Первый художник в космосе: Алексей Леонов подарил свои картины Третьяковке. Картины леонов


Алексей Леонов подарил свои картины Третьяковке – Москва 24, 06.04.2017

Коллекция Третьяковской галереи пополнилась двумя космическими картинами: летчик-испытатель, дважды Герой Советского союза, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов подарил музею две свои работы. Оказалось, он увлекается живописью с детства, и после школы даже выбирал между летным и художественным училищем. Победила тяга к небу, но искусство он не оставил, и рисовал даже во время того самого легендарного полета

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Леонов – не только профессиональный космонавт, но и профессиональный художник. В том же 1965 году, когда Алексей Архипович стал первым человеком, переступившим порог корабля в открытый космос, он был принят в Союз Художников. "В Союз меня принимала Катенька Белашова (скульптор – прим. m24.ru), Пластов, Ромадин – какие великие были мастера!.. Я принес им свои эскизы, – рассказывает Леонов. – Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель – не пойдет, акварель – тоже. Оставался карандаш. Карандаш "Тактика" средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили – я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга! И только потом профессор Лазарев нас рассудил. Он сказал: "Ребята, вы летали на какой высоте? – 300 километров, а он – на высоте 500 километров. А это значит, размеры-то все другие!"

А вокруг Земли на картине – голубой пояс атмосферы. "Пояс ровно четыре градуса! Я знаете как замерял? Я сделал палетку с размером Луны и посчитал, что высота пояса составила четыре ее величины. Цвет я точно определил с помощью аномалоскопа, прибора, который определяет цветовое зрение человека. По науке замерял время, в которое делал зарисовки. Так что цвет Земли – не выдуманный, а такой, как есть на самом деле".

На второй картине художник-космонавт изобразил полярное сияние над северным полюсом. Над горизонтом видны всполохи зеленого пламени, но там, где Луна, вдруг появляется красный свет. "Откуда он – мы до сих пор этого не знаем", – пояснил Алексей Архипович.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"Тогда было запрещено делать зарисовки космического корабля "Восход-2", а я сделал, – продолжил Леонов. – Он немногим отличался от "Востока" – добавили лишь шлюзовую камеру мягкой конструкции и второй двигатель. Но на самом-то деле это был не новый корабль – как был "Восток", так "Востоком" и остался. Абсолютно в деталях все".

Космонавт рассказал и о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в полете. Он оказался на волоске от гибели и сам до сих пор не помнит, как справился с ситуацией. "Я был прикреплен к кораблю фалом и должен его вытащить из шлюзовой камеры, чтобы выйти в космос, а потом собрать его, чтобы зайти обратно. В правой руке у меня была кинокамера, а второй я должен был его смотать и закрепить на крюки, и я не знаю, как это сделал. Это невозможно! Обратно я пошел не ногами, а головой вперед, и мне надо было в этом шлюзе развернуться, а скафандр раздуло. Я сбросил клапан давления, не спросив разрешения земли, то есть нарушил закон, зато мне стало легче. За сутки я потерял шесть литров воды! Так что если кто хочет похудеть – пожалуйста, туда!" – завершил Леонов свой рассказ, жестом показав на небо.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Работы Леонова есть в собрании Дрезденской галереи, в Хьюстоне. В России картины Леонова хранятся в музеях двух городов: 17 работ в Гагарине и еще 70 – в Кемерове, где художник 15 лет содержит районную школу детского творчества – единственную в России школу для детей с нарушением работы опорно-двигательного аппарата.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

После торжественной части Леонов осмотрел выставку и рассказал по случаю о своем знакомстве с Пабло Пикассо. Через русско-французскую художницу Надежду-Ходасевич Леже космонавт договорился об ужине с кубистом. "Он не был великим художником. Розовый период, голубой период, "Герника", а потом он стал делать всю эту ерунду, – сказал Леонов. – Когда мы ужинали, он долго обгладывал кости форели, а я думал – что же он такой жадный? Потом он принес глину, вдавил в нее этот скелет, и через час уже была готова обожженная форма. Пикассо залил ее бронзой и все! Работа готова! А все вокруг восхищаются: "Ах как здорово! Как гениально!" – Стыдно же!"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Церемония прошла в экспозиции выставки "Оттепель", которая работает в здании музея на Крымском валу. Выбор места символичен: один из разделов, который называется "Космос – Атом", рассказывает об освоении неба, в том числе – о вкладе в него Леонова. Здесь можно увидеть документальные кадры, на которых молодой Леонов рисует пейзажи во время подготовки к полету. В Третьяковской галерее отметили, что все юридические формальности передачи произведений в коллекцию были соблюдены, и теперь картины станут ценными экспонатами, поскольку отражают важный момент истории освоения космоса и XX века в целом.

