Художник Адольф фон Менцель (1815 - 1905). Разнообразие сюжетов. Картины менцель


Художник Адольф Менцель (Adolph Menzel)|Картины

художник Адольф Менцель картины - 01

Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель родился в декабре 1815 года в немецком городе Бреслау (ныне польский Вроцлав) .

Когда Адольфу было 15 лет, семья перебралась в Берлин и мальчик начал работать в литографической мастерской своего отца. А через три года главы семьи не стало и основным кормильцем большого семейства стал молодой Менцель – он не гнушался любой работы, которую ему могли предложить: делал пригласительные билеты и меню для гаштетов, объявления и прочее.

Нужно сказать, что живописи художник не учился (если не считать шести месяцев обучения в Берлинской Академии художеств), однако уже в 1833 году публика узнала его, как автора серии рисунков выполненных пером «Жизнь художника». Потом были литографированы «Достопримечательности Бранденбургской истории», публике были представлены несколько работ маслом.

Вскоре  художнику предложили иллюстрировать «Историю Фридриха Великого», а затем – роскошные сочинения Куглера. В результате «погружения в эпоху» появилось несколько жанровых и исторических полотен о временах правления Фридриха Великого.

С 1840 года Адольф Менцель пишет с натуры. Это пейзажи, портреты, жанровые полотна из жизни современников. Не обошел стороной художник и библейскую тему, однако религиозные картины художника публике не понравились – они были «слишком реалистичные».

От жизни аристократов и духовенства художник «уходит» в рабочие кварталы и появляется одна из самых потрясающих картин Менцеля «Железопрокатный завод». Потрясающей она была потому, что до Адольфа ещё никто не писал картин на индустриальную тему. А тут получился настоящий ад на земле.

С 1856 года Adolph Menzel стал профессором и членом Берлинской Академии художеств.

За долгие годы жизни художник объехал всю Европу, написал огромное количество рисунков (известно более 5 000), пастелей и т.д. А ещё была огромная коллекция акварелей и гуашей из серии «Детский альбом» — птицы, животные, сценки с детьми из повседневной жизни.

В феврале 1905 года художника не стало и император устроил художнику великолепные похороны, как великому человеку Германии.

А сейчас я хочу предложить вашему вниманию небольшую галерею работ художника. Тут и работы из юного периода и работы уже зрелого автора.

Картины Адольфа Менцеля (Adolph Menzel)

 

художник Адольф Менцель картины - 02художник Адольф Менцель картины - 03художник Адольф Менцель картины - 04художник Адольф Менцель картины - 05художник Адольф Менцель картины - 06художник Адольф Менцель картины - 07художник Адольф Менцель картины - 08художник Адольф Менцель картины - 09художник Адольф Менцель картины - 10художник Адольф Менцель картины - 11художник Адольф Менцель картины - 12художник Адольф Менцель картины - 13художник Адольф Менцель картины - 14художник Адольф Менцель картины - 15

 

 

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

09 Окт 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись     44       Поделитесь записью

svistanet.com

Culture and art

Кузница (Современный циклоп) Адольф Менцель

Кузница (Современный циклоп) Адольф Менцель

Адольф Менцель

Адольф Менцель — знаменитый немецкий график и живописец XIX столетия. В истории искусства Германии он сыграл ту же роль, какую играл Курбе во Франции, Репин в России, но Менцель не поднялся до тех революционных выводов, к которым пришли Репин и Курбе на основе изучения современной им действительности. В этом принципиальное отличие искусства Менцеля от искусства Курбе и Репина, показавших разложение буржуазного общества и призывавших на борьбу с ним. Эти художники выражали свои симпатии, свое сочувствие трудовому народу, в нем они видели силу и будущее.

