Как правильно сгруппировать картины в композиции. Картины композиция


композиция примеры | Рисуем вместе

Опубликовано 20 Янв 2011 в рубрике «Художники»

В этой статье я рассказывала о сетке, которую можно использовать при компоновке рисунка. Здесь я хочу проиллюстрировать материал и еще раз напомнить о том, как важна композиция для живописных работ. Посмотрите, что получиться, если наложить композиционную сетку на картины известных художников (я старалась выбирать максимально узнаваемые). Комментировать не буду. Просто посмотрите, как расположены предметы (фигуры) и их оси относительно основных линий картины, чем поддерживаются (если поддерживаются) диагонали и что попадает на узловые точки.

Пьеро-и-Арлекин.jpg

Поль Сезанн, «Пьеро и Арлекин»

Боярыня-Морозова.jpg

Василий Суриков, «Боярыня Морозова»

Голубые-танцовщицы.jpg

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы»

Дали.jpg

Сальвадор Дали, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

Когда-ты-выйдешь-замуж.jpg

Поль Гоген, «Когда ты выйдешь замуж»

Менины.jpg

Веласкес, «Менины»

Охотники-на-привале.jpg

Василий Перов, «Охотники на привале»

Пикассо.jpg

Пабло Пикассо, «Акробат и арлекин»

Последний-день-Помпеи.jpg

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

Серов.-дети.jpg

Валентин Серов, «Дети»

Явление-Христа-народу.jpg

Александр Иванов, «Явление Христа народу»

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Композиционный центр в живописи шесть шагов к собственной картине

Когда Вы «доросли» до создания собственной картины, Вам пригодятся несколько советов по композиции.Композиция – это основа картины.Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке.

С чего начать? Как мысль воплотить на холсте?

композиция выбор формата холстакомпозиция выбор формата холста

Первое, что вам необходимо сделать – выбрать формат холста.К примеру, если вы хотите нарисовать море, то лучше изображение создавать на горизонтальном формате. Это создаст иллюзию простора на горизонте, в картине появится много воздуха.

композиция вертикальный формат холстакомпозиция вертикальный формат холста

Вытянутый вверх прямоугольный формат подчеркнет высоту гор или стройное дерево у воды.Избегайте изображения слишком мелкого предмета, который может затеряться на большом формате холста, что отрицательно скажется на раскрытии замысла.У зрителя не должно возникнуть желания увеличить или уменьшить края холста, изменить его масштабность.

Второе – выбор точки зрения.

Уровень линии горизонта играет очень важную роль в композиции картины. Выберите такое местоположение, с которого натура будет видна наиболее выразительно.Для передачи широких просторов в пейзажах рисуют высокий горизонт. В зависимости от перемены точки зрения изменяется вид нашего пейзажа.Если подчеркивать большие размеры изображаемых объектов, используйте низкую точку зрения. Тогда персонажи будут выглядеть преувеличенно мощными.

Третье — композиционный центр

композиционный центр картиныкомпозиционный центр картины

.Каждая деталь должна быть подчинена основной идее. Цельность картины зависит от того, насколько второстепенные детали дополняют основной объект. Направляйте внимание зрителя. Основному объекту найдите наилучшее место в картине, изобразите его наиболее контрастно и подробно.

 

Четвертое -равновесие картины.

композиция равновесие картиныкомпозиция равновесие картины

Холст должен быть равномерно заполнен объектами. Картина выглядит неуравновешенной, если вы сместили рисунок к одной части холста, образовав пустоту в другой. Такое изображение смотрится неестественным. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром, но и не удаляется далеко от него. Избегайте деления плоскости на две равные части как по горизонтали, так и по вертикали. Сделайте несколько набросков, чтобы определить масштаб изображения и выбрать лучшую композицию.

контрасты в композиции картиныконтрасты в композиции картины

Пятое — контрасты в композиции.

Подчеркнуть выразительность композиции можно, противопоставив большое и малое, динамичное и неподвижное, яркое по цвету и приглушенное по тону, доброе и злое и т. д.

 

 

Шестое — свет и цвета в композиции.

