусств. Художник написал целый ряд статей и книг по теории и практике живописи. В 1939 году он получил звание профессора и ученую степень доктора искусствоведения.

В 1939–1960 годах Иогансон преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а в 1964–1967 годах — в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. Кроме того, в 1949–1961 годах он возглавлял творческую мастерскую в Ленинградской академии художеств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Иогансон Борис Владимирович (1893–1973)

Куплю картины Иогансона Бориса Владимировича.

Биография

ioganson borСоветский художник-живописец, иллюстратор, педагог; автор исторических жанровых картин, портретов, натюрмортов. Яркий представитель и апологет искусства соцреализма. Член Союза художников СССР (1932). Народный художник СССР (1943). Академик АХ СССР (1947). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Герой Социалистического Труда (1968).

Борис Иогансон родился в Москве в семье служащего шведского происхождения. В 1912 году, окончил Комиссаржевское техническое училище и твердо решил стать живописцем. Начальное художественное образование получил в школе-студии П. И. Келина. Затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1912–1918), где его преподавателями были А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, С. В. Малютин. Участвовать на выставках начал с 1915 года (ученических, художников Московской школы, Московского товарищества художников, в ряде заграничных выставок).

Начало творчества художника пришлось на бурное время гражданской войны. Захваченный вихрем революции, Иогансон оставил родную Москву. В 1919–1922 годах работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии (Херсонской губернии). Четыре года бросало его по стране. Это была ничем не заменимая школа жизни, это было время рождения художника Бориса Иогансона.

В начале 1920-х годов Иогансон уже нашел свое место в группе художников, поставивших традиции повествовательной передвижнической живописи на службу и пропаганде новой, советской жизни. Один из первых вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР–АХР), был её убеждённым сторонником и активным участником всех выставок (1922–1931).

В эти годы в живописи художника господствует рассказ, много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: «На борьбу с разрухой» (1922), «Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции» (1925). Рассказывает, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: «Советский суд» (1928). Ищет новый социальный типаж: «Рабфак идет («Вузовцы», 1928). Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена картина «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928).

В 1932 году участвовал в создании СХ, принял «социалистический реализм» как основным метод советского искусства. В дальнейшем придерживался основного его требования: советский художник должен правдиво, исторически-конкретно изображать действительность в ее революционном развитии. Картины Б. В. Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам соцреализма.

Борис Иогансон тяготел к большим социальным темам. Истинное призвание художника, та область, где раскрываются вся глубина и сила его таланта, – это психологическая драма характеров. Великий разлом, прошедший через души людей, великий разлом, ставший темой века и отразивший борьбу двух миров, двух главных социальных сил времени, – основное содержание творчества Б. В. Иогансона.

В 1930-х годах художник, не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, он стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Он ищет образы «героев» и «злодеев» нового политического мифа и сталкивает их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» (1937). В бригаде художников Иогансон создал также диораму «Переход через Сиваш» (1935–37). Иллюстрировал повесть М. Горького «Мать» (1937).

Б. В. Иогансон один из наиболее значительных представителей советской станковой живописи 1930-х годов. В своём творчестве он обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века – наследию И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Интерпретируя его, он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе».

Великая Отечественная война заставила художника прекратить работу над большими полотнами. Время требовало создания агитпанно, агитокон, плакатов. Кисть Иогансона каждодневно служила делу обороны Родины. Как и большинство советских художников, он занимался агитационным искусством, выполнил несколько антигитлеровских патриотических плакатов («Боец, освободи от фашистского гнета!» 1943). В 1947 году создал масштабное, полное радости и ликования полотно «Праздник Победы».

Художник писал также портреты (среди них – актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947; режиссера В. И. Немировича-Данченко, 1948, и другие). В 1950 году под его руководством целая группа художников создала громадное, полотно «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» – характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.

В 1940–60-х годах много времени Борис Иогансон уделял преподавательской работе. В 1937–1961 годах преподавал в Институте имени Репина в Ленинграде (ИнЖСА), с 1939 года – в качестве профессора. С 1964 года работал в Москве, преподавал в Художественном институте им. В. И. Сурикова (МГХИ). Руководил творческой мастерской живописи АХ СССР в Ленинграде, затем в Москве.

