Михаил Ларионов: картины, биография. Картины ларионов


Михаил Ларионов, картины художника Ларионова Михаила Федоровича

Именно Ларионов был первопроходцем, заложившим основу для появления русского авангардизма. Его лучизм не стал особо популярным, но все началось с него. Михаил Ларионов призывал браться за абсурдное, чтобы сделать великое, требовал учиться у детей и вывесочников, отрицая академиков. Он, пожалуй, единственный из художников прожил долгую жизнь с женщиной, равновеликой ему по таланту, причем в той же сфере. Но в их с Натальей Гончаровой общей могиле в Париже покоится прах еще одной женщины.

Как всё начиналось

Михаил Ларионов (22 мая (3 июня) 1881 года — 10 мая 1964 года) родился в Тирасполе, вскоре семья переехала в Замоскворечье. Обучался живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких художников, как Исаак Левитан, Валентин Серов и Константин Коровин. Поступил в училище в 1898 году и почти сразу познакомился с главной женщиной своей жизни — Натальей Гончаровой (двоюродной правнучкой «той самой» Натали Гончаровой, супруги Пушкина).

Как художник Ларионов начинал, и весьма успешно, с импрессионистских пейзажей и натюрмортов. Этот период продлился до 1906 года. Ларионов был очарован Клодом Моне, особенно по душе студенту пришлась идея француза изобразить Руанский собор в разное время суток и при разном освещении. Ларионов решил не отставать от Моне и написал множество вариаций на тему покосившегося сарая. А обнаженные женщины, взиравшие с полотен Ларионова, вынудили руководство училища исключить его с формулировкой «за растлевающее влияние на товарищей».

На лето Ларионов уезжал в родной Тирасполь, где писал свои импрессионистические пейзажи: «Акация весной», «Сад», «Цветы». В некоторых картинах того периода уже ощущается грядущее увлечение Ларионова неопримитивизмом («Купальщицы на закате«). Эти картины Ларионов выставлял в Обществе русских акварелистов и «Мире искусства». Коллекционеры с удовольствием их приобретали, а Сергей Дягилев даже пригласил его принять участие в выставке в Париже.

Эпоха неопримитивизма в творчестве Михаила Федоровича

В 1906 году на русской экспозиции Осеннего Салона в Париже картины Ларионова произвели фурор. А сам он был потрясен Парижем. Оказывается, Моне — вчерашний день, а герои нынешнего времени — Ван Гон, Сезанн, Гоген. С утра до ночи Ларионов бродил по музеям и выставкам. Как ни удивительно, близкое знакомство с европейской живописью сделало его не последователем, но новатором. Он вернулся в Россию, и началась эпоха неопримитивизма Ларионова.

Ларионов провозглашает лучшими учителями создателей вывесок. И действительно, «Парикмахерские» явно ориентированы на зрителя, они нарочито демонстративны. Ларионов не заигрывает с лубком и не улыбается, как вежливый человек, «народу», подразумевая незримое, но явственное «ну, мы же с вами понимаем». Он погружается в этот мир. Собственно, это одна из особенностей неопримитивизма — он ни в коем случае не стилизация, он и есть отображение простонародного взгляда на жизнь. Не «представим на минуточку точку зрения солдата, комфортно расположившись в нашей светской гостиной», а оказываемся возле солдата, становимся им. Некоторые картины мастера приобретает Третьяковская галерея, что считалось безусловным показателем успеха.

«Лучистые картины» Ларионова и боди-арт на женской груди

Французские новаторы стали для Михаила Федоровича трамплином. Он создает кардинально новое направление — лучизм. Критики, только свыкшиеся с его картинами в жанре неопримитивизма, снова в недоумении. «Где запечатленная природа? Где мгновения жизни? Где прекрасные женщины, в конце-то концов!?», — безуспешно вопрошают они, а Ларионов отвечает, что для этого человечество уже изобрело фотоаппарат, и пишет «лучистые картины».

Художник уверен, что каждый человек (даже дурак), испытывая какие-либо чувства, испускает лучистую энергию. Партнер эти лучи воспринимает и генерирует ответные. Их он и призывает рисовать. И в этом состоит революционное влияние Ларионова. Все остальные так или иначе отталкивались от предметности, а Ларинов легким движением руки отправил ее в утиль. «Восприятие не самого предмета, а суммы лучей от него» призывает изображать Ларионов и тем самым срывает барьер: можно не просто изображать предметы странно и непохоже, можно и нужно изображать вообще не предметы!

Новое направление далеко не сразу было принято и далеко не всеми. Самой эффективной «пиар-кампанией» Ларионов и его верная спутница Наталья Гончарова признали скандал — что поделать, ничто не ново под луной. Они организовывают эпатажные выставки и, как сегодня мы бы сказали, перфомансы. Параллельно Ларионов строчит один за другим манифесты, помимо программного «Лучизма».

В «Манифесте к женщине» мастер призывает дам обнажить грудь, которую следует раскрасить или татуировать. Законом мужской моды в «Манифесте к мужчинам» признается асимметрия. Пошлость и ретроградство — носить усы: необходим один ус! И половину бороды непременно следует сбривать, а мужские ноги должны быть голыми, татуированными и в сандалиях (спасибо, не в носках).

