Гид по выставке: как смотреть картины Моранди. Картины моранди


Джорджо Моранди. Красота простых вещей

Моранди

Натюрморты Джорджо Моранди (1890-1964 гг.) – одни из самых узнаваемых в мире. Красивые в своей простоте. Похожие друг на друга. Они завораживают. Как будто перед нами нечто большее, чем просто бутылки и кувшины.

Как художник достиг такой красоты, изображая самые простые вещи? Зачем он упорно изображал одно и то же в течение нескольких десятилетий? Как ему удалось выработать свой неповторимый стиль?

Простота и глубина в одном флаконе

Моранди

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1946 г. Галерея Тейт Модерн, Лондон. Wikiart.org

Его картины – это несколько обыкновенных вещей. Которые любой может найти на своей кухне. Вазочки, бутылки, банки. Они стоят рядом. Скромно демонстрируя себя.

И так на бесчисленном количестве полотен. В течение нескольких десятилетий. К чему такая повторяемость? Как будто художник что-то искал. И ему удалось это найти.

Потому что, несмотря на всю простоту и “банальность”, мы чувствуем. Картины вызывают эмоциональный отклик. Кому просто нравится. А кто и вовсе погружается в состояние медитации.

Ответ на эту загадку даёт сам художник: “Даже в самом простом на вид предмете великий художник может достичь вершин изобразительного мастерства и той глубины чувствования, которая находит в нас мгновенный отклик”.

Джорджо Моранди

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1951 г. Музей Моранди, Болонья, Италия. Metmuseum.org

Картины для медитации

Как же Моранди достиг такого эффекта? Большую роль играет цвет. Вернее сложная тональность цвета. Тонкие переходы от серого к бежевому и бледно-голубому. Иногда вкрапления оранжевого. В сочетании с простой вещью, которая сама по себе не отвлекает от ощущений.

Фон тех же оттенков, что и предметы. Эффект парения. Полная оторванность от внешнего мира. Художник вырывает нас из шума цивилизации. Погружает в мир тишины и спокойствия.

Моранди натюрморт

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1957 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Автралия. Artgallery.nsw.gov.au

Творческая изоляция

Каким человеком был Моранди? Особенности характера наверняка повлияли на формирование его стиля.

Моранди был интровертным человеком. Всю жизнь прожил в своём родном городе, в Болоньи (Италия). В квартире родителей с тремя сёстрами. Выбирался из Болоньи только на собственные выставки. В Рим и Флоренцию. Дал всего два интервью.

Сознательно избегал общественной художественной жизни. Был сосредоточен на работе в студии. Не занимался самовосхвалением. Особо к славе не стремился. Она сама его настигла.

Моранди натюрморт 1961

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1961 г. Музей Моранди, Болонья, Италия. Metmuseum.org

Моранди получил признание ещё при жизни. Роберто Лонги, знаменитый искусствовед, считал его самым выдающимся художником Италии 20 века.

В 1957 году Моранди был награждён на биеннале в Бразилии. Наравне с Поллоком и Шагалом.

Ещё он был признанным гравёром. Штриховкой он добивался аж 12 оттенков серого!

Моранди гравюра

Джорджо Моранди. Натюрморт с пятью предметами. 1956 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия. Artgallery.nsw.gov.au

Моранди и Сезанн

Моранди был слеплен из того же теста, что и Сезанн. И тот, и другой пытались изобразить не саму вещь. А ее суть, квинтэссенцию.

А сделать это возможно только путём бесконечного изучения этой вещи. Через многократное повторение.

Сезанн всю жизнь писал три объекта. Гору Сент-Вектуар, что высится над его родным городком. Яблоки. И купальщиков.

Сезанн яблоки

Поль Сезанн. Яблоки. 1890 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Моранди иногда пренебрежительно называют “художником бутылок”. Интересно, называют ли Сезанна “художником яблок”?

***

“У великих людей нет другого назначения, как помогать нам быть выше внешних условностей, облегчить нам груз материи, избавить от него”. Так Жан Ренуар говорил о своём отце, Пьер-Огюсте Ренуаре. Но эти слова в равной степени могут относиться и к Моранди.

Моранди в России

Две работы Моранди хранятся в Эрмитаже. Они были подарены самим художником в 30-х годах 20 века.

Моранди natura morta

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1925 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org

Также в 2017 году выставка его работ пройдёт в Пушкинском музее в Москве (27 апреля – 10 сентября).

Автор: Оксана Копёнкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Джорджо Моранди. Оставаясь собой | Artifex.ru

Начало XX века подарило миру бессчётное количество гениальных писателей, музыкантов и, конечно же, художников. Сегодня мы воспринимаем это как данность, но стоит задуматься о том, что каждый второй из них состоял в том или ином творческом объединении, внёс свой вклад в развитие искусства, а кто-то даже стал основоположником нового стиля.

Среди представителей творческих профессий были самородки, выбравшие свой, совершенно особенный путь. Одним из них был художник Джорджо Моранди (Giorgio Morandi, 1890–1964). Творчество великого итальянского живописца и графика можно расценивать как абсолютно уникальное явление в искусстве начала прошлого века.

В историю живописи Моранди вошёл как автор огромного числа талантливейших натюрмортов, выполненных в духе магического реализма. Реальное и идеализированное на его полотнах образуют парадоксальную гармонию между доведенной до абсолюта упорядоченностью композиции и непостоянством цветовой гаммы.

 

Творчество Моранди может показаться неприметным на фоне искрометного, но недолговечного поп-арта. Но от истинных ценителей, умеющих отделять зерна от плевел, не скроется глубина его работ. Моранди относится к тем художникам, о творчестве которых можно составить представление всего по нескольким картинам, потому что все они одинаково радикальны и академичны.

Огромное влияние на него оказали работы Поля Сезанна. Но в отличие от него, художник не был революционером, громко заявляющим о своем новаторстве. Он оставался собой и, не изменяя собственным принципам, шаг за шагом двигался к поставленным целям. За что и был высоко оценен критиками и любим широкой публикой уже при жизни.

Родился Джорджо Моранди в 1890 году в небольшом итальянском городе Болонья в семье торгового служащего. Он был старшим из пяти детей. Сёстры художника, Анна, Дина и Мария Тереза, всю жизнь были его опорой и отдушиной. Последняя в последствие приложила руку к сохранению его наследия и созданию галереи работ Моранди в их доме, где мастер провёл всю свою жизнь.

После неудавшейся попытки освоить профессию отца Джорджо поступил в Академию художеств в родном городе. Там в течение нескольких лет он изучал художественный опыт раннего итальянского Возрождения и кубизм.

Вместе с ним учились будущие футуристы Освальдо Лицини и Северо Позатти. Под их влиянием Моранди создал несколько своих шедевров, а затем принял участие в совместных выставках.

В годы ученичества художник много экспериментировал, писал в разных жанрах, создавал офорты. Его ранние работы можно смело назвать радикально-новаторскими. Наиболее ярко это иллюстрируют картины «Метафизический натюрморт» (Metaphysical Still Life) и «Натюрморт» (Still Life), написанные в 1918 году. В них в полной мере отражены свойственные картинам Моранди упорядоченность и выверенность каждой детали.

