Литография - это... Способ печати. Картины литография


Литография - это... Способ печати

Литография представляет собой метод печати, при котором оттиск рисунка на бумаге получают путем переноса красочного слоя под давлением с печатной формы на бумажный носитель. Данный способ печати относится к древнейшему искусству, он был изобретен еще в XIX веке в Мюнхене. Фактически литография - это методика, основанная на противостоянии жиросодержащих веществ и воды. Основой для печатной формы является специально обработанный камень с гладкой поверхностью, состоящий из однородного известняка. Перед тем как будет создан рисунок, полученный методом литографии, должны быть произведены следующие действия:

- на отшлифованную поверхность камня наносят рисунок литографскими чернилами или специальным карандашом, содержащим жир;

- нанесенный рисунок протравливают специальной смесью азотной кислоты с декстрином;

- после протравки поверхность камня способна принять влагу, отталкивая при этом печатную краску с высокой концентрацией жира;

- в заключение рисунок смывают специальной тинктурой, содержащей высокую концентрацию растворителей.

Преимущества литографии

Таким образом, для того чтобы изображение появилось, когда был задействован данный способ печати, используются физико-химические свойства предметов. литография этоЛитографию часто путают с гравюрой, но это совершенно разные методы нанесения рисунка. Гравюра представляет собой оттиск со специально подготовленных форм. Вырезание рисунка на деревянной заготовке - вот что представляет собой гравюра, литография не требует никаких предварительных усилий. В результате химической реакции методом оттиска на бумаге появляется рисунок. Полученное таким образом изображение можно много раз тиражировать. Изготовленный методом литографии рисунок может быть единственным, уникальным в своем роде. Кроме того, литография обладает неоспоримыми преимуществами. Мастера, многократно использующие метод литографии в своем творчестве, отмечают, что литография - это еще и сравнительно дешевый метод печати. Выделяют следующие ее преимущества:

- в процессе изготовления рисунка можно свободно вносить поправки, менять сюжет рисунка, добавлять новые детали;

- каменную форму можно использовать многократно, предварительно отшлифовав ее заново;

- в отличие от гравюры метод позволяет изготавливать цветные рисунки, для каждого цвета рисунок наносится на отдельный камень;

- методика отличается сравнительной легкостью исполнения.

Печать изображения

бумага для печати

Чтобы изображение было четким, с точными, не размытыми гранями, литографский камень должен быть надежно закреплен на специальном станке. Первоначально нанесенный рисунок смывают, после чего на предварительно увлаженную основу наносят специальную краску, которую изготавливают из олифы. Пористая бумага для печати плотно прижимается к обильно покрытому типографской краской камню, затем прокатывается сверху станочным валиком. В итоге получается изображение рисунка, покрытого однотонной краской.

Что такое олеография

Методику цветной печати путем оттиска на камне называют олеографией. Технология мало чем отличается от обычной литографии, представляет собой точно такую же совокупность действий, как и плоская печать. Оттиски на бумаге каждого из цветов производятся в строгой последовательности от светлых тонов к темным. плоская печать Для каждого цвета подготавливается отдельный литографский камень. Печать каждого цвета наносится поочередно на один лист бумаги. В печатных мастерских за создание и нанесение рисунка на бумагу отвечает художник, обработкой камней занимается подмастерье.

Разновидности литографии

В современном мире литография - это, скорее, методика формирования на специальном материале электронных схем и изображений с нанометровым разрешением. гравюра литография Существует оптическая, электронная и рентгеновская литография. Рентгеновская литография представляет собой современную методику, при которой пучок рентгеновских лучей пропускают через специальную заготовку, которая экспонирует мельчайшие детали рисунка на специальную подложку. Оптическую литографию используют, когда появляется необходимость переноса рисунка электронной схемы со специального шаблона на подложку из полупроводника.

Электронная литография - это методика, при которой сфокусированный электронный пучок выделяет необходимые детали схемы или рисунка на специальном светочувствительном элементе.

Что такое автография

Автография представляет собой современную методику печати, при которой художник наносит изображения не на литографский камень, а на специальную переводную бумагу. С этой бумаги рисунок автоматически переносится на камень. Художниками по достоинству был оценен данный метод литографии. Основными преимуществами автографии является возможность зарисовок с натуры. Нанося изображение через переводную бумагу, художник получает возможность сделать четкое изображение без эффекта зеркальности.

Литография в современном мире

В прошлом веке при помощи литографии изготавливали картины, печатали черно-белые эстампы на продажу, изготавливали географические карты. Методикой литографии печатали иллюстрации в книгах и методических сборниках.

