Марке Альбер. Биография и творчество живописца. Картины марке


Альбер Марке. Картины на все времена

Сын горничной и железнодорожного служащего, Альбер Марке (1875-1847) родился в портовом городе Бордо на юго-западе Франции. В 15 лет он переехал в Париж, но море осталось его неизменной любовью. Художник много путешествовал. Он был легок на подъем. Особо яркие впечатления получил в Неаполе и Венеции Альбер Марке. Картины, где он писал море и лодки, делая акцент на свет под водой, практически не зависят от времени, в котором он жил.альбер марке картины Типичен «Неаполитанский залив» (1909), который хранится в Эрмитаже. Мастер написал его, смотря с верхней точки. Небо отражается в воде, даль бесконечна, все – простор и воля. Пространство организовано черным контуром.

Творчество живописца

Марке как художник сформировался в атмосфере фовизма. Он был дружен с Матиссом, Дереном, Вламинком, Руо, Дюффи. Но краски не буйствуют на его полотнах. Его чувство цвета поразительно. В пейзажах Парижа, который он обожал, серые и желтые цвета палитры неактивны. Альбер Марке картины писал, используя черные контуры. Они помогали ему вместе со светотенью и перспективой выявить форму и объем. Но в некоторых работах он от них отказывался. «Набережная Лувра, лето» – это вид из окна его мастерской. Работа полна сочетания сложных цветов, где превалирует фиалковый на фоне бледного неба. Совершенно необыкновенно полотно, с любовью показывающее лиловый Париж, – «Площадь св. Троицы». Эти произведения также экспонируются в Эрмитаже. А как холоден Париж зимой! Нотр-Дам вдали, крупным планом дана набережная Сены, и все погружено в серую полумглу.выставка альбера марке Мастерски работает живописец только серебристыми оттенками серого. Кроме пейзажей Парижа, во время своих путешествий по Франции, Германии, Швейцарии Альбер Марке картины писал с видами реки или моря, с портами и кораблями. Эти две темы (Париж и море) целиком захватили воображение мастера.

Художник Альбер Марке, картины

«Порт в Онфлёре» (1911) – один из шедевров живописца, который попал в ГМИИ им. Пушкина из коллекции Сергея Щукина. Рука мастера узнается сразу, в особенности по гармоничному колориту и раскованному свободному мазку. Морские дали, лодки, сероватое бледное небо, зеленоватая вода с легкой рябью. Альбер Марке картины пишет, используя очень экономные технические средства, и ему удается передать жизнь во всей ее неброской, но романтической прелести. Его полотна тяготеют к постоянному изображению Сены, пляжей, моря и берегов. Одна из его лучших картин, «Порт Марселя» (1916), находится в Японии (художественный музей Охара).художник альбер марке картины По горизонтали полотно делится на три части. На первом плане четко выделяются в спокойной бирюзовой воде лодки, затем идет светлый морской простор, который венчают туманные сероватые очертания города на горе. Он окружен бледным неярким желтоватым небом. Невольно вспоминаются гравюры Хокусая «Сто видов Фуджи». В наши дни идет открытие наследия Альбера Марке заново.

Выставка Альбера Марке

В 2015 году в Музее современного искусства в Париже состоялась выставка 70 картин и 60 рисунков Марке. Все работы были очень высокого уровня. Это пейзажи Парижа, Алжира, Гамбурга, Неаполя. Рисунки тушью поражали посетителей лаконизмом и реализмом. Тремя штрихами художнику удается передать жизнь. ГМИИ им Пушкина также отметил 140-летие художника выставкой «Альбер Марке. Художник остановленного времени». От парижской она отличается тем, что на ней имеются впечатления от поездки Марке в СССР, а также работы молодых русских художников 20-х годов XX века, которые испытали на себе влияние Марке. Сам мастер представлен 49 полотнами. Кроме того, на ней показаны работы Дерена («Просушка парусов»), Вламинка («Баржи на Сене»), Дюффи («Регата»).