Колорит композиции помогает зрителю воспринимать содержание картины. Так, яркий солнечный день,

свет и цвета в композиции картинысвет и цвета в композиции картины

огромное цветочное поле или лес в картине обязательно вызовут радостное настроение. Серые тучи, закрывшие солнышко в картине, общее тоновое состояние пасмурного дня могут вызывать задумчивость или грусть. Выделяйте композиционный центр при помощи тона и цвета. Зритель воспринимает в первую очередь те предметы, которые контрастны по отношению к фону. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее привлекает внимание и воспринимается в первую очередь. Посетив наши курсы рисования для взрослых в Киеве Вы сможете научится искусству композиции картины и нарисовать свою неповторимую картину маслом, акварелью, цветными мелками или карандашом.

полевые цветы, холст, маслополевые цветы, холст, масло

Поделиться ссылкой:

Похожее

artclass.kiev.ua

Композиция. Часть 1. Типы композиции.: reylana

Я хочу научиться рисовать - как часто у вас появляется такая мысль?Именно рисовать. Не срисовывать. Строить работу. Понимать, что к чему, по какой причине здесь необходима эта деталь, и вот тут - эта...Одно из основных понятий, с которыми придётся разобраться для освоения нелёгкого искусства рисования - это композиция.При подготовке поста я использовала несколько источников - в основном Н.Сокольникова "Основы композиции", Р.Паранюшкин "Композиция". Естественно, все максимально кратко - просто для получения общего представления о понятии.

Слово "Композиция" происходит от лат. compositio , что б в переводе буквально означает со-расположение. Под этим понятием понимается составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Именно от композиции зависит, как зритель увидит произведение.Паранюшкин отмечает, что существует три главных формальных признака композиции:- целостность - внутреннее единство композиции. Тут важно помнить, что целостность не значит, что ваша картина должна представлять собой единый комок краски без проблесков, некий "монолит", вовсе нет. Под ней понимается тяготение частей картины друг к другу. "Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна", пишет Паранюшкин.

- подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты - важно сочетание "главного" элемента, который сразу привлечёт внимание и является смысловым центром композиции, и второстепенных. которые его оттеняют и выявляют. "Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины — это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой", пишет Паранюшкин.

- уравновешенность - основая гармонии в работе. Уравновешенной может быть как симметричная работа, так и асимметричная. "Уравновесить композицию может пустое поле или одна-единственная точка, поставленная в определенном месте картины, а вот какое это место и какой цветовой интенсивности должна быть точка, в общем случае указать нельзя. Правда, мы можем отметить заранее: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно", отмечает Паранюшкин. Наиболее сложно уравновесить динамичные изображения. При этом "самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно прикрыть часть картины — и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, незаконченной". Внимательное изучение произведений искусства и их композиционный разбор поможет вам "поймать" это ощущение равновесия и полнее его понять.

Типы композиции

1) Замкнутая (закрытая) композиция"Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру". Одна из важных черт замкнутой композиции - наличией полей. Все элементы тесно связаны между собой.

2) Открытая композиция"Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции — наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части". Открытая композиция тяготеет к центробежности, чаще всего исходит от центра. Хотя она бывает очень сложной - единый центр в таком случае может отсутствовать, и композиция будет складываться из нескольких мини-центров.

Наглядный пример разницы между замкнутой и открытой композицией:

3) Симметричная композиция"Основная черта симметричной композиции — равновесие. Оно настолько крепко держит изображение, что является по совместительству и базой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы — стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.

4) Асимметричная композиция"Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины"

5) Статичная композиция"Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию". Есть разные способы продемонстрировать статичность изображения.

6) Динамичная композиция

Это композиция, при которой создаётся впечатление движения и внутренней динамики. "Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения".

Статичные композиции часто бывают симметричными и замкнутыми, а динамичные — асимметричными и открытыми.

Сокольникова также отмечает, что "если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта". Выражаю огромную благодарность авторам, которые помогают разбираться в столь нелёгких вопросах.

