Антон Лосенко: картины, биография. Картины лосенко


Антон Лосенко: картины, биография

Смерть Адонисa

"Ломоносов русской живописи" - так называли Антона Павловича Лосенко (1737-1773) его почитатели. Творчество Лосенко - важная страница в истории нашей отечественной культуры XVIII столетия. Лосенко был первым крупным русским историческим живописцем, блестящим рисовальщиком и портретистом, основателем русской художественной педагогики и воспитателем плеяды замечательных мастеров живописи.

Лосенко родился в городе Глухове бывшей Черниговской губернии, в купеческой семье. Рано лишившись родителей, он некоторое время воспитывался у тетки, испытывая все тяготы сиротской жизни. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями. Когда ему шел седьмой год, с согласия родственников его завербовали в придворный певческий хор и увезли в далекий Петербург. В 1753 году Лосенко "за спадение голоса" был отчислен из певчих и, как проявивший особенный интерес к изобразительному искусству, отдан в обучение к И. П. Аргунову, одному из самых известных портретистов того времени. Через пять лет его перевели от Аргунова в новоучрежденную Академию художеств, а позднее отправили для усовершенствования за границу. В 1760 - 1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. Первую половину 1763 года Лосенко провел в России, а затем снова уехал во Францию и занимался у Ж. М. Вьена, крупнейшего представителя искусства раннего классицизма. Французская Академия высоко оценила талант русского художника, удостоив его произведения, созданные за время пребывания и Париже, тремя серебряными медалями.

С конца 1765 года Лосенко живет в Риме. Здесь он изучает лучшие образцы итальянского искусства, создает самостоятельные композиции. Ранние произведения Лосенко свидетельствуют о мастерстве художника, сумевшего в период своей работы за границей изучить лучшее, что было создано искусством Запада ("Чудесный улов рыбы", 1762; "Андрей Первозванный", 1764; "Жертвоприношение Авраама", 1765; "Зевс и Фетида", 1769; "Каин" и "Авель", оба 1768). Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко выставил свои работы в Академии художеств. Они явились ярким свидетельством успехов национальной живописи. Журнал "Смесь", осуждая тех, кто отрицал талантливость русского народа, писал: "Стыдитесь, неосмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди... Такое предрасположение не только что не похвально, но еще некоторым образом изъявляет подлость души".

Вскоре за картину "Владимир и Рогнеда" (1770) - первое большое произведение исторического жанра в русском искусстве - Лосенко получил звание академика и адъюнкт-профессора. Картина изображала новгородского князя Владимира перед неутешно горюющей половецкой княжной Рогнедой, которую он насильно взял в жены, убив ее отца и братьев. Произведение ясно выражало осуждение деспотического произвола. Оно утверждало национальную тематику в русской исторической живописи, взамен обращения к античным или мифологическим темам. Вслед за "Владимиром и Рогнедой" художник начал работать над полотном "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). Эта картина, сюжет которой был взят из "Илиады" Гомера, в духе классицизма трактовала тему гражданского долга.

Углубленный интерес к конкретному живому человеку, к передаче его духовного мира составил основную отличительную черту Лосенко-портретиста.В созданных Лосенко портретах деятелей русской культуры (И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова, Я. Шуйского, 1760; Ф. Г. Волкова, 1763, и др.) особенно ярко проявились национальные тенденции творчества художника. Уже при жизни Лосенко снискал славу одного из лучших европейских рисовальщиков. Он явился создателем русской школы рисунка, достигшей блестящего расцвета в первой половине XIX века. По составленному им "Изъяснению краткой пропорции человека" учились многие поколения русских художников.

В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств. Возглавив Академию, он сразу столкнулся с интригами, бездушием, с унизительной зависимостью от придворных кругов. Хорошо знавший его скульптор Фальконе, создатель знаменитого "Медного всадника", взывал к Екатерине II: "Лосенко не в состоянии коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют. . ." Екатерина обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее. . . Измученный духовно и физически, художник скончался на тридцать шестом году жизни. Об искусстве Лосенко высказывались разные суждения в русской демократической критике. Но всегда вне сомнений было его высокое мастерство, огромная значимость его рисунков для воспитания молодых художников.

Картины Лосенко

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Картины Лосенко

Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве

Портрет Л.Геннингера

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Натурщик, сидящий на камне

 

Каин

Владимир и Рогнеда

Прощание Гектора с Андромахой

Прощание Гектора с Андромахой Лосенко

Портрет актера Федора Григорьевича Волкова

 

 

 

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

ЛОСЕНКО Антон Павлович – Галерея произведений (18 изображений).

admin 25.02.2014 Галерея, Новости 1,492 Показы

Открыть доступ

А.П.ЛОСЕНКО

(1737 – 1773)

Антон Павлович Лосенко родился 30 июля (10 августа) 1737 года в городке Глухов в Малороссии в семье купца. Мальчик рано остался сиротой и за певческие способности в 1744 был определён в придворный хор в Петербурге. «Спав с голосу» был отчислен из певчих и направлен на обучение И.П.Аргунову. В 1758-1760 учился в Петербургской Академии, в 1760 в качестве пенсионера был отправлен в Париж, где совершенствовался под руководством директора Французской Академии живописи Ж.Ресту. В 1765 по 1769 находился в Италии. 

