Кукрыниксы: жизнь и творчество художника. Картины кукрыниксы


Кукрыниксы (233 работы) - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников — графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР , Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.

Кукрыниксы участвовали в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Вместе с советским народом они прошли все ее тяготы, пережили дни поражений, испытали высокий подъем духа в моменты исторических побед. Они видели фашистские бомбардировщики в небе Москвы, горе беженцев, разорение родной земли. Карикатуры и плакаты Кукрыниксов расходились миллионными тиражами, они были известны и противнику, широко обошли мировую прессу. Кукрыниксы своим творчеством внесли огромный вклад в разгром германского фашизма.

Предлагаю, друзья, сканы с изображениями произведений этих замечательных художников в нескольких частях.

(Часть I 1941 год. Часть II 1942 год. Часть III 1943 год. Часть IV 1944 год. Часть V 1945 год. Часть VI Нюрнбергский процесс. Часть VII Живопись, этюды, зарисовки военных лет. Оглавление)

Часть I. 1941 год.

Часть II. 1942 год.

Часть III. 1943 год.

Часть IV. 1944 год.

Часть V. 1945 год.

Часть VI. Нюрнбергский процесс.

Часть VII. Живопись, этюды, зарисовки военных лет.

Оглавление

Всё кликабельно.

aloban75.livejournal.com

состав и биография коллектива, картины

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС – точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.художники кукрыниксы

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью – научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.николай соколов

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения – насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.биография коллектива

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.михаил куприянов

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.порфирий крылов

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые картины, портреты, полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве – социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.художники карикатуристы

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов – Порфирий Крылов родился в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.кукрыниксы плакаты

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.

fb.ru

Творчество художников Кукрыниксы: биография и картины

25 Ноябрь 2014       admin      Главная страница » Педагогика » Опыт великих      Просмотров:   2885

2014-11-24_231048Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?»—спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

Карикатуры художников Кукрыниксов

Будучи даровитыми живописца­ми, Кукрыниксы прежде всего и бо­лее всего — виднейшие мастера со­ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со­бытие в международной жизни на­чиная с 30-х годов и кончая сегод­няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату­ры Кукрыниксов беспощадно разо­блачали заговор империалистических держав против республикан­ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про­должение последней войны» и дру­гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту­пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.

2014-11-24_233247 2014-11-24_232152

С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры. Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

2014-11-24_231701

2014-11-24_231610 0_a

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов

Еще свежи в нашей памяти мно­гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз­громим и уничтожим врага!», «Пре­вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечав­шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору­жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру­довому населению в тылу.

2014-11-24_232606 2014-11-24_232828

2014-11-24_232459

2014-11-24_232428

2014-11-24_231746 2014-11-24_231729

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ­лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958— 1959 годах были опубликованы ка­рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по­священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

Картины художников Кукрыниксов

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто­жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из­вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря­женность момента, хорошо передан­ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими­стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав­шихся поработить нашу социали­стическую  Родину.

novg

Патриотическим чувством проник­нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы­тиям Великой Отечественной вой­ны, — «Таня», «Правда», «Конец».

rr0

kukryn

В последней картине в образах большой художественной силы по­казана бесславная гибель гитле­ризма, в разгроме которого Совет­ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

2014-11-24_2334512014-11-24_2334242014-11-24_2334122014-11-24_233400 2014-11-24_231644 2014-11-24_231635

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекают пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изображает жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяют их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Блиц

Сколько художников Кукрыниксы? 

*Трое

Что означает псевдоним «Кукрыниксы» — расшифровка

*Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Годы жизни

*Михаил Васильевич Куприянов 1903—1991

Порфирий Никитич Крылов 1902—1990

Николай Александрович Соколов 1903—2000 (источник — Википедия)

Метки: биография и творчество художников Кукрыниксов.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

uchitel76.ru

кем были эти люди? :: SYL.ru

Агитационные открытки и плакаты времен Великой Отечественной войны современному поколению известны в качестве музейных и выставочных экспонатов, из соответствующих тематических изданий и фильмов. Самые меткие и запоминающиеся произведения этого цикла создали художники Кукрыниксы. Содружество этих молодых людей – редкое соединение таланта, общности интересов, взаимной поддержки и дополнения друг друга. Авторству этого коллектива принадлежат не только графические произведения. Кукрыниксы одинаково удачно создавали живописные полотна, иллюстрации к литературным изданиям, пробовали себя в оформлении театральных декораций и скульптуре. Кем были эти талантливые люди?