В следующем посте будут расписаны формы композиции, а также приёмы и средства, которые могут использоваться при обдумывании композиции своей работы.

reylana.livejournal.com

20 советов как правильно выстроить композицию

 

20 советов как правильно выстроить композицию

Создание интересной и цепляющей взгляд композиции – ключ к привлекательной иллюстрации. Картины с мощной композицией элементов будут привлекать внимание зрителей, и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству. В свою очередь, композиционно неудачно собранная картина может испортить вид даже самых прекрасно обрисованных объектов, создавая чувство, что что-то на ней не так. Многие даже не поймут почему, но картина будет менее привлекательной, и сложнее будет понять ее смысл. Далее в этом уроке я обозначил 20 пунктов, которые, на мой взгляд, являются одними из основных правил хорошей композиции, правил, на которые я всегда опираюсь, когда берусь за кисть.

 

 

20 советов как правильно выстроить композицию

1. Фокусная точка Каждая картина с мощной композиционной нагрузкой имеет доминантный объект, или фокусную точку, которая является центром всей картины. Все остальные элементы картины должны дополнять или обрамлять этот объект. Фокусной точкой может быть что угодно: от небоскреба вдали до бумажного стаканчика, стоящего на подоконнике и обозревающего весь город. Очень важно, чтобы фокусная точка вписывалась в картину. Существует немало способов выделения фокусной точки – «Правило одной трети» или «Правило золотого сечения» - но я не буду углубляться в этот вопрос, т.к. для меня важнее – чувствовать картину, без каких-либо правил.

20 советов как правильно выстроить композицию

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

2. Размещение других объектов Все другие объекты должны гармонировать с фокусной точкой и тем самым усиливать эффект всей композиции. Аккуратно расположенные элементы картины внесут свой вклад, добавив, в конечном счете, глубину, баланс и реалистичность. Обратите внимание на картине «Нимб» («Nimbus»), где изображен пейзаж, устремляющий взгляд зрителя вдаль; или на маленькие детали, например, автомобиль, возле причаленного корабля на картине «Прометей» («Prometheus»). 3. Единство объектов Очень важно, чтобы все элементы картины смотрелись уместными, подчеркивая, что формы и структуры объектов, находящихся вдали, продиктованы внешними условиями между ними и зрителем; или, что все объекты и структуры правильно отражают свет и отбрасывают тени. При таком подходе, композиция будет в выигрыше. Вернемся к картине «Прометей» («Prometheus») - обратите внимание, как корабль отбрасывает тени на причал и окружающие его здания, заметно прибавляя реалистичности этому моменту. 4. Обрамление В картинах со сложной композицией может пригодиться такой прием, как обрамление, который поможет направлять взгляд зрителя по картине и задержать его на ней. Этого можно добиться, просто добавив плавных линий, или четких силуэтов для проведения взгляда именно к тому месту, которое необходимо выделить, чаще это фокусная точка. Снова обратите внимание на картину «Прометей» («Prometheus») - т.к. на ней это очень отчетливо прослеживается - где я обрамил центр картины большим, выходящим вперед, причалом. 5. Избегайте касательных линий Они могут отрицательно сказаться на всей картине, и их, несомненно, следует избегать. Касательные – это линии, идущие от отдельных элементов картины, которые в конце пересекаются. Например, линии электропередач, которые сходятся прямо на углу здания. Отодвинул эти линии электропередач от здания, уведя их чуть выше или ниже, можно избежать визуальной проблемы восприятия.

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

6. Температура цвета Когда вы стоите перед выбором доминантных цветов для своей картины, всегда помните о том, что картина в итоге будет вызывать либо холодные, либо теплые ощущения, она не может быть и теплой и холодной одновременно (если только это не авторский прием). Конечно, вы можете использовать и теплые и холодные цвета в своей картине, но одни из них всегда должны быть доминантными, даже если совсем не намного (как, например, на картине «Подземелье» («Dungeon»)).

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

7. Насыщенность белого Градиент контраста – очень важный инструмент при создании интересной композиции. В идеале, вы должны достичь баланса между светлым, средним и темным тоном, используя хотя бы некоторые из них. Чтобы добиться хорошего баланса, попробуйте применить максимум одного из оттенков, немного другого и совсем чуть-чуть третьего, например, как на моей картине «Комната» (The Room») - я взял 60% темного, 25% среднего и 15% светлого тона. 8. Глубина Глубина и ракурс также очень важны. Изображения с определенным ракурсом требуют за собой правильно организованную и реалистичную глубину, используя ряд элементов, ведущих взгляд все глубже в картину. Этими элементами могут быть заборы, железные дороги, городской ландшафт, или даже просто линия цветов на поле. Самые лучшие композиционно выстроенные картины нарисованы так, будто вы смотрите на них изнутри. 9. Смыкание В отличие от касательных линий, данный пункт относится к смыкающимся друг с другом элементам картины. Все элементы картины должны либо располагаться удаленно друг от друга, либо находиться в непосредственной близости. При смыкании, объекты создают объединенную форму, которая отводит взгляд зрителя и заставляет его остановиться, вглядываясь в картину.

