Художник Курбе Гюстав: жизнь и творчество. Картины курбе


Гюстав Курбе - картины (всего 270)

Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Jean Désiré Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Во, Швейцария) — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались преподавателем. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой»,была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдах. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Художник Курбе Гюстав: жизнь и творчество

Курбе Гюстав (1819-1877) – художник, наделенный немалым дарованием, почти самоучка. Он сознательно отказался от академического стиля в живописи и стал родоначальником реализма, перешедшим в позднем творчестве в прямой натурализм.курбе гюстав Умудренный невзгодами Гюстав Курбе, фото которого (выше) было сделано в последние годы жизни, выглядит задумчивым человеком, который не старается казаться лучше, чем он есть.

Детство

Курбе Гюстав родился в маленьком городке (по нашим меркам в деревне) с населением в три тысячи человек, в Орнане, недалеко от Швейцарии. Отец мечтал, что сын будет юристом, поэтому отправил в 1837 г. его учиться в Королевский колледж в г. Безансоне, расположенном неподалеку от родного дома. По собственному усмотрению Курбе Гюстав начинает занятия живописью под руководством ученика Давида.

Париж

В двадцать лет молодой человек отправляется в столицу якобы для углубления знаний в юриспруденции. Но реально он посещает Лувр и художественные мастерские, в которых, как он для себя решил, ему делать нечего. Но в одной из мастерских он задержался: там обучали рисовать обнаженную натуру.

Выставка

На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. В нем уже виден самостоятельный почерк пока еще романтичного художника, который ищет свой путь. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал.гюстав курбе произведения Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя. Глаз расположен примерно на линии золотого сечения, так, чтобы зритель не мог от него оторваться. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо. Здесь тоже не вполне удалось задуманное. Но хороши и печальный спокойный спаниель, и золотисто-коричневый праздничный колорит, и еле видимый пейзаж в глубине картины. Остальные работы художника в Салон не приняли.

Живопись и политика

Париж всегда был политизированным городом. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. Но на баррикады Гюстав не пошел. К этому времени художник уже побывал в Голландии и привез отчетливое желание полностью разорвать с романтизмом. Создав на основе новой концепции ряд полотен, Гюстав Курбе, произведения которого раньше просто отвергались, в 1849 году выставил в Салоне 7 картин. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль.

«Похороны в Орнане» (1849 г.)

Это масштабное полотно размером в длину более трех метров и высотой более полуметра художник Гюстав Курбе посвятил одному из своих дедов. Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. Все горожане старались попасть на картину-эпопею. На ней изображены и певчие, и кюре, и мэр города, и жители в черных траурных одеждах.гюстав курбе фото Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви. Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Сюжет весьма прозаичен, но в этом полотне интересны образы людей, которые создал Курбе, поднявшись до обобщений. Сосредоточив все внимание на процессе похорон, а не на деяниях покойного или на посмертном существовании души, живописец проявил себя полным реалистом.

В Париже не поняли, зачем из обычных похорон создавать столь монументальную картину, да еще и с плоскостной композицией. На Всемирную выставку 1855 года ее не принимают, хотя жюри отобрало для нее одиннадцать работ Курбе. Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы. Тогда полный возмущения художник устраивает свою собственную выставку, которая состоит из 40 полотен. Он печатает «Манифест реализма», и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует реализм в живописи. Это вызывает в обществе скандал.

«Веяльщицы» (1854 г.)

Известно, что позировали для этой картины Курбе, отображающей тяжелый крестьянский труд, две его сестры и знакомый ребенок.происхождение мира гюстав курбе фото Картина получила жизнерадостное звучание за счет золотистого колорита и ярко-красного платья девушки, стоящей в центре композиции и сразу привлекающей внимание. Симпатичная рыженькая кошечка спит рядом с дремлющей девушкой в сером, оживляя атмосферу и без того мажорную. Непонятно только, зачем нарисован закрывающий дверь ларь-сундук, возле которого расположился мальчик.

«Пергола» (1862 г.)

Эта картина показывает другого Курбе, способного любоваться женской красотой, сопоставляя ее с пышным цветением вьющихся по перголе роз.художник гюстав курбе Четко по золотому сечению проходит линия раздела композиции, основную часть которой занимают белые, оранжевые, красные цветы. Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки. Белые полупрозрачные рукава и белый воротник гармонируют с расположенными рядом цветами, а платье по тону совпадает с тенями под левой рукой и затененной листвой в левой части картины. Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист.

