Маньеризм в живописи: особенности направления. Картины маньеризм


Маньеризм в живописи: стиль картины художники

Понятие «маньеризм» (в переводе – «стиль», «манера») имеет отношение к стилю живописи, скульптуры и архитектуры, сформировалось направление в итальянских городах Риме и Флоренции в начале 16 века, в поздний период высокого Возрождения.

Два этапа развития:

  1. Ранний (1520 – 1535) или «антиклассический», «антиренессансный» стилю;
  2. Высокий (1535 – 1580) более запутанный, интеллектуальный, глубокий.

Особенности стиля

Маньеризм является мостом между стилем искусства эпохи Возрождения, характеризующимся идеализацией образов, и барокко – пышным, величественным, драматичным стилем. Картины характеризуются большей искусственностью, отказом от натуралистичности по сравнению с живописью Возрождения.

Для изображений характерно:

  • Эмоциональность в передаче образов;
  • Изящные, удлиненные человеческие фигуры;
  • Динамичность и напряженность поз;
  • Необычная передача перспективы и освещения;
  • Яркие краски. стили живописи, художники, картины

Итальянский маньеризм постепенно утратил позиции в 1590 году. В это время появилось новое поколение художников, которое возглавил Караваджо. За границами Италии маньеризм сохранился как форма рыцарского искусства 17 века.

 

В Великобритании он закрепился во времена Елизаветы, во Франции маньеризм развивался при дворе в Фонтенбло при Франциске I и Генрихе IV. При французском дворе развивалась школа Фонтенбло. Династия Габсбургов активно покровительствовала маньеризму при дворе в Праге. стили живописи, художники, картины, маньеризм

Живописцы течения маньеризм развивали идеи, который разрабатывали мастера Средневековья: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Маньеристы ставили новые цели, пытались опровергнуть идеалы и догмы старых живописных школ, выступали против художественного канона, принятого ранее, поскольку он не мог соответствовать потребностям времени. стили живописи, картины, художники

Художники выделяли индивидуальный стиль и черты живописи, для них важным было видение и понимание сути вещей. Они работали над способами передачи скрытого смысла, выразительностью, символическим содержанием картин. Живописцы противостояли равновесию и гармонии. Композиции с симметричным, круговым или пирамидальным построением, свойственные эпохе Возрождения, уступили место ассиметрии, несбалансированности. Художники отказались от центральной структурной модели, которая обеспечивала гармонию и баланс. Например, изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры.

Художники

Наиболее известные художники:

Микеланджело

Фрески Сикстинской капеллы. микеланджело, стили живописи, картины, художники

Корреджо стили живописи, картины, художники

Сентиментальные картины на религиозную тематику («Вознесение Богоматери», «Юпитер и Ио», «Даная»).

Пармиджанино

Влиятельный мастер-портретист из Пармы («Турецкая невольница», «Антея».

стили живописи, картины, художники

Аньоло Бронзино картины, стили живописи, художники

«Снятие с креста», «Портрет Лукреции Панчатики».

Джорджо Вазари стили живописи, картины, художники

«Гефсиманский сад», «Аллегория непорочного зачатия».

Эль Греко стили живописи, картины, художники

«Вид Толедо», «Лаокоон», «Успение Богородицы».

Якопо Бассано

«Рождество», «Путь на Голгофу», «Тайная вечеря».

Тинторетто стили живописи, картины, художники

«Омовение ног», «Тайная вечеря», «Происхождение Млечного пути».

Джузеппе Арчимбольдо

«Садовник», «Повар», «Юрист».

стили живописи, картины, художники

Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь». Эти картины экспонируются в разных европейских музеях

Исторические предпосылки

Идеалистические представления, которые развивались в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натуралистичность. Крушение этих идей стало одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм оказался под ударами осуждения. В первую очередь, за продажу индульгенций. Религиозные войны велись по всей Европе более 100 лет. Авторитет церкви был под ударом.

Развитию общественных идей способствовали научные открытия. Было установлено, что Солнце – центр вселенной, а не Земля. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана и открытия Х. Колумбом Америки подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.

Художники также отказались от уверенности в упорядоченности мира и гармонии, в которые верили до Реформации. Они высказали мнение о том, что рациональные законы искусства, основанные на равновесии, больше не могут существовать. Искусство маньеризма – это последствие радикальных перемен в философии, социуме, науке. Стиль показал неопределенность, в которой пребывали деятели искусства.

Значение

По причине противоречивости маньеризма, его влияние также было неоднозначным и разнонаправленным. Направление живописи стало базой для формирования барокко – этот стиль стал воплощением наиболее ярких черт маньеризма, усиленных и преувеличенных.

Некоторые характерные черты объединяют маньеризм и культуру постмодерна. Например, наличие влияния культур предыдущих эпох.

Пышность, яркость, эротизм, спиритуализм и сакральность – основные характеристики стиля, которые нашли продолжение в европейской живописи 17-18 веков.

Рекомендуем публикации

  1. Реализм как стиль в живописи
  2. Неоклассицизм как стиль в живописи
  3. Импрессионизм как стиль в живописи
  4. Символизм как стиль в живописи
  5. Сюрреализм как стиль в живописи
  6. Постимпрессионизм в живописи
Загрузка...

artrecept.com

Маньеризм в живописи: особенности направления

Маньеризм в живописи – это направление в изобразительном искусстве XVI–первой половины XVII века. Оно возникло в Италии как реакция на кризис гуманистических идеалов, характерных для эпохи Возрождения. В более широком смысле под данным понятием подразумевают новое культурное течение, которое было характерно также и для литературы, архитектуры, скульптуры, музыки.

Предпосылки возникновения

Маньеризм в живописи появился в то время, когда в искусстве все еще продолжали господствовать принципы высокого Возрождения. Однако в связи с целым рядом кризисных явлений социально-экономического, политического и духовного характера в культуре наблюдался отход от традиционного понимания человека как гармоничного целого духовного и телесного начал. Многие мыслители, ученые, представители интеллигенции разочаровались в гуманистических идеалах. Была утрачена вера в гармонию мира, возможность идеального сосуществования человека мира и природы.