С 1953 года художник был вице-президентом, позже – президентом Академии художеств СССР (1958–1962). В 1965–1968 годах был Первым секретарём правления Союза художников СССР. С 1962 года Борис Иогансон был главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира».

Всё художественное наследие Бориса Иогансона, несомненно, принадлежит классике советского искусства. Его имя называем мы неизменно, когда говорим о тех мастерах социалистической культуры, которые определяли своим творчеством характер ее развития, в художественных открытиях которых рождалось новое искусство молодого социалистического общества.

Произведения Б. В. Иогансона находятся в ГТГ, ГРМ, Музее вооруженных сил РФ, Музее современной истории России, Алупкинском музее в Крыму,Киевском музее русского искусства.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.';document.getElementById('cloak1b9bdc7731677a84183951931ff8062b').innerHTML += ''+addy_text1b9bdc7731677a84183951931ff8062b+'';

 

tramvaiiskusstv.ru

Culture and art

Б. Иогансон (1893—1973). Автопортрет.

Б. Иогансон (1893—1973). Автопортрет.

Борис Владимирович Иогансон

Важно одно: трудиться с полной отдачей сил, с полной страстью. Только такая работа достойна нашей страны и нашего времени..Б. Иогансон

Б. Иогансон, В. Соколов, Д. Тегин, Н. Файдыш-Крандиевская, Н. Чебаков. Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола. Масло. 1950.

Б. Иогансон, В. Соколов, Д. Тегин, Н. Файдыш-Крандиевская, Н. Чебаков. Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола. Масло. 1950.

Борис Владимирович Иогансон. Народный художник СССР, президент Академии художеств, крупнейший общественный деятель, видный педагог и теоретик искусства, он принадлежал к тем мастерам нашей культуры, чье творчество определяло характер развития искусства социалистического реализма. Лучшие полотна художника обошли весь мир, став художественными символами нашей эпохи. Все его творчество, утверждающее красоту и величие человека, наполнено ярким оптимизмом.По складу своего таланта Иогансон тяготел к большим социальным темам. Строительство новой жизни, рождение человека социалистического общества — вот что целиком захватило художника. «Моя мечта — показать нового человека», — говорил он, справедливо полагая, что наивысшим итогом революции является человек коммунистической морали, переустраивающий мир.Разговор о раскрытии духовного облика нового человека, о правде жизни в полотнах этого большого мастера нам хотелось бы начать с истоков, питавших его творческую силу, с его отношения к классическому наследию. Современник великих событий эпохи, художник совершенно нового типа, Иогансон сознательно учился у своих великих предшественников умению воплощать в искусстве подлинную жизнь, обнажать внутреннюю сущность человека, «его неугасимое стремление к правде, к переделке мира».Борис Владимирович родился в июле 1893 года в Москве. Любовь к изобразительному искусству, пробудившаяся у мальчика еще в раннем детстве, получила могучий импульс от посещений Третьяковской галереи. По словам Иогансона, Третьяковка была местом его воспитания. В соприкосновении с великими произведениями русского искусства рождались мысли о назначении художника, о служении народу, о тайнах мастерства.Из виденных картин больше всего поразил мальчика «Крах банка» В. Маковского, поразил действием и выполнением. Особенно он был удивлен, как в этой картине написано стекло на часах. В сложной, противоречивой обстановке, в потоке беспрерывно сменявшихся модных течений проходили годы учебы молодого живописца. К счастью, училище обладало тогда группой видных педагогов, известных художников-реалистов. Учителями Иогансона стали Н. Касаткин, Л. Пастернак, А. Архипов, С. Малютин. Впоследствии Иогансон не раз с благодарностью вспоминал имя своего учителя.Но увлечение коровинской «музыкой живописи» не отбило интереса к передаче психологии образа, к глубине мысли больших реалистов прошлого. Теперь он увлекается жанровой картиной, творчеством П. Федотова, В. Перова, полотнами В. Сурикова, И. Репина. За годы пребывания в училище Иогансон пережил также увлечение великими мастерами мировой живописи, особенно искусством Рембрандта.

Борис Владимирович Иогансон

Б. Иогансон. На старом уральском заводе. Фрагмент. Масло. 1937.