Работы Альбера Марке в Эрмитаже

Благодаря Ивану Морозову (6 картин) и Сергею Щукину (9 картин) наши крупнейшие музеи имеют полотна, которые писал Альбер Марке. Картины в Эрмитаже – это, как и в Москве, ранний Марке (1901-1913 годы). К ним относятся «Модистки», «Вид на Сену и памятник Генриху IV», «Набережная Лувра, лето», «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам», «Гамбургский порт», «Сен-Жан-де-Люз», «Неаполитанский залив», «Набережная в зелени», «Гавань в Ментоне». Парижские пейзажи заставили говорить о художнике как о мастере с собственной выразительной системой и о «Париже Марке». Он их писал, глядя из своей квартиры на шестом этаже (например, «Набережная в зелени»). Взгляд художника с высоты «затягивает» зрителя в глубину. Живописец сам выработал такую манеру работы.альбер марке картины в эрмитаже Необыкновенна, радостна и светла «Гавань в Ментоне». На фоне голубого безоблачного неба белый город на белой набережной высветляет, отражаясь, лазурное море. Гармоничны соотношения моря, лодки и корабля. Благодаря свету создается впечатление, что мир прогрет лучами южного солнца.

Творчество художника наполнено вечно прекрасным, а не политическими картинами на злобу дня. Его работы не утрачивают своего обаяния, и к ним хочется возвращаться вновь и вновь.

fb.ru

Марке Альбер. Биография и творчество живописца

Французский художник Марке Альбер сумел создать свой выразительный стиль в живописи. Его произведения рождались вне политики, вне происходящих событий. Однако все творчество мастера пронизано живыми эмоциями и чувствами изображаемых персонажей, будь то портрет человека или городской пейзаж.

Годы обучения

Родился Марке Альбер в 1875 году в городе Бордо (Франция). Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, он вместе с родителями переехал в Париж. Семья Марке не была состоятельной, однако в столице мама смогла открыть небольшой бизнес в торговле.

Марке Альбер

В 1890 году будущий художник начал заниматься в Школе декоративных искусств, а после ее окончания поступил в Школу изящных искусств. По наставлению своего учителя Густава Моро он немало времени проводил в Лувре, копируя работы таких известных мастеров, как Лоррен, Ватто, Пуссен.

Во время учебы у парня завязались дружеские отношения с Матиссом, с которым они вместе усовершенствуют обучение в парижской Академии Рансона. Преподаватель Поль Серюзье старательно вкладывал в учеников знания и мастерство. Как и его учитель, Марке Альбер восхищался работами Гогена и Эмиля Бернара, но больше отдавал предпочтение искусству Коро.

Раннее творчество

В конце 1890-х практически все картины художника - это портреты и пейзажи, созданные в традиционном стиле импрессионистов. Знакомство с Ван Гогом и Сезанном оказало влияние на выполнение молодым мастером живописи в нежных поэтичных оттенках.

Марке Альбер художник

Прошло несколько лет, и уже Марке Альбер – художник, манера выполнения работ которого больше соответствовала фовизму. В творчестве живописца четко просматривалась необычная подача световых отражений и яркость красок, присущих этому стилю. Это увлечение фовизмом долго будет сказываться на манере исполнения картин Марке. Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году. Вместе с другими представителями фовизма Альбер экспонировал свою живопись в Осеннем салоне и в Салоне Независимых.

Париж в творчестве Марке

Спустя некоторое время в работах художника стали прослеживаться черты, отличающиеся от стиля фовистов: изображения выглядели мягче, использовались более приглушенные краски. Уже в феврале 1907 года Марке Альбер провел свою персональную выставку в галерее Дрюэ. Большую часть холстов, выставленных мастером, представляли пейзажи Парижа. Желая преобразить жизнь в светлые, праздничные тона, художник в своих работах показывал красоты города, выгодно переплетенные с прелестями природы.

Марке Альбер биография

Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Вода, небо, каменные мосты и набережные, городские крыши выглядят на холсте мастера совсем не так, как их можно увидеть в работах других художников или на фото. Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. Они пронизаны глубоким, чувственным отношением человека к своему городу, щемящей непосредственностью и необычайной лиричной интонацией.

Путешествия и творчество

Большое значение в жизни Марке занимали путешествия по миру. Он посетил Германию, Румынию, Северную Африку, Италию, Испанию. Каждый город художник воспринимал в определенной цветовой гамме. Например, Париж он видел в серых тонах, Алжир – в белых, Неаполь – в голубых, а Гамбург – в желтых.