Вскоре на очередной выставке «уважаемой публике» предлагается новая услуга — вас может раскрасить знаменитый Ларионов. Женщинам Ларионов предлагал раскрашивать озвученные в манифесте части тела, и дамы стояли в очереди за столь пикантным боди-артом…

Эмиграция, балет и «друзья семьи»

По приглашению Сергея Дягилева в 1914 году самая эпатажная пара российского авангарда (зарегистрировавшая свои отношения гораздо позже) уезжает в Париж сотрудничать с «Русскими сезонами». Навсегда, но они пока об этом не знают. Предполагалось, что будут рисовать декорации, но внезапно Ларионов начинает проявлять интерес и к другим сторонам процесса — он участвует в постановках как сценограф и иногда сценарист (написание манифестов не прошло даром), а со временем как сопостановщик-хореограф. Причем нередко спорит с Дягилевым, который уже знает цену таланту Ларионова и поручает ему воспитание молодых танцоров. Результат? Из-под «пера» Ларионова вышли такие всемирно знаменитые танцоры как Леонид Мясин и Сергей Лифарь.

На октябрь 1917 года у Ларионова и Гончаровой запланировано возвращение в Россию. А в России на это время тоже немало запланировано… К 18-му году Ларионов понимает, что во Франции придется задержаться. Он продолжает работать, причем увлеченность балетом и, чего греха таить, балеринами, иной раз оттесняет живопись.

Ларионов отлично вписался в мир парижской богемы. Он заводит приятельские отношения с поэтом Гийомом Аполлинером, писателем Жаном Кокто, художниками Пабло Пикассо и Фернаном Леже. Богемную среду не удивишь странными семейными схемами, поэтому тот факт, что в доме Ларионова поселился близкий друг Натальи Гончаровой Орест Розенфельд, а через некоторое время — более чем близкая подруга Ларионова Александра Томилина, никого не шокрует. Розенфельд — эмигрировавший русский меньшевик, а Шурочка, как ее называл Ларионов, — дочь московского банкира, тоже эмигрировавшего в Париж.

Другая женщина Михаила Ларионова

Александра Томилина на протяжении 30 лет была любовницей Ларионова, фактически гражданской женой. Ее квартира находилась в том же доме, этажом ниже, ее существование для Натальи Гончаровой не было секретом. Отдыхать ездили или вчетвером с «друзьями семьи», или же Ларионов с Гончаровой вдвоем.

Михаил Ларионов женился на своей главной музе Наталье Гончаровой в 1955 году. В первую очередь это было обусловлено заботой о наследстве: в случае смерти одного из них второй наследовал все имущество. В 1962 году Наталья Гончарова умерла, а Ларионов женился на верной Томилиной. Его грела большая мечта — он хотел, чтобы его и Гончаровой картины попали на родину. При жизни художника это не случилось.

В 1962 году Михаил Ларионов скончался, и лишь в 1978 году Александра Томилина оформила завещание на советское правительство. Передача огромного архива Ларионова и Гончаровой состоялась только в 1989 году, когда были улажены законодательные моменты, а в Третьяковской галерее выделено отдельное помещение для архива Ларионова. Александра Томилина завещала похоронить ее в могиле Ларионова и Гончаровой, что и было сделано.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович - Галерея произведений (119 изображений).

admin 06.10.2012 Галерея, Новости, Топ-20 7,422 Показы

Открыть доступ

М.Ф.ЛАРИОНОВ

(1881 — 1964)

Родился под Одессой. Михаил Ларионов обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Исаака Левитана и Валентина Серова; там он познакомился с Наталией Гончаровой, которая стала спутницей его жизни и соратником по искусству. Острый интерес к декоративному использованию интенсивного колорита в работах Боннара, Вюйара и фовистов, а также любовь к русскому народному искусству привели Михаила Ларионова к созданию изощренного примитивизма (1907-1913 гг), которому были присущи грубое искажение формы и ненатуральный колорит. 

К 1912 году Ларионов и Гончарова разработали русский вариант футуризма, известный под названием «лучизм». Об этом Ларионов объявил в манифесте, опубликованном в 1913 году. Михаил Ларионов участвовал в нескольких авангардных выставках в России в 1908-1913 гг. Он один из основателей общества «Бубновый Валет», в дальнейшем при его участии были проведены еще более радикальные выставки  «Ослиный хвост», «Мишень».

В 1913 году он переезжает с Наталией Гончаровой в Париж и обращается к оформлению театральных спектаклей, в частности для «Русского балета» Сергея Дягилева. Большие ретроспективные выставки работ Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой прошли в Париже (1956) и Лондоне (1961).