«В чем можно подражать мастеру? — позже задавал вопрос художник и отвечал: — В его отношении к своему искусству, в бескорыстном служении ему, в железной дисциплине. Сохраняя себя… надо проверять лично на натуре ту вековую мудрость накопленных ценностей, которые сделали великие художники всех времен и народов. Тогда это будет твоя теория мастерства».Иогансон окончил учебу в самом начале 1918 года. Захваченный бурными событиями гражданской войны, он покинул Москву и за четыре года проехал почти всю страну — от Красноярска до юга Украины. Это была настоящая школа жизни, период накопления творческого материала. Эти годы предопределили рождение в Иогансоне художника-гражданина.Профессиональная работа в искусстве началась для Бориса Владимировича после революции. В произведениях, представленных на выставках начала 20-х годов, он открывается как художник, остро чувствующий характер новых человеческих отношений. Уже в первых жанровых полотнах ему удалось убедительно показать зрителю, как новое борется со старым и как выглядит это новое в жизни.Такова и картина Иогансона «Рабфак идет», представленная в 1928 году на XI выставке Ассоциации художников революционной России. Содержание ее было злободневно и находило отклик у зрителей. Дело в том, что в первые годы Советской власти высшие учебные заведения страны были недоступны рабочим и крестьянам, не имевшим систематических знаний в объеме средней школы. С организацией рабочих факультетов (в конце 1920 года) резко изменился классовый состав учащихся советских вузов — рабочая и крестьянская молодежь, коммунисты и комсомольцы составили в них большинство. В трудных условиях разрухи формировалась новая, рабоче- крестьянская, подлинно народная интеллигенция.Ключ к пониманию картины дает ее броская, лаконичная, на редкость удачная композиция. Идущие рядом, бок о бок, рабфаковцы слиты художником в единую, неразрывную группу. Она «читается» с дальнего расстояния. В центре — фигура юноши рабочего в черных брюках и темной распахнутой на груди рубашке. Не всякий художник решился бы начать тему о молодежи с развития мелодии черного цвета. Какая невыигрышная для живописца одежда, какой угрюмый цвет! Иогансон же не побоялся трудностей. Цветовая праздничность внесла бы фальшь в содержание картины. Художник сумел опоэтизировать черный цвет рабочей одежды, он придал всей фигуре рабфаковца благородство, человеческое достоинство.Облик девушки со свободно откинутыми волосами и ее простая одежда типичны для 20-х годов. То было время своеобразного аскетизма в быту учащейся молодежи, опиравшегося на весьма скромные материальные возможности. У девушки на ногах простые тапки, а у ее товарищей сандалии. Вопреки подчеркнутой примитивности наряда в девушке-рабфаковке много чисто женского обаяния. Задумчивый взгляд широко раскрытых темных глаз выдает красоту ее чувств и отношения к жизни.Третья фигура — подросток, еще по-детски непосредственный, хорошо дополняет тему молодости, вносит в нее еще один лирический мотив.

Б. Иогансон. Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве. Масло. 1947.

Б. Иогансон. Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве. Масло. 1947.

Легко намеченный индустриальный пейзаж оттеняет поэзию и человечность этой группы. Рабфаковцы устремлены вперед в едином порыве. Ясность цели, сильная воля и упорство в труде детей рабочего класса цементируют всю группу. У них одна твердая, уверенная поступь.«Рабфак идет» — идет к серьезному овладению знаниями, к развитию своей духовной и производственной культуры, идет к будущим победам советской научно-технической мысли. Так воспринимается это произведение и в наше время, время великих достижений страны в науке и технике, промышленности и сельском хозяйстве. Силой горячей любви художника к своим героям жанровое полотно перерастает в картину-символ.Обращенность к молодежи — одна из характерных особенностей творчества Иогансона. Мысли о суровой молодости и политической зрелости, о юности революции, о будущем искусства волновали художника постоянно. Они звучат во многих его полотнах. Недаром герои его великолепной картины «Допрос коммунистов» очень молоды. Характерно, что в процессе работы над картиной, в ходе уточнения ее замысла художник сделал героев-коммунистов значительно моложе.Полотно это овеяно романтикой героической борьбы, борьбы за будущее, олицетворением которого для художника всегда была молодежь.Тема эта еще со времени «Рабфаковцев» никогда не покидала его воображения, а возникший конкретный сюжет из года в год подогревал желание реализовать ее. Художник говорил: «Это будет картина о комсомольце, весне, молодости и той лирике, которая ни в какой мере не враждебна людям нашей эпохи». К этому сюжету художник возвращался в течение многих лет неоднократно, но, к сожалению, замысел так и не нашел композиционного выражения, удовлетворяющего автора.С молодежью был связан Борис Владимирович и как замечательный педагог. Несмотря на колоссальную занятость, особенно в последние десятилетия своей жизни, Борис Владимирович всегда искренне делился личном творческим опытом с молодыми. Уже будучи известным мастером, он активно сотрудничал в предвоенном журнале «Юный художник», интересно рассказывая о своей работе и разбирая произведения начинающих.Идея человека нового общества совершенно по- новому зазвучала в теме «Ленин и комсомол». Мысль написать такую картину у Иогансона зародилась давно. В начале 50-х годов он получил предложение написать картину «Речь В. И. Ленина на III съезде комсомола» коллективно, в соавторстве с молодыми живописцами В. Соколовым, Д. Тегиным, Н. Файдыш-Крандиевской, Н. Чебаковым. Иогансону принадлежали идея картины, ее композиционный замысел и колористический строй.

