Брат Егора ЛЕТОВА помог омичам понять картины Дамира МУРАТОВА. Картины летова


7 малоизвестных фактов о Егоре Летове

«Все идет по плану…» - автору этой песни, Егору Летову сегодня могло исполниться 50. Музыканта «Гражданской Обороны» не стало в феврале 2008 года - сердечный приступ. Судьба - типичная для рок-музыкантов восьмидесятых: поиск себя, работа дворником, квартирники, принудительное лечение в психбольнице.

«Меня активно пичкали препаратами, которые делают из человека дебила», - писал об этом периоде жизни сам Летов. - Эффект подобен лоботомии, человек становится «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Я понял, чтобы не сойти с ума, я должен творить».

Он сочинял стихи. Многие, после выписки из лечебного заведения, превратились в песни. Такие, которые не надо было продвигать, они сами уходили в народ.

«Комсомолка» пообщалась с отцом Федором Летовым и узнала малоизвестные факты о жизни Егора.

1. Зачитывался Гоголем и Достоевским

Школьник Игорь Летов очень любил уроки внеклассного чтения. Готовился к занятиям основательно, выбирал книги, делал закладки в самых интересных местах. В квартире родителей, где рос рок-музыкант, хранится огромная библиотека. Но больше всего Летову нравился Николай Гоголь и Федор Достоевский, который отбывал ссылку в его родном Омске.

Большая домашняя библиотека – гордость семьи Летовых Фото: Андрей КУТУЗОВ

Большая домашняя библиотека – гордость семьи ЛетовыхФото: Андрей КУТУЗОВ

Повзрослев, музыкант из каждой поездки из Москвы, привозил домой по тридцать килограммов книг. А потом месяцами практически безвылазно сидел в своей квартире – читал.

2. Сменил Игоря на Егора Дохлого

Раз уж назвался панком, надо этому соответствовать. Летов начал со внешнего вида, а закончил сменой имени. На самом деле его звали Игорем. Но это казалось ему слишком обычным, а вот имя Егор он считал дурацким, потому и выбрал.

Музыкант любил эпатировать. Фото: личный архив Федора Летова

Музыкант любил эпатировать. Фото: личный архив Федора Летова

- Сын поначалу называл себя Егор Дохлый, - рассказал отец музыканта. - Постепенно «Дохлый» отвалилось, а Егор остался.

3. Обожал кошек и кактусы

У музыканта в доме жили беспородные Степа, Петрик и Тиха. Друзья объясняют любовь к хвостатым так: Летов был по натуре анархистом, следовал своим инстинктам и не мешал другим. Кошки и оказались такими близкими, потому что живут сами по себе и всегда непредсказуемы. Поклонницы знали о пристрастии кумира и дарили ему фигурки котов.

Летов ценил непредсказуемость хвостатых. Фото: личный архив Федора Летова

Летов ценил непредсказуемость хвостатых. Фото: личный архив Федора Летова

Еще он обожал кактусы.

- Однажды у соседей на подоконнике увидел несколько штук. Так заинтересовался, что прочитал про них всю литературу. Уже через месяц у него на столе стояли 36 разных кактусов.

4. Увлекался футболом

На стенах в комнате Егора Летова до сих пор висят плакаты с изображениями футбольных команд и тренеров. Болел за ЦСКА, в последние годы переключился на лондонский «Челси». Причем интерес возник из-за… Романа Абрамовича.

На стене в комнате музыканта много плакатов с футболистами Фото: Андрей КУТУЗОВ

На стене в комнате музыканта много плакатов с футболистамиФото: Андрей КУТУЗОВ

«Меня поразил сам факт, что впервые за всю историю российского бизнеса человек потратил деньги, а создал реально нечто великое практически на пустом месте и сразу» - писал музыкант.

5. Страсть к музыке перенял от отца

Брат рокера Сергей - саксофонист, композитор, месяцами разъезжает по миру. Тяга к музыке братьям передалась от отца, который был запевалой в армейском строю, хоре Советской армии и всю трудовую жизнь участвовал в самодеятельности.

Старший брат Сергей (слева) подарил Егору его первую бас-гитару. Фото: личный архив Федора Летова

Старший брат Сергей (слева) подарил Егору его первую бас-гитару. Фото: личный архив Федора Летова

- Сын сам захотел играть на гитаре, наняли ему репетитора, - вспоминает отец рокера.

Шесть лет Летов ходил на занятия. А потом старший брат подарил Егору первую бас-гитару.

6. Назвал группу в насмешку

Папа музыканта Федор Летов – бывший военнослужащий, пропагандист политического отдела Советской армии. Вел в школе уроки ОБЖ.

Федор Дмитриевич бережно хранит фотографии младшего сына Фото: Андрей КУТУЗОВ

Федор Дмитриевич бережно хранит фотографии младшего сынаФото: Андрей КУТУЗОВ

- Когда Игорь с ребятами сказали, что назвались «Гражданская оборона», я спросил: «В насмешку мне?», - вспоминает Федор Летов. - Ребята заверили: «Мы имеем в виду социальную защиту определенных социальных групп». Но было видно, что в моем предположении есть доля правды.

7. Янка Дягилева не была самой любимой

Многие считают, что Янка Дягилева, с которой Летов жил во второй половине восьмидесятых, была любовью всей его жизни. Они называли себя мужем и женой, хотя расписаны не были. Потом разъехались, ссылались на культуру хиппи, дескать, отношения должны быть свободными.

Позже Янка умерла, скорее всего, покончила жизнь самоубийством. На похоронах Летов кричал, что ее смерть - жизнеутверждающая, поэтому плакать не надо, надо веселиться. Друзья говорят, что Егор забрал с собой всю переписку, чтобы никто не узнал, какие непростые у пары были отношения.

Единственная официальная жена рокера - Наталья Чумакова. Фото: личный архив Федора Летова

Единственная официальная жена рокера - Наталья Чумакова. Фото: личный архив Федора Летова

- Настоящей любимой женщиной для него была Аня Волкова, - уверен отец рокера. - Они сошлись после гибели Янки. Расстались очень некрасиво. Однажды выступали в Московской области, и Аня какую-то девочку ущипнула больно за то, что та к нему лезла. Ну, сын и побил Волкову. Приехали домой, а у нее все лицо было в синяках. Через неделю Аня уехала и больше не показывалась. Я ничего не знаю о ее судьбе.

Еще на похоронах Дягилевой Егор познакомился с Натальей Чумаковой - единственной официальной женой.

- Наталья не могла удержать его от выпивки, да и сама не редко прикладывалась к бутылке. Пристрастие к алкоголю и подорвало его здоровье, - объяснил отец.

Моя оборона - Егор Летов.Егор Летов концерт в Ленинграде 1994г

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Музыкант группы «АукцЫон» Олег ГАРКУША:

Фишка Егора - в драйве

- Мы приятельствовали, выпивали вместе, пересекались на концертах. Одно время даже записывалась с ним на нашей репетиционной точке.

Есть те, кто занимается только творчеством. А есть те, кто и творчеством, и продвижением. Последним непременно надо записать «тыщу» альбомов в год, выпустить клипы. А первым это по барабану, но их любят. Это я говорю про «АукцЫон» и «Гражданскую оборону».

Музыка «ГрОб» - традиционный панк-рок. По тем временам было много коллективов, которые играли примерно то же самое. Но Летов обладал исключительной гениальностью и харизмой. Поэтому и по текстам, и по музыке он был героем номер один среди неформальной молодежи. Может, я и не все понимал, но слова у Егора очень мощные.

Его фишка – в драйве. Я занимаюсь фестивалем «Гаркундель», у меня масса групп играет. У 99 процентов драйва нет вообще. Харизмы - ноль. Навороченные аппараты, компьютеры, примочки – и ни о чем... А Летов выходил, играл песню на одном-двух аккордах – и все рты открывали. Вот это круто!

