Клод Лоррен: биография и творчество. Картины лоррен


Клод Лоррен картины

Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600 г. — 1682 г.) — великий французский художник, живописец, гравер.  Считается одним из самых великих художников-пейзажистов.

В творчестве Клода Лоррена особое внимание уделяется игре света и тени. Он старался одухотворить всю природу, весь окружающий мир, придать в своих картинах особую выразительность различным явлениям природы. Яркий день, тёмная ночь, туманное утро, сумрак вечера — всё это находило отражение в его искусстве, становилось настолько реалистично, что у зрителя возникает ощущение — в реальности не может быть настолько прекрасного мира, скорее всего это похоже на красивую сказку.

Удивительным фактом является то, что на большинстве его картин фигуры людей писали другие художники — Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. Аллегри и Н. Колонбеля. Он отдавал все свои силы только пейзажам. Фигуры людей Клод Лоррен стал писать сам только в поздние годы. Последней работой великого французского художника стала картина под названием «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя».

Хотите, чтобы в вашем доме было всегда тепло и уютно? К вашим услугам утеплитель для стен ISOVER. Данная ссылка приведёт вас на официальный сайт компании, где можно приобрести качественный утеплитель по приемлемой цене.

Ацис и Галатея

 

Отплытие царицы савской

 

Пейзаж с Аполлоном и Кумской Сивиллой

 

Пейзаж с жертвоприношением Аполлону

 

Пейзаж с нимфой Эгерией и царем Нумой

 

Пейзаж с пастухом коз

 

Пейзаж с Энеем

 

Похищение Европы

 

Свадьба Исаака и Ревекки

 

Святилище в Дельфах

 

Сельский танец

art-assorty.ru

Клод Лоррен. Известные пейзажи. — Artrue

Краткая биография

Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. С 1619 по 1624 продолжает обучение в Неаполе у мастера городского пейзажа Готтфрида Вальса, затем на два года уезжает во Францию. В 1634 его принимают в члены римской Академии, и вскоре он становится ведущим художником-пейзажистом. В своих произведениях ориентируется на идиллические пейзажи Аннибале Карраччи и живущих в Риме голландских художников. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Однако в противовес его манере изображения героических пейзажей Лоррен разрабатывает собственный лирико-реалистический стиль. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.

Известные картины

Прибытие Клеопатры в Тарсос, около 1642. Холст, масло, 117*148 см Лувр, Париж.В 40-х годах Лоррен в своих работах все больше места отводит историческим, мифологическим и библейским сюжетам, которые часто служат лишь поводом для создания композиции. В этом произведении, с панорамой порта, открывается вид на далекий горизонт. Нереальными кажутся построенные по образцам античных архитекторов здания, так же как и работающие или занятые разговором люди.

Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Холст, масло, 116*153,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.На картине представлен сюжет из Библии — странствие архангела Рафаила и благочестивого Товия. Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. Мастер пространственных решений, художник изображает действие на фоне заката солнца — чуда природы. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище. Сцену, наводящую на размышления, обрамляют величественные, грандиозные деревья, что характерно для многих произведений Лоррена. Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины.

Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Холст, масло, 155*199 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.Изображенная сцена взята из «Метаморфоз» римского поэта Овидия (34 г. до н.э. — 18 г. н.э.). Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Действие происходит в лесу у озера Неми. Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить. Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение. Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев.

Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Холст, масло, 56*12 см. Лувр, Париж.Большую часть творчества Клода Лоррена составляют городские пейзажи, изображающие его вторую родину — Рим. На картине представлена Кампо Ваччино с видом на римский форум, среди разрушенных античных монументов которого возведены убогие городские строения. Вдалеке виден Колизей. Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение. Гармония человека и природы, характерная для этой картины, свидетельствует о мастерстве Лоррена-пейзажиста.

Деревенский праздник, 1639. Холст, масло, 103*135 см. Лувр, Париж.Уже в ранних произведениях Лоррен разработал композиционную концепцию, которая присуща всем его картинам. На затененном переднем плане изображены (часто другим художником) жестикулирующие фигуры, позади которых открываются поистине космические дали. В своих идеальных пейзажах Лоррен достигает — не имеющей до него места в живописи — гармонии иллюзий и действительности.

Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Холст, масло, 55*45 см, Галерея Дориа Памфили, Рим.Картина изображает мифическую легенду о похищении богами стада Адмета. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. Восторженное настроение Аполлона выразительно передается посредством пронизанного светом пейзажа. Лишь в немногих произведениях других творцов художественная теория барокко — живопись как безмолвная поэзия — нашла такое яркое и полное отражение, как в этом лирическом полотне Лоррена.

artrue.ru

Лоррен Клод Картины биография Lorrain Claude

Лоррен Клод (Lorrain Claude) (1600-1682), французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в городке Шамань, близ Миркура, Лотарингия. Подлинная фамилия Желле (Gellée). Учился в Риме (с 1613), где с 1627 жил постоянно; испытал влияние А.Эльсхаймера и Аннибале Карраччи. Лоррен создал собственный вариант величественного классицистического “идеального” пейзажа, в котором пространственное единство достигается за счет тончайшей разработки световоздушной среды, эффекта рассеянного утреннего или вечернего света, тающего в золотистой дымке (“Изгнание Агари”, 1668, Старая пинакотека, Мюнхен).

Пейзаж с жертвоприношениемАполлону, 1662, частная коллекция Пейзаж с Энеем, 1672,Национальная галерея, Лондон Пейзаж с Аполлоном и КумскойСивиллой, 1645, Эрмитаж Свадьба Исаака и Ревекки1648, частное собрание

Библейские, мифологические, пасторальные мотивы в картинах Лоррена подчинены общему элегически-мечтательному настроению, разлитому в природе, а фигуры почти неизменно имеют характер стаффажа (цикл пейзажей “Аполлон и Кумская Сивилла”, “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” - все 1645-1672, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение Европы”, 1655, Музей изобразительных искусств, Москва).

Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, его офорты - виртуозной светотеневой нюансировкой. В отличие от Пуссена, которого ценили интеллектуалы, заказчиками Клода Лоррена были аристократы. Художник взял за основу распространенную и устраивавшую всех схему — идиллический пейзаж с бесконечной далью и кулисами, как в театре.

С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа — прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи, внимательно изучая природные мотивы — деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова" которого находил в естественной среде. Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и, наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую, чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой — оба эти приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью. Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX веке.

Картина Клода Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону”. Этот величественный, пространственный пейзаж - один из лучших образцов пейзажной живописи классицизма. Он тщательно скомпонован, мощные вертикали и горизонтали уравновешивают друг друга, а чередование света и тени помогает взгляду зрителя двигаться вдоль и в глубь композиции. Клоду Лоррену удалось передать торжественное величие Римской Кампаньи. Колорит, построенный на искусном сочетании оттенков зеленого, синего и коричневого, создает ощущение прозрачности атмосферы. Фигурки людей кажутся почти случайными в этом величественном окружении, они представляют сюжет из классической мифологии, в котором отец Психеи, принося жертву Аполлону, просит его найти мужа для дочери. Клод Лоррен был французом, но всю свою жизнь провел в Риме. Его пасторальные композиции и поэтическое видение были неизменным источником вдохновения для английских пейзажистов ХVIII-ХIХ столетий. Увидев воспроизведенный здесь пейзаж, Тернер отметил, что он "превосходит силу имитации в живописи". Скончался Клод Лоррен 23 ноября 1682 года в Риме. Творчество Клода Лоррена →

smallbay.ru

Клод Лоррен: биография и творчество

Известнейшие художники, работавшие в жанре пейзажа – Леонардо Да Винчи, Рембрандт Харменс ван Рейн, Рафаэль Санти, Винсент Виллем Ван Гог и другие. Одним из ярких представителей классических пейзажистов является французский художник Клод Лоррен.

Жанр пейзажа

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, который отражает красоту природы и окружающего мира в первозданном виде или же измененного, преображенного человеком. Особую роль в полотнах играют перспектива, композиция, способ изображения света и даже воздуха – все эти аспекты в совокупности создают общее настроение картины и позволяют прочувствовать эмоции, которые хотел передать живописец зрителю.клод лоррен художник

Биография. Ранние годы

Клод Лоррен (настоящая фамилия – Желле) родился приблизительно в 1600 году, точная дата рождения неизвестна. Место его рождения – герцогство Лотарингия на северо-востоке Франции, которое в настоящее время считается частью региона Гранд-Эст.клод лоррен

В 1600-е годы во Франции ведущим направлением в искусстве был классицизм. Основная черта классицизма – возвращение к образам античности: уравновешенная, часто симметричная композиция, четкое построение и ясные формы объектов.

