Максимов В.М. «С дипломом». Описание картины. Картины максимов


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Максимов Василий Максимович (1844-1911)

Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место. Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре. Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств. После окончания курсов у талантливого молодого живописца появилась возможность уехать за границу, но он предпочёл остаться на родине, так как изображение русского народного быта было главным смыслом его жизни.

0Maximov.jpgМаксимов Василий Максимович

Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи.

В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована "для совместной работы и жизни", подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина "Больное дитя" (1864) была удостоена золотой медали АХ "за экспрессию".

Больное дитя (1864 г.)Больное дитя, 1864

Картина «Больное дитя», написанная в 1863 году, стала своеобразной «отправной точкой», от которой ведется отсчет серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры: в родной деревне, практически на глазах художника умирает его 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько взволновала мастера, что он решил запечатлеть то, что врезалось в его сердце.Картина известна лишь по офорту, но и он позволяет отметить, что в этой работе Максимов - пока лишь добросовестный ученик Академии. Академическая условность - идеальность лиц, предметная иллюстративность, полог у кровати, как торжественная академическая драпировка - снижает значительность жизненного факта. Сюжет из крестьянской жизни уже намечает главную тему его искусства, но художнику предстоит еще выработать художественное мышление, противоположное академическому.

автопортрет 1863автопортрет 1863

В декабря 1863 года Максимов пишет автопортрет, на котором мы не можем не остановиться: в нем видна вера художника в свои силы, самоутверждение наперекор пережитым и уже отброшенным унижениям (автопортрет был показан на выставке 1877 г.). Этот холст многопланов по своему содержанию: знакомит с личностью автора, вводит в мир художника, говорит о его взаимоотношениях с миром. Луч света делает различимыми во тьме лицо и фигуру сидящего. Свет скользит и словно запутывается в копне непокорных кудрей, создавая свечение вокруг юного с мягкими чертами лица. Динамика светового построения, подвижный мазок, незамкнутая объемная форма сообщают образу эмоциональную взволнованность. Осанка юноши горделива, голова в смелом полуобороте на зрителя, в выражении лица чистота и открытость, душевный строй приподнят. Небрежно запахнутый халат и не застегнутый ворот рубашки дополняют характеристику романтической раскованности. Художник молод, он еще только начинает жизнь в искусстве, и потому так привлекательны в нем гордая уверенность в себе и возвышенно чистый взгляд на мир. С автопортрета на нас смотрит человек, осознающий свою внутреннюю незаурядность. Натура его тянулась ко всякого рода творчеству: он увлекался офортом, столь же самозабвенно занимался столярной работой - мастерил стулья, блюда, чаши. Наряду с романтической приподнятостью в портрете присутствует интимность. Наедине беседуя с собой, художник не скрыл мягкости своего характера, отметил уязвимость легко ранимой натуры. В этой несколько намеренной демонстрации независимости и уверенности в себе есть момент самоутверждения и желание скрыть беззащитность перед миром, судьбой, жизнью.

Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Н. Крамским. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он, - я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя".

Мальчик-механик. 1871«Мальчик-механик»1871Холст, маслоНациональный художественный музей Республики Беларусь

Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М. Третьякову, что "не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни". Его произведение "Бабушкины сказки" (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.

Бабушкины сказки. 1867«Бабушкины сказки»1867Холст, масло 67 х 92Государственная Третьяковская галереяМосква

Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875).

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»1875г.Холст, масло 116 х 188Государственная Третьяковская галереяМосква

Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих "хоровое начало", отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: "Ты наш, если и напишешь, то не для смеху".

В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.

«Больной муж»1881г.«Больной муж»1881г.Холст, масло 70,8 x 88,6Государственная Третьяковская галереяМосква

В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: "Бедный ужин" (1879), "Аукцион за недоимки" (1880), "Заем хлеба" (1882), "Слепой хозяин" (1884), "У своей полосы" (1891), "Лихая свекровь" (1893).