В 1769 году художник вернулся в Россию, где его талант и мастерство были немедленно востребованы двором и Академией. И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств. С 1772 и до конца жизни – директор Академии. С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников. Среди его учеников – П.И.Соколов и И.А.Акимов.

Антон Павлович Лосенко – фактически создатель исторического жанра в отечественной живописи. Его полотна полны духа Просвещения, национальное прошлое впервые стало сюжетом исторической картины («Владимир и Рогнеда»), а герои его замечательных портретов – люди Нового времени. Чрезмерная нагрузка, многочисленные обязанности, интриги в Академии подорвали здоровье художники и он умер всего лишь в 36 лет в самом расцвете своего таланта…

 

1. Лосенко Антон "Прощание Гектора с Андромахой" 1773 Холст, масло 155,8х211,5 Государственная Третьяковская галерея 1. Лосенко Антон «Прощание Гектора с Андромахой» 1773 Холст, масло 155,8х211,5 Государственная Третьяковская галерея2. Лосенко Антон "Прощание Гектора с Андромахой. Эскиз" Холст, масло 46х61,5 Государственная Третьяковская галерея 2. Лосенко Антон «Прощание Гектора с Андромахой. Эскиз» Холст, масло 46х61,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Лосенко Антон "Владимир и Рогнеда" 1770 Холст, масло 211,5х177,5 Государственный Русский музей 3. Лосенко Антон «Владимир и Рогнеда» 1770 Холст, масло 211,5х177,5 Государственный Русский музей4. Лосенко Антон "Портрет И.И.Шувалова" 1760 Холст, масло 85х70,5 Государственный Русский музей 4. Лосенко Антон «Портрет И.И.Шувалова» 1760 Холст, масло 85х70,5 Государственный Русский музей 5. Лосенко Антон "Портрет А.П.Сумарокова" 1760 Холст, масло 74х64,5 Государственный Русский музей 5. Лосенко Антон «Портрет А.П.Сумарокова» 1760 Холст, масло 74х64,5 Государственный Русский музей6. Лосенко Антон "Портрет Ф.Г.Волкова" 1760(?) или 1763(?) Холст, масло 67х53,6 Государственный Русский музей 6. Лосенко Антон «Портрет Ф.Г.Волкова» 1760(?) или 1763(?) Холст, масло 67х53,6 Государственный Русский музей 7. Лосенко Антон "Портрет Л.Геннингера. Эскиз" Середина 1760-х Холст, масло 31,5х26 Государственная Третьяковская галерея 7. Лосенко Антон «Портрет Л.Геннингера. Эскиз» Середина 1760-х Холст, масло 31,5х26 Государственная Третьяковская галерея8. Лосенко Антон "Лежащий натурщик. Этюд" Вторая половина 1760-х (?) Бумага, масло 45х56 Государственный Русский музей 8. Лосенко Антон «Лежащий натурщик. Этюд» Вторая половина 1760-х (?) Бумага, масло 45х56 Государственный Русский музей 9. Лосенко Антон "Каин" 1768 Холст, масло 158,5х109 Государственный Русский музей 9. Лосенко Антон «Каин» 1768 Холст, масло 158,5х109 Государственный Русский музей10. Лосенко Антон "Натурщик, сидящий на камне. Этюд" Холст, масло 60,7х43,8 Государственная Третьяковская галерея 10. Лосенко Антон «Натурщик, сидящий на камне. Этюд» Холст, масло 60,7х43,8 Государственная Третьяковская галерея 11. Лосенко Антон "Смерть Адониса" 1764 Холст, масло 77,6х105,2 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 11. Лосенко Антон «Смерть Адониса» 1764 Холст, масло 77,6х105,2 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск12. Лосенко Антон "Зевс и Фетида" 1769 Холст, масло 172х126 Государственный Русский музей 12. Лосенко Антон «Зевс и Фетида» 1769 Холст, масло 172х126 Государственный Русский музей 13. Лосенко Антон "Чудесный улов рыбы" (варьированная копия картины Ж.Жувене, 1705 Лувр) 1762 Холст, масло 159,5х194 Государственный Русский музей 13. Лосенко Антон «Чудесный улов рыбы» (варьированная копия картины Ж.Жувене, 1705 Лувр) 1762 Холст, масло 159,5х194 Государственный Русский музей14. Лосенко Антон "Товий и ангел" (Копия с картины неизвестного художника) Между 1753 и 1758 Холст, масло 105х135 Государственная Третьяковская галерея 14. Лосенко Антон «Товий и ангел» (Копия с картины неизвестного художника) Между 1753 и 1758 Холст, масло 105х135 Государственная Третьяковская галерея 15. Лосенко Антон "Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)" 1765 Холст, масло 202х157 Государственный Русский музей 15. Лосенко Антон «Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» 1765 Холст, масло 202х157 Государственный Русский музей16. Лосенко Антон "Андрей Первозванный" 1764 Холст, масло 97,5х78 Государственный Русский музей 16. Лосенко Антон «Андрей Первозванный» 1764 Холст, масло 97,5х78 Государственный Русский музей 17. Лосенко Антон "Авель" 1768 Холст, масло 120х174 Харьковский музей изобразительного искусства 17. Лосенко Антон «Авель» 1768 Холст, масло 120х174 Харьковский музей изобразительного искусства18. Лосенко Антон "Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве" 1763 Холст, масло 66,5х52,5 Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина 18. Лосенко Антон «Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве» 1763 Холст, масло 66,5х52,5 Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина ЛОСЕНКО Антон Павлович – Галерея произведений (18 изображений) ЛОСЕНКО Антон Павлович – Галерея произведений (18 изображений)

