Художник Константин Алексеевич Коровин. Биография и картины. Картины коровина


Художник Сергей Коровин: картины, биография

 

На заметку: На сайте художников Artofrussia.ru вы можете купить живопись для дома. Здесь вы найдёте красивые картины для интерьера, в галерее представлены авторские картины маслом на холсте.

С. А. КОРОВИН (1858-1908)

Автопортрет

Сергей Алексеевич Коровин прожил недолгую жизнь, не успев полностью раскрыть свой большой талант, но его творческое наследие заняло видное место в истории русского изобразительного искусства.

Сергей Коровин родился в Москве. Вместе со своим младшим братом Константином Коровиным — впоследствии знаменитым художником — он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Коровины были в числе самых одаренных учеников. «Надежды всей школы, — писал впоследствии М. В. Нестеров, — были обращены на пылкого, немного «Дон-Кихота» Сергея Коровина и юных Костю Коровина и Исаака Левитана».

В волостном правлении

С Московским Училищем живописи Коровин связал всю свою сознательную жизнь. Десять лет он был здесь учеником (1876—1886), а с тридцати лет и до самой смерти — преподавателем. Основные годы ученичества Коровина прошли в натурном классе В. Г. Перова. Под руководством Перова молодой художник учился наблюдать жизнь, рабо­тать над натурой, добиваться естественности и выразительности живописного произведения.

В В присутственном месте

В начале 80-х годов Коровин экспонирует свои первые картины на ученических выставках («1812 год», «В приемной училища»), а также выступает как художник на стра­ницах иллюстрированных журналов «Радуга» я «Россия».

В 188.5 году он посылает на ХТП выставку передвижников свою картину «Перед наказанием в волостном управлении». Картина вызвала нападки реакционной критики и нашла справедливое одобрение в передовом лагере. И. Е. Репин писал П. М. Третьякову: «Это такая яркая вещь, такая глубоко психологическая драма совершается на глазах, так все правдиво, благородно и высокохудожественно, что я нади­виться не могу. Очень жаль, если Вы упустите этот перл настоящего нашего Ренессанса а искусстве... Это большой талант, если его что-нибудь не сгубит».

Вторая половина 80-х годов, в основном, занята у Коровина работой над темами солдатской жизни. Художник интересуется не военными событиями, а невеселым солдатским опытом в условиях мирного времени. В картинах и рисунках часто изображает солдат в окружении крестьян.

Русская деревня всегда интересовала художника. В 1893 году он заканчивает свою лучшую картину «На миру». Коровин был далеко не первым художником, посвятившим свое творчество крестьянскому жанру. Но никто из пред­шественников Коровина и никто из его современников не сумел средствами живописи так ярко и конкретно раскрыть сущность взаимоотношений классов пореформенной деревни, показать расслоение крестьянской общины, классовую рознь внутри самого крестьянства.

«На миру»

Картина «На миру» изображала сельский сход, где представленный хозяевами дворов крестьянский «мир» (отсюда название картины) разбирает тяжбу между «малохозяйным» крестьянином и кулаком. «Мир» послушен кулаку. Он не­справедливо решает конфликт в его пользу. Бедняк, потерявший основной источник жизни — земельный надел, до­веден до отчаяния, а толпа хохочет и издевается над ним.

Коровин до конца своих дней оставался правдивым художником, отражающим жизнь русской деревни. («В ожи­дании поезда», «В дороге», «На заработки», «В пути» и другие).

К Троице

Небольшую часть наследия художника составляют иллюстрации к произведениям Пушкина и Гоголя, а также эски­зы паяно «Куликовская битва», которое должно было украсить московский Исторический музей.

Нужда, а вслед за ней болезнь помешали Коровину осуществить многие свои интереснейшие творческие замыслы. Он умер от паралича сердца и был похоронен в Москве на кладбище Покровского монастыря.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая Следующая >
 

www.artcontext.info

Константин Коровин – биография, фото, личная жизнь, картины

Константин Коровин: биография

Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поразило современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности.

Константин Коровин и Федор ШаляпинКонстантин Коровин и Федор Шаляпин

Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был Федор Шаляпин. Певец назвал художника «Паганини в живописи». В то время с Шаляпиным согласились немногие, но через 3-4 десятилетия после смерти Коровина его сочные, наполненные светом и жизнью картины признали работами настоящего мастера.

Детство и юность

Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Михаил Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Сын купца и будущий отец художника – Алексей Коровин – получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Талант к рисованию у сыновей Кости и Сергея от отца.

Портрет Константина КоровинаПортрет Константина Коровина

Алексей Коровин взял в жены знатную невесту – дворянку Аполлинарию Волкову, девушку образованную и с передовыми взглядами. Но семейное счастье длилось недолго. В стране стремительно развивалось железнодорожное сообщение, ямщики, курсировавшие почтовыми трактами, отошли в прошлое. Выстроенный Коровиным-старшим бизнес не приносил прибыли, богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка. Коровины перебрались в Мытищи.

Деревенское раздолье маленькому Косте понравилось, но отец, устроившийся заводским учетчиком, погрузился в тяжелую депрессию, закончившуюся самоубийством. Несмотря на бедность, мать дала детям образование.

