Элементы маньеризма в интерьере. Картины маньеризма


Маньеризм, Библиотека статей для художников

Маньеризм (Mannerism, итал. maniera - стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.).

О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощрённой манере. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета. В ваянии провозвестником Маньеризма был Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульптурам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям.

За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. В литературе и музыке термин "Маньеризм" применяется ещё шире, чем в изобразительном искусстве и архитектуре. Так, "маньеристскими" именуют литературные произведения, которым свойственна витиеватость слога, усложнённый синтаксис и использование причудливо-фантастических образов. Наиболее известный пример - двухтомный роман "Эвфуэс" (1578-1580 гг.) Джона Лили, породивший термин "эвфуизм", означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В музыке "маньеристским" считается, например, творчество итальянского композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо ди Веноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и яркой экспрессией.

paintingart.ru

Направления и стили в искусстве — Маньеризм

Просмотров: 36854

Маньеризм, течение в европейском искусстве

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил.Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо и др.) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчёркивается внутренняя напряжённость и замкнутость персонажей, обострённое субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощрённо-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают изощрённые атектонические, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 40-х гг. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрёл черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвящённых аллегориями (живописцы Дж. Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари и др.).В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчёркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардучо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристической графики и декоративно-прикладного искусства. Влияние маньеризма во многом определили творчество представителей первой школы Фонтенбло во Франции 1520-40-х гг., но вскоре европейский маньеризм выродился в космополитическое течение во второй школе Фонтенбло в конце XVI - начале XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и второй половины XVI в. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой - Караваджо и распространение караваджизма ознаменовало конец маньеризма, утверждение барокко и мощных реалистических течений в европейском искусстве XVII в.

Лит.: Б. Р. Виппер, Борьба течений в итальянском искусстве XVI в., М., 1956; А. А. Аникст, Концепция маньеризма в искусствознании XX века, в кн.: Советское искусствознание'76, в. 2, М., 1977; Hauser A., Der Mannierismus, die Kunst der Renaissance und der Ursprung der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Murray L., The High Renaissance and mannerism: Italy, the North and Spain, N. Y., 1977.

Родительская категория: История | Культура Категория: Направления | Стили

www.art-drawing.ru

Маньеризм | Xurma.Ru

маньеризмМаньеризмом называется течение в итальянском искусстве XVI века. Название происходит от итальянского слова «маньера» — прием, манера. На русский язык оно также может быть переведено как способ выражения возможностей конкретного художника, привлекающего внимание зрителя манерностью.

Первым крупным представителем маньеризма считается итальянский художник Я.Понтормо. Он придавал своим персонажам излишнюю отточенность линий и поз. На картине «Мадонна с младенцем» Понтормо изображает молодую женщину с несколько удлиненной шеей, которая держит на руках раскормленного и жизнерадостного ребенка, достигая тем самых обратного эффекта — трагичности бытия. Ведь зритель невольно должен был дорисовать в своем воображении картину, завершив ее распятием.маньеризм

Представители маньеризма считали, что художник обязан следовать не натуре, а своему воображению, провозглашая тем самых субъективность искусства. По их мнению, художник должен был не стремиться к воссозданию предмета, а следовать своим представлениям о нем.

Они стремились поражать зрителя неожиданными ракурсами. Ф.Маццоло, прозванный Пармиджанино, написал свой портрет как отражение в выпуклом зеркале.

Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью форм. С помощью этих средств достигалась острота художественных образов.

Изображения на картинах маньеристов имели нарочито преувеличенную изогнутость и чрезмерную удлиненность. Так, фигура Христа на картине Фьорентино «Мертвый Христос и ангелы» настолько велика, что почти выпадает за границы полотна.

маньеризм   Самым крупным мастером-маньеристом считается А.Бронзино, работавший при дворе Медичи. На созданных им портретах можно увидеть застывшие фигуры с великолепно выписанными, но совершенно бесстрастными лицами.

А.Бронзино, как и все маньеристы, тщательно выписывает все атрибуты: детали костюма, прически, фон, украшения. Художник как бы подчеркивает их несоответствие лицу портретируемого.маньеризм

Картины маньеристов повлияли на развитие европейского искусства. На их основе был разработан стиль придворного портрета, широко распространившийся во всех странах континента начиная с XVH века.

В скульптуре маньеризм представлен такими яркими именами, как Б.Челлини, Джамболонья.

 

маньеризмманьеризм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.xurma.ru

Маньеризм в интерьере – характерные особенности

Маньеризм в интерьере – это обращение к прошлому и повторение его лучших и запоминающихся достижений. Характерная особенность этого стиля – преобладание в дизайне гротескных орнаментов, фантастических нереальных образов. В целом это направление можно охарактеризовать как доминирование отдельных предметов над общим содержанием.

Красота отдельных деталей и элементов важнее общей красоты, выделяются линии и силуэты, красочные пятна в оформлении. В эпоху маньеризма вылилась эпоха Возрождения, считается, что этот стиль стал переходным к следующему за ним направлению барокко.

Кресло у стены

О маньеризме впервые начали говорить в период жизни Рафаэля, когда он отказался от ясных средств выражения, характерных для Ренессанса. Рафаэль стал работать в более причудливой манере. Характерные черты нового стиля – это особая удлиненность фигур, напряженность в позах, которая обозначается термином «контропост».