1. Ларионов Михаил "Женщина и фламинго" 1898 Бумага, пастель 13,5х21,5 Собрание Я.Рубинштейна, Москва 1. Ларионов Михаил «Женщина и фламинго» 1898 Бумага, пастель 13,5х21,5 Собрание Я.Рубинштейна, Москва 2. Ларионов Михаил "Пейзаж под снегом" 1899 Картон, масло 39х57 Государственная Третьяковская галерея 2. Ларионов Михаил «Пейзаж под снегом» 1899 Картон, масло 39х57 Государственная Третьяковская галерея 3. Ларионов Михаил "Кукольный театр" Конец 1890-х Бумага, темпера 25х27,5 Государственный Русский музей 3. Ларионов Михаил «Кукольный театр» Конец 1890-х Бумага, темпера 25х27,5 Государственный Русский музей 4. Ларионов Михаил "Женщины" Конец 1890-х Бумага, пастель, графитный карандаш 46х57,5 Государственный Русский музей 4. Ларионов Михаил «Женщины» Конец 1890-х Бумага, пастель, графитный карандаш 46х57,5 Государственный Русский музей 5. Ларионов Михаил "Дама с муфтой" Конец 1890-х Бумага, пастель, графитный карандаш 50х41 Государственный Русский музей 5. Ларионов Михаил «Дама с муфтой» Конец 1890-х Бумага, пастель, графитный карандаш 50х41 Государственный Русский музей 6. Ларионов Михаил "Деревья на фоне дома" Около 1900 Бумага, пастель, гуашь 32,8х51 Государственный Русский музей 6. Ларионов Михаил «Деревья на фоне дома» Около 1900 Бумага, пастель, гуашь 32,8х51 Государственный Русский музей 7. Ларионов Михаил "Букет полевых цветов" Около 1900 Холст, масло 69,5х67,5 Государственный Русский музей 7. Ларионов Михаил «Букет полевых цветов» Около 1900 Холст, масло 69,5х67,5 Государственный Русский музей 8. Ларионов Михаил "Сад" 1904 Холст, масло 72,5х66 Государственный Русский музей 8. Ларионов Михаил «Сад» 1904 Холст, масло 72,5х66 Государственный Русский музей 9. Ларионов Михаил "Акации весной (Верхушки акаций)" 1904 Холст, масло 118х130 Государственный Русский музей 9. Ларионов Михаил «Акации весной (Верхушки акаций)» 1904 Холст, масло 118х130 Государственный Русский музей 10. Ларионов Михаил "Цветы (Два букета)" 1904 Холст, масло 49х47 Государственная Третьяковская галерея 10. Ларионов Михаил «Цветы (Два букета)» 1904 Холст, масло 49х47 Государственная Третьяковская галерея 11. Ларионов Михаил "Пивной натюрморт" 1904 Холст, масло 40х48 Государственный Русский музей 11. Ларионов Михаил «Пивной натюрморт» 1904 Холст, масло 40х48 Государственный Русский музей 12. Ларионов Михаил "Купальщицы" 1904 Холст, масло 46х55 Собрание И. и Т.Манашеровых 12. Ларионов Михаил «Купальщицы» 1904 Холст, масло 46х55 Собрание И. и Т.Манашеровых 13. Ларионов Михаил "Рыбы при заходящем солнце (Рыбы при закате)" 1904 Холст, масло 100х95,5 Государственный Русский музей 13. Ларионов Михаил «Рыбы при заходящем солнце (Рыбы при закате)» 1904 Холст, масло 100х95,5 Государственный Русский музей 14. Ларионов Михаил "Фруктовая лавка" 1904 Холст, масло 66х69 Государственный Русский музей 14. Ларионов Михаил «Фруктовая лавка» 1904 Холст, масло 66х69 Государственный Русский музей 15. Ларионов Михаил "Павлины" 1904 Холст, масло 69х131 Волгоградский музей изобразительных искусств 15. Ларионов Михаил «Павлины» 1904 Холст, масло 69х131 Волгоградский музей изобразительных искусств 16. Ларионов Михаил "Сад весной (Весенний пейзаж)" 1904(?) Холст, масло 92х97 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 16. Ларионов Михаил «Сад весной (Весенний пейзаж)» 1904(?) Холст, масло 92х97 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 17. Ларионов Михаил "Деревья на солнце" 1905 Холст, масло 138,5х95 Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж 17. Ларионов Михаил «Деревья на солнце» 1905 Холст, масло 138,5х95 Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж 18. Ларионов Михаил "Индюк" 1905 Холст, масло 64,5х73 Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ 18. Ларионов Михаил «Индюк» 1905 Холст, масло 64,5х73 Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ 19. Ларионов Михаил "Индюшка" 1905 Холст, масло 61х71 Государственный Русский музей 19. Ларионов Михаил «Индюшка» 1905 Холст, масло 61х71 Государственный Русский музей 20. Ларионов Михаил "Гуси" 1906 Холст, масло 68х84 Государственная Третьяковская галерея 20. Ларионов Михаил «Гуси» 1906 Холст, масло 68х84 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6

cultobzor.ru

Михаил Ларионов: картины, биография

Творчество Михаила Ларионова (1881-1964) 

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова

Михаил Федорович Ларионов - один из основателей русского авангарда.