способ печати

Являясь специфичным видом тиражированной графики, литография широко применяется и в настоящее время. Данный метод печати, отличающийся легкостью в исполнении, используют современные художники для создания черно-белых изображений. Графические изображения необходимы для иллюстрирования методической литературы, специальных пособий, брошюр и журналов. Впрочем, для создания литографии теперь не нужна бумага для печати. В области нанотехнологий широко задействованы современные разновидности графики, электронная и оптическая литография. Проекционная литография с применением лазерного излучения широко используется для разработок новейшей оптической техники в целях улучшения метрологического оборудования с дальнейшим внедрением его в производство.

fb.ru

Как делается литография . Часть 1.

Наконец, оторвавшись от Доктора Хауса и работы - написала. Как делалась и делается литография и что это вообще такое))))

193.42 КБ

Начну с того, что такое литография изначально. Чтоб понятнее было :)

Литография (от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую)была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии.Причем получилось у него это, судя по слухам, совершенно случайно.В тот период это было невероятное ноухау))) Стало возможным делать сравнительно недорогие цветные рисунки и переводить графику художников для продажи. Вначале литография использовалась для воспроизведения цветных иллюстраций. В Европе начали открываться литографические заведения, а с 1813 года появились и у нас, в России.

Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкие,редко кто из художников гравировал сам.Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы.Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения.И естественно всех напрягало). Художники были вынуждены изначально рисовать работы под подобные техники.

С изобретением нового вида печати - художник мог сам создавать литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом. (Это мало чем отличается от обычного рисования. Разве что карандашик жирнее)

Литографский камень - кусок плотного известняка, который долго и трепетно шлифуется. Далее на него наносится рисунок. Литографский карандаш содержит химические вещества, которые реагируют с веществом литографского камня и после дополнительной химической обработки водным раствором коллоида образуют печатную форму. Для плотных заливок цветом используют литографскую тушь. Она как и китайская продается кусками и по необходимости разбавляется водой. На фото использована работа моего друга - Михаила Городецкого

213.08 КБ

Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой и может использоваться еще очень долгое время.

Это привлекло к увлечению литографией известных художников:

Франциско Гойя делал свою серию "Быки Бордо" именно в технике литографии.в 1828 - ом)66.53 КБ

76.66 КБ

Жерико75.04 КБ

Делакруа156.72 КБ

Манэ52.23 КБ

Дега121.21 КБ

Тулуз Лотрек66.40 КБ

Пикассо262.09 КБ

Шагал14.71 КБ

Список длинный)) кстати - если кому интересно - список есть тута. Распространение литографии так же дало возможность печатать качественные и более дешевые каталоги художников)

Одним из неудобств литографии было то, что изображение на оттиске получалось зеркальным.Применение специальных переводных бумаг избавило от этого недостатка.

Сам процесс создания литографии происходит следующим образом:• на камне рисуется изображение• камень протравливается кислотой, воздействующей на не покрытую жиром поверхность.(жир - это наш карандаш и тушь)• литографский камень устанавливается в станке• исходное изображение смывается• валиком наносится на увлажненный камень краска, пристающая лишь к непротравленнымчастям камня, в точности соответствующим рисунку• бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытомукраской литографскому камню или пластине (прокатывается под прессом)• Всё! Ура! 1 оттиск готов))) таким образом создаются и последующие

У этой техники большие возможности в передачи фактуры и других выразительных художественных средств, оттиск - каждый - считается оригиналом и обладает худ. ценностью. Авторская графика делается всегда ограниченным тиражом,о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

ngised.livejournal.com

Литография. Искусство, прошедшее сквозь века

Монохромная литография

В век, когда всюду нас окружают 3D-принтеры и виртуальная реальность, литография может показаться устарелым понятием. Когда-то эта техника была популярна, однако сейчас она практически исчезла из виду, уступая место новым идеям и методам.

Сам по себе процесс печатания не нов. Он впервые возник в 3000 году до н.э. в колыбели человеческой цивилизации, Месопотамии, где круглые печати для вдавливания оттисков в глину явились первым вещественным доказательством создания эстампов. После трафаретов, которые широко использовались в древнем Египте для украшения тканей, пришёл черёд ксилографии (гравюры на дереве). Она впервые появилась примерно в 220 году н.э. в Китае и вскоре распространилась практически по всей Азии, а со временем – и в Европе. Через 800 лет, в 1040 году, вновь в Китае, возникла печать посредством подвижных литер. Это произвело революцию в распространении печатной информации. Данная система печати использовала подвижные элементы металлических литер (их отливали в формах, вытисненных буквенными штемпелями).