После пребывания в Неаполе живописец начал создавать полотна, на которых изображал не просто море, а как бы идеальную мечту о морской стихии. Жизнь в Алжире помогла Альберу показать на своих холстах всю красоту палящего солнца. Путешествия способствовали созданию таких картин, как «Порт в Онфлере», «Лебединый остров. Эрбле», «Вид на Сиди-Бу-Саид», «Пальмовое дерево».

фото Альбер Марке

Именно в Алжире встретил свою будущую жену Марке Альбер, биография которого тесно связана с этой страной. В счастливом браке с Марсель Мартине художник прожил 26 лет.

Марке открыто осуждал фашизм, поэтому во время Второй мировой войны супругам пришлось перебраться из Парижа в Алжир. Вернулся в 1945 году домой художник уже тяжело больным. Несколько перенесенных операций ненадолго помогли ему почувствовать себя лучше. Все это время Альбер не бросает свои труды, продолжая работать над новыми полотнами.

Несмотря на заботу жены и усиленную борьбу с болезнью, 4 июня 1947 года художника не стало. Он ушел, но оставил после себя творения, полные жизни и особенного света.

fb.ru

Альбер Марке - Биография художника, известные произведения, выставки

Имя Альбера Марке (фр. Albert Marquet, 27 марта 1875, Бордо — 13 июня 1947, Париж) зачастую упоминают рядом с именем Матисса. Действительно, с великим мэтром фовизма они были друзьями с момента знакомства в Школе декоративных искусств, в которой Марке учился с 15 до 20 лет. Эта дружба продлилась до самой смерти Марке.

Альбер Марке, сын железнодорожного служащего в Бордо, рисовал с детства на всём, что под руку попадет: углем на полу, карандашом на полях школьных тетрадок. Он регулярно ходил в местный музей, где любовался Рубенсом, Веронезе, Мурильо. Родители не возражали против его увлечения, и после окончания Школы декоративных искусств Альбер вместе с Матиссом поступил в Школу изящных искусств на курс к Гюставу Моро. Оба называли Моро своим первым учителем и всю жизнь вспоминали его с большой теплотой.

В мастерской Моро встретились те, кто в будущем составит ядро фовизма: Матисс, Руо, Дерен. В 1898 году Гюстав Моро умер, и Марке, и Матисс сразу же ушли из Школы. Так что из официальных подтверждений гордого звания художника Альбер Марке успел получить только удостоверение учителя начальной школы.

В конце 1890-начале 1900-х Марке пишет в импрессионистической манере. Его излюбленный жанр — пейзаж. Именно пейзажи принесут Марке известность. Постепенно он отходит от импрессионизма и разделяет с Матиссом его увлечение диким цветом.

В 1905—1906 годах Марке выставлял свои картины на Салоне независимых вместе с Матиссом, Дереном, Вламинком. На Осеннем салоне Воксель произнес историческое определение fauve (фр. дикий) в отношении их работ, в результате чего «и стал фовизм». Даже в период пика популярности фовизма работы Марке казались довольно сдержанными на фоне творений соратников. Сравним безудержную яркость, буквально цветовую ярость того периода у Матисса, Дерена, Вламинка и Марке. Его «дикость» кажется более легкой и воздушной, чем у коллег, да и с перспективой он не спешит прощаться, создавая ее варьированием цветовой насыщенности. Кстати, и Дерен, и Вламинк довольно скоро отошли от провозглашенных течением принципов. Да что там, у самого Матисса цветовая необузданность вскоре уступила место тонкости и глубине, сохранив при этом сияющую яркость.

Марке всегда был верен «папаше Матиссу», как фовисты называли своего лидера и старшего товарища, но выходившие из-под его кисти картины сложно назвать «дикими». Напротив, они нежные, тихие, хочется сказать — интеллигентные. Кажется, они несут на себе отпечаток скромности их автора. О Марке заговорили не как о фовисте. Появилось такое определение как «Париж Марке» — лирический, явно любимый, светлый, серый — но в этой серости никакой безысходности не сыщешь, она прозрачна и свежа (1, 2). Бытует мнение, что, кроме Марке, только импрессионисты и Морис Утрилло смогли настолько ощутить и отобразить дыхание и ритм Парижа. Пожалуй, оно не лишено смысла.

