Кастеев Абильхан (1904–1973 гг.). Картины кастеева


15 интересных фактов из жизни и творчества Абылхана Кастеева

Абылхан Кастеев — казахский живописец и акварелист, народный художник, основоположник казахского изобразительного искусства. Предлагаем вашему вниманию 15 интересных фактов из жизни и творчества мастера.

1. Абылхан Кастеев родился в 1904 году в селе Чижин Талдыкурганской области в семье бедного чабана. Его отец рано умер и Абылхан должен был помогать семье, потому пошел работать чабаном у местного бая, а затем стал рабочим на стройке Турксиб.

2. Будучи работником на строительстве железной дороги, он нарисовал бюст Ленина на скале. Руководство заметило его талант, и Кастеева отправили на учебу в Алматы. 2 года Абылхан учился у русского художника Хлудова.

3. Сперва художник был засватан за девушку, которая отказалась идти под венец, потому что он был беден. После возвращения с учебы из Москвы Кастеев зашел к ней в своем новом костюме, покрасовался и ушел. Глупая девушка осталась кусать локти. Потом появилась Сакыш, которая была приведена по казахским обычаям в семью будущего жениха. Новая невеста была младше на 10 лет. Несмотря на то, что молодые познакомились лишь перед свадьбой, Абылхан и Сакыш полюбили друг друга и прожили счастливую жизнь.

4. Абылхан Кастев отец 9 детей. Они с супругой вырастили 6 сыновей и 3 дочери.

5. Сакыш часто говорила, если бы она не уехала из колхоза в Алма-Ату и не вышла замуж за Абылхана, то стала бы Героем Труда. Ее не хотели отпускать, потому что она была очень хорошей работницей. Вместо этого супруга художника посвятила себя семье.

6. До конца 40-х семья Кастеевых не имела собственного жилья, пока не въехали в квартиру знаменитого писателя и драматурга Мухтара Ауезова.

7. Дочь художника говорит, что он был очень добрым человеком. Единственное, что он мог сделать, когда сыновья проказничают, в трубочку свернет газету, замахнется и все.

8. В 50-х годах в республику приехала делегация иностранных документалистов. Они захотели посетить известного художника, но так как он жил в небольшой и практически пустой квартире, специально для этого привезли мебель и ковры. После того, как делегация уехала всю утварь вывезли обратно.

9. Свой собственный дом Кастеев получил в 1958 году. Супруга отвечала за чистоту внутри, а сам Кастеев взял на себя уход за двором. Кастеев любил вставать рано, поливал цветы, наводил порядок. Однажды когда он подметал двор, соседка через забор попросила его подойти и сказала:

- Все время говорили, что этот дом строят для знаменитого художника, но я никогда его не видела. Он живет здесь или нет?

А Кастеев ей в ответ:

- Это я.

Она удивились и выронила:

- Извините, пожалуйста, я думала вы дворник.

10. Несмотря на славу и статус, Абылхан Кастеев был простым человеком. Он на самом деле вел обычный образ жизни, и одевался как все. Старался лишний раз не привлекать к себе внимания, не кичился своим положением.

11. Его рабочий день начинался далеко засветло и заканчивался поздней ночью.

12. Работая над портретом одного из лидеров революционного движения Амангельды Иманова, он отправился на родину героя в Тургайскую область, чтобы найти живой образ для портрета. В этой поездке молодой еще Абылхан попал под снежный буран, упал с лошади и чуть ли не замерз. Его нашли местные жители, откачали, обогрели. Когда пришел в себя первым делом спросил, знают ли они Амангельды. Он опросил практически все селение. Кастеев собирал портрет Иманова буквально по крупицам. Сделав несколько портретов, он запускал по-одному соратников, чтобы узнать похож или нет. Одна из его родственниц, увидев один из портретов расплакалась. Так была создана одна из лучших работ мастера.

13. Героями полотен Кастеева были простые люди: пастухи, учителя, рабочие и передовики. Трудился он в своей мастерской, работал стоя, несмотря на то, что приходилось писать картину по 8-10 часов. Писал художник как маслом, так и акварелью. Современники всегда поражались, как такими сильными, рабочими руками можно делать такие шедевры акварелью, ведь писать картины такой техникой достаточно сложно. Если масло прощает ошибки, то здесь все должно быть вымерено с точностью и в тишине.

14. Трудное полуголодное детство, бурная творческая жизнь и напряженная общественная деятельность не прошли бесследно. Абылхан Кастеев перенес несколько инфарктов. Художник скончался 2 ноября 1973 года, оставив после себя большое наследие. Последняя работа Кастеева – портрет известного просовода Шыганака Берсиева так и остался незаконченным.

15. Именем Кастеева назван Государственный музей искусств Республики Казахстан. Один из крупнейших художественных музеев страны. В нем хранится более 23 000 экспонатов.

Подробнее в выпуске проекта «Загадки времени»

 

Материал подготовила Айгуль Айтмуханова

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

kazakh-tv.kz

Художник Кастеев, картина На джайляу

лот 56
Кастеев А.
На джайляу
1957 г.
Бумага, акварель
21,5х32,5
В.Силаева, ГТГ, Москва

Эстимейт $ 9000-12000

Работы этого автора

Работы в ценовом диапазоне

  • лот 77

    Кастеев А.

    Иллюстрация к народной поэме Кыз-Жибек

    Бумага, акварель

    3500 - 5000 $

  • лот 71

    Кастеев А.

    Горное озеро Иссык

    Бумага на картоне, акварель

    8000 – 12000 $

  • лот 77

    Кастеев А.

    Солнечное затмение

    Бумага, акварель

    14000 - 17000 $

  • лот 76

    Кастеев А.

    Кокпар

    Бумага, акварель

    15000 - 20000 $

  • лот 49

    Кастеев А.

    Овцеводческая ферма

    Бумага, акварель

    7000 - 10000 $

  • лот 50

    Кастеев А.

    Зимний пейзаж

    Бумага, акварель

    10000 - 15000 $

  • лот 66

    Кастеев А.

    Юрта в степи

    Бумага, акварель

    12000 - 15000 $

  • лот 64

    Кастеев А.

    На сенокосе

    Бумага, акварель

    9000 - 12000 $

  • лот 43

    Кастеев А.

