КУПРИН Александр Васильевич — Галерея произведений (136 изображений). Картины куприн


КУПРИН Александр Васильевич - Галерея произведений (136 изображений).

admin 12.11.2012 Галерея, Новости, Топ-20 6,419 Показы

Открыть доступ

А.В.КУПРИН

(1880 — 1960)

Александр Куприн родился 10 (22) марта 1880 года в городе Борисоглебске Воронежской губернии. С 1906 по 1910 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Абрама Архипова, Константина Коровина и Леонида Пастернака. 

В 1910 году вместе со своими друзьями и единомышленниками по взглядам на пути развития нового искусства основывает и активно участвует в выставках общества «Буновый Валет» Именно в 1910-е годы рождаются лучшие произведения Александра Куприна, снискавшие ему заслуженную славу. Центральное место в творчестве Куприна занимает жанр натюрморта.

После революции продолжал активно участвовать в художественной жизни. Новые краски  в его творчество принесли поездки в Крым, а также обращение к индустриальной теме.

1. Куприн Александр "Обнаженная" 1908 Холст, масло 105х63 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 1. Куприн Александр «Обнаженная» 1908 Холст, масло 105х63 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 2. Куприн Александр "Натурщица в шляпе с зелеными лентами" 1910 Холст, масло 102,2х85,7 Собрание П.Авена 2. Куприн Александр «Натурщица в шляпе с зелеными лентами» 1910 Холст, масло 102,2х85,7 Собрание П.Авена 3. Куприн Александр "Турецкие фелюги. Гудауты" 1911 Холст, масло 80х91,5 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 3. Куприн Александр «Турецкие фелюги. Гудауты» 1911 Холст, масло 80х91,5 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 4. Куприн Александр "Пейзаж с горой. Гудауты" 1911 Холст, масло 88х97 Собрание П.Авена 4. Куприн Александр «Пейзаж с горой. Гудауты» 1911 Холст, масло 88х97 Собрание П.Авена 5. Куприн Александр "Натюрморт" 1910 Холст, масло 88х97 Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль 5. Куприн Александр «Натюрморт» 1910 Холст, масло 88х97 Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль 6. Куприн Александр "Натюрморт с сыром" 1910 Холст, масло 87,3х87,6 Севастопольский художественный музей 6. Куприн Александр «Натюрморт с сыром» 1910 Холст, масло 87,3х87,6 Севастопольский художественный музей 7. Куприн Александр "Мальвы на черном фоне" 1910 Холст, масло 89х79 Тюменский музей изобразительных искусств 7. Куприн Александр «Мальвы на черном фоне» 1910 Холст, масло 89х79 Тюменский музей изобразительных искусств 8. Куприн Александр "Натюрморт с книгами и со свечой" 1911 Бумага, свинцовый карандаш 32,9х38,5 Государственная Третьяковская галерея 8. Куприн Александр «Натюрморт с книгами и со свечой» 1911 Бумага, свинцовый карандаш 32,9х38,5 Государственная Третьяковская галерея 9. Куприн Александр "Натюрморт с книгами и со свечой" 1911-1912 Холст, масло 89х101 Государственная Третьяковская галерея 9. Куприн Александр «Натюрморт с книгами и со свечой» 1911-1912 Холст, масло 89х101 Государственная Третьяковская галерея 10. Куприн Александр "Гудауты" 1911 Холст, масло 70х87 Собрание семьи Шлепяновых 10. Куприн Александр «Гудауты» 1911 Холст, масло 70х87 Собрание семьи Шлепяновых 11. Куприн Александр "Гудауты. Дома" 1912 Холст, масло 70х104,5 Томский областной художественный музей 11. Куприн Александр «Гудауты. Дома» 1912 Холст, масло 70х104,5 Томский областной художественный музей 12. Куприн Александр "Натюрморт с тыквой" 1912 Холст, масло 89х98 Государственная Третьяковская галерея 12. Куприн Александр «Натюрморт с тыквой» 1912 Холст, масло 89х98 Государственная Третьяковская галерея 13. Куприн Александр "Пейзаж. Ментона" 1914 Бумага, угольный карандаш 40,5х50 Государственная Третьяковская галерея 13. Куприн Александр «Пейзаж. Ментона» 1914 Бумага, угольный карандаш 40,5х50 Государственная Третьяковская галерея 14. Куприн Александр "Пейзаж. Крым" 1912 Холст, масло 70,5х88 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 14. Куприн Александр «Пейзаж. Крым» 1912 Холст, масло 70,5х88 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 15. Куприн Александр "Франция. Улица в Ментоне" 1914 Бумага, итальянский карандаш 50х32 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 15. Куприн Александр «Франция. Улица в Ментоне» 1914 Бумага, итальянский карандаш 50х32 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 16. Куприн Александр "Пейзаж. Ментона" 1914 Холст, масло 85,2х91,7 Государственная Третьяковская галерея 16. Куприн Александр «Пейзаж. Ментона» 1914 Холст, масло 85,2х91,7 Государственная Третьяковская галерея 17. Куприн Александр "Натюрморт с хлебами" 1914 Холст, масло 94х106 Омский музей изобразительных искусств 17. Куприн Александр «Натюрморт с хлебами» 1914 Холст, масло 94х106 Омский музей изобразительных искусств 18. Куприн Александр "Натюрморт с синим подносом" 1914 Холст, масло 71х102 Государственная Третьяковская галерея 18. Куприн Александр «Натюрморт с синим подносом» 1914 Холст, масло 71х102 Государственная Третьяковская галерея 19. Куприн Александр "Москва. Пейзаж с церковью" 1915 Бумага, графитный карандаш 35х47 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 19. Куприн Александр «Москва. Пейзаж с церковью» 1915 Бумага, графитный карандаш 35х47 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 20. Куприн Александр "Завод под Москвой" 1915 Бумага, угольный карандаш 33,2х36 Государственная Третьяковская галерея 20. Куприн Александр «Завод под Москвой» 1915 Бумага, угольный карандаш 33,2х36 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