Марке достаточно много путешествует, нередко — вместе с Матиссом. Зимы 1911−1912 годов они проводили в Алжире. В его картинах отразились путешествия в Италию, Тунис, Марокко, Швецию, Австрию. Неаполитанские работы поражают не цветовым, а в первую очередь световым решением — они неповторимо прозрачные и сияющие. Нередко кажется, что художник использует акварель, а не масло. Теплый охристый Гамбург Марке согревает, его Алжир завораживают белоснежно-фиолетовым сиянием. Анри Матисс сказал о своем верном товарище Альбере Марке: «Когда я вижу Хокусая, я думаю о нашем Марке, и наоборот. Я имею в виду не подражание Хокусаю, а сходство».

В Первую Мировую войну Матисс и Марке рвались на фронт, причем не с кистью, а с оружием в руках. Мало того, что по возрасту они не проходили, так еще и оба были освобождены от воинской повинности по причине слабого телосложения. Они вытребовали аудиенцию у военного министра Марселя Самбы, надеясь получить разрешение отправиться на фронт. Однако Самба заявил, что служить стране им придется иначе: «Продолжая хорошо писать, что вы и делаете».

Любовь всей своей жизни Альбер Марке встретил в 45 лет в Алжире. Марсель Марти, писательница и журналистка, сопровождала его по стране в качестве гида. Через три года она поженились и больше не расставались. Марсель почувствовала внутреннее одиночество и глубокую застенчивость Марке, и смогла мягко и бережно войти в его мир. По приезду в Париж она стала его связующим звеном для всех необходимых внешних контактов, на нее легли связи с галеристами и журналистами, ведение финансовых и хозяйственных дел. В их отношениях царили тепло и взаимопонимание, всерьез пошатнувшиеся лишь однажды, когда Марсель заговорила о ребенке. Художник категорически отказался, пояснив это своими опасениями, как бы ребенок не вырос таким же необщительным и замкнутым, каким было он сам. Мадам Марке сумела смириться с таким подходом и осталась рядом с мужем. Они продолжали достаточно активно путешествовать, но всегда возвращались в Париж — именно этот город был необходим Альберу Марке для жизни и живописи.

Марке не стал ключевой фигурой в истории живописи, лидером, создавшим течение или воплотившим символизм эпохи. Но он с большой любовью написал множество видов манящего Парижа, сияющего Неаполя и завораживающего Алжира, которые окутывают своей чистой и свежестью. А еще… он был честным человеком. Матисс вспоминал, как Марке раз и навсегда отучил его опаздывать. По своему обыкновению, изрядно опоздав на встречу, мэтр не дождался Марке и не следующий день попенял ему на это. Марке искренне удивился и сказал, что был уверен, что это Матисс не пришел, поскольку сам-то он пришел вовремя, прождал его четверть часа и ушел. «Вы знаете Марке? Он не способен лгать», — со смехом рассказывал эту историю Анри Матисс, приобретший таким образом привычку быть пунктуальным.

Вторую войну Марке переждал в Алжире. Когда он вернулся в Париж, то был представлен к ордену Почетного Легиона, также ему предлагали членство в Академии искусств. Но совершенно равнодушный даже в молодости к почестям, очень смущающийся от пристального внимания к своей персоне и уже имеющий проблемы со здоровьем, Альбер Марке отказался от всех регалий.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Выставка Альбера Марке в Москве

Новость из мира искусства

Альбер Марке. Неаполитанский залив, 1909. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Если вы не смогли посетить выставку Альбера Марке в Париже, то теперь есть возможность увидеть его картины в Москве. Параллельно с шедеврами Рафаэля Пушкинский музей с 27.09.2016 по 08.01.2017 показывает произведения французского художника-постимпрессиониста Альбера Марке (1875-1947).Выставка "Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции" разместилась в Галерее искусства стран Европы и Америки.

