Костанди Кириак Константинович [1852—1921]. Картины костанди


Кириак Константинович Костанди - Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

Кириак Константинович Костанди (3 октября 1852 года, село Дофиновка Херсонской губернии — 31 октября 1921, Одесса) — украинский и русский художник греческого происхождения, выдающийся педагог, один из основателей Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ), директор Одесского художественного музея (с 1917 года).

Особенности творчества Кириака Костанди: выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств (а впоследствии и академик — 1907), Кириак Костанди был приверженцем реализма, привнеся в него импрессионистские ноты. Он уделял много внимания игре света и цветовым контрастам. Художник не любил писать большие полотна, все его картины невелики по размерам. Одной из главных тем его картин стали пейзажи окрестностей Одессы, которые сам художник изображал мастерски и прививал любовь к природе своим ученикам. Костанди прекрасно писал портреты, которых оставил по себе немало. Он считался одним из сильнейших украинских колористов, живших и творивших на рубеже 19 и 20 столетий.Как пишет в своих воспоминаниях художник Борис Эгиз, Костанди был одним из первых истинных художников-пленэристов, который «с большим великолепием смог давать яркость вибрирующего света и чудесную игру рефлексов в тенях, возбуждая своими произведениями еще до того времени никем в России не испытанные зрительные художественные эмоции».

Известные картины Кириака Костанди: «Сирень», «У больного товарища», «В люди», «Поздние сумерки».

Детство и юностьКириак Костанди родился в небольшой деревеньке Дофиновка на берегу Черного моря, рядом с Одессой. Его отец, Константин Костантиди Василькети, переселился сюда с греческого острова Санторини. Будучи рыбаком, он взял в жены ровню, дочку греческого рыбака Фотину Филиолог. Семья была многодетной; Кириак стал шестым ребенком из девяти. Жили Василькети трудно, но дружно, душой семейства была мать — добрая и трудолюбивая.

Когда Кириаку исполнилось 9 лет, его отец умер, и старшие дети были вынуждены искать себе работу, чтобы помогать матери и младшим. Будущий художник работал сначала в одесской бакалейной лавкк, после которого трудился в винном погребе и кабачке. Кириак любил рисовать с детства; он рисовал на заборах и стенах, углем и мелом. «Что, собственно, послужило толчком к занятию живописью, определенно сказать не решаюсь, — заметил однажды Кириак Константинович, — но думаю, что те лубочные картинки, которыми любили украшать стены мои родители, дали первый толчок и возбудили интерес к изображениям».

Однажды его рисунки увидел одесский фотограф Бюллов. Он пригласил мальчика поработать у него в студии ретушером, где Кириак трудился два года. Только в 18 лет Костанди начал свое художественное образование — он поступил в воскресную школу Одесского общества изящных искусств. Три года спустя, в 1873 году, Костанди получил на выпускных экзаменах серебряную медаль. Молодой художник мечтал об Академии художеств, но средств на поездку не было.

Учеба в Академии художеств Судьба улыбнулась Костанди. Вот как описывал сам художник события, которые определили его дальнейшую жизнь: «Проездом через Одессу, гостил у своей дочери Ольги Латри, Иван Константинович Айвазовский. Через добрейшего Бертрани, владельца литейного завода, и греческого консула И. Ю. Вутчина, я был представлен Айвазовскому, который одобрительно отозвался о моих работах, чем и повлиял на И. Ю. Вутчина, оказавшего мне начальную материальную поддержку. Айвазовский написал письмо на имя конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исаева, в котором просил последнего обратить внимание на „труды“ молодого человека… из одесских греков Кирило Костанди, имеющего большие способности».

Успешно сдав вступительные экзамены, Костанди поступил в Академию художеств в 1874 году, но лишь вольнослушателем — у него не было среднего учебного образования. Несмотря на тяжелые условия жизни, он писал заказные портреты и давал уроки рисования, которые помогали сводить концы с концами. Кириак Костанди был усердным студентом: он бывал в Эрмитаже, где копировал Рубенса и Тициана, часто посещал Кушелевскую галерею и подолгу рассматривал работы французских живописцев.

В 1876 году он получил две малые серебряные медали. Полноправным студентом Академии Костанди стал только в 1877 году, когда сдал полный гимназический курс и курс живописи. Его учителем стал мастер исторической и портретной живописи Павел Петрович Чистяков. Сторонник индивидуального плана работы для каждого ученика, Чистяков презирал шаблоны казенного классицизма и числился в Академии «вольнодумцем». «Он был посредником между натурой и учеником, ничего не навязывая, и каждый, уразумевший его взгляд, чувствовал под ногами прочную почву» (В.Васнецов). Костанди очень любил своего учителя и переписывался с ним долгие годы.

В 1881 году Костанди принял русское подданство, обратившись в правление Академии с просьбой о соответствующем ходатайстве. Почувствовав вкус к учительству и будучи человеком дальновидным, Кириак Костанди поступил на курсы подготовки преподавателей рисования в средних учебных заведениях, которые работали при Академии художеств. Он закончил их в 1881 году; в том же году он получил свою вторую Большую серебряную медаль. Мечтая о пенсионерской поездке в Европу, Костанди рассчитывал на золотую медаль, которая давала такое право. Однако комиссия Академии не приняла его эскиз, предоставленный на утверждение темы конкурсной работы.

Жизнь в Санкт-ПетербургеКириак Костанди закончил обучение в Академии художеств осенью 1882 года, получив звание классного художника третьей степени, и остался в Санкт-Петербурге. Два года спустя на 12-й экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок он представил картину «У больного товарища». Критики отнеслись к художнику благосклонно, а картину по рекомендации Ильи Репина приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Год спустя Костанди представил публике еще две свои жанровые работы — «Прощание» и «В люди». На лето художник уезжал на этюды в Псковскую и Новгородскую губернии. Из этих этюдов, запечатлевших природу русского Севера, родились впоследствии картины «Свидание. Северный мотив», «Страстной четверг (На Севере)», «Копны», «Перед грозой».

