Tannarh БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА ИСАЧЕВА (Компиляция из разных источников). Картины исачев


Статью про тунеядство я знала наизусть

30 лет назад в Минске произошло неслыханное – на выставку картин речицкого художника Исачева выстроилась такая очередь, какой не видел даже Шишкин в художественном музее.

Ровно 30 лет назад Минск пережил настоящий культурный шок. Во дворце культуры Белсовпрофа прошла первая выставка Александра Исачева. Многие минчане до сих пор помнят это событие — как часами стояли в огромном хвосте на Октябрьской площади, чтобы потом пройти, почти не останавливаясь, перед удивительными и абсолютно нереальными картинами.

Исачев стал тогда настоящей сенсацией. На его выставке побывало более 200 тысяч человек — немыслимая по тем временам цифра. Но сам художник своей славы так и не увидел — его не стало за полгода до нее.

В день, когда проходила выставка, корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич поговорила со вдовой Александра Исачева Натальей Николаевной о художнике и о том, что значить «работать его женой».

Я поняла сразу, что это — моё

— Вы никогда не думали, как могла бы сложиться ваша жизнь, если бы Александр не ушел так рано? Времена перестройки, ветер перемен, возвращение религии — не казалось ли вам, что это время для него было бы идеальным?

— Думала… Преддверие перестройки… Ветер перемен… Он только слегка коснулся Александра. Необыкновенный взрыв популярности, толпы народа на выставке в Речице в 1987 году — и смерть… Шок для всех! Весной 1988 года я привезла выставку в Минск чтобы доказать недоброжелателям, что успех художник будет иметь не только в «родном провинциальном городе, где не очень образованная публика поддерживала своего земляка», как говорили тогда злопыхатели, но и в столице. Тут уж не сошлешься на провинцию. А что делать с публикой? Минск взорвался! Был и еще целый ряд выставок… По всему Союзу… И было безумно больно, и было безумно жаль, что Саши больше нет.

Художник в квартире подпольного коллекционера Георгия Михалова – здесь было представлено всё альтернативное искусство тогдашнего Питера

В день приезда Михайлова Исачев лакировал свеженаписанные полотна, а женщины готовили нехитрые белорусские блюда – на заднем плане Наталья с мамой чистят картошку

Исачевы и Игорь Шпадарук

Но постепенно стало приходить ощущение, что от чего-то Господь уберег его. Слишком не его наступали времена. Кошмар 90-х, утрата всяких романтических стремлений, убойный практицизм, прагматизм, мир «шоу» и «тусовок», девальвация нравственных ценностей… Я думаю, все это «душило бы» его.

Пожалуй, активное строительство храмов позволило бы Александру и Игорю Шпадаруку найти применение своим художественным потребностям во внешнем пространстве. Но с остальным миром ему уживаться было бы сложно: конкуренция, зависть, сплетни, «мифы и легенды»… Теперь уже не власть и официальная идеология, а слишком бесцеремонный социум «упрятал бы» опять Исачева в микромир своей мастерской. Безусловно, он сидел бы и работал… Но сколько ерунды вертелось бы вокруг… Надо лично знать Сашу, чтобы понимать, насколько нынешний мир — не его мир. Приходишь к выводу: каждому — свое время. Он был и состоялся не в идеальном, но в своем времени и пространстве. И то, что ему нужно было сделать, он сделал, свою миссию выполнил… Остальное — это только наши предположения…

— Александр был вашей первой, школьной любовью? Как вы поняли, что это — ваше?

— Да, действительно, мы познакомились, когда я училась еще в 7-м классе. Случилось это на новогоднем школьном вечере. Саша к этому моменту окончил 8 классов Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству им. Ахремчика. Среднее образование он получал уже в школе рабочей молодежи в Речице. Конечно, это были только первые впечатления… Отношения начались позднее, когда я училась уже в 10-м классе. Это был 1973 год, а в 1974-м мы поженились. Я намеренно сейчас рассказываю об этом кратко и сдержанно. Эмоциональный градус от переживаемой заново юности очень высок, его невозможно выдержать в рамках интервью.

Что «это — моё», поняла сразу. Я, конечно, еще не знала, чего хочу от жизни вообще. Но знала точно, что хочу любить. И любить так, чтобы это было «не как у всех». И еще знала, что Саша Исачев — это юноша «не как все».

Александр и Наталья Исачевы поженились сразу после того, как она окончила школу, и были вместе 14 лет, до самой смерти художника

— Было ли у вас ощущение, что рядом с вами гений?

— Александр не мог не писать… И потрясающая работоспособность! Это главное. Это было видно сразу. Хотелось ему помогать и создавать условия для работы. Знаете, сегодня такие слова, как «гений», «звезда», к сожалению, обесценились… Куда ни посмотри — целые россыпи «звезд». Я бы сказала, что Саша — художник, отмеченный Богом, Творец своего мира… Сначала я это интуитивно чувствовала, но очень скоро стала осознанно понимать это. Знала всегда. И сейчас думаю так. Исачев — это явление в художественном пространстве. А для меня — это еще и явление в человеческом мире. Сложное явление, порой спорное… Но тем и ценное! Интересное! Привлекающее! Мы могли спорить, ссориться, иногда очень сильно. Но мы всегда были интересны друг другу. Тем более что на протяжении нашей совместной жизни мы все время «открывали» друг друга, что вполне естественно для еще только формирующихся и взрослеющих людей.

Работа жены художника

 — Александр был самоучкой — в том плане, что художественного образования, кроме училища в Минске, которое он так и не окончил, у него не было. Как он постигал свои университеты? По сюжетам его работ видно — он был человеком огромной эрудиции…

—  Как человек, отучившийся много лет (имею два высших образования) и отработавший на педагогическом поприще более 30 лет, могу утверждать, что одним из самых плодотворных способов приобретения знаний является самообразование. Здесь важна высокая мотивация. У Александра стремление к саморазвитию было какой-то абсолютно органичной чертой, я бы даже сказала — естественной потребностью, ну, например, как потребность дышать, есть, пить.

Летом 1976 года у Александра с Натальей родился сын Ярослав, а коллекционер Георгий Михайлов приехал к ним в Речицу за новой партией работ Исачева – в саду у родителей Натальи по этому поводу устроили импровизированную выставку

Сотни прочитанных книг… Начиналось с юношеской романтической тяги к поэзии, потом классическая проза, параллельно — интерес к античной мифологии, философии, религии. Постепенно мы стали осваивать серьезную научно-исследовательскую литературу по истории, эстетике, философии, истории культуры, истории религии.

Я говорю «мы», потому что у нас с самого начала установился обычай совместной работы. Саша обладал прекрасной памятью и великолепной способностью усваивать материал и информацию на слух. Он сидел за мольбертом, а я читала вслух. Таким образом решал Исачев сразу две задачи: экономил свое время и «просвещал» меня.

Впоследствии это стало «обязательной работой» жены художника. Свой «рекорд» я поставила на «Мастере и Маргарите»: 10 часов непрерывного чтения вслух — роман прочитан от корки до корки…

Литературная география тоже расширялась: восточные цивилизации в их древних и современных версиях тоже стали предметом изучения. И, конечно же, основополагающие первоисточники: Библия, Коран, «Ригведа», «Бхагавад-гита», «Махабхарата», «Рамаяна», эпосы Гомера и Скандинавии (Старшая Эдда)…

Знаете, наше счастье в том, что мы оба любили и желали учиться и совпадали в этом желании. Это огромный труд. Но в том-то и дело, что воспринимался он не как обязанность или долженствование, а как удовольствие и самая необходимая и естественная часть нашей жизни. Это я сейчас облекаю все это в слова, а тогда мы даже не задумывались над этим. Это не обсуждалось. Это было само собой разумеющимся.

