МАТВЕЕВ Фёдор Михайлович – Галерея произведений (86 изображений). Картины матвеев


Матвеев Андрей Матвеевич Картины биография Matveev Andrey

Матвеев Андрей Матвеевич — русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи. Родился в 1701 году, место рождения неустановлено. Петр Великий, заметив талант юного художника, послал Андрея Матвеева учиться художественному мастерству в Европу. С 1716 года Андрей Матвеев в течение одиннадцати лет жил в Голландии и Фландрии.

Портрет Петра I,1724-1725, Эрмитаж Княгиня Анастасия ПетровнаГолицына, 1728, Частное собрание Князь Иван АлексеевичГолицын в латах, 1728 Автопортрет с женой Ириной Степановной, 1729, Русский музей

Поначалу Матвеев обучался живописи у голландского художника Карела де Моора, позже в 1723-1727 годах учился в Антверпенской академии художеств. По возвращению в Россию уже после смерти первого российского императора, Матвеев был принят в штат Живописной команды Канцелярии от строений. С 1731 года Андрей Матвеевич Матвеев возглавил команду живописных мастеров и стал главным художником русского императорского двора в Санкт-Петербурге. Как руководитель Живописной команды Матвеев принимал участие во многих архитектурных проектах.

Под его руководством проводилась роспись интерьеров Петропавловского собора, оформлялся живописный декор триумфальных ворот, созданных в честь прибытия в Санкт-Петербург императрицы Анны Иоанновны и многие другие работы в области монументальной живописи.

Помимо росписей соборов, церквей и императорских дворцов, Матвеев писал аллегорические картины и замечательные портреты, на которых изображены: император Петр I, князь Иван Алексеевич Голицын и его супруга Анастасия Петровна Голицына, русский врач итальянского происхождения Анаретти и другие сановные лица. Наиболее известная и, пожалуй, лучшая картина Матвеева — "Автопортрет с женой Ириной Степановной". Замечательный русский художник рано ушел из жизни, Андрей Матвеевич Матвеев умер в 1739 году в Петербурге.

smallbay.ru

биография, творчество, лучшие работы и история жизни

Прорубленное Петром «окно в Европу» повлияло на весь уклад общественной и частной жизни в России, в том числе на культуру и искусство. Расцвет русской живописи XIX века был бы немыслим без художников, воспринявших достижения европейской культуры на пути, начатом в эпоху Возрождения и обогатившем их национальной духовной традицией. Первым в ряду таких имен принято называть Ивана Никитина, любимого художника царя-реформатора. Второй упоминается другая истинно русская фамилия – Матвеев. Андрей, отчество которого (Матвеевич) считается неподтверждённым, прожил короткую и напряженную жизнь.

Легенды вместо фактов

В биографии мастера много белых пятен. Из даты рождения известен год – 1701-й, хотя, по некоторым источникам, он родился на год позже. Об отце сохранились отрывочные сведения: известно, что при дворе императрицы Екатерины I служил подьячий по фамилии Матвеев. Андрей и его сестра находились при отце, и рисунки мальчика могли попасть на глаза государыне. Одна из обязанностей подьячего – обеспечивать переписку, для чего было необходимо владеть искусством каллиграфии. Возможно, первым опытом для будущего художника была работа под руководством отца – среди рукописных документов того времени можно обнаружить настоящие шедевры графики.матвеев андрей

Именно Екатерина стала инициатором зачисления пятнадцатилетнего Андрея в число пенсионеров, посылаемых за казенный счет для обучения в Европу. Существует более красивая легенда, которая гласит, что к этому причастен сам Петр I. Во время пребывания царя в Новгороде, откуда родом сам Матвеев, Андрей попался на глаза императору, когда делал с него портретные наброски. Восхищенный рисунком мальчика государь немедленно приказал тому собираться в Амстердам, в любимую Петром Голландию, в ученики к тамошним живописцам. И хотя такие поступки считаются для царя-реформатора обычным делом, подтверждения этой истории не сохранилось.

Прилежный ученик

В 1716 году в числе других «российской нации учеников» Матвеев приехал в Амстердам. Наставником его стал известный голландский портретист Арнольд Боонен. Попасть к нему было большой честью, поскольку он считался знаменитостью, мастером, воплощавшим лучшие традиции школы Рембрандта, и портреты его кисти, стоившие больших денег, заказывались знатнейшими и богатейшими людьми со всей Европы. Возможно, протекцию Матвееву оказала сама супруга русского императора. Екатерина I лично познакомилась с Бооненом во время своих поездок в Голландию.

Куратором над колонией русских студентов был Иоганн Ван ден Бург, известный в России как Яган Фанденбург, личный агент Петра I, выполнявший для царя и другие миссии. Он очень строго следил за поведением молодых россиян, нередко занимаясь рукоприкладством в отношении тех, кто ленился или распутничал. В своих отчетах Петру он регулярно сообщал, что на некоторых пенсионеров вольный европейский воздух действовал пьяняще.