Егор умер рано. Это история, которая, к сожалению, погубила многих музыкантов. Алкогольная история. Если бы он вовремя остановился, вполне возможно, все было бы хорошо. Но это нелегко. Момент серьезный: осознать, понять, прийти к такому решению.

Сегодня я буду вспоминать и Егора, и многих других, кого давно нет с нами.

Также читайте

Учительница начальных классов Егора Летова: «Он был ходячей энциклопедией»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Учительница начальных классов Егора Летова: «Он был ходячей энциклопедией»

Поделиться видео </>

Отец музыканта вспоминает Егора.Андрей КУТУЗОВ

www.omsk.kp.ru

Алфавит Егора Летова

В воскресенье, 19 февраля, исполняется девять лет со дня смерти Егора Летова. В преддверии годовщины «Горький» составил алфавит лидера «Гражданской Обороны»: мы собрали высказывания Летова об анархии, бунте, войне, революции, коммунизме и других важных для него явлениях.

А — Анархия

Анархия — это такое мироустройство, которое лишь на одного. Двое — это уже слишком, безобразно много. Анархия — лишь на одного. И, судя по всему… все кругом испокон печально доказывают то, что и на одного-то — это уже слишком жирно.

***

Я, наверное, как был, так и остался панком, анархистом и т.п. (и мне по-прежнему близок этот мир, но стал шире). Это задача такая — становиться шире, пока мы здесь, насколько можно. Для этого есть и практики, и средства, а главное — внутренняя потребность. За последние лет 10 я поимел такой колоссальный опыт (в том числе и трансперсональный), который перевернул многие мои глупости и сделал меня таким, каков я есть. Скажем так: если раньше я был панком-анархистом местечково-политического характера (с экзистенциалистским уклоном), то теперь стал эко-анархистом, или «духо»-анархистом, и меня занимают вселенские проблемы.

***

Анархия для меня — это явление сугубо политически-экономическое. Нечто из области того, что пытался в свое время воплотить в реальность Нестор Махно в Гуляйполе. Этакое «вольное самоопределение», существующее за счет свободного обмена товарами и пр. Это большая и длинная тема из области по большей части экономики. Не хотелось бы в нее углубляться. Разработками и исследованиями этой системы в настоящее время весьма успешно занимаются антиглобалисты.

Б — Бунт

Все, что я делаю, — это призыв на тотальный и чудовищный бунт против Всеобщего Закона и Порядка, против всех сил, богов и прочих «властей». Да, нас несомненно ******** [уничтожат — прим. ред.] — как и всегда. Это бой, заранее обреченный на полный провал. Однако в этом — наша дикая, крамольная, неописуемая победа — наша свобода не смириться со своим жребием. Свобода — проиграть вам в рожу!

***

Бунт — это единственная свобода. Единственная Радость. А свобода, она лишь одна — быть против. Как это у Брэдбери: «Если тебе дали линованную бумагу — пиши поперек».

***

Меня интересовало все, что связано с иррациональными, аномальными состояниями сознания. То, что делает «ГО», — это иррациональный бунт!

***

Мы как были, так и остаемся бунтарской, сверхбунтарской группой. Просто линия фронта сдвигается все глубже и дальше, теперь она за пределами политики, идеологии, религии.

В — Война

Война — главная ось этого мира, главная созидательная сила. Война — это прогресс, преодоление косности, инерции. Война — это, прежде всего, война с самим собой, чтобы преодолеть какой-нибудь недостаток или комплекс свой.

***

Я считаю, что идеальное состояние общества — это война. Война в глобальном смысле, в бердяевском, состоит в преодолении: в искусстве, в идеологии, в личности, социальном, каком угодно. Творчество — это война. Жизнь — это война.

***

Жизнь — это преодоление постоянного дискомфорта, это поле, на котором каждый обязан прийти через определенное испытание. Я называю это войной. В этой войне я лейтенант. Наверное, есть более высокие духовные силы, как солнышко или как ветер, они велят, куда надо идти и за что воевать.

Г — Гражданская Оборона

Началось все в 1982 году. Когда я приехал из Москвы и решил собирать свою команду. Мыслил я следующим образом: предпосылка творчества — это наполнение некоего резервуара, скажем, стакана. Первую половину жизни человек наполняет себя чужой информацией. Но приходит момент, когда она должна хлынуть через край. Вот и я до 1983 года занимался тем, что собирал информацию. Много читал, смотрел фильмы, слушал музыку, изучал философию, разные духовные практики. Но творчество начинается тогда, когда вокруг тебя, вне тебя нет того, что бы ты хотел увидеть или услышать. Я постепенно пришел к тому, что хотел услышать определенную музыку и определенные тексты. Но так как их в реальности не нашлось, я был обязан создать их сам. Не было в то время группы, которая бы меня удовлетворяла, и поэтому я сам сделал группу, которая меня удовлетворяла.

***

Это название возникло и случайно, и неслучайно. Мы перебирали кучу самых эпатажных названий, считая, что сейчас работает только то, что «через край», что носит самый радикальный характер, не вписывается ни в какие рамки. У меня по случайности висел на стене плакат с надписью «Гражданская Оборона». Вот я и предложил в некий момент это название. Все тут же заорали, захлопали. Это название можно объяснить и логически, как-то еще, но оно отражает суть того, чем мы являемся и до сих пор.

Д — Детство

В детстве я сильно болел непонятно чем — болезнь так и не установили. Возникали приступы, сопровождавшиеся потерей сознания и ацетономической рвотой. После последней клинической смерти в 12 лет она прошла. В одном из состояний смерти или близком к нему я имел определенный опыт, но рассказывать об этом никогда не буду.

***

Все, что я несу, — это очень детская, если можно так выразиться, философия. Я все еще дитя в какой-то бесценной степени, и я сияю и горжусь тем, что до сих пор среди всей этой вашей замысловатой гомозни я окончательно еще не потерял детского, наивного, чистого восприятия, и до сих пор безоглядно отношусь к жизни, к тому, что со мной происходит, как к игре. Значит, я все еще молод. И, стало быть, жив.

***

Мы все — родом из детства.

Е — Евангелие

Новый Завет знаю хорошо, в свое время столь часто изучал, что можно не перечитывать. Хотя наравне с каноническими евангелиями почитаю и гностические, особенно Евангелие от Фомы.

Ж — Жизнь

Жизнь — это единственное чудо, которое на Земле существует вообще, совершенно необъяснимое и непонятное, то, что совершенно не вписывается ни в какие ни в религии там — ни в буддийские, ни в иудейские, ни в христианские.

З — Земля

Мне, например, было важнее — то ли я родился таким, то ли я вообще какой-то нечеловек, — но запах земли у меня столько рождал всегда… Или когда солнце садится. Когда я по лесу ходил. Это было для меня всегда гораздо важнее, чем какие-то человеческие общения, чем всякая вот эта гомозня вокруг меня, городская.

***

У нас другая дорога — горькая, преступная, страшная и все же веселая, полная ******* [тумаков — прим. ред.], сострадания, любви и ностальгии. А главное — жизни. Ибо никто из вас не знает и знать не может, что такое настоящая жизнь — любовь и смерть и страх и радость и ненависть. Никто из вас не понимает — чем же пахнет земля.