cultobzor.ru

Знаете ли вы Куприна? - Елена Хорватова

Знаете ли вы Александра Куприна? Каждый ответит: конечно! Знаменитый русский писатель, "Поединок", "Яма", "Юнкера"... А если речь идет не о писателе Александре Ивановиче Куприне, а о художнике Александре Васильевиче Куприне?Его знают меньше. Хотя Куприн - один из авангардистов, которые нынче в такой моде, более того - один из немногих русских авангардистов с относительно благополучной судьбой.

Будущий художник родился в 1880 году в Борисоглебске в семье педагога. С 1893 года семья Александра Куприна жила в Воронеже. Его родители, как и большинство интеллигентных семей того времени, были не чужды творческим радостям - в доме много пели, играли на рояле и других музыкальных инструментах, танцевали, сочиняли и декламировали стихи... Всем этим с удовольствием занимался и Саша. И даже музыку писал... Но мальчик еще и хорошо рисовал. А родители, родственники и многочисленные гости, часто собиравшиеся в доме Куприных, всегда его поощряли. Высоко оценивал способности Саши и преподаватель рисования из его гимназии, обещавший своему ученику славу художника...

Но из-за финансовых проблем семьи юному Саше пришлось пойти работать - конторщиком на железную дорогу. Мечты о живописи не оставляли юношу и после службы он спешил в вечернюю живописную школу, продолжая удивлять преподавателей своими способностями. В 1902 году двадцатидвухлетний Куприн, скопив немного денег, уезжает в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Однако его подготовка не достаточна для поступления, и для начала Саше приходится поучиться в частных художественных студиях. Но пресловутый  "кусок хлеба" живопись ему уже дает - на жизнь Куприн зарабатывает копиями картин известных мастеров, рисунками для открыток и мозаичными панно.

