Лучизм в картинах Михаила Ларионова. Картины ларионова


Лучизм в картинах Михаила Ларионова

Рубрика: Арт Опубликовано 25.04.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 2 мин   ·   Просмотры:

ПРОСМОТРЫ: 102

Художник Михаил Федорович Ларионов (1881- 1964 гг.)

Художник Михаил Федорович Ларионов

Одной из самых ярких персон богемного мира начала XX в. можно считать художника-театрала, графика и живописца Михаила Федоровича Ларионова (1881- 1964 гг.), который получил профильное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наставниками Ларионова стали такие выдающиеся художники, как В. А. Серов и К. А. Коровин. Его считают основоположником лучизма, одной из разновидностей абстрактного искусства. Самыми известными картинами этого направления стали «Лучистая скумбрия и колбаса» и «Петух и курица».

Лучистая скумбрия и колбаса - Михаил Федорович Ларионов (1912)

Лучистая скумбрия и колбаса (1912)

Ларионов, как истинный художник, находился в состоянии постоянного поиска. Одним из направлений его живописи стал примитивизм, посвященный провинциальному быту и жизни солдат. Совместно с Н. С. Гончаровой он стал автором иллюстраций ко множеству книг поэтов-футуристов — таких, как В. В Хлебников, А. Е. Крученых и К. А. Большаков.

Позднее художник возвратился к камерному жанру живописи и натюрморту. А остаток жизни посвятил написанию книг, все меньше времени уделяя живописи.

Картины Михаила Ларионова  с названиями

Венера - Михаил Федорович Ларионов (1912)

Венера (1912)

Весна - Михаил Федорович Ларионов (1912)

Весна (1912)

Зима - Михаил Федорович Ларионов (1912)

Зим (1912)

Красный и Синий лучизм (пляж) - Михаил Федорович Ларионов (1911)

Красный и Синий лучизм (пляж) (1911)

Лето - Михаил Федорович Ларионов (1912)

Лето (1912)

Наталья Гончарова - Михаил Федорович Ларионов (1915)

Наталья Гончарова (1915)

Осень - Михаил Федорович Ларионов (1912)

Осень (1912)

Официантка - Михаил Федорович Ларионов (1911)

Официантка (1911)

Парикмахер - Михаил Федорович Ларионов (1907)

Парикмахер (1907)

Петух и курица - Михаил Федорович Ларионов ()

Петух и курица ()

Сирень - Михаил Федорович Ларионов ()

Сирень ()

Солдаты играющие в карты - Михаил Федорович Ларионов (1903)

Солдаты играющие в карты (1903)

Счасливая осень - Михаил Федорович Ларионов (1912)

«Счасливая осень» (1912)

 

ПРОСМОТРЫ: 102

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

evivid.ru

Художник Михаил Федорович Ларионов - Известные имена художников

29.04.2010 17:21

Автор: Admin

Рыбы при закате. 1904. Масло.

Художник Михаил Федорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Сергевной Гончаровой, ставшей его верной соратницей.

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Михаила Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все 1904). Эти и им подобные картины пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.

В 1907 г. Михаил Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Михаил Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры". На выставке "Бубновый валет" 1910 г. он демонстрирует полотно "Хлеб", напоминающее вывеску булочной. На выставке "Ослиный хвост" 1912 г., организованной самим Михаилом Ларионовым, где также участвовали Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А  В. Шевченко, М. 3. Шагал, были выставлены картины из "солдатской серии". В них сказались собственные впечатления художника от военной службы, которую ему пришлось проходить после окончания училища в 1910 г. Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.

Петух (лучистый этюд). 1912. Масло.В 1910-х гг. Михаил Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, н 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие - из коллекции Михаила Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков. Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию. На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Михаил Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. "Мишень" стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Уже диспут "Мишени" включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год". В том же 1913 г. Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. ... Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства. Сад. 1904. Масло.С 1912 г. Михаил Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность. В 1914 г. Ларионов участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен. В 1915 г. по приглашению С. П. Дягилева вместе с Н. С. Гончаровой присоединился к труппе "Русского балета", путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. Оформил балеты "Русские сказки" на музыку А. К. Лядова (1916), "Шут" С. С. Прокофьева (1921) и др. В 1920-х гг. он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов. С 1919 г. Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве и пр.