cultobzor.ru

Антон Павлович Лосенко и его картины

У Аргунова Лосенко работал около пяти с половиною лет, в 1759 г. Аргунов представляет Императрице работы своих учеников и объявляет, что «те певчие, как рисовать и красками писать, в копировании с портретных и исторических картин обучались, так и с натуры портреты писать могут. Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно».

23 декабря того же года «Её Императорское Величество ука­зала оных учеников отдать в новоучрежденную здесь академию». В Академии Лосенко пробыл до сентября 1760 г., работая под руководством сначала Ле-Лоррена, а затем Де-Вельи. В сентябре, для совершенствования навыков, Лосенко был отправлен в Париж.

Лосенко, картина Чудесный улов рыбы

В Париже, Лосенко поступает в мастерскую Рету — одного из эпигонов официального французского искусства. Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало. Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом». В последних числах декабря 1762 г., по истечении срока пребывания за границей, худож­ник возвратился в Петербург. Прожив здесь несколько дней, Лосенко отправляется в Москву, к И. И. Шувалову, со своими кар­тинами и ученическими рисунками, которые Шувалов представил Императрице, гостившей в то время в Москве по случаю коронации.

Академия была вполне довольна успехами своего питомца, о чем свидетельствует восторженный отзыв академического ареопага о «Чудесном улове рыбы» и ему было разершено вторично отправиться в Париж, куда Лосенко и уехал 29 июля 1763 года.

В первом рапорте, отправленном из Парижа 21 декабря 1763 г. он пишет: «Я начал обучаться живописи у Г. Виена, которого школа славнее всех в Париже; упражняюсь я в копировании рисунков, рисую с натуры, дважды всякий день, компаную на бумаге, учу французский язык, а ныне я начал еще перспективу и карекатуру. Ноября 25-го числа было Генеральное собрание в Королевской Академии, на котором я получил за рисунок прошлогоднюю медаль».

Еще до второго отъезда художника в Париж в Академии под­нимался вопрос о командировке Лосенко в Рим; было решено, что он пробудет в Париже до мая 1764 г., а затем отправится в Италию, но уже в рапорте от 8 февраля 1764 г. он сообщает: «Я не нахожу себя способным ехать в Рим. Тогo ради покорнейше Императорскую Академию прошу, чтобы я мог равно исполнить год в Париже, прислать мне еще жалования на шесть месяцев по 1 число ноября 1764 года. Я упражняюсь в копировании с рисунков, в рисовании с натуры, в композипии, в карикатуре, в перспективе, в французском языке и анатомии». Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р.; денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко, и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы.

Лосенко, картина Жертвоприношение Авраамово1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix»; однако не­удача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были за­няты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую по­хвалу». В конце этого же года Академия разрешила Лосенко пробыть в Париже еще год и прислала ему серебряную медаль; королевская же Академия немногим ранее удостоила его за рисунок первой медалью. Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка.

В конце 1765 г. окончился срок пребывания в Париже, и Ло­сенко отправляется на три года в Рим. Эти три года удалось вы­хлопотать, несмотря на все благоволение Академии и отличные рекомен­дации, полученные из Парижа, только после долгих и настойчивых просьб.

В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери». И действительно, в рапорте от 23 марта 1767 г. мы читаем: «Ныне я окончивши мои этюды с антиков, начал рисовать с славных картин для совершенства композиций, експерсии, драпери... по­чему я и сей год не могу ничего из моих работ представить Императорской Академии, но на будущий год начавши писать мои компо­зиции и этюды с натуры, не премину прислать за все три года». В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах; в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны; но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, все­покорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г.». Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии».

1     сентября 1768 г. окончился срок заграничной командировки Лосенко, но Академия разрешила ему, для окончания этюдов и в виду наступающей зимы, пробыть в Риме до весны 1769 года.

Лосенко, картина Владимир и Рогнеда

Наконец, в апреле 1769 г. Лосенко покинул Рим и через несколько месяцев пути прибыл в Петербург. Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным». 25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его пре­восходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним  старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко».

