Тамара Лемпицка – гламурный символ ар-деко. Картины лемпицка


Тамара Лемпицка - все картины

У каждого художника свой путь. Тамара Лемпицка погружалась в оргии с незнакомцами на ночь, чтобы весь последующий день писать картины, уходящие теперь с Sotheby’s за $6 млн. Недостатка в деньгах и славе она не испытывала даже при жизни, которой хватило бы на десятки сценариев.

Нестандартная судьба известной художницы «ревущих 20-х»

То, чем до сих пор является книга Мадонны «Секс», тем были картины Лемпицки в начале прошлого века. Вызовом, провокацией, порнографией. Если продолжать аналогии с шоу-бизнесом, а Тамара, несомненно, была поп-звездой в своё время, её можно сравнить с Lady Gaga: те же эпатаж, нарциссизм, показная бисексуальность и бешеная жажда славы. Однако какими бы ни были её человеческие качества, талант не подлежит сомнению. Портреты художницы вошли в историю «ревущих 20-х» наравне с чарльстоном, гангстерами, фильмами с Марлен Дитрих и рассказами Ф. Скотта Фицджеральда. Что касается последних личностей, не исключено, что они вдохновлялись её биографией для придания образам красочности – уж очень нестандартной была судьба этой женщины.

Ярмарка тщеславия

Лемпицка всю жизнь корректировала свой публичный имидж, а потому её подлинная дата рождения находится под вопросом. Метрика говорит о том, что Тамара, урожденная Мария Гурвич – Гурска, родилась в 1895 году в Москве, однако сама она предпочитала другие «координаты» – Варшава, между 1902 и 1905 годами. Ее семья купалась в достатке, отец, русский еврей, и мать, польская аристократка, приложили максимум усилий для того, чтобы дочь жила в роскошном изолированном мирке. Каждый год она отправлялась с бабушкой на каникулы в Италию, откуда и растут корни её увлечений живописью и модой: днем Тамара копировала полотна Рафаэлло и Караваджо, а по вечерам наносила удар по стойкам фешенебельных бутиков. Окончив в возрасте 15 лет швейцарскую школу для девочек, она приехала в Санкт-Петербург, чтобы погостить у тети, видной светской львицы, которая решила устроить племяннице дебют на костюмированном балу. Оттуда она ушла уже под руку со своим будущим мужем, молодым польским адвокатом Тадеушем Лемпики. Два прожигателя жизни нашли друг друга: их разнеженное существование протекало между завтраками в авангардистских кафе и полуденными чаями в литературных салонах, и ничто мирское не омрачало этой идиллии.

До тех пор, пока не началась революция. Тадеуша арестовали, и Тамара была вынуждена буквально своим телом платить за его свободу: такие условия выдвинул ей шведский консул, имевший связи в суде. Он же помог паре бежать в Париж. К тому времени Лемпицка была уже беременна. Они с мужем поселились в самой дешевой комнатке отеля на окраине, без денег, привычного статуса и, похоже, уже без любви друг к другу. Однако Лемпицка не собиралась сидеть, сложа руки. Сразу после рождения дочери Кизетты, она начала брать дополнительные уроки рисования, совершенствуя уже имеющиеся навыки и пробуя себя в разных стилях. Она, во что бы то ни стало, хотела вновь попасть в высшее общество и готова была на все ради осуществления своей цели.

Неутолимый голод

Тамара прибавила к своей фамилии приставку «де», чтобы подчеркнуть аристократизм, оставила дочь на воспитание Тадеушу и пустилась во все тяжкие. Не было громких вечеринок в Париже, на которых бы не присутствовала Лемпицка. Общительная и раскованная, она сама знакомилась с интересовавшими её людьми и предлагала им написать портрет. Дальше в работу включались природное дарование и «сарафанное радио»: картины нравились заказчикам, они рекомендовали Тамару своим друзьям, и та получала долгосрочный пропуск в их дома. «Писатели, учёные, миллионеры, актеры, аристократы – она рисовала богатых, успешных и знаменитых. И, конечно, со многими из них спала», – скажет Кизетта впоследствии.

Это было время вседозволенности, бесконечных развлечений и льющегося через край шампанского, в котором Лемпика чувствовала себя как рыба в воде. Ее художественная манера – переосмысление популярного в тот период архитектурного стиля ар-деко – попала в точку: уникальный, чувственный, эротичный и в то же время рекламный стиль был воспринят публикой с восторгом. Картины Тамары сочетали в себе четкость кубизма и меланхолию Ренессанса, но их главной изюминкой была та томящаяся загадочная сексуальность, которая продолжает, кружить голову поклонникам художницы по сей день.

Работы начали приносить Лемпицке хорошие деньги. Теперь Тамара могла сполна наслаждаться двумя вещами, которые, как сказал когда-то Жан Кокто, она любила в равной мере, – чистым творчеством и светской жизнью. О рабочем графике художницы ходили легенды, передававшиеся из уст в уста многочисленными очевидцами и участниками событий. Говорят, что под вечер она выходила из своего особняка и отправлялась на набережную Сены, где приглашала в ближайший отель молодых матросов и девушек легкого поведения. А спустя несколько часов «досуга» возвращалась домой, рисовала до самого утра, завтракала с дочерью и снова рисовала, пока её не одолевал сон. К этому времени муж Тамары уже покинул её и вернулся в Польшу. Что касается Кизетты, то долгое время Тамара лгала даже близким друзьям, называя дочь младшей сестрой – она не хотела, чтобы кто-то догадался о её настоящем возрасте: «У меня нет детей, мои дети – это мои картины».

Надо сказать, что монополия сливок общества на её полотнах со временем рассеялась и уступила место героям более приземленного уровня. Так, одна из самых известных картин Лемпицки, «Прекрасная Рафаэла», изображает куртизанку, которую художница по привычке «подцепила» на улице. Она была просто одержима сексом, едой, деньгами и славой. Ее грандиозные вечеринки, на которых гости напивались до беспамятства, а угощения подавались на обнажённых женских телах, обсуждали неделями. Примечательно, что, переключившись через несколько лет на натюрморты, Тамара могла съесть персик или яблоко, которые рисовала, так и не закончив работу. Эта жадность, даже не жажда жизни, отчетливо видна на автопортрете «Женщина в зеленом Бугатти», картине, которая считается олицетворением дамы эпохи джаза: ненасытной, независимой, самовлюбленной. Но именно такой её и полюбил венгерский барон Рауль Куффнер, за которого художница вышла замуж в 1933 году.