Б. Иогансон. Допрос коммунистов. Этюд к картине. Масло. 1933.

Б. Иогансон. Допрос коммунистов. Этюд к картине. Масло. 1933.

Основа идейного решения картины — ее композиция: Ленин в среде молодежи, в окружении комсомольских масс. Глаз охватывает картину всю сразу. Ее содержание четко и ясно. Изображенное историческое событие отражает целую эпоху с точными приметами времени. В обстановку зала введены выразительные предметы и детали. На дальней стене, на скромном кумачовом полотне, лозунг, портреты Маркса и Энгельса, а ниже плакаты, в числе которых «Ты записался добровольцем?» Д. Моора. Красноречивы детали и предметы первого плана картины. Тут и разностильная мебель, начиная с большого золоченого кресла, кончая простой скамьей, и рояль.Художника чрезвычайно привлекала идея создать образ Ленина — мыслителя, воспитателя молодых поколений. Известно, что речь вождя потрясла логикой доводов, простотой и ясностью. Теория коммунизма была выражена им доходчиво и убедительно. Ленин словно бросил взгляд в будущее, намечая перспективы развития революции.Весь силуэт фигуры Владимира Ильича, и выразительность лица, и разъясняющий жест руки — все говорит о великой простоте этого человека и вместе с тем о неотразимой силе его слов.Однако конечная цель художника—воссоздать образ молодежи, слушающей речь вождя, показать идейно-воспитательный смысл выступления В. И. Ленина. Зритель воспринимает комсомол в картине именно как массу, как громадный резерв партии, как полную молодых сил часть народа. Перед нами обветренные, открытые лица детей рабочих и крестьян, прошедших суровую школу революции и гражданской войны. В этом зале, в этот момент рождается новое поколение советских людей, непосредственных строителей коммунистического общества, здесь оно получает от Ленина путевку в будущее. Это молодое поколение составит новые кадры на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве, станет трудиться на стройках первых пятилеток. Эти юноши и девушки будут в первых рядах учащихся вузов и техникумов.Известно, как трудно воспроизводить в живописи различные характеры молодежи. Молодость не дает для художника тех ясно выраженных черт, которые отличают индивидуальность человека в зрелом возрасте. Иогансон сумел в своей картине показать до сорока лиц юношей и девушек, отмеченных своеобразием индивидуальностей.«Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» — последнее большое историческое полотно художника. Оно обращено к будущим поколениям нашей молодежи. Оно призывает юношей и девушек страны Октября быть достойными подвигов отцов и следовать ленинскому завету «учиться коммунизму». Оно убеждает, потому что в нем талант и горячая любовь художника выразили правду истории, пафос нового человека.

culture-art.ru

Встреча с художником - Борис Владимирович Иогансон

Борис Владимирович Иогансон

Когда я впервые встретился с художником, ему было уже за шестьдесят. Его славы и популярности в стране хватило бы на целый десяток других людей. Я сразу же отметил для себя его по-юношески ясные, живые глаза, хорошо слепленную природой изящную голову. Встреча эта проходила все там же, в Ленинграде, в лекционном зале Академии художеств.