Стоит отметить, что тот год считается самым продуктивным в творчестве художника – за короткое время его рукой было написано 12 натюрмортов, объединенных типично сюрреалистической символикой манекена или марионетки.

 

В более позднем творчестве художника наблюдается «деградация» геометричности и точности образов, появляется внешняя небрежность, которая скрывает яркий подтекст протеста.

Примером может служить полотно «Натюрморт» (Still Life, 1925), где вместо привычных выверенных чётких линий можно увидеть неясность цветовой гаммы, которая будит воображение зрителя и заставляет его по-новому воспринимать глубину и объём изображения.

  

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Моранди всегда был верен принципам эстетического аскетизма. Он отдавал предпочтение неброскому колориту, что шло вразрез с основными течениями, существовавшими в то время. Но в то же время художник по-своему поддерживал тенденцию упрощения сюжета картины – в основе его работ лежат простые композиционные решения.

Моранди не только сам создавал шедевры, но и обучал художественному мастерству начинающих живописцев. Уже к 1930 году он заработал всеобщее признание и получил место профессора болонской Академии художеств, где в течение 26 лет преподавал на кафедре гравюры.

Имя Джорджо Моранди прочно вошло не только в историю итальянского искусства, но и занимает не последнее место в мировой художественной культуре. Вопреки модным тенденциям, в творчестве художник шел своим путем, сохраняя самобытную манеру письма.

Картины Моранди хранятся в частных коллекциях и музеях многих городов мира. Две из них находятся в постоянной экспозиции Эрмитажа. А с 25 апреля по 10 сентября 2017 более 90 картин художника будут представлены в Пушкинском музее в Москве в рамках персональной выставки.

Предыдущая схожая по масштабам выставка его работ в России проходила в 1973 году. Поэтому есть смысл воспользоваться этой уникальной возможностью – может быть еще один шанс насладиться творчеством Моранди выпадет лишь через 40 лет.

artifex.ru

Джорджо Моранди : gorbutovich

В архив

Картина Джорджо Моранди в фильме «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. Кадр из фильма «Сладкая жизнь».

В Москве завершилась выставка Джорджо Моранди. 1890-1964, длившаяся с 25 апреля по 10 сентября 2017 в ГМИИ им. Пушкина. Предыдущая, она же первая, выставка Моранди в Москве проходила в 1973 году, 44 года назад, тоже в Пушкинском музее.

Работы Моранди – это искусство ради искусства. Мастер прожил жизнь без погони за конъюнктурой и продаваемостью. Он не запятнал себя сотрудничеством с итальянским фашистским режимом, как это случилось с некоторыми художниками, работавшими в те годы в Италии. Известность настигла Моранди в первые послевоенные годы и достаточно неожиданно - Эдуард Родити пишет, что слава начинается с 1948 года.

Моранди – культовый художник для многих людей, занимающихся искусством: художников, искусствоведов, дизайнеров, архитекторов, кинематографистов.

Картины Джорджо Моранди /Giorgio Morandi снялась в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь», 1960 года. Их там, кажется, две. Натюрморт Моранди, принадлежащий Микеланджело Антониони, участвует в его фильме «Ночь» из «Трилогии отчуждения».

2.Кадр из фильма 1961 года «Ночь» Микеланджело Антониони из «Трилогии отчуждения»

Писатель Эдуард Родити, взявший большое интервью у Джорджо Моранди рассказывает:

«Когда я познакомился с Моранди в 1958 году, ему было 68 лет. Это высокий худощавый мужчина с седыми волосами, очень эрудированный, в одежде и манерах он упорно избегает любых деталей, способных намекнуть на богемный образ жизни, который все мы считаем типичным для художников.

3.Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenzeimage.

Храня верность устоявшейся буржуазной традиции провинциальных городов Северной Италии, он ведет тот же образ жизни “под сурдинку”, что и большая часть университетских профессоров или представителей других свободных профессий его родного города, отличаясь при этом совершенно особой мерой скромности, замкнутости и аскетизма, которые, говоря о сдержанности Моранди, все же характеризуют его как чудака.»

4.Джорджо Моранди. Автопортрет. 1925. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by Tatiana Gorbutovich

Русскоязычная версия «Оксфордского словаря по искусству» [*] о Моранди:

«Моранди (Morandi), Джоржо (1890-1964) — итальянский живописец и гравер. Родился в Болонье и прожил там всю свою жизнь.

5.Моранди, Джорджио (1890-1964). Метафизический натюрморт. 1918 г. Холст, масло, 71,5 х 61,5 см. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства, куда поступил в 1933 г. в порядке обмена. Инвентарный номер: ГЭ-8957. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

Если не брать во внимание влияние футуризма на его живопись и нескольких лет, начиная с 1918, преданности идее метафизической живописи де Кирико, он держался в стороне от интеллектуальных споров и эстетических экспериментов XX в.

6.Джорджо Моранди. Натюрморт. 1918. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by Tatiana Gorbutovich

Если не считать ранних пейзажей [1], он писал почти всегда только натюрморты, тщательно избегая литературного и символического содержания, используя тонко подобранные цветовые комбинации. Стиль художника имеет нечто общее с пуризмом, но он более поэтичный и интимный, дышащий атмосферой спокойствия и культивируемой чувствительности.

Более всех на его живопись повлиял Сезанн, которым он восхищался. После Второй мировой войны Моранди прославился на весь мир, а его живопись за свою поэтичность и приверженность чисто эстетическим ценностям пользовалась огромным уважением в среде молодых итальянских художников.» [*]

7.Джорджо Моранди. Натюрморт. 1919. Пинакотека Брера (коллекция Йези), Милан. Photo by Tatiana Gorbutovich

В работе 1919 года Моранди, подобно мастерам Ренессанса, располагает предметы в средней части плоского фона, разделенного на три полосы. Падающие тени позволяют понять, что плоскость – наклонная. Эта работа относится к раннему периоду творчества Моранди, когда он во многом опирался на работы великих мастеров Ренессанса.

Точно известно, когда был написан этот натюрморт, поскольку Моранди писал о нем в письме Карло Карра́ 14 октября 1919 года: «Сейчас я работаю над натюрмортом, в котором положил бутылку и другие предметы на плоскость, получается неплохо».

Куратор выставки Виктория Эммануиловна Маркова считает, что в этом натюрморте в первую очередь видно влияние работ Паоло Уччелло, особенно его знаменитых битв.

8.Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо». 1436-1440. Уффици / Paolo Uccello. Battaglia di San Romano. 1436-1440. w3270 x h2880 mm. Tempera on panel. Uffizi Gallery, Florence. Original (4061 x 2368). Source

Джорджо Моранди:

Мне часто приносило пользу изучение произведений некоторых великих мастеров прошлого. Тем не менее, я никогда не терял интереса и к экспериментам моих современников. Думаю, что в любом случае, Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа и Фуке еще могут научить многому любого современного художника.

---Единственным родом искусства, который продолжал интересовать меня, начиная с 1910 года, было искусство некоторых мастеров итальянского Возрождения – Джотто, Паоло Уччелло, Мазаччо и Пьеро делла Франческа, а затем Сезанна и первых кубистов.