    Зернохранилище

    Бумага, акварель

    9000 - 12000 $

  • лот 42

    Кастеев А.

    Механизаторы

    Бумага, акварель

    12000 - 15000 $

  • лот 54

    Кастеев А.

    Животноводческая ферма

    Бумага, акварель

    7000 - 10000 $

  • лот 56

    Кастеев А.

    На джайляу

    Бумага, акварель

    9000-12000 $

  • лот 9

    Кастеев А.

    "Юрта"

    Бумага, акварель

    10000 - 12000 $

  • лот 6

    Кастеев А.

    "В горах"

    Бумага, акварель.

    17000-20000 $

  • лот 14

    Кастеев А.

    «Откровенный разговор»

    Бумага, акварель

    25000-30000 $

  • лот 79

    Кастеев А.

    «Быржан сал»

    Бумага, акварель

    12000 - 15000 $

  • лот 41

    Кастеев А.

    «Погранзастава»

    Бумага, акварель

    15000 - 20000 $

  • лот 30

    Кастеев А.

    «Всадница среди гор»

    бумага, акварель

    15000 - 17000 $

  • лот 34

    Кастеев А.

    «Акан Серы»

    Бумага, акварель

    19000 - 23000 $

  • лот 50

    Кастеев А.

    «На реке Или»

    Холст, масло

    37000 - 45000 $

  • лот 43

    Кастеев А.

    «Старый дворик»

    Бумага, акварель

    9500 - 12000 $

  • лот 35

    Кастеев А.

    «Встреча Алиби Джангильдина с Лениным»

    Бумага, акварель

    15000 - 18000 $

  • лот 28

    Кастеев А.

    «В предгорьях Алматы»

    Бумага, акварель

    8000 - 10000 $

  • лот 102

    Неизвестный художник / Западноевропейская школа

    "Похищение любимой невесты"

    Холст, на дереве, масло.

    Первая треть ХХ в.

    9000-12000 $

  • лот 47

    Ходжиков Х.

    «Перед грозой»

    Бумага, акварель

    9000-12000 $

bonart.kz

Честно, как Кастеев - ЭкспертРУ

Народному художнику Казахстана Абылхану Кастееву в наступившем году исполнилось бы 100 лет. Проповедуя своим творчеством искренность и доброту, он остался в сердцах многих. Бывают на свете такие люди, которых вспоминают только с улыбкой и добрыми словами.

"Художник-самоучка", как называл самого себя Кастеев, прожил яркую жизнь, оставив нам в наследие не менее яркие картины. Он создавал свои произведения без прикрас, все как есть, не утаивая от зрителя реальной правды. Сын чабана смог увидеть то, что не увидели миллионы. Живопись была его единственным призванием, делом всей его жизни. Он не допускал и мысли о том, что можно заняться чем-то другим. Многие его современники отмечали, что художник постоянно находился в творческом поиске - ни минуты покоя даже на отдыхе.

Через тернии - в художники

Абылхан Кастеев родился в 1904 году в селе Чежин Панфиловского района Талдыкурганской области. То время было тяжелым для всего казахского народа. Семья бедствовала, поэтому детство мальчика прошло в постоянном труде: он пас байских овец, был землекопом, водовозом. Кастеев рано потерял отца, его воспитывали мать и дядя. В двадцать лет молодой человек отправился на строительство Турксиба. В каждую свободную от работы минуту Кастеев рисовал на скалах углем. Его страсть к рисованию заметили на Турксибской стройке и посоветовали ехать в Алма-Ату учиться на художника.

Приехав в столицу, Кастеев поступил в Художественную студию им. Н. Г. Хлудова, где проучился с 1929 по 1931 год. Выиграв в конкурсе на лучший портрет Абая, он получил приглашение учиться в Москве в Художественной студии им. Н. К. Крупской.

В Белокаменной Кастееву пришлось нелегко: денег на жизнь не хватало. Сокурсники студии одалживали ему деньги, Кастеев покупал на них краски, продавал картины и возвращал долги. В то время директором студии была супруга Дмитрия Фурманова. Она помогла Кастееву пережить трудности. В Москве он пробыл два года, потом сильно заболел и вернулся домой в Казахстан.

Самые первые сохранившиеся работы Кастеева датируются 1927 годом. По сути, он был первым в истории Казахстана художником. Если у Италии есть Ботичелли, у России - Репин, то у Казахстана есть Кастеев. Таково значение творчества этого художника для развития изобразительного искусства Казахстана. Сейчас картины этого живописца хранятся в коллекциях Третьяковской галереи в Москве, в Музее Т. Г. Шевченко в Киеве, музеях Кыргызстана, Таджикистана, в галереях Алматы, Астаны, Уральска, Костаная, Актобе, Павлодара, Кзыл-Орды, Шымкента, Атырау, Семея.

По картинам Кастеева можно изучать историю становления советского Казахстана. На глазах художника одна эпоха сменилась другой: вместо феодальных порядков пришел социалистический строй. Художник искренне радовался происходящим переменам и передавал это в своих произведениях. Значительными событиями в стране стало появление электричества, радио, первого поезда, школ для девушек. Все это Кастеев отражал в своих картинах.

Мешочек пшеницы

Каким художником был Кастеев, мы можем узнать, изучив его картины в музеях. Но каким человеком, личностью был Кастеев? Об этом нам могут рассказать его дети, ученики, люди, работавшие с ним.

Одной из наиболее значимых картин Кастеева критики называют потрет Амангельды Иманова, руководителя национально-освободительного восстания в Казахстане в 1916 году. Сложность работы заключалась в том, что к моменту написания портрета Иманова уже не было в живых. Несколько лет Кастеев собирал материалы. Уке Ажиев, друг и коллега Кастеева, вспоминал при нашей встрече, что художник специально ездил в Тургайскую область - на родину Иманова, разговаривал с его современниками, пытался воссоздать образ человека. И у него это получилось: старцы, увидев картину, просто ахнули, настолько образ был похож на Иманова.

