Презентация к уроку ИЗО "Процесс работы над тематической картиной". Картины изо


Презентация к уроку ИЗО "Процесс работы над тематической картиной"

С чего начинает художник работу над картиной? Берет холст и начинает писать? Эскиз – это не этюд (этюд делается с натуры), а работа «от себя», это образ будущей картины, которою художник увидел «внутренним зрением» .
  • С чего начинает художник работу над картиной?
  • Берет холст и начинает писать?
  • Эскиз – это не этюд (этюд делается с натуры), а работа «от себя», это образ будущей картины, которою художник увидел «внутренним зрением» .
Эскизов обычно бывает несколько – постепенно внутреннее представление меняется – изменяется и композиционный замысел, меняется эскиз. Эскиз – именно и есть зримое выражение композиционного замысла. Но чтобы сделать эскиз, художник, естественно должен выбрать момент истории ( сюжет ), что этой картиной он хочет сказать.

Эскизов обычно бывает несколько – постепенно внутреннее представление меняется – изменяется и композиционный замысел, меняется эскиз.

Эскиз – именно и есть зримое выражение композиционного замысла.

Но чтобы сделать эскиз, художник, естественно должен выбрать момент истории ( сюжет ), что этой картиной он хочет сказать.

Обычно идея картины – значение события, явления для дня сегодняшнего , для самого автора. Через это автор может выразить свою мысль.
  • Обычно идея картины – значение события, явления для дня сегодняшнего , для самого автора. Через это автор может выразить свою мысль.
Выбор темы исторической картины: 1. Создание, строительство и история города Бийска. 2. «Доисторические времена». 3. «Космос» (Первый космонавт, спутник, марсоход…). 4. «Исторические трагедии» (извержение Везувия, пожар Москвы, гибель Титаника, гибель Ж. Дарк, Иван Грозный убивает своего сына…). 5.Открытия (первый паровоз, лампочка Эдисона…). 6. Свой вариант.

Выбор темы исторической картины:

  • 1. Создание, строительство и история города Бийска.
  • 2. «Доисторические времена».
  • 3. «Космос» (Первый космонавт, спутник, марсоход…).
  • 4. «Исторические трагедии» (извержение Везувия, пожар Москвы, гибель Титаника, гибель Ж. Дарк, Иван Грозный убивает своего сына…).
  • 5.Открытия (первый паровоз, лампочка Эдисона…).
  • 6. Свой вариант.
 Приступая к практической работе над тематической картиной, необходимо ответить себе на вопросы: Где происходит воображаемое действие – на природе (в поле, в лесу, на реке и т.д.), в городе или помещении? Какое это время суток – день, вечер, ночь? Какое небо – покрытое тучами или солнечное? Небо является одной из важнейших частей композиции, оно является ключевой нотой и выражает настроение пейзажа. Интерьер в картине, как и пейзаж, - создает настроение, поддерживает образ идею картины. Он может передавать впечатление теплоты и уюта повседневного домашнего бытия или лирическое настроение, или одиночество и трагичность судьбы человека.

Приступая к практической работе над тематической картиной, необходимо ответить себе на вопросы:

  • Где происходит воображаемое действие – на природе (в поле, в лесу, на реке и т.д.), в городе или помещении?
  • Какое это время суток – день, вечер, ночь?
  • Какое небо – покрытое тучами или солнечное? Небо является одной из важнейших частей композиции, оно является ключевой нотой и выражает настроение пейзажа.
  • Интерьер в картине, как и пейзаж, - создает настроение, поддерживает образ идею картины. Он может передавать впечатление теплоты и уюта повседневного домашнего бытия или лирическое настроение, или одиночество и трагичность судьбы человека.
Практическая работа: Подумать: почему выбрал этот сюжет, что в нем хочешь сказать. Выполнить эскизы своей будущей картины.