Вот он соединил чуть выше пояса руки, пальцы в пальцы, повернулся к слушателям и заговорил поставленным голосом. Несколько мгновений - и его обаяние, теплота передались залу.

Президент Академии художеств СССР Борис Владимирович Иогансон, рассказывая о своем пути в искусстве, был довольно искренен. Он вспоминал:

- Учились в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства в одно время с Павлом Кориным, но мы, в отличие от него, были легкомысленны. Он серьезно трудился, занимался. Рисовал и рисовал. А какой у него крепкий рисунок, всем известно! Нам же, многим, надо было поразвлечься, пофлиртовать. Окончили учебу. Некоторые из нас спохватились, стали наверстывать упущенное. Кое-чего достигли.

Это говорил крупнейший, известный всей стране мастер. Но следующие его слова до глубины души удивили меня:

- Достижения, конечно, есть, я удостоен высоких званий, наград, картины мои находятся в лучших музеях страны: Третья­ковке, Русском музее. Но говорить о приближении к Репину или Сурикову у меня и в помыслах нет...

Это говорил Борис Иогансон, Художник с большой буквы. А на сегод­ня любой неумеха может безответственно и оскорбительно отозваться о признанных художниках, сам не произведя на свет ровным счетом ничего интересного, стоящего.

Около десяти лет Борис Иогансон проработал актером. Отсюда умение держать себя на сцене, перед аудиторией. Он рассказывал:

- Рисовал я какое-то время в журналах. А однажды, увидев в журнале «Безбожник» шаржированный рисунок на тему развода, решил изобразить сцену об алиментах в живописи.

И вот создает он бытовую картину «Советский суд». Персона­жи вписывает в холст прямо с натуры.

Когда работал над эскизом картины «Допрос коммунистов», то в первом варианте в окно комнаты светило солнце. Это не давало необходимого напряжения, драматизма. Следовательно, надо было сделать нечто другое.

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

- Когда что-то не решается, делай наоборот, - говорил Борис Владимирович Иоган­сон.

В очередном эскизе за окном поселилась синь ночи; в сочета­нии с горячими красками, заполнившими сюжет, разворачиваю­щийся в интерьере, определилась верность хода свершающейся драмы. Густой колорит картины звучит мощными цветовыми аккордами.

Для работы над картиной «Железнодорожная узловая станция. Год 1919» мастерской служил снятый на лето сарай. Иогансон ходил по Москве, наполненной разрухой и нуждой. Выискивал своих героев, типаж. Мать, кормящую грудью ребенка, увидел в Александровском саду, у Кремля, сидящей на скамье. Вначале на просьбу пойти позировать, вот так с открытой грудью, художник получил отказ. Отпор. Но Борис Владимирович вернулся и обра­тился:

- Я Вас очень прошу. Ради искусства.

- Если ради искусства... - и натура сдалась.

- Но когда я в мастерской стал вписывать ее с ребенком в холст, - продолжал Иогансон, - то белая, сияющая грудь разру­шала общую тональность картины. И не хватало силы красок, чтобы ее взять.

Тогда он произнес:

- Разрешите, я тонально погашу эту ослепительность?!.

- Коли ради искусства, валяйте.

- Я взял уголек, раскатал его в пыль между пальцев рук. При­сыпал, тонально пригасил эту красоту. И работа пошла...

Своих героев в картину «Железнодорожная узловая станция. Год 1919», помимо использования этюдного материала, вписывал в холст в мастерской с живого прообраза. Сетовал:

- Вот не было отхода в сарае, работал близко к холсту, допус­тил ошибку. Нога идущего солдата длинная. Фигуры некоторые не попали по масштабу.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Критичен был к себе большой художник.

Нам, зрителям, картина эта показывает развал, разруху в стра­не периода Гражданской войны под скрип раскачивающейся на холодном ветру трубы для наполнения резервуаров водой. Живо­писные достоинства густой серебристой гаммы высоки. Берут за живое.

1928 год стал звездным для Бориса Иогансона. Он, можно сказать, под открытым небом, твердо стоя на Земле, создал три сложных картины, три шедевра, три значимых образа времени: «Рабфак идет», «Советский суд», «Железнодорожная узловая стан­ция. Год 1919».

