Николай Крымов, художник-пейзажист: биография, творчество. Картины крымова


КРЫМОВ Николай Петрович – Галерея произведений (146 изображений).

Открыть доступ

Н.П.КРЫМОВ

(1884 – 1958)

Выпускник знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик Серова и Коровина, Николай Крымов вошёл в историю отечественного искусства как замечательный пейзажист и как создатель теории «общего фона».

В своих произведениях Крымов умел одухотворять простые мотивы, нисколько не умаляя при этом их жизненной правды. Умение обобщать позволяло художнику находить такую характерную эмоци­ональную окраску пейзажа, которая делала бы конкретный пейзажный образ типичным.

Николай Петрович Крымов родился 20 апреля (2 мая) 1884 года в Москве в семье художника П.А.Крымова, у которого и получил свои первые уроки живописи.

В 1904-1911 годах учился в МУЖВЗ, сначала на архитектурном, а с 1907 – на живописном отделении у Леонида Пастернака, Николая Касаткина, Аполлинария Васнецова, в мастерской Валентина Серова и Константина Коровина.

Был дружен с мастерами «Голубой Розы», являлся членом Союза Русских Художников (1910-1923),

Еще до революции работал как театральный художник, оформлял представления в С.-Петербурге и Москве, в т.ч в литературно-аристократическом кабаре «Бродячая собака». После 1917 года оформлял спектакли в МХАТ, Малом театре, театре «Комедия» и других.

Работал и как иллюстратор, сотрудничал в журналах «Золотое руно», «Аполлон». В 1918 работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете.

Преподавал во ВХУТЕМАСе (1920-1922), МПИ (1920-е) и МХУ (1934-1939). Автор статей, в которых сформулировал свой метод преподавания пейзажной живописи на основе определения тональных отношений.

Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949).

 

1. Крымов Николай "Лунная ночь" 1905 Картон, масло 36х54 Из собрания А.Л.Лидовой 1. Крымов Николай «Лунная ночь» 1905 Картон, масло 36х54 Из собрания А.Л.Лидовой2. Крымов Николай "Из окна" 1905 Холст, масло 45х36 Из собрания В.Я.Андреева 2. Крымов Николай «Из окна» 1905 Холст, масло 45х36 Из собрания В.Я.Андреева 3. Крымов Николай "Летняя ночь" 1905 Картон, масло 29х43,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Крымов Николай «Летняя ночь» 1905 Картон, масло 29х43,5 Государственная Третьяковская галерея4. Крымов Николай "Под солнцем" 1905 Картон, масло 35х27,5 Государственный Русский музей 4. Крымов Николай «Под солнцем» 1905 Картон, масло 35х27,5 Государственный Русский музей 5. Крымов Николай "Крыши под снегом" 1906 Картон, масло 24х19 Государственная Третьяковская галерея 5. Крымов Николай «Крыши под снегом» 1906 Картон, масло 24х19 Государственная Третьяковская галерея6. Крымов Николай "Ночь серебристая" 1907 Картон, масло 36х40 Собрание В.Дудакова и М.Кашуро 6. Крымов Николай «Ночь серебристая» 1907 Картон, масло 36х40 Собрание В.Дудакова и М.Кашуро 7. Крымов Николай "Сосны" 1907 Холст, масло 80х80 Из собрания В.Я.Андреева 7. Крымов Николай «Сосны» 1907 Холст, масло 80х80 Из собрания В.Я.Андреева8. Крымов Николай "Горный ручей" 1907 Бумага, графитный карандаш, акварель 17,9х20,2 Государственная Третьяковская галерея 8. Крымов Николай «Горный ручей» 1907 Бумага, графитный карандаш, акварель 17,9х20,2 Государственная Третьяковская галерея 9. Крымов Николай "Сосны и скалы" 1907 Холст, масло 69,2х106,5 Саратовский государственный художественный музей 9. Крымов Николай «Сосны и скалы» 1907 Холст, масло 69,2х106,5 Саратовский государственный художественный музей10. Крымов Николай "Песчаные откосы" 1907 Холст, масло 35,5х62 Государственная Третьяковская галерея 10. Крымов Николай «Песчаные откосы» 1907 Холст, масло 35,5х62 Государственная Третьяковская галерея 11. Крымов Николай "Солнечный день" 1906 Холст, масло 27х49 Государственная Третьяковская галерея 11. Крымов Николай «Солнечный день» 1906 Холст, масло 27х49 Государственная Третьяковская галерея12. Крымов Николай "К весне" 1907 Холст, масло 52х71 Государственная Третьяковская галерея 12. Крымов Николай «К весне» 1907 Холст, масло 52х71 Государственная Третьяковская галерея 13. Крымов Николай "Горный ручей" 1908 Холст, масло 112х101,5 Собрание В.Дудакова и М.Кашуро 13. Крымов Николай «Горный ручей» 1908 Холст, масло 112х101,5 Собрание В.Дудакова и М.Кашуро14. Крымов Николай "Автопортрет" 1908 Холст, масло 29,5х29,5 Государственная Третьяковская галерея 14. Крымов Николай «Автопортрет» 1908 Холст, масло 29,5х29,5 Государственная Третьяковская галерея 15. Крымов Николай "Вечером у конюшни" 1908 Холст, масло 52х80,5 Собрание И.Эрзаха 15. Крымов Николай «Вечером у конюшни» 1908 Холст, масло 52х80,5 Собрание И.Эрзаха16. Крымов Николай "Пейзаж с грозой" 1908 Холст, масло 67х99 Государственный Русский музей 16. Крымов Николай «Пейзаж с грозой» 1908 Холст, масло 67х99 Государственный Русский музей 17. Крымов Николай "Ветреный день. Бык" 1908 Холст, масло 70х101 Государственная Третьяковская галерея 17. Крымов Николай «Ветреный день. Бык» 1908 Холст, масло 70х101 Государственная Третьяковская галерея18. Крымов Николай "Площадь" 1908 Холст, масло 47,5х88,5 Кировский областной художественный музей 18. Крымов Николай «Площадь» 1908 Холст, масло 47,5х88,5 Кировский областной художественный музей 19. Крымов Николай "После дождя" 1908 Холст, масло 53,3х71 Государственный Русский музей 19. Крымов Николай «После дождя» 1908 Холст, масло 53,3х71 Государственный Русский музей20. Крымов Николай "После дождя. Пейзаж" 1908 Холст, масло 31х61 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 20. Крымов Николай «После дождя. Пейзаж» 1908 Холст, масло 31х61 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