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

10. Свет После придания объекту формы, это самая важная для меня часть. Прежде чем закрашивать рисунок, я много внимания уделяю правильной постановке света. Я разделил эту тему на несколько логических частей, чтобы подробнее объяснить разные особенности создания света и реалистичного композиционного баланса.

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

11. Да будет свет! Выберете положение для первичного (самого яркого) источника света – солнца, окна, или, например, уличного фонаря – в котором объект будет выглядеть объемным, и будет отбрасывать интересную тень. Первичный свет может быть основной частью композиции и даже ее фокусной точкой; он определяет, какого цвета будет все то, на что он падает. Без света мы не увидим ничего: поэтому он очень важен, и не менее важна его правильная постановка. 12. Тени Тень может быть использована для выделения форм объекта, прикреплению их к рисунку и, при правильном использовании, для добавления дополнительного обрамления композиции (например, как на картине «Прометей» («Prometheus»), где верхняя часть причала отбрасывает тень на нижнюю часть – променад). Что важно, тень лучше проявляется при положении под прямыми лучами источника света.

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

13. Дополнительные источники света Важными факторами законченной композиции являются вторичный и третичный источники света. Вторичными источниками могут быть рассеивающиеся или прямые лучами света, отраженные от поверхности, на которую падал первичный свет, или слабое свечение от уличных фонарей и автомобильных фар, и даже сильные источники света, близкие к первичному. Добавленный вторичный свет дает возможность усилить детальность рисунка и расположение элементов рисунка.

20 советов как правильно выстроить композицию

14. Атмосфера Атмосферная глубина и окклюзия (поглощение света) – важные составляющие единой композиции на картине. Это может быть просторная зона, где прозрачный воздух между зрителем и горизонтом обретает цветовой и тональный контраст; или это может быть небольшая площадь, где свет проходит сквозь пыльный воздух, обретая легкий цвет (например, как на рисунке «Комната» (The Room»). Мощный луч света также может придать особую атмосферу картине, отражаясь и рассеиваясь вокруг.

20 советов как правильно выстроить композицию

15. Структура поверхности Для композиционного баланса также очень важны продуманные и правильно выстроенные структуры различных поверхностей. Нужно четко понимать, что применение отражающей или блестящей поверхностей может привлечь внимание зрителя. В картине «Прометей» («Prometheus») я использовал много отражающих поверхностей, которые однозначно привлекут внимание зрителей, но также не будут слишком отвлекать от главного элемента картины – корабля, а будут только усиливать его эффект. Или же наоборот, использование тусклых и грязных текстур может вызвать совсем другие чувства у зрителей (например, как на картине «Комната» (The Room»)).

20 советов как правильно выстроить композицию

16. Направление взгляда Привлечь внимание к картине можно и путем использования элементов, направляющих взгляд зрителя в центр или вокруг кадра. Этого можно добиться разными способами. Например, старые добрые заборы или дороги, идущие вдаль, или, как на картине «Нимб» («Nimbus»), огромное строение, рассекающее небо и ведущее взгляд из верхнего левого угла в самый центр. Фишка в том, что зритель будет вести взглядом по арке, пока не придет к конечной точке – самой главной части рисунка. 17. Задерживание взгляда Если зритель обратил внимание на картину, важный здесь момент – задержать этот взгляд подольше. Вернемся к старой доброй технике с забором, ведущим вдаль слева направо. С правой стороны обязательно надо будет добавить что-нибудь, например, пару деревьев или может маленький домик, чтобы потом плавно вернуть взгляд зрителя на всю композицию. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus»). Обратите внимание, как взгляд идет по линии вниз и задерживается на городе, рассматривая скалы слева и сам город справа. 18. Драматичность Масштабные и эпические изображения обычно, обычно либо драматичны, либо очень спокойны. Для придания драматичности изображению, можно поиграть с глубиной, масштабностью, скоростью движения элементов или их спокойствия. На картине «Нимб» («Nimbus») большая арочная конструкция возникает из-за спины зрителя, тонет в облаках и опускается на точку вдали, показывая тем самым, как она огромна в отношении сравнительно маленьких небоскребов в точке ее касания с землей. 19. Баланс Добиться баланса в композиции – дело практики, особенно, если ваша фокусная точка - крупная и драматическая деталь, захватывающая большую часть кадра. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus») – здесь я сбалансировал картину использованием нескольких более низких зданий, снижающиеся вдаль скалы слева, и добавлением облаков, которые сглаживают восприятие картины. Вместе эти элементы позволяют добиться гармонии между огромной фокусной точкой и остальным окружением.

