Брюгге: удивительное искусство XV века. Картины мемлинг


Ганс Мемлинг: жизнь и творчество художника

Ганс Мемлинг (1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.

Содержание

Биография Ганса Мемлинга

Творчество Мемлинга

Интересные факты из жизни художника

Картины Ганса Мемлинга

Библиография

Биография Ганса Мемлинга

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного.

Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте.

Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.

Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt.

Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса.

Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Творчество Мемлинга

Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения.

Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм.

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.

Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа.

Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.

Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».

Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Интересные факты из жизни художника

Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин.

Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции.

Картина «Страшный суд» была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

Библиография

  • М. Герман. Мемлинг. — Л., 1983.
  • Ф. Дзери Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0.
  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 41, 51, 108, 130, 318—320. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Ганс Мемлинг: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Ганс Мемлинг: жизнь и творчество художника

3.3 (66.67%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Ганс Мемлинг - Лучшие картины художников

Мемлинг Ганс (Hans Memling) (ок. 1440-1494). Родился в Зелингенштадте близ Франкфурта-на-Майне около 1440 года. Учился, вероятно, сначала в Кельне, а затем в Брюсселе, в мастерской Рогира Ван дер Вейдена, о чем свидетельствует определенное стилистическое сходство. В 1465 году Мемлинг поселился в Брюгге, а два года спустя вступил там в Гильдию художников. Мемлинг являлся одним из самых состоятельных горожан Брюгге, а его огромное творческое наследие говорит о том, что он возглавлял большую и процветающую мастерскую. Художник имел множество покровителей и заказчиков по всей Европе. Мемлинг был продолжателем традиций нидерландского искусства. В его живописной манере, помимо Ван дер Вейдена, заметно влияние Дирка Боутса. Однако в отличие от предшественников, достигших подлинных высот в изображении глубоких страстей, Мемлинг в своих работах более сдержан и созерцателен. Стиль художника в течение его жизни практически не менялся, что затрудняет определение хронологического места недатированных работ в его творчестве. Одна из ранних работ Мемлинга — масштабный алтарный триптих «Страшный Суд» (1466-1467), выполненный по заказу представителя банкирского дома Медичи в Брюгге. Это произведение, написанное под явным влиянием полиптиха Ван дер Вейдена на ту же тему, более идиллично и созерцательно и поражает зрелостью исполнительского мастерства. В поздних алтарных композициях Мемлинга также чувствуется влияние его учителя. Так, в алтаре «Поклонение волхвов» (1470) использованы мотивы «Алтаря св.Колумбы». Самыми известными работами художника считаются триптих «Мистическое обручение св. Екатерины» (1479), выполненный для госпиталя Св. Иоанна в Брюгге, а также великолепный реликварий «Рака св.Урсулы» (1489), украшенный шестью композициями на темы жизни и мученичества св. Урсулы. Кисти Мемлинга принадлежат также свыше 25 портретов, выполненных с удивительной точностью и глубиной. Его заказчиками были нидерландские бюргеры, купцы из итальянской колонии в Брюгге, приезжие англичане. Портреты Мемлинга знаменуют новый взгляд на человека, присущий эпохе Возрождения. Они оказали влияние на многих художников, в том числе на Джованни Беллини.

Мемлинг умер в Брюгге 11 августа 1494 года. Его творчество было высоко оценено современниками: в одной из старинных записей о его смерти художник был назван «самым искусным и самым лучшим живописцем христианского мира».

vissage.ru

ГАНС МЕМЛИНГ - Художники Ренессанса

Ганс Мемлинг

Ганс Мемлинг
Автопортрет, деталь альтаря Девы Марии, ок. 1468 г.

Ганс (Ханс) Мемлинг (Memling) (ок. 1440-1494), нидерландский живописец. Тонкий колорист, склонный к умиротворенной лирич. и бытовой трактовке религиозных сцен (триптих "Поклонение пастухов", 1479).

Биография

Мемлинг Ганс родился в Зелингенштадте близ Франкфурта-на-Майне около 1440. Учился, вероятно, сначала в Кёльне, а затем в Брюсселе у Рогира ван дер Вейдена. В 1465 поселился в Брюгге, в 1467 вступил там в гильдию художников. Умер Мемлинг в Брюгге 11 августа 1494. Покровители и заказчики Мемлинга жили по всей Европе, но его самые знаменитые произведения были сделаны для госпиталя св. Иоанна в Брюгге.