cultobzor.ru

Николай Крымов: картины, биография художника

Николай Петрович Крымов (1884-1958)

Николай Крымов

Творчество художника-пейзажиста Николая Петровича Крымова с полным правом можно отнести к лучшим достижениям советского живописного мастерства.

 

Автор станковых произведений и театрально-декорационных работ, теоретик и педагог, воспитавший не одно поколение советских живописцев, Н. П. Крымов был личностью многогранной. Он вошел в историю советского искусства прежде всего как пристрастный знаток и вдохновенный певец родной русской природы, тонко ее понимавший и чувствовавший. В его пейзажах нашло отражение активное жизнеутверждающее восприятие мира.

Н. П. Крымов начал свою творческую жизнь еще до Ок­тябрьской революции. В годы учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1911) у таких педагогов, как В. А. Серов, Н. А. Касаткин и Л. О. Пастернак, Крымов обратил на себя внимание своими первыми работами.

Уже тогда художник начинает задумываться о поисках своего пути в искусстве. В этот ранний период творчества он испытал различные влияния модных в то время художествен­ных течений, что не могло не отразиться на формировании его творческого кредо. Произведения Крымова той поры, появлявшиеся почти одновременно на выставках художественных объединений «Голубая роза», «Венок» и «Союза русских художников», отличались условностью. Это были декоративно- обобщенные композиции, стилизованные в духе примитива и гобелена, народного лубка и классицистического пейзажа, «сочиненные» художником в отрыве от натуры — «Ветреный день» (1908), «Гроза» (1908), «Желтый сарай» (1909), «Туча» (1910), «Рассвет» (1912). Есть в этих работах наивность, романтический налет и идилличность. Но есть и стремление к реалистической передаче различных состояний природы.

В 1910 году Крымов был принят в «Союз русских художников». Непосредственные жизненные наблюдения начинают все больше проникать в его произведения. Возникает потребность работать на натуре. С середины 1910-х годов в творчестве художника наметился перелом.

