Гелий Коржев. Жизнь глазами соцреалиста. Картины коржев


Фонд Гелия Коржева Реестр работ

№ фото жанр название, размер год основа, техника цикл примечания
1 Картина Лишенные рая,130×160 см 1998 Холст, масло Библейский Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
2 Картина Благовещение,225×110 см 1997 Холст, масло Библейский Собрание Америки, частная коллекция - Россия
3 Картина Адам и Ева,118×89 см 1996 Холст, масло Библейский Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
4 Картина Осень прародителей,180×240 см 2000 Холст, масло Библейский Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
5 Картина Искушение,130×100 см 1990 Холст, масло Библейский Собрание Америки, частная коллекция - Россия
6 Картина Благовещение,91×150,5 см 1990 Холст, масло Библейский Собственность семьи
7 Картина Благовещение,120,5×73,5 см 1998 Холст, масло Библейский Собственность семьи
8 Картина Мария с сыном,120×120 см 1999 Холст, масло Библейский Собственность семьи
9 Картина Пророк,200×100 см 2011 Холст, масло Библейский Собственность семьи
10 Картина Благовещение,102×116 см 2005 Холст, масло Библейский Собственность семьи
11 Картина Несение креста,120×120 см 1999 Холст, масло Библейский Собственность семьи
12 Картина Отец и Сын,80×75 см 1990 Холст, масло Библейский Собственность семьи
13 Картина Последние часы на земле,170×215 см 2012 Холст, масло Библейский Собственность семьи
14 Картина На кресте,93×93 см 1998 Холст, масло Библейский Собственность семьи
15 Картина Голгофа,150×200 см 2002 Холст, масло Библейский Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
16 Картина Прозрение,120×120 см 1999 Холст, масло Библейский Собственность семьи
17 Картина Изыди, Сатана,150×170 см 2009 Холст, масло Библейский Собственность семьи
18 Пейзаж Пустыня. Библейский пейзаж,38×86,5 см 2005 Картон, масло Библейский Собственность семьи
19 Картина Трудные шаги к истине,170×200 см 2000 Холст, масло Библейский Собственность семьи
20 Картина Мария в пещере,150х×150 см 2009 Холст, масло Библейский Собственность семьи
21 Картина Несение креста,80×120 см 2003 Холст, масло Библейский Собственность семьи
22 Картина На кресте,162×130 см 1994 Холст, масло Библейский Частная коллекция Тайвань
23 Эскиз На кресте,57×56 см 1989 Бумага, масло Библейский Собственность семьи
24 Картина Иуда,240×180 см 1993 Холст, масло Библейский Собрание Америки, частная коллекция - Россия
25 Картина В тени креста,90×140 см 1999 Холст, масло Библейский Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
26 Картина У врат,180×100 см 1995 Холст, масло Библейский Частная коллекция
27 Картина Триптих Святая семья: Мария,150×40 см 1984 Холст, масло Библейский Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
28 Картина Триптих Святая семья: Иисус,150×40 см 1984 Холст, масло Библейский Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
29 Картина Триптих Святая семья: Иосиф,150×40 см 1984 Холст, масло Библейский Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
30 Картина Странники,137×198 см 1990 Холст, масло Библейский Частная коллекция, Тайвань
31 Картина В дни войны,180×156 см 1950 Холст, масло Военный Государственный музей искусств Узбекистана (Ташкент)
32 Картина Влюбленные,156×207 см 1959 Холст, масло Военный Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
33 Этюд Этюд к картине «Влюбленные»,45×49,5 см 1958 Картон, масло Военный Собственность семьи
34 Натюрморт В кладовке,70х100 см 1982 Холст, масло Бытовой Союз художников России
35 Эскиз Эскиз к картине «Влюбленные»,25×47 см 1955 Картон, масло Военный Собственность семьи
36 Картина Триптих «Коммунисты: Гомер» (Рабочая студия),290×140 см 1960 Холст, масло Военный Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
37 Картина Триптих «Коммунисты: Поднимающий знамя»,156×290 см 1960 Холст, масло Военный Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
38 Картина Триптих «Коммунисты: Интернационал»,290×130 см 1958 Холст, масло Военный Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
39 Эскиз Эскиз «Коммунисты: Интернационал»,48×24,5 см 1956 Картон, масло Военный Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
40 Рисунок Рисунок к картине «Интернационал»,64×48 см 1957 Бумага, карандаш графитный Военный Собственность семьи
41 Картина Заложники войны,315×440 см 2005 Холст, масло Военный Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)
42 Картина Серия «Опаленные огнем войны»: Проводы,200×150 см 1967 Холст, масло Военный Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
43 Картина Серия «Опаленные огнем войны»: Мать,200×223 см 1967 Холст, масло Военный Государственная Третьяковская галерея (Москва)
44 Картина Серия «Опаленные огнем войны»: Мать,198×220 см 1964 Холст, масло Военный Ульяновский областной художественный музей
45 Картина Серия «Опаленные огнем войны»: Заслон,333×202 см 1967 Холст, масло Военный Киевский национальный музей русского искусства
46 Картина Серия «Опаленные огнем войны». Следы Войны,200×150 см 1965 Холст, масло Военный Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
47 Картина Старые раны,200×209 см 1967 Холст, масло Военный Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
48 Эскиз Мать,50×57 см 1963 Холст, масло Военный Собственность семьи
49 Картина Ополченцы,150×425 см 1995 Холст, масло Военный Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)
50 Эскиз Слепой музыкант,70×60см 1963 Холст, масло Военный Собственность семьи
51 Картина Серия «Опаленные огнем войны»: Уличный певец,200×150 см 1964 Холст, масло Военный Львовская государственная картинная галерея
52 Картина Перед зеркалом,190×91 см 1977 Холст, масло Военный Частная коллекция
53 Картина Перед дальней дорогой,89×119,5 см 1976 Холст, масло Военный Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
54 Картина Машинистка,63×98 см 1961 Холст, масло Бытовой Государственная картинная галерея Армении
55 Картина После боя,67×150 см 1988 Холст, масло Военный Частная коллекция
56 Картина 1941 год,106×303 см 1989 Холст, масло Военный Частная коллекция
57 Картина Бомбоубежище,200×140 см 1995 Холст, масло Военный Собрание Америки, частная коллекция - Россия
58 Натюрморт Горшки,100х100 см 2007 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
59 Картина «Облака, 1945»,200х×190 см 1985 Холст, масло Военный Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия)
60 Картина Диптих Дезертир: Дезертир (из пары с Прачкой),200×120 см 1990 Холст, масло Военный Арт-фонд семьи Филатовых ART RUSSE
61 Картина Диптих Дезертир: Прачка,200×120 см 1994 Холст, масло Военный Арт-фонд семьи Филатовых ART RUSSE
62 Картина Дезертир,100×146 см 1995 Холст, масло Военный Собрание Америки, частная коллекция - Россия
63 Картина Диптих Дезертир. (Правая часть),145×120 см 1994 Холст, масло Военный Частная коллекция
64 Картина Последний. Прощание.,124×94 см 1995 Холст, масло Военный Собрание Америки, частная коллекция - Россия
65 Картина Последние,200×100 см 1995 Холст, масло Военный Собрание Америки, частная коллекция - Россия
66 Картина К своим,250×200 см 1990 Холст, масло Военный Кемеровский областной музей изобразительных искусств
67 Этюд К своим,93×98 см 1988 Бумага, масло Военный Собственность семьи
68 Картина Встреча,100×140 см 1972 Холст, масло Военный Собственность семьи
69 Картина Серия «Опаленные огнем войны»: Тревога,200×150 см 1968 Холст, масло Военный Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
70 Этюд Этюд к картине «Весна 1945 года»,50х85 см 1960 Картон, масло Военный Частная коллекция
71 Картина Весна 1945 года,220×127 см 1976 Холст, масло Военный Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
72 Картина В приемной,140х90см 1968 Холст, масло Военный Частная коллекция
73 Картина Милосердие,216×116 см 2004 Холст, масло Военный Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
