Лукас Кранах Старший: жизнь и творчество художника. Картины кранах


картины. Немецкий живописец эпохи Ренессанса

Лукас Кранах Старший – мастер колоритных портретов, создатель жанровых и библейских композиций, основатель Дунайской школы живописи, талантливый живописец. Его картины эпохи Ренессанса обеспечивают ему популярность и в наши дни.лукас кранах старший картиныЕго родиной является Северная Франкония (юго-восточная часть Германии), местечко Кронах, название которого было использовано художником в качестве части своей фамилии.

Юные годы

Лукас Кранах Старший, картины которого сегодня находятся во многих музеях мира, появился на свет в 1472 году в семье художника Ханса Майера, который и стал первым учителем искусства рисования для своего сына. С ранних лет талантливый юноша обошел всю Германию, посетил Святую Землю – Палестину, пытаясь найти свое место в жизни.

Картина «Распятие»

С 1501 по 1504 год Лукас Кранах пребывал в Вене, где из-под его кисти вышли первые работы, основной темой которых была религия. «Распятие» - картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. В ней просматривается совершенно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. распятие картинаПятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника. Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации.

Картина «Святой Кристофер»

Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Жил в Ханаане человек по имени Репрев, огромный рост и недюжинная сила которого выделяли его из всеобщей толпы. Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю. Оказалось, что могущественнее царя – дьявол, который, в свою очередь, трепещет от одного лишь вида креста. С просьбой подсказать, как служить Христу, обратился Репрев к отшельнику, а тот направил его на берег реки и велел помогать людям, желающим перебраться через нее. Как-то среди желающих переправиться через реку оказался мальчик, которого великан легко посадил на плечи и начал свой путь. святой кристоферС каждым шагом сидящий на плечах мальчик становился все тяжелее и тяжелее, и посреди пути, с трудом выдерживая ребенка, Репрев испугался, что оба могут утонуть. Когда под ногами наконец-то оказался другой берег, младенец открылся Репреву и сказал, что он – Христос, несущий все тяготы мира на себе. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого - «несущий Христа»). Спаситель велел великану воткнуть в землю посох, и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.

Лукас Кранах Старший, картины которого в ранний период его творчества выделяются новаторством замысла, свободой композиции, естественностью гармонии между человеком и природой, примерно с 1520 года отдаляется от своей первоначальной манеры написания. В его работах начинают прослеживаться черты стилизации и манерности.

Излюбленная тема – духовная

С 1504 года и до конца своих дней Лукас Кранах работал придворным художником при дворе герцога Фридриха ІІІ, курфюста Саксонии. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. отдых на пути в египетСловно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. К примеру, Христос изображен традиционно, а апостолы - без нимбов и с лицами реформаторов-лидеров.

Лукас Кранах Старший: картины

Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Благодаря руке мастера современный мир теперь может с любопытством всматриваться в лица людей, живших несколько веков назад, и узнать, как выглядели лидеры Реформации, сторонником которой еще с самых ранних этапов ее зарождения был Лукас Кранах. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника, инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. немецкие художникиРаботая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир; для него имел значение исключительно внешний облик. Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером, изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства.

Сюжетные картинки как дань моде

С легкой руки Кранаха в моду вошли маленькие картинки с мифологическими сюжетами, выделяющиеся среди прочих некоторой наивностью композиции. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.

Сферы деятельности Лукаса Кранаха Старшего

Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины. Постепенно художник стал самым состоятельным бюргером города Виттенберга и несколько раз избирался его бургомистром. С 1508 года свои инициалы на картинах он заменил печатью в виде змея, причем ставил ее как на свои работы, так и на пришедшиеся по вкусу произведения своих учеников в качестве одобрительного символа. Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара.

Последние годы жизни провел в Аусбурге, Инсбруке и Веймаре. Скончался Лукас Кранас 16 октября 1553 года в Веймаре.

Наследие немецкого художника

После Лукаса Кранаха Старшего осталось огромное художественное наследие; некоторые из его работ существуют в нескольких вариантах или копиях. картины эпохи ренессансаЭто можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. У художника имелось еще три дочери. Когда умер Лукас Кранах Старший, картины в собственных версиях продолжали создавать его сыновья. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.

fb.ru

Лукас Кранах Старший: жизнь и творчество художника

Лукас Кранах (1472–1553) – немецкий художник, гравер.

Содержание

Биография Лукаса Кранаха Старшего

Творчество Лукаса Кранаха Старшего

Работы художника

Картины Лукаса Кранаха Старшего

Библиография

Биография Лукаса Кранаха Старшего

Он родился в городке Кронах и, видимо, свою фамилию получил по его названию.

В молодости художник совершил путешествие по Дунаю и побывал в Вене, где заинтересовался творчеством Дюрера, которое, возможно, оказало на него определенное влияние.

В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Там он и провел большую часть своей жизни.

В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.

Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром.

В этой должности он в 1523 году способствовал организации в Виттенберге типографии. На службе у курфюрста, двор которого воспринял гуманистические идеи своего времени, художнику сопутствовал успех.

Творчество Лукаса Кранаха Старшего

Лукас был близким другом Мартина Лютера, чью доктрину он поддерживал в своих многочисленных рисунках, гравюрах на дереве.

Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Он был быстрым, плодотворным художником. Наивный, причудливый, часто неуклюжий в своих гравюрах, он, однако имел свежий, оригинальный стиль, теплую, богатую палитру.

Портреты Кранаха чрезвычайно успешны.

Среди самых известных работ художника: «Repose in Egypt» (государственный музей Берлина), «Judgment of Paris» (выставочный зал Карлсруэ), «Adam and Eve» (галерея Куртолда, Лондон), «Crucifixion» (Веймар). Среди знаменитых портретов в биографии Лукаса Кранаха – Джона Фредерика, автопортрет (Уффици). Также художник был совершенным мастером миниатюр. Он выполнил несколько гравировальных досок, дизайнов для гравюр на дереве.

Адам-и-Ева

Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. Их работы часто неразличимы.

Работы художника

  • Геркулес у Омфалы
  • Диана и Актеон
  • Ева
  • Мадонна под яблоней. Деталь_ голова Мадонны
  • Отдыхающая Диана
Диана и Актеон Диана и Актеон Мученичество Св. Катерины Мученичество Св. Катерины Отдыхающая Диана Отдыхающая Диана
  • Отдыхающая нимфа источника
  • Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской
  • Портрет женщины
  • Портрет Иоанна Фридриха, курфюрста Саксонского
  • Портрет Иоганна Гайлера фон Кайзенберга
  • Портрет кардинала Альбрехта Бранденбурского на фоне пейзажа в виде св. Иеронима
  • Портрет молодого мужчины в берете
  • Рождество
  • Св. Анна с Марией и младенцем Христом

Библиография

  • А. Н. Немилов, Л. Кранах Старший. (Альбом), М., 1973;
  • L. Cranach der дltere. Der Kьnstler undseine Zeit, В., 1953;
  • L. Cranach. Das gesamte graphische Werk, В., 1972;
  • L. Cranach. Kьnstler und Gesellschaft,В., 1973;
  • Friedlдnder M. J., Rosenberg J., The paintings of L. Cranach, L., 1978.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Лукас Кранах Старший: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Лукас Кранах Старший: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Кранахи

художники с жилкой бизнесменов

«На Кранахах были?» — среди тех, кто ходит в музеи, этот вопрос сейчас, пожалуй, самый частый. В российских музеях есть и свои Кранахи, частью это трофейные картины, хранящиеся в Пушкинском музее, но ретроспективу сделали впервые. Впервые в стране, с привлечением европейских музеев, организовал это ГМИИ. Лукас Кранах Старший — художник, придумавший и сделавший популярным свой тип женской красоты, наделявший свои картины и символизмом, и эротизмом, художник-делец с большой мастерской и в каком-то смысле покровитель модников, поскольку и с этой точки зрения его картины до сих пор интересно рассматривать. «Лента.ру» поговорила с куратором ретроспективы Вадимом Садковым и, побывав на выставке, делится впечатлениями.