Куприн А.. Мальвы на черном фоне. 1910Мальвы на черном фоне. 1910

В 1904 году молодого человека ждал удар - в Академию его не приняли. Он уезжает в Москву, чтобы попытать успеха в Училище живописи, ваяния и зодчества, а для начала снова идет учиться в частную студию, на этот раз - в популярную московскую студию художника Юона. Через два года ему удается поступить в Московское училище.В 1907 году Куприн из-за проблем с легкими едет в Крым подлечиться и навсегда попадает под обаяние крымской природы. Крымские пейзажи станут одной из важнейших для него тем. Но сам подход Куприна к творчеству вскоре начинает кардинально меняться - 1908 году он в частных коллекциях московских меценатов открывает для себя современную новаторскую живопись, прежде всего французскую. И начинаются художественные эксперименты, которые не всегда находят понимание в училище... В 1909 году он участвует в авангардистской художественной выставке салона "Золотое руно". А в 1910 году Куприн покидает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и не получив диплом, и становится одним из организаторов и лидеров объединения художников "Бубновый валет".Куприн А.. НатюрмортНатюрморт с трубкой

Куприн А.. Обнаженная натурщица с красной ленточкой в волосах и с синим подносом. 1910-еНатурщица с красной ленточкой и синим подносом, 1910

Куприн А.. Натурщица с зеленым шарфом. 1910Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Куприн А.. Натюрморт с сыром. 1910Натюрморт с сыром

Куприн много путешествовал, побывал во Франции, Италии, где ознакомился с художественными новинками. Но любимыми для него по-прежнему оставались пейзажи Крыма. Впрочем, начавшаяся Мировая война крайне затруднила поездки за рубеж... Но художника больше волновали творческие эксперименты - он увлекся таким течением как кубизм.

Куприн А.. Турецкие фелюги. Гудауты. 1911Турецкие фелюги. Гудауты. 1911

Куприн А.. Пейзаж с горой. Гудауты. 1911Пейзаж с горой. Гудауты. 1911

Куприн А.. Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-1912Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-12

Куприн А.. Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-1912Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-12

Куприн А.. Пейзаж. Ментона. 1914Пейзаж. Ментона. 1914

Куприн А.. Кирпичный завод под Москвой. 1915Кирпичный завод под Москвой. 1915

Куприн А.. Лежащая обнаженная натурщица с искусственными фруктами на блюде и с азиатским кувшином. 1917Лежащая обнаженная натурщица. 1917

Куприн А.. Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе. 1917Натюрморт с глиняным кувшином. 1917

Революция вносит раскол в ряды художников. Кто-то принимает советскую власть, кто-то отправляется в эмиграцию... Кто-то мечется, уезжает и... возвращается. Куприн, в отличие от своего тезки писателя, сразу решает все для себя и остается на родине. Он не отказывается от прежних исканий, но на его полотнах пробивается и нечто новое, привнесенное переменами в стране.Куприн А.. Искусство. 1918Искусство. Эскиз плаката. 1918

Куприн А.. Древнерусская архитектура. Москва. 1918Древнерусская архитектура. Москва. 1918

Куприн А.. Москва. Пейзаж с церковью. 1918Москва. Пейзаж с церковью. 1918

Куприн А.. Натюрморт с воблой. 1918Натюрморт с воблой. 1918

Куприн А.. Чайная лавка. 1919Чайная лавка. 1919

Куприн А.. Сокольники. Каланча. 1919Сокольники. Каланча. 1919

Куприн А.. Фили. Кутузовская церковь. 1921Фили. Кутузовская церковь. 1921

В начале 1920-х художник уезжает из Москвы, где в условиях Гражданской войны жизнь была совсем трудной, в Нижний Новгород и работает там в художественных мастерских. В 1924 Куприн возвращается в Москву. Работа во ВХУТЕМАСе, в Текстильном институте, дизайнерские проекты... Но именно в 1920-х годах у художника появляется новая тема, к которой прежде он лишь изредка робко подступался - индустриальный пейзаж.Куприн А.. Нижний Новгород. 1921Нижний Новгород 1921

Куприн А.. Завод. 1921Завод. 1921

Куприн А.. Донбас. 1921Донбас. 1921

Куприн А.. Дорогомилово. Сосна. 1923Дорогомилово. Сосна. 1923

Куприн А.. Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924

Работы Куприна становятся все более реалистичными, что поощряется в советских условиях. да и настроениям самого художника отвечает."Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека", - скажет сам художник о своих исканиях.