Литографская печатная машина в книге Элиши Нойс «Мальчишеская книга промышленной информации», 1858Литографская печатная машина в книге Элиши Нойс «Мальчишеская книга промышленной информации», 1858

Эта более быстрая и надёжная технология легла в основу печатной машины, которая появилась на свет в 1439 году, с подачи Йоханнеса Гутенберга из немецкого города Майнц. Наряду с инновационным способом создания и использования маслосодержащих чернил (которые сохранялись дольше, чем краски на водной основе, используемые ранее), печатные машины заполонили всю Европу, ускоряя распространение знаний и таким образом становясь главной движущей силой эпохи Возрождения. В то же время, создание изображений посредством гравирования, травления и меццо-тинто оставались нормой в течение нескольких столетий. Каждый из этих методов подразумевал различные способы создания углублений на печатной пластине (обычно металлической). Эти углубления затем покрывались чернилами и использовались для многократного создания изображений оригинального проекта. При гравировке для создания аккуратных чётких линий на медной поверхности использовалась острая игла. Травление основывалось на покрытии поверхности воском, на котором впоследствии рисовали. Пластину погружали в кислоту, которая разъедала непокрытый воском металл, оставляя после себя линии, погруженные в жёсткий литографский материал. Меццо-тинто – это первый способ, который позволил изобразить полутона без использования техник на основе линий или точек. Череда инноваций продолжалась, и в 1796 году возникла новая техника, ставшая центром внимания минимум на век, – литография.

Так что же такое литография?

Слово «литография» происходит от древнегреческих слов “lithos”, «камень» и “graphein”, «писать». Оно обозначает метод планографической печати (печати на плоской поверхности), а также процесс печатания с применением расслоения жира и воды, которые контактируют друг с другом. Литографию изобрёл Алоиз Зенефельдер в Королевстве Бавария в конце XVIII века. В отличие от предыдущих методов, основывавшихся на различных формах травления, литография – это более «художественное» средство. Используя набор масляных мелков, художник пишет отзеркаленное изображение подлинного произведения живописи на гладкой каменной скрижали (как правило, известняковой). После того, как изображение воссоздается в оптимальном для художника виде, оно покрывается чернилами. Площадь пробельных элементов притягивает влагу к пластине и отражает литографскую тушь, в то время как области с изображением её удерживают. Вода затем вытирается с неокрашенных областей, чтобы не дать чернилам размазаться. Когда тушь (чернило) высыхает, она образует сетчатый узор. Сетеобразные элементы остаются на камне и обычно присутствуют и на конечном изображении в виде уникальной визуальной особенности литографии на камне.

Чтобы закрепить изображение, слить его воедино с камнем, на пластине готовится раствор аравийской камеди и азотной кислоты. При контакте с камнем азотная кислота реагирует с масляной кислотой (жиром) до создания олеомагната извести. Благодаря кислоте тёмные области начинают принимать чернила и отталкивать воду, в то время как со светлыми областями происходит обратное. Затем посредством специального пресса вся поверхность покрывается листом бумаги с высоким содержанием хлопка. Если мы имеем дело с литографией со сложными цветами, может потребоваться несколько серий с четырьмя различными цветными чернилами – жёлтым, красным, голубым и чёрным. Затем тот же самый лист бумаги необходимо будет помещать над пластинами, повторно покрытыми чернилами. Сделать это необходимо очень точно, чтобы создать литографский оттиск удовлетворяющего вас качества. С тех пор исконный метод претерпел небольших изменений, но идея, лежащая в его основе, продолжала использоваться.

Джон Джеймс Одюбон – Луизианская цапля, 1844Джон Джеймс Одюбон – Луизианская цапля, 1844

История литографии – XIX век

1796 год ценен изобретением нового революционного метода, который господствовал в печатной индустрии в течение всего последующего века и даже позднее. Алоиз Зенефельдер использовал лучший известняк из карьеров Зольнхофена, что в Баварии. Изобретенная им литография сперва позволяла создавать лишь монохромные (одноцветные) оттиски. Но это всё ещё было передовым открытием, так как позволяло художнику использовать традиционные техники, создавая оттиски, которые могли с лёгкостью конкурировать с оригинальными произведениями в плане деталей, тонов и добавление цветовых вариаций. Изначально единственным способом придания изображению цветности было ручное добавление нескольких мазков акварели художником. После того, как данный способ печатания приобрёл широкую популярность в 1820-е годы, примерно в 1830 году возникла хромолитография (цветная литография), которая привнесла богатство новых цветовых эффектов и впечатление максимальной приближённости к картине. Это был трудоёмкий процесс, часто включающий использование нескольких камней для печатания. Камни необходимо было с большой осторожностью выравнивать так, чтобы все линии и тона совпадали. Новый метод распространился с молниеносной скоростью, и вскоре репродукции и оттиски известных картин, книжные иллюстрации, яркие ботанические исследования, плакаты, ручные веера, - всё это создавали в форме литографии. Гойя был первым художником, который исследовал возможности данного художественного средства. Вскоре за ним последовали Теодор Жерико и Эжен Делакруа. В попытке изобразить каждую птицу в Северной Америке натуралист и художник Джон Джеймс Одюбон выпустил труд «Птицы Америки», который приобрел огромную популярность, будучи переизданным ограниченным тиражом в виде хромолитографии в 1844 году. Плакаты Тулуз-Лотрека для Фоли Бержер и Мулен Руж, созданные в 1890-х годах, остаются знаковыми образами декаданса эпохи «конца века». В то же время, элегантные композиции Альфонса Мухи являются воплощением гламура в стиле модерн.