20 советов как правильно выстроить композицию

20. Относительный масштаб Сложные композиции, изображающие разные формы и размеры, должны быть правильно построены, чтобы зритель видел и понимал масштаб элементов картины. В картине «Прометей» («Prometheus») я нарисовал несколько человек - некоторых ближе, некоторых дальше от корабля, чтобы показать огромные размеры этого корабля и причала. Вы можете создавать огромные масштабы, насколько позволяет вам ваша фантазия и границы полотна. С мелкими предметами так же – будь то стакан с карандашами, или телефон на краю стола – все должно служить тому, чтобы зритель понял размер стола.

 

источник

 

kayros-81.livejournal.com

Диагональная композиция | FotoStar-Pro - все профессионально и качественно..

Диагональная композиция

Диагональная композиция

Соединение планов не позволит в дальнейшем зрителю разделить кадр на две части. Естественно, необязательно на втором плане ставить, например, фикус – там можно поместить световое пятно, которое будет уравновешивать композицию.

Неуравновешенная композиция более динамична, нежели композиция центральная. Наметившаяся связь «передний план – второй план» задает кадру внутреннюю динамику. Уравновешивая элементы композиции, фотограф не приводит композицию к неподвижности. Задача – создать посыл, обозначить стремление к равновесию, оставаясь в структуре неуравновешенной композиции. Гоген, считал, что художник должен найти символ, миф и возвысить быт до мифа. А Ван Гог думал, что нужно научиться извлекать миф из самого прозаического. В целом перед нами неуравновешенная композиция. Нет правил без исключения. Если знать правила можно и нужно создавать исключения. Это относится и к работе с неуравновешенной композицией. Можно поставить задачу не уравновешивать на втором плане композицию. И в этом случае объект будет выпадать из кадра. Но кто сказал, что это не может быть замыслом?

Диагональной композицией называют композиционные построения, стремящиеся к диагонали.

К образованию диагональной композиции приводит смещение точки съемки относительно центральной.

Фотографирование под углом к объекту позволяет показать вторую сторону предметов, тем самым создавая иллюзию объема, а также выстроить динамичную перспективу: внутри кадра движение может отсутствовать, но подчеркнутая направленность основных линий наполнит кадр внутренней динамикой.

В искусстве живописи диагональная композиция хорошо изучена и часто применяется, помогая раскрыть смысл произведения. Диагональ – это не только движение как таковое, но и направление движения.

Диагональ может помочь зрителю в чтении композиции, может «ускорить» движение объекта, а может и «притормозить». Все зависит от расположения диагонали в кадре. Если диагональ на картинной плоскости располагается слева направо, то эффект движения увеличивается. Зритель взглядом «подталкивает» объект, расположенный на диагонали. Если диагональ на картинной плоскости располагается справа налево, то эффект движения замедляется. Зритель взглядом препятствует движению объекта, расположенного на диагонали.

Эти эффекты связаны с культурой чтения. В Европе, Америке и России читают слева направо. Это естественно. В каком-то смысле можно говорить о генетическом коде. Все, что движется слева направо, получает дополнительную «энергию взгляда». Все, что движется справа налево, встречает сопротивление.

Исходя из этого говорят о восходящей и нисходящей диагоналях: восходящая – это проведенная из нижнего левого угла кадра в правый верхний угол, нисходящая – из левого верхнего в правый нижний.