Художнику Уке Ажиеву сейчас 79 лет, и он до сих пор творит. Он рассказывает, что судьба уготовила ему два знакомства с Кастеевым. Первое произошло в 1936 году, когда Ажиеву было 12 лет (он был воспитанником Союза художников и жил в помещении Союза). Тогда Кастеев, увидев зарисовки мальчика, отметил его способности и посоветовал учиться дальше, развивать свой талант. В 1938 году Уке Ажиев поехал учиться в Художественную Академию в Ленинград. Второй раз они встретились уже после войны, в1950 году, когда блокадника и ветерана Отечественной войны Уке Ажиева принимали в Союз художников Казахстана. С этого времени можно вести отсчет дружбы двух художников.

"Кастеев был очень открытым, простым человеком, - вспоминал во время нашей встречи Уке Ажиев. - Его дом был всегда полон гостей - молодых художников, известных мастеров. А каким рассказчиком он был! Однажды он рассказал о своем походе в Китай. Было это в 1932 году. Голодный год. Кастеев уже был женат. И вот он отправился на поиски хлеба и сам не заметил, как оказался на территории Китая. Китайцы взяли его в плен. В плену он пробыл целый год. В конце концов, его отпустили. Он вернулся домой, приобретя все-таки по дороге несколько килограммов пшеницы. Зря ходил, что ли? Жена его не узнала - пришел какой-то старик. Настолько исхудал Кастеев за год в плену".

Вспомнил Ажиев и историю с портретами Ленина и Сталина, нарисовать которые Кастееву заказал колхоз, образованный в селе, в котором художник когда-то родился. Кастеев старался от души, впрочем, как всегда. Когда же он показал работу Ажиеву, тот был удивлен тем, что Ленин со Сталиным получились казахами. Естественно, эти портреты попросту были уничтожены.

Гульшара Сарыкулова - первая казашка-искусствовед. Кастеева она считает художником от Бога. Человек, который так и не получил полного художественного образования, создавал такие эмоциональные, искренние картины, которые не оставляли равнодушным никого. "Кастеев был очень скромным человеком, - говорит г-жа Сарыкулова, - невозмутимым и спокойным. Он не любил встревать в споры, ссоры, часто случавшиеся в творческой среде. Молодежь относилась к нему с большим пиететом. Он был для нее и другом, и учителем, и хорошим советчиком".

Художница Гульфайруз Исмаилова говорит, что Кастеев сыграл в ее жизни большую роль. Она считает его отцом казахстанского искусства. Одно из светлых воспоминаний о нем: когда Исмаилова училась в Ленинграде, Кастеев привез ей целую сумку казы.

Рисование - дело семейное

У Абылхана Кастеева и его супруги Сакеш девять детей: шесть сыновей и три дочери. Дочери Гульдария и Гульназия охотно рассказали мне о своем отце.

- Кто из детей Кастеева пошел по стопам отца и стал художником?

Гульдария: Наши братья Нуртас, Нуртлеу, Нурхат. Они тоже художники. Гульназия закончила Строгановку в Москве и преподает в Академии искусств. Отец не настаивал на художественном образовании. Все шло естественным путем. Мы росли в творческой среде. В нашем доме гостили интересные, яркие люди. Молодые художники приходили за советом, друзья - попить чай из самовара и поесть маминой дунганской лапши.

- А внуки хотят быть как их дед?

Гульназия: Говорят, что гении рождаются через поколение. Видимо, это правда. Внуки, конечно, талантливее нас, его детей. Даурен, Сауран, Аскар, Мирас уже заявили о себя как о талантливых художниках. А правнучка Кастеева - Айсаным Кастеева, третьеклассница, провела уже две свои выставки.

- Был ли для вас, детей художника, процесс создания картины тайной?

Гульдария: Совсем нет. Отец даже советовался с нами, детьми. Просил: "Иди, погляди". Прислушивался к нашим замечаниям. Вообще был самокритичным человеком.

- Каким отцом был Кастеев?

Гульдария: Самая добрая душа. И мухи не обидит, такой у него характер. Не слышали мы от него ни одного строгого слова.

- А человеком?

Гульназия: Абылхан Кастеев был скромным и совсем не заносчивым, несмотря на свои достижения. Наш дом, например, строился лет десять, и все соседи жили в ожидании встречи с народным художником и его семьей. Мы переехали тихо, никто и не заметил. Однажды папа вышел подметать двор, к нему подошла соседка и спрашивает про Кастеева, мол, когда же он переедет. Приняла папу за дворника.

Отец был гостеприимным. В доме было две четырехкомфорочные плиты, мы постоянно готовили, знали, что кто-то обязательно зайдет. Наш дом на ул. Городской (нынешняя ул. Бекхожина) повидал многих людей. Он очень любил беседовать с людьми, будь это ребенок или старик. Нам запомнилось, как мы ходили на парады. По пути на площадь с папой здоровалось огромное количество людей, и он останавливался, разговаривал со всеми, даже если не помнил имя этого человека. Он очень любил слушать и рассказывать истории из жизни. Порой мы пропускали сам парад, но все равно было весело ходить с папой на парад.

Гульдария: Папа был очень трудолюбивым - вставал в шесть утра и принимался за работу. Отдыхом в его понимании был физический труд. Подрамники и этюдники для картин он мастерил сам.

- Можно сказать, что Кастеев был любимчиком у советской власти?

Гульназия: Любимчиком, может, и не был, но своим трудолюбием он завоевал уважение. Особых привилегий у него не было. Отец всегда повторял художникам: "Не обращайте внимания на то, что про вас говорят. Работайте, несмотря ни на что". Как бы там ни было, но благодаря советской власти он пошел работать на Турксиб, там его заметили и послали в Москву, и он стал художником.

- А были ли у Кастеева враги или, в крайнем случае, недоброжелатели?

Гульназия: Были люди, которые мешали ему работать. Он старался не обращать на них внимания, но в душе сильно переживал. Молодые художники, которых он поставил на ноги, писали на него кляузы.

- Сколько картин Кастеева сейчас в семейном архиве? Что вы планируете с ними сделать?

Гульдария: Мы храним более 300 папиных работ. У нас сохранились зарисовки к портрету Амангельды Иманова. Этот образ папа собирал годами. Около 80 картин мы представили на выставке, проводимой в честь 100-летия Кастеева. Естественно, картины Кастеева мы не продаем. Если будет открыт дом-музей, то мы передадим картины в дар.