Как родился Кукрыникс?

Талантливые молодые художники Куприянов, Крылов и Соколов начинали свой путь в искусстве по-разному, и первые учителя, и школы у них были совсем разными, и родились в разных городах. Познакомились они в стенах Высших государственных художественно-технических мастерских, сокращенно именуемых ВХУТЕМАС. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Их веселые карикатуры и шаржи украшали студенческие газеты и подписывались именами Крыкул или Кукры. «Никс», или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы.

художники Кукриниксы

Совместное творчество

Более широкой публике веселая троица стала известна после начала работы в журнале «Комсомолия», главным редактором которой был известный поэт Жаров. Было это в 1924 году. Карикатуры и веселые сатирические рисунки ребята создавали легко. Выглядело это примерно так: один брал лист и начинал рисовать, потом рисунок передавался из рук в руки. То, что получалось в итоге, восхищало и выходило гениальным.

Через некоторое время друзьям стали заказывать дружеские шаржи многие знаменитости. Первые пятилетки, строительство нового государственного хозяйства увлекли друзей. Они ездили по стране, темы для творчества стали более серьезными, чем легкая шутка. Художники Кукрыниксы в сатирической форме обличали недобросовестных исполнителей, политическую обстановку вокруг Страны Советов.

Особенную популярность коллективу принесла агитационная работа в годы Великой Отечественной. Много событий происходило в жизни самих художников и в их окружении, но трио сумело сохранить свое содружество до 1990 года и распалось только после смерти Крылова. Кукрыниксов называют родоначальниками нового направления в искусстве – публицистической графики.

Николай Соколов

Михаил Куприянов (1903-1991)

Талантливый мальчик родился на берегах Волги, в небольшом городке Тетюшах. Еще в детские годы его акварельный пейзаж получил премию на городской выставке. События бурного революционного времени не располагали к художественным занятиям – нужно было выживать в новой обстановке. Это обстоятельство и забросило Мишу Куприянова в угольные шахты Туркестана.

Но счастливый случай свел его с людьми, которые рассмотрели талант и направили парня на учебу в художественную школу-интернат, а после ее окончания – во ВХУТЕМАС. Кисти Куприянова принадлежат несколько удачных пейзажей, но больше всего его тянуло к веселому и смешному. Неслучайно, что на его пути встретился такой же веселый товарищ.

Порфирий Крылов (1902-1990)

В отличие от его нового знакомого, Порфирия всерьез привлекала акварельная живопись, во ВХУТЕМАСе он окончил курс именно по этой специализации. Сын тульского рабочего оружейного завода поразил в свое время преподавателей вуза своими юношескими работами. Конек Крылова – теплые и чувственные пейзажи. В более поздних работах проявился Крылов – портретист. Именно этому художнику доверили делать портретные зарисовки преступников фашизма на Нюрнбергском процессе. Но при всех этих талантах самую большую популярность художнику принесло именно содружество Кукрыниксов, работа графика, шаржиста, декоратора, иллюстратора.

Порфирий Крылов

«Никс»

Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Что было общим для всех учеников мастерской искусств, так это увлечение любимым занятием с раннего детства. Соколов не был исключением. Подарок матери, коробку с акварельными красками, он считал самым ярким и волнующим воспоминанием детства. В изостудию парнишка пришел в период работы конторщиком в Рыбинском управлении водного транспорта. Именно тогда в активном молодом человеке проявился интерес к отображению событий общественной жизни в форме плакатов, листовок, афиш. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым. Так Кукры дополнились Никсом.

Графика Кукрыниксов

Союз одаренных творческих людей подарил миру непревзойденного мастера публицистической графики и художественной сатиры. Не было такого события в стране и в мире, начиная в тридцатых годов прошлого века, на которое не откликнулись бы художники Кукрыниксы. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы. Особенно ценным оказался талант друзей в агитационных листовках и плакатах времен Второй мировой войны. Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии.

