Ностальгический клуб любителей кино . Картины лермонтова


Картины, рисунки, живопись Лермонтова - фото

К юбилею М. Ю. Лермонтова ТАСС собрал 20 картин, написанных самим поэтом. Представляем вашему вниманию эту подборку.

15 октября исполняется 200 лет со дня рождения поэта Михаила Лермонтова

"Окрестности селения Караагач" (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил © Из собрания Литературного музея Пушкинского дома Фото: http://tass.ru/

“Башня в Сиони” (масло, 1837-1838). Это одна из самых больших картин, написанных поэтом маслом. Она была подарена Лермонтовым его бабушке Е. А. Арсеньевой © Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы” Фото: http://tass.ru/

15 октября в России отмечают юбилей – 200 лет со дня рождения поэта, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова.

Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник Александр Солоницкий. В 1830-е годы Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника Петра Заболоцкого.

"Нападение. Сцена из кавказской жизни" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Нападение. Сцена из кавказской жизни” (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

Среди художественного наследия Михаила Лермонтова – картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. Диапазон техник также очень разнообразен: Лермонтов работал в живописи, акварели, рисунке, а также в литографии.

"Окрестности селения Караагач" (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил © Из собрания Литературного музея Пушкинского дома Фото: http://tass.ru/

“Окрестности селения Караагач” (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил© Из собрания Литературного музея Пушкинского домаФото: http://tass.ru/

"Пятигорск" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Пятигорск” (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

 

"Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева" (масло, 1839) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева” (масло, 1839)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Герцог Лерма" (масло, 1832-1833) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Герцог Лерма” (масло, 1832-1833)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Крестовая гора" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Крестовая гора” (масло, 1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Эльбрус" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Эльбрус” (масло)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Военно-Грузинская дорога близ Мцхета" (масло,1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Военно-Грузинская дорога близ Мцхета” (масло,1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Перестрелка в горах Дагестана" (масло, 1840-1841) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" http://tass.ru/

“Перестрелка в горах Дагестана” (масло, 1840-1841)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”http://tass.ru/

"Черкес" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Черкес” (масло)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Эпизод из сражения при Валерике" (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Эпизод из сражения при Валерике” (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Автопортрет" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Автопортрет” (масло, 1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби" (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби” (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года" (масло, 1837) © Из собрания ИРЛИ РАН Фото: http://tass.ru/

“Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года” (масло, 1837)© Из собрания ИРЛИ РАНФото: http://tass.ru/

"Тамань" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Тамань” (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

"Грузинки на крыше сакли" (графитный карандаш, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы" Фото: http://tass.ru/

“Грузинки на крыше сакли” (графитный карандаш, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы”Фото: http://tass.ru/

Рисунок Лермонтова из альбома Нарышкиных © flickr.com/tarhany

Рисунок Лермонтова из альбома Нарышкиных© flickr.com/tarhany

 

www.pravmir.ru

Картины, акварели и рисунки Лермонтова

Картины, акварели и рисунки Лермонтова

Вид Пятигорска. 1837 г.

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника. Н.Н.Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что "рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

1. Рисунки М.Ю.Лермонтова на обложке рукописи "Вадима".1832-1834.

Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М.Ю.Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. Лица людей, изображённых на обложке, выражают самые различные чувства – гнев, страдание, ужас, непроницаемое спокойствие, душевную боль. Обложка весьма характерна для Лермонтова-рисовальщика и говорит о его несомненной одарённости. С.А.Раевский оставил интересное свидетельство, приоткрывающее некоторые особенности творческой лаборатории поэта-художника: "Соображения Лермонтова сменялись с необычною быстротою, и как бы ни была глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал её кистью или пером изумительно легко, – и я был свидетелем, как во время размышлений противника его в шахматной игре Лермонтов писал драматические отрывки, замещая краткие отдыхи своего пера быстрыми очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиогномий и т.п.". Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа.

2. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.Акварель М.Ю. Лермонтова. 1835-1836.

Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). Она примечательна своей поэтичностью. "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой. Неподдельная искренность и поэтичность пейзажа вызывает в памяти знаменитое лермонтовское стихотворение "Родина", в котором подлинное чувство родины соединяется с любовью к русской природе.

3. Вид Пятигорска.Картина М.Ю.Лермонтова. 1837-1838.