Константин Коровин и Сергей КоровинКонстантин Коровин и Сергей Коровин

Старший на 3 года брат Константина – Сергей Коровин – стал студентом столичного училища живописи. Вскоре к нему присоединился Коровин-младший: 14-летний Костя выбрал архитектуру, но спустя год перевелся на факультет живописи, которым руководил пейзажист Алексей Саврасов.

Костя боготворил наставника, но стремительно спивавшегося Алексея Кондратьевича уволили. Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием: Костя покинул училище и отправился в Санкт-Петербург в художественную академию. Выдержал 3 месяца: учеба показалась мертвой и скучной.

Константин КоровинКонстантин Коровин

Константин Коровин вернулся в столицу и в родное училище, где должность Саврасова занял Василий Поленов. Вскоре Василий Дмитриевич заполнил в сердце молодого живописца опустевшее место любимого учителя.

Наставник познакомил талантливого ученика с меценатом Саввой Мамонтовым, а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни столицы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель.

Живопись

Творческая биография модерниста открывается «Портретом хористки», написанным в начале 1880-х. Картина поразила современников, назвавших ее «первой ласточкой» нового направления – импрессионизма. Репин, увидевший коровинскую хористку, был настолько поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, что потребовал немедленно показать творца произведения.

Мамонтов, уверенный, что портрет нарисовал испанец (русские мастера такой смелостью и свободой не отличались), удивился, узнав, что хористку нарисовал 22-летний соотечественник. Меценат пригласил Константина Коровина в имение. Примечательно, что новаторское направление Коровин открыл сам, не зная о его появлении во Франции. В Париже художник побывал спустя 4 года после написания «Портрета хористки».

Картины Константина Коровина «Портрет хористки» и «Портрет Т.С. Любатович»Картины Константина Коровина «Портрет хористки» и «Портрет Т.С. Любатович»

На момент создания полотна в России на пике популярности были передвижники, приверженные реализму, жизненности и воспитательной миссии искусства. Портрет некрасивой девушки, сидящей в неестественной позе, написанный грубыми мазками, ничему не учил. Работу восприняли как вызов, насмешку над прекрасным. Но Константин Коровин принял критику философски и не отошел от выбранного стиля.

Первые произведения в новаторской манере живописец создал в деревне Жуковка, на даче учителя Поленова. Эти первые импрессионистские работы объединили как «жуковский цикл».

Картина Константина Коровина «За чайным столом»Картина Константина Коровина «За чайным столом»

Главной целью Константина Коровина стала передача на полотне света и воздуха. Картина «За чайным столом» – яркое доказательство достижения поставленной задачи. Композиция полотна построена сообразно художественному направлению импрессионизма – как случайный кадр. Герои расслаблены, центр композиции смещен, правый край полотна словно обрезан.

Картины модернистов сложно уложить в рамки одного жанра: в них черты портрета, пейзажа, натюрморта. Это видно в ранних импрессионистских работах Коровина «В лодке» и «Москворецкий мост».

Картина Константина Коровина «Москворецкий мост»Картина Константина Коровина «Москворецкий мост»

У Мамонтова живописец познакомился с Серовым. Коллеги отправились путешествовать по Северу, где появились работы «Ледовитый океан» и «Село на севере». Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист Павел Третьяков.

Поездка в Крым и Гурзуф с Мамонтовым навеяла полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Коровин делал зарисовки, путешествуя по Причерноморью на машине: в понравившихся местах останавливался и набрасывал пейзажи.

Картина Константина Коровина «Париж. Бульвар Капуцинок»Картина Константина Коровина «Париж. Бульвар Капуцинок»

В 1888 году меценат профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. Там появились знаменитые полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя», на которые художника вдохновил старинный город на берегу Сены. В Париже, столь полюбившемся живописцу, он познакомился с импрессионистами, поразившими его техникой цветовой передачи. После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи и через пару лет стал академиком.

Константина Алексеевича знают как талантливого создателя натюрмортов с цветами, которых в его наследии десятки. Особенной любовью мастера пользовались сирень и розы. Как и все работы модернистов, натюрморты и пейзажи Коровина лучше рассматривать из отдаленного ракурса. Художник отдал дань всем сезонам года: в его галерее представлены осень, зима, весна и лето.

Картины Константина Коровина «В лодке» и «Сирень»Картины Константина Коровина «В лодке» и «Сирень»

Разразившаяся Первая мировая война заставила Коровина отправиться на фронт, где он консультировал военных по вопросам маскировки. Константин Коровин избежал репрессий после Октябрьской революции: после упадка бизнеса из купеческого сословия семья перешла в мещанское.

Новая власть доверила художнику организацию аукционов и выставок, учет и сохранность памятников искусства. Коровин преподавал в государственных мастерских, сотрудничал с театрами и охотно рисовал декорации. Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино под Ярославлем.

Дом Константина Коровина в деревне ОхотиноДом Константина Коровина в деревне Охотино

В 1920-х политика вплотную приблизилась к мэтру: дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». В 1923 году модернист по настоянию Анатолия Луначарского иммигрировал во Францию, объяснив отъезд необходимостью лечить сына.