Несмотря на разносторонность познаний Менцеля, настойчиво изучавшего современность и историческое прошлое, на всем его искусстве лежит печать некоего безразличия, бытовизма: художник не делает выводов, обобщений; он как бы боится выйти за рамки личного быта человека, даже когда берется за исторические темы. Эта идейная ограниченность, при всем огромном таланте художника, не могла не сказаться на его искусстве, которое сейчас нас волнует уже не столько силой и яркостью изображенных человеческих характеров и поступков, значительностью обрисованных событий, сколько точностью описания быта эпохи, совершенством живописных и графических средств, большой наблюдательностью художника.Как бы то ни было, значение Менцеля в истории искусства XIX века неоспоримо.Ему принадлежит одно из первых мест среди мастеров графики и живописи XIX столетия. Менцель — художник универсальный: живопись маслом, акварель, гуашь, рисунок пером, карандашом, углем, все виды эстампа (гравюра на дереве, офорт, литография) — во всех этих техниках он был оригинальным автором, блестяще использовавшим преимущества каждой из них.Жанры, разрабатываемые Менцелем, также весьма разнообразны. Историческая картина, батальная и бытовая живопись, портрет, групповой портрет, интерьер, пейзаж, натюрморт, орнаментика — в каждом из этих жанров он сказал свое слово. Менцель по праву считается выдающимся колористом в немецком искусстве; той свободы живописной лепки, звучности красочных сочетаний, которые мы находим в картинах Менцеля, Германия до него не знала.Биография Менцеля небогата событиями. Родившись в год Венского конгресса и свержения Наполеона (1815), Адольф Менцель умер в год первой русской революции. Он неизменно и неутомимо занимался искусством. Помогая в работе отцу, владельцу маленькой литографской мастерской, Менцель рисует с двенадцатилетнего возраста; восемнадцати лет он выступает с самостоятельным альбомом иллюстраций к тексту Гёте, обративших внимание художников на молодого самоучку. Епрочем, он недолго посещал Академию художеств, где рисовал с античных образцов. Искусству точного, отчеканенного, несколько протокольного рисунка он учится на работах немецкого классика Ходовецкого и своего современника — тоже самоучки — Крюгера. Сильнейшее впечатление на Менцеля произвела выставка новатора в пейзажной живописи англичанина Джона Констебля, организованная в Берлине (1845). Двукратная поездка в Париж, в период расцвета творчества Курбе, поставила Менцеля, уже в значительной мере сформировавшегося графика и живописца, лицом к лицу с горячо пульсировавшей художественной жизнью этого города и также оставила несомненно глубокий след в его сознании.Значительное место в творчестве Менцеля занимает иллюстрация. В 1835 году он издает карандашные литографии к „Истории Бранденбурга», в 1839—1842 годах делает гравюры на дереве к „Истории Фридриха II» Куглера, в 1843—1849 годах той же техникой иллюстрирует сочинения Фридриха II, в 1842—1852 годах — трехтомную историю Фридриха II (отпечатано всего тридцать экземпляров). В 1850 году выпускает альбом „Опыты на камне при помощи кисти и шабера» и ряд отдельных листов, исполненных тушью и пером и гравированных на дереве; в 1876—1877 годах он создает иллюстрации к драме Клейста „Разбитая кружка» и др. Для одних только гравюр на дереве им было исполнено свыше семисот рисунков. Количество его работ в Национальной галерее Берлина достигает 5699.Его правилом было никогда не выходить из дому без альбома для зарисовок и не возвращаться домой, не заполнив хотя бы один новый лист в нем. Для иллюстраций исторического содержания, как он сам рассказывает в аннотациях к рисункам для книги Куглера, художник изучает старое вооружение, архивные документы, пересматривает все существующие портретные изображения, заруовывает на месте виды зданий, парков, интерьеров, отдельные аксессуары и прочее, как если бы перед нами был не художник, а историограф.В тридцатые — сороковые годы Менцель, поглощенный работой над созданием фридриховского цикла иллюстраций, начинает первые живописные опыты; это главным образом интерьеры, жанровые сценки, портреты, очень свежие и непосредственные в передаче действительности. Завершающая этот период незаконченная картина „Похороны жертв мартовской революции 1848 года» в Берлине ценна для нас и как свидетельство демократических настроений молодого Менцеля и как один из немногих памятников революционной иконографии.Пятидесятые годы в творчестве Менцеля проходят под знаком создания цикла живописных полотен, посвященных Фридриху II и как бы продолжающих графическую серию художника на ту же тему. В эти годы созданы лучшие картины этого цикла: „Ужин в Сан-Суси“, „Концерт в Сан-Суси“ и другие.С конца пятидесятых годов художника увлекает новая тема — жизнь большого города: шумные улицы, сады, скверы, оживленные вечно движущейся толпой. В это же время Менцель работает над картинами, посвященными сценам труда, в которых его привлекают как социальные мотивы, так и моменты чисто художественного порядка: своеобразие профессиональных движений, новизна темы.