Помимо выставки "Оттепель", церемония передачи картин оказалась приурочена к премьере фильма "Время первых", рассказывающего о легендарном полете Леонова и Беляева и выходе космонавта в открытый космос. Главные роли в картине исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский.

www.m24.ru

Алексей Леонов подарил свои картины Третьяковке

Главная / Афиша / Первый художник в космосе: Алексей Леонов подарил свои картины Третьяковке

06.04.2017 23:05 Просмотров: 74 Печать | E-mail

Коллекция Третьяковской галереи пополнилась двумя космическими картинами: летчик-испытатель, дважды Герой Советского союза, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов подарил музею две свои работы.

Оказалось, он увлекается живописью с детства, и после школы даже выбирал между летным и художественным училищем. Победила тяга к небу, но искусство он не оставил, и рисовал даже во время того самого легендарного полета 

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Леонов – не только профессиональный космонавт, но и профессиональный художник. В том же 1965 году, когда Алексей Архипович стал первым человеком, переступившим порог корабля в открытый космос, он был принят в Союз Художников. "В Союз меня принимала Катенька Белашова (скульптор – прим. m24.ru), Пластов, Ромадин – какие великие были мастера!.. Я принес им свои эскизы, – рассказывает Леонов. – Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель – не пойдет, акварель – тоже. Оставался карандаш. Карандаш "Тактика" средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили – я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга! И только потом профессор Лазарев нас рассудил. Он сказал: "Ребята, вы летали на какой высоте? – 300 километров, а он – на высоте 500 километров. А это значит, размеры-то все другие!"

А вокруг Земли на картине – голубой пояс атмосферы. "Пояс ровно четыре градуса! Я знаете как замерял? Я сделал палетку с размером Луны и посчитал, что высота пояса составила четыре ее величины. Цвет я точно определил с помощью аномалоскопа, прибора, который определяет цветовое зрение человека. По науке замерял время, в которое делал зарисовки. Так что цвет Земли – не выдуманный, а такой, как есть на самом деле". 

На второй картине художник-космонавт изобразил полярное сияние над северным полюсом. Над горизонтом видны всполохи зеленого пламени, но там, где Луна, вдруг появляется красный свет. "Откуда он – мы до сих пор этого не знаем", – пояснил Алексей Архипович. 

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"Тогда было запрещено делать зарисовки космического корабля "Восход-2", а я сделал, – продолжил Леонов. – Он немногим отличался от "Востока" – добавили лишь шлюзовую камеру мягкой конструкции и второй двигатель. Но на самом-то деле это был не новый корабль – как был "Восток", так "Востоком" и остался. Абсолютно в деталях все". 

Космонавт рассказал и о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в полете. Он оказался на волоске от гибели и сам до сих пор не помнит, как справился с ситуацией. "Я был прикреплен к кораблю фалом и должен его вытащить из шлюзовой камеры, чтобы выйти в космос, а потом собрать его, чтобы зайти обратно. В правой руке у меня была кинокамера, а второй я должен был его смотать и закрепить на крюки, и я не знаю, как это сделал. Это невозможно! Обратно я пошел не ногами, а головой вперед, и мне надо было в этом шлюзе развернуться, а скафандр раздуло. Я сбросил клапан давления, не спросив разрешения земли, то есть нарушил закон, зато мне стало легче. За сутки я потерял шесть литров воды! Так что если кто хочет похудеть – пожалуйста, туда!" – завершил Леонов свой рассказ, жестом показав на небо. 

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Работы Леонова есть в собрании Дрезденской галереи, в Хьюстоне. В России картины Леонова хранятся в музеях двух городов: 17 работ в Гагарине и еще 70 – в Кемерове, где художник 15 лет содержит районную школу детского творчества – единственную в России школу для детей с нарушением работы опорно-двигательного аппарата. 