И — Иисус

Я считаю, что Христос — это и есть нечто нечеловеческое. То, что он внес на Землю, имеет очень малое отношение к человеческому. Это не человеческие истины, но сути. Это доказано историей. Человек, он не может… Т. е. Христос нес любовь, по сути, с точки зрения современного христианства, Христос был Сатаной, потому что был в первую очередь — антихрист, т.е. человек, который нес полную свободу выбора, т.е. то, что религия никогда не давала и сейчас не дает. А он нес именно свободу выбора: либо ты ждешь, либо нет. Каждый — свое Я. Сам поступал — Возлюби ближнего своего, как самого себя, говорит о том, что нужно сначала возлюбить себя. По настоящему возлюбить, т.е. не самого себя, не личность, а Бога в себе самом. Мне кажется, что он нес такие истины, которые просто несопоставимы с человеческим образом сознания. Вообще с «Я». Т.е. если человек личность, он мыслит через какую-то призму своей личности, он не может ни в каком виде следовать за Христом.

К — Коммунизм 

Идеи коммунизма для меня были самоочевидны с детства как понятия добра, справедливости, равенства, братства. Мне говорил о них мой отец, участник Великой Отечественной войны, майор, военный, сейчас секретарь райкома Компартии Российской Федерации. Сам я сын рабочего класса: начинал трудовой путь штукатуром на стройке, работал на Омском шинном заводе, заводе имени Баранова. Первое творчество было оформление наглядной агитации… Люблю советскую песню, воспитался на ней и теперь хочу ее исполнять — «Товарищ», «На дальней станции сойду». Первого мая на смотровой площадке на Ленинских горах, у МГУ, я пел «И вновь продолжается бой» Пахмутовой, люблю Таривердиева.

***

Я — советский националист, и об этом я уже неоднократно заявлял. За 70 лет правления советской власти возник удивительный, ранее небывалый народ, — советский. Но он является потомком, естественным наследником великого русского народа, который — первый и единственный в мире — путем революции героически воплотил в реальность идеал, мечту, надежду всего человечества — построение Царствия Божьего на земле. Отказавшись от изможденной, пережившей себя религии, он возвел на вселенский престол не раба божьего — но человека, труженика. Хозяина собственной судьбы.

***

В 1988 году на фестивале в Новосибирске мы заявили, что являемся истинными русскими коммунистами, народными коммунистами. Вся наша борьба против совдепа до перестроечного периода заключалась в том, что мы были против фальшивого коммунистического воплощения в последние годы брежневского правления. Но мы и против системы сатанинской, потому что в ней происходит нивелировка всех человеческих и культурных ценностей. Слово только тогда стоит чего-то, когда за него можно поплатиться, когда за него можно получить пулю. Я сейчас поддерживаю все соборные идеологии, не разъединяющие, а объединяющие народ. Идеально мне соответствует идеология красных бригад.

Л — Литература

— В последних ответах ты перечислил свои любимейшие альбомы. Не мог бы ты назвать книги, которые произвели на тебя наибольшее впечатление?— Генри Миллер, Андрей Платонов, Оскар Уайльд, Гофман, Кэндзабуро Оэ, Ганс Эрих Носсак, Голдинг («Наследники»), Маркес-Борхес-Кортасар, Б. Савинков, Варлам Шаламов, Федор Сологуб («Мелкий бес»), А. Скалдин («Странствия и приключения Никодима Старшего»!!!), Юрий Олеша, О’Брайен во всех его ипостасях, Касарес, Виан, Кобо Абэ, Мирча Элиаде, Даниэль Пеннак, Кундера, Рэй Брэдбери, Акутагава, Дилан Томас, Георг Тракль, Станислав Лем, Ирвин Уэлш, Блейк, Джон Фанте, Сэлинджер, Пристли, Герберт Уэллс, Ежи Жулавски, Хантер Томпсон, Керуак, Бруно Шульц, Борис Акунин, Мураками Рю и Харуки, Достоевский, Стругацкие, Гоголь, Эдгар По, Деблин («Берлин, Александерплац»), Хармс, Введенский, Ильф и Петров, Леонид Андреев, Тадеуш Ружевич, Андрей Битов, Зданевич, Терентьев, Крученых, Тимур Зульфикаров, Шекли, Саймак, Хайнлайн («Чужак в чужой стране»), Пол Андерсон, Генри Каттнер, Кафка. А всем отдельно и настоятельно рекомендую «Штурмуя небеса» Джея Стивенса и «Измененное сознание» Мэттью Коллина и Джона Годфри.

М — Музыка

— Егор, перечисли, пожалуйста, 10 своих любимых пластинок/дисков/альбомов...— Вообще-то я бы сразу назвал штук 100… Все первые Love. Kim Fowley «Outrageous», Butthole Surfers «Hairway to Steven», USA первый и единственный, Stranglers «No More Heroes», Ramones первый и «Too Tough to Die», Cassiber «Man or Monkey», Beatles «Revolver» и «Magical Mystery Tour», The Who «Magic Bus», Bee Gees «1st», Undertones «Positive Touch», Patti Smith Group «Radio Ethiopia», MC5 «Kick out the Jams», Stranglers «Black&White», Kaleidoscope «Side Trips», английский Kaleidoscope «Tangerine Dream», Golden Dawn «Power Plant», Genesis «To Revelation», «Trespass», «Selling England», Stooges «Fun House», Devo первый, Robert Wyatt «Rock Bottom», Specials первый, Elvis Costello 78—80, The Left Banke оба, Donovan до 68-го включительно, Iron Butterfly первые два, Paul Revere & The Raiders «Spirit of 67», все ранние — Association, Strawberry Alarm Clock «New Colony Six», Byrds, Hollies, Troggs, Electric Prunes, Chocolate Watch Band, всяческий Neil Young, Beach Boys «Pet Sounds» и «Friends», Husker Du до 87-го, первые два Psychedelic Furs, Echo & the Bunnymen «Ocean Rains», Tomorrow первый и единственный и много, много другого.

Н — Надежда

Каждый раз, как закончу очередную какую-нибудь вещь — альбом ли, песню ли… — кажется, все. Дальше некуда. И ничего. И каждый раз вновь, по прошествии времени, напрягаешься и прешь, и прешь… Вот Тарковский в каком-то интервью своем говорил о том, что ему больше остальных-прочих близки люди, осознающие свою ответственность и имеющие надежду. Может быть, это и есть — надежда. Она и вытягивает каждый раз, заставляя вновь «шаг за шагом наутек». А иногда мне кажется, что самое сильное и настоящее — если отказаться и от надежды. Вот тогда-то, может быть, все и начнется!.. И все-таки, не знаю — слабость это или сила — надежда. Дело в том, что я всю жизнь верил — верил — в то, что я делал. Я не понимаю, как без веры и надежды можно что-либо вообще делать — хотя бы и гвозди забивать!

О — Одиночество

Идти вперед — значит неизбежно рвать мирские связи. Это — путь в Вечности через вселенское одиночество, по меньшей мере. Если ты выбрал движение, значит ты сам Бог, Творец, Демиург, Созидатель собственной нравственности, собственного закона, мира, бытия.

***

...относительно рока: он, в общем-то, умер, сделал все, что было надо. Сейчас остались только одиночки, которые у нас часто даже не знают друг друга, но они опаснее для социума, чем целое движение. И общество борется с этими одиночками...

***

В некий момент я понял, что либо идти с массой людей, то есть жить в этом комплекте людского общения, быть человеком, собственно говоря. Либо ты от этого уходишь — и тогда добиваешься того, сего. Это просто правила такие. Но ты платишь за это определенным… одиночеством. Лет по десять так.

П — Психушка

В конце 1985 года грохнул взрыв. Тогда-то нас всех и повязали. Кузьму забрали на два года в армию, хотя он в армию идти не должен был, у него сердечная недостаточность. Меня же отправили в психушку. Пока не началась перестройка, меня оттуда выпускать не хотели. Там я провел три месяца.

Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня стали накачивать сверхсильными дозами нейролептиков, неолептилом, — после огромной дозы неолептила в один момент я даже временно ослеп, — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это «лечение» нейролептиками везде одинаково — что у нас, что в Америке. Все начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галаперидола человеку приходится мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок: он превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не наступало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полет над гнездом кукушки».