Нетрудно заметить, что все повести, составившие роман "Герой нашего времени", начинаются с точного указания на место действия. "Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли" - таков зачин повести "Княжна Мери", действие которой происходит сначала в Пятигорске, а затем в Кисловодске. Пятигорские пейзажи привлекают внимание Лермонтова-писателя и неоднократно воссоздаются в повести. "Живописность" этих словесных пейзажей невольно заставляет вспомнить картина М.Ю.Лермонтова "Вид Пятигорска" (картон, масло; ГЛМ). На полотне запечатлён вид на город со стороны аллеи, ведущей к гроту, в котором произошла описанная в "Княжне Мери" встреча Печорина с Верой. В свои картины, изображающие кавказские виды, Лермонтов в качестве переднего плана обычно вводит изображение человека, животных или какой-либо бытовой сценки, что сообщает его холстам жизненную достоверность

4. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.

Картина М.Ю.Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, масло;ИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды. Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловыми и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает места, описанные в поэме "Мцыри". Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место, "где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры". В правой части полотна изображён Мцхетский монастырь ("из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод..."), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. На то, что происходит на земле, поэт словно бы смотрит с высоты небес ("Кто близ небес, тот не сражён земным!"). На картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы "Мцыри".

5. Крестовый перевал. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837-1838.

М.Ю.Лермонтов был одним из первых русских живописцев, посвятивших свои картины изображению Кавказа. Отличительной чертой этих картин является романтически возвышенное восприятие художником и поэтом кавказской природы, которая была для него "чудным миром", "где люди вольны, как орлы". Большинство кавказских картин Лермонтова написано по воспоминаниям. Только во время пребывания в Гродненском гусарском полку в феврале-апреле 1838 года поэт написал 12 картин. Их бесспорная схожесть с подлинными кавказскими ландшафтами объясняется как цепкой зрительной памятью поэта, так и "порядочной коллекцией" рисунков, которые Лермонтов сделал "на скорую руку" в 1837 году и которые послужили основой для создания его знаменитого цикла кавказских пейзажей. Картина "Крестовый перевал", отличающаяся мастерством композиции и умелой передачей перспективы, свидетельствует о зрелом живописном мастерстве Лермонтова. Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в повести "Бэла". В словесном описании Крестовой горы и живописном её воплощении есть немало общего: "Вот и Крестовая! – сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чёртову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом... налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеной прыгая по чёрным камням.

literatura5.narod.ru

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832 - 1834 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). Акварель М.Ю. Лермонтова.1830—31 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). Акварель М. Ю. Лермонтова.1835—38 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). Акварель.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Юнкер Л.Н. Хомутов. Карандаш.1832—34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар. Карандаш.1832 - 34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила.1832—34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Эпизод из маневров в Красном Селе. Сепия. (Утрачена в 1941 году)1834—35 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Дуэль. Перо, чернила.1832—34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Перо, чернила.1840—41 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Карикатуры на офицеров. Карандаш.1832—34 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Сцена из кавказской жизни. Масло.1838 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Крестовый перевал. Масло.1837—38 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Тифлис. Карандаш.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Вид Тифлиса. Масло.1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло.1837—38 г

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)1837—38 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

При Валерике. Похороны убитых. Акварель.1840 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Вид горского селения. Итальянский карандаш.1840—41 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840—41 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Кавалерийская схватка. Сепия.1830—32 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Вид Пятигорска. Масло. 1837 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1841 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Черкес. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

источник

historicaldis.ru

Картины Михаила Лермонтова: philologist

15 октября в России отмечают юбилей - 200 лет со дня рождения поэта, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова. Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник Александр Солоницкий. В 1830-е годы Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника Петра Заболоцкого. Среди художественного наследия Михаила Лермонтова - картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. Диапазон техник также очень разнообразен: Лермонтов работал в живописи, акварели, рисунке, а также в литографии.