«Происхождение мира» (1866 г.)

Не хочется долго останавливаться на этой работе. Она слишком неприятна для человека со здоровой психикой, не склонного к подглядыванию за человеком в самых интимных моментах его жизни. На картине изображен торс женщины без лица. Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено.гюстав курбе творчество Эта картина доставит удовольствие только вуайеристу, который получает удовлетворение, когда ему показывают половые органы человека другого пола и ничего более. Здоровому человеку это не требуется, и рассматривать этот опус не хочется. Хочется просто быстро забыть подобную гадость.

В этот период Курбе создает много эротических полотен, среди которых выделяются особой откровенностью «Спящие». Этот натурализм вызывает осуждение круга как обывателей, так и людей с именами. Но его ярым приверженцем остается Прудон, чей портрет он написал.

«Волна» (1870 г.)

Этот пейзаж считается шедевром Курбе. Полотно почти пополам отдано небу и морю. Тучи плотно закрыли небеса. Их оттенки переливаются от серовато-зеленых до сиренево-розовых и потрясают своей красотой. курбе гюстав Цвет волн также играет всеми тонами зеленого, создавая разнообразные глубокие цветовые эффекты. Это прекрасно передает мощь природных сил. Художник был захвачен этой темой и написал цикл работ, где изображены различные виды Этрета и его бурного беспокойного моря.

В 1871 году сильно политизированный художник принимает активное участие в действиях Парижской Коммуны. После подавления восстания ему инкриминировали низвержение Вандомской колонны. После этого Курбе сидел в тюрьме, и его приговорили к выплате колоссального штрафа. Он бежал в Швейцарию, где и умер в полной нищете.

Вызывает очень неоднозначные реакции как человек и художник Гюстав Курбе, творчество которого и сегодня не оставляет людей безразличными. Это говорит о несомненном таланте и сильной личности этого живописца.

fb.ru

Шокирующий ню-реализм Густава Курбе - Главные мелочи

Его реализм порождал скандалы на протяжении всей его жизни.... Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»

“От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного “я”?”, -   (Александр Дюма-сын)

 

Критическое отношение самого Курбе к традиционной живописи хорошо иллюстрируют его ню.

 

 

Говоря об изображении обнажённой женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне 1853 года. Насмешки сыпались на  Курбе одна за другой. Массивная  обнаженная женщина,  выходящая  из  воды,  была  прямой противоположностью  и  одалискам  классика Энгра,  и  романтическим,  восточным  моделям Делакруа. Светлый свежий колорит  противоречил краскам предыдущих картин Курбе.      «Купальщицы» были открытым выступлением уже не против старых сюжетов, но против  всех  прежних  концепций  обнаженной натуры в живописи. Картина так шокировала пришедшего  в  Салон  Наполеона  III,  что  он стегнул по ней хлыстом, а императрица Евгения,  вспомнив  о  своем  посещении  конской ярмарки, произнесла:  «Это тоже першерон?»«Купальщицы» нарушали сразу несколько «правил хорошего тона». Во-первых, женщина была слишком реалистична. Раньше обнажённая женская фигура имела право принадлежать лишь мифическому персонажу.Во-вторых, публику рассердили сами позы женщин – они не были мотивированы каким-нибудь сюжетом, хотя некоторые критики нашли, что поднятая рука женщины напоминает позу, характерную для Марии Магдалины («не прикасайся ко мне»), при её встрече с воскресшим Христом возле гробницы. Эта трактовка  делала картину ещё более кощунственной.В-третьих, обнажённая фигура должна обладать классическими пропорциями – вот незыблемое правило, к которому привыкли посетители Салона. Всякое искажение пропорций воспринималось как вызов. Один критик заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита.

- Вытянутая рука женщины обещала зрителю сюжет, но на картине ничего не происходило, и посетители покидали Салон, чувствую себя обманутыми.

- Многих зрителей возмутила не очень чистая накидка на бёдрах женщины, и особенно, грязные ноги сидящей героини.

 Г. Курбе. "Купальщицы"

Теперь Курбе нередко стали бросать обвинения, что его живопись примечает лишь уродливое.Например, в картине «Женщина с попугаем» некоторые критики не увидели главного, зато отметили нечистое мятое бельё и неухоженные растрёпанные волосы.Хотя эта картина несомненно обладает достоинствами – женщина написана реалистично, а сама картина наполнена здоровым эротизмом.В целом, картина была неплохо принята в Салоне, и Курбе поверил, что её купят для государственного собрания. Не купили.