В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял; писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер» Олег Судаков, которому я передавал через решетку все, что написал.

В один прекрасный день я понял, что-либо сейчас сойду с ума, сломаюсь, либо мне надо бежать отсюда. Например, когда выносят бачки, мусор, приоткрывают двери. Но бежать только для того, чтобы добраться до девятиэтажки, которая стояла поблизости и броситься оттуда вниз. В основном так поступали пациентки из женского отделения, которые повторяли этот суицидальный маршрут почти ежедневно. Они ускользали из отделения, добегали до девятиэтажки и бросались. Дальше убежать было невозможно. Сибирь, Омск, морозы страшные.

Когда я до конца понял, что смерть рядом, это и дало мне силы выдержать. Во мне произошло некоторое расслоение. Я понял, что мое «Я» — это не сознание, это нечто большее. Я увидел в некоторый момент свое тело как бы со стороны, тело, которое не только болит, но на части рвется. А при этом мое «Я» было светящейся спокойной единицей, которая находится где-то рядом с телом, но не то что вплотную с ним не связано, а вообще вечно, и сделать с ним никто уже ничего не может. В этот момент я получил самый глобальный опыт в этой жизни.

После этого я начал писать новые песни. Выйдя из психушки, я начал работать, получив твердое основание для всей дальнейшей деятельности. Возник цикл: «Лед под ногами майора», «Тоталитаризм», «Некрофилия».

В отношении моего опыта в психушке я бы использовал афоризм Ницше: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее». Если это меня не убило, оно сделало меня сильнее. На невиданное количество каких-то единиц измерения «силы души».

После этого я понял, что я солдат. Причем солдат хороший. Понял я также, что отныне я себе больше не принадлежу. И впредь я должен действовать не так, как я хочу, а так, как кто-то трансцендентный хочет. Этот кто-то может быть «народ», «силы», «веселая наука дорогого бытия».

Р — Революция

Я верю, верую во Всемирную, Вселенскую революцию и готов воевать за нее и словом, и делом, как это делали мои доблестные предшественники, учителя и соратники, от Достоевского до Маяковского, все те, кто всегда был против лжи, равнодушия, упадка, смерти. В 1917 году наша страна сделала первый шаг на пути к истине — не бывать ему последним!

***

Только пламя революции поможет миру родиться заново, сотворит мир новый.

***

Мне всегда была близка революционная эстетика: взрыв пассинарности, огненно-революционные ценности, наибольший накал ее я вижу в 1917-20-х годах. Мне кажется, что потом все несколько угасало, с каждым последующим периодом система умирает без огненного стержня… Искры революции — это искренность, утверждение ценностей от сердца.

С — Смерть 

Смерть для меня — это когда из очень ограниченного состояния попадаешь в очень расширенное состояние.

***

Я наглядно понял, что нечто, что являет собой человек, — это как аквариум с рыбками, который находится внутри океана. А при смерти он ломается. Он все равно там остается, но у него уже нет рамок. После этого — когда неожиданно такие вещи понимаешь — становишься немного другим человеком. То есть ты уже не живой, не мертвый, а какой-то вечный, что ли.

Т — Тоталитаризм

— Твое отношение к власти?— Весьма плохое.— Почему?— Потому что все, что я делаю, это борьба с тоталитаризмом во всех его проявлениях. А власть представляет собой самое худшее проявление государственности, стало быть тоталитаризма, стало быть фашизма, если говорить конкретно. А я очень ярый антифашист. И потому я считаю, что весь панк, вообще все, что я смогу сделать своими песнями, — давать отпор тоталитаризму.— А что ты стремишься разрушить?— Любой тоталитаризм, как в мышлении, так и в отношении каких-то человеческих связей, тем более в государственных отношениях, из которых состоит весь цивилизованный Вавилон.

***

Мне всегда было, по большому счету, на все насрать глубоко, на все эти политические реалии, на все, что творится. Просто они олицетворяли собой определенный, как бы это сказать, тоталитаризм — причем не человеческий, а вообще жизненный. Потому что то, что из себя представляет жизнь, — это, собственно говоря, самое страшное и есть.

У — Уход

Человек — независимо, какой он изначально был, — идейный или безыдейный, доходит до предела крутизны, где в некой точке происходит момент выбора. Оставаться здесь, в этой реальности, либо идти дальше. Если человек идет дальше, то он отсюда уходит, как Ян Кертис или Джим Моррисон, скажем. И необязательно смерть, он может просто с ума сойти или в горы податься. Он может просто на заводе до конца жизни проработать. Со стороны это будет непонятно... Либо человек остается в реальности, выходит как на неком этаже из лифта, а лифт уходит. И он на этом этаже начинает озлобляться, ожесточаться, цинично и злобно торговать собой. Это самое опасное.

***

Бердяев, судя по всему, прав оказался — действительно, настал катакомбный период для носителей, хранителей культуры. Все превратилось в слизь и грязь. Стало быть, надо уходить отселе пока не поздно — незачем свои святыни на всеобщее осмеяние выставлять.

***

Наша цивилизация — это определенное мироустройство, которое питается определенными энергиями — страха, боли, зависти, разрушения, — список может быть бесконечным. Если взять всем нормальным людям, просто взять и выйти из него, как из зоопарка, и жить по принципу самодостаточности, самосвободы — не воюя с ним, и вообще даже не контача, создавая по принципу «do it yourself» свои сквоты, системы, лейблы, музыку, творчество… — весь этот остальной мир сам по себе сдохнет.

Ф — Философия

Маркузе очень нравится. Но он странный человек: писал, писал, а потом в последней работе вдруг сказал: все, что я раньше писал, это ******* [ерунда — прим. ред.] все. Философ, что сделаешь… Наверное, столкнулся с маем 68-го и испугался.

***

Камю и Сартр в молодости оказали на меня сильное влияние, произвели ярчайшее впечатление, как вспышка какая-то. Экзистенциализм вообще, как философия, как жизненная позиция.

***

Что касается экзистенциализма, то ярко выраженными его проявлениями можно назвать только два альбома — «НЛБ» и «Солнцеворот». Причем немецкий экзистенциализм мне даже ближе. Например, Носсак. Во «Вселенской большой любви» желающие могут обнаружить некоторые параллели.

***

— А были люди, ко мнению которых ты прислушивался?— Прислушиваться я, конечно, прислушиваюсь. Я могу много назвать людей, кого я уважаю, но мнение всегда сугубо свое. Мне очень нравится Александр Зиновьев.

***

— В одном из интервью вы сказали «Лучшая свобода — это отказ от нее». Но все ваше творчество, во всяком случае раннее, лично у меня ассоциируется именно с тягой к свободе, к борьбе за нее. А что на самом деле?— Ответ кроется в самой его постановке. Бердяева почитайте, лучше него никто на эту тему не рассуждал.

***

Любое творчество — творчество от сердца — это чудо. А если его нема, то и цена всему — кусок говна, тогда и земля — прах, и солнце — медная посудина, как справедливо заметил писатель Розанов.

***

Если Ницше на меня каким-то образом и влиял, то когда мне было лет 14-15, когда я бродил по улицам самовлюбленным сопляком и вообще ничего не понимал. Слава богу, это жестоко и скоропалительно прошло.

***

— Интересуетесь ли Вы, как человек гуманитарно образованный, с одной стороны, и интересовавшийся политикой, с другой, новинками в социологической и философской мысли. В частности, как относитесь к М. Фуко, П. Бурдье? Вам интересны выводы «профессиональных вскрывателей» социальной реальности?— Уже нет. Сейчас у меня другие приоритеты.