"В его картинах дышало всегда какое-то неясное, но тяжелое чувство: на них была печать той горькой поэзии, которую наш бедный век выжимал иногда из сердца ее первых проповедников".М.Ю.Лермонтов. "Штосс"

"Автопортрет" (масло, 1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Пятигорск" (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Воспоминание о Кавказе" (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Нападение. Сцена из кавказской жизни" (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева" (масло, 1839)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Башня в Сиони" (масло, 1837-1838). Это одна из самых больших картин, написанных поэтом маслом. Она была подарена Лермонтовым его бабушке Е. А. Арсеньевой© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Тифлис" (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Герцог Лерма" (масло, 1832-1833)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Окрестности селения Караагач" (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил© Из собрания Литературного музея Пушкинского дома

2"Крестовая гора" (масло, 1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Эльбрус" (масло)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Военно-Грузинская дорога близ Мцхета" (масло,1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Перестрелка в горах Дагестана" (масло, 1840-1841)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Черкес" (масло)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Эпизод из сражения при Валерике" (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби" (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года" (масло, 1837)© Из собрания ИРЛИ РАН

"Тамань" (масло, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Грузинки на крыше сакли" (графитный карандаш, 1837)© Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

Рисунок Лермонтова из альбома Нарышкиных© flickr.com/tarhany

Источник: http://tass.ru/kultura/1507324

philologist.livejournal.com

Живопись Лермонтова М. Ю. Графическое наследие Лермонтова

При упоминании фамилии Лермонтова мало у кого сразу в голове всплывают его картины. Это вызвано тем, что Михаил Юрьевич ассоциируется в первую очередь с поэзией, так как эта грань больше всего известна.

Помимо того, что Лермонтов был художником слова, он был еще и поэтом холста. Это означает, что он мог мастерски передать состояние лирического героя не только на листе, но и в картинах. Его образы выглядят живыми, передают эмоции и переживания. Познакомимся с Михаилом Юрьевичем, как с художником, и отобразим связь двух его ипостасей – живописца и поэта. А также рассмотрим, как отображен сам Лермонтов в музыке и живописи других.

Лермонтов как художник

Во многих воспоминаниях друзей семьи Лермонтова маленький Миша описан постоянно что-то рисующим. Даже на детском портрете неизвестного художника он изображен с мелом в руке.

Достоверно не установлено, обучался ли Лермонтов рисованию в детстве, но известно, что уже во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого. Тогда М. Ю. Лермонтов и пришел к мнению, на котором настаивал его учитель, что все должно быть натурально и максимально приближено к действительности. Такой и была впоследствии не только живопись и графика Лермонтова, но и поэзия.

После окончания пансиона будущий классик не бросает занятия рисованием. В Петербурге он продолжает учиться под руководством Петра Заболоцкого.

Не только окружающие, но и учителя отмечали, что живопись Лермонтова заслуживает внимания. Если бы он не писал стихи, то прославился бы как художник, и вполне возможно, что жизнь сложилась бы совершенно по-другому.

живопись лермонтова

Объем художественного наследия

Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но и этого вполне достаточно, чтобы составить общее мнение об этом амплуа поэта. Среди наследия – картины маслом, акварелью, отдельные рисунки, зарисовки и даже карикатуры.

Можно догадаться, что это далеко не все работы, которые были у Лермонтова. Хотя бы потому, что этого недостаточно, дабы достичь такого мастерства, которое было у Михаила Юрьевича. Многие из его работ были розданы или потеряны.

Литература же о Лермонтове-художнике ограничивается несколькими поверхностными записями-заметками. Общее представление о его персоне в живописи дают Б. Мосолова и Н. Врангель. Но эти очерки не имеют ничего общего с научным, профессиональным анализом, который провел бы параллель с поэтическими произведениями.

Стоит отметить альбомы с зарисовками и рукописи произведений, где находим графику Лермонтова. Картины является либо комментарием к записи, либо же сама запись служит для пояснения изображения, порождая тем самым неразрывную связь двух видов искусств, так называемый синкретизм.

живопись в творчестве лермонтоваУчитывая нестандартный подход к творчеству, представляется довольно странным, что художественную деятельность Лермонтова забывают. Вполне возможно, что сделано это преднамеренно. Михаил Юрьевич никогда не питал особой любви к самодурам, и если в поэзии это можно было завуалировать, то острые шаржи и карикатуры бросали тень на авторитет тогдашней знати и дворянства.

Картины Лермонтова

Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. На это есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов принадлежал к эпохе, в которой уже произошел отход от монументальности изображения, но модернизм, призывающий к трансформации, еще не набрал обороты.

Во-вторых, к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий, так как только в точном отображении находил достоверность. То есть нельзя изобразить пейзаж таким, каким его видит автор в сравнении. Необходимо подать его таким, каков он есть, а каждый для себя уже сам подберет чувства и ассоциации.