Впервые в России Пушкинский музей открыл ретроспективу художественной династии Кранахов. Лукас Кранах Старший (1472–1553) был самым известным после Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего художником Германии времен Возрождения. В Москве, помимо работ из самого ГМИИ и Эрмитажа, показывают произведения из музеев Берлина, Готы, Мадрида, Будапешта, Праги, Нижнего Новгорода и московских частных коллекций. Всего 48 картин и около 50 графических работ. Политический момент выставки заключается в том, что сейчас демонстрируют и те кранаховские вещи, которые были вывезены в числе 40 произведений после Великой Отечественной войны в СССР из замка Фриденштайн в Готе и хранятся в ГМИИ. Теперь 17 оказавшихся в Москве Кранахов на время показа объединились с девятью приехавшими из Готы.

Кранах, Лукас (Старший)

Если посмотреть биографию Кранаха Старшего, то в рамки романтизированных представлений о гении-одиночке он никак не вписывается. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). В университетском городе, где Лютер прикрепил в 1517 году на двери Замковой церкви свои 95 тезисов, дав начало Реформации, его друг Кранах был не только придворным живописцем курфюрста. Помимо создания картин художник расписывал герцогские замки, занимал пост городского советника, виттенбергского бургомистра, держал типографию, занимался аптечной и виноторговлей. А в качестве натуры творческой уже в 1508 году получил от курфюрста фамильный герб в виде крылатой змеи, держащей в пасти кольцо, — его он и ставил как подпись на картинах. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Ну и еще, разумеется, художник держал внушительную мастерскую, обеспечившую работой и его потомков, и подмастерьев. (В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). Словом, Кранах высокое искусство успешно совмещал с карьерой другого рода, был и чиновником, и, как бы сейчас сказали, бизнесменом, и менеджером крупного звена. В этом смысле он вполне современен.

Кранах, Лукас (Младший)

Старший сын Кранаха Ганс прожил совсем недолго, и отцовскую мастерскую в 22 года возглавил Лукас Кранах Младший. У него с административной карьерой тоже все шло хорошо: художник значился и членом городского совета, и управляющим казначейством, и, пусть всего два года, бургомистром Виттенберга. В музее говорят, что теперешняя выставка включается в празднование 500-летия со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего. Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т.д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее. Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом), и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве).

Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. Помимо выработки характерного собственного стиля, одним из первых он явил немецкому искусству женское ню. Причем то была не созданная чуть раньше дюреровская «Ева», а языческая Венера (1509). Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. К слову, эта этапная для Кранаха вещь была вообще первой работой Кранаха, попавшей в Россию еще между 1763 и 1774 годами. Чувственность изображенной в полный рост нагой богини лишь акцентируют и узкая, легкая и совершенно прозрачная драпировка, и Амур, с видом собирающегося нашкодить мальчишки выходящий из-за Венеры и собирающийся выпустить свою коварную стрелу. Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную.

«СИЛАМИ ВСЕМИ ГОНИ КУПИДОНОВО ТЫ СЛАДОСТРАСТИЕ / ИНАЧЕ ТВОЕЮ ДУШОЙ СЛЕПОЙ ОВЛАДЕЕТ ВЕНЕРА»

Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий. Наряду с религиозными сюжетами он писал и античные. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды. Притом старший Кранах писал и назидательные сценки, красноречиво порицающие неравные браки с финансовой подоплекой, а в своих ксилографиях среди прочего гравировал турниры. Охват тем огромный. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так, и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Кроме того, он, что было характерно для разных ренессансных художников, осовременивал персонажи. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи.

Круг Лукаса Кранаха Младшего. Моление о чаше. Третья четверть XVI века. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Лукас Кранах Старший. Второй турнир. Фрагмент с ковром. 1509. Государственный Эрмитаж.

Круг Лукаса Кранаха Младшего. Положение во гроб. Третья четверть XVI века. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. 1526. Государственный Эрмитаж.

Лукас Кранах Старший. Бичевание Христа. 1509. Государственный Эрмитаж.

Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне», и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».

Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. Жаль только, что снова на этикетке не объясняются ни истории святых, ни их атрибуты — все-таки для завязанного на символике искусства это очень важно. Мадонна держит на коленях младенца, надевающего кольцо на палец великомученице Екатерине, что означает ее духовный брак с Христом. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Корзина роз у Доротеи — не просто милая деталь, а тоже атрибут мученичества: когда ее вели на казнь, к героине обратился писарь, попросивший, когда она будет в саду своего небесного жениха, прислать оттуда розы. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Наконец, атрибутом Варвары, а вовсе не элементом пейзажа, была башня, которую выстроил, чтобы спрятать ее от поклонников, отец девушки. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения), и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Все это Кранах пишет, увлекаясь деталями, как современные ему события, этакую сцену разговора знатных дам, разве что сверху на них с любопытством смотрят, опираясь на какой-то склон, целых семь пухлых ангелов.

Нынешняя выставка получилась оммажем, конечно, прежде всего основателю династии художников и главному в ней живописцу Лукасу Кранаху Старшему. Его эстетике, его увлеченности символическими деталями наряду с письмом современных костюмов, несмотря на многочисленные работы, выполненные с мастерской, тут снова удивляешься. Другое дело, что объяснений этой живописи, которая как раз из-за насыщенности символикой часто превращается почти в ребус, хотелось бы больше.

«Раскосые глаза, выступающие скулы — это сейчас очень понятно»

Куратор Вадим Садков о выставке Кранахов в ГМИИ имени Пушкина

Вадим Анатольевич, что на вашей выставке может увидеть и почувствовать современный зритель?

У него, в первую очередь, есть возможность близко познакомиться с особенностями творчества семьи Кранахов, ее разных представителей. Но не только. Лукас Кранах Старший, как мы знаем, входит в триаду крупнейших мастеров классического немецкого искусства, наряду с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим. Тем не менее, гениальность Кранаха по-настоящему оценили только на рубеже XIX-XX веков, в эпоху экспрессионизма. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры, и музейные кураторы. На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. Дело не только в его неповторимой, хорошо узнаваемой и броской манере живописи, но и в некоем смешении идеалов поздней готики, Ренессанса и маньеризма. Его идеал женской красоты, который сложился в зрелом и позднем творчестве, как нельзя лучше соответствует современным представлениям.

А какой этот идеал?

Лица с раскосыми глазами и выступающими скулами, а также удлиненные и худенькие фигуры. Зарубежные журналисты часто иронизируют по этому поводу: они говорят, что Кранах одним из первых описал современных топ-моделей. И это очень понятно, очень созвучно современности — не только с художественной точки зрения, но и с эстетической, если говорить о восприятии образа прекрасной молодой женщины.

Кранах придумал свой узнаваемый идеал красоты, объединив S-образный изгиб готических фигур с эротизмом маньеризма.

Какова общая концепция выставки?

Мы все выстроили по возможности хронологически. Экспозиция состоит из трех разделов. Белый зал — попытка показать эволюцию творчества Кранаха и его большой мастерской. Две колоннады занимает графика — печатная и рукотворная. Есть гравюра XIX-XX веков, то есть творчество художников, испытавших сильное влияние отца и сына Кранахов.

Почему вы решились на эту выставку именно сейчас и почему именно Кранахи? С чем это связано?