Х — Художник 

Художник — это человек, воспринимающий все через кровь, через сердце, через себя…

***

Я серьезно занимался графикой и экспрессионистской живописью очень давно, в те времена, когда работал художником-оформителем на разных заводах. Тогда были бесплатные кисти, краски, то-се, потом этого не стало, вот и все. Последнее серьезное художественное дело — это картина «Домой!» для Янкиного альбома, которую я и осуществил с помощью попертых из какой-то конторы, в которой я временно служил, средств, а также графический разворот к альбому «Попс», который мы совершенно фанатическим образом в течение суток создали вместе с Кузьмой в состоянии необычайного вдохновения. В дальнейшем я перешел к коллажной технике, которой придерживаюсь и сейчас.

***

Работал я художником не потому, что надо было каким-то образом зарабатывать (зарабатывал я другим образом — обменом и торговлей пластинками), а потому что имел место жестокий закон о тунеядстве, по которому меня неоднократно привлекали. Поэтому необходимо было через каждые три месяца свободного существования устраиваться куда-то на официальную работу, все равно куда. А работа художника — это был лучший вариант из существующих в то время.

***

— А есть у вас какие-либо пристрастия в живописи?— Есть — примитивизм, экспрессионизм. А также Грюневальд.

***

Мне вообще нравится примитивизм. Собираем все, что можно, где только можно. А югославская наивная живопись — это вообще нечто особенное.

Ц — Ценности

Если человек себя как-то назвал — значит, дурак. Если в какой-то одной схеме ценностей находишься — все, обречен! Ты заточен в определенной системе и уже больше ничего не увидишь. Все, что мы делали в этой жизни, — мы ломали любые схемы, мы и сейчас их ломаем, и дальше будем ломать.

***

То, что мы делаем, — это акт выстаивания относительно огромного нагромождения всей этой грязи, мерзости, которая на нас валится. Это можно назвать как угодно — цивилизация, система ценностей, система бесценностей...

***

Свобода с точки зрения политики сейчас — это нивелирование всех ценностей, которые имели значимость доселе.

***

Все мои песни, все мое творчество всегда были направлены против той пресыщенной, алчной, лакейской прослойки граждан, учиняющей ныне беспримерно циничный, чудовищный раздор и поругание нашей отчизны, оглушительно ратуя за некие «общечеловеческие ценности», сводящиеся к идее собственного ожирения и удушения ближнего своего.

Ч — Чудо

Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной и несомненнейшей победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду. Раздирающее чудо, которое может и должен сотворить хоть единожды в жизни каждый отчаявшийся, каждый недобитый, каждый маленький. Я вот где-то читал про одного самурая, который перед тем, как сделать себе харакири, написал: «Уничтожу весь мир». Так вот, я свято и закоченело верю и знаю, что он его этот весь мир и уничтожил, ********* [окончательно уничтожил — прим. ред.], величественно, безвозвратно и однозначно. Введенский правильно пишет, что чудо — остановка времени, возможная лишь в момент смерти. Сытый индивидуум, существующий в липкой протяженности будней, надежд, желаний, ожиданий и т.д. и т.п., не сотворит чуда, не остановит мир. На это способен лишь тот, кому нечего терять. Это тот сокрушительный залп, когда уже кончились патроны. Пусть в глазах всего мира это разгромное поражение, зато для тебя и для твоего мира это полный и окончательный мат, триумф и торжество!

Ш — Шум

Был период, когда слушал только noise и industrial — Test Dept, Throbbing Gristle, SPK, Young Gods и т.п. Это совпало с моими собственными изысками в подобной сфере — альбомы Г. О. «Армагеддон Попс» и т. д., Янкины электрические альбомы, группа Сатанизм, «Игра в самолетики» и «Народоведение» Коммунизма.

***

Основная часть альбома, можно сказать его суть, была записана за два ярких майских дня (13 и 17) 1989 года на промышленных и бытовых свалках и в лесах неподалеку от моего жилья. Почти все остальное записано в промежутке между этими датами, а также в начале мая в процессе работы над несостоявшимся сольным проектом Кузьмы Рябинова. Центральной затеей явилось произведение и запись технического и музыкального, «индустриального» шума (использование в качестве инструментов металлических конструкций, объектов и отходов разного свойства, в том числе стеклянных), что носило спонтанный характер, зачастую в форме хэппенингов (про «Игру в самолетики под кроватью»).

***

Это высший пик брутальной звуковой дерзости, агрессии на тот момент, попытка достижения максимальной некомфортности, неудобоваримости для среднего слушателя. С одной стороны, это был риск потерять публику, с другой — возможность наконец обрести своего. Настоящего, подлинного, идейного, врубающегося. Исходя из вышеописанной концепции, запись производилась с максимальными нарушениями норм звучания: прямое разделение каналов, голос, записанный с нарочитым перегрузом, утопленные, «размазанные» ударные, свистящие гитары, всяческий атональный шум и грохот (про «Здорово и вечно»).

***

Без лишней скромности заявляю, что это — квинтэссенция непопсовости и непривычности звучания панк-музыки, какую я могу себе позволить, представить и воплотить. Я очень доволен. Здесь я, наконец-то, вдрызг и брызг насрал на всяческие очевидные нормы звучания и записи. Суровая противофаза, чудовищный перегруз, сплошной пердежный и ревущий среднечастотный вал. Именно то, что надо. Кроме того, все сыграно крайне живо, спонтанно и вдохновенно. Мы использовали *********** (огромный — прим.ред.) арсенал немыслимых всевозможных шумелок, инструментов, примочек, дорожек, всего, что было способно вокруг нас звучать, всего, что было у нас под руками, а также — идей и приемов (про «Войну»).

Э — Энергия

Энергия — это вообще по сути позитивная штука, а агрессия возникает только тогда, когда возникает препятствие для ее выхода.

***

Русский рок, как и все русское искусство, — мессианский. Из этого мессианства, как из колодца, черпается энергия творческая, гигантского масштаба...

***

Я хочу видеть на концертах таких же слушателей, как мы сами. Пусть люди с помощью той энергии, которая приходит к ним, по-другому посмотрят на мир, пусть они почувствуют себя вечно живыми, огненно-живыми, смогут контролировать себя и постараются трансформировать эту энергию в творчество.

***

Мне кажется, что конец света — это то, что сейчас и происходит. Конец наступает тогда, когда уничтожается живая энергия творчества.

Ю — Юность

Лет в шестнадцать у меня были такие вещи — я их называю озарения. Со мной постоянно происходили какие-то депрессии, всплески какой-то радости. Я находился внутри себя — как бы в большой зеркальной комнате, где были только одни мои личные отражения. Это сопровождалось время от времени чудовищными упадками духа и попытками все это разрушить, вернуться обратно: самоубийство или просто забыться — словом, вернуться в первоначальное какое-то состояние. И когда я реально дошел до этого состояния, со мной случилась очень странная вещь. Я однажды посмотрел на себя несколько со стороны. И понял, что я — это огромное количество очень конкретных частных представлений о том, как оно все есть. Они выглядят как ворох грязного тряпья, какой-то одежды, каких-то салфеток, разноцветные тряпочки, разноцветные стеклышки… И я взял все это внутри себя, поднял, вышел на кухню, посмотрел — а у меня стол такой голубой, как небо, — и я взял в голове весь этот ворох и швырнул куда-то в синеву. И в этот момент со мной произошло нечто. Я был совершенно трезвый, я никогда в то время не пил ничего, не употреблял. У меня открылся внутри душераздирающий глобальный поток. Впечатление было такое, что я стал не личностью, а стал всем миром. И сквозь меня, сквозь то, что я представлял как живой человек во времени, — а это такой отрезок маленькой трубы, — пытается прорваться со страшным напряжением, представляешь, весь мир. Огромный поток, а я его торможу. Меня разрывало на части, я вышел на улицу, там плакал просто. Я видел, как лист с дерева падает очень долго, как муравьи ползают, как дети копошатся, как качели скрипят, как там дедушка на велосипеде едет. Я одновременно видел это все. И видел в этом всем не просто закономерность, а глобальную какую-то картинку. И было совершенно явственно, что именно так все и должно быть. Не просто должно, а это движение, какая-то глобальная космическая… не то что игра… какие-то шахматы. Не знаю, у меня нет слов для этого. И не может быть слов на человеческом языке. Время остановилось, это очень напоминает элэсдэшное состояние или смерть. Оно сжималось, сжималось, в некий момент почти остановилось. Не знаю, как это объяснить. Было одновременно чудовищное мучение и состояние экстаза глобального. Я понимал все. Я шел — и был какой-то частью всего в целом. И одновременно был каждой частью, на что я обращал внимание. Потом это прекратилось, но очень долго во мне оставалось. Такие состояния были еще и еще какое-то время, но все меньше. Я понял, в какую сторону двигаться после этого. И что я делаю, собственно говоря, здесь. Вот с тех пор я это все и делаю.