Получив так быстро все академические отличия, художник не должен оставаться в долгу, и сразу он весь уходит в акаде-­мические дела. Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание. «Сему то опытному художнику обязаны все тогда обучавшиеся в Академии не токмо живописи, но даже скульптуре и гравированию. Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили.», пишет Акимов в «Северном Вестнике». К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно. Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». Это первое руководство, составленное русским художником, для детального изучения анатомии, необходимого для каждого художника.

Из учеников Лосенко наиболее известны Соколов и Акимов, учитель Шебуева и Егорова. Также Лосенко помог Алексееву найти истинный путь его творчества — путь пейзажной живописи. Как педагог, как наставник юных художников, Лосенко не мог открыть пред ними новых горизонтов, не мог показать им еще неведомые пути, но он был спокойным и мягким учителем, прекрасно передавшим свое техническое умение, свой опыт академпческим питомцам.

Вообще, о последнем петербургском пepиoдe жизни Лосенко известно довольно много, так как, к счастью, сохранилось несколько документов, позволяющих, хотя бы и эскизно, обрисовать духовный облик художника, условия его жизни, общество, среди которого он вращался и с которым он дружил.

Среди приятелей художника был поэт В. И. Майков, одописец Рубан, придворный живописец - реставратор, ин­спектор Эрмитажной галереи Пфанцельд, поэт и переводчик А. А. Нартов. Этот кружок поэтов и эпикурейцев, масонов и актеров — истинных сынов Фелицыных дней, воплотивших в своем творчествe целое огромное течение русской культурной жизни имел большое влияние на творчество.

Екатерина II покровительствовала художнику. «A son retour à St.-Petersbourg, il fut gracieusement reçu de S. M. l’impératrice Cathe­rine H»—сообщает Реймерс. Затем 25 Июня 1773 г. Императрица посетила его мастерскую — это событие занесено с мельчайшими по­дробностями в Академические анналы. Кроме того, Лосенко получал от Государыни заказы.

И Фальконэ, и Реймерс отзываются о Лосенко, как о человеке мягком, даже слабовольном, но любезном и податливым. Этой мягкостью, уступчивостью воспользовались заправилы Академии, и скоро жизнь Лосенко была отравлена постоянными интригами, неприятностями, непосильной работой в Академии.

Но недолго пришлось Лосенко прожить в Петербурге в кругу приятелей, среди постоянных занятий в Академии, еще более усложненных директорскими обязанностями, принятыми на себя Лосенко вместе с Жилле. «1773 года ноября 23 дня пополудни в исход второго часа Императорской Академий Художеств г-н профессор и директор Антон Павлович Лосенко от­ступившею ко внутренним частям водяною болезнью скончался».

Погребение состоялось 26 ноября на кладбище при Благовещенской церкви;  для надписи на памятнике были выгравированы простодушные стихи В. И. Майкова.

 

 

КАРТИНЫ А.П. ЛОСЕНКО

 

Самое известное и когда-то самое чтимое из художественного наследства Лосенко это академические полотна вроде «Ловления рыб» и «Гекторова прощания»; они образуют самый большой, но далеко не самый интересный, зал в музее его творчества, который должен быть осмотрен первым, чтобы прелесть следующих маленьких кабинетов была прочувствована нами более близко и остро.

Академические композиции Лосенко являются прекрасным отражением той бестолочи, что наполнила в 60—70-е годы восемнадцатого века молодое русское академическое искусство и от которой оно долго не могло отделаться. Русский художник на родине, в России, видевший нашу драгоценную иконопись, незамысловатые работы Матвеева, Никитиных, И. Аргунова, Антропова и случайные картины Заморских третьестепенных мастеров, кое чему поучившись в Ака­демии, где преподавание только-только налаживалось, попал в Париж, в Рим, в города, переполненные творениями «великих», в центры преемственной, строгой культуры, в атмосферу умирающего барокко, цветущего рококо и нарождающегося классицизма. Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко.

Годы учения Лосенко — были годами переходными во французском искусстве того времени. Корабль искусства уже вышел из одной гавани, но еще не вошел в другую — веселые богини, убранные розами и жемчугами, рядились в строгие хитоны, суровые римские воины уже проникли на сладостную Цитеру — приют Louis le bien aimé.

Но Лосенко не примкнул ни к барокко, ни к классицизму — он был слишком русский, слишком серьезен и степенен, чтобы очароваться нарядным маскарадом Тьеполо и Бушэ, слишком твердо помнил заветы грубоватого, но жизненного И. Аргунова, слишком любил Рубенса (Рубенса художник изучил в Париже; отзывы о работах фламандского мастера всегда восторженны —«композиция смела и величественна, колера жаркие и вариаций много в телах»),  чтобы пойти за первыми классиками.

Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса; непосредственному характеру вы­ходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера; в них нет усталой, тонкой улыбки, искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов; героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов.

