Альфонс Муха: жизнь и творчество художника. Картины муха


Картины Альфонса Мухи, биография художника

Альфонс Муха (чеш. Alfons Maria Mucha; 24 июля 1860, Иванчице — 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво.

Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 6×8 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер — он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар.

Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда».

Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Даже сейчас именно в стиле Мухи создаются модные принты для одежды и аксессуаров, разнообразная полиграфическая продукция и даже татуировки.

Случайная известность художника Альфонса Мухи

1893 год. Близится Рождество. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Единственным доступным художником в предпраздничные дни оказывается некий Альфонс Муха, который соглашается выполнить заказ.

Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Сара Бернар была в таком восторге от его работы, что заключила с Альфонсом Мухой шестилетний контракт. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Именно такой, какой она сама себя представляла — молодой и стройной. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи.

Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.

Под счастливой звездой

Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896; «Медея», 1898; «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи»: страстные, чувственные, нежные, иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4).

Муха быстро стал душой парижского светского общества. Одним из его близких друзей был Поль Гоген, да и со многими другими художниками у Мухи сложились приятельские отношения. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Художник больше не нуждался в деньгах и смог позволить себе купить любую красивую вещь, попадавшуюся ему на глаза (из-за чего квартира художника больше напоминала музей). Казалось бы, оставалось только жить и радоваться…

Но как же Альфонс Муха устал от всего этого! От того, что здесь его называют Мюша. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок… Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине.

Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра. Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств.

В 1887 году Альфонс Муха переедет в Париж и будет учиться в двух самых известных и престижных художественных школах того времени — Академии Жюлиана и Академии Коларосси. Но на этом сказка закончилась. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного, и молодой художник быстро оказался на мели. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Знакомство с Сарой Бернар и внезапная известность позволили художнику вновь уверовать в свою счастливую звезду.

Две любви художника Альфонса Мухи

Несмотря на резко выросшую популярность, Муха, в отличие от многих своих коллег, не пользовался ее легкими плодами. Женщин в его жизни было очень мало, и о своих романах он не распространялся. По сути, до 43 лет художник жил аскетом. В частности, из-за того, что во француженках он не мог найти ничего родственного, созвучного своей славянской душе. Здесь Мухе снова повезло: судьба нашла его сама. Юная Мария Хитилова, приехавшая в Париж из Праги в 1903 году, увидела художника в театре и влюбилась. Она сама устроила их первую встречу и оставалась рядом с Мухой до самой его смерти.

В письмах своей любимой Марушке художник признавался, что до этого любил лишь однажды, в 16 лет. Но тогда жизнь его возлюбленной унесла болезнь. Муха женился на Марии в 1906 году. Свадьбу они сыграли в маленькой чешской деревушке, вместо того, чтобы устроить пышное торжество в Париже.

К тому времени художник Альфонс Муха уже отчетливо понимает, что должен во что бы то ни стало вернуться в Чехию. До этого момента большая часть его работ обожествляла и идеализировала образ западной женщины. Но после знакомства с Марией все эти томные и сексуальные красавицы отходят на второй план. К тому же, с начала ХХ века популярность модерна начинает стремительно падать. Художник снова оказывается в долгах и по совету Сары Бернар решает заработать денег в Штатах написанием картин с изображением жен миллионеров.

Момент прибытия Мухи New York Daily News отметила специальным выпуском на семи страницах. Но в Новом Свете художник был известен только как создатель афиш, а в качестве портретиста успеха не снискал. Однако судьба снова оказалась к нему благосклонной. На одном из приемов Муха познакомился с сыном миллионера Чарльзом Ричардом Крейном, который разделял панславянские идеи художника и вызвался профинансировать самую масштабную его работу — «Славянскую эпопею». Благодаря финансовой поддержке Крейна Муха наконец-то смог вернуться в родную Чехию и приступил к работе над циклом из двадцати громадных полотен, которая заняла около двадцати лет. Половину работ художник посвятил Чехии, а остальные — другим славянским культурам и знаковым событиям в их истории. Альфонс Муха завершил серию картин «Славянская эпопея» в 1928 году и подарил ее Праге. В 1937 году картины были спрятаны от нацистов, и долгое время никто понятия не имел, где они находятся. Полотна обнаружили только спустя 25 лет. С 1963 года они выставляются в замке Моравский Крумлов.