---Большей частью моего понимания искусства мастеров итальянского Возрождения я обязан Сезанну и Сёра.

9.Джорджо Моранди. Натюрморт. 1919. Собрание фирмы ENI. Photo by Tatiana Gorbutovich

В 1919 году Моранди ориентировался на мастеров прошлого: Джотто, Мазаччо и Паоло Уччелло; также он обращается и к художникам начала XVII века, особенно к Караваджо. Кроме того, Моранди снова проявляет интерес к творчеству Сезанна. Это нашло отражение в «Натюрморте» 1919 года. Здесь хорошо видно, что художник был знаком с работой Поля Сезанна «Натюрморт с комодом» 1887-1888 годов, который, как и большинство других картин французского мастера, Моранди видел только в репродукциях.

Интерес к Караваджо и художникам XVII века выдает темная цветовая гамма. Форма жестких складок салфеток, лежащих на горизонтальной поверхности, напоминает драпировки и скатерти в картине Караваджо «Вакх». А словно окаменевший хлеб подобен хлебу, изображенному на столе в картине Караваджо «Христос в Эммаусе».

О своем «Натюрморте» Моранди упоминал в письме другу Джузеппе Раймонди 11 сентября 1919 года, и настойчиво просил его прислать монографию Амбруаза Воллара о Сезанне.

10.Моранди, Джорджио (1890-1964). Натюрморт. Около 1925 г. Холст, масло, 51 х 57,5 см. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства, куда поступил в 1931 г. Инвентарный номер: ГЭ-8898. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

Джорджо Моранди:

Когда мне было двадцать с небольшим, больше всего я мечтал поехать в Париж. К сожалению, этому препятствовали слишком серьезные материальные затруднения, вынудившие меня остаться в Италии.

А потом появились обязанности, связанные с преподаванием и семьей, таким образом, я так и не смог отправиться за границу.

---В моих первых работах, созданных в 1912-1916 годах, заметны явные влияния первых парижских кубистов, а также, и особенно, Сезанна.

11.Джорджо Моранди. Натюрморт. 1929. Частное собрание. Photo by Tatiana Gorbutovich

Джорджо Моранди:

Моим любимым живописцем, когда я начинал писать, был Сезанн. Впоследствии, между двадцатыми и тридцатыми годами, у меня развился глубокий интерес также и к творчеству Шардена, Вермеера и Коро.

---Шарден, я думаю, самый великий из всех художников, работавших в жанре натюрморта. При помощи пигментов, собственных форм и чувства пространства, своей материи – matiere, как называли ее французские критики, – он смог вызвать в наших глазах образ того мира, который интересовал именно его.

12.Джорджо Моранди (1890-1964). Натюрморт. 1948. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by Tatiana Gorbutovich

Джорджо Моранди:

Я полагаю, что остаюсь сторонником скорее искусства для искусства, чем искусства для религии, социальной справедливости или славы нации. Ничто не чуждо мне более, чем идея искусства, которое должно было бы служить иной цели, нежели внутренние задачи самого искусства.

13.Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. Source / На выставке были две фотографии 1990 года мастерской Моранди Луиджи Гирри /Luigi Ghirri. Возможно, это одна серия с фотографиями №13-17

Эдуард Родити:

«Моранди провел почти всю жизнь в одной и той же старомодной квартире, принадлежавшей еще его родителям, на одной из небольших улочек с портиками на первых этажах - эти улочки характерны для самого сердца старинного центра Болоньи. Он никогда не женился, точно так же, как не были замужем три его сестры, с которыми он делит квартиру. Моранди обращается с сестрами, при всем их большом жизненном опыте и уважении, соответствующем учительской профессии, как с тремя незрелыми девицами, постоянно нуждающимися в его руководстве и покровительстве. Чтобы пройти в комнату, которую он использует как студию, ему необходимо проследовать через спальню сестер, где они проводят большую часть времени. Прежде чем осмелиться переступить порог своего ателье или вернуться оттуда в переднюю часть квартиры, он всегда стучит в дверь и ждет несколько мгновений, чтобы никому не помешать.

14.Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. Source

На стенах маленькой гостиной и столовой, обставленных очень незатейливо, во вкусе конца XIX века, висит несколько прекрасных картин: небольшой Якопо Бассано — одна из тех сцен на сюжет из Священного Писания, которым венецианский мастер придал характерные черты сельской жизни своего времени и своей местности. Там же два небольших этюда Джузеппе Мария Креспи, мастера болонского барокко. Один из этюдов Креспи, принадлежащих Моранди, - выполненное маслом очаровательное изображение молодой женщины, показанной спиной к зрителю, когда она сидит за туалетным столиком, а ее лицо отражается в зеркале.

15.Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. Source

Выбор картин в этой маленькой коллекции наглядно демонстрирует склонность Моранди к искусству, не являющемуся ни слишком аристократичным, ни слишком демократичным. Как и великие мастера французского импрессионизма, он остался тесно связанным с жизненными ценностями и вкусами стабильного среднего класса, твердо веря в принцип золотой середины, выраженный Горацием. В эпоху массовой культуры скромность и сдержанность, характерные для образа жизни и манеры Моранди, веют на нас особым слегка старомодным шармом, даже, лучше сказать, непринужденной элегантностью, которые отличали этот исчезающий на глазах социальный слой.»

16.Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. Source

Эдуард Родити:

«Моранди предложил мне показать свое ателье. На стенах висело несколько незаконченных картин. Здесь и там на столах были сгруппированы некоторые привычные предметы домашнего обихода, покрытые толстым слоем пыли: бутылки, коробки, стаканы, расположенные, как в натюрмортах.

17.Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. Source

Одна из картин имела необычно яркий колорит. В законченных работах Моранди есть несколько скрытых слоев краски – яркие красные и синие тона, придающие поверхности его серых и белых тонов теплое сияние.

18.Луиджи Гирри. Фотография из альбома «Мастерская Моранди», Париж, 1992 / Luigi Ghirri (1943-1992) «Atelier Morandi», Editions Contrejour, Paris, 1992.Images: 31,4 x 40,4 cm environ; portfolio: 63,2 x 52,3 cm. Portfolio comprenant 10 tirages chromogéniques couleur montés sous passe-partout. Chaque tirage est signé par Paola Ghirri, titré, daté et numéroté 1/1 au crayon et tampon sec « LUIGI GHIRRI » sous l’image. Estimation: 8 000-10 000 €. Résultat: 22 500 €. Source

Точно так же, как слои блестящих красок могут скрываться под толстым нейтральным слоем пыли, покрывающей стекло или фарфор тех реальных предметов, которые изображает Моранди.

19.2017. Предмет из мастерской Моранди. Дом-музей Джорджо Моранди / Музеи Болоньи. Photo by Tatiana Gorbutovich / На выставке было пять предметов. Три другие здесь: facebook

Некоторое время спустя мне продолжала вспоминаться атмосфера тех комнат в Болонье, где все, каким бы мелким и лишенным важности оно ни представлялось в глазах всех прочих, казалось имеющим значение и ценность, а может быть, даже и величие.»