Лишь один из «птенцов гнезда Петрова» не вызывал у Фанденберга никаких нареканий – Матвеев. Андрей сам регулярно отсылал в Россию свои работы как отчет о ходе образования. Очевидно, его успехи были замечены – известно, что по распоряжению императрицы ему было назначено дополнительное денежное довольствие. Единственное, что омрачало пребывание Матвеева за границей, так это частые болезни, вызываемые у него переутомлением от напряженных учебных занятий.

Два периода

Обучение Матвеева продлилось долгие одиннадцать лет и состояло из двух этапов. На первом он детально изучает искусство портретиста. Боонен много времени уделял постановке рисунка, развитию у учеников технических навыков, овладению разными приемами живописи, использованию различных материалов. Одним из главных методов обучения было копирование работ старых мастеров. Передаче внутреннего мира портретируемого особого внимания Боонен не уделял.

В те времена в обучении широко применялся переход от одного мастера к другому. Решил попробовать такой способ и Матвеев. Андрей Матвеевич попросил разрешения поехать в Гаагу, к Карелу Моору. Этот мастер был не менее знаменит (и не только в Голландии), а также был известен русской императорской семье, заказавшей Моору свои портреты.

матвеев андрей матвеевич

Мооровский портрет Петра стал основой для подобной работы Матвеева, сделанной им в это время. При сравнении этих двух полотен становится ясен характер дарования, которым обладал Матвеев. Андрей Матвеевич больше внимания уделил личным качествам русского царя. В его живописном изложении Петр более человечен, меньше похож на символ неколебимой власти, каким он предстаёт на парадном портрете Моора, известном по многочисленным гравюрам.

Академия художеств в Антверпене

В 1724 году Матвеев обращается в Петербург с просьбой о продолжении учебы в художественной Академии Антверпена. Он предполагал освоить там новый жанр – «писание историй», то есть сюжетную живопись: аллегорические, мифологические, исторические и батальные картины. Учитывая старательность студента и его успехи, в Петербурге было решено позволить пенсионеру продлить пребывание в Европе, что было в то время необычно.

андрей матвеев художник

В 1725 году скончался Петр Великий. Андрей Матвеев, биография которого началась во времена царя-реформатора, посылает свои соболезнования Екатерине и прилагает к посланию написанную им «Аллегорию живописи». Эта небольшая, написанная на деревянной доске картина считается первым в отечественной истории живописи сюжетным произведением светского характера, первой картиной в европейском понимании этого слова.

В ней видна некоторая неуверенность при изображении обнажённой натуры, но заметно и важнейшее для творчества Матвеева стремление максимально наполнить рисунок внутренним содержанием и высокое живописное мастерство – богатая палитра и легкий мазок. Богине, позирующей для портрета, Матвеев придал черты Екатерины I.

Возвращение в Россию

Учеба в академии прервалась для Матвеева весной 1727 года, после смерти русской императрицы. Он возвращается в Россию, где у него теперь не было ни покровителей, ни друзей. По установленному порядку, он должен был быть приписан к живописному ведомству Канцелярии от строений, которое занималось выполнением самых разнообразных придворных художественных заказов. Согласно этому же порядку, установленному еще Петром, всем прибывшим после обучения в Европе предстояло пройти испытание, после которого становился ясен уровень мастерства, которого они достигли.

Заключение по профпригодности Матвеева давал бывший тогда главой живописной команды Луи Каравак – француз, осевший в России с 1716 года. Он был, как свидетельствуют современники, невыдающимся художником, но умел писать портреты, поражавшие сходством, что было для русских заказчиков удивительным явлением. Каравак дал высокую оценку мастерству Матвеева, отметив, что он «более искусен в живописи, нежели в рисунке».

Портрет Голицыных

Несмотря на эту аттестацию, Андрей Матвеев, художник европейской выучки, был зачислен в штат Канцелярии только через год, а пока оставался без средств к существованию. Выручил его заказ на парный парадный портрет княжеской четы Голицыных. картины матвеева андрея

Особенно выразителен созданный Матвеевым образ Анастасии Петровны Голицыной. Её называли «бабой пьяной и глупой», но много испытавшей. Бывшая шутихой Екатерины, терпевшая издевательства и унижения от придворных, Голицына при Петре была лишена всего состояния и изгнана за участие в заговоре царского сына Алексея. Только после смерти Петра и Екатерины она была восстановлена в правах, ей вернули состояние. Художнику удалось выразить сложные и неоднозначные чувства в отношении модели, сделав парадный портрет глубоко психологическим.

андрей матвеев биография

Самая знаменитая картина

После получения должности в живописной команде материальное положение художника немного улучшилось. Скоро изменилась и его личная жизнь – он женится на Ирине Степановне Антроповой, кузине известного живописца. С этим событием принято связывать появление самой известной картины Матвеева. Андрея Матвеевича многие знают по написанному в 1729 году «Автопортрету с женой».

