Маринист - это... Кто такой маринист? Художники-маринисты. Картины маринистов


Русские художники-маринисты — PORUSSKI.me

Ваше сообщение успешно отправлено!

logo

Любовь к морю имеет огромную историю. Тысячи лет оно не раз становилось центром, началом и отправной точкой для создания самых знаменитых шедевров, которые и по сей день восхищают зрителя. Мы хотим рассказать вам о самых известных русских маринистах, чьи работы восхищают весь мир.

Примерно в 17 веке в Голландии зародился новый жанр живописи. В нем главным героем изображения был не человек, не ваза с цветами или фруктами, а нечто, что очень сложно передать словами, но что испокон веков влечет к себе людей — стихия. Россия окружена 15-ю морями, а наши реки – невероятно широки и полноводны, поэтому неудивительно, что именно русские маринисты стали известны на весь мир. Конечно, все знают Ивана Айвазовского, но он был не единственным нашим художником, предпочитавшим море всему остальному.

Фокусник с кисточками

Завистники любили распускать слухи про Айвазовского. Говорили, что для создания своих картин он использует особые краски, а на выставках помещает за полотном лампу, чтобы добиться фирменного свечения воды и неба на своих картинах. Конечно же, это было не так, и художник не раз это доказывал, рисуя на публике и удивляя всех огромной скоростью и четкостью работы.

Поражать людей маленький Иван начал с детства. Сначала тем, что научился самостоятельно играть на скрипке, а потом обнаружил недюжинные художественные способности. Талантливому, но небогатому мальчику начали помогать меценаты – дарили ему карандаши и краски, хлопотали, чтобы его зачислили на обучение за казенный счет. В шестнадцать лет он приехал в столицу, где поступил, как сейчас говорят, на бюджетное отделение Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. В Академии у юного дарования тоже все складывалось отлично. Признание публики на выставках, серебряная медаль за два пейзажа, поступление в помощники к известному и модному художнику Филиппу Таннеру. И тут карьера Айвазовского, которая взмывала вверх, как чайки на его картинах, оказалась под угрозой.

«Вид на взморье в окрестностях Петербурга»

Дело в том, что Филипп Таннер был человеком завистливым и не терпел покушений на свою славу. Мысль, что ученик может превзойти своего учителя, была ему невыносима. Поэтому он запретил своему одаренному подмастерью писать собственные картины и выставлять их где бы то ни было. Айвазовский смешивал краски и бегал на посылках у ревнивого француза. Таннер расслабился, и в этот момент Айвазовский представил на осенней выставке Академии художеств 1836 года целых пять своих работ, которые очень восторженно встретили и критики, и публика. Учитель не стерпел такой обиды и пожаловался царю, который распорядился за ослушание снять картины Айвазовского с выставки, а юному художнику запретил работать на полгода.

“Штиль”

Эта история сыграла роль черного пиара для восходящей звезды русской живописи. Его картины и до этого восхищали публику, а слава запрещенного художника еще сильнее подогрела интерес. На него посыпались золотые медали, а потом Академия художеств приняла решение выпустить талантливого юношу из своих стен на два года раньше и отправить в Крым с заданием написать несколько пейзажей. С этим Айвазовский справился, как всегда, блестяще, поэтому за счет Академии его посылают уже в Европу.

“Вид Венеции со стороны Лидо” “Неаполитанский залив” “Побережье Амальфи”

Там он очень много пишет и знакомится с интересными людьми, общается с Гоголем, а его выставки проходят с неизменным успехом. Картину “Хаос” — одну из цикла его полотен, основанных на библейских сюжетах, даже покупает Папа Римский. Гоголь пишет по этому поводу Айвазовскому: “Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане”.

“Хаос”

Все хотят заполучить картину от того же художника, чьи работы украшают стены Ватикана! Так Айвазовский становился все более и более популярным. Его картины продавались очень хорошо, несмотря на то, что некоторые критиковали его за композиционные и колористические штампы. Но художник находился в постоянном поиске. Он рисовал много и быстро. За всю жизнь он создал более шести тысяч картин, что кажется невероятным, если не присматриваться к ним внимательно.

Если вы придете, скажем, в Третьяковскую галерею и детально рассмотрите несколько работ мастера, то заметите, что все они имеют много общего. Каждую картину Айвазовский начинал рисовать с яркого зрительного центра. Это мог быть гребень волны, корабль или плот. Он прорисовывал его подробно и четко, а вот остальное — море, небо, объекты вдалеке — прописано очень легко и схематично, немного в импрессионистской манере. После того, как картина выглядела более или менее завершенной, художник добавлял к ней точные и яркие штрихи и детали. Пену на волнах и на поверхности воды, блики света, детали кораблей он прорабатывал скрупулезно и реалистично. Благодаря этим приемам мы воспринимаем картины Айвазовского так, как наш глаз видит действительность, — в общем, но отмечая мелкие интересные нам детали.

“Буря” “Радуга”

Рисуя в такой манере, невозможно создать, например, портрет, и, быть может, по этой причине Айвазовский не любил рисовать людей. Даже на знаменитом потрете его кисти «Прощание Пушкина с морем» поэта написал Илья Репин.

“Прощание Пушкина с морем”

Впрочем, потом Айвазовский не раз писал Пушкина самостоятельно, правда, тоже на берегу моря, потому что невероятно восхищался поэтом и часто вдохновлялся его стихами.