С восхищением говорил Б. Иогансон о классиках В. Сурикове, В. Серове. Покорен был серовскими портретами, исполненными вдохновенно и артистично:

- Вы посмотрите. Серов сумел передать живую грудь. Она подымается. Дышит.

Далее вспоминал, как студентами в забегаловках и пивных по просьбе заказчика разукрашивали столы, рисуя на них папироски, положенные одна на другую и россыпью. Необходимо было так иллюзорно проработать изображение, чтобы у посетителя возник­ло стремление взять папироску со стола. Подобное изображение называется обманкой, таким образом зарабатывали небольшие деньги.

В качестве примера реалистической живописи называл фраг­мент из картины В. Маковского «Крах банка»:

- Вы всмотритесь в изображенные на стене часы. Кажется, там все до детали художником проработано, - говорил он. - Есть ощущение стекла и циферблата за ним. Красота цвета и надеж­ность тона. А посмотришь вблизи - видно, что сделано быстро, умело, без въедливого пересчета деталей, - а детали чувствуются. Артистичное мастерство! А помните, как в серовском портрете Орловой исполнен пуфик (подставка под ноги)? Смотришь вбли­зи - проведено в одно касание широким флейцем. Но этот красный цвет так найден, прочувствован материально и в пространст­ве и в плоскости, что только диву даешься. Вот они, вершины мастерства! - утверждал Борис Владимирович Иогансон. - Мастерство во взвешен­ности разумного и чувства, вдобавок темперамент — веши, приро­дой данные. А то у меня был студент, который к холсту на мольбер­те бежал бегом. Взад-вперед, туда и опять обратно. Кисти вытирал о халат, он у него колом стоял, можно было на пол ставить.

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Вот профессиональные сентенции Б. В. Иогансона:

- Если в живописи первые два цветовых отношения будут не установлены, взяты неверно, то за ними все остальные будут непра­вильны, фальшивы.

- В искусстве неумение отобрать взглядом детали возникает от плохой школы. Цельность же восприятия видимого зависит от постановки глаза, от умения «распустить глаза», тогда взгляд наш отбирает самое важное.

- Художественность - это когда картина говорит нам больше, чем на ней есть.

- Психология, глубина чувства во многом в советской живописи утеряны от чрезмерного увлечения колоритом, декоративностью.

- Художник - это тот человек, который в своей профессии тянется к прекрасному.

- Часто художнику не хватает одержимости, гражданской мысли.

- Счастье брать натуру сразу на лист дается гигантским трудом.

- Почему некоторые картины становятся любимыми для зри­теля ? Потому что художник отразил правду в искусстве.

- Декоративная вещь смотрится на далеком расстоянии. В «Сва­товстве майора» Федотова мать и дочь - это одно декоративное пятно.

- За картиной должна быть повесть, останавливающая взгляд зрителя своим колоритом.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Над картиной «В. И. Ленин на III съезде комсомола» он рабо­тал с бригадой. Руководил, естественно, Борис Владимирович Иогансон. Своих подопечных посылал во дворцы культуры и общественные здания за этюдами фрагмента интерьера, ковра на полу, кресла. Так со­бирали материал для картины. Соавторы уходили, работали, приносили сработанный материал, этюды и удивлялись. Было и такое. Мастер за это время, находясь от нетерпения в состоянии творческого горения, уже заканчивал намеченный фрагмент в картине. Принесшего этюд поощрял:

- Поработал с пользой для себя и для дела. Молодец!

Он профессорствовал в двух художественных институтах, репинском и суриковском. В Ленинграде и Москве. Будучи при этом президентом Академии художеств СССР. Говорили, в этот период его жизни за ним в гостинице «Астория» был закреплен постоянный столик. Выдающийся художник, любимец власти, был наделен Богом, кроме необыкновенного таланта живописца, еще и незаурядной энергией.

Борис Владимирович Иогансон - великий мастер картины, он отразил в художественных образах эпоху советской России.

Владислав Эдуардович Меос, народный художник Республики Башкортостан

artageless.com

Встреча с художником - Б. В. Иогансон - Мастер - Класс

27.07.2011 13:51

Автор: Владислав Эдуардович Меос

Борис Владимирович Иогансон

Когда я впервые встретился с художником, ему было уже за шестьдесят. Его славы и популярности в стране хватило бы на целый десяток других людей. Я сразу же отметил для себя его по-юношески ясные, живые глаза, хорошо слепленную природой изящную голову. Встреча эта проходила все там же, в Ленинграде, в лекционном зале Академии художеств.