- Дом-музей - это семейная мечта или какие-то предварительные работы уже ведутся?

Гульназия: В начале декабря 2003 года этот вопрос решался с Имангали Тасмагамбетовым, госсекретарем Казахстана. Постановление о создании музея уже принято, но пока проект не сдвинулся с места. Конечно, мы могли бы сделать его коммерческим, иметь с него какую-то прибыль. Но папа всегда жил для народа, и мы хотим, чтобы этот музей был открыт для всех, стал местом встреч и воспоминаний, в общем - народным.

expert.ru

Художник Кастеев, картина«На реке Или»

лот 50
Кастеев А.
«На реке Или»
1967 г
Холст, масло
37,5х54
В левом нижнем углу «А.Кастеев 1967»

Эстимейт $ 37000 - 45000

Работы этого автора

Работы в ценовом диапазоне

  • лот 77

    Кастеев А.

    Иллюстрация к народной поэме Кыз-Жибек

    Бумага, акварель

    3500 - 5000 $

  • лот 71

    Кастеев А.

    Горное озеро Иссык

    Бумага на картоне, акварель

    8000 – 12000 $

  • лот 77

    Кастеев А.

    Солнечное затмение

    Бумага, акварель

    14000 - 17000 $

  • лот 76

    Кастеев А.

    Кокпар

    Бумага, акварель

    15000 - 20000 $

  • лот 49

    Кастеев А.

    Овцеводческая ферма

    Бумага, акварель

    7000 - 10000 $

  • лот 50

    Кастеев А.

    Зимний пейзаж

    Бумага, акварель

    10000 - 15000 $

  • лот 66

    Кастеев А.

    Юрта в степи

    Бумага, акварель

    12000 - 15000 $

  • лот 64

    Кастеев А.

    На сенокосе

    Бумага, акварель

    9000 - 12000 $

  • лот 43

    Кастеев А.

    Зернохранилище

    Бумага, акварель

    9000 - 12000 $

  • лот 42

    Кастеев А.

    Механизаторы

    Бумага, акварель

    12000 - 15000 $

  • лот 54

    Кастеев А.

    Животноводческая ферма

    Бумага, акварель

    7000 - 10000 $

  • лот 56

    Кастеев А.

    На джайляу

    Бумага, акварель

    9000-12000 $

  • лот 9

    Кастеев А.

    "Юрта"

    Бумага, акварель

    10000 - 12000 $

  • лот 6

    Кастеев А.

    "В горах"

    Бумага, акварель.

    17000-20000 $

  • лот 14

    Кастеев А.

    «Откровенный разговор»

    Бумага, акварель

    25000-30000 $

  • лот 79

    Кастеев А.

    «Быржан сал»

    Бумага, акварель

    12000 - 15000 $

  • лот 41

    Кастеев А.

    «Погранзастава»

    Бумага, акварель

    15000 - 20000 $

  • лот 30

    Кастеев А.

    «Всадница среди гор»

    бумага, акварель

    15000 - 17000 $

  • лот 34

    Кастеев А.

    «Акан Серы»

    Бумага, акварель

    19000 - 23000 $

  • лот 50

    Кастеев А.

    «На реке Или»

    Холст, масло

    37000 - 45000 $

  • лот 43

    Кастеев А.

    «Старый дворик»

    Бумага, акварель

    9500 - 12000 $

  • лот 35

    Кастеев А.

    «Встреча Алиби Джангильдина с Лениным»

    Бумага, акварель

    15000 - 18000 $

  • лот 28

    Кастеев А.

    «В предгорьях Алматы»

    Бумага, акварель

    8000 - 10000 $

  • лот 82

    Шарденов Ж.

    «Вечер в степи»

    Холст, масло

    37000 - 45000 $

bonart.kz

Знаменитые художники Казахстана и их картины

До начала ХХ века живопись у казахов существовала в виде декора национальной одежды, инструментов, предметов быта. ХХ столетие — период становления и расцвета национальной школы живописи. Давайте узнаем, какие знаменитые художники Казахстана прославили страну.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Картина Бахтияра Табиева. Источник фото: antika.kz

Знаменитые художники Казахстана ХХ века

Пионер живописного искусства Казахстана — историк и этнограф Чокан Валиханов. Будучи служащим Генштаба царской России, в поездках он делал карандашные зарисовки и писал акварели.

Первые профессиональные художники Казахстана (А. Исмаилов, К. Ходжиков, Х. Ходжиков) проявили свой талант в 1920–1930-х годах. Эпоха революционных изменений, становление нового мира, история народа — главные темы их творений.

В развитии живописи Казахстана в этот период особое значение играет Абылхан Кастеев (1904–1973). Именно он заложил основы национальной живописи.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Абылхан Кастеев «На колхозной молочной ферме»

Талантливый мастер появился на свет в ауле Чижин вблизи Джаркента (сейчас Алматинская область). Тайны изобразительного искусства познавал в студии Хлудова. Его прославили такие произведения, как «Молодой Абай», «Портрет Амангельды Имановой», «Сбор хлопка». Его кисти принадлежат акварели «Горный пейзаж», «Зимовка» и «Летнее пастбище».

Известные художники 1960–1980-х годов передавали сюжеты из народной жизни — отображали тесную связь человека с окружающим миром, стремились через портретные детали передать его внутренний мир.

Среди талантливых мастеров этого периода яркой звездой сияет портретистка Гульфайрус Исмаилова. Этот псевдоним выбрала себе Кульпаш Конарбаева — алматинка, выпускница студии М. Бобышева — преподавателя Ленинградского института живописи им. И. Репина.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Гульфайрус Исмаилова «Казахский вальс». Источник фото: mix.tn.kz

Кульпаш Конарбаева написала триптих «Народная мастерица», «Портрет А. Кастеева», «Портрет Дины Нурпеисовой», «Автопортрет с семьей».