Возвращение в ОдессуХолодный Петербург и академическая рутина угнетали художника; он возвращается домой, в Одессу. Зимой 1885 года Костанди становится старшим преподавателем в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств. Прекрасный педагог, тонко чувствующий художник, эрудированный и скромный человек, Костанди быстро стал популярным преподавателем и не менее популярным живописцем, которого полюбили одесситы. Привнеся в свои классы традиции и художественные методы реализма, Костанди создал «резко отличительный лик» Одесской рисовальной школы. До его приезда здесь главенствовал академизм, привнесенный преподавателями из Мюнхенской и Миланской Академий художеств, процветало отсутствие системы и нормой считалась грубость в обращении с учениками.

Начало преподавательской деятельностиИнтеллигентный, эрудированный и доброжелательный, Костанди вместе молодым художником-акварелистом Геннадием Ладыженским стал вестником новых времен и сумел выработать собственный свод упражнений и навыков, основанных на новых учебных программах. «Костанди счастливо сочетал в себе терпение учителя, разум воспитателя и дарование истинного живописца. В то же время человек в нем «дополнял художника, художник украшал человека, а учитель передавал свойства того и другого своим ученикам» (А. Шистер).

Художник преподавал ученикам рисунок и живопись, общался с ними спокойно, стремился к тому, чтобы ученики в совершенстве овладели своим ремеслом. Прошло совсем немного времени, и в 1890 году в письме к знаменитому критику Владимиру Стасову Илья Репин писал: «В Одессе, в школе рисования, К. Костанди необыкновенно хорошо ведет свой класс — результаты прекрасные!» Руководители художественных школ из других российских городов писали в Одесскую художественную школу и лично Костанди с просьбами прислать по нескольку лучших рисунков, дабы использовать их при обучении молодых художников. Учитель Костанди по Академии художеств, Павел Чистяков отмечал: «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в Академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность».

Поездки в ЕвропуВ 1887 году исполнилась мечта Костанди: художник наконец-то отправляется за границу. В компании своих коллег по Одесской рисовальной школе, братьев Кузнецовых, он побывал во Франции, Италии, Германии и Австрии. Знакомство с работами импрессионистов и барбизонцев подтолкнуло Костанди к новому видению окружающей его природы жаркого юга, сущности ее колорита. По возвращению он представил свои картины «Девочка с гусями» и «Больная на даче» на очередной выставке художников-передвижников, главным действующим лицом на которых, по мнению многих, стал солнечный свет.

Еще одна поездка состоялась весной 1894 года; Кириак Костанди путешествовал в компании художников Евгения Буковецкого и Петра Нилуса. Франция, Австрия и Германия поразили художников — на этот раз кризисом реализма. «…Сюжеты французских картин сильно измельчали … — писал после путешествия Нилус. — Художники как будто знать не хотят о содержании в картинах … Истинное здоровое чувство забыто; взамен его художники дают больные фантазии, бредят чудовищными образами, лепечут языком детей …"

Товарищество южнорусских художниковВ 1890 году при активном участии Костанди группа одесских художников, вдохновившись примером передвижников, организовала Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ), которое просуществовало до 1920 года. Ежегодно в октябре месяце Товарищество устраивало выставки, в которых принимали участие художники всей Украины. Среди членов ТЮРХ были такие знаменитости, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Евгений Лансере, Осип Браз, Леонид Пастернак, Александр Головин. Кириак Костанди впервые стал председателем ТЮРХа в 1902 году и возглавлял общество до 1920 года.

Художник много и плодотворно работал. В том же 1890 году Костанди написал картину «Ранняя весна», которая впоследствии была отмечена дипломом и Большой бронзовой медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

В 1899 году Костанди получил звание профессора и должность руководителя мастерской станковой живописи. Тогда же Одесскую рисовальную школу переименовывают в Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе, которое стало подведомственным Академии художеств.

Семья художникаВ 1889 году Кириак Костанди женился на Ефросинье Кузьминичне Князевой (1863 — 1947). Через год он написал ее портрет, который был представлен на Первой выставке Товарищества южнорусских художников в Одессе. А первый портрет будущей жены Костанди написал еще в 1885 году, когда они только познакомились.

В 1890 году у супругов Костанди родилась дочь Анна, первая из девяти детей. Следом появились сыновья Павел (1892) и Андрей (1893), дочери Елена (1895), Мария (1896), Любовь (1897) и Серафима (1900). В 1901 году родился младший сын Михаил. Еще один ребенок умер во младенчестве.

Одесское художественное училище Общества изящных искусствТридцать пять лет Кириак Костанди руководил натурным классом. Талантливый, чуткий и принципиальный педагог, он воспитал десятки художников, среди которых известные живописцы Петр Нилус, Митрофан Греков, Исаак Бродский, Алексей Шовкуненко, Степан Колесников. После Октябрьской революции Костанди работал экспертом Одесской комиссии по охране памятников старины, принимал участие в реорганизации Музея изящных искусств, с 1917 года возглавлял Одесский городской музей. Работы Кириака Костанди находятся в музеях Одессы, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга.

Кириака Константиновича Костанди не стало 31 октября 1921 года. Его ученики, друзья и коллеги почтили его память, организовав год спустя Общество имени К. К. Костанди, которое существовало до 1930 года. Нынче его имя носит Одесская детская художественная школа № 1 им. К. К. Костанди.