Михаил Куприянов

Индивидуальная живопись

Несмотря на более чем полвека тесного содружества, художники Кукрыниксы сохраняли каждый свое индивидуальное видение мира. Ценными произведениями живописи стали как совместно созданные картины, так и отдельные произведения каждого мастера. После них еще никому не удалось создать такой коллектив, где был бы достигнут пик совместной популярности и сохранена при этом неповторимость индивидуальности.

www.syl.ru

О том, как создавалась картина "Конец" Кукрыниксов

    Наверное, всем хорошо известна картина знаменитого творческого коллектива художников Кукрыниксы "Конец".

    Думаю, что вас заинтересует и история создания этой картины.

    Из воспоминаний Николая Александровича Соколова, одного из Кукрыниксов:

    "Весна 1945 года. В кадрах немецкой кинохроники - Гитлер. Его трудно узнать. Лицо худое, со старческой улыбкой, рука после прошлогоднего покушения висит как плеть. Он приветствует немецких мальчишек в военной форме. Последняя надежда рейха. Куда там!

  Советские войска уже у ворот Берлина, остановить их невозможно. Гитлер не покидает свой подземный бункер. Идет жестокий бой.    И вдруг сообщение: фюрер покончил жизнь самоубийством вместе с обрученной с ним Евой Браун. Покончил и Геббельс вместе с семьей. Тела их сожжены.    Новое сообщение: Берлин взят советскими войсками. Капитуляция всей Германии.

    Мы трое решаем написать картину о последних днях Гитлера и его ставки в подземелье.    В мае 1945 года прилетаем в Берлин. Первое, что необходимо для работы над задуманным полотном, - скорее попасть в бункер. Узнав, что он находится глубоко под землей, под зданием рейхсканцелярии, и получив разрешение и сопровождающего, идем туда. С трудом карабкаясь по обломкам бывшей лестницы, спускаемся марш за маршем вниз. Когда-то туда ходил лифт. Он сломан. Добравшись до четвертого этажа, натыкаемся на массивную стальную дверь с особыми запорами. Она открыта. Мы в бункере...

    Низкое сырое помещение захламлено обломками мебели и рам от картин, осколками разбитых бутылок, кусками штукатурки. На полу масса мокрых бумаг. Неприятно пахнет какими-то лекарствами. Трудно дышать...    Начинаем быстро работать... "Ку" (Куприянов) и "Кры" (Крылов) рисовали и писали общий вид бункера. Я сделал зарисовку толстенной двери. Представили, как тут "завоеватели" ждали своего конца.    Выбравшись наверх, осмотрели рейхсканцелярию. Разрушения тут основательные, нет части стены. В огромной приемной чернеют кучи железных крестов. Высшая награда, но уже некого и некому награждать. Сейчас они напоминают большие муравейники.    Вот, тоже огромный, кабинет самого фюрера. Как ненасытной пушкинской старухе из сказки, ему все было мало... Больше! Как можно больше! Все исковеркано и перемешано.    Тогда нами было написано и зарисовано много улиц, зданий Берлина, вернее, их обломков. Потом это пригодилось.    Вернувшись в Москву, приступили к работе над эскизами картины "Конец", стараясь использовать зарисовки, этюды, а главное - личные впечатления от бункера.    Решили, пусть каждый попробует сделать эскиз картины, как он ее представляет. Интересным оказалось то, что все трое решили ее композицию очень сближенно. Пожалуй, массивная дверь бункера поразила каждого больше всего.    В мастерской мы попытались воссоздать подобие бункера. Это стальная дверь, серые стены с криво висящими картинами, стол, кресла и прочее. Наладили боковое освещение, дававшее тени. Но основным был все же центральный персонаж. Где взять человека, похожего на германского рейхсканцлера? Без натуры труднее писать. Это не карикатура.