Здесь многое было новаторским. Это один из первых автопортретов в истории отечественной живописи, впервые русский художник изображает себя с супругой. Конечно, Матвеев видел подобные сюжеты у Рембрандта и Рубенса, но свою картину он наполняет особым чувством. Молодой жене было около 16 лет, и мастер откровенно и бережно любуется её свежестью. Не скрывает художник и своего счастья. Этому настроению соответствует всё: композиция, рисунок, легкая воздушная живопись, теплая звучная палитра. Это настоящий шедевр, картина художника высокой выучки, но наполненная чувством такой силы, какая была редкой и для европейских мастеров.

андрей матвеевич матвеев картины

Глава живописной команды

В 1730 году главой живописного ведомства при Канцелярии от строений впервые становится русский художник - Андрей Матвеевич Матвеев. Картины для оформления парадных залов и частных покоев, декоративная роспись фасадов, интерьеров и мебели, иконы для вновь построенных соборов и церквей – объем и разнообразие выполненных под руководством Матвеева работ огромны. Масштаб объектов, оформлением которых занималась его живописная команда, меняется кардинально: от Петропавловского собора до царской голубятни, от Сенатского зала Двенадцати коллегий (Петровский зал университета) до росписи царских карет.

Его ведомство стало и прообразом будущей Академии художеств. Большой опыт и человеческие качества Матвеева (терпение и внимательное отношение к молодым) помогали ему готовить новые, умелые и ответственные кадры для своей команды из местной, русской среды.

Слабое здоровье было окончательно надорвано напряженной работой. Весной 1739 года он скончался. Материальное наследие Матвеева, дошедшее до нас, по своему объёму очень невелико. Но и его достаточно, чтобы оценить выдающийся вклад художника в отечественную живопись.

fb.ru

МАТВЕЕВ Фёдор Михайлович – Галерея произведений (86 изображений).

admin 04.08.2014 Галерея, Новости 2,973 Показы

Открыть доступ

Ф.М.МАТВЕЕВ

(1758 – 1826)

Выдающийся мастер классицизма, Фёдор Михайлович Матвеев вошёл в историю отечественного искусства как один из основателей школы пейзажной живописи. Созданные им виды Италии отразили идеалы эпохи, когда ландшафтный образ требовал вдумчивого отношения и строго вкуса не только от художника, но и от зрителя.Творчество Фёдора Матвеева, признанное современниками, пережило эпоху забвения – его произведения долгое время считались далекими от действительности и лишенными подлинного чувства, но, как и само классическое искусство, они сохранили свою притягательность до наших дней, оказавшись неподвластными моде и времени. 

Сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В 1764 году был принят в первый набор Воспитательного училища Академии художеств. По видимому, с 1776 по 1778 годы учился в ландшафтном классе у Семёна Щедрина, закончил Академию с большой золотой медалью (Фёдор Матвеев — первый выпускник Академии получивший её по ландшафтному классу) и правом на пенсионерство.

С 1779 года – пенсионер в Риме. В начале 1780-х пользовался советами пейзажиста Я.-Ф.Хаккерта. В 1807 за присланную картину «Вид Неаполя» (ныне в Государственном Русском музее) удостоен звания академика. С 1813 года – член Академии св.Луки в Риме. В 1819 получил пожизненный пенсион за счет императора. До конца своих дней оставался в Италии.

 

 