Летние месяцы 1914—1916 годов он проводит в Подмо­сковье, в Красково, работая на природе. Среднерусские подмо­сковные мотивы стали его любимыми. Работал Крымов подол­гу, писал этюды, запоминая натуру, чтобы потом перенести свои впечатления в картину. В работах этих лет живые наблюдения еще органично не связываются с общим замыслом картины, с задачей создания выразительного образа природы («Раннее утро», 1915; «Летний пейзаж. Парк», 1919). Но наряду с ними появляются и произведения с достоверной передачей состояния природы — «Утро» (1914), «Летний пей­заж. Река» (1914—1920), «Вечер» (1918). Последние характе­ризуют Крымова как уже сложившегося мастера. Таким приходит он в новую художественную и общественную жизнь после Октябрьской революции.

Как мастер реалистического лирического пейзажа Крымов окончательно формируется в 20-е годы. В пейзажах художни­ка этих лет чувствуется уже зрелое мастерство. Любимым местом для работы становится теперь Звенигород (с 1920 по 1927 год). Написанные здесь «Река Разводня» (1921), «Звени­город» (1922), «Дом Рыбакова» (1922—1923) отличаются досто­верностью изображения и глубоким обобщением жизненных впечатлений. В живописном отношении они характеризуются многообразием и богатством цветовых оттенков, тщательной их разработкой.

Крымов умел одухотворять простые мотивы, нисколько не умаляя при этом их жизненной правды. Умение обобщать позволяло художнику находить такую характерную эмоци­ональную окраску пейзажа, которая делала бы конкретный пейзажный образ типичным. Так, в пейзаже «Серый день» (1923) задушевная тихая грусть и напевность, свойственные русскому пейзажу вообще, претворяют данный мотив в поэти­ческий образ родной природы.

Последние 30 лет своей жизни (с 1928 по 1957) каждое лето подряд (с ранней весны и до глубокой осени) Крымов живет и работает в Тарусе. В тарусских пейзажах художника эмоци­ональное и образное раскрытие природы нашло глубокое и полное преломление. В картинах «Таруса» (1928), «Летний вечер. Таруса» (1933), «Летний день в Тарусе» (1939—1940) выражены и жизнеутверждающая сила, и активность воспри­ятия природы современным человеком. Величие природы, ее мощь и красота запечатлены художником в образах большой силы и значительности.

Постоянно проживая в Тарусе, Крымов создает поэтические картины всех состояний природы, но любимыми его мотивами остаются жаркие летние дни. Работы «Солнечный день в июне» (1947), «Жаркий полдень» (1948), «Цветы в крашеном ящике» (1948) пронизаны солнечным светом. Их композицион­ное мастерство и точность тоновых отношений бесспорны. Оптимизм, чувство спокойного и ровного восприятия жизни переходят и в работы художника 50-х годов.

Произведения 30—40-х годов демонстрируют зрелый ре­ализм Крымова, стремление к глубокому обобщению. Образ родной природы обретает в пейзажах этого времени большое эпическое звучание, перерастая в образ Родины.

Крымов был художником разносторонним. Его талант живо­писца проявился не только в картинах, но и в театрально- декорационных работах, и в педагогической практике.

Вклад Н. П. Крымова в советское искусство велик. Отталки­ваясь от реалистических традиций русского пейзажа второй половины XIX века, он продолжил их и обогатил новым миропониманием. Искусство Крымова глубоко современно. Это сказалось и в образном наполнении его картин, и в особенностях творческого метода.

В. МОРОЗОВА

Картины Крымова

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Николай Крымов, художник-пейзажист: биография, творчество

Николай Петрович Крымов — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо.крымов художник

Семья — всему начало

Художник Н.П. Крымов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года. Он не принадлежал к числу тех творцов, родители которых были категорически против следования ребенка по пути искусства. Отец Николая, Петр Алексеевич, был портретистом, работал в манере «передвижников», преподавал рисование в московских гимназиях. Талант мальчика он и его супруга Мария Егоровна заметили рано. Глава большого семейства: у Николая было одиннадцать братьев и сестер — с малых лет прививал детям любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира. Он стал первым учителем Николай Крымова.

Учителя

В 1904 году мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. В 1907 перевелся на живописное. Среди его преподавателей были известные деятели искусства: В. Серов, внесший немало преобразований в учебный процесс, Л.О. Пастернак, отец Бориса Пастернака, иллюстратор произведений Льва Толстого, Н. Касаткин, художник-передвижник младшего поколения. Однако, как пишет сам Крымов, художник, который стал его главным учителем, умер еще до того, как Николай стал студентом. Это был Исаак Левитан. Его работы оказали заметное влияние на творчество Крымова.