“Пушкин на берегу моря”

Несмотря на славу и богатство, художник всю жизнь продолжал работать упорно и с огромной самоотдачей. Он был уверен, что лучшая его картина — та, над которой он работает прямо сейчас. Именно поэтому его живопись настолько вдохновляет.

Всю вторую половину жизни Айвазовский занимался благотворительностью. Он поддерживал молодых художников материально, обучал их (если не вспоминать неприятную историю с Архипом Куинджи, которому Айвазовский пробовал запретить писать, как в свое время его учитель поступил с ним), открывал музеи и занимался благоустройством родного города.

В наше время работы Айвазовского по-прежнему любимы, как и при его жизни. Они успешно продаются на аукционах, и в 2012 году на торгах Sotheby’s картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

“Вид Константинополя с Босфора»

Художник будущего императора

Николай Гриценко и Павел Третьяков.

Все детство Николай Гриценко мечтал о путешествиях. На его сохранившихся детских рисунках — кораблики и море. Поэтому в 19 лет он поступил в Техническое училище морского ведомства, окончив которое, стал служить инженером на корабле. Именно там, глядя на бескрайние морские просторы, он воплотил свою страсть и понял, что хочет делиться ею с людьми. Поэтому, не отрываясь от морской службы (как же покинуть любимое море?!), он стал учиться в Академии Художеств. Став живописцем, он повидал много стран и часто путешествовал по России. И из всех своих путешествий он привозил восхитительные морские пейзажи. Когда его назначили художником морского министерства, он поехал в морское плавание в Азию с Цесаревичем Николаем, будущим Николаем II.

За время путешествия Гриценко сделал больше 300 рисунков, выполняя работу, которой сейчас занимаются фотографы официальных лиц. Он изображал торжественные встречи, которые организовывали Цесаревичу в зарубежных портах, рисовал памятники, фиксировал детали костюмов и внешнего вида людей. Он настолько блестяще справился с этой задачей, что позже еще не раз его приглашали в свиту высочайших персон для такой работы.

Всю вторую половину жизни Гриценко прожил в Европе, работая художником-маринистом и участвуя в выставках. Его работы часто покупали военные в отставке, скучавшие по морской службе и кораблям. Перед смертью художнику был пожалован французский орден Почетного Легиона.

В его работах нет столько страсти и порыва, как . Скорее в них видится любование спокойной стихией моря, гигантскими величественными кораблями и мощными пароходами. Он настолько был внимателен к деталям, что по его работам можно изучать все подробности внешнего вида морских кораблей того времени.

“Броненосный крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани.” “Клипер «Крейсер» в Суэцком канале”

Моряк-художник

Так называл сам себя Алексей Боголюбов. И неспроста: вся его жизнь была связана с морем и живописью.

У Боголюбова очень много общего с Николаем Гриценко, хотя на манеру его письма огромное влияние оказал Айвазовский.

( картина слева – Илья Репин. «Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова”)

Как и Гриценко, Боголюбов с детства проявил художественный талант, но первое образование получил другое, хотя тоже связанное с морем. Он окончил Морской Кадетский корпус, после этого много путешествовал, что дало ему возможность наблюдать океаны и корабли во всей их красе. По протекции президента Академии Художеств, с которым талантливый офицер познакомился прямо у себя на корабле, он поступил учиться живописи. А закончив Академию, как и Гриценко, стал художником в Главном морском штабе, поехав в морское путешествие с будущим императором Александром III.

“Петербург при заходе солнца”

Всегда восхищавшийся Айвазовским, в начале своего творческого пути Боголюбов писал яркими и сочными красками, а композиции его были немножко театральными. Но при этом он научился передавать глубину моря, свет, лежащий на волнах, а воздух на его картинах как будто слегка колышется.

“Кораблекрушение”

Во время путешествий по Европе Боголюбов много писал и искал свой собственный стиль и манеру письма. Его виды Венеции — города, который изображал, пожалуй, каждый второй живописец — отличаются от традиционных. Каналы и палаццо он пишет эмоционально и выразительно.

"Италия. Венеция ночью"

Часто художник обращается к теме морских сражений. Он изображает их во всех подробностях, но при этом, в отличие от Айвазовского с его поэзией морского боя, картины Боголюбова рассказывают о баталиях сухо и документально, а композиции в них часто критикуют за излишнюю статичность и усложненность.

«Синопское сражение 18 ноября 1853» «Афонское сражение 19 июня 1807 года»

Однако эти работы имели большой успех на выставке, поэтому император поручил Боголюбову написать цикл картин, посвященных морским сражениям Петра I.

С каждым годом совершенствуясь в искусстве, Боголюбов начинает писать все более реалистично. Исчезают схематичность и сухость, за которые его порой критиковали. Теперь художник приобретает тонкость и лиризм. Его все больше начинают интересовать эмоциональное содержание работ, он пишет пейзажи настроения, интересуется природой в разное время суток. Композиции становятся более обдуманными и цельными, свет и тень — тонкими и естественными. Боголюбов становится зрелым автором, публика это ценит и признает. С 1871 года он активно участвует в выставках передвижников.

