Филипп Малявин. Картины малявина


ВЧЕРА БЫЛА НА ВЫСТАВКЕ КАРТИН ФИЛИППА МАЛЯВИНА : alfa_delta

в Русском музее. Скажу сразу - до этой выставки не знала о художнике почти ничего. Видела репродукции нескольких картин.Я знала, что фотографировать будет нельзя, хотя, на всякий случай, и взяла фотоаппарат. Конечно, законопослушно не фотографировала. Все  картины, которые я покажу, я нашла в интернете. Но вот с удивлением увидела такую фотографию:)Значит, кому-то было можно...Художник интересный, яркий. Большинство картин изображает русских крестьянок - "бабы", "девки" - как он их называет. Многие из них улыбаются, смеются. А если и серьезны, то в их глазах угадывается характер, сила.Они не выглядят забитыми и несчастными. Мне почему-то все время вспоминался образ несчастной крестьянки, нарисованный на века поэтом Некрасовым. Правда, это было пораньше:)Жизнь Ф.Малявина, как и многих людей искусства того времени, а годы его жизни 1869-1940, была расколота на две части. В первой части он учился живописи и творил на родине в России, а в 1922 году после многих попыток приспособиться к новой жизни, все же вынужден был уехать в Париж, где он тосковал и с горечью говорил: «Вне родины нет искусства». Тем не менее он продолжал быть известным художником и заказов у него было немало.Когда в 1940 году Германия напала на Бельгию, художник был в Брюсселе. Его арестовали, заподозрили в шпионаже в пользу СССР, потом отпустили и он, семидесятилетний человек, испытавший  этот ужас, почти пешком дошел до Ниццы, где жила его семья. И вскоре, не сумев оправиться - умер.Автопортрет художника.

А вот несколько картин."Крестьянки",  1904 год.  Русский музей.Почти на всех картинах, изображающих крестьянок - буйство красного цвета, алые платки, пестрые, яркие, покрывающие порой всю площадь холста - и среди этого красного светится лицо. Именно светится, кажется, что оно освещено изнутри! Все лица интересные, значительные... Посмотрите!"Две девки", 1910 год, Русский музей"Крестьянка в красном платье " 1900-е, Минск"Вихрь", 1906,  Третьяковская галерея"Крестьянская девочка с чулком" 1895 г."Крестьянка, закрывающая свиткой рот", 1894 год"Девка", 1903 год, Третьяковская галерея"За книгой" портрет Александры Андреевны Малявиной, 1895 год, Третьяковская галерея"Баба на качелях", 1920-е годы"Девка", 1903 год, Ереван"Баба", 1916  год, Рязанский художественный музей"Верка" 1913 год, Русский музейГруппа смеющихся баб (эскиз к конкурсной картине "Смех"). 1890-е гг.  Зарубежная частная  коллекция"Три бабы", 1902 год, Национальный музей современного искусства, Париж

alfa-delta.livejournal.com

Филипп Андреевич Малявин Смех: Описание произведения

Эпопея с картиной Малявина «Смех» – эффектная иллюстрация к классической истории «нет пророка в своем отечестве». Написанная к отчетной выставке в Академии художеств Петербурга, она подняла натуральную бурю эмоций (преимущественно негодования) со стороны авторитетной публики. Но, попав по ходатайству Репина вместе с другими экспонатами русской делегации на парижскую Всемирную выставку 1900 года, работа никому не известного начинающего художника из Самарской губернии стала настоящей сенсацией и получила высшую награду – золотую медаль.

Из грязи…

Малявин основательно подошел к написанию дипломного проекта, который должен был подтвердить его право на получение звания художника. Доказательство тому – ряд предварительных этюдов, на которых он экспериментирует с композицией, нанесением красок и палитрой (1, 2). Конечный результат поверг почтенных членов Совета Академии в шок: кричащие краски, небрежная широкая кисть, незакрашенные фрагменты и отсутствие сюжета оказались уж слишком большой дерзостью для них.

Лишь благодаря личному покровительству Репина и других мэтров, сумевших разглядеть художественное дарование в смелом «бессодержательном» эксперименте, консервативно настроенные преподаватели смилостивились и все-таки присудили Малявину звание за былые заслуги – благопристойные, не преступающие границ дозволенного портретные работы.

Представление об экстраординарном инциденте помогает составить переписка художника Нестерова: «Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, “Смеющиеся бабы”, вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным “звания”, лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое «звание» угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную – даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться – “на коленях”). Вообще изнервничались все до последней степени, наделав при этом массу глупостей».

Сохранились воспоминания об историческом эпизоде и одного из его непосредственных участников – самого Репина: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество», – повествует он в дивной ироничной манере.

…В князи

То ли дело заграница. В начале 20-го века там уже никого нельзя было удивить ни размашистым мазком, ни пропуском красочного слоя, ни уж тем паче кричащей экспрессией или буйством красок. Европейского зрителя покорил экзотический колорит российской глубинки, да к тому же преподнесенный в такой авангардной, бесконечно далекой от академического реализма, манере.

Скорее неосознанно, но Малявину удалось написать «Смех» на стыке стилей, что добавило работе очков за новаторство и свежий, не скованный энциклопедическими границами подход. Есть в ней и эмоциональный разгул экспрессионизма, и условно прорисованный фоновый пейзаж с обрезанной коровьей головой – любимые приемы импрессионистов.

Да и «бессюжетность», которой попрекали Малявина петербургские академики, для западной публики стала скорее достоинством, позволяющим выпустить на первый план сырую, живую, хтоническую энергию могучих русских дев, с которой они в равной степени горазды как упахиваться в поле с утра до ночи, так и без удержу хохотать.

На следующий день после Всемирной выставки в Париже местная пресса взорвалась вестями о «силе темперамента молодого художника из России». Бенуа оправдывал подобную реакцию французов на «Смех» тем, что «поистине нельзя найти во всем нашем отделе более “всемирно-выставочной” и “парижской” вещи, нежели эта эффектная картина».

Сорвали овации заразительно смеющиеся малявинские бабы и в Германии, на выставке Берлинского сецессиона. А в 1901 году картина поехала в Венецию на международную выставку искусств. Оттуда работу уже не отпустили: ее выкупил венецианский Музей современного искусства, где она и обитает доныне.

Автор: Наталья Азаренко

artchive.ru

Филипп Малявин: vakin

Малявин Филипп Андреевич (1869-1940) родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской.

В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником.

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты.

Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов.

Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина.

К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.

Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей.

В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

В 1918 г. Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 г. переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 г. с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х гг. Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы. Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.

artsait.ru

vakin.livejournal.com


Смотрите также