У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. Нет живописи Дюрера, Гольбейна Младшего, Матиаса Грюневальда, Альбрехта Альтдорфера — этот список можно продолжать долго. С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше. Мы проводим выставку совместно с Эрмитажем и в первую очередь хотим показать картины из отечественных собраний. Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге. Есть, к примеру, картина из Нижнего Новгорода: мы ее передали в местный музей в начале 1930-х годов. Про это полотно мало кто знает и его мало кто видел в оригинале не только среди любителей живописи, но и среди специалистов. Мы можем показать работы из частных коллекций: они были куплены на протяжении последних десяти лет на известных зарубежных аукционах или в галереях. Наконец, есть картины с исконно русским провенансом, попавшие в Россию еще в первой половине XIX века. Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно.

«ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ВПЕРВЫЕ ЗА БОЛЕЕ ЧЕМ 70 ЛЕТ ВОССОЕДИНИТЬ КОЛЛЕКЦИЮ»

После Второй мировой войны коллекция картин Кранахов, большая часть которой хранилась в замке Фриденштайн в Готе, волею судеб оказалась разделенной на две части. Одна из них попала в наш музей. В Германии проявили большую заинтересованность в нашей выставке — это возможность впервые за более чем 70 лет воссоединить коллекцию. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн.

В этом видится научный, общий интерес. А ваш личный как куратора?

Мне просто было очень интересно все это показать и сопоставить. Многие произведения долго хранились в запасниках музея, что-то мы специально отреставрировали. В целом это 48 картин, более пяти десятков ксилографий и четыре рисунка, которые фактически демонстрируются впервые, поскольку считались физически утраченными в конце Второй мировой войны.

Есть что-то, на что вы хотите обратить особенное внимание зрителей?

На выставке есть целый ряд выдающихся произведений, без которых не обходится ни одно мало-мальски уважающее себя издание по творчеству Кранаха. Например «Мистическое обручение святой Екатерины» — такая необычайно притягательная работа. Или «Христос и Мария», его ранняя работа из музея Фриденштайн. Далее знаковые произведения художника: «Венера и Амур», «Аллегория», «Грехопадение». Можно сказать, своеобразный живописный манифест новой лютеранской веры. И много других совершенно замечательных произведений.

«МОЖНО СКАЗАТЬ, СВОЕОБРАЗНЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ МАНИФЕСТ НОВОЙ ЛЮТЕРАНСКОЙ ВЕРЫ.»

А какие идеи Кранаха вам хотелось бы выделить?

Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Это, к примеру, взаимоотношения Кранаха и Дюрера или Кранаха и его мастерской. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. Или о том, как меняется его искусство, представления об идеалах, как возвышенных, так и повседневных, когда он знакомится с Мартином Лютером. Между ними ведь не просто устанавливается большая личная привязанность — Кранах принимает новую лютеранскую веру. Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку.

© ООО «Лента.Ру», 1999—2016

cranach.lenta.ru

Кранахи. Часть 1. Жизнь и работы: philologist

Историк искусства в 1932 году о Лукасе Кранахе Старшем: «Он занял свое место в истории как „саксонский мастер“, друг Лютера и ортодоксальный протестантский живописец, работавший на лютеранском северо-востоке Германии; его хорошо известные картины, хранящиеся сейчас в галереях во всем мире, излучают выразительную экспрессию художественного мастерства без каких-либо следов интеллектуального напряжения и духовного противоборства периода Реформации...

Лукас Кранах Старший. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Фрагмент. 1531. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Judith an der Tafel des Holofernes. Lucas Cranach der Ältere. 1531. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Полный вид картины – в части 2

Если бы Кранах умер в 1505 году, он бы жил в нашей памяти, как художник, заряженный внутренним динамитом. На самом деле он продолжал работать до 1553 года, и вместо сохранения его импульсивно-взрывной энергии мы наблюдаем постепенное творческое выдыхание.»  – 1932 год, Германия, Макс Фридлендер (1867-1958), наиболее авторитетный для своего времени эксперт в области художественного наследия Кранаха.

Лукас Кранах Старший — художник близкий XX веку, особенно авангардистской эстетике первой его половины. Наследие Кранаха служило источником вдохновения для Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Эрнста Людвига Кирхнера и других художников. Кранаховский стиль по достоинству оценили в эпоху экспрессионизма. От духа времени экспрессионизма и исходит, видимо, неравнозначность оценки периодов творчества Кранаха, данной 84 года назад Максом Фридлендером.

В Москве в Пушкинском музее закрылась первая российская монографическая выставка работ семьи Кранахов. Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» проходила с 04 марта 2016 по 15 мая 2016. Материалы по теме выставки: некоторые произведения, показывавшиеся на ней, в качественном воспроизведении и информация о художниках на основе данных из научного каталога выставки, главным образом статьи куратора Вадима Садкова.

2.Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн. Инв. № 54/14. Пергамент, наклеенный на дубовую основу, масляная темпера. 34,2 х 52,7. Дата неизвестна, варианты: 1508, 1512-1515, 1515-1520, конец 1510-х. Source. Вид на выставке

Лукас Кранах Старший (1472/ок. 1475 - 1553)

Личность Лукаса Кранаха Старшего и многогранность его интересов как художника, придворного, дипломата и предпринимателя служат примером универсальной активности человека эпохи Возрождения. По свидетельству двоюродного брата и первого биографа Кранаха Матиаса Гундерама, оставленному в 1556 году, он родился 4 октября 1472 года в городке Кронах в Верхней Франконии (ныне север Баварии) и был одним из четверых детей в семье местного художника Ганса Малера (Мольнера; мать носила девичью фамилию Хюбнер). От рождения он почему-то именовался Лукасом Зюндером (Зундером, Зондером), но в дальнейшем стал называть себя Кранахом — в память о родном городе.

3.Вторая половина 1510-х, около 1517-1518. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Музей изящных искусств, Будапешт / The Mystic Marriage of Saint Catherine of Alexandria with Saints Dorothy, Margaret and Barbara. Lucas Cranach the Elder. Ca. 1516-1518. Oil on lindenwood. 67.5 x 47.3 cm. Inventory Number: 133. Szépművészeti Múzeum, Budapest. Source

По всей видимости, первые уроки профессионального художественного мастерства (тогда это именовалось ars graphica) он получил в отцовской мастерской в Кронахе. Также, согласно старинной легенде, молодой художник как странствующий подмастерье, подобно Дюреру, с целью расширения профессионального кругозора и в поисках признания совершил ознакомительное путешествие по городам Германии, а в 1493 году будто бы даже посетил Святую землю. Однако все современные знания о его ученичестве и годах странствий (Wanderjahre) относятся к категории документально не подтвержденных догадок, основанных на поздних источниках. Дату рождения Кранаха современные исследователи также сдвигают на три года позже и осторожно определяют ее около 1475 года.

4.1506. Лукас Кранах Старший. Ангелы, возносящие Марию Магдалину. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Графическое собрание фонда Герцогского музея в замке Фриденштайн, Гота, Германия. Здесь: лист из Метрополитен-музея / The Ecstacy of St. Mary Magdalen. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472–1553 Weimar). 1506. Woodcut; second state of two (Hollstein). Sheet: 24.4 × 14.2 cm. Accession Number: 21.35.1. Metropolitan Museum of Art. Source

Точно засвидетельствовано появление Лукаса Кранаха в 1501 году в Вене, где он проживал на протяжении следующих трех лет. Это время оказалось необычайно важным для творческой биографии мастера: именно тогда не без влияния философских идей участников гуманистического кружка Конрада Цельтиса сформировался яркий, глубоко индивидуальный образный язык его произведений, неразрывно связанный с эстетическими идеалами так называемой Дунайской школы, в число главных создателей которой входил Лукас Кранах. От этого периода сохранилось несколько достоверных произведений мастера, помеченных монограммой LC.