Анри де Тулуз-Лотрек – Джейн Авриль в «Жарден де Пари», 1893Анри де Тулуз-Лотрек – Джейн Авриль в «Жарден де Пари», 1893

Произведение печати как отдельный вид искусства в XX веке

Расцвет рукотворной литографии пришёлся на1820-1900 годы. Творческий процесс требовал колоссального количества времени и был дорогим удовольствием. Развитие издательского дела требовало более доступных по цене средств, и вскоре, чтобы удовлетворить потребностям времени, были изобретены новые техники печатания с форм, изготовленных фотомеханическим способом. I Мировая война порвала со старым во многих смыслах, и литография стала еще одним явлением, отошедшим в прошлый век. Самый популярный способ печатания скрылся из виду, отходя в свой последний оплот – мастерскую художника. С тех самых пор литография и осталась там, не как экономически рентабельный проект, но как самоцель, ещё одно средство художественного выражения. Марк Шагал, Анри Матисс, Жоан Миро и Пабло Пикассо, - все они исследовали литографию вплотную, открывая новые техники сообразно своим языкам визуального общения. Цветовые плоскости Матисса составляли контраст более монохромному линейному и несколько грубому литографскому стилю Пикассо, в то время как Мауриц Корнелис Эшер представил на стенах галерей свой герметичный тщательно продуманный сюрреализм. Нельсон Мандела, человек, которого чаще всего ассоциируют с борьбой с апартеидом, важная политическая фигура и филантроп, также обладал творческой жилкой. Его оттиски и литографии в наше время высоко ценятся на рынке, несмотря на некоторую сложность в их распознавании.

Пабло Пикассо – Бык, 1945Пабло Пикассо – Бык, 1945

Нанолитография. Использование старой технологии в новом тысячелетии

В большинстве случаев тот факт, что конечный продукт принимается творческим миром в качестве новой техники или метода, является побочным результатом совершенствования технологии. Иногда происходит совершенно иначе: наука может взять за основу проверенную временем методику из мира искусства и развить её дальше для достижения далёкой от искусства цели. Наряду с некоторыми общепризнанными техниками, развиваются и новые перспективные технологии. Погружаясь в мир микро- и нано-частиц, исследование и применение новых микроскопических структур находится на подъеме как очень активно развивающаяся область исследований в науке и промышленности. Нанопечатная литография используется для изготовления структур нанометрового масштаба, в то время как то же самое можно создать при помощи интерференционной литографии, но без использования сложных оптических систем или фотомасок. Рентгенолитография используется для избирательного удаления частей тонкой пленки посредством перенесения геометрического рисунка с так называемой маски на светочувствительный химический фоторезист на подложке. Литография крайнего ультрафиолетового диапазона, магнитная литография, молекулярная самосборка, написание протонными пучками и литография измерительной головкой непрерывного контакта (также известная как нанолитографический метод погружного пера) также находятся на острие современных научных исследований. Многие из этих новых методов сейчас успешно используются в некоторых коммерческих, а также научно-исследовательских сферах.

Нанолитографический метод погружного пера (перьевая нанолитография) – Молекулярные чернила, распыляемые из наноразмерной головки на поверхность через водный менискНанолитографический метод погружного пера (перьевая нанолитография) – Молекулярные чернила, распыляемые из наноразмерной головки на поверхность через водный мениск

Литографская печать как предмет коллекционирования

Несмотря на появление всё новых революционных технологий, литография глубоко укоренилась как вид искусства. В эру массового производства, печати жикле сомнительного качества, решение проблем на скорую руку является нормой. Трудоёмкий способ литографской печати в таких условиях немедленно придаёт ценности произведению искусства. К тому же, следует учитывать уровень известности творца, качество работы, тип использованных чернил, редкость печати и т.д., - и тогда ценность в качестве объекта перепродажи на рынке оказывается значительно выше, чем ожидалось. Конечно, есть множество других способов создания репродукции оригинальной работы, но очень важно понимать, что представленные на рынке изделия литографии не обязательно имеют ограниченный тираж. Острый взор и принятие во внимание всех факторов могут увенчаться успехом. Авторизованная копия оригинальной работы редко стоит больше оригинальной работы и может стать хорошей отправной точкой для новичка, рассчитывающего собрать свою коллекцию. Последний и не менее важный момент, который необходимо учесть – это уровень вовлеченности художника в процесс. Так, для дифференциации уровней участия самобытного художника был учреждён британский стандарт BS 7876:1996. Категория «А» означает, что художник создал матрицу и напечатал работу, в то время как Категория «F» и последующие за ней указывают на представителя художника, которого уполномочили создать отпечаток существующего произведения искусства, без дополнительного участия художника. Учитывая всё это, литография, несомненно, является увлекательным и разноречивым явлением, как для деятеля изобразительного искусства, так и для коллекционера.