Практическая работа:

  • Подумать: почему выбрал этот сюжет, что в нем хочешь сказать.
  • Выполнить эскизы своей будущей картины.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

Список использованных источников: Человечек за трибуной: http://emtelboss.ru/images/tr/orator001/image005.jpg Эскиз к картине «Боярыня Морозова»: http://artsurikov.ru/img/risunok/morozova.jpg Эскиз к картине «Боярыня Морозова»: http://tphv-history.ru/images/vkvs/1-29.jpg Эскиз к картине «Боярыня Морозова»: http://artsurikov.ru/img/risunok/boyaryna.jpg Человечек с камерой: http://www.smsvector.ru/files/smi1.jpg

Список использованных источников:

  • Человечек за трибуной: http://emtelboss.ru/images/tr/orator001/image005.jpg
  • Эскиз к картине «Боярыня Морозова»: http://artsurikov.ru/img/risunok/morozova.jpg
  • Эскиз к картине «Боярыня Морозова»: http://tphv-history.ru/images/vkvs/1-29.jpg
  • Эскиз к картине «Боярыня Морозова»: http://artsurikov.ru/img/risunok/boyaryna.jpg
  • Человечек с камерой: http://www.smsvector.ru/files/smi1.jpg
Список использованных источников: Изображение альбома: http://3.bp.blogspot.com/-FNIVgMyLABQ/Tahmuxj8r3I/AAAAAAAAADs/sygkNMXt38o/s1600/de8cdd72af9d.png Изображение художника: http://www.lucky7embroidery.co.uk/images/painting_man.png Человечек с газетой: http://www.school688.ru/uploads/images/old/art/CHel6.jpg Человечек с карандашом: http://nib-help.ru/wp-content/uploads/2016/05/2a.jpg Человечек и знак вопроса: http://filter-kazan.ru/upload/iblock/1f4/1f461aab261819230ca3cab088bf5d19.png

Список использованных источников:

  • Изображение альбома: http://3.bp.blogspot.com/-FNIVgMyLABQ/Tahmuxj8r3I/AAAAAAAAADs/sygkNMXt38o/s1600/de8cdd72af9d.png
  • Изображение художника: http://www.lucky7embroidery.co.uk/images/painting_man.png
  • Человечек с газетой: http://www.school688.ru/uploads/images/old/art/CHel6.jpg
  • Человечек с карандашом: http://nib-help.ru/wp-content/uploads/2016/05/2a.jpg
  • Человечек и знак вопроса: http://filter-kazan.ru/upload/iblock/1f4/1f461aab261819230ca3cab088bf5d19.png
Список использованных источников: Человечек с книгами: http://ddu522.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=6963 Изображение человечка: http://mc.ecosafety.ru/media/tinymce/uploaded_files/335_3d-chelovechek-271.jpg

Список использованных источников:

  • Человечек с книгами: http://ddu522.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=6963
  • Изображение человечка: http://mc.ecosafety.ru/media/tinymce/uploaded_files/335_3d-chelovechek-271.jpg

multiurok.ru

Презентация по изобразительному искусству на тему "Живопись

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по изобразительному искусству на тему "Живопись - вид изобразительного искусства"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Живопись - вид изобразительного искусства Преподаватель высшей категории Зайк Описание слайда:

Живопись - вид изобразительного искусства Преподаватель высшей категории Зайкова Елена Александровна ЧГПК №2

2 слайд План: Определение и характерные особенности вида искусства. Жанры живописи. В Описание слайда:

План: Определение и характерные особенности вида искусства. Жанры живописи. Виды живописи по назначению. Материалы и техники живописи. Словарь терминов. Список литературы.

3 слайд Живопись отягощена жанрами. Живопись - вид изобразительного искусства, позвол Описание слайда:

Живопись отягощена жанрами. Живопись - вид изобразительного искусства, позволяющий полно и убедительно передавать действительность, живопись означает «писать жизнь». Характерные особенности: изображение формы и пространства, образов и действий строятся исключительно с помощью цвета; произведения живописи выполняются красочными составами - красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверхность. Жанр (от фр. genre - род, вид) - понятие, объединяющее произведения по признаку сходства тематики.

4 слайд Жанры живописи: Портрет - жанр изобразительного искусства, предметом изображе Описание слайда:

Жанры живописи: Портрет - жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства важно передать характер и духовный мир человека. Разновидности по характеру изображения: существует парадный и камерный портрет, а то как изображён портретируемый существуют: - поясной - бюст - в рост - групповой -в интерьере - на фоне пейзажа

5 слайд Натюрморт - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изоб Описание слайда:

Натюрморт - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение мира вещей, предметной среды, созданной руками человека.

6 слайд Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображ Описание слайда:

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

7 слайд Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, который посвящается знач Описание слайда:

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям и явлениям.