Вот он соединил чуть выше пояса руки, пальцы в пальцы, повернулся к слушателям и заговорил поставленным голосом. Несколько мгновений - и его обаяние, теплота передались залу.

Президент Академии художеств СССР Борис Владимирович Иогансон, рассказывая о своем пути в искусстве, был довольно искренен. Он вспоминал:

- Учились в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства в одно время с Павлом Кориным, но мы, в отличие от него, были легкомысленны. Он серьезно трудился, занимался. Рисовал и рисовал. А какой у него крепкий рисунок, всем известно! Нам же, многим, надо было поразвлечься, пофлиртовать. Окончили учебу. Некоторые из нас спохватились, стали наверстывать упущенное. Кое-чего достигли.

Это говорил крупнейший, известный всей стране мастер. Но следующие его слова до глубины души удивили меня:

- Достижения, конечно, есть, я удостоен высоких званий, наград, картины мои находятся в лучших музеях страны: Третья­ковке, Русском музее. Но говорить о приближении к Репину или Сурикову у меня и в помыслах нет...

Это говорил Борис Иогансон, Художник с большой буквы. А на сегод­ня любой неумеха может безответственно и оскорбительно отозваться о признанных художниках, сам не произведя на свет ровным счетом ничего интересного, стоящего.

Около десяти лет Борис Иогансон проработал актером. Отсюда умение держать себя на сцене, перед аудиторией. Он рассказывал:

- Рисовал я какое-то время в журналах. А однажды, увидев в журнале «Безбожник» шаржированный рисунок на тему развода, решил изобразить сцену об алиментах в живописи.

И вот создает он бытовую картину «Советский суд». Персона­жи вписывает в холст прямо с натуры.

Когда работал над эскизом картины «Допрос коммунистов», то в первом варианте в окно комнаты светило солнце. Это не давало необходимого напряжения, драматизма. Следовательно, надо было сделать нечто другое.

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

- Когда что-то не решается, делай наоборот, - говорил Борис Владимирович Иоган­сон.

В очередном эскизе за окном поселилась синь ночи; в сочета­нии с горячими красками, заполнившими сюжет, разворачиваю­щийся в интерьере, определилась верность хода свершающейся драмы. Густой колорит картины звучит мощными цветовыми аккордами.

Для работы над картиной «Железнодорожная узловая станция. Год 1919» мастерской служил снятый на лето сарай. Иогансон ходил по Москве, наполненной разрухой и нуждой. Выискивал своих героев, типаж. Мать, кормящую грудью ребенка, увидел в Александровском саду, у Кремля, сидящей на скамье. Вначале на просьбу пойти позировать, вот так с открытой грудью, художник получил отказ. Отпор. Но Борис Владимирович вернулся и обра­тился:

- Я Вас очень прошу. Ради искусства.

- Если ради искусства... - и натура сдалась.

- Но когда я в мастерской стал вписывать ее с ребенком в холст, - продолжал Иогансон, - то белая, сияющая грудь разру­шала общую тональность картины. И не хватало силы красок, чтобы ее взять.

Тогда он произнес:

- Разрешите, я тонально погашу эту ослепительность?!.

- Коли ради искусства, валяйте.

- Я взял уголек, раскатал его в пыль между пальцев рук. При­сыпал, тонально пригасил эту красоту. И работа пошла...

Своих героев в картину «Железнодорожная узловая станция. Год 1919», помимо использования этюдного материала, вписывал в холст в мастерской с живого прообраза. Сетовал:

- Вот не было отхода в сарае, работал близко к холсту, допус­тил ошибку. Нога идущего солдата длинная. Фигуры некоторые не попали по масштабу.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Критичен был к себе большой художник.

Нам, зрителям, картина эта показывает развал, разруху в стра­не периода Гражданской войны под скрип раскачивающейся на холодном ветру трубы для наполнения резервуаров водой. Живо­писные достоинства густой серебристой гаммы высоки. Берут за живое.