Автор: Рита Лозинская

artchive.ru

Костанди Кириак Константинович - Каталог картин. Биография. Цены

КОСТАНДИ КИРИАК КОНСТАНТИНОВИЧ (1852–1921 гг.), украинский и русский живописец, представитель импрессионизма. Родился в селе Дофиновке неподалеку от Одессы 3 октября (21 сентября) 1852 г. в семье греческого эмигранта К.К. Василькети, чье видоизмененное отчество (Константиниди), по-видимому, и стало основой фамилии Костанди. Девяти лет от роду остался без отца, работал сидельцем в бакалейной лавке и винном погребке в Одессе. С 1868 г. служил ретушером в фотомастерской. Учился в Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств (1870-1874), а затем в петербургской Академии художеств (1874–1882) у П.П. Чистякова, М.К. Клодта. Пользовался также советами И.Н. Крамского и А.И. Куинджи. В 1885 г. Костанди вернулся в Одессу, где и прожил всю жизнь. В 1887 г. побывал в ряде стран Западной Европы, испытав глубокое воздействие французских импрессионистов. Был членом «Товарищества передвижных художественных выставок» (с 1897 г.), а также одним из членов-учредителей «Товарищества южно-русских художников» (с 1890 г.), занимал пост председателя этого объединения (1892–1919 гг.). Жанровые картины Костанди отразили характерный для того времени «распад» больших живописных сцен на лирические этюды настроения («У больного товарища», 1884 г., Третьяковская галерея; «В люди», 1885 г.; «Поздние сумерки» (Баба с коровой), 1893 г.; «Ранняя весна», 1896 г.; все три работы – Музей украинского искусства, Киев; «Пастушок. Мальчик с гусями», 1918 г.; «Вечер. Скрипач», 1919 г.; обе картины – Художественный музей, Одесса). Как явствует уже из самих названий картин, со временем пейзаж, цветосветовая среда все в большей степени «поглощала» в них персонажей, – тем более что художник любил эффекты сумеречного освещения, размывающего четкие предметные контуры. Оставил немало и собственно пейзажей, преимущественно окрестностей Одессы, где зыбкая, переливчатая стихия света неизменно доминирует над конкретным видом, обычно очень простым (этой стихии для Костанди было вполне достаточно – знаменательно, что, живя у моря, он не написал ни одного морского пейзажа).

Долгие годы (с 1885 г.) преподавал в Одесском художественном училище, проявив талант педагога. После революции работал экспертом местной комиссии по охране памятников старины, участвовал в реорганизации училища и Музея изящных искусств. Кириак Константинович Костанди родился 3 октября (21 сентября) 1852 года в селе Дофиновка возле Одессы в семье греческого эмигранта Константина Константиниди Василькети. Умер в 1921 году в Одессе.

В 9 лет Кириак Костанди остался без отца, работал сидельцем в бакалейной лавке и винном погребке в Одессе. С 1868 служил ретушером в фотомастерской.

Учился в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств (с 1870), а затем в петербургской Академии художеств (1874–1882).

В 1885 вернулся в Одессу, много лет преподавал в Одесском художественном училище, проявил талант педагога.

В 1887 побывал в ряде стран Западной Европы, где был впечатлён французским импрессионизмом.

С 1897 года был членом «Товарищества передвижников», а также с 1890 года одним из членов-учредителей «Товарищества южно-русских художников», в 1892–1919 годах занимал пост председателя этого объединения.

После революции работал экспертом местной комиссии по охране памятников старины, участвовал в реорганизации училища и Музея изящных искусств, организовывал выставки.

К. Костанди писал преимущественно жанровые картины, отличающиеся демократичностью сюжетов и проникнутые сочувствием к людям труда, а также пейзажи и портреты.

Среди его работ немало пейзажей окрестностей Одессы, где зыбкая, переливчатая стихия света неизменно доминирует над конкретным видом. Интересно, что, живя у моря, Костанди не написал морских пейзажей.

Жанровые картины Костанди отразили характерный для того времени «распад» больших живописных сцен на лирические этюды настроения:

"У больного товарища", 1884;

"В люди", 1885;

"Поздние сумерки (Баба с коровой)", 1893;

"Ранняя весна", 1896.

В Художественном музее в Одессе находятся картины:

"Пастушок. Мальчик с гусями", 1918 и "Вечер.Скрипач", 1919.

В 1922 ученики и друзья художника (И.И.Бродский, П.Г.Волокидин, М.Б.Греков, А.А.Шовкуненко и др.) основали Общество имени К.К.Костанди, объединившее художников традиционалистов и умеренных-модернистов. Общество просуществовало до 1930 года.

В Одессе на сегодняшний день существует Детская художественная школа №1 им. К. К. Костанди, так же его именем названа улица в Приморском районе города.

Умер Кириак Константинович Костанди в Одессе 31 октября 1921 г. В 1922 г. ученики и друзья художника (И.И. Бродский, П.Г. Волокидин, М.Б. Греков, А А. Шовкуненко и др.) основали Общество имени К.К. Костанди. Общество объединяло художников традиционалистской и умеренно-модернистской ориентации и просуществовало до 1930 г. Картины К.К. Костанди находятся в Третьяковской галерее, Музее украинского искусства в Киеве, Художественном музее Одессы и многих других собраниях.

Костанди Кириак Константинович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Костанди Кириак: художник из рыбацкой семьи

Жизнь Костанди Кириака. Фото: Википедия.

3 октября исполняется 162 года со дня рождения известного украинского живописца.

Костанди Кириак родился 15 октября 1852 года в небольшом рыбацком селе неподалеку от Одессы. Когда мальчику было девять, отец умер. Чтобы прокормить семью,  Костанди устроился работать в бакалейную лавку и в винный погреб в Одессе. Там он работал до 16 лет, а затем перешел работать в фотомастерскую ретушером.

В 18 лет  у Костанди появилась возможность бесплатно учиться  в школе Одесского общества изящных искусств.  После этого Кириак поступает, в 1874 году, в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где учился в течение следующих четырех лет.

Педагогическая деятельность

Когда Костанди было 33 года, он вернулся  в родную Одессу. Художника пригласили в Одесскую рисовальную школу, где он когда-то обучался,  на должность преподавателя. Здесь он оставался работать до самой смерти, будучи  выдающимся педагогом. За это время Кириак подготовил многих художников, среди которых есть и очень известные личности. 

Картины художника выставляются во многих известных галереях мира. 

В 1887 году Костанди пригласили посетить ряд стран Западной Европы - поучиться у местных художников. Костанди увидел  Германию, Францию, Австрию и  Италию. Особенно сильное впечатление на него оказали французские импрессионисты.  