Жизнь в некогда любимом Париже оказалась трудной. Модернисты вышли из моды, безденежье изматывало, друзья остались в России. Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцево и Охотино. Ко всем несчастьям добавилась утрата зрения. Чтобы занять себя, художник взялся за мемуары, открыв в себе дар литератора. Он писал рассказы и воспоминания, заполняя тоску по работе с красками.

Картина Константина Коровина «Пристань в Гурзуфе»Картина Константина Коровина «Пристань в Гурзуфе»

Покидая Россию, живописец оставил работы галеристу Крайтору. Тот оказался мошенником и, прихватив полотна, исчез. Сегодня картины первого русского импрессиониста можно увидеть в Русском музее в городе на Неве.

Личная жизнь

С будущей супругой Анной Фидлер живописец познакомился в юности. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». С хористкой Анной Коровин встречался тайно, а под венец пара пошла после рождения первенца. Вскоре мальчик умер, в чем Константин Коровин винил себя: в доме царила бедность, денег на докторов и лекарства для заболевшего сына не было.

Константин Коровин и его жена Анна ФидлерКонстантин Коровин и его жена Анна Фидлер

Романтика испарилась из отношений супругов, но бросить жену и сына Коровин не мог. Отдушиной для него оказались отношения с Надеждой Комаровской. Актрису называют гражданской женой Константина Алексеевича.

Константин Коровин расстался с любимой женщиной, иммигрировав в Париж с Анной и вторым сыном Алешей, инвалидом. В 16 Алексей попал под трамвай и остался без ног. Мальчик перенял от отца талант к рисованию и стал художником.

Надежда Комаровская, возлюбленная Константина КоровинаНадежда Комаровская, возлюбленная Константина Коровина

Депрессии сына и болезнь жены (грудная жаба) стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Он разрывался в поисках денег, выбивался из сил, подыскивая подработку. Дома его ждала раздраженная супруга и мрачный сын, художник не находил поддержки и понимания у родных людей.

Смерть

Художник скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Мэтру было 77 лет. Похоронили Константина Коровина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. За два года до кончины он признался другу, что чувствует страшное одиночество.

Могила Константина КоровинаМогила Константина Коровина

Похороны первого модерниста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное прощание с Коровиным не оказалось.

В 1950-м, через 11 лет после смерти отца, Алексей Коровин свел счеты с жизнью.

Произведения

  • 1883 – «Портрет хористки»
  • 1888 – «В лодке»
  • 1888 – «За чайным столом»
  • 1890 – «Парижское кафе»
  • 1894 – «Зима в Лапландии»
  • 1896 – «Бумажные фонари»
  • 1906 – «Бульвар Капуцинок»
  • 1913 – «Ледовитый океан»
  • 1914 – «Пристань в Гурзуфе»
  • 1914 – «Москворецкий мост»
  • 1915 – «Сирень»
  • 1916 – «Базар»
  • 1917 – «Крым. Гурзуф
  • 1921 – «Портрет Ф. И. Шаляпина»
  • 1922 – «Натюрморт с синей вазой»
  • 1923 – «Розы»
  • 1930 – «Зимний пейзаж»
  • 1938 – «Автопортрет»

Фото

24smi.org

«Воплощение радости». 7 знаменитых картин художника Константина Коровина | Персона | КУЛЬТУРА

Выдающийся художник, один из начинателей русского импрессионизма Константин Коровин появился на свет 155 лет назад – 5 декабря 1861 года.

Мастер, писавший потрясающие северные и южные пейзажи, романтичные виды французской столицы, в каждой своей работе старался передать всю красоту мироздания. «Живопись Коровина – образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира», – так говорил о нем мастер пейзажа Константин Юон.

SPB.AIF.RU вспомнил пять известных работ Константина Коровина, навсегда вписавшего свое имя в историю отечественного искусства.

«Зимой» (1894)

Будущий художник появился на свет в зажиточной купеческой семье старообрядцев, впоследствии обедневшей. Коровин с детства рос в окружении мастеров кисти, гостивших в доме его отца. Благодаря знакомству с живописцами мальчик сумел выбрать будущее призвание. 14-летним Константин Коровин поступил в архитектурное отделение живописи, где учился у Василия Поленова и Алексея Саврасова. Из-за скудного достатка семьи юному художнику даже пришлось подрабатывать уроками рисования. Молодой живописец под влиянием Саврасова пристрастился к пейзажу – первые картины дают представление о том, как тонко художник воспринимал природу.

В Петербург же Коровин попал чуть позднее. Он поступил в Академию художеств для завершения образования, но быстро разочаровался в методах преподавания и ушел оттуда через три месяца.

В 1894-1895 годах Коровин написал ряд пейзажей, написанных под впечатлением путешествия на север России и в Скандинавские страны вместе с Валентином Серовым. Одной из таких работ принято считать «Зимой». Зритель видит обычный зимний пейзаж. Со двора бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин. За домом – безбрежная даль полей и лесов. Сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов делает картину цельной и гармоничной.