12 июня 2007 года на лондонском аукционе дома Sotheby's по продаже русской живописи самым дорогим лотом оказалось полотно Михаила Ларионова "Натюрморт с иконой и кувшином": его купили за 4,5 миллиона долларов (2,3 миллиона фунтов стерлингов). Всего в течение первой - дневной - сессии было продано произведений искусства почти на 35 миллионов долларов (17,7 миллиона фунтов), судя по предварительным итогам торгов, опубликованным на сайте дома Sotheby's.

Написанный между 1910 и 1912 годами натюрморт Ларионова выставлялся с предварительной оценкой в 1-1,5 миллиона фунтов. Представители Sotheby's с момента формирования каталога торгов говорили, что натюрморт станет "звездой" аукциона. Вторым по дороговизне лотом, как и ожидалось, стал "Пикник" Бориса Кустодиева (1,3 миллиона фунтов, т.е 2,5 миллиона долларов). Еще одна работа Ларионова - "Три купальщицы с розой" - продана за 737 тысяч фунтов стерлингов (около полутора миллионов долларов).

Натюрморт с кувшином и иконой. 1910–1912. Холст, масло. 98,5 х 131,5. Цена продажи: 2 миллиона фунтов Sotheby’s. 12.06.07. Лот № 124

← Волшебство и тайна. Международная выставка. Персональная выставка компьютерной графики Бруно Поллачи →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

Михаил Федорович Ларионов, «Натюрморт с подносом и раком», «Солдатский цикл»

Живопись XX в.

Михаил Федорович Ларионов – русский живописец, график и театральный художник, получил свое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие знаменитые живописцы, как Серов и Левитан. Свои первые произведения Ларионов создавал в духе позднего импрессионизма.

М.Ф. Ларионов является одним из зачинателей примитивизма, начиная с 1907 г. он под воздействием фовизма и «наивного» искусства (лубок, ремесленная вывеска) начал писать в примитивистской манере гротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат. Впоследствии вместе с Наталией Гончаровой, Аристархом Лентуловым и Петром Кончаловским Ларионов стал организатором первого «Бубнового валета» – выставки молодых художников, исповедующих новое для русского изобразительного искусства направление – примитивизм.

Допримитивистский период творческой деятельности Ларионова прошел значительно сложнее, чем у его ближайшей сподвижницы Гончаровой. Первые произведения Ларионова были написаны в духе позднего импрессионизма. К примитивизму художник подошел в 1907 г., причем совершенно сознательно, т.к. до этого опробовал практически все жанры XIX в. В отличие от Гончаровой Ларионов стоял в центре примитивизма, его с самого начала привлекала именно та часть низового городского творчества, которую принято считать неотъемлемой частью примитива фольклорного.

Сильное влияние на все последующее творчество художника оказала поездка в 1906 г. в Париж на выставку «Осеннего салона» – общества художников-фовистов. Пейзажи и натюрморты 1907-1910 гг. написаны в фовистском ключе.

Натюрморты Ларионова первого десятилетия XX в. требуют особого внимания. Собственно говоря, они не являются натюрмортами в привычном для нас понимании этого слова, т.к. «природа» на холстах Ларионова далеко не «мертвая». Этого эффекта художник добивался благодаря изображению натуры без отрыва от ее живого окружения.

Еще одна индивидуальная особенность натюрмортов Ларионова состоит в том, что он избегает глубины картины: художник смотрит на изображаемые предметы как бы сверху, заставляя зрителей концентрировать внимание на живописной поверхности форматов. Этим приемом художник исключает абсолютно все впечатления от пространства картины.