"Чэтсуортский триптих" (1468, Лондон, Национальная галерея) является примером ясного безмятежного стиля Мемлинга, который мало эволюционировал в течение четверти века. В центральной части триптиха изображена Мадонна, сидящая на троне в лоджии, вокруг нее - коленопреклоненные заказчики триптиха, ангелы и святые; боковые створки занимают одиночные фигуры святых.

Композиция "Страсти Христовы" (1470, Турин, галерея Сабауда) представляет собой детальное и тщательно разработанное художественное повествование. Все сцены развертываются в средневековом городе. Даже такой драматичный сюжет, как "Мученичество св. Себастьяна" (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), мастер превращает в ясный и безмятежный образ.

Поздние алтари Мемлинга построены по образцу работ Рогира ван дер Вейдена и его собственных более ранних произведений. В "Поклонении волхвов" (ок. 1470, Мадрид, Прадо) использованы мотивы рогировского Алтаря Колумба, а Мистическое обручение св. Екатерины (1479), выполненное для госпиталя св. Иоанна в Брюгге, представляет собой более утонченный вариант композиции раннего алтаря Мемлинга "Мадонна со святыми" (Лондон, Национальная галерея). Самым знаменитым созданием мастера является реликварий Рака св. Урсулы. Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце. Это изящное и наивно-прямодушное повествование является квинтэссенцией искусства Мемлинга.

Картины Ганса Мемлинга

Портрет мужчины с медалью

Портрет молящегося мужчины

Портрет неизвестного мужчины

Св. Бенедикт

Мужской портрет

Портрет старой женщины

Портрет старой женщины

Портрет молящейся женщины

Св. Джон Евангелист

Мадонна с младенцем

Богоматерь с младенцем

Богоматерь с младенцем

Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами

Триумф мистической свадьбы Св. Екатерины (фрагм)

Триумф мистической свадьбы Св. Екатерины (фрагм)

Архангел Михаил

Триумф

Благовещение

Благовещение

Благовещение

Введение во храм

Сретение

Рождество

Распятие

Поклонение Христу

Оплакивание

Муж-скорбей

Воскресение

Страшный суд

Музицирующие ангелы

Страсти господни

www.renesans.ru

Мемлинг. История живописи. Том 1

Ганс Мемлинк. "Семь радостей Марии" Мюнхенская Пинакотека.

О Мемлинге, одном из величайших Нидерландских мастеров, я буду подробнее говорить в других отделах истории живописи. Это один из типичных представителей настроения тех дней, достойный современник Перуджино и Франчии. Но сейчас, в истории пейзажа, он заслуживает, пожалуй, меньшего внимания, нежели разобранные нами выше мастера. Пейзаж в его творении играет аналогичную по значению роль с той, какая была отведена ландшафту предполагаемым учителем Мемлинга, Роже: это всегда дополнение и никогда не "активно действующее лицо". Мемлинг украшает фоны своих нежных картин милыми, простыми видами. Или он рассказывает сложные истории в десятках эпизодов, которые он размещает среди декораций, склеенных из массы реалистических и сочиненных мотивов: "Семь страданий" и "Семь радостей Марии" в Турине и Мюнхене. Но почти все пейзажи Мемлинга все же скорее "схемы", не обладающие личной жизнью.

Ганс Мемлинк. "Семь страданий Богородицы". Галерея в Турине.

Это именно фоны. Исполнены они, впрочем, с тем же любовным усердием, как и все остальное в картинах чарующего мастера. Ему отлично удаются дали и общая озаренность, в этом он идет даже дальше своего учителя. Любопытно также отметить явно экзотический характер некоторых его архитектур, частью как будто заимствованных из "палатных писем" византийской иконописи, частью свидетельствуют о действительном знакомстве художника с особенностями восточной архитектуры (Мемлинг мог, например, видеть книгу путешествия Бернта фон Брайденбаха к Гробу Господнему, изданную в 1486 году, или ходившие по рукам сборники более или менее фантастичных видов Святой Земли). Иногда "фоны" Мемлинга не лишены поэтичности. Мы встречаем у него на картинах превосходно написанные облака, он отлично передает прозрачность и блеск воды, а также отражения в ней, он обнаруживает и большие знания в изображении животных (например лошадей) и растений, хотя в трактовке деревьев иногда впадает в манерность. Наконец, и в связи с упомянутым выше "документальным" характером некоторых его "восточных" пейзажей надо отметить в его крошечных композициях, украшающих стенки ковчега св. Урсулы в Брюгге, правдивое изображение Кельна с его недостроенным собором, церковью св. Мартина и мостом через Рейн[137].