8 слайд Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, предметом изображения которог Описание слайда:

Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого являются повседневные занятия людей, обычный быт.

9 слайд Батальный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войн, бит Описание слайда:

Батальный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни.

10 слайд Мифологический жанр - жанр изобразительного искусства, предметом изображения Описание слайда:

Мифологический жанр - жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого являются сюжеты: мифов, сказок, былин, Евангелия.

11 слайд Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, предметом изображени Описание слайда:

Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является животный мир. Анималист - художник, работающий в анималистическом жанре.

12 слайд Следует отличать следующие виды живописи: Станковая живопись - произведение и Описание слайда:

Следует отличать следующие виды живописи: Станковая живопись - произведение искусства, которое выполнено на станке (мольберте).

13 слайд Монументальная живопись Монументальная живопись (от лат. monumentum) - больши Описание слайда:

Монументальная живопись Монументальная живопись (от лат. monumentum) - большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фреска, панно, мозаика, витраж, сграффито).

14 слайд Иконопись Иконопись - живопись культового назначения, определяется православн Описание слайда:

Иконопись Иконопись - живопись культового назначения, определяется православной церковью, сводом правил изображения лиц Священного Писания.

15 слайд Миниатюра Миниатюра - художественное произведение малых размеров, которое отл Описание слайда:

Миниатюра Миниатюра - художественное произведение малых размеров, которое отличается богатством и декоративностью форм (книжная, живописная, лаковая миниатюры).

16 слайд Декоративная живопись Декоративная живопись - сюжетные живописные композиции Описание слайда:

Декоративная живопись Декоративная живопись - сюжетные живописные композиции декоративного характера, не имеющего самостоятельного идейно-образного значения, а также орнаментальные композиции.

17 слайд Театрально-декорационная живопись Театрально-декорационная живопись - являетс Описание слайда:

Театрально-декорационная живопись Театрально-декорационная живопись - является частью театрального искусства, направлена на создание зрительного образа спектакля, действия.

18 слайд Материалы и техники живописи Любая техника определяется видом материала. Имен Описание слайда:

Материалы и техники живописи Любая техника определяется видом материала. Именно материал даёт название технике и предъявляет особые требования к выполнению работы.

19 слайд I группа материалов Акварель – водная лессировочная (прозрачная) краска, связ Описание слайда:

I группа материалов Акварель – водная лессировочная (прозрачная) краска, связующим которой является растительный клей.

20 слайд Гуашь - непрозрачная (корпусная, кроющая) краска, которая разводится водой. Описание слайда:

Гуашь - непрозрачная (корпусная, кроющая) краска, которая разводится водой.

21 слайд Темпера - пастообразная однородная непрозрачная красочная масса, которая разв Описание слайда:

Темпера - пастообразная однородная непрозрачная красочная масса, которая разводится водой.

22 слайд Масляные краски Масляная живопись выполняется на основе масляных красок, связ Описание слайда:

Масляные краски Масляная живопись выполняется на основе масляных красок, связующим у которых являются растительные масла.

23 слайд Энкаустика - живопись восковыми красками. Пигмент в данных красках замешан на Описание слайда:

Энкаустика - живопись восковыми красками. Пигмент в данных красках замешан на восковом связующим.

24 слайд Стереохромия - живопись красками, где связующим является жидкое силикатное ст Описание слайда:

Стереохромия - живопись красками, где связующим является жидкое силикатное стекло.

25 слайд Словарь терминов: Автопортрет (от греч. Autos - сам) - портрет, в котором худ Описание слайда:

Словарь терминов: Автопортрет (от греч. Autos - сам) - портрет, в котором художник изображает самого себя. Алла прима (от итал. аlia prima - с первого раза) - художественный приём в живописи, состоящий в том, что картина пишется без предварительных прописок и подмалёвка. Блик (от нем. Blick - взгляд) - элемент светотени. Валер (от фр. Valeur - ценность, достоинство) - понятие, связанное в живописи со светосилой. Гамма цветовая - основные отношения цветовых тонов, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

26 слайд Гризайль (от фр. gris - серый) - техника исполнения и произведение, выполненн Описание слайда:

Гризайль (от фр. gris - серый) - техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской. Жанр (от фр. genre - род, вид) - понятие, объединяющее произведения по признаку сходства тематики. Живопись - один из главных видов изобразительного искусства. Картина - живописное произведение, самостоятельное по назначению. Колорит (от лат. Color - цвет, краска) - особенность цветового и тонального строя произведения. Лессировка (от нем. Laiseren - покрывать глазурью) - художественный приём в живописи, в котором используется прозрачность красок.