74 Этюд Влюбленные,32×40 см 1956 Картон, масло Военный Собственность семьи
75 Картина Дон Кихот и Санчо (из серии «Читая Сервантеса»),200×160 см 1985 Холст, масло Исторический Государственный Русский музей
76 Эскиз Дон Кихот и Санчо Пансо,67×87,5 см 1996 Холст, масло Исторический Собственность семьи
77 Картина Дон Кихот и Санчо,120×160 см 1997 Холст, масло Исторический Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
78 Картина Дон Кихот и монах,157,5×107 см 1998 Холст, масло Исторический Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
79 Картина Дон Кихот,101,5×115 см 1990 Холст, масло Исторический Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
80 Картина Дон Кихот и мельница,143×120 см 1996 Холст, масло Исторический Собрание Америки, частная коллекция - Россия
81 Картина Дон Кихот. Сомнения,120×110 см 1995 Холст, масло Исторический Собрание Америки, частная коллекция - Россия
82 Картина Дон Кихот поверженный,140×130 см 1997 Холст, масло Исторический Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
83 Картина Дон Кихот и Санчо Панса,107×227 см 1984 Холст, масло Исторический Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
84 Картина Дон Кихот с дамой,119,5×100 см 1982 Холст, масло Исторический Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
85 Картина Дон Кихот,112,5×115 см 1992 Холст, масло Исторический Частная коллекция (Гонконг)
86 Картина Дульсинея и рыцарь,160×110 см 1998 Холст, масло Исторический Частная коллекция
87 Картина Реквием Моцарта,100×240 см 2000 Холст, масло Исторический Собрание Америки, частная коллекция - Россия
88 Картина Реквием Моцарта,100×240см 1995 Холст, масло Исторический Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
89 Картина Достоевский на каторге,230×108 см 1986 Холст, масло Исторический Собственность семьи
90 Картина Егорка летун,200×280 см 1980 Холст, масло Исторический Государственная Третьяковская галерея
91 Картина Беседа,170×250 см 1985 Холст, масло Исторический Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
92 Картина Памяти Данаи,139×198 см 1992 Холст, масло Исторический Частная коллекция
93 Картина Дон Кихот и Санчо,68×150 см 1980 Холст, масло Исторический Собственность семьи
94 Картина Указ короля (правая сторона диптиха),116×116 см 1993 Холст, масло Исторический Собственность семьи
95 Картина Достоевский на каторге,250×130 см 1990 Холст, масло Исторический Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)
96 Картина В мастерской художника,65,5×120 см 1980 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
97 Картина Летун,200×250 см 1995 Холст, масло Исторический Частная коллекция, Тайвань
98 Этюд Обнаженная,55×97 см 1979 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
99 Картина Русский Икар (Мечтатель),280×150 см 2004 Холст, масло Исторический Собственность семьи
100 Портрет Автопортрет с женой,70×66 см 1951 Холст, масло Ранний Собственность семьи
101 Портрет Автопортрет в роли врача,50×35 см 1972 Картон, масло Бытовой Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)
102 Портрет Автопортрет,61×46,5 см 1980 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
103 Портрет Автопортрет,60×55 см 1985 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
104 Портрет Автопортрет,59,5×44,5 см 2002 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
105 Портрет Автопортрет с попугаями,130×100 см 1985 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
106 Портрет Художник,32×40 см 1961 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
107 Портрет Портрет отца М.П.Коржева,50×35 см 1966 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
108 Этюд Серия «Дети войны»: Мальчик в красной рубахе,27×20 см 1943 Холст, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
109 Этюд Серия «Дети войны»: Брат и сестра,37×24 см 1943 Холст, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
110 Этюд Серия «Дети войны»: Витушка. Старшая сестра Коржева,28×22 см 1944 Картон, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
111 Эскиз Этюд мальчика,37×70 см 1943 Картон, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
112 Этюд Серия «Дети войны»: Дети и корова в избе. Воскресенск,28×31 см 1942 Картон, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
113 Этюд Серия «Дети войны»: Девочка с чулком,19×28 см 1943 Картон, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
114 Этюд Девочка в темной кофте,25×18 см 1943 Картон, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
115 Этюд Серия «Дети войны»: Девочка,29,5×17 см 1943 Картон, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
116 Этюд Старушка вяжет чулок,33×25 см 1942 Холст, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
117 Этюд Серия «Дети войны»: В люльке. Воскресенск,41×26 см 1942 Картон, масло Ранний Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
118 Этюд Голова хранительницы,38×33 см 1944 Картон, масло Ранний Собственность семьи
119 Эскиз Первомай,37×49 см 1944 Картон, масло Ранний Собственность семьи
120 Натюрморт У печки,70х80 см 1984 Холст, масло Бытовой Союз художников России
121 Рисунок Женский портрет «Под Владимиром», 1947 Бумага, карандаш угольный Ранний Собственность семьи
122 Рисунок Рисунок головы: Мужчина в пилотке,35×30,5 см 1947 Картон, карандаш угольный Военный Собственность семьи
123 Рисунок Рисунок к картине «Заслон»,85×31,5 см 1965 Бумага, карандаш угольный Военный Собственность семьи
124 Рисунок Девушка,38,5×57 см 1950 Бумага, карандаш угольный Ранний Собственность семьи
125 Рисунок Портрет Никитина,67×49 см 1982 Бумага, карандаш графитный Бытовой Собственность семьи
126 Рисунок Рисунок обнаженной к картине «Ева»,90×26 см 1963 Бумага, карандаш графитный Бытовой Собственность семьи
127 Рисунок Рисунок обнаженной к картине «Перед зеркалом»,77×31,5 см 1965 Бумага, карандаш графитный Бытовой Собственность семьи
128 Этюд Этод к картине «Художник»,40×44 см 1959 Бумага, карандаш угольный Бытовой Собственность семьи
129 Этюд Этюд к картине «Обнаженная на белой простыне и черном фоне», 1983 Бумага, смешанная техника Бытовой Собственность семьи
130 Картина Мутанты (Тюрлики),200×250 см 1993 Холст, масло Тюрлики Частная коллекция, США
131 Эскиз Митинг,29×66 см 1987 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
132 Картина Триумфатор,150×198 см 1996 Холст, масло Тюрлики Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
133 Эскиз Триумфаторы,41х86,5 см 1992 Картон, масло Тюрлики Собственность семьи
134 Картина Пир,39×59 см 1988 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
135 Картина Пиршество,80×100 см 1983 Картон, масло Тюрлики Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
136 Эскиз Тюрлики за столом,50×80 см 1986 Картон, масло Тюрлики Собственность семьи
137 Эскиз Тюрлики с синим небом,46×27 см 1990 Картон, масло Тюрлики Собственность семьи
138 Эскиз «Глаз» (Указ короля),50×34,5 см 1989 Бумага, акварель Тюрлики Собственность семьи
139 Эскиз Тюрлики и инопланетянин,56×76 см 1986 Бумага, масло Тюрлики Собственность семьи
140 Картина Убежище,80×80 см 1991 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
141 Картина Детский сад,57×38 см 1989 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
142 Эскиз Обнаженная с красным бантом и Тюрлик,76×56 см 1989 Бумага, масло Тюрлики Собственность семьи
143 Эскиз Натурщица,50×70 см 1990 Картон, масло Тюрлики Собственность семьи
144 Эскиз Тюрлик №2,38,5×56,5 см 1990 Бумага, масло Тюрлики Собственность семьи
145 Эскиз Восточный мотив,56×76 см 1989 Бумага, масло Тюрлики Собственность семьи
146 Эскиз Тюрлик-собака,48×83,5 см 1992 Бумага, масло Тюрлики Собственность семьи
147 Картина Диспут 2,35×50 см 1991 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
148 Картина Диспут 1,35×50 см 1991 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