Некоторые из натюрмортов Ларионова получили название «трактирных». Эти произведения отличались прежде всего упрощенным выбором предметов, непосредственностью их комбинаций на полотне и даже их собственным «поведением» в картине. В таких натюрмортах столы Ларионов устанавливал таким образом, что они не стояли чинно вдоль стен, а были нацелены острыми углами прямо на зрителя. Предметы на столах изображались так, будто они съезжали со своих мест, скользя по поверхности стола. Например, в одном таком «трактирном» натюрморте половина французской булки лежит не на плоской, а на выпуклой стороне, а между булкой и стаканом располагается какая-то рюмка, которая словно бы затерялась среди складок бумажной скатерти.

В «Натюрморте с подносом и раком» круговращение, присущее многим полотнам Ларионова, охватывает и несколько глиняных бутылок с пивом, и вареного красного рака, лежащего на белой салфетке. Здесь Ларионов впервые изобразил поднос овальной формы, на котором можно разглядеть зимний пейзаж. В качестве фона картины выступают обои, которые были отпечатаны по собственному рисунку Ларионова. Примечательно, что поднос и обои играют в натюрморте ту же роль, какую в других картинах играло открытое окно, в которое можно было разглядеть фигуру, передвигающуюся по двору. Поднос и обои словно распахивают изображенное замкнутое пространство, уводя ассоциации зрителя к широким российским просторам.

На обоях можно разглядеть русскую церковь, которая слегка напоминает китайскую пагоду, девочек в кринолинах, наряды которых одновременно похожи на русские и восточные одежды, мальчиков на лошадях и мальчика, играющего на дудке. Все эти сюжеты на обоях подобраны не случайно, они передают зрителю то ощущение свободы, которое Ларионов ассоциировал с российскими и восточными просторами. Эти же мотивы угадываются на узоре подноса: между заснеженной землей и небом не видно горизонта, избы уходят куда-то ввысь, оставляя ощущение бесконечного простора. Пейзаж на подносе выполнен в тех же светлых тонах, что и фон на обоях, и практически сливается с голубым полем стены.

Попав в примитивистскую струю, Ларионов, в отличии от Гончаровой, начинает с натурных произведений, окрашенных в т.н. «колорит примитива». Ларионов работает над изображением провинциального обихода, дающего огромное количество идеальных для примитивистской манеры сюжетов. Своеобразная «стихийная событийность», царящая на раннепримитивистских полотнах Ларионова, выражалась в ничем не сдерживаемой свободе движений предметов. В этот водоворот художник порой вводит и человеческие фигуры. Они словно случайно оказываются в поле зрения автора, всматривающегося в поисках наилучшего ракурса. Таковы картины «В. Хлебников» и «В. Бурлюк».

Вторая линия раннепримитивистского творчества Ларионова- т.н. «вывесочная». Нет, вывесок художник не писал. Он переносил на свои полотна наиболее ярких, по его мнению, персонажей вывесок, воспроизводя в своем понимании вывесочный стиль и приемы изображения. Наиболее яркая работа вывесочной линии – серия «Парикмахеры».

Настоящий примитивизм Ларионова начинается с полотен «Солдатского цикла», впервые выставленных на «Бубновом валете» в 1910 г. Здесь тоже четко прослеживается натурная линия и линия вывесок. К натурному слою относятся работы «Близ лагеря» и «Утро в казармах». Полотна «Курящий солдат» и «Солдат верхом» – ярчайшие представители вывесочной манеры ларионовского «чистого» примитивизма.

Примечательно, что в этих полотнах Ларионов стал напрямую обращаться к зрителю с помощью многочисленных подписей на своих холстах. Так, например, над изображением сабли он надписывал «сабля», а над солдатом с гармошкой – «солдат». В одной из картин он помещает эти подписи на забор, они словно начертаны мелом, на других картинах такие надписи выведены уже непосредственно на самой поверхности холста и предназначаются, как на лубках или вывесках, непосредственно для публики.

