Картины «Мадонна в скалах». Картины мадонны


Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля

Мадонна Грандука

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504-1505 гг. Палаццо Питти, Флоренция

Следующее поколение художников после Рафаэля (1483-1520 гг.) оказались в отчаянном положении. Знатоки искусства в один голос утверждали, что превзойти по мастерству Рафаэля уже невозможно. Совершеннее некуда. Оставалось только восхищаться, копировать и подражать.

Беспорность его мастерства признана и в наши дни. Так в чем же она выражается? Это можно легко оценить с помощью картины Рафаэля “Мадонна Грандука”. Тем более, что в картине есть одна загадка. Ответ на неё я также попытаюсь найти.

Рафаэль как творец совершенной красоты

Так в чем же секрет Рафаэля? Почему многие считают его лучшим художником всех времён?

Рафаэль виртуозно владел методом Леонардо да Винчи “сфумато”. Очертания лиц как бы растворяются в плавных переходах от света к тени. Это делает фигуры объемными и живыми.

Также он подходил к созданию композиции как архитектор. Его композиционные решения очень гармоничны. Мадонна Грандука слегка развёрнута вправо, а младенец – влево. Это и делает их простые позы такими лаконичными.

Рафаэлю удалось приблизиться к совершенной простоте. В том, как расположены руки, как ниспадают складки одежды. Создаётся ощущение, что только так и должно быть.

На самом деле за этой простотой стоит долгий поиск самого верного решения. Только Рафаэлю удавалось так умело прятать предварительную работу. Как будто он создавал свои работы на одном дыхании. Без усилий. Хотя, конечно, это было не так.

Рафаэль был учеником Перуджино. Он тоже писал Мадонн. Разница между ними очевидна. Ученик превзошёл учителя. Рафаэлю удалось достичь вершины подлинной красоты. Все его предшественники были лишь в поиске этого совершенства.

Мадонна Перуджино

Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США

Загадка Мадонны Грандука

Если вы хорошо знаете работы Рафаэля, то наверняка вам известно, чем “Мадонна Грандука” отличается от других его работ. Если нет, то посмотрите на пару других картин, чтобы заметить разницу.

Мадонна в зелениРафаэль в ЭрмитажеМадонна в зелениРафаэль в Эрмитаже

Картины Рафаэля. Слева: Мадонна в зелени. 1505 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Справа: Святое семейство (Мадонна с безбородым святым Иосифом). 1506 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Обе картины написаны в то же время, что и Мадонна Грандука. Отличаются они фоном. Почти все Мадонны написаны Рафаэлем на светлом фоне интерьера или на лоне природы. Этим он добивался “циркуляции воздуха” и объемности.

Мадонна Грандука была не исключением. Судя по предварительному рисунку, картина задумывалась с пейзажем на заднем фоне.

Рисунок Рафаэля

Рафаэль Санти. Рисунок к картине “Мадонна Грандука”. Кабинет набросков и этюдов в Галерее Уффици, Флоренция, Италия.

Более того, рентгеновский снимок картины также показал, что Мадонна Грандука изначально была создана совсем с другим фоном.

Загадка Рафаэля

Рентгеновский снимок картины Рафаэля “Мадонна Грандуки” (скопировано с сайта Corriere Della sera). 1. Под чёрной краской – другой слой краски, окружающий фигуры. 2. Балюстрада 3. Пейзаж 4. Нависающая структура (занавес или дерево). 5. Ещё одна структура (стена дома или занавес).

Многие искусствоведы считают, что Рафаэль в подражание Леонардо да Винчи закрасил свой фон чёрной краской. Ведь великий Леонардо предпочитал темный и мрачный фон. Но тогда Рафаэлю достаточно было заглушить яркие краски. Зачем закрашивать глухим черным цветом?

Я в эту версию слабо верю. Рафаэль отличался очень кропотливой подготовкой перед созданием картины. Не верится, что он создал картину, а потом вдруг его “осенило” изменить фон. К тому же все остальные его Мадонны того же периода написаны исключительно со светлым задним планом.

Я могу предположить, что фон закрасил кто-то другой. Причём сделано это в стиле Караваджо. Поэтому это явно произошло в 17 веке, 100 лет спустя. Химический анализ краски также подтвердил, что изменения внесены в это время.