149 Картина Голубой огонек,50×57 см 1976 Оргалит, масло Тюрлики Собственность семьи
150 Эскиз Схватка,50×40 см 1987 Картон, масло Тюрлики Собственность семьи
151 Картина Череп предков,100×100 см 1991 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
152 Картина Тюрлики №2: В парикмахерской,99×79 см 1991 Холст, масло Тюрлики Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
153 Картина Философы,105×86 см 1990 Картон, масло Тюрлики Собственность семьи
154 Картина Тюрлики №1: Мозоль,89×79 см 1991 Холст, масло Тюрлики Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
155 Картина Тюрлики №2: Мясник,89×79 см 1990 Холст, масло Тюрлики Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
156 Картина Раздумье,49×80 см 1982 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
157 Картина Чревоугодник,60×64 см 1996 Холст, масло Тюрлики Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
158 Картина Тюрлики №1: Старая кокетка,79×48,5 см 1985 Холст, масло Тюрлики Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
159 Картина Мутанты,50×35 см 1991 Холст, масло Тюрлики Частная коллекция
160 Эскиз Тюрлик с деревом,50×41 см 1994 Холст, масло Тюрлики Собственность семьи
161 Эскиз Некто,35×50,5 см 1990 Картон, масло Тюрлики Собственность семьи
162 Натюрморт Деревенская лавка,110,3×150,3 см 2008 Холст, масло Бытовой Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)
163 Натюрморт В чулане,80×120 см 1982 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
164 Натюрморт Самовар на ковре,89×99 см 1991 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
165 Натюрморт Самовар,90×92,5 см 1984 Холст, масло Бытовой Государственная Третьяковская галерея (Москва)
166 Натюрморт Натюрморт с чайником,91×119 см 2002 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
167 Натюрморт Полка,120×100 см 2008 Холст, масло Бытовой Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)
168 Натюрморт Сирийский,100×100 см 2006 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
169 Натюрморт Натюрморт с грушами,70×70 см 1982 Холст, масло Бытовой Государственная Третьяковская галерея (Москва)
170 Натюрморт Полка с крынками,44×156 см 1981 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
171 Натюрморт Натюрморт,80×190 см 1975 Холст, масло Бытовой Ярославский художественный музей
172 Натюрморт Старая бутыль,80×60 см 1981 Холст, масло Бытовой Художественная галерея Художественно-мемориального музея И.Е. Репина. г.Чугуев. Украина
173 Натюрморт Стакан молока,73×90 см 1984 Холст, масло Бытовой Государственная Третьяковская галерея (Москва)
174 Натюрморт Сумка,100×120 см 2012 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
175 Натюрморт Сухая рыба и корзина,100×80 см 1988 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
176 Натюрморт Натюрморт с деревенским ковриком,120×100 см 2012 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
177 Натюрморт Натюрморт с птицами,127×100 см 1954 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
178 Натюрморт Натюрморт с узбекским чайником,61×55 см 1996 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
179 Натюрморт Натюрморт с посудой,80×100 см 2006 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
180 Натюрморт Супница и горшки,80,5×120 см 1985 Холст, масло Бытовой Государственная Третьяковская галерея (Москва)
181 Натюрморт Будда,99×99 см 2000 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
182 Натюрморт Самовар,79×99 см 1987 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
183 Натюрморт Натюрморт с автопортретом,161×121 см 1997 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
184 Натюрморт Натюрморт с иконой и гипсовой головой,80×100 см 1980 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
185 Натюрморт Памяти Стожарова,120×100 см 1998 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
186 Натюрморт Рыцари чаепития,100,7×150,5 см 2010 Холст, масло Бытовой Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)
187 Натюрморт Оклад,90×100 см 2000 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
188 Натюрморт Яблочный спас,100×100 см 2010 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
189 Натюрморт Хохлома и лапти,100×80 см 1999 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
190 Натюрморт Натюрморт с топором и дрелью,100×81 см 1979 Холст, масло Бытовой Государственная Третьяковская галерея (Москва)
191 Натюрморт Натюрморт с серпом,120×100 см 1980 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
192 Натюрморт Лесенка,120×120 см 2008 Холст, масло Бытовой Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)
193 Натюрморт Социальный,118,5×89 см 1992 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
194 Натюрморт Натюрморт с винтовкой. Сторож,121×121 см 2012 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
195 Натюрморт Дерево и топор,116×100 см 1985 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
196 Натюрморт Завтрак в поле,99,5×140 см 1990 Холст, масло Бытовой Музей Русского искусства, США, Миннеаполис
197 Натюрморт Забытый шут,92×89 см 1990 Холст, масло Бытовой Институт русского реалистического искусства (ИРРИ)
198 Натюрморт Серп и молот,100×100 см 2003 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
199 Натюрморт Серп и молот,100×100 см 1980 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
200 Натюрморт Трубы праздника,100×100 см 2008 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
201 Натюрморт Сенека,100×89 см 1989 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
202 Натюрморт Античный,165×74 см 1990 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
203 Натюрморт Забытый бюст,100×100 см 2007 Холст, масло Бытовой Собственность семьи
204 Натюрморт Тиски и топор,90х80 см 2008 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
205 Натюрморт Восточный,90х110 см 2008 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
206 Натюрморт Венера и поднос,100х100см 2007 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
207 Натюрморт Крынки на красном,80х120 см 2007 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
208 Натюрморт Занавеска,100х100см 1990 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
209 Эскиз В пустыне,57х78 см 2002 Бумага, масло Библейский Частная коллекция
210 Эскиз Двое,64х54 см 1982 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
211 Эскиз Ночной звонок,54х60 см 1992 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
212 Эскиз Указ короля,46х46 см 1993 Картон, масло Исторический Частная коллекция
213 Эскиз Все дома,32х35 см 1957 Картон, масло Бытовой Частная коллекция
214 Эскиз Оплакивание,33х22 см 1991 Бумага, карандаш графитный Библейский Частная коллекция
215 Эскиз Суд Пилата,23х32 см 1993 Бумага, карандаш графитный Библейский Частная коллекция
216 Эскиз На пляже,23х32 см 1969 Бумага, карандаш графитный Бытовой Частная коллекция
217 Эскиз Стирка,29,5х22 см 1983 Бумага, смешанная техника Бытовой Частная коллекция
218 Эскиз Папа, вставай!,25,5х37 см 1998 Бумага, акварель Бытовой Частная коллекция
219 Этюд Обнаженная,33х25 см 1985 Бумага, акварель Бытовой Частная коллекция
220 Этюд Сидящая,29,5х34 см 1982 Бумага, цветные карандаши Бытовой Частная коллекция
221 Эскиз Адам и Ева,18х12 см 1998 Бумага, смешанная техника Библейский Частная коллекция
222 Этюд Обнаженная,24х31см 1978 Бумага, тушь, перо Бытовой Частная коллекция
223 Натюрморт Самовары,100х100 см 2008 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
224 Эскиз Осень предков,26х18 см 1999 Бумага, акварель Библейский Частная коллекция
225 Эскиз Осень прародителей,25х18 см 1999 Бумага, акварель Библейский Частная коллекция
226 Эскиз Горе,18,5х26 см 2006 Бумага, акварель Бытовой Частная коллекция
227 Картина Газетчик,288,5×141,5 см 1967 Холст, масло Бытовой Частная коллекция
228 Картина Газетчик,197,5×100 см 1968 Холст, масло