27 слайд Основа в живописи и рисунке - материал, поверхность, по которой пишут краскам Описание слайда:

Основа в живописи и рисунке - материал, поверхность, по которой пишут красками или рисуют. Палитра (от фр. Palette - лопатка) - 1) доска, чаще всего деревянная, на которой художник раскладывает и смешивает краски; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведения данного художника или художественной школы. Пленэр (от фр. en plein air - на свежем воздухе) - работа на открытом воздухе, в естественных условиях, а не в стенах мастерских. Этюд (от фр. etude - изучение) - работа, выполненная с натуры.

28 слайд Кроссворд По горизонтали: 1. Работа художника на открытом воздухе. 2. Вид изо Описание слайда:

Кроссворд По горизонтали: 1. Работа художника на открытом воздухе. 2. Вид изобразительного искусства, произведения которого пишутся красками. 3. С французского - вид, разновидность. 4. То, на чем делается изображение. 5. Приспособление, на котором замешиваются краски. 6. Главный инструмент живописца. 7. Жанр, изобразительного искусства, предметом изображение которого являются ландшафты, местность. По вертикали: 1. Жанр, предметом изображения которого является человек, группа людей. 2. Художник, который работает в анималистическом жанре. 3. Способность красочных составов быть прозрачными, так же живописная техника.

29 слайд Проверь себя! Описание слайда:

Проверь себя!

30 слайд Список литературы Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Ш Описание слайда:

Список литературы Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. Беда Г.В. Живопись. - М.: Просвещение. 1986. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. -2-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1981. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - 2-е изд. - М.: Академия, 1998. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Презентация «Живопись - вид изобразительного искусства» является ознакомлением с темой в разделе 4.1 Основы изобразительной грамоты  МДК 02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.

Обучающиеся знакомятся с характерными особенностями  живописи, её разновидностями, жанрами, материалам и техниками. Здесь также представлены терминологический словарь по данному виду изобразительного искусства и список литературы.

В завершении проводится контроль полученных знаний в форме кроссворда или терминологического диктанта

Общая информация

Номер материала: 358221

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Изображение ( изобразительное искусство)

ИЗОБРАЖЕНИЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

ИЗОБРАЖЕНИЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от из- и ст.-слав. образъ; праслав. ob- и razъ — "резать, проводить, делать черту"; русск.обра́зить — украсить) — способ, процесс и результат материализации зрительного образа какого-либо явления действительности (ассоц. с греч. isos — "равный, подобный").

В более глубоком смысле — изображение есть процесс выражения человеческого,духовного содержания через материальную форму  произведения искусства, которое от этого получает наименование изобразительного.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ("усиление верности" от "достать, достаток" и "верить") — качество, ощущаемое как неопровержимость, истинность того, что воспринимается, демонстрируется. В отличие от очевидности, интуитивно данной истинности, достоверность нуждается в аргументации, обосновании.

В изобразительном искусстве различие понятий очевидности и достоверности связано с различиями натурализма и реализма,  иллюзорного  (нехудожественного) изображения и художественного образа. Очевидность основана на интуитивно постигаемом сходстве, отождествлении объекта и его изображения; достоверность — суждение об очевидности. Следующая ступень познания — вера, не требующая никаких суждений. Достоверность созданного художником образа может быть не очевидной, не осознаваемой сразу, с первого взгляда. Чем сложнее художественный образ, тем труднее постигается его достоверность, поскольку изобразительная форма отличается от "формы существования" объектов окружающей действительности. Она имеет собственные закономерности бытия в иной, мысленной реальности

Изобразительное искусство воплощает состояния человеческого духа посредством изображения состояний природы. Это отражено в германской  этимологии: Bild — "образ"; Bilder — "изображение"; Bilden — "просвещать, воспитывать". Следовательно, предмет изобразительной деятельности заключается не в изображении чего-либо, а в искусстве преображения сознания человека.