Бедный ужин«Бедный ужин»1879Холст, маслоИркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Аукцион за недоимки. 1880-1881«Аукцион за недоимки»1880-1881Холст, маслоБердянский художественный музей имени И.И. Бродского

Слепой хозяин«Слепой хозяин»1884Холст, маслоГосударственный Русский музей

У своей полосы. 1891«У своей полосы»1891Холст, маслоОдесский художественный музей

Залом ржи. 1903«Залом ржи»1903Холст, маслоНиколаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: "Да, да, сам народ написал свою картину. <...> Вот, жанристы, у кого учитесь". Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость - с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. "Кремень передвижничества", "самый несокрушимый камень его основания" - так называл Максимова И. Е. Репин.

Семейный раздел«Семейный раздел»1876Холст, масло 106 х 148Государственная Третьяковская галереяМосква

Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина "Всё в прошлом" (1889).

Всё в прошлом«Всё в прошлом»1889г.Холст, масло 72 х 93,5Государственная Третьяковская галереяМосква

Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих "дворянских гнезд". Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни.

В год написания картины «Все в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет. Но он уже работал с трудом - сказался тяжелый жизненный путь. После картины «Все в прошлом» Максимов прожил двадцать лет, но это были годы постепенного угасания с редкими творческими просветлениями. Душевное состояние художника - очень часто упадническое, он подолгу не может превозмочь депрессию. Основным источником существования в этот период было копирование картин: «Все в прошлом» художник повторил сорок два раза, «Семейный раздел» и «Приход колдуна» - по пять-семь раз. Иногда Максимов поднимается до новых работ - это небольшие картинки типа «После обедни» (1891), «Лихая свекровь» (1893), «Пережил старуху» (1896), «Опять буянит» (1898). Ушла душа из живописи Максимова, как будто потерян живой нерв жизни, художник лишь по инерции пребывает в бытовом жанре. Чувствуя это, он теперь уделяет больше времени резьбе по дереву.

Добредет ли. 1896«Добредет ли?»1896Холст, маслоИркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Но иногда приходили счастливые часы. И тогда художник снова удивлял потенциалом своего лирического дарования. Одно из свидетельств этого - небольшая работа «Опять на Родине», где художник изобразил себя перед могилами предков у церкви Васильевского погоста. Проникновенной грусти настроения художника вторят неяркий северный день, мягко тающие в воздухе березки, приглушенность светлой палитры

Опять на родинеОпять на родине

Передвижная выставка 1906 г. последняя, в которой участвовал художник. В 1910 г. он начинает свою последнюю жанровую картину из жизни купечества «Прощеное воскресение». В ноябре 1911 г. Максимов Василий Максимович умер, крестьяне из Лопина и Чернавина на руках несли гроб с телом Максимова; в церкви Васильевского погоста деревня сердечно прощалась со своим художником.

Через год в Московском обществе любителей художеств был устроен вечер памяти Л.Н.Толстого, П.М.Третьякова, В.М.Максимова. С воспоминаниями о Максимове выступили А.М.Васнецов, А.П.Брюллов, Е.Е.Волков, И.Е.Репин. Репину же принадлежит некролог Максимову. Репинское чутье было верным, когда он писал, что в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым. Его образы отличает трепетная и взволнованная душевность, глубокая человеческая сердечность живет в его лучших картинах. И еще один важный вывод из этого сравнения - из первого поколения передвижников Максимов глубже понимал поэтический склад русской натуры, ближе всех стоял к народным представлениям о красоте и народному творчеству. Словом, в 70-е годы одним из первых прикоснулся к художественному познанию национальной жизни, что нашло свое продолжение в творчестве следующего поколения русских художников.

http://www.artsait.ru/art/m/maksimov/main.htmhttps://gallerix.ru/storeroom/1040780374/http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_psort=2&a...count_pic=-1&id_artist=129http://art-assorty.ru/3270-maksimov-vasiliy-maksimovich.html

kolybanov.livejournal.com

Русские художники - Максимов Василий Максимович :: NoNaMe

Русские художники - Максимов Василий МаксимовичВасилий Максимович Максимов (17 [29] января 1844, деревня Лопино, близ Новой Ладоги — 18 ноября [1 декабря] 1911, Санкт-Петербург) — великий, российский художник, передвижник, живописец-жанрист.