korzhev.com

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

   Когда на любой выставке я вижу новые работы этого живописца, их всегда отличает одно качество: они глубоки и серьезны. Качество, во многом сегодня утраченное текучкой изготовления поспешных, не всегда продуманных, иногда сыроватых картин. Я не наблюдал ни разу у Коржева недописанного холста. Полотно, вышедшее из мастерской Гелия Михайловича Коржева, никогда не было сырым, легковесным, конъюнктурным. Скорее, он казался некоторым, привыкшим к легковесным картинам, несколько тяжеловатым, многодумным. Ему пеняли, что он изображает трудные минуты судьбы человеческой. Но такова, видно, душа мастера. Он размышляет, когда пишет. И заставляет задуматься зрителя. Иногда его метафоры сложны, но это внушает уважение.

   Гелий Коржев любит своих героев. Иногда битых, приземленных, страдающих... Он со своим искусством - антитеза лакировочно-пустозвонному деланию, именно - коммерческому деланию картин. Мир художника Гелия Коржева - мир драматический, напряженный, сложный. Его знаменитый первый триптих заявил всем, что Коржев - явление в искусстве, с которым надо считаться...

   И. Долгополов. Мастера и шедевры.

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

   Гелий Коржев стал одним из тех художников, кто взвалил на свои плечи, казалось бы немыслимый груз творческой, гражданской, человеческой ответственности. Внимательно анализируя художественные процессы отечественной живописи ХХ века, убежденно приходишь к выводу, что Коржев в нашем искусстве, явление самобытное, значительное, непреходящее. Своими поисками он сделал целый ряд принципиальных открытий в композиционном построении современной картины, в колористике, в выработке собственного творческого кредо. Обладая мощным зарядом творческой энергии, он сумел перенести его на холст, насытив им свои многочисленные, очень разнообразные работы. А они, в свою очередь, передают эту энергию зрителям, рождая у них разноликие эмоции, несхожие чувства, глубокие переживания. О Коржеве уместно говорить как о художнике-композиторе, дирижере, умеющем организовать пространство и представить зрителю нечто гармонически целостное, вызывающее его на диалог и размышления. С годами становится все очевиднее: творчество художника по сути своей обретает черты философского познания окружающей действительности, ее исторических катаклизмов, а шире - мирового развития. Все его творчество по сути - материализация на холсте времени, в котором живет мастер, и тех событий, которые «запали» в его душу из исторического прошлого. При этом в центре внимания творца - всегда человек - во времени и пространстве.   Его живопись не для легкого восприятия. Так много поведала она невеселого о нас самих, об обществе, в котором живем, что порой от его картин веет этакой беспросветностью. Но это лишь первое, поверхностное впечатление. В них нет никакой безнадежности. За всеми коллизиями, борениями и утратами встает образ Человека долга, порядочного, искреннего и самоотверженного.   О реальных событиях жизни он пишет языком живого искусства. Никогда, ни под кого не подстраивается. Пишет только о том, что чувствует, переживает, считает существенным. Практически каждая из написанных вещей была показана на той или иной выставке. Многие затем перекочевали в художественные музеи и галереи. Большинство из них вошло в состав основных музейных экспозиций. Правда, репродуцировались они не так часто, как того заслуживают по своим художественно-эстетическим достоинствам. Пишут о них до обидного мало. Хотя практически каждая работа Г. Коржева вызывает и вызывала в разные времена широкий отклик, живой резонанс среди зрителей, собратьев по творчеству и специалистов-искусствоведов.

   Евгений ЗАЙЦЕВ. Журнал "СЛОВО" 2003, номер 4. «Во времени и пространстве»

   http://www.hrono.ru/slovo/2003_04/zai04_03.html

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Поднимающий знамя. Триптих "Коммунисты". 1957-1960

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Поднимающий знамя. Фрагмент

 

                                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012) 

Гомер. Триптих "Коммунисты"

 

 

                                         Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Интернационал. Триптих "Коммунисты

 

                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Интернационал. Фрагмент.

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

В дни войны. 1952-1954

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Влюбленные. 1959

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Художник. 1960-1961

 

        Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Проводы. 1967

 

                    Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Мать. 1964-1967

 

                    Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Мать. 1955-1976

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Живой заслон. 2001-2004

 

                         Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Живой заслон. Фрагмент.

 

                          Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Из военного быта. 1993

 

                               Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Следы войны. 1963-1965

 

        Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Старые раны. 1967

 

                Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Облака. 1945. 1985

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дезертир. Фрагмент. 1985-1994

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Память павших. 1993-1995

 

 Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Егорка-летун. Икар. 1976-1980

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Указ короля. 1993-1997

 

                    Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот и Санчо. 1980-1985

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дульсинея и рыцарь. 1997-1998

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот и Санчо. Фрагмент. 1997-1998

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот и мельница. 1997-1999

 

        Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Поверженный Дон Кихот. 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Реквием Моцарта. 1995

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Встань, Иван! 1967

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Лишенная родительских прав.

 

                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Адам Алексеевич и Ева Петровна. 1997-1998

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Лишенные рая. 1998

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Осень прародителей. 1998-1999

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Осень прародителей. Фрагмент

 

                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Искушение. 1985-1999

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

В тени креста. 1995

 

                                               Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Иуда. 1987-1993

 

                 Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

  Одним из любимых художников Гелия Коржева был Александр Иванов, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Едва ли кто мог заподозрить в самом Коржеве – представителе так называемого «сурового стиля», интерес к евангельским сюжетам. А именно они стали основой его позднего творчества. «Библия глазами соцреалиста» – выставка под таким названием прошла в столичном Институте русского реалистического искусства.

 

   Мало кто хотя бы в репродукциях не видел знаменитой картины Гелия Коржева «Поднимающий знамя». И вдруг – совсем другое искусство. Такого от него никто не ожидал: «Рождество Христово», «Благовещение», «Распятие»… – всего 16 больших полотен на библейские темы. Гелий Коржев писал их последние 20 лет, находясь почти в затворе.

   «Общественная и современная жизнь его мало интересовала в последние годы, – рассказывает куратор выставки Надежда Степанова. – Плюс к этому, он очень не любил политику. Почему он заинтересовался «Библейским циклом»? Потому что «тут есть враги, есть друзья, но нет политики», это его слова. Он не смотрел телевизор, его мало что интересовало из того, что происходило за окном мастерской».

   Поворот в жизни Гелия Коржева произошел в 86-м году, когда один за другим ушли из жизни его родители. Художник оставил официальные должности – одно время он возглавлял Союз художников – и целиком посвятил себя библейскому циклу. Коржев настаивал на том, что эти картины – взгляд на библейские события человека, который вырос в Советском Союзе, с молоком матери впитал атеистическую пропаганду, и затем на протяжении всей жизни мучительно пытался избавиться от ее влияния. Не случайно одна из картин называется «Трудный путь к истине».

   Его нравственный урок – это возможность для каждого из нас пройти этим же путем, он предоставляет такое право на этот выбор нам всем.

   Гелий Коржев по многу раз переписывал одни и те же сюжеты. «Благовещение» он писал на протяжении целых десять лет, много раз переписывал «Адама и Еву», долго искал образ Христа.

   Работать над библейским циклом Гелий Коржев продолжал до самой смерти. Одна из последних картин датирована 2012 годом. На ней запечатлен Христос в последние минуты своей земной жизни.