Куприн А.. Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень. 1927Бахчисарай. Чурук-Су. 1927

Куприн А.. Пейзаж с луной. 1927Пейзаж с луной. 1927

Куприн А.. Бахчисарай. Сумерки. 1928Бахчисарай. 1928

Куприн А.. Феодосия. Храм XI века. 1930Феодосия. Храм 11 века

Куприн А.. Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930

Куприн А.. Днепропетровский завод им. Г.И.Петровского. Доменный цех. Каупера. 1930Днепропетровск. Металлургический завод им. Петровского

Куприн А.. Завод Завод "Серп и молот" в Москве. 1931

Куприн А.. Баку. Нефтяные промыслы. Вид с моря. 1931Баку. Нефтяные промыслы. 1931

Куприн А.. Москва. Дом Правительства. 1932Москва. Дом правительства. 1932

Куприн А.. Маневры Черноморской эскадры. 1932Маневры Черноморской эскадры. 1932

Куприн А.. Старая колокольня. Кутаиси. 1932Кутаиси. Старая колокольня. 1932

Куприн А.. Беасальская долина. Крым. 1937Беасальская долина. Крым. 1937

Куприн А.. Пейзаж с луной. 1944Пейзаж с луной. 1944

Куприн А.. Натюрморт со стеклянной вазой. Пески. 1945Натюрморт со стеклянной вазой. 1945

Куприн А.. Могила И.К.Айвазовского у древнего армянского храма. 1946Могила Айвазовского у древнего армянского храма. 1946

В эпоху Оттепели искания художника снова нашли отклик и оказались интересными зрителю. В 1954 году А.В. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды. К сожалению, это была последняя прижизненная экспозиция его работ - до закрытия выставки Куприн, находившийся в весьма почтенном возрасте, не дожил.

Александр Куприн умер 18 марта 1960 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

eho-2013.livejournal.com

Куприн Александр Васильевич — «Чтобы Помнили»

Искусство | Живопись

Русский художник

Александр Куприн родился 22 марта 1880 года в Борисоглебске.

Его отец был преподавателем уездного училища. С 1893 года семья Куприных жила в Воронеже, где Александр Куприн учился, но потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. В эти годы влечение к искусству привело его в вечерние классы Общества любителей художеств. Затем, решив стать художником, он в 1902 году отправился в Петербург. Там он учился в школе А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году бросил ее и переехал в Москву. В столице он поступил в студию К.Ф.Юона. Пробыв в Москве два года, Куприн начал учиться в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он оказался весьма неуживчивым учеником. В 1908 году он впервые увидел в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись, увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства.

В 1909 году он участвовал в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Это не прошло даром для Куприна. В 1910 году он был вынужден уйти из училища и с тех пор на много лет с головой окунулся в эксперименты. Куприн стал одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». С 1910 года почти четырнадцать лет он писал, главным образом, натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчилась геометричность форм. Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета».

В 1920 году он уехал в Нижний Новгород, где руководил нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими. В 1924 году он вернулся в Москву. Год возвращения в столицу оказался переломным для его искусства. Он обратился к реалистическому пейзажу, а с 1926-го по 1930-й годы совершал ежегодные поездки в Бахчисарай, где и писал свои первые значительные реалистические картины.

С 1930-го по 1934-й годы наступил новый период в его искусстве. Художник работал над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь обратился к Крыму, а перед самой войной - к мотивам русской природы. С 1945 года крымские пейзажи вновь завладели вниманием художника, и, наконец, в последних своих произведениях он возвратился к индустриальным темам.

Куприн испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму Куприна привел сложный процесс сложения нового художника, процесс слияния творчества художника с общественной и художественной жизнью страны. Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору своей творческой зрелости - это два абсолютно разных художника. Выработалась определенная система его творческих интересов, которые были свойственны раннему и остались свойственны зрелому периоду его искусства. Было заметно внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа. Его творчеству была свойственна большая интеллектуальная сила. Влюбленный в живую красоту природы, он вдохновлялся стремлением проверить разумом свои впечатления, в его искусстве светился огонь творческого, познавательного проникновения в изображаемый им мир.