----------------------<cut>----------------------

Русские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий МаксимовичРусские художники - Максимов Василий Максимович

Автор: Максимов Василий Максимович (1844-1911)Жанр: жанровая живописьРазрешение: от 422x900 до 2013x1250Количество картин: 47Формат: jpg Размер: 67 MB

БиографияРодился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи.В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована "для совместной работы и жизни", подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина "Больное дитя" (1864) была удостоена золотой медали АХ "за экспрессию".Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Н. Крамским. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя".Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М. Третьякову, что "не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни". Его произведение "Бабушкины сказки" (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих "хоровое начало", отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: "Ты наш, если и напишешь, то не для смеху".В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка. В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: "Бедный ужин" (1879), "Аукцион за недоимки" (1880), "Заем хлеба" (1882), "Слепой хозяин" (1884), "У своей полосы" (1891), "Лихая свекровь" (1893). О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: "Да, да, сам народ написал свою картину. <...> Вот, жанристы, у кого учитесь". Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость — с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. "Кремень передвижничества", "самый несокрушимый камень его основания" — так называл Максимова И. Е. Репин.Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина "Всё в прошлом" (1889). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих "дворянских гнезд". Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки — старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину "Прощеное воскресенье", но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.

Скачать:

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

txapela.ru

Василий Максимович Максимов: vasily_sergeev

Цитата сообщения Bo4kaMedaСборы на гулянье 1869холст масло 67 х 85Государственный музей искусств им. Кастеева Республики КазахстанКто же, как не сын крестьянский, рано потерявший родителей, смог бы описать жизнь и нравы деревенской жизни, ее боли и проблемы. Естественно, что к знаниям и опыту необходим талант. Всем этим и владел Василий Максимович Максимов, который после окончания иконописной мастерской и обучения в Академии художеств (1863—1866) посвятил себя крестьянской теме. Свое кредо он изложил после отказа в Академии от выпускного конкурса на большую золотую медаль и потенциальную поездку за границу: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс. Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».Его работы: Бабушкины сказки (1867), Сборы на гулянье (1869), Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875), Семейный раздел (1876), Больной муж (1881) — лишь небольшая часть из выполненного художником по своей главной теме. Естественно, что В. Максимов — один из наиболее стойких и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок. Его картины — желанные цели для собрания П. М. Третьякова. Не обойден художник и официальным признанием — в 1878 году ему присваивают звание академика. Картина Все в прошлом (настолько популярная с момента написания, что В. М. Максимов по просьбам и заказам неоднократно повторял ее) стоит в стороне от основного творческого направления художника. Но она чрезвычайно важна и для понимания последующей судьбы живописца, ибо к изменениям жизни в стране и в искусстве В. М. Максимов не приспособился (да, видимо, и не мог приспособиться). Он умер, истощенный нуждой, болезнями, отсутствием заказов. Как умирали некоторые герои его полотен. В них и остался для русского искусства наш замечательный, с обостренным отношением к жизни живописец.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу 1875холст масло 116 х 188 ГТГ

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагменты)

Русская крестьянка 1896холст масло 343.5 х 34Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар

«Заслушались» 1864Холст, маслоНиколаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Крестьянская изба 1869

Внутренний вид избы 1869холст масло37 х 45.2ГРМ

Внутренний вид избы 1869

Красный угол в избе 1869холст на картоне маслоГРМ

Аукцион за недоимки 1880-1881холст масло 122 х 191Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского

Бабушкины сказки 1867холст, масло 67 х 92ГТГ

Бедный ужин 1879холст маслоИркутский областной худ-й музей им. Сукачева

Больной муж 1881 холст маслоГТГ

В комнатаххолст маслоВоронежский областной худ. музей

Вид города Рыбинска 1886холст масло 20 х 53ГРМ

Все в прошлом 1889холст масло 72 х 94ГТГ

Единственный учительХерсонский областной худ. музей имени А.А. Шовкуненко

Залом ржи 1903

Злая свекровь

Кто там? 1879холст маслоРязанский гос. обл. музей имени И.П. Пожалостина

Мальчик-механик 1871холст масло 56.5 х 78Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск

Мужской портрет 1888холст масло 38 х 32.2Вологодский гос. историко-архитектурный и худ. музей-заповедник

1. Опять на родине2. Торговка. 1881 г. ГТГ

Пережил старуху 1896холст маслоЛьвовская картинная галерея

По примеру старших 1864холст масло 43 х 36Иркутский обл. худ. музей им. Сукачева

1. Максимов Василий«Автопортрет. Рука. Мужская фигура» 1863Бумага, графитный карандаш, растушка, мел(?) 32,4 х 21,2Государственный Русский музей

2. Максимов Василий«Портрет В.А.Боброва» 1863Бумага, соус, сангина, белила, пастель 32,8 х 19,3Государственный Русский музей

Примерка ризы 1878холст масло 35.5 х 44Кировский обл. худ. музей им. Васнецовых

С дипломом 1890холст маслоПолтавский худ. музей

Семейный раздел 1876холст масло 106 х 148ГТГ

Слепой хозяин 1884

Шитье приданого 1866холст масло 65 х 79ГТГ

1. Новая Ладога. Успенский монастырь 18752. «Крестьянская девочка» 1865Холст, масло 42 х 32Государственный Русский музей

Автопортрет и портреты товарищей 1864холст масло 43 х 53,5 ГТГтакже изображены:Балицкий Иван (служащий сената)Бобров Виктор Алексеевич (ученик ИАХ)Волков (ученик ИАХ)Дамберг Александр Константинович (ученик ИАХ)Еремеевский Иван Федорович (ученик ИАХ)Калмыков Александр Федорович (ученик ИАХ)Мотвочевский Константин Михайлович (ученик ИАХ)

«Сад при доме Третьяковых» 1877Холст, масло. 33.7 x 28.5 смГосударственная Третьяковская галерея

«Старик-крестьянин».

Girl with book SunМаксимов Василий Максимович

Будущий художник 1899холст масло 46.6 х 22.1Национальный худ. музей республики Беларусь, Минск

Взятие Владимира монголами

Голова крестьянинаЭтюдхолст масло 47.5 х 37Севастопольский худ.музей им. М.П. Крошицкого

Город Макарьев на Унже (1893 г.)

Девочка 1866холст масло 31 х 27ГРМ

Девушка у амбара 1874холст масло 41 х 27.5Пермская государственная картинная галерея

Добредет ли? 1896картон масло 26 х 17.5Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Крестьянская девушка 1865

Лесной сторож 1893холст масло 207 х 134Одесский худ. музей

Максимов Василий (1844-1911)У своей полосы. 1891

Максимов Василий«Будущий кормилец» 1869Холст, масло 52 х 66,8Государственная Третьяковская галерея

Максимов Василий«На берегу. Набросок» 1865Бумага, сепия 16,7 х 20,8Государственный Русский музей

Максимов Василий«Пойман с поличным» 1867Бумага, сепия 14,2 х 15,3Государственный Русский музей

Максимов Василий«Портрет В.А.Боброва» 1863Бумага, графитный карандаш 32,4 х 19,6Государственный Русский музей

Материнство 1871

Мечты о будущем 1868холст масло 58 х 44ГРМ

Мужской портрет

Портрет задумавшейся девушки 1880холст на картоне масло 45.5 х 33.6Гос. худ. музей Алтайского края, Барнаул

Портрет старика

После обедни 1891картон маслоОмский обл. худ. музей изобр. искусства им. М. А. Врубеля

Старик 1881холст маслоГТГ

У колыбелиГосударственный Русский музей

У ограды скита 1898холст масло 34 х 26Луганский обл. худ. музей

У своей полосы 1892холст масло 76.5 х 51.5Одесский худ. музей

Швейцар (старый служака) 1880Холст, масло. 33 х 26,5Свердловская картинная галерея

Больное дитя. 1864Чувашский государственный художественный музейChouvashia State Art Museum

Виктор Алексеевич Бобров (1842—1918)Портрет В. М. Максимова 1864холст, масло 44,6 х 34,2 см (овал)Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)watercolor and gouache on brown paper29.4 × 22 cm

ПРАВДА НАРОДНАЯ(И. Репин Далекое близкое)

Кремень “передвижничества”, самый несокрушимый камень его основания — Василий Максимович Максимов немыслим без России, неотделим от своего народа.