Жизнь Ларионова делится на две неравнозначные части. Полная бурных событий жизнь в России, участие на самых острых выставках 1900-х и 1910-х годов. И долгие годы пребывания в Париже, работа по оформлению русских балетов труппы С. Дягилева. Ученик С. Иванова и К. Коровина, он за время непомерно затянувшегося обучения в стенах Училища живописи, ваяния и зодчества (1898—1910) не раз наводил ужас на администрацию своими смелыми работами. Творческий путь Ларионова характерен для московской школы живописи и четко делится на определенные периоды. Его ранние пейзажи и натюрморты свидетельствуют об очень индивидуальном и артистическом истолковании принципов импрессионистической живописи. Таковы серии «Куст розы», «Углы сарая» и др., в которых точность передачи мотива соединяется с внимательным отношением к самой фактуре живописи. Здесь Ларионов создает, быть может, самые чистые и классические образцы русского варианта импрессионизма. Эволюция Ларионова очень динамична, уже с 1907 года в его творчестве происходит качественный скачок и наступает новый этап, так называемый «синтетический» период. Он резко порывает с прежним кругом тем и расширяет сферу своего художественного видения использованием пластов «примитивного» искусства. Художник начинает писать сцены провинциальной жизни («Парикмахер», «Трактир», «Прогулка в провинциальном городе»), передавая их особый колорит. Интерпретируя художественный язык народного лубка и вывески, иконы и расписной прялки, Ларионов создает яркие, декоративные полотна с экспрессивно нарисованными мотивами повседневного быта. Его служба в армии дает ему богатый материал для солдатской серии картин («Отдыхающий солдат», «Утро в казарме», «Купающиеся солдаты»), в которых Ларионов изображает эпизоды однообразной солдатской жизни. Несмотря на то, что мир в этих полотнах предстает как бы увиденный глазами духовно примитивных героев, живопись их столь же тонка и даже изысканна, как и в импрессионистических пейзажах и натюрмортах художника. При великолепном знании европейской художественной культуры обращение Ларионова к народным истокам творчества, искусству повседневности с его непосредственным эмоциональным воздействием на человека привело к возникновению своеобразного ларноновского стиля. Эти попытки обогащения современной живописи в русле национальных художественных традиций привлекли к нему молодых мастеров. В 1910 году Ларионов выступает в качестве инициатора образования группировки «Бубновый валет», сыгравшей значительную роль в истории русского искусства и развития творчества таких художников, как И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов. Но Ларионов стал и инициатором раскола этого общества, обвиняя бывших соратников в чрезмерном преклонении перед достижениями западного искусства. Ларионов был организатором выставки «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914), где показывал свои «лучистские» композиции, в которых он пытался писать не сами предметы, а отраженные световые лучи от предметов, как он сам говорил, «цветную пыль». Но это был промежу­точный этап в его творчестве. Он продолжал работать в стиле широко трактуемого им примитива, претворяя разнообразные образцы народного творчества. В этом сложном стиле «вывесочность» не спорит с лирикой, живописный рассказ и конкретность характеристик — с фольклорным началом. Ларионов в своем искусстве предельно искренен и прост. Говоря «мы идем рука об руку с малярами», он подразумевал единство профессионального и народного искусства, которое он и стремился достичь. И не слу­чайно Ларионов стал одним из пропагандистов народного творчества. Он организовывал выставки лубка, иконы, вывески, подчеркивая огромную ценность это­го наследия для отечественной культуры.

Ларионов, как и его жена и вер­ый товарищ по искусству художница Наталья Гончарова, писал поразительно много. Уже на склоне жизни, переживая вновь пришедший к нему шумный успех, который принесли ему выставки его картин в странах За­падной Европы в 1956—1963 го­дах, Михаил Федорович Ларионов в своих высказываниях присоединяет свое творчество к русскому искусству. Недаром за­рубежная критика писала о «рус­ской фактуре» его работ.

Галерея картин Михаила Ларионова

Весна Венера и Михаил

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Художник Ларионов Михаил Фёдорович | masterart

ларионов художник

Михаил Федорович Ларионов – лидер русского авангарда, бунтарь, вожак, мастер эпатажа, новатор, первый русский перформанционист, вышедший за рамки картинной живописи. Сегодня на аукционах русского авангарда – один из самых дорогих и востребованных художников.

Родился художник 3 июня 1881 года. Детство провел в Тираспольской крепости, где его отец служил военным доктором.

Рисовать мальчик начал рано: сохранились первые его работы с 9 лет (1890). С 12 лет он учился в Московском реальном училище Воскресенского, а с 17 – в Училище ваяния, живописи и зодчества. В. Серов, К. Коровин и И.Левитан были его преподавателями.

Его работоспособность, энергия и тяга к новому – поразительны: на третий год обучения он представил комиссии для участия в конкурсе 150 картин, чем возмутил преподавательский состав, так как три из них были порнографическими. Студента — за строптивость и «неприличные» рисунки –  отчислили из училища. Для Ларионова это стало периодом интенсивного освоения современной европейской живописи – импрессионизма.

С чем Михаил Ларионов знакомился, а после и использовал, не было чистым подражанием, он стремился переварить увиденное, исследовать и применить в соответствии с собственным видением и художественным вкусом.

Картины молодого художника начинают покупать  известные  коллекционеры, в числе которых – Рябушинский и Морозов. Он участвует в выставке «Мир искусства», «Обществе передвижников», Союзе русских художников, а в 1906 году С.Дягилев пригласил Михаила Ларионова поучаствовать в выставке русских художников в Париже «Осенний салон».

Творчество художника делится на три основных периода: первый – импрессионистский (1900-1907), второй – примитивистский (1907-1912) и третий, самый известный и важный, – «лучизм» (с 1913).

Тяга художника к театральности, жесту и действию в сочетании с лидерскими качествами проявлялись в организации союзов, выставок, диспутов, в проведении общественность эпатажных шествий, с последующими скандалами и бурными обсуждениями. Это делало имя Михаила Ларионова скандально-известным.

В 1910 году проходит выставка художников, которые объединились в союз «Бубновый валет» – название придумал Ларионов. Участники выставки – К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал и другие. На ней Ларионов выставляет «Хлеб», выполненный в духе уличной вывески. Однако ему тесно в любом союзе, поэтому совсем скоро он со скандалом его покидает.

В 1912 году художник-скандалист устраивает выставку художников,  вышедших из «Бубнового валета» и организует новый союз – «Ослиный хвост». На этой выставке Михаил Федорович показывает свою «Солдатскую серию».

