Портрет Ломоносова Михаила Васильевича: описание. Картины ломоносова


картины, мозаики, памятники, литературные произведения, фильмы о Ломоносове.

Михаил Ломоносов придумал выражение «огнедышащие горы», был соавтором Екатерины Великой, переводил Гомера и изображал мозаикой Петра I. Поговорим о его месте в русской культуре.

ЧЕМ ВЕЛИК ЛОМОНОСОВ?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 2

Леонид Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова. Копия с работы Георга Каспара фон Преннера. 1787. МАЭ РАН

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 2

Николай Кисляков. Портрет М.В. Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 2

Неизвестный художник. Портрет М.В. Ломоносова. Год неизвестен

Оставим физикам вспоминать закон Ломоносова — Лавуазье, а химикам — процесс получения медного купороса. А что сделал этот универсальный гений, наш Леонардо да Винчи, для русской культуры? Из гуманитарных наук Ломоносов интересовался литературой, историей, риторикой, историей, изобразительным искусством… Список выходит длинный. И не просто интересовался, а оставил в них глубокий след.

Во второй половине XVIII века, когда Ломоносов сочинял, русский литературный язык только начинал формироваться, и он стал одним из его творцов. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Именно Ломоносов (вместе с Тредиаковским) окончательно помог нашей поэзии превратиться из «Ой ты гой еси, добрый молодец» в «Науки юношей питают, / Отраду старым подают» — то есть, если по-научному, осуществил силлабо-тоническую реформу, окончательно порвав с тонической системой стихосложения. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии).

Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии, идиллии и героические поэмы. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация.

В общем, чем только этот неугомонный человек не занимался — еще и Московский университет основать успел! Но в 54 года умер от воспаления легких (его враг Сумароков прошипел по этому поводу: «Угомонился дурак и не будет более шуметь!») — а то сотворил бы еще многое и многое.

ЧТО ЧИТАТЬ У ЛОМОНОСОВА?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 3

Алексей Кившенко. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 3

Петр Борель. Посещение М.В. Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в.

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 3

Иван Федоров. Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. 1884

Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным. Да чего уж там — уже в начале XIX века Ломоносов считался устарелым. Пушкин писал про него: «Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты».

Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «…может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).

Из любопытства можно посмотреть на другие переводы Ломоносова — например, фрагменты из «Илиады» Гомера. Нам, привыкшим к Гнедичу или Вересаеву, его высокопарный устарелый слог позволяет взглянуть на текст под новым углом: «Пустила по земли заря червленну ризу». Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского — Фенелона и Руссо, с немецкого — менее известных авторов.

Ах, жалко! без тебя лилеи почернели,И ясные струи, и вина мне противны:Но если придешь ты, лилеи побелеют,И ясные струи, и вина будут сладки.

Приятны его стихи «Я долго размышлял и долго был в сомненье», которые он вставил в свой научный труд «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Поэтическим слогом Ломоносов пишет там о ходе планет и фазах луны. Можно найти у него и другие жемчужины, главное — не забывать побыстрее пролистывать весь тот официоз, за который польщенные монархи и сановники жаловали его деньгами и должностями — да, и в XVIII веке бывала «джинса».

ЧТО СЛУШАТЬ У ЛОМОНОСОВА?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 4

Николай Томский, Лев Руднев. Памятник М.В. Ломоносову. 1953. Воробьевы горы, Москва

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 4

Иван Мартос. Памятник М.В. Ломоносову. 1829. Архангельск

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 4

Борис Петров, Эдуард Тяхт и др. Памятник М.В. Ломоносову. 1986. Санкт-Петербург

Некоторые его стихи — и светские, и духовные песнопения — уже в XVIII веке были положены на музыку, причем ноты этих сочинений сохранились до наших дней. Это канты «Какой приятной Зефир веет», «Лице свое скрывает день», «Хвала всевышнему владыке» и так далее. Есть даже музыка к переводу легкомысленного Анакреонта. Его новая ритмическая организация текста силлабо-тоникой вдохновила композиторов на поиски непривычных для прежней русской музыки мелодических построений и повлияла на развитие русской музыки.

Сочинитель музыки к этим старинным кантам неизвестен. Вряд ли композитором был сам Ломоносов — об этом кто-нибудь из современников бы упомянул.

Зато известно, что много писал на стихи Ломоносова итальянец Джузеппе Сарти, который более 20 лет прожил при дворе Екатерины II и Павла I. Например, музыку для его стихов в историческом представлении «Начальное управление Олега» (либретто — самой императрицы Екатерины II), хоры на тексты «Альцесты» Еврипида в переводе Ломоносова, а также «На взятие Очакова».

Эти произведения входят в репертуар хранителей старинной музыки, например Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

ЧТО СМОТРЕТЬ У ЛОМОНОСОВА?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 1

М.В. Ломоносов. Спас Нерукотворный. Мозаика. 1753. ГИМ

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 1

М.В. Ломоносов. Портрет Петра I. Мозаика. 1754. ГЭ

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 1

Мастерская М.В. Ломоносова. Бог Отец (Саваоф). 1756-1757. ГИМ

Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Мозаики его мастерской сохранились, и хотя они созданы по оригиналам других живописцев, в них заметна и авторская индивидуальность, связанная, впрочем, и с необычным материалом. Любопытно сравнить нелепые и косые произведения начального этапа со зрелыми работами — прогресс колоссален, а ведь их разделяет всего три-четыре года.

А вот Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова имеет к нему очень мало отношения. Фабрика расцвела силами его однокашника Дмитрия Виноградова, который сумел открыть секрет этой керамики. Ломоносов же возглавил фабрику после его смерти, но провел на этой должности меньше года.

ЧТО СМОТРЕТЬ ПРО ЛОМОНОСОВА?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 5

Борис Ливанов в роли Михаила Ломоносова в фильме «Михайло Ломоносов» (1955)

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 5

Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1955)

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 5

Виктор Степанов в роли Михаила Ломоносова в многосерийном фильме «Михайло Ломоносов» (1984-1986)

В 1955 году вышел бодрый и красочный, как это было положено в сталинскую эру, фильм «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Иванова, заглавную роль в котором сыграл Борис Ливанов. В 1980 году Ярополк Лапшин снял биографическую ленту «Дым Отечества», где Ломоносова сыграл Михаил Зимин.

Очень подробен и масштабен сериал 1984 года «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Прошкина. Ломоносова в молодости там играет Игорь Волков, а в зрелые годы — Виктор Степанов. Кстати, Домогаров там исполнил роль поэта Сумарокова, а Олег Меньшиков — отца русского фарфора Дмитрия Виноградова.

www.culture.ru

История мозаики в России. Мозаики Ломоносова

Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие. Технологии производства смальты – непрозрачного цветного стекла, известные итальянским мастерам, держались ими в секрете. Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии.

Мозаика Ломоносова. Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.

Первые работы Ломоносова

Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине. Ломоносов решает сам заняться производством смальты.

Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории; к 1746 г. получает положительное решение Сената об ее строительстве и уже к 1750 г. были получены первые российские смальты.