Исачевы пытались вместе «зацепиться» в Питере, но, когда Наталья забеременела, всё-таки вернулись в Речицу

Естественно, пережитое на внутреннем уровне питало Исачева-художника. Это был непрекращающийся процесс. Я уже упоминала о его потрясающей работоспособности у мольберта. Так вот, это тоже было для него удовольствием. Процесс как дыхание, как необходимость, как сама жизнь (без всякого пафоса — именно текущая жизнь). Поэтому 14-16-18 часов пролетали незаметно. Результат — быстро растущее техническое мастерство художника.

Техника, в которой работал Александр, очень трудоемкая, затратная и «долгоиграющая», если можно так выразиться. Честно говоря, я больше ни у кого не наблюдала такой естественной потребности заниматься своим профессиональным делом сколь угодно долго. Я думаю, что такие люди есть, но встречаются редко. И это по-настоящему счастливые люди!

— Какую роль в судьбе Александра как художника сыграл коллекционер Георгий Михайлов? Правда ли, что Исачев стал популярным на Западе благодаря михайловской коллекции?

— Известность Исачев получил прежде всего в Ленинграде (приобрел «широкую известность в нешироких кругах»), выставлялся на первых разрешенных выставках неформальных художников в Ленинграде в 1974, 1975 годах, его работы постоянно экспонировались на квартирных вернисажах Георгия Михайлова.

«Этот речицкий дом навсегда остался в памяти местом абсолютного счастья: и сортовые гладиолусы, котрые разводил мой отец, и картины Саши в саду, и маленький Ярославчик, завернутый в пончо, в котором так любил работать Исачев», — вспоминает Наталья Николаевна

Благодаря коллекции Георгия Николаевича стал известен на Западе (опять же вместе с другими ленинградскими художниками)… Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, здесь он  — русский художник. Но жил и творил в Речице, расписывал храмы и писал иконы для местных церквей. В конце жизни получил широкую известность на Родине. Поэтому — белорусский художник (заметьте, еще до распада Союза).

На знаменитой выставке в 1987 году в Речице критики-недоброжелатели попытались поставить ему в вину отсутствие в творчестве белорусских мотивов. На это оппоненты резонно возразили: «А что, на картинах обязательно лапти должны быть изображены?!» Добавлю, что Исачев не изображал ни белорусских лаптей, ни русских косовороток… Утрирую, конечно! Не поймите меня превратно: никто не против фольклорно-национальной стихии в искусстве, просто каждому — своё.

Портрет Натальи Исачевой, сделанный фотохудожником Хабибулиным. «Я уже вдова» — подписала этот снимок Наталья Николаевна

Зато иконы святой Евфросинии Полоцкой, Богоматери Жировичской написаны еще в 70-е годы, когда об этих личностях и исторических событиях, с ними связанных, знали только священнослужители, да очень «продвинутые» гуманитарии. И Святого Владимира — крестителя всея Руси — писал тогда же. Просто национальное мыслилось в контексте христианского православного поля. Но это поле еще шире: оно общемировое, межнациональное. Библия — это база, фундамент развития мировой культуры. Я намеренно не вдаюсь в религиозные и философские аспекты, связанные с этим памятником. Но именно это интересовало Александра. Это, если хотите, изучение, размышление, самопознание и познание Бога, высших истин с помощью кисти. Но поле интересов художника еще шире. Что дали миру первокультуры, древнейшие цивилизации?.. Все это было предметом его творческого исследования.

Полотна вместе уже не собрать

—  Есть ли картины Исачева в государственных галереях Беларуси? Других стран?

— В Светлогорске есть галерея, в которой творчество Исачева представлено копиями картин, воспроизводящими цвет и фактуру использованных материалов.

Александр и Наталья Исачевы с детьми на единственной прижизненной выставке художника, которая прошла в Речице в 1987 году

В Речице, в галерее, носящей имя художника, экспонируется порядка 30 подлинных работ мастера. Правда, большая часть экспозиции представлена графикой. Но тем больше заслуга работников небольшого музея, который практически не имел и не имеет средств на приобретение подлинников.

Другие белорусские музеи работы Исачева не приобретали. А Национальный художественный музей Беларуси отличился тем, что отказался от выставки коллекции Олега Орлова. Хотя на протяжении 10 последних лет эту коллекцию принимали на самых разных выставочных площадках Беларуси, включая выставку в рамках «Славянского базара». Что касается наличия картин художника в государственных галереях других стран — у меня таких сведений нет. Речь может идти о частных собраниях.

—  Многие коллекционеры, в том числе и Орлов, утверждают, что у них самая большая коллекция произведений автора. Где их собрано больше всего? Хотелось ли вам (хотя бы гипотетически) собрать вместе его полотна, если не в один музей, то хотя бы на временную экспозицию?

—  Гипотетически хотеть можно многого… Собрать полотна Александра сегодня невозможно. Любая временная экспозиция — это крохотная часть его творчества. Постоянная — тем более. Мамонтовых, Морозовых и Третьяковых пока не предвидится.

Долгое время самым большим собранием была коллекция Георгия Михайлова. Но после его смерти она перестала экспонироваться. Судьба ее пока под вопросом.. Есть наследники. Идет определение ее юридического статуса (или ее частей). Процесс и сложный, и долгий… Ничего определенного сказать не могу…

У Олега Орлова, пожалуй, сейчас самое большое собрание в Беларуси по количеству единиц. Он экспонирует свою коллекцию — и это хорошо. Пользуюсь случаем публично выразить ему благодарность за то, что зритель имеет возможность встречаться с картинами Александра. Всем сотрудникам галереи «Артель» также выражаю свой респект.

Есть каталог — это важно в том смысле, что дает более полное представление о творчестве художника, чем любая выставка, возможная сегодня. Это поле для исследования творчества художника. За это тоже спасибо Олегу. Что будет дальше — покажет время. Саша говорил: «У картин своя судьба».

Статью про тунеядство я знала наизусть

Вдова известного художника рассказала о том, какой была богемная жизнь Ленинграда 70-х, кем считал себя Исачев и почему она так радовалась его «тунеядству».

Тридцать лет назад выставка Исачева стала для Минска настоящей культурной сенсацией — ее посетило более 200 тысяч человек. К сожалению, сам художник своей оглушительной славы так и не увидел — он скончался за 5 месяцев до нее, в возрасте 32 лет. 

Люди из СССР

—  Во многих статьях Александра называют русским художником…

— Вот тут и хочется выбросить слоган «Мы — из СССР!». Вопрос так не стоял. Мы с Сашей, конечно, относились к идеологическим диссидентам (подчеркиваю: идеологическим, не политическим), вернее, нас туда «автоматом» определили, но… Мы (теперь я уже имею в виду абсолютное большинство людей) все-таки были единым народом, многонациональным, со своими традициями, языковой культурой, местными нюансами, но все же — единым. Народом, имеющим историю с общими трагедиями и общими достижениями, общей Победой в Великой Отечественной войне. Простите, но мои родители — два ветерана Великой Отечественной, встретившие Победу в Берлине и там оформившие свой брак. Отец — белорус, мать — украинка. У меня в советском паспорте в графе «национальность» была запись по отцу и месту проживания — «белоруска». Саша по отцу считался русским, хотя мать — местная уроженка и жили они в Речице. Так кто же наши дети?