Теорию лучизма Ларионов публикует отдельной брошюрой, а после выпускает манифест «Лучисты и будущники», под которым подписались десять художников. В этих картинах Ларионов излагает суть теории лучизма – предметы отражают лучи, на их пересечении возникают определенные формы, которые художник выделяет и изображает. Так было положено начало беспредметного абстрактного искусства, главную роль в котором играли цвет, свет и рука художника.

В этих картинах живопись живет не по законам реальности и предметности, а по собственным законам – цвета и света. Такие работы возникают стихийно и не подчиняются рациональным законам. Лучистские картины Михаила Ларионова часто сравнивают с его импрессионистическими.

Во время Первой мировой войны Ларионов служил на фронте, а после тяжелой контузии был отправлен в госпиталь. В 1918 году художник поселяется с женой в Париже. В этот период Ларионов оформляет спектакли – «Шут», «Лисица», «Русские сказки» и работает над натюрмортами и интерьерами – «Весенний букет», «Ателье на улице Висконти».

Михаил Ларионов скончался 10 мая 1964 года в Париже.

 

Источник:

http://sotvori-sebia-sam.ru/mixail-larionov/

http://www.avangardism.ru/mihail-larionov.html

 

masterart.ru

Михаил Ларионов

mikhail_larionov1

М.Ларионов. Рыбы при закате. 1904

Михаил Ларионов – лидер русского авангарда, бунтарь, вожак, мастер эпатажа, новатор, первый русский перформанционист, вышедший за рамки картинной живописи. Сегодня он один из самых дорогих и востребованных художников на аукционах русского авангарда.

Когда в 1915 году он уехал в Швейцарию на лечение, ему было всего тридцать четыре года, но все самое главное, что сделало ему имя и что вошло в мировую историю искусства, он уже сотворил. Но сам Михаил Ларионов считал, что в России его недооценивали. Единственный, по мнению художника,  кто увидел его талант и оригинальность,  был Сергей Дягилев.

Именно он пригласил художника вместе с женой Натальей Гончаровой в 1914 году ставить балет «Золотой петушок». В  эмиграции художник прожил пятьдесят лет, работал много, ярко, с энтузиазмом, но уже без новаторства.  Все силы он отдает театру и русскому балету, ставшему для него ожившей живописью и едва зарождающимся перформансом – искусством в действии.

Все костюмы и декорации к «Русским сезонам» Дягилева он выполнял в духе лучизма и неопримитивизма, в которых начинал работать в России. После смерти антрепренёра в 1929 году, художник практически перестал заниматься живописью, еще некоторое время работал с русским балетом, но интересы его были уже другими:  он увлекся коллекционированием и составлял превосходные коллекции для своих богатых клиентов.

mikhail_larionov

Автопртрет. 1910

Родился художник третьего июня тысяча восемьсот восемьдесят первого года. Детство провел в Тираспольской крепости, где  отец служил военным доктором. В поздние годы эмиграции Михаил Ларионов с теплотой вспоминал о самом прекрасном из всех городов мира городе, который располагался на самом берегу Днестра, казавшийся мальчику огромным-преогромным, через который ни одна птица не перелетит.

Тирасполь в то время был небольшим провинциальным городком, населенным старообрядцами, молдаванами и евреями. Старообрядцам многое запрещалось, в том числе и колокола. Они созывали народ на воскресную утреню тем, что били лопатой в жестяные ведра. Этот звук запомнился мальчику навсегда, и он вспоминал о нем как о самом дорогом и близком.

Но самым большим увлечением его детства и юности был театр. Он мечтал о нем, даже делал с приятелем декорации для какого-то дешевого театра, который однажды бесследно исчез, оставив горе-художника без денег. Потом был Врубель, искавший помощника, и молодой Ларионов гордо направился к нему наниматься на работу художником.

mikhail_larionov2

Сад. 1904

Но в ответ услышал рёв: «Что!? Эскиз сделать?! Ведра за мной таскать будете и краски составлять!» На том все и кончилось, но любовь к театру все равно пересилила страсть Ларионова к живописи, но уже за границей.

В годы учебы в художественном училище детские, а потом и юношеские  впечатления о провинциальном быте и провинциальных улочках провинциального городка, об их обитателях и до тонкостей знакомые мелочи и детали станут главным предметом его живописи. Но все это будет потом.

Рисовать мальчик начал очень рано: сохранились первые его работы, написанные в девять лет (1890). С двенадцати - он учится в Московском реальном училище Воскресенского, а с семнадцати - в прославленном  училище ваяния, живописи и зодчества. Его преподавателями были В. Серов, К. Коровин и И.Левитан.

От других студентов Ларионов отличался бунтарским, новаторским и исследовательским духом: дисциплина его тяготила, он постоянно делал что-то не то и не так: нарушал правила, покой, установившиеся нормы, конфликтовал с начальством.... За одно - его наказывали, за другое – отчисляли – трижды за долгие двенадцать лет учебы.

mikhail_larionov7

Куст сирени в цвету 1904-1905

Но его работоспособность, энергия и тяга к новому были поразительными: на третий  год обучения он представил комиссии для участия в конкурсе 150 картин, чем  возмутил весь преподавательский состав. И не только количеством: три из представленных на выставку работ были признаны порнографическими.

Терпение лопнуло: студента - за строптивость и «неприличные» рисунки - из училища отчислили. Но это не стало временем простоя, это был период интенсивного освоения современной европейской живописи, прежде всего импрессионизма. Все с чем Михаил Ларионов знакомился, а потом и использовал, не было чистым подражанием, он стремился переварить увиденное, исследовать и применить в соответствии с собственным видением и художественным вкусом.