Первый успех

художник крымов картина зимний вечер

Николай Крымов — художник счастливой судьбы. Его талант оценили по достоинству уже во время пребывания в училище. Этюд «Крыши со снегом», написанный в 1906 году, впечатлил преподавателя А. Васнецова, брата известного художника. Он купил картину у молодого мастера, а через два года ее выкупила Третьековская галерея. Крымову тогда было всего двадцать четыре года.

Голубая роза

Безусловно, Крымов — художник-пейзажист: любимый жанр он определил, только начав творческий путь, однако его манера письма претерпевала изменения на протяжении всей жизни. В 1907 году Николай Петрович стал одним из самых юных участников выставки «Голубая роза». Мастера, участвовавшие в экспозиции, отличались особой манерой изображения. Они умели подметить тайну в обыденной красоте, передавать поэзию привычного. На выставке Крымов разместил три работы: «К весне» и два варианта «Песчаных откосов».художник крымов картины

Художники, участвовавшие в выставке, стали именоваться «голуборозовцами». Их работы были полны внутренней гармонией и особой тишиной. Представители направления, в том числе и Крымов, пробовали свои силы и в импрессионизме. Этот жанр был близок по духу «голуборозовцам». Импрессионисты стремились передать в работах мимолетные впечатления, красоту момента в его движении. Однако по мере становления Крымов и его соратники, пробовавшие себя в молодом, зародившемся во Франции направлении, стали отходить от него, претворяя в полотнах новые, порой противоположные импрессионизму идеи.

Дальнейший творческий поиск

Тягу к символизму, свойственную «голуборозовцам», художник Н. Крымов в полной мере насытил во время работы над оформлением журнала «Золотое руно». Картины того периода (1906-1909, «Под солнцем», «Снегири» и другие) некоторой размытостью красок и сходством с полуденным маревом напоминали гобелены.художник н п крымов

В то же время манера письма Крымова стала меняться. Символизм и недосказанность начали уступать место иронии, шутке и гротеску. Картины «Ветреный день», «Московский пейзаж. Радуга», «После весеннего дождя», «Новый трактир» тяготеют к примитивизму и передают новые впечатления, накопившиеся за многие годы жизни в Москве с ее ярмарками и праздниками. Новые пейзажи Крымова наполнены детским восприятием. Светлые картины буквально дышат весельем и озорством, радостью из-за простых и привычных событий: появления радуги, солнечных лучей или новых высоких домов на улице. А передает это художник при помощи ярких красок и геометризации формы, пришедших на смену тщательной проработке цветовых сочетаний. Однако и эта манера письма стала лишь промежуточным этапом в творческом развитии Крымова.

Недостижимая гармония

С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. Клод Лоррен и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.крымов художник пейзажист

Николай Крымов — художник, никогда не повторявший слепо за учителями или признанными гениями прошлого. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединял в своих работах с примитивизмом, как в картине «Рассвет», и позже с собственной теорией тона. Со временем он отошел от написания пейзажей только с натуры. Николай Петрович стал дополнять увиденное в реальности фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, мечта о которой преследовала большинство мастеров начала прошлого века.

Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали загород или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.художник крымов зимний вечер

Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.

Система тонахудожник н крымов

В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и накрахмаленной рубашки. Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.

Сквозь все перипетии эпохи

Неземная гармония, игра света и тени, покой и пойманный момент — все это художник Крымов. Картина «Зимний вечер», а также полотна «Серый день», «Вечер в Звенигороде», «Домик в Тарусе» и другие, передают красоту мира в целом и природы в частности. От этой темы в своем творчестве Николай Петрович не отходил несмотря на все бурные события, что творились тогда в стране. Политические лозунги и наставления партии не проникли на его полотна. Свою «систему тона» он развивал и передавал ученикам. Николай Крымов умер 6 мая 1958 года, успев передать науку живописи многим молодым художникам, ставшим впоследствии известными деятелями искусства.художник н п крымов Звенигород

Вклад Николая Крымова в теорию живописи неоценим. Сегодня работы мастера можно увидеть в музеях страны. Многие из картин Крымова хранятся в частных коллекциях. Полотна художника по-прежнему вызывают восхищение, а его емкие и меткие высказывания в среде деятелей искусства давно стали крылатыми выражениями.

fb.ru

Крымов Николай Петрович – художник, биография и творчество

Родился Николай Крымов 20 апреля 1884 года, отцом его, как уже было сказано, являлся художник, писавший в излюбленной им манере передвижников. Все свои навыки и умения отец передал сыну, привив ему любовь к искусству с малых лет.