А еще надо учитывать менталитет речичан. Во-первых, Гомельская область входила в историческую черту оседлости еврейского населения. Во-вторых, открытие нефтяных месторождений в Речицком районе привлекло в регион специалистов со всего Советского Союза: из Москвы, Ленинграда, Средней Азии, Сибири и т. д.

Когда Исачевы получили квартиру, было сразу решено, что самая большая комната будет мастерской художника

Люди оседали в нашем городе, их дети сидели с нами за одними партами… Никому в голову не приходило, что наступят времена «национальных квартир». Мы понимали, что есть и скрытый государственный антисемитизм, и другие сложности в официальной национальной политике. Без проблем и быть не могло в многонациональном государстве.

Поймите же, мы жили в едином культурно-историческом пространстве. Когда с детства слышал, а потом и пел вместе с родителями и бабушками песни на русском, белорусском и украинском языках, трудно понять и принять то, что творится сегодня. Слово «русский» звучало часто как синоним слова «восточнославянский», а иногда и шире. А часто — как альтернатива понятию «советский». Новым поколениям, воспитанным в других исторических реалиях, трудно, наверное, это понять. Что бы ни говорили сегодня, но никто не мешал мне изучать белорусский язык и в школе, и в университете, а сильнейшая белорусская проза создана во времена Союза. Был и такой предмет, как литература народов СССР. А русский язык выполнял важнейшую функцию: обеспечивал межнациональное общение.

Юный Исачев, пробующий себя в поэзии, пытался писать и на русском, и на белорусском языках. Поэтом он не стал — стал художником.

Исачев нарисовал свою жену в образе Дианы

Я была рада этому «тунеядству»

 —  Правда ли, что много работающего художника грозились привлечь за тунеядство?

— В Ленинграде гонялись за неофициальными художниками. В провинции было проще. Иногда пугали. Но применить статью тогдашнего кодекса тоже было не так просто. «Тунеядец» — понятие, имевшее свое юридическое определение. Я сейчас точно не процитирую, но суть его в том, что это человек, не работающий, живущий за счет других против их воли. Разумеется, «моя воля» была «за». На тот момент я эту статью знала наизусть.

— Обсуждали ли вы с ним когда-нибудь вариант официального продвижения: соцреализм, вступление в союз художников — сытую и благополучную жизнь взамен удела непризнанного гения? Что он думал по этому поводу?

— Этот вопрос исключался с самого начала и никогда не вставал. Официально работающим человеком в семье была я. А удел «непризнанного гения» — это было романтично, это работало на повышение самооценки, на самоутверждение. Повторяю: мы были молоды! Мы были романтичны, но не инфантильны. Мы не боялись жить и делать свою жизнь с нуля и по-своему. Я же говорю: время было другое… Брожение хиппи, там- и самиздат, подпольный рок, редкие выставки неофициальных художников…

Квартира Исачевых была и его мастерской, и местом бесконечных встреч художников — редко когда супругам удавалось остаться одним

— Александр уезжал в Ленинград, говорят, жил  чуть ли не на улице…

—  Не верьте этим избитым дурацким штампам: «голодал», «продавал работы за ничто», «никуда не мог устроиться» и т. п. Романтика «блуждания по Петербургу Достоевского» касается нескольких месяцев 73-го года. Он мог в любой момент приехать домой. Но ему так нравилось…

Уехали они тогда вместе с Игорем Шпадаруком: хотели поближе сойтись с творческой средой, увидеть изнутри «подпольную» культуру. Ленинград тогда принимал лимитчиков (работа с временной пропиской и общежитием). Устроились в какой-то зеленхоз или что-то в этом роде. Словом — зацепились. Одним из центров тогдашнего культурного андеграунда была квартира Константина Кузьминского… Жизнь здесь кипела. Поэты, художники… Кто-то читает свои стихи, кто-то демонстрирует холсты или графику. Девчонки- машинистки заняты перепечаткой текстов. Костя между делом дает указания. Споры, разговоры, «лекции по российской изящной словесности»… То он (Исачев) был членом какого-то молодежного литературного объединения, то участвовал в репетициях какой-то полуофициальной театральной труппы, ставившей «Гамлета» (роль Меркуцио)…

Все это позднее вспоминалось и рассказывалось с юмором. Никакой горечи не испытывал от приводов в милицию из-за своего убойного прикида а-ля «хиппи». Наоборот! Повествовалось об этом с веселой гордынькой.

Александр Исачев за три дня до смерти

Работу потерял (не за этим приехал!), общежитие и прописку потерял. Но продолжал еще несколько месяцев существовать в Ленинграде на «полулегальном» положении: по друзьям, по знакомым. Случалось, ночевал на скамейке в парке или в парадной. Погреться и выпить чашечку «двойного» кофе заходил в кафе на углу Невского и Владимирского — знаменитый «Сайгон». Все творческие люди того времени знали легенду о «неразменном сайгоновском рубле» — когда все перезанимали друг у друга рубль, который рано или поздно возвращался…

Но немало родилось легенд о его «нищенском» существовании той поры. И что «бедный» художник кипятил чайничек на вечном огне на Марсовом поле… Прям Веллера не хватает! Читаешь некоторые материалы — и создается впечатление, что он всю жизнь так или почти так прожил… И никому из этих «рассказчиков легенд» не приходит в голову задать себе элементарный вопрос: а что, Исачев по Ленинграду с чайником или котелком гулял? Чтобы Вечный огонь на Марсовом поле ночью в качестве плиты использовать? Такой «предусмотрительностью» Исачев точно не страдал.

Он не был «забитым жизнью» художником

— Но потом вы пытались уехать в Питер уже вместе?

— «Потусовался» он в Питере до холодов. В Речицу вернулся в декабре 1973 года. Я в 10-м классе. Вот тут и началась уже «наша история». Началась настоящая работа. Все, что происходило до этого, было скорее «пробой пера», в чем-то еще «игрой». С 1974 года по-настоящему заявляет о себе Исачев-художник.

Александр и Наталья, 1973 год

Когда мы поженились (летом 74-го), организовалась жизнь в семье и обеспечены были условия для его работы. Ездили в Ленинград вдвоем. Бывали у Кузьминского. Помню, даже помогала оформлять одну из квартирных выставок. Посмотрела на богему собственными глазами. Много интересного и спорного… Благодаря К. Кузьминскому несколько Сашиных работ экспонировались на выставках в ДК им. Гааза (1974) и в ДК «Невский».

После известного запрета на искусство, противоречащее принципам соцреализма, это были первые большие официально разрешенные выставки неофициальных художников в Ленинграде. Нескончаемые очереди, забитые народом залы, атмосфера протестного праздника! На выставке в «Невском» мы познакомились с Георгием Михайловым. Он приобрел у Саши несколько работ. Пригласил нас в гости, показал свой домашний «выставочный зал» в двухкомнатной квартире советского образца.

С этих пор Сашины работы стали постоянно экспонироваться в квартире Михайлова. И продаваться тоже. Очень скоро Исачев занял одно из ведущих мест на этих вернисажах. Подчеркиваю, мы жили не в Ленинграде, а в Речице. И картины писались в Речице. Они доставлялись в Ленинград и выставлялись у Михайлова. Поэтому мне не совсем понятно, о каком «ленинградском периоде» порой говорят. По какому критерию его выделяют?