маньеризм в живописи

Новый подход

Следствием указанных явлений и стал маньеризм в живописи, для которого было характерен отход от четких классических пропорций, величественных сюжетов, монументальных образов. Теперь художники стали писать совершенно в иной манере. Последнее понятие и стало определяющим для нового направления, поскольку на первый план вышло не идейное содержание полотна и изысканность, утонченность, а изощренность форм.

 маньеризм итальянской живописи

Этапы

Маньеризм в живописи прошел несколько этапов развития. Первый период припадает на 1520-1540 годы. В это время новый стиль особенно бурно развивался в итальянских, а точнее, в римско-флорентийских кругах (Вазари, Понтормо и других). Художники активно осваивали новый язык и изобразительные приемы, делая акцент на линии, светотени, необычности построения композиции, особой цветовой гамме.

Со второй половины XVI века и примерно до начала следующего столетия новое направление распространилось по континенту, так что в ряде европейских государств возникли его местные школы. Наиболее известной из них было Фонтенбло во Франции. Таким образом, данный стиль получил общеевропейское признание, оказав большое влияние на развитие следующего течения в культуре – барокко.

Особенности

Маньеризм итальянской живописи заложил основу всего течения в целом. Молодые авторы стремились преодолеть стройность и гармоничность, характерную для мастеров Возрождения. Вместо плавных и ровных очертаний они стали изображать ломанные линии, вместо спокойных уравновешенных поз – стремительность и динамику движений фигур, а монументальные величественные образы были заменены довольно сложными композициями.

Художники часто стремились передать внутреннюю напряженность героев. И для этого прибегали к нарушению световой гармонии. Фигуры намеренно делались удлиненными, вытянутыми, чем нарушалась пропорция образа. Авторы использовали холодные цвета в отличие от своих предшественников, которые, стремясь передать душевное умиротворение и внутреннюю гармонию, рисовали теплыми красками.

маньеризм в живописи особенности

Влияние

Итак, указанные особенности стиля, маньеризма, позволяют выделить его в отдельный этап развития культуры и искусства. Хотя некоторые исследователи склонны видеть в нем либо одно из проявлений Возрождения, либо начальный этап барокко. Однако большинство специалистов все-таки сходится на том, что этот ни с чем не сравнимый стиль слишком оригинален, что дает основания выделять его как отдельный этап развития. Например, искусствоведы отмечают, что спиритуализм данного течения лег в основу сакрального барокко. Даже в наше время в изобразительном искусстве наблюдается подражание этому стилю. Так что некоторые выделяют современное направление – неоманьеризм.

 особенности стиля маньеризм

В других странах

Новое течение получило широкое распространение в европейских странах во многом благодаря тому, что итальянские художники работали в ряде культурных центров на континенте. Но и местные мастера также проявляли немалый интерес к новому художественному языку, приемам, средствам изобразительности. Особенности живописи художников-маньеристов нашли отражение в творчестве Э. Греко.

Причина популярности рассматриваемого стиля заключается в том, что он отличался особенной изящностью и куртуазностью. Не зря в рамках данного направления вновь возродились идеалы рыцарской романтики, темы которой как бы получили вторую жизнь в трудах художников раннего нового времени.

 особенности живописи художников маньеристов

Вместе с тем, этот стиль был понятен и доступен только ограниченным лицам. Он развивался в замкнутых кругах придворной и дворцовой интеллигенции. И не получил такого широкого размаха, как идеи гуманизма, воплощенные в полотнах. Техника исполнения отличалась замысловатостью и вычурностью, которая делала произведения сложными для восприятия. Маньеризм в живописи, особенности которого сильно отличались от почерка представителей Возрождения, хотя и получил широкое распространение, тем не менее не стал таким знаковым явлением в культуре. Творчество знаменитых титанов, значение которых было столь велико, вышло за границы изобразительного искусства и получило широкий общественный резонанс.

Феномен гуманистических идеалов заключается в том, что они имели не только культурное, но общественно-политическое значение. Чего нельзя сказать о маньеризме. Вместе с тем его следует рассматривать как знаковое явление в искусстве, поскольку он знаменовал переход от классического античного стиля к барокко.

fb.ru

Маньеризм — Artrue

Характеристика и описание стиля, известные представители маньеризма.

Аллегория с Венерой и Амуром. Бронзино.Аллегория с Венерой и Амуром. Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Бронзино.

Что такое маньеризм?

В изобразительном искусстве термин «маньеризм» (слово происходит от итальянского «maniera», что переводится как «стиль» или «стильность») относится к стилю живописи, скульптуры и (в меньшей степени) архитектуры, возникшему в Риме и Флоренции в период 1510–1520 годов, на поздних этапах высокого Возрождения. Маньеризм выступает в качестве моста между идеализированным стилем эпохи Ренессанса и драматической театральностью барокко.

Происхождение Млечного Пути. Тинторетто.Происхождение Млечного Пути. Тинторетто.Происхождение Млечного Пути. Тинторетто.

Характеристики стиля

Ранний маньеризм (1520–1535) известен своей «анти-классичностью». В 1535–1580 он вырастает в высокий маньеризм — запутанный и интеллектуальный стиль. В целом, картины в этом стиле имели тенденцию быть более искусственными и менее натуралистичными, чем произведения эпохи Возрождения. Как правило, они ассоциируются с эмоциональностью, напряженными позами, необычным масштабом, освещением или перспективой, а также кричащим использованием цвета.

Молодое поколение художников чувствовало, что не может усовершенствовать развитый стиль старых мастеров, таких как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и др. В их глазах великие мастера достигли всего, чего можно было достигнуть, имея существующие техники и подходы. По этой причине, как и модернисты спустя сотни лет, они выступают против традиционного художественного канона, искажая классический живописный язык.