Светская хроника

Он был миллионером, восхищался её творчеством и спонсировал её образ жизни, покупая практически каждую новую картину жены. Они много путешествовали и много изменяли друг другу, но это не было проблемой. На одном из своих полотен, «Купающиеся женщины», Тамара даже изобразила себя рядом с любовницей мужа. Перед началом Второй мировой войны супруги переехали в Нью-Йорк. Их манхэттенские апартаменты были заполнены антиквариатом и золотом. Лемпицка одевалась в дизайнерские вещи с головы до ног и, путешествуя, всегда следила за тем, чтобы её чемоданы были такого же цвета, как и авто. Она владела недвижимостью в Гаване, Париже, Калифорнии...

Тамара полностью сконцентрировалась на светской жизни, в высшем свете её прозвали, Баронесса с кистью, и чаще всего художницу можно было застать в модных нью-йоркских ресторанах, в то время как новые картины пылились на чердаке: к ним просто потеряли интерес. Об ар-деко заговорили вновь лишь в 1960-х. К этому времени барона Куффнера уже не было в живых, а Лемпицка страдала по ушедшим красоте и таланту. Она десятки раз редактировала своё завещание, то вписывая, то вычеркивая оттуда Кизетту и помещая имя нового любовника. Под конец жизни Тамара переехала в Мехико, где и умерла в возрасте 81 года. Половина её картин досталась дочери, половина – последнему фавориту, молодому мексиканскому художнику Виктору Контрерасу. Он же, согласно завещанию, развеял прах художницы с вертолета над извергающимся вулканом Попокатепетлем.

В живописи Лемпицки в глаза всегда бросался контраст между прямолинейностью форм и двусмысленностью отношений. Это же применимо и к её личности – казалось бы, все очевидно, но вот что на самом деле творилось в сердце художницы, сказать не сможет уже никто. Возможно, оголяя своих героинь на мольбертах, она хотела спрятать самое сокровенное – душу?

Наталья Абдуллаева

gallerix.ru

Баронесса Тамара де Лемпицка - Все интересное в искусстве и не только.

Время, когда творила эта незаурядная художница с такой же незурядной судьбой, было время расцвета  Ар Деко. Это была  эпоха стиля, раскрепощения женщин, эпатажа... Но Тамара выделялась среди самых эпатажных женщин, ее поведение шокировало даже богему, и конечно, обывателей. Ее называли  «Дивой Деко». Такой титул она заслужила не только за образ жизни; в нем больше признания ее таланта – великолепного, яркого. Живопись этой потрясающей художницы – чувственная, завораживающая своей красотой, неотъемлемая часть Деко.

Приступая к описанию жизни этой удивительной женщины, биографы неизбежно наталкиваются на ловушки, расставленные ею же самой. На склоне лет она утверждала, что «попробовала все» и что это являлось прямой ее обязанностью как художницы. Несколько раз переписывала она свою биографию, вычеркивая из нее все неудобные факты и даты.

Благодаря стараниям художницы, невозможно установить точную дату ее рождения. Наиболее часто упоминаемая дата — 11 мая 1898 года — представляется слишком поздней при сопоставлении с другими фактами ее жизни.

Итак, Тамара Лемпицка (Лемпицкая, Лемпика) родилась на исходе XIX столетия, вероятнее всего, в Москве. Родители ее были русский еврей Борис Гурский и некто Мальвина Деклер. Спустя несколько лет после рождения будущей художницы отец ее исчез в неизвестном направлении (и при невыясненных обстоятельствах).

В детстве Тамаре прочили будущее пианистки. Любовь к музыке ей привила любимая бабушка Клементина. Девочка всеми правдами и неправдами пробиралась в ее комнаты, слушала бабушкину игру на фортепьяно и мечтала о концертах, цветах, овациях и поклонниках. Возможно, она действительно стала бы пианисткой, но в 1907 году все та же бабушка Клементина отправилась вместе с нею в Италию. С этого путешествия — по крайней мере, так вспоминала потом художница — и началось ее увлечение живописью.

В 1910  года девочка все больше времени проводит вместе с матерью в Санкт-Петербурге. Юный возраст не мешает ей появляться всюду, где интересно. Существует легенда (замешанная, по всей видимости, все-таки на правде), что однажды Лемпицкой в компании старших товарищей удалось проникнуть на бал-маскарад и одевшись пастушкой, пронести с собою в залу двух живых гусей. На том же балу, гласит легенда, Тамара увидела своего будущего мужа — Тадеуша Лемпицкого, отпрыска богатой и знатной польской фамилии, только что получившего диплом адвоката.

Молодому человеку прочили блестящую будущее и головокружительную карьеру, однако он предпочел карьере светскую жизнь и с какой-то невероятной быстротой пленил сердца петербургских дам своей изысканной внешностью и безупречными манерами.

Наша героиня отчаянно влюбилась в двадцатилетнего бонвивана, но до поры до времени держала свои чувства при себе. Ей было чем отвлечься — она начала посещать занятия в Академии художеств.

С 1914 года девушка постоянно живет в Санкт-Петербурге, запомнившемся ей своей парадно-разгульной стороной (впоследствии она говорила, что в этом городе «шампанское заказывают не бутылками, а галлонами»). Вскоре она добилась, чего хотела: завоевала Тадеуша. Через некоторое время они поженились. Но семейное счастье юной супружеской пары длилось недолго. Начались репрессии, Тадеуша арестовали. Тамаре удалось с помощью своего женского обаяния «вытащить из-под стражи» мужа, и им пришлось переехать сначала обратно в Польшу, а потом в Париж. Тадеуш был разорен..

Как это часто бывает в жизни, внешне сильный Тадеуш не смог справится с такими жизненными сложностями. В Париже он впал в глубокую депрессию, начал пить. Тамаре же приходилось самой обеспечивать их финансово. Какое-то время они живут, распродавая семейные украшения.

Тамаре удалось покорить Париж. Она знакома со всеми модными и влиятельными людьми, ей удается пристраивать свои работы в лучшие галереи, а за портретами к ней «выстраивается очередь». В 1929г ее автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti» попадает на обложку известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины- самостоятельная, красивая, свободная…

Вообще, в этот период Тамара живет так, как всегда хотела. Она ведет исключительно светский образ жизни, вдали от мужа и детей. Становится скандально известна своими романами с женщинами. В этот же период, она знакомится с Бароном Кюфнером, ее будущим мужем. Вместе они переехали в Америку, где Тамаре так же были открыты все двери, она стала любимой голливудской портретисткой.

Барон безумно любил Тамару, боготворил ее и ее картины. Они проживут вместе долго – 29 лет. Ему удалось найти ключик к ее внутреннему миру, вытащить из «тусовки».

После его смерти от сердечного приступа, она скажет: «Я потеряла, человека, который безумно любил меня; я потеряла человека, который безумно любил мое творчество и поддерживал меня – я потеряла все!». Больше она никогда не выйдет замуж, будет больше проводить время с дочерью Кизеттой и ее семьей.