Попытка осесть там не удалась. Мы вернулись в Речицу, жили с родителями, получили отдельную трехкомнатную квартиру (дом моих родителей пошел под снос), я окончила университет, с тех пор более 36 лет работаю в школе (ныне гимназии). У нас росли дети. Регулярно ездили (а чаще летали) в Ленинград…

Один из самых известных автопортретов Александра Исачева

Бывали в Москве, отдыхали в Пицунде… Сиживали в ресторанах «Баку», «Москва», «Невский», «Яр» (ленинградцы и москвичи поймут), выезжали в прибалтийские кемпинги в Вийтно и Норусе побаловаться финскими баньками… Я уже не говорю о музеях, храмах, пригородах Петербурга, театрах, концертах… Я понимаю, что это никак не вяжется с плаксиво-трагедийными текстами о «забитом жизнью» художнике. Но это было частью нашей жизни. А главное — работа за мольбертом. Сознательно не устраивался на работу, чтобы быть свободным для творчества.

Да, не все и не всеми понималось и принималось, были и осложнения с властями, была и своя драматургия в отношениях друг с другом…  Это и есть жизнь, результатом которой стало творческое наследие художника.

Полотна вместе уже не собрать

— Исачева называют очень плодовитым художником. Он ушел из жизни совсем молодым и оставил более 500 полотен. Правда ли, что в семье практически не осталось его картин — часть из них была украдена, многое было раздарено и продано при жизни художника? Правда ли, что грабители целенаправленно искали именно Исачева и что были и другие кражи у владельцев его полотен?

— Это правда. Кстати, в каталоге отдельной рубрикой представлены похищенные работы.

Александр Исачев в юности

— Легко ли он вообще расставался со своими работами?

— Думаю, да. Некоторые считал программными. Некоторые оставлял в семье. Но, пережив творческий процесс создания картины, болел уже другим замыслом.

— Исачева сегодня называют самым дорогим современным белорусским художником на мировых арт-рынках. Как вы к этому относитесь?

— Философски… И к ценам, и к разговорам о ценах… Работа стоит столько, сколько за нее реально готов кто-то заплатить. А декларировать можно суммы с любым количеством нулей. Это еще не факт, что ее купят. Не была свидетелем сделок на мировых арт-рынках и сведений оттуда не получала. Но, в общем, работы Александра сегодня стоят достаточно дорого, смотря кто у кого покупает. И цены будут только расти.

— Какими выросли его дети, чем занимаются?

— Сын Ярослав окончил геологический факультет Гомельского университета. Работает геофизиком в УПСР. Дочь Мария окончила Минский лингвистический университет. Преподает немецкий язык. У обоих семьи, дети. У Ярослава оба сына уже студенты. Старший, Александр, учится на IV курсе БНТУ, младший, Андрей, оканчивает I курс биологического факультета Мозырского педуниверситета. У Марии две дочери и сын. Влада (старшая) оканчивает в текущем году гимназию, Анастасия учится в 4-м классе и делает успехи в музыке (занимается в Речицкой школе искусств на отделениях фортепиано и хореографии). Самому младшему, Иванушке, идет третий годик. Так что я уже «многодетная» бабушка.

Мария рисует для себя. Делает интерьерные росписи у себя в доме. Ярослав в свое время окончил Речицкую художественную школу. Получил первые уроки в мастерской отца. Живописью занимается серьезно. Его работы собраны в коллекции Дмитрия Машковича, хозяина галереи современного искусства «Коралловый куб». А лестничный пролет геологического факультета ГГУ до сих пор украшает большой триптих, выполненный еще во времена студенчества. Очень приятно было через столько лет увидеть его под стеклом (для сохранности).

Наши дети уже значительно старше своего отца, который не дожил 37 дней до 33 лет.

progomel.by

Биография Александра Исачева

Новый адрес страницы:https://tannarh.wordpress.com/2012/02/14/биография-александра-исачева/

Творцу необходима пустыня для того, чтобы он мог начать творить свой собственный мир, родить его из своей души.

Александр Исачев

АвтопортретАвтопортрет

Белорусский художник Александр Анатольевич Исачев родился 11 января 1955 году в поселке Озаричи Калинковичского района Гомельской области. Через три года умер его отец, и мать вместе с детьми переехала в город Речицу. Сначала Александр учился в мозырской школе-интернате, а затем поступил в минскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству имени Ахремчика, где проучился с пятого по восьмой класс. В двенадцатилетнем возрасте он получил премию на конкурсе детских рисунков в Италии, однако из интерната для одаренных детей его исключили после того, как он выкрасил волосы хной. Вспыхнувший конфликт с директором обернулся изгнанием одаренного ученика. В Советском Союзе конформизм и лояльность по отношению к власти ценились намного больше, чем талант и отличные успехи в учебе.

Александр вернулся в Речицу, где получил среднее образование в вечерней школе рабочей молодежи и устроился на работу штукатуром-маляром в ремонтно-строительном управлении. Там же он познакомился со своей будущей женой Натальей. По вечерам, как и все подростки его возраста, ходил на танцы а ночью писал картины. Однако размеренный и однообразный ритм провинциальной жизни отнюдь не способствовал развитию его дара, поэтому в начале 1973 года Александр уезжает в Ленинград, устраивается там на работу в зеленхоз, получает лимитную прописку и общежитие. Поначалу жизнь в «культурной столице» складывается непросто, пока случай не сводит его с поэтом Костей Кузьминским, заприметившим восемнадцатилетнего паренька, кипятившего воду на вечном огне на Марсовом поле, чтобы согреться и поесть. Через своего нового друга Александра попадает в среду ленинградских неформалов и знакомится с известным коллекционером, меценатом и ценителем живописи Георгием Михайловым, купившим несколько его картин для подпольной выставки, организованной у него на квартире. Богемная среда «захлестнула его своим бурным проявлением жизни».

МагияМагия

Время, проведенное среди молодых неформалов, стало для Александра периодом становления. Он перепробовал себя во множестве стилей и течений, участвовал в двух выставках ленинградских художников нетрадиционных направлений (1974, 1975 гг.). К самой первой полуофициальной выставке группы неофициальных художников на психологическом факультете ЛГУ Александр подготовил серию графических работ тушью в сюрреалистической манере, в духе, как он позднее сам определил, «черного юмора» и «эпатажа». По требованию декана факультета эти работы были сняты с экспозиции и показывались зрителям в отдельной папочке. В конце концов их кто-то украл, Александр не раз впоследствии вспоминал эти свои «шедевры» и удивлялся, что кому-то это могло понравиться.

В его работах, относящихся к этому периоду, просматриваются абстрактные и сюрреалистические мотивы. Потеряв работу, а вместе с ней прописку и общежитие, Исачев вынужден был перейти на полулегальное положение. Жить приходилось у друзей и знакомых, порой ночевал в парках и подъездах. Александра приютил Михайлов, который не только дал молодому художнику возможность выставляться, но и покупал ему холсты и краски. В конце концов истощенный, измученный недоеданием и недосыпанием Александр попал в больницу, после чего уехал домой в Речицу. Впрочем, Ленинград он покинул не навсегда, и продолжал бывать там наездами.

Вскоре Георгия Михайлова арестовали за поддержку неформального искусства и приговорили к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества. К счастью, его коллекцию, где находилось в том числе и 90 работ Исачева, удалось спасти от уничтожения, хотя значительная их часть была украдена или разрезана на части. Вместе с уцелевшей частью коллекции Михайлов эмигрировал на Запад, где занялся пропагандой современного русского искусства. Благодаря его усилиям Исачев получил признание за рубежом намного раньше, чем у себя на родине. Сегодня его работы находятся в европейских галереях и у частных коллекционеров.