Я…

Трагедия моей жизни заключается сугубо в том, что я человек очень обычный, обыденный, который всю жизнь хотел находиться в центре поля, быть каким-то полузащитником типа Смертина, делать свое дело и находиться в окружении каких-то красивых людей. Мне больше нравится более комфортно жить и быть потребителем, нежели производящим, творцом. Но всю мою жизнь получается так, что приходится забивать голы, быть на острие атаки, что-то делать, ворошить, придумывать, создавать новые мифологии, новые системы ценностей. Ведь никто ничего делать не хочет.

gorky.media

гламурный егор летов - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война,

foto-history.livejournal.com

Художник Алексей Летов - Дневник Евгения Филиппова

Profile

Name: Евгений

Entry Tags

300 лет взятия Выборга, 65 лет Победы, 700-летие, : КиммерияУзун-Сырт весна, help, humor ?, life, twitter, writer's block, Аалто, Агрикола, Апраксин, Армения, Археология, Атлантика, Балтика, В поисках Розового одуванчика, Выборг, Выборгский мамонт, Выставки, Да дзы бао, ЖЖ, ЖКХ, Замок, Зеленогорск, Иматра, История, Канары, Карельский перешеек, Каунас, Кафедральный собор, Кронштадт, Культура, МБРР, Модерн-балет, Мое фото, Монрепо, Море, Не умножим сущности, Окно в Европу-2012, Памятники, Петербург, Под российским трехцветным флагом..., Поздравления, Посланцы Солнца не только вчера в Челяби, Последнее танго в Париже, Потанцуем?, Прибалтика, Путешествия, Реставрация, Россия, Русская усадьба, С днем Рождения!, СПБ, Скандинавия, Слабо?, Сорвали, Статистика комментариев, Стокгольм, Сюрприз, Уно Ульберг, Финляндия, Флаг, Фнский залив, Фонд реставрации, Фото, Хельсинки, Часовая башня, Швеция, Эрмитаж, Юбилей, авто, анализ, армия, археология, архитектура, бешенство, библиотека, благотворительность, большой экран, боса нова, бьлгарска превод, видео, видео. хумор, власть, война, воры, выставки, где начало того конца, герб, дары природы, дети, джаз, другое, друзья, женщины, живопись, жизнь, закат небеса облака утро, игра, идеология, известные люди, инновации, интернет, информация, искусство, история, катера, кино, клуб друзей Монрепо, конкурс, конференции, концерт, концерты, которым оканчивается начало?, краеведение, крокет, культура, курьезы, литература, личное, лучшая запись:), любовь, матрица, мода, мое, мое скобарское, мое фото, мои фото, море, море. оно же лужа, музеи, музызыка, музыка, мультик, наука, не мое фото, не умножим сущности, нет, никто не забыт, но и сегодня в полдень в Выборге, новости, обо мне, образование, обществоведение, озеро, океан, официоз, памятники, память, парк, парус, песня, питер, плохое кино, поехали?, поздравления, политика, полиция, польска, портрет, посчитаем ценности, потанцуем?, поэзия, право, праздник, праздники, приккол, прикол, природа, проза, психология, путешествия, пятница, развитие, разруха, реконструкция, религия, реставрация, ретро, родные, сайт, свежее, серпска песня, сети, скандал, современность, социология, спорт, статистика, статитстика, стихи, страсть, судостроение, танцы, театр, тестик, тесты, технологии, туризм, угадайте, фестивали, философия, флаг, флаги, флэшмоб, фото, хорошее кино, хумор, целина, чтиво, экономика, янтарь, яхты

20-ноя-2008 10:22 pm

Женя, не далее, как нонешним летом я несколько раз сквозь эти ворота таскалась в Монрепо.Не надо мне лапшу на уши, а? Там граффити, все отваливается и какашки человечьи...А вокруг - бутылки, обертки, некошенные травы и мешки с мусором. Мне-то хоть очки не втирай. Зайди сам в эти ворота и прогуляйся, разуй глаз

deugenio.livejournal.com

Брат Егора ЛЕТОВА помог омичам понять картины Дамира МУРАТОВА — KVnews.ru

Девятого февраля в галерее «Белый куб» состоялось открытие концерта-выставки-диалога «Круг». Были представлены картины художников Дамира МУРАТОВА (Омск) и Петра ОНУЧЕВА (Москва) из серии «Шаманские бубны». Необычность выставки заключается в том, что любоваться картинами зритель мог под инструментальную импровизацию музыканта Сергея ЛЕТОВА.

Сергей ЛЕТОВ – джазмен, старший брат знаменитого рок-музыканта Егора ЛЕТОВА, лидера группы «Гражданская оборона» – приехал в Омск всего лишь на один день, привезя с собой необычный музыкальный инструмент, это американский винтажный «Си-Мелоди» саксофон 20-30—х годов прошлого века, эпохи великой депрессии. ЛЕТОВ некогда, случайно приобрел его на Савеловском вещевом рынке. Привести инструмент в рабочее состояние музыканту помог вологодский мастер, а мундштук был доставлен из Лондона. ''Я думаю, что такого саксофона в Сибири никто не видел и не слышал. Его звук 'мяукающий', напоминает оркестр УТЕСОВА, разве что не трещит, как виниловая пластинка''- поделился Сергей Летов. На заре своей музыкальной карьеры в 80-е годы ЛЕТОВА часто приглашали играть перед картинами это была обстановка художественного единения и братства. Но в 90-е годы такого единения не стало, искусство коммерцелизировалось, люди стремились заработать на нем больше денег. Поэтому предложение Петра ОНЧУКОВА организовать концерт-выставку ЛЕТОВ принял с удовольствием: ''Ведь это как звонок в прошлое, в котором искусство не было прежде всего товаром''. Что касается экспозиции, генератором идеи был художник-минималист Петр ОНЧУКОВ. Идея названия принадлежит тоже Петру: круг означает общение, некое единение. Выставка посвящается мифам и сочетает в себе живопись, музыку и перформанс. Участники экспериментируют, хотят выйти за грани и пределы, создать нечто большее, ''просто лепить художественный продукт'' не в их стиле. Диалог, в рамках которого проходит выставка, заключается в просмотре картин под музыку. ''С художником не надо говорить, надо смотреть его картины'',- заметил Петр ОНЧУКОВ.

Анна РОМАНОВА 

kvnews.ru

Хроники | Billboard № 4 (12) — Последние Слова Егора Летова

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ЕГОРА

В октябре 2007 года неожиданнопозвонил Сергей Попков, директоргруппы Гражданская Оборона, и сказал,что Егор Летов хотел бы пообщатьсяс журналом Billboard. Мы встретились27 октября и почти час говорили передконцертом в гримерке клуба «Точка».А потом через два дня он вдруг приехалко мне домой, и добрую половину дня мыслушали музыку, рылись в пластинках,и все это время Егор опять говорил.Кто мог тогда представить, что это,вероятно, его последнее интервью?

