"Вокруг Мункачи" - ru_art links. Картины мункачи


"Вокруг Мункачи" - История красоты

«Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе... Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы». В. Стасов

Михай Мункачи «Оранжерея» Около 1885 дерево, масло Собрание Имре Пакха

Впервые в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представлял выставку венгерского художника Михая Мункачи (1844–1900), одного из самых дорогостоящих европейских авторов конца XIX века. В экспозиции были показаны более 50 картин: работы художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха, а также произведения европейских и русских мастеров XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Как рассказывают историки, настоящие знатоки искусства сражались за возможность увидеть и приобрести его произведения. За свою недолгую жизнь Мункачи создал более 600 работ, при чем их нельзя назвать полотнами, многие картины написаны на деревянных досках вместо холстов

Михай Мункачи Автопортрет 1881 Дерево, масло. Венгерская национальная галерея.

Михай Либ родился 20 февраля 1844 г. в семье сельского чиновника баварского происхождения в городе Мункаче, тогда принадлежавшем империи Габсбургов (ныне Мукачево, Закарпатская область, Украина). Мункачи –псевдоним по названию родного городка, художник начал подписываться так в 1863 году.

Михай Мункачи Эскиз для росписи потолка Музея истории искусств в Вене. Около 1887 холст, масло. Венгерская национальная галерея. Роспись потолка над лестницей̆ в венском Музее истории искусств – официальный заказ. Здесь Мункачи работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения». Масштабная композиция – одно из значительных монументальных произведений XIX века.

Трагические события преследовали художника с самого детства. Мальчик очень рано осиротел. Семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его в подмастерья к плотнику. После трех лет учебы и тяжелого труда в мастерской, мальчик заболел и был вынужден вернуться домой. В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюрыДядя обратил внимание на увлечение Михая и позволил племяннику брать уроки у бродячего художника Элек Самоши. Затем Михай поехал в Будапешт, заручился покровительством известного художника Антала Лигети и получил стипендию, позволившую учиться за границей.

Михай Мункачи «Сумерки в Колпаше» конец 1880 х Дерево, масло. Венгерская национальная галерея

В дальнейшем Мункачи учился во многих крупнейших европейских академиях живописи. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой. В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. Затем – опять учеба в в Дюссельдорфе. . К социальной теме художник обратился после посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. К работам этого периода относятся: «Пьяница-муж» (1872), «Деревенский герой» (1874), а также картина «Женщина, несущая хворост» (1873),

Михай Мункачи «Два молодых человека у стола (Эскиз к картине «Деревенский герой»))» 1874 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Женщина, несущая хворост» 1873 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Пьяница-муж» 1872 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Вскоре у Мункачи появляется меценат – люксембургский коллекционер барон де Марш, что позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку – они поддерживали его не только материально, но и морально. Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга.

Михай Мункачи «Пейзаж с пастушьим костром» около1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон – знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Под влиянием их новаторской манеры изображения природы Мункачи написал свои первые пейзажи, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. К жанру пейзажа он обращался на протяжении всей жизни.

Михай Мункачи «Прогулка в лесу» около1880 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Цыгане на опушке леса» 1873 дерево, масло Собрание Имре Пакха

Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике. По окончании траура в 1874 году они поженились. Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.

Михай Мункачи «Прогулка в парке Монсо» 1882 дерево, масло. Собрание Имре Пакха

Михай Мункачи «Певец» Этюд к картине «Умирающий Моцарт» дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

Роскошный особняк, который Мункачи снял в Париже, его супруга Сесиль превратила в модный салон. Это место посещали известные художники, литераторы, банкиры и государственные деятели. Благодаря старания своей жены (она стала для него первым агентом) Мункачи быстро превратился в одного из самых продаваемых художников Европы. . Новый стиль жизни отразился на выборе сюжетов: теперь это семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, картины на библейские сюжеты.