“Вёль. Нормандия” «Крушение фрегата «Александр Невский»

Но в отличие от Айвазовского, которого всегда больше всего притягивало море и стихия, Боголюбов во всех своих работах интересуется людьми. Он часто пишет рыбаков, семьи, прогуливающиеся по набережным, человека, созерцающего море. Для него человек и море – это части природы, поэтому они неотделимы друг от друга.

Как невозможно представить Россию без её морей и рек, так и наше искусство было бы неполным без потрясающих полотен русских маринистов. Лето – отличное время, чтобы насладиться морскими видами не только в отпуске, но и в стенах музеев и галерей.

МЕТКИ искусство, неделя моря
Юлиана Логинова

Журналист, телепродюсер. Пишет о культуре, книгах, путешествиях и обо всем том, что вдохновляет и дарит радость жизни.

Вам может быть интересно 

INSTAGRAM

Следите за нами в Instagram

НАВЕРХ

porusski.me

Художник-маринист Сергей Варленович ПЕН (75 картин) (1): the_morning_spb

► «Вечер на Неве». 2002 г.

Вечер на Неве. 2002.jpg

► «Вид Ново-Архангельска». 2006 г.Холст, масло. 30 х 40 см.

Вид Ново-Архангельска. 2006. Холст, масло. 30х40..jpg

Сергей Варленович ПЕН родился в Ленинграде в семье известных художников Варлена ПЕНА и Прасковьи ДЕРБИЗОВОЙ. Ученик академиков Виктора Михайловича ОРЕШНИКОВА и Бориса Сергеевича УГАРОВА Сергей Пен в совершенстве овладел всеми жанрами живописного искусства, но судьба привела его в старейший российский Военно-морской музей, с его блистательной коллекцией русской маринистики XIX века, а балтийский воздух Петербурга заразил неистребимой тягой к далёким и близким морям. Море стало главной темой и главной любовью его жизни.В произведениях художника, посвящены ли они истории или современности, ощущение моря передано всегда достоверно и точно. На кораблях Военно-морского флота Сергей побывал в десятках морей, во всех океанах нашей планеты, он работал в Греции, Болгарии, Германии, Тунисе, на Русском Севере, в 1991 году с группой московских и петербургских художников побывал на Аляске, а в 1995-1996 годах совершил кругосветное плавание на барке «Крузенштерн», посвященное 300-летию Российского Флота. И сегодня, пожалуй, не найти другого художника, который сравнился бы с Сергеем Пеном по тонкости ощущений в таком непростом жанре, как морской пейзаж. Великолепная академическая школа с особой силой проявляется в картинах исторических баталий, раскрывающих славные страницы морской истории России.

Внешне сдержанная, изысканная цветовая гамма, давно ставшая своеобразной визитной карточкой художника, классически выверенные композиции делают картины мастера узнаваемыми и ценимыми его зрителями, учениками и коллегами.

► «Мыс Горн». 2002 г.Холст, масло. 97 х 120 см.

Мыс Горн. 2002. Холст, масло. 97х120..jpg

Успех произведений Сергея Пена у зрителей и заслуженное признание коллег никак не изменили присущее художнику стремление к постоянному совершенствованию, достигаемому непрерывным и напряженным трудом. Великолепные работы последних лет заставляют с особой силой чувствовать, что Сергей Пен – это художник XXI века, открывающий нам, его благодарным зрителям, мир природы и истории с высоты знаний и восприятий сегодняшнего дня.

Биографическая справка:

Сергей Варленович Пен родился 19 июня 1952 года в Ленинграде. В 1976 г. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, факультет живописи, мастерская народного художника СССР В. М. Орешникова.

С 1980 г. член Союза художников России. Художник-маринист. С 1987 г. работает в Центральном военно-морском музее (ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России) в должности художника-мариниста. С 1989 г. художественный руководитель Студии художников-маринистов ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России.

В 1997 г. присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» (в Википедии – 1999 г.).

С 1978 по 1979 гг. преподавал на кафедре рисунка факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена. С 2006 г. преподает на кафедре живописи факультета изобразительного искусства. Преподаваемые дисциплины: Живопись, Композиция (кафедра живописи), Техника акварельной живописи (ф/в).

Картины художника представлены в собраниях Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург), Музея Мирового океана (г. Калининград), Владимиро-Суздальского музея-заповедника, музея им. П.В. Масленникова (г. Могилев, Белоруссия), в частных собраниях России, США, Китая и стран Западной Европы. С.В. Пен участник многих российских и зарубежных выставок.

► «Цусимское сражение. 1905 год». 1991 г.Холст, масло. 120 х 170 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Цусимское сражение 1905 год. 1991.jpg

► «Шлюпы "Надежда" и "Нева"».

Шлюпы Надежда и Нева.jpg

► «Портрет Ивана Константиновича Айвазовского». 2010 г.

Портрет Ивана Константиновича Айвазовского. 2010.jpg

► «Эскадра Нахимова в походе».

Эскадра Нахимова в походе.jpg

► «Батарейная палуба». 2000 г.Холст, масло. 60 х 110 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Батарейная палуба. 2000. Холст, масло. 60х110. Собственность ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России..jpg

► «Экспедиция Витуса Беринга».