Торжество Истины и Справедливости. Аахен Ханс.Торжество Истины и Справедливости. Аахен Ханс. Торжество Истины и Справедливости. Аахен Ханс.

Концепции устройства мира, предложенные Коперником, находят свое отражение в изобразительном искусстве. Художник, как и многие его современники, утрачивает веру в упорядоченную гармонию окружающего мира. Известных канонов искусства уже не достаточно для того, чтобы проиллюстрировать мир. Маньеризм демонстрирует неопределенность общества, возникшую в результате научных открытий и пытается найти новый живописный язык для иллюстрации радикально изменившегося окружения.

Вознесение Богородицы. Корреджо.Вознесение Богородицы. Корреджо.Вознесение Богородицы. Корреджо.

Художники

Среди лучших маньеристов следует выделить знаменитого гения Микеланджело (обратившегося к стилю не с самого начала своей карьеры), Корреджо, известного своими сентиментальными картинами, влиятельного художника Пармиджанино, Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино, Якопо Бассано, Тинторетто, Федерико Бароччи, Джузеппе Арчимбольдо, Паоло Веронезе, Аннибале Карраччи и других.

Персей и Андромеда. Вазари.Персей и Андромеда. Вазари. Персей и Андромеда. Вазари.

Скульптура

Скульптуру маньеризма можно назвать более выразительной, чем работы мастеров Возрождения, что доказывают работы Джамболоньи, Бенвенуто Челлини, Жермена Пилона и прочих.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.Похищение Сабинянок. Джамболонья. Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Спад

В Италии маньеризм идет на спад начиная с 1590-го года, что совпадает с приходом нового поколения итальянских художников во главе с Караваджо, которые переосмысляют значение натурализма. За пределами Италии, однако, стиль сохраняется как форма рыцарского искусства. Чуть дольше существует школа Фонтенбло (1528–1610), базирующаяся на идеях маньеризма.

Переход к барокко

Сочетание реального и нереального, духовного, чувственного и материального было совершенно чуждо для мастеров Возрождения. В стиле барокко (примерно 1600–1700 годы) интеллектуальные миры, создаваемые маньеристами уже в 16-м веке, достигают своего апогея.

 

artrue.ru

Маньеризм в живописи

С половины XVI века уже стал заметным упадок итальянской живописи, и чем дальше, тем оно становится все больше и больше. После расцвета наступает период подражательный. Персональные черты мастеров-гениев перевоплощаются у их подражателей в манерность и бессилие.

Например, наивная привлекательность женской красоты Леонардо да Винчи перерождается в жеманное кокетство и слащавость. При всем совершенстве техники многих известных мастеров, им недостает чувства меры, а это первое условие красоты. Его дольше всех сохраняет венецианская школа. Во второй половине XVI века из ее мастеров выделяются: Тинторетто и Паоло Веронезе.

Борьба с католичеством и вмешательство новых идей протестантов внесла сомнение в умы и сердца, а также подорвала во многом былую непосредственную веру и идеалы красоты.

Те, кто остался верными прежним воззрениям, начали впадать из принципа в преувеличение.

Маньеризм (итальянское «manierismo», от «maniera» – это манера, прием) – направление е в искусстве Европы XVI века. Зародилось в искусстве итальянского Возрождения и отразило кризис ренессансного гуманистического идеала. Представители маньеризма культивировали понятие о шаткости человеческой судьбы, непостоянстве мира, старались не столько придерживаться природы, сколько выразить»внутреннюю идею» образа, который рожден в душе художника.

Для маньеризма Италии 1520 годов (живопись Джулио Романо, Понтормо, Беккафуми, Пармиджанино) свойственна преувеличенная экспрессия движений и поз, световой и колористический диссонанс, драматическая острота образа, виртуозная нервная линеарность рисунков, удлиненность пропорций фигуры.

Любовники, Джулио Романо

В элитарном искусстве маньеризма, которое ориентируется на знатока, восстановились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Маньеристический портрет открывает новые пути в развитии данного жанра, аристократическая замкнутость героев гармонирует с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к его модели.

Ученики Рафаэля, а именно Перино дель Вага, Джулио Романо и другие, внесли индивидуальный вклад в эволюцию маньеризма.

В их монументально-декоративных циклах преобладали атектоничные решения. К 1540 годам маньеризм являлся преобладающим течением при дворах Италии. Художественный язык маньеризма, который насыщен сложными, доступными только узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом.

Художники маньеристы

Андреа дель Сарто, Джакопо Понтормо, Джорджо Вазари, Джузеппе Арчимбольдо, Корреджо, Мартен ван Хемскерк, Паоло Веронезе, Пармиджанино, Тинторетто, Тициан,Эль Греко.

Деятельность итальянских мастеров Испании (Кардучо), Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Челлини, Приматиччо и другие), Чехии (Арчимбольдо) и других поспособствовали тому, что маньеризм превратился в общеевропейское течение, а также, широкому распространению маньеристической графики, картин и предметов декоративно-прикладного искусства.

Принцип Маньеризма определил творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (А. Карон, Ж. Кузен Младший, Ж. Кузен Старший, немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров X. Голциуса, Б. Шпрангера, А. Блумарта, Ф. Флориса,А. и X. Вредеман де Врис, И. Эйтевала, К. ван Мандера, Корнелиса ван Харлема. Итальянское путешествие художника Мартена ван Хемскерка (Голландия) еще больше усиливало влияние маньеризма в Северной Европе и Нидерландах. Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, который был антверпенцем по происхождению, но получил образование и работал в Парме, Риме и Венеции, а позднее в Праге и Вене, нидерландский маньеризм в конце XVI веке претерпел значительные изменения.