5.1506. Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота, Германия. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Venus and Cupid. Lucas Cranach the Elder. 1506. Woodcut. Sheet: 28.2 × 19.8 cm. Accession Number: 17.37.67. Metropolitan Museum of Art. Source

В 1504 году Кранах, уже снискавший достаточную известность среди современников, получил почетное приглашение занять должность художника при дворе саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого в Виттенберге, сменив на этом посту странствующего итальянца Якопо де Барбари. Уже 24 июня 1505 года он как pictor ducalis получил полугодовое жалованье в размере 50 гудьденов, что много.

6.1509 г. Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Холст, масло (переведена с дерева в 1850). 213x102 см. Инв. № ГЭ-680. Эрмитаж. Source. Картина являлась первым на севере Европы изображением богини любви обнаженной (до этого так изображали только Еву), а также первым в творчестве Кранаха живописным произведением на тему античной мифологии. Интерес к искусству итальянского Ренессанса соединяется в картине со строгой религиозной моралью немецкого гуманизма. Латинская надпись предостерегает: "Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера." Автором двустишия был, вероятно, кто-то из виттенбергских гуманистов, друзей художника.

Эту придворную должность Кранах будет занимать почти непрерывно на протяжении последующих 47 лет также при двух преемниках курфюрста — Иоганне I Твердом и Иоганне Фридрихе Великодушном. Переезд в Виттенбергский замок налагал на мастера весьма разнообразные обязанности. Помимо исполнения многочисленных живописных и графических работ сферой его ответственности была разработка проектов оформления дворцовых интерьеров, наблюдение над деятельностью ювелиров и резчиков по дереву, создание праздничного украшения замка по случаю свадеб, рыцарских турниров, охот и других придворных торжеств. Одновременно он должен был исполнять должности советника и даже камердинера. Иными словами, Кранах становится главной фигурой, отвечавшей за эстетическую атмосферу придворной жизни, что потребовало в последующие годы организации большой мастерской, где одновременно трудились не менее 10 ассистентов, помогавших в исполнении многочисленных заказов. Все это заметно изменило его социальный статус.

7.1535. Лукас Кранах Старший. Лукреция. Дерево (липа или тополь, доска паркетирована), темпера, масло. 77 x 52 см. Инв. № 966. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород. / Lucretia. 1535. Lucas Cranach The Elder. 76 x 50 cm, Holz. Nizhni Novgorod, Kunstmuseum. Source, via

В отличие от большинства коллег, бывших членами профессиональных гильдий св. Луки и потому воспринимавшихся современниками просто как талантливые ремесленники, Лукас Кранах Старший, подобно Яну ван Эйку, Боттичелли, Леонардо и Тициану, будучи придворным живописцем саксонского курфюрста, высоко вознесся над основной массой мастеров, работавших в разных странах Европы.

8.Дракон с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту – кранаховская идеограмма. 1514 год / Signature of Cranach the Elder from 1508 on: winged snake with ruby ring as on painting of 1514. via

Официальным подтверждением тому стало получение от курфюрста в 1508 году геральдического диплома на фамильный дворянский герб, основным элементом которого было изображение дракончика с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту, который скоро стал неизменным товарным знаком кранаховской мастерской.

9.1509. Лукас Кранах Старший. Коронование терновым венцом. Седьмой лист серии Страсти Христовы. На выставке: Эрмитаж, лист подкрашен. Гравюра на дереве. Акварель, гуашь. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Lucas Cranach the Elder. Christ crowned with Thorns, from The Passion. Series: The Passion. Woodblock. Sheet: 25 × 17 cm. Accession Number: 21.35.7. Metropolitan Museum of Art. Source

Более того, в том же 1508 году Кранах был направлен в дипломатическую поездку в Нидерланды ко двору Маргариты Австрийской в Мехелене, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу — будущему Карлу V — и был допущен к руке императора Максимилиана I. Максимилиан I несколько лет спустя последний закажет Кранаху вместе с Дюрером исполнение иллюстраций к его часослову.

В январе 1508 года в Нюрнберге состоялась свадьба Лукаса Кранаха и Барбары Бренгбир (1485-1540), дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы.

Всего через несколько лет Кранаху, занятому исполнением разнообразных заказов, стало тесно в помещениях, которые предоставлялись в Виттенбергском замке. В 1510 году он приобрел большой дом на городской рыночной площади и в устроенной там мастерской успешно занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографии.

10.1510-1511. Лукас Кранах Старший. Мученичество Апостола Матфея. Двенадцатый лист серии Мученичества двенадцати апостолов. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Эрмитаж. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Lucas Cranach the Elder. Matthias from the Martyrdom of the Twelve ApostlesSeries: Martyrdom of the Twelve Apostles. Woodblock. Sheet: 16.2 × 12.6 cm. Accession Number: 25.22.1. Metropolitan Museum of Art. Source. Ранний пример изображения средневековой гильотины. По "Золотой легенде" святой Матфей был зарублен мечом сзади во время молитвы в храме.

В 1512 году художник заметно расширил круг своих деловых интересов: он получил патент на пивоварение и содержание винного погребка. Стремясь минимизировать расходы на создание творческой продукции, в 1520 году Кранах стал владельцем аптеки, что, помимо ее прямого назначения — монопольной торговли лекарствами в Виттенберге, — позволяло заметно удешевлять стоимость красочных минералов, необходимых для живописи и графики.

В 1522-1526 годах совместно с ювелиром Христианом Дерингом художник содержал собственную типографию, в которой, минуя посредников, он печатал книги и гравюры, в том числе знаменитый Septembertestament — перевод на немецкий Нового Завета, сделанный Мартином Лютером и опубликованный в сентябре 1522 года, и продавал их в собственной лавке.

11.Начало 1520-х. Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Старуха и молодой человек). Музей изящных искусств, Будапешт / Lucas Cranach the Elder. The Ill-matched Couple. Ca. 1520-1522. Oil on beechwood. 37 x 30.5 cm. Inventory Number: 137. Szépművészeti Múzeum, Budapest. Source. Сохранилось более 60 родственных реплик произведений на тему неравных пар и продажной любви

В итоге, исполняя разнообразные придворные обязанности, Лукас Кранах вошел в круг самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, стал членом городского Совета и дважды избирался бургомистром. Дом художника считался одним из самых больших и комфортабельных в городе, поэтому здесь в 1523 году он принимал в качестве почетного гостя короля Христиана II Датского. В следующем 1524 году, сопровождая своего патрона на Имперский сейм в Нюрнберге, Кранах встречался там с Альбрехтом Дюрером, который исполнил на память его крошечный портрет на бумаге в технике серебряного штифта (ныне — Байонна, Музей Бонна, инв. № 1520/1540).

12.Лукас Кранах Старший. Женский портрет. 1526 год. Дерево (бук, доска паркетирована), масло. 88,5 x 58,5 см. Инв. № ГЭ-683. Эрмитаж. Поступил из собрания Екатерины II. Source. В "Женском портрете" некоторое время хотели видеть изображение принцессы Сибиллы Клевской, невесты Иоганна Фридриха Саксонского. Известная своей красотой, она блистала при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Но скорее всего, портрет изображает не конкретную личность, а воплощает представление Кранаха об идеальной женской красоте. Подобный тип молодой дамы часто встречается в творчестве Кранаха начиная со второго десятилетия XVI в.: овальное, заостряющееся к подбородку лицо, слегка раскосые узкие глаза, маленький рот.