Экспедиция Витуса Беринга.jpg

► «Королева Эллинов Ольга Константиновна – шеф 12 флотского экипажа и крейсера "Адмирал Макаров"». 1997 г.Холст, масло. 80 х 100 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Королева Эллинов Ольга Константиновна шеф 12 ФЭ и КР Адмирал Макаров.jpg

► «"Нева" и "Надежда" в кругосветном плавании». 2002 г.Холст, масло. 69 х 99 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Нева и Надежда в кругосветном плавании. 2002. Холст, масло. 69х99. Собственность ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России..jpg

► «Штормовая погода». 1996 г.

Штормовая погода 1996 год.jpg

► «Шторм». 2005 г.Холст, масло. 60 х 90 см.

Шторм. 2005. Холст, масло. 60х90..jpg

► «Шторм». 2005 г.Холст, масло. 70 х 87 см.

Шторм. 2005. Холст, Масло, 70х87..jpg

► «Чарка». 2002 г.Холст, масло. 73 х 55 см.

Чарка. 2002. Холст, масло. 73х55..jpg

► «Фрегат "Диана" в бухте Симода». 1989 г.Холст, масло. 125 х 205 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Фрегат Диана в бухте Симода. 1989.jpg

► «Фрегат "Паллада"». 2008 г.Холст, масло. 27,5 х 45 см.

Фрегат «Паллада». 2008 Холст, Масло, 27,5х45..jpg

► «Флоту быть! Спуск на воду фрегата "Штандарт"». 1990 г.Холст, масло. 100 х 150 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Флоту быть! Спуск на воду фрегата Штандарт.jpg

► «Ф.Ф. Ушаков».

Ф.Ф.Ушаков.jpg

► «Учения Черноморского флота».

Учения Черноморского флота.jpg

► «У подножия Столовой горы». 2002 г.Холст, масло. 80 х 135 г.

У подножия Столовой горы. 2002. Холст, масло. 80х135..jpg

► «Туманный день». 2002 г.

Туманный день. 2002 год..jpg

► «Тихий океан». 1995 г.

Тихий океан. 1995.jpg

► «Строительство потешной флотилии». 2005 г.Холст, масло. 54 х 119 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Строительство потешной флотилии. 2005. Холст, масло. 54х119. Собственность ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России. (2).jpg

► «Гибель пушечного корабля "Лефорт" 10 сентября 1837 года». 2011 г.

Гибель пушечного корабля Лефорт 10 сентября 1837 года. 2011.jpg

► «Принятие воинской присяги на Якорной площади в Кронштадте». 1978 г.Холст, масло. 180 х 130 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Принятие воинской присяги в Кронштадте на Якорной площади. 1978.jpg

► «Последний спуск Андреевского флага на русской эскадре в Бизерте». 1992 г.Холст, масло. 75 х 115 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Последний спуск Андреевского флага на русской эскадре в Бизерте. 1993.jpg

► «Порт Пирей». 2008 г.Холст, масло. 27,5 х 45 см.

Порт Пирей. 2008 Холст, Масло, 27,5х45..jpg

► «Водружение государственного флага СССР на Северном полюсе экипажем подводной лодки "Ленинский комсомол". 1962 г.». 1985 г.Холст, масло. 149 х 280 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Подъём государственного флага СССР экипажем АПЛ Ленинский комсомол на Северном полюсе. 1985.jpg

► «Пётр I».

Пётр.jpg

► «Парусные корабли в море». 1999 г.

Парусные корабли в море. 1999.jpg

► «Парад флота в честь второй годовщины Ништадского мира». 2007 г.Холст, масло.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Парад флота в честь второй годовщины Ништадского мира. 2007. Холст Собственность ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России.jpg

► «Парад российского флота в Лавалетте». 1992 г.Холст, масло. 65 х 130 см.Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Парад российского флота в Лавалетте. 1992. Холст, масло. 65х130. Собственность ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России..jpg

► «Берега Огненной земли». 1996 г.

Берега Огненной земли. 1996.jpg

► «Берег Жёлтого моря». 2006 г.Холст, масло. 79 х 98 см.

Берег Желтого моря. 2006. Холст, масло. 79х98..jpg

Продолжение здесь

ИсточникиЦусимские форумыРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. ГерценаТекст

the-morning-spb.livejournal.com

BRERETON JAMES. Картины маслом море.(35 работ.): navy_chf

HMS Tonnant.

Родился James Brereton в 1954 году в Дерби, что в Англии. Джеймс является художником-самоучкой. Свое базовое художественное образование получил в художественной школе Джозефа Райта. До 1979 года соединял свою работу, не касающуюся живописи, с вечерним написанием картин. С 1979-го года стал профессиональным художником, специализирующимся на морских пейзажах и кораблях. Всю свою жизнь он был влюблен в корабли и море. Обычно он пишет маслом глубокую воду и парусные корабли девятнадцатого века.The Windsor Castle, 2007.

The Clippers, Wild Ranger and John Gilpin, 2009.

Battle Smoke.

Setting More Sail, 2005.

Solent. Out of the Nightmist. 2009.

Море.

The Old Timer, 2000.

High Seas, 1990е.

The Smuggler.

Под Луной.

Marco Polo. The Fastest Ship in the World, 2003.

Clipper Wylo.

The Port Light Golden Fleece.

Предупредительный выстрел.

The Shimmering Sea, 2005.

The China Tea Run, Clippers Ariel and Taeping, 1993.

Clipper, Clear Dawn. Lak Loo. 2010.

H.M.S Dumbarton Castle, 2009.

The Stately Ship. 2009.

Majorca, 2007.

Racing Clippers.