Картины молодого художника начинают покупать известные коллекционеры, в числе которых были Рябушинский и Морозов. Его приглашают участвовать в выставке «Мира искусства», «Общества передвижников», Союза русских художников, а в 1906 году С.Дягилев пригласил Михаила Ларионова принять участие в выставке русских художников в Париже «Осенний салон».

mikhail_larionov4

Акации весной (Верхушки акаций) 1904

Словом, когда он вновь через год был зачислен в училище, то был уже известным и популярным, хотя его карьера только начиналась. В творчества художника выделяют три основных периода: первый – импрессионистский (1900-1907), второй – примитивистский (1907-1912) и третий, самый известный и важный, «лучизм» (с 1913).

Но даже первый, импрессионистский, период, когда он использовал известные приемы импрессионистов и постимпрессионистов, не были простым копированием. Даже здесь он отличался от всех, кто в то время в России увлекался импрессионизмом.

У него было особое отношение к живописной поверхности холста, в котором он чувствовал, прежде всего, единство. Все картины Ларионова того периода  смотрятся как яркие, декоративно-ковровые  панно. Он соединяет в единое целое декоративность модерна и цветовоздушность импрессионизма.

mikhail_larionov5

Яблони после дождя. 1906

Наиболее  известны из  того периода «Рыбы при закате», «Сад», «Весенний пейзаж», «Куст сирени в цвету», «Акации весной», «Яблони после дождя» и другие. Эти картины  сразу поставили молодого художника в ряд выдающихся колористов. Его живопись жизнелюбива, с тонким чувством цвета и света, цвета богаты различными оттенками, насыщенны и поражают напряженностью.

В 1900 году он знакомится с Натальей Гончаровой, которая стала его женой и соратницей. Она вспоминала, что европейская живопись, с которой они познакомились в Париже,  поразила не столько стилем, сколько тем, что европейское искусство все больше разворачивается в сторону востока и возвращается к истокам: примитивизму, фольклору и народному творчеству.

Парижское турне стало толчком для следующего этапа творчества Михаила Ларионова. Он открывает для себя красоту русского лубка, народного творчества и примитивного искусства. Русское традиционное искусство становится новым источником вдохновения художника.

mikhail_larionov6

Ландшафт. Середина 1900-х

(Окончание здесь)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Художник Михаил Федорович Ларионов

Михаил Ларионов. Рыбы при закате. 1904. Масло.

Художник Михаил Федорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Сергевной Гончаровой, ставшей его верной соратницей.

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Михаила Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все 1904). Эти и им подобные картины пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.

В 1907 г. Михаил Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Михаил Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры". На выставке "Бубновый валет" 1910 г. он демонстрирует полотно "Хлеб", напоминающее вывеску булочной. На выставке "Ослиный хвост" 1912 г., организованной самим Михаилом Ларионовым, где также участвовали Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А В. Шевченко, М. 3. Шагал, были выставлены картины из "солдатской серии". В них сказались собственные впечатления художника от военной службы, которую ему пришлось проходить после окончания училища в 1910 г. Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.

Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912. Масло.

Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912. Масло.

В 1910-х гг. Михаил Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, н 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие - из коллекции Михаила Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков. Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию. На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Михаил Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. "Мишень" стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Уже диспут "Мишени" включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год". В том же 1913 г. Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. ... Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства. Михаил Ларионов. Сад. 1904. Масло.

Михаил Ларионов. Сад. 1904. Масло.

С 1912 г. Михаил Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность. В 1914 г. Ларионов участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен. В 1915 г. по приглашению С. П. Дягилева вместе с Н. С. Гончаровой присоединился к труппе "Русского балета", путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. Оформил балеты "Русские сказки" на музыку А. К. Лядова (1916), "Шут" С. С. Прокофьева (1921) и др. В 1920-х гг. он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов. С 1919 г. Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве и пр.

12 июня 2007 года на лондонском аукционе дома Sotheby's по продаже русской живописи самым дорогим лотом оказалось полотно Михаила Ларионова "Натюрморт с иконой и кувшином": его купили за 4,5 миллиона долларов (2,3 миллиона фунтов стерлингов). Всего в течение первой - дневной - сессии было продано произведений искусства почти на 35 миллионов долларов (17,7 миллиона фунтов), судя по предварительным итогам торгов, опубликованным на сайте дома Sotheby's.

Написанный между 1910 и 1912 годами натюрморт Ларионова выставлялся с предварительной оценкой в 1-1,5 миллиона фунтов. Представители Sotheby's с момента формирования каталога торгов говорили, что натюрморт станет "звездой" аукциона. Вторым по дороговизне лотом, как и ожидалось, стал "Пикник" Бориса Кустодиева (1,3 миллиона фунтов, т.е 2,5 миллиона долларов). Еще одна работа Ларионова - "Три купальщицы с розой" - продана за 737 тысяч фунтов стерлингов (около полутора миллионов долларов).