Комната для гостей

Основные черты

К основным элементам, используемым в стиле маньеризм, относят:

  • роспись яркими красками стен и потолков, украшение жилища фресками – псевдолепниной, псевдостатуями, причудливыми картинами;
  • перегруженность деталями, отсутствие единого стиля;
  • выразительность всех элементов стиля, вычурность красоты;
  • отсутствие определенных критериев при организации формы;
  • живое и весьма оригинальное применение форм и цвета;
  • инкрустации из драгоценных металлов;
  • отрицание старых форм.
Диван и ширма

В целом сущность стиля можно определить как отсутствие определенных стандартов при организации формы. В архитектуре стали широко применять нетрадиционные приемы и иллюзорные элементы – слепые окна, ниши и арки, ложные межкомнатные двери. Для маньеризма также характерно использование причудливых эффектов, которые связаны с освещением, размерами, переходом одного цвета в другой.

С большой пышностью оформляются фасады, используются скульптуры, орнаментальные элементы, золотые и серебряные инкрустации. В картинах искажаются формы, смешиваются в разных пропорциях стили, используется яркая цветовая гамма. В скульптурных композициях, картинах кроме необычных световых эффектов применяется удлинение пропорций тел изображенных людей.

Гостиная

История и персоналии

К первопроходцам маньеризма относится Джамболонья – итальянский скульптор, в произведениях которого изысканная плавность фигур сочетается с причудливостью поз. Также к великим скульпторам, оказавшим влияние на зарождение стиля, можно отнести и Бенвенуто Челлини.

Маньеризм как стиль в архитектуре практически также трудно определить, как и в скульптуре или живописи. Особенности этого стиля можно описать как осознанное презрение к принятым в обществе классическим традициям и устоявшимся правилам.

Сальера

В декоре интерьера, оформленного в стиле маньеризм, главенствующую роль занимают аллегорические образы, эмблематика и символика. Все это призвано создать образы, близкие духу общества того времени. Маньеризм преподносился как переходный стиль от ранее используемых в эпоху Возрождения классических, монументальных форм к новому стилю барокко, который должен был пропагандировать величие, роскошь, пафос.

Спальня

Особенности оформления интерьера

В итальянском языке маньеризм означает чрезмерность, вычурность. Особое распространение этот стиль получил в странах Европы примерно в XVI в. Строго говоря, маньеризм нельзя охарактеризовать как стиль. Это определенный этап в постепенном развитии искусства Италии. Новый этап можно считать исходом утраты предшествующих идеалов в искусстве.

Маньеризм часто также связывают с работами художника Италии Вазари, он называл этот стиль утонченным и изысканным. Для маньеризма характерно повышенное внимание к отдельным элементам и деталям, которые иногда и не вписываются в общую картину художественного произведения.

Стол с резьбой

Если маньеризм рассматривать предельно тщательно, то можно выявить, что в чистом виде этот стиль в интерьере практически не используется, полностью соблюсти его практически невозможно. И связано это также с тем, что маньеризм выражался прежде всего в различных формах искусства.

Ложное окно

Если вы загорелись идей оформить ваше жилище в направлении маньеризма, то вам необходимо заранее полностью представить общую картину вашего обновленного дома. Чаще всего дизайнеры предлагают развесить на стенах картины, выполненные художниками, приветствующими тот стиль. Имеет маньеризм следующие особенности.

  • В оформлении обязательно используются элементы изобразительного искусства. Стены комнат расписываются причудливыми орнаментами, которые изображают аллегорическую направленность, символику либо эмблему.
  • Цветовые оттенки в маньеризме яркие, насыщенные, часто практически несочетаемые.
  • Используются иллюзорные образы – несуществующие окна, арки, камины, двери.
  • Мебель инкрустируется под бронзу, золото, серебро и выглядит вычурно и помпезно.
  • Аксессуары должны отражать все богатство хозяина дома, изготавливают их обычно из драгоценных металлов.

Маньеризм сегодня в обычной жизни практически не используется, отдельные его элементы могут применяться только в сочетании с другими правильно подобранными стилями.

Еще статьи по теме:

decorstars.ru

Стиль живописи: маньеризм

Маньеризм  — (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 века, отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений.

Начиная с половины XVI века уже заметно падение итальянской живописи. За расцветом следует период подражательный. Индивидуальные черты гениальных мастеров превращаются у их подражателей в бессилие и манерность; так, наивная прелесть женской красоты Леонардо да Винчи вырождается в слащавость и кокетство. Многим знаменитым мастерам, при всем совершенстве их техники и удачном приближении к образцам, недостает чувства меры. Дольше всех сохраняет последнее венецианская школа. Из мастеров ее выделяются во второй половине XVI века Тинторетто и Паоло Веронезе. Вторжение новых протестантских идей и борьба с католичеством внесли сомнения в умы и сердца и подорвали во многом прежнюю наивную веру и идеал красоты. Оставшиеся верными прежним воззрениям стали впадать из принципа в преувеличения.

Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника. Для итальянского маньеризма 1520-х годов. характерны драматическая острота образов, преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве маньеризма возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. В маньеристическом портрете, открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля, в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. К 1540-м годам маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии; его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств. В скульптуре и архитектуре маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам , к экстравагантности деталей.