Кизетта:

Кизетта была предана своей матери, несмотря на то, что та почти не уделяла ей времени в детстве. В 1980 году, Лемпицка умерла во сне в возрасте 82 лет. Кизетта была рядом. Про эпатажную жизнь своей матери, дочь написала книгу «Passion by Design».

Де Сталь:

tanjand.livejournal.com

Тамара Лемпицка - Биография художника, известные произведения, выставки

Тамара (де) Лемпицка (польск. Tamara Łempicka, при рождении Мария Гурвич-Гурска; 16 мая 1898, Варшава, Польша — 18 марта 1980, Куэрнавака, Мексика) — американская художница из семьи русского еврея и польки, ставшая олицетворением гламура и направления ар-деко. В юности, живя в Санкт-Петербурге, встречает будущего мужа Тадеуша Лемпицкого, с которым бежит из России, спасаясь от революции. Из-за нехватки средств к существованию вынуждена зарабатывать на жизнь рисованием, в чем немало преуспевает благодаря цепкой предпринимательской жилке и безусловной харизме. Многочисленные романы разрушают первый брак, но, будучи уже прославленной художницей и светской дамой, она выгодно выходит замуж во второй раз — за барона Рауля Куффнера, с которым бежит от ужасов Второй мировой войны — на этот раз за океан, в Соединенные штаты Америки. Там Лемпицкой не удается выйти на прежний уровень славы, хотя она переживает новый виток интереса к ее творчеству в 1960-х годах. Проводит остаток жизни в Мексике, даже в преклонном возрасте не изменяя своему привычному богемному образу жизни.

Особенности творчества художницы Тамары Лемпицкой: изобретает собственный коктейль из умягченной версии кубизма, четкой геометрии драпировок и локонов античных статуй, сбрызнув лаковым лоском и прямолинейностью чистого цвета. Умело балансировала на грани чувственности и эротизма, оперативно реагируя на остроактуальные запросы буржуазной публики Парижа 1920-х (1, 2, 3).

Известные картины Тамары Лемпицкой: «Автопортрет в зеленом Бугатти», «Сон (Рафаэла на зеленом фоне)», «Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный)», «Прекрасная Рафаэла».

Старые мастера и смутные времена

Тамара родилась в состоятельной и уважаемой семье русского еврея Бориса Гурвич-Гурского, адвоката французской торговой компании, и польской светской львицы Мальвины Деклер. Она посещала школу-пансион в швейцарской Лозанне, а зиму 1911 она провела с бабушкой на французской Ривьере и в Италии, где ей впервые представилась возможность познакомиться с признанными мастерами живописи Возрождения.

В 1912 году беззаботная жизнь юной барышни проделала первый кульбит. Родители развелись (по другим сведениям — отец покончил с собой), а она отправилась в Санкт-Петербург к тете Стефании, когда мать собралась замуж во второй раз. Тамара погрузилась в сверкающий блеск дореволюционной российской столицы — с балами-маскарадами и светскими раутами, где она и повстречала свою любовь. Тадеуш Лемпицкий был многообещающим юристом, писаным красавцем и завидным женихом. Он и стал ее первым значительным трофеем.

Революция застала молодую семью врасплох. Тадеуша арестовало НКВД, и Тамара всеми правдами и неправдами вытащила его из тюрьмы. После скитания по Европе они осели в Париже, где жили в дешевых апартаментах, распродавая оставшиеся драгоценности. Тадеуш не смог найти себя в новой жизни, и Тамаре с годовалой дочерью на руках пришлось взять роль главы семьи и добытчицы на себя.

В то время многие аристократки, и иммигрантки в их числе, пробовали себя в живописи. Тамара решила последовать их примеру. Понимая, что для того, чтобы выжить в конкурентной среде, ей нужно постараться выделиться среди прочих. А это она умела: уже очень скоро ее имя было у всех на устах: красивая, дерзкая, уверенная в себе и не ведающая запретов и границ, Лемпицка прославилась своим образом жизни едва ли не больше, чем художественными талантами.

Главное украшение Парижа

Сначала она брала уроки живописи у Мориса Дени, а затем стала ученицей Андре Лота, под влиянием которого она и сформировала свой рафинированный, гламурный и в меру авангардный стиль. «Я украсила Париж не меньше, чем Эйфелева башня», — писала Лемпицка в дневнике. А представители парижского бомонда желали, чтобы их гостиные украшали портреты кисти модной «салонной кубистки». Тамара лихо заламывала за них 50 тысяч франков (около 20 тысяч долларов в нынешнем эквиваленте), а запись в листе ожидания велась на полгода вперед.

Пока карьера художницы и ее слава росли в геометрической прогрессии, брак окончательно шел ко дну. Тадеуш, не выдержав головокружительных романов жены, сбежал в Варшаву и оформил развод. Тамара хоть и оплакивала разрушенную семью, но весьма недолго: на горизонте забрезжил новый перспективный ухажер.

Венгерский барон Рауль Куффнер появился в мастерской Лемпицкой вместе со своей экзотической пассией, андалусской танцовщицей Наной Эррерой, чтобы заказать художнице ее портрет. Тамара повела себя как высококлассная стерва, заставляя модель часами сидеть практически обнаженной, пока сама принимала ванну, и написала ее почти карикатурно, так что Рауль быстро охладел к танцовщице.

Поначалу Лемпицка не принимала ухаживания барона всерьез, ссылаясь на свою занятость. Но в конце концов она осознает выгодность партии и в 1934 году принимает его предложение руки и сердца. «Мой первый муж был очень красив. У второго был характер», — резюмирует Тамара.

В Новом свете

Вскоре в Европе подуют тревожные ветры — предвестники Второй мировой войны. Лемпицка, наученная горьким опытом, уговаривает Рауля распродать фамильную недвижимость в Венгрии, спрятать деньги в швейцарских банках и отправиться за океан, подальше от смуты.

Там ей пришлось зажигать свою звезду по новой. Сначала ей неплохо это удавалось: Тамара водила знакомства со звездами Голливуда, которые охотно заказывали ей свои портреты. Но Лемпицкой, всегда державшей руку на пульсе времени, не удалось подстроиться под новые веяния американских 1940-х. Ее по-прежнему звали на светские мероприятия, но уже в новом качестве — эксцентричной художницы, «баронессы с кисточкой», автора «забавных картин».

Лемпицка пыталась заново изобрести свой стиль, пробуя набить руку в сюрреализме, но в этот раз чутье и талант изменили ей (1, 2). Когда в 1943 году они с Куффнером переехали в Нью-Йорк, тамошние арт-критики очень прохладно встретили ее. Тамара продолжала упорно работать, несмотря на то, что ультрамодные поп-арт и абстракционизм так и не покорились ее кисти.

В 1962 году барон Куффнер умер от сердечного приступа. И тут Лемпицка вспомнила о дочери Кизетт, которую когда-то отдала на попечение своей матери, так как устала выдавать ее за свою младшую сестру. Художница переехала к ней в Хьюстон, где прожила несколько лет, пока новая любовь не завела Тамару в Мексику.