В Древнем Египте изобразительная деятельность обозначалась словом "рождение", а мастер-рисовальщик или скульптор назывался "тот, кто делает живым". Любое изображение рассматривалось как живое существо, в котором пребывает "душа" — Ка, которая в случае "смерти оригинала" может посещать изображенного человека в загробном мире. Именно так расценивали росписи и скульптурные произведения в храмах и гробницах.

Изобразительное искусство — это любая искусная деятельность (необязательно художественная) по созданию зримых образов в любых формах и разнообразными средствами: графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими. Именно такая широкая дефиниция  (определение предмета) позволяет включить в область изобразительного искусства, помимо живописи, графики, скульптуры, также архитектуру и декоративно-прикладное искусство, что снимает многие противоречия. Архитектура создает пространство для других видов искусства, поэтому она является не только изобразительным, но и "изображающим искусством".

Главное содержание изобразительного искусства как художественной деятельности во всех его видах, формах и жанрах — художественное преображение пространства. По-своему, парадоксально, эту мысль выразил О. Уайлд:

"Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь".

Аллегория зеркала традиционна для разных форм осмысления феномена изобразительного искусства.

В словаре В. И. Даля читаем:

"Изображать — являть в образе, представлять доступно чувствам или постиженью нашему, посредством ваянья, живописи, письменной и словесной речи, телодвижений".

Природа произведения изобразительного искусства обусловлена двойственной реальностью — быть и казаться, существовать в качестве физического объекта с определенными материальными свойствами и восприниматься иллюзорно. Понятно, что эти два качества не совпадают. Поэтому основной вопрос изобразительного искусства (отчасти напоминающий классический основной вопрос философии) состоит в следующем: каким образом изображать предмет — как он видится глазу или как понимается разумом? В первом случае предметом изобразительной деятельности оказывается внешность, видимость, во втором — понимание, размышление, идея самого предмета. От ответа на этот вопрос зависит определение терминов "натурализм" и "реализм".

История литературы об искусстве полна восторгов по поводу иллюзорного сходства изображений с натурой — здесь и птицы, подлетевшие клевать нарисованный виноград (легенда о древнегреческом живописце Зевксисе), и изображения лошадей, завидя которых начинали ржать лошади настоящие, и сказки об оживающих статуях. В ином смысле повествуется о статуях Поликлета и о том же Зевксисе, устроившем состязание среди "дочерей Кротона" по красоте, чтобы, "взяв от каждой", создать один совершенный образ, таким образом, еще в античном искусстве сложились две линии творчества: путь мимесиса (греч. mimesis — "подражание") и фантасиса (греч. phantasis — "представление, воображение").

В эпоху Итальянского Возрождения была сделана не вполне удавшаяся попытка соединить оба способа. В философии неоплатоников, примирившей Платона с Аристотелем, выделено три компонента художественного творчества:метафизическая идея как прообраз видимых вещей, ее представление в сознании человека (греч. eidos — образ как "внутренняя форма") и идея материализованной формы. Причем для художника обычно не имеет значения, будет ли "идея у него в голове" образцом, данным свыше или увиденным в природе. Поэтому в обычной изобразительной практике понятие художественной идеи оказывается тождественным понятию предмета изобразительного искусства.

Соединяя то, что он мыслит (воображает), и то, что видит в природе, художник создает образ изображаемого предмета. Творческий, а не механический  изобразительный процесс приводит к преображению исходного материала, технических средств и приемов. Такая метаморфоза может осуществляться на двух взаимосвязанных уровнях: гармонизации и композиции. Отсюда следуют существенные различия двух типов изобразительной деятельности: эстетической и художественной. Содержанием эстетической изобразительной деятельности является гармонизация отношений: человек — объект изображения. На художественном уровне содержанием становится переход, перевоплощение не душевного в душевное, материального в духовное, натурального в идеальное, частного в общее.

Формой в художественной деятельности являются не объекты изображения, а внутренний строй изобразительного процесса — архитектоника. Это понятие является общим для всех видов изобразительного искусства. Без "построения" (греч. architektonike — "главное строение") любое изображение будет мертвым слепком с натуры, чертежом.

Процесс изображения становится искусным, когда в него привносится сознательное — архитектоническое начало — и изобразительная форма получает собственную конструкцию (эстетический уровень организации изобразительных элементов). На конструктивной основе создается композиция (высший, художественно-образный уровень организации).