РазлукаРазлука

Возвратившись в Речицу, Исачев постепенно отходит от авангардизма и обращается к творчеству классических европейских мастеров. В это же время он начинает изучать труды Лосева и Аверинцива, мифы и эпос народов мира, культуру Индии, Китая и Японии. Он работает по 18 часов в сутки, однако власти отказывают ему в официальной выставке и пытаются привлечь к ответственности по статье «тунеядство». В это же время основными темами сюжетных полотен Исачева избирает библейские ветхо- и новозаветные мотивы. Он работает и над портретами, и над пейзажами. Они тоже в большинстве своем мифологизированы, о чем говорят названия: «Моисей», «После потопа». Одновременно художник выполняет заказы для церквей: пишет несколько икон для речицкой Свято-Успенской церкви и делает роспись православного храма в Мозыре. Центральным образом в его творчестве становится Иисус Христос.

В 80-е Исачев обращается к культуре древнейших человеческих цивилизаций: Греции, Египта, Шумера, Индии. К этому времени у него складывается целостная концепция собственного творчества. В полотнах художника этого периода боги различных религий соседствуют друг с другом, здесь встречается много символики: христианской, древнегреческой, египетской, индийской и т.д. Зачастую атрибутика нескольких культур присутствует на одном холсте. Показательна в этом смысле одна из программных работ Исачева «Аллегория искусства». Александр работает в манере гладкого письма, самостоятельно разгадывая секреты нанесения на холст тончайших лессировочных слоев. Занимается также акварельной живописью, пастелью, графикой. Символика, используемая художником, многомерна, что роднит его с американским живописцем Майклом Паркесом . Кроме того, он наполняет ее собственным содержанием. Без определенных знаний прочесть ее невозможно. Однако Исачев оставляет за зрителем право на собственное прочтение.

Апостол ПетрАпостол Петр

Определив однажды для себя важными вневременные, общечеловеческие истины, он и служил им, и занимался ими, и болел ими душой и телом. Любое конкретное проявление зла или добра в его мозгу сразу же обобщалось, находило свой прообраз в мифологемах мировой культуры и тем самым становилось художественным материалом, «пластилином» , из которого он вылепливал свою модель взаимодействия и борьбы злого и доброго, прекрасного и безобразного. Те реальные явления, которые другого человека могли психологически травмировать, для Александра превращались в предмет философского осмысления, кистью или словом — неважно.

Вот типичный пример того, как воспринималось им собственное бытие: «Я долго думал над мифом, повествующим о рождении Аполлона… Почему бог, олицетворяющий искусство и творческую потенцию, родился где — то в изгнании, на каком то пустынном острове? Почему греки не окружили более достойными условиями рождение своего любимца? И понял: это — не случайно. Видимо, душе его необходимо было измучиться пустыней, истосковаться по прекрасному, по совершенству и гармонии до такой степени, чтобы оказаться способной родить все это из самое себя, превратиться в источник творческих сил… У меня тоже самое: рождение в глубинке Белоруссии, в какой — то деревеньке, большая часть жизни в небольшом провинциальном городке — условия, в которых, казалось бы, не из чего ни родиться, ни вырасти художнику… Так и должно было быть. Творцу необходима пустыня для того, чтобы он мог начать творить свой собственный мир, родить его из своей души. Я творец! Я бог! Я Аполлон собственного мира».

14 ноября 1987 года в Речице, в ДК «Нефтяник» , открылась первая выставка Александра Исачева. Для городка это стало сенсацией. Двадцать тысяч человек со всей Белоруссии приехали посмотреть его картины. Он был счастлив, как ребенок. Таким и запечатлела его кинокамера: улыбающимся, прижимающим к груди охапку цветов. Через три дня художник скончался от сердечного приступа. За свою жизнь Исачев создал около 500 картин, большинство из которых были вывезены за границу в Швецию, Германию, Францию, Израиль и США. На его могильной плите выбиты строки из Насими: «Я жемчуг в раковине скрытый, я мост, ведущий в ад и рай…»

Под редакцией Tannarh’a, 2012 г.

АпокалипсисАпокалипсис Составлено из следующих текстов:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Исачёв,_Александр_Анатольевич

http://isachev.narod.ru/

http://smallbay.ru/isachev.html

http://www.artneo.ru/index.php?type=page&id=58

http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Isachev.htm

http://isachev.narod.ru/publru0001.html

http://isachev.narod.ru/publru0002.html

http://isachev.narod.ru/publru0003.html

http://isachev.narod.ru/publru0004.html

http://isachev.narod.ru/publru0005.htm

http://isachev.narod.ru/publru0006.htm

tannarh.narod.ru

Художник АЛЕКСАНДР ИСАЧЁВ - Любовь к жизни

    АЛЕКСАНДР ИСАЧЁВ  (1955 - 1987) - оригинальный русский и белорусский художник с трагической судьбой. В раннем детстве он был брошен родителями, семейная жизнь которых не сложилась, и долгое время воспитывался в интернатах. Как часто происходит с детдомовцами, Исачев - одаренный начищающий художник был вынужден скитаться, зарабатывать на жизнь случайными заработками, работать грузчиком, но при этом никогда не забывал о своем призвании.Автопортрет

  В 70-е годы творческое кредо художника окончательно определилось. Считая своими учителями старых европейских мастеров, А. Исачёв, не копируя их работы, в своих картинах разрабатывал преимущественно библейские и мифологические сюжеты, писал также иконы для церквей."Изгнание из рая"

    Но работы художника в то время не считались "социально-полезными", и власти даже пытались привлечь его к уголовной ответственности "за тунеядство".    И все-таки, к Александру Исачёву признание успело придти еще при жизни. В конце 1987 года в белорусском городе Речица, на родине художника, открылась персональная выставка его картин. Три дня спустя Александр Исачёв скончался от сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской.

    К счастью для нас, любителей изобразительного искусства, картины этого замечательного, увы, не слишком известного художника, сохранились.

    Предлагаю вашему вниманию те их них, которые мне (дилетанту, разумеется) представляются наиболее интересными.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

    Благодарю за внимание.

    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Александр Исачев - ГАЛЕРЕЯ ПРЕКРАСНОГО

Надежда Орлова

АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ: СИЯЮЩИЙ ЛОТОС НА ТЕМНОЙ ВОДЕ