Марке Альбер. Контровой свет. Алжир. 1924. Частное собрание

В 2015 году многие крупнейшие музеи мира отмечали 140-летие со дня рождения художника. Недавно завершилась выставка Альбера Марке "Художник остановленного времени" в парижском Музее современного искусства. По сравнению с французской выставкой, проект Пушкинского музея дополнен новыми темами, которые позволяют по-другому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией.

Альбер Марке. Модистки, 1901. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Друг Матисса, современник Пикассо и Дерена, известный французский художник Альбер Марке с женой приезжал в СССР летом 1934 года и, вообще, считался другом нашей страны. Он посетил Ленинград, Москву, Ростов, Тбилиси и из Батума через Средиземное море вернулся во Францию, в Марсель. Встречал художника лично писатель Валентин Катаев, он же и сопровождал гостя на приёмах и экскурсиях.

Альбер Марке. Апсида собора Парижской Богоматери, 1901. Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон

В Москве Альбер Марке посетил Музей нового западного искусства, в котором заблаговременно вывесили все его картины. На протяжении своего визита, Марке встречался и с художниками - поклонниками своего творчества. Перед отъездом Марке говорил, что очарован людьми и природой и хотел бы приехать вновь, чтобы заняться живописью. Статьи о его визите появились в газетах "Вечерняя Москва"', "Правда", "Литературная газета", "Советское искусство".

Альбер Марке. Гавань в Ментоне, 1905. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пушкинский музей и Эрмитаж имеют пейзажи Альбера Марке благодаря русским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, коллекции которых сначала оказались в Музее нового западного искусства. Как пишет искусствовед Наталья Семенова: "Именно на Марке, как ни странно, сошлись вкусы двух московских коллекционеров: в промежутке между 1908 и 1911 гг. Сергей Щукин купил девять, а Иван Морозов между 1907 и 1913 гг. приобрел шесть картин Марке".

Альбер Марке. Солнце над деревьями (Солнце над Парижем. Набережная Лувра), 1905. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Альбер Марке. Вид на Сену и памятник Генриху IV (Париж. Вид Лувра), ок. 1906. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Альбер Марке. Париж зимой. Набережная Бурбон, 1907. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Катаев писал о Марке: "Ведь это он научил художников передавать воду белилами. Ведь это он с необычайной смелостью ввел употребление натурального черного цвета... Ведь это он наглядно показал, что цвет - это эпитет, который может с предельной, лапидарной, почти научной точностью определить качество предмета - будь то чугунная ограда Сены, буксирный пароход или куст боярышника на сельской меже".

Альбер Марке. Собор Парижской богоматери зимой, 1908. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Альбер Марке. Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Всего на выставке представлено 69 работ, сгруппированных в четыре раздела: "Марке и фовизм", "Париж Марке", "Путешествия художника", "Марке в России". Помимо полотен самого Марке показаны работы его друзей-фовистов - Рауля Дюфи, Анри Мангена, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, а также произведения российских художников, испытавших влияние французского мастера.

Альбер Марке. Порт в Онфлере, 1911. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Альбер Марке. Венеция, 1936. Частное собрание

Альбер Марке. Алжир, вид на город с высоты, 1940. Частное собрание

Альбер Марке. Дома за деревьями,1944. Частное собрание

На выставке впервые представлены материалы о поездке и впечатлениях Марке в СССР. В экспозицию также входят произведения представителей московской группы "13" и ленинградского объединения "Круг художников", которые в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда были близки к поискам французского живописца.

bellezza-storia.livejournal.com

что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессизмом, Buro 24/7

В ГМИИ им. А. С. Пушкина празднуют 140-летие со дня рождения художника Альбера Марке. Buro 24/7 объясняет, кто такой Марке и почему о нем стоит знать. А также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло

Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо:  без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев, а ГМИИ им. А.С. Пушкина и музей Современного искусства города Парижа в этом году пышно отмечают 140-летие со дня рождения мастера.

Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех  -измах) 

Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года. Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло. Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские. 

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 1)

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 2)

И кстати

В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: серые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.

Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)

Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно. 

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 3)

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 4)

Живопись Марке — о чем это все

Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ,  не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.

Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева. Но об этом, как говорится, уже в следующей серии.