Превращению маньеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции, Испании, Чехии и др. странах, а также широкое распространение маньеристических картин, гравюр, графики и предметов декоративно-прикладного искусства. Принципы маньеризма определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло, немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Шпрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема, И. Эйтевала.

Итальянское путешествие голландского художника Мартена ван Хемскерка (1532—1536) еще больше усилило влияние маньеризма в Нидерландах и Северной Европе. Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, антверпенцу по происхождению, но получившему образование и работавшему в Риме, Парме и Венеции, а позже в Вене и Праге, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия XVI века претерпел решительные изменения. Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибывает Голциус, который с 1585 перевел многие произведения Спрангера в гравюру, а после 1583 — Корнелис ван Харлем и Карел ван Мандер, который в 1573—1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии  и отъезд Голциуса в Италию привели к эклектизму маньеристического толка. Расцвет живописи маньеризма в Утрехте XVI века связан с именами Абрахама Блумарта и Иоахима Эйтевала стиль которых отмечен итальянским влиянием, одновременно героическим и реалистическим. В Германии ярким представителем маньеризма стал Ханс фон Аахен. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо ознаменовало конец маньеризма и утверждение барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия "Маньеризм", к включению в него мастеров или шедших своим, особым путем, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния: Тинторетто, Веронезе, Эль Греко, Лотто, П. Брейгель Старший (чит.статью).

‹‹ к списку статей

holsta.net

Маньеризм

МАНЬЕРИ́ЗМ (итал. Manierismo — "вычурность, манерничанье") — течение в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520—1590-х гг. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов "Высокого Возрождения" в Италии.

Термин "maniera" стал приобретать специфическое значение уже к середине XVI в. Венецианские живописцы употребляли словосочетание "maniera nuova" (итал., "новая манера") для обозначения стиля работы современных художников в отличие от старшего поколения, основателей венецианской школы — Дж. Беллини, Джорджоне, и подразумевали под этим определением более свободную, раскованную манеру исполнения.

Джорджьо Вазари, автор "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550), использовал слово "манера" как синоним понятия "стиль". В этом же смысле пользовались термином "maniera" итальянский живописец и теоретик Классицизма Дж. П. Беллори, а также Р. Фреар де Шамбрэ, К. Ч. де Мальвазиа.

В 1789 г. аббат Л. Ланци, хранитель галереи Уффици во Флоренции, в полемике о спиритуалистическом (церковном) и гедонистическом (светском) искусстве для обозначения кризисных тенденций предложил слово "manierismo". Знаток нидерландской живописи М. Фридлендер в 1915 г. применил определение "маньеризм" (нем. Manierheit, англ. Mannerism) к кризисным тенденциям в развитии живописи нидерландской школы второй половины XVI в. В качестве типичных признаков маньеристической живописи Фридлендер выделил пристрастие к:

— удлиненным фигурам;

— экзотическим костюмам персонажей;

— аффективным жестам;

— ярким, контрастным тонам.

рельеф храма Бела в Пальмире (32 г. н. э.) Подобные наблюдения относятся и к другим периодам развития искусства. Один из самых удивительных примеров — рельеф храма Бела в Пальмире (32 г. н. э.) с изображением фигур храмовой процессии, лица которых трактованы как орнаментальные завитки. Подобную трансформацию невозможно объяснить только подчинением изображения орнаментальным задачам. Эллинистическое искусство IV—I вв. до н. э. в целом несет в себе черты маньеристичного мышления.

Аналогичные черты можно наблюдать в искусстве "сербско-македонского маньеризма" конца XII в. Произведения этого времени отличает беспокойная экспрессия, взволнованность, вытянутые хрупкие фигуры с изломанными угловатыми контурами. К маньеризму близки жанры гротеска, каприччьо.

Возникает сложная для искусствознания проблема разделения понятий маньеристических тенденций, действующих в истории искусства постоянно, и Маньеризма как конкретно-исторического явления в искусстве Италии второй половины XVI в. Эта проблема аналогична спорам вокруг терминов "классицизм"и "романтизм". В самом общем смысле маньеризм характеризуется превалированием формы над содержанием.

Вследствие стремительного развития искусства, которое наблюдалось в эпоху Итальянского Возрождения, новые идеи не успевали за формой, пластическая избыточность, изысканность, изощренность становились самоцелью. Художники в вынужденной конкуренции друг с другом начинали прибегать к внешним эффектам, демонстрации мастерства, виртуозной техники, оригинальности манеры. На этом фоне еще острее выступали скудость замысла, эпигонство, вторичность, подражательность, стилизация и эклектика. В Маньеризме отчетливо ощущается усталость, исчерпанность внутренних источников. Поэтому главная причина возникновения итальянского Маньеризма в XVI в. — исчерпанность ренессансных идей.

Вёльфлин в 1922 г. писал о том, что не случайно Маньеризм получил мощное развитие в Италии, где "культ пластики обнаженного тела был особенно развит... В движении фигур у Леонардо и Микеланжело... каждое мгновенье грозит перейти в искусственность и манерность". Можно вспомнить, что Дж. Вазари в XVI в. критиковал живописцев кватроченто (XV в.) за излишнюю строгость, графичность, скованность формы (итал. aspro a vedere — "жестко для зрения").