Аморфное, неоформленное изображение не является продуктом изобразительного искусства (ни на эстетическом, ни на художественном уровне).

Способность человека к изобразительному искусству именно в этом смысле можно назвать идиосинкразией (от греч. Idios — "своеобразный" и synkrasis — "смешение"). Идиосинкразисты обладают от природы повышенной чувствительностью к зримым образам, так же как аллергики — к запахам и вкусовым ощущениям.

В специфически целостном образном мышлении архитектонические преобразования начинаются уже на стадии зрительного восприятия объекта, и это поднимает профессиональное видение на уровень художественного мышления, в котором действуют особые закономерности формообразования. Поэтому художники часто говорят о мышлении формой и о том, что содержание их творчества "находится в форме", в самом способе формообразования.

Художник и теоретик искусства А. Хильдебранд (Гильдебранд) подчеркивал, что

"изобразительное искусство не заимствует где-либо своей поэзии...Его истинное поэтическое воздействие возникает из способа видеть, из явления как такового. Изобразительное искусство имеет дело с предметом, который еще предстоит преобразить способом изображения, а не с предметом, самим по себе значительным... Создание художественных форм есть не что иное, как дальнейшее развитие этой способности восприятия, зачаток которой лежит уже в способности вообще пространственно воспринимать, в способности осязать и видеть".

Каждый, кто хоть однажды попытался что-либо нарисовать на листе бумаги, знает: одно дело просто смотреть и совсем другое — смотреть с карандашом в руках. Но даже более того:

"Умеющий проводить четкие линии карандашом или пером, скопировать с большой точностью чужой рисунок или со сходством „на память“ изобразить профиль знакомого — еще не рисует. Вопросы собственно рисунка как элемента творческого процесса возникают с того момента, когда перед художником поставлена задача — дать на листе бумаги образное изображение находящегося перед ним предмета".

Образное представление формы и пространственное мышление, его специфика в изобразительном искусстве определяются, по концепции Хильдебранда и его последователя Н. Э. Радлова, двойственностью зрительного восприятия: осязательного (объемного) и далевого. Приведением к единству, к одному "общему знаменателю" двух установок зрения (осязательной и живописной) тем или иным способом, в зависимости от вида искусства, обусловливается  техническая сторона художественного творчества, мастерство, навыки обработки материала, то есть всего того, что вначале и обозначалось словом "искусство".

Аналогичные положения теории изобразительного искусства разрабатывались не только художниками, но и психологами, в частности немецкой школой гештальтпсихологии. В русском издании книги одного из основоположников этой школы Р. Арнхейма немецкое слово gestalt ("вид, форма") неудачно переведено как "визуальное восприятие". На самом деле речь идет об "искусстве видеть, о творческих способностях восприятия".

Слово "видеть" восходит к "ведать, знать". Мыслящие художники,  анализирующие свое творчество, взамен поверхностно-описательного, натуралистического, сюжетно-занимательного подхода к изобразительному искусству настойчиво искали смысл в самом процессе формообразования как архитектонического преображения формы, принципиально отличного от копирования натуры. Смысл творчества оказывается трансцендентным.

Изобразительное искусство имеет двойственную онтологию (учение о существовании произведений искусства в их материальной форме). Зрительные образы материализуются в трехмерном пространстве — на этом основании такие виды искусства относят к "пространственным", но они воспринимаются, прочитываются художником и зрителем во времени (пространственно-временном континууме). Поскольку абсолютно точно и всесторонне изобразить что-либо невозможно (ввиду ограниченности средств), художнику остается выбрать условный принцип организации изобразительного материала. К примеру, живописец, осознавая невозможность с абсолютной полнотой передать на плоскости холста трехмерное пространство, выбирает ту или иную систему перспективы. Зрителю же остается, принимая правила, воссоединять в своем воображении последовательно, во времени "разложенные" художником на плоскости элементы формы.

В этом раскрывается игровая природа изобразительного искусства, предполагающая условие: обучение профессиональному восприятию. Последовательность, логика, связность и способ прочтения элементов изобразительной композиции определяются спецификой отдельных видов изобразительного искусства, каждое из которых является и пространственным, и временным, поскольку во всех случаях создается особенное концептуальное (мыслимое) пространство-время: осязательное, плоскостное, двигательное. Первое в наибольшей степени является результатом скульптурного способа формообразования, второе — живописного, третье — тектонического.