Автопортрет Ларионова, который он представил на выставке «Бубнового валета», явился своеобразным вызовом Ларионова публике. Сам автор появился перед зрителями облаченным в ту же «скоморошью маску», которую он надевал на других своих персонажей. Ларионов не удержался от возможности самому «сыграть на подмостках своих полотен». Художник изобразил себя в образе солдата-гаера, балагура и весельчака. Зритель видит фигуру в солдатской нижней рубахе с голой шеей и казарменной стрижкой. Игровая эстетика портера здесь, пожалуй, наиболее отчетлива: автопортрет является вызывающе-гротескным обращением к балаганной толпе, и в этом участвует не только простое лицо с обезоруживающей белозубой улыбкой, но и авторская надпись, сделанная над плечом солдата: «собственный портрет Ларионова».

jivopis.org

Лучизм - Вспомнить, подумать...

Наталья Гончарова, «Зеленый лес».

Это полотно словно смеется над нашими попытками понять, что же такое лучизм, и представляет собой как чистую абстракцию, так и заявленный в названии зеленый лес.Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать — стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чемумы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах энергетическими картинами лучистов.

Творить из мглы, рассветов и лучей,Включить в оправу стройную сонетаДве капельки росы, три брызга светаИ помысел, что вот еще ничей.К.Бальмонт

Михаил Федорович Ларионов, Голубой лучизм, 1915

«Мы не объявляем никакой борьбы, так как где же найти равного противника?!Будущее за нами», — пояснил, как обстоят дела на живописной арене, основатель лучизма Михаил Ларионов.Создатели четвертого измерения живописи — лучисто-энергетического — от скромности не страдали. И правильно, у них других достоинств хватало.

Изобретатель лучизма Михаил Ларионов.

«Мишень» – первая выставка лучистов

Звонче жаворонка пенье,Ярче вешние цветы,Сердце полно вдохновенья,Небо полно красоты.Разорвав тоски оковы,Цепи прошлые разбив,Набегает жизни новойТоржествующий прилив.И звучит свежо и юноНовых сил могучий строй,Как натянутые струныМежду небом и землей.А.К.Толстой

Впервые «луч лучизма» мелькнул в 1909 году — на выставке в Московском Обществе свободной эстетики была представлена картина Михаила Ларионова «Стекло».

Михаил Федорович Ларионов, Стекло, 1912

Что вышло из лучизма? Да весь абстракционизм, по крайней мере, русский. Что ему предшествовало? Считается, что самым первым провозвестником будущего лучистогоискусства стала выставка Уильяма Тернера, которую Ларионов посетил в Лондоне в 1906 году.Тот самый Тернер, предвосхитивший будущие направления, наполнивший туманы Альбиона такойцветовой страстью, что из них, туманов этих, вышли и импрессионисты, и постимпрессионистыи, что в данном случае актуально, — лучисты.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Парк в Петворте, на заднем плане Тиллингтонская церковь, 1830.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года, 1835

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900.

Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает художник Павел Мансуров,хорошо знавший Ларионова. Он рекомендует искать первые ростки будущего лучизма у Врубеля.Известно, что Ларионов в молодости некоторое время работал под его руководством.Конечно, прямых цитат из Врубеля мы в лучизме не найдем, а вот отголоски — вполне.

Михаил Александрович Врубель, Демон сидящий

Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства. Попробуем разобраться, чем отличается лучизм от прочих -измов тех лет.

Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей, которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы, но и наши чувства, впечатления, ощущенияи мы сами — всё отображается в виде лучей, заявил Ларионов. Он мечтал, чтокогда-нибудь даже будет создан прибор, который позволит оценить, насколько сильно любящие друг друга любят…

В отдельный раздел выделен так называемый «реалистический лучизм», в котором предмет служит точкой опоры.

Михаил Федорович Ларионов, Лучистые линии, 1911

Наталья Гончарова - Лучистый портрет Ларионова

Если «Лучистые линии» Ларионова — чистая абстракция, то написанный Натальей Гончаровойлучистый портрет Ларионова опирается на вполне даже определенный объект.Лучисты признавали кубизм, футуризм и орфизм, полагая лучистую живопись вершинойхудожественного искусства и синтезом этих направлений.