Через 10 лет после поездки художник примкнул к "Товариществу передвижников", затем  стал одним из основателей "Товарищества южнорусских художников". С 1892 по 1919 годы он был председателем этого объединения, а с 1897 года был активным членом еще одного общества художников – "общества южнорусских художественных выставок".

В 55 лет Костанди получил звание академика живописи. Его наградили орденом Святой Анны II степени и медалью Академии художеств. Вскоре после этого, в 1910 году, в Одессе организовали грандиозное празднество в честь 25-летия художественной деятельности художника.

Последнее пристанище

Последние годы жизни художника были очень сложными. Для Костанди наступили времена безденежья. Кроме того, от сыпного тифа на фронте умирает его сын. Невзгоды сломили художника и 31 октября 1921 года он умирает.

Однако его не забыли. Бывшие ученики и друзья Кириака,  основали Общество  имени К.К. Костанди, которое существовало до 1930 года. Кроме того, они неоднократно организовывали выставки его работ в Киеве.

Художник умер, не пережив утраты сына. 

Память и наследие

В 2010 году в Одессе открыли памятник Кириаку Костанди, который изготовили скульптор Зоя Ломыкина и архитектор Владимир Бреславцев. В этом же году, была установлена мемориальная доска в честь художника. Они установлены во дворе дома, где ранее проживал Костанди.

Наиболее   известные картины Костанди Кириака - "У больного товарища", "Поздние сумерки", "В люди" ,  "Цветущая сирень"  "Одинокий" и другие. При этом наиболее популярные произведения художника выполнены в стиле камерной живописи. 

Картины художника выставляются во многих известных галереях мира. 

Кириак воспевал в своих картинах неповторимую красоту юга. Его работы всегда выделяло ощущение особой связи человека с природой. Больше всего Костанди любил писать вечер и закат.  

Картины художника выставляются  в Третьяковской галерее, Музее украинского изобразительного искусства в Киеве, Художественном музее в Одессе, Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина.  

kp.ua

ЖЗЛ (КИРИАК КОСТАНДИ. ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ, ГОРДОСТЬ ОДЕССЫ)

Рассказав вам о картине "У больного товарища" одесского художника-жанриста Кириака Костанди, решил о самом авторе и героях его полотна сделать отдельные биографические материалы для своей серии ЖЗЛ. И сам поближе познакомлюсь с живописцами, имена которых не на слуху, и вас заодно познакомлю. Нет, конечно "Цветущая сирень" или "Страстной четверг" - известные работы Костанди, но много ли мы знаем о самом художнике? Я-то точно не знаток его творчества! Вот и стираю очередное "белое пятно" своего незнания. Вы со мной?

Кириак Константинович Костанди

3 (16) октября 1852, Дофиновка, Херсонской губернии - 31 октября 1921, Одесса

Кириак Константинович Костанди

Российский и украинский живописец греческого происхождения, жанрист, пейзажист, портретист, педагог.Родился в бедной многодетной семье греческого рыбака. Его отец - Константин Костантиди Василькети - был выходцем с греческого острова Санторино. По семейным преданиям, отец художника во время плавания по Черному морю был якобы захвачен пиратами, высажен на какой-то остров, а уже позднее переехал в Дофиновку. Здесь он женился на дочери греческого рыбака Фотине Филиолог. Фамилия Костанди появилась у Василькети уже в России от несколько видоизмененного произношения отчества - Костантиди. Кириак был шестым ребенком в семье, в девятилетнем возрасте он лишился отца и в 1862 году устроился работать в Одессе в бакалейную лавку, затем работал в винном погребе Курлэ и в кабачке "Алазань". Уже тогда мальчик увлекался рисованием. Однажды его рисунки увидел фотограф Бюллов и пригласил ретушером к себе в мастерскую, где Кириак проработал два года. В 1870 году Костанди поступил в бесплатные классы рисовальной школы Одесского общества изящных искусств. В 1873 году за предоставленные к выпускным экзаменам пять портретов, исполненных маслом, четыре натюрморта и шесть карандашных рисунков, он получил серебряную медаль. Его работы в числе лучших были посланы в Академию художеств, но для поступления в Академию у Костанди не было средств. Поступлению в Академию помог счастливый случай.

Костанди писал в своей автобиографии: «Проездом через Одессу, гостил у своей дочери Ольги Латри, Иван Константинович Айвазовский. Через добрейшего Бертрани, владельца литейного завода, и греческого консула И.Ю. Вутчина, я был представлен Айвазовскому, который одобрительно отозвался о моих работах, чем и повлиял на И.Ю. Вутчина, оказавшего мне начальную материальную поддержку. Айвазовский написал письмо на имя конференц-секретаря Академии художеств П.Ф. Исаева, в котором просил последнего обратить внимание на «труды» молодого человека… из одесских греков Кирило Костанди, имеющего большие способности».В 1874 году Костанди успешно сдал экзамены в Академию и был зачислен вольнослушателем в класс голов, в следующем году переведен в натурный класс, а в 1877 году стал официально студентом Академии в студии мастера исторической, жанровой и портретной живописи Павла Петровича Чистякова (5 июля 1832 - 11 ноября 1919).

Илья Репин Портрет художника П.П.Чистякова. 1878 г Третьяковская галерея

Условия жизни Костанди в Петербурге были тяжкими, из-за постоянной нужды в деньгах ему приходилось подрабатывать частными уроками. Но в Академии он занимался успешно, получив в 1876 году две малые серебряные медали. С 1879 по 1881 год Кириак посещает педагогические курсы при Академии художеств для подготовки преподавателей рисования в средних учебных заведениях. В 1879 году студенту была присуждена Большая серебряная медаль, а 16 мая 1881 года – еще одна «за художественные работы по натурному живописному классу». Мечтой юноши было участие в академическом конкурсе и получение золотой медали для получения звания классного художника определенной степени. Степень медали автоматически присваивала художнику звание этой же степени.