1. Матвеев Фёдор "Пейзаж с пастухами, пасущими скот" 1778 Холст, масло 87,5х107,5 Собрание Е.А. и В.А.Семенихиных 1. Матвеев Фёдор «Пейзаж с пастухами, пасущими скот» 1778 Холст, масло 87,5х107,5 Собрание Е.А. и В.А.Семенихиных2. Матвеев Фёдор "Пейзаж с фигурами" 1798 Бумага, гуашь 16,2х22,6 Государственная Третьяковская галерея 2. Матвеев Фёдор «Пейзаж с фигурами» 1798 Бумага, гуашь 16,2х22,6 Государственная Третьяковская галерея 3. Матвеев Фёдор "Приморский вид" Бумага, акварель, белила 54,5х76,6 Государственная Третьяковская галерея 3. Матвеев Фёдор «Приморский вид» Бумага, акварель, белила 54,5х76,6 Государственная Третьяковская галерея4. Матвеев Фёдор "Итальянский пейзаж (Копия с картины Я.-Ф.Хаккерта "Ландшафт с сицилийскими мотивами 1778)" 1786 Холст, масло 67,6х97,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 4. Матвеев Фёдор «Итальянский пейзаж (Копия с картины Я.-Ф.Хаккерта «Ландшафт с сицилийскими мотивами 1778)» 1786 Холст, масло 67,6х97,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 5. Матвеев Фёдор "Пейзаж с отцом Психеи, жертвующим у храма Аполлона (с гравюры по одноименной картине К.Лоррена)" 1799 Бумага, черная акварель, кисть, перо 40,7х35,1 Государственный Русский музей 5. Матвеев Фёдор «Пейзаж с отцом Психеи, жертвующим у храма Аполлона (с гравюры по одноименной картине К.Лоррена)» 1799 Бумага, черная акварель, кисть, перо 40,7х35,1 Государственный Русский музей6. Матвеев Фёдор "Пейзаж с руинами" 1810 Холст, масло 67х102 Государственный Русский музей 6. Матвеев Фёдор «Пейзаж с руинами» 1810 Холст, масло 67х102 Государственный Русский музей 7. Матвеев Фёдор "Вид Переано на пути в Пестум (следует оригиналу Я.-Ф.Хаккерта)" Бумага, гуашь, акварель 36х55 Государственная Третьяковская галерея 7. Матвеев Фёдор «Вид Переано на пути в Пестум (следует оригиналу Я.-Ф.Хаккерта)» Бумага, гуашь, акварель 36х55 Государственная Третьяковская галерея8. Матвеев Фёдор "Горный монастырь" 1818 Холст, масло 54х72,8 Художественный музей Алтайского края, Барнаул 8. Матвеев Фёдор «Горный монастырь» 1818 Холст, масло 54х72,8 Художественный музей Алтайского края, Барнаул 9. Матвеев Фёдор (?) "Пейзаж с водопадом" 1810-е Холст, масло 73,5х98 Ярославский художественный музей 9. Матвеев Фёдор (?) «Пейзаж с водопадом» 1810-е Холст, масло 73,5х98 Ярославский художественный музей10. Матвеев Фёдор "Водопад Иматра в Финляндии" 1819 Холст, масло 98,5х73,5 Государственный Русский музей 10. Матвеев Фёдор «Водопад Иматра в Финляндии» 1819 Холст, масло 98,5х73,5 Государственный Русский музей 11. Матвеев Фёдор "Итальянский пейзаж" Бумага, акварель 23х29 Екатеринбургский музей изобразительных искусств 11. Матвеев Фёдор «Итальянский пейзаж» Бумага, акварель 23х29 Екатеринбургский музей изобразительных искусств12. Матвеев Фёдор "Окрестности Рима" 1812 Холст, масло 97х132,5 Тверская областная картинная галерея 12. Матвеев Фёдор «Окрестности Рима» 1812 Холст, масло 97х132,5 Тверская областная картинная галерея 13. Матвеев Фёдор "Итальянский город" 1790-е Бумага, сепия, тушь, перо, кисть 15,2х20,5 Государственный Русский музей 13. Матвеев Фёдор «Итальянский город» 1790-е Бумага, сепия, тушь, перо, кисть 15,2х20,5 Государственный Русский музей14. Матвеев Фёдор "Вид итальянского города" Конец 1790-х - начало 1800-х Бумага, графитный карандаш, тушь 28,3х57,2 Государственная Третьяковская галерея 14. Матвеев Фёдор «Вид итальянского города» Конец 1790-х — начало 1800-х Бумага, графитный карандаш, тушь 28,3х57,2 Государственная Третьяковская галерея 15. Матвеев Фёдор "Кипарисы" Конец 1790-х - начало 1800-х Бумага, итальянский карандаш 55,1х38,1 Государственный Русский музей 15. Матвеев Фёдор «Кипарисы» Конец 1790-х — начало 1800-х Бумага, итальянский карандаш 55,1х38,1 Государственный Русский музей16. Матвеев Фёдор "Итальянский вид" 1800-е Бумага, итальянсикй и графитный карандаши 44,2х58,8 Государственная Третьяковская галерея 16. Матвеев Фёдор «Итальянский вид» 1800-е Бумага, итальянсикй и графитный карандаши 44,2х58,8 Государственная Третьяковская галерея 17. Матвеев Фёдор "Пейзаж с пиниями" 1800-е Бумага, сепия, тушь, итальянский карандаш, кисть, перо 20,1х27,1 Государственная Третьяковская галерея 17. Матвеев Фёдор «Пейзаж с пиниями» 1800-е Бумага, сепия, тушь, итальянский карандаш, кисть, перо 20,1х27,1 Государственная Третьяковская галерея18. Матвеев Фёдор "Тиволи. Скалистый берег реки" 1813 Бумага, черный мел 32,6х47,5 ГМИИ имени А.С.Пушкина 18. Матвеев Фёдор «Тиволи. Скалистый берег реки» 1813 Бумага, черный мел 32,6х47,5 ГМИИ имени А.С.Пушкина 19. Матвеев Фёдор "Пейзаж с пиниями. Эскиз композиции. Лист из альбома" 1820 Бумага, графитный карандаш 14.2х14,9 Государственная Третьяковская галерея 19. Матвеев Фёдор «Пейзаж с пиниями. Эскиз композиции. Лист из альбома» 1820 Бумага, графитный карандаш 14.2х14,9 Государственная Третьяковская галерея20. Матвеев Фёдор "Пейзаж с пиниями. Эскиз композиции. Лист из альбома" 1820 Бумага, графитный карандаш 11х15,4 Государственная Третьяковская галерея 20. Матвеев Фёдор «Пейзаж с пиниями. Эскиз композиции. Лист из альбома» 1820 Бумага, графитный карандаш 11х15,4 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5

cultobzor.ru

Матвеев Андрей Матвеевич | Русские художники. Биография, картины, описание картин

Около 1701-1739г.