В-третьих, современники Лермонтова утверждают, что у него была потрясающая, едва ли не фотографическая память, что давало возможность изображать мелочи, без натуры, имея одни только наброски и зарисовки.

Но при всем стремлении к точному отображению это не помешало Лермонтову выработать свой стиль в живописи.

Акварели Лермонтова

Так как первый учитель Лермонтова был акварелистом, то не удивительно, что к рисунку акварелью пристрастился и сам писатель.

Его акварельные рисунки, как и выполненные маслом, являются графическим отображением происходящего в его произведениях. Так, пребывая на Северном Кавказе, он написал не одно стихотворение под впечатлением пейзажей и жизни кавказских народов. Но сложно установить, если не смотреть на дату, что было написано первым, стихотворение или картина. Так же сложно однозначно сказать, какое из этих произведений искусства более удачно получилось.

произведения лермонтова в живописиЖивопись Лермонтова отличается чистотой нанесения красок, без примесей. Чрезвычайно точные линии и искусное владение формой делает изображение реалистичным и точным. Хотя знатоки замечают множество ошибок, они нивелируются за счет живости и эмоциональной насыщенности картин.

Кавказ в живописи Лермонтова

Легендарное стихотворение, которое принесло известность и популярность поэту, посвящено трагической смерти Пушкина. Оно сыграло роковую роль. С одной стороны, он вынужден был покинуть родной дом и отбыть наказание на Кавказе. С другой же, живопись в творчестве Лермонтова обрела новое, вдохновенное направление.

В произведениях появился новый мотив – Северный Кавказ и его напевы. Под напевами стоит подразумевать темы и обычаи туземцев.

Помимо стихотворений, о периоде пребывания поэта там рассказывает живопись Лермонтова. Кавказ впервые предстает в качестве романтического края. Скалы больше не внушают страх – они поражают величием, природа щедро делится своими красотами. Лермонтов был первым, кто открыл в Кавказе его романтичность.

живопись м ю лермонтоваСтихотворные шедевры того времени являются будто поэтическим описанием к картинам.

Картины маслом

Живопись М. Ю. Лермонтова с изображениями Кавказа не ограничена акварельными красками. Одной из самых известных картин является «Крестовый перевал», написанный в 1837-1838 гг.

Сам Лермонтов называл этот край «чудным миром», а людей сравнивал со свободными орлами. Немудрено, что и изображения жителей, самого края носят патетический характер. Но большинство картин было написано по памяти, так как она была удивительной у поэта. Но это ничуть не умаляет живопись Лермонтова. Картины чрезвычайно реалистичны.

лермонтов в музыке и живописи«Крестовый перевал» - это плод уже более зрелого творчества Лермонтова. Об этом свидетельствует грамотное построение, соблюдение перспективы как в размерной сфере, так и в передаче красками.

Рисунки на автографах

Интересными являются также рисунки поэта на рукописях, возле дарственных надписей, в альбомах разных семей. Это не представляет живопись Лермонтова в таком свете, в котором представлена она в крупных полотнах. Она не только сделана на скорую руку, но и выполнена в одном цвете. Такой рисунок передает отношение Лермонтова к тому, что или кого он рисовал. То есть он передавал именно те черты, которые больше всего запоминались, бросались в глаза.

Таких рисунков множество, поскольку создавались они в ходе работы над очередным поэтическим произведением.

Самые ранние графические наброски, которые нам известны на сегодняшний день – это зарисовки на Псалтыре. На самом деле это скорее забавный факт, а не произведение искусства. На них нет ни отточенности пера, ни особенной тематики.

Утраченные рисунки

Утраченными навсегда оказались детские рисунки Лермонтова. Об их существовании мы узнаем только из биографических записей и писем современников.

Есть также сведения и о рисунках восковыми мелками. Он не просто рисовал, а делал объемные картины из расплавленного воска. Упоминание о них встречается в нескольких письмах, но поиски картин успехом не увенчались.

живопись и графика лермонтоваТакже утеряны и рисунки из альбома Верещагиной, с которой тесно переписывался Лермонтов.

Мнимые рисунки Лермонтова

Один из рисунков, которые приписываются кисти Лермонтова, но на самом деле ему не принадлежат – это «Голова воина в шлеме». Главный аргумент, свидетельствующий в пользу ложного автора – почерк, не такой, который имеет остальная живопись Лермонтова.