Есть одно «золотое правило»: не подходить к созданию диагональных композиций с линейкой, то есть не стараться направить жесткой рукой движение строго из одного угла кадра в другой, если в этом нет особой необходимости. Объекты не обязательно должны размещаться по диагонали геометрически точно.

Я рассмотрел основные типы композиционных построений. На самом деле схем больше: композиции могут быть вписаны в окружность, могут носить форму синусоиды, могут быть линейно-поступательными и т. д. Но любая схема, любая скрытая структура должна выражать содержание и помогать раскрыть идею произведения.

Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний. Так называемая «нисходящая» диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя, как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.

Изображение перевернуто. В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом.

Диагональная композиция

 

Репродукция оригинального изображения.

 

Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний – так называемая нисходящая диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.

Изображение перевернуто

В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх, в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом. В центре образовалась пустота. Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен.

 

Диагональная композиция

 

Фердинанд Ходлер. «Дровосек». Репродукция оригинального изображения. Холст, масло.

Диагональная композиция

 

«Дровосек» Ходлера – это наглядная иллюстрация того, как работает структура.

Ходлер выстраивает умозрительную диагональ из нижнего левого угла в верхней правый. Это так называемая восходящая диагональ. Взгляд зрителя скользит по предполагаемой диагонали вверх и как бы препятствует планируемому движению топора в руках дровосека вниз. Тем самым создается большая напряженность, и дровосеку необходимо преодолеть это условное препятствие. Используя структуру, художник подчеркивает мощь этого человека. Кажется, что дровосек срубил все на свете и остались последние хилые два деревца. Собственно, чтобы покончить с этими остатками былого и размах такой не нужен, но и этот контраст подчеркивает идею автора о несокрушимой мощи дровосека, которого ничто и никто не могут остановить.

Диагональная композиция

 

Изображение перевернуто

 

«Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть», и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.

Диагональная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

 

 

Диагональная композиция

Диагональная композиция

 

Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен. Изображение перевернуто. «Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть» и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.

Маленькие итоги

Центральная композиция

• Тип композиционного построения, предполагающий размещение объекта съемки в центре кадра.

• Композиция устойчива, равновесна, статична.

• Зритель имеет возможность целиком увидеть объект съемки.

• Композиция носит плоскостной характер.

• Добиться более выразительного композиционного рисунка можно, работая с освещением объекта съемки, разрабатывая светотеневой рисунок на модели и фоне.

Фронтальная композиция

• Тип композиционного построения, при котором объект съемки располагается анфас и перпендикулярно оптической оси объектива.

• Композиция носит плоскостной характер, так как объект съемки виден с одной стороны.

Неуравновешенная композиция

• Композиционное построение, создающее эффект неустойчивости, достигается приемом смещения основного объекта в одну из сторон кадра.

• Неуравновешенные фигуры переднего плана требуют введения дополнительных элементов в композицию, «уравновешивающих» передний план. Композиция в этом случае будет стремиться к равновесию.

• Фигуры переднего плана и элементы композиции на фоне должны быть связаны общим линейным рисунком, распределением световых пятен, колоритом, в противном случае зритель сможет визуально разделить кадр на отдельные составляющие.

• При портретной съемке, как правило, модель располагают таким образом, чтобы по направлению взгляда оставалось свободное пространство.

• Ощущение динамики, внутреннего движения создается за счет неустойчивых связей между элементами композиции. Динамика подобных связей может быть выявлена сочетанием резкого и нерезкого в кадре, разницей в масштабных соотношениях между элементами композиции, цветовыми контрастами.

www.fotostar-pro.ru

Горизонтальная и вертикальная композиция в живописи. Мастер-класс / Мастерклассы Блоги

В жанре портрета, кроме техники исполнения, огромное значение имеет и художественный аспект, где композиции отводится главная роль. Чтобы глубже раскрыть внутреннюю основу образа, важно создать такую композицию, которая позволит выразить все богатство человеческих характеров, настроений и чувств и откроет зрителю простор для воображения.