 Г. Курбе. Женщина с попугаем. 

Скандальное полотно «Спящие», поднимающее тему лесбийской любви.

 Г. Курбе. "Спящие"

 

Картины Курбе, представляющие одиночных обнажённых героинь, выдержаны в академической манере, которая так ценилась Салоном. Наиболее удачная среди них – «Весна»

Г.Курбе. "Весна"

Картина «Источник» тоже выдержана в академической манере. Вполне вероятно, что полотно явилось ответом на картину с таким же названием и похожим сюжетом Доминика Энгра.

Г.Курбе. "Источник"

Д. Энгр. "Источник"

«Женщина в волнах», вызывает в памяти Афродиту, рождённую из морской пены. Но поднятые руки, придерживающие волосы ещё больше «оголяют» тело, хотя оно погружено в воду. Это делает божественную Афродиту вполне земной и реальной женщиной.

Г.Курбе. "Женщина в волнах"

 

Основатель  реализма,  Густав Курбе не мог в своем творчестве пройти мимо фотографии. Он не только коллекционировал снимки обнаженной натуры, но и активно использовал их в своей работе. Известно, что художник обращался к фотографии Валлу де Вильнева для изображения фигуры природы в картине «Ателье», и других ню. Создавая ряд произведений, Курбе искал вдохновения в фотографиях эротического содержания.

 

 

 

 

 

 

«Происхождение мира»

История “L’origine du monde” - в русских переводах, “Начало мира”, “Происхождение мира” и даже “Рождение мира” - не менее скандальна, чем жизнь ее создателя. Достаточно сказать, что, будучи написанной в 1866 году, она впервые стала открыта для широкой публики в конце ХХ века. Картина  сразу после своего появления попала в коллекцию к Халил- Бею, турецкому послу в Санкт-Петербурге, обосновавшемуся в Париже. Он был известным покровителем изящных искусств и страстным коллекционером. В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате.

  В 1868 году коллекция Халил-Бея была распродана, и картина поменяла нескольких владельцев, пока в 1955 году не вернулась в Париж в качестве собственности Жака Лакана. Знаменитый философ и психоаналитик точно так же держал ее взаперти.

Жак Локан посвятил картине несколько своих лекций психоанализа, и выпустил книгу " Четыре основных концепций психоанализа", Le seminaire /livre XI/, les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse , где приводит базовые примеры о картине. Но саму картину не показывают ни на одной выставке.Работу не показали даже на ретроспективе Курбе 1977 года в Гран Пале. А в 1994 году полицейские Клермон-Феррана и Безансона потребовали изъять из продажи книгу, обложка которой была украшена репродукцией "Происхождения мира". Наследники Лакана передали картину государству в качестве налога за вступление в права наследства.  

 В настоящее время эта работа экспонируется в музее Орсе в Париже, где к ней приставлен специальный охранник, наблюдающий за реакцией публики.  И ещё, картину защищает пуленепробиваемое стекло.Так, на всякий случай.

Таким образом, “L’origine du monde” - являет собой уникальный образчик, так называемого, сакрального искусства, табу на показ которого сохранялось даже в казалось бы не знающем никаких моральных запретов ХХ веке.Как считал сам Курбе, это полотно превосходило творения Тициана. С момента создания – 1866-й – «Происхождение мира» никогда открыто не выставляли, о нем слагались легенды, оно шокировало даже видавших виды волокит 

mi-galka.livejournal.com

Гюстав Курбе – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge

Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.

Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.

Сохранить

artchallenge.ru

Курбе Гюстав

 

Гюстав Курбе

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.

Его реализм порождал скандалы на протяжении всей его жизни....Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»

В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны.

После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.

Автопортрет (отчаянный человек),

"Похороны в Орнане". 1849-1850 гг. Холст, масло. 314х663 см. Музей д'Орсэ, Париж. 

"Похороны в Орнане". 1849-1850 гг. Холст, масло. 314х663 см. Музей д'Орсэ, Париж.

"Автопортрет (Курбе с черной собакой)". 1844 г. Холст, масло. Музей дю Петит Палас, Париж. 