Михай Мункачи «Пейзаж с пастушьим костром» около1882 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Пейзаж» 1885 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» в свое время вызвала настоящий фурор среди эстетской публики, столь глубоким казался замысел и столь виртуозным исполнение. Автор был награжден золотой медалью на всемирной выставке в Париже, удостоен ордена Железной короны и дворянской грамоты. Образ слепого поэта трагичен, в нем отражена судьба самого художника, борющегося с роком и, несмотря ни на что, создающего прекрасное.

Михай Мункачи «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» 1878 холст, масло. Венгерская национальная галерея

«Мильтона» покупает известный парижский купец Зедельмейер, торгующий картинами, ставший на долгий срок злым гением художника. Он сковывает живописца кабальным договором на десять лет, диктует мастеру темы. Он владеет целиком всей живописной продукцией Мункачи, возит творения мастера по Европе и Америке, зарабатывая огромные барыши.

Михай Мункачи «Читающая женщина» около 1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход – практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи.

Михай Мункачи «День рождения отца» 1882

Михай Мункачи «Две семьи в салоне» 1882 дерево, масло. Собрание Имре Пакха

Салонная живопись сделала Мункачи одним из наиболее популярных и продаваемых европейских художников. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру. Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.

Михай Мункачи «Парижский интерьер» 1877 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Натюрморт с цветами и кувшином» 1881. Эту картину приобрел для своей коллекции русский меценат Сергей Третьяков.

Михай Мункачи «Похитительница конфет» около 1885 холст, масло. Собрание Имре Пакха

Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» – воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой.

Михай Мункачи «Пыльная дорога» около1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

В 1890-х годах здоровье художника пошатнулось — он страдал от душевного расстройства и от сифилиса.. Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства – из-за болезни, перенесенной в юности, художника нередко мучили головные боли и видения. . Мункачи скончался 1 мая 1900 года в 56 лет в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна).

Михай Мункачи «Составление букета» дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

bellezza-storia.livejournal.com

Михай Мункачи, жизнь между хижиной и дворцом - ЭкспертРУ

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Вокруг Мункачи», где впервые в России представлено творческое наследие самого известного в мире венгерского художника. Михай Мункачи – особая фигура в истории венгерской и европейской живописи конца XIX века. В его творчестве нашли отражение самые разные направления и жанры. Он изображал нелегкий быт крестьян в венгерской провинции и безмятежную жизнь светских дам в роскошных интерьерах.

В рамках Дней венгерской культуры в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Вокруг Мункачи». В экспозиции представлены более 50 картин, среди которых работы самого Михая Мункачи из собрания Венгерской национальной галереи и частных коллекций, а также произведения европейских и русских художников конца XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Творческое наследие мастера выставляется в России впервые.

Венгерский живописец Михай Мункачи – фигура особая, неоднозначная и вместе с тем интересная, его называют самым знаменитым венгерским художником в мире. Для своих соотечественников Мункачи – великий мастер венгерского реализма и картин исторического жанра. Именно он оказал существенное влияние на формирование венгерской национальной школы. Вместе с тем Мункачи считается ярким и значительным представителем европейской живописи конца XIX века. Он был человеком довольно сложной судьбы, и это нашло отражение в его творчестве. События, происходившие в жизни художника во многом повлияли на манеру письма и выбор сюжетов. Несмотря на то, что Мункачи происходил из бедной провинциальной семьи, ему удалось добиться признания, не только в Европе, но и в Америке. Российским зрителям мастер известен не слишком хорошо, хотя в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть его работы.

Родился будущий живописец 20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии. Настоящая фамилия художника – Либ, Мункачи – это псевдоним по названию родного городка, он начал подписываться в им 1863 году. Примечательно, что спустя десятилетия, в середине 1920-х годов в Париже подобным образом поступит еще один венгр – Дьюла Галас, он возьмет имя Брассай (дословно – «из Брассо») и впоследствии станет одним из величайших фотографов ХХ столетия. Но вернемся к Мункачи. Трагические события преследовали его с самого детства, мальчик очень рано осиротел. После чего семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его его в подмастерья к плотнику. После трех лет учебы Мункачи тяжело трудился в мастерской, в результате чего заболел и был вынужден вернуться домой. В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюры. На этом этапе важную роль сыграл дядя, который, несмотря на то, что был человеком простым, далеко небогатым, все же смог заметить талант мальчика и пошел навстречу его стремлениям. Он позволил племяннику брать уроки у местного преподавателя рисунка и живописи. Таким образом начался творческий путь юного художника.