К 1752 г., проведя почти 3 тысячи опытов по созданию смальт разных оттенков, Ломоносов был готов к созданию мозаичных панно и получает от Академии наук двух помощников – Матвея Васильева и Ефима Мельникова; в 1753 г. – разрешение на строительство «фабрики делания цветных стекол», которая открывается в деревне Усть-Рудица близ Петербурга на берегу Мойки.

К 1752 г. относится первая, набранная Ломоносовым собственноручно из полученных им смальт работа – икона Богородицы, подаренная императрице Елизавете по случаю ее именин. Известно то, что образ был составлен с «оригинала славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи».

Мозаика Ломоносова. Петр I. Мозаика ломоносовской мастерскойПетр I. Мозаика ломоносовской мастерской. 1752–1753.

Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.

Портреты Петра Первого

«Западники» 19 в. назовут Петра I «первым проявлением личности в русской истории», как в 20 в. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории.

Сам Ломоносов был таким в еще большей степени: его явление было ответом петровским начинаниям, поэтому не удивительно то, что мозаичное дело Ломоносова было посвящено главным образом утверждению и увековечению национального дела Петра.

Уже в 1752–53 гг. под его руководством М. Васильевым и Е. Мельниковым был набран овальный портрет Петра I. К 1754 г. относится парадный погрудный портрет Петра, выполненный Ломоносовым собственноручно по эскизу Таннауэра, подаренный императрице Елизавете.

Мастерской Ломоносова принадлежит ряд мозаичных портретов его современников: Елизаветы Петровны (1758–60), П. И. Шувалова (1758), Екатерины II (1763). Образцами для мозаик часто служили живописные работы еще молодого тогда Ф. С. Рокотова.

Мозаика Ломоносова. Петр I. Мозаика собственноручного набора ЛомоносоваПетр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Фрагмент. 1754.

Мозаичные панно в Петропавловском соборе

Мозаика – несомненно, самый лучший материал для создания парадного портрета: ее яркость, декоративность не сравнимы ни с чем, ее свежесть вечна.

Осуществлением мечты Ломоносова – увековечения памяти Петра I в мозаике – должно было послужить воплощение проекта его надгробного памятника и серии мозаичных панно для усыпальницы императора в Петропавловском соборе. Подобную идею Ломоносов высказывает еще в 1757 г., однако, только в 1761 г. он получает финансирование.

Проект Ломоносова предполагал украшение стен собора двенадцатью мозаичными панно и мозаичный декор колонн. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора; в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени – «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр.

Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762 г. с картины «Полтавская баталия».

Мозаика Ломоносова. Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.

Нельзя однозначно назвать автора эскиза для панно: чаще всего называют К. Л. Христинека; так или иначе, уже у современников Ломоносова эскиз вызывал многочисленные нарекания за свои нестыковки, ему советовали «ради его чести не начинать мозаичную работу по этой жалкой картине».

Однако, работа состоялась и была закончена к январю 1765 г. В ней принимали участие семь помощников Ломоносова. Площадь мозаичного панно составила почти 30 м2 (4,81 х 6,44м), были использованы смальты пяти размеров общим количеством около 1300000 шт.

Судьба «Полтавской баталии»

«Полтавская баталия» стала последней работой, созданной при участии Ломоносова – 4 апреля 1765 г. он умирает.

Скоро были забыты открытые им законы химии и физики, работы в области геологии. Была разорена и закрыта Усть-Рудицкая стекольная фабрика. Его ученики пытаются продолжить мозаичное дело: еще в 1769 г. они создают ряд станковых картин, интерьерных и прикладных работ, однако впоследствии мастерская, лишенная таланта ее создателя, прекращает свою деятельность.

Мозаика Ломоносова. Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерскойПолтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской. Фрагмент. 1765.

«Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств; в сер. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, потому что она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии»; в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук.

материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru

 

Смотрите также:

 

Другие статьи по истории мозаики:

 

www.artmonument.ru

.. |

. (3681) (2879) (3513) (98) (1283) (150)

 

(7704) (1202) (1076) (1034) (758) (378) (361) (294) - (132) (121) (110) (37)

 