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

После торжественной части Леонов осмотрел выставку и рассказал по случаю о своем знакомстве с Пабло Пикассо. Через русско-французскую художницу Надежду-Ходасевич Леже космонавт договорился об ужине с кубистом. "Он не был великим художником. Розовый период, голубой период, "Герника", а потом он стал делать всю эту ерунду, – сказал Леонов. – Когда мы ужинали, он долго обгладывал кости форели, а я думал – что же он такой жадный? Потом он принес глину, вдавил в нее этот скелет, и через час уже была готова обожженная форма. Пикассо залил ее бронзой и все! Работа готова! А все вокруг восхищаются: "Ах как здорово! Как гениально!" – Стыдно же!" 

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Церемония прошла в экспозиции выставки "Оттепель", которая работает в здании музея на Крымском валу. Выбор места символичен: один из разделов, который называется "Космос – Атом", рассказывает об освоении неба, в том числе – о вкладе в него Леонова. Здесь можно увидеть документальные кадры, на которых молодой Леонов рисует пейзажи во время подготовки к полету. В Третьяковской галерее отметили, что все юридические формальности передачи произведений в коллекцию были соблюдены, и теперь картины станут ценными экспонатами, поскольку отражают важный момент истории освоения космоса и XX века в целом.

Помимо выставки "Оттепель", церемония передачи картин оказалась приурочена к премьере фильма "Время первых", рассказывающего о легендарном полете Леонова и Беляева и выходе космонавта в открытый космос. Главные роли в картине исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский.

 

www.anothercity.ru

Картины Алексея Леонова | Татьяна Иванова

Два дня назад в передаче «Белая студия» на канале «культура» гостем был космонавт Алексей Леонов

Алексей Леонов

Алексей Архипович Леонов

30 мая 1934 года

Дважды герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос, человек, много проживший и много испытавший, несмотря на все регалии, — простой и открытый, немного уставший.

Таким я увидела его.  Но, когда он вспоминал Гагарина  или, вспоминал свой любимый фильм «Истребители», или представлял то, как бы космос изобразили бы Рерих и Рокуэлл Кент, лицо его озарялось необыкновенной детской озорной улыбкой, которая очень идет этому великому человеку. «Когда корабль движется со светлой стороны на темную – таким космос увидел бы и написал Рокуэл Кент,  когда с темной на светлую – так написал бы космос Николай Рерих»

Алексей Леонов является основоположником жанра космической живописи. Помещаю несколько космических картин Леонова и несколько работ, любимых им художников Рокуэлла Кента и Николая Рериха.

Картины Алексея Леонова:

Картины Алексея Леонова

«ТЕРМИНАТОР» — граница дня и ночи, беспрестанно меняющихся в космосе на каждом витке полета.  Все космонавты описывают это зрелище как незабываемое!

Картины Алексея Леонова

 

«НОЧНОЕ СВЕЧЕНИЕ ОРЕОЛА АТМОСФЕРЫ» корабль пролетает над ночной Землей. Сквозь пелену темных облаков видны красноватые огни городов. А на горизонте, за которым скрывается Солнце, появилась радужная полоса земной атмосферы. И над всем этим — врезанная в черный бархат космического пространства Луна и блестящие звезды.

Картины Алексея Леонова

Картины Николая Рериха:

rerih-1925-12

rerih-1924-20

rerih-1925-33

Картины Рокуэлла Кента:

kent_01_small

kent_03_small

801746168

Не правда ли, удачные ассоциации: со светлой на темную и с темной на светлую?

art-notes.ru

Павел Петрович Леонов. (1920-2011) - Все интересное в искусстве и не только.

Этот русский художник - самоучка, считается одним из самых великих мастеров наивного искусства 20-го века. Его картины характерны и легко узнаваемы, они состоит из комплекса дискретных пространственных элементов, в которых, тем не менее, люди и животные играют решающую роль.

Леонов относился к своим работам как «конструкциям», а «натурализм» он определяет как синоним художественной школы образования.

Но это явно не конструктивизм раннего советского искусства, как это видно на примере Попова или Родченко, но и своего рода магический реализм, который намного больше в соответствии с народными традициями и народной образности русского лубка, это бескомпромиссная привязанность Леонова к другой реальности и проявляется она в его картинах.

Вот его краткая и очень интересная биография:

1920 20 декабря - Павел Леонов родился в селе Волотовское Орловской губернии.

1937 уезжает из дому после конфликта с отцом.