В дальнейшем Мункачи успел поучиться во многих крупнейших европейских академиях живописи, методы которых имели свои особенности. Но происходили эти перемещения не по прихоти или излишней разборчивости начинающего мастера. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой. В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. Этот опыт играет решающую роль в его становлении как мастера. Вернувшись в Мюнхен, он решает уехать, чтобы продолжить обучение в Дюссельдорфе. В тот период Мункачи был очень увлечен творчеством профессора местной академии Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен. Испытав влияние, с одной стороны, французских реалистов, с другой – дюссельдорфской школы, которую отличало стремление передавать психологические нюансы и оттенки характера персонажей, он создает свою знаменитую картину «Камера смертника» (на выставке не представлена). Эта работа быстро прославила художника, и в результате один парижский торговец искусством приобрел сразу несколько его произведений.

Вскоре у Мункачи появляется меценат – люксембургский коллекционер барон де Марш, это позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку – они поддерживали его не только материально, но и морально. Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга. Там мастер почувствовал себя лучше.

Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон – знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Барбизонцы известны тем, что первыми отказались от академической системы образования и стали заниматься живописью в естественной среде. Они предпочитали изображать человека и природу, изменения освещения и атмосферные эффекты; все то, что можно наблюдать только на открытом воздухе. Мункачи проникается особой атмосферой этого места, что, безусловно, оказывает влияние на творческую манеру мастера – острая социальная проблематика его сюжетов начинает смягчаться. В Барбизоне он создает картину «Женщина, несущая хворост». Хотя в ней все еще заметен свойственный Мункачи драматизм, но при этом работу отличают светотеневые эффекты и очень плотная живопись. Здесь есть и влияние Милле – образ героини раскрывается при помощи пейзажа. Французский реалист добивался смягчения и романтизации образов персонажей, изображая их на фоне окружающей природы. В Барбизоне Мункачи пишет еще несколько работ, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. Они исполнены в гармоничной цветовой гамме с преобладанием зеленых оттенков.

Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике как и раньше. Нетрудно догадаться (вспомним историю Клода Моне и Алисы Ошеде), что затем они поженились, произошло это по окончании траура. Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.

Женитьба и новый социальный повлияли на творчество мастера. В этот период он уходит от привычных сюжетов и начинает заниматься так называемой «салонной живописью». Определение это часто носит негативный оттенок. Изначально термин «салонное искусство», получивший распространение во второй половине XIX века, относился к произведениям, пользовавшимся поддержкой жюри парижского Салона, а также официальным одобрением властей. Со временем, вбирая в себя новые смыслы, определение приобретало все более негативное значение – так стали называть работы спорного качества, зависящие от модных тенденций и рассчитанные на покупателей с не слишком взыскательным вкусом.

Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. Некоторые исследователи его творчества склонны винить в этих переменах жену, которая вовлекла художника в привычный для нее образ жизни. Кроме того, Мункачи подписывает десятилетний, как его еще называют – «кабальный», контракт с маршаном Зедельмейером. С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход – практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру. Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.

Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» – воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой, легкость и непринужденность мазка… При первом взгляде на эту работу может показаться, что она принадлежит кисти Уильяма Тернера. Но хотя в картине угадываются стиль и приемы английского живописца, это не стоит считать подражанием. Скорее всего Мункачи был просто увлечен передачей световых эффектов, в этом произведении он максимально приблизился к пленэрной живописи.

Еще одна работа, представленная на выставке и заслуживающая отдельного упоминания – «Мильтон, диктующий своим дочерям поэму «Потерянный рай». Художнику недоставало драматизма в сюжетах, и он начал искать вдохновения в мировой литературе. Узнав о Мильтоне, который написал «Потерянный рай», будучи уже слепым, Мункачи глубоко проникся его историей. Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства – из-за болезни, перенесенной в юности художника нередко мучили головные боли и видения. В результате свой жизненный путь мастер закончил в психиатрической клинике, когда ему было 56 лет.