Даже судьба Василия Максимовича всю жизнь колотила его, как злая мачеха, — точно так же, как она беспощадна к исключительно даровитому народу русскому и с какой-то тайной завистью не дает ему ни отдыху, ни сроку — дубасит его в самые больные места. Так и наш бытописатель, — в живых картинах, полных любви и смысла, весь свой век был заглушаем за беззаветную преданность, кровную любовь и неизменную службу своему великому народу.

В этом служении было единственное счастье Максимова, и его назначение определилось в самой ранней юности. В самом искреннем искании веры в свое дело он встретил учение о величии и значении своего обездоленного народа.

Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию. Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами; но пройдут века, а эти простые картины только чем-то сделаются свежее и ближе зрителю будущих времен. А чем? — Это вовсе не загадка и не таинственный символ, — это самая простая русская вечная правда. Она светит из невычурных картин Максимова: из каждого лица, типа, жеста, из каждого местечка его бедных обстановок, бедной жизни.

Какой бы культуры ни достиг в будущем русский гражданин, каких палат ни понастроил бы он впоследствии для развлечений, обучений и общежитии своим молодым орлятам, во всех этих великолепных хоромах и обширных чертогах картины В. М. Максимова займут почетное место; и из поколения в поколение будет традиционно переходить к ним любовь и сердечный интерес к бедным формам бедного быта предков; а имя автора будет вспоминаться и чествоваться, и будет бессмертен скромный художник со своею простою наружностью. И все реальнее и знакомее будут казаться возвеличившемуся потомству его дорогие черты, и все дороже будут ценить его правдивые картинки. Их будут любить и вечно ими любоваться.

Вот награда художнику.

И это не фантазия к случаю, не утешение в горькой юдоли. Нет, счастье художника как художника, несомненно, заключается в этой счастливой находке своей “зеленой палочки”; только она и укажет ему путь в его “царство небесное”.

Может показаться, что Максимову просто и без борьбы пришлось достигнуть своей художественной вечности. Нет, в действительности на пути его было много искусов и соблазнов, много заманчивых дорог и более блестящих перспектив.

В Академии художеств Максимов шел одним из самых первых, в первом десятке. Профессора считали его кандидатом на все высшие отличия академического курса, на серебряные и золотые медали и, наконец, на самую большую награду: поездку в Европу на шесть лет для окончательного усовершенствования в искусстве, чтобы возвратиться достойным звания и деятельности профессора.

Как! Имея в виду такую блестящую художественную карьеру, Максимов отрекся от нее и остался в России для своих бедных мужичков?!

— Вот простота!..

— Да, простота и правда, — можно ответить на это недоумение эстета... Эстет равнодушен и к России, и к правде мужицкой, и даже к будущему своей родины... Кто там ее разберет!.. Искусство для искусства, совершенство — одно всем. И наконец: эта “бедность да бедность, да несовершенство нашей жизни”... Все это так тяжело... Так рассуждает эстет, купаясь глазами, как сыр в масле, в героических историях Горациев и Куриациев, мучеников в колизеях и Юлиев Цезарей и т. д.

Эстет опьянен этим абсентом; он давно уже алкоголик этих холодных экзерсисов на исторические темы. Что ему, что родина иронически нема на его долголетние ухищрения в техниках “последнего слова” искусства... Он никогда не задумывался, сколько стоили отечеству все эти никчемные совершенства...

Да, никчемные. Разверните “Войну и мир” Л. Н. Толстого, начните читать эту великую книгу жизни, которую написал русский человек, и вы невольно сконфузитесь перед величием искусства, воплощающего русскую правду.