Вторая такая картина – «Буря на море». Если предыдущее произведение было выполнено с большим мастерством, чем было у поэта на то время, то «Буря», напротив, нарисована неуверенной, вялой рукой. Тогда как Лермонтов в этот период уже обрел свой почерк и рисовал куда лучше.

«Два адъютанта» - это картина, написанная близким товарищем М. Ю. Лермонтова – Гагариным. Об этом свидетельствуют характерные особенности построения, выбора и нанесения красок.

Помимо этих картин, стилистические черты, которых не имела живопись в творчестве Лермонтова, присущи таким: «Надгробный памятник с урной», «Стреляющий казак на лошади», «Голова крестьянина», «Кавказский вид» и некоторым другим.

Стихотворения в живописи Лермонтова или живопись в стихотворениях?

Дать однозначный ответ, как отображаются произведения Лермонтова в живописи, сложно. Можно сказать точно, что эти два вида искусства успешно дополняют друг друга. В зависимости от картины и стихотворения, они служили иллюстрацией друг к другу – смотря что увидело свет раньше. Так, стихотворение «Кавказ», несомненно, было навеяно романтическими и чарующими пейзажами местности. А затем поэзия отображалась в живописи.

живопись лермонтова кавказСтихотворение «Кавказ» пронизано переживаниями лирического героя о том, что на заре осознанной жизни он вынужден отбывать службу на Кавказе, вдали от Родины. Но он любит этот край, дарующий ему столько наслаждения от созерцания его красот. Изобразить такие переживания на холсте, согласитесь, сложно. Но тут работает функция дополнения.

Произведения Лермонтова в живописи носят иллюстративный и пояснительный характер. Больше всего это касается портретов и пейзажей. Желая передать характер, настроение и черты лирического героя, автор как бы настаивает на своей версии восприятия персонажа.

fb.ru

Рисунки Лермонтова - Живопись и графика поэта

Мало кто знает, что выдающийся русский поэт Михаил Лермонтов был очень талантливым художником. Рисунки Лермонтова и его картины мы решили опубликовать на отдельной странице, чтобы вы могли насладиться творчеством великого россиянина, прикоснувшись к его искусству.

Учитывая тот факт, что художество не было главной творческой деятельностью Лермонтова, еще более удивляешься дару этого поэта.

Большинство своих рисунков и картин он дарил друзьям, родственникам и знакомым. На сегодняшний день почти все они хранятся в музеях, хотя далеко не все картины дошли до наших дней.

Рассказывая интересные факты про Лермонтова мы уже упоминали о том, что у него был тяжелый и, можно даже сказать, трагический взгляд.

Было ли это обусловлено наследованными от родителей чертами лица, или же стало следствием его внутреннего мира – однозначно сказать сложно.

Но тот факт, что через рисунки Лермонтова вы сможете приоткрыть себе загадочную личность Михаила Юрьевича – это точно. Приятного просмотра.