Во многом благодаря своей биографии, такой интересной, насыщенной, но в то же время не лишенной трагизма, Мункачи стал настолько разноплановым художником и сложился как мастер. Он прошел непростой путь от провинциального венгерского плотника до парижского салонного живописца, чьи работы были востребованы не только в Европе, но и в Америке. Впечатления детства и юности послужили основой для его социальных, драматических сюжетов. В период скитаний по академиям Мункачи имел возможность освоить различные жанры, направления и живописные манеры. Салонные работы, которые представляли собой в основном коммерческие заказы, помогли ему в совершенствовании мастерства. Кроме того, художник получал официальные заказы, например, на роспись потолка над лестницей в венском Музее истории искусств. Здесь он работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения», эскиз к ней также можно увидеть на выставке.

Необходимо сказать о контексте, в котором представлены произведения Мункачи в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина, так как это важно для понимания идеи экспозиции. Проект называется «Вокруг Мункачи», поскольку к работам венгерского живописца добавлены полотна его современников. Подобраны европейские мастера конца XIX века, чье творчество оказало влияние на формирование национальных школ; русские художники, которых обращались к схожим сюжетам, социальной проблематике; а также те, кто работал с Мункачи в Париже. Сделано это для того, чтобы наглядно продемонстрировать зрителю, каким разным может быть искусство одного периода, особенно если это конец XIX века, когда одновременно существовало множество различных направлений.

expert.ru

"Вокруг Мункачи" - ru_art links

«Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе... Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы». В. Стасов

Михай Мункачи «Оранжерея» Около 1885 дерево, масло Собрание Имре Пакха

Впервые в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представлял выставку венгерского художника Михая Мункачи (1844–1900), одного из самых дорогостоящих европейских авторов конца XIX века. В экспозиции были показаны более 50 картин: работы художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха, а также произведения европейских и русских мастеров XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Как рассказывают историки, настоящие знатоки искусства сражались за возможность увидеть и приобрести его произведения. За свою недолгую жизнь Мункачи создал более 600 работ, при чем их нельзя назвать полотнами, многие картины написаны на деревянных досках вместо холстов

Михай Мункачи Автопортрет 1881 Дерево, масло. Венгерская национальная галерея.

Михай Либ родился 20 февраля 1844 г. в семье сельского чиновника баварского происхождения в городе Мункаче, тогда принадлежавшем империи Габсбургов (ныне Мукачево, Закарпатская область, Украина). Мункачи –псевдоним по названию родного городка, художник начал подписываться так в 1863 году.

Михай Мункачи Эскиз для росписи потолка Музея истории искусств в Вене. Около 1887 холст, масло. Венгерская национальная галерея. Роспись потолка над лестницей̆ в венском Музее истории искусств – официальный заказ. Здесь Мункачи работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения». Масштабная композиция – одно из значительных монументальных произведений XIX века.

Трагические события преследовали художника с самого детства. Мальчик очень рано осиротел. Семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его в подмастерья к плотнику. После трех лет учебы и тяжелого труда в мастерской, мальчик заболел и был вынужден вернуться домой. В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюрыДядя обратил внимание на увлечение Михая и позволил племяннику брать уроки у бродячего художника Элек Самоши. Затем Михай поехал в Будапешт, заручился покровительством известного художника Антала Лигети и получил стипендию, позволившую учиться за границей.

Михай Мункачи «Сумерки в Колпаше» конец 1880 х Дерево, масло. Венгерская национальная галерея

В дальнейшем Мункачи учился во многих крупнейших европейских академиях живописи. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой. В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. Затем – опять учеба в в Дюссельдорфе. . К социальной теме художник обратился после посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. К работам этого периода относятся: «Пьяница-муж» (1872), «Деревенский герой» (1874), а также картина «Женщина, несущая хворост» (1873),

Михай Мункачи «Два молодых человека у стола (Эскиз к картине «Деревенский герой»))» 1874 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Женщина, несущая хворост» 1873 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Пьяница-муж» 1872 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Вскоре у Мункачи появляется меценат – люксембургский коллекционер барон де Марш, что позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку – они поддерживали его не только материально, но и морально. Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга.