Несомненно, портрет - одна из наиболее исследуемых тем в истории живописи. Можно сказать, что этот жанр имеет магические свойства и часто заключает в себе гораздо больше, чем банальное копирование внешности портретируемого. Портрет изображает физический облик конкретного, жившего в прошлом или живущего в настоящем, человека, а некоторые его характерные черты, особенности личности или индивидуальное своеобразие могут произвести неизгладимое впечатление и запомниться на всю жизнь. Часто портрет раскрывает гораздо больше, чем хочет показать сама модель. Внимательному зрителю он поведает свои собственные увлекательные истории.

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

На этой странице показано несколько примеров портретов с горизонтальной композицией, все они выполнены Сандрой Лланас в смешанной технике на доске. Сверху вниз: «Женщина сзади», «Женщина с зелеными волосами» и «Женщина с темными волосами». На странице справа триптих «Три расы» - пример вертикальной композиции того же автора, Сандры Лланас.

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

Любопытно отметить, что горизонтальная или вертикальная композиция в портрете настраивает на созерцание того или иного аспекта изображаемого. Например, горизонтальная композиция позволяет создать такой фон или заполнить задний план такими атрибутами и объектами, которые также характеризуют персонаж и произведение в целом. Портрет, выполненный в темных тонах, произведет одно впечатление, если же на картине преобладают светлые тона, тип восприятия будет совершенно иным, и т. д. Итак, в горизонтальной композиции фон составляет часть образа и так же важен, как и сам портрет. Вертикальная композиция более динамична, чем горизонтальная, придает образу некую торжественность и важность, однако здесь вступает в действие новый фактор, который влияет на характеристику персонажа, - его одежда. Она несет определенную информацию о личности, об эпохе и окружении, а кроме того, имеет немалое значение с композиционной и эстетической точки зрения.

Вертикальная композиция идеально подходит для портретов крупным планом или портрета в полный рост. Очень важно сказать о заполнении плоскости изображения. Типичная ошибка в портретах - лишнее пространство над головой модели. Горизонтальная композиция часто сложнее, так как в этом случае труднее заполнить пустое пространство. Тем не менее поэкспериментировать с этим типом композиции очень интересно; например, можно попробовать изобразить лишь часть лица или сместить центр композиции вправо или влево.

Подводя итог, следует отметить, что при выборе горизонтальной или вертикальной композиции нужно грамотно скомпоновать предметы на плоскости рисунка, учитывая их пропорции и размеры, найти равновесие между различными элементами в пределах заданного формата. Все это необходимо для достижения гармонии и спокойной уравновешенности деталей, которые и составляют хороший портрет.

 

Кроме этого, при создании портрета нужно принимать во внимание такие факторы, как угол зрения, освещение, техника выполнения рисунка, черты лица изображаемого человека и выразительность.

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

Густав Климт. Дама в черной шляпе с перьями. 1910. Холст, масло. Частная коллекция. Грац, Австрия

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

Габриэль Россетти. Морское заклинание. 1877. Холст, масло. Художественный музей Фогга в университете Гарварда. Кембридж, Массачусетс, США

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

На этом портрете, изображающем двух мужчин и выполненном в технике масло по дереву, можно отчетливо увидеть разницу между двумя видами композиции. Справа, на вертикальной, одежда формирует основную часть композиции, характеризующую модели и наделяющую их особой индивидуальностью. Слева же, на горизонтальной, одежды почти не видно, и фон практически сливается с моделями, что придает им большую теплоту и гармонию.

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

Вот еще один пример для сравнения горизонтальной и вертикальной композиции. На портрете, изображенном слева, фон, фиолетовые тона в теневых областях, плотно окружающих модель, и участок, выполненный синим кобальтом, отчетливой разницей цветовых характеристик подчеркивают горизонтальный характер членения элементов фона.

Рисование - это нечто большее, чем простое умение с помощью кисти, красок или карандаша отразить окружающую нас действительность. Оно также подразумевает возможность ярче чувствовать, видеть и понимать, развивать воображение, изображать что-то новое, сложное и интересное, находить индивидуальные способы выражения себя как творческой личности.

горизонтальная и вертикальная композиция в живописи мастер-класс

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

blogs.masterclassy.ru

Как правильно сгруппировать картины в композиции

Тех, кто постоянно читает наши статьи, можно смело назвать людьми творческими и любящими экспериментировать, украшая свой дом. Поэтому сегодня мы расскажем о том, как с помощью правильно подобранных композиций из картин можно интересно и оригинально оформить тот или иной участок стены.