Михаил Ларионов. Натюрморт с кувшином и иконой. 1910–1912. Холст, масло. 98,5 х 131,5. Цена продажи: 2 миллиона фунтов Sotheby’s. 12.06.07. Лот № 124

Михаил Ларионов. Натюрморт с кувшином и иконой. 1910–1912.  Холст, масло. 98,5 х 131,5.  Цена продажи: 2 миллиона фунтов  Sotheby’s. 12.06.07. Лот № 124

artageless.com

Михаил Ларионов-2

mikhail_larionov10

М.Ларионов. Костюм Солнца к балету "Полуночное солнце"

(Начало здесь) Михаил Ларионов понял, что искать надо дома, а не в Париже, но именно  Европа помогла художнику многое увидеть по-новому:

русскую провинцию, русский лубок, иконопись, провинциальные вывески на магазинах и парикмахерских,  уличную культуру, даже надписи на заборах. Все стало предметом его пристального внимания, изучения и анализа.

Второй этап Михаила Ларионова стал настоящим прорывом в русской живописи. Уже в первый период творчества появляются картины, написанные в духе примитивизма

(«Купальщицы на закате», «Цыганка»), но только с 1907 года это направление стало ведущим и доминирующим.

Начинается период знаменитых провинциальных серий: «Провинциальные франты», «Франтихи», «Парикмахеры», «Венеры», «Солдатская серия»….

В «Парикмахерах» («Мужской парикмахер», «Девушка у парикмахера», «Офицерский парикмахер») художник любуется своими героями, чуть подшучивает над ними, но шутит любя, не вставая по отношению к ним в пренебрежительную позицию сверху. Особенно хороша последняя картина «Офицерский парикмахер».

В ней все продумано: плоскостное изображение, интерьер в виде рамы, расположение фигур, их внешние детали, через которые художник тонко и точно передает характеристики своих героев. Он сопоставляет их с вещами: грудь колесом офицера – с его саблей, длинные ноги парикмахера – с ножками стула, изогнутая фигура клиента – с консолью зеркала.

Игра в сравнения увлекает художника - свободой, выдумкой, фантазией. В нее включаются все предметы: длинные ножницы, усы, консоль зеркала, салфетка, занавес и даже состояния героев - услужливость парикмахера и надутость офицера. Деформация фигур и предметов подчеркивает характеристики героев.

mikhail_larionov11

М.Ларионов. Офицерский парикмахер.1910

Эти находки и принципы присутствуют и в других "провинциальных сериях" Ларионова. "Солдатская серия" («Отдыхающий солдат», «Курящий солдат», «Танцующие солдаты», «Солдат на коне», «Играющие в карты солдаты») содержит неприличные надписи на заборах и стенах, нецензурные выражения и скабрезные солдатские шутки.

Но в солдатском мире Ларионова нет ничего страшного, дурного, отталкивающего или злого. Это мир обычных людей, больше похожих на детей, чем на злых взрослых. Солдатская жизнь – автобиографическая серия: в 1910 году после окончания училища художник призывается в армию, где он с интересом изучает солдатские надписи и картинки на стенах казармы.

Программным полотном в этой серии является «Отдыхающий солдат», которого критики не приняли и не поняли. Картина писалась с натуры, когда Михаил Ларионов был на сборах. На ней - солдат, лежащий у исписанного нецензурными словами забора.

mikhail_larionov12

Отдыхающий солдат. 1911

Солдат погружен в себя, он покоен и обаятелен. Его поза, короткие руки, перекрученные ноги и безмятежное выражение лица оставляют ощущение реального и пережитого. Но критики увидели только отдельно лежащую нижнюю часть туловища, скверные надписи и рисунки на заборе.

Вся солдатская серия – это чистосердечный взгляд простого народа на мир и жизнь. Ироничный взгляд самого художника на этот мир – любовный, а его улыбка – мягкая и человечная. Художник умеет смотреть глазами простого человека и в то же время сохранять профессиональный взгляд, соединяющий живую наблюдательность с примитивистской  игрой.

Небрежность мазка подчеркивает отрицательное отношение Ларионова к прежней классической культуре. Даже в самой игрушечной картине «Солдатской серии» - «Солдат на коне», напоминающей детскую игру на деревянной лошадке, очень много жизненных впечатлений и наблюдений:

mikhail_larionov13

Солдат на коне (Скачущий гусар) 1910- 1911

Постепенно язык художника все дальше отходит от реальности, становится все более условным, что заметно в сериях «Венера», написанной в духе иронического эротизма, и «Временах года». Обе серии выполнены в переходном, от примитивизма к лучизму, 1912 году, после которого его живопись становится абстрактной, почти ничего общего с узнаваемым и реальным миром не имеющая.

В серии «Времена года» каждый из четырех холстов художник делит на четыре неравные части. В первой части - фигура, олицетворяющая то или иное время года, во второй – текст, посвященный этому времени года, в третьей и четвертой – символические приметы сезона. Фигуры человека, животных и птиц напоминают детские раскраски, что потом получило развитие у В.Е.Татлина. Критики сочли эту серию прямым вызовом.

В этот же год Михаил Ларионов, близко знакомый с поэтами-футуристами (Хлебниковым, Маяковским, Крученых, братья Бурлюками), иллюстрирует их книги. В оформлении их книг участвовали и многие художники-авангардисты того времени: Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин. Это было время бурного расцвета нового искусства.

mikhail_larionov14

Времена года: Весна. 1912

Тяга художника к театральности, жесту и действию в сочетании с лидерскими качествами проявлялись в организации различных союзов, выставок, диспутов, в проведении шокирующих общественность эпатажных шествий, вызывавших  скандалы и бурные обсуждения. Это  делало имя Михаила Ларионова скандально-известным.