Адольф Менцель. Девушка со свечой

Адольф Менцель. Девушка со свечой

Менцель любил изображать жизнь городской толпы на бульварах Парижа („В Тюильрийском саду“, 1867), в немецких парках („Церковная служба в парке курорта Кезе“, 1868; „Курорт Киссинген“, 1884), на улицах („Караван верблюдов, 1884), на итальянских рынках, в театрах („Театр Жимназ“ в Париже, 1856). Написанная по памяти (по возвращении художника из поездки в Париж) картина „Театр Жимназ“ в Париже относится; к числу живописнейших произведений Адольфа Менцеля. Горячие тона — красные, желтые и коричневые — доминируют в картине, и тем интенсивнее сверкает на их фоне холодный голубой цвет платьев актрис. Единству колористической гаммы соответствует и превосходно сделанная пространственная композиция, объединяющая в одно целое зрителей партера, оркестр и актеров на сцене. Обнаруженное после смерти художника, это произведение обратило на себя всеобщее внимание живописной свежестью.Однако было бы заблуждением думать, что исключительные живописные достоинства этих парижских картин были результатом прямого воздействия Курбе, Мане. У нас есть превосходное доказательство самобытности дарования Менцеля как живописца, а именно: его „Комната с балконом (1845), „Студия“ (того же года), „Натюрморт на стене мастерской и незабываемый по живописной силе и правде этюд маслом, изображающий бьющихся на фоне неба орлов. К этому можно присоединить ряд ранних пейзажей маслом и карандашом.Семидесятые годы в творчестве Менцеля отмечены созданием таких монументальных картин, как „Железопрокатный завод» (1875), „Воспоминание о Люксембургском саде» (1872), „На стройке» (1875), „Сельская кузница с водяным молотом» (1879), и так называемого „Детского альбома» (1883) с акварельными и гуашными рисунками животных и птиц.Как признанный и популярный в широких кругах художник массовых сцен Менцель получает заказ на изображение одного из железопрокатных заводов в Силезии. В 1875 году, выполняя этот заказ, он создает правдивую картину, лишенную какой бы то ни было идеализации и машинной поэзии. От его зоркого взгляда не ускользнули условия труда рабочих. Свободно и естественно размещая людей в пространстве огромного здания, он скомпоновывает в одно целое группы и множество отдельных фигур вокруг центрального пункта — сверкающей печи. „Железопрокатный завод» принадлежит к числу ценнейших художественных документов той эпохи. Это одно из самых ранних в мировом искусстве произведений на индустриальную тему.Знаменитый русский критик В. Стасов писал: „Среди всех европейских живописцев XIX века Менцель — один из самых великих, среди же немецких — он первый и наивеличайший».

culture-art.ru

Менцель Адольф. Творчество, картины и биография

Менцель Стена мастерской Стена мастерской, 1872Кунстхалле, Гамбург

Менцель Сад у дворца принца Альберта Сад у дворца принца Альберта, 1846Старая галерея, Берлин

Менцель Патруль задерживает польское семейство Патруль задерживает польское семейство, 1850, СобраниеГеорга Шефера, Швайнфурт

Менцель Портрет дамы Портрет дамы, 1840-еСобрание Шефера, Швайнфурт

Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Живописец широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.

Немецкий живописец Адольф Менцель первый ввел в исторический жанр научно-реалистический метод, не всегда, впрочем, последовательно проводимый художником. В 1840 году художник предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекают достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же Менцель, - и художник и историк, - не избежал черт идеализации эпохи и прежде всего в характеристике самого Фридриха, предстающего в виде справедливого просвещенного монарха.

Тот же подход к решению образа Фридриха обнаруживает Менцель и в живописи. Самая интересная картина о времени Фридриха II — «Круглый стол в Сан-Суси» (1850, не сохранилась), рисует изысканное общество, окружающее императора в его резиденции. Среди присутствующих — знаменитый французский философ-вольнодумец Вольтер. Но ни мастерски написанная, точно воспроизведенная обстановка дворца, ни точность портретного сходства персонажей не скрывают черт идеализации и описательности в манере исполнения.

Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый интерес к современности в самых различных проявлениях. В искусстве художника находят отражение события революции 1848 года. Менцель пишет «Почести погибшим в мартовские дни» (1848, Гамбург, Кунстхалле), обнаруживая свои демократические настроения, сочувствие жертвам восстания. Художник создает картину «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея), одну из первых в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда. С документальной точностью изображает художник огромный цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, изнуренных непосильно тяжелым трудом. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех свой скудный завтрак. Некоторая чернота и дробность живописи не снижают громадного значения этого произведения, показывающего коллективный труд рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.

Многочисленные подготовительные рисунки к картине, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен Дюрера, рисовальщиков Германии, и одного из лидеров романтического немецкого историзма. Среди этих рисунков есть и тщательнейшие зарисовки деталей костюмов, обстановки, и живые наброски карандашом, пером м кистью.

Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его «одним из самых великих художников». Однако творчеству Менцеля присущи черты ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его исторических полотен, за которыми подчас стушевывается главное, а также прославление реакционной силы гогенцоллеровской Пруссии, выдвигающейся среди конгломерата немецких государств.

После победы над Францией в войне 1870—1871 годов и образования Германской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в стране развертываются большие строительные работы. Официальное искусство, прославляющее монархию, идет по пути все большего отхода от действительности в мир вымысла. Защитники реалистического искусства вынуждены работать в трудных условиях нарастающей реакции.

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

Адольф фон Менцель - Биография художника, известные произведения, выставки

Немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца и в берлинской АХ (1830). Уже ранние произведения Менцеля полны выразительных и точных бытовых деталей, отличаются живостью характеристик. Неутомимый рисовальщик (свыше 5 тысяч рисунков в Национальной галерее, Берлин), Менцель был также мастером акварели, гуаши, офорта, литографии.

Адольф фон Менцель родился в Восточной Германии в городке Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В 1830 году переехал с семьей в Берлин. Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца. Став в 1833 году кормильцем семьи после смерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д. Адольф недолго (всего 6 месяцев) посещал классы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой. Впервые сделался известен в 1833 году тетрадью рисунков, исполненных пером и изображавших «Жизнь художника». За этим юношеским трудом Менцеля следовали ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» (1834—39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы, например, «Игра в шахматы» (1836), «Юридическая консультация» (1837), «Судебное заседание» (1837) и прочие работы. Но вскоре ему пришлось отложить в сторону палитру и кисти, дабы заняться сочинением иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Куглера (1839 —42) и вслед за тем иллюстрированием роскошного издания сочинений Куглера (1843—49). Обе эти работы заставили Менцеля углубиться в изучение эпохи Фридриха Великого.

Воспроизводя её с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на темы, взятые из этой эпохи, каковы, например:

* «Круглый стол Фридриха Великого» (1850, находится в берлинской Национальной галерее),

* «Концерт в Сан-Суси» (1852, там же),

* «Фридрих Великий в дороге» (1854),

* «Присяга Фридриху Великому в Бреславле, в 1741 г.» (в Бреславльском музее),

* «Встреча Фридриха Великого с Иосифом II в Нейссе»,

* «Фридрих перед Лейтенской битвой»,

* «Фридрих в Гохкиркенской битве» (1856; в берлинском королевском дворце) и др.

В 1840-е годы Менцель начинает писать с натуры. Возникает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее в Берлине и резко изменили сложившееся мнение о его творчестве.

В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861—65; в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г.» (1871; в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне"(1880), в «Площади д’Эрбе, в Вероне» и в «Железопрокатный завод» (1875) — самой замечательной из всех картин художника, изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нем. Сверх упомянутых произведений, Менцель исполнил много других, менее значительных жанровых картин, рисунков пером, композиций для политипажей, акварелей и гуашей. С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств.

За долгие годы жизни Менцель побывал в Австрии, ездил по Рейну, Дунаю, был на Балтийском море, в Голландии, Италии, объехал всю Германию. Путешествия служили ему источником сюжетов для рисунков, жанровых полотен, пастелей. В этих работах уже не было той поэтичности и взволнованности, которые были присущи его ранним работам.

Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей и акварелей, объединенных в «Детский альбом». В нем собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д. Последние годы жизни он посвятил графике, хотя на протяжении всего творческого пути не расставался с карандашом: только в Национальной галерее в Берлине есть свыше пяти тысяч его рисунков.

В 1880—1890 гг. г. Менцель обращается к образу старости, он изображает портреты стариков и старух, ищет психологическое выражение этого состояния.

9 февраля 1905 года на девяностом году жизни Менцель скончался. Императорским двором ему были устроены очень пышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.

artchive.ru

Художник Адольф фон Менцель (1815

Адольф фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel)(1815 - 1905) - классик немецкой живописи, один из лидеров романтического историзма, чьи работы славятся реалистической правдой и высоким техническим мастерством.

Adolph von Menzel: The Flute Concert of Sanssouci, 1852«Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси»Родился Адольф фон Менцель в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), жил в основном в Берлине. Много путешествовал по Германии, Австрии и Чехии, не раз бывал в Париже и Италии. В 1830 году переехал с семьей в Берлин. Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца. Став в 1833 году кормильцем семьи после смерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д.

Первую известность Адольф получил в 1833 году за тетрадь рисунков, исполненных пером и изображавших «Жизнь художника».

Жизнь самого Менцеля всецело была посвящена творчеству. По свидетельствам современников Адольфа фон Менцеля он был очень маленького роста, что создавало в нем немало комплексов, он слыл достаточно замкнутым человеком, у него было всего лишь несколько близких друзей. Он никогда не был женат, но был очень близок с семьей своей сестры.

В своем творчестве художник сочетал самые противоположные стили - от радикального реализма до импрессионизма - пейзажи, жанровые сцены и исторические иллюстрации. Тем не менее он является признанным лидером романтического историзма, сочетавший блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка.

Адольф фон Менцель создал огромную графическую летопись правления Фридриха II, опубликованную (литографски или ксилографически) в виде иллюстраций к Истории Фридриха Великого Ф.Куглера (1840), собранию сочинений самого Фридриха (1846–1857), а также в серии Обмундирование армии Фридриха Великого (1845–1857). Воспроизводя эпоху с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на исторические темы, правда не избежав идеализации давно ушедшего времени. Эти рисунки не только повлияли на национальное самосознание, представив любимейшего прусского короля, «старого Фрица», с тонким жанровым правдоподобием, но и оказали большое эстетическое воздействие, в том числе и на сложение исторической стилистики русского «Мира искусства».

Ужин а Сан-СусиГлавные действующие герои картины Вольтер и Фридрих Великий

Встреча Фридриха II с императором Иосифом II в Нейсе в 1769 году

Челобитная

Обмундирование армии Фридриха Великого (1845–1857)

Картины Адольфа фон Менцеля на исторические темы воспринимаются как иллюстрации к сказкам, тем не менее, в них тщательно соблюдены детали костюмов и обстановки далекой эпохи, хотя и не скрывается романтическое преклонение перед её героями.

Титульный лист

Выезд рыцарей на празднике "Волшебство Белой Розы" 1829 года

Праздник в театре Нового дворца

Турнир в Магдебурге в 928 году

Выезд рыцарей с обнаженными мечами. 1829 год

Праздничное шествие и турнир в Берлине в 1592

Бал в Новом дворце. 1829 год

Adolf Friedrich Erdmann von Menzel. BoldiniПортрет Адольфа фон Менцель итальянского художника Болдини

Model Study for Wilhelmine von Bayreuth

Три этюда женщины в нарядном платье

"Сестра художника, Эмилия"

Спящая сестра художника

Emilie Die Schwester Menzels

sanatın kraliyetle ilgili akademisine

Адольф фон Менцель Портрет Фредерики Арнольд

Портрет Каролины Арнольд

Clara Ilger, later Frau Schmidt von Knobelsdorf

Госпожа Клара Шмидт фон Кнобелсдорф

Поющая дама у рояля

Сестра художника в гостинной

Этюд к картине «Концерт для флейты Фридриха Великого в Сансуси»: Принцесса Амалия Прусская, сестра Фридриха II

Молодая женщина с ребенком

На картине изображен художник Адольф фон Менцель

Портрет Адольфа Менцеля в молодые годы. 1839Старая национальная галерея. Викисклад

Источник - www.liveinternet.ru_1 и www.liveinternet.ru_2

vakin.livejournal.com

Художник Адольф фон Менцель (1815

Адольф фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel)(1815 - 1905) - классик немецкой живописи, один из лидеров романтического историзма, чьи работы славятся реалистической правдой и высоким техническим мастерством.