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 5)

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 6)

www.buro247.ru

Альбер Марке | Artifex.ru

Париж, Париж… Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь зелень каштанов, грохочущие трамваи, музыка из распахнутых настежь дверей кафе, шумные компании. Бурное течение жизни большого города, населенного неимоверным количеством людей искусства, запечатленное сотнями даровитых живописцев. Статика пуантилизма, порывистость и чистые цвета импрессионистов, искристый восторг ночной парижской жизни Пикассо и Тулуз-Лотрека…

Но все это не о нём. Альбер Марке (Albert Marquet), современник Матисса, родился в 1875 году. Он всю жизнь рисовал свой Париж, каким его видел сам.

Художник ходил по тем же улицам, видел ту же суетливую толпу и те же ночные огни. Посещал модные выставки, участвовал в салонах, но всегда оставался в собственном мире. Париж на его картинах, как и сам Марке, – явление особое.

 

Он начинал, как и многие его современники-живописцы. Сын железнодорожного служащего из Бордо, Альбер уделял больше внимания своим карандашным рисункам на полях школьных тетрадей, нежели наукам. Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. Там он поступил в Школу изящных искусств. Ни тогда, ни позднее, трудясь под руководством обожаемого им Гюстава Моро, Марке не отдавал предпочтения какому-то одному течению. Он впитывал знания, пропускал через себя впечатления, смотрел, слушал, – и делал по-своему.

«Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками», – эти слова Моро он крепко запомнил и вплел в свое творчество, гармонично связав с собственным видением.

Ему потребовалось время, чтобы из вчерашнего студента с удостоверением преподавателя рисования начальной школы, которое он получил, бросив учебу после смерти Моро, стать художником, чьи произведения вошли в историю мирового искусства. Достаточно долго Марке придерживался классического взгляда на живопись, а потому его ранние картины больше напоминает работы импрессионистов. Такое копирование было лишено настоящей жизни, и даже портрет отца, написанный им в то время, получился маловыразительным. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал.

Разочарованный, Марке сблизился с фовистами и даже принимал участие в Салоне Независимых 1906 года. Здесь начались эксперименты с чистыми цветами, отражениями, впервые проявилась в картинах страсть к водным просторам. Написанная для Осеннего салона «Гавань в Ментоне» впоследствии попадет в Эрмитаж, но в то время, в начале 1900, она открыла Марке поистине безграничные горизонты.

  

Фовисты оказались временными «попутчиками». И в самом деле, слово «дикий», от которого произошло название направления, едва ли было применимо к самому Марке. Необщительный, замкнутый, он раскрывался в творчестве, но поверять мысли и чувства не спешил даже близким друзьям. Отсутствие того, что в наше время принято называть социальной активностью, Альбер Марке с лихвой компенсировал трудолюбием.

История умалчивает, этим ли руководствовался Матисс, когда сравнивал коллегу по цеху со знаменитым Хокусаем, но что-то общее с ним проглядывало. Японского мастера гравюры и Марке связывала молчаливая сила созерцательности, позволявшая придавать особый колорит пейзажам.

 

Действительно, долгое разглядывание меланхоличной, сонной природы может погрузить зрителя в медитативный транс. И если для Хокусая вдохновением во все времена служила священная Фудзисан, то для Альбера это была Сена. Ее он изображал в разное время года, при любой погоде, то пересеченную мостом Сен-Мишель, то скрытую пологом тумана, то едва различимую за серой полосой набережной Лувра. Это была крепкая и чистая любовь. Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. Здесь явно не они являются главными героями. Париж, строгая геометрия его улиц, зелень каштанов, пестрые скаты крыш, Нотр-Дам в утренней дымке – вот что в фокусе, что действительно волнует и вдохновляет Марке.

При всей своей неприязни к шумным сборищам домоседом Марке не был. Он побывал в Марокко, Италии, надолго останавливался в Алжире. Именно в этих поездках художник дважды обрел любовь. Сначала в Неаполе, рисуя напитанные южным солнцем морские пейзажи, которые были так не похожи на меланхолически-серые парижские полотна.