В раннем возрасте Клод Лоррен лишился обоих родителей и, получив от своего брата базовые навыки в рисовании, в 13 лет вместе с родственниками переехал в Италию.

Образование и дальнейшая жизнь

В Италии Лоррен устроился на работу слугой в дом художника Агостино Тасси. Служба у Тасси принесла Клоду Лоррену немало пользы: у него будущий художник обучился многим техническим приемам изобразительного искусства. Далее Лоррен перенимал опыт Готфрида Вельса.клод лоррен пейзаж

Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на реке Мозель), где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник.

До 42 лет Лоррен писал фрески и занимался гравюрами. Во второй половине жизни художник сосредоточился на станковых пейзажах, перестав принимать заказы на гравюры и фрески.

Пейзажи Клода Лоррена покупали многие известные личности того времени – короли, принцы, послы и даже папа Римский.

Живописец умер в 82 года в Риме.

Картина «Утро»

Полотно Клода Лоррена «Утро» было написано в 1666 году и на данный момент является экспонатом московского Эрмитажа. В нем художник реализует свое видение на один из библейских сюжетов – встречу Иакова и Рахили.клод лоррен утро

На картине изображены Иаков, пасущий стадо овец, и дочери Лавана. Так как это пейзаж, большую часть площади занимает окружающая действительность – высокие деревья в центре картины, храм в античном стиле и небо почти на две трети полотна. Трем человеческим фигурам отведена лишь небольшая часть снизу. Их писал не сам Лоррен, а его коллега – Филипп Лаури.

Картина выдержана в спокойных легких тонах – типичный классический пейзаж. Особую роль играет свет. О том, что действие происходит утром, можно догадаться, даже не зная названия. Самого солнца не видно, оно скрыто за деревьями, но сквозь облака пробиваются его лучи.

Утро выбрано неслучайно. Оно символизирует чувства, зарождающиеся между Иаковом и Рахилью. Все это делает «Утро» самым тонким и лирическим произведением Клода Лоррена.

«Похищение Европы»

Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе (дочери царя Агенора), которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка.

Этот миф был очень популярен в эпоху Возрождения. Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения - динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка.

Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.

клод лоррен похищение европы

При построении композиции художник использует линии, чтобы задержать взор зрителя и направить его в нужные части картины: к горам, берегу залива и кораблям. Основные цвета – темно-зеленый и светло-голубой, плавно переходящие друг в друга. Передний и задний план неразделимы, объединены в единое безграничное пространство, наполненное воздухом и светом.

Полотно проникнуто глубокой лирикой и вызывает у зрителя печальную задумчивость о прекрасных и высоких вещах.

«Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»

Дата создания картины «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» - 1637 год.

Мария Магдалина – одна из последовательниц Иисуса в Новом Завете, первая увидевшая воскресшего Христа и его вознесение на небо. В православии Марию Магдалину называют мироносицей, а в католицизме - кающейся блудницей, ведь до знакомства с Иисусом Христом она вела блудный образ жизни, но благодаря ему раскаялась и последовала его учению.

Полотно Клода Лоррена как раз иллюстрирует этот момент. На нем изображена сама Мария, опустившаяся на колени перед распятием и обращающаяся к Богу со своей исповедью.

В картине используются типичные приемы классического пейзажа – характерные для Клода Лоррена мягкие нежные краски, деревья в роли кулис, придающие полотну симметричность, плавный переход переднего плана в задний.

Фигура Марии Магдалины расположена не по центру, она немного смещена. Ее силуэт подсвечивается тусклым сиянием, выделяющим героиню на темном фоне деревьев и создающим своеобразный эффект театрального спектакля. Природа показана гармоничной и совершенной. Картина выглядит выразительной и одухотворенной. В настоящее время она хранится в музее Прадо, находящемся в Испании, в Мадриде.

fb.ru

Клод Лоррен. В чем заключается тайна его живописи? | Культура

Однажды юная и прекрасная дочь сидонского царя Агенора Европа, как повествует древнегреческий миф, вместе с подругами отправилась на берег моря. Ее увидел могучий громовержец Зевс и решил похитить. Чтобы не испугать юную царевну, он принял образ кроткого белого быка и, когда Европа уселась на его спину, быстро помчался к морю, волны которого расступились перед ним.