В марте 1939 года нацисты захватили Прагу. Альфонс Муха, который был широко известен своим патриотизмом и даже разрабатывал, как сказали бы сейчас, «фирменный стиль» независимой Чехословакии, был включен в список врагов Третьего Рейха. 78-летнего художника несколько раз арестовывали и таскали на допросы. Все это окончательно подорвало и без того слабое здоровье старика. Во время одного из допросов Муха сильно простудился и заболел пневмонией. И, тем не менее, счастье улыбнулось художнику в последний раз: он умер не в холодной камере, а в собственной постели рядом с любимой Марушкой.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

Альфонс Муха - картины, дизайны, иллюстрации и скульптуры (всего 151)

Альфо́нс Мари́а Му́ха (чеш. Alfons Maria Mucha; 24 июля 1860, Иванчице[en], Моравия, Австро-Венгрия — 14 июля 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии) — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер[en] и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво».

Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц; чеш. Ivančice, нем. Eibenschütz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»). По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.

После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Муха остался без средств к существованию. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. Здесь же, у Шарлотты, Муха познакомился с художниками Выспяньским, Веркаде, Мехоффером, Подковиньским и Слевиньским.

Иногда случались серьёзные заказы. Так, в 1892 году Муха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историка Шарля Сеньобоса. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением — «Славянской эпопеей».

Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Художник Альфонс Муха: виртуоз «искусства для всех»

24 июля исполнилось 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника, иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи.

В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого» — начала «серебряного» веков.

Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) — «стилем Мухи». Или — «модерн», «югендстиль», «сецесьон». «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире.

Альфонс Муха «Поэзия и танец» Альфонс Муха. «Поэзия и Танец», серия «Искусство». 1898

Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там художник и освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

23.jpg

После занятий в Мюнхене Муха переехал в Париж, где продолжил учёбу в Академии Коларосси и зарабатывал на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.

Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу. Альфонс сходил на спектакль и, под его впечатлением, набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, а стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью.

Когда Сара Бернар увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По её настоянию он получил место главного декоратора театра.

Вот так работа над плакатом моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже.

С Альфонсом подписали контракт на целых шесть лет, в течение которых из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям. Самые известные — «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.

Альфонс Муха. Рекламные плакаты спектаклей Сары Бернар, 1894-1898

В 1897 году во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а манера изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах.

Альфонс Муха. Серия «Времена года». Весна, Лето, Осень, Зима

Альфонс Муха. Утро, День, Вечер, Ночь, 1889

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор издаются в виде арт-постеров.

Альфонс Муха. Слева — афиша ХХ выставки *Салона ста*, 1896. Справа — реклама папиросной бумаги *JOB*

Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы. Вскоре Муха стал сотрудничать с ювелиром Жоржем Фуке, который по его эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения.

Альфонс Муха. Слева — золотой браслет для Сары Бернар, 1899. Справа — цепочка с подвесками, 1899-1900

В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций — от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги.

В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль — Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».

Альфонс Муха. Слева — Портрет жены Марушки. 1905. Справа — Портрет жены художника Марушки, 1917

В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян. С 1904 по 1913 гг. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.

Альфонс Муха. Отмена крепостного права на Руси, из цикла "Славянская эпопея«1914

Альфонсу Мухе довелось побывать и в России. Его персональная выставка тут состоялась еще в 1907 г., а в 1913 г. он отправился в Москву и Петербург, чтобы собрать материалы для «Славянской эпопеи». Большое впечатление на него произвели Третьяковская галерея и Троице-Сергиева Лавра. Муха был в доме художника Пастернака, когда там праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака.

Альфонс Муха

После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

46.jpg

Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX–XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров

.

Скончался Альфонс Муха 14 июля 1939 года — ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи.

Из: Изюминки, wikipedia

www.izbrannoe.com

Альфонс Муха: жизнь и творчество художника

Альфонс Муха — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Альфонса Мухи

Творчество художника

Картины Альфонса Мухи

Библиография

Биография Альфонса Мухи

Ранний период

Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivančice, нем. Eibenschütz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»). По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.

Жизнь в Париже

После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Муха остался без средств к существованию. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Впрочем, иногда случались и серьёзные заказы. Так, в 1892 году Муха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историка Шарля Сеньобоса. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением — «Славянской эпопеей».

Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ наафишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.

 Жисмонда

Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.).

От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах… Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.

времена года

Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи, иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра… В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.

В 1895 году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии, и Стриндберг. Начиная с 1897 года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. В 1900 году Муха принимает участие в отделке павильонаБоснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».

Снова домой

Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.

После образования в 1918 году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.

В 1928 году Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит её городу Праге. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Моравский Крумлов (доступна для осмотра с 1963 года).

К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 1930-х годов (период расцвета функционализма), а также в социалистический период его творчество считалось устаревшим и чрезмерно националистическим.

Патриотизм художника (не столько моравский или чешский, сколько общеславянский) был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов III Рейха — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру. После захвата Праги в марте 1939 года, Гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха был похоронен на Вышеградском кладбище.

Творчество художника

В центре своих плакатов Муха помещал идеализированный образ женщины: плавность линий, близость к природным формам, отказ от заостренных углов – эти характерные приметы Арт Нуво оставляли неизгладимое впечатление в сознании реципиентов.

Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

  • цветочные мотивы
  • орнамент
  • орнамент с использованием мифических существ
  • мифологическая символика

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Еще один мотив – символическое изображение подковы в увеличенном виде, с расписным орнаментом внутри.

Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет.

Библиография

  • Официальный сайт фонда А. Мухи(англ.)
  • Работы Альфонса Мухи
  • Альфонс Муха. Превращая «земное» в искусство
  • Альфонс Муха и его шедевры в стиле модерн
  • Около 300 работ Альфонса Мухи
  • Альфонс Муха(Славянская эпопея)
  • Альфонс Муха: Цветы и грезы Арт Нуво
  • «Славянская эпопея» Альфонс Муха
  • Veletržní palác (Kontakty)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, alfonsmucha.ru, advertiser-school.ru

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Альфонс Муха: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Альфонс Муха: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Муха Альфонс Картины биография Mucha Alphonse

Муха Альфонс Портрет

Муха Альфонс (Mucha Alphonse Maria) (1860—1939), чешский живописец, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). Родился Альфонс Мария Муха в городке Иванчице 24 июля 1860 года. Художественное образование получил в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. В 1887–1922 годах художник жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.

Апофеоз славянства Картина Альфонс Муха Апофеоз истории славянства1926 Славянская литургия Картина Альфонс Муха Введение славянской литургии1912 Праздник Свентовита Картина Альфонс Муха Праздник Свентовита1912

Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896; «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896; «Медея» Еврипида, 1898). Чешский живописец выступал и как дизайнер этих постановок; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги.

Славяне Художник Альфонс Муха Славяне на исконной Родине1912 После Грюнвальда Художник Альфонс Муха После Грюнвальдской битвы1924 После битвы Художник Альфонс Муха После битвы на Виткове1923

В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900;), которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров. Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна - стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма.

Принцесса Гиацинт Художник Альфонс Муха Принцесса Гиацинт1911 Рыцарство Художник Альфонс Муха Геральдическое рыцарство1910-е Мадонна лилий Художник Альфонс Муха Мадонна лилий1905

Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века работы художника экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Печенье Художник Альфонс Муха Печенье Лефевр Ютиль1896 Духи Родо Художник Альфонс Муха Плакат Духи Родо1896 Детское питание Нестле Художник Альфонс Муха Плакат Детское питание Нестле1897 Лунное сияние Mucha Лунное сиияние Утренняя звезда Mucha Утрення звезда Вечерняя звезда Mucha Вечерняя звезда

С середины 1920-х годов чешский живописец Альфонс Муха резко меняет направление своего творчества. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.

Декоративное панно из цикла «Звезды» (1902) и из серии «Времена года» (1896)

Северная звезда Mucha Ночь Северная звезда Весна Mucha Весна Лето Mucha Лето Осень Mucha Осень Зима Mucha Зима Танец Mucha Танец, 1896

Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апофеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.