Влияние Шпрангера распространялось сначала в Харлеме. Туда в 1577 прибыл Голциус, который с 1585 года переводил многие творения Спрангера в гравюру, а позже 1583 году – Карел ван Мандер и Корнелис ван Харлем. Отъезд Голциуса в Италию и образование этими тремя мастерами харлемской Академии привели к эклектизмуманьеристического толка. В Утрехте XVI века расцвет живописи маньеризма непосредственно связан с именами Абрахама Блумарта и Иоахима Эйтевала, стиль которых обозначен итальянским влиянием, в одно время реалистическим и героическим.

Ярким представителем маньеризма в Германии стал Ханс фон Аахен.

Торжество Истины и Справедливости», Ханс фон АахенПредставление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо отметило утверждение барокко и конец маньеризма. В современном искусствознании Запада сильны тенденции к несостоятельному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров, которые или шли своим особым методом, или лишь испытали отдельные маньеристические влияния (Л. Лотто, П. Веронезе, П. Брейгель Старший, Эль Греко, Я. Тинторетто).

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Маньеризм в живописи

4.8 (96.62%) 65 голос(ов)

allpainters.ru

Маньеризм в живописи, маньеризм в истории, маньеризм в целом.

В XVI столетии вдохновенный запал эпохи Возрождения начал постепенно угасать. Можно сказать, что сменилась мода — интересующийся искусством люд пресытился возвышенными античными формами и художники, и без того находящиеся в постоянном поиске, были вынуждены насильно расширять границы собственного художественного видения, что привело, в результате к эпохе барокко. Однако в переходный период зародился и существовал переходный же художественный стиль — маньеризм. Некоторые исследователи склонны вообще отрицать его существование, однако в художественной сфере проблематично проводить четкую градацию между стилями, а потому и маньеризм, обладающий рядом индивидуальных характеристик, не заслуживает участи быть выкинутым из культурного контекста.

Маньеризм является выражением определенной деградации всего общества, что особенно заметно на фоне возвышенного искусства Ренессанса. Хотя справедливее было бы уточнить, что общество в массе своей и в предыдущее столетие было не особо одухотворенным, но вот среди людей творческих и властных в XV веке все же оказалось удивительно много личностей, с тонкой душевной организацией, что и нашло свое отражение в культурном облике той эпохи.

Однако, человек, как известно, смертен. И великие мастера со своими покровителями постепенно покидали сей бренный мир, а новые участники социокультурного процесса, пришедшие им на смену, не сумели удержать ситуацию в прежних рамках. Так, на Апеннинском полуострове, при участии всего Старого света, в 20-хх годах XVI столетия начались военно-политические разборки, апогеем которых стало разграбление Рима, что стало болезненным ударом по морально-нравственному фундаменту европейцев в целом, и так порядочно сотрясаемому Реформацией.

Вот и в искусствах стал ощущаться определенный упадок. Тенденции к искусственному усложнению, утрата гармонии и баланса между высшим и низшим в человеке, проявления эзотерики, эротизма и даже гротеска — эти черты, в той ли иной мере, стали проявляться во всех отраслях искусств, от музыки до архитектуры. Но нагляднее всего картину можно оценить по живописным полотнам, приписываемым маньеризму.

Автопортрет в выпуклом зеркале, Франческо Пармиджанино, 1522 г.

Как и в случае с Возрождением, упадок начался с Италии. Начиная с середины XVI столетия в произведениях художников того периода, специалисты отмечают активное заимствование сюжетов и элементов у предшественников, отсутствие чувства меры, перегруженность композиции, неестественность и даже деформация фигур, использование напряженных поз и различные эксперименты с перспективой, освещением и размерами. Ну а европейские живописцы, часто посещавшие Италию, известную своими мастерами, переняли тамошние новшества и распространили их по всей Европе.

«Снятие с креста», Понтормо, 1528 г.

Но на фоне прекрасной техники исполнения, да еще и не владея современными возможностями получения информации, маньеризм ничуть не смущал своих современников и даже наоборот — к 1540-м годам он стал основным придворным художественным течением, приобретая черты элитарности. Последнее еще более отдалило маньеризм от античности, а художественный язык маньеризма начал склоняться к принципиальному эклектизму и насыщаться сложными аллегориями, понятными лишь узкому кругу посвященных, что породнило его со средневековой, придворно-рыцарской культурой.

«Любовная сцена», Джулио Романо, 1525 г.

Пионерами итальянского маньеризма, называют Джулио Романо, Якопо Понтормо, Доменико Беккафуми, Франческо Пармиджанино и других. Их начиная подхватили и продолжили Аньоло Бронзино, Джузеппе Арчимбольдо, Алессандро Аллори и прочие. Маньеризм прижился и за пределами Италии — в Нидерландах, Франции и Испании, где его видным представителем считается Эль Греко. В Чехии развитию маньеризма способствовал Рудольф II, тот самый, с благословения которого Прага одно время считалась столицей европейской алхимии.

«Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», Джузеппе Арчимбольдо, 1590 г.

Однако маньеризм быстро сошел на нет, уже в конце XVI века превратившись в той же Италии в барокко, впитавшее и развившее идеи как Ренессанса, так и маньеристов, гиперболизировав их и решительно противопоставив себя скучному классицизму, только лишь зарождавшемуся на основе философии рационализма.  

«Поклонение волхвов», Эль Греко, 1568 г.

«Венера и Купидон», Алессандро Аллори, ок. 1570 г.

estetico.me

Маньеризм в живописи Возрождения: представители, картины

С середины XVI в. искусство в Италии переживало кризис. Большинство художников, писавших в это время, в своих картинах старались не столько следовать природе, сколько подражать манере знаменитых мастеров Возрождения. Отсюда и название этого направления в искусстве — маньеризм.

Маньеристы следовали искусству великих художников лишь внешне. На самом деле они разрушали ту гармонию, которая была свойственна работам известных живописцев Возрождения. В полотнах маньеристов отразилось их восприятие мира как трагического и противоречивого. Человек в произведениях этих художников — существо беззащитное, полностью зависящее от воли рока.