В два следующих десятилетия деятельность Кранаха и его мастерской стала еще более активной и разнообразной. В мастерской работало до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика, живописец и его помощники едва справлялись с заказами. Обретя опыт царедворца, художник установил хорошие деловые отношения со сменявшими друг друга курфюрстами и их аристократическим окружением, равно как и с гуманистами из среды профессоров Виттенбергского университета. Кроме того, он входил в ближайшее окружение главных идеологов протестантизма Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона и даже имел с ними родственные связи.

13.Лукас Кранах Старший. Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского. 1526 год. Холст, темпера, масло (переведена с дерева в 1842). 40x24,5 см. Инв. № ГЭ-686. Эрмитаж. Поступил из собрания Екатерины II. Source. Кардинал Альбрехт Бранденбургский (1490-1545) - курфюрст, архиепископ Майнцский и Магдебургский, известный политический деятель эпохи Реформации, примас (глава) католической церкви в Германии, меценат.

Одновременно Кранах умудрялся пользоваться расположением и исполнять заказы их общего заклятого врага — католического кардинала Альбрехта Бранденбургского — и саксонских курфюрстов из Альбертинской династии, также ревностных католиков. Но особенно тесные многолетние отношения связывали мастера с его последним патроном — курфюрстом Иоганном Фридрихом Великодушным.

Когда-то в молодости он был наставником юного курпринца, затем как преданный слуга постоянно находился при курфюрсте на протяжении двух десятков лет. Кранах не только сопровождал Иоганна Фридриха в различных поездках, но и сохранил верность ему, лишенному курфюршества после проигранного в 1547 году императору Карлу V сражения при Мюльберге.

14.1509. Лукас Кранах Старший. Адам и Ева (Рай). Гравюра на дереве. Лист на выставке: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Инв. № Г-91943. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Adam and Eve in Paradise. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472–1553 Weimar). 1509. Woodblock. Sheet: 33.9 × 24.3 cm. Image: 33.5 × 23.9 cm. Metropolitan Museum of Art. Source

Через два года после этого овдовевший к тому времени художник добровольно отправился к находившемуся в ссылке бывшему патрону в имперские города Аугсбург (там он познакомился с Тицианом) и Инсбрук. В 1552 году император помиловал Иоганна Фридриха, но заметно урезал в правах, оставив за ним только титул правителя Тюрингии, с перемещением двора в Веймар.

15.

.
Слева: Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. 1527 год. Дерево (бук), темпера, масло. 86,5х57 см. Инв. № 916. Трофей из Готы. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / "Adam und Eva" von Lucas Cranach d. Ä. befinden sich offenbar in Moskau. Скан из каталога. В постоянной экспозиции под стеклом картина выглядела так или так. Если удастся сделать хорошую фотографию, когда работа вернется в постоянную экспозицию, заменю. // Справа: Адам и Ева. Около 1600 или позже. Копия картины Лукаса Кранаха Старшего из московского ГМИИ. Музеи Фонда классического наследия Веймара, Веймар / Adam und Eva (Sündenfall). Um 1600 oder später. Kopie nach Lucas Cranach der Ältere. Klassik Stiftung Weimar, Museen. Source

Будучи уже глубоким стариком, в город Веймар переселился и Лукас Кранах Старший. Он обосновался в доме на торговой площади, принадлежавшем Христиану Брюку Понтанусу, уважаемому правоведу, занимавшему пост канцлера Саксонии, который еще в 1543 году женился на дочери художника Барбаре Кранах. В возрасте приблизительно 81 года прославленный мастер умер здесь 16 октября 1553 года и был похоронен на веймарском кладбище Св. Иакова /Jacobsfriedhof.

16.Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее - в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. – в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Source. Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, сюжетом древнегреческого поэта Гесиода, который повествовал о золотом, серебряном и железном веках в жизни человечества. Люди серебряного века, по Гесиоду, впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут. Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

Биография Лукаса Кранаха Старшего

1472. Родился в городе Кронах, Франкония в семье художникаОколо 1502-1503. Работал в Вене1505. Назначен придворным живописцем Фридриха III Мудрого, курфюрста Саксонского в Виттенберге1508. Получил от курфюрста Фридриха III Мудрого фамильный герб: крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти. Посетил двор правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской в Мехелене1512. Приобрел два смежных дома на рыночной площади в ВиттенбергеОколо 1512/13. Женился на Барбаре Бренгбир. Рождение сына Ганса4 октября 1515. Рождение сына Лукаса Младшего1519-1544/45. Исполнял обязанности городского советника (с перерывами) в Виттенберге1523. Король Дании Кристиан II проживал в доме художника во время посещения Виттенберга1523-1525/26. Владел типографией совместно с Христианом Дерингом1525. Был свидетелем на церемонии бракосочетания Мартина Лютера и Катарины фон Бора. Работал при дворе нового курфюрста Саксонского Иоганна Твердого1532. Работал при дворе нового курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха Великодушного1537/38-1543/44. Занимал должность бургомистра Виттенберга (с перерывами)1547-1550. Временно потерял должность придворного живописца1550-1552. Сопровождал курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного в его заключении в Аугсбурге и Инсбруке1552-1553. Работал в Веймаре16 октября 1553. Скончался в Веймаре

17.1540-е годы. Лукас Кранах Младший. Суд Париса. Фонд замка Фриденштайн, Гота. Инв. № 672. Дерево (липа), масло. 121,5 х 82,5 / Lucas Cranach the Younger. The Judgement of Paris. About 1540-1546. Dimensions of support: 121,5 x 82,5 cm. Dimensions including frame: 143,5 x 106 cm. Lime wood (Tilia sp.). Beech wood. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Source 1. Source 2

У Лукаса Кранаха Старшего было пятеро детей. Оба сына, Ганс и Лукас Младший, а также внук Августин Кранах стали незаурядными художниками, принимавшими активное участие в деятельности фамильной мастерской на разных этапах ее существования.

Ганс Кранах (ок.1513-1537)

По всей видимости, большие надежды изначально возлагались на старшего сына — Ганса Кранаха (ок. 1513-1537), который около 1529 года начал активно помогать отцу.

18.Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Христос и грешница. 1532. Музей изящных искусств, Будапешт / Lucas Cranach the Elder. Christ and the Adulteress. 1532. Oil on lindenwood. 82.5 x 121 cm. Inventory Number: 146. Szépművészeti Múzeum, Budapest. Source. Над идеограммой авторская надпись, перевод: Кто из вас без греха, первым брось на нее камень

О последних годах короткой жизни Ганса Кранаха известно очень мало, и в основном это информация из посмертного стихотворного жизнеописания современника художника Якоба Штигеля In immaturen obitum Joannis Lucae F. Cranachii. Помимо работы в мастерской отца Ганс Кранах проявил интерес к правоведению и в 1534 году посещал университет в Лейпциге. В 1537 году он, как было принято в ту эпоху, отправился странствовать в качестве подмастерья, сумел добраться до Северной Италии, о чем свидетельствует сохранившийся альбом путевых набросков. Там он продолжил изучение права в знаменитом Болонском университете, но 9 октября того же года скоропостижно умер.

19.

Дракон с сложенными крыльями и колечком во рту – идеограмма мастерской Кранахов после 1537 года

Несомненно, родители, сестры и младший брат искренне и горячо оплакивали смерть Ганса и, вполне вероятно, именно это печальное событие явилось поводом для частичного изменения товарного знака мастерской, в котором после 1537 года крылья дракончика всегда стали изображаться сложенными.