Изобразительное искусство эпохи Возрождения неумолимо развивалось в сторону живописности, экспрессивности, динамичности формы. На какое-то мгновение Рафаэль сумел дать идеальные образцы пластического равновесия и гармонии, но в 1520 г. Рафаэля не стало и образовался вакуум, который заполнили его слабые ученики. Казалось, вот-вот появится новый Рафаэль, но этого не случилось. Так же внезапно закончилось в 1530-х гг. Северное Возрождение.

Искусство Ренессанса идеалистично, несбыточно, оно не соответствовало исторической реальности. Этим прежде всего объясняется быстрый крах ренессансных художественных идеалов. С таким трудом достигнутая на рубеже XV—XVI вв. гармония содержания и формы, изображения и выражения, тектоники и пластики, объема и цвета стала распадаться. Художники были вынуждены заниматься поисками иной выразительности — эстетизацией отдельных элементов формы: линии, силуэта, красочного пятна, текстуры, экспрессии штриха и мазка. Красота отдельной детали становилась важнее целого.

Это был период распада целостности мировоззрения и художественного мышления. Однако величайшая по художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм. Можно сказать, что три гиганта Возрождения — Леонардо, Микеланжело и Рафаэль — определили три различных пути дальнейшего развития европейского искусства. Леонардо да Винчи в поздний период творчества (1507—1519) вместе со своими учениками-"леонардесками" во многом способствовал развитию интернационального Маньеризма. Рафаэль и его "рафаэлески" в 1508—1520 гг. в Риме создавали академизм. Гениальный Микеланжело в последние годы (1534—1564) открывал новый стиль Барокко.

Существуют две концепции развития искусства в постренессансный период. Согласно первой, Маньеризм разрушил классические основы искусства, сложившиеся в эпоху Возрождения, и, не создав нового, только подготовил почву для стиля Барокко, апогей которого в Италии приходится на середину XVII в. По второй концепции, Маньеризм и Барокко развивались в искусстве Италии параллельно, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Первым положительно оценил роль Маньеризма в истории европейского искусства М. Дворжак. Отмечая закат классического искусства, начавшийся, по его мнению, еще в IV в., Дворжак приводит латинское изречение: «Si parva licet componere Magnis" ("Когда ничтожным бывает позволено создавать великое") и подчеркивает, что скудость идей не уменьшает количества художественных произведений. Даже напротив, их объем и разнообразие увеличиваются. "Согласно первому впечатлению, — пишет далее Дворжак, — перед нами — малосамостоятельное, эпигонское искусство; прогресс здесь выражается главным образом в смене прототипов. Вследствие этой мнимой несамостоятельности и возникло определение маньеризм; оно подразумевает искусство, носители которого превращают заветы мастеров эпохи Высокого Возрождения в некую манеру". Однако наряду с этими отрицательными чертами, "обусловленными скорее добровольным отречением, чем недостатком умения", Дворжак находит и положительное значение, заключающееся в особенной духовности, "устремлении ввысь", утонченности и спиритуализме, подготовившими невероятный взлет истинно религиозного искусства Барокко.

Некоторые исследователи понимают под Маньеризмом определенный исторический художественный стиль, другие — не стиль искусства, а стиль культуры, противоположный культуре Ренессанса. Действительно, главные особенности искусства Маньеризма проявляются не в форме, а в мировоззрении. Переход от объективного идеализма (стремления к подражанию природе и "древним") к субъективному мироощущению высвободило духовные силы.

Как утверждает Дворжак, "Сикстинская Мадонна" Рафаэля "отнюдь не исчерпывает того, что трогало душу современного ей европейца, она даже весьма условно связана с этим, ибо воплощенный в ней культ красоты, сочетающийся с мечтательной, просветленной религиозностью, отделен пропастью от всего того, что в огромном объеме разнороднейших элементов воображения движет миром представлений человека в Европе тех лет и наполняет его духовное бытие постановкой жизненно важных вопросов, внутренним горением, страстным стремлением ко внутренне пережитым истине и познанию".

Период Маньеризма разрушил границы, сдерживавшие развитие искусства, высвободил духовные силы, расширил представления о мире и о выразительных возможностях творчества. Это давало выход эмоциям, художественным поискам, мечтанию и фантазированию.

Одним из результатов нового мировоззрения стало появление кунсткамер — "кабинетов редкостей и курьезов", их владельцы считались мистиками и алхимиками, а работавшие при них художники слыли чудаками и фантазерами. Именно таков был рудольфинский стиль в Праге конца XVI — начала XVII в. В этот период происходит интенсивное развитие новых жанров изобразительного искусства: пейзажа, портрета, в том числе костюмированного и театрализованного, вновь входят в моду персонажи Коммедиа дель Арте.

В архитектуре открываются новые возможности связи композиции с пейзажем, воздухом, светом, пространством. Новое понимание пространства интерьера и экстерьера подготовило грандиозные градостроительные проекты и размах архитектурных композиций стиля Барокко.

Стремление к "эксцентрическому видению пространства" соединялось с увлечением натурализмом, вещественностью, иллюзорностью; гиперболизация, аффектация, пренебрежение к достоверности — с мелочной детализацией, смакованием незначительных подробностей. Все это создавало странно иллюзорное восприятие жизни; как и в масках Коммедиа дель Арте, в изобразительном искусстве действовали не конкретные персонажи, а их стилизованные двойники.