Картины Лермонтова

Vid-Tiflisa---1837-karton-maslo-Risunki-Lermontova«Вид Тифлиса» (1837). Был подарен Лермонтовым его родственнику ген. П. И. Петрову в Ставрополе.Pyatigorsk.-maslo-1837-Risunki-LermontovaПятигорск (масло, 1837)Vospominanie-o-Kavkaze-aprel-1838-karton-maslo-Risunki-LermontovaВоспоминание о КавказеOkrestnosti-seleniya-Karaagach---maslo-Risunki-LermontovaОкрестности селения КараагачPerestrelka-v-gorah-Dagestana-holst-maslo-Risunki-LermontovaПерестрелка в горах ДагестанаNapadenie.-Stsena-iz-kavkazskoy-zhizni.-maslo.-1837-Risunki-LermontovaНападение. Сцена из кавказской жизни.Ataka_leyb-gvardii_gusar_pod_Varshavoy_26_avgusta_1831_goda-Risunki-LermontovaАтака лейб-гвардии гусар под Варшавой Voenno-Gruzinskaya-doroga-bliz-Mtshetyi-Kavkazskiy-vid-s-sakleyВоенно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Кавказский вид с саклей.iz-romana-V.-Gyugo---Sobor-Parizhskoy-Bogomateri---Risunki-LermontovaПерсонажи романа Гюго "Собор Парижской Богоматери"Portret-Andreya-Nikolaevicha-Muraveva-Risunki-LermontovaПортрет Андрея Николаевича МуравьеваPortret-neizvestnogo-Risunki-LermontovaПортрет неизвестногоTaman-maslo-1837-Risunki-LermontovaТаманьAvtoportret-M.-YU.-Lermontova-1837-38-bumaga-akvarel-Risunki-LermontovaАвтопортрет Лермонтова, 1837, бумага, акварель.Gertsog-Lerma-holst-maslo-1832-Risunki-LermontovaГерцог Лерма. Картина была написана для А. А. Лопухина.CHerkes-maslo-Risunki-LermontovaЧеркесE`miliya-geroinya-dramyi-Lermontova-Risunki-LermontovaЭмилия - героиня драмы ЛермонтоваA.-A.-Stolyipin-v-kostyume-kurda-Risunki-LermontovaА. А. Столыпин в костюме курда Gruzinki-na-kryishe-sakli-grafitnyiy-karandash-1837-Risunki-LermontovaГрузинки на крыше сакли (графитный карандаш)Bivuak-leyb-gvardii-gusarskogo-polka-pod-Krasnyim-Selom-Risunki-LermontovaБивуак лейб-гвардии гусарского полка под Красным СеломV.-A.-Lopuhina-Risunki-LermontovaВ. А. Лопухина - Возлюбленная Михаила ЛермонтоваGorets-Risunki-LermontovaГорецZimniy-vozok-Risunki-LermontovaЗимний возокKavkazskiy-peyzazh-s-ozerom-detskiy-risunok-Lermontova-iz-alboma-akvarel-Risunki-LermontovaКавказский пейзаж с озером. Самый ранний детский рисунок Лермонтова из альбома, акварель.Konnyiy-gorets-so-znamenem-Risunki-LermontovaКонный горец со знаменемKrestyanin-pod-derevom-Risunki-LermontovaКрестьянин под деревомM-YU-Lermontov-Mladenets-tyanushhiysya-k-materi-Risunki-LermontovaМладенец, тянущийся к матери. Бумага на картоне, итальянский карандаш. Nabroski-karandashom-1-Risunki-LermontovaРисунки Лермонтова карандашом 1Nabroski-karandashom-2-Risunki-LermontovaРисунки Лермонтова карандашом 2Peyzazh-s-dvumya-berezami.-Akvarel-Risunki-LermontovaПейзаж с двумя березами. Акварель.Peyzazh-s-melnitsey-i-skachushhey-troykoy.-Akvarel-1835-Risunki-LermontovaПейзаж с мельницей и скачущей тройкойSkachushhaya-neosedlannaya-loshad.-Risunok-perom-Risunki-LermontovaСкачущая неоседланная лошадь. Рисунок пером.Stsena-iz-voennoy-zhizni-Risunki-LermontovaСцена из военной жизниYUnosha-v-burnuse-Risunki-LermontovaЮноша в бурнусеKrestovyiy-pereval-1837-godyi-Risunki-LermontovaКрестовый перевал

Если вам нравятся Интересные Факты и истории из жизни великих людей – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Картины Михаила Лермонтова - Культура

"Пятигорск" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Воспоминание о Кавказе" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Нападение. Сцена из кавказской жизни" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева" (масло, 1839) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Башня в Сиони" (масло, 1837-1838). Это одна из самых больших картин, написанных поэтом маслом. Она была подарена Лермонтовым его бабушке Е. А. Арсеньевой © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Тифлис" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Герцог Лерма" (масло, 1832-1833) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Окрестности селения Караагач" (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил © Из собрания Литературного музея Пушкинского дома

"Крестовая гора" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Эльбрус" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Военно-Грузинская дорога близ Мцхета" (масло,1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Перестрелка в горах Дагестана" (масло, 1840-1841) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Черкес" (масло) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Эпизод из сражения при Валерике" (рисунок М. Ю. Лермонтова, раскрашен Григорием Григорьевичем Гагариным,1840) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Автопортрет" (масло, 1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби" (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года" (масло, 1837) © Из собрания ИРЛИ РАН

"Тамань" (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

"Грузинки на крыше сакли" (графитный карандаш, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником "Тарханы"

Рисунок Лермонтова из альбома Нарышкиных © flickr.com/tarhany

tass.ru


Смотрите также