Этот поэтический миф привлекал многих художников. Его запечатлели древнегреческие скульпторы и вазописцы, римские мозаичисты и мастера помпейских росписей. Очень популярен был сюжет «Похищение Европы» в искусстве эпохи Возрождения. К нему обращались крупнейшие художники XVII—XVIII вв. Прекрасную картину на этот сюжет создал русский живописец В. Серов. Каждый мастер выразил свое понимание древнегреческого мифа. Одни стремились передать бурную динамику сцены похищения, других привлекали возможности богатого декоративного решения картины.

Клод Лоррен избирает иной путь. На его картине фигуры людей, животные занимают незначительное место. Они оживляют передний план, вносят в него движение, жизнь. Этим приемом художник подчеркивает, что сцене похищения отведена второстепенная роль. Главное для него — образ возвышенной, гармоничной природы, с которой человек живет в мире и согласии. Это идеальный мир. В полотне словно воплотились представления о «золотом веке» человечества.

Преобладающее значение в композиционном построении имеют линии, влекущие взор в глубину: к извилистому берегу морского залива, стоящим на рейде кораблям и спускающимся к морю горам. Этому же подчинено и цветовое решение картины. Густой изумрудно-зеленый цвет водной поверхности переднего плана постепенно переходит в светло-голубой, почти сливающийся с небом на горизонте. Не случайно Лоррен помещает здесь небольшое, словно растворяющееся в мареве белое пятнышко паруса.

Картина наполнена светом и воздухом. Тонким кружевом вырисовываются на фоне неба листва деревьев, корабельные снасти. Композиция картины, распределение затененных мест, свет, разлитый в ней и связывающий передний и дальний планы в одно нераздельное безбрежное пространство, увлекают зрителя в прозрачную морскую даль, призывают последовать за одиноким парусом на горизонте. Безмятежная идиллия сцены меркнет перед манящей далью, полной простора, воздуха. Картина исполнена высокого лирического чувства и вместе с тем пронизана затаенной грустью о другой жизни, может быть, насыщенной тревогой и борьбой, но не менее прекрасной. Именно это качество привлекло в XIX в. художников-романтиков к произведениям Клода Лоррена.

Лоррен — представитель искусства французского классицизма XVIII в. Направление зиждилось на преклонении перед разумом человека, признании целесообразности мироздания. Идеал классицизма — человек, живущий в счастливом единении с природой. Почти всю жизнь живописец провел в Риме, однако и вдали от родины остался глубоко национальным художником. Он был страстно влюблен в природу, понимал и ценил ее величественную красоту.

Композиции Лоррена — это сочиненные ландшафты. Но в их основе — многочисленные зарисовки, сделанные в окрестностях Рима. Художник предпочитал писать против солнца, когда все предметы становятся как бы прозрачными, и любовно отделывал детали переднего плана, тающие в дымке дали. Мифологические персонажи он вводил в свои полотна, следуя нормам классицизма, не признававшего «чистого» пейзажа, как якобы «низшего» среди других жанров.

Решающего значения эти сцены не имеют, а являются лишь смысловым и художественным дополнением картины. Их исполнение Лоррен обычно доверял собратьям, искушенным в жанровой и мифологической живописи. Для самого же мастера главными в картине всегда были лирическое ощущение природы, воздух и свет. По поэтичности и гармонической ясности его произведения принадлежат к лучшим образцам мировой пейзажной живописи, волнуют зрителя возвышенным чувством прекрасного, простотой композиции и свежестью красок.

Проблема освещения в живописи постоянно занимала художника. В том же зале музея находится его полотно «Прибытие Энея в Италию, или Утро Римской империи». Название можно легко заменить на «Утро в гавани». Ведь фактический герой картины — солнце, лучи которого пробиваются сквозь золотистую дымку утреннего тумана. Лоррен выбирает торжественное мгновение, когда солнечный диск едва поднимается над горизонтом и золотая дорожка бежит по ряби волн. Прибрежные скалы и корабли в гавани еще погружены в легкий сумрак, но природа уже пробуждается ото сна. Ночные тени только на переднем плане. Чем дальше, тем воздушнее становятся предметы. Они словно пронизаны светом и кажутся пылающими на золотисто-огненном фоне. Скалы и корабли, словно кулисы, обрамляют величественную сцену. Во всем ощущается гармония; кажется, что совершенство достижимо, а природа навсегда останется возвышенной и прекрасной.