Биография Ганса Кранаха

Около 1513. Родился в Виттенберге, старший сын Лукаса Кранаха Старшего и Барбары БренгбирОколо 1527/29. Начал обучение в мастерской отца вместе с братом Лукасом Младшим1534. Исполнил портрет бородатого мужчины (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид; датирован 1534 годом и подписан инициалами “HC”)1537. Исполнил картину «Геркулес при дворе царицы Омфалы» (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид; датирована 1537 годом и подписана идеограммой с крылатым змеем между инициалами “HC”). Отправился в ученическое путешествие в Италию9 октября 1537. Скоропостижно скончался в Болонье

20.Около 1509-1510. Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенцем с гроздью винограда. Дерево (бук, доска паркетирована), темпера, масло. 71,5 x 44,2 см. Инв. № 114 (1936-1). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид / Lucas Cranach, el Viejo. La Virgen y el Niño con un racimo de uvas, c. 1509-1510. Óleo sobre tabla. 71,5 x 44,2 cm. Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid. Source

Лукас Кранах Младший (1515-1586)

Опустившиеся крылья дракончика совпали по времени с началом постепенного отхода Лукаса Кранаха от творческого руководства художественной мастерской и передачей этой функции младшему сыну — Лукасу Младшему (1515-1586). До этого с конца 1520-х годов он уже работал в семейной мастерской в Виттенберге, как правило, исполняя изображения одежд или аксессуаров, кроме того, занимался созданием многочисленных повторений произведений отца.

21.Около 1520. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее – с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее – с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Source

После смерти Лукаса Кранаха Старшего в 1553 году Лукас Младший официально возглавил знаменитую мастерскую. Подобно отцу он принимал активное участие в общественной жизни Виттенберга, на протяжении 1549-1567 годов был членом городского совета, а в 1566-1567 годах избирался бургомистром. В январе 1553-го, спасаясь от чумы, эпидемия которой свирепствовала в Виттенберге, Кранах Младший на несколько лет переселился с семьей в Веймар.

22.Около 1530-х годов. Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Холст, масло (переведена с дерева в 1868). 87x59 см. Инв. № ГЭ-684 Эрмитаж. Source. Младенец Христос держит в руках яблоко - символ грехопадения и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого. Original (7331 x 9595) с цветовой раскладкой

При этом в отличие от отца, всю жизнь преданно служившего курфюрсту Иоганну Фридриху Великодушному, Лукас Младший, не порывая отношений с последним, установил прочные деловые связи с герцогом Морицем Саксонским, который стал новым курфюрстом вскоре после победы Карла V в битве при Мюльберге.

23.1537. Лукас Кранах Младший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Дерево (бук), темпера, масло. Собрание Константина Мауергауза, Москва / Lucas Cranach the Younger (1515–1586). Virgin and Child with a Bunch of Grapes. After 1537. Oil on beech wood. 77,7 × 57,1 cm. Sotheby's London, 04 December 2013, lot 25. via

Биография Лукаса Кранаха Младшего

4 октября 1515. Родился в Виттенберге, младший сын Лукаса Кранаха Старшего и Барбары БренгбирОколо 1527/29. Начал обучение в мастерской отца вместе с братом Гансом1541. Смерть матери Барбары Бренгбир. Женился на Барбаре Брюк, дочери советника курфюрста доктора Грегора Брюка. В браке родилось четверо детей1549-1567. Член городского совета в Виттенберге1550. Смерть Жены Барбары1551. Женился на Магдалене Шурф, дочери профессора медицины Августина Шурфа. В браке родилось пятеро детей1554. Рождение сына Августина Кранаха. Исполнял роль управляющего казначейством в Виттенберге1565/67. Занимал должность бургомистра Виттенберга1568. Поступил в университет в Виттенберге25 января 1586. Скончался в Виттенберге

24.Фрагмент. Лукас Кранах Младший. Суд Париса. 1540-е годы. Фонд замка Фриденштайн, Гота

Младшие Кранахи

В 1554 году в Веймаре у Лукаса Кранаха Младшего родился сын Августин (ум. в 1595) представитель третьего поколения прославленной династии. Подобно дяде Гансу в 1564 году он посещал занятия в Университете Виттенберга. Также, следуя устоявшейся семейной традиции, на протяжении ряда лет трудился в мастерской отца, которую возглавил после его смерти в 1586 году. В 1577 году Августин Кранах женился на Марии Зельфиш, дочери виттенбергского книготорговца и одно вре¬мя бургомистра Самуэля Зельфиша. В 1584 и 1587 годах избирался членом городского совета Виттенберга, в 1593-м занимал должность городского судьи. Его старший сын, Лукас III Кранах (1586-1645), возглавивший легендарную семейную мастерскую в 1595 году, стал ее последним руководителем. Он перенес традиции творчества своих отца, деда и выдающегося прадеда в изобразительное искусство Германии следующего, XVII столетия. К сожалению, сейчас нам неизвестны достоверные работы Лукаса III Кранаха.

Потомком Лукаса Кранаха Старшего в восьмом поколении по женской линии был великий немецкий поэт и драматург Иоганн Вольфганг фон Гете /Johann Wolfgang von Goethe. О родстве Гете знал - и гордился им.

24.Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Около 1517-1518. Музей изящных искусств, Будапешт

Продолжение цитаты, которая была в самом начале, из работы Макса Фридлендера 1932 года про Старшего Кранаха после 1505 года:

«Когда имеется возможность обозреть все художественное наследие этого мастера, возникает ощущение определенного скептицизма по поводу досадного отсутствия вспышки вдохновения. Столкнувшись с суровыми реалиями жизни, Кранах оказался неспособным до конца осуществить романтические мечты своей молодости. Его произведения виттенбергского периода мысленно напоминают сияюще гладкий орех каштана, который извлекли из колючей зеленой скорлупы. Выразительная симфония жизни природных сил уступает место точной выверенности, прециозности деталей и рациональной продуманности композиционного построения...

После 1505 года манера Кранаха претерпела глубокие изменения, так сказать, сменила стилистическую фазу. То, что изначально было богатым и страстным потоком авторских мыслей и чувств, начало твердеть, как лед. Одновременно неотъемлемой составной частью такой эволюции стало активное вовлечение главой мастерской своих многочисленных ассистентов и учеников в процесс создания живописных произведений... Он (Кранах) полностью независим от Дюрера и представляется высвободившимся из кандалов традиционных условностей гораздо более, чем Альтдорфер или даже Грюневальд».

[Friedländer, Rosenberg 1932. S. 1, 9, 16]. Макс Фридлендер – выдающийся знаток старой немецкой и нидерландской живописи, автор принципиально нового фундаментального научного каталога картин Кранаха, составленного совместно с Якобом Розенбергом и опубликованного в 1932 году.

25.Фрагмент дидактической работы Лукаса Кранаха Старшего. Неравная пара (Старуха и молодой человек). Начало 1520-х. Музей изящных искусств, Будапешт

Хоть выставка в Москве и закончилась, но продолжение будет.

Источник для текста основной:

Издание к выставке, каталог: Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом – М: Арт Волхонка, 2016. ISBN 978-5-9907400-0-6 (текст из каталога сокращался, редактировался, дополнялся) // Статья Вадима Садкова "Художники семьи Кранахов между Ренессансом и маньеризмом. Особенности творческой эволюции" и другие материалы каталога.

Садков Вадим Анатольевич, куратор выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, заведующий Отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, автор более 110 научных работ и каталогов.

Другие источники и ссылки по теме:

ГМИИ: Биография КранаховCranach.lenta.ru: Кранахи. Художники с жилкой бизнесменов – в числе прочего интервью с Вадимом Садковым.Dw: Вера, бизнес, женский идеал: что надо знать о Лукасе Кранахе СтаршемCranach3015.deCranach Digital Archive

Если увидели ошибку – напишите, пожалуйста.

philologist.livejournal.com

Картины, описание картин — Кранах Старший, Лукас

Лукас Кранах Старший (его настоящее имя - Лукас Зундер) был придворным художником князя Фридриха Мудрого. Этот саксонский живописец был достойным соперником Альбрехта Дюрера, которому почти равнялся в таланте, творческой плодовитости и славе. К сожалению, картины Лукаса Кранаха Старшего сохранилось мало, но все они поражают первозданной свежестью красок. На всех своих картинах и гравюрах мастер помещал свою монограмму - маленького красного крылатого дракона.