Вполне возможно, что это сделал Карло Дольчи (1616-1686), религиозный художник 17 века. Картина принадлежала ему всю жизнь. Пока её не купил у его наследников Герцог Франциск III в 1800 году. Приобрёл он её уже с черным фоном. Судя по описаниям картины того времени.

Кстати, Мадонна получила своё название именно в честь этого владельца (Grand Duca – Великий Герцог в переводе с итальянского).

Картины Карло Дольчи

Карло Дольчи. Мадонна с младенцем. 1660-1670 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Дольчи любил писать святых как раз на тёмном фоне. Тем самым он усиливал религиозность картин. Возможно, ему вздумалось внести изменение и в “Мадонну Грандука”.

Тайна Бриджуоторской Мадонны

Я бы остановилась на этой версии с вероломным Карлом Дольчи, если бы не ещё одна нестыковка!

У Рафаэля есть ещё одна Мадонна с закрашенным черным фоном. Картина написана 1,5-2 года спустя после Мадонны Грандуки.

Бриджуотерская мадонна

Рафаэль Санти. Бриджуоторская Мадонна. 1507 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

История та же! Рентген показал, что под чёрной краской – пейзаж в окне. На сайте Национальной галереи Шотландии также указана версия, что Рафаэль сам закрасил пейзаж темной краской.

Получается, что мастер тщательно продумывал композицию, тратил силы на сложный задний план с пейзажем. Чтобы потом все закрашивать? Причём с завидной регулярностью? Это совершенно не похоже на его метод работы.

Возможно, что обе Мадонны принадлежали одному и тому же владельцу до покупки одной из них Карлом Дольчи, то есть в начале 17 века. Может быть этот владелец решил, что пейзажи и интерьеры отвлекают зрителя от Священного образа. Поэтому решил их закрасить.

К сожалению, это только предположение. Установить, кто владел картинами в этот период, мне пока не удалось. Поиски продолжаются.

О других картинах художника читайте в статьях:

 “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

 Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

"Мадонна с младенцем", Леонардо да Винчи

Мама и новорожденный ребенок - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

мадонна с младенцем

Ему уделяли особое внимание как популярные и всем известные художники (Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти), так и мало знакомые широкой публике (Бартоломео Мурильо, ди Марковальдо и другие).

Дева Мария ди Марковальдо

Коппо ди Марковальдо считается основоположником сиенской школы изобразительного искусства. Его судьба достаточно интересна, поскольку в середине XIII в. он участвовал в одном из сражении на стороне флорентийских приверженцев Папы, по результатам которого художник был захвачен в плен. Но поскольку он был очень талантливым, то смог "купить" себе свободу, нарисовав очень красивый и достаточно реалистичный образ мадонны с младенцем, который затем передали Сиенской церкви. Данная мадонна получила название "Мадонна дель Бордоне".

Эта картина представляет зрителю Деву Марию, сидящую на троне, слегка приподнявшую одну ногу, чтобы младенцу было более кофмортно сидеть у нее на руках. Она трогательно держит его за ножку, а он тянется к ней рукой. У них уже есть какое-то заметное взаимодействие, чего не наблюдалось на более ранних картинах.

Голову Девы окружает еле видимый нимб. Стоит отметить невероятно выразительные глаза этой мадонны. Она смотрит на зрителя, будто заглядывая в его душу. Одежда ее представляет собой простую черную накидку, но для большей шикарности художник прорисовал драпировки золотым цветом. По сторонам, слева и справа, находятся ангелы, изображенные во весь рост (это традиция Флоренции). Обычно их рисовали одинаковыми, но эти, если присмотреться, не полностью идентичны друг другу: отличия - в их лицах.

От менее известных перейдем к более популярным и рассмотрим подробнее самые яркие картины на эту тематику.

"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи

Одна из самых известных картин, на которых изображена мадонна с младенцем - это картина "Мадонна Литта" ярчайшего итальянского художника Леонардо да Винчи. Сейчас ее можно увидеть среди шедевров, хранящихся в Эрмитаже.

да винчи мадонна с младенцем

Главное лицо на этом полотне - молодая женщина, которая держит на руках малыша и кормит его грудью. Как и во всех картинах эпохи Возрождения, она выделяется более яркими цветами по сравнению с фоном, где зритель может наблюдать окна в форме арок, сквозь которые виднеется яркое голубое небо с пушистыми белыми облаками. Стоит отметить, что мадонна с младенцем прорисована очень четко, ее черты как будто выделены, как бы нарисованы под вспышкой фотоаппарата, по сравнению с несколько размазанным фоном - это также отличительные черты портретов той эпохи.