0,6x25 (1) 1,2x7,8 (1) 1,4x75 (3) 1,5x20 (4) 1,5x27 (1) 1,5x30,5 (4) 1,5x59 (4) 1,5x59,2 (6) 1,5x60 (2) 1,5x75,6 (1) 1,7x90 (3) 1x1 (26) 1x5 (4) 1x10 (9) 1x12,5 (4) 1x15 (1) 1x25 (6) 1x30,5 (14) 1x76 (1) 2,2x40 (3) 2,48 (11) 2,5x15 (1) 2,5x20 (1) 2,5x25 (4) 2,5x30,5 (1) 2,5x40 (1) 2,5x45 (4) 2,5x60 (1) 2,7x32 (1) 2,819,8 (2) 2,98 (7) 2,98 (4) 2x3 (1) 2x5x30 (2) 2x15 (7) 2x20 (9) 2x24x69 (1) 2x25x40 (2) 2x30 (2) 2x30,5 (8) 2x30x90 (3) 2x33 (1) 2x56 (4) 2x59,2 (1) 2x60 (1) 2x72,5 (1) 2x90 (2) 220 (1) 3,2x25 (1) 3,2x33 (1) 3,5x20 (3) 3,5x24 (2) 3,5x25 (2) 3,5x29,75 (1) 3,5x33 (4) 3,5x40 (1) 3,525 (3) 3,530 (3) 3,535 (1) 3,6x72,5 (5) 3x5 (4) 3x8 (1) 3x15 (1) 3x20 (4) 3x20x50 (1) 3x25 (3) 3x25,1 (2) 3x26 (2) 3x29,75 (1) 3x30x60 (3) 3x31,6 (5) 3x31,6x90 (4) 3x31.6 (1) 3x33 (3) 3x45 (1) 3x55 (3) 3x59,2 (1) 3x60 (1) 3x90 (1) 39,9 (1) 315 (15) 340 (3) 350 (1) 4,3x59,2 (2) 4,3x70 (1) 4,5x30 (4) 4,5x31 (1) 4,5x40 (2) 4,5x60 (3) 4,5x60,5 (2) 4,539,8 (1) 4,6x50 (2) 4,64,6 (2) 4,650 (3) 4,820 (2) 4,830 (4) 4,9x4,9 (5) 4,94,9 (24) 4,920,1 (2) 4,930 (2) 4,950,2 (2) 4x15 (2) 4x20 (5) 4x23 (1) 4x25,1 (2) 4x29,75 (1) 4x30 (1) 4x31,6 (2) 4x40 (2) 4x50x50 (1) 4x65 (1) 5,3x40 (1) 5,4x60,5 (2) 5,420 (1) 5,425 (1) 5,435 (2) 5,450 (1) 5,5x20 (1) 5,5x30,5 (7) 5,5x40 (2) 5,5x45 (1) 5,5x59,8 (1) 5,525 (1) 5,6x60 (1) 5,720 (8) 5,730 (8) 5,8x90 (2) 5,860 (2) 5x2,5 (3) 5x5 (4) 5x15 (2) 5x20 (11) 5x23,5 (1) 5x25 (6) 5x25,1 (2) 5x29,75 (1) 5x30 (4) 5x30,5 (10) 5x33 (2) 5x40 (1) 5x50,5 (5) 5x59,2 (4) 5x75 (1) 55 (30) 510 (1) 515 (1) 520 (5) 531,5 (5) 540 (2) 550 (13) 560 (4) 5500 (1) 6,320 (1) 6,350 (1) 6,5x20 (1) 6,5x60 (2) 6,523 (1) 6,525 (3) 6,750 (8) 6x25 (1) 6x30 (1) 6x31,6 (1) 6x33 (1) 6x39,8 (1) 6x40 (2) 6x60 (1) 6x65 (3) 6x75 (1) 625 (1) 630 (3) 640 (3) 660 (1) 7,2x7,2 (4) 7,2x45 (1) 7,27,2 (9) 7,230 (1) 7,240,2 (1) 7,260 (6) 7,3 7,3 (1) 7,3 59 (1) 7,37,3 (4) 7,332 (2) 7,359 (4) 7,4x15 (6) 7,4x90 (3) 7,415 (33) 7,5x7,5 (3) 7,5x15 (1) 7,5x30,5 (2) 7,57,5 (18) 7,533 (2) 7,535 (1) 7,545 (1) 7,6x40 (10) 7,6x60 (23) 7,620 (3) 7,660 (11) 7,77,7 (11) 7,725 (1) 7,740 (1) 7,740,2 (1) 7,8x30,5 (2) 7x7 (6) 7x10 (1) 7x20 (2) 7x25 (1) 7x29,5 (1) 7x30 (3) 7x31,6 (1) 7x33 (2) 7x59 (5) 7x75 (5) 77 (77) 720 (8) 740 (18) 750 (2) 760 (2) 8,223 (1) 8,3x60 (1) 8,5*28,5 (23) 8,5x3 (22) 8,5x8,5 (3) 8,5x30 (1) 8,512,5 (1) 8,528,5 (37) 8,6x26,2 (3) 8,8x29,75 (1) 8.5x31.6 (1) 8x8 (6) 8x20 (5) 8x23 (1) 8x25 (3) 8x25,1 (1) 8x29,75 (1) 8x30 (1) 8x45 (4) 8x59 (3) 82,4 (1) 82,9 (1) 88 (3) 825 (5) 839,6 (6) 839,8 (6) 8300 (12) 9,5x9,5 (35) 9,5x25 (1) 9,5x26 (2) 9,5x30 (2) 9,5x60 (1) 9,59,5 (21) 9,523 (2) 9,530 (3) 9,6x9,6 (1) 9,69,6 (2) 9,630 (10) 9,650,2 (1) 9,7x9,7 (2) 9,79,7 (4) 9,89,8 (1) 9,9x3 (4) 9,9x9,9 (78) 9,9x40,2 (4) 9,91,5 (7) 9,93 (3) 9,95 (2) 9,99,9 (57) 9,920 (17) 9,940,2 (9) 9.5x25 (1) 9x9 (3) 9x20x20 (3) 9x25 (2) 9x31,6 (2) 9x33 (4) 9x39,8 (1) 939,8 (1) 960 (1) 10,760 (6) 10,7119,5 (13) 10x10 (39) 10x20 (11) 10x25 (3) 10x25,1 (4) 10x26 (2) 10x29,75 (1) 10x30 (12) 10x30,5 (2) 10x31 (3) 10x31,6 (3) 10x33 (3) 10x40 (2) 10x40,8 (1) 10x45 (4) 10x59,2 (1) 1010 (20) 1020 (17) 11x11 (1) 11x24 (1) 11x25 (1) 11x30 (1) 1111 (2) 1130 (2) 1145 (3) 12,5x12,5 (2) 12,5x29,75 (1) 12,5x30 (2) 12,5x45 (3) 12x12 (3) 12x20 (3) 12x25,1 (3) 12x30 (1) 12x31,6 (1) 13,5x25 (1) 13,713,7 (3) 13,8x29,75 (1) 13x30 (1) 1313 (8) 1380 (6) 14,3x90 (13) 14,5x14,5 (4) 14,514,5 (1) 14,550,2 (1) 14,714,7 (12) 14,734,5 (5) 14,8x14,8 (7) 14,8x59,8 (1) 14x14 (3) 14x20 (1) 14x30,5 (1) 14x45 (1) 1414 (1) 1445 (3) 15x2 (1) 15x4,9 (1) 15x15 (119) 15x20 (5) 15x25 (2) 15x25,1 (1) 15x29,75 (1) 15x30 (10) 15x33 (3) 15x40 (44) 15x45 (6) 15x60 (62) 15x80 (4) 15x90 (7) 15x119,5 (6) 15x120 (6) 153 (7) 157,2 (3) 1515 (54) 1525 (2) 1530 (11) 1540 (92) 1545 (7) 1550 (15) 1560 (51) 16,5x16,5 (1) 16,5x100 (1) 16,550 (4) 16,7x16,7 (1) 16,7x33,3 (1) 16x16 (3) 16x31,6 (1) 16x33 (1) 1612 (1) 17,5x30,5 (5) 17x20 (1) 1718,5 (1) 1741,5 (1) 18,5x55,5 (3) 18,5120 (3) 18x25,1 (1) 18x31,6 (2) 19,4x120 (14) 19,4120 (4) 19,5x59 (32) 19,619,6 (4) 19,8x6 (2) 19,8x39,8 (22) 19,86 (1) 19,819,8 (1) 19,839,8 (10) 19,840 (6) 19,9x60,3 (8) 19,960,3 (23) 20,1x20,1 (5) 20,1x40,5 (12) 20,1x50,5 (28) 20,13,5 (1) 20,16,2 (1) 20,115 (1) 20,120,1 (20) 20,150,2 (26) 20,150.5 (3) 20,7x20,7 (2) 20.1x50.5 (4) 20.16.2 (3) 20.115 (1) 20x0,6 (8) 20x1,3 (5) 20x2 (1) 20x3 (2) 20x3,0 (1) 20x3,1 (1) 20x3,6 (2) 20x4,5 (1) 20x4,9 (2) 20x5 (5) 20x5,7 (6) 20x6 (9) 20x6,3 (5) 20x20 (156) 20x20x12 (1) 20x25 (1) 20x25,1 (4) 20x30 (34) 20x30,5 (9) 20x31 (2) 20x31,6 (2) 20x32 (1) 20x33 (2) 20x33,3 (7) 20x40 (74) 20x50 (55) 20x59,2 (31) 20x60 (77) 20x80 (14) 20x90,5 (3) 20x119,5 (6) 20x120 (17) 200,6 (145) 201,4 (64) 201,5 (161) 201,510 (12) 201,35 (8) 202 (5) 203,1 (2) 203,3 (6) 203,6 (5) 204,5 (1) 204,7 (1) 205 (5) 205,5 (7) 205,7 (9) 206,2 (4) 206,3 (12) 207 (2) 208 (1) 209,7 (2) 209,9 (4) 2010 (2) 2020 (118) 2023,1 (28) 2030 (140) 2050 (75) 2060 (61) 2080 (9) 20119,5 (17) 20120 (4) 20600 (2) 21,6x25 (4) 21x37 (5) 22,5x90 (26) 22,560 (15) 22,590 (14) 22,7x30 (1) 22x45 (5) 22x90 (16) 23,5x45 (4) 23.5x45 (3) 23x40 (2) 237,5 (4) 238,2 (2) 239,5 (2) 2317,4 (1) 2335 (6) 2340 (16) 2350 (10) 24,92,5 (1) 24,97 (2) 24,950 (3) 24.950 (91) 24x24 (10) 24x55 (12) 24x59 (23) 24x69 (4) 2424 (4) 25,1x50,5 (12) 25,1x75,6 (25) 25,5x30 (1) 25x2 (2) 25x2,8 (2) 25x4 (2) 25x5,4 (4) 25x5,5 (1) 25x6 (1) 25x7,5 (3) 25x7,7 (1) 25x8 (4) 25x10 (10) 25x13 (2) 25x15 (2) 25x24 (3) 25x25 (4) 25x33 (15) 25x35 (39) 25x40 (27) 25x44 (5) 25x45 (27) 25x50 (6) 25x60 (4) 25x70 (10) 25x75 (90) 25x120 (1) 252 (42) 253 (1) 254 (1) 254,2 (8) 254,5 (1) 255,4 (8) 255,5 (3) 255.5 (1) 256 (2) 257,5 (2) 257,7 (5) 258 (10) 258,5 (7) 259 (1) 2510 (2) 2515 (2) 2529 (5) 2533 (5) 2535 (37) 2540 (66) 2545 (20) 2550 (13) 2550,2 (6) 2575 (48) 26x60,5 (8) 26x76 (4) 27,540 (3) 27,8 3,5 (1) 27,8 5 (6) 27,8 6,2 (1) 27,8 8 (3) 27,8 9 (2) 27,8 13 (1) 27,8 40,5 (12) 27,89 (2) 27,840,5 (7) 286 (6) 2840 (23) 2878 (4) 29,229,2 (4) 29,460 (17) 29,5x29,5 (7) 29,5x59 (3) 29,7x29,7 (3) 29,8x29,8 (14) 29,8x59,8 (1) 29,829,8 (23) 29,75x89,4 (2) 29,75x89,46 (7) 29.5x29.5 (1) 29.559,5 (2) 30 30 (4) 30,130,1 (15) 30,2x7,2 (1) 30,2x30,2 (10) 30,27,2 (2) 30,27,3 (6) 30,214,7 (10) 30,230,2 (52) 30,5x30,5 (112) 30,5x56 (28) 30,5x60,5 (8) 30,5x72,5 (14) 30,5x91,5 (69) 30,530,5 (12) 30,7x30,7 (7) 30x2,5 (5) 30x3,1 (1) 30x4,7 (1) 30x5 (3) 30x5,7 (6) 30x6,2 (2) 30x7,2 (6) 30x8,5 (11) 30x10 (1) 30x14,5 (2) 30x15 (4) 30x30 (389) 30x40 (8) 30x51 (5) 30x60 (380) 30x60,3 (4) 30x89,5 (13) 30x90 (81) 30x119,5 (9) 30x120 (22) 302,5 (10) 303 (1) 303,4 (2) 303,5 (1) 304,7 (1) 304,8 (1) 304,9 (1) 305 (3) 305,7 (5) 306,2 (2) 307,2 (11) 309,7 (1) 3012 (3) 3014,5 (3) 3015 (7) 3020 (20) 3020,10 (2) 3030 (229) 3040 (1) 3060 (216) 3060,3 (2) 3080 (3) 3089,5 (12) 3090 (2) 30119,5 (8) 30120 (3) 30179 (4) 31,5x100 (4) 31,530 (7) 31,557 (10) 31,6x31,6 (14) 31,6x45 (3) 31,6x59,2 (23) 31,6x75,6 (3) 31,6x90 (45) 31,6x95,3 (2) 31,631,6 (32) 31.5x4.7 (1) 31.5x20.6 (1) 31.54.7 (1) 31.56.2 (2) 31.59 (1) 31.520.6 (3) 31.6x31.6 (1) 31.6x45 (2) 31x60 (6) 31x75 (7) 32,5x32,5 (9) 32,5x65 (19) 32,532,5 (5) 32,7x32,7 (2) 32,7x58,6 (2) 32,732,7 (35) 32x32 (3) 32x75 (3) 32x96,2 (13) 3230 (6) 33*33 (1) 33,3 33,3 (12) 33,3x33,3 (34) 33,3x47 (2) 33,3x100 (40) 33,333,3 (7) 33,3 33,3 (2) 33,833,8 (1) 33,x100 (3) 33.3 x 33.3 (5) 33.3x33.3 (6) 33x8 (6) 33x33 (82) 33x47 (10) 33x60 (11) 3333 (59) 3360 (6) 33119,5 (12) 34,5x14,7 (1) 34,514,7 (5) 34x34 (13) 35x5,4 (5) 35x11 (2) 35x23 (2) 3523 (6) 3535 (4) 36,440 (5) 38,5x38,5 (10) 39,8x2 (6) 39,8x4,5 (2) 39,8x39,8 (1) 40,2x40,2 (13) 40,27,7 (5) 40,213 (2) 40,219,6 (4) 40,240,2 (71) 40,250.5 (1) 40,2101 (1) 40,5 3,5 (1) 40,5 5 (3) 40,5 6,2 (4) 40,5 6,2 (1) 40,5 8 (3) 40,5 9 (2) 40,5 20,1 (22) 40,5 27,8 (20) 40,5x5 (2) 40,5x6,2 (4) 40,5x8 (1) 40,5x20,1 (9) 40,5x40,5 (2) 40,53,5 (1) 40,56,2 (2) 40,520,1 (15) 40,8x40,8 (2) 40x1,5 (2) 40x2 (9) 40x3 (9) 40x3,5 (2) 40x4 (2) 40x4,5 (2) 40x5 (1) 40x6 (4) 40x7,2 (3) 40x7,5 (4) 40x7,7 (1) 40x11,5 (2) 40x20 (8) 40x25 (14) 40x40 (133) 40x50 (1) 40x60 (1) 40x80 (70) 403 (11) 404,5 (2) 406 (5) 406,0 (5) 407,2 (6) 407,5 (2) 407,7 (3) 4011 (4) 4015 (9) 4020 (7) 4025 (6) 4040 (120) 4060 (3) 4080 (22) 40300 (3) 41,841,8 (28) 41x41 (7) 42,6x42,6 (3) 42,742,7 (4) 42x8 (5) 42x9,6 (3) 42x9,7 (2) 42x20,7 (2) 42x34 (3) 42x42 (15) 425 (3) 428 (7) 429,6 (2) 4230 (3) 4242 (37) 43,5x43,5 (8) 43,5x65,9 (2) 43x43 (2) 4313,7 (3) 4313.7 (2) 4343 (44) 43600 (1) 44*88 (2) 44,2x44,2 (2) 44,5x14,7 (4) 44,5x44,5 (7) 44,7x44,7 (7) 44,63x44,63 (4) 44x44 (7) 44x66 (3) 44x88 (5) 4488 (3) 45x4,8 (2) 45x5,7 (1) 45x8 (1) 45x8,5 (13) 45x15 (1) 45x20 (5) 45x30 (3) 45x45 (154) 45x70,5 (1) 45x80 (1) 45x90 (6) 4530 (1) 4545 (93) 4560 (1) 4590 (5) 46,59,8 (2) 46x46 (4) 4635 (3) 4640 (2) 4650 (3) 49,1x49,1 (10) 49,850 (4) 49x49 (2) 4949 (1) 50,2x9,6 (1) 50,2x50,2 (22) 50,25,4 (3) 50,28,1 (1) 50,29,5 (2) 50,250,2 (42) 50,5 6,2 (1) 50,5 8 (1) 50,5 20,1 (5) 50,5x6,2 (9) 50,5x8 (2) 50,5x9 (1) 50,5x40,2 (4) 50,5x50,5 (10) 50,6x50,6 (3) 50.120.1 (6) 50.5 x 6.2 (4) 50.5 x 20,1 (3) 50.5 x 20.1 (8) 50.5 x 40,2 (1) 50.5*20.1 (3) 50.5x6.2 (2) 50.5x8 (1) 50.5x20.1 (1) 50.53.5 (1) 50.56.2 (9) 50.520.1 (13) 50.540.2 (5) 50x3,6 (2) 50x4 (2) 50x5 (3) 50x6,3 (3) 50x7 (4) 50x23 (4) 50x25 (31) 50x31 (3) 50x50 (5) 50x75 (5) 50x80 (2) 503 (2) 504,5 (1) 506,3 (9) 507 (7) 5011 (1) 5015 (8) 5023 (29) 5040 (3) 5046 (1) 5075 (1) 5080 (1) 5090 (6) 52x60,5 (2) 58,5x58,5 (7) 59*59 (1) 59,2x59,2 (6) 59,5x59,5 (7) 59,6x59,6 (20) 59,6x59,6 (2) 59,8x9,7 (5) 59,8x59,8 (1) 59,44x59,44 (3) 59,55x59,55 (1) 59.559,5 (1) 59.55x59,55 (1) 59x59 (29) 5959 (22) 59119 (4) 60*20 (3) 60,7500 (1) 60x1,3 (12) 60x2 (2) 60x2,5 (2) 60x3,5 (2) 60x4,5 (1) 60x5,5 (6) 60x6 (2) 60x6,2 (3) 60x7,2 (4) 60x9,5 (83) 60x14,5 (6) 60x40 (1) 60x50 (3) 60x53 (4) 60x60 (532) 60x66 (1) 60x119,5 (3) 60x120 (96) 605 (1) 607 (9) 607,2 (10) 609 (2) 609,5 (3) 609,6 (1) 6011,2 (1) 6014,5 (2) 6023 (37) 6040 (1) 6046 (2) 6050 (3) 6060 (254) 6067,5 (1) 6080 (1) 6090 (2) 60119,5 (34) 60120 (3) 60300 (2) 61x56 (1) 62x60 (1) 63x31.5 (3) 637.5 (1) 6331.5 (33) 63114 (1) 66.566.5 (1) 66x66 (1) 6666 (1) 67,560 (1) 6767 (1) 67249 (4) 67364 (5) 67500 (8) 6950 (2) 70600 (1) 73150 (3) 75x70 (1) 75x75 (8) 75x100 (2) 7575 (3) 75450 (2) 78237 (1) 79,6x39,8 (3) 80x25 (1) 80x60 (1) 80249 (3) 80300 (5) 80364 (2) 8140,2 (1) 8686 (2) 90x90 (3) 9090 (1) 90600 (1) 91,5x91,5 (3) 93x60 (1) 98598 (1) 99.650 (1) 100x50 (2) 100x100 (2) 100300 (6) 101,6914,4 (3) 10440.2 (1) 119,5x14,5 (1) 119,5238,5 (7) 120x20 (2) 120x60 (13) 120x120 (3) 120120 (13) 120150 (1) 130600 (1) 145600 (1) 147x1200 (4) 148598 (2) 150x900 (3) 150300 (1) 150900 (7) 152,4914,4 (33) 157606011 (8) 160x150 (1) 17960 (2) 186940 (33) 196968 (18) 19619610 (44) 19619610-20 (10) 197x1200 (10) 200x600 (4) 200x1200 (4) 200300 (3) 200900 (6) 223448 (5) 240x73x8 (2) 240x115x8 (2) 240x11552x8 (2) 240x240x8 (2) 240738 (3) 2407310 (3) 24011510 (3) 2401155210 (3) 2401755210 (3) 24024010 (2) 24024012 (3) 248298 (5) 249*25 (1) 249*70 (2) 249*500 (3) 249x67 (1) 249x364 (42) 249x500 (34) 24930 (1) 24967 (2) 249364 (22) 249500 (60) 2506 (1) 25012 (1) 250450 (48) 2501000 (1) 255295 (1) 260x290 (1) 260300 (3) 266305 (1) 275275 (2) 28060 (1) 28070 (1) 280280 (3) 280325 (1) 280400 (4) 285290 (1) 285300 (1) 288288 (2) 288298 (1) 288882 (1) 290 (12) 290300 (1) 291295,5 (8) 292292 (1) 293245 (4) 2947306 (1) 294738 (19) 294115528 (4) 2941155210 (1) 29414410 (1) 2941755210 (8) 2942948 (12) 29429410 (10) 294307 (2) 2943403511 (2) 295x295 (15) 295280 (1) 295295 (20) 295300 (3) 2967310 (9) 29629610 (22) 297297 (5) 298x298 (1) 298298 (201) 298300 (1) 298304 (1) 298305 (5) 298598 (15) 298748 (3) 300x300 (48) 300x600 (3) 300x1200 (1) 30024010 (3) 3002948 (3) 30029410 (6) 300297 (2) 300300 (274) 300300 (1) 300305 (1) 300450 (23) 300600 (47) 3001200 (2) 303298 (1) 303306 (1) 304x304 (8) 30467 (1) 304304 (30) 305*305 (1) 305x305 (2) 305x314 (1) 305298 (6) 305300 (1) 305305 (224) 306306 (21) 306312 (4) 309309 (2) 310310 (6) 310313 (2) 315294 (2) 315295 (1) 315315 (29) 318x318 (1) 318274 (1) 318318 (15) 321x321 (7) 325281 (6) 327x327 (26) 327327 (108) 34024012 (6) 34029411 (12) 34029412 (6) 3403403511 (4) 34534512 (9) 364x67 (2) 364x747 (2) 36450 (2) 364249 (12) 364498 (1) 394738 (2) 39439410 (2) 418*418 (5) 418x418 (1) 418418 (20) 4442948 (3) 44429410 (4) 448448 (3) 450450 (5) 450500 (5) 450600 (1) 457,2457,2 (10) 457457 (7) 498x500 (3) 498500 (6) 500*13 (1) 500*249 (5) 500x50 (2) 500x60,7 (1) 500x67 (1) 500x494 (1) 500x747 (1) 50030 (1) 50067 (3) 500498 (1) 500500 (3) 500900 (9) 5942948 (3) 59429410 (2) 59439410 (2) 598598 (1) 600*30 (1) 600*58 (1) 600*75 (1) 600*200 (7) 600x195 (44) 600x300 (68) 600x600 (252) 600x1200 (61) 600300 (1) 600600 (9) 604x604 (2) 604x1208 (3) 608608 (1) 728x498 (1) 728498 (5) 747500 (2) 7471000 (2) 7471092 (1) 9001200 (1) 9201802,5 (13) 9201802.5 (1) 9201803 (2) 9501842 (14) 9961000 (1) 1000x494 (1) 1000x498 (3) 1000x745 (1) 1000x747 (1) 10502504,5 (8) 1092747 (1) 1200x195 (104) 1200x295 (113) 1200x395 (9) 1200x599 (9) 1200x600 (100) 1200x1200 (113) 1200195 (9) 1219,2177,8 4 (7) 12201804 (16) 1500x747 (1) 2400300 (1) 2616327 (1)