   Новости культуры на телеканале «Культура»

   http://tvkultura.ru/article/show/article_id/69390

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Благовещение

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Благовещение. Фрагмент

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Благовещение. Фрагмент.

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

         

http://maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpag...

art.mirtesen.ru

биография, картины, фотографии, личная жизнь художника.

Картины Гелия Коржева о войне, ветеранах и повседневной жизни заслужили ему славу в советское время. Но о них не забыли и сейчас, пусть даже порой мы и не вспомним фамилию автора. В 2005 году, когда под патронажем Владимира Путина в Нью-Йорке открылась программная выставка «Россия!», долго выбирали, что напечатать на обложке каталога. В итоге на первой обложке оказалась классическая венециановская «Жатва» с отдыхающей крестьянкой. А на другой — коржевское «Прощание» советского солдата.

Семья

Гелий Коржев, несмотря на пролетарскую суровость своей живописи, происходил из интеллигентной семьи. Впрочем, дворянские корни не афишировались. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал со Львом Толстым, сочинял музыку, писал картины. А по профессии был архитектором-землеустроителем и занимался железными дорогами.

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Архитектором стал и отец художника, Михаил Петрович. Ученик Алексея Щусева и один из основоположников советской ландшафтной архитектуры, он приложил руку к созданию огромного количества зеленых ансамблей в столице и других городах. Например, парка Горького, Измайловского и Лефортовского парков, реконструкции Александровского сада... В Королеве созданный им парк «Коржевские» культуры» до сих пор, кажется, цел. Еще он любил старые дворянские имения. Парк графов Бобринских в усадьбе Бобрики под Тулой, устроенный легендарным Андреем Тимофеевичем Болотовым в XVIII веке, был воскрешен именно силами Михаила Коржева. О его нраве многое говорит то, что в своем цикле, посвященном «Дон Кихоту», Гелий Коржев придал главному герою черты и характер своего отца.

Мать же художника, Серафима Михайловна, была учительницей русского языка и литературы в средней школе и оказала колоссальное влияние на образование сына. Вдобавок квартира, где вырос Гелий, находилась рядом с Пушкинским музеем — он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть.

Взрослая жизнь

Когда началась Великая Отечественная, Коржеву было шестнадцать. Юноша на нее не попал. Он учился в знаменитой Московской средней художественной школе, которую эвакуировали в Башкирию. Впрочем, сначала он уезжать не хотел: перед эвакуацией мальчик успел закончить курсы снайперов и всерьез собирался на фронт. Только уговоры любимой учительницы заставили его все-таки уехать в эвакуацию вместе со школой.

Вернувшись из Башкирии, Коржев поступил в Суриковское училище. Кроме стандартных занятий в натурных классах были и другие уроки: вместе с однокурсниками он работал в Пушкинском музее. Разбирал трофейные сокровища, привезенные из Дрезденского музея. И бесконечно любовался шедеврами, впитывая подход старых мастеров к реализму и их способ поэтизировать реальность.

Картины Коржева_1

Гелий Коржев. Рыцари чаепития. 2010. Институт русского реалистического искусства

Картины Коржева_1

Гелий Коржев. Лишенная родительских прав. 2006. Институт русского реалистического искусства

Картины Коржева_1

Гелий Коржев. Свалка. 2007. Институт русского реалистического искусства

Молодой художник, выпустившийся в 1950 году, в следующее десятилетие постепенно обретал свои темы и изобразительный язык. А также славу. В 1957–1960 годах он создал свою первую громкую работу — триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)». Затем последовала серия «Опаленные огнем войны». Самый пик его активности — 1960–80-е годы. Посыпались награды: звание народного художника СССР, Государственная премия, орден Ленина... Его полотна закупали Третьяковская галерея, Русский музей. Они стали классикой соцреализма. Их печатали в учебниках, на открытках, плакатах.

Уединение

В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения.

В уединении создает он новый программный триптих — на сей раз «Адам и Ева». Пишет «Иуду», «Сусанну и старцев», «Искушение», «Лишенных рая»... Это все тот же узнаваемый суровый стиль Коржева: с лаконичной композицией и строгим колоритом. Его герои сохранили выверенную жестикуляцию, постаревшую от загара кожу, морщины и рубцы. Под ногами у них все та же выгоревшая земля. Но вместо солдат-инвалидов и старух-колхозниц перед нами ветхозаветные герои. Впрочем, это тоже люди, уставшие от труда, пережившие очень много.

Картины Коржева_2

Гелий Коржев. На лесоповале. 2003. Институт русского реалистического искусства

Картины Коржева_2

Гелий Коржев. Квартирантка. 1997. Институт русского реалистического искусства

Картины Коржева_2

Гелий Коржев. Встань, Иван! 1997. Институт русского реалистического искусства

За этими картинами на библейские сюжеты последовал целый цикл «христианских» полотен. Также в поздний период он пишет фантасмагорический цикл о тюрликах — странных созданиях, который лучше, чем многие реалистические картины, передает ужас конца окружающего мира и наступления новой реальности.

Художник умер в 2012 году в возрасте 87 лет, застав возвращение интереса к своему творчеству: он скончался, занимаясь подготовкой персональной выставки своих поздних полотен «Библия глазами соцреалиста» в частном музее. А спустя несколько лет Третьяковская галерея решила показать творчество Гелия Коржева за все годы его жизни и доказать, что он одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве ХХ века.

www.culture.ru

Гелий Михайлович Коржев - Блог разнузданного гуманизма

В здании ГТГ на Крымском валу проходит большая выставка Гелия Коржева.Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1944—1950). Преподавал в МВХПУ имени С. Г. Строганова. Профессор (1966). Председатель правления СХ РСФСР(1968—1975).Скончался в 2012 году.

Все, что я о нем помнила до выставки – это две картины из старой ГТГ.

Проводы (1967)http://www.artrussia.ru/pic_k/k208_400.jpg

Поднимающий знамяhttp://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000010/pic/000109.jpgУже в этих картинах виден весь художник, особенности его стиля и мышления. Сюжет, событие дается крупным куском, крупным кадром. Минимум посторонних деталей. При этом заметен мрачный настрой художника.Вот картина с солдатом и женщиной: почему это «Проводы», а не «Встреча»? Или мужчина, поднимающий знамя из рук упавшего товарища – ясно же, что и его вот-вот убьют. Гелия Коржева любят называть соцреалистом. Мне всегда трудно было понять, что этим хотят сказать, но раньше быть представителем социалистического реализма было обязательно, а теперь считается позорным. Реализм в художественном искусстве я бы определила от противного: это не абстракционизм, не кубизм, не сюрреализм и пр. Более того, это картина или скульптура, а не, например, инсталляция из мусора, которая теперь есть в каждом большом музее мира, и в ГТГ есть, на первом этаже здания на Крымском Валу в отделе новых поступлений. Впрочем, и это уже старье. Да и кусать людей за ноги тоже старье. Даже не знаю, какое теперь самое новое течение в художественном искусстве. Таким образом, все, что писали до 20 века – это реализм. Конечно, можно сказать, что реалист должен отражать исключительно окружающую действительность, т.е. выбирать бытовые сюжеты. Но ведь художник или реалист, или нет. А если он сегодня написал портрет соседа, завтра – натюрморт из продуктов, а послезавтра картину на библейский сюжет, то он что же: здесь реалист, а там уже нет? Ерунда какая-то получается. Да и разве, например, импрессионисты не писали бытовых сцен, обычных предметов, пейзажей? Да только этим и занимались. Вопрос в том, как они это делали. Ну, а социалистический реализм, как нас учили в школе, это реализм, обращенный в будущее. Для коммунистической доктрины будущее это было непременно светлым, коммунистическим. Вот с этим, по-моему, у Коржева были проблемы: светлого будущего у него не просматривается.Если висевшие в постоянной экспозиции Третьяковки картины Коржева написаны на героическую тему: один идет на фронт, другой сражается на баррикадах, то на выставке можно увидеть картины с совершенно другим настроем. Вот картина про Победу. Да, победили, но слишком дорогой ценой.