Картины маньеристов отличаются сложностью образов, резкими светотеневыми и цветовыми контрастами, подчеркнутой выразительностью контуров. Пропорции человеческих фигур вытянуты, позы кажутся сложными и неестественными.Самыми известными представителями маньеризма являются Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, а также уже упоминаемый нами живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари.

Якопо Каруччи да Понтормо

Якопо Каруччи да Понтормо родился 24 мая 1494 г. в Тоскане. Понтормо является самой оригинальной и противоречивой фигурой в итальянском Возрождении. Развиваясь как новатор художественно-изобразительного метода и последователь гуманистических идей, Понтормо приходит к глубокому творческому кризису, отразившему противоречия действительности и идеалов Ренессанса. Постепенно он отказывается от традиций, сложившихся в эпоху Возрождения.

Якопо Понтормо является представителем флорентийской художественной школы. Первые его шаги в искусстве связаны с мастерскими М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо. Стиль будущего мастера во многом сложился под влиянием Леонардо да Винчи, которого и считают первым учителем художника.

С 1512 г. Якопо Понтормо работает в мастерской Андреа дель Сарто. Спустя четыре года появляется первое значительное произведение молодого живописца — фреска «Встреча Марии и Елизаветы», работа над которой велась в период с 1514 по 1516 г. Эта работа является типичной для флорентийской школы Высокого Возрождения. На полотне изображен монументальные герои, совершенные фигуры и жесты которых точно и тонко подмечены живописцем. Понтормо предстает здесь замечательным мастером передачи пластики движений человеческого тела.

Композиция «Встреча Марии и Елизаветы» необычайно выразительна и наполнена особой экспрессией. Расположенные полукругом фигуры создают впечатление взволнованной каким-то событием толпы. Образы главных героинь также динамичны: Елизавета и Мария будто бы оживают на глазах у зрителя и устремляются навстречу друг другу. Подобная экспрессия и динамика во многом напоминают произведения Микеланджело.

Очень скоро Понтормо приходит к тому, что начинает считать возвышенно-идеальный стиль художественного изображения неприемлемым для отражения реалий действительности. Но, с другой стороны, Понтормо не принимает и те образы, которые приобретают академический, лишенный какой-либо эмоциональности характер (произведения Фра Бартоломео, Альбертинелли, Андреа дель Сарто). Такие противоречия в его творчестве привели к тому, что живописец начинает искать совершенно новые способы художественного выражения.

Результатом этих творческих поисков становится фреска, выполненная для виллы Медичи в Поджо-а-Кайяно в период с 1520 по 1521 г. В мифологическое повествование о языческих божествах плодородия Вертумне и Помоне художник помещает сцену из жизни крестьян, с помощью мягких пастельных красок придавая ей легкий характер. Однако фигуры людей лишены здесь возвышенности и идеализации. Их позы естественны и непринужденны, а лица выражают обыкновенное человеческое счастье и беззаботность. Фигуры как бы сливаются с пейзажем, составляют с ним единое целое, что является отличительной чертой искусства Возрождения.

Но уже в этом произведении Понтормо появляются тенденции, отличающие его произведения от работ живописцев, представляющих эпоху Ренессанса в искусстве. Прежде всего это касается выразительности композиции. Картины Понтормо более экспрессивны и лиричны, чем полотна художников-флорентийцев, последователей идей Ренессанса. Подтверждением тому служит сцена, изображающая юношу и девушку, сидящих на парапете и наклоняющих тонкие деревца, гибкие стебли которых повторяют полукруглые очертания оконных рам и арочного свода.

Другой чертой творчества Понтормо, отличающей его искусство от произведений живописцев флорентийской школы, является стремление как можно более точно приблизить художественный образ к реальной действительности, наделить его жизненной конкретностью.

Тот же эмоциональным характер отличает и графические рисунки Понтормо, признанного во Флоренции одним из лучших мастеров. Подобные его работы также экспрессивны и динамичны. Для художника здесь важно не только передать сходство образа с оригиналом, но и отразить внутреннее его состояние. Излюбленным жанром Понтормо является набросок, в отличие от этюда позволяющий с помощью штриха передать динамику движения образа.

В 1510-1520-е гг. на развитие художественного метода Понтормо оказывают большое влияние произведения мастеров Северного Возрождения, в том числе и полотна Дюрера. Особенно сильно это воздействие проявляется в таких работах художника, как «История Иосифа», «Поклонение волхвов», и во фресках, выполненным по заказу монахов из монастыря в Галуццо (Чертоза Валь д’Эма) в период с 1522 по 1525 г. Однако в эпоху все более обостряющегося кризиса в искусстве Возрождения произведения Понтормо все чаще приобретают драматический характер. Наиболее ярко это проявляется в цикле фресок для монастыря в Галуццо «Страсти Христа». Если первые композиции цикла создают светлое и жизнерадостное настроение, то картины, созданные позднее, отличаются тем, что вызывают ощущение трагизма и подавленности. Выведенные на полотнах библейские образы призваны выразить человеческое горе и страдание.

Развитие творчества Понтормо шло вразрез с идеалами Возрождения. Хотя образы, созданные художником, во многом сходны с персонажами, изображенными на полотнах мастеров Северного Возрождения, атмосферу, окружающую их, скорее можно охарактеризовать как мистическую и ирреальную. Подобная экспрессия образа и акцентирование внимания зрителя на мистике и религиозном содержании картины не были типичными для искусства Ренессанса.

В той же степени противоречивой является и алтарная композиция «Христос в Эммаусе», созданная в 1525 г. Образы поражают зрителя своей конкретностью и реальностью. Апостолы и монахи-заказчики представлены здесь простолюдинами, обыкновенными набожными людьми из толпы. Очень реалистично изображен в картине и натюрморт. Однако мерцающий свет, льющийся из символического ока, придает общей композиции мистический и сказочным характер. Земные образы вдруг оказываются перенесенными в мир ирреальным, потусторонний. Они становятся светлыми, одухотворенными и наполняются религиозным смыслом. В результате общая композиция приобретает яркую эмоциональную окраску и глубокий религиозно-философский смысл.