В 1910 году проходит выставка художников, объединившихся в союз  «Бубновый валет», название которому тоже придумал Ларионов. На ней он выставляет «Хлеб», выполненный в духе уличной вывески. Однако Михаилу Ларионову тесно в любом союзе и потому естественным был в скором времени его скандальный  уход из «Бубнового валета».

В 1912 году художник-скандалист устраивает выставку художников, вышедших из «Бубнового валета» вместе с ним и организовывает новый союз  «Ослиный хвост», который вскоре тоже распался. В этой выставке  участвуют К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал и другие. На выставке Михаил Федорович показывает свою «Солдатскую серию».

mikhail_larionov15

Серия "Венера". Венера кацапская.1912

В 1913 году художник проводит выставку лубка, представляющую, кроме русского лубка, европейские народные  картинки, а также ряд своих работ примитивистского периода. На этой выставке открытием стало самобытное  искусство тифлисского художника Нико Пиросманишвили. Чуть позднее Ларионов организует выставку иконописи.

Кульминацией поисков художника, последним ярким всплеском его бурной фантазии, неудержимой энергии, стремления к развитию  идей и тяги к новаторству стало создание теории лучизма, поставившей яркую жирную точку в бурной пятнадцатилетней истории становления Михаила Ларионова как художника. Начался третий период его творчества – лучистский.

В 1913 году он организует выставку «Мишень»,  где представляет доклад о лучизме и выставляет несколько картин, написанных в духе новых художественных идей. Самая яркая из них - «Петух и курица». Философия лучизма была очень органична художнику, она воплощала все самые яркие черты его характера: праздничность, жизнелюбие, смелость, экспрессию, новаторский дух, энергичность, остроту, эпатажность, непримиримость.

mikhail_larionov8

Петух и курица. 1912

На следующих выставках, в четырнадцатом и пятнадцатом годах, Михаил Ларионов выставляет в основном лучистские работы: "Стекло",«Лучистый бык», «Красный лучизм», «Красно-синий лучизм», «Лучистый пейзаж», «Лучистое дерево», «Портрет дурака» и другие. В 1914 году в Париже проходит организованная им вместе с Натальей Гончаровой выставка, к каталогу которой написал предисловие поклонник лучизма Г.Аполлинер.

Теорию лучизма Ларионов публикует отдельной брошюрой, вслед за которой выпускает манифест "Лучисты и будущники". Под манифестом подписалось десять художников. В этих работах Ларионов излагает суть теории лучизма, заключающаяся в том, что каждый предмет отражает лучи и на их пересечении возникают определенные формы, которые художник своей волей выделяет и изображает. Это было началом беспредметного абстрактного искусства, в котором главную роль играли цвет, свет и рука художника.

В этих картинах живопись живет не по законам реальности и предметности, а по собственным законам, законам цвета и света. Чаще всего эти картины возникают стихийно, не подчиняясь никаким рациональным законам. Лучистские картины Михаила Ларионова часто сравнивают с его импрессионистическими картинами.

mikhail_larionov16

Стекло. 1912

Лучистские картины были последним, что создал художник в России. В 1914 году его мобилизовали на фронт, где он получил контузию и потом  долго лечился. В 1915 г. его вызвал к себе С.Дягилев для участия в оформлении балетов «Русских сезонов». Михаил Ларионов не собирался оставаться в Европе, но революция помешала вернуться в Россию .

Жизнь его была долгой и бурной, во всех смыслах. Художник по-прежнему много работал, много писал, его декорации и костюмы к балетам такие же яркие и экспрессивные, как и картины. Он писал сценарии, готовил артистов балета, делал эскизы декораций, костюмов и никогда не стоял на месте.

Все его работы очень яркие, но такого взлета новаторства, какой был у него в России, уже не было, а в живописи художник снова вернулся к предметности. Умер Михаил Ларионов в 1964 году, через два года после смерти Н.С. Гончаровой, с которой развелся в 1922 году, но в 1955, чтобы сохранить совместное  художественное наследие, они оформили брак официально.

mikhail_larionov9

А.А.Моргунов. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова

В 1962 г. Наталья Сергеевна умерла, и он женился на своей долголетней любовнице и секретарше Александре Клавдиевне Томилиной. Ее он делает наследницей всего совместного с Гончаровой архива, завещав передать его в Россию.

Однако, соперничество двух женщин на протяжении десятилетий было таким жестоким, что оказавшись хозяйкой бесценного архива и всех картин Гончаровой, Томилина-Ларионова стала продавать ее работы буквально за бесценок, оставляя дома только картины мужа.

Рассказывают, что однажды, когда Наталья Сергеевна была уже очень больна и плохо ходила, соперницы встретились на крутой лестнице (они жили в одном доме). Томилина  толкнула ее, Наталья Гончарова упала и сильно ушиблась, что ускорило ее смерть.

mikhail_larionov18

Красный лучизм. 1913

Александра Клавдиевна тянула с передачей архива, сколько могла. И только в 1988 году, после ее смерти по воле Н.С. Гончаровой и М.Ф.Ларионова, в соответствии с завещанием А.К.Томилиной около  400 картин, библиотека и часть архива были переданы Государственной Третьяковской галереи.

Другая часть осталась в Париже, в центре Помпиду, а часть передана Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Похоронен Михаил Федорович Ларионов недалеко от Парижа на кладбище в Иври рядом с Натальей Гончаровой. И в той же могиле нашла свое упокоение его вторая жена.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru


Смотрите также