В 1899 году эту работу под названием «Зима» экспонировали на шестой выставке Московского товарищества художников. Спустя еще некоторое время ее приобрел у Коровина Совет Третьяковской галереи.

Картина «Зимой». Третьяковская галерея. Картина «Зимой». Третьяковская галерея. Фото: www.globallookpress.com

«Геммерфест. Северное сияние» (1895)

В программе северного путешествия художника значилось и посещение городка Геммерфест в Норвегии – его относят к числу самых северных точек материка. Именно здесь мастеру удалось уловить красоту и самобытность края земли. Так была создана знаменитая картина «Геммерфест. Северное сияние» – она стала своеобразным обобщением северных этюдов живописца.

Коровину удалось передать здесь особую суровость и безжизненную атмосферу тех земель. На картине изображена гавань самого северного города Норвегии и всей Европы. Необычный вытянутый формат холста перекликается с вытянутыми шпилями построек и мачт, с темными вертикальными полосами неба, что создает мистическое ощущение «двоемирия», свойственного для символизма. Зритель может в полной степени насладиться разными сторонами дарования русского живописца.

Сегодня картина «Геммерфест. Северное сияние» является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина «Геммерфест. Северное сияние». Третьяковская галерея. Картина «Геммерфест. Северное сияние». Третьяковская галерея. Фото: Commons.wikimedia.org

«В лодке» (1888)

Летом 1888 года художник принял приглашение от своего учителя Василия Поленова и его супруги погостить у них на даче, расположенной у реки Клязьма. Их мастер в дальнейшем и попросил позировать для своей новой работы. Только героями картины в итоге стали сам Коровин и свояченица Поленова – молодая художница Мария Якунчикова.

Работу «В лодке» сегодня считают одной из самых значительных у Коровина. Она близка к теме французского импрессионизма – изображает связь природы и человека.

Вероятно, Коровин при написании картины был вдохновлен одноименным полотном Эдуарда Мане, написанным на 12 лет ранее.

Картина «В лодке». Третьяковская галерея. Картина «В лодке». Третьяковская галерея. Фото: Commons.wikimedia.org

«У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888-1889)

Исследовательские путешествия художника продолжились уже в Испании. В Валенсии Коровин начал одну из своих самых известных работ, которая позднее была закончена в Москве.

Сам Коровин вспоминал впоследствии, что попросил швейцара найти ему модель-испанку. Мужчина привел двух молодых девушек – Ампару и Леонору. Художник попросил их постоять у окна и начал писать портрет. От денег испанки отказались, тогда живописец отблагодарил их покупкой обуви и китайского шелка.

Коровин уделил здесь особое внимание игре оттенков и света. Вместе с легкими, скользящими мазками, выполненными в импрессионистском стиле, также просматривается декоративность, свойственная модерну.

В 1889 году Коровин дебютировал с полотном «У балкона» на выставке передвижников, а позднее удостоился золотой медали в рамках русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже. Это способствовало европейской и мировой известности художника.

Картина «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». Третьяковская галерея. Картина «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». Третьяковская галерея. Фото: www.globallookpress.com

«Парижское кафе» (1890-е)

В 1890-х годах живописец посещает Париж, где вдохновляется импрессионизмом. Он неоднократно запечатлел в своих работах уютные уголки кафе французской столицы. Эти полотна свидетельствуют о последовательном развитии импрессионистической живописи в творчестве Коровина.

Мастер изображает кафе в утреннюю пору. Посетителей еще немного, а лучи солнца не успели утратить серебряный оттенок, в котором утопают все предметы, весь окружающий мир. Столики, улица, люди – все это теряет контуры, слегка расплывается.

Этюды «Парижские кафе» являются достойными образцами творчества Коровина, радуя поклонников его таланта. Работа сегодня выставляется в Третьяковской галерее.

Картина «Парижское кафе». Третьяковская галерея. Картина «Парижское кафе». Третьяковская галерея. Фото: репродукция

«Федор Шаляпин» (1911)

Портрет знаменитого певца Федора Шаляпина был блестяще выполнен Коровиным в начале 1900-х. Мастер передал расслабленную позу отдыхающего артиста в небрежной технике. Художник хотел запечатлеть для зрителя светлые эмоции, который в жизни певец дарил всем окружающим.

Портрет был написан в одной из гостиниц Франции. За границей Коровин лечился, а Шаляпин прибыл вслед за художником, с которым дружил. В один из таких визитов и началось создание картины. Зритель видит стоящую на столе бутылку вина и бокалы, вместе с красочным букетом цветов восседает Шаляпин. Вся его поза говорит о том, что певец полон сил и творческой энергии.

Шаляпин был в восторге от портрета, но Коровин впоследствии продал полотно коллекционеру. Существует версия, что певец из-за этого затаил обиду на мастера, хотя сам герой полотна это отрицал.

Картина «Федор Шаляпин». Русский музей. Картина «Федор Шаляпин». Русский музей. Фото: www.globallookpress.com

«Пристань в Гурзуфе» (1914)

Отдельно в творческой биографии Коровина стоит тема Крыма. Художник приобрел участок на берегу Гурзуфского залива, где сумел построить себе добротную двухэтажную виллу. К тому же здание было сделано по его собственному проекту.