И художнику, желающему стать живым, сбросить весь хлам и пошлость, прививаемые методически курсами авторитетных учреждений, предстанет колоссальный, самостоятельный и трудный путь искусства правды и жизни; чтоб идти по этому пути, нужно беспощадно отречься от усвоенной пошлости общих мест, готовых форм (как в литературе — от литературности, навевающей скуку). Нужно стать подвижником, как Александр Иванов, преодолевавший ложные, мертвые формы искусства в течение двадцати семи лет.

И Василий Максимович понял с юных лет этот путь правды и жизни в живописи.

Ничто не дается даром. И ему долго надо было отучаться от шаблонных условностей — и работать, трудиться наново: видеть, чувствовать, искать и, что всего важнее, уметь перенести на холст свое новое, излюбленное. Много было труда, и бессмертие нелегко достигнуто им.

Максимов Василий «Автопортрет» 1863Холст, масло80,5 х 62Государственный Русский музейBo4kaMeda

vasily-sergeev.livejournal.com

Максимов В.М. «С дипломом». Описание картины. Художники-передвижники

1890 г. Холст, масло. Полтавский областной художественный музей, Полтава, украина

Описание картины  Максимова В.М. «С дипломом» 

Что требовалось от девушки в XIX веке? Быть смиренной, иметь хорошие манеры и минимум знаний, полученных от нанятых для домашнего обучения гувернанток. Желание же девушки получить настоящее, официальное образование в учебном заведении зачастую считалось блажью и чистой воды глупостью. Но семья, изображенная на картине Максимова «С дипломом!», посчитала иначе. Родители решили дать дочери образование и вот теперь выпускница вернулась домой.

Светлая солнечная комната. Убранство помещения небогатое – мебель потерта, особых украшений не видно. Скорее всего, здесь живет семья со скромным достатком. Девушка только что приехала к родным – об этом говорит царящий в комнате беспорядок. Вещи лежат тут и там: коробка со шляпками – на столике, раскрытый чемодан оставлен на полу. Вытащенные из него вещи беспорядочно разбросаны – должно быть, дочь нетерпеливо искала диплом, торопясь скорее показать его матери.

Среди всего этого, в центре картины – сама девушка. Еще вчера она усердно училась, а сегодня со слезами радости на глазах показывает матери полученный заветный диплом. На выпускнице – простое темно-серое ученическое платье, неподалеку на кофейном столике осталась ее женственная шляпка с цветами. Она стоит на коленях, опершись руками о колени матери. Раскрасневшееся лицо светится гордостью, счастьем и радостью долгожданной встречи – как долго она не была дома, как сильно скучала по семье.

Мать девушки сидит на стуле, в пол-оборота к зрителю. В руках женщина держит бумагу, говорящую о том, как усердно училась ее молодая дочь и каких успехов добилась она в учебе. Близко к глазам придвинула мать диплом, щурясь и пристально вглядываясь в написанное, чтобы внимательно все разглядеть. От гордости за выпускницу она вся светится ярким девичьим румянцем. Еще немного, и сама она заплачет от радости, нежно обняв и прижав к груди свою дорогую дочь.

Лучшие картины Максимова В.М.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Максимов Василий Максимович — русский художник

Русский художник Максимов Василий Максимович . Автор картин: Бабушкины сказки; Больной муж; Всё в прошлом; Знахарь на деревенской свадьбе; Кто там; и многих других.

Максимов Василий Максимович (1844-1911)

Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи.

В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована "для совместной работы и жизни", подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина "Больное дитя" (1864) была удостоена золотой медали АХ "за экспрессию".

Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Н. Крамским. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он, - я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя".

Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М. Третьякову, что "не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни". Его произведение "Бабушкины сказки" (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.

Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих "хоровое начало", отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: "Ты наш, если и напишешь, то не для смеху".

В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка. В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: "Бедный ужин" (1879), "Аукцион за недоимки" (1880), "Заем хлеба" (1882), "Слепой хозяин" (1884), "У своей полосы" (1891), "Лихая свекровь" (1893). О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: "Да, да, сам народ написал свою картину. <...> Вот, жанристы, у кого учитесь". Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость - с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. "Кремень передвижничества", "самый несокрушимый камень его основания" - так называл Максимова И. Е. Репин.

Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина "Всё в прошлом" (1889). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих "дворянских гнезд". Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину "Прощеное воскресенье", но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.

Картины художника

Бабушкины сказки — Максимов Василий Максимович

Бабушкины сказки

Больной муж — Максимов Василий Максимович

Больной муж

Всё в прошлом — Максимов Василий Максимович

Всё в прошлом

Знахарь на деревенской свадьбе — Максимов Василий Максимович

Знахарь на деревенской свадьбе

Кто там — Максимов Василий Максимович

Кто там

Примерка ризы — Максимов Василий Максимович

Примерка ризы

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу — Максимов Василий Максимович

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Семейный раздел — Максимов Василий Максимович

Семейный раздел

wearts.ru

Максимов Василий Максимович - Каталог картин. Биография. Цены

Максимов Василий Максимович (1844-1911)

Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи.

В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована "для совместной работы и жизни", подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина "Больное дитя" (1864) была удостоена золотой медали АХ "за экспрессию".

Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Н. Крамским. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он, - я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя".

Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М. Третьякову, что "не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни". Его произведение "Бабушкины сказки" (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.

Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих "хоровое начало", отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: "Ты наш, если и напишешь, то не для смеху".

В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка. В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: "Бедный ужин" (1879), "Аукцион за недоимки" (1880), "Заем хлеба" (1882), "Слепой хозяин" (1884), "У своей полосы" (1891), "Лихая свекровь" (1893). О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: "Да, да, сам народ написал свою картину. Вот, жанристы, у кого учитесь". Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость - с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. "Кремень передвижничества", "самый несокрушимый камень его основания" - так называл Максимова И. Е. Репин.

Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина "Всё в прошлом" (1889). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих "дворянских гнезд". Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину "Прощеное воскресенье", но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.

Максимов Василий Максимович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Картины, описание картин — Максимов, Василий Максимович

Описани е картины Василия Максимова: Девочка.Выходец из крестьянской среды – Василий Максимов всю свою жизнь посвятил изображению быта простых русских землепашцев. Особое место в картинной галерее автора занимают портреты. Здесь есть изображения стариков и старух, женщин и мужчин, и особенно деревенских детей.Картина «Девочка» написана художником в 1866 году, когда он покидает Академию художеств и живёт в Шубино в имении П.П.Голенищевой -Кутузовой. Здесь он наблюдает за жизнью крестьян, «набивает» руку и вырабатывает свою авторскую манеру. В это время к нему приходит решение рисовать «живых» людей.В создании образа крестьянской девчушки не чувствуется неопытность автора. Умело подобранные краски, прорисованные линии, детали, расположение света и тени – всё говорит о глубоком понимании художником данного образа.Девочка-подросток нарисована мастером за каким-то занятием, во время которого её отвлекли фразой, заинтересовавше й её. Мы видим лицо умной, рассудительной девочки, взрослой не по своим годам. По сути, она ещё ребёнок, но в выражении её лица не чувствуется детскости. Наоборот, здесь присутствуют усталость, пережитые испытания, тяжесть труда и ежедневного быта.Особенно выразительны огромные выпуклые глаза девочки. Взгляд у ребёнка умный, серьёзный, задумчивый. В нём ощущается интерес к тому, что происходит за рамками картины. Когда смотришь на девочку, представляешь, будто она сидит с тобой в комнате и внимательно слушает то, что ты ей говоришь. Но при этом она несколько снисходительно воспринимает твою речь, потому что знает о жизни больше, чем ты.Серьёзность, сосредоточеннос ть выражения лица, отсутствие улыбки на пухлых сдвинутых губах говорят о каких-то заботах подростка. Возможно, её отвлекли от выполнения ответственного задания. Мы не видим рук девочки, но мы ощущаем, что она не проводит время в праздности.В данном портрете художник представляет живой образ девочки.

www.art-drawing.ru