Особенностью Герарда Давида является его широкий и свободный эклектизм. Перед тем, как перейти к совершенно новой фазе своего развития, нидерландская школа живописи, ведущая свое начало от Эйков, сосредоточила, как в фокусе, всю свою прелесть, все свое строгое внимание к природе и все свое виртуозное мастерство в творчестве этого мастера. Давид цветист, как Боутс, ясен, как Флемаль; он превосходно передает характер каждого вещества, как ван Эйки, он может быть резким, как Роже, и нежным, как Мемлинг. Правда, ему недостает того, что было в Гусе (и что едва проявилось в Гертхене) - личного темперамента. Его искусство похоже на искусство всех и не имеет собственного лица. Но в то же время история "первой стадии" нидерландской живописи находит в Давиде увенчание, достойное всей ее праздничности, всего ее "солидного" богатства.

Самое замечательное, что сделано Давидом в смысле пейзажа, это декорации в его "Крещении" (приблизительно 1507 г.) в брюгжском Musйe Communal и в створке алтаря в лондонском Национальном музее "Каноник Бернардино Сальвиати с тремя святыми" (до 1511 года). Но возникает вопрос: не принадлежат ли эти лесистые тенистые пейзажи на картинах Давида его ученику и сотруднику Патиниру, уже зараженному "южными" влияниями[138]? Южный, скорее всего венецианский, оттенок действительно замечается и в пейзаже "Преображения" в Брюгге (Notre Dame), - ломбардское, в "Распятии" Берлинского музея. Не имеем ли мы здесь, однако, дело с простым совпадением? Во всяком случае, всюду, и даже там, где Давид является живописцем вполне еще нидерландского, "старого" закала, он восхитительный пейзажист, умеющий самым правдоподобным образом комбинировать мотивы, известные со времен братьев ван Эйк.

Герард Давид. Крещение. Брюгге. Городской музей.

Совершенно в характере помянутого брюгжского "Крещения" исполнен "высокий" лесистый пейзаж позади св. Антония-пустынника (в Берлине). Замечателен в обеих картинах именно этот смелый рост деревьев, образующий на среднем плане темные кулисы, которые способствуют вящей озаренности заднего плана, и сами по себе передают поэзию лесной тени. В "Св. Франциске" (Берлин) прелестно сочинен мотив уютной церковки, стоящей на скале. В "Св. Христофоре" (там же) Давид старается передать ночной эффект, но не проводит его так последовательно, как Гертхен. Подобную же задачу ставит он себе и решает с полным успехом в венском "Рождестве" (авторство Давида в данном случае не вполне признано). В последней картине необходимо отметить также один из самых ранних и несомненных признаков проникновения форм итальянского ренессанса в искусство севера, проявляющийся в пилястре, поддерживающем крышу хлева и украшенном скульптурными арабесками. В картине "Приговор Камбиза" (1498 г., музей в Брюгге), на которой имеются также ренессансные мотивы, в фоне очень правдиво изображена типичная фламандская улица, и такой же городской вид занимает глубину сцены за аркадами дворца, в котором происходит свадебный пир в Кане Галилейской (Лувр).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

удивительное искусство XV века: wwitch

Оба музея стоят того, чтобы остаться там надолго. В эту поездку я выбрала Брюгге, чтобы гулять там поздно вечером, а еще - чтобы никуда не спешить и бродить по залам этих двух музеев, потому что это встреча с любимым XV веком. И гармоничная живопись раннего Северного Возрождения. Зачитывалась книгой Татьяны Седовой "Художественные музеи Бельгии", её и буду цитировать, потому что это неспешное путешествие по самым удивительным картинам, после которого нельзя не обращать внимание на детали и аллегории.

Кратко: 1. Музей Ганса Мемлинга в бывшем госпитале святого Иоанна(Sint-Janshospitaal Brugge)Адрес: Memling in Sint-Jan, Mariastraat 38, Brugge2. Музей изящных искусств Брюгге или музей Гронинге(Groeningemuseum Brugge)Адрес: Dijver 12, BruggeОткрыты: вторник-воскресенье с 9.30 до 17.00Билет: €8

МУЗЕЙ ГАНСА МЕМЛИНГА

Ганс Мемлинг "Поклонение волхвов"

Небольшой трехстворчатый алтарь "Поклонение волхвов" был подарен госпиталю святого Иоанна в 1479 году и с той поры никогда не покидал его стен: фигуру дарителя можно видеть в центральной сцене слева, в амбразуре окна. В композиции чувствуются отголоски некоторых приемов и решений Рогира (ван дер Вейдена, учителя Мемлинга - прим.). Однако Мемлинг предлагает совершенно иное образное содержание. Ему чужды драматизм чувств и графическая экспрессия его учителя. Лирическая настроенность, умиротворенность, доброе, ласковое приятие мира становятся основным эмоциональным лейтмотивом. Мемлинг ищет нежной поэтической гармонии во всем, что его окружает.