20.2017. Предмет из мастерской Моранди. Дом-музей Джорджо Моранди / Музеи Болоньи. Photo by Tatiana Gorbutovich / На выставке было пять предметов. Три другие здесь: facebook

Эдуард Родити: ...в последние годы вы в своих произведениях попытались отнять у простых бытовых предметов их обыденный смысл, чтобы свести их роль до своего рода предметной, объективной абстракции, в противоположность беспредметной геометрической абстракции Мондриана. Ваш род абстракции переходит пределы реальности, не теряя при этом из виду сами предметы реального мира и их формы.

Джорджо Моранди: ...я согласен с вами, что не имею ничего общего с Мондрианом.

21.Паоло Монти. Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было / Paolo Monti (1908-1982). Servizio fotografico : Bologna, 1981. Inscription: Sullo chassis della diapositiva n.11 Monti specifica: "Morandi". European Library of Information and Culture. Source

«Моранди редко пользовался живыми растениями. Цветы (особенно неподвижно стоящие в небольших вазах) он, скорее, воспринимал как фигуры... художник все чаще использовал цветы сухие, а также выполненные из бумаги или шелка. Всем прочим он предпочитал шелковые цветы, которые делали болонские ремесленники в XVIII веке из коконов шелкопряда, окрашивая их натуральными красителями.» [Эдуард Родити] [2]

22.Джорджо Моранди. Цветы. 1920. Частная коллекция. Source. В раме: facebook

Моранди несколько периодов жизни уделил теме цветов. Одна из лучших картин художника «Цветы» 1920 года стала прототипом для последующих композиций с изображением цветов.

По легенде Джорджо Моранди часто отправлялся во Флоренцию, чтобы посетить Уффици, где он пытливо разглядывал букеты цветов в вазах, которые ангелы подносят восседающей на троне Богоматери в композиции «Маэста» Джотто, обращение к которому во времена Моранди считалось практически обязательным для художника.

23.Фрагмент картины. Джорджо Моранди (1890-1964). Натюрморт. 1953. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by Tatiana Gorbutovich / Картина полностью: facebook. Эта картина изначально планировалась на каталог выставки, но из-за ограниченности финансов использовали другой натюрморт

Джорджо Моранди:

Мои произведения не столь многочисленны, однако я никогда не задумывался над этим и, честно говоря, этот аспект меня вовсе не интересует. В целом на сегодняшний день, думаю, я выполнил около шестисот картин, а сейчас, когда у меня появились серьезные проблемы со зрением, пишу только четыре или пять в год.

---Я всегда был сосредоточен на куда более узкой гамме сюжетов, чем большинство художников, потому и опасность повториться была для меня гораздо сильнее. Думаю, я сумел ее избежать, посвящая больше времени тому, чтобы построить свои картины как вариации на ту или иную из этих немногочисленных тем. Кроме этого, я всегда жил спокойной и обособленной жизнью, у меня никогда не было особенного желания соревноваться с другими современными художниками ни в том, что касается производительности, ни относительно выставок.

24.Белая дорога. Индийская бумага. Офрт на меди. На выставке: Частное собрание, Рим. Здесь изображение: Музей Моранди в Болонье / MAMbo - Museo d'Arte Moderna di Bologna

Эдуард Родити: Вы только что сказали, что никогда не желали брать на себя ответственность советовать и учить, тем не менее преподавали гравюру в технике офорта на протяжении многих лет.

Джорджо Моранди: Я согласился только потому, что эта дисциплина предполагала преподавание одной лишь техники.

25.Белая дорога, 1933. Медь. Национальный институт графики, Рим. Изображение: MAMbo - Museo d'Arte Moderna di Bologna / На выставке было несколько оригинальных гравировальных досок.

Эдуард Родити: До сих пор в ходе нашей дискуссии вы цитировали только великих живописцев и ни разу – ни одного из признанных мастеров офорта. Не означает ли это, что вы все время считали себя скорее живописцем, чем мастером офорта?

Джорджо Моранди: Что касается меня – это одно и то же, разница только в практических формах выражения.

Эдуард Родити: Я полагаю что в любом случае обучение технике офорта не предполагает дискуссий о сущности и целях искусства, как в ситуации с преподаванием живописи. В большинстве академий офорт преподается как своего рода второстепенная дисциплина, то есть скорее как техника, чем как стиль.

Джорджо Моранди: Именно по этой причине я и выбрал преподавание офорта.

26.Пейзаж (Дворик на виа Фондацца). 1935. Собрание Мерлини (на хранении в Музее Моранди, Болонья/ Музеи Болоньи). Photo by Tatiana Gorbutovich

Моранди долгие месяцы проводил в городе. Ему не хватало прямого контакта с природой Апеннин в окрестностях Болоньи, и он сосредоточился на пространстве двора, который мог рассматривать из окна своей комнаты-мастерской. Произведения на эту тему были названы «Дворик на виа Фондацца». На выставке представлены две работы из этой серии.

По времени создания и стилю этот «Дворик на виа Фондацца» относится к периоду напряженных живописных поисков, которые Моранди вел в 1930-х годах. Эта картина была отобрана для первой важной ретроспективной выставки Моранди на III квадриеннале итальянского искусства в Риме в 1939 году.

27.Дворик на виа Фондацца. 1958. Музей Моранди, Болонья/ Музеи Болоньи / Cortile di via Fondazza. Giorgio Morandi. 1958, Oil on Canvas, 30.6 x 40.5 cm. Museo Morandi. via

Эдуард Родити: До меня дошли слухи, что у вас есть длинный лист ожидания с именами тех, кто приходит к вам, чтобы купить одно из произведений, и не находит ничего готового.

Джорджо Моранди: Это не совсем верно. Но, безусловно, мне немного жаль, что я не в состоянии удовлетворить постоянный спрос на мои картины.

28.Пейзаж приближается к натюрморту, а натюрморт к пейзажу. Photo by Tatiana Gorbutovich

Джорджо Моранди:

Единственное, о чем я мечтаю, – наслаждаться миром и спокойствием, которые нужны мне, чтобы работать, однако я лишился душевного покоя с тех пор, как два года назад получил премию на Биеннале в Сан-Паулу. Сейчас ко мне ежемесячно является больше посетителей-иностранцев, чем в иные времена моей жизни за десять лет. Мне стало трудно писать: все эти гости, вместе с письмами, на которые мне приходится отвечать, отнимают у меня много времени.

29.Натюрморт. 1963. Холст, масло. Частное собрание. Photo by Tatiana Gorbutovich

Джорджо Моранди:

Мне повезло в том плане, что жизнь прошла спокойно. На мою долю выпало лишь в очень редких случаях покидать Болонью, мой родной город, как и область Эмилия. Так, например, за границей я был всего два раза, один из них – пару лет назад, когда пересек границу со Швейцарией, чтобы посетить в одном курортном городе на берегу итало-швейцарского озера художественную выставку. Кроме того, я говорю только народном языке, как вы сами можете убедиться, и читаю только итальянские газеты.