"Автопортрет (Курбе с черной собакой)". 1844 г. Холст, масло. Музей дю Петит Палас, Париж.

 

"Лиса на снегу". 1860 г. Холст, масло. Музей исскуств, Даллас

"Лиса на снегу". 1860 г. Холст, масло. Музей исскуств, Даллас

 

Файл: Гюстав Курбе автоматического retrato.jpg

"Автопортрет (Мужчина с трубкой)".

Творчество Гюстава Курбе (1819-1877)

 

Творчество Гюстава Курбе (1819-1877)

«Море у берегов Нормандии» (1867).

Гюстав Курбе 0001

Гюстав Курбе 0002

Гюстав Курбе 0009

Гюстав Курбе 0010

Гюстав Курбе 0012

Гюстав Курбе 0014

Гюстав Курбе 0015

Гюстав Курбе 0017

Гюстав Курбе 0018

"Девочка с чайками, Трувилль". 1865 г.

Гюстав Курбе 0020

Гюстав Курбе 0023

Гюстав Курбе 0029

Гюстав Курбе 0097

Гюстав Курбе 0034

Гюстав Курбе 0043

Гюстав Курбе 0041

Гюстав Курбе 0042

Гюстав Курбе 0050

Гюстав Курбе 0052

Гюстав Курбе 0054

Гюстав Курбе 0048

Гюстав Курбе 0058

Гюстав Курбе 0053

Гюстав Курбе 0061

Просеиватели пшеницы, 1854-1855

Гамак

Гюстав Курбе 0062

Гюстав Курбе 0073

Гюстав Курбе 0079

Гюстав Курбе 0082

Гюстав Курбе 0083

Гюстав Курбе 0091

Гюстав Курбе 0092

Мастерская художника, 1855

Гюстав Курбе 0086

Гюстав Курбе 0093

Гюстав Курбе 0096

Гюстав Курбе 0101

Гюстав Курбе 0100

 

 

 

Гюстав Курбе 0111

Гюстав Курбе 0112

Здравствуйте, господин Курбе!, 1854, Музей Фабра, Монпелье

Гюстав Курбе 0116

Гюстав Курбе 0115

Гюстав Курбе 0126

Гюстав Курбе 0131

Гюстав Курбе 0132

Гюстав Курбе 0134

Гюстав Курбе 0151

Курбе ГюставДевушка в белых чулках, 1861 Собрание Барнса, Мэрион

Курбе ГюставЖюльетта Курбе, 1844 Дворец Пети, Париж

Курбе ГюставОбнаженная дама с собачкой, 1868 Музей Орсе, Париж

Курбе Гюстав

Курбе Гюстав«Портрет девушки»

Жан Дезире Гюстав Курбе (фр. Gustave Courbet)

Борцы.

Жан Дезире Гюстав Курбе (фр. Gustave Courbet)

Купальщица

Побережье

Побережье

Послеобеденный отдых

Послеобеденный отдых

Курбе Гюстав

Гюстав Курбе"Окраина деревни зимой"

 

Курбе Гюстав
Курбе Гюстав
время публикации: 8 февраля 2013 г., 10:10 последнее обновление: 8 февраля 2013 г., 10:10
Курбе Гюстав По информации французского журнала, картину, на которой нарисовано лицо закинувшей голову брюнетки, два года назад обнаружил у одного из парижских антикваров некий любитель искусства, пожелавший остаться неизвестным

Французский журнал Paris Match в четверг опубликовал фотографию картины, которая якобы является частью выставленной в музее Орсе знаменитой провокационной картины "Происхождение мира" Гюстава Курбе, передаетРИА "Новости".

Картина получила скандальную известность из-за того, что у изображенной на ней женщины детально прорисованы половые органы.

На картине Курбе "Происхождение мира" лица натурщицы не видно, однако, по мнению искусствоведа, автора каталога работ Курбе Жан-Жака Фернье, картина вырезана из большого полотна, изображавшего лежащую на кровати полуобнаженную женщину с распростертыми руками.

По информации французского журнала, картину, на которой нарисовано лицо закинувшей голову брюнетки, два года назад обнаружил у одного из парижских антикваров некий любитель искусства, пожелавший остаться неизвестным. Он приобрел картину за 1,4 тысячи евро, провел исследование, обратился к специалистам и пришел к выводу о том, что это часть картины Курбе "Происхождение мира". Если это действительно так, стоимость находки может подскочить до нескольких десятков миллионов евро.