Adolph von Menzel: The Flute Concert of Sanssouci, 1852«Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси»Родился Адольф фон Менцель в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), жил в основном в Берлине. Много путешествовал по Германии, Австрии и Чехии, не раз бывал в Париже и Италии. В 1830 году переехал с семьей в Берлин. Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца. Став в 1833 году кормильцем семьи после смерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д.

Первую известность Адольф получил в 1833 году за тетрадь рисунков, исполненных пером и изображавших «Жизнь художника».

Жизнь самого Менцеля всецело была посвящена творчеству. По свидетельствам современников Адольфа фон Менцеля он был очень маленького роста, что создавало в нем немало комплексов, он слыл достаточно замкнутым человеком, у него было всего лишь несколько близких друзей. Он никогда не был женат, но был очень близок с семьей своей сестры.

В своем творчестве художник сочетал самые противоположные стили - от радикального реализма до импрессионизма - пейзажи, жанровые сцены и исторические иллюстрации. Тем не менее он является признанным лидером романтического историзма, сочетавший блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка.

Адольф фон Менцель создал огромную графическую летопись правления Фридриха II, опубликованную (литографски или ксилографически) в виде иллюстраций к Истории Фридриха Великого Ф.Куглера (1840), собранию сочинений самого Фридриха (1846–1857), а также в серии Обмундирование армии Фридриха Великого (1845–1857). Воспроизводя эпоху с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на исторические темы, правда не избежав идеализации давно ушедшего времени. Эти рисунки не только повлияли на национальное самосознание, представив любимейшего прусского короля, «старого Фрица», с тонким жанровым правдоподобием, но и оказали большое эстетическое воздействие, в том числе и на сложение исторической стилистики русского «Мира искусства».

Ужин а Сан-СусиГлавные действующие герои картины Вольтер и Фридрих Великий

Встреча Фридриха II с императором Иосифом II в Нейсе в 1769 году

Челобитная

Обмундирование армии Фридриха Великого (1845–1857)

Картины Адольфа фон Менцеля на исторические темы воспринимаются как иллюстрации к сказкам, тем не менее, в них тщательно соблюдены детали костюмов и обстановки далекой эпохи, хотя и не скрывается романтическое преклонение перед её героями.

Титульный лист

Выезд рыцарей на празднике "Волшебство Белой Розы" 1829 года

Праздник в театре Нового дворца

Турнир в Магдебурге в 928 году

Выезд рыцарей с обнаженными мечами. 1829 год

Праздничное шествие и турнир в Берлине в 1592

Бал в Новом дворце. 1829 год

Adolf Friedrich Erdmann von Menzel. BoldiniПортрет Адольфа фон Менцель итальянского художника Болдини

Model Study for Wilhelmine von Bayreuth

Три этюда женщины в нарядном платье

"Сестра художника, Эмилия"

Спящая сестра художника

Emilie Die Schwester Menzels

sanatın kraliyetle ilgili akademisine

Адольф фон Менцель Портрет Фредерики Арнольд

Портрет Каролины Арнольд

Clara Ilger, later Frau Schmidt von Knobelsdorf

Госпожа Клара Шмидт фон Кнобелсдорф

Поющая дама у рояля

Сестра художника в гостинной

Этюд к картине «Концерт для флейты Фридриха Великого в Сансуси»: Принцесса Амалия Прусская, сестра Фридриха II

Молодая женщина с ребенком

На картине изображен художник Адольф фон Менцель

Портрет Адольфа Менцеля в молодые годы. 1839Старая национальная галерея.

Оригинал взят у vakin в Художник Адольф фон Менцель (1815 - 1905). Разнообразие сюжетов

vladimirkrym.livejournal.com

Адольф фон Менцель - Михаил Шагурин

нем. Adolph Friedrich Erdmann von Menzel; 8 декабря 1815, Бреслау — 9 февраля 1905, Берлин — немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.