30.Пейзаж. 1963. Холст, масло. Частное собрание. Photo by Tatiana Gorbutovich

Джорджо Моранди:

Мои натюрморты того времени остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы то ни было метафизические, сюрреалистические, психологические или литературные размышления. Мои манекены для модисток – такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ, легендарных или мифологических персонажей. Для этих работ я выбрал обыкновенные названия – «Натюрморт», «Цветы», «Пейзаж».

31.Морандиевские места. Этой фотографии на выставке не было / Photo Credit: Paolo Righi - Meridiana Immagini. Via: MAMbo - Museo d'Arte Moderna di Bologna

Джорджо Моранди:

Я считаю, что нет ничего абстрактнее, ирреальнее того, что мы видим. Нам известно: все, что мы, будучи людьми, можем увидеть в объективном мире, на самом деле существует не таким, как мы это видим и воспринимаем. Материя существует, безусловно, но она не несет никакого собственного внутреннего смысла, как тот, что мы приписываем ей. Мы можем только знать, что чашка – это чашка, а дерево – это дерево.

32.Натюрморт. 1942. Частное собрание, Болонья. Photo by Tatiana Gorbutovich

Улучшение от мастера. Этот «Натюрморт» 1942 года художник подарил Карло Лудовико Раггьянти – одному из наиболее близких ему критиков. Моранди отрезал ножницами верхнюю часть этой картины. Это исключительный и единственный случай, о котором нам сообщает пометка, сделанная Раггьянти рядом с воспроизведением «Натюрморта» в его книге «Искусство, работа, способность видеть». Он пишет: «В беседе Моранди выразил беспокойство по поводу того, что в верхней части композиции предметы располагались несколько разреженно, и на глазах у изумленного друга снял холст с рамы, схватил огромные портновские ножницы и быстро отрезал верхнюю часть. Посмотрев на то, что получилось, на расстоянии вытянутой руки, он сказал: “Так лучше”. Затем протянул мне свернутый холст и прибавил: “Храните его у себя”».

Несмотря на свою историю, это произведение совсем не воспринимается как фрагмент.

33.Герберт Лист /Herbert List. Джорджо Моранди в своей мастерской в Болонье. 1953. Фотография открывала выставку

Эдуард Родити: Вы могли бы посоветовать молодому художнику следовать стезей мастеров современного беспредметного искусства или же у скорее, вернуться, как это предлагают многие живописцы, к фигуративному искусству?

Джорджо Моранди: Когда я был молодым, я никогда не чувствовал потребности в советах такого рода. Единственным источником художественного образования для меня всегда было изучение произведений искусства – как работ мастеров прошлого, так и моих современников, которые могут дать ответы на наши вопросы, если, конечно, мы сформулируем их правильно. Но молодые художники, действительно заслуживающие права называться этим именем и нашего к ним внимания отказались бы, и совершенно справедливо, принять любые с легкостью выдаваемые советы, подобные тому, о котором вы говорите. Я уважаю свободу индивида, в особенности художника, и, следовательно не мог бы быть даже мало-мальски полезен как гид или инструктор, да я и не хотел бы быть им, даже когда меня просят об этом. Когда почти все итальянские художники моего поколения были озабочены тем, не слишком ли они «современные» или «интернациональные» в их стиле, или, наоборот, не являются ли они недостаточно «национальными» или «имперскими», меня еще оставляли в покое - видимо, потому, что мне хватало негромкого признания, я никогда к нему не рвался. Моя сдержанность поэтому послужила мне защитой, и в глазах великих инквизиторов итальянского искусства я оставался не кем иным, как неким провинциальным профессором гравюры в технике офорта в Академии изящных искусств в Болонье.

34.О выставке и о Джорджо Моранди рассказывает Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения, куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890-1964» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Источник видео: morandi.lenta.ru

Некоторые другие фотографии с выставки – альбом 27 фотографий: facebook.com/gorbutovich

Примечания:[1] В цитируемой книге: "ранних пейзажей", но на московской выставке были показаны пейзажи далеко не ранние.[2] Если я правильно поняла, что это слова Родити. Это текст на выставочном стенде (каталог, в котором напечатан полный перевод интервью не покупала).

Источники:[*] Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса / The Concise Oxford Dictionary of Art and Artists. Edited by Ian Chilvers. Oxford University Press, 1990, 1996 Пер. с англ. – М.: Радуга, 2004. Стр. 381Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Выставка Джорджо Моранди. 1890-1964Аудиогид по выставке Джорджо Моранди. 1890-1964Материалы выставки, каталог выставки, лекция куратора Виктории Эммануиловны Марковой, другие публикации.

Некоторые ссылки:Том Бирченоф. Джорджо Моранди: мастер тишины // Журнал «Третьяковская галерея» (раздел Международная Панорама). 2008, № 04. pdf. В статья о Моранди по итогам выставки Джорджо Моранди, проходившей осенью 2008 года в Музее Метрополитен в Нью-Йоркеhttp://morandi.lenta.ruХудсовет. Виктория Маркова. Ретроспектива Джорджо Моранди в ГМИИ имени Пушкина. Телеканал «Россия-Культура». 26.04.2017[Spoiler (click to open)]В Музее имени Пушкина выставлены почти сто работ знаменитого Джорджо Моранди. Телеканал «Россия-Культура». Эфир от 25.04.2017Мастер тишины: в Пушкинском открылась выставка Джорджо Моранди. Вести.ru / Вести-Москва. 25.04.2017Жизнь как натюрморт, Моранди как ристретто. Дарья Курдюкова, корреспондент "Независимой газеты" // Независимая газета, 26.04.2017Сладкая жизнь и немного кубизма. Ретроспектива Джорджо Моранди в ГМИИ им. А.С. Пушкина приюблизилась к идеалу. Жанна Васильева // Российская газета - Федеральный выпуск № 7264 (98), 03.05.2017Выставка Джорджо Моранди ждет своего зрителя. Классик ХХ века был принципиально однообразен. Ольга Кабанова, Ведомости, 25 апреля 2017 / Статья опубликована в № 4310 от 26.04.2017 под заголовком: Настойчиво склоняет к созерцанию

gorbutovich.livejournal.com

Джорджо Моранди - Биография художника, известные произведения, выставки

Джорджо Моранди (итал. Giorgio Morandi, 20 июля 1890, Болонья — 18 июня 1964, Болонья) — итальянский художник, живописец и график, предвестник минимализма, прошедший в художественном поиске этапы футуризма, кубизма, абстракционизма, мистической живописи.

Особенности творчества Джорджо Моранди: художник, всю жизнь писавший натюрморты и пейзажи, собиравший в мастерской предметы разной формы и изображавший их десятки раз в различных комбинациях. Все предметы Моранди освобождал от наклеек, рисунков и этикеток, оставляя чистую форму. Композиционные решения, колористическая гамма, монументальность и осязаемость предметов на его картинах — это и влияние Сезанна, и мощная связь с художниками-итальянцами эпохи Возрождения, Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, и с Караваджо.

Известные картины Джорджо Моранди: «Метафизический натюрморт» (1918), «Натюрморт» (1918).