Считается, что художник посчитал, что выставлять "Происхождение" в первоначальном виде было рискованно и поэтому отделил от картины часть с головой модели. Сделал он это, предположительно, для того, чтобы избежать возможных неприятностей для модели, которая, скорее всего, была любовницей Курбе, отмечает Русская служба BBC.

Ранее предполагалось, что для Курбе позировала Джоанна Хиффернан, которую также можно видеть на его картине "Прекрасная ирландка (портрет Джо)", хотя официального подтверждения этой версии не было. Изображенная на картине женщина имеет некоторое сходство с Хиффернан, но у нее темные волосы (как и на лобке натурщицы с "Происхождения мира"), тогда как ирландка была рыжей.

Между тем критики скептически отнеслись к представленной Paris Match сенсации. Так, по словам эксперта музея Курбе в Орнане, "Происхождение мира" всегда описывалось современниками художника как картина, на которой не видно ни головы, ни ног женщины. По мнению другого эксперта, картины не принадлежат кисти одного мастера, поскольку в работе Курбе видна некая "дикость", мазки большой кистью, а лицо женщины с другой картины выписано более тонко, тщательно и академично - похоже, что это работа современника Курбе, но не его самого. Еще один специалист заявил, что в отличие от Эдуарда Мане, Курбе никогда не прибегал к подобному приему и не разрезал свои полотна, а сила "Происхождения мира" заключена именно в том, что это произведение искусства такое, какое оно есть. В свою очередь, в музее Орсе отказались оценить находку, мотивировав это тем, что никогда не комментируют произведения из частных коллекций.

Отметим, что картина шокировала не только современников художника, но скандалы, связанные с ней продолжаются и по сей день. В 2011 году соцсеть Facebook не просто запретила эту картину, а и удалила странички двух своих пользователей. Сначала наказанию подвергся датчанин Фроде Стейнеке, который с помощью "Происхождения" проиллюстрировал некоторые шоу на датском телевидении.

Писатель Люк Вутер объявил о поддержке права датчанина публиковать все, что угодно из французского культурного наследия, а затем сменил картинку в своем собственном профиле на "Происхождение мира". Разумеется, спустя 24 часа его профиль был удален, после чего он призвал всех, кто поддерживает запрет на глупую цензуру, последовать его примеру, и распространить картину Курбе как можно шире, передаетГазета.Ru.

В 2009 году португальская полиция приняла репродукцию "Происхождения мира" за порнографию и конфисковала на книжной ярмарке в Браге все экземпляры книги. Лишь решительный протест Ассоциации издателей книг вынудил блюстителей порядка одуматься и вернуть задержанные книги владельцу.

При этом "Происхождение мира" спокойно висит в парижском музее д'Орсе и доступна для лицезрения в любом каталоге художника.

 

 

art.mirtesen.ru

Гюстав Курбе: картины, биография художника

Гюстав Курбе (1819-1877)

Гюстав Курбе

Творчество Гюстава Курбе — одна из высших точек раз­вития западноевропейского изобразительного искусства XIX века — оказало большое влияние на Э. Манэ, К. Моне, О. Ренуара и других выдающихся мастеров живописи.

Жан Дезире Гюстав Курбе родился в восточной Франции, в Орнане, маленьком городке департамента Франш Конте. Он происходил из состоятельной фермерской семьи и детст­во свое провел в деревне. Первоначальное образование Кур­бе получил в орнанской школе, а затем в Безансонском колледже. Здесь он стал заниматься рисованием и начал посещать курсы изобразительного искусства. В 1840 году юноша приехал ib Париж и, отказавшись от (Карьеры юрис­та, всецело отдался изучению живописи.

 Ранние работы Курбе по своему настроению и исполне­нию были близки романтизму. Они отличались своеобраз­ным, темпераментным восприятием натуры, темным насы­щенным колоритом. Их главным действующим лицом был сам художник («Автопортрет с черной собакой», 1842; «Че­ловек с трубкой», 1846 и др.).