Подобный переход художника от возвышенно-идеалистических образов, характерных для искусства Возрождения, к образам религиозно-мистическим ознаменовал период кризиса в творчестве Понтормо. Связано это было прежде всего с тем, что монументальные, идеальные фигуры, созданные мастерами Ренессанса, не соответствовали реальной действительности и потому не могли достаточно полно раскрыть замысел живописца. Именно поэтому художники все чаще искали новые методы и способы отображения жизни. Исключением здесь не является и Понтормо, акцентирующий внимание зрителя на духовным ценностях.

Эволюцию художественного метода Понтормо можно проследить и на примере портретным работ художника. Среди них особое место занимают «Резчик драгоценных камней» и «Двойной портрет» (вторая половина 1550-х). Картины отличает необыкновенная легкость, жизнерадостность, возвышенность образов. Эти полотна во многом напоминают работы Андреа дель Сарто.

В 1520-е гг. жанр портрета у Понтормо претерпевает качественные изменения. Образы Понтормо становятся более утонченными. Однако, с другой стороны, отличительными их особенностями являются взволнованность, неуверенность, тревога. Именно такими чертами отмечен портрет молодого человека (предположительно Алессандро Медичи), созданный в период с 1525 по 1526 г. Изображение построено на контрасте тяжелым одежд, в которые облачен юноша, бледного лица и тонкой фигуры молодого человека. В результате персонаж оказывается наделенным одухотворенностью, необычайной, почти болезненной хрупкостью и легкостью. Перед зрителем предстает не обычный, земной человек, а аскетичное, нереальное существо, как будто спустившееся к людям с небес.

Работой, ознаменовавшей кризисный этап в творчестве Понтормо, стало полотно, получившее название «Положение во гроб» (1525-1528). Эта композиция является одним из самых трагических произведений итальянского Возрождения. Глубокое чувство отчаяния и растерянности выражают здесь искаженные от горя лица молодых людей и женщин, помогающих нести тело Иисуса Христа. Однако созданные художником образы скорее всего представляют собой некие отвлеченно-идеальные символы, а не реальных людей. Это впечатление усиливается еще и за счет того, что в воздухе, их ноги лишь слегка касаются земли.

Эффект ирреальности происходящего усиливается также благодаря использованию живописцем красок особых тонов: бледных розовато-красных, светло-лиловых, светло-голубых, зеленоватых. Сочетание светлых мест с бледными и почти прозрачными создает у зрителя ощущение необычайно высокой эмоциональной наполненности и религиозной патетики образов и общей композиции.

Той же религиозно-мистической экспрессией и ощущением ирреальности происходящего отмечены и другие произведения Понтормо, среди которых «Встреча Марии и Елизаветы» (1528-1530) и «Мадонна с младенцем» (1521-1522).

В полотнах «Положение во гроб» и «Встреча Марии и Елизаветы» Понтормо выступает как основоположник итальянского маньеризма. Позднее, с 1530 г., все более отдаляясь от формирующейся в то время придворной культуры, художник уединяется в своей мастерской и продолжает поиск новых методов и способов художественного выражения. Однако, по свидетельствам современников, все попытки живописца заканчиваются провалами. Особеннонеудачными были признаны фрески, украшавшие стены разрушенной в XVIII в. церкви Сан-Лоренцо. Работы по росписи проводились в течение 10 лет, в период с 1546 по 1556 г.

Якопо Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы. 1528-1530 гг.

Якопо Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы. 1528-1530 гг.

Эти произведения отличались не только чрезмерным усложнением композиции и стремлением подчинить человеческие фигуры абстрактному орнаменту, но и значительным снижением качества техники рисования: линии, создающие образы, здесь необычайно вялы и статичны.

Более интересными и выразительными работами, созданными Понтормо в последние годы жизни, были портреты. Среди них наибольший интерес представляют «Дама с собачкой» и «Портрет ремесленника», или «Автопортрет», написанныепосле 1530-хгг. Представленные на полотнах одухотворенные, почти реальные образы во многом напоминают произведения Понтормо, созданные им ранее. Якопо Каруччи да Понтормо скончался 2 января 1557 г. и был похоронен во Флоренции. Являясь основоположником маньеризма, Понтормо в то же время отличался от итальянских маньеристов. Находясь в постоянном поиске новых методов и способов художественного отображения мира, он по-своему преломлял гуманистические и реалистические традиции, сформировавшиеся в творчестве мастеров Высокого Возрождения.

Пармиджанино (Маццола Франческо)

Маццола Франческо, по прозвищу Пармиджанино, родился 11 января 1503 г. в Парме в семье живописца. Его отец рано умер, поэтому воспитывали мальчика старшие братья.

Художественно-изобразительный стиль Пармиджанино сложился под влиянием знаменитого Корреджо, работавшего в Парме в 1518 г. Черты стиля великого мастера отчетливо видны уже в первом монументальном произведении молодого художника: во фресках, выполненных для церкви Сан-Джованни Эванджелиста в период с 1519 по 1522 г., и в росписях комнаты замка в Фонтанелатто, созданных в 30-е гг. XVI в. (некоторые искусствоведы относят дату написания последних к 1523 г.).

Росписи стен комнаты в замке в Фонтанелатто представляют интерес в связи с особенной техникой исполнения. За счет того, что произведения оказываются размещенными между частями архитектурного сооружения (распалубки свода, арка), у зрителя создается впечатление визуального увеличения пространства помещения. Все картины, составляющие фреску и рассказывающие о Диане и Актеоне, необычайно выразительны и динамичны. Представленные в движении фигуры героев, колышущиеся под легким ветерком листочки и ветви деревьев — все придает композиции лиричность, поэтическую возвышенность и оригинальность.