Джорджо Моранди — художник, проживший всю жизнь затворником, в одном городе, в одном доме вместе с сестрами. Его называли «монахом», он спал и писал бесконечные натюрморты в одной комнате. Здесь же хранились чашки, бутылки, кувшины, вазы, выкрашенные бруски, манекены, которые он все эти годы изображал в разных комбинациях, часами расставляя в нужные архитектурные ансамбли. «У меня есть тайная страсть — живопись. И мне с этим нормально живется», — говорил Моранди. Все это называют сейчас «мифом Моранди». Стерильная история, избавленная от неудобных и непривлекательных моментов. На первый взгляд, все события не такой уж насыщенной биографии художника, связаны именно с живописью. Но он же был итальянцем, пережившим две мировые войны и фашистский режим. Только уже в 21 веке появляются исследования, безжалостно перерисовывающие образ деревенского затворника.

До первой войны

Джорджо Моранди был старшим ребенком в семье. Когда в 1909 году умирает отец семейства, 19-летний Джорджо, студент Академии изящных искусств Болоньи, берет на себя заботу о матери и трех сестрах (младшей всего три года). Художественная жизнь Болоньи — консервативное болото, мирно плещущееся в традициях 600-летней выдержки и не принимающее никаких свежих течений. Поэтому собственные изобразительные исследования студента Моранди приводят преподавателей Академии в ужас. Даже копирование Рембрандта здесь — ересь. А статьи об импрессионизме и кубизме в журнале La Voce, с черно-белыми репродукциями (которых юному Моранди, впрочем, вполне достаточно) — непростительное падение.

После обучения Джорджо ждут Рим, Венеция, международные выставки с залами Ренуара и Коро и собственные — в компании римских футуристов. На жизнь он пока зарабатывает преподаванием: учителем рисования в начальной школе Моранди проработает еще 15 лет.

В армии 25-летний Джорджо Моранди проведет всего несколько месяцев — его комиссуют с нервным срывом.

Между первой и второй войной

Американская художница Жанет Абрамович, бывшая ученица Моранди, в 2005 году написала первое биографическое исследование об учителе, разыскала письма, документы, опросила болонских знакомых живописца. Художник, после смерти которого 50 лет исследователи только собирали каталоги его работ и целомудренно обходились искусствоведческими исследованиями, наконец получает полноценную биографию. И «миф Моранди» начинает рассыпаться.

С приходом к власти в Италии фашистской партии авангардный художник Джорджо Моранди вдруг начинает получать заказы и должности, участвовать в биеннале и квадриеннале. С 1930 профессор Моранди возглавляет кафедру офорта в Академии изящных искусств Болоньи. Друзья, художники и журнальные критики, знакомят его с самыми состоятельными и влиятельными коллекционерами страны — и его архитектурные, лаконичные натюрморты входят в моду.

Интеллектуальная фашистская элита первой взялась за создание удобного, собственного мифа Моранди. Для его неформатной и политически нейтральной живописи придумали название «чистая», отметая все французские постимпрессионистские, футуристические, кубистические, любые авангардные влияния и совпадения. В иконографию жестко отцензурированных, конъюнктурных образов и сюжетов Моранди тем не менее не вписывался: художники, принявшие режим, писали военные полотна, прославляли материнство, обязательно строили картину вокруг воодушевленной человеческой фигуры. А он, упрямый одиночка, строит города из бутылок и ваз.

Так не могло продолжаться долго. С приближением войны ужесточается политическая цензура, сужается круг допустимых художественных вольностей. И сразу после грандиозного успеха, победы в квадриеннале, премии в 50 тысяч Моранди переводят в новый статус: бывшие друзья-критики предают и пишут разгромные рецензии, выставочные залы для него закрываются.

С началом войны Джорджо Моранди уезжает в деревню Гриззанна, в загородный родительский дом, где теперь живут его сестры.

После второй войны

Технику офорта Моранди изучил самостоятельно еще будучи студентом Академии. До 1956 года он остается преподавателем Академии, в его класс стремятся ученики из разных стран, его признают лучшим гравером Италии. После победы в Венецианской биеннале в 1948 году художник категорически отказывается показывать работы на родине, до сих пор не покидавший пределов страны, наконец побывает в Париже. А вернувшись домой, сотрет пыль со своих ваз, чашек и бутылок — и будет расставлять их на столе, изобретая новые композиционные сочетания и называя каждую новую картину так же, как и сотни предыдущих: «Натюрморт». В первые послевоенные годы новые политизированные критики, как и свергнутые политизированные, будут упрекать художника в элитарной отстраненности и нежелании участвовать в жизни народа. Со временем его биографию вычистят от фашистских связей и сотрут цитаты из про-фашистских арт-журналов. Начнет складываться «миф Моранди», в котором действительно правдивым при любых политических режимах остается одно: художник был уверен, что живопись не должна иметь никакого отношения к политике. Ни разу не изменив своим художественным принципам, Моранди оставил потомкам свободу жонглировать фактами его биографии как вздумается, но никакой возможности воспользоваться его картинами в своих интересах.

Моранди умрет от рака легких, когда ему будет 74 года. В том же городе и в том же доме, где он родился.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Джорджо Моранди. Простота и гармония

1f77168295a6f03ec7e8ca532ccb477a

Даже в самом простом на вид предмете настоящий художник может достичь вершин изобразительного мастерства и той глубины чувствования, которая находит в нас мгновенный отклик»

Джорджо Моранди

Джорджо Моранди (итал. Giorgio Morandi, 1890–1964) – выдающийся итальянский художник, чьё творчество характеризуется как совершенно самостоятельное явление в искусстве ХХ века.

В знаменитом, благородном и ученом итальянском городе Болонья на Виа Фондацца находится Дом-музей известного во всем мире художника – Джорджо Моранди. Здесь он родился, прожил всю жизнь и написал большинство своих картин. Всецело погруженный в собственное творчество, он, практически, не покидал этот родительский дом и выезжал за границу всего лишь дважды и то в последние годы жизни. Благодаря сестре Марии Терезе Маранди, сегодня тут можно увидеть значительную коллекцию картин художника, его книги, письма, документы, и, конечно, его мастерскую-лабораторию: просторное помещение с окнами во двор, наполненное кувшинами, вазами, бутылками, чашками, коробками, графинами, сосудами, раковинами – теми предметами, которые в разных сочетаниях он рисовал постоянно, из года в год. Эти, намеренно простые и обычные вещи, лишенные какой-либо символической значимости, в живописи художника выполнены с такой проникновенностью, что становятся воплощением абсолютного пластического начала и художественным решением той творческой задачи, которую самостоятельно поставил перед собой мастер.