 

www.3s-group.ru

основатель мозаичного искусства в России. — МегаЛекции

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Ломоносов - основатель мозаичного искусства в России.

1.1.Работы М.В.Ломоносова в области производства стекла.………………………4

1.2.Мозаики М.В.Ломоносова. ………………………………………………………...5

 

 

2. Заключение…………………………………………………………………………….. 7

Список литературы……………………………………………………………………….8

Приложение

 

Введение

 

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни

 

всегда приукрашена чьей- либо яркой жизнью,

 

деяниями особо славными. Многие звезды

 

украшали русское небо XVIII столетия. Звездою

 

первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».

 

Борис Шергин

 

Ломоносов был человеком универсальных знаний, подлинным ученым- энциклопедистом. Его работы в области физики, химии, техники, истории, экономики, геологии, географии и литературы на длительный период предопределили пути развития этих наук. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в разных областях знания, в литературе и искусстве.

 

Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников.

Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России.

 

Большинство моих ровесников не знают о вкладе Ломоносова в мозаичное искусство, поэтому я пришла к выводу, что необходимо донести всем о значимости вклада русского ученого в возрождение и развитие древнего мозаичного искусства в России.

 

Гипотеза: если мозаичные картины, выполненные в мастерской М.В.Ломоносова, стали яркой страницей в истории русского искусства, то они имели большое значение и в развитии русской промышленности.

 

Основной целью моей работы является исследование работы М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества

 

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

Познакомиться с историей создания мозаичных смальт.

Выяснить вклад М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства в России

Познакомиться с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова.

 

 

.

 

Ломоносов - основатель мозаичного искусства в России.

1.1. Работы М.В.Ломоносова в области производства стекла.

 

Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

В середине 40-х годов внимание ученого привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. В 1745 г. канцлер М.И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт.

Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.

Постройка в 1748г. химической лаборатории позволил Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. Михаил Васильевич был выдающимся теоретиком в науке о цвете и называл три основных цвета в природе - красный, желтый и синий. «Живописцы, -писал он, -употребляют цветы главные, прочие через смешение составляют».

С 1749 года он систематически проводил опыты по производству красителей.

В конце концов он создал рецептуру, которая позволяла производить смальту - цветное стекло, из мельчайших кубиков которого создается мозаика. Одержимость ученого была бесподобной и дала свои великолепные плоды.

Четыре тысячи сложнейших опытов привели к тому, что была получена смальта самых разнообразных оттенков - пурпурных, зеленых, коричневых, бирюзовых, черных, синих.

В январе 1750г. он продемонстрировал изготовленные им цветные стёкла в Академическом собрании.

В начале 50-х годов Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которой предстояло набирать мозаичные картины, а также нашёл состав мастики, с помощью которой смальта скреплялась с медным подносом.

Уже в сентябре 1752г. Ломоносов закончил первую художественную мозаичную работу - образ Богоматери, сравнительно небольшая по размерам мозаика оказалась чрезвычайно трудоёмкой в изготовлении. "Всех составленных кусков, - писал Ломоносов, - поставлено больше четырёх тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи".

Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинами смальты, Ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это обеспечивало прочность набора.

Ломоносов много раз обращался к правительству с предложениями организовать производство смальт и мозаик, художественных и бытовых вещей из цветного стекла. Но правители оставались глухи к призывам учёного. И тогда Ломоносов решил сам наладить это производство. С этой целью он попросил выделить ему участок недалеко от Петербурга, где «есть глина, песок и дрова». Просьба Ломоносова была удовлетворена. 6 мая 1753 г. близ деревни Усть-Рудицы состоялась закладка фабрики.

 

2. Мозаики М.В.Ломоносова.

 

Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас"(Фото1), которая довольно проста по исполнению. Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). и др. Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. " Все материалы,- писал Ломоносов, - имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Время подтвердило правоту слов Ломоносова.

 

В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов", историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую баталию" и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. В нем по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I.

 

В июне 1761г. после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И.И. Шувалов и М.И. Воронцов. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". В декабре 1764 г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму.

 

"Полтавская баталия"(Фото 7) - последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел ученого изготовить другую картину этой же серии - "Азовское взятие" остался неосуществимым.

 

В апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М.И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряженная работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского ученого, которому он отдал многие годы жизни.

 

Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:

Нерукотворный Спас 1753г. (Исторический Музей, Москва)

Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж)

Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)

Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)

Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)

Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)

Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)

Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)

 

Заключение.

 

 

Проделав исследование по данной теме, я делаю следующие выводы:

-Ломоносов разработал рецептуру многочисленных цветных стёкол

-Разработал богатейшую палитру мозаичных смальт.

-Построил стекольную фабрику, предназначенную для производства различных художественных изделий из цветного стекла.

Таким образом, можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что художественное наследие М. В. Ломоносова в области изобразительного искусства имеет большое значение для истории как русского искусства, так и русской промышленности. Открытия Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности. Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости - «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла…»1752).

Сейчас мозаика М. В. Ломоносова является первоисточником творчества мозаичных художников. Только в наше время в Советском Союзе осуществилась мечта Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками «огромных публичных строений». Стены многих общественных зданий — дворцов и домов культуры, метрополитенов и т. д. — Москвы, Ленинграда, Киева и многих других городов страны украшают монументальные мозаики, изготовленные советскими художниками, которые продолжают славные ломоносовские традиции.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анискович Л.И. «Ломоносов», М.: издательство «Вече», 2001г.

 

2.Кто есть кто: Новейший справочник школьника. –М.: Фил. о-во СЛОВО. Изд. Эксмо, 2006.

 

3. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765).-М.:Наука, 1988.-465с.

 

4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

 

5. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000

 

6.Читаем, учимся, играем. №4, 2001

 

7. Что такое. Кто такой: Т.2.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-Пресс,1992

 

8. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986

 

9.Энциклопедия для детей. Том 17. Химия./гл.ред. В.А.Володин.-М.: Аванта+, 2000.-640с.