Мнимость эпохи заключалась в том, что обретенная в искусстве свобода, чувственность, экзальтация сковывались в жизни церковными и светскими запретами. Поэтому и изобразительная форма выхолащивалась в "декорум". Субъективизм мироощущения в соединении с нормативностью не способствовали появлению новых художественных идей. Отсюда странности искусства Маньеризма: деформация, мелочность, суетливость, неуравновешенность, навязчивые повторы композиционных схем — пресловутое "forzato" (итал., "принужденный, насильственный"). Все эти качества оценивали положительно и обозначали латинским словом "artificio" ("умелость, искусность, хитрость, необычность").

Одним из первых художников-теоретиков искусства Маньеризма стал итальянский живописец, поэт, историограф Джан Паоло Ломаццо (1538—1600). В "Трактате об искусстве живописи" (1584) он обосновывает использование новых формальных приемов: удлиненность пропорций фигур, "змеевидную линию" (итал. linea serpentinata).

Другой известный итальянский художник и теоретик, Федериго Цуккаро (ок. 1542—1609), автор трактата "Идея живописцев, скульпторов и архитекторов" (1607), выдвинул понятие "внутренней формы", или "внутреннего рисунка", возникающее в воображении художника не под воздействием впечатлений от природы, а таинственным образом, из состояния души. Ф. Цуккаро для обоснования этого маньеристского тезиса придумал этимологию: «Disegno — segno Di Dio in noi" (итал., "Рисунок — знак Бога в нас"). Показательно также, что эстетическая теория Цуккаро, сформировавшаяся в русле искусства Маньеризма, стала затем программой стиля Барокко.

В архитектуре маньеристские тенденции проявляются вначале не столь заметно, как в других видах искусства — скульптуре, живописи. Б. Р. Виппер отмечал, что "тело здания остается как будто неизменным". Однако комбинации традиционных элементов "свидетельствуют о совершенно новом содержании". Тенденции к живописности, дематериализации проявляются уже в архитектурных проектах Рафаэля. Постепенно в итальянской архитектуре XVI в. начинает преобладать не тектоническое, а живописное и "узорно-декоративное" (термин Б. Р. Виппера) начала.

Стена здания воспринимается нейтрально, в качестве фона, на который накладывается узор — лепной, рельефный или в технике сграффи́то. Подобные приемы одинаково чужды и идеям эпохи Возрождения, и стилю Барокко. Отсюда два повторяющихся решения: либо фасад здания перегружен беспорядочным декором, либо, напротив, представляет собой гладкую, нейтральную поверхность, лишенную каких-либо членений, что создает вялое впечатление.

Фасад Казино Папы Римского Пия IV в садах Ватикана. 1559-1562. Архитектор П.Лигорио.Примером первого решения может служить фасад Казино Папы Пия IV в Ватикане, созданный П. Лигорио, постройки Б. Перуцци, в частности — Палаццо Массимо в Риме (проект 1532—1536 гг.), дворовый фасад Палаццо Питти во Флоренции (Б. Амманати, 1558—1560), в котором руст, пересекающий колонны, обесценивает понятие классического ордера. Такая колонна называется муфтированной (из голландск. mow — "рукав").

Маньеризм в архитектуре проявляется также в произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических архаизмов. Во всем этом видится какая-то странная беспорядочность, но, одновременно, и стихийный натурализм. Вероятно, именно это имел в виду Дж. Вазари, когда писал о постройках Б. Перуцци, что они "не сложены, а словно рождены" (итал. "non murato, Ma veramento nato"). Рельеф стены в таких постройках рассчитан на игру светотени.

Еще одна новая тенденция (получившая позднее развитие в стиле Барокко) — стремление связать архитектуру с пейзажем, чтобы придать ей ощущение движения, природной стихийной силы. Эта тенденция вылилась в натуралистичный "сельский стиль" загородных вилл: пещеры, гроты, причудливые порталы, стилизованные под естественные образования, как бы "обросшие мхом" стены, скульптура, "вырастающая" из земли. Грот "Апеннины" на вилле Демидова близ Флоренции похож одновременно и на скульптуру и на естественное образование. Такое неустойчивое равновесие характерно для эстетики Маньеризма. На вилле д’Эсте в Тиволи существовал фонтан Рометта (итал. rometta — "маленький Рим"), он представлял собой вечный город в миниатюре.

Фонтан "Нептун", или "Бьянконе" (итал. Biancone - "Белый гигант"), как его прозвали флорентийцы, сделан учеником Микеланджело Б. Амманати. В скульптуре, как и в архитектуре, проявляется тенденция смешения масштабов, несоразмерности и даже несуразности отношений величин. Фонтан "Нептун", или "Бьянконе" (итал. Biancone — "Белый гигант"), как его прозвали флорентийцы, воздвигнутый по проекту Б. Амманати на площади Синьории во Флоренции, является характерным примером маньеристичного мышления. Это особенно заметно при сравнении "Бьянконе" с находящимся неподалеку "Давидом" Микеланжело.

Выдающимся живописцем и рисовальщиком раннего флорентийского Маньеризма был Якопо Понтормо (1494—1557). Его стиль отличается нервозностью, экспрессией; композиции неуравновешенны, эксцентричны. В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино (1503—1572), также ярким представителем флорентийского Маньеризма, поселился в Чертозе ди Валь д’Эма, монастыре картезианского ордена, где создал фрески, проникнутые экзальтацией и мистикой. Понтормо, Бронзино и многие другие близкие им художники были увлечены искусством Микеланжело и искренне полагали, что развивают и "улучшают" его "манеру".