Картина «Пристань в Гурзуфе» стала одной из самых ярких полотен, посвященных живописному краю на Черном море. Возможно, Коровин искал в этой работе спокойствие и утешение после несчастного случая с его младшим сыном, угодившим под трамвай. Живописец сильно переживал трагедию, лишившую ребенка ног. Гурзуфский залив стал для Коровина местом, где можно было черпать силы.

Возможно, уходом от проблем объясняется яркая палитра полотна, пронизанная светом и оптимизмом. Это жизнеутверждающая песнь знойной южной природе – торжественной и многокрасочной.

Картину можно увидеть в Государственном Русском музее в Петербурге.

Картина «Пристань в Гурзуфе». Русский музей. Картина «Пристань в Гурзуфе». Русский музей. Фото: репродукция

www.spb.aif.ru

Картины Константина Коровина. Городской пейзаж.

 

Городские пейзажи Константина Коровина

Коровин Константин Алексеевич — выдающийся русский художник, декоратор, один из крупнейших русских художников рубежа веков(19-20). Коровин - мастер пленэра, автор пейзажей, жанровых картин, натюрмортов, портретов. Родился художник в Москве. Учился в Петербурге и Москве, у Саврасова и Поленова. Константин Коровин входил в объединения: «Товарищество передвижных художественных выставок», «Союз русских художников» и «Мир искусства». Считается одним из самых ярких представителей «русского импрессионизма».

В творчестве Коровина видно стремление достичь синтетических живописных решений через светотеневые модуляции, гармонию тональных отно­шений. Таковы «Северная идиллия» (1886), «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888), «Гаммерфест. Северное сияние» (1895) и другие. А рядом вещи иной «коровин­ской» ориентации — портрет солистки Русской частной опе­ры Т. С. Любатович (2-я пол. 1880-х), привлекающий изы­сканной колористической концепцией, ликующе-празднич­ным образным строем, или этюд начала 1890-х годов «Па­рижское кафе», где впервые у Коровина так проникновен­но передан едва уловимый живописный «аромат» самого воздуха французской столицы.

Ядро метода Коровина — умение самый заурядный и даже явно не­привлекательный мотив преобразить посредством точно увиденного и как бы мгновенно запечатленного цветового его содержания в высокое эстетическое зрелище.

Париж на картинах Коровина

 Пребывание в Париже во время подготовки Всемирной выставки — пребывание это было вторичным и гораздо более осмысленным — открыло глаза художнику на совре­менную французскую живопись. Он изучает импрессиони­стов, столь созвучных его устремлениям, но остается чужд всем постимпрессионистическим движениям. В 1900-е годы Коровин создает свою знаменитую серию «Парижей». В от­личие от импрессионистов, его виды Парижа написаны гораздо более непосредственно и эмоционально. В них преоб­ладает желание мастера «сорвать очарование, которое в дан­ный момент заключено в пейзаже» (по словам ученика Коровина Б. Иогансона).

Художник ищет тончайшие переходные и неожиданные состояния в жизни города — утренний Париж, Париж в сумерках, вечерний и ночной город («Париж, Утро», 1906; «Париж вечером», 1907; «Сумерки в Париже», 1911). Ут­ренняя дымка и трепетный свет встающего солнца, сирене­вые сумерки с еще не потускневшей зеленью деревьев и уже зажигающимися фонарями, бархатная густота темно- синего неба и яркая лихорадочная россыпь огней ночного Парижа... Коровин в этих маленьких вещах достигает почти документальной истинности зрительного впечатле­ния, а между тем это приводит к удивительной одухотво­ренности, первозданности образа города. Благодаря методу комплексного цветотонального решения он в маленьком этюде добивался, и предельной высказанности на уровне большой законченной картины, и эффекта волнующей эмо­циональной причастности зрителя увиденному.

«Мне хочется, чтобы глаз зрителя тоже эстетически на­слаждался, как ухо души — музыкой», — сказал как-то Коровин.

Фотографии картин

Париж на картинах Коровина

 

Венеция

Архангельск

Севастополь

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Картины Константина Коровина: натюрморт

Коровин

Константин Алексеевич Коровин

Коровин Константин Алексеевич (1861, Москва, — 1939, Париж) — русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875—86) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и в петербургской Академии художеств (1882).