Основоположник светской живописи в России. О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой. Считалось, например, что талантливого мальчика, рисующего в соборе во время обедни набросок портрета Петра I, приехавшего в Новгород и заметил царь, направил на обучение в Европу, откуда юноша уже вернулся известным русским художником. Если говорить о фактах, то Пётр Великий не был в Новгороде во времена юношества Андрея Матвеева. Известно же, что дарование мальчика было замечено императрицей Екатериной, когда тот с отцом подьячим Матвеевым был призван в Петербург из старых новгородских земель, из Кексгольмского уезда. Андрей был отправлен в Голландию.

Дарования Андрея привлекли внимание государыни, решившей отправить его для обучения в Голландию зимой 1717 года в амстердамскую мастерскую Арнольда Боонена, портретиста, написавшего портрет царской четы. С 16 лет за 100 гульденов  в год Андрей обучается как царский протеже. Он был достойным учеником и получал стипендию Екатерины. Андрей Матвеев не дворянского происхождения, но в годы учёбы он не знал нужды, которую испытывали другие пенсионеры в Петровскую эпоху.

Отчёты Андрея Матвеева государыне Екатерине: "Посылается до Вашего царского величества для объявления нечто от учения моего. А именно - портреты Вашего величества, которые я, нижепоименованный раб Ваш, списывал от мастера моего. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Амстердам, октябрь 1720 г.".

Из чего следует, что художник обучался вначале рисованию с оригиналов, копированию.

Затем он пишет самостоятельно – портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекуна петровских пенсионеров. Среди них и живописцы, и граверы, и столяра, и даже корабельные мастера.

Из Амстердама Андрей Матвеев переезжает в Ротердам, затем в Саардам, в Гаэгу (здесь он обучается у Карла Моора) здесь он выполнил копию портрета Моорского Петра I.

Первый шаг по новому пути - портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекавшего русских пенсионеров - живописцев, граверов, столяров, фонтанных и корабельных мастеров. Матвеев покинул Амстердам и переехал в Роттердам, затем Саардам, Гаагу, где некоторое время обучался у Карла Моора, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия мооровского портрета. В антверпенской Академии его награждают.

Вернувшись в Россию Андрей Матвеев становится гофмалером государыни Екатерины. В XVIII веке два придворных художника: И.Н. Никитин и А. Матвеев.

После смерти государыни Екатерины окончилась и благополучная жизнь русского художника. Все ученики возвращены в Санкт-Петербург, в Россию.

Андрей Матвеев рекомендован Меншиковым в Канцелярию от строений. Художник Лул Каравакк даёт задание написать портрет. Он говорит о том, что Андрей Матвеев имеет «большую силу в красках, а не в рисунках». Только после свидетельства Трезини и Земцова, известных архитекторов, признано, что «и в рисунках гораздо искусен». Благодаря чему в 1731 году Матвеев получает звание «живописного мастера». Матвеев приступает к руководству  живописной командой Канцелярии от строений.

Но всё же любимым жанром А.М. Матвеева остаётся портрет. В 1728  году им написан портет А.П. Голицыной.

Близкий художнику тип человека, запечатлён на портрете И. А. Ацаретти (1728-32?), итальянского врача, для которого Россия стала второй родиной. Лёгкая и изысканная живопись художника, свободная и непринуждённая.

В 1729 г. Андрей Матвеев женился, и этому событию русское искусство обязано появлением уникального для XVIII в. произведения – «Автопортрета с женой». Воспоминания о подобных портретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. Первый в русской живописи парный портрет и автопортрет. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами. В Петровскую эпоху этот портрет стал символом всего доброго, что она принесла.

Художник свободно владел принципами создания композиций в барочном духе, его картины отражают теплоту, серьёзность, сдержанность. Такая манера письма характерна для живописи XVIII века.

Педагогический труд русского художника заложил основы новой русской художественной школы.

  • Аллегория живописи

  • Портрет Петра I

  • Портрет А.П. Голициной

  • Портрет Ивана Алексеевича Голицина

  • Портрет врача И.А. Ацаретти

 

 

rus-artist.ru

Матвеев Андрей - нелегкая судьба русского живописца :: SYL.ru

Матвеев Андрей многое сделал для развития светской живописи в Российской империи. Он прожил короткую, всего тридцать восемь лет, но напряженную жизнь. Художника мы можем увидеть только на парном портрете с молодой женой, которой в то время было семнадцать лет и к которой он относился с глубокой любовью и уважением.

Автопортрет с женой Ириной Степановной

Полотно, созданное в 1729 г., уникально не только тем, что это первый в русской живописи парный портрет, но и той оценкой, которую ему дают искусствоведы. Отмечается, что автор, как художник, поднялся на большую высоту в изображении поразительно открытых, но в то же время целомудренных и нежных чувств только что обвенчавшейся пары. Слегка приобняв жену и взяв ее за руку, Матвеев Андрей как бы подходит с ней к краю холста. Их руки и плечи соединились в легком нежном прикосновении. Лицо художника серьезно, только его глаза выдают глубоко спрятанную радость и гордость за прекрасную подругу. Она же полна достоинства, с легкой улыбкой глядя на зрителя огромными глазами. Портрет так и остался незаконченным, ввиду большой загруженности художника. Его сохранил и передал в Академию художеств их младший сын. Теперь это полотно украшает Государственный Русский музей.