Тончайшая передача состояний природы, воздушной среды — ключ к разгадке тайны живописи Лоррена. Он стремится запечатлеть холодный рассеянный свет раннего утра, яркость полудня, таинственный сумрак ночи. Поэтому его картины нередко составляют циклы, посвященные разным временам года и состояниям природы. Один из них, состоящий из 4-х картин, «Четыре времени суток» («Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь»), 1651−1672 гг., хранится в Эрмитаже. Эта сюита — одна из жемчужин в коллекции французской живописи XVII в. музея.

Наиболее ярко особенности творческого метода Клода Лоррена проявились в полотне «Утро». Какая необыкновенная свежесть, светлая поэзия разлиты в картине! Господствует настроение тихой задумчивости, даже некоторой грусти — этому служит излюбленный художником мотив античных руин. Но оно скоро исчезнет, растворится под ослепительными лучами восходящего солнца.

Лоррен тонко чувствует изменения световоздушной среды в различные моменты дня: наступления светлого утра с первыми проблесками солнца, его захода и погружения природы в сумеречную тьму. Последовательно высветляя композиционные планы по мере их удаления, он достигал впечатления широты пространства. Художник помещал источник света в самой глубине картины, у горизонта или высоко, как бы за пределами, добиваясь тончайших переходов от светлых до затененных участков изображения. Это сообщало его произведениям безмятежность, спокойствие и гармонию.

Мягкой живописной манерой Лоррен передавал особенности колорита в самой природе, которую он воспринимал сквозь призму личных переживаний. Мечтательные и элегичные пейзажи мастера наряду с его циклом картин «Четыре времени суток» — это хвалебный гимн миру, его величавой красоте. Воздух, простор, прозрачные манящие дали являются главными героями пейзажей Клода Лоррена.

shkolazhizni.ru

ГМИИ. Франция XVII век. Клод Лоррен

Ещё один живописец, представляющий французское искусство XVII века – Клод Лоррен. Как и Пуссен, большую часть жизни он прожил в Риме.  Он и Николя Пуссен были близкими друзьями, перерисовали всё, что только было можно, необычайно плодовиты, у обоих очень много картин.

Лоррена во Франции так любили, что звали просто Клод. И все знали, что это – Лоррен. Клода Моне «Клодом» не называли, просто Клодом был Лоррен. Для рассказа о пейзажах художника очень важно иметь ввиду следующее.

В 1648 году была открыта Академия во Франции. Первые, отучившиеся там художники стали академиками и именно они спорили и определяли, какие же художественные жанры могут существовать на французской земле. Натюрморту места не осталось совсем, остальные же жанры они расставили в следующем порядке : 1. Историческая картина (идеал Пуссена – мифология, история, литература). 2. Парадный портрет. 3. Пейзаж. Презираемый жанр, но его признавали, когда в нём была сюжетная завязка. Лоррен был одним из тех, кто писал пейзажи. Для того, чтобы поднять свой жанр на более высокий уровень, Лоррен вписывал в него мифологический или исторический сюжет. Тогда пейзаж считался историческим, а художник назывался историческим пейзажистом. 

«Похищение Европы» — один из лорреновскх пейзажей, находящихся в экспозиции ГМИИ. Во всех своих пейзажах он изображает землю, воду — заливы или бухты, небеса, рассветы или закаты и варьирует их по-разному, фантазируя до бесконечности.

 Все его пейзажи — сочинённые. И все строятся по следующим принципам:

— В пейзажах Лоррена всегда царит прекрасное лето.

 — Действо разворачивается, как бы на сцене, у которой есть кулисы.И если кулисы вплотную примыкают с одной стороны, то с другой — отодвинуты вглубь.

— Три плана всегда построены по принципу геометрии и оптики.

 — Трём разным планам соответствует три цвета — первый план — коричневато-зелёный, второй — доминирующий зелёный, третий — голубой.