The Schooner H.M.S. Pickle, c.1992.

The John Bright, 2006.

Brereton James. Картины маслом море.

На творчество James Brereton оказали большое влияние такие известные художники, как Монтегю Доусон, Карл Диксон и Томас Somerscales. Его работы выставлялись в Королевском обществе морских художников в Лондоне и в Вест-Энде, а также многих галереях по всей стране. Картины можно найти в частных коллекциях Великобритании, Ирландии, Бельгии, Омана, Японии и США.[Источники]Источники:http://www.liveinternet.ru/.

navy-chf.livejournal.com

Маринизм. Великие художники..Искусство и антиквариат - Москва, Россия

Маринизм. Великие художники. фото

Чаще всего понятие «маринист» связывают с широко известным художником и живописцем Айвазовским. Будучи поклонником данного направления в искусстве, он написал немало знаменитых марин, среди которых выделяется одна из его лучших работ - «Девятый вал». Однако маринистика слишком многообразна и насыщенна, чтобы ассоциировать ее с одним единственным взглядом на изображение морских просторов.

Маринизм. Великие художники.

Маринизм. Великие художники.

Термин «маринистика» встречается довольно часто. Он стал настолько привычным и ходовым, что редко кто берется за объяснение его истинного значения. С искусствоведческой точки зрения, данный термин вопиюще безграмотный. В научной лексике такого слова в принципе не существует. Существует понятие «марина» - живописный жанр, в котором главный акцент делается на изображение морских просторов, Не важно, будь то отдельный вид моря, некая батальная сцена или же обычная сцена, события которой разворачиваются на морском побережье. Тем не менее в последнее время термин «маринистика» стал употребляться все чаще, и связано это с маринистами - художниками, работающими в данном жанре.

Маринизм. Великие художники.

После портретистов, маринисты стали первыми художниками, которые были выделены в отдельный вид, согласно тематике создаваемых ими произведений. Условно их относят к первым пейзажистам в западной живописи. Основателем и родоначальником данного жанра принято считать Корнелиуса Антониса. Нидерландский живописец стал художником, ознаменовавшим начало эпохи «марины» - отдельного жанра, определившегося со своими живописными канонами. Начало XVI века было ознаменовано появлением картин, которые спустя столетие признали отправной точкой для набирающих необычайную популярность маринистов. В XVII подобные картины стали известны в Европе. Уже тогда подобные полотна встречались в Германии, Италии и Франции. Однако начало живописи в жанре «марина», безусловно, было положено в Нидерландах, а нидерландские живописцы приобрели славу истинных классиков-маринистов. Самыми известными из них были представители одной семьи Виллем Ванде Вельде. Отец Виллем Ванде Вельде начал писать марины во время своей службы на флоте. Именно там он научился изображать своевольную и переменчивую морскую стихию, став в этом деле настоящим мастером. Свое искусства он передал сыну, который превзошел отца. Еще при жизни его работы заслужено считались настоящим эталоном «марины». В своем искусстве он достиг совершенства, и долгое время служил придворным живописцем монархов Англии. Его картины, изображающие спокойное море и многие морские баталии можно увидеть во многих знаменитых музеях мира, в том числе в Эрмитаже, Лондонской национальной галерее и некоторых частных коллекциях.

Разумеется, отнюдь не только нидерландские живописцы писали картины в маринистическом жанре. Он стал необычайно популярен на Западе, а после и на Востоке, где развивался самостоятельно. Ярким примером является одна из наиболее великих картин японского искусства, а именно «Большая волна в Канагава». В период с 1823по 1831 она была написана Кацусико Хокусаем – широко известным гравером и художником. Стоит отметить, что для потомков и современников данная картина примечательна изображенной на ней священной горой Фудзияма, а не видом моря. Эта работа была частью впечатляющего цикла Хокусая под названием «36 видов горы Фудзи». Впрочем, в мировой живописи не так много полотен, на которых морские просторы были бы изображены с такой же эмоциональной мощью и эстетичностью.

Самым известным маринистом среди русскоязычного населения, безусловно, является Иван Айвазовский. В его творчестве можно встретить немало соответствующих картин, самым ярким представителем которых по сей день остается «Девятый вал». Помимо этого шедевра, за всю свою жизнь живописец создал около шести тысяч великолепных полотен, большая часть которых посвящена именно морю. Айвазовский был бесспорным мастером классической марины. Если же говорить о новаторахмировойживописи, то непременно стоит упомянуть имя Уильяма Тернера - великого английского художника и его работы на морскую тематику. Его работы служили источником вдохновения для нескольких поколений импрессионистов. Тернер помог многим из них выработать собственный стиль. Экспериментируя с морскими пейзажами Эдуард Мане и Клод Моне во многом опирались на картины Тернера. Английский живописец в числе первых использовал морские пейзажи для отображения глубинных переживаний, которые столь сложно выразить. Можно смело утверждать, что Тернер был первым художником, кто добился успеха в изображении абстрактных настроений, тревоги и напряжения «в первозданном виде». В свое время Тернер был не признан, отвергнут, и лишен властями всяких почестей. До сих пор некоторые его картины признаны современниками, как невнятные и чрезмерно размытые. К ним относятся «Последний рейс корабля «Отважный»» и не менее знаменитая картина «Восход с морскими чудовищами». Несмотря на критику, в истории Уильям Тернер широко известен, как один из наиболее талантливых и оригинальных живописцев.

art.vilingstore.net

Морская тема: Великие художники маринисты

Море появилось в изобразительном искусстве тысячи лет тому назад: сначала в декоративно-прикладном, а, начиная с XVII века – когда мир для европейцев стал шире благодаря развитию мореходства, - в живописи и графике. Первоначально маринистике отводили роль исторической живописи, призванной запечатлеть прославленные суда и морские битвы. С развитием жанра художников стало все больше интересовать само море, изменчивость его состояний.