Лучизм — это изображение ощущаемых художником лучей. И тут мы еще дальше отходим от такназываемой «объективной реальности», потому что это не просто лучи вместо предмета, здесь нет претензии даже на «лучистую объективность» — это лучи,увиденные художником, то есть впечатления художника. Что и позволило Маяковскому определить лучизм как кубистическую версию импрессионизма. Иными словами,лучизм — впечатление художника отдействительности, выраженное с помощью изображаемых им лучей.

Лучистые картины цепляют за живое именно этой особенностью — сочетанием структуры, присущей кубизму, и водоворота ощущений, впечатлений, который родом из импрессионизма.

Пабло Пикассо. Сидящая обнаженная

Михаил Ле-Дантю. Женский портрет

Лучизм — это кубистическое толкование импрессионизма, считал Владимир Маяковский.

Винсент Ван Гог. Шелковица

Михаил Ларионов. Дерево

Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации, насыщенность,сочность цвета, соотношение цветовых масс, напряженность восприятия, следование энергетическим векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это, безусловно,не объем. Но это и не плоскость, как в неопримитивизме,и не наложение плоскостей, какв орфизме. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу, и на выходе создается объемное пересечение плоскостей.

Михаил Федорович Ларионов, Петух и курица, 1912

«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни,рисующийв небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы,которые существуютмежду картинной плоскостью и натурой»,

— такое определение дал сам Ларионов.

При этом отметим, что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова, более многообразны в смысле формы, ее лучи — не непременно именно лучи, они могут создатьокруглые дуги, изгибаться, вносить глубину и объем в холст.

Наталья Сергеевна Гончарова, Ткач (ткацкий станок и женщина),1913

Лучисты перестали бороться со старым искусством, и именно в этом видели основное своёотличие от «бубновалетовцев». Они не противопоставили старому новое, а создали вообщедругую сферу. Как сказали бы современные бизнес-коучи — покинули алый океан конкуренциии ушли в голубой океан возможностей, где конкурентов попросту нет. Ушли — чтобы наполнитькартины сиянием своих лучей.

Кстати, примерно в это же время фовист Морис Вламинк во Франции скажет: «Я хотел сжечь моим кобальтом и киноварью Школу Изящных Искусств; я хотел выразить мои чувства кистью,не думая о том, что было уже написано…».

Зафиксированные лучистами постулаты сразу же были обозначены как непрерывно изменяющиесяи текучие. Ларионов в частности и теория лучизма в общем отрицали такое явление какобъективно существующие идеалы. Картины скользят, лучи отражаются, всё ежеминутно меняется. Такое отношение у лучистов было не только к собственным творениям, но и кискусству в целом.

Ларионов утверждал: «Нет вечной красоты. Если вы покажете „Мадонну“ Рафаэля какому-нибудь африканскомутуземцу,он из нее сошьет сапоги, потому что она хорошо промаслена».

Формальный век лучизма недолог. После промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова лишьна организованной обществом «Ослиный хвост» * выставке «Мишень» в 1913 году были представлены в том числе и лучистые картины. На выставке показали свои работы (созданные в разных стилях) Наталья Гончарова и Михаил Ларионов,Михаил Ле-Дантю иКаземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко.

Затем последовала выставка 1914 года, под говорящим названием «Номер четыре: футуристы, лучисты, примитив».Собственно, это было последнее официальное мероприятие лучистов.

Впрочем, в том же году в парижской галерее Поля Гийома Гончарова и Ларионов выставляли среди прочих и свои «лучистые» работы. На этом официально лучизм и завершился.

А фактически?

Ларионов, Гончарова, Татлин, Малевич, Ле-Дантю и некоторые другие художники в 1910 годупокинули общество «Бубновый валет» и организовали собственное движение, с названием еще хлеще — «Ослиный хвост». Первая выставка «Ослиного хвоста» состоялась в 1912 году.«Хвосты» не пожелали следовать за Западом, а избрали ориентиром Восток — причем вбольшей степени русский, чем загадочную Азию.«Ослиный хвост» на выставке «Мишень» провозгласил лучизм вершиной живописи.Впрочем, вскоре после выставки сообщество распалось. Помимо представления лучизма,заслугой «хвостов» является открытие миру грузинского самоучки-примитивистаНико Пиросмани Единственная его прижизненная выставка — «Мишень».