Еще в годы обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, пораженный новой французской живописью, Куприн с пламенной страстью обратился к поискам открытого чистого звучания цвета. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом. Молодого художника интересовала выразительность колорита. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился в начале 1910-х годов кубистическими увлечениями. Куприна увлекло стремление отыскать в зрительно воспринимаемых формах мира их внутреннюю структуру, открыть в кажущейся случайности внутреннюю закономерность. Так появились многочисленные натюрморты, которые художник писал примерно до 1923 года. В них главным оказывалось четкое построение обобщенных и геометрических форм. В этих работах господствовали жесткие объемы, подчиненные своей внутренней логике, не совпадающие с формой предметов. Более того‚ художник ставил себе натюрморты из муляжей: он писал искусственные цветы, модели плодов и фруктов, которые делал сам. Через эти картины проходило, то угасая, то постепенно укрепляясь‚ стремление художника охватить зримый мир не только взором, но и разумом, стремление создать выверенную им самим, а не воспринятую на веру художественную программу.

Мальвы на черном фоне (1910)

Обнаженная натурщица с красной ленточкой в волосах и с синим подносом (1910)

Пейзаж с горой. Гудауты (1911)

Гудауты. Дома (1912)

Натюрморт с хлебами (1914)

Натюрморт с кактусом (1917)

Натюрморт с трубкой (1917)

Натюрморт со шляпой (1917)

Древнерусская архитектура. Москва (1918)

Москва. Пейзаж с церковью (1918)

Сельский домик. Село Зюзино (1918)

Большой натюрморт с искусственными цветами, красным подносом и деревянной тарелкой (1919)

Натюрморт на круглом столе. Молочник, медный кофейник и красный перец (1919)

Натюрморт со статуэткой Б.Д.Королева (1919)

Сокольники. Каланча (1919)

Чайная лавка (1919)

Фили. Кутузовская церковь (1921)

Весенний пейзаж. Яблоня весной (1922)

Восточный город (1922)

Городской архитектурный мотив (1922)

Натюрморт (1922)

Пейзаж с церковью (1922)

Старинный замок (1922)

Храм с колокольней у моста (1922)

Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское (1923)

Крылатское. Группа деревьев (1923)

Стремление отойти от отвлеченного геометризма‚ ощутить реальность изображаемой материи обнаружилась в написанном в 1917 году натюрморте с глиняным кувшином. Линии, плоскости и грани более ранних натюрмортов сменили ощущение тяжелой весомой массы. Форма строилась, прежде всего, с помощью переходов цветовых тонов, и светотеневая моделировка сливалась с движением цвета. Такая живопись представляла собой один из наиболее реалистических вариантов творчества общества «Бубновый валет».

Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе (1917)

В эти годы шел еще один важный процесс. Ко дню переезда Советского правительства из Петрограда в Москву Куприн написал вместе с А.В.Лентуловым знамя, которое было поднято на здании Московского Совета. В Нижнем Новгороде он исполнил кубо-футуристические декорации для постановки в театре пьесы Василия Каменского «Степан Разин».

Вторая половина 1920-х годов считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна. Он написал в те годы огромное количество этюдов, в некоторых из них видна известная случайность композиции, рассчитанная на то, чтобы создать эффект непосредственного взгляда на природу. В них цвет становился динамичным и скользящим, а геометризм рисунка сменялся более быстрым очерком предметов. Все эти свойства представляли собой лишь оттенки в искусстве Куприна, сохранявшем свои основные качества - стремление к конструктивности и логической стройности.

Бахчисарай. Уличка с тремя фигурами (1927)

Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень (1927)

Пейзаж с луной (1927)

Вечер в Бахчисарае (1928)

Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су (1930)

Бахчисарай. Заброшенная мечеть (1930)

Бахчисарай. Полдень (1930)

Бахчисарай. Скалы в Русской слободе (1930)

Феодосия. Храм XI века (1930)

Баку. Вечер в старом городе (1931)

В Крыму в эти годы художник написал свою картину «Тополя». После ранних натюрмортов Куприна эта картина выглядела настоящим откровением. В ней звучало радостное, взволнованное приятие художником красочной картины природы, захватывающей своей яркой жизнью. Непосредственные впечатления от пейзажа одухотворяли это произведение. После натюрмортов особенно бросалось в глаза увлечение художника динамической движущейся картиной жизни.