Жизнь художника

В биографии Андрея Матвеева, который родился в Новгороде 1701 году и скончался от непомерных нагрузок в 1739-м в Петербурге, есть немало неясностей. Неизвестны его родители, также неясно, как он познакомился с Петром Великим. Есть лишь легенда, что царь обратил внимание на талантливого подростка и направил его на учебу в Голландию в 1716 году, назначив ему пенсион. Затем молодой художник продолжил обучение во Фландрии. Он много и упорно работал, вникая во все тонкости живописного мастерства. Императрице Екатерине I, которая внимательно следила за его учебой, живописец посылал в Петербург свои первые работы. Тогда же он отправил в столицу портрет Петра I, выражая свои соболезнования в связи с его кончиной. Обучаясь за границей, он провел одиннадцать лет. Когда художник вернулся, то выяснилось, что после смерти императора Петра и его жены Екатерины в России он никому не нужен. Матвеев Андрей обратился за помощью к А. Д. Меньшикову, который пока еще не потерял влияния. Светлейший князь велел придворному художнику Луи Караваку проэкзаменовать молодого живописца. Высокомерный Каравак вынужден был отметить большие способности Матвеева к историческому и портретному жанрам.

В Канцелярии от строений

Академическое образование Матвеева Андрея позволило ему выполнять абсолютно все работы, которые требовались. А нужно было расписывать плафоны, кареты, писать иконы, делать реставрации. Вскоре он возглавил Канцелярию от строений и подобрал себе способных, усердных и добросовестных работников, которых обучал всем известным ему приемам мастерства. Его система обучения потом стала основой в Академии художеств Петербурга. Помимо живописи, художнику приходилось то и дело добиваться своевременной выплаты жалованья себе и своим подчиненным.

Портреты Андрея Матвеева

Среди всей этой кутерьмы художник выбирает время и пишет портреты Голицыных. Они очень разнятся по манере исполнения, но таким образом подчеркивается характер каждого из супругов. Так, обида навсегда осталась на лице пожилой княгини Голицыной, которая была придворной шутихой.

Матвееву удалось, не выходя за рамки портретных канонов, создать почти лирические образы супругов. В их портретах нет обычной для того времени нарочитой бравурности.

А вот с портрета итальянского врача И. Ацаретти, написанного легкой кистью, на нас смотрят внимательные умные глаза человека безо всякой спесивости.

Многогранная живопись Андрея Матвеева

Художник работал с лучшими архитекторами, которые строили Петербург, с Д. Трезини и М. Земцовым. Вместе с ними он украшал батальными картинами Летний дворец, а также торжественные залы. Когда Матвеев сделал все эскизы, выяснилось, что его мастера не умеют писать фигуры. Художник принялся срочно учить своих помощников, находя к каждому особый подход. Но живописца вскоре срочно отозвали для росписи вместе с учениками Петропавловского собора. Требовалось украсить фресками с евангельскими сюжетами его своды, наружные и внутренние стены . Начали с купола. Время было холодное, а световой день – короткий. Все трудились слаженно, обучаясь друг у друга. Когда с куполом было закончено, то принялись за роспись стен. Живопись Матвеева, по оценкам искусствоведов, отличается непринужденной, естественной композицией, а также правдивостью сюжетного изображения.

Семья

Шел 1729 год, в который двадцатисемилетний мастер встретил свою любовь. Это была молодая дочь кузнеца Ирина Степановна Антропова. Она была кузиной будущего знаменитого портретиста А. П. Антропова, который 3 года спустя обучался у своего родственника. Молодые обвенчались и зажили небогато, снимая три комнаты вместе с несколькими учениками Матвеева. За время брака у них родилось четверо детей. Но деньги Матвееву выплачивали так скудно и нерегулярно, что был момент, когда у него не было средств, чтобы крестить родившуюся дочь.

Художник-универсалист

Из церкви Петра и Павла команду художника Андрея Матвеева перевели на срочное оформление Триумфальных ворот. Затем их отправили расписывать помещения в Петергофе и Царском Селе. Также они успевают работать над росписями Сенатского зала в здании Двенадцати коллегий. Матвеева и его соратников, которые могут исполнить любое поручение, заставляют бросать незаконченные работы и переходить к следующим, которые зачастую являются просто капризами привередливой императрицы.

Так, они разрисовывают царскую голубятню, кареты и экипажи, галеры. Деньги за работу регулярно выплачивают только иностранным живописцам, российские же пребывают в неизменной нищете. Матвеев без конца пишет прошения о выдаче дров для отопления, свечей для освещения, жалованья, впавшим в совершенную нужду художникам, которым нечем платить за свой скудный рацион.