Пармиджанино "Мадонна с длинной шеей"Собственный изысканно-утонченный стиль, но также с пристрастием ко всему необычному, странному, создал живописец из Пармы Франческо Маццола по прозванию Пармиджанино (1503—1540). Этот художник стремился совместить несоединимое: достижения Микеланжело и Корреджьо. Знаменитая картина Пармиджанино "Мадонна с длинной шеей" толкуется по-разному. Одни видят в ней просто манерность. Отсюда, в частности, термин "манерный маньеризм" (maniere Manierismo), предложенный в 1963 г. Дж. Смитом. Другие — зашифрованную аллегорию. Известно, что Пармиджанино увлекался каббалистикой и алхимией (это тоже характерная черта эпохи). "Мадонна с длинной шеей", согласно второму толкованию, представляет собой аллегорию Пьеты́ (оплакивания Христа). Незавершенная колоннада на дальнем плане (выглядит как одна надломленная колонна) — символ преждевременно оборванной жизни. Фигура со свитком — напоминание о пророчествах Ветхого Завета. Спящий Младенец на коленях Мадонны похож на мертвого Христа, а вся композиция восходит к средневековым "горизонтальным оплакиваниям". Плащ Мадонны напоминает погребальный саван, один из Ангелов несет урну — атрибут умащивания тела благовониями.

Об увлечении Пармиджанино оккультизмом и алхимией свидетельствует и его "Автопортрет в сферическом зеркале". Анаморфозы (искажение форм), деформация (лат. Discors concordia — "совмещение несовместимого"), намеренное нарушение пропорций — характерные черты маньеристской живописи.

"Автопортрет в сферическом зеркале"

Они возникают от "непреодоленного противоречия между реальностью и мнимостью... элементами изображаемого пространства, иллюзией объема" и обрамлениями (рамой картины или архитектурными обрамлениями в декоративных росписях). Это производит "странное, путаное впечатление".

Смешение обрамляющей и заполняющей функций элементов архитектурной, скульптурной, живописной композиции — постоянный признак маньеристского искусства. Отсюда впечатление надуманности, искусственности. Экстатическое напряжение и динамика выливаются либо в суетливую дробность мелких деталей, либо в поверхностное подчеркивание движения "форсированием" форм — удвоением контуров, рифмами, повторами, дополнительными, ненужными акцентами.

В искусстве Маньеризма повторяются изображения из нагромождения тел с преувеличенно нервными движениями и гипертрофированной мускулатурой — карикатурные повторения мощных фигур Микеланжело, как, например, в картинах Бронзино, скульптурах Дж. Монторсоли. Вытянутые фигуры с уменьшенными деталями действительно выглядят пластичными, но в маньеристской редакции это кажется необоснованным.

Bronzino Deposition of Christ, Artist: Bronzino, Agnolo.В картинах Бронзино заметна другая тенденция: пропорции остаются классическими, но разрушается целостность пространства. Слишком крупные фигуры не умещаются в отведенных им границах, произвольно срезаются рамой либо зрительно "выпадают" из плоскости картины. Движение фигур чаще всего не мотивировано смыслом, сюжетом, оно подчиняется орнаментальной идее, декоративному ритму "змеевидных линий".

Если ранее в классическом искусстве Возрождения движение, порыв отражали общую идею композиции и связывали фигуры между собой в изобразительном пространстве, то теперь движение замыкается в пределах одной фигуры, что и придает ей странно мятущийся, беспокойный характер. Пространственно-смысловые связи рвутся, композиция читается с трудом. Для сравнения: в искусстве Барокко формальное движение, динамика вновь обретают композиционный смысл, хотя и отличный от искусства Классицизма. Специфически маньеристскую динамику, таким образом, можно определить как переходную от тектоничной в искусстве римского классицизма периода Высокого Возрождения к атектоничной периода Барокко.

Возникают и откровенно формалистические композиции, так называемая кубическая система, в изображении фигуры человека. По утверждению маньериста Дж. П. Ломаццо, идея рисовать фигуры "кубиками" принадлежит ломбардскому живописцу раннего Возрождения Винченцо Фоппе, затем этой идеей воспользовались А. Дюрер, А. Альтдорфер, Х. Хольбайн Младший. Однако в рисунках названных художников "кубизм" объясняется стремлением изучить ракурсы человеческой фигуры в перспективе, что коренным образом отличает их произведения от внешне похожих опусов маньеристов Л. Камбьязо и Дж. Брачелли.

"Солонка Франциска Первого"Следующая черта маньеристского искусства — повышенное внимание к качеству поверхности и тщательной отделке деталей в ущерб целому. Таково творчество выдающегося мастера Бенвенуто Челлини (1500—1571) — скульптора, медальера, гравера, ювелира и писателя. При кажущейся классичности скульптурные произведения Челлини отличают дробность и "отдельность"трактовки мелких декоративных деталей, чего никогда не наблюдалось у Донателло или Микеланжело, великих скульпторов, которым Челлини старался подражать. Не случайно после отливки статуй из бронзыЧеллини полировал их поверхность, украшая ее чеканкой и гравировкой как большое ювелирное изделие.