  

Затем в плавящемся от зноя Алжире он встретил Марсель Мартине, свою будущую жену, с которой прожил почти четверть века, до самой смерти.

 

Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. Шел 1934 год. Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету. По приглашению Всесоюзного общества культурной связи с заграницей Марке прибыл в Ленинград, а затем в Москву. Если верить мемуарам, встреча впечатлила его меньше, чем студентов художественных институтов, для которых иностранец тоже был немного инопланетянином. И если Альбер о русском искусстве выразился весьма сдержанно, то поклонники, появившиеся после нескольких встреч с ним, были полны энтузиазма. На долгое время меланхоличные пейзажи с водной гладью в серых тонах заполнили студии и умы будущих творцов. Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох». Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину.

Вернувшись, он еще усерднее принялся творить, особое внимание уделяя теории валёров. Со временем Марке все реже шел на компромиссы в творчестве и внимательнее прислушивался к внутренним ощущениям. Краски становились чище, мазки смелее. Обманчиво простая манера письма позволила видеть глубже, проникнуть в самую суть бытия и вдохнуть жизнь в по-прежнему безлюдные пейзажи.

Не смог смириться Альбер Марке и с фашистским режимом в Европе. В начале Второй мировой войны он с женой уехал в Алжир, откуда вернулся слабым и больным лишь в 1945 году. Близость любимого города пробудила новые силы. Несмотря на болезнь и перенесенные операции, Марке продолжал творить до самой смерти.

Он умер 14 июня 1947 года. Оставив множество работ, хранящих частицу его уникального стиля, художник подарил миру кое-что еще. Это неповторимый и загадочный, молчаливый и величественный собственный Париж Альбера Марке.

artifex.ru

Марке, альбер

группировать по:

размеры картинок:

картинок на сранице:

стр. всего 1

11001

Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Аллея Люксембургского сада 76e60cart 76e60c Марке, АльберМарке, Альбер - Аллея Люксембургского сада Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Аллея Люксембургского сада 76e60c76e60c Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Гавань в Ментоне 956951art 956951 Марке, АльберМарке, Альбер - Гавань в Ментоне Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Гавань в Ментоне 956951956951 Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Гамбургский порт b294c2art b294c2 Марке, АльберМарке, Альбер - Гамбургский порт Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Гамбургский порт b294c2b294c2 Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Модистки c3b7c7art c3b7c7 Марке, АльберМарке, Альбер - Модистки Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Модистки c3b7c7c3b7c7 Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Набережная Лувра, лето 12126bart 12126b Марке, АльберМарке, Альбер - Набережная Лувра, лето Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Набережная Лувра, лето 12126b12126b Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Пейзаж с мостом 12f4efart 12f4ef Марке, АльберМарке, Альбер - Пейзаж с мостом Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Пейзаж с мостом 12f4ef12f4ef Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Сен-Жан-де-Люз 86d4dfart 86d4df Марке, АльберМарке, Альбер - Сен-Жан-де-Люз Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Сен-Жан-де-Люз 86d4df86d4df Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Дождливый день в Париже. Собор Парижской богоматери a1b951art a1b951 Марке, АльберМарке, Альбер - Дождливый день в Париже. Собор Парижской богоматери Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Дождливый день в Париже. Собор Парижской богоматери a1b951a1b951 Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Площадь св. Троицы в Париже ee6a67art ee6a67 Марке, АльберМарке, Альбер - Площадь св. Троицы в Париже Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Площадь св. Троицы в Париже ee6a67ee6a67 Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Вид на Сену и памятник Генриху IV c6865cart c6865c Марке, АльберМарке, Альбер - Вид на Сену и памятник Генриху IV Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Вид на Сену и памятник Генриху IV c6865cc6865c Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Набережная Лувра и Новый мост 54b335art 54b335 Марке, АльберМарке, Альбер - Набережная Лувра и Новый мост Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Набережная Лувра и Новый мост 54b33554b335 Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Неаполитанский залив 711263art 711263 Марке, АльберМарке, Альбер - Неаполитанский залив Вы можете заказать рамку для портрета Марке, Альбер<br />Марке, Альбер - Неаполитанский залив 711263711263

группировать по:

размеры картинок:

картинок на сранице:

стр. всего 1

11001

s-poster.ru


Смотрите также