Жаклин Клайд

© md-eksperiment.org

Ключевые слова: что такое литография, история литографии, виды литографии, как сделать литографию, Йоханнес Гутенберг, этимология, Алоиз Зенефельдер, как закрепить литографию, монохромная литография, хромолитография, цветная литография, Гойя, Жерико, Делакруа, Одюбон,

md-eksperiment.org

Зорин В. Н. - художник, мастер офорта и литографии

Литография — способ печати, изобретенный более 200 лет тому назад.Оттиск получается переносом краски под давлением с печатной формы на бумагу. Печатной формой служит поверхность известнякового камня, на которую нанесено изображение жирной тушью или литографским карандашом. После химической обработки камня и нанесения специальной краски производится печатание.Литография широко применялась для воспроизведения картин, чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов. Вытесненная офсетной печатью в промышленном значении, литография остаётся уникальной графической техникой создания художественных произведений.В настоящее время литография является "вымирающей" техникой. Камни, на которых печатаются литографии, практически не добываются, а те, что остались в редких мастерских, по сути - антиквариат. Они истончаются, трескаются, со временем их становится все меньше и меньше. В процессе создания литографии должны учавствовать два человека: художник и печатник. И от их совместного творчества зависит качественный оттиск.Знаменитые мастера литографии: Ф.Гойя, Э.Делакруа, О.Домье, О.Кипренский, К.Брюллов, К.Беггров, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсарро, Ф.Ропс Э.Мунк, Т.Лотрек, И.Шишкин, И.Репин, В.Серов, К. Юон, Н.Гончарова, М.Ларионов, А.Матисс, П.Пикассо, О.Дикс, Д.Сикейрос, М.Добужинский, В. Ватагин, Г.Верейский, А.Остроумова-Лебедева, Б.Кустодиев, Е.Чарушин, Е.Кибрик и др.

На этом сайте Вы можете не только познакомиться с цветными автолитографиями известного художника-графика Владимира Зорина, а их уже более 30 работ, но и заказать любую. Тираж каждой работы 10-15 экземпляров. Автолитография напечатана в "несколько камней" (цветов). Все автолитографии были напечатаны в московской мастерской печатной графики "ЛИТО".

Галерея цветных автолитографий Владимира Зорина (выборочно):

В.Зорин. Московские старожилы

Московские старожилы. Литография В.Зорина,2014, 22 х 30

В.Зорин. Архангельский пер.

Архангельский пер. Литография В.Зорина,2014, 22 х 28

В.Зорин. Климентовский переулок. Литография, 2010, 30 х 35

Климентовский переулок.Литография В.Зорина, 2010, 30 х 35

В.Зорин. Усадьба Люблино. Литография, 2007, 16 х 20

Усадьба Люблино. Литография В.Зорина,2007, 16 х 20

В.Зорин. Аничков мост. Литография, 2009, 18 х 24

Аничков мост.Литография В.Зорина, 2009, 18 х 24

В.Зорин. Хохловский переулок. Литография,2009, 18 х 24

Хохловский переулок. Литография В.Зорина,2009, 18 х 24

В.Зорин. На Яузском бульваре. Литография, 2009, 18 х 24

На Яузском бульваре. Литография В.Зорина,2009, 18 х 24

В.Зорин. Петровка. Литография, 2008, 18 х 24

Петровка. Литография В.Зорина,2008, 18 х 24

В.Зорин. Пятницкая улица. Литография, 2008, 18 х 24

Пятницкая улица. Литография В.Зорина, 2008, 18 х 24

В.Зорин. Рождественка. Литография, 2009, 18 х 24

Рождественка. Литография В.Зорина,2009, 18 х 24

В.Зорин. Черниговский переулок. Литография, 2008, 18 х 24

Черниговский переулок. Литография В.Зорина, 2008, 18 х 24

В.Зорин. Спасо-Андронников монастырь. Литография, 2007, 16 х 20

Спасо-Андронников монастырь. Литография В.Зорина, 2007,16 х 20

В.Зорин. Фонтанка. Литография, 2007, 16 х 20

Фонтанка. Литография В.Зорина, 2007, 16 х 20

В.Зорин. Мойка, вечер. Литография, 2007, 17 х 20

Мойка, вечер. Литография В.Зорина, 2007, 17 х 20

В.Зорин. Швивая горка. Литография, 2009, 18 х 24

Швивая горка. Литография В.Зорина,2009, 18 х 24

В.Зорин. Зимняя канавка. Литография, 2007, 16 х 20

Зимняя канавка. Литография В.Зорина,2007, 16 х 20

В.Зорин. Крюков канал. Литография, 2007, 15 х 20

Крюков канал. Литография В.Зорина,2007, 15 х 20

В.Зорин. Коломенское. Литография, 2007, 12 х 20

Коломенское. Литография В.Зорина,2007, 12 х 20

 