Своеобразно проявлялись маньеристские тенденции в искусстве XVI—XVII вв. севера Европы, прежде всего в Нидерландах, а также во Франции, в Чехии, Польше и Германии. В искусстве Германии влияния Итальянского Возрождения и Маньеризма сочетались с национальными готическими традициями, отсюда странное название: готический маньеризм.

В более широком значении маньеризмом называют, например, такое яркое явление в искусстве, как венецианское стеклоделие, где композиция подчиняется технической изощренности, виртуозности: поразить, удивить так, чтобы никто не мог догадаться, как это сделано! Таким же маньеризмом является творчество аугсбургских и нюрнбергских златокузнецов-ювелиров, в первую очередь "немецкого Челлини" Венцеля Ямницера (1508—1585), его сыновей и внука Кристофа.

"Редкостное и замысловатое" стало главным эстетическим критерием в работе этих мастеров. Ради демонстрации фантазии и техники, удовлетворения вкусов богатых заказчиков, приобретавших дорогие курьезы для своих кунсткамер, художники-ювелиры искали новые материалы и технические приемы, сочетали золото, серебро и драгоценные камни с жемчугом и кораллами, перламутром и черным деревом. В моду входили диковинные, экзотические вещи: наутилусы, "кокосовые" и "виноградные" кубки.

Архитектоника, логика построения композиции, уступала место произволу, причудам мастера и заказчика. В истории искусства, несмотря на отдельные замечательные произведения, Маньеризм оказался временным, переходным явлением, разрушившим классику Итальянского Возрождения и не создавшим своего художественного стиля.

Важно также иметь в виду, что вне этого течения, но в те же самые годы, творили иные мастера. К примеру, к Маньеризму иногда относят выдающихся живописцев Тинторетто и Эль Греко. Однако их творчество столь индивидуально, что его следует связывать не с конкретным направлением, течением или стилем, а с границами художественной школы. В картинах венецианского живописца Тинторетто (1518—1594) более ощутимы барочные, чем маньеристичные тенденции, но главная особенность заключается в дальнейшем развитии традиций венецианской школы. Искусство Эль Греко (1541—1614) заключено в глубоко индивидуальном претворении наследия византийской и итало-критской школы иконописи на испанской земле. Экспрессия живописной манеры и техники Эль Греко лишь отчасти соотносима с интернациональным Маньеризмом.

shedevrs.ru

Маньеризм в живописи: особенности направления

Искусство и развлечения 24 июня 2016

Маньеризм в живописи – это направление в изобразительном искусстве XVI–первой половины XVII века. Оно возникло в Италии как реакция на кризис гуманистических идеалов, характерных для эпохи Возрождения. В более широком смысле под данным понятием подразумевают новое культурное течение, которое было характерно также и для литературы, архитектуры, скульптуры, музыки.

Предпосылки возникновения

Маньеризм в живописи появился в то время, когда в искусстве все еще продолжали господствовать принципы высокого Возрождения. Однако в связи с целым рядом кризисных явлений социально-экономического, политического и духовного характера в культуре наблюдался отход от традиционного понимания человека как гармоничного целого духовного и телесного начал. Многие мыслители, ученые, представители интеллигенции разочаровались в гуманистических идеалах. Была утрачена вера в гармонию мира, возможность идеального сосуществования человека мира и природы.

маньеризм в живописи

Видео по теме

Новый подход

Следствием указанных явлений и стал маньеризм в живописи, для которого было характерен отход от четких классических пропорций, величественных сюжетов, монументальных образов. Теперь художники стали писать совершенно в иной манере. Последнее понятие и стало определяющим для нового направления, поскольку на первый план вышло не идейное содержание полотна и изысканность, утонченность, а изощренность форм.

 маньеризм итальянской живописи

Этапы

Маньеризм в живописи прошел несколько этапов развития. Первый период припадает на 1520-1540 годы. В это время новый стиль особенно бурно развивался в итальянских, а точнее, в римско-флорентийских кругах (Вазари, Понтормо и других). Художники активно осваивали новый язык и изобразительные приемы, делая акцент на линии, светотени, необычности построения композиции, особой цветовой гамме.

Со второй половины XVI века и примерно до начала следующего столетия новое направление распространилось по континенту, так что в ряде европейских государств возникли его местные школы. Наиболее известной из них было Фонтенбло во Франции. Таким образом, данный стиль получил общеевропейское признание, оказав большое влияние на развитие следующего течения в культуре – барокко.

Особенности

Маньеризм итальянской живописи заложил основу всего течения в целом. Молодые авторы стремились преодолеть стройность и гармоничность, характерную для мастеров Возрождения. Вместо плавных и ровных очертаний они стали изображать ломанные линии, вместо спокойных уравновешенных поз – стремительность и динамику движений фигур, а монументальные величественные образы были заменены довольно сложными композициями.

Художники часто стремились передать внутреннюю напряженность героев. И для этого прибегали к нарушению световой гармонии. Фигуры намеренно делались удлиненными, вытянутыми, чем нарушалась пропорция образа. Авторы использовали холодные цвета в отличие от своих предшественников, которые, стремясь передать душевное умиротворение и внутреннюю гармонию, рисовали теплыми красками.