Михай Мункачи «Пейзаж с пастушьим костром» около1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон – знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Под влиянием их новаторской манеры изображения природы Мункачи написал свои первые пейзажи, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. К жанру пейзажа он обращался на протяжении всей жизни.

Михай Мункачи «Прогулка в лесу» около1880 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Цыгане на опушке леса» 1873 дерево, масло Собрание Имре Пакха

Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике. По окончании траура в 1874 году они поженились. Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.

Михай Мункачи «Прогулка в парке Монсо» 1882 дерево, масло. Собрание Имре Пакха

Михай Мункачи «Певец» Этюд к картине «Умирающий Моцарт» дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

Роскошный особняк, который Мункачи снял в Париже, его супруга Сесиль превратила в модный салон. Это место посещали известные художники, литераторы, банкиры и государственные деятели. Благодаря старания своей жены (она стала для него первым агентом) Мункачи быстро превратился в одного из самых продаваемых художников Европы. . Новый стиль жизни отразился на выборе сюжетов: теперь это семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, картины на библейские сюжеты.

Михай Мункачи «Пейзаж с пастушьим костром» около1882 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Пейзаж» 1885 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» в свое время вызвала настоящий фурор среди эстетской публики, столь глубоким казался замысел и столь виртуозным исполнение. Автор был награжден золотой медалью на всемирной выставке в Париже, удостоен ордена Железной короны и дворянской грамоты. Образ слепого поэта трагичен, в нем отражена судьба самого художника, борющегося с роком и, несмотря ни на что, создающего прекрасное.

Михай Мункачи «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» 1878 холст, масло. Венгерская национальная галерея

«Мильтона» покупает известный парижский купец Зедельмейер, торгующий картинами, ставший на долгий срок злым гением художника. Он сковывает живописца кабальным договором на десять лет, диктует мастеру темы. Он владеет целиком всей живописной продукцией Мункачи, возит творения мастера по Европе и Америке, зарабатывая огромные барыши.

Михай Мункачи «Читающая женщина» около 1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход – практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи.

Михай Мункачи «День рождения отца» 1882

Михай Мункачи «Две семьи в салоне» 1882 дерево, масло. Собрание Имре Пакха

Салонная живопись сделала Мункачи одним из наиболее популярных и продаваемых европейских художников. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру. Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.

Михай Мункачи «Парижский интерьер» 1877 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Натюрморт с цветами и кувшином» 1881. Эту картину приобрел для своей коллекции русский меценат Сергей Третьяков.

Михай Мункачи «Похитительница конфет» около 1885 холст, масло. Собрание Имре Пакха

Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» – воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой.

Михай Мункачи «Пыльная дорога» около1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

В 1890-х годах здоровье художника пошатнулось — он страдал от душевного расстройства и от сифилиса.. Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства – из-за болезни, перенесенной в юности, художника нередко мучили головные боли и видения. . Мункачи скончался 1 мая 1900 года в 56 лет в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна).

Михай Мункачи «Составление букета» дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st011.shtmlhttp://evropeyskoe_iskusstvo.academic.ru/675/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B8http://expert.ru/2015/06/3/mihaj-munkachi-zhizn-mezhdu-hizhinoj-i-dvortsom/http://kolomna-art.pro/archives/vokrug-munkachi-za-187-dnej

art-links.livejournal.com

Вокруг Мункачи - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Впервые в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку венгерского художника Михая Мункачи (1844–1900). В экспозиции будут показаны более 50 картин: работы художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха, а также произведения европейских и русских мастеров XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. 

Михай Мункачи (1844–1900) – видный представитель европейской живописи XIX века, создавший более 600 произведений; его работы были высоко оценены как коллекционерами, так и критиками. В творчестве художника нашли отражение разные направления и жанры: он изображал жизнь венгерских крестьян в реалистической манере, писал салонные сцены, пейзажи.