Очередь желающих попасть на выставку тянулась вдоль улицы, в ней стояли часами. У входа в не-большой зал стихали голоса: на людей с грустью и недоумением смотрели глаза старого человека, готового принять мученическую смерть и простить своим палачам, но не способного простить самому себе давней минутной слабости и отречения от своего Учителя. Глаза апостола Петра. Глаза человеческой совести. Посетители молча переходили от картины к картине, замирали перед ними, лишь изредка обмениваясь взглядами. От полотен, как от экзотических курений, начинала слегка кружиться голова – яркие краски, глубокие тени, стены древних храмов и дворцов, драгоценные камни, горящие темным огнем...Ироничная складка губ пророка Моисея – можно ценой всех ужасов казней египетских вывести людей из неволи, и все же они останутся рабами золотого тельца. Взметнувшийся к небу крест и поникшее на нем тело. И ощущение ужаса и беспомощности последнего часа. Это было дерзкое вторжение в душу каждого человека. Поражало и то, что многие из этих картин, казалось, вобравшие в себя мудрость тысячелетий, были написаны 23-летним юношей. Какие картины он создал бы 10 лет спустя, никому узнать дано не было – Александр Исачев до возраста Иисуса Христа не дожил. Но он успел сказать то, что должен был сказать, и ушел, как только его услышали. С первого по четвертый класс Саша учился в интернате в Мозыре. Затем попал в Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству в Минске. Программа там была намного шире обычной школьной, учеников возили на экскурсии в другие города, водили по музеям и галереям. Ученические работы Исачева получили приз на международной выставке детского рисунка в Женеве. Но в 9-й класс его решили не брать. Причина была формальной и по сегодняшним меркам пустяковой: свои льняные волосы Саша решил лишь подкрасить хной, а превратился в огненно- рыжего. Не желая остричься наголо, со школой вынужден был расстаться, далеко не сразу осознав, что как когда-то везеньем было поступление туда, так и теперь – отчисление.Кто знает, не превратился бы он после выпуска в одного из бесчисленных и безымянных ремесленников-оформителей домов культуры и кафе, ведь примерно так он тогда и представлял свое будущее. Возвратившийся в Речицу Исачев быстро приобрел прозвище «Художник» и скандальную популярность. На весь городок только он и еще один парень отваживались носить длинные волосы. А одежда!.. Куртка в стиле ковбойской козьим мехом и всеми швами наружу, штаны, которые брюками назвать язык не поворачивался, не говоря уж о том, чтобы определить их цвет (о них Саша вытирал кисти), с немыслимой ширины красными клешами, пришитыми вручную крупными стежками. На заду для шика красовалась перчатка.Возможность идти своим путем, писать – ничего важнее для Саши не было. Однажды он, не в силах оторваться от создаваемой им картины, обварил кипятком себе левую руку и встретил пришедшую вечером Наташу счастливый: впереди 14 дней «больничного». Что для этого современного Муция Сцеволы значила адская боль ожога по сравнению с двумя неделями творчества!Художественное образование он продолжить не смог, и днем работал на стройке каменщиком, а после работы посещал «вечерку», а в начале 1973 года, предполагая уйти в армию из Ленинграда, уехал туда с другом Игорем Шпадаруком. С армией «не сложилось» – уже имея повестку на руках и прощаясь с вольной гражданской жизнью, повздорил с милицией и угодил «на 15 суток». В ряды вооруженных сил не попал, лишился работы и крыши над головой, а заодно и своей роскошной белокурой шевелюры – в милиции его остригли «под ноль».Последнее Сашу огорчило, а насчет всего остального он не унывал: ночевал где придется, изучал «Петербург Достоевского», раздобыв листы бумаги, рисовал на скамейке в парке и «на коленке»... Однажды сырой питерской ночью на Марсовом поле он присел у Вечного Огня и протянул к нему руки – отогреться. Таким, с озаренным отблесками пламени лицом, его впервые увидел поэт Константин Кузьминский. Именно он «усыновил» Сашу, нашел ему временное пристанище и ввел в питерскую интеллектуальную среду. В частности, познакомил начинающего художника с Давидом Даром и Георгием Михайловым. Георгий Николаевич Михайлов, физик по образованию, знаток и страстный коллекционер современного искусства, вспоминал, что впервые увидел Сашу в одной из питерских мастерских, и поначалу живопись Исачева особого впечатления на него не произвела. Поразило другое – потребность рисовать у Саши была такой же, как потребность дышать. Из-под его руки выходили сотни рисунков, набросков, он находился в постоянном поиске, многое постигая интуитивно. «Истинного» Исачева Михайлов увидел позже, во Дворцах культуры им. Гааза и «Невском», где в течение двух лет проводились выставки современного искусства. Тогда же им были приобретены первые работы художника.Свою квартиру на шоссе Революции Михайлов превратил в подобие художественной галереи и салона в самом широком и лучшем смысле этого слова. 1 марта 1979 года в ней должна была состояться выставка «Москва – Париж». Но за неделю до ее открытия хозяина квартиры арестовали, 363 картины опечатали, 120 – забрали в суд, из них 100 – Шемякина. Несмотря на сомнительность выдвинутых обвинений, Михайлова приговорили к четырем годам заключения, а его коллекцию – к уничтожению. В 1978 году были созданы многие из картин Исачева, признанные лучшими его работами. И большая их часть оказалась в коллекции Михайлова. Вместе с другими они должны были пойти под нож, в т.ч. гениальный «Апостол Петр»..

krugdruzey.net

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ | MuzRuk.net

Собственное бытие воспринималось Александром следующим образом:

Аполлон. АвтопортретАполлон. Автопортрет

«Я долго думал над мифом, повествующим о рождении Аполлона… Почему бог, олицетворяющий искусство и творческую потенцию, родился где-то в изгнании, на каком то пустынном острове? Почему греки не окружили более достойными условиями рождение своего любимца? И понял: это – не случайно. Видимо, душе его необходимо было измучиться пустыней, истосковаться по прекрасному, по совершенству и гармонии до такой степени, чтобы оказаться способной родить все это из самое себя, превратиться в источник творческих сил… У меня тоже самое: рождение в глубинке Белоруссии, большая часть жизни в небольшом провинциальном городке – условия, в которых, казалось бы, не из чего ни родиться, ни вырасти художнику… Так и должно было быть. Творцу необходима пустыня для того, чтобы он мог начать творить свой собственный мир, родить его из своей души…».

Звезды|Культура

Надежда БЕЛОХВОСТИК (24 Февраля 2010)

Александр Исачев — одна из самых загадочных фигур в современном 15033589_1373030639375092_319498088_nбелорусском искусстве.

Загадочных — потому что так и не разгадан секрет его невероятного успеха у зрителя. Потому что успеха этого добился не просто художник-самоучка, но и очень молодой человек. Самые известные свои работы, часть из которых сегодня выставляются в Питере, Александр написал до 25 лет (!)

Затерянный по лавкам мира

(из cтатьи Александра Сафронова об Александре Исачеве)

Жестокая судьба: не признан, не понят, не талантлив, не наш. Банальный штамп: чужой среди своих… В Интернете я наткнулся на десятки картин Александра Исачева, рассыпанных по частным коллекциями и галереям Голландии, Франции, Великобритании, Швеции, Германии.

Гений Александр или нет — пусть разбирается время. Оно каждому свое воздаст. Но работы Исачева не вмещаются ни в какие «измы». У него был свой мир: яркий, фантастичный, библейский. Автор описал его по–булгаковски достоверно — невольно думаешь: он есть.

Из статьи в интернете

Исачев Александр Анатольевич (1955-1987). Судьба отмерила ему для жизни немногим менее тридцати трёх лет (умер через три дня после окончания первой в своей жизни персональной выставки, состоявшейся в его родном городе).

Родился Александр в селе Озаричи Калинковичского района, на Гомельщине. В трехлетнем возрасте остался без отца. Вскоре мать с детьми переезжает в Речицу Гомельской области. Александр учится сначала в школе-интернате, а с пятого класса — в Минской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству.

 

Затерянный по лавкам мира

(из cтатьи Александра Сафронова об Александре Исачеве)

Паренек из белорусской глубинки приехал в Минск. Поступил в школу для одаренных детей имени Ахремчика, где проучился с пятого по восьмой класс. В свидетельстве по изобразительному искусству — оценка «отлично». Его ученические работы отправились в Женеву на выставку детского рисунка.

Из статьи в интернете

Способности проявились  рано  — получил премию на конкурсе детских рисунков в Италии в 1967 году, когда ему было 12 лет. Однако из интерната для одарённых детей его исключили за невинную шалость — выкрасил волосы хной.

Затерянный по лавкам мира

(из cтатьи Александра Сафронова об Александре Исачеве)

Вернувшись в родную Речицу, устроился в ремонтно–строительное управление. Днем — стройка, вечером — учеба в школе рабочей молодежи. Для любимой живописи оставалась ночь.