Семья художника была небогатой, поэтому обучаясь живописной грамоте в художественном училище, студент Николай Крымов экономил на многом, краски и холсты были дороги, соответственно он экономил, использовал то, что оставалось от более зажиточных студентов. Вероятно, именно по этой причине и в дальнейших своих работах художник бережно расходовал материалы, все его картины отличаются небольшими размерами.

Даровитость художника была замечена почти сразу же после его поступления – в 1906 году одна из самых ранних работ Крымова «Крыши под снегом» была куплена Валентином Александровичем Серовым для выставки в Третьяковскую галерею. Большое влияние на творчество художника оказали работы Репина И.Е. и Васнецова В.М., именно их влияние так заметно в самых ранних произведениях Крымова.

В годы учебы с 1905 по 1910 гг. художник в своих работах склонялся к импрессионистическому изображению природы, нежные пастельные тона и легкие мазки придавали его полотнам одухотворенный и невесомый вид. В этот период творчества Николай Петрович Крымов искал свою индивидуальность и собственный стиль исполнения. К ранним работам можно отнести полотна «К весне», «Снегири» и «Солнечный день». Все эти картины имеют немного размытый характер, видна рука неискушенного в живописи мастера.

Главным достижением Николая Крымова за годы обучения стала его особая манера написания картин, сочетающая в себе передачу натуральности пейзажа и его поэтической романтичности, которая стала своеобразной визитной карточкой художника. Более поздние работы Крымова прописаны тщательнее и детальнее, манера исполнения тоже немного преобразована, картины теперь имеют более целостный и законченный вид. Яркими примерами творчества этого периода являются «Розовая зима», «Лунная ночь в лесу»«Вечер» и «Вечер», написанные между 1910 и 1920 гг. Манера написания работ этого периода имеет множество сходств с картинами Куинджи, заметна та же пластичность пейзажей, огромное внимание уделяется свету и бликам.

Свой талант художник довел до совершенства в 20 - е годы, став приверженцем русской реалистической живописи. Крымов любил и гордился своей страной и своим народом. Каждое его полотно буквально пропитано этой неподдельной любовью и нежностью. Все его работы – это созерцательный взгляд на русские пейзажи, в каждом из которых художник видит какую-то загадку и тайну. Не зря ведь Крымов так любил изображать воду, которая создавала на картине своеобразный эффект зазеркалья и потусторонности реальности. Ярким примером является его полотна «Ночной пейзаж с домом» и «Полдень». Кажется, что эти картины – прекрасные иллюстрации к волшебной сказке. Атмосфера воздушности и легкости добивалась Николаем Петровичем благодаря точному подбору тонов, которые он считал важнейшими в изображении и передачи света.

Излюбленная тема для работ позднего Крымова – русская деревня, причем ее центром художник видел не людей, а природу. Все работы, посвященные этой теме, выполнены настолько эмоционально, что просто невозможно не воодушевиться пылкими чувствами автора к родным пейзажам! Чего только стоит картина «Деревня летом», написанная в 1921 году. Все его полотна можно охарактеризовать идиллическими и немного наивными, но они чрезмерно тонко отражают русскую душу, что не понять и не дать им положительную оценку просто нельзя.

Можно сказать, что в двадцатые годы картины автора приобретают некую конкретность, Крымов часто изображает пейзажи города Звенигород, в окрестностях которых он проживал.

Последний период творчества живописца неразрывно повязан с рекой Ока и небольшим городом Таруса, куда Крымов перебрался погостить он просто был очарован местными пейзажами и конечно рекой Окой, которая по его высказываниям «дышала свободой». Отражением любви к Тарусе стали картины «Перед сумерками», «Поленово. Река Ока» и ряд других. На 74 году жизни Весной 6 мая 1958 года Николай Крымов умер. Художник оставил великолепную колекцию свох работ для познания и восхищения его творчеством всем последующим поколениям.

www.art-portrets.ru