Восставшая из пепла

Эта удивительная женщина в свои 76 лет ухитрилась еще раз покорить сердце мужчины. Мексиканский скульптор Виктор Контрерас мужественно сносил капризы своей зазнобы, которая была вдвое старше его и не желала мириться с наступающей на горло старостью. Ему пришлось избавиться от всех зеркал в доме, поскольку столкновение с ними могло обернуться для художницы длительной истерикой.

В конце концов Тамара снова вернулась к дочери и продолжала изводить уже ее до самой своей смерти. Согласно последней воле Лемпицкой — такой же эксцентричной, как и вся ее жизнь — ее прах был развеян над вулканом Попокатепетль в Мексике.

Интерес к творчеству Тамары Лемпицкой начал возрождаться еще при жизни: сначала после юбилейной выставки в Париже в 1966 году, а затем неожиданный успех ожидал экспозицию в Люксембурге в 1972 году. Художница даже начала получать заказы на реплики своих иконических картин вроде «Автопортрета в зеленом Бугатти» или «Прекрасной Рафаэлы», но ее рука была уже не столь уверенной, да и глаза тоже подводили.

Зато сегодня Лемпицкую относят к наиболее успешным художницам 20 века, чьи картины хранятся в лучших галереях мира и в общей сложности принесли уже более 100 миллионов долларов на аукционных торгах. Она стала феминным арт-символом своей эпохи, а среди почитателей и коллекционеров картин художницы Тамары Лемпицкой числятся такие известные личности как Барбра Стрейзанд, Джек Николсон и Мадонна.

Автор: Наталья Азаренко

artchive.ru

Современное Искусство :: Тамара де Лемпицка

 

– польская и американская художница, одна из основателей и лидер направления ар-деко.

 

Творческая биография

Тамара де Лемпицка родилась 16 мая 1895 года в Москве, согласно другим данным, в том числе увещеваниям самой художницы – в Варшаве. Её мать, Мальвина Деклер, была известной светской львицей и дочерью банкира; отец, русский еврей Борис Горский, был успешным предпринимателем. Спустя несколько лет после рождения дочери он исчез при невыясненных обстоятельствах, и больше о нём не слышали. Существует версия, что он совершил самоубийство.

Знакомство с живописью произошло, когда Тамаре было 12 лет, когда её мать заказала маститому художнику портрет дочери. Девочке категорически не понравилась получившаяся картина, и она заявила, что сможет сделать лучше. В 1907 году бабушка Клементина отправилась с внучкой в путешествие по Италии. Так началось знакомство будущей художницы с шедеврами великих мастеров.

Когда Тамаре исполнилось 14 лет, её отдали на обучение в престижную школу в Лозанне, Швейцария. В 1914 году Тамара переехала в Санкт-Петербург, где познакомилась со своим будущим мужем – адвокатом Тадеушем Лемпицким. В браке она родила единственного ребёнка – дочь Кизетту.

После революции супруги были вынуждены бежать от большевизма за границу. Тадеуша Лемпицкого арестовали и чуть было не приговорили к расстрелу, однако ему удалось освободиться, после чего семейство немедленно покинуло страну. После недолгих скитаний чета осела во Франции и первое время жила на средства, вырученные с продажи украшений. В Париже Лемпицка стала брать уроки живописи у фовиста Мориса Дени в Академии Рансон (Académie Ranson) и Андре Лота – в Академии Гранд Шомье (Académie de la Grande Chaumière). Обладая тем, что принято называть предпринимательской жилкой, Лемпицка быстро научилась организовывать выставки и выгодно продавать картины. В 1922 году она уже наладила сотрудничество с Осенним Салоном и Салоном Независимых. Первое время художница скрывалась за мужским псевдонимом – она использовала маскулинную форму собственной фамилии. Поэтому в каталогах того времени её работы можно найти под авторством «Лемпицкого» (Lempitzky вместо Lempitzka). Такую же подпись она оставляла непосредственно на полотнах.

В 1925 в Италии состоялась первая персональная выставка Лемпицкой – её спонсировал граф Эммануэль Кастельбарко (Emmanuele Castelbarco). Специально для этой экспозиции художница выполнила 28 новых полотен в течение полугода. Один портрет занимал у неё в те годы три недели работы. Через Кастельбарко художница познакомилась с крупным итальянским писателем и драматургом Габриэлем д’Аннуцио. Она дважды посещала его виллу на озере Гарда: женщина хотела выполнить портрет писателя, а тот пытался соблазнить её. Дело закончилось скандалом, а публика получила пищу для сплетен.

К 1927 году Лемпицка стала брать за картину сумму 50 000 франков, что эквивалентно 20 000 долларов в наши дни. В 1928 году художница получила развод – супруг устал от измен Тамары, и вернулся в Польшу. Художница несколько раз предпринимала попытки вернуть своего мужа, но в результате даже не смогла закончить его портрет. На картине Лемпицкий изображён суровым и отстранённым, незавершённой осталась рука, на которой он носил обручальное кольцо.

Период с 1927 по 1929 – пик карьеры художницы, вершина её славы. На неё сыпятся заказы, и она больше не испытывает финансовых затруднений. Вдобавок, сотрудничество с модными журналами сделало её имя известным по другую сторону Атлантики. Одним из самых щедрых спонсоров Лемпицкой стал Доктор Букар (Dr. Boucard), сделавший состояние после изобретения им лекарства от несварения желудка – лактеола. В 30-е годы Лемпицка стала часто ездить в США, где стала любимой портретисткой Голливуда. В 1933 она повторно вышла замуж. Новым супругом оказался венгерский барон Рауль де Куффнер. Чета сыграла свадьбу в Цюрихе и осела в Нью-Йорке. Лемпицка (художница сохранила фамилию бывшего, под которой её уже хорошо знали, но стала прибавлять звучную приставку «де») назвала Соединённые штаты страной великих возможностей. После прихода к власти нацистов Лемпицка, в чьих жилах текла еврейская кровь, стала настаивать на продаже мужем его владений в Венгрии. Зимой 1938 года супруги покинули Европу, с 1942 года стали жить в США постоянно. Как ни парадоксально, эстетика Лемпицкой нашла немало поклонников среди нацистов.

После Великой Депрессии и ужасов войны картины Лемпицкой продавались не так охотно, однако она закрепила за собой амплуа светской львицы и меценатки. Вдобавок, её новый муж оставался её самым большим почитателем до конца своих дней.

В 1962 году, когда Куффнера не стало, Лемпицка написала, что потеряла всё. Чтобы справиться с горем, она предприняла путешествие по Старому Свету. Теперь она уделяла больше внимания своим внучкам – девочки не были обделены любовью художницы в отличие от Кизетты.