Революцию 1848 года Курбе встречает с восторгом. Он основывает клуб сподвижников, принимает участие в издании газеты «Голос народа». После кровавей расправы с восставшими художнику приходится поки­нуть Париж. Вернувшись на родину в Орнан, он за корот­кое время создает свои лучшие произведения: «После обе­да в Орнане» (1848—1849), «Каменотесы» (1849, картина погибла), «Похороны в Орнане» (1849), Естественность и жизненность этих картин, их простой и сочный живопис­ный язык привлекают всеобщее внимание. Уже картина «После обеда в Орнане», где изображены Курбе, его отец и один из друзей художника, слушающие местного скрипа­ча, заставляет Энгра и Делакруа признать Курбе новато­ром и революционером. В чем же заключалось новаторство Курбе? В правдивом, неприкрашенном показе быта простых людей. Полотно «Каменотесы», представившее зрителям двух рабочих — старика и юношу, — дробящих под паля­щим солнцем на краю придорожной канавы камни, явилось следующей ступенью в творчестве художника. «Каменоте­сы» не только вызывали сострадание и сочувствие к безра­достной жизни рабочего, но утверждали значительность этого человека, делали именно его героем нового искусст­ва. Что же касается «Похорон в Орнане», то эта картина правдиво, без какой-либо сентиментальности, более того, с определенной сатирической заостренностью изображала ре­лигиозную церемонию.

Враждебная всякой идеализации живопись Курбе проти­воречила официальному искусству, которому покровитель­ствовало правительство. Прогрессивная критика провозгла­сила Курбе главой реалистического направления, реакци­онная — обвиняла в нарочитом собирании и выпячивании уродств современной жизни. Новый взрыв возмущения в буржуазных кругах породила картина «купальщицы» (1853), где художник дал образец реалистической трактов­ки обнаженного тела. Публично демонстрируя свое отвра­щение к новому искусству, император Наполеон Ш, побы­вавший в Салоне, ударил хлыстом по повернутой спиной к зрителю обнаженной фигуре на картине Курбе и чуть не разорвал полотно. Нападки и оскорбления сыпались на ху­дожника со всех сторон. Отвечая на них, он устраивает персональную (выставку под названием «Павильон реализ­ма», где экспонирует 34 картины и 4 рисунка («Деревен­ские барышни», 1851; «Веялыцицы», «(Встреча [«Здравст­вуйте, господин Курбе]», 1854; «Ателье», 1855 и др.).

С конца 50-х годов Курбе создает ряд замечательных пейзажей, марин. Пишет обнаженные модели. Среди его те­матических картин этого периода нельзя обойти молчанием антиклерикальное полотно «Возвращение кюре» (1863).

Во время Парижской коммуны Курбе примыкает к числу ее сторонников. Его выбирают в члены Коммуны в качестве Народного комиссара по делам искусств. После падения Коммуны реакция бросает Курбе в тюрьму. Художника об­виняют в разрушении Вандомской колонны и приговари­вают к выплате огромной суммы на восстановление этого памятника. Когда написанные в тюрьме картины — модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты» — Курбе после освобождения посылает в Салон, жюри отвергает их. Представитель правительства Тьера заявляет: «Эта не от- носится к искусству». В 1873 году Курбе, спасаясь от трав­ли, эмигрирует из Франции и находит приют в Швейцарии. Здесь он продолжает работать. Он пишет швейцарские ландшафты, создает скульптуру «Республика Гельвеция», медальон «Женщина с чайкой» и др. Однако немногие из этих работ по своему художественному уровню могут срав­ниться с картинами периода расцвета его творчества.

Картины Курбе

Gustave_15 Gustave_16

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Гюстав Курбе, картины с названиями и биография художника

Жан Дезире Гюстав Курбе (фр. Jean Désiré Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан, Франция — 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария) — выдающийся живописец, один из основателей и ключевая фигура французского реализма. В период Парижской коммуны занимал должность комиссара по искусству. Позднее был обвинен в сносе знаменитой Вандомской колонны и вынужден эмигрировать в Швейцарию.

Особенности творчества художника Гюстава Курбе: отказ от романтических трактовок в пользу жизненной правды — наиболее эта особенность заметна в его жанровых картинах; кроме того, Курбе была свойственна сатирическая интонация, которая отделяет его произведения от более позднего французского натурализма.

Известные картины Гюстава Курбе: «Похороны в Орнане», «Купальщицы», «Происхождение мира», «Женщина с попугаем», «Автопортрет с черной собакой», «Дробильщики камней».

Осенью 1839 года в Париж прибыл молодой человек при шляпе и щегольских усах. Он был хорош собой, шумен, дерзок и честолюбив. Юноша не испытывал ни малейшего пиетета перед признанными авторитетами и был готов вызвать на дуэль целый мир. Впрочем, в отличие от героев Дюма, он предпочитал шпаге кисть.