Академическую живописную школу Моранди изучал в Болонской Академии изобразительных искусств. Он увлеченно исследовал традиции итальянского Возрождения: «Среди средневековых художников меня особенно интересуют тосканцы, – напишет Моранди в своей автобиографии, – прежде всего Джотто и Мазаччо. Что же касается современных художников, я считаю, что Коро, Курбе, Фаттори и Сезанна можно справедливо назвать наследниками славных традиций итальянской художественной школы». Кроме того, в письмах разных лет, Моранди упоминает о тесной связи своего мироощущения с творчеством Пьеро делла Франческа, Беллини, Тициана, Франсиско де Сурбарана и Шардена. В первое десятилетие после окончания Академии Моранди активно рисует, создает образные композиции, автопортреты, пейзажи, самостоятельно изучает гравюру и, одновременно, преподает рисование в начальной школе, участвует в коллективных выставках и творческих группах. Впоследствии Моранди уничтожит большую часть своих ранних работ, но, например, сохранившийся «Пейзаж», 1913, определяет художника как изысканного колориста. Цветовая гамма этой работы созвучна импрессионизму , она наполнена тончайшими нюансами и переливами света, в ней столько тепла, солнца и радости, что любоваться ей можно бесконечно. Натюрморты 1916–1920-х годов написаны Моранди в пределах метафизического направления, в них на языке классической живописной традиции художник решает проблему пространства и пластической формы. Уподобляя свои натюрморты академической штудии, он, прежде всего, стремился выявить в них реальный предмет.

В 1930 г. Моранди возвращается в Академию уже в качестве профессора и до 1956 г. преподает гравюру. Его заслуженно считают одним из лучших европейских мастеров гравюры, сравнивая с Рембрандтом («Деревья перед домом», 1933; «Белая дорога», 1933; «Пейзаж с большим тополем», 1927; «Вид на Монтаньоле», 1932). Работая «черным по белому», Моранди применяет сложнейшую технику вытравливания поверхности с использованием кислоты и грунта, который готовит самостоятельно. Он демонстрирует высокое мастерство поперечной штриховки, с помощью которой добивается передачи 12 различных оттенков серого и черного. Но несмотря на искреннее признание и художников, и критиков, и зрителей, Моранди старается отгородиться от мирской суеты и целиком погружается в собственное творчество.

Работая в технике масляной живописи и офорта, Моранди сосредоточился на очень простом мотиве – всего несколько сосудов при различном освещении, под разными углами зрения. Художник обращается к сфере обыденного восприятия. Творчески осваивая эту сложную тему, Моранди стало очевидно, что первоначально предмет должен просто быть, физически присутствовать в мире, а задача художника как раз и состоит в способности передать конкретное и неосязаемое ощущение восприятия. Поэтому в новых работах (натюрморты, созданные в 1948–1962 гг.) мы не находим никакого повествования, но при всей своей абстрактности они кажутся абсолютно понятными, гармоничными и осязаемыми. Перед нами изображения полностью осознанных моментов, передающих опыт созерцания, или самопознания. Это не размышления о вещах, ведь предметы в композициях могли быть иными, это философское со-бытие, когда незримое присутствие художника в одном пространстве с изображаемыми объектами сообщает живописи фантастический магнетизм.

Поздние творческие работы Моранди прочно связали восприятие и личность художника, они приблизили нас к объяснению иного художественного мышления, позволяющего раскрыть пластическую чистоту конкретного образа силами внутреннего мира художника.

sq_bl Елена Жирова.

 

art-storona.ru

Натюрморты Джорджо Моранди - Заметки искусство_еда

1943. 30х45

1948. 36x50

1963. 19,5x24,5

Имя Джорджо Моранди (1890-1964), безусловно известное среди специалистов, отчасти знакомо и более широкому кругу зрителей.

Чаще всего Моранди упоминают как одного из представителей так называемой «метафизической живописи», ставя его имя в ряд последователей Де Кирико. Это мало соответствует действительности, так как «метафизический» этап (1916-19) был непродолжительным в творчестве Моранди, и главные достижения художника относятся к 1940-началу 1960-х годов.

В 1989 году ретроспективную выставку Моранди (до сих пор единственную в нашей стране) экспонировали сначала в Эрмитаже, а затем повезли в Москву, где с ней чуть не случился казус…

Принимающей стороной выступил Союз Художников СССР, хотя по статусу выставке больше подходил Пушкинский музей. Однако, вместо того, чтобы предоставить Моранди свои лучшие залы в Центральном Доме Художника (на Крымском валу), руководители СХ СССР (видимо просто не понимая, кто такой Моранди) отправили выставку в филиал ЦДХ – крошечный зальчик на Кузнецком, 20.

Мне повезло тогда участвовать в приеме выставки и я хорошо помню, как буднично и рутинно было сказано руководством выставочного отдела ЦДХ в ответ на мое изумление: – Ну, поезжайте, осмотритесь. Там делают неплохие персональные выставки, а у Моранди живопись камерная, как раз для такого зала… Словом, оказали любезность неплохому художнику!

Приехавшая итальянка, куратор выставки, растеряно улыбаясь, обошла зальчики Кузнецкого, 20 и, раскрыв роскошный каталог Моранди, спросила: – Это действительно хорошее место для выставки одного из классиков европейской живописи XX века? Ну, что же, будем распаковываться…

Мы с переводчиком были еще очень молоды и сразу ответили ей, что произошла какая-то ошибка, накладка, что распаковываться не нужно, сейчас всё выяснится. Побежали по очереди звонить: он в секретариат Союза Художников, я – в ЦДХ. Удивительно, но наш напор возымел действие – что-то там наверху скрипнуло, сдвинулось и как-то очень шустро развернулось – на следующий день нашлись и залы в ЦДХ, и средства для достойного оформления экспозиции.

Не могу сказать, что на Моранди в ЦДХ народ повалил. Нет, в двух больших залах на третьем этаже было немноголюдно и просторно. Но выставка стала событием и откровением для тех, кто знал о Моранди лишь по репродукциям. Небольшой тираж итальянского каталога разошелся исключительно среди начальства, а я свой получил еще в тот, сумбурный весенний день на Кузнецком. Из него эти репродукции.

1940. 42х53

1948. 45x35

1949. 25x35

1951. 28x52

1956. 33x38

1957. 27x40

1959. 25x35

1960. 30x40

1963. 20,5x35,5

1963. 30x35

1964. 25,5х30,5

Джорджо Моранди

1-9-6-3.livejournal.com

Гид по выставке: как смотреть картины Моранди

В Пушкинском все лето работает выставка итальянского живописца Джорджо Моранди под кураторством Виктории Марковой. «Афиша Daily» объясняет, как смотреть на натюрморты Моранди и почему он один из важнейших художников XX века.

О личности Моранди

Моранди — удивительный феномен. Его образ жизни не характерен для персон из учебника по истории искусств, и вообще нетипичен для XX века. Моранди не был богемным художником — напротив, он вел обычную жизнь и проводил свое время так, как все обычные жители Болоньи. С личной жизнью у него не сложилось: он делил дом с тремя сестрами, которые полностью отдали себя ему. А Моранди, в свою очередь, всего себя отдал творчеству, ни на что больше не отвлекаясь.

О роли Сезанна для искусства XX века

Раннее творчество Моранди принято относить к метафизическому направлению, важному для итальянского искусства начала XX века. В юности Моранди работал в духе творчества Карло Карра и Джорджо де Кирико, но вскоре он стал искать свой собственный путь. Произведения раннего периода на выставке в Пушкинском представлены тремя картинами.

В начале XX века живопись впервые не просто переживает временный кризис, но и теряет роль главного итальянского искусства, язык которого сформировался еще на рубеже XIII и XIV веков. В его основе лежала литература — включая такие великие имена, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка. С XVIII века изобразительному искусству в Италии отводится главная общественная роль. В XIX веке эстафета передается, и главным национальным искусством становится опера.