 Эти традиции Лоррена станут непререкаемыми в глазах французских академиков и будут, по сути, неизменны до тех пор, пока во Франции не появятся художники — барбизонцы, старавшиеся по новому посмотреть на жанр пейзажа. Они будут отвергнуты только импрессионистами. Последние станут трактовать жанр пейзажа совершенно по-новому.

Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Кстати, совершенно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». На самом деле это был один бесконечный миф, разобраться в котором так никому до сих пор и не удалось. Из этого мифа были выделены некоторые эпизоды, которые многократно интерпретировались в искусстве и литературе. Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже, и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. Этот  сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа.

В этом пейзаже Лоррен создаёт своеобразную живописную кулису, помещая на первый план деревья, следуя принципам, о которых было сказано выше. Интересно, что Лоррена признают одним из предвестников импрессионизма, он также любил наполнять свои пейзажи светом и воздухом. Даже больше — главная фигура в композициях художника — свет, который всё на себя нанизывает. Лоррен однажды заметил, что косые лучи света, как на этом пейзаже, позволяют всё на себя нанизать, дать спаянную деталь построения. Лучи у него скользят, падают тени от персонажей, и, глядя на игру света, восстанавливается композиционный строй пейзажа. И если у Пуссена пейзаж немыслим без сюжета и сюжет взаимосвязан с окружением, то у Лоррена похищение девушки Зевсом никак не отражается на том, как трактован пейзаж. В нём нет никакого драматизма и художнику не важно, кого изображать, Зевса или Аполлона, Европу или Венеру. Для него включение мифа в пейзаж был поводом для написания пейзажа, трактовки пейзажа исторической картиной. 

 «Похищение Европы» происходит из собрания Б.Н.Юсупова. Это работа высочайшего качества. Лоррен часто не сам вписывал фигурки в пейзаж, а поручал это ученикам. В этом же полотне всё до мельчайших  деталей выполнено самим Клодом.

Продолжение «ГМИИ. ФРАНЦИЯ XVII век. Портрет Аделаиды Савойской.»

kraeved1147.ru

Творчество Клод Лоррен

Классический пейзаж обрел новое содержание у Клода Желле, прозванного Лорреном (1600—1682). Уроженец Лотарингии, он с детства попал в Италию, где в дальнейшем связал свою творческую жизнь с Римом. Вдохновляясь мотивами итальянской природы, Лоррен преобразует их в идеальные образы; однако он воспринимает величественную природу Римской Кампаньи более непосредственно, созерцательно, сквозь призму личных переживаний. Его пейзажи мечтательны и элегичны. Лоррен обогащает пейзажи множеством свежих наблюдений, тонко чувствует световоздушную среду, изменения природы в различные моменты дня: восхода или заката солнца, предрассветного тумана или сумерек.

К лучшим пейзажам относится цикл его картин в Государственном Эрмитаже: «Итальянский пейзаж» (1648), «Полдень» (1651), «Вечер» (1663), «Утро» (1666) и «Ночь» (1672). Свежестью и покоем веет от самой поэтической из них — «Утро». Изображая безграничные дали моря, открытые широкие просторы, Клод Лоррен помещал источник света в глубине картины, у горизонта, или высоко, как бы за пределами картины, оставляя среднюю часть картины свободной, объединяя ее отдельные элементы.

Впечатление широты пространства, движения вглубь достигается последовательным высветлением планов по мере их удаления, посредством тончайших оттенков и переходов от затененных силуэтов деревьев первого плана к пронизанным нежным светом далям. Мягкая живописная манера и гармоничный колорит усиливают чувство безмятежного покоя, которым полна природа.

Лоррен включает в свои пейзажи эпизоды из легендарных сказаний. Но они не играют той важной роли, что у Пуссена. Впервые во французской живописи Лоррен изобразил французские гавани и ввел в них жанровые сцены из жизни рыбаков. Исполненные тушью рисунки Лоррена на римские сюжеты еще более романтичны и эмоциональны, чем его живописные работы. Создав классическую форму пейзажа, Лоррен оказал большое влияние на последующее развитие этого вида пейзажа во Франции и других странах Западной Европы.Лоррен Клод Картины →

История зарубежного искусства. Далее →

smallbay.ru