Подобно другому знаменитому провинциалу — д’Артаньяну — он не сомневался, что в Париже о нем вскоре заговорят. Разумеется, так и произошло. Звали молодого человека Жан Дезире Гюстав Курбе.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане — деревушке на границе с Швейцарией. Его отец — Режи Курбе — был зажиточным землевладельцем: детство Гюстава прошло среди фамильных виноградников и живописных рощ восточной Франции. Он рано увлекся рисованием — уже в 12-летнем возрасте Гюстав, не проявлявший большого рвения в других науках, охотно посещал семинары по живописи, которые проводил в Орнане заезжий ученик Антуана-Жана Гро.

В 18 лет, повинуясь воле отца, Гюстав Курбе отправился в Королевский колледж Безансона учиться на юриста. Однако, вместо того, чтобы штудировать право, он все больше времени уделяет занятиям в местной академии живописи, и два года спустя, отправляется покорять столицу.

Гюстав Курбе неоднократно подчеркивал, что всему учился сам и никогда не принадлежал ни к какой школе. Это, разумеется, не вполне правда: прибыв в Париж, он учился в мастерской некоего Стобена. Кроме того, на первых порах Курбе много копировал — Рембрандта, Халса, Караваджо. Что касается современников, к их творчеству Курбе отнесся скептически. Он даже заявлял, что разочарован современным французским искусством и «если живопись должна быть такого свойства, то он никогда не станет художником». Впрочем, Курбе вскоре передумал — не в последнюю очередь, благодаря работам Эжена Делакруа, которыми искренне восхищался.

Напускное презрение к мнению публики уживалось в нем с лютым желанием добиться признания. Достичь успеха без благословения парижского Салона было в те годы практически невозможно, и Курбе бомбил жюри заявками. Он экспериментировал с разными техниками, пробовал себя в разных жанрах, искал выигрышные сюжеты, пытался просчитать салонную конъюнктуру. В 1844-м осада увенчалась первым успехом: автопортрет «Курбе с черной собакой» попал в экспозицию и был удостоен сдержанно благожелательной критики.

В 1848 году у Гюстава Курбе появился неожиданный союзник — буржуазно-демократическая революция. Несмотря на то, что счета Гюстава долгое время исправно оплачивал отец-феодал, сам он придерживался вполне революционных взглядов. Курбе унаследовал их от деда по материнской линии — убежденного республиканца. Кроме того, в Париже он сдружился с философом анархистом Пьером-Жозефом Прудоном. Так что февральскую революцию Гюстав Курбе встретил с энтузиазмом. Главным же революционным завоеванием для него стало то, что в 48-м была упразднена квалификационная комиссия парижского Салона. Воспользовавшись ситуацией, Курбе выставил сразу 10 своих полотен, одно из которых — «Послеобеденный отдых в Орнане» — приобрело новое правительство. Это был год триумфа: Курбе удостоился Большой золотой медали Салона, стал настоящей знаменитостью. Увы, его дальнейшие отношения с парижским Салоном были не столь безоблачны.

В 1950-м картина «Похороны в Орнане», которую Курбе посвятил памяти своего деда, провоцирует громкий скандал. Критики возмущены тем, что композицию и тему, ранее ассоциировавшиеся с библейскими сюжетами и эпическим размахом, Курбе использует, изображая будничные события в маленькой деревушке. Хуже того, не испытывая благоговения перед таким явлением как Смерть, Курбе привнес в полотно личные мотивы — по меркам тех лет, это была шокирующая нескромность.

Три года спустя история повторяется — на этот раз, поводом для всеобщей истерики становится картина «Купальщицы». Обнаженная крестьянка, чей «тыл» критики сравнивают с лошадиным крупом, у другой — о, ужас! — грязные ноги. Публика окончательно укрепляется во мнении, что реализм Курбе — слишком уж реалистичный. Даже вчерашние сторонники (в их числе Эжен Делакруа) отмечают «вопиющую вульгарность форм».