 

10. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/Авт. сост. Н.В.Чудакова. Под общей редакцией О.Г.Хинн.-М.: АСТ,1996

 

11.http: muzey.miht.ru\library\lomonosov_i_iskusstvo.thml

 

12. http://ru.wikipedia.org/.

 

 

Приложение

 

Фото 1

 

Фото 2

 

Фото 3

 

Фото 4

 

Фото 5

Фото 6

Фото 7

megalektsii.ru

Мозаики Ломоносова. - mayorova_sveta

                      В этом  2011 году  мы празднуем  300-летие со дня  рождения  М.В.Ломоносова.

                                        Портреты  императриц  Елизаветы  Петровны  и  Екатерины II                                                         ( Мозаика  мастерской  Ломоносова )

                                                                                     

*****–  Татенька, у солнца свет самородный?–  На солнце риза царская и корона. То и светит.

–  А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские!…–  Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!

–  А молния?–  Это бог тянет лук крепко и стреляет метко.  Где увидишь дерево или камень, грозой обожженные, там в песках стрелку ищи.

–  А край земли близко ли?  А почто немцы говорят несходно с нами?–  Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен!

–  Татенька, у мужиков разговор один: «почем хлеб да почем рыба»; у баб: «кто где женился, богату ли взял».  А книга моя беседует мне: «Разумей читать книгу природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб.  Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз,  орган тончайший хрупкого стекла,  безопасно прибран в чашку костяную.И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищён…***Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим  художником.  Он прославился, как первый художник - мозаичист  России, основавший мозаичное дело в нашей стране.

                                                   Портреты  Александра  Невского  и  Петра I..

Мозаика — древнее умение составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие со временем картины и портреты,  (мозаика может простоять тысячи лет…) Заслуга Ломоносова в том, что он открыл способ получения смальт любого цвета и разнообразных оттенков.

    Мозаика  –  монументальный вид искусства.   Она  всегда придаёт интерьеру особую торжественность.   В мастерской Ломоносова было создано сорок мозаик,  из которых до наших дней сохранилось только двадцать три.

                                    Апостол  Пётр.

Ломоносов так писал о мозаичных портретах:.

"Коль пользы от Стекла приобрело велики,Доказывают то Финифти, Мозаики,Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,Приятность нежную и красоту девиц,Чрез множество веков себе подобны зрятсяИ ветхой древности грызенья не боятся".

Исполненный Ломоносовым портрет Петра I, набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, - драгоценная реликвия в художественной культуре XVIII века.

Самая большая  (4 футов длиной и 9 футов высотой)  картина Ломоносова  - "Полтавская баталия". .Мозаика огромна (309,764 кв. м).  Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном щите весом  в 1280 кг.

                                                      Фрагменты   мозаики   "Полтавская битва".

В 1764 году.работа над этой мозаикой была закончена,  а в начале следующего года она была  отшлифована, отполирована и вставлена в золочёную чеканную медную раму.

Для  осмотра грандиозного полотна «Полтавской баталии»,  Ломоносова выносили из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не позволяла ему ходить.  «Полтавская баталия» — последняя, и самая значительная,  работа Ломоносова.

                              Сегодня она находится  на парадной лестнице здания Академии наук.

"Удивление и удовольствие произвести может Россия помощию художеств..."         М.В. Ломоносов.

*********Сегодня,  в XXI веке,  техника создания мозаичных картин шагнула  далеко вперёд. Пять тысячелетий человечество владело двумя видами различных искусств  -  искусством горячей эмали и искусством мозаики.  И вот впервые московский художник,  выпускник Строгановского училища, Андрей Манджос,  СОЕДИНИЛ  ИХ  ВОЕДИНО.

Крохотные медные пластинки он покрывает многоцветной эмалью и это является его авторским изобретением, защищённым международным Патентом РФ.  Каждая пластинка с эмалью подвергается обжигу, как отдельное ювелирное изделие, причём, каждый цвет имеет свою температуру плавления. Можете представить, какая это ювелирная работа! .В результате получается волшебная светоцветовая игра отдельных капелек эмали.  Каждая по-своему преломляет и отражает свет,  и создается яркая, искрящаяся мозаика!

Кропотливый ручной труд.  Только над одной мозаичной картиной   -  "Михайло Ломоносов", автор работал около двух лет.  Это  -  единственный в мире мозаичный портрет Ломоносова.

                                                                  Эмалевая мозаика Андрея Манджоса.

*****

mayorova-sveta.livejournal.com

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Мастера исторической живописи

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711–1765)

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в русском искусстве. Замечательный ученый, химик, историк, писатель, художник, по словам А. С. Пушкина, «он все испытал и все проник». Поэтому, возможно, его мозаичная «Полтавская баталия» — не только шедевр изобразительного искусства и стремление увековечить память Петра Великого, но и результат долгих химический исследований в сфере производства цветного стекла.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Куростров Архангельской губернии. В 1731–1736 годах он учился в Московской славяно-греко-латинской академии. В 1736 году Академия направила Ломоносова на стажировку в Германию, где он пробыл до 1741 года.

В 1751 году в своей работе «Письмо о пользе стекла…» ученый наметил пути развития русского монументального искусства. В следующем году он занялся организацией Усть-Рудицкой фабрики по изготовлению цветных смальт. К этому же времени относится и создание по инициативе Ломоносова мозаичной мастерской в Петербурге. Среди мозаичных работ, выполненных Ломоносовым, портреты Петра I (1753–1755, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и императрицы Елизаветы Петровны (1758–1760, Русский музей, Санкт-Петербург).

В 1758 году Михаил Васильевич закончил проект мемориального комплекса в Петропавловском соборе, в котором должны были отразиться важнейшие исторические события первой половины XVIII столетия. В 1765 году Ломоносов завершил свою знаменитую «Полтавскую баталию» — одна из семнадцати задуманных им мозаичных панно. К сожалению, мемориал не был осуществлен. «Полтавская баталия» в настоящее время украшает здание Академии наук в Санкт-Петербурге.

М. В. Ломоносов. «Полтавская битва». Фрагмент, 1764, Академия наук, Санкт-Петербург

М. В. Ломоносов. «Полтавская битва». Фрагмент, 1764, Академия наук, Санкт-Петербург

Начиная работу над проектом, Ломоносов составил очень подробный план каждой композиции, подобрал материалы: портреты Петра I, Карла XII, русских и шведских генералов; карты сражений и местностей, где проходили битвы. Детально точно передано вооружение, обмундирование воинов, знамена. Сцены сопровождались текстом, разъясняющим зрителям, кто изображен в каждом эпизоде.

Например, в текстовом сопровождении указывалось, что моделью для облика Петра послужил его восковой портрет — посмертная маска, хранящаяся в Кунсткамере, а также лучшие живописные изображения императора. Русские генералы (Меншиков, Шереметев, Голицын) также были написаны с портретов, выполненных известными художниками.