Arts Decoratifs

«Мои картины узнаешь среди сотен других. Моей целью было: не копировать. Создать новый стиль, (…) яркие и чистые краски, возвращение к элегантности в моих моделях». Лемпицка испытала влияние флорентийских маньеристов, особую любовь питала к Энгру. Она жестоко критиковала и даже высмеивала многих импрессионистов за их любовь к «грязным цветам». Её собственный стиль был точен, аккуратен, элегантен; цвета – предельно чистыми. Что касается современников, её вдохновлял так называемый «синтетический кубизм» (со слов Мориса Дени). Андре Лот называл его «мягким кубизмом». Стиль Лемпицкой словно примирял радикальный авангардизм со вкусами буржуазии, он был ультрасовременен, однако лишён остроты Брака или Пикассо. От своего главного учителя – Андре Лота – художница унаследовала вкус к упрощённым формам, а у мастеров кватроченто позаимствовала то, что по-итальянски называют «linea Serpentina» – характерный S-образный изгиб фигуры, усиленный контрапост.Чем более знаменитой и востребованной становилась Лемпицка, тем меньше похвал она слышала в свой адрес. Её критиковали за «извращённый энгризм», к творчеству относились в лучшем случае снисходительно – по сей день иные консерваторы склонны относить её живопись к китчу. Однако искусствоведы со всего мира единодушно признают её в качестве основоположницы или, по крайней мере, одного из лидеров направления Ар Деко (фр. art deco, букв. — «декоративное искусство»).

Наиболее выдающаяся картина в этом жанре, ставшая олицетворением эпохи, – «Портрет Тамары в зелёном Бугатти», написанный в 1925 году. Любопытно, что в реальности у Лемпицкой никогда не было такой машины – ей принадлежал только маленький жёлтый Рено. Написанный для обложки немецкого журнала «Дама / Die Dame», её «Автопортрет…» был воспет как символ женского освобождения.

Газета «Нью-Йорк Таймс» назвала Лемпицку «богиней автомобильного века со стальными глазами» (steely-eyed goddess of the automobile age). Немецкое издание «Das Magazin» сравнило художницу с прекрасной Брунгильдой.По точному наблюдению Жана Кокто, Лемпицка любила высокое искусство и высшее общество в равной степени. Она полагала, что, будучи художницей, не только вправе, но и обязана попробовать всё. «Я живу на обочине общества, и правила нормального общества не имеют значения для тех, кто находится на обочине».

Известно, что Лемпицкая при всём блеске её имиджа страдала от депрессии. Период с 1934 по 1938 гг. отмечен глубоким духовным кризисом. В это время из-под её кисти выходят преимущественно полотна религиозной тематики. Наиболее часто повторяющийся мотив – скорбящая Мадонна со слезами на щеках. Полотно «Тереза Авильская / Saint Teresa of Avila», написанное со скульптуры Бернини, относится к знаковым работам 30-х годов в карьере художницы.

Одной из причин кризиса – вероятно, главной причиной – стало пренебрежительное отношение к ней как к художнице. В США за Лемпицкой закрепилось прозвище «баронесса с кисточкой». Критики были к ней безжалостны, а число заказов таяло с каждым годом. Лемпицка переключилась на натюрморты в духе старых голландских мастеров, стала копировать шедевры эпохи Ренессанса. В 50-е годы она предприняла отчаянную попытку сменить стиль и попробовала себя в более актуальном, чем её фигуративная живопись, абстракционизме, но была обречена на провал. Никогда на протяжении всей жизни Лемпицка не оставляла живописи, однако к концу 60-х годов в её мастерской можно было найти преимущественно авторские повторения и реплики прежних работ. Немногочисленные персональные выставки, проходившие в послевоенный период, приносили одни разочарования.

Очередным поворотным моментом в карьере постаревшей художницы стала масштабная ретроспективная выставка, прошедшая в 1972 году в Люксембурге. В экспозиции были представлены лишь старые работы – лучшее из ушедшей эпохи ар-деко. Выставка привлекла внимание молодёжи и вернуло имя уже практически забытой художницы из небытия. Колоссальный успех выставки удивил даже саму Лемпицкую. Полячка получила заказы на реплики её классических работ, в частности «Прекрасной Рафаэллы» – этот портрет молодой проститутки считается одной из вершин творчества Лемпицкой. К сожалению, авторские повторения значительно уступали в качестве своим оригиналам: сказывался возраст Лемпицкой. Она уже не обладала былой твёрдостью руки, вдобавок ухудшилось зрение – и цветовосприятие.

 

«La Belle Polonaise»

Биографы Лемпицкой зачастую попадают в ловушку, уделяя слишком много внимания её личной жизни и чрезмерно фокусируясь на её статусе гламурной дивы. Художница действительно вела богемный образ жизни и стала одним из символов «ревущих двадцатых», общалась с важнейшими художниками своего времени и эпатировала публику романами с такими знаменитостями из художественных и литературных кругов, как Вита Сэквилл-Уэст, Колетт, Сюзи Солидор и т.д. Однако главной страстью и настоящей одержимостью для Лемпицкой оставалось её творчество. «Я рисовала королей и проституток, тех, кто является для меня вдохновением и приводят к тому, что я чувствую вибрации».

Что касается скандального поведения (художница была эмансипированной женщиной и открытой бисексуалкой), то увлекаться подробностями личной жизни художницы достаточно опасно: известно, что Лемпицка в течение всей жизни многократно переделывала и переписывала свою биографию, меняя детали и попросту вычёркивая неудобные факты. В попытках скрыть свой возраст она некоторое время скрывала факт наличия у неё дочери, говорила, что Кизетта на самом деле её младшая сестра. Даже дата и место рождения Лемпицкой до сих пор вызывают споры у исследователей. Так, по одной версии она родилась в Варшаве, по другой – в Москве. Год рождения 1898 представляется некоторым историкам выдуманным и нестыкующимся с дальнейшей хронологией.

 

Место в истории

В 1978 году Лемпицка поселилась в Мексике, где приобрела роскошный особняк, построенный по проекту японского архитектора. Последние годы она проводила в компании молодых людей, не в силах смириться с фактом окончательно наступившей старости – и приближающейся кончины. К концу жизни художница страдала от эмфиземы лёгких и артериосклероза.

Тамара де Лемпицка скончалась 18 (по другим данным – 15) марта 1980 года в возрасте 81 года в Куэрнаваке, Мексика. Согласно её завещанию, её прах был развеян над действующим вулканом Попокатепетль.

Сегодня работы художницы хранятся в лучших собраниях планеты и продаются на аукционах за миллионы долларов. Лемпицка входит в число самых дорогих художниц в истории. Так, 2 ноября 2011 года работа «Сон (Рафаэла на зелёном фоне)» 1927 года ушла с молотка Sotheby’s в Нью-Йорке за 8,48 млн. долларов. Ретроспективные выставки художницы открываются в крупнейших музеях мира ежегодно, последняя ретроспектива прошла в 2015 году в Турине.