маньеризм в живописи особенности

Влияние

Итак, указанные особенности стиля, маньеризма, позволяют выделить его в отдельный этап развития культуры и искусства. Хотя некоторые исследователи склонны видеть в нем либо одно из проявлений Возрождения, либо начальный этап барокко. Однако большинство специалистов все-таки сходится на том, что этот ни с чем не сравнимый стиль слишком оригинален, что дает основания выделять его как отдельный этап развития. Например, искусствоведы отмечают, что спиритуализм данного течения лег в основу сакрального барокко. Даже в наше время в изобразительном искусстве наблюдается подражание этому стилю. Так что некоторые выделяют современное направление – неоманьеризм.

 особенности стиля маньеризм

В других странах

Новое течение получило широкое распространение в европейских странах во многом благодаря тому, что итальянские художники работали в ряде культурных центров на континенте. Но и местные мастера также проявляли немалый интерес к новому художественному языку, приемам, средствам изобразительности. Особенности живописи художников-маньеристов нашли отражение в творчестве Э. Греко.

Причина популярности рассматриваемого стиля заключается в том, что он отличался особенной изящностью и куртуазностью. Не зря в рамках данного направления вновь возродились идеалы рыцарской романтики, темы которой как бы получили вторую жизнь в трудах художников раннего нового времени.

 особенности живописи художников маньеристов

Вместе с тем, этот стиль был понятен и доступен только ограниченным лицам. Он развивался в замкнутых кругах придворной и дворцовой интеллигенции. И не получил такого широкого размаха, как идеи гуманизма, воплощенные в полотнах. Техника исполнения отличалась замысловатостью и вычурностью, которая делала произведения сложными для восприятия. Маньеризм в живописи, особенности которого сильно отличались от почерка представителей Возрождения, хотя и получил широкое распространение, тем не менее не стал таким знаковым явлением в культуре. Творчество знаменитых титанов, значение которых было столь велико, вышло за границы изобразительного искусства и получило широкий общественный резонанс.

Феномен гуманистических идеалов заключается в том, что они имели не только культурное, но общественно-политическое значение. Чего нельзя сказать о маньеризме. Вместе с тем его следует рассматривать как знаковое явление в искусстве, поскольку он знаменовал переход от классического античного стиля к барокко.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Техника сфумато в живописи: особенности, примерыИскусство и развлечения Техника сфумато в живописи: особенности, примеры

Сфумато в живописи – это уникальная техника, изобретенная гением Леонардо да Винчи. До сих пор она вызывает восторг у зрителей и профессиональное восхищение у художников. Расскажем о том, в чем особенности этой ...

Фовизм в живописи: особенности нового теченияИскусство и развлечения Фовизм в живописи: особенности нового течения

Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения — фовизма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Название направления произошло от французского сл...

Дизайнерское направление - модерн. Стиль в мебели - особенности и фотоДомашний уют Дизайнерское направление - модерн. Стиль в мебели - особенности и фото

Дизайнерское направление модерн зародилось еще в XIX столетии. Знаменитые художники стремились наиболее гармонично объединить множество разных стилей. Это классицизм, античность, романтизм и пр. Также во время формиро...

Техника гризайль - это вид живописи. Гризайль в живописи: описание и особенностиИскусство и развлечения Техника гризайль - это вид живописи. Гризайль в живописи: описание и особенности

Любителям живописи и уроков рисования наверняка знакомо такое понятие, как гризайль. Это одна из самых известных техник, позволяющая художникам как можно детальнее запечатлевать скульптурные и архитектурные элементы. ...

Импрессионизм и его влияние на последующие направления в живописи.Искусство и развлечения Импрессионизм и его влияние на последующие направления в живописи.

Все берет свои истоки где-то в прошлом, в том числе и искусство. Направления в живоп...

Конструктивизм в живописи. Стили и направления в изобразительном искусствеИскусство и развлечения Конструктивизм в живописи. Стили и направления в изобразительном искусстве

Стремительный технологический прогресс начала прошлого века породил новейшие направления в искусстве и, как следствие, тенденцию к разрушению традиционных канонов, поиску иных форм и эстетических принципов. Это наибол...

Самые известные художники-абстракционисты: определение, направление в искусстве, особенности изображения и самые известные картиныИскусство и развлечения Самые известные художники-абстракционисты: определение, направление в искусстве, особенности изображения и самые известные картины

Как часто далекие от искусства люди не понимают абстрактную живопись, считая ее непонятными каракулями и провокацией, вносящей разлад в умы. Они иронизируют над творениями авторов, не стремящихся точно изобразить окру...

Татуаж родинки: описание с фото, внешний вид, модное направление в татуаже, особенности процедуры, уход за кожей и последствияКрасота Татуаж родинки: описание с фото, внешний вид, модное направление в татуаже, особенности процедуры, уход за кожей и последствия

Родинки есть на теле у каждого человека. У кого-то их большое количество, а у кого-то всего пару темных пятнышек на разных участках тела. В астрологии даже существует отдельный раздел, в котором описывается значение р...

Брызговик универсальный – в чем особенности?Автомобили Брызговик универсальный – в чем особенности?

Брызговик – это довольно значимая деталь в конструкции автомобиля, устанавливаемая в зоне колесных арок. На данный момент существует много разновидностей данных деталей. Но в последнее время очень популярны...

Антифриз зеленый: в чем особенности?Автомобили Антифриз зеленый: в чем особенности?

Антифриз, или как его еще называют автомобилисты «антизамерзайка», - эт...

monateka.com