Михаил Ле-Дантю. Гуляние в парке, 1913

Александр Шевченко. Лучистая композиция, 1914

Если мы признаем, что именно лучи Ларионова стали трамплином, позволившим будущимрусским абстракционистам оторваться от окружающей действительности,выйти за пределыпространства и времени, то получается, что лучизм — неиссякаемый источник для появления новых стилей и направлений, новых имен и новых кумиров.

Пожалуй, смысл любой статьи об искусстве не в том, чтобы дать все ответы, а в том,чтобы в итоге, отбросив полученные знания, зритель остался с картиной один на одини почувствовал, что ведь всё может быть иначе. А потому, объявив Ларионова истокомрусского абстракционизма, напоследок неожиданно представим альтернативное,нестандартное видение.Исследователь Николай Пунин полагал, что Ларионову были глубоко чужды как теоретизированное визионерство Кандинского, так и принципиальная беспредметностьсупрематизма Малевича. Исходя из этого, Пунин считает, что создание лучизма— не предметного, но при этом бесконечно связанного с природой, с жизнью,сталоактом противопоставления рационализированной беспредметности кубизма и супрематизмаи «явилось плодом очень тонких реалистических сопоставлений».

Художники, работавшие в этом направлении:Михаил Ларионов,Наталья Гончарова,Михаил Ле-Дантю,Сергей Романович,Александр Шевченко.

Примеры «лучистых» картин:

Наталья Сергеевна Гончарова, Лучистский пейзаж

Наталья Сергеевна Гончарова, Цветы, 1912

Наталья Сергеевна Гончарова, Лилии

Как здесь свежо под липою густою – Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал. А там, вдали, сверкает воздух жгучий,Колебляся, как будто дремлет он. Так резко сух снотворный и трескучийКузнечиков неугомонный звон.За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подернуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака. А.Фет

Сергей Михайлович Романович, Абстрактная (лучистая) композиция, 1960-е

Михаил Федорович Ларионов, Лучистый пейзаж, 1913

Михаил Федорович Ларионов, Лучистый пейзаж, 1912

Михаил Федорович Ларионов, Портрет дурака, 1912

Наталья Сергеевна Гончарова, Желтый и зеленый лес

Лес ярко-зеленый, лес темно-зеленый,Весь в утреннем солнце с макушки до пят.Навстречу мне клены. «Откуда вы, клены?» -«Из детства, из детства!» - они шелестят.Дубовая роща у старой запруды,От бури в ожогах и в шрамах стволы.«Дубы, вы откуда, гиганты, откуда?» -«Из юности!» - мне отвечают дубы.А вон в оперенье игольчато-росном,Меж зарослей хвойных не прячась в тени,Высокие сосны. «Откуда вы, сосны?» -«Из зрелости!» - так отвечают они.По жизни иду ли – по лесу густому…И вдруг, как виденье, издалекаБерезы, в туманный затянуты омут,Белы – как метельных заносов снега.И ветер, со свистом по лесу кочуя,При виде берез неожиданно стих.- Березы, откуда вы? – тихо шепчу я…Но грустно седое молчание их.А в травах, а в травах цветы и стрекозы,Закат горизонта чуть стер полосу.… Седые березы, седые березы,Еще я побуду в зеленом лесу!И. Волобуева

Вы — эксперт, если:не боитесь увидеть признаки лучизма в работах, которые относят к кубизму или футуризму— авангардисты не боялись смешивать и взбалтывать свежеизобретеные стили.

Вы — профан, если:считаете лучизмом изображения на рентгеновских пленках или образцы векторнойкомпьютерной графики.

Вот такая история! В 2008 году лучи с натюрморта «Цветы» Натальи Гончаровой превратились в лучи славы— на лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой художницей на тот момент.

Источник: artchive.ru - Автор: Алена Эсаулова

ngasanova.livejournal.com


Смотрите также