Тополя. Бахчисарай (1927)

Композиция картины строилась уходящими в глубину и вверх ступенями. За мягкими массами зелени первого плана, над тяжелыми геометрическими формами домиков, на фоне гор с их размеренными ритмами, возносились силуэты тополей. Они вырастали подобно струям фонтана, бьющим вверх, и движение это, теряя силу на излете, завершалось мягкими очертаниями вершин, а затем как бы вновь возвращалось вниз. Мелкие, дробные пятна облаков вплетались в эту полную внутренней трепетности картину природы. Куприн с увлечением рассказывал о том, что он увидел в южной природе, учил видеть в ней то, что мог бы не заметить и не почувствовать невнимательный наблюдатель. В его глазах и горы, и тополя, и небо с облаками становились единой материальной средой, охваченной единой жизнью. И в самой живописи, в приемах письма художник заставлял зрителя воспринять эти свои представления. Верхушки тополей не просто были написаны на фоне неба, они были окружены массой неба. Мазки красок светлых желтоватых оттенков, которыми Куприн писал вечереющее небо, обходили вокруг очертаний тополей, как бы описывая их, вмещая в свою среду деревья. Проложенные легкими мазками верхушки тополей казались быстро возносящимися кверху, но ниже, к корням дерева, мазки краски становились густыми и тяжелыми, краска словно стекала вниз, давая возможность в самой фактуре живописи ощутить и прочное строение дерева, и эффект взлетающего вверх движения.

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки (1924)

Осенний букет (1925)

Сад под Москвой. Руза (1925)

Розовые, лиловые и черные цветы на розовом фоне (1926)

Кремль зимой (1929)

Судак. Гора святого Георгия (1929)

Начало 1930-х годов дало совершенно новые темы искусству. На рубеже 1920-х и 1930-х годов индустриальная тема привлекала к себе внимание многих художников. Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. Из работы над индустриальными пейзажами художник вынес новое идейное начало своего искусства. Работая над этими пейзажами, Куприн оказался в авангарде советских художников, боровшихся за идейную значительность и общественную действенность искусства. Его пейзажи отныне не выглядели частным собеседованием художника с природой.

Завод под Москвой (1915)

Донбасс (1921)

Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского. Доменный цех (1930)

Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского-Каупера (1930)

Днепропетровский коксовый завод (1930)

Баку. Нефтяные промыслы. Вид с моря (1931)

Завод "Серп и Молот" в Москве. Мартеновский цех. Литье стали (1931)

Московский металлоаффинерный завод (1931)

В индустриальном пейзаже утверждалось то начало, которое вносило в природу человеческий труд. Перед зрителями проявлялось присущее Куприну пристальное внимание к активному человеческому началу в художественном образе. Впечатление от природы становилось той живой формой, в которую облекалась мысль художника, несущая в себе весомое общественное содержание. Пейзаж Куприна становился документом эпохи индустриализации.

В первой половине 1930-х годов художник вновь вернулся к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам.

Настурции (1930)

Зима. Москва (Этюд из окна) (1931)

Маневры Черноморской эскадры (1932)

Москва. Дом правительства (1932)

Уголок Бахчисарая (1934)

Вечер в окрестностях Бахчисарая. Пейзаж с луной и тополями (1936)

Букет полевых цветов в белой вазе на черном фоне (1939)

В 1937 году Куприн создал свое лучшее произведение тех лет - «Беасальская долина». В нем перед зрителями предстал живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. В зрительно убедительных формах раскрывалось движение внутренних сил природы. Эти внутренние силы, которыми полна изображенная в картине природа, принадлежали не столько самой природе, сколько художнику, который внес свои мысли и чувства в пейзаж. Натуральность передачи цвета предметов сочеталась со стройностью внимательно проработанной художником единой цветовой гаммы, появляющейся здесь как плод сложной обобщающей работы живописца. Естественность облика природы несла в себе внимательно продуманную и богатейшим образом разработанную систему пространственно-объемного и ритмического построения картины.