Молодая женщина с ребенком.

Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Живописец широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.

Немецкий живописец Адольф Менцель первый ввел в исторический жанр научно-реалистический метод, не всегда, впрочем, последовательно проводимый художником. В 1840 году художник предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекают достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное.

http://smallbay.ru/article/menzel_creativity.html

Менцель был любимым художником М. А. Врубеля.

Стены студии.

Стены студии.

Зал для хранения скульптуры во время перестройки музея

Emilie Die Schwester Menzels.

Спящая сестра художника

Emilie Menzel am Klavier stehend. 1866

Госпожа Клара Шмидт фон Кнобелсдорф

sanatın kraliyetle ilgili akademisine

Имя Адольфа фон Менцеля всегда связывают с реализмом. Но в его раннихпейзажах (например "Комната с балконом"), присутствуют признакиимпрессионазима. Эти картины стали известны зрителю после смертихудожника, он писал их не для официального показа. Интересно, что когда в1870-х течение импрессионизма начало нарастать, фон Менцель отзывался оних как о "ленивых художниках", хотя сам был тонким мастеромромантической светописи, и даже предвосхитил искусство импрессионизма всвоих приватно-интерьерных образах, отмеченных особой лирическойзадушевностью.

Комната с балконом. 1845

Вид из окна на Мариенштрассе 1867 г.

Стройка с ивами

Церковь Святых Петра и Павла. Стшегом

Фридрихсграхт в лунном свете

Берлинские дома в снегу

Старая синагога в Праге

Хоры старой монастырской церкви в Берлине

Study of a knight and suit_of armour 866

Адольф фон Менцель создал огромную графическую летопись правленияФридриха II, опубликованную (литографски или ксилографически) в видеиллюстраций к Истории Фридриха Великого Ф.Куглера (1840), собраниюсочинений самого Фридриха (1846–1857), а также в серии Обмундированиеармии Фридриха Великого (1845–1857).Воспроизводя эпоху с полнойисторической точностью, превосходной характеристикой положений идействующих лиц, реалистической правдой и высоким техническиммастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественниковпреимущественно картинами на исторические темы, правда не избежавидеализации давно ушедшего времени. Эти рисунки не только повлияли нанациональное самосознание, представив любимейшего прусского короля,«старого Фрица», с тонким жанровым правдоподобием, но и оказали большоеэстетическое воздействие, в том числе и на сложение историческойстилистики русского «Мира искусства».

Титульный лист

Адольф фон Менцель охотно писал и более демократичные городские жанры , стал пионером индустриальной темы в немецком искусстве.

Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей иакварелей, объединённых в «Детский альбом». В нём собраны сценкиповседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д

Из серии гуашей. Детский альбом. Бельевая площадка

Дорожные планы

Впечатления от поездки в поезде

Счастливые хозяева

В Белом зале.

Металлургический завод

Первой художественной школой стала для Адольфа фон Менцелялитографическая мастерская отца. Став в 1833 году кормильцем семьи послесмерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню,пригласительные билеты и т. д. Адольф недолго (всего 6 месяцев) посещалклассы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой.

По свидетельствам современников Адольфа фон Менцеля он был оченьмаленького роста, что создавало в нем немало комплексов, он слылдостаточно замкнутым человеком, у него было всего лишь несколько близкихдрузей. Он никогда не был женат, но был очень близок со семьей своейсестры. Много путешествовал и как художник бывал на полях сражений,делая зарисовки. После смерти на 90-м году жизни ему были устроены оченьпышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.

Adolf Friedrich Erdmann von Menzel. Boldini

Четвертое измерение

Беспощадность и радикализм изображений, сделанных Адольфом фон Менцелем вморгах и склепах носит вполне уместное название "Радикальный реализм"

biblioclub.ru; cizgidiyari.com/forum/sanatsal-tablolar; art-assorty.ru; wikipedia.org;

dw.de/берлинская-биеннале-ярмарка-нетщеславных-реальностей-эпохи-кризиса и др.

mixail-shagurin.livejournal.com


Смотрите также