Облака. 1945 (1985 год)http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/466/87466973_Oblaka_1945_god_1985.jpg

Даже картина про любовь выглядит грустной.

"Влюбленные"./800/600/https/content.foto.my.mail.ru/mail/ululavis/_blogs/i-12509.jpgДля художника естественно писать красивое: влюбленные должны быть молодыми, страстными, а здесь двое немолодых людей уехали подальше от людских глаз: наверное, им негде встречаться, кроме как на природе. Может, у них семьи? Или стесняются детей?

"Старые раны". Кстати, вам не кажется, что это те же герои, что и во "Влюбленных"?http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/23/5a/235a7506897d55b63999cfc6c60fc592.jpgИ обратите внимание, никакой лакировки действительности, в чем часто упрекали социалистический реализм. Мы видим бедных, усталых людей, которым живется трудно.

Вот эта картина выглядит повеселее. Но я не нашла, что это такое. Остается поверить блогеру, который ее выложил как картину Коржева.http://data15.gallery.ru/albums/gallery/37059-9c0b7-85484354-m750x740-u63fee.jpgНо картины с реалистическими сюжетами занимают не главное место на выставке. Вот характерная картина

Егорка-летун (1976 год)http://www.istpravda.ru/upload/medialibrary/7c6/7c6e0ad7f95471babba5bd8de28f95d4.jpg

Говорят, что такой случай произошел в действительности. «В 1695 году, апреля 30 дня, закричал на Ивановской площади мужик караул и сказал за собою государево слово, и приведён в Стрелецкий приказ и распрашиван, а в распросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать как журавль. По царскому указу предложение было принято. Сделал себе крылья из слюды, истратив на это 18 рублей. Начальник Стрелецкого приказа боярин Троекуров с товарищами и с другими любопытными лицами вышел из приказа и стал смотреть, как полетит мужик. Устроив крылья, мужик по обычаю перекрестился и стал мехи надувать, хотел лететь, да не поднялся, сказал, что крылья сделал тяжелы. Боярин на него раскручинился. Мужик бил челом, чтоб ему сделать крылья иршеные (род замши), на которые издержано ещё 5 рублей. И на тех не полетел. За то ему было наказанье — бить батогами, снем рубашку, а деньги на нём доправить, продав все его имущество» (И.Е.Забелин. История Москвы) Но то был взрослый мужик, а здесь – подросток, и тот не полетел, а этот погиб. И ведь картина эта не просто парафраз истории «Икара» - это о нас, о советских людях, которые летели к коммунизму, да разбились.

Большое впечатление производит серия «Дон Кихот». Эти картины похожи на книжные иллюстрации. Здесь опять сплошные крупные кадры.Увы, Дон Кихот абсолютно безумен и очень стар. Борьба со злом обречена. http://dianov-art.ru/wp-content/uploads/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2-02.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/philologist/23000738/194782/original.jpg

/800/600/https/otvet.imgsmail.ru/download/2fe2843eb1b6dae192bd9b7a56cefbd4_i-8163.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/850/39850680_1234947733_kor22.jpgКоржев писал картины и на библейские темы. Почему-то это особенно напрягает критиков: соцреалист рисует Христа! А что, соцреалист – не человек, и не может высказаться на вечную тему? Коржев видит библейские истории, как произошедшие в действительности.Адам и Ева у него – супружеская пара, у которой никого нет, кроме друг друга, и которым больше не на кого надеяться, кроме как, друг на друга.

Изгнанные из рая (Адам и Ева)http://rusplt.ru/netcat_files/55/430/600x400/250316_Korzhev_vrez4.jpgОсень прародителей (Адам и Ева)http://www.bibliotekar.ru/k109-Korzhev-Geliy/8.files/image002.jpg

«Благовещение». Мария испугалась ангела и своей судьбы. Впрочем, Коржев был не первым, кто так изобразил это событие.http://izvestiacontent.ru/media/3/news/2013/01/542742/8498d651585b63a269e6c760dd766817.jpg

Эскиз

http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2012/12/137.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/354/96354308_large_0_9f6fc_12f84530_XL.jpg

«Изыди, сатана».А от сатаны попали в кадр только нога и рукав. http://www.istpravda.ru/upload/medialibrary/8b6/8b6062103047ea899cd71c4a1e2e93dc.jpg

Несение крестаhttp://www.arterritory.com/images/main/IRRI%20Nesenie.jpg

Распятие

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/354/96354454_large_129700327.jpghttp://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2012/12/147.jpg

Снятие с крестаhttp://ic.pics.livejournal.com/superoofer/25218403/1389007/original.jpg

Оплакивание Христаhttp://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2012/12/1111.jpg

«Отец и сын».Как понимать эту картину? Кто отец Христа? Бог Саваоф или св.Иосиф – муж девы Марии? Кто на картине? http://izvestiacontent.ru/media/3/news/2013/01/542742/fb92b89fc6ad9a33a4473102ae32d415.jpg

«Иуда».Как видите, Коржев стремится отразить самое главное. Чтобы изобразить повешенного, достаточно показать ноги, не дотягивающиеся до земли. Голова – это уже лишнее.http://krotov.info/pictures/mashiah/20/1993_korzhev.jpg

Как мы видим, Коржев очень подробно описал Новый Завет. Но у него нет Воскрешения – главного в христианстве.

Несмотря на любовь к библейской, литературной тематике, Коржев пишет и остро социальные картины.

Позиция его понятна. Коммунизм мертв/800/600/https/s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/46/38/69/46386926118f307ae9b1aa87ff06dca4.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/51/853/51853071_1259620614_3231586789_aea8a02cd2_o.jpg

Рядом со скелетом сам художник.

Заложники (Живой заслон)(2001-2004)Картину почему-то трактуют, как картину о прошлом. А мне кажется, что она была написана про сегодняшний день. Да, там враги в фашистской форме, но ведь фашизм никуда не делся. http://rusplt.ru/netcat_files/55/430/600x400/250316_Korzhev_vrez3.jpg

«Встань, Иван»А защитник русского народа беспросветно пьян. http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2016/03/20-12.jpg

И уже не понимает, что его собутыльники мертвыhttp://s1.afisha.net/MediaStorage/8cbb7e0807fe4a82aa8a61931a4f.jpg

Как видим, тут и обобщение, и карикатура. А вот совершенно реалистичное изображение пьянства и деградации.

http://artinvestment.ru/content/download/news_2012/20120323_korzhev_adam.jpg

Что же будет дальше? А дальше люди мутируют и превратятся в тюрликов.Тюрлики отвратительны, страшны и смешны одновременно. С одной стороны, у них все, как у людей: мужчины пьют горькую, женщины кокетничают. Есть даже свои философы. Но все это – карикатура на нормальных людей.

"Триумфатор"/800/600/https/v1.std3.ru/2f/9b/1458844512-2f9b0d1db8b59bd08b557238221018f3.jpeg"Пир".Кого едят тюрлики? Впрочем, и мы ведь един коровьих и овечьих младенцев.http://www.bibliotekar.ru/k109-Korzhev-Geliy/9.files/image002.jpg"Философы"/800/600/https/i.ytimg.com/vi/CGK1nfUV_dg/maxresdefault.jpg"Борьба"/800/600/https/artchive.ru/res/media/big/work/761/761ceb42eac841944ea0510d04eaaeef.jpg«Череп предка»Видите? Тюрлики произошли от людей./800/600/https/img-fotki.yandex.ru/get/70180/174326890.d8/0_14162a_3b1e63c3_XL.jpgВот другой вариант этой картиныУ Коржева некоторые картины написаны в нескольких вариантах, и трудно сказать, какой лучше.