КОРНИ НЕРУССКОЙ ПСИХОДЕЛИИ

Я воспитан на психоделическом роке. Одна из самых моих любимых групп — Country Joe & the Fish. Я часами могу говорить об этой музыке, разбирать каждую песню, анализировать каждый ход или соло. Ведь в нашей стране эту музыку никто толком не слушал и не понимал. У нас все как слушали Uriah Неер, так и до сих пор всю рок-музыку этим меряют. С каждым годом я все больше и больше погружаюсь в воронку 60–70-х. Фрэнк Заппа (Frank Zappa) для меня сложный персонаж, я не совсем понимаю то, что он иногда пытается сказать. А вот Ника Дрейка (Nick Drake) собрал всего, я готов слушать его музыку постоянно, это полностью моя музыка. Или вот Фил Окс (Phil Ochs), как такую музыку можно пропустить?

Сейчас я делаю то, что мне хотелось делать всю свою жизнь, но по разным причинам не получалось. Я всегда хотел, чтобы моя музыка звучала как калифорнийская психоделия 60-х. Раньше я писал политические тексты, матерился, пытался эпатировать. Это было тогда необходимым исходя из ситуации, и это помогало достичь цели. В нашей стране так надо. Это правила игры, которые не поменялись и до сих пор. Истоки нашего звука никто не понимает, и это крайне досадно. Мы не играем русский рок. Наши ноги растут из The Who или, например, из The Love, но никак не из русского рока. Но ведь эту музыку у нас никто не слушает, вот и вешают нам ярлыки в меру своих скудных познаний. Меня тут один журналист спросил, мол, что такое панк-рок? Я начал рассуждать про Television, а он долго смотрел на меня, а потом и говорит: а как же Green Day? Ну что тут скажешь?

Когда я начинаю писать альбом, я ни на что конкретное не ориентируюсь. Все мои музыкальные знания отходят на задний план и больше служат опорой. Мне каждый раз хочется разрушить состоявшиеся вещи, нарушить правила, пусть даже установленные мной. Если уже что-то сделано до тебя, то какой смысл двигаться в эту же сторону? Незачем повторять то, что сделал Кантри Джо Макдональд (Country Joe McDonald), можно просто поставить его пластинку и слушать.

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ СОБСТВЕННОЙ МУЗЫКИ И ЖАЖДА ОДИНОЧЕСТВА

Во многих своих альбомах я себя уже не узнаю. Все это сделал кто-то другой. Этот другой не думает так, как я сейчас. Я сегодняшний уже все сделал бы иначе. Когда я записываю свою музыку, я не понимаю до конца, как это будет восприниматься. Когда я сочинял свой последний альбом, он еще имел ко мне какое-то отношение. Но как только его выпустили на диске, он начал жить своей собственной жизнью. Как быстро повзрослевшее дитя, как самостоятельная личность. Я не очень понимаю те вещи, которые делаю. Как только я начинаю понимать, что мне хочется сказать, — становится не интересно, а песня превращается в набор лозунгов. На это время тратить не хочется.

Принцип творчества простой: взял — отдай. Я очень много беру, но если я не дармоед, то должен отдать полученное. Я должен ответить тем, чего еще в мире нет, и пусть это уже берут другие. И то, что мне удалось за эти годы столько всего сделать — значит, не зря жил, значит, жизнь удалась. Хотя то, что я сейчас делаю, это уже бонус к основному материалу. Главное я уже отдал.

Меня вся эта истерия вокруг моего имени только утомляет. Я крайне замкнутый человек, любящий одиночество. Мне в обыкновенной маршрутке проехать — большое испытание, меня гнетет такой опыт. Мне не нравится, когда меня узнают на улице, постоянно глазеют, подходят, что-то говорят. Я устаю от этого. Счастье — оказаться в горах или в лесу, там я чувствую себя максимально свободно и расслабленно. Ко мне постоянно кто-то рвется в гримерку, пытается попасть домой... я вот люблю Достоевского, очень люблю, но будь он жив, мне все равно даже и в голову бы не пришло прийти к нему домой, протянуть бумажку, мол, напиши мне тут что-то на память.

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ И МИФ О СИБИРСКОМ ПАНКЕ

Я давно понял одну вещь — в нашей стране группа существует только тогда, когда выпускает альбомы. За счет этого Гражданская Оборона и стала тем, чем является сегодня. Ведь вокруг меня было огромное количество команд. Но все сидели и ждали, когда случится некое чудо — продюсер с деньгами, крутая студия, контракт. А у нас был магнитофон «Нота» — мы на него и записывались. Тогда самым важным моментом были тексты — так, значит, и нужно было давать эти тексты. Ставь узконаправленный микрофон и постарайся записаться так, чтобы каждое слово было понятным, а остальное совершенно не важно. Главное — не бойся нарушать правила!

Мы первыми начали играть в этой стране панк-рок старого американского образца, типа Ramones. До этого ведь у нас панком считали то, что, например, Свинья делал, но какой это панк-рок? Но самое обидное — не с кем было соревноваться. А соревноваться музыканту или группе обязательно нужно, иначе как творец просто вырождаешься. Чем больше в твоей нише сильных соперников, тем больше вероятность, что ты сделаешь что-то настоящее. В 80-е были достойные коллективы, с которыми нам приходилось соревноваться: БОМЖ, Инструкция По Выживанию, ДК. Потом все они исчезли, в андеграунде мы остались одни. На нас стали молиться, нас стали проклинать, но никто не задумывался, почему мы одни?

Тогда же в Новосибирске я создавал мифическое панк-движение. Нас было человек пять. Но я выдумывал различные группы, мы сочиняли альбомы, хотя делали это все те же пять человек, по очереди становясь фронтменами очередной группы. Но, в конечном счете, тогда у страны создалось впечатление, что в Новосибирске идет страшное движение, куча групп, своя школа и так далее. Моя задумка сработала, и до сих пор многие уверены, что тогда у нас было мощное панк-движение. Но ничего такого не было совершенно! Часто было так, что я сочинял песню, но подписывал ее именами тех, кто был в эту минуту рядом, чтобы создавать видимость массовости. Сейчас, правда, пожинаю плоды — для переиздания вынужден получать разрешения у вымышленных авторов.

СМЕРТЬ, ПСИХУШКА И СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Вокруг нашего творчества сложился какой-то непонятный ореол суицида, мол, мы постоянно поем об этом, проповедуем эти идеи. При этом сами до сих пор живы. Но стоит понимать такую вещь — я начинал в 1984 году, когда был самый настоящий Советский Союз, и я был уверен, что так будет всегда. Таких, как я, знали поименно и наблюдали за нами, иногда давая понять, что мы на крючке. Например, могли просто так, для профилактики, дать по лицу на улице. Я работал художником, возвращался с обеденного перерыва, стоял на остановке. Подошел мужик в тренировочном костюме и сразу, без слов ударил меня в лицо. «Ты неправильно себя ведешь, — сказал после этого, поднял мои очки, положил их в карман и добавил: — Это мне на память будет». Вот что это должно было означать? Потом вызвали в местное отделение КГБ, стращали там. Положили в психбольницу с диагнозом «вялотекущая шизофрения». На моих глазах человека закололи галопиридолом до такой степени, что он действительно сошел с ума. А потом на контрасте аминазин, и он превратился в растение. До больницы он рисовал женщин без лица. У него даже выставка была в Омске, которую страшно обгадили в местной прессе. Он сделал триптих — две женщины без лиц и гипсовый ящик. Когда собралась публика, он ударил по ящику молотком, и оттуда вылетели голуби. Тут его сразу в психушку.