Но, конечно, главное в этих полотнах навеяно не Россией, чего было бы странно и требовать, а французским академическим искусством 17-18 веков, с когорым Лосенко хорошо позна­комился во время своего пребывания в Париже, где им были внима­тельно осмотрены многие храмы, королевская Академия, Тюильри, Версаль, Пале-Рояль и Люксембург. Подробнейший журнал парижских впечатлений пестрит именами Лебрена, Жувенэ, Лесюера, Натуара и других. У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров», или «експрессии весьма натуральны», или «свет и тени хорошо располо­жены», или, наконец, «композиция величественна». Интимное же французское искусство 18 века, искусство Ватто, Шардэна и Фраго­нара, не тронуло Лосенко: о Ватто и Фрагонаре он совсем не упоминает, а о Шардэне пишет слдующее: «...колера натуральны и кистью владено натурально».

Лосенко, картина Товия с ангелом

Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом», исполненным еще у Аргунова. Это полотно, и по иастроешю, и по краскам, еще вполне принадлежит барокко, веселому и немного наив­ному. Богаты краски: опаловое, мерцающее небо, влажно-зеленые экзотические пальмы, серебристые аметистовые воды ручья. Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выпи­саны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины), и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами».

В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам; на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим при­обретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать».

Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии; но, ведь, и «самый высокий художник не есть еще творец». Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны Эрмитажей и Монплезиров, нарушающий всю классици­стическую структуру композиции, умелая лепка, à la Караваджо, головы и руки Авраама и белокурая прядь волос Исаака, бессильно по­никнувшая, — прелестная деталь, умно подчеркивающая суть события. Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, слу­чайно сюда попавшие.

Затем до 1770 г. мы не видим ни одного «высокого шедевра». К этому году относится «Рогнеда, когда Владимир возвращает ей побеиду, одержанную над отцом ея». Слабость этого полотна сознавали даже сами современники: «Тесное расположение фигур и театральное одеяние, им употребленное, мало способствует умному замыслу сего сочинения» — написали тогда в «Северном Встнике». Ни в одной из картин Лосенко нт такой сильной позы театральности, как в этой.

Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание». Все действие свободно и стройно, хотя несколеко холодно и парадно, развертывается на фонe монументального здания в духе Робера или Тиеполо, под облачным беспокойным небом; приятен колорит, что так редко бывает в исторических картпнах Лосенко — усталые гармонии бледно-зеленого, красного и cepогo. В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса, истинного размаха. «Прощание», из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено при­вкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, хо­лода и мертвенности.

К академическим полотнам причисляют еще, обыкновенно, «Каина» и «Авеля»; но их лучше отнести к небольшой группе работ, в которых мастер разрабатывал проблему нагого тела. Трудно найти в русском искусстве художника, который бы с такой любовью, с таким благоговением изучал и рисовал человческое тло.

Странно, как в век, когда весь мир был одет по последней моде в робы и пудренные парики, мог появиться мастер, истинно влюбленный в живое, дeвственное, откровенное тело, в теп­лую игру мускулов, в мягкие отблески кожи, в румянец щек, во влажный блеск глаз. Может быть, тут сказалось влияние И. Аргу­нова, в лучших портретах которого сквозит то же желание проникать в тайны телесности. Надо отдать должное Лосенко — живое человеческое тело он писал живо, сильно и выразительно.

Лосенко, картина Св. Андрей ПервозванныйГораздо скромнее, сдержаннее написан «Св. Апостол Андрей Первозванный», близкий по общей структуре композиции к аналогичной картине Доменикино, поступившей в Эрмитаж по завещанию гр. П. С. Строганова. В ясном ритме всего полотна, в темноватых тонах Лосенко удалось передать что-то дйствительно святое, чистое и благостное.

Человеческое тело изучал Лосенко и в своих рисунках, которые когда-то завоевали ему такую славу. Пocлe его смерти их осталось, судя по описям,  более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии». Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет». И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому. Некоторые рисунки, как, напримр, с головы Петра Великого, вылепленной М. Калло для Фальконэтова Всадника, с античной скульптуры итальянских мастеров, известны нам по гравюрам Л. Анрикэ, В. Гураховского, В. Осипова, Пермякова, Платовкина, Скородумова, Ухтомского, Чуксина, Шотена, Споягинского, Пищалкина и Плахова.

Лосенко, рисунок "Скорбящим помощница"

Современники очень высоко оценивали рисунок Лосенко: Реймерс называет его «excellent dessinateur», а Фальконэ в «Замчаниях на статую Марка Аврелия» рекомендует его, как прекрасного рисо­вальщика.

Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. Их мягко вычерченные контуры, такие далекие от четких контуров, твердых линий, типичных для Лосенко, нежная дымка красок, пепельных и розоватых, тихо очаровывают ласковой магией, пол­нящей эти небольшие листы — истинные шедевры среди рисунков русских мастеров.

По отличным рисункам Лосенко учились будущие акаде­мики — здесь надо искать начало правильного, серьезного рисунка, которым блещут даже слабейшие академики 18 и первой половины 19 веков.