Летом 1881 года, на летних каникулах, Кириак вместе со своими сокурсниками по Академии Афанасьевым, Дубовским и Кудрявцевым поехал в село Бутырки Орловской губернии на этюды. В конце 1881 года Кириак обратился в правление Академии с просьбой ходатайствовать о принятии им русского подданства, и это прошение было удовлетворено. 22 октября 1882 года художник окончил Академию со званием классного художника третьей степени и остался жить и работать в Петербурге. В 1884 году Костанди дебютировал на 12-ой Передвижной выставке картиной «У больного товарища», которую положительно оценили многие рецензенты выставки. Илья Репин тогда же посоветовал П.М. Третьякову приобрести ее для своей галереи, где она находится и сегодня.

Кириак Костанди У больного товарища. 1884 г. Третьяковская галерея

А дальше, по одним источникам в 1884 году, а по другим – в 1885 году, Костанди покинул Петербург и вернулся в Одессу. Неточность даты возвращения следует из цитат его биографий: «Ему тесно было работать в рамках академической рутины, и в 1884 году он сделал решительный шаг: бежал от тусклого петербургского неба и поселился в солнечной Одессе», и еще - «В начале 1885 года Костанди возвращается на Украину, навсегда сохранив благодарность городу, в котором началась его долгая жизнь в искусстве».В том же 1885 году Костанди представил на XIII выставке передвижников новые работы - жанровые произведения «Прощание» и «В люди».

Кириак Костанди В люди. 1885 г.

Еще одна одноименная картина была написана художником позже.

Кириак Костанди В люди.

8 февраля 1885 года в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств началась и преподавательская деятельность Костанди в должности старшего преподавателя. В 1899 году школа была переименована в «Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе» и поступило в введение Академии художеств. Высокая эрудиция, душевность и скромность сделали Костанди самым популярным и авторитетным преподавателем рисовальной школы. Как пишут о нем историки, «В Костанди сочеталось терпение учителя, разум воспитателя и дарование живописца».

Кириак Костанди Девочка в голубой пелеринке. 1888 г.

Кириак Костанди Пастушок.

Тридцать пять лет художник руководил натурным классом, он воспитал целую плеяду художников, среди которых такие известные живописцы Петр Нилус, Степан Колесников, Исаак Бродский, Митрофан Греков, Алексей Шовкуненко и многие другие.

Петр Нилус Автопортрет в белой блузе. 1935 г.Исаак Бродский Автопортрет. 1914 г.Алексей Шовкуненко Автопортрет. 1910 г.

Педагог самого Кириака – П.П. Чистяков, отмечал: «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в Академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность».А Илья Репин писал в 1890 году Стасову: «В Одессе, в Школе рисования, Костанди необыкновенно хорошо ведет свой класс - результаты прекрасные!» Самим же студентам-одесситам Илья Ефимович говорил, что у них есть исключительный художник - Костанди, который «может дать не только не меньше любого из преподавателей Академии, но даже в некотором отношении и больше». В 1899 году Костанди получил звание профессора и должность руководителя мастерской станковой живописи.Что касается творчества, то в начале 1887 года Костанди выезжает за границу «в интересах развития Южнорусской школы живописи». В поездку Кириак отправился вместе со своими коллегами – преподавателями Одесской рисовальной школы братьями Николаем и Дмитрием Кузнецовыми. Они посетили Францию, Германию, Австрию и Италию. После возвращения художник экспонировался на 17-ой передвижной выставке с картинами «Девочка с гусями» (1888) и «Больная на даче», на которой изображена старшая сестра художника Анастасия, тяжело болевшая в тот год.

Кириак Костанди Девочка с гусями. 1888 г.

В 1889 году художник женился Ефросинии Кузьминичны Князевой (1863-1947). В следующем году, 1890 году, Костанди написал портрет жены, который экспонировался на Первой выставке ТЮРХа (Товарищества южнорусских художников в Одессе). Свою супругу художник писал еще несколько раз, первый из них в 1885 году, когда они познакомились.

Кириак Костанди Портрет Евдокии Кузьминичны Костанди, урожденной Князевой (1863-1947), жены художника. 1890 г.

В этом же 1890 году в молодой семье родилась дочь Анна - первая из девяти будущих детей. В 1893 году на 21 Передвижной выставке художник представил картину под названием «Первенец», написанную им в 1891 году на даче под Винницей, на которой, как утверждают историки, он изобразил старшую дочь. Следом за Анной в семье родились сыновья Павел (в 1892) и Андрей (в 1893), затем дочери Елена (в 1895), Любовь (в 1897) и Серафима (в 1900). В 1901 году родился самый младший сын – Михаил.

Семья Костанди 1902 год.

Семья Костанди 1910 год.

Весной 1889 года Костанди приступил к работе над картиной «Страстной четверг (На Севере)», этюды к которой были написаны еще в Петербурге.

Кириак Костанди Страстной четверг (На Севере). 1904 г. Одесский художественный музей Эта картина датирована 1904 годом, поскольку с некоторых своих работ художник со временем делал авторские копии.

С начала 1890-х годов художник активно участвовал в выставках «передвижников» и одесского ТЮРХа. Одна из успешных картин этого периода – «Ранняя весна» (1890), которая была отмечена дипломом и Большой бронзовой медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Кириак Костанди Ранняя весна. 1915 г. Одесский художественный музей

В 1890 году при активном участии Костанди группа одесских художников по примеру передвижников организовала Товарищество южнорусских художников, которое просуществовало до 1920 года. Ежегодно в октябре месяце Товарищество устраивало выставки, в которых принимали участие художники всей Украины.

Кириак Костанди Солнечный день 1890 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Кириак Костанди Варят варенье. 1891 г.

Среди членов Товарищества были такие мэтры, как Айвазовский, Серов, Пимоненко, Н. Мурашко, Пастернак, Браз, Головин, Лансере и другие. Костанди был председателем ТЮРХа с 1902 по 1920 год. В 1894 году Костанди был делегирован от Одессы на I съезд русских художников и любителей искусства.