Когда меня начали колоть, я придумал свои методы борьбы — научился отстраняться от тела, сосредотачивался на духовном, много писал. Ко мне часто приходил Манагер, я ему все свои записи передавал. Тогда было написано невероятное количество стихов и рассказов, они у меня до сих пор хранятся. Но когда физическая боль стала невыносимой, я пришел к главврачу и сказал: хотите смерть? Я сейчас убегу, найду ближайшую многоэтажку и выброшусь. Врач посмотрел на меня внимательно и вдруг сказал, мол, ладно, черт с тобой. И меня перестали колоть вообще и даже таблетки не давали. Определили меня работать на кухню, там я свой срок и досидел. Ровно 8 марта 1985 года мне сказали — гуляй.

Тогда я четко понимал — так будет всегда, и сколько ни пыжься, все равно найдут, посадят, убьют. И это ощущение, что смерть твоя всегда рядом, освобождает и культивирует внутренний праздник. Человек перед лицом смерти никогда не врет. Молодым, знающим про советский период понаслышке, это сложно объяснить. Никто из нас ведь умирать не собирался, просто тогда мы так ощущали действительность — на грани смерти.

Я пережил смерти многих близких мне людей. И каждый раз во мне образовывалась черная дыра. Вот живешь, и твой внутренний мир — тобою же сотканный ковер из людей, мест, событий. А потом раз — в одном месте дыра, в другом... И эти дыры навсегда, их уже ничем не затянуть. Все эти люди — они ведь тоже часть тебя. Когда умерла мама, я сочинил песню «Моя оборона». С каждым умершим человеком у меня теперь ассоциируется песня, написанная сразу после его ухода. Эти люди продолжают жить со мной в конкретных песнях.

ЯНКА И «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА»

В 1991 году умерла Янка. На эту тему есть чудовищное количество спекуляций. Я не знаю, что с ней тогда происходило. Мы последний год почти не виделись. У нее тогда появился молодой человек, она с ним жила. Расставание прошло не самым лучшим образом — такой резкий разворот в разные стороны. У нее наметился очевидный крен в сторону коммерциализации, типа, все для людей, народ нужно воспитывать, нести им добро и так далее.

А потом мне позвонили и сказали — Янка исчезла. Мы пытались что-то предпринять, даже к знахарям и колдунам ходили. Это длилось две недели. И вдруг я понял, что она умерла. Ко мне прилетела бабочка в пять часов утра. Это был махаон, они в наших краях вообще не водятся. Бабочка села мне на руку, крепко вцепившись в нее. Я попытался согнать ее, но она крепко держалась. Так я и шел по лесу с этой диковинной бабочкой. Я знал, что это она со мной прилетела прощаться. Я тоже простился с ней. Она выслушала меня и улетела.

Когда умерла Янка, мы выпустили «Сто лет одиночества». Мы писали его полтора года и вообще тогда не выступали. Это был благодатный период, о котором я сейчас могу только мечтать. Я бы вообще концерты не давал. Играл бы один концерт в год, но так, чтобы это был настоящий праздник. Я хочу заниматься студийной деятельностью. Но с финансовой стороны не давать концерты очень сложно. Раньше было проще. За «Прыг Скок» я получил $25 тыс. Когда у тебя есть такие деньги, работать гораздо проще. Деньги дают художнику свободу. Тогда я думал только о творчестве. Мы не ездили на эти ужасные концерты, мы сидели и сочиняли с утра до вечера. «Сто лет одиночества» — свободная работа, на ней нет печати каких-то обязательств. Но когда я этот альбом выпустил, пришлось взять паузу. Тут многое наслоилось — кризис среднего возраста, стойкое ощущение надвигающейся старости, проблемы с выпивкой. Это тоже нужно было пройти.

«ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ» И «РЕАНИМАЦИЯ»

Меня жутко потрясли события, связанные с захватом мюзикла «Норд-Ост». Я жил тогда в Москве... На этом фоне за один присест я сочинил сразу пять песен, позже вошедшие в альбом «Долгая счастливая жизнь». Я вернулся домой, и дальше уже все шло без остановки. Потом я неожиданно понял, что получается какая-то опера, посвященная наркотикам. Почему людям это необходимо? Вся история человечества, культуры, искусства — все связано с какими-то костылями, на которые они должны опираться.

Я и сам побывал в реанимации. Я много пил. Вообще песни отлично сочиняются на второй день после выхода из запоя. Именно в этот момент наступает прояснение и выплеск энергии. После одного серьезного запоя меня и привезли в реанимацию. Рядом постоянно кто-то умирал. Их просто складывали в коридоре. А потом вдруг привезли солдата, ему оставалось жить минут пятнадцать, но за это время ему что-то открылось, и из него вдруг пошла такая поэзия! Он говорил безостановочно — про тополя, про собак, про раненого командира... Я у врача попросил карандаш и стал лихорадочно все это записывать. Так получилась песня «Реанимация». Она состоит полностью из того, что сказал перед смертью этот солдат. Музыка в голове сразу родилась, все сложилось воедино, оставалось только записать.

СЕЙЧАС СЧАСТЛИВ

Наш последний альбом оценят лет через пять, а то и десять. Его ждет судьба «Ста лет одиночества», который приняли с огромным опозданием. «Зачем снятся сны» я делал, не обращая никакого внимания на реалии сегодняшнего дня. Получился самый правильный альбом Гражданской Обороны. Вполне возможно, что после него я уже ничего больше делать не буду. Нужно делать паузы, а не продолжать сочинять одно и то же до бесконечности. Сейчас мне вот точно ничего нового выпускать больше не хочется.

Наш бунт не закончился, он просто поднялся на новый уровень, послушай внимательно новый альбом. Просто большинству этого еще не понять. Вообще я рад, что до сих пор не умер и продолжаю ломать свои же штампы, работать, писать новые песни, значение которых вы поймете потом. Я не знаю, сколько это продлится, но сейчас я счастлив.

grob-hroniki.org

Мой город. Рисунки и картины Александра Летова, г. Губаха

Первомайская демонстрация на Верхней Губахе в 60-е годы прошлого векаПервомайская демонстрация на Верхней Губахе в 60-е годы прошлого века Зелёный шум у Храма. Вид от музыкальной школыЗелёный шум у Храма. Вид от музыкальной школы Бессменный часовой ГубахаБессменный часовой Губахи
Храм =Всех скорбящих Радость=Храм "Всех скорбящих радость" Станция Губаха в 1879 г.Станция Губаха в 1879 г. В последние годы царствования Александра II - освободителя Восстановление железнодорожного моста через КосьвуВосстановление железнодорожного моста через Косьву
Открытие памятника героям Великой Отечественной войныОткрытие памятника героям Великой Отечественной войны Шахта Любимовская (им.Крупской) XIX векШахта Любимовская (им.Крупской) XIX век У памятника =Жертвам гражданской войны=У памятника "Жертвам гражданской войны Деменеву и Потапову"
Летний деньЛетний день Такси, такси!Такси, такси! Обжиг древесного угля для кизеловских железоделательных заводовВыжиг древесного угля. В.Губаха, XVIII век
, копия Зимний деньЗимний день , копия
Губахинский дворикГубахинский дворик У автостанцииУ автостанции На проспекте дождьНа проспекте дождь
Уголок Ленина-ДегтяреваУголок Ленина-Дегтярева , копия Зимняя дорога к ХрамуЗимняя дорога к Храму
Шахтеры готовятся к спуску. XIX век, копь Крестовская (ш. Первамайская)Шахтеры готовятся к спуску. XIX век, копь Крестовская (ш. Первамайская) Расстрел Деменева и ПотаповаРасстрел Деменева и Потапова Поселок детства, которого нет (Верхняя Губаха)Поселок детства, которого уже нет (Верхняя Губаха, п.Финский, 1960-е)

lafpic.narod.ru