Монако Альфонс Муха Монако и Монте-Карло1897 Зодиак Календарь Альфонс Муха Зодиак Календарь журнала Перо1896 Папиросная бумага Джоб Альфонс Муха Плакат папиросной бумаги Джоб1896 Фрукты Альфонс Муха Фрукты1897 Цветы Альфонс Муха Цветы1897 Саламбо Альфонс Муха Саламбо1904

smallbay.ru

Альфонс Муха – биография и картины художника в жанре Ар Нуво – Art Challenge

Муха Альфонс (Mucha Alphonse Maria), чешский живописец, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). Родился Альфонс Мария Муха в городке Иванчице 24 июля 1860 года. Художественное образование получил в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже. В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.

Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896; «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896; «Медея» Еврипида, 1898). Муха выступал и как дизайнер этих постановок; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги.

В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900;), которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров. Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна - стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма.

Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века работы Муха экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.

Муха Альфонс (Mucha Alphonse Maria), чешский живописец, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). Родился Альфонс Мария Муха в городке Иванчице 24 июля 1860 года. Художественное образование получил в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже. В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.

Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896; «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896; «Медея» Еврипида, 1898). Муха выступал и как дизайнер этих постановок; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги.

В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900;), которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров. Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна - стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма.

Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века работы Муха экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.

Сохранить

artchallenge.ru

Альфонс Муха. Графика и плакат: philologist

Николай Подосокорский (philologist) wrote, 2015-01-17 06:00:00 Николай Подосокорскийphilologist 2015-01-17 06:00:00 Альфонс Мариа Муха (чеш. Alfons Maria Mucha; 24 июля 1860, Иванчице, Моравия, Австро-Венгрия — 14 июля 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии) — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».

«Отче наш». А. Пиацца и Ко, Париж-1899

«Отче наш». Страница из книги, Париж-1899

6-й фестиваль 'Сокол'-1912

8-й фестиваль 'Сокол'-1910

Австрия на Всемирной выставке в Париже-1900

Афиша выставки в 'Салоне ста'-1896

Афиша выставки работ А.Мухи в 'Салоне ста'-1897

Афиша для Бруклинской музейной выставки-1921

Афиша для концерта Зденки Черны. Фрагмент-1913

Афиша региональной выставки в Иванчице-1912

Ветер принимает молодость. Дизайн для фасада 'Павильона человека' (нереализован)-1899