С 1763 года Ломоносов являлся почетным членом Петербургской академии художеств. Его перу принадлежат труды «Краткий российский летописец с родословием» (1760), «Идеи для живописных картин из российской истории» (1764), «Древняя российская история от начала российского народа до кончины князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1766). Темы этих сочинений использовались Академией художеств при разработке сюжетов для программных картин.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Портрет Ломоносова Михаила Васильевича: описание :: SYL.ru

Известный портрет Ломоносова был написан в 18 веке. В настоящее время данное изображение считается классическим: именно его можно увидеть в школьных учебниках, пособиях, общественных учреждениях. Это связано с тем, что оно наиболее достоверно передает особенности личности этого замечательного ученого. На картине он представлен в позе мыслителя. В его руке – перо, а перед ним лежит лист бумаги, что наглядно отражает особенности его деятельности.

Гравюра Э. Фессара

Портрет Ломоносова наиболее известен по работе этого французского художника. Именно он по заказу Шувалова создал гравюру, по которой его последователи писали фигуру Михаила Васильевича. Этот автор придал ученому ту позу, которую можно видеть на всех последующих картинах. На его гравюре Ломоносов изображен за работой с пером и бумагой в руке. Он одет в расшитый золотом кафтан, его лицо обращено к зрителям. Практически не менялся и фон картин: везде авторы изображали рабочую обстановку, а на заднем плане нередко рисовали стекольный завод. Однако Фессар в своей гравюре не проработал в достаточной степени черты лица ученого. Портрет Ломоносова получился у него несколько условным, в стиле живописи 18 века. Художник показал его не столько как личность, сколько как придворного поэта, сочинителя торжественных од.

Работы Шубина

Этот автор показал ученого как богато одаренную личность, как незаурядного мыслителя. Эти черты он отобразил сначала в рельефе из слоновой кости, а затем в масляной картине. Лицо Михаила Васильевича выражает волю, незаурядный ум и сосредоточенность. Эта работа более ценна для потомства тем, что показывает ученого как личность. Скульптурный портрет Ломоносова того же автора является эталонным. Он отличается интимностью: ученый изображен без парика, что дало возможность Шубину показать высокий выпуклый лоб, свидетельствующий об уме и незаурядном мышлении.

портрет ломоносова

На этой скульптуре Ломоносов одет просто: на нем непарадная рубашка с невысоким жабо, что делает его вид немного домашним. Шубин показал изобретателя как человека умного, пытливого и очень энергичного. Существует три экземпляра этого портрета: мраморный, гипсовый и бронзовый. Показателен тот факт, что автор очень уважал ученого, что и отразилось в бережном отношении к его внешности на скульптуре.

Парадное изображение

Описание портрета Ломоносова необходимо продолжить упоминанием работы неизвестного художника, запечатлевшего ученого в традиции, заложенной Фессаром, однако придавшего рисунку ряд новых черт, достойных упоминания. Новая картина отличается особенной парадностью. Автор придал фону бо́льшую живописность: так, например, изображение стекольного завода перенесено на берег моря. Выражение лица Михаила Васильевича – величественное, его костюм отличается богатством: кафтан расшит золотом, а на шее – пышное жабо. Эта картина пользовалась особенной популярностью у современников, поэтому до наших дней дошло несколько экземпляров этой работы неизвестного автора.

Гравюра М. Шрейера

Портрет Ломоносова Михаила Васильевича стал наиболее известен благодаря работе Фессара, которому этот ученый, скорее всего, позировал. Его гравюра оказалась настолько удачной, что все последующие художники, так или иначе, следовали ее схеме. Однако каждый автор вносил свои изменения, которые раскрывают личность ученого с разных сторон.

описание портрета ломоносова

Гравюру Шрейер выполнил на основе рисунка своего учителя Х. Шульце. В целом рисунок следует устоявшейся традиции, однако Шрейер изобразил ученого в еще более свободной позе: так, например, его рука с пером покоится не на столе, а на колене. Выражение лица ученого – живое, открытое. Он изображен в свободной одежде: его кафтан без всяких украшений и напоминает халат, жабо отсутствует, что придает изображению домашний вид.

Особенности

Характерной чертой этой гравюры является то, что она выполнена в стиле барокко. Несмотря на минимализм композиции, изображение в целом производит торжественное впечатление.

портрет ломоносова михаила васильевича

Книги и другие предметы быта разбросаны в живописном беспорядке. И если в предыдущих картинах бытовая остановка служила лишь фоном для фигуры ученого, то в рассматриваемой гравюре натюрморт приобрел самостоятельное значение. Еще одна интересная особенность гравюры заключается в том, что на листе, который держит поэт, автор заменил имя императрицы Елизаветы на имя Петра I, которого поэт также прославлял в своих сочинениях. Михаил Ломоносов, портрет которого интересовал многих художников рассматриваемой эпохи, творил во время господства эпохи барокко, поэтому картина выполнена в указанной стилистике.

Изменения

В науке существует предположение, что Шрейер и его учитель Шульце использовали в качестве тела фигуру известного французского поэта Ж. Б. Руссо, а поверх наложили портрет Ломоносова, внеся необходимые изменения.

михаил ломоносов портрет

Исследователи отмечают, что такой художественный прием оказался настолько хорошим, что гравюра считается одним из наиболее удачных изображений поэта и ученого. Тем не менее, некоторые черты барокко заменены на стиль классицизма, так как авторы не хотели слишком противоречить эпохе.

Картина неизвестного художника

Ломоносов, портрет, фото которого представлены в настоящем обзоре, часто становился объектом внимания художников 18 века благодаря неординарности его личности. К 18 веку относится картина неизвестного художника, написанная маслом. На полотне ученый изображен по грудь, композиция в целом повторяет гравюру Фессара. Костюм Михаила Васильевича сильно упрощен по сравнению с другими его изображениями. Ученый нарисован в парике, который в этот раз прописан очень тщательно, в отличие от гравюры Фессара, где этот важный компонент представлен схематично.

 ломоносов портрет фото

Ученые отмечают, что на этом портрете автор особенно постарался придать черты индивидуальности ученому, как следует прописав лицо. Он очень реалистично показал цвет кожи, впалость глаз, тени на щеках и лбу. По мнению исследователей, эта картина была сделана после смерти изобретателя и поэта по заказу Шувалова.

Картина Л. Миропольского

Портрет М. В. Ломоносова, выполненный этим малороссийским художником, стал наиболее известным среди других изображений ученого. Следует отметить, что эта картина является копией прижизненного изображения поэта и изобретателя, выполненного художником Г. Преннером. Е. Дашкова, которая возглавляла в 18 веке две Академии, заказала сделать копию известному живописцу Миропольскому. Работа была выполнена после смерти ученого в 1787 году.

портрет м в ломоносова

Поскольку ее автор, Леонтий Семенович, был учеником знаменитого художника Левицкого, то картина написана в его стилистике. Акцент сделан на фигуру, вернее на лицо поэта, которое обращено вполоборота к зрителю. Свет падает на него, подчеркивая сосредоточенную мысль в чертах и задумчивый взгляд. Поза фигуры снова повторяет то положение, которое было заложено еще Фессаром. В заключение следует отметить, что почти все вышеперечисленные портреты Михаила Васильевича представляют его в официальном виде. Также в тех картинах, где он изображен в домашней обстановке, проглядывает некоторая официозность. Исключениями стали работы Шубина и упомянутый портрет неизвестного художника.

www.syl.ru


Смотрите также