Лосенко, портрет Сумарокова

Постоянное изучение человеческого тела, многолетние анатомические навыки многое открыли художнику в области портрета. Лосенковские портреты не затерялись в великом море портретов 18 века, но до сих пор еще не утратили того трепета, что вложил в них художник, до сих пор привлекают и волнуют. Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр. Ротари. Мягкие линии лица, текучесть и округлость форм, спокойный колорит заставляют вспомнить простодушную грацию и любезность итальянского художника. Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски». «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ.

Лосенко, портрет Волкова«Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен. В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизнен­ный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le désespoir d’Armide» и «Le Faune enchaîné», театр «высоких тра­гедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Может быте, этому причина имя Волкова, так много говорящее любителю театрального художества, или меч, маска и плащ — магические символы старинного театра, или то таинственное и очаровывающее, что вкладывает каждый истинный художник в свою работу, и что, как старое вино, пьянит чем старее, тем сильней.

Портрет третьего доброго гения русского театра, Шумского, написан уже вполне свободно: в янтарном, сдержанном, но богатом колорите, в лице,  чувствуется что-то свое, переработанное и передуманное. Этот портрет представляет Лосенко, как вполне самостоятельного мастера.

В портретах Лосенко нет близкого интимного проникновения в душу модели, чем так сильны портреты Боровиковского и Левицкого. Лосенко, как портретист, близок из современников к Рокотову, а из предков к Бронзино — к очень умным и очень внимательным художникам, которым излишняя холодность и из­вестная преграда, всегда отделявшая пх от модели, не мешали созда­вать полотна, пленяющие до сих пор строгой, немного суровой кра­сотой и твердым мастерством.

Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат. Вас. Хлюстиной, который по датам семейной хро­ники должен быть отнесен к 1770-м годам, проявляет творческую инди­видуальность художника с совершенно неожиданной стороны; всегда земной и не особенно чуткий Лосенко, оказывается, мог быть пышным и легким, нежным и томным — истинным сыном 18 века. Весь портрет полон тайной, запретной жизни. Странная девушка с тусклыми глазами колдует тонкими призрачными чарами, вечно-юными чарами восемнадцатого века. Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. Пудреные волосы г-жи Хлюстиной отлично гармонируют с розовым венком, с голубыми рюшами корсажа. Краски, положенные свободно и просто, напоминают бледные тона осенних роз, тронутых морозом.

На этом завершаем наше повествование. Заканчивая этот очерк, хочется сказать, что Антон Павлович Лосенко, знаменитейший из всех «старых» русских живописцев, по праву считается одним из основателей Российской школы, получившей от него самобытную особенность, которую составляет соединение в одно целое достоинств всех лучших европейских школ.

artefakt.in.ua

Антон Лосенко – первый российский исторический живописец

Антон Лосенко – первый российский исторический живописец

Антон ЛосенкоАнтон Лосенко, один из самых значимых художников России XVIII века, родился в 1737 году в городе Глухов (Украина) в казацкой семье, осиротев в семилетнем возрасте. Еще при жизни родителей Лосенко обучался в Глуховской школе песни и инструментальной музыке, а после их смерти пел в Придворной певческой капелле. В 16-летнем возрасте вынужден был ее покинуть из-за изменений в голосе, после чего был направлен учиться живописи у крепостного живописца Ивана Аргунова, «принадлежавшего» графу Петру Шереметьеву. Молодой художник обучался этому тонкому искусству почти шесть лет, после чего был зачислен в 1758 году в Академию искусств (Петербург). Приемом студентов занимался основатель этой академии и Московского университета, фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Иван Шувалов.

Учителям учебного заведения, где учился Лосенко, в основном были французы. Под их руководством молодой живописец создал первые свои две серьезные работы: портреты Шувалова и поэта Ивана Сумарокова. Тогда же, спустя два года обучения, был отправлен во Францию для усовершенствования своей техники живописи. Там в течение двух лет он создавал одну из крупнейших своих работ – полотно «Чудесный улов рыбы» (евангельский сюжет). В этой работе начала проявляться индивидуальность автора. Хоть он и писал в пропагандируемом тогда стиле классицизма, Лосенко смог вписать в жесткие каноны человеческий, смягченный образ Спасителя.

«Андрей Первозванный»Вернувшись в Петербург в 1762 году, художник получил заказ на создание «Портрета Великого князя Павла Петровича в детстве». В дальнейшем этот человек стал императором Павлом I. В этот же период к нему обратились основатель первого публичного театра в России Федор Волков и актер Яков Шумской. Выполнив заказы, Антон Лосенко вернулся в Париж, чтобы продолжить свое обучение, обучаясь исторической живописи в Жозефа-Мари Виена. В 1764 году им написаны картины «Андрей Первозванный» и «Смерть Адониса», а годом позже, в конце обучения, написал «Жертвоприношение Авраама», перебравшись в Италию. В те же годы молодого художника заинтересовала античность. Впрочем, эта заинтересованность продиктована временем и модой – классицизм поощрял обращение к древнегреческим сюжетам, и в 1769 году появилась картина «Зевс и Фетида». Глядя на творчество Лосенко, заметно влияние тех или иных стилей на его мастерство. До середины 1760-х мастер красок рисовал библейские сюжеты в стиле позднего барокко, а в конце десятилетия он обратился к классицизму, что хорошо заметно в картинах «Каин» и «Авель». В «итальянский» период творчества художник много времени уделял рисованию голых тел, с точностью пропорций и анатомических особенностей человека. Закончив эти две картины, художник вернулся в Петербург. 60-е годы в творчестве автора особенно богаты портретными работами, посвященными современникам. Герои его картин величественны, одухотворены, от них веет человеческой добротой и доброжелательностью.