В 18 лет Саша оказывается в Ленинграде. Город Петра встретил неласково, не заключил в объятия. Но запал в душу: Русский музей, Медный всадник, набережная Мойки… После это выльется в картины — они будут намного теплее, чем город. Появился новый круг знакомых. Чрезвычайно пестрая тусовка, именующая себя «неформалами», буквально захлестнула своим бурным проявлением жизни. Здесь Исачев жадно впитывал недополученное образование, общение, впечатления. Он горячо и страстно погрузился в незнакомую доселе «богему». Неисправимый романтик, он порой не отличал, кто друг, а кто просто прохожий, и тратил: эмоции, деньги, картины — бывало,  дарил их незнакомым людям.

Стремительно, лихорадочно ищет себя, будто чувствует, что не так ужis7 много ему отпущено. Перепробовано множество манер, стилей, течений. Неожиданно теряет место разнорабочего, лимитную прописку, общежитие. Существует полулегально: по друзьям, знакомым. Ночлегом, случалось, становились скамейка в парке, старый подъезд. Однако парень не ропщет: так он ощущал себя частью «Петербурга Достоевского». Первая ленинградская эпопея завершилась болезнью и возвращением домой. Но бурный год не прошел бесследно для Исачева–художника.

is2Это время отмечено всплеском неформального искусства. Прошли первые официальные экспозиции неофициальных художников. Помните нашумевшую «бульдозерную» выставку в Москве? На одном из таких вернисажей в Ленинграде Исачев знакомится с Георгием Михайловым.

 

Из статьи Ксении Трулль об Александре Исачеве

Георгий Михайлов известен в России и Европе как коллекционер русского неофициального искусства. Физик по образованию (в 1968 году закончил Санкт-Петербургский университет), он в 1977 году был отстранен от преподавательской деятельности по идеологическим причинам.

Интересуясь искусством, в середине 70-х годов собрал вокруг себя художников, находившихся в оппозиции к соцреализму, устраивал квартирные выставки, через фотографии и слайды распространял сведения о o творчестве этих художников, участвуя таким образом в формировании самого явления андеграунда. За эту деятельность 24 февраля 1979 года был арестован, осужден и провел 4 года на Колыме.

363 картины были приговорены к уничтожению. После кассационной жалобы была уничтожена 31 картина и частично архив слайдов. Часть коллекции была разграблена. Этот чудовищный процесс привлек внимание международной общественности, и поэтому, когда в 1985 году против Михайлова было выдвинуто обвинение, снова грозившее заключением. Вмешались известные политические деятели. Жискар Д’Эстен и президент Картер посчитали возможным просить за него Брежнева, и, наконец, в 1986 году, после разговора Миттерана с Горбачевым, Михайлов был освобожден, однако, его вынудили уехать на Запад вместе с коллекцией.

С 1987 по 1989 годы выставки этих картин прошли в Европе и Америке, неизменно вызывая большой зрительский интерес.

В 1989 году Верховный суд РСФСР полностью реабилитировал Михайлова за отсутствием состава и события преступления.

Михайлов дал Саше жилье, возможность выставляться, покупал ему холсты и краски, а потом покупал у него картины.

Его дружба с Михайловым имела и другие последствия: одна из его картин послужила поводом к созданию Фонда Свободного Русского Современного Искусства. Идея родилась 18 сентября в 1979 году, ее поддержали другие художники, но официальная регистрация была проведена значительно позднее.

 

Затерянный по лавкам мира

(из cтатьи Александра Сафронова об Александре Исачеве)

Благодаря Георгию Михайлову западный зритель знаком с русским искусством конца прошлого века. Вот так: не мы первые… Самая значительная выставка работ Исачева состоялась в Мюнхене, в монастыре Святого Бонифация. Автор готовился представить свою коллекцию в «перестроечном» Союзе. Его узнали — посмертно…

 

Из статьи в интернете

В 70-е годы, когда Исачёв вернулся в родной город Речицу, определяется его творческое кредо. Считая своими учителями старых европейских мастеров, он разрабатывает библейские сюжеты, пишет иконы для церквей. Как рассказывала жена художника Наталья Исачёва, круг его чтения включал труды Лосева и Аверинцева, публикации ленинградского Института востоковедения, мифы и эпос народов мира, поэзию Индии, Китая, Японии…15050034_1373030652708424_1331377139_n

Работал Исачев много, но труд его не называли «общественно-полезным», даже пытались привлечь художника к ответственности за «тунеядство». Он пережил заговор молчания и непризнания, гонения и откровенную травлю, искушение обеспечить себе вполне сытую и спокойную жизнь «придворного» художника. Но, оставаясь верным своему уделу, он создавал картины, расписывал храмы, поражая даже своих недругов работоспособностью, фантазией, мастерством.

 

Из воспоминаний Натальи, жены Александра Исачева

…Я еще девчонкой поняла, что он не может не писать, это его дыхание.Я еще ничего не понимала, насколько это 15045588_1373033369374819_346983341_nгениально или не гениально. Я просто его любила и знала, что любимому человеку нужно дать кислород, чтобы он жил. Он счастлив у мольберта, и тогда все вокруг светится, мы ведем интересные разговоры, у нас интеллектуальный, энергетический обмен, возле него хочется быть, помогать, подавать, читать. Мой рекорд — 10 часов непрерывного чтения «Мастера и Маргариты». Есть жизнь внешняя, событийная. А есть внутренняя. Так вот ощущение жизни с Исачевым — как будто три жизни прошло. А событийности там минимум. Такое бывает раз в жизни.

Из статьи Ксении Трулль об Александре Исачеве

Саша был одним из первых тогдашних художников,  бросившим свою фантазию в глубины истории. Все его образы — оттуда. Смешение религий, одежд, узнаваемых и неузнаваемых персонажей… Мы все это знаем, читали, видели, но нашим сегодняшним днем это не было, это считалось достоянием музеев. Саша утверждал все это на своих картинах как предмет для размышлений, при этом исчезала размытость, свойственная воображению.

На фоне вялого выставочного соцреализма тех лет его работы на очень многих производили ошеломляющее впечатление. Оппоненты тоже были и остались: академисты считают, что, выбрав академическую манеру, он ею не владел; у живописцев свои претензии; некоторым и религиозность его кажется недостаточно ортодоксальной. Пусть так, но будем благодарны за то, что есть: Саша написал около 500 картин, он был современным молодым человеком, его коснулось много соблазнов, он — художник городской и книжной культуры, которая не всегда праведна.

Интуиция художника это улавливает, часто неосознанно… Смысл чего несут разгуливающие по его картинам персонажи? Красота этих странных символических предметов, похожих на цитаты из забытых произведений, ракушек, змей, драгоценностей — это какая красота? Аромат чего-то губительного тревожным фоном присутствует на многих его работах, и чудится опасность, этого не отнять… Но душа его проходила свой путь, Саша расписал несколько церквей (фрески и холсты) в Белоруссии, писал иконы для церкви в Речице, его работы очень нравились отцу Алипию из Пскове-Печерского монастыря.

Александр Исачев умер в Речице 5 декабря 1987 года, он недолго жил среди нас, как будто совершил все, что ему было отпущено! Красивый, как ангел, — так о нем говорили…14971883_1373033329374823_1021227557_n

 

Затерянный по лавкам мира

(из cтатьи Александра Сафронова об Александре Исачеве)

И все–таки судьба хоть изредка бывала к нему благосклонна. В белорусской Речице открылась первая выставка. В сельском доме культуры побывало великое множество посетителей. Посмотреть картины приезжали из Гомеля, Светлогорска, Минска. Он был счастлив, как ребенок. А через три дня его не стало…

 

Из статьи в интернете

После себя Александр Исачев оставил более 500 живописных полотен и тысячи графических листов. Большая часть из них, не найдя признания у себя в стране, была вывезена за рубеж. Сегодня их можно увидеть в галереях Западной Европы, в частных коллекциях. Они охотно и дорого покупаются. Содержательная часть творчества Исачева поражает многоплановостью и масштабом. Его универсум заполнен мифологическими персонажами народов мира, библейскими сюжетами, воплощенными с поистине библейской же духовностью и трагизмом.