    И однажды в метро мы обратили внимание на пассажира, чем-то смахивающего на Адольфа, с такими же усиками. Он не был его копией, но мог бы пригодиться в работе. Познакомились, сказав, кто мы. Хотим, мол, сделать с него портрет. Для чего, сразу нельзя было сказать - отпугнешь. Обещали заплатить. Согласился.    Пришли с "фюрером" в мастерскую. Осматривая ее, "натура" вдруг задает вопрос:    - А кого вы с меня хотите нарисовать?    Обманывать нельзя. Признаемся кого, но что он не похож на "него", а нужен "для цвета". И только.    - Что? Нет! Никаких денег не надо. Всего хорошего!    И ушел. Растерянные, мы сидели молча... Что же делать? Выход один: "для цвета" позировать самим - друг другу. А сходство черпать из тех фотографий Гитлера, какими пользовались для карикатур всю войну.

    Я дома рисовал себя, глядя в зеркало, наклеив усики и делав прическу "а-ля Гитлер". Особенно стараюсь на своем лице изобразить ужас, выратащив глаза и закинув назад голову. Рисунок "Кукрам" понравился. И я уже в мастерской в таком виде стал позировать им. Куприянов очень подошел к двум генералам, особенно в мундире, взятом напрокат в Министерстве обороны, а Крылов изображал подвыпившего дремлющего эсэсовца на диване. Так и пришлось самим сыграть всю картину. А то, что мы всю войну рисовали Гитлера, пользуясь фотографиями с него, тоже помогло - все трое изучили его лицо, ставшее нам хорошо знакомым.    Работали над картиной много и долго. Меняли позы персонажей, выражения лиц, воодушевлялись найденным, расстраивались при неудаче. И наконец картина окончена. Назвали коротко - "Конец".

    Теперь слово за зрителем. Он - главный судья, очень разный, часто неожиданный в своих суждениях. И всего лучше, если не равнодушный. Иначе - творческая трагедия. К счастью, мы почувствовали взволнованность зрителей, видевших картину "Конец". По письмам, личным встречам.И это была лучшая для нас награда, звавшая еще взыскательнее относиться к своему творчеству.

    Картина "Конец" много лет принадлежит Третьяковской галерее. Но к сожалению (а почему - скажу позже), галерее приходилось не раз расставаться с ней на какое-то время. Ее увозили или в другие города нашей страны, или ее ждали на выставку в какую-либо зарубежную страну. Побывала она в Англии, Франции, Бельгии, США, даже в Берлине, где "для страховки" на картину поставили пуленепробиваемое стекло. Зарубежный зритель заинтересованно относился к ней. Кто не знал "бесноватого" фюрера? Сколько стран стали жертвой его преступной войны, длившейся не один год! Известен был и всему миру позорный конец маньяка.    Мы с М. Куприяновым, оба со своими женами (П. Крылов не смог тогда поехать), находились в Лондоне, когда там экспонировалась выставка произведений живописи нашей страны. На этой выставке была и наша картина "Конец".    На одном из приемов нас познакомили с пожилым англичанином, оказавшимся бывшим президентом Королевской Академии искусств Англии. Подойдя к нам, знакомясь сначала с М. В. Куприяновым, он, узнав, что это один из Кукрыниксов - авторов картины "Конец", протянут ему свою руку и, взяв куприяновскую, вдруг стал тянуть ее к своим губам для... поцелуя. Куприянов, смутившись такой неожиданностью, стал выдергивать свою руку, крепко схваченную бывшим президентом Академии. Вижу, "Ку" пытается свою руку опустить к полу...и все-таки почти у самого пола англичанин успел поцеловать куприяновскую руку. Мы оба, очень смущенные таким неожиданным поведением солидного человека, не знали как себя вести, как реагировать. А президент стал приближаться ко мне. Снова рукопожатие, но я быстро выдергиваю свою руку. Вижу добрую улыбку англичанина, погладившего меня по плечу.    Это был известный Альфред Маннингс. Ему очень понравилась наша картина. Он, оказывается, даже написал взволнованное письмо редактору газеты "Дейли телеграф", высказав в нем свое впечатление о картине "Конец".    Вот оно.