Однако, все более ощущая противоречивость идеалов, выдвинутых искусством Возрождения, Пармиджанино постепенно отходит от ренессансных традиций. Особенно ярко это выражено в его портретных работах, среди которых важное место в становлении творческого метода художника занимает «Автопортрет», исполненный около 1524 г.

Небольшой портрет, написанный на выпуклой деревянной дощечке круглой формы с использованием густых красок, является своеобразным доказательством того, что художника больше интересует не внешний облик человека и не его внутренний мир (что характерно для искусства мастеров Возрождения), а техника изображения. Пармиджанино показывает здесь истинное мастерство. При взгляде на картину создается ощущение зеркального отражения юного художника и обстановки его полутемной мастерской. Пармиджанино стремится как можно более точно изобразить внешние линии, создающие фигуру, мало заботясь о передаче внутреннего мира модели. Именно эта черта в творчестве Пармиджанино отдаляет его от гуманистического искусства художников Ренессанса.

В 1523 г. (по другим данным, в начале 1524 г.) Пармиджанино покидает Парму и отправляется в Рим. Именно здесь развивается артистизм и изобразительная техника молодого мастера. В произведениях, относящихся к римскому (до 1527) и болонскому (с 1527 по 1531) периодам творчества художника, ощущается еще больший отход живописца от традиций Возрождения. Однако, в отличие от наполненных пессимизмом и трагизмом полотен Понтормо, произведения Пармиджанино в большей степени были связаны с идеями т. н. придворной культуры, представители которой стремились как можно дальше отойти от драматического конфликта и противоречий Ренессанса. Их образы — это оторванные от реальной действительности, идеальные, утонченные герои-аристократы.

Своеобразной эстетической программой можно считать такие произведения Пармиджанино, как «Видение св. Иеронима», «Мадонна со святыми», датированные 1520-ми гг. Грубой действительности здесь противопоставлены хрупкие, тонкие, почти бесплотные образы.

Однако работой, наиболее ярко выражающей эстетику маньеризма, является полотно, созданное приблизительно в 1528¬1530 гг. и получившее название «Мадонна с розой». Необычайно выразительные фигуры героев отличаются здесь светскостью и чрезмерной изысканностью, тем самым создавая образы-«пустышки», лишенные высоких чувств: душевной теплоты, доброты, благорасположения к людям. Они внутренне ущербны и предстают скорее как олицетворение аристократизма, но вместе с этим и манерности, холодности, расчетливости, даже жестокости.

Мастер наделяет образы такими чертами для того, чтобы показать их оторванность от реальной действительности и от жизни обыкновенных людей. Персонажи Пармиджанино — это идеальные, недоступные герои, спокойные и статичные, лишенные каких-либо душевных противоречий в силу отсутствия внутреннего духовного содержания.

Аристократизм и недосягаемость образов подчеркиваются в композиции с помощью особых красок холодных оттенков: бледно-розовых, серовато-сиреневых, зеленовато-синих, прозрачно-красных. Такие цвета не только ярче высвечивают характер персонажей, но и лишают их конкретности, реалистичности, жизненной наполненности.

Подобные тенденции в поиске новых методов художественного изображения действительности продолжали развиваться и в поздних произведениях Пармиджанино, в т. н. второй (1531-1540) пармский период творчества. Именно к этому периоду относится знаменитое полотно мастера «Мадонна с длинной шеей», датированное 1534¬1540 гг. Образ Мадонны здесь, в сравнении с «Мадонной с розой», еще более отвлечен и субъективен. Кажется, что художник нароч¬но искажает пропорции тела, чтобы подчеркнуть ирреальность об¬раза, его несоответствие уже сложившимся идеалам. Так же, как и в предыдущих работах, образ Мадонны лишен какой бы то ни было внутренней наполненности. Она, как фарфоровая статуэтка, лишена жизни и служит лишь для того, чтобы символизировать аристократизм и отвлеченность от жизненной реальности, основу которой составляет противоречие.

В «Мадонне с длинной шеей» пластика главной героини передана с помощью плавных, текучих линий. Подобный «змеевидный» силуэт позднее станет главным принципом художественного изображения фигуры человека в искусстве маньеристов. В 1590 г. эта формула построения образа была описана как ведущая в искусстве маньеризма в теоретическом труде Ломаццо.

Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1534-1540 гг.

Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1534-1540 гг.

Ранний маньеризм как художественное направление не был явлением цельным и однородным. Подтверждением тому служат портретные работы Пармиджанино, среди которых особый интерес представляют портрет графа Джан Галеаццо Сан Витале (1524), «Автопортрет» (ок. 1527-1528) и «Малатеста Бальоне» (1530-е). В этих работах, как ярких образцах произведений маньеризма Пармиджанино, выведены персонажи, лишенные яркой индивидуальности и внутренней наполненности. Возвышенная патетика создается в картине не с помощью изображения глубоких чувств и переживаний героя, а за счет окружения персонажей богатой и пышной обстановкой. Однако своеобразным отступлением художника от принципов маньеризма является то, что некоторые его герои все же оживают, несут на себе отпечаток тревожного, полного противоречий мироощущения. Ряд образов, созданных в этот период, отличаются задумчивостью, одухотворенностью, они как бы выражают внутреннюю боль автора, представителя целого поколениялюдей, за происходящее.

То же соприкосновение с реальной действительностью наблюдается у Пармиджанино и в картине «Антея», написанной приблизительно в 1534-1535 гг. Нарочито искаженная фигура героини (преувеличенно тонкие линии в передаче пластики фигуры, небольшая головка, вытянутые пропорции) тем не менее привлекает зрителя своим обаянием. Лицо молодой женщины — не пустая, ничего не значащая маска; ее пристальный взгляд, в котором застыл вопрос, устремлен на зрителя.

Пармиджанино. Антея. Фрагмент. Ок. 1534-1535 гг.