"Мутанты"/800/600/https/img-fotki.yandex.ru/get/39073/174326890.d8/0_14161c_cfeab36c_XL.jpg"Раздумье"/800/600/https/img-fotki.yandex.ru/get/67221/174326890.d8/0_14160c_7b8d922e_L.jpg"Русский мужик спорит с нелюдью"/800/600/https/img-fotki.yandex.ru/get/64624/174326890.d8/0_141619_69cd31c3_XL.jpg«Голубой огонек» (1976)Вам не кажется, что это – Пугачева? Он знал!/800/600/https/img-fotki.yandex.ru/get/64120/174326890.d8/0_141616_208bc23_XL.jpg"Старая кокетка"/800/600/https/img-fotki.yandex.ru/get/72428/174326890.d8/0_141625_9777db55_XL.jpg"Тюрлик за деревом". Почему-то этого мне жалко: он такой одинокий./800/600/https/img-fotki.yandex.ru/get/63971/174326890.d8/0_141610_8c4671ca_XL.jpg

Наконец, натюрмортыhttp://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/a/a6/a631781bd8e157a0a87cf5960b4915b9.jpg

http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/2/2d/2de8ae1545ea6a1e2e5e1a5c948d0a2a.jpg

http://artru.info/il/img.php?img=43375

http://izmerenie3.narod.ru/archiv/stati/fon/fon_004.jpg

Но даже в натюрморте художник может отобразить свою гражданскую позицию."Свалка"/800/600/https/s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/ea/7b/96/ea7b96543266a0718469b4d7ccaefd19.jpgКоммунизм выбросили на свалку, а взамен предлагают архаику: двуглавого орла да лапти. http://www.peoples.ru/art/painter/geliy_korgev/korgev_work_201408131600361.jpg

В целом я довольна, что интерес к советским художникам возрождается. Одно время их списали на свалку, а от советского периода оставили Дейнеку, да Кабакова с Брускиным. Были еще выставки Тышлера и Штернберга, но они, все же, стоят на рубеже эпох.

А сейчас одна за одной пошли выставки. Был Эрик Булатов, Салахов, Пивоваров, теперь вот Коржев. Да, и Герасимов в Историческом музее выставлен. Процесс пошел.

uborshizzza.livejournal.com

Художник Гелий Коржев: картины и жизнь

Гелий Михайлович Коржев родился в Москве в 1925 году в семье архитектора. После окончания Московского художественного института имени Сурикова Коржев преподает, иллюстрирует книги, пишет многочисленные эскизы — он ищет свои пути.

В 1954 году Коржев заканчивает картину «В дни войны». На ней изображен художник в своей мастерской, у чистого пока еще холста, перед началом работы. В картине хорошо передано состояние молодого художника, чувствующего себя участником всенародной борьбы. Это талантливое серьезное произведение сразу же привлекло внимание.

2016-12-11_150344

Однако последующие работы Коржева «Осень», «Уехали», «Утро» в первый момент кажутся неожиданными и разочаровывают — они намного слабее первой.

2016-12-11_150616

Это жанровые произведения, написанные прямо с натуры. Коржеву же они были необходимы для овладения профессиональным мастерством, недостаток которого им мучительно ощущался, мешая рассказать о том, что волновало его, передать свои мысли и чувства. Это был необходимый переходный этап в творчестве художника, который не прошел бесследно. Результат сказался позднее в картинах большой гражданственной силы: «Влюбленные» (1959 г.), где тема личного счастья решается в неразрывной связи с судьбой страны, в триптихе «Коммунисты» (1960 г.), в серии «Опаленные огнем войны».

2016-12-11_151107

Когда в 1960 году в Москве на выставке «Советская Россия» появился триптих Коржева «Коммунисты», он стал художественным событием, мимо которого не прошел ни один посетитель. Но почему? В чем сила этого произведения? Разве мало каждый из нас видел картин, серьезных по теме, профессионально написанных и оставляющих зрителя совершенно равнодушным? В триптихе Коржева прозвучала искренняя, сильная вера в то, о чем он говорит. Художник утверждает здесь свое отношение к миру, свой идеал человека.

Каждая из частей картины-триптиха «Коммунисты» имеет самостоятельное значение, глубокое, символичное. Общая тема соединяет все три части. В центре — «Поднимающий знамя».

2016-12-11_145600

Мостовая, рельсы, люк, двое убитых и… человек, поднимающий знамя, выпавшее из рук убитого. Перед нами лишь эпизод уличного боя, но весь накал этой битвы среди железа и камня ощущается здесь.

Картина полна динамики — только что упал знаменосец и сразу же начинает распрямляться, поднимаясь во весь рост, его соратник. Художник говорит о суровой неустрашимости бойца, его готовности продолжать борьбу, утверждает, что невозможно испугать, остановить восставший народ.

Одна из боковых частей триптиха — «Интернационал» (1957 — 1958 гг). — настоящий гимн мужеству и стойкости советского человека. Перед нами окруженные врагами безоружные люди. Винтовки брошены, потому что кончились патроны. Из целого отряда их осталось только двое. Они стоят спиной к спине — знаменосец и трубач, играющий Интернационал. Беспощадно палит солнце. Жесткая коричневая земля под ногами, вокруг стреляные гильзы, тела убитых и эти две фигуры в центре, во весь рост, готовые умереть, не дрогнув, и перед смертью мужеством своим бросающие вызов врагу.

2016-12-11_150910

Третья часть триптиха носит название «Гомер», или «Рабочая студия» (1958—1960 гг.). Здесь запечатлено то, ради чего велась борьба — ради жизни распрямленной, творческой, полной духовного смысла. Только что закончилась гражданская война. И человек у скульптурного станка еще не успел сменить своей военной одежды — на нем обмотки, кожаная тужурка, рядом лежит буденновка с красной звездой. Лепит он бюст древнегреческого сказителя Гомера. Как углублен, сосредоточен этот человек, постигающий основы скульптурного мастерства. И мы верим — он овладеет им.

2016-12-11_151448

В 1968 году заслуженный художник РСФСР Гелий Михайлович Коржев был избран председателем Союза художников Российской Федерации.

И. Рольник, по метариалам журнала «Семья и школа», 1969 год

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Суровый стиль Гелия Коржева - Мы родом ...