Мама с нежностью смотрит на ребенка. Некоторым кажется, что она слегка улыбается (популярная для картин художника "улыбка Леонардо"), на самом же деле, мадонна задумчива. Ребенок смотрит на зрителя, держа в одной из ручек птицу - маленького щегла.

Щегол на картине "Мадонна Литта"

Существуют различные версии того, почему птенец изображен на этой картине.

- Птица как символ будущих страданий Христа, где красная головка щегла обозначает кровь, пролитую Сыном Божьим. По легенде, когда Христа вели на Голгофу, на него слетел щегол, вытащил из брови Иисуса колючку, и на него капнула кровь.

- Щегленок, символизирующий душу, которая после смерти отлетает: это обозначение идет еще из античного язычества, но сохраняется и в христианской семиотике.

- Апокрифическое евангелие от Фомы рассказывает немного другую историю: Иисус оживил умершего щегленка, просто взяв его в руки, поэтому и изображают на многих картинах этого птенца вместе с младенцем.

Мадонны Рафаэля Санти

Но есть и другая, не менее знаменитая мадонна с младенцем. Рафаэль Санти был тем, кто ее написал. Вернее сказать, у него достаточно много картин с таким сюжетом: это и всем известная "Сикстинская мадонна", и хранящаяся в Эрмитаже "Мадонна Конестабиле", и необыкновенная "Мадонна с вуалью", на которой изображены не только мать и ребенок, но и все Святое семейство.

мадонна с младенцем рафаэль

Непосредственно картину с названием "Мадонна с младенцем" Рафаэль написал в 1503 г. Женщина на ней более утонченная и, несомненно, более юная, чем у да Винчи. Очевидно, что связь между матерью и ребенком более выражена. Они смотрят друг на друга с трогательной любовью и легкой задумчивостью, мама поддерживает малыша за спинку рукой. Это уже не та тревожная Дева, которую можно наблюдать на ранних картинах художника.

Вместе они читают книгу "Часослов" - символ авторитета церкви - в которой записаны тексты молитв, псалмов, церковных служб (ранее, кстати, именно по этой книге учились читать). По некоторым данным, "Часослов" открыт на той странице, которая соответствует девяти часам, а это время, когда Иисус был распят на кресте.

На фоне нарисован дымчатый пейзаж с церквушкей и деревьями. Кстати, этот пейзаж также можно назвать отличительной характеристикой произведений Санти на тему матери и ребенка. Почти на каждой картине Рафаэля присутствует достаточно подробно прорисованный пейзажный фон.

Нет смысла, определять, чья картина лучше: да Винчи или Рафаэля. Мадонна с младенцем у каждого из них смотрится оригинально и неповторимо.

Не только изобразительное искусство интересовала тема матери и ребенка, поэтому стоит рассмотреть и то, как она отражалась в других видах.

Мадонна с младенцем в скульптуре

Внимание любого ценителя искусства привлекает скульптура "Мадонна с младенцем", автором которой является известный мастер Микеланджело.

скульптура мадонна с младенцем

Этот шедевр по замыслу заказчиков должен был находится на высоте около девяти метров, таким образом, зрители смотрели бы на него снизу вверх, как на божество. Кстати, именно по этой причине взоры матери и ребенка направлены вниз.

Имеются сведения, что кардинал Пикколомини (первый заказчик) был недоволен эскизами, в первую очередь из-за того, что Иисус был нагим, поэтому их договор с Микеланджело был разорван. А скульптура, в конечно итоге, нашла своего владельца. Им стал де Мускрон - торговец из города Брюгге. Затем он передал ее церкви Богоматери, где она была помещена в темную нишу, прекрасно контрастировавшую с мраморно-белым цветом самой скульптуры.

На данный момент, дабы защитить произведение искусства, власти города разместили его за пуленепробиваемым стеклом.

"Мадонна Дони" Микеланджело

Помимо того, что Микеланджело был отличным скульптором, он также являлся и замечательным художником. Хотя и не считал это каким-то достижением и совсем не гордился своим талантом.