Но для начала стоит обратить внимание на следующие рекомендации относительно верного расположения картин и фотографий.

В том случае, когда вы украшаете стену одним крупным полотном или небольшого размера композицией, нужно выбрать для них правильную высоту, которая позволит созерцать картины, не напрягая зрение или мышцы шеи. То есть, не стоит размещать их слишком высоко под потолком, или ниже середины стены. Композиция будет восприниматься легче и комфортнее, если установить ее на уровне глаз, зрительно проведя невидимую линию горизонта.

Согласитесь, в темной прихожей или узком коридоре трудно рассмотреть красоту летнего пейзажа или мелкие фигуры на фото. В таких помещениях целесообразнее будет повесить две-три довольно крупные картины с четким рисунком. А вот композиции, составленные из ваших любимых изображений, нужно размещать на хорошо освещенной стене в гостиной или жилой комнате. Это позволит и вам, и гостям любоваться подлинной красотой красок и изяществом линий. Хотя, не следует забывать, что прямые солнечные лучи могут и навредить как качеству картины, так и ее восприятию.

Помните о равновесии

первый2

Когда вы формируете композицию из картин разной величины, формы и цвета, обратите внимание на то, как при этом распределяется зрительная нагрузка. Например, решая повесить темное фото в массивной раме в одном углу композиции, не стоит размещать слишком светлые картины в другом углу.  Лучше выбрать две-три меньшего размера, но похожей цветовой насыщенности.

Совет

Если вы создаете композицию, основываясь на контрасте картин малого и большого размера, следует поступать таким образом, чтобы одна крупная картина в центре или вверху поддерживалась несколькими небольшими картинами рядом или внизу.

итмсч

transitional-family-room4

Подберите цветовую гамму

второй

Можно сформировать композицию, основываясь на подборе подходящих друг другу оттенков. К примеру, выберите серию фото, иллюстрирующих одно и то же событие, людей или природу, но в разных ракурсах. К тому же, такие фоторепродукции с применением в печати, например, оттенка сепии, или черно-белой гаммы, прекрасно подойдут к разным стилям интерьера и будут актуальны многие годы.

Совет

Если подбирать нужную цветовую гамму нет времени или возможности, можно объединить картины в композиции с помощью одинаковых рамок. То есть, следует приобрести только темные тонкие, или же объемные белые.

имс1

tropical-family-room1

Подбирайте картины по смыслу

третий

Такая композиция должна содержать в себе сюжеты, близкие по смысловому значению. Проще говоря, не нужно сочетать стилизованный постер с ярким реалистичным  натюрмортом и трогательную пастель, повествующую о каком-то времени года.

Совет

Весьма гармонично выглядят композиции из семейных фото, как черно-белых ретро, так и современных цветных, в которых ясно виден смысл – это история и взаимоотношения поколений

Вы также можете выбрать ту тематику, которая наиболее близка вам, как, например: автомобили, мода, животные и растения.

eclectic-living-room1

еку3

Определитесь с формой композиции

четвертый

Конечно, создать композицию в форме звезды или другой сложной фигуры можно, но все же, это трудоемкий и длительный процесс. Поэтому, чаще всего используют строгие геометрические формы (квадрат, прямоугольник) либо хаотичное расположение, лишь немного напоминающее тот или иной силуэт.

В геометрической композиции не принципиально использование картин одного размера и формы. Можно сочетать картины, вытянутые вверх или вниз, с квадратными рамами, но выстроенные определенным образом, они должны сформировать четкую фигуру.

К слову, геометрическая форма композиции хороша для кабинетов и офисных помещений. А если применить ее в какой-то из комнат в доме, нужно выбрать такой же прямоугольный или квадратный участок стены. Для тех, кто не привык сковывать себя рамками ни в чем, некий хаос в композиции понравиться больше.

Совет

Чтобы иметь лучшее представление о том, как будет выглядеть композиция, до размещения непосредственно на стене можно «отрепетировать» раскладку и выложить ее на полу. Или же просто нарисовать эскиз на бумаге, соблюдая необходимый масштаб.

beach-style-dining-room1

eclectic-living-room (1)

                         Автор
89_edit

               автор

Дизайнер интерьеров

homester.com.ua


Смотрите также