Работал в Москве, с 1923 — за границей. В 1885—91 и 1896—98 декоратор Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1903—10 художник Большого театра, с 1910 главный декоратор и художник-консультант московских императорских театров. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901—18) и Государственных свободных художественных мастерских (1918—1919). Среди учеников — А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон. Был членом объединений — "Мир искусства" и Союз русских художников. Уже в ранний период выдвинулся как один из крупнейших художников-реалистов, мастеров пленэра в русской живописи, автор пейзажей, жанровых картин и портретов, натюрмортов ("Северная идиллия", 1886, "У балкона", 1888—89, "Зимой", 1894, — все в Третьяковской галерее; портрет Т. С. Любатович, 1886—87, Русский музей, Ленинград), замечательных ярким жизнелюбием, тонкостью и богатством колорита, непосредственностью и свежестью ощущения мира, природы, солнечного света. Константин Коровин вносил черты динамики и живописности и в свои монументально-декоративные композиции (панно на темы русского Севера для Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде и для Всемирной выставки 1900 в Париже). Глубоко воспринимая достижения французского импрессионизма и стремясь передать изменчивые мгновенные впечатления, Коровин на рубеже 20 в. обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, импульсивному эскизному письму ("Парижское кафе", 1899—1900, Третьяковская галерея), в 1910-х гг. — к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911, Русский музей). Реформатор театральной живописи, Коровин создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля ("Конёк-Горбунок" Пуньи, 1901, "Руслан и Людмила" Глинки, 1907, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, 1911, — в Большом театре, Москва).

Информация из БСЭ

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Константин Коровин: художник-импрессионист

Творчество художника Коровина поражает своей жизнерадостностью, буйством красок, необъятностью. Свой талант творец проявил в живописи, создании театральных костюмов и декораций, литературе.

Краткая биография

коровин художник

Константин Коровин - художник, чье творчество считают своим достоянием Россия и Франция. Он родился в Москве в 1861 году. Выходец из старообрядческой семьи с дворянскими корнями. После смерти деда семья разоряется и переезжает в подмосковное село Большие Мытищи. Маленький Костя рос в творческой атмосфере: его мать играла на арфе, увлекалась акварелями, хорошо разбиралась в литературе. Все это впитал в себя Коровин. Художник начал свой творческий путь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил вслед за своим старшим братом в 1875 году. Два года подряд он получает серебряные медали за ученические работы, но это не спасает положения. Работы художника Коровина осмеивались за самобытность, яркость красок и «излишнюю пластичность форм».

В 1884 году Константин знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым и примыкает к его кружку. Свое образование Коровин пытается завершить в петербургской Академии художеств, но вскоре покидает учебное заведение, потому что и там академически настроенные преподаватели не принимают его новшеств в живописи.

В конце 80-х – начале 90-х художник трижды посещает Париж и проникается духом импрессионизма. Начало XX века было ознаменовано активной работой в театре и преподавательской деятельностью в родном училище.

творчество художника коровина

В послереволюционные времена Коровин занимается сохранением памятников искусства, проводит аукционы, продолжает сотрудничество с театрами. А в 1922-ом переезжает во Францию, где, прожив 17 лет, он и закончит свой земной путь.

Учителя

Значительное влияние на становление неповторимого стиля оказали учителя - Алексей Саврасов и Василий Поленов, - с которыми судьба свела Константина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Природа раскрывала ему свою лирическую ипостась, жизнь ярко проявлялась в эмоциональной живописи. Излюбленные темы своего учителя Саврасова мастерски обыгрывает ученик Коровин. Художник создает картины «Ранняя весна» и «Последний снег», превосходя в технике наставника.

Поленов был первым, от кого Константин услышал об импрессионизме. Под влиянием учителя Коровин создает одну из первых картин в России, написанных в духе импрессионизма, – «Портрет хористки». Произведение вызывает негодование и полнейшее непонимание мэтра Репина. Многих современников возмущала техника художника – небрежные, грубоватые и дерзкие мазки, яркие краски и позабытые мотивы русских красот.

Работа в театре

коровин художник фото

Коровин – художник большого таланта не только в создании картин. В 80-х годах он начинает сотрудничество с театрами как декоратор. Его работы отличались воздушностью, гармонией цветов и впечатлениями, искусно переданными посредством цвета и красок. Условные декорации обладали необычайно жизненными, яркими, необычайными, эмоциональными тонами.

Константин Коровин создает декорации и эскизы костюмов к таким операм, как «Аида», «Лакме», «Кармен», к спектаклям «Фауст», «Конек-Горбунок», «Садко», «Золотой петушок». Для какого произведения художник ни создавал бы эскизы, он всегда четко передавал национальный дух. Для этого он глубоко вникал в исторический колорит страны, национальное искусство.

Художник оформляет великие сцены Большого и Мариинского театров, Русской частной оперы, а также "Ла Скала" в Италии. Свой талант декоратора он раскрыл также в создании декоративных панно для Северного павильона Всероссийской выставки и Всемирной выставки в Париже.

Знаменитые картины

работы художника коровина

Коровин – художник, фото и репродукции картин которого пользуются неименной популярностью вот уже столетие. Тайна необычайной притягательности - в самобытности стиля и эмоциональной насыщенности произведений. Даже в самых ранних работах художник искусно работает со светом и нюансами оттенков. Так, например, «Северная идиллия» наполнена переливами зеленого, красного и белого. Красота предвечерней природы лирична и в тоже время ясна. Сцена из сельской жизни кажется практически сказочной, былинной.

Тему русской деревни Коровин продолжает и в своей работе «Зима». Картина смотрится просто, лирично, задушевно. Мягкость красок неизменно затрагивает струны души и заставляет вспомнить о своих истоках.