Кириак Костанди На даче. Полдень. 1892 г. Одесский художественный музей

Весной 1894 года художник вместе со своими учениками Евгением Иосифовичем Буковецким (1886-1948) и Петром Александровичем Нилусом (1869-1943) второй раз отправляется во вторую заграничную поездку, посещая вновь Францию, Австрию и Германию, интересуясь развитием изобразительного искусства в Европе. В 1897 году Костанди становится официально членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Кириак Костанди с женой 1900 г.

Кириак Костанди Дама с письмом (этюд). 1900-е гг.

В 1900 году художник вновь с учениками в третий раз совершает поездку за границу, после которой приступает к работе над одним из лучших своих произведений – картиной «Цветущая сирень» (1902). Замысел картины возник у художника, когда он снимал дачу, принадлежащую монастырю в районе Большого фонтана. Среди послушников был молодой Василий Алексеев, который сблизился с художником и под его влиянием оставил монастырь и поступил в Одесское художественное училище. Считается, что Алексеев стал прототипом инока на картине «Цветущая сирень».

Кириак Костанди Цветущая сирень. 1902 г. Одесский художественный музей

На 13 выставке ТЮРХа картину назвали «...трудом, достойным самого серьезного внимания, как с точки зрения идейного требования, так и с точки зрения живописи». В 1907 году художник был избран действительным членом Императорской Академии художеств. С 1917 года, продолжая преподавательскую работу, Кириак Константинович назначается директором Одесского городского художественного музея, одним из инициаторов создания которого он был в 1898 году. После этого назначения вся семья поселилась в правом крыле музея по ул. Софиевской. Кроме того, после революции художник работал экспертом местной комиссии по охране памятников старины.Последнее десятилетие художественной жизни художника характеризуется снижением творческой активности. Объяснением может служить ухудшение состояния здоровья, работа в училище и общественные нагрузки, большая семья в восемь детей и трудные материальные условия, вынуждающие шестидесятипятилетнего мастера вновь заняться частными уроками.

Кириак Костанди На лугу.

Кириак Костанди Стога.

В 1910 году Костанди писал Репину: «Хотел бы, чтобы Ваше пожелание быть продуктивнее исполнилось, но это вряд ли осуществимо при условиях, в каких приходится работать теперь, на склоне лет, когда условия окружают не менее тяжелые, чем были в юные годы. Только сильная любовь к природе, к искусству спасет меня от окончательного омертвения, если оно еще не наступило».В 1915 году на 25 выставке Товарищества южнорусских художников экспонировалась наиболее крупное произведение последних лет его жизни – картина «Галки (К осени)».

Кириак Костанди Галки. К осени. 1915 г. Одесский художественный музей

Силы художника подорвала болезнь сердца. В начале 1920 года состояние художника значительно ухудшилось и врачи посоветовали ему не перегружать себя работой и летом отдохнуть на даче.

Кириак Костанди Пастушок. Мальчик с гусями. 1918 г. Одесский художественный музей

Последнее лето Костанди провел на своей даче Большого Фонтана, но при этом написал немало этюдов – дачных пейзажей.

Кириак Костанди Пейзаж.

Осенью Костанди вновь приступил к работе в училище и музее, но вскоре опять заболел и был направлен в санаторий на Французском бульваре. Там художник написал свои последние работы – пейзаж сада с видом на здание санатория и автопортрет.

Кириак Костанди Автопортрет. 1921 г.

Несмотря на санаторное лечение, 31 октября 1921 года художник умер в возрасте 69 лет. Похоронен Костанди был на Втором городском кладбище.

Могила К.К.Костанди

После смерти художника его самый младший сын, двадцатилетний Михаил занял должность директора музея. В 1929 году Михаил Костанди вместе с женой уезжает работать в Москву, спустя полвека, в 1978 году, он возвращается в Одессу, где пишет «Воспоминания об отце». Группа учеников и последователей художника уже в 1922 году организовала в Одессе художественное Общество имени Костанди, которое просуществовало до 1929 года. После смерти художника его творческое наследие оставалось у жены, после смерти Ефросинии Кузьминичны в 1947 году, картины, эскизы и рисунки поделили между собой наследники и потихоньку стали продавать в музеи и частные коллекции.

Кириак Костанди Одинокий. Этюд к картине. 1890-е гг.

Кириак Костанди Одинокий.

Но были и счастливые исключения. Так, в 1976 году дочь художника Любовь Кириаковна передала в фонд Одесского художественного музея 73 рисунка и 29 этюдов. Картины Костанди находятся также в музеях Киева, Москвы и Петербурга. Его имя носит улица Одессы и художественная школа города.

Барельеф с портретом Костанди над входом в Одесскую художественную школу, носящую его имя.

В сентябре 2010 года во дворе дома № 46 на улице Пастера, где Костанди жил в 1910-1911 годах, в рамках программы «Любимый город» был открыт памятник художнику (скульптор Зоя Ломыкина, архитектор Владимир Бреславец), а чуть позже Всемирный клуб Одесситов на стене этого же дома установил мемориальную доску (скульптор Александр Князик).

Памятник К.К.Костанди во дворе дома № 46 на улице Пастера.

Мемориальная доска художника на доме № 46 на улице Пастера.

Основные источники - сайт Одесской художественной школы им. Костанди и Форум сайта Artinvestment.ru

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (У БОЛЬНОГО ТОВАРИЩА. КОСТАНДИ И СОКУРСНИКИ)

Продолжая греческо-одесскую тему, хочу познакомить вас с картиной Кириака Костанди "У больного товарища", поскольку сюжет картины взят из жизни. В этой работе художник изобразил своих товарищей-сокурсников по Санкт-Петербургской Академии художеств. Но давайте обо всем по порядку. И начну с истории самой картины.