Гелий Коржев. Народный художник СССРЖивопись «сурового стиля»

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Гелий Михайлович Коржев скончался 27 августа на 88-м году жизни. ©

Коржев принадлежит(-ал) к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается(-ался) к большим гражданственным темам.Хохлома и лапти, 19992. Беспокойство, 1965

3. Влюбленные, 1959

4. Художник, 1960-1961

5. Адам Алексеевич и Ева Петровна, 1997-1998

6. Свалка, 2007

7. Искушение, 1985-1990

8. Иуда, 1987-1993

9. Дон Кихот и Санчо, 1980-1985

10. Указ короля, 1993-1997

11. Заложники. Живой заслон (Заложники войны), 2001-2004

12. Гомер (Рабочая студия. Триптих "Коммунисты"), 1958-1960Поднимающий знамя (Фрагмент, триптих "Коммунисты"), 1957-1960 г.Интернационал ("Коммунисты", фрагмент), 1957-1958

13. Егорка-летун, 1976-1980

14. Беседа, 1980-85

15. Следы войны, 1963-1965

16. Лишенные рая, 1998

17. В тени Креста, 1995-1996

18. Осень прародителей, 1998-1999

19. Серп и молот, 1980

Почему-то у нас не принято особо хвастаться своими выдающимися достижениями в области изобразительного искусства, тем, что «суровый стиль» - это мировая новация стиля в рамках авангарда 20 века, достижение советской художественной школы соцреализма, имевшее влияние на мировую культуру не меньшее, чем поп- и соц-арт, раскрученные сейчас по всему миру. Достаточно сказать что Голливуд взял на вооружение и вовсю эксплуатирует стилистику «сурового героя» на пользу себе. Внешняя форма этих многочисленных «терминаторов», содержание образа этого героя – чистая калька героев борьбы и труда в соцреализме. Тогда, в то время они плелись вслед за намиУмер Гелий Коржев - ВЕЛИКИЙ советский художник. И тишина..... незаметно особой реакции в СМИ, на ТВ, новостных лентах. А представляю, если бы он был футболистом такого масштаба - вся страна была бы в трауре указом президента. Наше время как пародия в сравнении с величиной прошедшей эпохи. И Россия видимо теперь всегда останется такой – лапотно-имперской. Увы. Горько это осознавать и это чувствовал Художник.

Geli Korzhev Installation at The Museum of Russian Art (TMORA)61 paintings including 16 works from the State Russian Museum and the Tretyakov Galleryin the Main, Mezzanine, and Lower Galleries

yarodom.livejournal.com

Пророчество Гелия Коржева - Крымский партизан

Впечатляющая картина, правда? Она пугает и завораживает. Человек в обхватку борется с бесом. Или пытается победить собственную Тень. Мы не видим его лица, только перекошенное рыло сцепившейся с ним адской твари с обращенным к нам круглым и выпуклым черным глазом, в котором пляшет огонек ужаса и кровожадного безумия. Не так уж просто выдержать этот взгляд наступающего Хаоса, вспоминая участившиеся спонтанные акты индивидуального террора, уносящие множество человеческих жизней, дикие войны, сопровождающиеся жесточайшим истреблением мирного населения, мутные и лукавые речи политиков, тлетворную атмосферу всеобщей лжи и ненависти, которую создают и поддерживают мировые средства массовой информации. За последние несколько лет мир стал куда более опасным и непредсказуемым. Что-то очень скверное происходит со всеми нами. Но что именно? И как противостоять этому, если это вообще возможно?

Попробуем разобраться. В этой заметке я буду говорить не только о живописи. Но о живописи - в первую очередь. Поэтому возвращаюсь к представленной картине.Нет, это не экспрессионизм. Это самый что ни на есть социалистический реализм от классика жанра, представителя "сурового стиля", лауреата ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, народного художника СССР Гелия Михайловича Коржева (1925 - 2012).Картина "Схватка" (1987) была написана Коржевым в "перестроечное" время и несомненно отражает взгляд художника на процессы, происходившие тогда в стране, обществе и внутреннем мире каждого отдельно взятого человека.Обратившись к более ранним произведениям художника, мы сможем понять, кто он, этот человек, сражающийся с нечистью. Вот написанная в 1960 году третья, заключительная часть триптиха "Коммунисты" (центральной частью этого триптиха является знаменитый шедевр Коржева - "Поднимающий знамя"). Полное название этой картины "Коммунисты: Гомер (Рабочая мастерская). Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Перед нами герои нового, невиданного ранее на Земле мира, основанного на принципах социальной справедливости и торжества светлого человеческого разума. Вчерашние бойцы и командиры Красной армии, превозмогшей в суровой борьбе царизм, белогвардейщину и иностранную интервенцию, увлечены созданием принципиально иной культурной реальности, свободной от навязанного кастой господ мракобесия, однако опирающуюся на великие гуманистические традиции человеческой цивилизации.Можно по-разному оценивать общественно-политические события той переломной эпохи, но интеллектуальное подвижничество и духовный порыв подобных людей безусловно были прекрасны.Только времени им оказалось отпущено очень мало, подступило очередное военное лихолетье - Великая Отечественная.Советские люди ценой огромных потерь и лишений выдержали это страшное испытание. Какая вера их одушевляла? Этого никогда не понять спекулирующим на их бессмертной славе современным пропагандистам и политтехнологам, кормящимся от олигархических щедрот. Внутренний мир людей, носивших тогда ватники, был несравненно глубже и интереснее, чем плоское мировоззрение современных "ватников", напяливших футболки с цветастыми флагами, Путиным и крикливыми "патриотическими" лозунгами.Это были совсем другие люди.Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Картину "Перед дальней дорогой" (1976) прекрасно дополняют слова самого Коржева, сказанные им в 2001 году в интервью корреспонденту газеты "Завтра" Андрею Фефелову: "Есть такой устоявшейся термин — "шестидесятники". Но для меня "шестидесятники" — это не Евтушенко и Вознесенский. Это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о вселенной, о жизни, об искусстве. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи, который был позже подхвачен "гнилой интеллигенцией" и вскоре развеялся. Но тогда речь шла именно о новом, исполненном творческой энергии человеке, который в корне изменил взгляд на вещи".

Послевоенный мир действительно был другим. Очнувшись от кошмара, он инстинктивно тянулся к жизни и творчеству. Этот мир мог позволить себе любить и мечтать. Так было в Европе, так было и у нас. Это настроение передает картина "Художник" (1961).Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Да, страстная мечта у этих людей была. Но с этой мечтой сумели по-своему разобраться упомянутая "гнилая интеллигенция", а проще говоря, омерзительное советское мещанство.Едва только закончилась Гражданская, Маяковский предупреждал:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...И вдругразинул рот,да как заорет:"Опутали революцию обывательщины нити.Страшнее Врангеля обывательский быт.Скорееголовы канарейкам сверните -чтоб коммунизмканарейками не был побит!"

К семидесятым годам прошлого века канарейки разжирели настолько, что превратились в монстров.Очная ставка дат - в том же 1976 году, когда была написана картина "Перед дальней дорогой", Коржев создает свой первый мрачный гротеск, оказавшийся пророческим. Художник безошибочно разглядел мурло грядущего хама. Картина называется "Голубой огонек".

Узнали чудище? Обратили внимание на дату? Исполнительница и "маэстро" за роялем в данном случае являются всего лишь зеркалами, отражающими духовный облик их поклонников. Коржев понял все уже тогда - высокие идеалы коммунизма будут растоптаны безмозглым стадом совмещан и фарцовщиков. Русский Икар, впервые в истории человечества покоривший космическое пространство, уже падает вниз. Много позже Виктор Цой споет о нем:

Он не знает слова "да" и слова нет",Он не помнит ни чинов, ни имен,И способен дотянуться до звезд,Не считая, что это сон,И упасть опаленным звездой по имени Солнце.

А Коржев в 1980 году закончит картину "Егорка-летун".Тогда, под шум и гам московской олимпиады, безысходный трагизм, которым веет от этого полотна, ощутили, скорее всего, немногие.Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Герой терпит поражение, вместе с ним гибнет и становится прахом идея штурма небес, подчинения законов бытия человеческой воле. Больше нет необходимости в консолидации общественных усилий, столь ненавистной всякому обывателю. Теперь обыватель может пожить для себя. Вскоре выясняется, что для этого совершенно не обязательно быть личностью, да и вообще человеком. Люди как-то незаметно исчезают, куда деваются - непонятно. Их место занимают уродливые со

scivarin.livejournal.com


Смотрите также