Выставка «Вокруг Мункачи» размещена в шести залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Экспозиция дает зрителю возможность познакомиться со всеми направлениями творчества венгерского мастера, проследить взаимосвязь художественных школ в европейском и русском искусстве второй половины XIX века. 

В первом зале представлен «Эскиз росписи потолка» (1886–1890), выполненный художником для венского Музея истории искусств. Масштабная композиция – одно из значительных монументальных произведений XIX века. Здесь также можно увидеть «Автопортрет», написанный художником в 1881 году.

Второй зал позакомит зрителей с социальной проблематикой в творчестве Мункачи. К этой теме художник обратился после посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. Знакомство с произведениями французских реалистов Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе сыграло важную роль в становлении художника, в формировании его интереса к жизни народа. На выставке представлены работы этого периода: «Пьяница-муж» (1872), «Деревенский герой» (1874), а также картина «Женщина, несущая хворост» (1873), которую зритель сможет сравнить с «Собирательницами хвороста» (начало 1850-х) Жана-Франсуа Милле из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

В 1868 году Мункачи начал обучение в Академии художеств в Дюссельдорфе у Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен. В экспозиции будут представлены работа Кнауса «Утро после праздника» (1853) и произведения других немецких художников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Во втором зале также будет показана знаменитая работа «Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай”» (1878). В этот период здоровье Мункачи ухудшилось и жизненная трагедия Мильтона, вызванная одиночеством и болезнью, особенно остро воспринималась художником. На Всемирной выставке в Париже за эту картину он был награжден золотой медалью.

Следующий зал экспозиции посвящен пейзажу в творчестве Мункачи. В 1873 году художник приехал в Барбизон, где в то время работали Жан-Франсуа Милле, Камиль Коро и Густав Курбе. Под влиянием их новаторской манеры изображения природы Мункачи написал свои первые пейзажи. К этому жанру он обращался на протяжении всей жизни. На выставке будут представлены «Прогулка в лесу» (1880), «Пейзаж с деревьями и двухэтажным домом» (1882), «Сумерки в Колпаше» (1880-е), а также пейзажи Камиля Коро и Шарля-Франсуа Добиньи из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Во второй половине 1870-х годов в творчестве Мункачи начинается новый период. В 1874 году художник вступает в брак с Сесиль Папье, вдовой барона Анри-Эдуарда де Марша – мецената и покровителя художника. Сесиль Папье ввела Мункачи в круг коллекционеров и парижских знаменитостей. Новый стиль жизни отразился на выборе сюжетов: теперь это семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, картины на библейские сюжеты. Изменилась и палитра живописи – цвета стали ярче, темные тона, характерные для его ранних работ, сменились светлыми. Салонная живопись сделала Мункачи одним из наиболее популярных и продаваемых европейских художников. В экспозиции будут представлены «Парижский интерьер» (1877), «Натюрморт с цветами и кувшином» (1881), «День рождения отца» (1882), «Оранжерея» (1885), «Похитительница конфет» (около 1885). 

Социальной тематикой своих ранних работ Михай Мункачи был близок художникам-передвижникам. Русские художники и критики, приезжавшие на парижский Салон, высоко оценивали работы Мункачи: Владимир Стасов называл его «одним из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе», Илья Репин отмечал высокое художественное качество произведений венгерского мастера. Поздние картины Мункачи близки парижским работам Ильи Репина и Константина Коровина. На выставке можно увидеть «Портрет пианистки графини Луизы Мерси д'Аржанто» (1890) и «Годовой поминальный митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже» (1883) Репина, «Парижское кафе» (1890-е) и «Портрет хористки» (1887) Коровина, «Букет цветов. Флоксы» (1884) Ивана Крамского из собрания Государственной Третьяковской галереи. В экспозиции также будет представлена работа «В мастерской масок» (1894) Павла Сведомского, единственного русского ученика Михая Мункачи. 

На выставке впервые после реставрации будет экспонироваться работа «В ресторане» (1897–1914) художника-передвижника, ведущего мастера жанровой живописи второй половины XIX века Владимира Маковского. Картина поступила в Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Сергея Васильевича Соловьева – коллекционера русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX века.