Север неизменно восхищал художника. Это подчеркивают такие произведения Коровина, как «Мурманский берег», «Гавань Норвегии», «Ручей Святого Тихона в Печенеге» и серия картин о Северной Двине. Свинцовые грозные тучи, неожиданная северная зелень, гладь воды. Холодный, неприступный Север, такой близкий и такой далекий…

fb.ru

Художник Константин Коровин

художник Константин Коровин - 01

Сегодня я хочу рассказать вам  о действительно великом русском художнике Константине Коровине.

Задача, скажу честно, совсем не простая. Всё дело в том, что сайт о живописи я веду уже не первый год и у меня есть все основания утверждать, что из огромного числа посетителей этого сайта (а в год это более 1 миллиона человек) такие «мелочи», как биография художника для большинства – это скучно и не важно.

Поэтому всегда перед оформлением поста стоит вопрос: Как писать? Подробно и с расстановками или общими мазками, в два – три предложения. Вот и с биографией Константина Коровина та же самая история… Я постараюсь изложить только самые интересные и значимые события, которые случились в жизни художника, и опущу подробности, которые (по моему мнению) будут интересны только тем, кто желает изучить биографию и творчество художника уже не в качестве любителя живописи.

Биография Константина Алексеевича Коровина

Константин Коровин родился в 1861 году в купеческой семье. Я ещё расскажу о его родителях, но прежде хочется вспомнить ещё об одном человеке, роль которого в судьбе будущего художника сложно оценить в полной мере. Это дедушка Михаил Емельянович. Человек совсем не простой. С одной стороны – старообрядец, владелец ямского извоза, купец первой гильдии. Чувствуете, как это звучит. Но есть ещё и другая сторона – в своё время Михаил Емельянович очень сильно помог будущему известному русскому пейзажисту Льву Каменеву. В дедушкином доме частым гостем был Илларион Прянишников.

Однако, в первую голову, он был купцом и главой своей семьи – своего сына (отца Константина) он определил в университет, пристроил к коммерции. Но у сына не было деловой хватки отца и после смерти Михаила Емельяновича отец Константина очень быстро привел дело к банкротству, и семья была вынуждена перебраться в подмосковную деревню Большие Мытищи.

С этого момента воспитанием детей (Кости и его старшего брата Сергея, который впоследствии тоже стал художником) занималась мама Аполлинария Ивановна, которая достаточно прилично рисовала, много музицировала.

В 1875 году Константин идет по стопам своего старшего брата и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, поступает на факультет архитектуры. Почему он вдруг решил заняться архитектурой? Нужно сказать, что в этот период времени семья возвращается в Москву. Живут они дружно, но практически в полной нищете. Возможно, это обстоятельство и побудило будущего художника избрать более перспективную, в материальном плане, профессию.

Целый год Константин боролся с судьбой, а в 1876 году твердо решил, что хочет заниматься только и исключительно живописью, и перевелся на отделение живописи.

Его учителями стали Алексей Саврасов, а в последствии – Василий Поленов. Именно эти два мастера живописи оказали на формирование будущего художника наибольшее влияние.

Нужно сказать, что в это же период в училище трудились не менее серьезные мастера живописи:  Павел и Евграф Сорокины, Василий Петров, Илларион Прянишников. В своих воспоминаниях для этих педагогов Коровин не пожалел добрых слов, но… Вот что он пишет:

Они были художники и думали, что и мы будем такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они… Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свой глаз, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости». Вот мастерская Саврасова — другое дело. Саврасов, этот был отдельно.

В 1882 году Саврасов из-за тяжелой болезни оставляет училище. Можно предположить, что именно это событие стало причиной поступления Константина в Петербургскую Академию художеств. Однако, в академии он учится всего несколько месяцев. Вот как вспоминает этот период своей жизни сам художник:

В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд: условность и серьезничанье по поводу несерьезного — работы каких-то театральных бутафорий.

Коровин возвращается в московское училище и попадает в класс Поленова, который заменил ушедшего Саврасова.

Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок, — так запомнил его преподавание Коровин.

И это Поленов рассказал своим ученикам о импрессионизме. Это он «заразил» Коровина искусством импрессионизма.

А в 1883 году Константин пишет картину «Портрет хористки», которая впоследствии будет названа «первой ласточкой импрессионизма в России».

Администрация училища отмечает премиями работы Константина, выполненные по заданным темам, дважды награждает работы художника серебряными медалями, но… Ему не простили попыток писать иначе. В 1884 году Коровин получает звание «неклассного художника». Ещё два года упорного труда в стенах училища не помогли достигнуть высшего звания – «классный художник». Педагоги были непреклонны и примерно наказали выскочку. Справедливости ради скажу, что таким выскочкой был не один Коровин – со званием «неклассного художника» покинул стены училища и Левитан.

И тут на выручку несправедливо наказанным художникам пришел Поленов – он познакомил своих выпускников с Саввой Мамонтовым. Молодежь понравилась Савве Ивановичу и он взял их под свою опеку. С этого момента Коровин много работает, как театральный декоратор. Увы, практически не сохранилось эскизов декораций, но современники отмечали особую воздушность произведений автора. Вот что говорит о этом этапе своего творчества Коровин:

Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета — сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра…

Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю — это выделить меру последнего на фоне цвета.