Художник Кириак Константинович Костанди (1852-1921) в 1877 году стал официально студентом Академии художеств в студии мастера исторической, жанровой и портретной живописи Павла Петровича Чистякова (5 июля 1832 - 11 ноября 1919). Летом 1881 года, на летних каникулах, Кириак вместе со своими сокурсниками по Академии Афанасьевым, Дубовским и Кудрявцевым поехал в село Бутырки Орловской губернии на этюды. Наиболее вероятно, что именно тогда у Кириака родилась идея написать картину «У больного друга». По возвращению он представил на рассмотрение Совета Академии эскиз своей будущей картины для участия в конкурсе, но Совет его к конкурсу не допустил. Историки пишут, что причина отказа была в том, что до 1881 года Костанди был греческим поданным, лишь в конце декабря он обратился в правление Академии художеств с просьбой ходатайствовать о его переводе в русское подданство, и данное прошение было удовлетворено.Весь 1882 год Костанди продолжал работать над картиной. 22 октября 1882 года художник окончил Академию со званием классного художника третьей степени и остался жить и работать в Петербурге. Он хотел закончить картину «У больного товарища» к началу 1883 года, чтобы выставить ее на традиционной Весенней выставке Общества поощрения художников, но не успел по срокам. «Эта картина, - писал он матери, - будет первой моей попыткой выхода на поле самостоятельной художественной деятельности… Некоторые художники видели ее у меня в квартире и отнеслись очень хорошо».

Кириак Константинович Костанди У больного товарища. 1884 г. Третьяковская галерея

В 1884 году Костанди дебютировал этой картиной на 12 Передвижной выставке, и ее положительно оценили многие рецензенты. Похвалил художника его учитель Чистяков, много добрых слов о картине сказали критик Стасов и художники Крамской и Репин. Стасов в статье «Наши художественные дела» писал: «Картина художника Костанди «У больного товарища» полна чувства и выражения. И сам умирающий молодой художник с безнадежным выражением, точно уже с печатью смерти на лице, и оба его товарища-художника, старающиеся сдержать угнетающие их чувства, прекрасны... Вся обстановка сцены - постель, простыня, костюм, стол выполнены с большим тщанием». А Илья Репин, принявший картину восторженно, тут же посоветовал П.М.Третьякову приобрести ее для своей галереи, где эта картина находится и сегодня.

Теперь о сюжете и героях картины. Я в начале написал, что сюжет взят из жизни. На картине запечатлен лежащий в постели художник Козьма Кудрявцев и пришедшие его навестить товарищи - художники Николай Дубовской и Алексей Афанасьев. Искусствоведы пишут о картине так: «Перед нами худой молодой человек, темноволосый, с правильными и благородными, можно сказать, иконописными чертами лица. Красивая кисть руки, с тонкими пальцами, безжизненно лежит поверх одеяла. Он тяжело болен. Об этом свидетельствует не только его облик, но и царящее здесь мрачное настроение. Афанасьев, стоя чуть поодаль и внимательно рассматривая одну из работ Кудрявцева, погрузился в глубокие размышления. Дубовской, сидя на стуле близ кровати, скован невеселым раздумьем. Внешне эти люди не взывают друг к другу. Кажется, что они, прекрасно понимая обреченность больного друга, общаются между собой мысленно».И еще одна искусствоведческая цитата:«Трагическая судьба молодого художника Кудрявцева передана Костанди с большим мастерством. Художник вводит зрителя в интерьер небольшой комнаты. Изображая картины без рам и этюды, которыми увешена комната, Костанди воссоздает специфическую атмосферу жилища художника. Непомерный труд и нищенские условия существования свели в могилу молодого художника (вскоре после того, как картина была закончена, Кудрявцев умер). Беспомощность больного чувствуется в лежащей на жесткой койке фигуре, в обескровленном с заострившимися чертами лице, в полузакрытых печальных глазах, в высохшей руке, бессильно лежащей на одеяле. Картина подкупает своей непосредственностью и теплотой. Словно слышится частое прерывистое дыхание больного Кудрявцева и как бы вслушивается в его тяжелое дыхание сидящий у постели Афанасьев. Дубовской, глубоко взволнованный, подошел к этажерке с книгами, чтобы скрыть охватившее волнение, отвернулся, как бы рассматривая рисунок. Удачно найдены позы и жесты в картине. Изобразив фигуры по колено, Костанди дает возможность вглядеться в облик своих героев, увидеть их чувства и мысли».

Ох, уж эти искусствоведы. Вы обратили внимание, что в цитатах местоположение Дубовского и Афанасьева указано разное. И если бы не портрет Дубовского кисти того же Костанди, то я бы мучался вопросом, какая же из цитат верная. А так заявляю смело - Дубовской сидит у постели, а Афанасьев - стоит у этажерки.

Как вы понимаете, наличие трех художников на одном полотне заставляет меня поискать информацию о них, чтобы представить вам их в своей серии ЖЗЛ. Так что «продолжение следует». Попытаюсь рассказать о всех "фигурантах" картины, включая и автора. И в следующий раз расскажу о Кириаке Костанди, поскольку не делал еще в своем дневнике материала об этом художнике.

И напоследок хочу сказать, что у меня картина Костанди ассоциируется с одной из ранних картин Владимира Маковского (1846-1920) "Художник, продающий старые вещи татарину (Мастерская художника)", которая тоже хранится в Третьяковской галерее. Увы, не знаю историю создания этой работы, но присутствие лежащего в постели молодого человека, картины на стенах и само название могут подсказать, что вещи продаются татарину, чтобы приобрести лекарства заболевшему другу. А вы как считаете?

Владимир Маковский Художник, продающий старые вещи татарину (Мастерская художника). 1865 г. Третьяковская галерея

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

Костанди Кириак Константинович - Биография :: Артпоиск

Родился в селе Дофиновке неподалеку от Одессы 3 октября (21 сентября) 1852 в семье греческого эмигранта К.К. Василькети, чье видоизмененное отчество (Константиниди), по-видимому, и стало основой фамилии Костанди. Девяти лет от роду остался без отца, работал сидельцем в бакалейной лавке и винном погребке в Одессе.

С 1868 служил ретушером в фотомастерской. Занимался в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств (с 1870), а затем в петербургской Академии художеств (1874–1882) у П.П.Чистякова; пользовался также советами И.Н. Крамского Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... и А.И. Куинджи Куинджи Архип Иванович Куинджи Архип Иванович [1842—1910] Русский живописец-пейзажист. Учился в Общих художественных мастерских в Феодосии (1865-1866) у И.К. Айвазовского, в Императорской Академии художеств (1868-1872). С 1892 — профессор, с 1893 —  действительный член Академии художеств. Участник....