Перелом в изобразительном искусстве происходит благодаря открытию французской живописи — Пуссену, Курбе, Жерико и Сезанну, которые составляли одну линию. Ключевую фигуру для всего XX века представлял собой Сезанн, именно он показал, что импрессионизм себя изжил. Импрессионистам удалось перевести жизнь на язык чистой и поэтичной живописи, но вместе с тем они сводили живопись к сиюминутному ощущению, уничтожая ее основы. Сезанн же смог вернуться к основам классической живописи.

Джоржо Моранди в мастерской. Около 1950 года

© Ansa/Archivi Fratelli Alinari, Firenze

О пути итальянского искусства начала прошлого века

В начале XX века итальянские художники начали открывать для себя Сезанна и других французов. В стране стали появляться журналы, рассказывающие о новых направлениях в искусстве и печатавшие французские репродукции. Кроме того, французские живописцы посещали Венецианскую биеннале — там же с ними познакомился и Моранди, который на протяжении всей своей жизни кроме итальянской Швейцарии почти никуда не ездил. Даже в Рим из своего дома в Болонье, где он постоянно и жил, и работал, он отправлялся только ради того, чтобы увидеть Караваджо и Пьетро делла Франческа — остальные классики — Боттичелли, Рафаэль — его не очень волновали.

Открыть итальянцам собственную классику и увидеть абсолютную ценность в итальянском возрождении помог Сезанн. Этому пути следовали Карра и де Кирико, пусть для последнего это и не было так явно. Некоторые работы Карры очень сильно напоминают Пьетро делла Франческа — показательного художника для итальянского XV века, чья живопись сосредоточена на пластике, композиции пространстве. Для таких новаторов первого-второго поколения Возрождения были очень важны перспектива и перспективные построения: именно так они искали новые пути в искусстве.

Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция

О сути итальянской живописи

Чтобы понять суть искусства Моранди, нужно разобраться с тем смыслом, который имело обращение итальянцев в XX веке к собственным истокам. Начиная с эпохи Возрождения и дальше главная проблема, которая волновала итальянских живописцев, — это взаимодействие пространства и пластической формы. Ее в разных школах решали по-разному — совсем как математическую задачу. Разные решения формировали разные языки и разную образную ткань.

Первым проблему формы поставил Джотто. Каждая его работа в некотором смысле представляет собой раму в пространстве, внутри которой помещены фигуры. В отличие от византийского искусства с его бестелесностью, фигуры Джотто имеют объем как скульптуры. До Джотто иконы представляли собой скорее знак и символ, в этих картинах не было действия и как будто не было окружающего мира. А в работах Джотто появилась драматургия. Он не только показывал сюжет, но и будто бы превращал происходящее в театр. Так итальянцы сумели заставить живопись — искусство вневременное — жить во времени.

Проблема формы показательна и для итальянского натюрморта. По-новому эту проблему обозначил Караваджо: в отличие от Джотто, он не прописывал пространство детально, а мог просто наметить фон плоскостью и поместить внутри него объемное тело. У Караваджо есть картина-манифест «Корзина с фруктами», где фактически нет пространства, нет стола. Вместо этого намечено только боковое ребро, однако возникает иллюзия, будто это пространство есть: потому что Караваджо подчеркивает его тенью.

Конечно, искусство — это не только форма, но недооценивать значение формы неправильно. Понимание пластики формы было главной проблемой европейского искусства в целом. Показательно, что за пределами Италии пластику так же глубоко понять не удалось. В немецкой и французской живописи проблема формы, например, может вообще отсутствовать. Многим мировым художникам не удалось простроить этого пространственного отношения внутри своей живописи. Может быть, в этом и есть особенность итальянского мышления.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин

О значении натюрморта для Моранди

В интервью 1953 года Моранди подчеркивает важность того момента, когда он открыл для себя Сезанна. При этом именно Сезанн начинает впервые после импрессионистов заниматься натюрмортом. Из импрессионистов только Ренуар немного занимался натюрмортом, хотя и не уделял ему большого значения. Такой расклад неслучаен: натюрморт — это упражнение с бессюжетной пространственной формой, где сюжет не заслоняет живопись. А для Моранди суть живописи составляла именно форма.

Так складывается путь Моранди в истории искусства XX века: он идет в том направлении, которое наметил Сезанн, обращается к своим национальным классикам, например Пьетро делла Франческа, и выбирает в большей степени натюрморт, чем пейзаж (в отличие от Сезанна, у которого все было наоборот: пейзаж ему был интереснее). Моранди видит в натюрморте чистое пространство и чистую форму. В то время как многие художники в начале XX века уходили в чистый формализм и абстракцию, Моранди в их ряду находит свой собственный путь, придерживаясь фигуративного языка.

Моранди говорил, что признает только искусство для искусства, а не ради политики, ради языка и так далее. Он выбирал фигуративное искусство, и оттого кажется, будто бы изображал обыденный мир. На самом деле этот обыденный мир его не интересовал. Мы знаем, как он собирал композиции для своих картин: он покрывал свои сосуды и изящные фарфоровые вазочки гипсом и темперой, красил их в разные цвета. Так он уходил от их бытового смысла и упрощал их.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло

© Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

О скромности Моранди

Искусство обманчиво своим сходством с окружающим миром. В этом смысле музыка как будто бы проще для восприятия: она уже заранее готовит нас к абстракции, предлагая чистый мир звука. Моранди из своей живописи будто бы создает музыкальную композицию на взаимодействии ритмики и форм, передавая так свое видение жизни. Может показаться, что всю свою жизнь он писал одно и то же, но совершенно по-разному.

Искусство Моранди отражает все события, что случились в мире за время его жизни. За любовь к затворничеству его называли монахом в келье. При этом монах из кельи участвовал в Первой мировой войне, прошел через эпоху фашизма, Вторую мировую войну. Пока он боролся за свою творческую независимость, пришлось прожить небезоблачную жизнь. Моранди никогда не писал для заработка, жил очень скромно. Работал он очень медленно, создавая всего несколько работ в год. Однажды к нему в мастерскую пришел Антониони, чтобы купить у него картину, в итоге великий деятель кинематографа ушел ни с чем — Моранди сказал, что на продажу ничего нет.

В XX веке искусство было предельно ангажировано — не только в период тоталитаризма, когда в Италии масса художников была коллаборационистами, но и в более сложном смысле — искусство быстро развивалось, а многие художники поддавались влиянию различных стилей и направлений. Моранди же удалось сохранить чистоту своего стиля и не идти на компромиссы. В начале своего пути он был на короткий период связан с метафизикой, но после этого за всю свою жизнь не испытывал никакого влияния других художников или художественных групп. В этом смысле Моранди — это не Пикассо.

Редакция выражает кураторам ГМИИ благодарность за помощь в подготовке материала.

Выставка

Джорджо Моранди 4.1 из 5

★★★★★

★★★★★

Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!

Не пропустите самые важные, интересные и веселые статьи недели. Подпишитесь на Афишу Daily

daily.afisha.ru


Смотрите также