Образы, нарисованные им, поражают зрителя невероятной пластичностью, кажется, что даже при рисовании он "лепит" фигуры, наделяя их объемом. Кроме того, на картине изображено все Святое семейство, что являлось редкостью для картин такого плана. Конечно, в полном смысле слова, Микеланджело - скульптор, а не художник. "Мадонна с младенцем" однако же является просто шедевром.

художник мадонна с младенцем

Итак, подведем итоги. Если говорить о самой известной картине, изображающей Деву Марию, то это шедевр Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем". Если же человек интересуется другими видами искусства, то самой яркой и запоминающейся, несомненно, является работа Микеланджело.

fb.ru

Картины «Мадонна в скалах» — Artrue

Версия из Лувра.Дата создания: 1483–1486 годы.Тип: масло на панели (позже перенесена на холст).Габариты: 199*122 см.

"Мадонна в скалах" из Лувра. Леонардо."Мадонна в скалах" из Лувра. Леонардо. Полотно из Лувра.

Версия из лондонской галереи.Дата создания: 1495–1508 годы.Тип: масло на панели.Габариты 189,5*120 см.

Мадонна в скалах. Лондон. Леонардо.Мадонна в скалах. Лондон. Леонардо. Лондонское произведение

Синопсис

«Мадонна в скалах» — имя пары похожих картин, авторства да Винчи, демонстрирующие одну и ту же композицию и персонажей и отличающиеся лишь несколькими деталями, например различиями в цвете, освещении или растительности. Изначально, обе работы создавались на деревянной панели, но в Лувре более раннюю версию перенесли на холст. Обе панели изображают Мадонну с младенцем Иисусом, Иоанном Крестителем и ангелом на фоне скалистого пейзажа, откуда работы и берут свое название.

Мадонна в скалах

Версия Лувра

Большинство исследователей полностью приписывают авторство работы Леонардо. Принято считать, что панель создавалась в Милане. Существует несколько гипотез, объясняющих существование двух картин, например, теория о продаже первой версии частному лицу и создание второй версии для сдачи заказа. Эта работа считается потрясающим примером техники сфумато, разработанной Леонардо.

Фрагмент Мадонны в скалах. Лувр.Фрагмент Мадонны в скалах. Лувр. Фрагмент работы из Лувра

Версия Лондона

Недавняя реставрация показала, что большая часть работы была сделана рукой Леонардо. Произведение создавалось для церкви Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан). В национальной галерее этот труд оказался в 1880 году.

Фрагмент Мадонны в скалах. Лондон.Фрагмент Мадонны в скалах. Лондон. Фрагмент лондонской версии.

Ангелы

Ангел неизвестного художника.Ангел неизвестного художника.

Считается, что два изображения ангелов, играющих на музыкальных инструментах, являлись частью композиции в алтаре. В настоящее время они также хранятся в Лондоне, а их авторами считаются Амброджо де Предис и Франческо Наполетано.

Ангел неизвестного художника.Ангел неизвестного художника.

Оплата

Вероятно, в мае 1483 года, Леонардо сделали первый взнос в объеме 100 лир. Затем, каждый месяц с июля 1483 по февраль 1485, мастеру выплачивали 40 лир в месяц, что в итоге составило около 800 лир. Окончательная оплата должна была состояться по завершению работы, но заказчики в лице братства Непорочного Зачатия не смогли предложить столько, сколько требовал дуэт Леонардо и Амброджо, в результате чего работа была завершена последним за 200 лир.

Сюжет

Небиблейский сюжет, изображающий Богоматерь с сыном и Иоанном Крестителем, был распространен в искусстве Флоренции эпохи ренессанса. Появление Иоанна тут связанно с тем, что он являлся покровителем Флоренции. Среди мастеров, обращавшихся к этому сюжету, были Рафаэль, Филиппо Липпи и Микеланджело.

Анализ

В июне 2005 года, когда лондонская версия была рассмотрена под инфракрасной рефлектограммой, выяснилось, что под ней скрыто изображение женщины, вероятно стоящей на коленях. Ее правая рука была протянута вперед, а левая лежала на груди. Некоторые исследователи предполагают, что первоначально Леонардо планировал изобразить Мадонну, склонившуюся над младенцем Иисусом. В 2010 году были изложены все результаты последней реставрации и данные о ее исследовании.

artrue.ru


Смотрите также