Время жизни Лукаса Кранаха Старшего совпало с периодом ожесточенной идеологической борьбы в Германии. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. Княжеская знать боролась за абсолютную власть, городская буржуазия - за самостоятельнос ть и господствующее положение, крестьяне - за мало-мальски сносные условия существования.

Судьба Кранаха неразрывно связана с жизнью небольшого саксонского городка Виттенберга. В годы Реформации Виттенберг ненадолго стал национальным идеологическим центром Германии. Именно здесь развернулась деятельность доктора богословия Мартина Лютера, в 1517 году всколыхнувшего всю Германию своими «95 тезисами», обличавшими торгашеский дух католической церкви.

Еще в 1476 году некий Ганс Бейгем, прозванный Иванушкой-свист уном, вдруг заговорил о новом царстве Господнем, в котором «не будет ни князей, ни папы, никаких господ и повинностей, где все будут братья». Епископ Вюрцбургский велел схватить его и сжечь, и волнения стихли. А потом образованный богослов Лютер сказал, что время молчания прошло и настало время говорить.

Кранах Старший был лично знаком почти со всеми выдающимися людьми своего времени и писал портреты некоторых из них. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. Лукас Кранах подружился с ним во время пребывания Лютера в Виттенберге и до конца жизни оставался одним из самых близких ему людей. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера - «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр.

В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. В первый этап Реформации как будто падают все преграды, все дозволено, все средства оправданы волей нового протестантского бога, который позволяет человеку бороться за свою свободу. Но в самую решительную минуту с небывалой силой сказывается компромиссный характер нового учения. Ужас перед стихийным крестьянским движением заставил немецкую буржуазию соединиться с княжеской властью для совместной борьбы.

В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Поэтому, господа, спасайтесь! Колите, бейте, давите их, кто как может, и если кого постигнет при этом смерть, то благо ему. Ибо более блаженной смерти быть не может».

Оставим сейчас в стороне политическую суть движения Реформации и остановимся на портретах кисти Кранаха. Немецкий профессор Рихард Мутер считал, что портреты Кранаха вызывают сожаление, что рядом с великими людьми не оказались Дюрер или Гольбейн. Когда художник имеет дело с простыми бюргерами или крепкими мужицкими фигурами, у него бывают удачные приемы. Но его Лютер и Меланхтон?! Портреты Кранаха возбуждают мысль только о том докторе Лютере, о котором поют студенты в погребках. Кранах не является истолкователем духовного величия, он рисует великих людей в местном колорите Виттенберга, а не в их вечном значении. Он рисует Лютера, заведовавшего в Виттенберге церковным приходом, а не пылкого Лютера, удары которого расшатали всю Европу.

Так вот случается с великими произведениями. Прошло несколько веков, и теперь портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, написанные Лукасом Кранахом, считаются единственными и лучшими портретами этих людей. Художник изобразил их с палицами, пробивающими брешь в Ватикане.

Первые портреты Лютера, относящиеся к 1520-1521 годам, были написаны художником по просьбе гуманистов, сочувствовавших новому реформатору. Это такие произведения, как «Портрет Лютера в монашеской рясе», «Портрет Лютера в образе юнкера Йорга», «Портрет Лютера на фоне ниши». Особенно выразителен портрет 1521 года, на котором Лютер изображен в профиль. Кранах обратился в нем к мало привычной для себя технике резцовой гравюры на меди. Выражение непоколебимой уверенности, целеустремленно сти и какая-то особая одухотворенност ь обращают на себя внимание в некрасивом, грубоватом лице молодого доктора богословия. Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение. Кранах использует мягкую густую штриховку фона и теней для контраста бледному пятну лица и одежды, почти лишенной складок. Этот портрет стоит особняком в творчестве Кранаха, так как, по мнению исследователей, живописностью эффекта и выразительность ю художник словно предвосхищает офорты Рембрандта.

Большой известностью пользуется и ксилография «Портрет Лютера в образе юнкера Йорга». История ее такова. Как известно, после Вормского рейхстага Мартин Лютер какое-то время вынужден был прятаться в крепости Вартбург. Он одевался в светскую одежду, отрастил волосы и бороду и в довершение всего принял имя Йорг. Зимой 1521-1522 годов он тайно провел несколько дней в Виттенберге, вот тогда Лукас Кранах Старший и нарисовал этот портрет, который впоследствии разошелся по Германии в бесчисленных гравюрах. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. В нем есть нечто романтически-вз волнованное - и в умном, как бы вопрошающем взгляде, и в порывистом повороте головы.

www.art-drawing.ru

Берлин. Картинная галерея. Лукас Кранах Старший

Странно было бы не встретить произведений Лукаса Кранаха Старшего, крупнейшего немецкого мастера XVI века, в собрании берлинской картинной галереи. Но то, что мы увидели в экспозиции, по-настоящему изумило. Во-первых, повторение триптиха Босха с изображением Страшного суда. Хранится Страшный суд в Вене. Судя по репродукциям, творение Кранаха – это не вольная трактовка, а настоящая детальная копия.

Кранах копирует Босха

Если в монстрах из сцены Страшного суда все вполне босховское, то в изображении страдающих людей проглядывает кранаховское. Словно персонажи портретов и мифологических сцен немецкого мастера оказались в босховском раю и аду.

Кранах копирует Босха

Рай стал более земным. Пока Бог создает Еву, Адам спит таким же безмятежным сном, как щенок по соседству.

Кранах копирует Босха

В райских кущах водятся вполне обычные животные и птицы. И лишь в сцене грехопадения на скале затаился странный дикобразоподобный зверек с ветвистыми рогами.

Кранах копирует Босха

В сценах Ада Кранах опять превращается в ученика с увлечением разбирающегося в хитросплетениях разнообразных взаимоотношений грешников и дьявольских сил.

Кранах копирует Босха

После этого триптиха самое время отдохнуть, глядя на портреты. В экспозиции есть прекрасный ранний (1503 г.) портрет жены юриста. По всей вероятности, существовало парное изображение супруга. И так же, как в свадебном портрете Иоганна Куспиниана и его молодой жены, муж был погружен в раздумья о возвышенном, а жена сосредоточена на раздумьях о земном.Портрет целиком:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Lucas_Cranach_d._Ä._037.jpgФрагмент:

Кранах. Женский портрет

И еще фрагменты. На этот раз портрета Иоганна Фридриха Великодушного, при дворе которого работал в Виттенберге Кранах. И если в ранних портретах художника человек представал на фоне пейзажа, соотносился с миром, то в парадных изображениях саксонских курфюрстов и их жен живые лица соотносятся со слегка уплощенными, условными аксессуарами.

Кранах

Одежда, оружие, драгоценности изображены тщательно, но с какой-то избыточной декоративностью. Живой человек окружен в этих портретах предметами-знаками, символами богатства и власти.

Кранах

Дольше всего мы рассматривали большую картину Кранаха «Фонтан юности» (1546 г.). Она написана уже старым мастером за семь лет до смерти.

Кранах. Фонтан юностиhttp://farm4.staticflickr.com/3627/3443279684_4bd79e7a3c_o.jpg

Полюбуемся фрагментами. К бассейну, в центре которого находится фонтан с фигурами Венеры и Купидона, тянутся старухи. Точнее – их подносят и подвозят к чудесному источнику.