Болезнь и смерть

С 1838 года художнику, уже давно и тяжело болеющему, разрешают писать заказные иконы дома, однако жалованье не платят вообще. Он умирает в полной нищете, жене даже приходится обратиться с просьбой выдать денег на его похороны.

www.syl.ru

Матвеев Андрей Матвеевич — русский художник

Русский художник Матвеев Андрей Матвеевич . Автор картин: Автопортрет с женой; Аллегория живописи; Венера и Амур; Портрет А.П.Голицыной; Портрет И.А.Голицына; и многих других.

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)

Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.).

Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии.

Биография живописца, составленная по крупицам неутомимыми исследователями, по-прежнему изобилует белыми пятнами. По исповедальным книгам удалось установить только год рождения Матвеева и определить, что по происхождению он был из разночинцев. Но ни место рождения, ни имя отца, а значит, и его отчество, до сих пор неизвестно.

В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу.

Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Царь-реформатор и строитель постоянно испытывал потребность в специалистах и собирал талантливых юношей по всей России, а затем отправлял на выучку к иностранцам. И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716 г.это стремление распространилось и на все искусства. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим.

Матвеев обучался в излюбленной Петром 1 Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины. «А именно партреть Вашего Величества, который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего. При сем партреть господина агента Фанденбурха». Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились), и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование.

6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую академию художеств (Бельгия), где его педагогом стал неизвестный в наше время художник Спервер. Учителя прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы, дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку. От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет.

Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г.), исполненную акварельной техникой на дубовой доске.

 И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягкими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» легко и свободно написаны на холсте. Все академические работы подтверждают, что Матвеев овладел разными живописными манерами, в совершенстве освоил композиционное построение и особенности разноплановых произведений.

В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л.Караваку. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. мало располагала к творчеству. Царствующие особы, часто сменявшиеся на престоле, не интересовались русским искусством, а тем более судьбой молодого художника. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Так, место начальника Петербургской Канцелярии от строений занял бывший парикмахер А. Кармедон.

Именно под руководством такого «таланта» пришлось работать Матвееву. Спасала только нехватка «живописных мастеров», и он был завален многочисленными художественными работами. Каких только заданий не исполнял получивший академическое образование Андрей! Его мастерство было многогранным и универсальным: иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, непрекращающиеся починки и реставрация монументально-декоративных произведений...

С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г,), а тем более после того, как он стал ее руководителем (1731г.), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Он сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, что она легла потом в основу преподавания, в Петербургской академии художеств. Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком.

Многому можно было у него поучиться, ведь художник был первым русским мастером-универсалом: портретист, исторический живописец и, несомненно, талантливейший монументалист-декоратор. Он трудился в тесном контакте со специалистами разных профессий, но особенно часто — с выдающимися архитекторами Трезини и Земцовым. Именно с ними художник начал свою творческую деятельность в Летнем саду (доме), исполняя «сухопутные и морские баталии» (1727-1730 гг.) для Залы славных торжеств.

Спустя год Матвеев приступил к живописным работам в Петропавловском соборе (1728-1733 гг.). Впервые своды и стены его были украшены не фресками, а огромными станковыми картинами, написанными маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» — уничтожены пожаром в 1756 г., образа «Моление о чаше», «Петр и Павел», «Тайная вечеря»). Одновременно Матвеев руководит всеми работами и «сочиняет модели» для других живописцев.

А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г.) по случаю въезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и эскизы для картин, выполненных учениками), архитектор Трезини срочно потребовал возвращения Матвеева для работ в соборе, настолько он был незаменим. Так, не окончив одно дело, художник приступает к другому. Загруженный многочисленными отчетами и счетами, он то хлопочет о выплате жалованья своим подчиненным, то распределяет художественные материалы и даже дрова, а еще ведет бесчисленные экспертные и оценочные работы.

С середины 30-х гг. Матвеев уже занят росписями Сенатского зала Двенадцати коллегий (ныне Петровский зал Петербургского университета). Здесь он был автором всех эскизов и частично исполнителем больших панно для огромного подвесного плафона. Его аллегорические картины на темы Добродетелей из-за протекания потолка постоянно «освежались» до такой степени, что были до неузнаваемости «замазаны». Только в 1966 г. реставраторы частично сумели восстановить богатство матвеевских красок и лаков. Наряду с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Царском Селе, в Новом Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи царской конюшни, украшать императорские галереи или, того лучше, обновлять росписи в царской голубятне.

Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в,«казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг.) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов. В тех немногих сохранившихся религиозных композициях есть душевная теплота, сдержанность и реальность изображения.

 Особенно это характерно для портретов, для которых Матвеев еще сумел изыскать время в первые годы после возвращения в Россию. Парные портреты супругов Голицыных (1728 г.) отличны даже по характеру письма и как бы подчеркивают разницу их темпераментов.

 Мягкое, доброжелательное отношение к людям, бывшее одним из лучших человеческих качеств Матвеева, проступает и в портрете итальянского доктора И. А. Ацаретти, написанном между 1728-732 гг. На зрителя смотрят внимательные глаза умного и доброго человека. Легкая живописная манера открывает проникновенный, без тени сановности, живой образ врача.

Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». Он был написан в год женитьбы (1729 г.) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца.

«Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывал о том глубоком сокровенном, о чем никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство. Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины. С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз. Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость, — так проникновенно говорит о картине искусствовед В.Г.Андреева.