Художник-маринист Георгий Дмитриев.

К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм (морские пейзажные картины). Маринизм – или Марина - (ит. marina, от лат. Marinus морской) — морской вид, картина, также рисунок, гравюра, изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в.Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В XIX столетии изображенное море, морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Написанный с натуры, он выражает миропонимание художника через непосредственно изображенный вид, реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой идеализацией, использованием мотивов и тем романтической направленности.Значительное внимание морскому пейзажу уделяли М. Н. Воробьев и С. Ф. Щедрин. Дальнейшее свое развитие морской пейзаж получил в творчестве И. К. Айвазовского и его современников. Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835). Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-х годах, когда художник завоевывает европейскую известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода - картина «Девятый вал» (1850). Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства. Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Слава одного из самых лучших маринистов пришла к художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти лет.   Искусство таких живописцев, как А. А. Борисов, А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, развивалось самостоятельно, другие маринисты, работавшие в это время, в той или иной мере испытали влияние творчества Айвазовского. Под прямым влиянием Айвазовского сложились русские маринисты Боголюбов, Лагорио, Богаевский, Судковский, Феслер, Ганзен и такой самобытный пейзажист, как А. Куинджи.

Без всякого сомнения, А. П. Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Б. заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, напр., морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Впрочем, значение Б. как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Б. знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами - Бегровым, Судковским, Орловским, Васильевым - являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являются его учениками.   

seatheme.blogspot.ru

это... Кто такой маринист? Художники-маринисты :: SYL.ru

Маринист – это художник, который специализируется на изображении моря и океана. Данное направление в художественной живописи возникло в 17-м веке в Голландии и сразу завоевало признание и популярность среди живописцев. На первый взгляд, авторы, работающие в данном жанре, ограничены в тематике и средствах изобразительности. Однако на самом деле они писали на разные сюжеты. Часто не только океан становился главным объектом картин, но и морские сражения, разные панорамные виды, а также человек на фоне стихии.

Краткая характеристика направления

Маринист – это живописец, занимающийся разработкой морской темы в изобразительном искусстве. Само название данного жанра происходит от термина «морской». Также это понятие применимо к тем людям, которые рисуют марины (например, во Франции).

Предпосылкой для развития этого направления стало бурное развитие судоходства в Западной Европе в Новое время. Успехи великих географических открытий способствовали тому, что многие авторы стали писать океанские пейзажи, корабли, сцены морской жизни.

Маринист – это мастер изображения водной стихии. Этот жанр прошел эволюцию со времени своего возникновения. Первоначально художники рисовали баталии на воде, однако постепенно данная тема отошла на задний план, и авторы обратились к собственно самому морю, которое стало главным объектом картин.

Художник из Великобритании

Как известно, эта страна в свое время была крупнейшей морской державой. Поэтому неудивительно, что тема моря стала одной из главных в ее живописи. Маринист – это не обязательно художник, пишущий маслом; среди авторов данного направления встречаются и граверы, акварелисты.

маринист это

Таким был известный английский автор У. Тернер. Особенностью творчества этого человека было то, что он изображал на одном полотне реальные и вымышленные факты. Например, на его картинах можно увидеть вполне узнаваемые предметы вместе с рисунками фантастических животных. Одна из наиболее известных его работ – полотно «Последний рейс корабля “Отважный”».

Л. Изабе

Французские живописцы также внесли свой вклад в развитие этого направления. Художники-маринисты, как правило, принадлежали к романтическому направлению, как, например, Изабе.

художники маринисты

Он был одним из наиболее выдающихся живописцев своего времени. Вначале он писал на исторические темы, но впоследствии отошел от этой тематики и стал изображать картины бури, шторма, кораблекрушений. Автор создавал акварели, которые, несмотря на романтическую тематику, отличались реализмом. В его полотнах присутствуют элементы лирики и даже серьезной драмы. Одна из наиболее известных работ автора – «Буря у Сан-Мало».

Г. Чьярди

Художники-маринисты часто большое внимание уделяли не только эпичным сюжетам и широким панорамам, но и камерным сценам. Именно в таком стиле работал известный итальянский автор Чьярди. Его картины посвящены видам Венеции, ее знаменитым каналам. Особенностью творчества автора является присутствие особо свежего колорита, некоторая воздушность и оригинальное освещение. Одной из наиболее удачных его картин является полотно «Летний день».

Русские художники

Слово «маринист» означает человека, который работает над изображением морской стихии. В отечественной живописи особенно прославился К. Айвазовский, картины которого по праву считаются шедеврами морского пейзажа и имеют мировое значение. Особенностью его манеры письма является то, что он не писал с натуры, как это делали его многие предшественники и современники, а рисовал, восстанавливая сюжет по памяти.