Кранах. Фонтан юности

Их нагота – зрелище не для слабонервных:

Кранах. Фонтан юности

Разглядывая картину, я вспоминала свой детский ужас при посещении общественной бани. Вот и в бассейне оказываются такие же беззубые, страшные и злые старухи.

Кранах. Фонтан юности

Вода их чудесно преображает. И выныривают из нее совсем юные и нежные как котята существа.

Кранах. Фонтан юности

На берегу галантные кавалеры приглашают их в шатры, где можно приодеться, а потом ведут к столам, накрытым в Саду любви, или прямиком в кусты:

Кранах. Фонтан юности

Думаю, что идея омоложения женщин могла поселиться в головах мужчин только в такую эпоху, когда женская смертность была велика и дам явно не хватало. Лукас Кранах Старший придал мечте о многоразовом использовании женщин трогательную убедительность.

Кранах. Фонтан юности

cicerone2007.livejournal.com

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.

Лукас Кранах (Зундер) Старший (1472-1553),причисляемый к так называемой «саксонской» школе немецких художников эпохи Реформации. Фамилию Зиндер я встретила в тексте А.Ю.Королевой «Великие мастера Европейской живописи» 2010г, хотя в источниках Интернета утверждают, что фамилия живописца Малер) Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. Кранах – прозвище художника, в Кронах он родился это местечко во Франконии (Франция). Сведения о его биографии скудны. Известно, что он за свою долгую жизнь был придворным живописцем при трёх саксонских курфюстах, дважды избирался бургомистром, находился в самых близких отношениях с Лютером и даже устроил его брак с Екатериной Бора. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Портрет Магдалины ЛютерКранах Портрет Екатерины БораКранах Л.Старший Портрет Мартина Лютера 1529Кранах Старший был очень близок А.Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен. Кранах одним из первых европейских граверов стал применять печать с двух досок: одна давала черный рисунок, вторая — цветовой тон.

Начало творческого пути художника было связано с Веной, куда Кранах переселился около 1502г. Работы этого времени, как правило, на религиозную тематику, быстро принесли славу своему создателю. Голгофа – центральная тема раннего творчества Кранаха Старшего. Распятие Христа (первая известная картина художника) - один из самых популярных сюжетов искусства готики. С Голгофы открывается вид на замки на заднем плане картины. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.

Уже в 1505г мастер был приглашен курфюстом саксонским Фридрихом Мудрым в Виттенберг, город, бывший в эти годы эпицентром культурной жизни стран, где и прожил всю жизнь.. В замках Виттенберга, Кобурга, Веймара, Лохау и других Кранах расписывал стены и создавал декоративные панно. Сохранились только описания этих произведений и подготовительные рисунки к ним. Кранах должен был оформлять торжества и турниры, часто устраивавшиеся при саксонском дворе, создавать эскизы костюмов знати, гербов, мебели, рисунки для украшения шлемов, щитов и другого парадного оружия. Наверное эти рисунки и привезли для показа на выставку, открывшуюся недавно в Москве в ГМИИ им. Пушкина (выставка продлится до мая 2016)В 1507г Кранах открыл свою мастерскую, где обучалось и работало довольно большое количество мастеров, исполнявших множество заказов, справится с которыми было не под силу одному художнику.

Монограммой Кранаха был крылатый дракон, который стоит на большинстве его произведений. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Интересно, что с драконом - бдительным стражем Золотого Руна, и с яблоком Гесперид, аналогичным образом охраняемым драконом - на ренессансных медалях изображалась Бдительность, одна из добродетелей, требуемая от монархов и других общественных деятелей в светской аллегории.В 1508 курфюрст пожаловал Кранаху дворянство и личный герб: на щите — крылатая змея с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.В «Венере и Амуре» завораживает фигура обнаженной женщины, кажущаяся такой целомудренной. Слева,на листке бумаги – монограмма Кранаха Старшего, дата написания картины и дракон с крылышками. А по обе стороны головы Венеры – двустишие, предостерегающее от соблазна : «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера».

Многочисленные античные и мифологические образы Лукаса Кранаха Старшего исполнены в утонченной и изысканной манере, но истинным призванием художника, раскрывшим его особый дар внимательного и острого наблюдателя, стал портрет.

Очень красивы свадебные портреты саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Екатерины Мекленбургской (1514). Это первые в немецкой живописи парадные портреты в рост.Молодая гончая, изображенная на портрете Генриха, намекает на порывистость и горячий нрав своего владельца, а декоративная комнатная собачка Екатерины свидетельствует о том, что её хозяйка большую часть времени проводит дома. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.

С давних пор любители живописи пытались узнать, кто изображен на «Женском портрете»(1526).Саксонская принцесса Магдалина или Сабилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского? Однако никто не привел достоверных доказательств. Вероятнее всего эта женщина воплощает представление художника об идеальной красоте. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Лукас Кранах Юдифь с головой ОлофернаМного у Кранаха и детских портретов. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Л.Старший Портрет Иоганна Штедфаста; Иоганн Фридрих Великодушный. Диптих 1509 Нац.галерея Лондон Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.

При дворе нравятся идеализированные образы, где героини обнажены. Кранах отдал дань и сугубо фантастическим сюжетам «Аполлон и Диана», Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.«Венера у фонтана» Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. или «Суд Париса», сюжет, к которому художник повторял неоднократно, чтобы показать нагое женское тело в трех ракурсах. Парис должен был определить, какая из трех обнаженных богинь красивее. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.

К числу картин последнего периода жизни художника относится оригинальная композиция «Источник молодости», где искупавшиеся старухи с левого берега (их везут на повозках и тележках) постепенно видоизменяются в воде, и уже молодыми красавицами выпархивают на противоположный берег, чтобы пировать на лужайке. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Фрагменты: Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.

Около 1512 года Кранах женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного семейства города Готы. К 1515 году в их семье было уже двое детей, а всего родилось пятеро: два мальчика и три девочки.Оба сына пошли по стопам отца. Старший, Ханс, умер в юношеском возрасте. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Лукас Кранах МладшийСреди работ Лукаса Кранаха Младшего (1515-1586) известен алтарь в Веймаре, жанровые сцены, сцены охот, композиции на сюжеты мифов и античной истории. На картине «Христос и блудница» стражники уродливы, а сочувствующие, как и Христос, имеют приятные лица. После смерти отца Кранах Младший руководил его мастерской и все свои картины помечал крылатым дракончиком. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Сводня Кранах Л.Младший..............Кранах Л.Младший Лукреция Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Л.Младший Христос и грешница Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Кранах Л.Младший Обращение Савла.Сюжет:Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Господь лишил его зрения и повелел идти в Дамаск.Там ему зрение вернули и Савл крестился и стал впоследствии апостолом Петром.

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Адам и Ева.1512

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Адам и Ева - Лукас Кранах Старший

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Лукас Кранах Старший. Христос и грешница (1532). Будапешт. Музей изобразительных искусств

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Св. Иероним - Лукас Кранах Старший

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.ри саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония, дочери герцога Генриха Фроммена

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.Влюблённый старик (The old man in love)_1520-1540_87 х 60_д.,м._Мюнхен,

По поводу фразы П. П. Гнедича "Кранах Старший был очень близок А. Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен."Давайте сравним сложность смыслового изображения сюжетов А.Дюрера и Л.Кранаха. Для примера возьмем Меланхолию.Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Вершиной таких картин и гравюр этой стилистики в искусстве ренессанса, несомненно, является гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия I. У Дюрера Меланхолия — это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. История искусства. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. Аллегория меланхолии1528. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. Меланхолия картина Кранаха Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. Меланхолия гравюра А.Дюрера Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона. Cranach the Elder (Лукас Кранах Старший, 1472–1553, German) - Гравюры

vladimir71.mirtesen.ru


Смотрите также