Казахстан прославила художница Айша Галимбаева. Ее натюрмотры («Белые цветы», «Натюрморт с яблоками», «Цветы. Этюд» и пр.), сюжетные картины («Бабушка», «Три подруги») поражают игрой красок, живостью и своеобразием сочетания света и тени, темных и светлых тонов. Ее творения — уникальный вклад в развитие школы изобразительного искусства Казахстана.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Айша Галимбаева «Натюрморт с цветами и яблоками». Источник фото: bonart.kz

Особой аурой любви к родному краю и его народу овеяны творения Сабура Мамбеева. Живописец Казахстана родился в 1928 году в Южно-Казахстанской области (с. Абайбазар). Его талант проявился во всем своем блеске в картинах: «В горах», «Чилик. Степь», «Капчагай», «Каратау», «На джайляу».

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Жанатай Шарденов «Весна». Источник фото: bonart.kz

В 1960–1970-х живопись Казахстана была представлена именами Канафия Тельжанова («Жамал, «Мирные огни», триптих «Тишина»», «Кокпар»), Жанатая Шарденова («Осенний мотив», «Пруд в парке», «Капчагайское море» и «Кок-Тюбе»), Камиля Шаяхметова («Белый город в степи» и «Гани Муратбаев»).

Читайте также: Ильяс Жансугуров: биография и наследие

Современные знаменитые художники Казахстана

Картины казахстанских художников ХХІ века — воплощение поисков современного изобразительного искусства. Живописцы экспериментируют с красками и формами, тонами и полутонами. Благодаря этому рождаются уникальные по своей эмоциональной насыщенности произведения.

С творчеством каких современных художников Казахстана стоит познакомиться?

Акжана Абдалиева — обладательница звания доктора изящных искусств, присужденного ей Стамбульским университетом, автор нескольких успешных выставок. Она имеет свой неповторимый стиль и манеру, которые наполняют картины легкостью и откровенностью.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Картина Акжаны Абдалиевой. Источник фото: www.liveinternet.ru

Сюжеты повествуют о единении людей, поиске гармонии и умиротворения, тихой радости. Славу художнице принесли картины, в которых переосмыслены вечные темы любви, взаимопонимания: «И ты попробуй», «Адам и Ева», «Гранат», «Подружки», «Нежность».

Акмарал Абулхаир реализовалась в стиле нуар. Образы ее символических картин воплощают идею женственности. Художница открывает миру древнюю языческую богиню Умай, возродившуюся в душе современной женщины.

Ее картины поэтичные и многоплановые. В них переплетаются золотые и черные тона — прекрасное и стихийное в женщине. Эти смыслы реализованы в серии картин под общим названием «Воплощение Умай».

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Акмарал Абулхаир «Умай». Источник фото: vecher.kz

В произведениях Нелли Бубэ воссоздана история и настоящее Шелкового пути. Художница использует своеобразную манеру письма, в которой сочетаются приемы графики, живописи и коллажа. В ее работах преобладает внимание к деталям. Она передает с помощью импрессионистических приемов теплоту и солнечность древности (серия «Великий Шелковый путь»).

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Нелли Бубэ «Творчество». Источник фото: unikaz.asia/ru

Тем, кто предпочитает картины, выполненные в классической манере, придутся по душе творения пейзажиста Максима Ведерникова. Его картины «Алмарасан», «Затерянный мир», «Натюрморт с сиренью» — воплощение реализма.

Любителям авангардизма понравятся концептуальные произведения художника-экспериментатора Вячеслава Люй-ко. В картинах «День и Ночь», «Harvest Festival», «Круиз» многообразие мира сжато передано в центральном образе-символе.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Вячеслав Люй-ко «Осенние игры». Источник фото: timeout.ru

Необычайно талантливая художница, пишущая в стиле сюрреализма, Лиза Рэй воссоздает в своих картинах чувственный образ мира. Ее полотна эмоциональные, наполнены тишиной и чувственностью.

Оптимизмом и радостью исполнены импрессионистические творения Ирины Яремы («Аромат лета», «Поселок Куптеп», «Лунная ночь»), акварели Юрия Харченко и городские пейзажи Евгения Фридлина.

Картины казахстанских художников прошлого и современности — органичная составляющая сокровищницы мирового искусства. Богатство цвета, своеобразие манер делают неповторимым мир живописи Казахстана.

Узнавайте больше о талантах своей страны!

Читайте также: Олжас Сулейменов: биография

www.nur.kz

Новая жизнь традиций (о живописи первого казахского художника А.Кастеева) | San'at

Sanat • 01/07/2006 • Выпуск №3-4 • 2629

Творчество казахского художника Абылхана Кастеева, его жизнь и вклад в развитие культуры уже давно стали предметом пристального рассмотрения как казахстанских, так и зарубежных исследователей. Он оставил в наследие свыше 2000 картин, акварелей и рисунков, которые представляют своеобразную летопись Казахстана ХХ в.

Начальный период творчества А. Кастеева относится к концу 1920-х – 1930-м гг. ХХ в. Именно в этот период в Казахстане происходит сложение европейских видов изобразительного искусства, ставшее важным фактором, характеризующим культурные процессы эпохи. Дело в том, что формирование профессиональной художественной традиции в предшествующие эпохи, особенно в эпоху средневековья, было связано исключительно с культурой городов, каковыми в среднеазиатском регионе в тот период были Бухара, Самарканд, Коканд, Хива, Ташкент и др. В Казахстане, в силу преобладания кочевого и полукочевого образа жизни, традиции урбанистической культуры, профессиональные формы деятельности не имели своего развития, и в этом проявляется одна из специфических черт местного искусства, сказавшаяся на характере и темпах адаптации его к новым формам. Говоря о профессиональных и народных формах, ни в коем случае не имеется в виду их качественный уровень, поскольку лучшие памятники как городского, так и кочевнического искусства, отличаются высоким уровнем исполнения. Художественный уровень казахского искусства, имевшего исключительно народные формы, не уступал уровню “городского” искусства соседних регионов.

Специфика адаптации новых форм искусства в Казахстане связана с относительно поздним, по сравнению с другими республиками, вхождением в систему новых художественных ориентиров, с отсутствием здесь широкого круга русских и других приезжих художников, которые могли бы активно развивать европейские виды искусства.. В приобщении к изобразительному искусству А. Кастеева большую роль сыграл русский художник Н. Хлудов. Обращает на себя внимание и разновекторная направленность исканий А. Кастеева, проявившаяся с первых шагов его творчества. Художник работает как маслом, так и акварелью, не замыкается в рамках определенной темы или жанра, пробуя свои силы в портрете, пейзаже, бытовых, батальных сценах. Но к какому бы жанру он ни обращался, в основе его работ всегда сохраняется сама среда, которая характеризует развитие казахского общества в первые десятилетия ХХ в. – сцены кочевий, степные поселки, горные пастбища, жители аулов.