1938 арестован первый раз.

1939-1942 в заключении в лагере (Грузия, г.Поти).

1942-1944 в военном училище в Баку.

1945 служит в действующей армии, попадает в Венгрию.

1945 возвращается в родное село.

1946-1947 работает в артели в Ростовской области, затем на шахте.Получает срок за то, что самовольно бросил работу на шахте.

1948 выходит на свободу по амнистии, работает в Туле на строительстве железной дороги до 1953 года.

1954-1960 живет в городах Сибири и на Камчатке. Работает штукатуром. Пишет свою первую картину маслом

1960-1968 живет в Казахстане. Работает штукатуром в Бурминском зерносовхозе Карабалицкого района.

1968 поступает учиться в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), где его учителем становится крупный художник-шестидесятник Михаил Рогинский.

1968 первый раз приезжает в Ивановскую область, несколько месяцев работает в селе Вознесенье недалеко от Меховиц.

1970 возвращается в Казахстан, а затем переезжает в Узбекистан и работает там в колхозе в 6о км от Термеза.

1970-е его работы начинают появляться на выставках самодеятельного искусства.

1975 живет в Новокузнецке.

1972 приезжает в Подмосковье на семинар в ЗНУИ.

1975-1976 переезжает в Ивановскую область, покупает дом в деревне Меховицы, женится на Зине, у него рождается сын Сергей.

1980-е почти не занимается живописью. Работает возчиком в Меховицах.

1991 его вновь находят искусствоведы.

1992-2000 второй период творчества. Много работает по заказам коллекционеров. При наличии самых бросовых материалов он создал удивительные «ковровые» картинные панно.

"Казалось бы, стандартный метод изображения: фризовое декоративное построение, повторяемость сельских сцен и орнаментальное обрамление в виде цветов, парящих птиц и деревьев-кулис, не помешало, а помогло создать содержательные и радостно-гармоничные полотна".

"Палитра художника не так уж цветиста, но всегда точна по колориту. Праздник ощутим почти в каждом холсте художника. Вместе с цветением природы развернута полнота человеческой радости общения. Да и можно ли было добиться особой тонкости в изображении деталей, используя самые грубые, простые инструменты: самодельные кисти, малярные краски. Все это не мешало художнику создавать картины той идеальной жизни, которая царит в его душе, и к которой он всю жизнь стремится". Ольга Дьяконицына, искусствовед, заведующая Отделом Музея наивного искусства, Москва.

2000 Конкурс наивных художников Швейцарии и Европы.

Галерея Про Арте Каспер, Морж, Швейцария. Первая премия.2000 рождается внук Павел.

2006 умирает жена Зина. Переезжает из Меховиц в Савино и живет у сына.2011 25(?) марта умирает после продолжительной болезни.

Павла Леонова открыла для коллекционеров в 1991-м году Ольга Дьяконицына. С её подачи он стал известен коллекционерам, которые возили его работы по всему миру. 90-е стали для Леонова самым плодотворным временем.

"Я нарисовал картину под названием "Спорт в селе". Это колхозная деревня. В спорте участвуют кони, лоси и люди. На оконных блоках сидят птицы. На подоконнике сидят орлы, а на блоке окна цветы и сидят все системы бабочек...

Картины, которые я рисую, художникам капиталистических стран и в голову не придет мысль, как рисовать картины...Они увидят на выставке, что в стране Советов такие построены дома в селе, такая имеется природа, что орлы с гор, а тетерева из леса прилетели в село. У нас в каждом доме парк, сад, масса птиц и все полезные насекомые..."(из писем Леонова Дьяконицыной)

Творчество художника представлено во многих музеях мира, в том числе The Charlotte Zander музей, Германии, и Российский национальный Дом народного творчества, Москва.

Его работа также была выставлена в Национальной галерее Словакии; в 1997 году он получил престижную награду "Grand Prix ИНСИТА Laureat 'на Международном фестивале наивного искусства.

Цирк. 1992

"Добрый день, Ольга Владимировна. Посылаю вам две картины: "Цирк" и "Путешественники". "Цирк" нарисован на одеяле. Его надо смочить водой с обратной стороны и натянуть на раму. Углы подшиты, это не беда. они подойдут под раму и скроются. переделывать не надо...Жизнь у нас идет спокойно, хорошо..."

tanjand.livejournal.com


Смотрите также