Нужно заметить, что самых непримиримых критиков нервировали не только картины Курбе, но и сам Курбе. Столичная богема воспринимала Гюстава Курбе как эдакого сельского медведя — шумного, могучего и неотесанного. Один из критиков писал о нем: «Природная мощь Курбе бьет все мыслимые рекорды — это он орет громче всех, это он выпивает наибольшее количество кружек пива, это он несет с охоты самую крупную добычу, это он меньше чем за два часа рисует пейзаж». Гюстав ни в чем не знал меры. Он любил поесть и выпить. Любил женщин (одну из них Курбе, к слову, увел у своего коллеги и приятеля Джеймса Уистлера). Он любил жизнь и умел взять у нее все, что она могла предложить. Кроме того, он был заносчив, категоричен в суждениях и ценил свою творческую свободу превыше устоявшихся канонов и правил. Не удивительно, что отдавая дань его таланту, Париж все же не спешил раскрывать дружеские объятия провинциальному гордецу.

Несколько скрасило ситуацию появление Альфреда Брюйя — мецената и большого поклонника Гюстава Курбе. Брюйя оплатил несколько доброжелательных отзывов в газетах и купил все картины, выставленные художником на Салоне 1853-го. Позднее, когда работы Курбе по традиции отвергнет жюри Всемирной выставки в Париже, Брюйя даст ему денег на строительство персонального павильона под недвусмысленно лаконичной вывеской «Реализм». Этот «контркультурный» жест оценили коллеги — о выставке «Реализм» восторженно отзывались Делакруа и Энгр. Однако, публика и критики встретили ее прохладно. Измотанный подготовкой экспозиции и несколько разочарованный Курбе потом еще долго болел.

На Салоне 1857-го разразился новый скандал: критики обрушились на картину «Девушки, отдыхающие на берегу Сены». Отчаявшись что-либо доказать, Курбе уехал в Германию — в некотором смысле это было бегством. «Я волочусь по чужим краям, чтобы хоть мысленно обрести независимость, без которой не могу жить», — писал он одному из своих немногих друзей. Вернувшись во Францию, Гюстав Курбе открыл мастерскую, в которой собрал более 30 учеников. Свои принципы он формулировал аудитории примерно так: «Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже, если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству. Делайте только то, что видите и чувствуете сами».

В 1867-м, когда в Париже открывается очередная Всемирная выставка, Курбе, как и полагается грамотному революционеру, идет своим путем. На деньги Альфреда Брюйя он строит новый персональный павильон — втрое превосходящий размерами прежний.

Пришедшую к власти Парижскую коммуну Гюстав Курбе встречает с распростертыми объятиями. Это чувство — взаимно: при новой власти известный оппозиционер Курбе становится кем-то вроде комиссара по искусству. Когда Парижская коммуна приняла решение снести Вандомскую колонну (монумент, воздвигнутый Наполеоном во славу французского оружия), Курбе не возражал. Он и раньше выступал за перенос колонны в какое-нибудь пустынное место, находя ее «естественной, словно кровавый родник в мирном саду». Но раз уж парижане решили разрушить памятник, так тому и быть. Разрушение колонны было символичным жестом: Курбе казалось, что на Вандомской площади рассыпается в прах старый мир с его закостенелыми устоями.

Охваченный революционной эйфорией, он писал: «Париж сегодня — настоящий рай, не видно ни полиции, ни малейшей глупости в поведении граждан, никакой обдираловки, никаких драк. Так должно быть всегда».

Разумеется, рай просуществовал недолго: вскоре коммуна была раздавлена. А Гюстав Курбе угодил за решетку — главным образом, за снос Вандомской колонны.

Правительство полагало, что Курбе, как президент федерации художников, должен был оберегать исторические памятники, а не сносить их. Через полгода его освободили, обязав оплачивать восстановление Вандомской колонны из своего кармана.

Это было тяжкое моральное и финансовое бремя: ежегодно Курбе должен был выплачивать десять тысяч франков. Его имущество было описано, картины — конфискованы.

Сразу после освобождения Курбе уехал в родной Орнан, а оттуда эмигрировал в Швейцарию. Некоторое время он продолжал работать, но писал в основном натюрморты на продажу, чтобы покрыть долги.

В 1877-м Гюстав Курбе скончался от цирроза печени. Кроме своих картин он оставил потомкам что-то вроде словесного завещания: «Когда я умру, скажите: он никогда не принадлежал ни к одной художественной школе, ни к одной церкви, ни к одной академии и не был сторонником ни одного политического устройства, за исключением устройства свободы».

Автор: Андрей Зимоглядов

artchive.ru


Смотрите также