«Владимир и Рогнеда»К 1770 году Лосенко заинтересовался древнерусской культурой, создав «Владимира и Рогнеду». Крупная работа доказала справедливость утверждения, что русская история имеет право стоять на одной ступеньке с историей античности по крайней мере в культурном плане. За эту картину живописец получил звание академика. Согласно истории, Новгородский князь Владимир просил князя половцев Рогвольда отдать за себя замуж его дочь. Последний отказал Владимиру, вызвав его гнев. Вскоре Владимир завоевал Полоцк, убил князя с сыновьями, а его дочь, Рогнеду, взял в жены силой. Картина Лосенко изображает кульминационный момент, когда Владимир вторгается в покои только что осиротевшей девушки. Но здесь художник отошел от истории, к картине идеалы эпохи просвещения – гуманизм и нравственность. Князь Владимир как бы кается перед Рогнедой в содеянном. Он больше не вероломный князь, начинающий войну в угоду своим амбициям. Больше чем такое перевоплощение князя критиков порадовал антураж картины – национальное прошлое. С тех пор, история русского народа входит в высший свет живописи, занимая место наравне с античностью и Библией, становится сюжетом исторической картины.

Пионером Лосенко стал и в другом направлении искусства в России. Он создал первый в стране учебник по художественной анатомии человека, назвав его «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенка для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное». Для нескольких поколений художников, особенно классицистов, этот труд стал главным помощником в развитии и оттачивании их художественных навыков. Следующим шагом Лосенко стал труд, в котором он изложил азы исторической живописи. Работы талантливого художникабвли написаны и изданы в годы его преподавательской деятельности. Сначала он был назначен адъюнкт-профессором Императорской Академии художеств, профессором, и, в конце концов, ее директором.

Последней работой автора стала незаконченная картина «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 год). Оригинальный сюжет из «Илиады» Гомера рассказывает о подвиге самопожертвования ради любви к Родине. Гектор, сын царя Трои Приама, прощается с женой и своим ребенком перед сражением. Художник изобразил героев будто знавших, что из этого сражения им не вернуться живыми, поэтому вся сцена изображена как патетическая. Примечательно, что наигранно патетичен лишь Гектор. Остальные люди персонажи величественны, сдержанны, суровы. Они контрастируют с центральной фигурой полотна, создавая гармоничность композиции.

«Прощание Гектора с Андромахой»

Увы, талантливый художник умер рано – в возрасте 36 лет. Причиной смерти стала «водяная болезнь» – водянка. Современники отмечали, что Лосенко не место в преподавательском деле – не из-за отсутствия таланта, как раз наоборот. Скульптор Этьен Морис Фальконе писал императрице Екатерине II, что Лосенко не может реализовать себя как художник на преподавательской должности, а будучи вечно вовлеченным в «подковерные интриги дворян», чувствовал, что ему не место среди этих людей. Фальконе также отмечал, что эти люди погубят «первого искусного художника нации». Императрица обещала отреагировать и перевести Лосенко в Эрмитаж, но этого не случилось. Возможно, из-за подорванного морального состояния и высосанных этими интригами сил, Антон Лосенко и не смог справиться с тяжелым недугом. Согласно другой версии, он якобы перенес ряд унижений, лишился заказов, был стеснен материально, и из-за захлестнувшего его отчаяния спился. Противники этой редкой теории отмечают, что живописец напротив вел здоровый, «воздержанный» образ жизни, а вино применял только как лечебное средство. Интересно, что версия о пьянстве появилась только в 50-е годы прошлого века, в то время как обратную этой версии высказал еще Петр Петров – писатель и искусствовед XIX века.

Не смотря на слухи и домыслы, в историю России Антон Павлович Лосенко вошел как искусный портретист и основоположник исторической национальной живописи. Живописец стал первым русским художником, признанным европейскими мастерами, искусствоведами и высшим светом как истинный русский мастер картины.

russia.rutut.ru

Антон Павлович Лосенко (1737–1773). Мастера исторической живописи

Антон Павлович Лосенко

(1737–1773)

В 1770 году на выставке в Петербургской академии демонстрировалась картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда». Картина ошеломила зрителей, доселе не видевших подобных произведений. Автор композиции, известный художник, по праву считается основоположником русской исторической живописи.

Русский художник Антон Павлович Лосенко родился в городе Глухове Черниговской губернии. В шестнадцатилетнем возрасте он поступил в мастерскую к знаменитому портретисту И. П. Аргунову, а с 1758 по 1760 год учился в Петербургской академии художеств у Ж. Л. Де-Вильи, Л. Ж. Ле-Лоррена и Л. Ж. Ф. Лагрене (в те годы в Академии, основанной в 1757 году, преподавали практически одни иностранные живописцы).