Самой большой поклонницей художницы является Мадонна: она использовала её работы в музыкальных клипах на песни «Open Your Heart» (1987), «Express Yourself» (1989), «Vogue» (1990) и «Drowned World/Substitute for Love» (1998), а также в оформлении декораций во время двух мировых турне.

sovremennoe-iskusstvo.ru

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко — Look At Me

Недавно опубликовала статью на предмет Арт Деко. В связи с этим стилем, в моей статье возникло имя «Дивы Деко», как ее называют, художнице Тамаре Де Лемпицка.

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 1.

Автопротрет Тамары Де Лемпицка

Возвращаясь, к стилю Арт Деко, напомню, что возник он в 20-30х и впитал в себя дух этого периода. Хотите прочувствовать особое настроение «Века Джаза» (Jazz Age –такое название этому времени дал Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в книге "Tales of the Jazz Age")? Тогда возьмите книгу «Великий Гетсби» Фитцджеральда и «окунитесь» в нее под звуки Луи Армстронга.

Возможно, после такого погружения вы новым взглядом посмотрите на картины Тамары Де Лемпицка. Часто ее называют русской эмигранткой. Это не совсем правильно, на самом деле, Тамара родилась в Польше, а потом уже с семьей переехала в Россию, в Санкт- Петербург. Тамара было яркой личностью. Можно сказать, что она стала «иконой» того времени. Лемпицка отличалась сильным характером, приятной внешностью, умением правильно подать себя и добиться своей цели.

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 2. 

Еще совсем в юном возрасте, познакомившись с самым завидным холостяком, Тадеушом Лемпицки, Тамара сумела обаять его. Когда ей исполнилось 16 лет, они поженились.

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 3.

Портрет Тадеуша Лемпицки

 Но семейное счастье юной супружеской пары длилось недолго. Начались репрессии, Тадеуша арестовали. Тамаре удалось с помощью своего женского обаяния «вытащить из-под стражи» мужа, и им пришлось переехать сначала обратно в Польшу, а потом в Париж. Тадеуш был разорен..Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 4.

Как это часто бывает в жизни, внешне сильный Тадеуш не смог справится с такими жизненными сложностями. В Париже он впал в глубокую депрессию, начал пить. Тамаре же приходилось самой обеспечивать их финансово. Какое-то время они живут, распродавая семейные украшения.

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 5.

Именно во Франции Тамара начала брать уроки живописи и вращаться в светских кругах. Спустя какое-то время постоянных усилий, Лемпицка становится популярна, и ее картины начинают приносить реальный доход. В этот же период в семье Лемпицки рождается дочка, Кизетта.

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 6.

Тамаре удалось покорить Париж. Она знакома со всеми модными и влиятельными людьми, ей удается пристраивать свои работы в лучшие галереи, а за портретами к ней «выстраивается очередь». В 1929г ее автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti» попадает на обложку известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины- самостоятельная, красивая, свободная… Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 7.

Автопортрет "Женщина в зеленом Bugatti"

Вообще, в этот период Тамара живет так, как всегда хотела. Она ведет исключительно светский образ жизни, вдали от мужа и детей. Становится скандально известна своими романами с женщинами. В этот же период, она знакомится с Бароном Кюфнером, ее будущим мужем. Вместе они переехали в Америку, где Тамаре так же были открыты все двери, она стала любимой голливудской портретисткой.

 

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 8.

Барон безумно любил Тамару, боготворил ее и ее картины. Они проживут вместе долго – 29 лет. Ему удалось найти ключик к ее внутреннему миру, вытащить из «тусовки» и обуздать ее пороки.

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 9.  Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 10.          Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 11.

 После его смерти от сердечного приступа, она скажет: « Я потеряла, человека, который безумно любил меня; я потеряла человека, который безумно любил мое творчество и поддерживал меня – я потеряла все!». Больше она никогда не выйдет замуж, будет больше проводить время с дочерью Кизеттой и ее семьей.

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 12.          Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 13.

Кизетта была предана своей матери, несмотря на то, что та почти не уделяла ей времени в детстве. В 1980 году, Лемпицка умерла во сне в возрасте 82 лет. Кизетта была рядом. Про безумную жизнь своей матери, дочь написала книгу «Passion by Design».Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 14.

Тамара Де Лемпицка –женщина икона. Женщина, прожившая долгую, непростую, но интересную жизнь. Женщина, покорявшая всех, встретившихся на ее пути. Женщина, свободная от каких либо правил и запретов общества. Свободная женщина в зеленом Bugatti…

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 15.

Сейчас, многие ругают ее стиль. Она любит яркие краски, четкие геометричные контуры. Некоторые, называют ее технику живописи «машинной».

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 16.

 Она прославилась своими портретами и откровенными картинами женщин. Большинство ее картин находятся в частных коллекциях, не теряют своей популярности и считаются хорошим вложением денег.

Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко. Изображение № 17.

www.lookatme.ru

Тамара Лемпицка – гламурный символ ар-деко

Живопись Тамары Лемпицкой стала одним из символов эпохи ар-деко. Часто биографы впадают в крайность, делая акцент на бурной светской жизни художницы. Не стоит забывать, что она была гением мистификаций и светской львицей, но в первую очередь Тамара Лемпицка полностью посвятила свою жизнь живописи. Несмотря на обилие романов с женщинами и мужчинами, искусство всегда оставалось ее самым страстным увлечением. тамара лемпицка картины

Юность

История жизни художницы пестрит белыми пятнами, и отчасти в этом виновата сама Тамара Лемпицка. Биография свободно перекраивалась, чтобы предстать в наиболее выигрышном свете. К примеру, вначале, чтобы скрыть настоящий возраст, она представляла дочь своей младшей сестрой. Родилась она не то в Москве, не то – по уверениям самой художницы – в Варшаве. И звали ее вовсе не Тамара: при рождении девочку окрестили Марией. Лемпицкий – фамилия первого мужа художницы. И здесь еще одна нестыковка: если верить официальному году рождения (1898), получится, что Тадеуша Лемпицкого очаровала четырнадцатилетняя девочка. Не исключено, конечно, что польский адвокат был падок до нимфеток, но с такой же вероятностью можно предположить, что Тамара скостила себе несколько лет, а, согласно некоторым версиям, настоящий год ее рождения – 1895. художница тамара лемпицка

Как бы то ни было, некоторая информация остается достоверной. Мать художницы, Мальвина Деклер, была тем, что называется, светская львица, отец Борис Горский – русским банкиром еврейского происхождения. Через несколько лет после рождения дочери он бесследно исчез, согласно некоторым из версий – покончил жизнь самоубийством.