Время дня. Рассвет

Время дня. Сумерки

Время дня

Время суток. Вечерняя задумчивость-1899

Время суток. Дневной порыв-1899

Время суток. Ночной отдых-1899

Время суток. Утреннее пробуждение-1899

Гитаристка

Голова византийки. Блондинка-1897

Голова византийки. Брюнетка-1897

Девушка из Иванчице-1903

Девушка с мольбертом

Драгоценные камни-1900

Драгоценные камни-Аметист-1900

Драгоценные камни-Изумруд-1900

Драгоценные камни-Рубин-1900

Драгоценные камни-Топаз-1900

Дружба-1904

Женщина в цветах

Женщина с маргариткой-1900

Зодиак-1896

Издательство Ф. Чемпенос-1897

Иллюстрация журнала Wiener Chic-1905

Иллюстрация-1897

Искусство. Живопись-1898

Искусство. Музыка-1898

Искусство. Поэзия-1898

Искусство. Танец-1898

Календарь Champagne-1897

Календарь Chocolat Masson-Сезоны-Зима-1897

Календарь Chocolat Masson-Сезоны-Лето-1897

Календарь Chocolat Mexicain-Сезоны-Весна-1897

Календарь Chocolat Mexicain-Сезоны-Осень-1897

Календарь De la fleur cerisier-1898

Календарь Four Seasons

Календарь для типографии Vieillemard. Суд Париса-1895

Кувшинка-1898

Лето. Фрагмент

Луна и звёзды. Вечерняя звезда-1902

Луна и звёзды. Лунный свет-1902

Луна и звёзды. Полярная звезда-1902

Луна и звёзды. Северная звезда-1902

Луна и звёзды. Утренняя звезда. Фрагмент-1902

Месяцы. Май-1899

Мечтательность-1897

Монако. Монте-Карло

Моравский хор учителей. Фрагмент-1911

Обложка для журнала «Кокорико». Париж-1898

Обложка для журнала «Кокорико». Париж-1899

Обложка для журнала L’Habitation Pratique-1908

Обложка журнала Paris Illustre-Noel-1903

Обложка французского литературного и художественного журнала La Plume-1898

Панель павильона Босния и Герцеговина на всемирной выставке-1900

Плакат 6-го фестиваля 'Сокол'-1912

Плакат A quartier latin

Плакат A quartier latin-1897

Плакат A quartier latin-1898

Плакат Carriage Dealers-Philadelphia Exposition-1902

Плакат Cherry Blossom-1898

Плакат Cloches de Noel-1900

Плакат De Forest phonofilm-1927

Плакат Heidsieck & Co.-1901

Плакат Ilsee

Плакат Los Cigarillos Paris-1897

Плакат Luchon-1895

Плакат Russia Restituenda-1922

Плакат Slavia-1896

Плакат Societe Populaire des Beaux-Arts-1897

Плакат Waverley Cycles-1898

Плакат боснийского павильона-ресторана на Всемирной выставке в Париже-1900 году

Плакат весенней музыки и песни Jarni Slavnosti-1914

Плакат выставки 1930 года 'Славянский эпос'

Плакат для Documents Decoratifs-1902

Плакат к 10-летию Независимости Республики Чехословакия-1928

Плакат лотереи Союза Юго-Западной Моравии-1912

Плакат Универсальной и Международной выставки в Сент-Луисе, 30 апреля по 30 ноября 1904 г

Примулы. Первоцвет-1899

Примулы. Перо-1899

Принцесса Гиацинт-1911

Растения-Лавровый венок-1901

Растения-Плющ-1901

Реклама Benedictine-1898

Реклама Cognac Template

Реклама La Trappistine. Фрагмент-1897

Реклама велосепедов торговой марки 'Perfecta'-1902

Реклама вина инков-1897

Реклама парфюмерии торговой марки Rodo-1896

Реклама пива Bieres de la Meuse-1897

Реклама рома Fox-Land

Реклама синьки торговой марки Deschamps-1897

Реклама сухого шампанского Ruinart. Фрагмент-1896

Реклама сухого шампанского Ruinart-1896

Реклама туристического агентства - Monaco Monte-Carlo-1897

Реклама туристического агентства - The west end review-1898

Реклама шампанского Dry Imperial марки Moet & Chandon-1899

Реклама шампанского Moet & Chandon-Menu 1-1899

Реклама шампанского Moet & Chandon-Menu 2-1899

Реклама шампанского Moet & Chandon-Menu 3-1899

Реклама шампанского Moet & Chandon-Menu 4-1899

Реклама шампанского White Star марки Moet & Chandon-1899

Рекламные плакаты Lefevre Utile-1903

Рекламный плакат Chocolat Ideal-1897

Рекламный плакат Chocolat Masson-1897

Рекламный плакат детского питания фирмы Nestle-1897

Рекламный плакат для Сары Бернар. La Tosca-1899

Рекламный плакат для Сары Бернар. Американский тур-1896

Рекламный плакат для Сары Бернар. Гамлет-1899

Рекламный плакат для Сары Бернар. Гисмонда-1894

Рекламный плакат для Сары Бернар. Дама с камелиями-1896

Рекламный плакат для Сары Бернар. Лорензачио-1896

Рекламный плакат для Сары Бернар. Медея-1898

Рекламный плакат для Сары Бернар. Самаритянка-1897

Рекламный плакат для Сары Бернар-1896

Рекламный плакат издательства Cassan Fils, Тулуза-1895

Рекламный плакат печенья Lefevre Utile. Флирт-1899

Рекламный плакат печенья Lefevre-Utile-1896

Рекламный плакат печенья и шампанского Lefevre-Utile-1896

Рекламный плакат сигаретной бумаги 'Иов'-1896

Роскошный фронтспис для журнала-1897

Саламбо-1896

Саломея-1897

Сезоны-1895

Сезоны-1896

Сезоны-1896-Весна

Сезоны-1896-Зима

Сезоны-1896-Лето

Сезоны-1896-Осень

Сезоны-1898

Сезоны-1898-Весна

Сезоны-1898-Зима

Сезоны-1898-Лето

Степные травы. Вереск с берегового обрыва-1902

Степные травы. Чертополох из пустыни-1902

Фрукты-1897

Цветы. Гвоздика-1898

Цветы. Ирис-1898

Цветы. Роза-1898

Цветы-1897

Цветы--Лилия-1898

  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

philologist.livejournal.com


Смотрите также