www.vzorin.ru

Литография

Рисунки с натуры, сделанные на литографских камнях и отпечатанные под наблюдением автора. 1991 год. Художник Андрей Пахомов.

image1.png

Анакреонт.  Двенадцать стихотворений. 1994 год. Художник Андрей Пахомов.

image2.png

Тамара Буковская. Джакомерон. 1995 год. Художник Валерий Мишин.

image3.png

Повесть о споре жизни и смерти. 1995 год. Художник Сергей Чаркин.

image4.png

Филодем. Стихотворения. 1995 год. Художник Андрей Пахомов.

image5.png

Десять слов, или песнь о любви . 1995 год. Художник Андрей Пахомов.

image6.pngimage7.png

Техника литографии (от греческогоlithos – камень и grapho – пишу, рисую) изобретена в 1796 году в Мюнхене, немцем Иоганном Алоизом Зенефельдером. Это способ, относящийся к плоской печати, основан на отталкивании жиров от воды.

image8.png

В 1806 году Зенефельдер открыл в Мюнхене первую литографскую мастерскую, и издал в 1818 году руководство по литографии, не без помощи которого в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали подобные мастерские. В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой.

Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным литографским карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь.

image9.png

Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика.

image10.png

В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня её отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге.

image11.pngimage12.pngimage13.pngimage14.png

image15.png

image16.png

Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цинка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий процесс такой же, как и в классической литографии.

image17.pngimage18.pngimage19.pngimage20.pngimage21.png Литографическая печатная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря Конец 1900-х годов. Фотография. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.

image22.png

Литографии присущи большая свобода авторского исполнения. Она живописна, мягка и пластична, рыхлый штрих карандаша, заливки и растушёвки хорошо передают объём, тонкую игру полутеней и рефлексов.

image23.png

Литографский станок.

image24.jpgimage25.pngimage26.png

Среди первых литографов, кроме самого Зенефельдера, кстати, совсем не художника, а актера и автора музыкальных пьес, можно отметить знаменитых немецких художников Франца Крюгера и Адольфа фон Менцеля. Также к литографии обращались Франсиско Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа. Эту технику также использовали: А. Тулуз-Лотрек, П. Пикасо, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова и другие. Литография в середине XIX столетия стала острым политическим орудием. Именно в этом контексте представлен крупнейший мастер литографии - французский карикатурист Оноре Домье, искусство которого имело столь высокий резонанс, что даже в России во II половине XIX века работало несколько крупных литографов-карикатуристов: Александр Лебедев, Пётр Боклевский, Николай Степанов.

Станок для печати литографий производства Gutenberg-Haus (Австро-Венгрия).

image27.png

Ручной литографский рейберный станок Krause конструкции 1884 г.

image28.pngimage29.png

Наверх

www.rarebook-spb.ru

Литография - это... Что такое Литография?

Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

  • вид эстампа, основанный на технике плоской печати;
  • способ плоской печати;
  • произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.
  • в микроэлектронике технологию, которая применяется при изготовлении полупроводниковых приборов, интегральных микросхем, а также некоторых сверхпроводниковых наноструктур.
    • В общем случае: универсальный способ получения изображения элементом микросхемы на кристалле полупроводника; делится на три основных вида: оптическую, рентгеновскую и электронную.
      1. Оптическая литография или фотолитография.
      2. Рентгеновская литография (рентгенолитография), требующая более сложного технологического оборудования, за счёт длины лучей короче, чем световые, позволяет получить более высокую разрешающую способность.
      3. Электронная литография (электронно-лучевое экспонирование) выполняемый в специальных вакуумных установках легко автоматизируемый процесс позволяющий получить более 105 элементов на кристалле.
    • В частном случае: планарную технологию, заключающуюся в формировании в активночувствительном слое, нанесенном на поверхность подложек, рельефного рисунка и последующего переноса этого рисунка на подложки.

Возникновение литографии

Литография (от др.-греч. λίθος — камень и γράφω — пишу, рисую) была создана в 1796 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.