Традиции народной культуры, ее прикладное искусство и музыкальное наследие, эпос и предания – все то, что составляет неотъемлемую часть мира полотен А. Кастеева, также нашло свое отражение в его творчестве. Богатство цвета и ритм узоров войлочных ковров находят свое продолжение в ряде работ декоративного плана (“Внутренний вид юрты”, 1929 и 1934, “Две казашки”, 1935). Напевы родной земли словно слышатся в раздольных пейзажах, а эпические герои оживают в ряде портретных образов исторического плана (“Батыр”, 1935).

Обращение к жанру портрета стало для А. Кастеева реакцией на события времени, провозгласившего ценность личности, человека, активно входящего в новый мир. Художник не останавливается на умении передавать портретное сходство человека и все пристальнее сосредоточивает внимание на психологической стороне работ. Такие черты таланта А. Кастеева, как подкупающая искренность, трогательная наивность и, вместе с тем, строгость, отражены в его “Автопортрете” (1931) – молодой человек в надвинутой на лоб шапке-ушанке, в наглухо застегнутой на все пуговицы верхней одежде. В этой собранности формы, строгости образа чувствуется характер художника – цельный и целеустремленный, и вместе с тем – закрытый, несколько замкнутый в мире своих мыслей; и лишь болтающиеся завязки от шапки вносят в изображение элемент творческого беспорядка. Каждая черта лица дает возможность говорить о характере портретируемого – плотно сдвинутые губы характеризуют А. Кастеева как человека немногословного и скромного, горизонтальные морщины на лбу говорят о его склонности к постоянным размышлениям, о философском складе ума, а сдвинутые домиком брови выдают в нем натуру ранимую, по-детски непосредственную и бесхитростную. Таким и был А. Кастеев, по воспоминаниям современников.

Большое место в творчестве А. Кастеева занимают портреты таких известных исторических личностей, как Абай, Амангельды Иманов, Чокан Валиханов, Токаш Бокин, народные акыны Джамбул, Биржан-сал, Кенен Азербаев, народный мастер Сарсенбин и др. Работы этого жанра характеризуют гражданскую позицию художника, который основными героями своих полотен видит национальных деятелей, внесших неоценимый вклад в развитие культуры Казахстана.

Генетическая память художника, отбирающая при создании образов нового искусства наиболее близкие, понятные ему темы, особенно ярко проявилась в пейзажах. Предпочтение, отданное этому жанру, не случайно: вся жизнь казаха – скотовода и кочевника, была тесно связана с природой.

Пейзажи А. Кастеева зачастую сравнивают с брейгелевскими – оба художника большое внимание уделяют панорамному решению пространства. На наш взгляд, созвучие с работами П. Брейгеля проявляется в первую очередь в умении сопоставить общее с частным. Но если голландский мастер строит свои коллизии на контрасте, на противопоставлении явлений (например, благостность мира и трагедию в полотне “Падение Икара”), то для А. Кастеева общее и частное всегда находятся в состоянии нерушимой гармонии. Такое понимание мира типично для восприятия жителей степи, и именно поэтому мы можем говорить о специфически этнических чертах его картин.

Пейзажи в творчестве А. Кастеева можно разделить на три группы – горный, степной и жанровый. Художник всегда сохраняет широкую панораму охвата, позволяющую добиваться масштабного, эпического звучания полотна (“В горах Казахстана”, 1951; “Горное пастбище экспериментальной базы”, 1951, “Экспериментальная база”, 1951, “Озеро Иссык”, 1953 и др.). Его любовь к горным пейзажам неслучайна – в них сквозит уходящее в глубь веков представление о горе как о мировом столпе, незыблемой вертикали мироздания. В традиционной тюркской мифологии горы были одной из ипостасей мирового древа, древнейшего символа мироздания; горы – символ вечности и устойчивости бытия, символ родины, ее природы.

К лучшим полотнам “горного” цикла относится “Дом отдыха в горах” (1937), где с одинаковой убедительностью переданы заснеженные и поросшие лесами склоны, решена проблема нескольких планов изображения, помогающих достичь убедительности в передаче пространства. Эта работа звучит свежо и необычно в контексте времени. На фоне столь близкой сердцу художника зеленой долины, завершающейся изображением покрытых лесами гор, изображены новые многоэтажные корпуса дома отдыха – явление, исключительно новационное для той эпохи. В этом, казалось бы, бессюжетном полотне, по сути, обычном пейзаже, нашли свое отражение очень важные приметы времени с их декларациями о труде и отдыхе, заботе о человеке, верой в будущее.

Верный приверженец натуры, А. Кастеев никогда не экспериментирует с пространством; он сохраняет низкую, на уровне человеческого роста, точку зрения в сочетании с высокой, на уровне птичьего полета, в результате чего добивается своеобразного эффекта “присутствия в кадре”. Такой способ передачи пространства позволяет выразить как подробности первого плана (кустарники, трава, каменистая почва), так и масштабную панораму дальнего вида, которая расширяется прямо на глазах, словно совмещая в себе микро- и макрокосм. Как отмечает Р. Копбосинова, “А. Кастеев обладал умением точно установить соотношения высоты линии горизонта и масштаба фигур, чтобы определить значимость Человека в пространстве пейзажа, или, наоборот, выделить выразительность “развивающихся” далей” (1, с. 15). Даже если горы не являются основным объектом изображения, они зачастую присутствуют на заднем плане как обязательный элемент.