В 1760 году талантливого молодого художника послали за границу, во Францию и Италию. В Париже Лосенко написал картину «Чудесный улов рыбы» (1762, Русский музей, Санкт-Петербург), в которой классицистические традиции сочетаются с необычной для того времени человечной трактовкой образа Христа. С 1766 по 1769 год Лосенко жил в Риме. Он изучал античное искусство, делал копии с полотен Рафаэля и других мастеров Возрождения, писал натурные этюды.

В 1769 году художник вернулся на родину. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Сюжетной основой для будущей работы Лосенко стала старинная легенда о Владимире и Рогнеде, рассказывающая, что новгородский князь Владимир попросил полоцкого князя Рогвольда выдать за него свою дочь Рогнеду. Девушка отказалась, и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова.

Художник показал на своем полотне тот драматический момент, когда Владимир, ворвавшийся в покои княжны, сообщает ей о смерти ее близких. С большим мастерством автор передает чувства и переживания героев. Глубокое горе и отчаяние застыло на лице Рогнеды, окруженной рыдающими служанками. Над ней склонился Владимир. Весь его облик (выражение лица, жесты рук, поза) передают горячее желание получить прощение и благосклонность девушки.

Черты прекрасного лица Рогнеды отличаются классицистической условностью, но князь Владимир написан с натуры. Моделью для его образа послужил современник Лосенко, известный драматический актер И. А. Дмитриевский. Идеализирована и молодая служанка, сидящая справа от Рогнеды. Она тоже страдает и сочувствует своей хозяйке, но горе ничуть не портит ее красивого лица.

Обратившись к историческому сюжету, Лосенко поднимал очень важные для своего времени проблемы. Деспотический произвол осуждали произведения художественной литературы, трагедии, которые ставились на театральных сценах в XVIII веке, но для живописи подобное явление было несколько неожиданным.

Осуждая своего героя, автор в то же время стремится облагородить его. С этой целью художник использует звучные цвета, одевая Владимира в одежду ярких красных, зеленых, оранжевых оттенков, контрастирующих с более холодными, приглушенными тонами костюма Рогнеды.

В 1770-х годах классицистический стиль еще только начинал проникать из Европы в Россию, и картина Лосенко с ее уравновешенной композицией и обращением к античности способствовала этому. Об античности напоминает не только трактовка образов, но и детали интерьера — колонна за спиной Владимира, греческая ваза, стоящая на полу. Но эти черты классицизма сочетаются с реалистичными элементами. Так, в фигурах воинов, пришедших с князем, нет ничего идеализированного и театрального, вероятно, художник писал их с натуры.

А. П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770, Русский музей, Санкт-Петербург

В композиции нет традиционных для русской живописи того времени деталей: арок, драпировок, кулис. Лосенко не хотел изображать своих героев в античных одеяниях (на голове Владимира нет шлема с гребнем). Он пытался одеть персонажи в национальные костюмы, но уровень этнографических знаний об эпохе Древней Руси в XVIII столетии был невысок, поэтому мастеру пришлось довольствоваться театральными костюмами, поступившими в академию из придворного театра.

Вскоре после окончания работы над «Владимиром и Рогнедой» живописец представил свое творение на суд зрителей. Публика с восторгом встретила картину. Хотя произведения с исторической тематикой создавались многими художниками, до Лосенко никто не показывал так эмоционально и глубоко человеческие чувства и переживания. Картина принесла Лосенко звания академика и адъюнкт-профессора. В 1772 году он был назначен профессором и директором Петербургской академии художеств.

Исторические и мифологические сюжеты, которые являлись в стенах Академии приоритетными, должны были воспитывать у зрителей чувства патриотизма, любви к родине. Главным героем произведений многих художников был смелый и отважный воин, гражданин, готовый отдать жизнь во благо своей страны. Именно такого героя изобразил Лосенко в поздней работе «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, Третьяковская галерея, Москва).

Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Андромаха с маленьким сыном на руках уговаривает мужа отказаться от похода и остаться с ней, но Гектор непоколебим, он не может забыть о воинском долге. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Андромаха, чей тонкий профиль напоминает женские лики древнеримских барельефов, внимательно слушает речь мужа. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. В образе этой женщины гораздо больше задушевности и естественности, чем в идеализированном облике ее хозяйки.

В торжественной и величественной сцене прощания черты классицизма сочетаются с реалистичностью в изображении троянских воинов и с непосредственностью передачи человеческих переживаний.

Лосенко не успел завершить «Прощание Андромахи с Гектором», он скончался в возрасте 36 лет от болезни сердца. Автор прекрасных портретов (президента Академии художеств И. И. Шувалова, 1760; актера Ф. Г. Волкова, 1763 — оба в Русском музее, Санкт-Петербург), рисунков, выдающийся педагог, он много сделал для развития русского искусства. Современники называли художника «Ломоносовым русской живописи».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru


Смотрите также