Печать изображения

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

Различные техники подготовки изображения и печати

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии — от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Автография (др.-греч. αὐτός — «сам» и γράφω — «пишу, рисую») — техника, в которой художник рисует не на самом камне, а на специальной переводной — автографской бумаге (корнпапире), с которой рисунок механически переносится на камень. Преимущества автографии: художник получает возможность рисовать обычным образом — не применяя зеркального изображения; литографии становятся доступными любые зарисовки с натуры. По полноте технических средств автография уступает автолитографии. [1][2][3][4][5].

Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX в

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, П. Ф. Соколов, Е. И. Гейтман, К. П. Беггров, А.А.Васильевский, О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, Е.И.Эстеррейх, С. Ф. Галактионов, П. Ф. Борель, В. И. Погонкин, П. И. Разумихин, А.М.Калашников, Л.А.Белоусов, И. С. Щедровский, А.А.Тон

Художники, использовавшие технику литографии

Примечания

См. также

Источники

dic.academic.ru

Литография — WiKi

Принцип цветной литографии. Цветовая палитра получается за счёт смешивания восьми различных цветов

Литогра́фия (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую») — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

Возникновение литографии

Печать изображения

На отшлифованную пластину камня, обычно плотного и однородного известняка с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение.

После нанесения рисунка поверхность камня слегка протравливается кислотным составом. Протравленные участки легко смачиваются водой, но отталкивают литографскую краску, а на места, где был нанесен жировой рисунок, легко прилипает краска, но они не смачиваются водой.

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

В настоящее время литографский камень практически повсеместно заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки.

Различные техники подготовки изображения и печати

  Университетская набережная, XIX век, литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой.

Если художник самостоятельно наносит рисунок на литографский камень, сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». В противном случае художник, как правило, выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер-печатник.

Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Автография (др.-греч. αὐτός — «сам» и γράφω — «пишу, рисую») — техника, в которой художник рисует не на самом камне, а на специальной переводной — автографской бумаге (корнпапире), с которой рисунок механически переносится на камень. Преимущества автографии: художник получает возможность рисовать обычным образом — не применяя зеркального изображения; литографии становятся доступными любые зарисовки с натуры. По полноте технических средств автография уступает автолитографии. [4][5][6][7][8].

Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX — XX веков

Литография № 83. Издательство товарищества И. Д. Сытина. 1917 г.  Литография № 83. Издательство товарищества И.Д. Сытина. 1917 г. [9]   «Планъ города Одессы» в 1919 году. В правом нижнем углу надпись: «Литографiя В. Тиль и К°. Одесса» [10][11].

Большой вклад в развитие литографического дела в России внёс И. Д. Сытин. Именно с первой литографической машины, купленной Сытиным И. Д. в 1876 году на заёмные средства, началась его издательская и просветительская деятельность. Даже когда типография товарищества Сытина И. Д. заняла первое место в России по объёму печати книжной продукции, печать литографиий по прежнему оставалась любимым детищем Сытина И. Д.  По совету академика М. П. Боткина, рядом с художественным отделом которого  выставлялся на Всероссийской промышленной выставке 1882 года, Сытин привлекал для своих литографий самых прославленных, самых талантливых художников.

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, П. Ф. Соколов, Е. И. Гейтман, К. П. Беггров, А. А. Васильевский, О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, Е. И. Эстеррейх, С. Ф. Галактионов, П. Ф. Борель, В. И. Погонкин, П. И. Разумихин, А. М. Калашников, Л. А. Белоусов, И. С. Щедровский, А. А. Тон.

Иконная литография XIX века

В 1830—1840-х годах в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни (личные вещи преподобного Сергия, кресты мощевики и в редких случаях наиболее известные чудотворные иконы). Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа.

В селе Мстёра (Владимирской губернии) в 1858 году появляется первая провинциальная литографская мастерская под руководством И. А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 1880-х годов и, не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.

Традиционная русская потребность в большом количестве икон нашла отражение к концу XIX века в печатной индустрии. С 1870 года на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Эта продукция выпускалась в это время на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе. Успех печатной продукции и дальнейшая коммерциализация производства, привели к появлению в 1890—1894 годах специальных фабрик, на которых стали выпускать иконы на жести. Монополия подобных икон принадлежала фабрике Жако и Бонакера в Москве. Подобная продукция по внешним качествам, до зрительного обмана, напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском «самоварного золота» и имитацией драгоценных камней. Для создания новых иконописных образцов, на фабрику приглашают мастеров-иконописцев из Палеха и Мстеры. Следуя вкусам времени, налаживается производство «подстаренных» икон. К 1901 году жестяными дешёвыми иконами был наполнен иконный рынок страны. Этому способствовало и угасание иконного промысла. Так, Н. П. Кондраков, посещая Киев, обратил внимание, что иконописание, дойдя «до грубой мазни», практически не пользовалось спросом.

Неравная борьба с машинными иконами окончательно разоряла иконописные центры, заставляя писать все больше дешёвых «подфолежных» и «расхожих» икон. Ради удержания спроса на писаные иконы, появились даже иконы, писанные «под Жако».