Первое знакомство с живописью случилось, когда Мальвина Деклер заказала одному художнику портрет двенадцатилетней дочери. Картина Тамаре совершенно не понравилась и она заявила, что смогла бы и лучше. В этом же году они с бабушкой едут в Италию, где девочка знакомится с шедеврами классического искусства. В 14 лет Тамару отправляют на учебу в Швейцарию, после которой она попадает в Петербург.

Первые успехи

В Петербурге произошло знакомство Тамары с первым мужем, Тадеушем Лемпицким, от которого художница родила единственную дочь – Кизетту. Забегая вперед, нужно сказать, что девочка больше интересовала мать в качестве модели, чем в качестве дочери. Обычно девочка жила с бабушкой и мать видела очень редко. Зато художница написала множество ее портретов. тамара лемпицка биография

Во время революции Тадеуш чудом избежал расстрела, и семья эмигрировала во Францию. Здесь Тамара Лемпицка начинает брать уроки живописи у А. Лота и М. Дени. Вероятно, унаследовав от отца предпринимательский талант, она довольно быстро научилась продавать свои картины с большой выгодой и устраивать выставки. В 1922 году художница уже активно сотрудничает с Осенним Салоном и Салоном Независимых. Первое время на полотнах и в каталогах она подписывается мужским псевдонимом Лемпицкий.

Расцвет

В 1925 году специально для своей первой персональной выставки Тамара Лемпицка пишет 28 картин. Одна работа в это время занимала у нее около трех недель. В равной мере художница любила высокое искусство и высшее общество. Двери модных салонов и вечеринок всегда распахивались перед ней. Она с радостью отдается светским развлечениям, для вдохновения заводит многочисленные романы, может неделями не появляться дома. Тадеуш устал от такого образа жизни и в 1927 году сбежал от супруги в Польшу. Они развелись 4 года спустя, несмотря на попытки художницы его вернуть.

К концу 20-х годов Тамара Лемпицка берет за портрет от 50000 франков. В пересчете на сегодняшний курс это около 20000 долларов. В это время были написаны «Весна», «Кизетта на балконе», «Разгар лета», «Девушка с перчатками», «Сен-Мориц», «Прекрасная Рафаэлла». Это вершина ее славы, после тридцати заказов становилось все меньше, а критики больше. Ар-деко терял популярность, а вместе с ним Лемпицка как художница. Она по-прежнему была желанной гостьей на светских мероприятиях, но неудачи в творчестве серьезно беспокоили ее.

Женщина в зеленом Бугатти

Многие называют эту работу автопортретом, слишком много общего было у самой художницы с портретом. Лемпицка пишет ее в 1929 году. Чуть позже эта работа попадет на обложку Die Dame. Отныне портрет будут считать воплощением эпохи и современной женщины – сильной, независимой, свободной и чувственной. Композиция выстроена по диагонали, что придает полотну динамики. В колорите преобладает сочетание зеленого и стального с охристыми акцентами. Цвета картины сияющие, предельно чистые. тамара лемпицка

Жизнь в Америке

После брака с бароном Раулем де Куффнером в 1933 году художница Тамара Лемпицка оставила фамилию первого мужа, взяв от второго звучную приставку де. Начинается новый этап ее жизни, на этот раз в Америке. Если в начале десятилетия поездки были эпизодическими, то к началу Второй мировой семья окончательно обосновывается в Нью-Йорке. Сама Лемпицка называла США страной бесконечных возможностей, но к ней она оказалась жестокой. В Америке к ней пристало прозвище «баронесса с кисточкой», критика в пух и прах разносила работы, и заказов с каждым годом становилось все меньше. К тридцатым годам относятся работы «Зеленый тюрбан», «Портрет Иры П.», «Портрет Марджори Ферри», «Соломенная шляпка», «Женщина с голубем». Художница страдает от депрессии и невостребованности. В конце 30–40-х годов все чаще она создает полотна на религиозную тему. Наиболее частый мотив – скорбящая Богоматерь со слезами на глазах. В 1930 году Лемпицка пишет «Терезу Авильскую», одну из своих ключевых работ.

Тереза Авильская

Эта работа написана по мотивам барочной статуи Бернини «Экстаз святой Терезы». Лицо женщины дано очень крупным планом, оно занимает основную площадь работы. На нем читается полная отрешенность от земного мира, погруженность в иные материи. В равной степени на нем читаются и страдание, и блаженство. Подведенные тенью глаза святой контрастируют с полными, чувственными, «земными» губами. ар деко

Сразу бросается в глаза скульптурность портрета. Все черты лица – глаза, брови, нос, складка губ – тонко и четко очерчены. Возможно, портрет даже более скульптурен, чем статуя, послужившая прототипом. Фактурно прорисованы складки покрывала на голове святой Терезы. Накидка настолько объемна, что выдается из плоскости полотна.

В колорите картины два основных цвета: стальной и охра. Однако оно не выглядит бедным из-за обилия полутонов в мастерской работе со светотенью. Цвета яркие и чистые, как и на других полотнах Лемпицкой, кажется, что не светятся. Картина очень выразительна эмоционально, в ней чувствуется не только хорошее владение техникой, но и глубокая эмоциональная вовлеченность художницы.

Закат карьеры

29 счастливых лет провела Лемпицка в браке с бароном. Это был самый страстный поклонник творчества художницы, он боготворил ее и ее картины. Когда он умер от сердечного приступа в 1962 году, Лемпицка написала, что потеряла все. Она выстроила роскошный особняк в мексиканской провинции и переехала туда насовсем. До последних дней она была окружена роскошью и молодыми людьми. С ней рядом была дочь Кизетта, простившая невнимательность матери, и внучки. Среди последних работ художницы «Сюрреалистическая рука», «Портрет Франсуазы Саган», «Чаша с виноградом». портрет лемпицка

В 1972 году прошла масштабная выставка художницы в Люксембурге. Здесь были выставлены ее лучшие полотна, написанные в период расцвета. Неожиданно для всех и для самой художницы выставка приобрела оглушительный успех среди молодого поколения. Множество заказов на повторение знаменитых полотен получила стареющая Тамара Лемпицка. Картины, выполненные в качестве реплик, к сожалению, значительно уступали оригиналам. С годами художница утратила былую уверенность руки и четкость цветовосприятия.