Беасальская долина. Крым (1937)

«Беасальская долина» завершила собой все предвоенное творчество Куприна. Уже с конца 1930-х годов он начал внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. Они стали главными в его искусстве военных лет, когда он с той же тонкостью и глубиной, как это было в крымских пейзажах, запечатлевал лирическую картину тихого летнего вечера.

С новой силой искусство Куприна зазвучало с 1945 года, когда художник вновь обратился к полюбившейся ему крымской природе. На этот раз живописи Куприна все больше становилась свойственна сила и строгость обобщающих суждений.

1947 год - новый этап в его искусстве. Он был отмечен двумя большими картинами - «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Творчество художника уже находилось на той ступени знания природы, когда он обрел возможность свободно повествовать о мыслях и раздумьях, оперируя уже претворенными в его сознании мотивами природы. Например, композиции картины «Дорога в Беасалы» было присуще устойчивое равновесие. Скалы справа и слева, уходящая прямо в глубину по дну ущелья дорога, светлые горы на заднем плане - все это создавало проникнутую внутренней логикой панораму величавой природы. На картине были изображены люди, но ни масштаб их фигур, ни их чувства и содержание не соразмерены с содержанием, наполняющим образ природы. Маленькие фигуры людей лишь обогащали пейзаж, не внося в него ничего нового. Природа жила по своим внутренним законам. Образ картины не был проникнут непосредственными человеческими чувствами и не повествовал о лирических переживаниях человека, а содержал выраженные в формах природы обобщенные философические суждения о мире и его грандиозности, о тех живущих в нем силах, которые человек постигает интеллектом, но не чувствами.

Дорога в Беасалы (1945-1946)

В 1954 году Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды.

Александр Куприн умер в Москве 18 марта 1960 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.art-assorty.ru

22 марта 1880 года – 18 марта 1960 года

Похожие статьи и материалы:

Куприн Александр (Документальные фильмы)

ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

chtoby-pomnili.net

КУПРИН Александр Васильевич - Галерея произведений (136 изображений). - Страница 2 из 7