Ганс Мемлинг "Обручение святой Екатерины"

Другой алтарь, принадлежащий госпиталю, "Обручение святой Екатерины", гораздо большего формата, высотой в 176 см, был закончен в 1479 году, о чем свидетельствует старинная надпись на раме, и находился первоначально в капелле госпиталя.На внешних створках находятся портреты донаторов со своими святыми покровителями. Главная створка открытого алтаря - "Обручение святой Екатерины" - представляет собой широко распространенную в ту эпоху в Италии и на Севере композицию, известную под названием sacre conversazione, святое собеседование. В центре на троне сидит Мария, держа на коленях младенца Христа. По сторонам трона стоят Иоанн Креститель (слева) и Иоанн Евангелист (справа) - святые патроны госпиталя. Маленькие ангелы в иссиня-черных одеждах держат над Богоматерью золотую узорную корону. Слева около трона сидит святая Екатерина, у ног которой видны атрибуты её казни - меч и колесо. Младенец надевает на палец святой кольцо, совершая тем самым таинство мистического обручения. Справа святая Варвара читает книгу. За её спиной - башня, напоминающая о её заточении. Один из ангелов у трона играет на органе, другой держит перед Богоматерью раскрытую книгу. Необычайно празднично нарядны и ярки узоры ковра, балдахина, парчовых одежд святой Екатерины и ангела. Нарядность костюмов соседствует с простотой одеяний, нежная улыбка - с серьезностью и печалью, душевная наивность - с мудростью: картина кажется построенной на тончайших нюансах.Лица всех присутствующих сосредоточенны. Каждый погружен в размышление. Эта эмоциональная настроенность объединяет всех и рождает особую атмосферу близости, родственности человеческих душ. Тонкая стройная фигурка святой Екатерины пленительно грациозна в парчовом роскошном платье, накинутом поверх другого, пламенно-красного цвета, изнутри отороченного белой тканью. Длинные рукава закрывают руки до пальцев. Один из них она отогнула, чтобы легче было младенцу надеть кольцо, - трогательная и неожиданная деталь в торжественной сцене.Слева за фигурой Иоанна Крестителя даны сцены из его жизни, которые составляют содержание левой створки. Справа за фигурой Иоанна Евангелиста, между колоннами, видна фигура в черном по традиции признаваемая всеми за автопортрет Ганса Мемлинга. В глубине за ним изображены эпизоды из легенды об Иоанне Евангелисте, продолженные на правой створке алтаря.

Ганс Мемлинг "Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове"

"Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове", хранимый в госпитале святого Иоанна, - единственный дошедший до нас нерасчлененным диптих XV века, чрезвычайно распространенный в ту эпоху тип религиозной композиции. К сожалению, было время, когда створки безжалостно расторгались и оказывались в разных коллекциях, тогда как для понимания идейного замысла художника необходимо их совместное рассмотрение, ибо обе створки представляют собой всегда нерасторжимое единство.Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году и стал в 1497 году бургомистром. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.На левой створке представлена Мария с младенцем, на правой - Мартин Ниувенхове. На первый взгляд кажется, что они находятся в разных интерьерах, но, приглядевшись, вы замечаете их фигуры, отраженные в зеркале (за правым плечом Марии - прим.) и понимаете, что они находятся в одной комнате. Таким образом, Мемлинг стремится объединить обе створки в нерасторжимое целое, создать ощущение единой среды и развить представление о пространстве навстречу зрителю.Богоматерь сидит на низком табурете за столом, покрытом ковром, поддерживая правой рукой сына, а левой - протягивая ему красное спелое яблоко. Справа от нее раскрыта на пюпитре книга, но мы обнаруживаем эти предметы только отраженными в зеркале.Мария облачена в голубое платье, рукава которого оторочены беличьим мехом. Целомудренный строгий образ идеален, величав и женствен. Он подчиняет себе интерьер, все окружение, господствует над видимым через окна ландшафтом.Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Мы видим Мартина Ниувенхове в расцвете сил и душевных способностей, преображенным и очарованным от приобщения к миру высокого совершенства. Не случайно Мемлинг рисует не просто отдельную фигуру его святого покровителя, а целую сцену на витраже, где святой Мартин совершает благородное деяние, отрезая кусок плаща, дабы нищий смог прикрыть свое убогое тело (за левым плечом персонажа - прим.). Тем самым художник создает атмосферу особого идеального мира, возвышающегося над обыденным, и включает в него реального человека, своего современника. Если цвет одежд Марии ровен, кажется как бы застывшим и своей чистотой и определенностью выполняет духовно-эстетическую функцию, постановка фигуры строго фронтальна, композиция предельно устойчива, то в правой створке срез по диагонали интерьера, колеблющиеся страницы раскрытого часослова, переливающиеся тона одежды Мартина (коричнево-сиреневые, голубовато-бежевые) вносят движение подлинной жизни.