В 1887 году Коровин выезжает в Париж. Великий город ошеломляет и вдохновляет:

Я был поражен Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда.

Пювис де Шаванн — как это красиво! И импрессионисты… — у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве.

Сейчас я должен был бы написать не столько про душевные порывы художника, сколько про обретение им нового видения своего творчества, о «групповой композиции наполненной светом и воздухом», «чистоту красок и серебряные рефлексы», «светоносность и одновременно воздушность». Вы не подумайте – я не ерничаю. Это очень важно, но для глубокого понимания творческого становления художника лучше обратиться к его воспоминаниям, а не к моей биографической справке. Я не смогу в двух-трех предложениях всё это описать, а мы договорились, что биография будет максимально краткой.

В 1892 году художник снова посещает Францию, живет и работает в стране целый год. Эта поездка – ещё один этап в творчестве Коровина. Он самым скрупулезным образом изучает современную французскую живопись:

Чувствовать красоту краски, света — вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно, отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей — они содержание. Надо сюжет искать для тона. У меня плохо оттого, что я его не чувствую.

А вот, что он пишет Аполлинарию Васнецову:

Писал мало, почти ничего, учился, ей богу, учился. Хорошо пишут французы. Молодцы, черти! Все ново, но пока в сторону логики правды. Искусство какое-то постоянное, не надоедает. Добропорядочностью не торгуют, какие-то смельчаки. Больно уж техника ядовита — ничего после написать не можешь.

Коровин возвращается в Россию и готовится к путешествию на русский Север. Эту поездку организовал Савва Мамонтов, который решил прокладывать Северную железную дорогу. А для популяризации Русского Севера он решил отправить в творческую экспедицию Коровина и Серова – художники должны были заинтересовать своими произведениями русскую общественность, что могло стать своеобразным толчком для более активного освоения северных земель.

Можно подумать, что Савва Мамонтов был приличным кровососом – взять художника из Парижа и отправить его на север. Нет, Савва Иванович отлично разбирался в людях. Вот что написал сам Коровин о своем путешествии (из воспоминаний Серова):

Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда.

Работы, написанные художником на севере поразили публику и навсегда отбили у критиков охоту говорить о «легкомыслии коровинского письма». Более того, эти работы были настолько хороши, что и Серов, работавший рядом с Коровиным, попал под влияние «серебряных гамм».

Впоследствии Игорь Грабарь писал:

Это, несомненно, идет от Коровина, вывезшего свои приемы из Парижа и заразившего всех своих московских друзей.

Последнее десятилетие девятнадцатого века Константин Коровин работает в самых разных областях: оформляет выставочные павильоны, готовит декорации для Частной оперы, и в этот же период сближается с Федором Шаляпиным, для которого создает костюм Ивана Грозного, и пишет.

Я не буду перечислять все этюды, картины, декорации, выставочные павильоны, эскизы театральных костюмов – только на простое перечисление всего созданного в этот период уйдет очень много времени, а ещё нужно рассказать о достоинствах, о отзывах критиков и т.д., и т.п. Поэтому, с вашего позволения и по достигнутой ранее с вами договоренности, я этот перечень публиковать не буду. Много было сделано. Да, с 1901 году Коровин начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Наконец к художнику приходит официальное признание – в 1905 году его избирают академиком. Он много работает, но его личная жизнь просто разваливается. Брак оказался неудачным. Умер первый ребенок Коровина, а младший сын, которого художник любил просто самозабвенно, в 1913 году попал под трамвай и лишился ног. В этот же период умирает старший брат Сергей Коровин.

Публика ничего этого не знает. Не желает делиться своей болью и сам художник, у него свой особый взгляд на творчество:

Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления и нет моды — нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость — это язычество. Оттого-то я люблю… искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму.

Он много и плодотворно работает. За окнами проходят революции, а он продолжает писать. Я не хочу описывать период жизни Константина Коровина от революций и до его иммиграции в 1922 году – это безумие и мерзость.

Однако, жизнь в Париже оказалась только немногим лучше жизни в постреволюционной России – картины покупали за малые деньги, авторские гонорары были мизерными. У французов сменилась мода на живопись, а у русской эмиграции просто не было денег на картины и литературные труды художника.

В 1939 году русский художник Константин Коровин скончался прямо на улице от внезапного сердечного приступа.

Вот и закончил я биографию художника. А теперь, если вы ещё не устали, давайте перейдем к работам художника.

Картины Константина Коровина

художник Константин Коровин - 02художник Константин Коровин - 03художник Константин Коровин - 04художник Константин Коровин - 05художник Константин Коровин - 06художник Константин Коровин - 07художник Константин Коровин - 08художник Константин Коровин - 09художник Константин Коровин - 10художник Константин Коровин - 11художник Константин Коровин - 12художник Константин Коровин - 13художник Константин Коровин - 14художник Константин Коровин - 15художник Константин Коровин - 16художник Константин Коровин - 17художник Константин Коровин - 18

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

15 Июл 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: русская живопись 1917     1425       Поделитесь записью

svistanet.com


Смотрите также