русские маринисты

Особенное место в его творчестве занимает тема кораблей в стихии, баталий на воде, а также изображение штормов и бурь («Девятый вал»). Сюжет в работах автора всегда разворачивается на фоне океанской стихии. Однако у Айвазовского есть немало работ, посвященных спокойным сценам морского пейзажа («Пушкин на берегу Черного моря»).

слово маринист

Русские маринисты внесли большой вклад в развитие данного жанра. В данном ряду необходимо также упомянуть живописца М. Ткаченко. Он прославился тем, что писал марины по императорским заказам. Кроме того, у него есть ряд прекрасных работ, посвященных пейзажам («Парусник. Средиземное море»). Итак, морская тематика занимала важное в творечестве как отечественных, так и зарубежных авторов.

www.syl.ru

Художник-маринист Айвазовский

Однажды побывав в Феодосии на набережной, я был поражен количеством живописных малоизвестных картин, но талантливых современных художников-маринистов. Каждые из них оригинальны, и написаны одаренными людьми. И это не случайно, ведь именно в этом месте жил и трудился над своими шедеврами искусства великий живопись И.К.Айвазовский, в честь которого здесь открыта картинная галерея.

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия в семье армянского предпринимателя. Склонность юного Айвазовского к рисованию была замечена бывшим градоначальником Феодосии А.И. Казначеевым, оказавшим ему поддержку при поступлении и обучении в Симферопольской гимназии (1831-1833). Так юный художник попал в Таврическую гимназию в городе Симферополе. Об учебе и успеваемости И. К. Айвазовского в музее говорит свидетельство, датированное 1833 годом: «Ученик гимназии 2-го класса из мещанского звания - Иван Гайвазовский, поступив в Таврическую гимназию в 1831 году августа 15 дня, обучался в первых двух классах оной по нижеписанное число, как из засвидетельствования учителей гимназии явствует, российской грамматике и логике, всеобщей российской истории и географии, начальным основам алгебры и геометрии, начальным правилам немецкого языка с успехом изрядным, начальным правилам латинского и французского языков - с хорошим, начаткам зоологии и линейному рисованию - с очень хорошим, вообще рисовальному искусству - с превосходным...».

В 1833 году Айвазовский поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе. Шестилетний курс академии художеств был окончен Айвазовским за 4 года в 1837 году. С золотой медалью I степени, дававшей ему право на бесплатную поездку за границу. Предваряя эту поездку, весною 1838 года, 20-летний художник отправился в Крым для совершенствования своего мастерства.

Во время пребывания в Крыму И.К.Айвазовский принимает участие в десантной операции генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского у берегов Кавказа. В результате участия в боевых операциях Айвазовский три раза изобразил десант у Субаши: первый раз - тотчас по возвращении в Феодосию, а второй и третий - много лет спустя, в 80-е годы. Тогда же, во время десанта, И.К. Айвазовский познакомился с русскими флотоводцами М.П Лазаревым, В.А.Корниловым, П.С.Нахимовым.

Отчетная выставка в Петербурге в 1844 году принесла И.К.Айвазовскому известность. Ему присуждается звание академика и звание живописца главного морского штаба с правом ношения мундира морского министерства. Тогда же он получает заказ изобразить морские крепости и стоянки флота. Из этого путешествия он привез большое количество прекрасно исполненных рисунков, которые отмечаются зрелым мастерством, тщательностью проработки и точностью передачи понравившегося ему пейзажа или береговых укреплений. Не пользуясь светотенью, простым графитным карандашом, на желтоватой бумаге, чуть тронув белилами, он достигал эффектов передачи глубины и объема.

В 1840 году художник-маринист И.К. Айвазовский был направлен по заданию Академии в Италию, где он много и плодотворно работает, изучая классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.

Парижский Совет Академий награждает Айвазовского золотой медалью. По возвращении в Россию художник-маринист получает звание академика, после чего его направляют в Главный морской штаб, где И. К. Айвазовскому поручают нарисовать ряд балтийских видов. Будучи живописцем Главного морского штаба, художник-маринист принимает участие в ряде военных операций, создавая картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал «Чесменский бой».

картина «Чесменский бой»

картина «Синопская битва»

Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его «Девятый вал», написанный в 1850 году.

картина «Девятый вал»

Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат.

возвращение Айвазовского в Феодосию

Любовь И.К. Айвазовского к Феодосии сказалась в постоянной и очень активной деятельности, направленной на развитие и улучшение города. За время жизни Айвазовского в Феодосии город сильно изменился и вырос. Во многом этому способствовал сам Айвазовский. Больших хлопот стоило ему проведение железной дороги в Феодосию и постройка порта в городе. К выдвинутому Айвазовским предложению построить торговый порт в Феодосии многие отнеслись скептически. За короткое время, с 1892 по 1894 год, был построен самый большой в Крыму торговый порт. Началось быстрое развитие Феодосии. В связи с постройкой порта возник вопрос о снабжении питьевой водой порта и города, рост которого был неизбежен. Крым издревле страдал от отсутствия воды. Феодосия особенно в летние месяцы бедствовала без воды. Айвазовский и в этом случае пришел на помощь. В 1880 году он передал в собственность города воду из своего имения «Субаш». Естественно, что население было благодарно Айвазовскому. В ознаменование его дара город поставил на бульваре красивый фонтан-памятник - бронзовую женскую статую, держащую в руке раковину, из которой в каменный бассейн падала струя воды. У ног фигуры была помещена украшенная лаврами палитра, на ней надпись: «Доброму гению». Второй фонтан из мрамора был построен в центре города на средства и по проекту самого художника. На нем написано: «Фонтан И.К. Айвазовского». Третий фонтан художник-маринист поставил на базарной площади и посвятил его памяти А.И. Казначеева.