Законы рынка постепенно поставили изготовителей печатных икон в жёсткие условия выживания. Рынок фактически заставлял производителей печатной продукции все меньше внимания уделять качеству печатных икон и увеличивать их тиражи. В начале XX века появляются печатные иконы «подокладницы», где кроме ликов и рук святых оставлялись чистые листы бумаги. Были случаи и кощунственного отношения к печатным иконам. Так на одной из литографий, с изображениями святителей, в руках у них были изображены свитки, на которых была размещена реклама печатной продукции.

С возвратом в русское искусство национальных традиций в конце XIX — начале XX веков, в широких слоях интеллигенции проявляется интерес к древней русской иконе. В 1901 году по высочайшему указу императора Николая II был основан «Комитет попечительства о русской иконописи» под руководством графа С. Д. Шереметьева, который ставил перед собой следующие задачи: «Изыскать меры по обеспечению благосостояния и дальнейшего развития русской иконописи; сохранить в ней плодотворное влияние художественных образов русской старины и византийской древности; содействовать достижению художественного совершенства и установить «деятельные связи» народной живописи с религиозной живописью в России вообще и в церковной живописи в частности». Для достижения этой цели была разработана обширная программа, задачей которой было не только возрождение народного иконописного дела, но и возрождение истинно народного духа, укрепление благочестия и духа нации. Комитет, прежде всего, поставил три главные задачи: 1) запрещение печатных икон; 2) изготовление иконных подлинников; 3) открытие учебных иконописных мастерских.

В начале XX века индустрия печатных икон приобрела неуправляемый характер. Указом Священного Синода от 2 февраля 1902 года запрещалось печатать иконы при церквях и монастырях. Указом Синода от 1 января 1903 года запрещалось производство икон на жести. Была усилена церковная цензура за качеством выпускаемых печатных икон, что не имело значительных положительных результатов. В 1906 году Священным Синодом назначена Комиссия во главе с архиепископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом, которая в течение трёх лет собирала информацию о печатных иконах. В мае 1909 года Комиссия была вынуждена констатировать, что иконы Жако и Бонакера продолжают успешно наполнять рынок, а все попытки влиять на епархиальные власти не увенчались положительным результатом. [12].

Художники, использовавшие технику литографии

  Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя

См. также

Источники

  1. ↑ «В 1894 в С. губ. было 12 типо- и литографий». И. Красноперов. Самарская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 10.
  3. ↑ Foto&video, 2010, с. 87.
  4. ↑ Томкович Е. А. Домашняя литография. Руководство по автографии и перепечатыванию для канцелярий. — СПб.,1893
  5. ↑ Константинова С. С. Техника изобразительного искусства: конспект лекций. — Ростов/Дон, 2004
  6. ↑ Альбион Галерея — Основные техники печатной графики
  7. ↑ Справочник полиграфиста — A
  8. ↑ Техника и виды гравюры
  9. ↑ Литография Т-ва И. Д. Сытина, Москва 1917 г. | Частная коллекция (рус.), Частная коллекция (12 декабря 2016). Проверено 21 января 2017.
  10. ↑ Немцы Украины, Крыма и Бессарабии. RusDeutsch, Информационный центр российских немцев. — «…можно отметить такие интересные производства как … Хромолитографию «В. Тиль и компания».». Проверено 11 марта 2015. Архивировано 10 марта 2015 года.
  11. ↑ Плесская-Зебольд, Э. Г. Одесские немцы: 1803—1920. ТЭС (1999). — «В 1857 мекленбург-шверинский подданный В. Тиль (Thiel) открыл в О. первую на Юге России литографию.». Проверено 11 марта 2015. Архивировано 10 марта 2015 года.
  12. ↑ [1], "ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Литература

  • Александр Галкин Солнечный рисунок (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2010. — № 12. — С. 86—89.
  • Коростин А. Ф. Русская литография XIX века. — Л.: Искусство, 1953.
  • Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии. — 2-е изд.. — М.: «ЛитРес», 2014. — ISBN 978-5-903788-63-7.
  • Т-во скоропечатни А. А. Левенсон: Ист. очерк и описание мастерских 1881—1903. — М., 1903.
  • Дж.Родс. Генри. Литографское искусство. — Л.: Техника и производство, 1928.
  • П.И. Суворов. Искусство литографии. — М.: Искусство, 1952.
  • Власова О., Золотинкина И., Климова Е., Метёлкина А., Павлова Г., Царёва Е. Два века русской литографии. — Государственный Русский музей, Palace Editions, 2007. — 160 с. — (Государственный Русский музей. Альманах, № 171). — ISBN 978-5-93332-250-4.

ru-wiki.org


Смотрите также