 

Звезды|Культура

Надежда БЕЛОХВОСТИК (24 Февраля 2010)

— А вы нашли для себя ответ, почему он так рано ушел?

— Сделал все, что должен был на этой земле. Но мы не уходим совсем, для меня это очевидно. А мне 14-ти лет с Сашей хватит на всю жизнь.

Знакомство с творчеством художника

Фильм о художнике  белорусского режиссера-кинодокументалиста Анатолия Алая «Не плачьте обо мне» и авторская программа Александра Домарацкого «Свет далекой звезды»

Александр Исачев

Александр Исачев

Александр Исачев

Александр Исачев

Александр Исачев

 

muzruk.net

Загадка Александра Исачёва | Газета «Витебский Курьер»

10 июля в Художественном музее открылась выставка картин знаменитого белорусского художника Александра Исачёва.

Открытие выставки состоялось в рамках международного фестиваля «Славянский базар» в преддверии 60-летнего юбилея художника. Картины были предоставлены музею художником и коллекционером Олегом Орловым.

Художник Александр Исачёв

Художник Александр Исачёв

Олег Орлов, обладатель самой крупной коллекции картин Александра Исачёва

Олег Орлов, обладатель самой крупной коллекции картин Александра Исачёва

На открытии также присутствовала вдова Александра Исачёва, Наталья Исачёва.

Наталья Исачёва

Наталья Исачёва

Работы, представленные публике, были разделены на два зала — выполненные маслом и графика.

Выставка собрала зрителей разных поколений

Выставка собрала зрителей разных поколений

SAM_5214!

Картины Александра Исачёва написаны в технике лессировочного гладкого письма, которую он постигал самостоятельно. Среди представленных зрителю работ есть как большие, так и совсем маленькие, величиной всего лишь с монету.

Картина "Лесная нимфа". На фотографии справа можно видеть ее реальный размер

Картина «Лесная нимфа». На фотографии справа можно видеть ее реальный размер

Картины отличаются большой детализованностью, каждый компонент продуман до мелочей. Любая картина вызывает желание рассматривать ее до мельчайших подробностей, едва различимых фигур второго плана.

Картина из серии "вечный хутор", отсылает зрителя к глубоким, характерным для национального фольклора, темам

Картина из серии «Вечный хутор», отсылает зрителя к глубоким, характерным для национального фольклора, темам

Основную часть своего творческого наследия художник создал в Речице, где теперь на постоянной основе существует выставка его работ.

"Обещание"

«Обещание»

К сожалению, гениальный художник  не получил признания при жизни. Но за более чем 25 лет после смерти художника прошло не менее 100 выставок в Германии, Франции, России, Украине, Беларуси. За 32 года своей жизни Александр Исачёв создал около 500 картин и тысячи рисунков.

"Автопортрет"

«Автопортрет»

Основной тематикой картин являются мифологические сюжеты. В работах художника отражены самые значительные персонажи мировых представлений о мироустройстве: боги и богини предстают в глазах зрителя во всем великолепии древних, канувших в тьму веков цивилизаций.

На выставке было представлено две картины с изображением ключевой богини египетского пантеона Изиды: "Изида" и "Изида. Зима". Интересно заметить, что после христианизации все языческие боги стали восприниматься исключительно в негативном аспекте. Изида - одна из основных богинь, культ которой преследовался в Средние века как "ведьмовской". Два изображения Изиды наталкивают на мысль об изначальном образе богини и ее переосмысленном с христианской позиции аспекте.

На выставке было представлено две картины с изображением ключевой богини египетского пантеона Изиды: «Изида» и «Изида. Зима». Интересно заметить, что после христианизации все языческие боги стали восприниматься исключительно в негативном аспекте. Изида — одна из основных богинь, культ которой преследовался в Средние века как «ведьмовской». Два изображения Изиды наталкивают на мысль об изначальном образе богини и ее переосмысленном с христианской позиции аспекте.

В их лицах, фигурах, образах — тень былого величия народов, которые, как нам кажется теперь, знали что-то тайное, сокровенное о жизни в этом мире и за его границами.

"Лилит". Еще одна ключевая женская фигура в мифологии, связанная с магией

«Лилит». Еще одна ключевая женская фигура в мифологии, связанная с магией

Особым направлением творчества Александра Исачёва является иконопись. На выставке представлены картины с изображениями Иисуса и Богородицы, среди портретов, выполненных в технике графики, можно видеть царя Соломона, Моисея, Сергия Радонежского.

"Иисус Христос"

«Иисус Христос»

"Моисей"

«Моисей»

Также известно, что Александр Исачёв занимался написанием икон для Речицкой церкви и росписью храма в Мозыре.

"Царь Соломон"

«Царь Соломон»

Картины Александра Исачёва поражают воображение, а образы, запечатленные в них, напоминают тайнопись, адресованную нам художником.

"Дриада"

«Дриада»

vkurier.by

Исачев Александр. Современная живопись | World of Art

Исачев Александр Анатольевич (1955-1987), русский художник, график. Судьба отмерила ему для жизни немногим менее тридцати трех лет. Родился Александр Исачев в селе Озаричи Калинковичского района, на Гомельщине. Семейная жизнь у родителей не сложилась, и мальчик долгое время воспитывался вне дома - сначала в Мозырской школе-интернате, а затем, с пятого класса, когда ярко проявились его творческие способности - в Минской республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству. Однако из школы-интерната для одаренных детей Александра Исачева исключили. Скитания, безденежье, работа грузчиком... Отторгнутый официальными кругами, Исачев ищет душевного приюта и находит его в среде ленинградских неформалов, непризнанных художников. В 1970-е годы, когда Исачев вернулся в свой родной город Речицу, определяется его творческое кредо. Считая своими учителями старых европейских мастеров, Александр Исачев в своих картинах разрабатывал преимущественно библейские, исторические и мифологические сюжеты, писал иконы для церквей. Как рассказала журналу "Огонёк" (1989, №24) жена и ближайший друг художника Наталья Николаевна Исачёва, круг его чтения включал труды А.Ф.Лосева и С.С.Аверинцева, публикации ленинградского Института востоковедения, мифы и эпос народов мира, поэзию Индии, Китая, Японии... Работал Исачев очень много, но труд художника не называли "общественно-полезным", даже пытались привлечь живописца к ответственности за "тунеядство". И всё-таки признание пришло при жизни. В конце 1987 года в Речице открылась первая выставка картин Александра Исачева. Два дня спустя Исачев скончался от сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской. Сказались годы изнурительного труда, годы унижений, непонимания, равнодушия. Творческий метод Александра Исачева можно сравнить с загадочной "игрой в бисер" из одноименного романа Германа Гессе. Художник реализует свои замыслы, используя бесценный опыт прошедших эпох. Обращаясь к мифам и легендам, к величественным творениям древних мыслителей, Александр Исачева ищет разгадку вечных таинств бытия.

Что есть истина и ложь, добро и зло, любовь и ненависть, красота и уродство, юность и старость? Как бы ни отвечали мы на эти вопросы, они никогда не исчезнут. А значит, останется и то, что создал Александр Исачев. 

worldartdalia.blogspot.com