И.К.Айвазовский отличался жаждой деятельности. Художник обладал не только большим живописным дарованием, но и живым, деятельным, отзывчивым характером и умом, который обращал на благо людям. В 1853 году он обратился в министерство уделов с предложением произвести археологические раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. Получив необходимое разрешение, инструменты и денежные средства, Иван Константинович произвел пробные раскопки пяти курганов, давшие ценные научно-художественные материалы. И здесь, как и во всем, ему сопутствовала редкая, необыкновенная удача. В течение лета 1853 года он раскопал 80 курганов. В одном из них с женским погребением были найдены золотые ювелирные украшения IV века до нашей эры. Они до сегодняшнего дня находятся среди наиболее ценных в художественном отношении коллекций особой кладовой государственного Эрмитажа в Ленинграде. Айвазовский, естественно, был заинтересован в сохранении и изучении материалов, связанных с прошлым Крыма. В 1871 году он построил в Феодосии новое здание для археологического музея на горе Митридат. Внешне оно напоминало здание Керченского музея, но было построено в более скромных масштабах.

некоторые картины художника-мариниста И.К. Айвазовского

картина «Кораблекрушение»

Тема бурь и кораблекрушений нашла отражение во многих работах художника. В картине 1843 года «Кораблекрушение», стремясь потрясти воображение зрителя ужасной катастрофой, он нагромождает страшные эпизоды, сгущает краски грозового неба. Но нарочитости в картине не чувствуется.

картина «Неаполитанский залив ночью»

Искренность, свойственная творчеству И.К. Айвазовского, придает убедительность изображенным событиям. По воспоминаниям об итальянской природе в 1850 году написана картина «Неаполитанский залив ночью», в которой реалистично передан лунный свет и мягкий золотистый туман.

картина «Восход луны»

Родная природа воспета художником в картине «Восход луны», написанной в 1899 году, изображающей море после бури. На пустынном берегу обломки разбитого корабля, выброшенного волнами. Простыми средствами правдиво передан восход луны.

Мастерски Айвазовским в 1848 году написан романтический крымский пейзаж «Вечер в Крыму. Ялта», где передана панорама южного берега: вдали маленькие домики Ялты в глубине залива, на горизонте силуэт Аю-Дага, среди зелени - дворец Ореанды. На первом плане - живописные скалы и пара всадников в восточных одеждах. Тонко передан рассеянный вечерний свет, дальние горы, выписанные розовыми силуэтами в золотистом тумане, штиль на море и высокое небо.

Картина 1853 года «Море. Коктебель» изображает заход солнца в Коктебельской бухте, когда последние его лучи озаряют взволнованное море, а силуэт Кара-Дага тонет в лиловом сумраке.

Правдиво передано ощущение тревоги в природе перед бурей. Виртуозен ночной пейзаж «Море. Симеиз» (1864 год). Луна озарила море, окрасив его фосфорическим светом, рассыпавшимися искрами на гребнях волн. Темным силуэтом выделяются на горизонте горы. Чуть мерцает огонек костра, служащий маяком кораблю, борющемуся с утихающей бурей. Картина выдержана в темной зеленоватой гамме.

Голубая марина «Солнечный день» 1884 года изображает морской пейзаж с кораблями. Солнце искрится в жемчужной пене голубых волн. На горизонте серые отроги гор.

Одна из лучших работ зрелого периода творчества И.К. Айвазовского - «Буря на Северном море» 1865 года. С большой эмоциональной силой изображены маленькие фигурки отважных людей, борющихся со стихией. Высота ночного грозового неба, просторы моря с громадными волнами, усиливают трагизм ситуации.

Картина «Кораблекрушение» 1876 года изображает бурю, разразившуюся у высоких скал, освещенных последними лучами заходящего солнца.

Картина «Приезд Екатерины II в Феодосию» написанная 1883 года к 100-летию присоединения Крыма к России. Объезжая Тавриду, Екатерина II посетила Феодосию. Карета остановилась на дороге. С небольшой свитой императрица вышла на берег, приветствуя море. На втором плане изображен старый город с древними башнями и крепостными стенами. Мастерски написано небо с объемными облаками и море с прозрачной изумрудной волной.

Картина «Взрыв корабля» 1900 года на тему национально-освободительной борьбы греческого народа осталась незавершенной.

картина «Первый поезд в Феодосии»

художник-маринист И.К. Айвазовский

Ночью 19 апреля 1900 года И.К. Айвазовский умер от кровоизлияния в мозг на 83-м году жизни. Он похоронен в старой Феодосии в ограде армянской церкви Святого Сергия. На белом мраморе надгробного памятника высечены надписи на русском и армянском языках: «Профессор И.К. Айвазовский, 1817- 1900» и «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». Между окон экспонируются портреты: два портрета И.К.Айвазовского, написанные И.Н. Крамским и В.Л. Тропининым. А также два портрета Анны Никитичны, жены художника, написанные И.К. Айвазовским.

korabley.net


Смотрите также