   "Сэр, я чувствую, что в нашей прессе не уделено должного внимания русским картинам, выставленным в настоящее время в залах Королевской Академии. В одной газете было лишь мимоходом, да и то с насмешкой, сказано несколько слов о шедевре искусства.    Являясь собратом по кисти, я обращаюсь к вашим читателям с просьбой посетить выставку и обратить внимание на великое творение "Конец Гитлера и его ставки". Эта картина может быть отнесена к экспрессионизму (в полном смысле этого слова).    Русскому художнику удалось выразить на полотне то, что весь мир должен был почувствовать при сообщении о конце Гитлера в его убежище.    Кто не помнит вой сирен, возвещавших о налетах, страшные взрывы с последующими разрушениями по всему Лондону и за его пределами?    Этот кровавый маньяк вместе со своими приспешниками вверг Европу в кровавую бойню, длившуюся пять лет.    Постойте перед этой картиной, изображающей гибельный конец. Всмотритесь в композицию картины, в сильно освещенную руку. Фигура на переднем плане, которая с силой сжимает стул, и не поддающаяся описанию поза Гитлера - его голова закинута назад, сильное освещение бросает тень на дверь. Что может быть более драматично, чем эта тень, темная и в то же время прозрачная?    Посмотрите на винные бутылки на столе, на телефон, бумаги на полу, роспись пола. Обратите внимание на картины в изогнутых рамах, криво висящих.    Картина написана тремя художниками, но чувствуется мысль одного автора. Я выражаю свое уважение ему.    Ни один живущий или умерший не достиг такого совершенного шедевра.

        Искренне Ваш        А. Маннингс.                      Дэхем.                   Эссекс".

    Много было отзывов об этой картине и у нас в стране, очень ценных для нас. Хочу вспомнить отзыв трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, предлагавшего нашу картину "Конец" поднять в космос, чтобы весь мир видел, что будет с теми, кто попытается напасть на нашу страну".

    Источник: Н. А. Соколов. "Ник.Соколов - Кукрыниксы. Вспоминаю...". М., 1998.

Кукрыниксы:Н. А. Соколов, М. В. Куприянов и П. Н. Крыловна фронте с М. Е. Катуковым.

    Если вы спросите, для чего я разместил такой объемный текст, то я отвечу просто, ни на что конкретно не намекая: перечитайте последний абзац воспоминаний Николая Александровича Соколова, и вам стане все понятно.

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Кукрыниксы (233 работы) - история в фотографиях

Оригинал взят у aloban75 в Кукрыниксы (233 работы)Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников — графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР , Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.

Кукрыниксы участвовали в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Вместе с советским народом они прошли все ее тяготы, пережили дни поражений, испытали высокий подъем духа в моменты исторических побед. Они видели фашистские бомбардировщики в небе Москвы, горе беженцев, разорение родной земли. Карикатуры и плакаты Кукрыниксов расходились миллионными тиражами, они были известны и противнику, широко обошли мировую прессу. Кукрыниксы своим творчеством внесли огромный вклад в разгром германского фашизма.

Предлагаю, друзья, сканы с изображениями произведений этих замечательных художников в нескольких частях.

(Часть I 1941 год. Часть II 1942 год. Часть III 1943 год. Часть IV 1944 год. Часть V 1945 год. Часть VI Нюрнбергский процесс. Часть VII Живопись, этюды, зарисовки военных лет. Оглавление)

Часть I. 1941 год.

Часть II. 1942 год.

Часть III. 1943 год.

Часть IV. 1944 год.

Часть V. 1945 год.

Часть VI. Нюрнбергский процесс.

Часть VII. Живопись, этюды, зарисовки военных лет.

Оглавление

Всё кликабельно.

foto-history.livejournal.com

Кукрыниксы: жизнь и творчество художника

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Содержание

Биография Кукрыниксы

Творчество Кукрыниксы

Работы и выставки

Картины Кукрыниксы

Библиография

Биография Кукрыниксы

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

Творчество Кукрыниксы

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами).

Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов.

Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений.

Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов,

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!. Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.).

Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Библиография

  • Пистунова А. М. Единосущная троица / Александра Пистунова.. — М.: Советская Россия, 1978. — 272 с. — (Люди Советской России). — 50 000 экз. (в пер.)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Кукрыниксы: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Кукрыниксы: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Смотрите также