Пармиджанино. Антея. Фрагмент. Ок. 1534-1535 гг.

Особенного внимания заслуживают рисунки Пармиджанино.

Небольшие наброски становятся у художника самостоятельным жанром. Составленный из коротких и оттого кажущихся незаконченными линий образ на рисунках еще более оторван от действительности. Пармиджанино не стремится передать внутреннее состояние героя или какую-либо идею. Все внимание автора акцентируется здесь на декоративном оформлении произведения. Позднее это станет ведущим принципом художественного выражения образа в произведениях маньеристов. Не менее значима роль Пармиджанино и в развитии такого художественно-изобразительного жанра, как гравюра. Именно в творчестве Пармиджанино широкое распространение получили новые в то время формы жанра: офорт и цветная гравюра на дереве. В офортах, среди которых особое место занимают «Положение во гроб», «Поклонение волхвов», «Таис», мастер также стремится как можно больше отдалить образ от реальной действительности. Его гравюры построены на контрасте света и теней, в результате чего общая композиция приобретает едва уловимые очертания, становится прозрачной, легкой и воздушной. Цветные гравюры на дереве как художественно-изобразительный жанр впервые появились в Венеции в начале XVI столетия. Основоположником подобной гравюры (т. н. «кьяроскуро») принято считать Уго да Карпи (1480-1532), получившего в 1516 г. патент на изобретение. Его работы оказываются подчиненными одной идее — создать выразительную и красочную картину. Ярким примером такой техники могут служить гравюры, сделанные с рисунков Пармиджанино («Диоген»). Необходимо заметить также, что наброски последнего были основным материалом при изготовлении гравюр для многих мастеров XVI в.

Пармиджанино скончался 24 августа 1540 г. в Ломбардии (Касальмаджоре).

istoriya-iskusstva.ru

это Эль Греко, живопись и архитектура

Стилистическое направление в искусстве и культуре под названием «маньеризм» возникло в 16-м веке. Характер нового литературно-художественного направления отражал кризис идеалов, сформировавшихся в эпоху Возрождения. Представители маньеризма культивировали идеи о тотальной непостоянности окружающего мира и зыбкого положения человеческой судьбы. Этот этап в развитии живописного, архитектурного и скульптурного искусства принято считать ранней стадией зарождающегося барокко.

Черты стиля

На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, сразу после готического стиля в архитектуре средневековья, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.

Убранство замков в стиле маньеризм

Интерьер

В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической направленности.

Маньеризм считается своеобразные переходным периодом к стилю барокко, который пропагандирует роскошь и величие изысканных форм. И для него характерно отсутствие конкретных принципов в организации пространств.

В светском интерьере используются настенные росписи — огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами. Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.

В конце 16-го столетия на поверхности стен начали изображать ложные окна, двери и портьеры, которые выглядели невероятно реалистично.

Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.

Декор интерьера в стиле маньеризм

Архитектура

Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей эпохи Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:

  • Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
  • Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
  • Лоджия Галерии Уффици.
Палаццо дель Те

Палаццо дель Те

Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.

Скульптура

Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.

Гениальный скульптор написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Рукопись, в которой описывается жизнь и творческое становление автора, находится в библиотеке Лауренциана.

Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:

  • Статуэтка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло).
  • «Персей» (Лоджия деи Ланци).
  • «Распятие» (Эскориал).
Козимо Медичи

Козимо Медичи

Мода

Мужские наряды времен марьенизма

Мужские наряды времен марьенизма

Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела.

Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги.

Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.

В 18-м веке появились первые корсеты на китовом усе. Они утягивали талию до 40 см, плавно сглаживая недостатки и подчеркивая пышность груди.

Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.

Элегантные наряды из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогостоящими украшениями.

Женские наряды времен маньеризма

Женские наряды времен маньеризма

Живопись

Неоценимый вклад в развитие живописи тантрического маньеризма внес испанский художник по имени Эль Греко. К сожалению, он не имел последователей и только через три столетия его гениальные творения возвели в ранг важнейших для европейского изобразительного искусства работ. Самые известные картины мастера:

  • «Поклонение волхвов» (1568 г). Находится в музее Сомания (Мехико).
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1589 г.) – В будапештском Музее Изящных искусств.
  • «Вид Толедо» (1604-14 гг.) – Нью-Йорк, Музей Метрополитэн.

На картинах маньеристов человек изображался беспомощным существом, чья судьба зависит только от него самого. Внезапные контрасты и светотеневые решения подчеркивают колоритность изображений. Человеческое тело соразмерно растянуто, а позы на полотнах выглядят неестественно.

Распространению стиля в Германии способствовал художник Ханс Фон Аахен.

Видение нелогичного и катастрофического мира отображалось в работах художников маньеризма:

  • Пармиджано Франческо.
  • Фьорентино Россо.
  • Лавиния Фантано.
Коррадо Джаквинто

Коррадо Джаквинто

Литература

Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма.

Куртуазный маньеризм – это течение в поэзии 16-17 вв. Характеризуется напущенной изысканностью, насмешливостью и язвительностью, порой граничащей даже с пошлостью.

Маньеризм в литературе характеризуется игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени – в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».

Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.

Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.

Подростковая комната для мальчикаКак оформить комнату для мальчика подростка вы узнаете, перейдя по ссылке.

Как рассчитать ламинат на комнату подробно описано в этой статье.

Что такое бесшовная текстура мрамора: http://trendsdesign.ru/materialy/mramor/sovremennom-stroitelstve-i-interere.html

Видео-обзор на культуру маньеризма

Выводы

Маньеризм зародился в эпоху кризиса культурных и художественных идеалов. Внутренняя противоречивость стиля превосходила направление стиля рококо, и породила открытие эротизма в искусстве. Определение стиля в широком смысле характеризуется формотворческим началом перехода от эпохи античности, через эпоху классицизма и до современного периода.

trendsdesign.ru


Смотрите также