Лемпицка скончалась в возрасте 81 года, в 1980 г. Несомненно, ей было бы приятно узнать, что сегодня она вновь входит в плеяду самых дорогих художников. Регулярно проводятся ретроспективные выставки. Ее работы находятся в частных коллекциях многих влиятельных людей. Мадонна – один из самых преданных ценителей ее творчества. Прах художницы, как она и завещала, был развеян над мексиканским вулканом Попокатепетль. Для потомков Лемпицка навсегда останется символом ар-деко и бурного начала ХХ века.

fb.ru

Тамара де Лемпицка, она же "Дива Арт-Деко", она же Икона эпохи Джаза, она же Королева Модерна

Я узнала об этой художнице благодаря книге о ней - http://fem-books.livejournal.com/331785.html

Биография:

http://www.artsait.ru/art/l/lempicka/main.htm

(удивительное дело, в этой достаточно подробной биографии умудрились ни слова не написать про ее романы с женщинами:)

Несколько раз переписывала она свою биографию, вычеркивая из нее все неудобные факты и даты, и благодаря стараниям художницы, мы не можем даже установить точную дату ее рождения. Наиболее часто упоминаемая дата — 11 мая 1898 года — представляется слишком поздней при сопоставлении с другими фактами ее жизни. Более того, она настаивала, что родилась в Варшаве, но и это видится нам спорным.

Итак, Тамара Лемпицка (Лемпицкая, Лемпика) родилась на исходе XIX столетия, вероятнее всего, в Москве. Родители ее были русский еврей Борис Гурский и некто Мальвина Деклер. Спустя несколько лет после рождения будущей художницы отец ее исчез в неизвестном направлении (и при невыясненных обстоятельствах).

В детстве Тамаре прочили будущее пианистки. Любовь к музыке ей привила любимая бабушка Клементина. Возможно, она действительно стала бы пианисткой, но в 1907 году все та же бабушка Клементина отправилась вместе с нею в Италию. С этого путешествия — по крайней мере, так вспоминала потом художница — и началось ее увлечение живописью.

В 1910 году (или, быть может, чуть раньше) воспитанием подрастающей Тамары, дотоле находившейся почти всецело на руках бабушки, занялась мать. С этого времени девочка все больше времени проводит вместе с нею в Санкт-Петербурге. Юный возраст не мешает ей появляться всюду, где интересно. На одном балу, гласит легенда, Тамара увидела своего будущего мужа — Тадеуша Лемпицкого, отпрыска богатой и знатной польской фамилии, только что получившего диплом адвоката. Молодому человеку прочили блестящую будущее и головокружительную карьеру, однако он предпочел карьере светскую жизнь.

С 1914 года девушка постоянно живет в Санкт-Петербурге, запомнившемся ей своей парадно-разгульной стороной (впоследствии она говорила, что в этом городе «шампанское заказывают не бутылками, а галлонами»). Вскоре она добилась, чего хотела: завоевала Тадеуша. Они встречались за послеобеденным кофе, потом ехали в «Бродячую собаку». День незаметно перетекал в вечер, а вечер — в ночь. Через некоторое время они поженились.

Первый год их совместной жизни прошел как в тумане. Россию терзала война, а в роскошной квартире Лемпицких не переводились гости, танцы, смех и, конечно же, шампанское. Весной 1917 года еще казалось, что так будет всегда. Но наступил октябрь, и все, что было таким прочным, таким привычным, стронулось с мест, взвихрилось, понеслось — куда? Должно быть, в пропасть. По краю пропасти прошел Тадеуш Лемпицкий, арестованный вскоре после Октябрьского переворота и чуть было не расстрелянный «как чуждый элемент». К счастью, его освободили, и Лемпицким удалось покинуть Россию. Оглохшие от «музыки революции», отмякали, отсиживались они в Польше. Набравшись сил, устремились в Париж. Тамара Лемпицка не предполагала, что именно теперь начнется самое тяжелое.

Спасшись из России, она убаюкивала себя мыслью: «Все позади». Не тут-то было. Муж ее, потеряв свои богатства, разом утратил и весь свой светский лоск, сделался раздражителен, капризен, упрям, целыми днями лежал в постели, не желая предпринять хоть что-нибудь для спасения семьи от голодной смерти. Положим, голодная смерть им и не грозила, но вскоре после рождения дочери Кристины нищета подступила к Лемпицким вплотную. Даже фамильные драгоценности были проданы. Поняв, что помощи от мужа ей не дождаться, Тамара Лемпицка взяла все в свои руки. Она решила писать картины и продавать их. К выполнению задуманного Лемпицка приступила немедленно. Поначалу она обучалась в мастерской Мориса Дени, но затем ее «бессменным наставником» стал Андре Лот.

Два года спустя «мадам Лемпицка» выставила свои первые работы и почти сразу же снискала благосклонность парижской артистической публики. В 1922 году (или около того) она начала сотрудничать с Осенним Салоном и Салоном Независимых. С первыми успехами художницы в семью пришло относительное благосостояние, но тем очевиднее сделалось фактическое отсутствие семьи. Тадеуш Лемпицкий все прочнее срастался со своей депрессией и уже не представлял себе жизни без нее, а его жена без оглядки отдалась искусству, светской жизни и путешествиям. В 1925 году она вместе с дочкой отправилась в Италию, где познакомилась с писателем Габриеле д'Аннунцио. Новый знакомый очаровал Лемпицкую, и она проводила много времени на его вилле — под предлогом написания портрета.

По возвращении Лемпицкой в Париж разразилась гроза. В руки мужа попала одна из телеграмм писателя. Уязвленный, он решил развестись с супругой и отбыл в Польшу. Но развод «де юре» был получен только в 1928 году. Окончательно освободившись от оков законного брака, Лемпицка уехала в Америку. Несмотря на то, что здесь уже наступила Великая депрессия, картины художницы продолжали пользоваться спросом у американского бомонда. Заказчики не переводились. В письмах к своей матери, оставшейся в Париже вместе с Кристиной, она называла Америку страной великих возможностей. Но вернуться в Старый Свет все-таки пришлось. В 1933 году Лемпицка, поддавшись на уговоры семьи, приняла предложение венгерского барона Рауля Куффнера, большого поклонника ее творчества. Свадьба состоялась в Цюрихе. Теперь Лемпицка — уже баронесса Лемпика (так она называет себя, все чаще прибавляя к фамилии звучную приставку «де»).

Ситуация в Европе, между тем, все более накалялась. В Германии к власти пришли нацисты, и художница уговорила мужа продать большую часть его венгерских владений — острым эмигрантским чутьем определив приближающуюся опасность. В 1939 году супруги уехали в длительное путешествие по Америке, а вскоре приняли окончательное решение не возвращаться. Дочь Лемпицкой присоединилась к ним лишь спустя два года. С 1942 года Куффнеры живут в Нью-Йорке. Баронесса выставляет свои картины в лучших галереях, однако популярностью они теперь пользуются гораздо меньшей, чем до войны.

Жизнь текла спокойно и размеренно до 1962 года, когда внезапно умер Рауль Куффнер. После его смерти Лемпицка отправляется в путешествие по Европе, выставляет свои работы в Париже, пытается воспитывать внучек и одновременно ищет такое место на земле, где ничто бы не напоминало ей о минувшем. В конце

femart.livejournal.com


Смотрите также