Завершает выставку зал с картинами европейских художников, работавших вместе с Михаем Мункачи в Париже: «В Люксембургском саду» (1876) Адольфа Менцеля, «Дорога в школу в Эдаме» (1989) Макса Либермана, «Портрет девочки» (1898) Франца фон Ленбаха, все из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

Выставка «Вокруг Мункачи» проходит в рамках Дней венгерской культуры в России. Подготовлена специальная образовательная и концертная программа.

Партнер
Спонсоры

www.arts-museum.ru

Михай Мункачи (Munkácsy Mihály) - Развлекаюсь, как умею

В четверг съездили с Леной в Пушкинсткий на Михая Мункачи, вот такой выездной урок получился. Думали сначала всей толпой идти, но у всех образовались неотложные дела, поэтому остались мы вдвоём. Мне такой формат даже больше нравится.

Я, как обычно, никогда не слышала о Михае Мункачи. Википедия даёт крайне скудную информацию из серии родился, учился, женился, работал, умер.

Мункачи.jpgМихай Либ (Мункачи - это псевдоним) родился в 20 февраля 1844 года в городе Мункаче (отсюда и имя). В 6 лет он остаётся круглым сиротой, а в 10 уже поступает в подмастерья к столяру. Уже тогда он начинает проявлять его интерес к живописи. Первым преподавателем становится бродячий художник Элек Самоши. Дальше Мункачи отправляется в Будапешт, получив стипендию для обучения за рубежом брагодаря покровительству известного художника Антала Лигети. В 1865 Мункачи на год переезжает в Вену для учёбы в Академии художеств у Карла Раля, затем ещё один год учится в Мюнхене и год в Дюссельдорфе, параллельно бывает в Париже.

В 1869 году Мункачи пишет картину "Камера смертника", за которую получает золотую медаль на Парижском салоне в 1870 году и приобретает известность. Весной 1870 года парижский торговец картинами скупает все холсты Мункачи и упешно их продаёт. С 1872 года Мункачи работает в Париже.

Дальше начинается мой ещё более вольный пересказ.

За всю свою жизнь Мункачи создаёт более 600 произведений в разных жанрах. Пишет салонные сцены, натюрморты, пейзажи. Это востребованная живописть. Это то, благодаря чему художнику не приходится задумываться от средствах к существованию. Тем более, необходимо содержать модный художественный салон, который заводит его жена (в 1874 году он женится на Сесиль Папье, вдове своего друга, барона де Марша, мецената и коллекционера картин).

В 1878 году он заключает грабительский договор сроком на 10 лет с продавцом картин Зедельмейером. В этот период писать приходится только то, что хорошо продаётся. Но любимой темой художника остаются сцены из жизни венгерских крестьян. С годами картины начинают больше походить на этнографические сцены, невозможно дотоверно писать быт народа, так долго находясь в отрыве от родных мест. Мункачи обращается к историческим и религиозным сюжетам.

Завершением творческой жизни художника можно считать полотно "Забастовка", написанное в 1895 году. За эту работу Мункачи подвергается жёсткой критике. В периодических изданиях появляются статьи, в которых художнику "предлагалется" признать, что сюжет выбран случайно. Однако Мункачи твёрдо обозначачает своё жизненное кредо. Елинстенный раз в жизни он становится неугодным.

В 1890-х годах здоровье художника резко ухудшается - он старает от душевного расстройства и от сифилиса. Мункачи скончался 1 мая 1900 года в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна).

Покажу вам некоторые картины. Жаль, репродукции не отражают и сотой части великолепия полотен. Игра света просто потрясающая. Это будто будто закатное солнце выхватыват из глубокой тени отдельные детали и они горят своим внутренним светом.

Мункачи 2.jpg

(без названия).

"Пыльная дорога"(без названия)

"Цыганский табор"Цыганский табор.jpg

"Мильтон диктует дочерям "Потерянный рай""

Та самая "Забастовка"

addiska.livejournal.com


Смотрите также