admin 12.11.2012 Галерея, Новости, Топ-20 6,418 Показы

Открыть доступ 21. Куприн Александр "Завод под Москвой" 1915 Холст, масло 90,8х118,3 Государственная Третьяковская галерея 21. Куприн Александр «Завод под Москвой» 1915 Холст, масло 90,8х118,3 Государственная Третьяковская галерея 22. Куприн Александр "Натюрморт с бегонией, подносом и яблоками" 1916 Холст, масло 89х100 Государственная Третьяковская галерея 22. Куприн Александр «Натюрморт с бегонией, подносом и яблоками» 1916 Холст, масло 89х100 Государственная Третьяковская галерея 23. Куприн Александр "Лежащая обнаженная натурщица с искусственными фруктами на блюде и с азиатским кувшином" 1917 Холст, масло 122х165 Государственная Третьяковская галерея 23. Куприн Александр «Лежащая обнаженная натурщица с искусственными фруктами на блюде и с азиатским кувшином» 1917 Холст, масло 122х165 Государственная Третьяковская галерея 24. Куприн Александр "Натюрморт. Цветы на фоне набойки" 1917 Холст, масло 104х123 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 24. Куприн Александр «Натюрморт. Цветы на фоне набойки» 1917 Холст, масло 104х123 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 25. Куприн Александр "Натюрморт с ножницами" 1917 Холст, масло 73х87 Краснодарский краевой художественный музей 25. Куприн Александр «Натюрморт с ножницами» 1917 Холст, масло 73х87 Краснодарский краевой художественный музей 26. Куприн Александр "Натюрморт. Красные искусственные цветы и зеленый поднос на белом фоне" 1917 Холст, масло 119х139 Томский областной художественный музей 26. Куприн Александр «Натюрморт. Красные искусственные цветы и зеленый поднос на белом фоне» 1917 Холст, масло 119х139 Томский областной художественный музей 27. Куприн Александр "Натюрморт. Розовые, лиловые и черные искусственные цветы на розовом фоне (Букет цветов)" 1917 Холст, масло 103,5х93 Государственный Русский музей 27. Куприн Александр «Натюрморт. Розовые, лиловые и черные искусственные цветы на розовом фоне (Букет цветов)» 1917 Холст, масло 103,5х93 Государственный Русский музей 28. Куприн Александр "Натюрморт с лейкой" 1917 Бумага, итальянский карандаш, акварель 33,5х41 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 28. Куприн Александр «Натюрморт с лейкой» 1917 Бумага, итальянский карандаш, акварель 33,5х41 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 29. Куприн Александр "Натюрморт на круглом столе с черной бутылью и трубкой, с лиловой и белой драпировками и двумя грушами" 1917 Холст, масло 98х89 Государственный Русский музей 29. Куприн Александр «Натюрморт на круглом столе с черной бутылью и трубкой, с лиловой и белой драпировками и двумя грушами» 1917 Холст, масло 98х89 Государственный Русский музей 30. Куприн Александр "Натюрморт с кактусом и конским черепом на черном фоне" 1917 Холст, масло 105х102 Государственный Русский музей 30. Куприн Александр «Натюрморт с кактусом и конским черепом на черном фоне» 1917 Холст, масло 105х102 Государственный Русский музей 31. Куприн Александр "Натюрморт с кактусом и конским черепом" 1917 Холст, масло 105х94 Саратовский государственный художественный музей 31. Куприн Александр «Натюрморт с кактусом и конским черепом» 1917 Холст, масло 105х94 Саратовский государственный художественный музей 32. Куприн Александр "Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе" 1917 Холст, масло 79х88,5 Тамбовская областная картинная галерея 32. Куприн Александр «Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе» 1917 Холст, масло 79х88,5 Тамбовская областная картинная галерея 33. Куприн Александр "Натюрморт со шляпой" 1917(?) Холст, масло 113х162 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 33. Куприн Александр «Натюрморт со шляпой» 1917(?) Холст, масло 113х162 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 34. Куприн Александр "Натюрморт с кактусом" 1917 Бумага, угольный и графитный карандаши, гуашь, акварель 24,8х27 Государственная Третьяковская галерея 34. Куприн Александр «Натюрморт с кактусом» 1917 Бумага, угольный и графитный карандаши, гуашь, акварель 24,8х27 Государственная Третьяковская галерея 35. Куприн Александр "Древнерусская архитектура. Москва" 1918 Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель 42х50 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 35. Куприн Александр «Древнерусская архитектура. Москва» 1918 Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель 42х50 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 36. Куприн Александр "Обнаженная натурщица с синей вазой" 1918 Холст, масло 105х122 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 36. Куприн Александр «Обнаженная натурщица с синей вазой» 1918 Холст, масло 105х122 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 37. Куприн Александр "Натюрморт. Фрукты" 1918 Холст, масло 76х83 Нижегородский государственный художественный музей 37. Куприн Александр «Натюрморт. Фрукты» 1918 Холст, масло 76х83 Нижегородский государственный художественный музей 38. Куприн Александр "Сельский домик. Село Зюзино" 1918 Бумага, итальянский карандаш 34х51 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 38. Куприн Александр «Сельский домик. Село Зюзино» 1918 Бумага, итальянский карандаш 34х51 Бывшее собрание Т.С.Анисимовой-Куприной, вдовы художника 39. Куприн Александр "Сельский домик. Село Зюзино" 1918 Холст, масло 73х98 Государственный Русский музей 39. Куприн Александр «Сельский домик. Село Зюзино» 1918 Холст, масло 73х98 Государственный Русский музей 40. Куприн Александр "Москва. Пейзаж с церковью" 1918 Холст, масло 99х124 Государственный Русский музей 40. Куприн Александр «Москва. Пейзаж с церковью» 1918 Холст, масло 99х124 Государственный Русский музей Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

cultobzor.ru


Смотрите также