Ничто, пожалуй, так полно не характеризует творчество А. Кастеева, как степные пейзажи. Они по-своему уникальны, в первую очередь в силу их незамысловатости, даже крайней простоты изобразительных средств. Степь, низкая, или, наоборот, высокая линия горизонта, но чаще – равнозначность неба и земли, нависающее над землей желтоватое хмурое небо, скудная растительность, беспредельность охваченного взглядом пространства – таковы работы “Родина Абая Чингизтау” (1947), “Колхозные дома” (1947), “Районный центр Айнал” (1948), “Колхоз Сары-Шоки” (1948), “Летнее пастбище Чалкуде” (1956), “Озеро Сарыколь” (1956), “И здесь вырастим хлеб” (1956). Может быть, они покажутся на первый взгляд не столь эстетически выразительными, не живописными, однако именно в этой скупости красок и форм, в этой простоте рисунка и сюжета, строгой, документальной точности А. Кастеев видел правду живописи, от которой он не позволял себе отступать. Не случайным кажется также тот факт, что А. Кастеев обращается к степному пейзажу лишь в послевоенные годы, когда он уже обрел навыки профессионального мастерства. Действительно, надо обладать немалым талантом живописца, чтобы выразить всю силу своего таланта в столь скупых формах и средствах, которые предлагает степной пейзаж Казахстана. Разработанная им “степная” тематика стала определяющим “лицом” живописи Казахстана ХХ в.

Как и в случае с пейзажами горными, появление степных пейзажей с их лаконичным художественным языком вызвано не только стремлением передать личностное восприятие родной природы, быть ближе к натуре, но и глубинными, генетически обусловленными, подсознательными импульсами. Дело в том, что изображение Неба и Земли, важнейших понятий в жизни кочевника, лежит в основе казахского орнаментального искусства. Орнаменты казахских войлочных ковров на протяжении веков, вплоть до наших дней, имели традиционный негативно-позитивный способ формообразования, при котором фон был равен узору, и, соответственно, узор – фону. Этот прием возник как стремление выразить мировоззренческие представления степняков, для которых мир состоял из двух равновеликих понятий – Земли и Неба. Этим понятиям поклонялись, их обожествляли – Небо было олицетворением главного божества – Тенгри, а Земля почиталась как богиня-мать Умай. Именно эти понятия и нашли отражение в узорах войлочных ковров, которые наделялись благопожелательным, оберегающим значением. Эти понятия – равнозначность Земли и Неба – на генетическом уровне нашли своеобразное отражение и в пейзажной живописи А. Кастеева, что дает основание утверждать о преемственности вековых традиций в его творчестве.

Большое значение придавал Кастеев жанровым пейзажам, ставшим одной из отличительных особенностей казахской живописи в целом. На первый взгляд, полотна этого круга по их содержанию можно отнести к бытовому жанру, однако специфика образа жизни казахов, проходящая в основном на природе, на открытом воздухе, предопределила сочетание жанровых сцен и пейзажа, и, соответственно, появление жанрового пейзажа. А. Кастеев первым предлагает такое сочетание, которое станет излюбленным приемом для его последователей.

Следует отметить, что процесс слияния жанров был присущ не только казахской живописи, но и в целом живописи среднеазиатского региона, однако и здесь наблюдаются свои особенности.

Работы конца 30-х гг., такие, как “Колхозный той”, “Колхозная молочная ферма”, “Доение кобылиц”, отличаются точным знанием народного быта; вместе с тем они полны проникновенного лиризма в сочетании с эпической мощью передачи гармоничного слияния природы и человека, ощущающего себя ее частью. Из простой бытовой зарисовки они превращаются в поэтическую оду бытия, полную символических истолкований; “в сюжетной структуре этих картин видится фольклорное начало, органически присущее художнику” (2, с. 56).

Послевоенные работы – “Ковровщицы на джайлау” (1950), “Красная юрта” (1957), “Последние известия” (1963), “Автолавка на пастбище” (1963) также строятся на равноценном сочетании сюжетного и пейзажного начал. В них нет надуманности или фантазии художника, есть только искреннее желание показать жизнь степи такой, как она есть. Этот подход вполне закономерен на первых этапах становления нового вида искусства – запечатлеть действительность в ее непосредственном бытии. Вместе с тем художник отбирает сюжеты, которые дают ему возможность передать трепетное отношение к тем изменениям, которые происходили в степи. Его жанровые полотна стали “совокупным портретом нации, в котором выражены идеализм традиционного сознания казахов, приоритеты коллективных, родовых установок, восприятие человеческого рода как живого продолжения природы” (1, с. 17).

Изображение быта на фоне природы столь же естественно для казахского художника, как сама жизнь. Появление такого рода жанра неслучайно – в нем нашли свое выражение мировоззренческие представления народа, отражающие идею гармоничного сосуществования человека и природы, идею патриархального быта, устойчивости и незыблемости родоплеменных отношений. Полотна этого круга можно рассматривать и как важный этнографический материал, поскольку для художника всегда было важно сохранить достоверность фактов и близость к натуре.

Этапной работой в творчестве А. Кастеева является портрет Ч. Валиханова (1951), к образу которого он обращался не раз (известен также портрет 1952 г., носящий более камерный характер). Здесь напрашиваются аналогии с работой “Юрта” (1934), позволяющие выявить как динамику развития стиля, так и сложившиеся отличительные черты живописи А. Кастеева.

Прекрасные, полные глубокого психологического “ясновидения” портреты таких сынов казахского народа, как Амангельды и Алиби Джангильдин, Джамбул и Кенесары Касымов, покоряют прежде всего мужественной сдержанностью, силой реалистического письма.

В картинах послевоенных лет нашла свое отражение целая эпоха, проникнутая настроением победы, верой в светлое завтра, неиссякаемым оптимизмом, вполне оправданной пафосностью. А. Кастеев мастерски владеет искусством детали, привлекая на первый взгляд незначительные элементы для полноты раскрытия темы, связанной с новыми реалиями жизни, причем в каждом случае это делается очень деликатно, без социально ангажированного акцента.

Интересно совмещение традиционных и новых примет быта в полотне “Последние известия” (1963). Обычная казахская семья расположилась на обед на расстеленных войлочных коврах близ юрты, пожилая женщина в правой части картины разливает кумыс – перед нами сцена, которая могла бы происходить и в прошлом, и в позапрошлом веке. И здесь важное значение приобретают детали, относящиеся к современности, новому быту: это журналы и газеты, как бы невзначай разбросанные на переднем плане картины, радио с антенной, неслучайна, наверное, и размещенная прямо по центру композиции современная одежда мужчин – сапоги, кепки, пиджаки, и, наконец, еще одна деталь – светловолосый мужчина в левой части композиции, – гость, прибывший на джайлау. С помощью этих ненавязчивых деталей А. Кастеев смог дать емкую и точную характеристику целой эпохи, когда приметы нового времени все активнее проникают в быт скотовода.