МУЗЕЙ ГРОНИНГЕ

Ян ван Эйк "Богоматерь каноника ван дер Пале"

До сих пор "Богоматерь каноника ван дер Пале" остается самым достойным украшением музея. Картина была заказана художнику каноником церкви святого Донациана Георгом ван дер Пале и была начата в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Из надписи видно, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви святого Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Хотя церковь не сохранилась до наших дней.Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая её фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Трон украшен скульптурными группами "Убийство Каином Авеля" и "Борьба Самсона со львом", а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Младенец держит правой рукой попугая, а левой протягивает букет цветов, который Богоматерь изящно берет своими гибкими тонкими пальцами. Мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника святому Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей композиции. Подражание Мемлинга в картине "Обручение святой Екатерины" композиции ван Эйка бросается в глаза с первого взгляда, хотя подражание это имеет достаточно внешний характер.Образ Богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Чистое округлое лицо с высоким лбом и мягким маленьким подбородком обрамлено волнистыми прядями золотистых волос. Голову украшает скромная диадема. Святой Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. На шлеме заметно отражение Богоматери, а на щите за его спиной - мужской фигуры, в которой видят самого художника. Святой Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. В правой он держит свой атрибут - колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Его суровое лицо бесстрастно.Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к святому Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Старость избороздила его лицо морщинами, складками, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. Но сильный дух сурового каноника торжествует, что невольно вызывает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.

Ганс Мемлинг "Триптих Мореля"

Большой алтарный складень Мемлинга обычно называют "Триптих Мореля", по имени заказчика Виллема Мореля, бывшего в то время бургомистром Брюгге. Центральная часть представляет трех святых: святого Христофора, согласно легенде, перенесшего младенца Христа через реку, святого Маврикия с посохом и святого Жиля с ланью. На левой створке преклонил колена Виллем Морель, сопровождаемый своим святым покровителем Вильгельмом де Малеваль и пятью сыновьями. На правой створке перед скамьей с молитвенником стоит на коленях его жена с одиннадцатью дочерьми и святой Варварой. На внешних створках алтаря изображены Иоанн Креститель с агнцем и святой Георгий, убивающий дракона.

Иероним Босх "Страшный суд"

Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха "Страшный суд", принадлежащего музею. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом. Центральная часть алтаря посвящена изображению Христа в ореоле и в окружении ангелов и апостолов, появляющегося на небе, чтобы судить людей. На земле же кишит всяческая нечисть, причудливые фантастические формы, означающие грехи, пороки и заблуждения людей. Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни. Справа - ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. В его картинах всегда наличествуют сильный элемент интеллектуального начала, страстная язвительная ирония и содержатся намеки и аллегории, которые были понятны его современникам, но далеко еще не все расшифрованы в наше время.

Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну" (копия)