В 1885 вернулся в Одессу. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1897), а также одним из членов-учредителей близкого последним «Товарищества южно-русских художников» (с 1890; в 1892–1919 занимал пост председателя этого объединения). В 1887 побывал в ряде стран Западной Европы, испытав глубокое воздействие французских импрессионистов.

Жанровые картины Костанди отразили характерный для того времени «распад» больших живописных сцен на лирические этюды настроения (У больного товарища, 1884, Третьяковская галерея; В люди, 1885; Поздние сумерки (Баба с коровой), 1893; Ранняя весна, 1896; все три работы – Музей украинского искусства, Киев; Пастушок. Мальчик с гусями, 1918; Вечер.Скрипач, 1919; обе картины – Художественный музей, Одесса). Как явствует уже из самих названий картин, со временем пейзаж, цветосветовая среда все в большей степени «поглощала» в них персонажей, – тем паче, что художник любил эффекты сумеречного освещения, размывающего четкие предметные контуры. Оставил немало и собственно пейзажей, преимущественно окрестностей Одессы, где зыбкая, переливчатая стихия света неизменно доминирует над конкретным видом, обычно очень простым (этой стихии для Костанди было вполне достаточно – знаменательно, что, живя у моря, он не написал ни одного морского пейзажа).

Долгие годы (с 1885) преподавал в Одесском художественном училище, проявив талант педагога. После революции работал экспертом местной комиссии по охране памятников старины, участвовал в реорганизации училища и Музея изящных искусств.

Умер Костанди в Одессе 31 октября 1921. В 1922 ученики и друзья покойного художника (И.И. Бродский Бродский Исаак Израилевич Бродский Исаак Израилевич [1884—1939] Русский и советский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 30-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы. Был членом «Союза русских художников»,..., П.Г. Волокидин, М.Б. Греков Греков (Мартыщенко) Митрофан Борисович (Павлович) Греков (Мартыщенко) Митрофан Борисович (Павлович) [1882—1934] Живописец, мастер батальной живописи, один из основоположников соцреализма. Родился в 1882 году. В 1903 г. поступил в Петербургскую Академию художеств, учился в мастерской И. Е. Репина. В 1911 г. Греков за конкурсную работу "Волы..., А.А. Шовкуненко и др.) основали Общество имени К.К. Костанди; объединяя художников традиционалистской и умеренно-модернистской ориентации, последнее просуществовало до 1930.

artpoisk.info

Костанди Кириак Константинович - это... Что такое Костанди Кириак Константинович?

 Костанди Кириак Константинович Костанди Кириак Константинович         (1852-1921), украинский живописец. Учился в Рисовальной школе в Одессе (1870-74) и в петербургской АХ (1874-82). Член ТПХВ (с 1897). Преподавал в Художественном училище в Одессе (с 1885). Выполнял преимущественно жанровые картины, отличающиеся демократичностью сюжетов и проникнутые сочувствием к людям труда ("У больного товарища", 1884, ГТГ; "В люди", 1885, ГМУИИ УССР), а также пейзажи ("Ранняя весна", 1892, ГМУИИ УССР) и портреты.

К. К. Костанди. "В люди". 1885. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

Ранняя весна. 1915

У больного товарища. 1884

Цветущая сирень. 1902

Литература: В. А. Афанасьев, К. К. Костандi, Кипв, 1955.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

  • Коста Лусиу
  • Коста-Рика

Смотреть что такое "Костанди Кириак Константинович" в других словарях:

  • Костанди, Кириак Константинович — Костанди Кириак Константинович …   Википедия

  • Костанди Кириак Константинович — [21.9(3.10).1852, село Дофиновка близ Одессы, ≈ 31.10.1921, Одесса], украинский живописец. Учился в Одессе в рисовальной школе (1870≈74) и в петербургской АХ (1874≈82) у М. К. Клодта. Член учредитель Товарищества южнорусских художников (1890;… …   Большая советская энциклопедия

  • КОСТАНДИ Кириак Константинович — (1852 1921) украинский живописец. Передвижник. Жанровые картины проникнуты сочувствием к людям труда ( У больного товарища , 1884) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Костанди Кириак Константинович — (1852 1921), российский живописец. Демократические по тематике и духу жанровые картины («У больного товарища», 1884), лирические пейзажи Украины («Ранняя весна», 1882). * * * КОСТАНДИ Кириак Константинович КОСТАНДИ Кириак Константинович (1852… …   Энциклопедический словарь

  • Костанди — фамилия. Известные носители: Костанди, Кириак Константинович Костанди, Леонид Васильевич …   Википедия

  • Кириак (имя) — Кириак (др. греч. Κυριακός)  мужское имя, в переводе с греческого языка  «господний». Женская версия  Кириака. Иноязычные аналоги англ. Cyriack  Сириак нем. Zyriakus, Cyriakus  Цириакус итал.  …   Википедия

  • Костанди —         Кириак Константинович [21.9(3.10).1852, село Дофиновка близ Одессы, 31.10.1921, Одесса], украинский живописец. Учился в Одессе в рисовальной школе (1870 74) и в петербургской АХ (1874 82) у М. К. Клодта. Член учредитель Товарищества… …   Большая советская энциклопедия

  • Костанди К. К. — КОСТÁНДИ Кириак Константинович (1852–1921), живописец. Демократические по тематике и духу жанровые картины ( У больного товарища , 1884), лирич. укр. пейзажи ( Ранняя весна , 1892) …   Биографический словарь

  • Греки в России и СССР — Массовое переселение греков на русские земли началось в середине XV века, после нашествия турок и падения Константинополя, и продолжалось в ограниченном масштабе вплоть до начала Первой мировой войны. В конце XVIII  начале ХIX вв.… …   Википедия

  • Пейзаж — А. К. Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 год Пейзаж (фр. Paysage, от pays  страна, местность)  жа …   Википедия

dic.academic.ru