Остается только сожалеть о том, как мало Матвееву было отпущено таких счастливых мгновений. Его короткая, но плодотворная жизнь оборвалась 23 апреля 1739 г. Творчество Андрея Матвеева и его работа по созданию национальной школы живописи имели огромное влияние на развитие русского искусства, на подготовку таких живописцев, как И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, которые стали «своеобразным мостом расцвету художеств второй половины столетия».

Картины художника

Автопортрет с женой — Матвеев Андрей Матвеевич

Автопортрет с женой

Аллегория живописи — Матвеев Андрей Матвеевич

Аллегория живописи

Венера и Амур — Матвеев Андрей Матвеевич

Венера и Амур

Портрет А.П.Голицыной — Матвеев Андрей Матвеевич

Портрет А.П.Голицыной

Портрет И.А.Голицына — Матвеев Андрей Матвеевич

Портрет И.А.Голицына

Портрет Петра Великого — Матвеев Андрей Матвеевич

Портрет Петра Великого

Портрет врача И.А.Ацаретти — Матвеев Андрей Матвеевич

Портрет врача И.А.Ацаретти

wearts.ru

Фёдор Матвеев: картины, биография художника

Творчество Федора Михайловича Матвеева (1758—1826)

Вид Рима. Колизей

Вид Рима. Колизей

 

Матвеев был первым русским пейзажистом, получившим по выходе из Академии Большую золотую медаль. Это явилось не столько признанием таланта художника, сколько свидетельством большого значения, которое придавалось ландшафтной живописи в системе искусств того времени. Классицизм XVIII века поставил пейзаж рядом с исторической живописью — «царицей жанров». Следуя творческим принципам таких великих живописцев XVII века, как К. Лоррен и Н. Пуссен, классицизм нового времени создал свою концепцию героического, возвышенного, идеализированного изображения природы. Основанное на непосредственном изучении натуры как единственном источнике прекрасного, произведение пейзажной живописи долженствовало вместе с тем внушить человеку представление о величии и гармонии мира, подвигнуть его на высокие чувства и дела.

Такое понимание задач жанра стало определяющим в искусстве Федора Михайловича Матвеева. После четырнадцатилетнего обучения, получив высшую академическую награду, художник уезжает в Рим совершенствовать свое мастерство.

Природа Италии, освященная золотыми веками античного и классического искусства, казалась ему почти идеальным выражением тех представлений о прекрасном и возвышенном, которые он вынес из Академии. Недаром Матвеев так «прилежно рисовал с натуры в окрестностях Рима и Неаполя», стараясь тщательно зафиксировать все самое важное б облике итальянской природы. Он объездил всю Италию от Сицилии до Милана, изучая «натурой изукрашенные места». В своих законченных картинах художник стремится к созданию целостного пейзажного образа, уже очищенного от частных под­робностей, доведенного до необ­ходимого совершенства. Здесь проявляются требования эстетики классицизма, налагающие определенные обязательства на живописца. И хотя он пишет вполне конкретные виды (в отличие от отвлеченных пейзажных мотивов у классицистов XVII века), тем не менее они приобретают у него особый, программный характер.

Вид в окрестностях Неаполя от подножия Позиллипо.

Таков «Вид Неаполя» (1806), где между симметрично расставленными купами деревьев в центре мы видим Неаполитанский залив и сам город. Эта сознательная построенность вида поддерживается и четким делением на планы. Причем первый как второстепенный, лишь предваряющий главный мотив, становится полем для фантазии автора. Художник изображает здесь вымышленные античные руины, группу русских солдат суворовских времен и танцующих поселян. Второй план несет основное содержание картины, а третий служит фоном, на котором видны обязательные в таких пейзажах синеющие гряды гор.

В картине можно прочитать несколько тем. Здесь и напоминание о величии прошлых эпох (псевдоантичные руины), и слава нового времени (суворовские солдаты), тема патриархальной идиллии и вечной красоты. Эта несколько дробная многотемность сменяется в полотне «Вид Рима. Колизей» 1816), большим единством и цельностью. В центре внимания находится знаменитый памятник античности, подчиняющий все окружение. Он предстает как свидетель героического духа Древнего Рима и, несмотря на свой полуразрушенный облик, поражает монументальным размахом. Живопись в картине предметна, рельефна. Матвеев стремится к детальной прорисовке и материальной убедительности. Цвет существует как раскраска и является лишь опознаватель­ным знаком предмета: коричневый цвет руин, желтоватый для архитектурных деталей и т. д. Неизменное следование этим принципам догматизировало живописную систему художника.

Наиболее свободно он проявляет себя в рисунках, которые и сейчас восхищают остротой, точностью и тонким изяществом в передаче пейзажного мотива («Пинии», «Итальянский вид Монтефиасконе»).

Создав законченные, «чистые» образцы классицистического пейзажа, Матвеев стал художником европейского масштаба. Но проведя почти полвека в Италии, он замкнулся в кругу привычных тем и остановился в своем развитии.

  Галерея картин Федора Матвеева

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info