Удивительная встреча в музее Гронинге, сначала даже не поверила своим глазам, потому что привыкла видеть эту картину в Эрмитаже - копия работы Рогира ван дер Вейдена "Святой Лука, рисующий Мадонну".По преданию, евангелист Лука не мог изобразить Деву Марию по памяти. Тогда Богоматерь явилась ему, и дело пошло на лад. Так была написана первая икона, а апостол Лука стал первым иконописцем и покровителем художников. Картина, раскрывающая этот сюжет, была написана Рогиром ван дер Вейденом в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев. Судя по количеству повторений и копий, она снискала огромную популярность у современников.Этот шедевр Северного Возрождения - одна из самых загадочных картин Эрмитажа. "Святой Лука, рисующий Мадонну" создавался учеником Яна ван Эйка - Рогиром ван дер Вейденом. В XIX веке картина оказалась в Санкт-Петербурге в виде двух разрозненных частей. Сначала в 1850 году был приобретен Святой Лука, прибывший в город на Неве в составе коллекции голландского короля Вильяма Второго. Спустя 34 года из Франции приехала Богоматерь с младенцем, пребывавшая долгое время в одном из испанских монастырей.Большая удача, что обе части полотна оказались в Эрмитаже. Ведь они могли очутиться в разных собраниях и в разных странах. Почему и когда произошло это варварское разделение неизвестно. Вероятнее всего, продать каждую часть по отдельности было значительно проще.Кроме Брюгге копии картины есть в Мюнхене и Бостоне. Ван дер Вейден многократно копировал свой шедевр.

wwitch.livejournal.com

Мемлинг, Ганс - это... Что такое Мемлинг, Ганс?

Ганс Мемлинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433(1433)/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.

Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.

Биография

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера[1]. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена[2] в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.

Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, ссудивший вместе с другими определённую сумму денег для борьбы с королём Франции Максимилиану I в 1480 году. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года[3], похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Творчество

«Страсти Христовы» (1470). Галерея Сабауда, Турин

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[4]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.

Один из первых натюрмортов в истории искусства (ок. 1485). Музей Тиссена.

«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.

Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[5]. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[6], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает.

— Эрвин Панофский[7]

Рака Святой Урсулы (1479, музей Мемлинга в Брюгге) Портрет мужчины с римской монетой (до 1480, Антверпен) «Святой Себастьян» (1470-е, Брюссель).

Литература

  • М. Герман. Мемлинг. — Л., 1983.
  • Ф. Дзери Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0
  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 41, 51, 108, 130, 318—320. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5

Примечания

  1. ↑ С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 72. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3
  2. ↑ Об этом пишет Вазари
  3. ↑ Согласно дневниковой записи Ромбатуса де Доппере, нотариуса брюггской церкви Святого Донациана (См. Ф. Дзери Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — С. 16. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0
  4. ↑ С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 74 — 75. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3
  5. ↑ С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 51. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5
  6. ↑ Ф. Шлегель. Описание картин из Парижа и Нидерландов. 1802—1804. 1805.
  7. ↑ Э. Панофский. Ранняя нидерландская живопись, её происхождение и характер. 1953. Цит. по:Ф. Дзери Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — С. 46. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0

Ссылки

dic.academic.ru

Ханс Мемлинг Википедия

Ганс Ме́млинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433 (1433)/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — фламандский живописец немецкого происхождения, один из наиболее значительных художников во Фландрии второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг писал картины преимущественно на духовные сюжеты. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где ныне находится музей его имени.

Биография

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера[2]. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно, Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена[3] в Брюсселе, однако документальных свидетельств о его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.

Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года[4], похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Творчество

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении. Тонко разработанные интерьеры и пейзажные фоны выдают влияние на Мемлинга итальянской живописи Возрождения.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад, Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. По словам С. Дзуффи, из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[5]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.

«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.

На картине «Музицирующие ангелы» (1480-е годы) Мемлинг дал органологически корректное изображение десяти различных, современных ему музыкальных инструментов, принадлежащих разным классификационным группам.

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой, был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.

Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[6]. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[7], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает.

Рака Святой Урсулы (1479, музей Мемлинга в Брюгге) Портрет мужчины с римской монетой (до 1480, Антверпен) «Святой Себастьян» (1470-е, Брюссель).

См. также

Литература

  • М. Герман. Мемлинг. — Л., 1983.
  • Ф. Дзери. Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0.
  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 41, 51, 108, 130, 318—320. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5.

Примечания

  1. ↑ artist list of the National Museum of Sweden — 2016.
  2. ↑ С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 72. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  3. ↑ Об этом пишет Вазари
  4. ↑ Согласно дневниковой записи Ромбатуса де Доппере, нотариуса брюггской церкви Святого Донациана (См. Ф. Дзери. Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — С. 16. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0.
  5. ↑ С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 74—75. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  6. ↑ С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 51. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5.
  7. ↑ Ф. Шлегель. Описание картин из Парижа и Нидерландов. 1802—1804. 1805.
  8. ↑ Э. Панофский. Ранняя нидерландская живопись, её происхождение и характер. 1953. Цит. по:Ф. Дзери. Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — С. 46. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5 000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0.

Ссылки

wikiredia.ru