В этом плане значительный интерес представляет также работа “Долина Таласа” (1970). Это полотно горизонтально вытянутого формата, что позволяет наиболее выразительно преподнести основную тему – безбрежность степных просторов. Во всех работах художника прослеживается его удивительная способность выстроить сюжет, совмещающий в себе понятия, наиболее ценные для носителя традиционной культуры, и новые приметы времени, с которыми связывалось будущее народа.

Роль А. Кастеева в становлении национального искусства Казахстана уникальна. Благодаря таланту, глубинной связи с родной культурой он интуитивно сумел “соединить социальные, культурные, эстетические координаты разных исторических эпох” (2, с. 79). Ценность его работ заключается также в искренности и чистоте чувств, которые он смог сохранить на протяжении всей своей творческой жизни. “Абылхан Кастеев пленяет нас тем, – отмечает Г. Сарыкулова, – что он одержим и чист, как горный родник, его наивность прекрасна своей первозданностью, полной откровенностью” (3, с. 20).

С радостным чувством первооткрывателя Кастеев стремился запечатлеть мир во всех его проявлениях. В этом – неоценимая заслуга великого мастера Абылхана Кастеева.

Литература:

  • Художник и эпоха. А.Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии XIX – XX вв. // Сборник докладов. Алматы, 2004.
  • Ахмедова Н.Р. Традиции, самобытность, диалог. Ташкент, 2004.
  • Абылхан Кастеев. Альбом/ Составитель Б. Барманкулова. Алма-Ата, 1986.

 

Айдар Ниязов

sanat.orexca.com

«Тарих» - История Казахстана - школьникам | Исторические вехи | Послевоенный Казахстан (1946-1980-е г.г.) | Исторические личности

Кастеев Абильхан (1904–1973 гг.)

Живописец, график, один из основателей казахского изобразительного искусства. Родился и вырос в ауле Чижин возле города Джаркент (ныне Алматинская область), похоронен в Алматы.

Абильхан с детства любил рисовать, делать различные поделки. Его мать, Айганша, ткала ковры, кошму, алашу, сырмаки, различное убранство юрты, наносила на них узоры, делала плетеные циновки из тальника и чия. Мальчик с детства наблюдал за всеми этими процессами, помогал матери вырезать орнамент и подбирать для него рисунки.

Свой трудовой путь А. Кастеев начал с рабочего на строительстве Турксибской железной дороги.

В 1929–1936 годах будущий художник брал уроки в художественных студиях Алма-Аты у Н. Г. Хлудова и Москвы у И. И. Бродского. В 1945–1956 годах он был председателем правления Союза художников Казахской ССР. В 1931 году А. Кастеев впервые участвовал в передвижной выставке «Социалистическое строительство в изображении художников».

Созданные А. Кастеевым в 1930–1931 годах произведения «Портрет сестры», «Автопортрет», «Девушка в голубом платье» и другие работы портретного жанра продемонстрировали высокое мастерство художника. Они демонстрируют не только сходство с оригиналом, но отличаются глубиной проникновения во внутренний мир изображаемых героев.

А. Кастеев создал более двух тысяч произведений, изображающих различные проявления народной жизни. Он стал смотреть на различные жизненные ситуации, на происходящие социально-исторические изменения глазами художника. Такие талантливые произведения, как «В школу» (1930), «Турксиб» (1932), «Жатва» (1934), «Колхозный той» (1937), триптих «Старая и новая жизнь» (1937–1941), «Молодой Абай» (1945), впечатляющие картины на тему гражданской войны «Организация Красной армии в Казахстане» (1940) и «Сарбазы Амангельды» (1970), представляют собой как бы художественную летопись прошлого и настоящего, отражены преобразования, происшедшие в республике за годы Советской власти.

А. Кастеев — художник, который, работая в жанре пейзажа, сумел изобразить прекрасную природу родной земли, изменения, внесенные человеком в ее облик. Его полотна: «Высокогорный каток» (1954), «Моя Родина» (1959), «Автолавка на жайляу» (1963), «Капчагайская ГЭС» (1972) обращают на себя внимание правдивостью изображения. Любовь к родному краю выразилась в полотнах: «На жайляу» (1938), «Возле дома» (1940), «Осенний пейзаж» (1942), «Зеркальный лед» (1951), «Цветущие яблони», «Зима» (1958), «В мастерской художника» (1962).

А. Кастеев является также автором портретов деятелей науки и культуры: «Портрет Жамбыла» (1937), «Н. Сауранбаев» (1943), «Сабит Муканов» (1945), серий акварелей (1950–1960-е годы): «Советский Казахстан», «На земле Казахстанской», «О целине», «Стройки пятилетки», «Богатства Казахстана».

Абильхан Кастеев — самобытный художник, которого отличает собственный стиль и умение передать на полотнах свою любовь к родной земле. Большим достижением казахского изобразительного искусства является тот факт, что 100-летие художника (2004 год) отмечалось на уровне ЮНЕСКО. А. Кастеев не признавал устоявшиеся каноны, он шел своим собственным творческим путем. Окружающих поражали выносливость и работоспособность художника. Если он начинал картину, то не вставал пока ее не закончит.

Картину может понять любой человек, здесь не нужен язык. А. Кастеев переводил на художественный язык то, что видел сам; то, как он воспринимал окружающий мир. Будущее принадлежит великим картинам, так как они не умирают. В этом смысле Абильхан Кастеев будет вечно находиться на пьедестале славы — он является уникальной личностью, талантливым художником, внесшим огромный вклад в развитие казахского изобразительного искусства.

А. Кастеев — народный художник Казахской ССР (1944), заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1942), депутат Верховного Совета Казахской ССР 4 — 5-го созывов. В 1966 г. А. Кастеев был удостоен Государственной премии КазССР за серию акварелей «На земле Казахстана». Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».

Именем А. Кастеева назван Государственный музей искусств Республики Казахстан, а также улицы в нескольких городах Казахстана

www.tarih.spring.kz


Смотрите также