Обычное заблуждение — считать, что изобразительное искусство понятно всем. На самом деле это не так. Если в области музыкального творчества существует понятие абсолютного слуха (встречающееся не часто) или, по крайней мере, одинаково понимаемые всеми закономерности гармонии и композиции, то в изобразительном искусстве такие критерии отсутствуют. Каждый видит в картине, гравюре или статуе то, что ищет. Один любуется контурами, другой — сочетанием красок и фактур, третий находит скрытый смысл, не видимый другими.

Изображение — объект, образ, явление, в той или иной степени подобное (но не идентичное) изображаемому или сам процесс их создания. Подобие достигается вследствие физических законов получения изображения (например, оптическое изображение) либо результатом труда создателя изображения (например: рисунок, живопись, скульптура, сценический образ).

Под изображением в узком смысле, подразумевают произведение в живописи или графике.

Для практической деятельности важно дистанционно получать информацию о пространственной структуре материальных объектов, например, об их форме,  деталях,  чёткости,ориентации, относительных размерах, пропорциях. Большую часть этой информации мы получаем с помощью зрения, анализируя  изображения объектов.

В философском смысле слово  «изображение»,  «отражение» используется в смысле подобия тех или иных характеристик объектов и понятий.

В области изобразительного искусства создаваемые художественные произведения (рисунок, скульптура и пр.) являются, как правило, субъективным отражением реального мира. Изображение здесь является разновидностью отражения пространственной структуры одного объекта (оригинала) в пространственной структуре другого объекта (носителя). Например, фотография представляет собой носитель изображения некоего оригинала, не являющийся, однако, точной копией всех его точек. В отличие от фотографии или рисунка, стереофотографии дают объёмное изображение.

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

Архитектура как дизайн строений все же не относится к изобразительному искусству в строгом смысле, но постоянно взаимодействует и находится в стилистическом соответствии с ним. К изобразительному искусству, с достаточной мерой условности, относят действия акционизма и некоторые другие визуальные произведения неопределённой принадлежности.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Изобразительное искусство предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ (религиозный запрет на фигуративность  определил его характер в культурах иудаизма и ислама, возникновение пейзажного жанра обусловлено урбанизацией и т. д.). Вместе с тем эстетическое качество произведений совершенно не зависит от времени и условий их возникновения и доступно восприятию инокультурного человека, достаточно развитого эстетически.

Произведения изобразительного искусства, наряду с архитектурой и скульптурой, являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. По современным археологическим данным изобразительное искусство возникает в начале верхнего палеолита (ориньяк) и ассоциировано с появлением человека современного типа. Источниками изобразительных форм были «натуральные макеты» охотничьей добычи, цветные отпечатки рук, «макароны» (сплетения параллельных линий, нанесённые пальцами на стены пещер) и некоторые другие продукты деятельности древнего человека. Практически одновременно возникают монументальная живопись на стенах пещер, первобытные формы графики и скульптура. Развивается анималистический жанр (основной корпус произведений каменного века) и изображения человека (палеолитические «Венеры», позже — сцены охоты).

Изобразительным искусством немедленно осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах. Возникновение в историческое время  письменности приводит к появлению каллиграфии.

В цивилизациях Древнего мира изобразительные искусства присутствуют уже в значительном жанровом разнообразии, приобретают выраженную этнокультурную специфику, подвергаются теоретическому осмыслению. Формируются развитые представления об авторстве.

Изобразительные искусства развивались в тесной связи с архитектурой и письменностью, регулировались канонами древности и «большими стилями» Средних веков и Нового времени. Эти периоды ознаменованы распространением тиражной графики, экспоненциальным развитием живописи и скульптуры, возникновением и обособлением новых жанров.

На рубеже XIX—XX вв. появляется фотоискусство, оформляется, в современном представлении, дизайн; в традиционных видах намечаются новые не изобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства. Его методы и технологии экспортируются в киноискусство (мультипликация). В то же время акционизм и родственные ему направления вовлекают в изобразительную сферу развёрнутые во времени процессы.

На протяжении двадцатого века продолжают возникать новые виды и подвиды изобразительного искусства, в том числе — связанные с виртуальной реальностью.

Изобразительные искусства являются одной из номинаций Дельфийских Игр.

shedevrs.ru