1928 год стал звездным для Бориса Иогансона. Он, можно сказать, под открытым небом, твердо стоя на Земле, создал три сложных картины, три шедевра, три значимых образа времени: «Рабфак идет», «Советский суд», «Железнодорожная узловая стан­ция. Год 1919».

С восхищением говорил Б. Иогансон о классиках В. Сурикове, В. Серове. Покорен был серовскими портретами, исполненными вдохновенно и артистично:

- Вы посмотрите. Серов сумел передать живую грудь. Она подымается. Дышит.

Далее вспоминал, как студентами в забегаловках и пивных по просьбе заказчика разукрашивали столы, рисуя на них папироски, положенные одна на другую и россыпью. Необходимо было так иллюзорно проработать изображение, чтобы у посетителя возник­ло стремление взять папироску со стола. Подобное изображение называется обманкой, таким образом зарабатывали небольшие деньги.

В качестве примера реалистической живописи называл фраг­мент из картины В. Маковского «Крах банка»:

- Вы всмотритесь в изображенные на стене часы. Кажется, там все до детали художником проработано, - говорил он. - Есть ощущение стекла и циферблата за ним. Красота цвета и надеж­ность тона. А посмотришь вблизи - видно, что сделано быстро, умело, без въедливого пересчета деталей, - а детали чувствуются. Артистичное мастерство! А помните, как в серовском портрете Орловой исполнен пуфик (подставка под ноги)? Смотришь вбли­зи - проведено в одно касание широким флейцем. Но этот красный цвет так найден, прочувствован материально и в пространст­ве и в плоскости, что только диву даешься. Вот они, вершины мастерства! - утверждал Борис Владимирович Иогансон. - Мастерство во взвешен­ности разумного и чувства, вдобавок темперамент — веши, приро­дой данные. А то у меня был студент, который к холсту на мольбер­те бежал бегом. Взад-вперед, туда и опять обратно. Кисти вытирал о халат, он у него колом стоял, можно было на пол ставить.

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Вот профессиональные сентенции Б. В. Иогансона:

- Если в живописи первые два цветовых отношения будут не установлены, взяты неверно, то за ними все остальные будут непра­вильны, фальшивы.

- В искусстве неумение отобрать взглядом детали возникает от плохой школы. Цельность же восприятия видимого зависит от постановки глаза, от умения «распустить глаза», тогда взгляд наш отбирает самое важное.

- Художественность - это когда картина говорит нам больше, чем на ней есть.

- Психология, глубина чувства во многом в советской живописи утеряны от чрезмерного увлечения колоритом, декоративностью.

- Художник - это тот человек, который в своей профессии тянется к прекрасному.

- Часто художнику не хватает одержимости, гражданской мысли.

- Счастье брать натуру сразу на лист дается гигантским трудом.

- Почему некоторые картины становятся любимыми для зри­теля ? Потому что художник отразил правду в искусстве.

- Декоративная вещь смотрится на далеком расстоянии. В «Сва­товстве майора» Федотова мать и дочь - это одно декоративное пятно.

- За картиной должна быть повесть, останавливающая взгляд зрителя своим колоритом.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Над картиной «В. И. Ленин на III съезде комсомола» он рабо­тал с бригадой. Руководил, естественно, Борис Владимирович Иогансон. Своих подопечных посылал во дворцы культуры и общественные здания за этюдами фрагмента интерьера, ковра на полу, кресла. Так со­бирали материал для картины. Соавторы уходили, работали, приносили сработанный материал, этюды и удивлялись. Было и такое. Мастер за это время, находясь от нетерпения в состоянии творческого горения, уже заканчивал намеченный фрагмент в картине. Принесшего этюд поощрял:

- Поработал с пользой для себя и для дела. Молодец!

Он профессорствовал в двух художественных институтах, репинском и суриковском. В Ленинграде и Москве. Будучи при этом президентом Академии художеств СССР. Говорили, в этот период его жизни за ним в гостинице «Астория» был закреплен постоянный столик. Выдающийся художник, любимец власти, был наделен Богом, кроме необыкновенного таланта живописца, еще и незаурядной энергией.

Борис Владимирович Иогансон - великий мастер картины, он отразил в художественных образах эпоху советской России.

Владислав Эдуардович Меос, народный художник Республики Башкортостан

← История и современность войлока Встречи с художником - А. А. Дейнека. →
 
Добавить комментарий

hallart.ru